Как избавиться от мнительности: почему человек таким становится и 5 полезных советов, которые помогут стать счастливее | Скептик
Мнительный человек сильно предрасположен к беспокойствам, тревогам и страхам по самым разным поводам. Такой человек видит потенциальную угрозу и опасность во всем, постоянно переживает за свою сохранность, здоровье, мнение окружающих, часто видит в других людях угрозу своей безопасности.
Это тот тип людей, который постоянно себя накручивает себя, видит угрозы там, где их нет и нет поводов для беспокойства.
Признаки мнительности
- Постоянно видит во всем скрытую угрозу
- Пессимистичный подход к жизни, человек постоянно руководствуется в своих решениях негативным сценарием развития событий
- Человек постоянно находится «наготове» — постоянное напряжение из-за возможных атак на него
- Патологическое стремление контролировать всё, до чего только руки дотянутся
- Обидчивость
- Критически настроен как к себе, так и к окружающим — для него все должно быть идеально
- Черно-белое мышление — для него есть только абсолютно хорошее или абсолютно плохое. Среднего не дано
Откуда берется мнительность:
- Особенности авторитарного воспитания — строгие рамки, правила и ограничения. Возможно, жестокие наказания за те или иные провинности
- Длительное пребывание в стрессовом состоянии
- Травматичный опыт, чаще всего, связанный с людьми, их недобрыми намерениями и, например, предательствами, на которые человек отреагировал слишком остро
- Низкая и/или нестабильная самооценка — человек склонен не считать себя достойным чего-то хорошего и по этой причине не доверяет всему положительному, что его окружает
Как справиться с мнительностью?
1. Не спешите делать выводы и принимать решения
Знаете про «не попасть под горячую руку»? Так вот, у мнительного человека рука постоянно горячая. Здесь важно уметь абстрагироваться от ситуации, стараться как можно спокойнее анализировать ситуацию и не идти на поводу у эмоций.
2. Проработать свои страхи
Мнительность держится на страхе. И у такого человека подобных страхов сильно больше, чем один. Важно искать причины своего мнительного поведения и разбираться в природе своих страхов.
3. Работа над черно-белым мышлением
Старайтесь всему находить минимум 3 возможных обоснования — поведению конкретных людей, возможным сценариям развития событий и другим вещам.
Видите, что человек что-то сделал? Какая у него может быть плохая причина? А хорошая? А нейтральная, которая может быть золотой серединой?
Делаете какой-то проект? Что может пойти не так и какие проблемы от этого будут? А если всё пройдет как нельзя лучше, какие бонусы и привилегии вас ждут? А если работа потянула только на среднячок?
4. Не будьте строги к себе и окружающим
Дайте себе и другим право на ошибку. Из своих извлекайте опыт и просто не повторяйте его вновь, учитесь на неудачах, которые все равно будут снова и у вас и у других.
5. Определите сферу своего влияния
Человек — просто млекопитающее без сверхъестественных способностей, вы не можете читать мысли, видеть будущее или находиться в двух местах одновременно. Помните об этом, когда оказываетесь в сложных ситуациях и делайте выбор с минимальным ущербом. Это будет самое правильное решение.
психологиямнительностьстрахисчастьестрессПоделиться в социальных сетях
Вам может понравиться
Чего боится тревожный человек | PSYCHOLOGIES
46 291Познать себяЧеловек среди людей
Тревожный человек живет так, как будто обладает радаром, способным обнаружить любую неприятность. Его принципиальное убеждение: окружающий мир полон опасностей, в любой момент возможна катастрофа. И нужно приложить максимум усилий, чтобы избежать даже самых незначительных осложнений.
Тревожно-мнительный человек осторожен и стремится все держать под контролем. В каждой ситуации он видит прежде всего риск и возможную опасность для себя и своих близких. В условиях неопределенности выбирает самое страшное предположение. А думая о будущем, старается предвидеть любой риск, любое, даже самое незначительное или маловероятное, событие.
