что такое незавершенный гештальт и почему мы так часто о нем говорим
21.07.2020
Автор: Татьяна Мостицкая
В 2017 году одним из главных музыкальных хитов была песня Дуа Липы «New Rules». В ней певица рассказала о своей безответной любви и о том, как несколько простых правил помогают ей выбраться из этой зависимости и изменить свое поведение, которое мешает ей двигаться дальше и строить другие отношения. Уже к концу года в сети появился мем о том, что «в 2017 гештальт закрыла только Дуа Липа». И действительно, советы, которая дает певица сначала себе, а в конце песни уже и другим девушкам, похожи на то, что сегодня среди психотерапевтов и людей, интересующихся психологией, называется «закрыть гештальт». Однако давайте сначала разберемся, что это за явление и откуда оно берет свои корни.
Официально само направление гештальт-терапии получило большое распространение в Европе и США в начале 1960-х годов. Основные положения были разработаны его основателями — Фредериком Перлзом, его женой Лаурой и Полом Гудменом.
Сейчас определить понятие «незакрытый гештальт» можно так — это ощущение, что какая-то ситуация или проблема, случившаяся с вами в прошлом, преследует вас в настоящем времени. Это могут быть воспоминания и мысли, которые периодически всплывают в голове и вызывают не самые приятные чувства, и такие отношения с новыми людьми (неважно, любовные, дружеские или рабочие), когда мы ловим себя на мысли, что продолжаем вести себя по старому «сценарию», повторяя ошибки из предыдущих взаимодействий.
В действительности сам феномен фиксирования мыслей на каком-то незавершенном деле берет начало еще раньше — в 1920-х годах. Тогда еще молодая студентка философского факультета Берлинского университета, Блюма Вульфовна Зейгарник, приняла участие в эксперименте, которое позже ляжет в основу целого ряда ее исследований. Курт Левин, руководитель ее курса, любил неформальное общение со своими учащимися и часто водил их в ресторан на обеды. Однажды, приведя студентов на такую встречу (среди которых была и Блюма Зейгарник), он попросил официанта перечислить заказ, который только что сделали несколько клиентов за соседним столиком. Он без труда перечислил все заказанные ими блюда. Тогда Левин попросил проделать то же самое, но с заказами клиентов, которые уже расплатились и ушли из кафе. Молодой человек не смог вспомнить ни одного блюда, объяснив это тем, что клиенты уже рассчитались, поэтому их заказы для него не приоритетны. Эта ситуация послужила поводом для предположения, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем уже завершившиеся. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти, а сам феномен получил название «Эффекта Зейгарник».
Такое напряжение помогает нам не забывать о своих потребностях. Но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно доводить до логического завершения. Незакрытый гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть» ее. В таком случае человек начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером. В более тяжелых случаях человек даже не хочет сближаться с другими, фокусируясь только на том, как вернуть и переиграть отношения с тем, с кем они не сложились до этого, тем самым буксируя на месте и ограничивая себя от движения вперед.
Незавершенный гештальт может проявляться и другим, достаточно популярным способом: мама, которая хотела стать актрисой, но не получилось. Такой незакрытый гештальт заставляет ее толкать свою дочь к поступлению в театральный. В сущности, механизм действия напоминает банальную для всех ситуацию: вспомните, как иногда у всех нас бывает, когда, услышав кусочек какого-то трека, мы на протяжении всего дня его напеваем, отстукиваем мотив и жалуемся друг другу фразами «дурацкая песня с утра сидит в голове».
Безусловно, большинство гештальтов мы закрываем самостоятельно почти каждый день, осознанно или нет, но некоторые остаются с нами, «даря» напряжение, невротизмы, а порой и вовсе чужие установки, которые мы стараемся воплотить в жизнь, не задумываясь о том, насколько они соответствует нашим желаниям. И если вы ощущаете, что сами это напряжение сбавить не можете (и тем самым закрыть гештальт), на помощь приходит психотерапевт. Он поможет осознать потребность, увидеть, как вы с ней обходитесь, и помочь найти подходящие способы ее удовлетворения.
Фото: @de_rococo
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Что такое незавершенный гештальт и способы его закрыть
Автор admin На чтение 8 мин Опубликовано
Незавершенный гештальт чем-то схож с зависшей программой в телефоне или компьютере. И сама не работает, и всей системе создаёт сложности. Поэтому сегодня мы будем учиться закрывать их, чтобы они не мешали ощущать полноту жизни своим наличием.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Незавершенный гештальт чем-то схож с зависшей программой в телефоне или компьютере. И сама не работает, и всей системе создаёт сложности. Поэтому сегодня мы будем учиться закрывать их, чтобы они не мешали ощущать полноту жизни своим наличием.
Содержание
- Суть
- Пример
- Рекомендации
- 1. Как завершить что-то незавершенное?
- 2. Позвольте себе пофантазировать.
