Понятие интеллекта в психологии
Определение интеллекта
Интеллект (от лат. – разумение, понимание, постижение) в психологии понимают в качестве общей способности к познанию и решению проблем, которая оказывает влияние на достижение успеха в любом виде деятельности и является основанием для других способностей.
Интеллект не является синонимом мышлению, хоть, конечно, мыслительные способности и выступают в качестве его основы. Интеллект выступает системой всех познавательных возможностей человека: ощущений, восприятия, памяти, представлений, воображения и мышления. Понятие интеллекта в качестве умственной способности используется как обобщение поведенческих характеристик, которые связаны с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Измерения интеллекта
В XIX в. наиболее важным вопросом в психологии стал вопрос о способах оценки и измерения интеллекта. В 1905 г. французскими учеными А. Бине и Т. Симоном была создана первая тестовая батарея для оценки интеллектуального развития детей от 3 до 13 лет. Создателями теста интеллект рассматривался как полученный к определенному возрасту уровень психического развития, проявляющийся в сформированности познавательных функций и в уровне усвоения умственных навыков и знаний. Количество правильно выполненных заданий теста является характеристикой умственного возраста ребенка.
В 1912 г. немецким психологом В. Штерном было предложено оценивать уровень интеллектуального развития при помощи вычисления коэффициента интеллекта, выражающегося отношением умственного возраста к хронологическому возрасту ребенка.
Л. Термен был взят за основу выдвинутый В. Штерном коэффициент интеллекта и адаптированная в США шкалы Бине-Симона, которая была модифицирована. Разработкой новой версии теста в Стэнфордском университете руководил Л. Термен. Новая шкала интеллекта была названа шкалой Стэнфорд-Бине. На сегодняшний день она является наиболее широко используемой методикой для оценки интеллектуального развития детей.
Первый вариант теста для измерения интеллекта в 1937 г. предложил Д. Векслер. Им была создана шкала для оценки интеллекта не только у детей, но и у взрослых. Шкалу интеллекта Векслера для детей перевели на русский язык, адаптировалии широко используют в нашей стране. Она имеет существенные отличия от шкалы Стэнфорд-Бине, и прежде всего это то, что задания, предлагаемые испытуемым, одинаковые для всех возрастов. Оценка складывается из числа правильных ответов, которое даёт испытуемый. После этого оно сравнивается со средним числом ответов для испытуемых конкретной возрастной группы. Такая процедура значимо упрощает подсчёт.
Д. Векслер предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта, которая основана на частоте встречаемости показателя.
- 69 и ниже – интеллектуальное снижение;
- 70-79 – пограничный уровень интеллекта;
- 80-89 – низкая норма интеллекта;
- 90-109 – средний уровень интеллекта;
- 110-119 – хорошая норма;
- 120-129 – высокий интеллект;
- 130 и выше – очень высокий интеллект.
Проблемы измерения интеллекта
В наше время стали меньше интересоваться тестами интеллекта. Это связано в основном с низкой прогностической ценностью таких методов: испытуемые, которые имеют высокие отметки по тестам интеллекта, не всегда добиваются больших успехов в жизни и наоборот. Из-за этого в психологию ввели термин «хороший интеллект», который означает, что интеллектуальные способности, находящие воплощение в реальной жизни человека, оказывают влияние на его высокие социальные достижения.
Появление тестов на интеллект послужило появлением некоторых исследовательских проблем. Одной из них является структура интеллектуальных способностей. В психологии существует два главных направления исследований в данной области. К первому направлению относятся авторы, рассматривающие интеллект в качестве набора довольно независимых умственных способностей. Так, Л. Терстоуном была разработана мультифакторная модель интеллекта, которой указывает на существование ряда относительно независимых умственных способностей.
Но наиболее известной является факторная модель Дж. Гилфорда, выделившего три измерения интеллекта:
- умственные операции;
- особенности материала, который используется в тестах;
- полученный интеллектуальный продукт.
В сочетании эти элементы («куб» Гилфорда) дают 120 интеллектуальных факторов. Некоторые из них удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Главным достижением Гилфорда является то, что он выделял социальный интеллекта в качестве совокупности интеллектуальных способностей, которые определяют успешность оценки и прогноза поведения людей.