«Только проснулся, а уже не по себе — столько дел, успею ли я все сегодня? Завтракаю с женой, вижу, она чем-то недовольна. А вдруг однажды мы разлюбим друг друга? Сажусь в машину, еду на встречу — неужели опоздаю? Приезжаю на место. Ничего не забыл, все ли предвидел? Закончилась встреча. Сразу мысль: двигатель в машине как-то необычно шумит, не случится ли с ним что-нибудь в дороге? Не пора ли в мастерскую, пока ничего не произошло?»
Система, приводящая в действие «сигнал тревоги», включается слишком часто и работает слишком интенсивно
Но, может быть, поступать так благоразумно? Ведь мир действительно опасен: чтобы убедиться в этом, достаточно включить телевизор или почитать новости в интернете — в сводках происшествий каждый день мы видим десятки погибших, сотни несчастных случаев. Но как живут другие, почему они не реагируют на происходящее так остро?
На самом деле волнуются все, просто тревожный человек делает это чаще и интенсивнее. Остальные понимают, что катастрофы возможны, что все люди уязвимы, но не думают об этом постоянно. Они стараются избежать ненужного риска, больше доверяют миру и понимают, что не все зависит от них. Что касается мелких житейских неприятностей вроде опозданий или подгоревшего ужина, они, конечно, могут вызывать волнение, но очень умеренное. А у беспокойных, мнительных личностей система, приводящая в действие «сигнал тревоги», чрезмерно чувствительна: она включается слишком часто и работает слишком интенсивно.
Плюсы и минусы тревожности
Все мы беспокоимся, когда нам, например, предстоит сдавать экзамен, выступать перед публикой или спешить на поезд или самолет. Чтобы меньше страдать от беспокойства, мы принимаем меры: стараемся как можно лучше подготовиться к экзамену или выступлению, заблаговременно выезжаем на вокзал (в аэропорт). Но многие тревожные личности попросту не идут сдавать экзамены, считая их — порой ошибочно — слишком трудными для себя. Или отказываются от выступлений и поездок — слишком много забот и хлопот.
Тревожный человек всегда подстраховывается, предвидит риски, которые не замечают другие
Выходит, для одних людей беспокойство — это стимулирующий фактор, а для других — тормоз. Но беспокойство, даже излишнее, может приносить свои плоды: тревожный человек всегда подстраховывается, предвидит риски, которые не замечают другие, и следит за тем, чтобы были приняты все меры предосторожности. Такие люди чрезвычайно добросовестны и предусмотрительны.
Мнительность как болезнь
В некоторых случаях тревожно-мнительное состояние становится болезнью, которая требует лечения. К беспокойству, растущему напряжению и бесконечным мыслям о предстоящих катастрофах добавляются и другие симптомы. К примеру, повышенная активность вегетативной нервной системы (сердцебиение, потливость, приливы крови к лицу, комок в горле), мышечное напряжение (внезапные содрогания, ощущение сжатости), чрезмерная бдительность по отношению к окружающему (человек постоянно начеку, взвинчен, раздражителен). В таких ситуациях необходима консультация врача.
Правила общения с тревожно-мнительной личностью
Что нужно делать
Покажите, что вы надежный человек. Для мнительного человека окружающий мир — огромная машина, каждая деталь которой в любой момент может отказать. Если вам удастся дать ему понять, что с вами ему ничего не грозит, он будет меньше обременять вас своей тревожностью и ваши отношения улучшатся. Иногда для этого достаточно мелочей: не опаздывать, вовремя отвечать на его письма, на деле показывать, что вы человек предусмотрительный.
Помогите ему осознать, что все не так уж страшно. Если ваш спутник, обливаясь потом, боится, что из-за пробок вы конечно же опоздаете на поезд, помогите ему представить, что будет, если это все-таки случится. Разве это так страшно? А что можно будет сделать в случае опоздания? Предложив ему сосредоточиться на реальных последствиях и на реальных действиях (отправиться следующим поездом, предупредить тех, кто вас ждет), вы поможете ему посмотреть на ситуацию со стороны и тем самым немного успокоиться.
Шутите мягко и доброжелательно. Тревожные люди действуют на нервы. Это правда. Особенно родители — намерения у них, конечно, самые лучшие, но детей раздражают их постоянные напоминания. Иметь дело с такими личностями нелегко и утомительно. Главное, не поддаваться соблазну поступать им назло или издеваться над ними. Лучше задумайтесь, откуда у вас такие желания. Почему вы испытываете удовольствие, заставляя беспокойного человека волноваться?