- 3. Родители
- 4. Учитесь замечать свои иллюзии и признавать их
- 5. Невозможность завершить
- 6. Учитесь формировать задачи
- 7. Уже сформированы слишком сложные цели?
- 8. Учитесь выражать свои чувства
- Заключение
Суть
Психика человека устроена таким образом, что стремится закончить абсолютно всё, что начала. И если перед ней возникла задача, она будет тратить все ресурсы организма, пока не добьется своего. Внимание будет устремлено только на поставленную цель, и даже если вы немного отвлечётесь и переключитесь, постараетесь о ней забыть – психика неизбежно будет возвращать вас к ней.
Кстати, можете почитать статью про эффект Зейгарник, это по сути тоже незавершенный гештальт.
Чтобы было понятнее, приведу пример.
Пример
У женщины не удаются отношения с мужчинами, допустим, она выбирает только зависимых от алкоголя. Даже если поначалу не догадывается об их пристрастии. И такая смена, череда таких непутёвых спутников жизни будет продолжаться до тех пор, пока она не осознает и не закроет, так называемый, незавершённый гештальт, который состоит в её сложных отношениях с отцом.
Как вы уже могли догадаться, также зависимым от алкоголя. И вот что-то между ними не происходит такого, что она пытается неосознанно воссоздать, повторить ситуацию, мучающую её. Чтобы, наконец, освободиться от накопившегося негатива, или наоборот, получить что-то от отца. Разрешить внутренний конфликт, принять тот факт, что одновременно есть чувство ненависти и отвращения, но при этом нежности и любви.
И будут проходить года, даже десятилетия, до тех пор, когда она созреет какую-то часть своей жизни изменить, или, на крайний случай, осознать. Иначе поглотят бессилие наряду с разочарованием, и такая женщина смирится со своей судьбой, решив, что просто несчастлива в любви или наказана за какой-то грех. Колоссальное количество энергии будет тратиться вхолостую на надежды о прекрасном принце, на попытки привлечь к себе внимание достойного мужчины, или, хотя бы найти его и прочее.
И пока эта цель будет перед ней стоять, она не особо будет включаться в какие-то другие. В этом положительная сторона незавершённых задач и импульсов, они не позволяют отвлекаться и переключаться на другие раздражители.
Но, в приведенном примере эта ресурсная часть преобразуется в ограничивающую, потому что, пока психика занята этой основной задачей, наша женщина теряет массу возможностей, предоставленных жизнью. Да и она могла ощущать себя более счастливой, направив энергию на удовлетворение более доступных и реальных потребностей.
Рекомендации
1. Как завершить что-то незавершенное?
Для начала, как обычно, нужно осознать проблему, и только потом искать способы, как с ней справиться. Допустим, заметили, что, независимо от партнёров, сценарии развития событий одинаковые. Подумайте, что вы в них «отрабатываете»? То есть, какая задача не реализована, что вы постоянно действуете по одной и той же схеме, испытывая, к примеру, каждый раз предательство или разочарование? Вспомните, когда это началось, подумайте, кого наказываете или что хотите получить.
2. Позвольте себе пофантазировать.
Вот каким образом может разрешиться ваша ситуация? Представьте, что вы ощутите в этот момент, продумайте до мелочей, как происходит сам процесс. Если что-то случилось не так, как вам хотелось, просто измените концовку в своих мыслях. Поиграйте с деталями, это поможет разрядить накопленное напряжение, и, возможно, совсем отпустить ситуацию.
3. Родители
Чтобы завершить отношения с родителями, необходимо осуществить такие процессы:
• Месть. Не стоит пугаться, вредить родным вас никто не призывает. Дело в том, что в процессе воспитания невозможно удовлетворять все потребности ребёнка, да и опасно это для него. И вот, взрослея, он понимает, что родители совершали ошибки, что они были несправедливы, не идеальны, а порой даже совсем ужасны. И тогда начинает мстить, у каждого свой способ.
Можно, например, начать себе наносить вред, разрушая собственную жизнь, чтобы причинить им боль, и доказать, как были неправы в своих методах воспитания. Можно всем друзьям и близким жаловаться, рассказывая, как они испортили жизнь, и сколько страданий в детстве пришлось вынести. Но эти способы не принесут разрядки, а только усугубят состояние, наиболее эффективной местью будет, если вы, осознав их ошибки, не будете их повторять или действовать категорически наперекор.
Например, если отец сильно пил, девушка будет счастлива в отношениях, так как сможет создать гармоничную и «здоровую» семью. Или построит карьеру, достигнув колоссального успеха, отомстив родителям за их ограниченность и недостойный образ жизни.
• Прощение. Люди несовершенны, но, как вы помните, даже в самых страшных ситуациях возможно отыскать ресурсы и возможности. Так что, если вы простите родителей за их поступки по отношению к вам, за поведение и ошибки, то освободитесь от накопленных эмоций, да и позволите себе быть более живым и настоящим.
