Что такое когнитивные функции? — ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ О НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА
Автор:
Катунина Елена Анатольевна – д.м.н, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова», руководитель отдела нейродегенеративных заболеваний ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России
Одной из важнейших функций головного мозга являются когнитивные, или познавательные, функции. Именно когнитивные функции определяют человека как высшее существо в окружающем мире, а также уровень его индивидуального развития среди других людей. С помощью когнитивных, или познавательных, функций осуществляется взаимосвязь человека с окружающим миром: воспринимается и анализируется информация, приобретаются и сохраняются знания и навыки, осуществляется речевой контакт между людьми.
Утрата способности к умственной деятельности превращает человека в беспомощное существо, которое перестает узнавать окружающих, не понимает, где находится, утрачивает способность к общению. Наряду со страхом онкологии, страх потерять разум относится к наиболее распространенным страхам человечества.
Чаще всего у людей когнитивные функции ассоциируются с памятью. Это действительно одна из самых важных функций головного мозга. Благодаря памяти мы получаем новые знания, запоминаем события жизни, людей, предметы, ориентируемся на местности и т. д. Но понятие «когнитивные функции» более широкое. Помимо памяти, к когнитивным функциям относят внимание, речь, способность формировать и воспроизводить различные навыки (праксис), восприятие и узнавание (гнозис), интеллект (способность обрабатывать, анализировать, сопоставлять, оценивать усвоенную информацию, делать выводы и использовать информацию для решения задач).
Благодаря вниманию мы способны сосредоточиться на восприятии информации. Устойчивость и степень концентрации внимания напрямую связаны с памятью и возможностью обучения. Внимание – одна из наиболее уязвимых функций мозга. Даже у абсолютно здорового человека концентрация внимания значительно снижается в душном помещении, при утомлении, недосыпании, на фоне эмоционального стресса. Снижение внимания – один из ранних признаков недостаточности кровообращения головного мозга. Поэтому если у человека появляются отчетливые трудности при сосредоточении и он не может поддерживать психическую активность определенное время, то это повод, чтобы обратиться к врачу.
Очень важная функция – праксис, то есть способность человека приобретать в процессе жизни разнообразные навыки и затем их использовать. Как только человек появляется на свет, он учится сидеть, ходить, пользоваться ложкой, одеваться, чистить зубы и т.д. Затем осваиваются более сложные навыки, например, приготовление пищи, пользование бытовыми приборами, вождение автомобиля, многочисленные профессиональные умения. Утрата сложных, а затем и простых навыков – очень важный признак болезни Альцгеймера.
Благодаря гнозису мы распознаем ощущения, поступающие от органов чувств – зрения, слуха, обоняния, от прикосновения. Например, когда мы видим какой‑либо предмет (машину, стол…), человека, мы узнаем их так же, как и их изображение на бумаге. При нарушении гнозиса человек не может узнать нарисованные на бумаге предметы, лица, не ориентируется в пространстве, не может понять, сколько времени показывают часы, не распознает звуки (например, мы с закрытыми глазами отлично отличаем шум машины от проходящего поезда), прикосновения, запахи и т.д. Нарушение этой функции мозга может свидетельствовать о самых разных заболеваниях, таких как болезнь Альцгеймера, опухоль мозга, инсульт и т.д.
Когнитивные способности, как правило, достигают наибольшего развития к 20–25 годам. После 30–35 лет возможности когнитивных функций снижаются. Это прежде всего касается гибкости и переключаемости внимания, скорости и точности мышления, памяти. Вместе с тем способности, связанные с приобретаемыми знаниями (словарный запас, общие знания), могут развиваться до 55–60 лет. Впрочем, это усредненные данные, и многие люди сохраняют и приумножают свои умственные способности, оставаясь в прекрасной форме до преклонного возраста.
Абсолютным заблуждением, сложившимся в обществе, является мнение, что пожилой возраст неизбежно сопряжен с ухудшением памяти, внимания и других когнитивных возможностей. Причина снижения когнитивных функций не возраст, а сопутствующие этому периоду жизни частые сосудистые заболевания головного мозга или так называемые нейродегенерации – болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона. Поэтому, если появляются подобные жалобы и, что самое главное, они носят прогрессирующий характер, непременно нужно обратиться к врачу-неврологу или геронтологу, пройти ряд обследований, включая нейропсихологическое тестирование. Своевременное установление диагноза и назначенное лечение в ряде случаев способны восстановить измененные функции, остановить процесс или замедлить его прогрессирование.
