Что такое мировоззрение человека: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Содержание

Что такое мировоззрение, как оно формируется, книги меняющие мировоззрение человека

С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.

Как формируется мировоззрение?

Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания. Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства. Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности. Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, уверенности в себе, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.

Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.

Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в гармонии с самим собой, природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.

Книги, меняющие мировоззрение человека

На свете есть немало авторов, исследующих смысл человеческого бытия. К ним относятся:

  1. Бразильский писатель Пауло Коэльо. Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество».
  2. Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них
    Луиза Хей
    , которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
  3. Еще один автор – Алекс Байхоу. Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
  4. В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему психологическому портрету, можно изменить взгляд на жизнь.

 

история формирует мировоззрение человека и его ценностный каркас

Об этом глава Минобрнауки России сообщил на Первом национальном форуме преподавателей истории, который прошел в Тобольске. Участие в нем приняли более 100 педагогов из разных регионов страны, представители научного сообщества, а также руководители органов власти в сфере высшего образования.

Пленарное заседание форума и расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России открыл председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

По его словам, форум объединил участников из разных регионов нашей огромной России — от Южно-Сахалинска до Калининграда и от Владивостока до Херсона.  

«Это свидетельствует о растущей потребности педагогов-историков в профессиональном общении, обмене опытом, обсуждении ключевых вопросов развития высшего образования», — отметил он.

Также Сергей Нарышкин обозначил некоторые результаты совместной работы Минобрнауки России и Российского исторического общества. В частности, это распределение бюджетных мест по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «История и археология», увеличение количества часов по преподаванию истории на неисторических направлениях подготовки до 144 (80% из которых отводится на аудиторную работу), а также разработка Концепции преподавания истории.

Председатель Российского исторического общества поблагодарил главу Минобрнауки России Валерия Фалькова за неизменное внимание к вопросам исторического образования. 

«Главное помнить, что цель у нас одна, а именно — воспитание гражданина, осознающего сопричастность к истории России, ощущающего свою ответственность, ее настоящее и будущее», — подчеркнул Сергей Нарышкин.

Валерий Фальков отметил, что проделана большая работа по поддержке исторической науки и развитию исторического образования. 

По его словам, вузами реализуется более 250 образовательных программ по направлениям подготовки группы «История и археология», самые популярные из них — «История», «Историческая политология», «История России». Программы бакалавриата и магистратуры по профилю «История» открыты в 184 вузах. 

Кроме того, глава Минобрнауки России рассказал о том, что издательство «Наука» разработало национальную электронную историческую библиотеку, чтобы обеспечить равный доступ всем ученым, преподавателям и студентам к актуальной исторической информации.

Завершая выступление, Валерий Фальков отметил, что история играет огромную роль в формировании специалиста. 

«Это не только само образование и гуманитарная компонента, пусть даже в подготовке специалистов в области инженерно-технических или точных наук. Роль истории и исторического знания — это то, что делает человека уникальным. Наряду с его профессиональными знаниями формирует мировоззрение, ценностный каркас и, конечно, формирует личность», — отметил Министр.

Председатель Правления Российского исторического общества Константин Могилевский назвал эффективной совместную работу с Министерством науки и высшего образования РФ.

Нам уже удалось вернуть историческое образование в те регионы, где оно велось раньше, а затем по тем или иным причинам прекратилось. Это Калужская и Рязанская области, это Сахалин. Теперь будем двигаться дальше, может быть, туда, где исторического образования прежде вообще не было — в регионы Севера и Дальнего Востока», — сказал Константин Могилевский.

Губернатор Тюменской области Александр Моор отметил символичность того, что Форум проходит впервые именно в Тобольске — городе, имеющем огромное значение для истории Сибири и всей страны.

Пленарному заседанию предшествовала работа тематических круглых столов, где преподаватели и представители исторической науки обсудили проекты, которые изменят подход к преподаванию предмета в вузах.

Например, директором Института российской истории РАН Юрием Петровым и директором Тобольского педагогического института имени Д. И. Менделеева (филиалом) Тюменского государственного университета Сергеем Шиловым участникам был представлен новый стандарт для неисторических специальностей и направлений подготовки в высшей школе. Концепция предполагает увеличение количества часов на изучение истории, что будет способствовать более глубокому осмыслению исторических событий и процессов, происходивших в России, в том числе в контексте мировой истории. 

На втором круглом столе преподаватели истории рассмотрели современные подходы к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. Участники ознакомились с результатами экспертизы учебников и пособий по истории для высшей школы. Рабочая группа Экспертного совета при Минобрнауки России провела мониторинг учебных материалов 597 вузов, по результатам которого 20 учебников и пособий рекомендованы к использованию для обучения студентов неисторических специальностей.

Человеческое мышление — функциональность человеческого интеллекта

Инновации расширяют человеческое мышление

Инновации — это цена, которую должен заплатить человек, желающий получить доступ к возможностям, которых раньше не было. Человек подходит к этим инновациям с тем мышлением, которое у него есть, но, как это ни парадоксально, инновации таковы, потому что они не могут быть восприняты ранее существовавшим мышлением. Его необходимо расширить.

Образ мышления человека определяет ментальную структуру, которую он/она использует, чтобы иметь дело с реальностью. Когда мы говорим, что человек не может воспринять инновацию, мы имеем в виду, что человек не может полностью понять ее концепцию, ее функциональность и применимость, если он не расширит границы своего мышления. Отсюда следует, что понятие инновации относится в основном к конкретному человеку в конкретной среде.

Таким образом, понимание инноваций требует, чтобы человек начал узнавать об инновациях, что требует понимания концептуальной структуры таких инноваций, их функциональности и их применения. Инновации можно воспринять только после того, как они были испытаны.

The Unicist Research on Human Intelligence

Исследование человеческого интеллекта включало множество открытий, которые позволили определить функциональность человеческого мышления, в том числе то, как оно взаимодействует с инновациями. Некоторые из этих открытий:

  • Онтоинтеллект – Интеллект, необходимый для понимания природы вещей, который объединяет этический интеллект, стратегический интеллект и логический тип мышления.
  • Коллективный разум
  • Уницистское мышление
  • Концептуальное мышление

Уницистская онтология мышления

Мышление объединяет индивидуальный интеллект, коллективный разум и когнитивные объекты, которые человек имеет в виду.

Индивидуальный интеллект

Мышление человека интегрировано структурой его/ее индивидуального интеллекта, что подразумевает интеграцию:

  • Реактивного интеллекта, интегрированного его/ее IQ, способность справляться с разочарованиями.
  • Активный интеллект, который объединяет концептуальный интеллект, функциональный интеллект, а также внутриличностный и межличностный интеллект.
  • Онтоинтеллект, который объединяет этический интеллект, стратегический интеллект и логический тип мышления.

Коллективный разум

Коллективный разум работает как катализатор и как притягательная сила для индивидуального разума. Но коллективный разум может также работать как ингибитор действий, которые могут поставить под угрозу правила общества.

Объекты познания

Объект познания – это структура, содержащая знания, порядок действия, основания такого объекта и мнение, на котором он основан.

Знание необходимо для построения понятного описания реальности. Процедура действия структурирует полезность знания.

1) Человеческий интеллект

Разведывательные исследования показали использование трех слоев для поддержки адаптивного поведения человека. Эти три слоя можно описать как:

  • Реактивный интеллект, который имеет непосредственный контакт с окружающей средой.
  • Активный интеллект, который поддерживает реактивный интеллект, когда возникает необходимость в процессе планирования.
  • Онтоинтеллект, который поддерживает активный интеллект, когда требуется «постижение» сущности определенной реальности.

Описание:

Реактивный интеллект

Определяет способность действовать адаптированным образом при столкновении с неожиданной ситуацией.

Характеризуется и измеряется:

  • Коэффициентом эмоциональности (EQ)
  • Коэффициентом интеллекта (IQ)
  • Коэффициентом развития фрустрации (FQ)

Active Intelligence

Определяет способность планировать действия адаптированным образом.

Характеризуется и измеряется:

  • Концептуальный интеллект: интроективная эмпатия и симпатическая способность влиять.
  • Функциональный интеллект: тип интеллекта человека (музыкальный, логико-математический и т. д.).
  • Связывание интеллекта: внутриличностный или межличностный интеллект.

Онтоинтеллект

Определяет способность человека воспринимать основную концепцию в сложной ситуации.

Характеризуется и измеряется:

  • Этический интеллект: функциональность индивидуальных «правил».
  • Стратегический стиль: то, как человек сталкивается с реальностью, к которой он стремится приспособиться.
  • Тип мышления: механизм разума человека, используемый для решения проблем, связанных с его адаптацией к окружающей среде.

 

2) Коллективный разум

Открытие коллективного разума позволило построить мост между архетипами и образом жизни культур и социальным, институциональным и индивидуальным поведением. Индивидуальный интеллект всегда усиливается или подавляется образом жизни культуры, которая движима основами архетипа.

Драйвер Коллективного Разума

Коллективный Разум действует как катализатор и как притягательная сила для индивидуального разума. Но коллективный разум может также работать как ингибитор действий, которые могут поставить под угрозу правила общества.

Коллективный разум — это движущая сила, которая позволяет создать интеллектуальную синергию между членами общества, чтобы лучше адаптироваться к окружающей среде.

Легко заметен у животных, таких как муравьи и крысы. Это увеличивает их способность к выживанию и расширяет их виды.

Коллективный разум обеспечивает модели поведения, которые устанавливают правила совместного проживания в обществе и определяют, кто является его членом, а кто чужаком. Он включает в себя трансцендентные и имманентные аспекты поведения.

Коллективный разум определяется архетипом культуры и материализуется в образе жизни.

Хотя разные группы общества могут иметь разные привычки в зависимости от их возможностей, существует общий образ жизни, определяемый коллективным разумом, который устанавливает модели приемлемого поведения. Те, кто не следует этим образцам, считаются пришельцами.

Коллективный разум — это разум, который позволяет создавать и институционализировать социальный капитал.

Уровень коллективного разума определяет уровень развития культуры. Таким образом, сила культуры определяется функциональностью ее архетипа в окружающей среде. Японская культура является парадигматическим примером коллективного разума.

Постижение и понимание природы культурного архетипа необходимо всякий раз, когда необходимо разработать действие, чтобы оказать влияние на окружающую среду. Если не принимать во внимание допустимые модели поведения, индивидуум будет чужаком.

3) Когнитивное мышление, управляемое объектами

Люди используют ментальные «заранее созданные» структуры для приближения к реальности

Мышление, управляемое объектами, — это естественный подход человека к реальности. Человеческий разум приближается к реальности, используя познавательные объекты.

Объект познания – это структура, содержащая знания, порядок действия, основания такого объекта и мнение, на котором он основан.

Знания необходимы для построения понятного описания реальности. Процедура действия структурирует полезность знания.

Основы поддерживают осмысленность знаний. Фундаменты являются основой для интеграции объектов в структуру или сеть объектов.

Мнения – это «доктрина», или надежное знание, на котором строятся объекты познания.

Долговременная память

Когнитивные объекты хранятся в долговременной памяти и доступны, если человек подходит к реальности адаптированным образом.

Доступ к долговременной памяти требует структурного подхода.

Интуиция – это «автоматическая» реакция, которая включает в себя информацию об объектах, хранящихся в долговременной памяти.

Рассмотрим пример: подход шахматного мастера к партии из нескольких партий.

Этот случай был изучен различными исследователями, которые пришли к выводу, что мастер вспоминает множество объектов, которые он/она имеет в своем уме, чтобы классифицировать ситуацию противников.

Чем больше ситуаций он может вспомнить и связать для диагностики ситуации, тем гибче его подход к реальной игре и тем больше у него шансов на победу.

Долговременная память интегрируется:

  • Эпизодическая память , чтобы вспоминать личный опыт из нашего прошлого.
  • Семантическая память для хранения фактов, информации, концепций, правил, принципов и навыков решения проблем.
  • Процедурная память , чтобы помнить, как выполнять или использовать стратегию.

Эти три типа долговременной памяти интегрированы. В них хранятся когнитивные объекты, на которые люди должны реагировать вовремя, чтобы влиять на окружающую среду.

Хранилище объектов знаний

Объекты, хранящиеся в уме, должны удовлетворять нескольким условиям:

1) Чтобы иметь смысл, они должны включать свою концептуальную структуру.

2) Они должны быть безопасными, чтобы быть надежными.

3) Они должны включать убеждения человека, чтобы их запомнили. Когда убеждения человека не учитываются, они забываются.

4) Они должны включать знания, включающие возможность применения.

5) Они должны содержать обоснования, которые должны быть разумными, понятными и доказуемыми.

6) Они должны включать процедуры действий, чтобы сделать объекты полезными.

Объект знания хранится в трех типах долговременной памяти:

  • Эпизодическая память изображает функциональные переживания объекта, что позволяет использовать аналогичный подход.
  • Семантическая память хранит идею концепта, его структуру и механику.
  • Процедурная память содержит таксономию для реализации действий, входящих в структуру когнитивных объектов.

Заключение

Чтобы заниматься инновациями, необходимо расширить границы своего мышления. Без этого расширения все, что вы можете сделать, это принять различные пути, которые предлагает «инновационная слепота».
http://www.unicist.org/complexity-sciences/index.php/unicist-papers-search/4-human-intelligence-and-behavior/177-conceptual-structure-of-innovation-blindness

Мы стать тем, что мы думаем: ключевая роль мышления в развитии человека

Юрген Наглер предлагает семь пунктов переосмысления человеческого развития с точки зрения «менталитета».

«Поскольку мышление и парадигмы управляют поведением, их изменение может иметь огромное влияние… Люди, которым удается вмешиваться в системы на уровне парадигмы, достигают точки рычага, которая полностью трансформирует системы».

Донна Медоуз

Помимо ВВП: к Целям устойчивого развития и благосостоянию

В то время как усилия в области развития демонстрируют истории успеха, такие как уменьшение числа людей, живущих в крайней нищете, нынешняя парадигма не может полностью объяснить успехи и неудачи вмешательств в области развития. Поскольку мы все больше живем за пределами нашей планеты, проблемы неравенства и психического здоровья растут, а счастье и благополучие остаются недостижимыми для многих людей во всем мире.

Кроме того, учитывая количество кризисов — от изменения климата до COVID-19 — наряду с амбициозным характером Целей в области устойчивого развития (ЦУР), существует настоятельная необходимость исследовать эффективность парадигмы человеческого развития 20-го века для 21-го века. . Хотя нынешний подход к человеческому развитию около 30 лет назад сместил фокус развития с валового внутреннего продукта (ВВП) на несколько более широкую перспективу, с тех пор мы не добились значительного прогресса в действительно целостном продвижении человеческого развития.

Призывы к более целостной парадигме человеческого развития поддерживаются движением «Помимо ВВП», а также другими инициативами в области благополучия во всем мире, а также были признаны Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Эти глобальные установки очень похожи на парадигмы в том, что они являются источником систем проявления. Как заявил Ахим Штайнер, администратор ПРООН:

‘Сейчас мы находимся на пороге перехода к экономической парадигме, которая не связана с коммунизмом или капитализмом; речь идет о преобразовании справедливости и устойчивости в парадигму развития».

Ахим Штайнер, 2020

Ключевые вопросы

Исходя из необходимости переосмысления человеческого развития, на ум приходят следующие ключевые вопросы. Как мы можем перейти к комплексному подходу к развитию, который способствует физическому, эмоциональному, умственному и духовному благополучию? Готовы ли мы совершить скачок к просвещенной парадигме, которая признает и развивает людей как многомерных существ? Как мы можем гармонично улучшить благосостояние обоих людей и  планета?

Мы защищаем и развиваем то, что нам дорого, что мы чувствуем частью и с чем связаны. Итак, как мы можем развивать три основные связи: с нашим внутренним существом, с нашими сообществами и с матерью-природой? Возможность создать новую парадигму для 21-го века кроется в объединении современной науки с вечной мудростью. Могут ли коренные причины и преобразующая сила человеческого развития быть внутри нас?

Вдохновение из Бутана

Некоторые страны не попали в ловушку слепой погони за ВВП и материалистическим ростом. Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) наградила Бутан специальной наградой за комплексное продвижение человеческого развития в 2019 году.. Бутан, как известно, объявил валовое национальное счастье (ВНС) более важным, чем ВВП. GNH — это целостный и устойчивый подход к развитию, основанный на девяти столпах, которые уравновешивают материальные и нематериальные ценности.

Валовое национальное счастье (ВНС)

Следует отметить, что ВНС не следует путать с поверхностным пониманием мимолетного счастья. Скорее, ВНС представляет собой многомерный подход, который, по мнению некоторых, является более целостным, чем ЦУР, учитывая, что он также включает такие аспекты, как психологическое благополучие, использование времени и жизнеспособность сообщества. COVID-19кризис усилил эту важность психического здоровья. Но еще до начала кризиса ежегодно во всем мире в результате самоубийств умирало 800 000 человек.

Кроме того, Бутан считается глобальным примером страны с отрицательным выбросом углерода, живущей в гармонии с природой. Это горячая точка биоразнообразия, которую часто считают лидером в области устойчивого туризма. Его сильный акцент на здоровье и защиту сообществ рассматривается как фактор успеха и, в частности, позволил стране хорошо справиться с COVID-19.кризис. Очевидно, что просвещенный подход Бутана к развитию и лидерство привели к чрезвычайному сокращению бедности, а также к защите окружающей среды.

‘Наше поколение призвано переосмыслить, заново определить истинную цель роста и при этом найти действительно устойчивый рост. Мы никогда не должны забывать, что для прочного мира и счастья в этом мире путь вперед должен быть тем, который мы должны пройти все вместе… Все начинается с лидерства над собой».

Его Величество 5-й Король Бутана, 2011 г.

Слепое пятно: мышление

Сильный акцент помощи в целях развития на внешних факторах и измеримом прогрессе оставил в стороне понимание внутренних факторов и потенциальных скрытых коренных причин. Внутренние факторы, такие как образ мышления, могут играть преобразующую роль в пути развития людей, наций и человечества.

Несмотря на то, что в некоторых специализированных областях, таких как психология, социология, философия и неврология, проводились исследования поведенческих инсайтов, саморасширения, личностного развития, лидерства и трансформации, прямой связи с подходами к человеческому развитию не было или минимально. Действительно, существует значительный пробел в знаниях о внутренних измерениях, таких как образ мышления людей, которые трудно измерить.

Эти «мягкие» внутренние факторы до сих пор недостаточно учитывались в области человеческого развития, в отличие от «жестких» показателей, таких как уровень дохода, ожидаемая продолжительность жизни и годы образования. Это подчеркивает необходимость нового целостного подхода, учитывающего взаимодействие между внутренними и внешними факторами, чтобы развитие было преобразующим и способствовало устойчивому благополучию людей и планеты. Как поясняет лауреат Нобелевской премии мира профессор Мухаммад Юнус: «Если мы не передумаем, мы не сможем изменить мир» (обращение к Форуму социального бизнеса, 2019 г.).).