Для второго направления основной идеей является наличие общего фактора интеллекта, который определяет его специфику и продуктивность всей интеллектуальной деятельности человека. Основоположник этого подхода –Ч. Спирмен. Им выдвинута концепция генерального фактора – G («general factor»). Он рассматривал интеллект в качестве общей умственной энергии, уровень которой является определяющим в успешности и продуктивности всей интеллектуальной деятельности.
Дж. Равен является сторонником Спирмена и продолжателем его идей. Им был разработан собственный тест прогрессивных матриц, который на данный момент является лучшим методом «чистого» измерения интеллекта, главный показатель которого – способность к научению на основании обобщения своего опыта.
К числу наиболее широко используемых относится также концепция Р. Кеттела о двух видах интеллекта, которые соответствуют двум выделенным им факторам: «текучем» (fluid) и «кристаллизованном» (crystallized). Эта концепция находится между взглядами на интеллект в качестве единой общей способности и представлениями о нём в качестве множественности умственных способностей.
Согласно Р. Кеттелу, «текучий» интеллект проявляется в задачах, для решения которых необходимо приспособиться к новым ситуациям; он зависим от воздействия фактора наследственности.
Кроме двух общих факторов, Р. Кеттелом были выделены парциальные факторы, которые связаны с активностью отдельных анализаторов (особенно, фактор визуализации), а также факторы-операции, которые соответствуют по содержанию специальным факторам Спирмена. При исследовании интеллекта у людей пожилого возраста, была подтверждена модель Р. Кеттела: после 40-50 лет начинают снижаться показатели «текучего» интеллекта, а показатели «кристаллизованного» остаются почти неизменными.
Современные исследования интеллекта
В наше время продолжаются исследования по попыткам выделения всё новых элементарных интеллектуальных способностей, однако большее количество исследователей настаивают на том, что общий интеллект является универсальной психической способностью. Как считает Г. Айзенк, в основе интеллекта находится свойство нервной системы, определяемое генетически, от которого зависит скорость и точность переработки информации.
По причине успехов в развитии кибернетики, теории систем, теории информации, сформировалась тенденция к пониманию интеллекта в качестве познавательной деятельности всех сложных систем, которые имеют способность к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. В результате психогенетических исследований был выявлен высокий уровень генетической обусловленности интеллекта. Больше всего эту зависимость можно проследить у вербального интеллекта, в немного меньшей – у невербального. Невербальный интеллект является более тренируемым.
Индивидуальный уровень развития интеллекта зависит также от средовых влияний. Это может быть интеллектуальный климат в семье, порядок рождения ребенка, профессия родителей, широта социальных контактов в раннем детстве. в результате исследований было доказано, что существует взаимосвязь между порядком рождения ребенка в семье и степенью его интеллектуальной активности. Данные указывают на то, что старшие дети чаще бывают более интеллектуально одаренными, чем младшие дети.
Р. Стернбергом было отмечено, что высокие баллы, которые были получены по интеллектуальным тестам, и академическая успеваемость в учебных заведениях имеют невысокую взаимосвязь с дальнейшими успехами на работе и общим уровнем жизненной успешности. Для того, чтобы избавиться от несогласованности, он выделил два типа интеллекта, являющиеся довольно независимыми друг от друга: академический и практический. Их выделение определяется решаемыми человеком задачами.
Академические задачи чаще всего формулируются кем-то другим, они хорошо определяются, про них имеется полная информация, в этом случае имеется только одно правильное решение и только одним способом (в некоторых случаях – несколькими, но их количество ограничено и также заранее определено). Такие проблемы не связаны теми, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни.
Практические проблемы и задачи являются не сформулированными и не определёнными, они относятся к повседневному опыту, их можно решить многими способами, каждый из которых является ценным. Важные конструкты, которые одновременно определяют практический интеллект и характеризуют его результативность, – это интуиция и мудрость.
Интеллект, его строение и уровень развития
Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В интерпретации его сущности мнения психологов расходятся.
Трудности возникают даже при самом определении интеллекта.
Вот некоторые из определений. Интеллект — это:
- способность к мышлению.
- вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.
- характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики.
- целостная характеристика познавательных процессов человека.
- способность человека адаптироваться к окружающей среде.
- понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем.
- глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
- относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
В этой связи вносятся предложения вообще отказаться от этого понятия (Д. Кэррол, С. Максвелл) или заменить его другими, например, «адаптабельностыо» или «умственной структурой» (Д. Меллер и др.)
Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект -это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.
В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.
Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению. При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатично-стью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Энштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».
Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум — обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум — это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые в отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.
Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому ооразованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.
В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих.
Общий интеллект (фактор G, от англ. general — общий) — совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп пеработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.
Специальный интеллект (фактор S, от англ. special — специальный) — совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека.
Имеются и другие подходи к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (способность восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость И др.) «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информацию).
Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными процессами, врожденными и социальными факторами.
Неопределенность содержания понятия «интеллект» не остановила исследований этого феномена, которые велись по различным аспектам жизнедеятельности человека. Вот результаты этих исследований.
Наследуемость. Такая связь имеется лини, по некоторым отдельным факторам интеллекта. Попытки увязать интеллект с генетическими факторами позволили лишь считать, ч то, чем больше генетическое сходство (сестер, братьев, близнецов), тем меньше различия по интеллекту. Выявлено также, что уровень развития интеллекта снижается из-за неправильного образа жизни матери в период беременности (курение, алкоголь, заболевание краснухой, злоупотребление лекарствами и др. ). По приблизительны расчетам факторы наследственности в интеллекте составляют около 60%.
Возраст. Отмечено, что с возрастом при сохранении психического здоровья интеллект не утрачивается. Признаки интеллекта могут быть зафиксированы в возрасте трех лет. К 20 годам наблюдаются максимальные формы проявления знаний, умений, навыков и житейского опыта.
Семья. С возрастом влияние семьи на становление интеллекта снижается, в ранние же годы уровень развития интеллекта пропорционален интеллектуальному уровню семьи. При это определяющее влияние на интеллект показывает тот из родителей, который эмоционально ближе к ребенку (в большинстве случаев мать).
Активность личности. Установлено, что одаренные люди для решения задач привлекают большие объемы информации и осуществляют переработку ее с большой скоростью и точностью. Кроме того, чем выше интеллект, тем выше способность прогнозировать развитие событий, составляющих основу человеческой деятельности.
Адаптация. Казалось бы, коль термин «адаптация» включен в определение интеллекта, ТО вполне логично предположить его взаимосвязь со способностью к адекватному поведению в сложной среде. Однако это определение расплывчато и вряд ли может раскрыть истинную роль интеллекта в адаптационных процессах.
Обучаемость. Такая связь может частично характеризовать интеллектуальную личность. Действительно, школьные и вузовские оценки коррелируют (имеют статистически значимую, но не прчинно-следственную связь) с интеллектом, однако они отражают не характеристики процесса обучения, а конечный результат, добытый неизвестно как. Поэтому говорить об интеллекте как об обобщенной способности к обучению неправомерно. Обучаемость различны видам деятельности определяется и спецификой этой деятельности, и индивидуально-личностными характеристиками человека.
Деятельность. Психологи отмечают в этом вопросе пороговые отношения: как высокий уровень интеллекта,,так и низкий могут наносить ущерб результативности деятельности. Еще в древности китайский философ Лао-Цзы говорил: «Грубым умам управление дается проще». Чрезвычайно высокий интеллект может делать его обладателя непонятным окружающим людям, снизить его мотивацию к интенсивному совместному труду. Справедливо и обратное: каждая профессия требует определенного минимума интеллекта.
Пол. При разном среднем уровне развития интеллекта у мужчин и женщин больший разброс наблюдается у мужчин. Различаются и ведущие сферы приложения интеллекта между мужчинами и женщинами.
Культурно-социальная среда. Установлено, что эта связь существенна для развития интеллекта. Но такой вывод годится только для народов, культура которых не отличается по уровню от современной. Выявлено, например, что по математическим знаниям школьники средних классов Японии превосходят американских ровесников. Однако это явление обусловлено не генетикой и наследственностью, а разным приоритетом, который проявляется в культуре этих стран: трудолюбии, знании, образовании и семьи.
Абстрактное мышление. Интеллект отражает способность человека решать неформализованные задачи, у которых нет четких правил решения.
Нейропсихологические механизмы психики. В этом плане интеллект связывают с общим числом нервных ассоциативных связей и функциональной ассиметрией головного мозга. Накоплен материал о динамических характеристиках интеллектуальной деятельности, не зависящих от типа задания и вида деятельности. Вот некоторые результаты:
- вклад левого полушария в динамическую организацию интеллектуальной деятельности различен;
- намеренное (произвольное) ускорение интеллектуальной деятельности (и некоторые другие скоростные параметры) выше у людей с правосторонним типом асиметрии;
- «левосторонние» более устойчивы по отношению к сбивающему влиянию помех в процессе интеллектуальной деятельности.
К сожалению, многие из перечисленных выше результатов получены на основе различного понимания интеллекта, что придает им лишь ориентировочный характер.
Определение и значение интеллекта — Merriam-Webster
неосторожность in-ˈte-lə-jən(t)s
1
а(1)
: способность учиться или понимать или справляться с новыми или трудными ситуациями : причина
также : умелое использование разума
(2)
: способность применять знания, чтобы манипулировать своим окружением или мыслить абстрактно, что измеряется объективными критериями (такими как тесты)
с
: острота ума : проницательность
б
Христианская наука : основное вечное качество божественного Разума
2
а
: информация, новости
б
: информация о противнике или возможном противнике или районе
также : Агентство, занимающее получение такой информации
3
: Акт понимания : понимание
4
: Возможность выполнять компьютерные функции
5
а
: разумные умы или разум
космический разум
б
: интеллектуальное существо
особенно : ангел
Синонимы
- мозг(и)
- сила мозга
- серое вещество
- головной убор
- интеллект
- интеллектуальность
- менталитет
- причина
- смысл
- smarts
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Она впечатлила нас своим превосходным интеллектом . человек среднего интеллекта сбор разведка о деятельности соседней страны
Недавние примеры в Интернете Инструменты Магнита и обширный репозиторий данных, например, предлагают актуальную информацию о ставках выставления счетов и трудностях с наймом на рынках талантов по всему миру. —Сотрудник Магнита, 9 лет0119 Forbes , 23 февраля 2023 г. Эмоциональный интеллект в ее музыке и душа в ее голосе привлекли внимание и ее коллег. —Кателина Экклстон, Rolling Stone , 23 февраля 2023 г. Одним из таких проектов было сотрудничество с Джоан Дидион, в котором должна была участвовать Бланшетт, близкая встреча, которая расположила его к себе австралийской актрисы.0119 интеллект и широта. — Джозеф Вудард, The Hollywood Reporter , 18 февраля 2023 г. Почему ученый-климатолог должен заниматься размышлениями о разведке США и подобных проблемах? —Майкл Бирнбаум, BostonGlobe.com , 18 февраля 2023 г. Тем не менее, Кеушниг видит отсутствие корреляции между интеллект и зарплата на высоком уровне как предупредительный знак о растущем неравенстве доходов между самыми богатыми и остальной частью общества. — Лоу Де Вэй, , Fortune , 17 февраля 2023 г. В книге отражены интеллект Тома и игривый характер, а также передана масштабность потери автора. — Барбара Шпиндел, The Christian Science Monitor , 16 февраля 2023 г. Шквал разразился, когда вице-президент Харрис прибыл в Германию в четверг на ежегодную встречу политических, разведка и лидеры обороны на Мюнхенской конференции по безопасности. — Андреа Сальседо, Washington Post , 16 февраля 2023 г. Все те органы, которые обладали ошеломляющим интеллектом , амбициями и обещаниями, сводились к погоне за недостижимым имиджем по требованию Западного Лос-Анджелеса. Но здесь. — Кэссиди Рэндалл, Longreads , 16 февраля 2023 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «интеллект». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Среднеанглийский, от среднефранцузского, от латыни Intelligentia , от интеллигент-, intelligens интеллигент
Первое известное использование
14 век, в значении, определенном в смысле 1a(1)
Путешественник во времени
Первое известное использование разведки было в 14 веке
Посмотреть другие слова того же века
Словарные статьи Рядом с
интеллектинтеллектуальная добродетель
интеллект
разумный
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Интеллект.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/intelligence. Доступно 9Март 2023 г.Копия цитирования
Детское определение
интеллект
существительное
неосторожность in-tel-ə-jən(t)s
1
: способность учиться и понимать или решать проблемы : причина
2
а
: смысл новостей 1a
б
: информация о противнике или возможном противнике
также : агентство, занимающееся сбором такой информации
Медицинское определение
разведка
существительное
неосторожность in-tel-ə-jən(t)s
1
а
: способность учиться или понимать или справляться с новыми или трудными ситуациями
б
: способность применять знания, чтобы манипулировать своим окружением или мыслить абстрактно, что измеряется объективными критериями (как тесты)
2
: острота ума
разумный
in-ˈtel-ə-jənt
прилагательное
разумно наречие
Еще от Merriam-Webster о
интеллектНглиш: Перевод интеллект для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод интеллект для говорящих на арабском языке
Britannica. com: статья в энциклопедии о разведке
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
заискивать
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Что появилось раньше?
- горячий прием или холодный прием ?
- холодный прием горячий дубль
Вы знаете, как это выглядит. .. но как это называется?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
ИГРАТЬ
Интеллект человека | Определение, типы, тесты, теории и факты
Льюис Терман
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Анри Бергсон Фрэнсис Гальтон Эдвард Л. Торндайк Сэр Сирил Берт Льюис Терман
- Похожие темы:
- гений вундеркинд Интеллектуальная недееспособность одаренный ребенок синдром саванта
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое человеческий интеллект?
Интеллект человека — это умственное качество, состоящее из способности учиться на собственном опыте, адаптироваться к новым ситуациям, понимать и оперировать абстрактными понятиями, а также использовать знания для управления своим окружением.
Интернет снижает человеческий интеллект и «делает нас глупыми»?
Широко обсуждается вопрос о том, снижает ли Интернет человеческий интеллект и «делает ли нас глупцами». Некоторые утверждают, что Интернет перепрограммирует наш мозг в худшую сторону, о чем свидетельствует снижение показателей IQ, и что новые технологии и платформы, такие как Интернет, вредят спаму внимания, способности концентрироваться и выполнять простые задачи. Другие утверждают, что практически все новые технологии на протяжении всей истории изначально вызывали опасения, что Интернет дает право голоса различным группам населения и равный доступ к информации на благо социального прогресса, и что изменение того, как работает мозг и как мы получаем и обрабатываем информацию, не является обязательно плохо. Чтобы узнать больше о дебатах о том, «делает ли нас Интернет глупее», посетите сайт ProCon.org.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Узнайте о человеческом интеллекте и тестах для измерения коэффициента интеллекта (IQ)
Просмотреть все видео к этой статьеинтеллект человека , умственное качество, состоящее из способности учиться на собственном опыте, адаптироваться к новым ситуациям, понимать абстрактные понятия и обращаться с ними , и использовать знания, чтобы манипулировать своим окружением.
Интерес исследователей в области разведки во многом связан с их попытками точно определить, что такое интеллект. Разные исследователи в своих определениях подчеркивали разные аспекты интеллекта. Например, в 19На 21 симпозиуме американские психологи Льюис Терман и Эдвард Л. Торндайк разошлись в определении интеллекта: Терман подчеркивал способность мыслить абстрактно, а Торндайк подчеркивал обучаемость и способность давать хорошие ответы на вопросы. Однако совсем недавно психологи в целом согласились с тем, что адаптация к окружающей среде является ключом к пониманию того, что такое интеллект и что он делает. Такая адаптация может происходить в различных условиях: учащийся в школе изучает материал, который ему необходимо знать, чтобы хорошо успевать по курсу; врач, лечащий пациента с незнакомыми симптомами, узнает об основном заболевании; или художник переделывает картину, чтобы передать более связное впечатление. По большей части адаптация включает в себя изменение самого себя, чтобы более эффективно справляться с окружающей средой, но это также может означать изменение среды или поиск совершенно новой.
Эффективная адаптация опирается на ряд когнитивных процессов, таких как восприятие, обучение, память, рассуждение и решение проблем. Таким образом, основной акцент в определении интеллекта делается на том, что это не когнитивный или психический процесс как таковой, а скорее выборочная комбинация этих процессов, целенаправленно направленная на эффективную адаптацию. Таким образом, врач, который узнает о новой болезни, адаптируется, воспринимая материал о болезни в медицинской литературе, изучая, что содержится в этом материале, запоминая важные аспекты, необходимые для лечения пациента, а затем используя разум для решения проблемы применения информации в соответствии с потребностями пациента. Интеллект в целом стал рассматриваться не как отдельная способность, а как эффективное сочетание многих способностей. Однако это не всегда было очевидно для исследователей предмета; действительно, большая часть истории этой области вращается вокруг споров о природе и способностях, составляющих интеллект.