Логопед когнитолог. Когнитивная логопедия
Логопед когнитолог в клинике Мельниковой Е.А. Что это такое?
Комплексный подход к развитию речи с опорой на развитие мыслительного процесса.
Когито (лат) – мыслю, лого (латынь) – слово. Речь не должна воспитываться, а логопед с лат. языка переводится, как «воспитатель речи», в отрыве от совершенствования мыслительных функций. Каждое слово-это образ. Произнося слово, у человека в голове должна сформироваться определенная картинка, что означает, не бездумное повторение, например, как при эхолалии, а ответ мозга на произнесенное слово.
Когнитивная (мыслительная) функция (от лат. cоgnitio — познавание) — это предназначенность языка быть средством выражения, передачи, хранения и развития мыслительного содержания. Как и коммуникативная функция, когнитивная функция представляет собой сложную совокупность мыслительных субфункций, которые охватывают весь круг проблем, традиционно обозначаемых формулой «язык и мышление».
Когнитивные функции, с которыми работает логопед когнитолог:
- восприятие информации (гнозис)
- сохранение информации (память)
- воспроизведение информации (речь)
- двигательные навыки (праксис)
- интеллект (мышление)
- внимание
Развитие когнитивных функций у человека происходит на протяжении всей жизни.
Развитие когнитивных функции речи происходит в процессе:
- 1. Игровой деятельности
- 2. Упражнений на внимание
- 3. Упражнений на коммуникацию
- 4. Тренировки памяти
-
- 6. Развития словарного запаса
- 7. Работа над произношением
Каких удается достичь результатов у детей с задержками речевого развития в процессе логопедических занятий ?
Клинический случай № 1 — девочка, 5 лет.До занятий:
ОНР 1 уровня, значительные трудности в переключении и распределении внимания, неусидчива, в речевом арсенале отдельные слова, преимущественно существительные и простые глаголы типа «дай», «давай», «включи» и т.п.
После курса из 20 занятий с логопедом когнитологом:
ОНР 3 уровня, высокая концентрация внимания, высокая потребность в речевом общении, в речевом арсенале существительные, прилагательные, глаголы, первые предложения (сущ+глаг)
Клинический случай № 2 — мальчик, 7 лет.До занятий:
Системное нарушение речи (СНР), СДВГ, зацикливание на игровых заданиях, нежелание выполнять обучающие задания, крики, отсутствие концентрации внимания, речь представлена простыми фразами, состоящими из обиходных слов, потребность в общении с окружающими низкая, на просьбы педагога словесно не отвечает на вопросы, сам не говорит, собеседника не слушает.
После курса из 20 занятий с логопедом когнитологом:
ОНР 3 уровня, дизартрия, СДВГ умеренной степени, резкое снижение аффектно-волевых проявлений, умеренная усидчивость, значительные улучшения в выполнении упражнений на логику и внимание, отраженное повторение артикуляционных и других повторений, средне-высокая потребность в словесном общении, озвучивание просьб, выполнение инструкций, значительное увеличение словарного запаса
Клинический случай № 3 — мальчик, 8 лет.До занятий:
СНР тяжелой степени, синдром Дауна, отсутствие зрительного контакта, отсутствие указательного жеста, механическое выполнение некоторых игровых заданий, несформированность речевого выдоха, нет отраженного повторения и повторения на слух артикуляционных упражнений, слаборазвитый пассивный словарь, недостаточно усидчив и сконцентрирован, обращенную речь понимает выборочно, инструкции не выполняет.
После курса из 20 занятий с логопедом когнитологом:
СНР тяжелой степени, синдром Дауна Появилась ярко выраженная потребность в общении: ребенок стал смотреть в глаза, улыбаться при встрече, обниматься. Стал выполнять словесные инструкции, реагировать на свое имя. Появилось регулярное использование указательного жеста. Появилась ярко выраженная результативность деятельности.
Ребенок стал активно подражать действиям педагога во время артикуляционных упражнений: высовывать язык, двигать им, выдыхать, «нажимая» руками на щеки.
Значительно увеличилась частота и сила вокализаций. Появились активные и регулярные звукоподражания такие, как «ай», «ля-ля», «эээ», «ааа», «иии». Скорость выполнения заданий и концентрация внимания ближе к высоким, улучшилось восприятие обращенной речи, стал выполнять инструкции: дай мяч, посмотри на меня и т.п.