• Благодарность. Если бы что-то в вашей жизни было по-другому, вы бы тоже были другим, в лучшем случае, а в худшем – думаю, догадались. Родители вам дали самое ценное – возможность жить, и какие бы пытки они ни устраивали, нужно отыскать внутри хотя бы малюсенький зародыш этого важного и ценного чувства. Научившись благодарить, вы, на самом деле, приобретёте больше, чем отдадите. Потому что счастливые люди умеют признавать других, принимать их ошибки и выражать благодарность, хотя бы за то, что те просто были в их жизни. В такие моменты возникает ощущение наполненности и умиротворения.
4. Учитесь замечать свои иллюзии и признавать их
Чаще всего это происходит у женщин, когда встречается мужчина, с которым первое время хорошо, да настолько, что появляются мечты о совместном будущем, детках и прочее. Только вот со временем он начинает проявлять свои недостатки, расслабившись немного, нельзя ведь долго держать образ, желая понравиться, да и люди друг друга узнают постепенно.
Так вот, недостатки эти оказываются совсем неприемлемыми для неё, но процесс запущен. Поэтому настаёт время иллюзий, что всё изменится, что удастся справиться, да и вообще, за любовь нужно бороться, а не пасовать перед трудностями. А теперь скажите, стоит ли завершать такой гештальт, или всё-таки посмотреть правде в глаза и отпустить его? Будьте бдительны и откровенны с собой.
5. Невозможность завершить
Как это ни печально, но существуют ситуации, которые уже невозможно разрешить. Вот, наконец, решился человек на откровенный разговор с кем-то значимым, но оказалось, что того уже нет в живых. И тогда обиды или боль оказываются не выраженными адресату. Но выход есть.
Психология богата на различные методы, позволяющие освободиться от накопленных эмоций не прямо, а, например, написав письмо, но, не отправив или уничтожив. Мысленно проиграв диалог, да просто взяв фотографию и «поговорив». Если обратитесь к психотерапевту, то с его помощью сможете получить ответы на свои вопросы и облегчение благодаря технике «горячий стул».
6. Учитесь формировать задачи
Тогда у вас не будет возникать неразрешимых гештальтов. Только приближенные к реальности и упрощённые, потому что, чем больше энергии вкладывается в момент создания, тем больше потом её будет из вас «выкачиваться» впустую, если не удастся реализовать задуманное. Вместо того чтобы подумать: «Я обязательно на ней женюсь», лучше «Я хочу сделать ей предложение». Вот из этих двух формулировок, какая больше имеет право на жизнь?
В первом случае может что – угодно случиться, разлюбите друг друга, расстанетесь и прочее, а психика будет посылать импульсы на реализацию, тогда, даже понимая, что вместе не стоит быть, что это даже опасно и приносит страдания, человек будет пытаться вернуть всё вспять. А во втором случае, сделав предложение и получив отказ, импульс будет реализован. Да, возникнет грусть и разочарование, но задача выполнена, энергия в никуда перестанет уходить и отнимать ваши силы, здоровье и внимание.
7. Уже сформированы слишком сложные цели?
Попробуйте перестать обращать внимание на них до тех пор, пока желание не ослабеет, потом попробовать его переформулировать в такое, что вполне можно реализовать. Вот если вы или ваши знакомые бросали курить, то вы знаете, как первое время очень сложно выдержать, желание затянуться возникает очень часто, и порой сложно сопротивляться его силе. Со временем оно ослабевает, постоянно присутствует и даёт о себе знать, но вполне терпимо.
А ещё через какое-то время, тот, кто борется с зависимостью, обнаруживает, что лишь изредка вспоминает о сигарете, и уже на последней стадии потребность настолько ослабевает, что становится не актуальной, и может иногда давать о себе знать во снах. Поэтому, чтобы закрыть незакрытое, переключитесь на другой раздражитель, а потом, когда отметите, что не так много вкладываетесь, подставляете более доступное.
8. Учитесь выражать свои чувства
Потому что если вы их будете постоянно удерживать, вы только навредите, как здоровью, так и отношениям с близкими людьми. Учитесь замечать их и говорить о них. Посмотрите статью про ограничения действующие на внутреннюю свободу человека, рекомендации, указанные в ней, помогут вам в этом процессе.
Заключение
И помните, что пока человек жив, у него всегда будут возникать незавершённые гештальты, потому что желания и потребности – это энергия, которая, как вы знаете, сопровождает и наполняет только живое. Зато в ваших силах формировать больше доступных к закрытию импульсов, приносящих удовлетворение и радость. Будьте более внимательны и осознанны!
Также рекомендую вам прочитать статью про очень интересное направление психологии, нарративное.
Материал подготовила Журавина Алина.
Определение гештальт-терапии • Наставник-консультант
Гештальт-терапия — это феноменологическая форма психотерапии , разработанная Фрицем Перлзом, Лаурой Перлз и Полом Гудманом в 1940-х и 1950-х годах. Теория была впервые изложена в книге 1951 года « Гештальт-терапия ».
Подход признает, что эмоциональные трудности могут быть в форме эмоциональных и физических реакций.
Из-за этого практикующие специалисты уделяют столько внимания клиенту Невербальное общение , как и эмоциональные реакции.
Ключевые понятия и принципы гештальт-терапии
Центральным понятием гештальт-подхода является «целостность» , которая исследует интегрированный опыт клиентов и их отношения с обществом.
Гештальт-терапия фокусируется на процессе , т.е. на том, что происходит, а не на содержании, т.е. на том, что обсуждается.
Цель состоит в том, чтобы клиенты знали, что они делают, как они это делают и как они могут изменить себя и научиться принимать себя.
Гештальт-терапия синтезирует три философии или « столпа гештальта » — феноменологию, теорию поля и диалог.
Феноменология — это дисциплина, которая помогает людям отойти от привычного образа мышления, чтобы они могли понять, что на самом деле воспринимается и ощущается.
Феноменологический опыт клиента является его текущим или историческим фоном и называется « основанием
Используя концепцию фигуры и фона, можно объяснить процесс, посредством которого люди организуют свое восприятие для создания значения. Земля в основном находится вне сознания, и разные вещи в разное время могут стать фигуральными.
Теория поля лежит в основе целостного взгляда клиента. Есть три типа полей, которые взаимосвязаны:
- эмпирическое поле
- реляционное поле
- более широкое поле
Поле будет находиться в постоянном движении, поэтому консультанту необходимо гибко фокусироваться на фигуральном, а также переключаться между тремя полями, чтобы понять, как клиент осмысливает переживания.
Терапевтические отношения нуждаются в рабочем союзе и диалогических отношениях.
В гештальт- диалогических отношениях терапевт должен приложить все свои силы к реляционному контакту, чтобы встретиться с клиентом.
Консультант должен быть полностью присутствующим, понимающим, подтверждающим и аутентичным, и при этом практиковать следующие элементы: присутствие, подтверждение, включение и открытое общение.
Фриц Перлз, основатель гештальт-терапии
Как работает гештальт-терапия?
Осознание находится в центре теории и практики гештальт-терапии.
Гештальт-консультант повысит осведомленность клиента (чувства, мысли, поведение, телесные ощущения) и осознание того, как клиент устанавливает контакт (его отношения с другими людьми, влияние на окружающую среду и ее влияние на него самого).
Терапия направлена на освобождение блоков, препятствующих потоку между фигурой и фоном .
Гештальт-терапия использует « цикл осознания/опыта », чтобы понять поток осознания, и представляет собой способ отслеживания формирования, прерывания или завершения возникающих фигур.
Эта идея завершения и, следовательно, создания «целостности» является частью нашей повседневной жизни и включает в себя задачи и нашу эмоциональную жизнь.
Этот жизненный опыт называется ‘ гештальта ’, которые формируются, завершаются и снова формируются как цикл опыта.
Гештальт-терапия полагает, что людям необходимо создавать целостное, чтобы понимать наш мир и, следовательно, завершать циклы опыта.
Почему важен цикл опыта?
Цикл опыта определяет этапы от момента переживания ощущения до полного контакта и готовности к новому опыту .
Цикл опыта включает в себя взаимодействие всего человека со всем его окружением. В любой момент человек может пройти несколько циклов опыта, которые взаимосвязаны и связаны с другими, их желаниями и потребностями.
Потенциальные гештальты могут быть остановлены, чтобы сосредоточиться на том, что более важно в данный момент; где выбор делается, но все еще живет в полном осознании настоящего.
Цикл Опыта/Осознания
Могут быть моменты, когда поток гештальт-цикла прерывается или изменяется неосознанно, что ограничивает способность удовлетворять текущую потребность здесь и сейчас.
В детстве переживания, которые у нас были, значения, которые мы придавали им, и способы, которыми мы реагировали на них, часто были образцами реакции, которые были « творческими приспособлениями » к нашему миру.
Творческая корректировка, которая была ответом на потребность в то время, может затем стать привычной, что может быть бесполезным в настоящем.
В результате такое поведение может привести к фиксированному гештальту, в котором поведение становится фиксированным и настолько частью нас самих, что мы перестаем осознавать, что на самом деле выбираем их.
Скачать бесплатный раздаточный материал
Парадоксальная теория изменений
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
Целью гештальт-терапии является осознание того, кто мы есть, как мы живем и как мы относимся к окружающему миру. Благодаря осознанию мы видим реальность в настоящем и можем делать осознанный выбор.
Гештальт-терапия полагает, что люди нуждаются в воссоединении, чтобы понять наш мир и, следовательно, завершить циклы опыта.
Если ситуации в прошлом, особенно те, которые вызвали травму, не были разрешены, гештальт остается незавершенным — это называется « незавершенное дело ».
Незавершенное дело может вызвать дискомфорт у клиента, так как потребность не была удовлетворена.