Предложите обратиться к специалисту. Тревожному человеку может быть сложно самому принять это решение. Расскажите, что психолог поможет ему справиться с непрекращающейся тревогой и его качество жизни только улучшится.
Чего не нужно делать
Попадать в рабство. Тревожные люди умеют вовлекать окружающих в свои попытки все предвидеть и все контролировать. Незаметно для себя вы можете оказаться связанными по рукам и ногам.
Устраивать сюрпризы. Беспокойный человек плохо реагирует на неожиданности. Даже если это приятный сюрприз! Прийти без предупреждения, с порога объявить новость, устроить розыгрыш — забудьте об этом, если не хотите вызвать у него панику.
Делиться собственным беспокойством. Избегайте говорить о своих проблемах: у беспокойного человека достаточно собственных забот, не стоит добавлять к ним и ваши. Разве что в случае, когда он может вам помочь. Ведь самое страшное для него — это убедиться, что окружающий мир еще более зыбок и опасен, чем ему кажется. Если вы тоже станете для него предметом беспокойства, ваши отношения ухудшатся.
Говорить на тяжелые темы. Тревожные личности думают о возможных опасностях гораздо чаще, чем другие. Одно упоминание об опасности уже означает, что они ее пережили, пострадали от нее. Поэтому постарайтесь не перегружать их. Не рассказывайте им — просто так, чтобы поделиться, — что у соседа, страдающего головными болями, нашли опухоль мозга, а сами вы только что стали свидетелем страшной аварии. Не стоит пересказывать им содержание телевизионного репортажа об очередных трагедиях на дорогах или убийце-рецидивисте.
Некоторые врачи даже советуют тревожным пациентам не смотреть телевизионные новости. Действительно, вечерние передачи, где подводится итог катастрофам прошедшего дня, часто усиливают ощущение, что самое плохое не только возможно, но и уже буквально в шаге от нас. А это основное убеждение тревожных личностей.
Три предостережения, если рядом с вами тревожный человек
Если это ваш начальник, станьте для него тем, с кем можно почувствовать себя спокойнее.
Если это ваш сотрудник, старайтесь использовать его качества там, где нужна самая тщательная подготовка.
Если это ваш спутник (спутница) жизни, не сообщайте ему или ей, что вы начали заниматься парашютным спортом.
Об эксперте
Кристоф Андре — французский психиатр, психотерапевт.
Текст:Елена ШевченкоИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
В чем выражается ваша (не)любовь к себе: 5 примеров из повседневной жизни
Клубника и не только: топ-5 самых полезных ягод
«Не верьте всему, что крутится в голове»: правда и ложь о навязчивых мыслях
«Молодой человек врет в мелочах, ловлю несостыковки. Как ему доверять?»
«Готова лезть на стену или даже в окно: муж то развестись хочет, то детей родить»
Как стать неотразимой в мужских глазах на первом свидании: 3 секрета
Номер на одного: как поездка в одиночестве поможет пережить развод — 3 преимущества
Как и почему сидр унес жизни 18 человек: объяснение врача-терапевта
Лицемерие: универсальная черта человечества
Лицемерие — это практика утверждения моральных стандартов или убеждений, которым не соответствует собственное поведение. Лицемеров обычно не любят, и считают, что им не хватает моральных устоев. Многие люди утверждают, что ничто не раздражает их больше в человеке, чем лицемерие. Я считаю, что это потому, что мы, как раса, не любим критику, и когда кто-то критикует нас, совершая то же самое действие, которое подвергается критике, это выглядит абсурдно и отвратительно. Человечество имеет интересную историю лицемерия. Держу пари, что люди совершили это моральное предательство еще до того, как смогли его распознать.
Мы начинаем видеть массовое лицемерие в письменной истории примерно во времена Священной Римской империи, основанной около 800 г. н.э. Многие обвиняют церковь в проблемах того времени. Проповедуя милосердие и добрую волю, католическая церковь требовала высокой дани и начинала войны с чужими землями во имя своей религии. Лицемерие здесь очень очевидно. Буквально проповедуя ценности раннего христианства и одновременно нарушая эти самые ценности. В конце концов, Просвещение восстановит Европу, однако его распад в 1806 году знаменует собой более 1000 лет массового лицемерия.