Клинический случай № 4 — мальчик, 4 года.До занятий:
ОНР 2 уровня, сенсомоторная алалия, зрительный контакт ограниченный. Обращенную речь понимает частично, инструкции выполняет не полностью. Концентрация внимания средняя. Отраженно артикуляционные упражнения не повторяет.
Навыки самообслуживания не сформированы.
Произвольная речь представлена отдельными словами, при попытке что-то сказать звучат интонированные вокализации, иногда отдельные лепетные слова.
После курса из 20 занятий с логопедом когнитологом:
ОНР 3 уровня, моторная алалия, в активном словаре появилось множество слов, отражающих знакомые ребенку понятия (трактор, солнышко, мяч и пр.) Стал использовать указательный жест и называть знакомый спрашиваемый предмет.
До занятий:
СНР 1 степени, палевое поведение, отсутствие зрительного контакта, отсутствие указательного жеста, аффектно-волевые проявления, механическое выполнение некоторых простых заданий, блуждающий взгляд, отсутствие концентрации внимания, невозможность выполнения логических заданий
После курса из 20 занятий с логопедом когнитологом:
СНР 1 степени, ребенок стал более спокойно вести себя на занятиях, увеличилась концентрация внимания во время выполнения упражнений, а также скорость их выполнения. Увеличилась усидчивость. Ребенок стал повторять некоторые имитирующие звуки (ууух, кукареку). Увеличилась потребность в общении, стала реагировать на просьбы педагога, активнее выполнять предложенные задания. Появились явно выраженные улучшения в выполнении более сложных заданий, например соотнести предмет с изображением (выборка из 4 предметов). Увеличилась частота зрительного контакта. Пропала тревожность. Отмечается положительная динамика в понимании обращенной речи.
Когнитивная логопедия в клинике Мельниковой Е.А. Как это работает?
В основе развития у детей с РАС и ЗПРР имеет место задержка созревания корковых нейронов и формирование патологических межнейронных связей. Что в дальнейшем приводит к недостаточной деятельности коры головного мозга и проявляется речевыми, когнитивными нарушениями.
С целью ускорения логопедического обучения ребенка в нашей клинике применяется транскраниальная магнитная стимуляция (ТКМС). Стимулируя «напрямую» зоны головного мозга, ответственные за речь, движение языка, память и поведение — ТКМС приводит к появлению устойчивых нейронных связей. А активность стимулируемых зон после транскраниальной магнитной стимуляции на протяжении 1,5-2 часов позволяет добиться быстрого усвоения программных занятий ребенком.
Исходя из нашего направления – когнитивная логопедия, вытекают и наши методики, по которым работает логопед:
С каждой из них Вы можете ознакомиться пройдя по ссылке.
Базовые принципы нашей работы:
Абсолютное принятие
Отталкиваемся от возможностей малыша
Развиваем познавательный интерес
Развиваем коммуникативную функцию речи
Ответы на распространенные вопросы к логопеду когнитологу?
1. Как распознать аутизм как можно раньше?
- В первую очередь необходимо обратить внимание на наличие либо отсутствия комплекса оживления у младенца.
Комплекс оживления — это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращённая к взрослому. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащённое дыхание, радостные вскрики и т. д.
На втором месяце при нормальном развитии ребёнка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трёх-четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.
Комплекс оживления включает четыре основных компонента:
1. Замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого;
2. Улыбку, выражающую радостные эмоции ребёнка;
3. Двигательное оживление — движения головы, вскидывание рук и ног, прогибание спины и пр.;
4. Вокализации — вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).
!!! При дефиците общения появление комплекса оживления задерживается, отмечаются также и другие отклонения в его проявлении: неполный состав, увеличенный латентный период, слабая интенсивность компонентов, реактивный характер. Слабая выраженность каких-либо компонентов комплекса оживления может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.
- Эмоциональное уплощение или гиперэмоциональность, т.е. не в полне адекватная реакция на какое-то событие. Например, случилось что-то незначительное, а у ребенка появляется излишняя эмоциональность, агрессия, истерика или наоборот, ребенка, например, стукнули, скажем, на детской площадке, обидели, а он никак не реагирует. Если все это носит постоянный характер, стоит обратить внимание
- Обратить внимание на то, как играет ребенок. Есть ли зацикленность исключительно на шуршащих, звенящих, только мягких игрушках. Отвергает ли он все остальное? Любимыми игрушки могут быть любые, но если ребенок играет исключительно чем-то одним, а на остальное не обращает внимания, стоит задуматься
- Познавательный интерес!