Эти незавершенные дела могут накапливаться и в крайнем случае могут быть изнурительными и приводить к нарушению функций в повседневной жизни.
Консультант будет использовать ряд феноменологических вопросов для работы с незавершенными делами в зависимости от их проявления и серьезности.
Какие установки принимает терапевт?
Работа с клиентом требует от консультанта занять позицию творческого безразличия , что означает доверие к процессу клиента и непривязанность к какому-либо конкретному результату.
Консультант:
- встречает клиента без предварительных условий
- сдается отношениям
- позволяет фигурному выйти на поверхность
- заключает в скобки представления о том, как клиент может прогрессировать
- полностью участвовать в том пути, который выберет клиент
Отсутствие заранее установленной повестки дня позволяет провести экзистенциальную встречу между двумя людьми.
Диалог с клиентом может раскрыть неизведанную тему. Затем консультант может предложить клиенту другой способ работы, используя эксперимент.
Эксперименты касаются фигурального аспекта ситуации человека и могут исследовать широкий спектр дилемм отношений.
Совместное создание эксперимента предлагает клиенту эмпирическое обучение и предназначено для того, чтобы вывести клиента за рамки привычного и привычного.
Эксперимент может повысить осведомленность клиента об их текущей ситуации и о том, как прошлое может формировать здесь и сейчас.
Консультант может поощрять или использовать следующее:
- Визуализации
- Метафора
- Художественные материалы
- Музыка
Или любой другой подход, помогающий клиенту подключиться к своему внутреннему миру.
Если кажется, что клиент застрял или у него есть незавершенные дела, работа на двух стульях — это способ усилить то, что находится на грани осознания, полярностей, проекций, интроекций и конфликтов между лучшими и слабыми.
Эксперименты могут привести к реконфигурации поля клиента , и тогда в земле могут произойти изменения из-за осознания, которое заменяет прошлые корректировки.
Парадокс заключается в том, что чем больше человек пытается быть тем, кем он не является, тем больше он остается прежним … и что, отказавшись от попыток измениться, изменения и рост будут происходить естественным образом в процессе постоянного осознания, контакт и ассимиляция.
Скачать бесплатный раздаточный материал
Парадоксальная теория изменений
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
Гештальт и «Парадоксальная теория изменений»
Парадоксальная теория изменений лежит в основе теории изменений гештальт-терапии.
Парадокс в том, что чем больше человек пытается быть тем, кем он не является, тем больше он остается тем же .
Основополагающий принцип заключается в том, что когда люди отождествляют себя со всем своим «я» и признают все, что возникает в этот момент, создаются условия для целостности и роста.
Когда люди не отождествляют себя с частями себя, возникает внутренний конфликт.
Изменения требуют принятия личности в целом, включая принятие тех частей, от которых они скорее откажутся.
Парадокс заключается в том, что отказ от попыток измениться, изменение и рост происходят естественным образом через процесс непрерывного осознания, контакта и ассимиляции.
Автор: Аннабель Рич
Гештальт-цикл опыта | Кливленд Консалтинг Групп, Инк.
Херб Стивенсон
ФонВ 1947 году Перлз представил то, что впоследствии стало циклом опыта. Он назвал это Органическим/Мировым Метаболизмом как описание процесса, лежащего в основе достижения внутреннего баланса. Он считал, что существует инстинктивный цикл, отражающий «цикл взаимозависимости организма и среды». (Perls, 1969, 44; 69)
Этот цикл был саморегулирующимся эмпирическим циклом, который поддерживал внутреннее равновесие каждого человека. Поскольку саморегуляция для человека предполагает некоторую форму сознания, включающую моральную регуляцию, моральная регуляция по самой своей природе «должна вести к накоплению незавершенных ситуаций в нашей системе и к прерыванию организменного круга. (Перлз, 1969, 45) Следовательно, у нас есть инстинктивный цикл, который стремится завершиться. Однако из-за внутренних и/или внешних воздействий завершение этого цикла может быть сокращено, что приведет к незавершенному циклу. Этот незавершенный цикл, если необходимо вернуть организм к равновесию, будет продолжать повторяться до тех пор, пока не будет удовлетворена первоначальная потребность. Такие ситуации приводят к «фиксированному гештальту» или «незавершенному опыту/ситуации», которые мешают хорошему контакту с собой, другими или окружающей средой в настоящем». (Кларксон, 2000, 7)
Цикл взаимозависимости | Цикл внутреннего возмущения | Цикл внешнего возмущения |
1) Организм в состоянии покоя. 2) Возмущающий фактор, который может быть а) Внешний раздражитель — требование, предъявляемое к нам, или любое вмешательство, заставляющее нас защищаться. б) Внутреннее нарушение — потребность, которая набрала достаточно силы, чтобы стремиться к удовлетворению и которая требует 3) Создание образа или реальности (функция плюс-минус и явления фигура-фон). 4) Ответ на ситуацию с целью 5) Снижение напряжения — достижение удовлетворения или выполнение требований, приводящее к 6) Возвращение баланса организма. | 1) Я дремлю в вагоне. 2) Желание прочитать что-нибудь интересное проникает в мое сознание. 3) Я помню один книжный магазин. 4) Я иду туда и покупаю книгу. 5) Я читаю. 6) С меня хватит. Я отложил книгу. | 1) Я лежу на кушетке. 2) По моему лицу ползает муха. 3) Я заметил нарушителя. 4) Я раздражаюсь и приношу мухобойку. 5) Я убиваю муху. 6) Возвращаюсь на диван. |
Адаптировано из (Perls, 1969, 44-45)
стер и Джозеф Зинкер из Гештальт-института Кливленда расширили гештальт теории с формулировкой цикла контакта, а затем цикла осознания-возбуждения-контакта. В общих чертах цикл развился из попыток объяснить, как произошел контакт. Первоначально считалось, что контакт проходит восемь стадий:
- 1) возникновение потребности;
- 2) попытка разыграть потребность;
- 3) мобилизация на внутреннюю борьбу;
- 4) постановка темы, объединяющая потребность и сопротивление;
- 5) приход в тупик;
- 6) климатический опыт;
- 7) иллюминация; и
- 8) подтверждение.