Далее в 19 веке появляется американское лицемерие. Рабство считалось вполне приемлемым, однако иудео-христианские ценности, высоко ценимые в американском обществе, не поддерживают эти действия. На самом деле в Ветхом Завете евреи были рабами египетского фараона, и в этих историях египтяне рассматривались как антагонисты. Эта моральная дилемма игнорировалась в проповедях южных протестантских церквей.
20 век стал свидетелем усовершенствований технологий и новых мировых конфликтов. Вторая мировая война, считающаяся величайшим конфликтом в истории человечества, изменила мир, каким мы его видим, и ее последствия все еще ощущаются годы спустя. Создание Израиля было одним из первых действий новой мировой парадигмы. Новая нация была создана на базе существующего государства Палестина и получила поддержку во всем мире. Израиль рассматривался как компенсация за зверства, совершенные против еврейского населения Германией и Палестиной. Теперь, примерно 70 лет спустя, к палестинцам Израиля относятся как к гражданам второго сорта. На самом деле, большинство меньшинств подвергаются социальной или институциональной дискриминации в пределах границ Израиля. Отношение к меньшинствам в Израиле очень похоже на 19Немецкое и довоенное обращение палестинцев с евреями в 30-е годы. Также на Ближнем Востоке Саудовская Аравия по-прежнему остается монархией, несмотря на поддержку США, стойких сторонников демократии, часто использующих ее как предлог для вторжения в другие страны.
Примеров такого поведения в истории человечества и в современном обществе не счесть. Во всем мире акт лицемерия осуждается, но также постоянно практикуется. На самом деле акт препятствования лицемерию сам по себе лицемерен. Лицемерие так же естественно для человека, как дыхание. Вместо того, чтобы впадать в депрессию из-за этого факта, я принимаю это осознание. Кинокритику не обязательно снимать фильмы, чтобы иметь возможность критиковать фильмы. Точно так же мы можем принимать предложения других людей, даже если они их не реализуют.
Почему все (остальные) лицемеры
Мы все лицемеры. Почему? Лицемерие – естественное состояние человеческого разума.
Роберт Курцбан показывает нам, что ключ к пониманию несоответствий в нашем поведении лежит в понимании структуры нашего разума. Человеческий разум состоит из множества специализированных единиц, созданных в процессе эволюции путем естественного отбора. Хотя эти модули иногда работают без проблем, они не всегда работают вместе, что приводит к невероятно противоречивым убеждениям, колебаниям между терпением и импульсивностью, нарушениям наших предполагаемых моральных принципов и завышенным взглядам на самих себя.
Этот модульный, эволюционный психологический взгляд на разум подрывает глубоко укоренившиеся интуитивные представления о нас самих, а также ряд научных теорий, которые требуют «я» с последовательными убеждениями и предпочтениями. Модульность предполагает, что «я» не существует. Наоборот, каждый из нас представляет собой противоречивое «мы» — набор дискретных, но взаимодействующих систем, чьи постоянные конфликты формируют наше взаимодействие друг с другом и наше восприятие мира.
Ясным языком, полным остроумия и богатым примерами, Курцбан объясняет корни и последствия нашего непоследовательного ума, а также почему совершенно естественно полагать, что все остальные являются лицемерами.
Роберт Курцбан — адъюнкт-профессор психологии и основатель Пенсильванской лаборатории экспериментальной эволюционной психологии Пенсильванского университета. В 2008 году он получил первую выдающуюся научную премию за вклад в раннюю карьеру от Общества изучения человеческого поведения и эволюции.
«Используя юмор и анекдоты, [Курзбан] показывает, как конфликт между модулями разума приводит к противоречивым убеждениям, неустойчивому поведению, нарушению моральных границ и раздутому эго. Он утверждает, что мы должны думать о себе не как о «я», а как о «мы» — совокупность взаимодействующих систем, находящихся в постоянном конфликте». — Nature
«Роберт Курцбан считает, что все мы лицемеры. Но не беспокойтесь, — объясняет он, — лицемерие является естественным состоянием человеческого разума.
«[Курцбан] утверждает, что… внутренние конфликты не ограничиваются крайними случаями; они происходят в мозгу каждого, приводя к нелогичным убеждениям и противоречивому поведению. По словам Курцбана, это не обязательно плохо. избирательно иррациональное может дать нам эволюционное преимущество». — Кейси Гленн,
повседневное понимание человеческого поведения, которое, безусловно, представляет интерес для всех… Сама книга свежая. Стиль Курцбана состоит в том, чтобы брать традиционные вопросы и кажущиеся разумными позиции, а затем демонстрировать, что разумность на самом деле такова только при наборе предположений — и что, если они не соответствуют гипотезе модульности, нам следует переосмыслить» — Том Дикинс, 9 лет. 0031 Times Higher Education
«Мы все непоследовательны и самообманываемся, — говорит эволюционный психолог Роберт Курцбан. Наш модульный разум эволюционировал не для последовательности, а для лоскутной многозадачности… Как говорит Курцбан, понимание того, как и почему мы можем быть настолько «невежественными, неправильными, иррациональными и лицемерными», что это может помочь нам работать над созданием более справедливого общества». — Сьюзен Блэкмор,
… аргументы в пользу модульного разума, чему очень помогают юмористические сноски и примеры… Взяв за основу высокие темы, включая истину и веру, Курцбан приводит успешные аргументы в пользу изменения — и перераспределения — современного разума».0031 Publishers Weekly
«Курцбан — светила в растущей дисциплине эволюционной психологии… Провокация… Курцбан уделяет много места объяснению и демонстрации того, как его теория проявляется в нашей повседневной жизни».— Журнал библиотеки
«С остроумием, мудростью и временами с юмором Роберт Курцбан предлагает объяснения того, почему мы делаем то, что делаем, например, морально осуждаем продажу человеческих органов и запираем холодильник на ночь, чтобы не перекусить. .. «Курцбан затрагивает некоторые сложные темы в умной и доступной манере. Он включает множество психологических исследований в поддержку своих теорий, но повествование никогда не бывает сухим… Бросая вызов общепринятым представлениям о привычках, морали и предпочтениях, Курцбан развлекает и просвещает читателей». — Предисловие Обзоры
«Настоятельно рекомендуется». — Джессика Палмер, Блог Bioephemera
«Я уверен, что Почему все (остальные) лицемеры вызовет много споров, и я уверен, что Тезисы Курцбана потребуют дальнейшей доработки. Но какое увлекательное чтение!» — Бренда Джубин, Reading the Markets blog
«В книге Курцбана есть много ценного». — Питер Каррутерс, Trends in Cognitive Sciences
«Курзбан блестяще (и часто весело) разбирает систему функциональных модулей, объясняя их существование эволюцией, а их лицемерие — отсутствием связи. Почему Все (Остальные) лицемеры углубляется в часть психологии, которая известно, что многие видные специалисты в этой области игнорировали его». — Хейли М. Диллон и Рэйчел А. Кармен, Journal of Social, Evolutionary, and Cultural Psychology
«Роберт Курцбан — один из лучших эволюционных психологов своего поколения». : он отличается не только своими успешными исследованиями и тонким пониманием психологии, но и своим остроумием — Курцбан по-настоящему умный, хитрый, лаконичный, а иногда и веселый». — Стивен Пинкер, Гарвардский университет
«В этой удивительной книге Роберт Курцбан ведет блестящую беседу с самим собой, заставляющую задуматься, которая заставила меня задуматься и громко рассмеяться. Используя умные примеры и революционный научный подход, он показывает, что противоречие действительно является фундаментальным человеческим опытом. Тогда неудивительно, что я хотел поделиться этой книгой со своими друзьями, но я также хотел сохранить ее для себя! .» — Джеймс Х. Фаулер, соавтор На связи: удивительная сила наших социальных сетей и то, как они формируют нашу жизнь
«Вот забавный контрапункт взрыву примеров, показывающих, что люди не действуют в соответствии с предсказаниями стандартных рациональных моделей.