Ребенок в норме существо apriori с ярко выраженным познавательным интересом. Он должен интересоваться окружающей вокруг обстановкой, проявлять интерес к людям, животным, предметам, явлениям. Если ребенку ничего не интересно, стоит задуматься.
2. Когда нужен логомассаж?
Когда у ребенка сложные речевые нарушения, назначают логомассаж.
Основной показатель-тяжелые формы дизартрии, гипертонус мышц артикуляционного аппарата. Массаж должен сочетаться с артикуляционной гимнастикой. Важно помнить, что он, как и любой массаж, имеет кратковременный эффект и помогает тогда, когда его делают.
3. Когда должен появиться указательный жест и как помочь ему появиться?
Указательный жест у ребенка считается важной вехой его физического развития. Это наиболее ранний способ коммуникации малыша. Это не просто привлечение внимание к чему-то. Малыш может вкладывать уйму смыслов в это незамысловатое движение. Научные исследования показывают, что указательный жест означает осведомленность ребенка. Он знает о каком-то прошлом событии или предполагает, что случится в будущем. Или же он понимает, что некий предмет стоял на конкретном месте, а теперь его здесь нет.
Сначала ребенок начинает замечать и опознавать предметы вблизи себя, затем учится переключать внимание на далекие объекты: птиц за окном, проехавший автомобиль, собаку и т.п. Постепенно он запоминает, где у мамы и папы рот, глаза, другие части тела, начинает различать животных, знакомые вещи (например, игрушки) и так далее. Таким образом он развивает навык запоминания.
Стимулировать указательный жест у детей – это первая ступень в развитии речи. Так вы будете постепенно формировать пассивный словарный запас, который со временем перейдет в активный.
Когда вы заметили, что ребенок начал активно тыкать пальчиком во все подряд, начинайте поощрять его действия, давайте вовлечь себя в этот процесс. Важно сформировать у него правильные ассоциации.
Чтение вслух и пение – также отличные способы пробудить у него интерес к окружающему миру. Когда малыш начнет указывать на картинки в книге, подражать звукам животных, объясняйте, что именно он перед собой видит.
Обязательно предлагайте ребенку шумные игрушки и погремушки, когда он за ними тянется. Тактильные ощущения, развитие мелкой моторики очень важны при развитии речи. Ну и, наконец, поскольку указательный жест становится визуальным способом коммуникации, теперь не придется гадать, чего ребенок хочет и почему опять начал капризничать. Поэтому важно и вам учиться считывать его сигналы.
К 1 году жизни жест уже должен быть освоен ребенком в норме.
4. Как родителям помочь неговорящему ребенку?
1. Развивать пассивный словарь, стимулировать познавательный интерес, жить по принципу «что вижу, то пою».
2. Не предугадывать желания ребенка, давать ему возможность самому обозначать то, что он хочет.
3. Читать вслух и петь песенки.
4. Ограничить использование гаджетов, просмотр мультфильмов. Желательно исключить гаджеты до 3 лет совсем.
Стартуйте сегодня. Откройте для себя новый подход к развитию речи ! Записывайтесь на занятия к логопеду когнитологу в Севастополе, или Москве.
Возможно, Вам будет интересно:
- Лечение детей с ЗПР, аутизмом, синдромом Дауна, ОНР, СДВГ а также лечение последствий инсультов и черепно-мозговых травм в клинике Мельниковой Е.А.
- Транскраниальная магнитная стимуляция (ТКМС) и логопедические занятия в комплексном лечение детей с РАС и психо-речевыми задержками в развитии (ЗПРР).
- Принцип действия ТКМС. Результаты при различных неврологических нарушениях.
- Аутонейритотерапия — новая методика лечения детей с ЗПР и аутизмом.
- Биоакустическая коррекция (БАК) в сочетании с когнитивной логопедией.
Некоторые аспекты когнитивных функций улучшаются с возрастом
Поделиться на Pinterest Некоторые функции мозга могут улучшаться с возрастом. Ронни Кауфман/Getty Images- Ученые обычно считают, что когнитивные функции, включая внимание, исполнительные функции и навыки рассуждения, снижаются с возрастом .
- Новое исследование опровергает это убеждение и предполагает, что ориентировочная и исполнительная функции улучшаются с 9-летним возрастом.0008 .
- Исследователи предполагают, что тренировка мозга может помочь улучшить когнитивные функции.
На протяжении многих лет большинство исследований показывало, что пожилые люди испытывают снижение функционирования мозга по всем направлениям. Однако новое обсервационное исследование, опубликованное в Nature Human Behavior , предполагает, что это может быть неправдой.
Авторы исследования обнаружили, что вместо снижения всех когнитивных функций пожилые люди вместо этого продемонстрировали улучшение в некоторых областях.
По данным Американской психологической ассоциации, когнитивное функционирование относится к «выполнению умственных процессов восприятия, обучения, памяти, понимания, осознания, рассуждений, суждений, интуиции и языка».
Когнитивное функционирование включает исполнительные функции, такие как гибкое мышление, рабочая память и самоконтроль. Люди с неврологическими заболеваниями, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), могут испытывать дефицит этих функций.
Авторы исследования описали исполнительную функцию как:
«Критический набор процессов, которые позволяют нам целенаправленно сосредоточиться на отдельных аспектах информации, игнорируя ненужную информацию. Этот набор функций имеет решающее значение для повседневной жизни и поддерживает многочисленные когнитивные способности более высокого уровня».
Исследователи давно считают, что есть момент, когда люди перестают прогрессировать в когнитивных функциях и начинают испытывать ухудшение.
В частности, некоторые эксперты считают память одной из наиболее уязвимых функций мозга у пожилых людей. Например, автор обзорной статьи о влиянии возраста на когнитивные функции пишет:
«Наиболее заметные изменения внимания, которые происходят с возрастом, — это снижение производительности при выполнении сложных задач на внимание, таких как избирательное или разделенное внимание».
Последнее исследование рисует менее негативную картину, чем другие исследования. Новое исследование показывает, что пожилые люди могут улучшить свои показатели в некоторых областях.
«Люди широко полагают, что внимание и исполнительные функции ухудшаются с возрастом, несмотря на интригующие намеки некоторых исследований меньшего масштаба, которые поставили под сомнение эти предположения», — говорит старший автор исследования доктор Майкл Т. Уллман.
Доктор Ульман — профессор кафедры неврологии и директор лаборатории мозга и языка Медицинского центра Джорджтаунского университета в Вашингтоне, округ Колумбия.
Исследователи обследовали 702 человека в возрасте от 58 до 98 лет. Они проверили участников на наличие следующих трех когнитивных функций:
- оповещение
- ориентирование
- исполнительное торможение
Автор первого исследования доктор Жоао Вериссимо, доцент Лиссабонского университета, Португалия, описывает, как работают эти три процесса.
«Мы постоянно используем все три процесса, — объясняет д-р Вериссимо. «Например, когда вы ведете машину, оповещение — это ваша повышенная готовность, когда вы приближаетесь к перекрестку. Ориентирование происходит, когда вы переключаете внимание на неожиданное движение, например на пешехода. А исполнительная функция позволяет вам блокировать отвлекающие факторы, такие как птицы или рекламные щиты, чтобы вы могли сосредоточиться на вождении».
Исследователи проверили функционирование участников с помощью компьютерного теста сети внимания (ANT). ANT проверяет, насколько хорошо участники могут реагировать на целевой стимул, отображаемый на экране компьютера.
Авторы исследования говорят, что ANT «одновременно измеряет эффективность всех трех сетей».
В то время как предыдущие исследования предполагали, что все три процесса снижаются с возрастом, исследователи обнаружили, что ухудшаются только способности к оповещению. Два других процесса — ориентировочное и исполнительное торможение — улучшились.
«Эти результаты поразительны и имеют важные последствия для нашего взгляда на старение», — говорит доктор Ульман. «Но результаты нашего большого исследования показывают, что критические элементы этих способностей на самом деле улучшаются с возрастом, вероятно, потому, что мы просто практикуем эти навыки на протяжении всей жизни».
Хотя исследование показывает, что ориентировочные и исполнительные процессы могут улучшаться с возрастом, можно еще больше улучшить когнитивные способности с помощью определенных видов деятельности.
Хотя в текущем исследовании не пытались определить, как мы можем улучшить когнитивные функции, в беседе с Medical News Today автор исследования доктор Жоао Вериссимо дал несколько советов:
«Я бы предположил, что более вероятно, что когнитивные способности можно улучшить, занимаясь несколькими и разнообразными видами деятельности».
«Вместе они могут усилить ряд общих способностей — например, такие действия, как изучение второго языка, игры на музыкальном инструменте, посещение курсов, социальное взаимодействие — в дополнение к любой целенаправленной практике для конкретных функций».
Однако он также пояснил, что, хотя «такие вмешательства многообещающи», необходимы дополнительные данные.
Говоря с MNT на аналогичную тему, д-р Уллман повторил чувства и предостережения д-ра Вериссимо: онлайн-программы, хотя до сих пор неясно, в какой степени какие-либо улучшения выходят за рамки того, чему обучают в программах».
Он продолжил: «Таким образом, это правдоподобно, но неясно, можно ли намеренно улучшить исполнительную тормозную функцию при старении с помощью целенаправленной практики».
Ученым потребуется провести дополнительные исследования, чтобы точно понять, какие виды деятельности помогут нам поддерживать наилучшую работу нашего мозга в течение многих лет.
Защита от снижения когнитивных функций — Harvard Health
Хотя в настоящее время не существует лечения, которое могло бы предотвратить или вылечить деменцию, исследователи определили некоторые факторы, которые могут помочь защитить вас от снижения когнитивных функций.
Упражнения
Упражнения предлагают впечатляющий набор преимуществ для здоровья. Помогает предотвратить сердечные заболевания и диабет 2 типа; снижает риск высокого кровяного давления, рака толстой кишки и рака молочной железы; и помогает избавиться от бессонницы, беспокойства и депрессии. Кроме того, это может помочь предотвратить снижение когнитивных функций и деменцию. Кроме того, некоторые исследования показали, что участие в программе регулярных упражнений улучшает когнитивные функции у людей, у которых уже были проблемы с памятью. Упражнения могут быть особенно полезными для людей, которые являются носителями варианта гена APOE4, который делает людей более восприимчивыми к болезни Альцгеймера.
Средиземноморская диета
Средиземноморская диета делает акцент на фруктах, овощах, цельнозерновых продуктах, бобах, орехах и семенах, оливковом масле, а также включает умеренное количество рыбы, птицы и молочных продуктов при ограничении красного мяса. Давно признано, что такой режим питания способствует улучшению сердечно-сосудистого здоровья, снижению риска некоторых видов рака и может защитить от ухудшения когнитивных функций. Средиземноморская диета также, по-видимому, снижает риск развития MCI и замедляет прогрессирование деменции у людей, страдающих этим заболеванием.
Алкоголь
Некоторые более ранние исследования показывают, что люди, употребляющие в среднем один алкогольный напиток в день, могут иметь меньший риск слабоумия. Однако эксперты не рекомендуют употреблять алкоголь для предотвращения снижения когнитивных функций. Если вы время от времени употребляете алкогольные напитки, вам следует ограничить их употребление до одной порции в день.
В исследовании JAMA у сильно пьющих (определяемых как более четырех порций в день или 14 порций в неделю для мужчин и более трех порций в день или семи порций в неделю для женщин) риск болезни Альцгеймера был на 22% выше, чем у непьющих.
Сон
Известно, что постоянный и качественный сон улучшает общее состояние здоровья и может предотвратить ухудшение когнитивных функций. Наше тело нуждается в определенном количестве регулярного сна для выполнения множества важных функций, многие из которых связаны с мозгом. Исследования показали, что люди, которые регулярно спят меньше рекомендуемых семи-восьми часов в сутки, показывают более низкие результаты в тестах на умственную деятельность. Это может быть связано с тем, что обучение и воспоминания консолидируются во время сна.
Ментальная стимуляция
Многие исследователи считают, что уровень образования менее важен для поддержания здоровья мозга, чем привычка оставаться умственно активной с возрастом. В одном исследовании психически здоровых людей в возрасте от 70 до 80 лет спросили, как часто они занимаются шестью видами деятельности, требующими активной умственной активности, — чтением, письмом, разгадыванием кроссвордов, игрой в настольные или карточные игры, участием в групповых дискуссиях и прослушиванием музыки. В последующие пять лет те, кто занимал третье место по частоте умственной деятельности 9У 0132 стимулирующих действий вероятность развития легких когнитивных нарушений была в два раза ниже, чем у тех, кто находился в нижней трети. В более раннем отчете была обнаружена аналогичная связь между упражнениями на растяжение мозга и более низким риском развития болезни Альцгеймера.
Социальные контакты
Социальное взаимодействие может сильно повлиять на ваше здоровье и продолжительность жизни. На самом деле есть доказательства того, что крепкие социальные связи могут быть так же важны, как физическая активность и здоровое питание. Сильные социальные взаимодействия могут помочь защитить вашу память и когнитивные функции несколькими способами с возрастом.