Ключевая роль мышления

Образ мышления — это невидимая точка опоры, которую необходимо включить в новую парадигму человеческого развития 21 века. Образ мышления состоит из наших глубоких убеждений, взглядов и ценностей; они формируют наше мышление и, следовательно, определяют наше поведение, жизненный опыт и путь. Они влияют на то, как люди ведут свою жизнь, как они голосуют, какие личные, образовательные и профессиональные возможности они используют, и что они делают из кризисов, проблем и возможностей. Даже национальная политика и глобальные цели развития вытекают из национального и глобального мышления.

Например, во время кризиса COVID-19 мы можем либо воспринимать пребывание дома как вынужденную изоляцию, либо рассматривать это как добровольную защиту наших уязвимых пожилых людей. Настроения, конечно, не панацея, и внешние факторы не следует полностью отрицать. Однако, признавая роль внутренних измерений, в первую очередь мышления, мы подчеркиваем ту свободу действий, которую люди имеют в реализации своего истинного человеческого потенциала. История полна творцов перемен и социальных лидеров, которые преодолели и изменили свои внешние обстоятельства и структуры и, следовательно, написали историю.

Необходимость глобального изменения мышления

Общепризнанно, что ЦУР невозможно достичь обычными методами. Чтобы поведение и действия были другими, нам требуется новый способ мышления, новое мышление и чувство безотлагательности трансформационных изменений. Возрастает безотлагательность перехода к парадигме развития, которая, наконец, переводит стремление «выйти за рамки ВВП» в мышление о благополучии и устойчивости с соответствующей концепцией и измерениями.

В системном мышлении и лидерстве изменение мышления считается самым важным рычагом для изменения системы — даже более важным, чем политика и цели. Сдвиг глобального мышления в сторону экономики благосостояния может быть вдохновлен примерами из Бутана, Коста-Рики и Новой Зеландии, среди прочих. Это действительно также отражает призыв заместителя Генерального секретаря ООН к «новой смене парадигмы, чтобы заменить традиционный подход к устойчивому развитию для реализации Повестки дня на период до 2030 года».

Предложения по изменению мышления

Несмотря на то, что мы почти ничего не знаем об образе мышления из-за его неосязаемой природы, его можно изменить. Насущные проблемы, такие как жадность, насилие и дискриминация, также начинаются в нашем уме, а в умах и сердцах находятся ключи к трансформационному развитию.

Шесть предложений по изменению мышления:

  • Устойчивая трансформация происходит изнутри наружу.
  • Образ мышления имеет значение. Они играют важную роль в развитии человека на индивидуальном, коллективном и глобальном уровне.
  • Мышление можно изменить, увеличив осознанность и поощрение самоанализа и ответственности за себя.
  • Решения должны быть созданы совместно, что требует изменения мышления самих специалистов по развитию.
  • Существующие подходы к развитию слишком материалистичны; поэтому им необходимо выйти за рамки чрезмерного сосредоточения внимания на ВВП и экономическом развитии.
  • Новая целостная парадигма развития должна включать внутреннее, коллективное и планетарное благополучие.

В то время как вышеупомянутые пункты указывают на важную роль мышления, в академической литературе и литературе по развитию есть слепое пятно. Это требует дальнейших исследований роли мышления в человеческом развитии, в обеспечении устойчивости, преобразований и благополучия людей и планеты.


Юрген Наглер    — заместитель постоянного представителя ПРООН в Бутане. Он имеет более чем 20-летний опыт успешной реализации глобальных, региональных и полевых проектов с ПРООН, Глобальным договором ООН, международными неправительственными организациями и частным сектором.

Добавить комментарий