(Polster & Polster, 1973, 176)
Было отмечено, что цикл контакта не ограничен во времени, так как цикл может длиться только мгновение, минуту, час, год или даже всю жизнь. Восемь стадий могли происходить в разной последовательности или иногда сводиться к одновременности. Более того, было отмечено, что последовательность цикла является ориентиром и «не должна восприниматься как строгий порядок». (176)
Цикл Осознание-Возбуждение-КонтактЦикл развивался по мере опробования творческих приложений. Зинкер изобразил творческий процесс как цикл индивидуального опыта. Он взял концепцию фигуры/фона, разработанную Перлзом, Хефферлайном и Гудманом, в сочетании с контактным циклом Польстеров, и описал опыт в следующей последовательности:0260
- 1) ощущение
- 2) осведомленность
- 3) мобилизация энергии
- 4) действие
- 5) контакт
- 6) отзыв/удовлетворение.
(Zinker, 1977, 11)
Сила этого описания в том, что оно дает большую глубину и понимание формирования фигуры/фона. Фигура появится во время ощущения , когда человек переживает что-то, что нарушает его устойчивое состояние. Если ощущение удерживает достаточное внимание человека, осознание потребности обострится. Осознание начинает развиваться через смесь чувств, мыслей, восприятий, стремящихся интерпретировать ощущения. Энергия мобилизуется в ответ на это осознание конкретной потребности, которая ищет удовлетворения. Энергия высвобождается, и Контакт осуществляется с тем, что удовлетворит потребность. Во время контакта все, что не является самостью, переваривается путем деструктурирования, чтобы найти новое или отличное и ассимилировать (или интегрировать) это. Когда новое или иное удовлетворительно деструктурировано и ассимилировано, внутри организма (индивидуума) происходят изменения. Как только первоначальная потребность удовлетворена, человек возвращается в устойчивое состояние к вывод из опыта и закрытие цикла. Когда цикл завершится, индивидуум вернется к ощущениям и будет ждать появления новой фигуры из плодородной почвы индивидуума. (Zinker, 1977, 90-91)
Примечательно, что эта переформулировка фигуры/фона помогла концептуализировать внутренние процессы, происходящие внутри каждого человека в любой данный момент времени. Более того, он создал средство для понимания того, как человек может прервать свой собственный процесс. Другими словами, разрыв в цикле опыта был бы перерывом в движении к удовлетворению. Узнайте, как человек или окружающая среда обычно прерывают этот цикл опыта, и человек обнаруживает «незавершенное дело» из прошлого. Что еще более важно, человек сможет научиться прерывать прерывания, чтобы цикл мог двигаться к завершению и удовлетворению первоначальной фигуральной потребности.
Групповой цикл опытаВ 1980 году компания Zinker продолжила разработку цикла опыта. Он применил его к группам и групповому развитию. Подобно индивидуальному циклу, он создал групповой цикл осознания — возбуждения — контакта. Группа могла бы научиться наблюдать за своим собственным процессом и за тем, как он прерывал завершение каждого цикла опыта. Как только возникнет осознание прерываний, течение группы через различные циклы станет более плавным. Более того, в сочетании с индивидуальным циклом опыта члены группы, а также лидер/фасилитатор группы будут иметь средства для отслеживания как индивидуального, так и группового уровня опыта. Индивидуально и в группе участники «учатся работать и помогать друг другу, не полагаясь на лидера группы». (Зинкер, 19 лет80, 60) Таким образом, в группе основное внимание уделяется как индивидуальной, так и групповой динамике.
При продолжении цикла от индивидуума к группе выяснилось, что группа — это нечто большее, чем сумма ее частей. Особая динамика любой группы определяется на индивидуальном уровне чертами и характеристиками участников. Динамика группового уровня определяется тем, как группа занимается собой. Два одновременных, но разных уровня поведения.
Чтобы понять эти два уровня поведения, в группе из восьми человек должно быть восемь индивидуальных циклов опыта, происходящих одновременно с одним групповым циклом опыта в любой данный момент. По всей вероятности, лишь немногие из индивидуальных циклов опыта находились бы на одной и той же стадии в одно и то же время. Кроме того, исходная фигура, вызывающая ощущение, с которого начинался каждый из циклов опыта, может не совпадать ни с кем другим. Наконец, групповой цикл не будет таким же, как индивидуальный цикл переживаний.
(Zinker, 1980, 57)
Центр разработки систем ( GIC-OSD). GIC-OSD расширил теорию таким образом, чтобы цикл опыта применялся ко всем формам организации. Точно так же, как индивидуум или группа движется от ощущения к осознанию, к возбуждению/беспокойству, к действию, или от движения к контакту, или от решения, к удалению или отдыху, организация имела аналогичный цикл опыта на организационном уровне. Сенсация станет сканирование , осознание станет концептуализацией , волнение/беспокойство станет приверженностью энергии , действие станет движением , контакт станет изменением границ , а отстранение станет оценкой .
Гештальт-цикл опыта для организацийКак отмечалось выше, групповой и организационный циклы опыта немного отличаются от индивидуального цикла. Там, где индивидуальный цикл начинается с ощущения, групповой/организационный цикл начинается со сканирования самого себя и окружающей среды для оценки потребностей и выявления ключевых проблем. Осознание развивается посредством концептуализации того, что было отсканировано, в образ или реальность, которая превращается в общую картину. Если появляется привлекательная картина, группа или организация мобилизует энергию, выделяя ресурсы для этой картины, обсуждая возможные направления, устанавливая уровень приверженности, разрабатывая пилотные программы, определяя темы, которые будут отслеживаться, и продвигаясь вперед. Действие проявляется как движение к привлекательной картине и инициируется планами и директивами об изменении. Контакт становится изменением на границе между организацией и окружением (и/или собой) посредством осуществления запланированных действий, создавая изменение посредством воздействия на группу или организацию и окружение. Закрытие и отстранение развиваются из оценки того, что произошло, и выполнения или создания неотразимой картины. После этого группа или организация возвращается к этапу сканирования.
Цикл опыта и процесс изменений
Индивидуальный и организационный процесс
В качестве модели он дает возможность взглянуть на организацию через другую призму, чтобы увидеть, как организация служит себе и как она вредит себе . Именно эта линза создает осознание и может привести к изменениям. Более того, цикл опыта повышает осведомленность, что приводит к развитию действий, завершающихся обучением. (Невис, 1987, 44) Следовательно, GIC-OSD расширил цикл опыта, чтобы стать моделью осознания и процессов изменения.
В 1987 году Невис расширил применение цикла опыта, связав этапы цикла с поведением при принятии управленческих решений. «Используя цикл в качестве ориентации, [гештальтист] действует как инструмент, который наблюдает и контролирует процесс принятия решений в клиентской системе, чтобы убедиться, что каждая фаза выполняется хорошо. » (41-42)
Соотношение гештальт-цикла опыта сЭтапы принятия управленческих решений
Фаза цикла | Соответствующее поведение при принятии управленческих решений |
Сканирование/осведомленность | Генерация данных Поиск информации Обмен информацией Просмотр истории производительности Сканирование окружающей среды |
Энергия/Действие | Любая попытка мобилизовать энергию и интерес к идеям или предложениям Поддержка идей, представленных другими Присоединение к тому, что важно для других Любая попытка выявить различия и конфликты или конкурирующие интересы Поддержка собственной позиции Стремление к максимальному участию |
Контакт | Объединение общей цели Общее признание определения проблемы Признаки понимания, не обязательно согласия Выбор курса будущих действий, который возможен |
Разрешение/закрытие | Тестирование; проверка на общее понимание Обзор того, что произошло Признание того, что сделано и что еще предстоит сделать Определение смысла обсуждения Обобщение того, что было изучено. Начало разработки планов реализации и действий. |
Вывод | Делать паузу, чтобы все «осмыслилось» Снижение энергии и интереса к вопросу Переход к другим задачам или проблемам Окончание собрания |
Невис, 1987, 41.
Из цикла опыта мы можем видеть, что он применим к разным уровням организации или, как сказано в гештальте, к разным уровням системы. Для каждого конфликта, проблемы или ситуации существует несколько уровней системы. Для гештальтиста решение заключается в том, на каком уровне вмешаться.
Внутриличностный
Внутриличностный уровень системы ориентирован на себя, индивида. В Гештальт-институте Кливленда это часто называют «граница — это система самости». Как гештальтист, основное внимание уделяется тому, чтобы помочь клиенту лучше контактировать с частями себя или внешней средой. В качестве ориентира отдельный клиент может научиться отслеживать свой цикл опыта и то, как этот цикл замыкается до завершения. В качестве способа изучения внутренней динамики человека можно поощрять к изучению индивидуальных желаний, восприятий, внутренних диалогов и процессов как средства личного развития.
Межличностный
Межличностный уровень системы определяется как я и другой, где другим может быть индивидуум, группа или подгруппа. Поскольку граница определяет взаимодействие, основное внимание вмешательств должно быть сосредоточено на прояснении границы, которая существует между индивидуумом и другим, а также на типе обмена, который перемещается вперед и назад через эту границу. Этот уровень системы служит для различения и выявления сходства между человеком и другими. В упрощенном примере он может включать осознание того, на что мы с вами реагируем и/или как мы реагируем или реагируем друг на друга.
Малая группа
Малая группа на самом деле является подгруппой, которая может быть диадой или триадой, которая служит для объединения подгруппы как отдельной сущности среди большей группы. Например, три индейца чероки могут быть подгруппой внутри более крупной группы, не являющейся коренными американцами. В качестве вмешательства основное внимание будет уделяться повышению осведомленности о существовании подгруппы и изучению того, как эта подгруппа влияет на функционирование более крупной группы, а также на членов подгруппы..
Организация
Уровень организации или группы или общей системы является самой крупной существующей системой. Граница проходит вокруг всей организации, которая была собрана для определенной цели. Цель состоит в том, чтобы создать понимание группового сознания и его характеристик, поскольку оно существует отдельно от каждого человека или подгруппы. В качестве вмешательства гештальтист может обратить внимание на поведение, тон и характеристики группы или организации в целом.
Взаимосвязь уровнейПоскольку группа может иметь подгруппу, межличностную динамику и индивидуальный опыт, существует постоянное взаимодействие между различными уровнями системы и внутри них. Тем не менее, каждый уровень системы содержит конфликт, проблему или ситуацию во всей ее полноте. Каждый уровень системы может влиять на все остальные уровни системы. И для того, чтобы конфликт, проблема или ситуация были полностью разрешены, все уровни системы должны явно решать проблему.
Однако «не существует жестких и быстрых правил для определения наиболее эффективного уровня системы, в рамках которой можно работать. Ваш выбор как лица, осуществляющего вмешательство, часто будет зависеть как от ваших личных предпочтений и навыков, так и от любого «объективного» определения наиболее эффективной точки вмешательства. Другими факторами, влияющими на выбор, являются: стадия развития группы; наличие (или отсутствие) общей цели; степень доверия и знакомства между интервентором и системой; и степень, в которой один уровень системы развился за счет другого» (Carter, 2002, 48)
В течение многих лет сопротивления, изначально задуманные и развитые, применялись к циклу опыта. В качестве наложения на цикл сопротивления начали выяснять, как организации «мешали себе», раскрывая, как организация нарушила свой цикл опыта и процессы изменений.
Первоначальная концепция сопротивления изменениям заключалась в том, чтобы идентифицировать сопротивление и определить, как его преодолеть или проработать. Подобно обсуждению в части I, теория организаций развивалась и начала рассматривать сопротивления как различные стили контакта, которые сопротивлялись определенной форме осознания. Совсем недавно эта теория начала расширяться до еще более широкой точки зрения, где сбои в цикле изменений рассматриваются как конкурирующие обязательства. Благодаря более глубокому исследованию организация может выявить большое предположение, лежащее в основе конкурирующих обязательств. Если речь идет об идентификации поведения и доведении его до сознания, тогда конкурирующее обязательство растворится, и цикл будет продолжаться до завершения. Однако, если выяснится, что конкурирующее обязательство представляет собой полярность между управлением и проблемой, которую необходимо решить, тогда организация повысит свою осведомленность о ситуации и сможет внести необходимые коррективы, чтобы завершить цикл изменений. В любом случае у организации есть метод, с помощью которого можно отслеживать процесс изменений и понимать сбои, которые неизбежно возникают при любой инициативе по изменению.
Гештальт-цикл опыта для организаций
(с конкурирующими обязательствами) Ссылки
Биллоу, Ричард М. (2000) Относительные уровни «контейнерного содержания» в групповой терапии 900 06 , Группа, Том. 24, № 4. 243-259
Картер, Джон Д. (2001-2) Системы: уровни вмешательства . Учебное пособие «Стать лучшим специалистом по интервенции»: Гештальт-институт Кливленда: Центр развития организаций и систем. 48-51
Невис, Эдвин, (1997) Гештальт-терапия и развитие организации: историческая перспектива, 1930-1996 , Гештальт-обзор. Том. 1, № 1. 110-130
Перлз, Ф. С. (1969) Эго, голод и агрессия. Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
Польстер, Эрвинг и Польстер, Мириам. (1973) Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики.