Что такое когнитивная функция: Что такое когнитивные функции? — ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ О НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Содержание

Что такое когнитивные функции? — ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ О НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Автор:

Катунина Елена Анатольевна – д.м.н, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова», руководитель отдела нейродегенеративных заболеваний ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России

Одной из важнейших функций головного мозга являются когнитивные, или познавательные, функции. Именно когнитивные функции определяют человека как высшее существо в окружающем мире, а также уровень его индивидуального развития среди других людей. С помощью когнитивных, или познавательных, функций осуществляется взаимосвязь человека с окружающим миром: воспринимается и анализируется информация, приобретаются и сохраняются знания и навыки, осуществляется речевой контакт между людьми.

Утрата способности к умственной деятельности превращает человека в беспомощное существо, которое перестает узнавать окружающих, не понимает, где находится, утрачивает способность к общению. Наряду со страхом онкологии, страх потерять разум относится к наиболее распространенным страхам человечества.

Чаще всего у людей когнитивные функции ассоциируются с памятью. Это действительно одна из самых важных функций головного мозга. Благодаря памяти мы получаем новые знания, запоминаем события жизни, людей, предметы, ориентируемся на местности и т. д. Но понятие «когнитивные функции» более широкое. Помимо памяти, к когнитивным функциям относят внимание, речь, способность формировать и воспроизводить различные навыки (праксис), восприятие и узнавание (гнозис), интеллект (способность обрабатывать, анализировать, сопоставлять, оценивать усвоенную информацию, делать выводы и использовать информацию для решения задач).

Благодаря вниманию мы способны сосредоточиться на восприятии информации. Устойчивость и степень концентрации внимания напрямую связаны с памятью и возможностью обучения. Внимание – одна из наиболее уязвимых функций мозга. Даже у абсолютно здорового человека концентрация внимания значительно снижается в душном помещении, при утомлении, недосыпании, на фоне эмоционального стресса. Снижение внимания – один из ранних признаков недостаточности кровообращения головного мозга. Поэтому если у человека появляются отчетливые трудности при сосредоточении и он не может поддерживать психическую активность определенное время, то это повод, чтобы обратиться к врачу.

Очень важная функция – праксис, то есть способность человека приобретать в процессе жизни разнообразные навыки и затем их использовать. Как только человек появляется на свет, он учится сидеть, ходить, пользоваться ложкой, одеваться, чистить зубы и т.д. Затем осваиваются более сложные навыки, например, приготовление пищи, пользование бытовыми приборами, вождение автомобиля, многочисленные профессиональные умения. Утрата сложных, а затем и простых навыков – очень важный признак болезни Альцгеймера.

Благодаря гнозису мы распознаем ощущения, поступающие от органов чувств – зрения, слуха, обоняния, от прикосновения. Например, когда мы видим какой‑либо предмет (машину, стол…), человека, мы узнаем их так же, как и их изображение на бумаге. При нарушении гнозиса человек не может узнать нарисованные на бумаге предметы, лица, не ориентируется в пространстве, не может понять, сколько времени показывают часы, не распознает звуки (например, мы с закрытыми глазами отлично отличаем шум машины от проходящего поезда), прикосновения, запахи и т.д. Нарушение этой функции мозга может свидетельствовать о самых разных заболеваниях, таких как болезнь Альцгеймера, опухоль мозга, инсульт и т.д.

Когнитивные способности, как правило, достигают наибольшего развития к 20–25 годам. После 30–35 лет возможности когнитивных функций снижаются. Это прежде всего касается гибкости и переключаемости внимания, скорости и точности мышления, памяти. Вместе с тем способности, связанные с приобретаемыми знаниями (словарный запас, общие знания), могут развиваться до 55–60 лет. Впрочем, это усредненные данные, и многие люди сохраняют и приумножают свои умственные способности, оставаясь в прекрасной форме до преклонного возраста.

Абсолютным заблуждением, сложившимся в обществе, является мнение, что пожилой возраст неизбежно сопряжен с ухудшением памяти, внимания и других когнитивных возможностей. Причина снижения когнитивных функций не возраст, а сопутствующие этому периоду жизни частые сосудистые заболевания головного мозга или так называемые нейродегенерации – болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона. Поэтому, если появляются подобные жалобы и, что самое главное, они носят прогрессирующий характер, непременно нужно обратиться к врачу-неврологу или геронтологу, пройти ряд обследований, включая нейропсихологическое тестирование. Своевременное установление диагноза и назначенное лечение в ряде случаев способны восстановить измененные функции, остановить процесс или замедлить его прогрессирование.

Логопед когнитолог. Когнитивная логопедия

Логопед когнитолог в клинике Мельниковой Е.А. Что это такое?

Комплексный подход к развитию речи с опорой на развитие мыслительного процесса.

Когито (лат) – мыслю, лого (латынь) – слово. Речь не должна воспитываться, а логопед с лат. языка переводится, как «воспитатель речи», в отрыве от совершенствования мыслительных функций. Каждое слово-это образ. Произнося слово, у человека в голове должна сформироваться определенная картинка, что означает, не бездумное повторение, например, как при эхолалии, а ответ мозга на произнесенное слово.

Когнитивная (мыслительная) функция (от лат. cоgnitio — познавание) — это предназначенность языка быть средством выражения, передачи, хранения и развития мыслительного содержания. Как и коммуникативная функция, когнитивная функция представляет собой сложную совокупность мыслительных субфункций, которые охватывают весь круг проблем, традиционно обозначаемых формулой «язык и мышление».

Когнитивные функции, с которыми работает логопед когнитолог: