Что такое опрос в психологии – 4. Метод опроса в психологии

4. Метод опроса в психологии

4. Метод опроса в
психологии

Опрос

метод психологического исследования,
заключающийся в свободе информации,
полученной в виде ответов на поставленные
вопросы. Методы опроса могут применяться
во многих случаях: когда фактор который
нужно учесть, плохо поддается внешнему
контролю; когда изучаемый фактор легко
выделяют операторы, но для его тщательного
учета в наблюдении или эксперименте
требуется очень длительное или сложное
исследование; когда другие методы не
дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос заключается
в задавании людям специальных вопросов,
ответы на которые позволяют исследователю
получить необходимые сведения в
зависимости от задач исследования. К
особенностям опроса можно причислить
его массовость, что вызвано спецификой
задач, которые им решаются. Массовость
обуславливается тем, что психологу, как
правило, требуется получение сведений
о группе индивидов, а не изучение
отдельного представителя.

Опросы разделяют
на стандартизированные и нестандартизированные.
Стандартизированные опросы можно
рассматривать как строгие опросы, дающие
прежде всего общее представление об
исследуемой проблеме. Нестандартизированные
опросы менее строгие в сравнении со
стандартизированными, в них отсутствуют
жёсткие рамки. Они позволяют варьировать
поведение исследователя в зависимости
от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов
сначала формулируют программные вопросы,
соответствующие задаче решения, но
которые доступны для понимания лишь
специалистам. Затем эти вопросы
переводятся в анкетные, которые
сформулированы на доступном неспециалисту
языке.

Опрос
может проводиться в различной форме
:
анкетирование, интервью, беседа,
социометрический метод, метод полярных
баллов, экспертный опрос.

Анкета представляет
собой стандартный набор вопросов,
подобранных таким образом, чтобы выявить
искомый фактор и его особенности с
помощью прямых и косвенных вопросов,
на которые опрашиваемые дают письменные
ответы.

Интервью
представляет
собой набор вопросов по анкетному типу,
но проводиться в форме живой беседы,
содержание которой может быть
запрограммировано.

Беседа
— предусматривает прямое или косвенное,
устное или письминное получение от
изучаемого сведений о его деятельности,
в которых объективируются свойственные
ему психологические явления. Виды
бесед
:
непринужденная, интервью, вопросники,
психологические анкеты.

Методы социометрии
и полярных балов — это тоже методы
вопросного типа, но с их помощью решается
ограниченный круг задач, характеризующих
особенности групповой деятельности.
Результаты опроса обрабатываются обычно
статистическими методами.

Для
успешного проведения опроса

необходимо выполнение ряда правил:
опрос не должен быть слишком трудоемким;
вопросы должны быть понятны испытуемому;
не следует задавать наводящих вопросов,
поскольку они могут предопределить
характер ответов и сделать их
недостоверными; отвечающий на вопросы
должен быть уверен в целесообразности
опроса и не бояться отрицательных
последствий ответов. Опрос обычно
предваряется предисловием, создающим
атмосферу доверия и понимание единства
целей исследователя и опрашиваемого.
Возможность не указывать свою фамилию
на опросном листе в ряде случаев позволяет
получить более полную информацию.

Устный
опрос
применяется
когда желательно вести наблюдение за
поведением и реакциями человека,
отвечающего на вопросы. Этот вид опроса
дает много инфо, но требует спец.подготовки,
обучения, больших затрат по времени для
проведения. Письменный
опрос
позволяет
охватить большое число людей. Анкета.
Нельзя учесть реакции на содержание
вопросов. Свободный
опрос

разновидность устного или письменного
опроса, при которой перечень задаваемых
вопросов и возможных ответов на них
заранее не ограничен определленными
рамками. Тесты
специализированный
метод психодиагност.обследования,
применяя которые можно получить точную
количественную или качественную
характеристику изучаемого явления.
Отличаются четкой процедурой сбора и
обработки первичных данных, а также
своеобразием и последующей итепретацией.
Бывают тест-опросники и тест-задания.
Тест-задание предполагает оценку
психологии и поведения человека на базе
того, что он делает. Проективные тесты
в них лежит механизм проекции, согласно
которому неосознаваемые собственные
качества, особенно недостатки, человек
склонен приписывать другим людям.

studfiles.net

Метод опроса — Психологос

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюирумемы посредством получения от субъекта ответов на зараенее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

Вопросы

Правила составления вопросов
  • Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
  • Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
  • Вопросы должны быть краткими.
  • Вопросы должны быть конкретными.
  • Вопросы не должны содержать подсказку.
  • Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  • Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
  • Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
  • Закрытые — открытые

Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.

Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

  • Субъективные — проективные

Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

Литература

  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. ISBN 5-9268-0140-0

Ссылки

www.psychologos.ru

Характеристика метода опроса в психологии

В психологии существуют различные способы получения информации, материала для исследования. Одним из таких методов является опрос. Он популярен в различных областях. Есть у метода опроса в психологии и плюсы, и минусы, о которых рассказано ниже.

Что это такое?

Опрос — это один из методов проведения психологического исследования. Его особенность состоит в том, что человек получает информацию за счет ответов на вопросы. Метод опроса в психологии используют в следующих случаях:

  • Когда некоторые факторы с трудом поддаются контролю со стороны.
  • Если для учета некоторых факторов нужно длительное и тщательное исследование.

Метод опроса в психологии основывается на задавании людям специально составленных вопросов. Полученные ответы позволяют узнать нужную информацию и проанализировать ее. Характерной особенностью является его массовость, потому что психологу нужно получить сведения о группе людей, а не одного индивида. Ниже представлена краткая характеристика метода опроса в психологии.

Существует несколько разновидностей данного метода:

  1. Стандартизированные — имеют определенные рамки, которые позволяют получить общие сведения об исследуемом предмете.
  2. Нестандартизированные — не имеют строгих ограничений, есть возможность варьирования вопросов в зависимости от ответов респондента.

После обработки данных специалист сообщает респонденту о результатах исследования на понятном ему языке.

Преимущества и недостатки

К достоинствам метода опроса в психологии можно отнести следующие:

  1. Стандартизация — участникам исследования задают одинаковые вопросы.
  2. Простота — опросники можно отправить по почте, не используя различные технические средства.
  3. Возможность проведения тщательного анализа.
  4. Возможность использования статистических методов и обработки данных на компьютере.

Но кроме перечисленных плюсов, есть и один существенный недостаток — это субъективность в анализе данных. Это может получиться за счет социально-психологического взаимодействия специалиста и респондента.

Разновидности

Существует несколько видов метода опроса в психологии:

  • анкетирование;
  • метод лестницы — используется для маркетинговых исследований;
  • свободный;
  • устный;
  • письменный;
  • стандартизированный;
  • интервью.

У каждого из них имеются свои особенности, которые нужно учитывать при выборе определенной разновидности.

Также метод опроса в психологии классифицируют по способу взаимодействия с респондентом:

  • опрос личный — вопросы задают при прямом контакте;
  • дистанционный — участие исследователя необязательно.

Все более популярным становится интернет-опрос — это позволяет провести исследование с большим количеством людей с минимальными затратами.

Анкетирование

Одной из разновидностей метода опроса в социальной психологии является анкетирование. Для получения информации используют анкету — это специально составленный список вопросов. Общение с психологом — минимальное.

Это один из наиболее эффективных способов получить информацию о большом количестве числа респондентов. Этот метод опроса позволяет узнать мнение большого количества людей за короткий промежуток времени. Анкетирование по числу респондентов может быть:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • аудиторное;
  • массовое.

По типу контакта со специалистом:

  • очное;
  • заочное.

Большой популярностью пользуется онлайн-анкетирование: на многих сайтах можно найти самые разнообразные анкеты.

Интервью

Оно относится как к методу опроса в социальной психологии, так и к методу беседы. Вопросы составляют по типу анкетирования, которые задают в ходе разговора. Психолог во время интервью не вступает в активное взаимодействие с интервьюируемым, не высказывает своего мнения и не дает личной оценки.

Главная задача специалиста при использовании метода беседы в опросе и интервью в психологии — это сведение своего внимания к минимуму и создание благоприятной расслабленной атмосферы. Существует нескольких разновидностей интервью:

  • Стандартизированное — вопросы задают в составленной формулировке и определенной последовательности.
  • Ненаправленное — специалист составляет лишь общий план, задавая вопросы, ориентируясь на ситуацию. Благодаря этому психолог устанавливает контакт с респондентом.
  • Полустандартизированное — совмещает в себе особенности стандартного и ненаправленного интервью.

Также оно может быть:

  • предварительным — используется на стадии подготовки к исследованию;
  • основным — используется для сбора основной информации;
  • контрольным — используют для проверки спорных результатов.

Интервью делят по количеству участников:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • массовое.

Интервью является распространенным методом опроса в психологии.

Требования к проведению беседы

Важно создать подходящие условия для проведения беседы. Специалист должен позаботиться о создании благоприятной атмосферы.

  1. Нужно определить цель беседы, но о ней не нужно говорить собеседнику.
  2. Определить главные вопросы — интервьюер должен распределить вопросы по степени их значимости и правильности и точности формулировок.
  3. Составить вопросы для поддержания беседы исходя из индивидуальных особенностей собеседника.
  4. Создание благоприятной атмосферы.

Все это позволяет раскрыться собеседнику, чтобы интервью получилось удачным.

Тесты

Одной из разновидностей опроса являются тесты. Они позволяют получить точную характеристику объекта исследования. Существуют следующие разновидности тестирования:

  • личностные — позволяют оценить личность человека;
  • шкалы установок и стандартизированные анкеты — позволяют дать оценку интересам респондента;
  • объективные тесты — позволяют создать ситуацию для оценки действий и поведения респондента;
  • ситуационные — направлены на оценку поведения человека;
  • проективные тесты — позволяют оценить реакцию человека на стимульный материал.

Тесты позволяют получить более объективные и точные данные о человеке. В некоторых подразумевается наличие одного ответа, в других — допустимо более двух вариантов ответа. Тестирование также является одним из способов сразу охватить большую группу людей, а его результаты достаточно просто обработать. Поэтому оно является одним из популярных разновидностей опроса.

Другие разновидности

Для опроса используют и социометрические методы, и балльную систему — их применяют для решения задач, характерных для определенной группы людей. Для обработки берут статистические методы.

Устный опрос позволяет наблюдать за реакцией человека на вопрос. Но для успешного проведения нужна специальная подготовка. Письменный вариант используют тогда, когда нужно охватить большую группу людей. Но это не дает возможности проанализировать реакцию человека на вопросы. Свободный опрос не ограничен строгими рамками, что позволяет наличие вариативности ответов.

Как правильно составлять вопросы?

Успешность использования метода опроса зависит от того, насколько правильно составлены вопросы.

  1. Они должны быть логичными и отдельными.
  2. В них не должно быть узкоспециализированных терминов, малораспространенных слов.
  3. Они должны быть заданы в краткой форме.
  4. Если к вопросу должно быть дано пояснение, то оно должно быть лаконичным.
  5. Вопросы должны быть конкретными.
  6. В вопросах не должно содержаться подсказок.
  7. Вопрос должен быть составлен так, чтобы респондент не давал шаблонные ответы.
  8. Язык, на котором составлен вопрос, не должен быть слишком экспрессивным.

Если все эти рекомендации соблюдены, то метод опроса позволяет получить нужную информацию.

Какие бывают вопросы?

Вопросы различаются в зависимости от поставленных задач:

  1. Закрытые (структурированные) — ответ выбирают из списка. Они могут быть как односложными, так и предлагать более 2 вариантов ответа. Ответы на такие вопросы легко обработать. Но высока вероятность получения неточных ответов.
  2. Открытые (неструктурированные) — их задают на подготовительной стадии исследования. Они позволяют отследить динамику мнений респондентов. Но их немного труднее обработать.
  3. Субъективные — учитывается личное мнение респондента.
  4. Проективные — в них спрашивают о третьем лице, не учитывая респондента.

От правильно выбранных и составленных ответов зависит точность опроса.

Причины неточности в исследовании

Метод опроса не является способом получения точной информации. Из-за некоторых ошибок и неточностей результаты могут быть не совсем точными.

  1. Неполучение ответов — это делает выборку ответов более предвзятой.
  2. Ошибки в ответах — это может быть из-за недостаточно точной формулировки вопроса. Некоторые респонденты могут давать другие ответы, чтобы изменить результат опроса. Это повышает субъективность анализа полученной информации.
  3. Неточная формулировка вопроса.
  4. Неправильный подбор группы людей для исследования.

Перечисленные факторы влияют на результат обработки информации, из-за чего метод опроса не стоит считать полностью объективным как в психологии, так и в социологии.

Области использования

Применение метода опроса в психологии довольно распространено, особенно в социальной. Его используют на подготовительной стадии исследования для сбора нужной информации. Опрос также позволяет уточнить и расширить данные для исследования.

Но в отличие от социологии, в социальной психологии метод опроса не является основным инструментом в работе. Его также применяют, чтобы выяснить о взаимодействии между представителями различных групп людей. Опрос помогает узнать мнение общества по каком-либо важному вопросу и ценностные ориентиры людей.

Все это позволяет определить возможные пути развития общества и предложить варианты решения каких-либо задач. Но опрос не является полностью объективным методом, поэтому в особо важных исследованиях используют и другие методы для получения и обработки информации для исследования.

Для его проведения не нужен большой штат специалистов, что является одним из его преимуществ. Несмотря на все достоинства и недостатки метода опроса в психологии, он является одним из самых популярных. Все сильнее развивается такое направление, как интернет-анкетирование. Это позволяет быстрее получить и обработать нужную информацию для исследования. Успех применения опроса зависит от того, какая была выбрана разновидность и как вел себя специалист. Важно соблюдать рекомендации по составлению вопросов, чтобы результаты опроса получились наиболее точными.

fb.ru

4. Метод опроса в психологии

Опрос

метод психологического исследования,
заключающийся в свободе информации,
полученной в виде ответов на поставленные
вопросы. Методы опроса могут применяться
во многих случаях: когда фактор который
нужно учесть, плохо поддается внешнему
контролю; когда изучаемый фактор легко
выделяют операторы, но для его тщательного
учета в наблюдении или эксперименте
требуется очень длительное или сложное
исследование; когда другие методы не
дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос
заключается в задавании людям специальных
вопросов, ответы на которые позволяют
исследователю получить необходимые
сведения в зависимости от задач
исследования. К особенностям опроса
можно причислить его массовость, что
вызвано спецификой задач, которые им
решаются. Массовость обуславливается
тем, что психологу, как правило, требуется
получение сведений о группе индивидов,
а не изучение отдельного представителя.

Опросы
разделяют на стандартизированные и
нестандартизированные. Стандартизированные
опросы можно рассматривать как строгие
опросы, дающие прежде всего общее
представление об исследуемой проблеме.
Нестандартизированные опросы менее
строгие в сравнении со стандартизированными,
в них отсутствуют жёсткие рамки. Они
позволяют варьировать поведение
исследователя в зависимости от реакции
респондентов на вопросы.

При
создании опросов сначала формулируют
программные вопросы, соответствующие
задаче решения, но которые доступны для
понимания лишь специалистам. Затем эти
вопросы переводятся в анкетные, которые
сформулированы на доступном неспециалисту
языке.

Опрос
может проводиться в различной форме
:
анкетирование, интервью, беседа,
социометрический метод, метод полярных
баллов, экспертный опрос.

Анкета
представляет собой стандартный набор
вопросов, подобранных таким образом,
чтобы выявить искомый фактор и его
особенности с помощью прямых и косвенных
вопросов, на которые опрашиваемые дают
письменные ответы.

Интервью
представляет
собой набор вопросов по анкетному типу,
но проводиться в форме живой беседы,
содержание которой может быть
запрограммировано.

Беседа
— предусматривает прямое или косвенное,
устное или письминное получение от
изучаемого сведений о его деятельности,
в которых объективируются свойственные
ему психологические явления. Виды
бесед
:
непринужденная, интервью, вопросники,
психологические анкеты.

Методы
социометрии и полярных балов — это тоже
методы вопросного типа, но с их помощью
решается ограниченный круг задач,
характеризующих особенности групповой
деятельности. Результаты опроса
обрабатываются обычно статистическими
методами.

Для
успешного проведения опроса

необходимо выполнение ряда правил:
опрос не должен быть слишком трудоемким;
вопросы должны быть понятны испытуемому;
не следует задавать наводящих вопросов,
поскольку они могут предопределить
характер ответов и сделать их
недостоверными; отвечающий на вопросы
должен быть уверен в целесообразности
опроса и не бояться отрицательных
последствий ответов. Опрос обычно
предваряется предисловием, создающим
атмосферу доверия и понимание единства
целей исследователя и опрашиваемого.
Возможность не указывать свою фамилию
на опросном листе в ряде случаев позволяет
получить более полную информацию.

Устный
опрос
применяется
когда желательно вести наблюдение за
поведением и реакциями человека,
отвечающего на вопросы. Этот вид опроса
дает много инфо, но требует спец.подготовки,
обучения, больших затрат по времени для
проведения. Письменный
опрос
позволяет
охватить большое число людей. Анкета.
Нельзя учесть реакции на содержание
вопросов. Свободный
опрос

разновидность устного или письменного
опроса, при которой перечень задаваемых
вопросов и возможных ответов на них
заранее не ограничен определленными
рамками. Тесты
специализированный
метод психодиагност.обследования,
применяя которые можно получить точную
количественную или качественную
характеристику изучаемого явления.
Отличаются четкой процедурой сбора и
обработки первичных данных, а также
своеобразием и последующей итепретацией.
Бывают тест-опросники и тест-задания.
Тест-задание предполагает оценку
психологии и поведения человека на базе
того, что он делает. Проективные тесты
в них лежит механизм проекции, согласно
которому неосознаваемые собственные
качества, особенно недостатки, человек
склонен приписывать другим людям.

studfiles.net

4. Метод опроса в психологии

Опрос

метод психологического исследования,
заключающийся в свободе информации,
полученной в виде ответов на поставленные
вопросы. Методы опроса могут применяться
во многих случаях: когда фактор который
нужно учесть, плохо поддается внешнему
контролю; когда изучаемый фактор легко
выделяют операторы, но для его тщательного
учета в наблюдении или эксперименте
требуется очень длительное или сложное
исследование; когда другие методы не
дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос
заключается в задавании людям специальных
вопросов, ответы на которые позволяют
исследователю получить необходимые
сведения в зависимости от задач
исследования. К особенностям опроса
можно причислить его массовость, что
вызвано спецификой задач, которые им
решаются. Массовость обуславливается
тем, что психологу, как правило, требуется
получение сведений о группе индивидов,
а не изучение отдельного представителя.

Опросы
разделяют на стандартизированные и
нестандартизированные. Стандартизированные
опросы можно рассматривать как строгие
опросы, дающие прежде всего общее
представление об исследуемой проблеме.
Нестандартизированные опросы менее
строгие в сравнении со стандартизированными,
в них отсутствуют жёсткие рамки. Они
позволяют варьировать поведение
исследователя в зависимости от реакции
респондентов на вопросы.

При
создании опросов сначала формулируют
программные вопросы, соответствующие
задаче решения, но которые доступны для
понимания лишь специалистам. Затем эти
вопросы переводятся в анкетные, которые
сформулированы на доступном неспециалисту
языке.

Опрос
может проводиться в различной форме
:
анкетирование, интервью, беседа,
социометрический метод, метод полярных
баллов, экспертный опрос.

Анкета
представляет собой стандартный набор
вопросов, подобранных таким образом,
чтобы выявить искомый фактор и его
особенности с помощью прямых и косвенных
вопросов, на которые опрашиваемые дают
письменные ответы.

Интервью
представляет
собой набор вопросов по анкетному типу,
но проводиться в форме живой беседы,
содержание которой может быть
запрограммировано.

Беседа
— предусматривает прямое или косвенное,
устное или письминное получение от
изучаемого сведений о его деятельности,
в которых объективируются свойственные
ему психологические явления. Виды
бесед
:
непринужденная, интервью, вопросники,
психологические анкеты.

Методы
социометрии и полярных балов — это тоже
методы вопросного типа, но с их помощью
решается ограниченный круг задач,
характеризующих особенности групповой
деятельности. Результаты опроса
обрабатываются обычно статистическими
методами.

Для
успешного проведения опроса

необходимо выполнение ряда правил:
опрос не должен быть слишком трудоемким;
вопросы должны быть понятны испытуемому;
не следует задавать наводящих вопросов,
поскольку они могут предопределить
характер ответов и сделать их
недостоверными; отвечающий на вопросы
должен быть уверен в целесообразности
опроса и не бояться отрицательных
последствий ответов. Опрос обычно
предваряется предисловием, создающим
атмосферу доверия и понимание единства
целей исследователя и опрашиваемого.
Возможность не указывать свою фамилию
на опросном листе в ряде случаев позволяет
получить более полную информацию.

Устный
опрос
применяется
когда желательно вести наблюдение за
поведением и реакциями человека,
отвечающего на вопросы. Этот вид опроса
дает много инфо, но требует спец.подготовки,
обучения, больших затрат по времени для
проведения. Письменный
опрос
позволяет
охватить большое число людей. Анкета.
Нельзя учесть реакции на содержание
вопросов. Свободный
опрос

разновидность устного или письменного
опроса, при которой перечень задаваемых
вопросов и возможных ответов на них
заранее не ограничен определленными
рамками. Тесты
специализированный
метод психодиагност.обследования,
применяя которые можно получить точную
количественную или качественную
характеристику изучаемого явления.
Отличаются четкой процедурой сбора и
обработки первичных данных, а также
своеобразием и последующей итепретацией.
Бывают тест-опросники и тест-задания.
Тест-задание предполагает оценку
психологии и поведения человека на базе
того, что он делает. Проективные тесты
в них лежит механизм проекции, согласно
которому неосознаваемые собственные
качества, особенно недостатки, человек
склонен приписывать другим людям.

studfiles.net

Метод опроса — это… Что такое Метод опроса?

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

  • Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.
  • Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.

Одними из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов являются телефонный[1] или интернет-опрос.

Вопросы

Правила составления вопросов

  • Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.
  • Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.
  • Вопросы должны быть краткими.
  • При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
  • Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
  • Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
  • Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  • Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.
  • Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
  • Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

  • Закрытые — открытые
    • Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
    • Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
  • Субъективные — проективные
    • Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
    • Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

См. также

Примечания

Литература

  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0
  • Ильясов Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. — 2011. — № 3. — С. 112-116.

dic.academic.ru

21. метод опроса в социальной психологии

21 Метод
опроса в социальной психологии.

План:1общая
характеристика метода опроса

2виды

3Устный
опрос

4Письменный
опрос

5Метод
анкетирования

6Тесты

7Лэддеринг

8стандартизированные
и нестандартизированные опросы

9Правила
составления вопросника:

10Виды
вопросов

11Принципы
вопросника

12Область
применения опроса в социальной психологии:

Выделяют
два вида опроса:

  1. Анкетный
    опрос – опосредованный способ сбора
    информации, касающейся объективных и
    субъективных факторов. Информация
    обобщается при помощи анкеты, причем
    респондент сам читает вопросы и сам
    фиксирует ответы.

  2. Интервью
    – прямой способ сбора информации,
    осуществляющийся при непосредственном
    взаимодействии респондента и
    исследователя.

Анкетный
опрос:

Если
опрос проводится письменно с использованием
анкеты, то говорят о методе анкетирования,
преимущество которого состоит в том,
что в нем одновременно может участвовать
группа лиц. Полученные в ходе анкетирования
данные могут быть статистически
обработаны.

Опрос
можно рассматривать как один из самых
распространённых методов получения
информации о субъектах — респондентах
опроса. Индивид — особь, отдельно
существующий организм или отдельно
взятый человек, как представитель
человеческого рода; отдельный представитель
общества, народа, класса, социальной
группы.

2.
Виды опросов

2.1
Виды вопросов в соответствии с решаемыми
задачами

Есть
несколько вариантов опроса, и каждый
из них имеет свои достоинства и недостатки.

*Устный
опрос применяется в тех случаях, когда
желательно вести наблюдение за поведением
и реакциями человека, отвечающего на
вопросы. Этот вид опроса позволяет
глубже, чем письменный, проникнуть в
психологию человека, однако требует
специальной подготовки, обучения и, как
правило, больших затрат времени на
проведение исследования. Ответы
испытуемых, получаемые при устном
опросе, существенно зависят и от личности
того человека, который ведет опрос, и
от индивидуальных особенностей того,
кто отвечает на вопросы, и от поведения
обоих лиц в ситуации опроса.

*Письменный
опрос позволяет охватить большее
количество людей. Наиболее распространенная
его форма — анкета. Но ее недостатком
является то, что, применяя анкету, нельзя
заранее учесть реакции отвечающего на
содержание ее вопросов и, исходя из
этого, изменить их.

Метод
анкетирования -психологический
вербально-коммуникативный метод.
Анкетирование -опрос при помощи анкеты,
(вербально-коммуникативный метод —
психологический и психодиагностический
метод на основе речевого (устного или
письменного) общения), анкетирование с
помощью предназначенного для
самостоятельного заполнения вопросника
(анкеты) самими респондентами. Первым
метод опроса в психологии применил Ф.
Гальтон с целью изучения происхождения
умственных качеств и условий развития
ученых. Пионерами его применения в
психологии являются также С. Холл, А.
Бине, Г.М. Андреева, Э. Ноэль.

Виды
анкетирования разделяются по числу
опрашиваемых (индивидуальное и групповое),
по месту проведения, по способу
распространения анкет (раздаточное,
почтовое, прессовое). Среди наиболее
существенных недостатков раздаточного,
и особенно почтового и прессового опроса
является низкий процент возврата анкет,
отсутствие контроля над качеством
заполнения анкет, использование только
очень простых по структуре и по объему
анкет.

Свободный
опрос разновидность устного или
письменного опроса, при котором перечень
задаваемых вопросов и возможных ответов
на них заранее не ограничен определенными
рамками. Опрос данного типа позволяет
достаточно гибко менять тактику
исследования, содержание задаваемых
вопросов, получать на них нестандартные
ответы. В свою очередь стандартизированный
опрос, при котором вопросы и характер
возможных ответов на них определены
заранее и обычно ограничены достаточно
узкими рамками, более экономичен во
времени и в материальных затратах, чем
свободный опрос.

Тесты
являются специализированными методами
психодиагностического обследования,
применяя которые можно получить точную
количественную или качественную
характеристику изучаемого явления. От
других методов исследования тесты
отличаются тем, что предполагают четкую
процедуру сбора и обработки первичных
данных, а также своеобразие их последующей
интерпретации. С помощью тестов можно
изучать и сравнивать между собой
психологию разных людей, давать
дифференцированные и сопоставимые
оценки.

Тест-опросник
основан на системе заранее продуманных,
тщательно отобранных и проверенных с
точки зрения их валидности и надежности
вопросов, по ответам на которые можно
судить о психологических качествах
испытуемых.

Тест-задание
предполагает оценку психологии и
поведения человека на базе того, что он
делает. В тестах этого типа испытуемому
предлагается серия специальных заданий,
по итогам выполнения которых судят о
наличии или отсутствии и степени развития
у него изучаемого качества.

Тест-опросник
и тест-задание применимы к людям разного
возраста, принадлежащим к различным
культурам, имеющим разный уровень
образования, разные профессии и
неодинаковый жизненный опыт. Это — их
положительная сторона. А недостаток
состоит в том, что при использовании
тестов испытуемый по желанию может
сознательно повлиять на получаемые
результаты, особенно если он заранее
знает, как устроен тест и каким образом
по его результатам будут оценивать его
психологию и поведение. Кроме того,
тест-опросник и тест-задание неприменимы
в тех случаях, когда изучению подлежат
психологические свойства и характеристики,
в существовании которых испытуемый не
может быть полностью уверен, не осознает
или сознательно не хочет признавать их
наличие у себя. Такими характеристиками
являются, например, многие отрицательные
личностные качества и мотивы поведения.

В
этих случаях обычно применяется третий
тип тестов — проективные. Проективные
тесты предназначены для изучения
психологических и поведенческих
особенностей людей, вызывающих негативное
отношение. Применяя тесты подобного
рода, о психологии испытуемого судят
на основании того, как он воспринимает
и оценивает ситуации, психологию и
поведение людей, какие личностные
свойства, мотивы положительного или
отрицательного характера он им
приписывает.

Тесты
проективного типа предъявляют повышенные
требования к уровню образованности и
интеллектуальной зрелости испытуемых,
и в этом состоит основное практическое
ограничение их применимости. Кроме
того, такие тесты требуют большой
специальной подготовки и высокой
профессиональной квалификации со
стороны самого психолога.

Личностные
тесты. Очень свободное значение — любой
прием или инструмент для оценки личности.
Как правило, прямые тесты (например,
Миннесотский многопрофильный личностный
опросник) различаются с косвенными или
проективными тестами (например, тестом
Роршаха).

Миннесотский
многопрофильный личностный опросник
— один из самых широко распространенных
самоотчетных опросников для оценки
личности. Опубликованная в 1942 г. первая
версия состояла из основного набора в
550 пунктов, каждый из которых представлял
собой описательное утверждение
относительно характерных чувств или
моделей поведения, с которым субъект
выражал свое согласие или несогласие.

Тест
Роршаха (чернильные пятна) — называется
так потому, что его разработал швейцарский
ученый доктор Герман Роршах. Тест состоит
из десяти симметрично раздавленных на
бумаге чернильных клякс — и цветных и
черных. Человек, проходящий обследование,
должен, рассмотрев каждое такое пятно,
ответить на вопрос, что он в нем видит
или что оно напоминает ему. Точно так
же, как ясным летним днем рассматривая
облака, плывущие по небу, в них можно
обнаружить что-то похожее на корабль,
на скачущего всадника и на тысячу других
предметов.

Метод
лестницы. Метод лестницы или лэддеринг
— метод опроса, применяемый в маркетинговых
исследованиях, один из методов, частично
стандартизированных качественных
опросов. Целью лэддеринга является
установление причинно-следственных
связей между свойствами (attributes) продукта
или бренда, выгодами от использования
(consequences) и ценностями (values) потребителей.
Опрос происходит таким образом: интервьюер
задает вопрос: «Почему Вы покупаете
этот продукт/бренд»? Респондент отвечает,
после этого интервьюер задает вопрос:
«А почему?», «Почему?» и т.д. Таким образом,
постоянно повышается уровень абстракции
— отсюда название метода.

Опросы
разделяют на стандартизированные и
нестандартизированные.

Стандартизированные
опросы можно рассматривать как строгие
опросы, дающие прежде всего общее
представление об исследуемой проблеме.

Нестандартизированные
опросы менее строгие в сравнении со
стандартизированными, в них отсутствуют
жёсткие рамки. Они позволяют варьировать
поведение исследователя в зависимости
от реакции респондентов на вопросы.

Правила
составления вопросника:

  1. При
    составлении вопросов нежелательно
    употребление специальных, специфичных
    терминов.

  2. Вопросы
    должны быть краткими.

  3. Вопросы
    должны быть конкретными.

  4. Вопросы
    не должны содержать подсказку.

  5. Формулировка
    вопроса должна предотвратить получение
    шаблонных ответов.

  6. Язык
    вопросов не должен вызывать отвращение
    (к примеру, быть слишком экспрессивным).

  7. Недопустимы
    вопросы суггестивного (внушающего)
    характера.

  1. Каждый
    вопрос должен быть логичным и отдельным.

Виды
вопросов:

  1. Закрытые
    (структурированные) вопросы предполагают
    выбор ответа из списка. Закрытые вопросы
    могут быть дихотомическими («да/нет»)
    или же с множественным выбором, то есть
    предоставлять более двух вариантов
    ответа. Ответы на закрытые вопросы
    легко поддаются обработке; недостатком
    же можно считать высокую вероятность
    необдуманности ответов, случайный их
    выбор, автоматизм у респондента.

  2. Открытые
    (неструктурированные) вопросы не
    содержат никаких заготовленных ответов,
    а респондент отвечает в свободной
    форме. Данные, полученные из ответов
    на такие вопросы, обрабатывать труднее,
    чем в случае с закрытыми вопросами.

Принципы
вопросника:

  • Учёт
    специфики культуры

  • Частные
    вопросы ставить первыми, после –
    обобщающие.

  • Распределение
    вопросов по степени сложности. Сложные
    вопросы – в конце.

  • В
    конце указать , кто и для чего проводил
    опрос.

Так
же вопросы могут быть проективные и
субъективные.Субъективные вопросы
спрашивают респондента об его отношении
к чему-либо или о его поведении в
определённой ситуации. Проективные
вопросы спрашивают о третьем лице, не
указывая на респондента.

Надёжность
данных анкетного пороса зависит от:

  1. Распространённости
    практики применения анкет в обществе

  2. Правильности
    выбора адресата

  3. Умения
    мотивировать адресата

  4. Соответствие
    анкетных вопросов цели исследования

  5. Соблюдения
    правил построения вопросника

  6. Понятности
    инструкции

  7. Чёткости
    и понятность в формулировках вопросов

  8. Полноты
    списка вопросов

  9. Использования
    разных типов вопросов

  10. Отсутствия
    намёка на желаемый ответ

Интервью:

Получение
информации в процессе непосредственного
общения исследователя с опрашиваемым
характерно для метода беседы (интервью).
Беседа является более «психологичной»
формой опроса, так как в ней имеет место
взаимодействие субъектов, подчиненное
определенным социально-психологическим
закономерностям.

Интервью
относят как и к методу опроса, так и к
методу беседы.

Метод
интервью отличается строгой
организованностью и неравноценностью
функций собеседников: психолог-интервьюер
задаёт вопросы субъекту-респонденту,
при этом он не ведёт с ним активного
диалога, не высказывает своего мнения
и открыто не обнаруживает своей личной
оценки ответов испытуемого или задаваемых
вопросов.

В
задачи психолога входит сведение своего
влияния на содержание ответов респондента
к минимуму и обеспечение благоприятной
атмосферы общения. Цель интервью с точки
зрения психолога — получить от респондента
ответы на вопросы, сформулированные в
соответствии с задачами всего исследования.

Основные
виды интервью в социально-психологическом
исследовании — стандартизированное и
нестандартизированное интервью.

Виды
интервью:

Стандартизированное,
или формализованное, интервью
.
В таком интервью заранее определены
формулировки вопросов и последовательность,
в которой они задаются. При этом
исследователь не имеет возможности их
изменения. Преимущества данного типа
интервью:

  • Данные
    могут быть сравнены

  • Оно
    более надёжно

  • Сведение
    к минимуму ошибок в вопросах

  • Могут
    быть использованы интервьюером с низким
    уровнем квалификации.

Недостатки:

Нестандартизированное,
или свободное, интервью. При таком
интервью психолог следует лишь общему
плану, сформулированному соответственно
задачам исследования, задавая вопросы
по ситуации. Благодаря своей гибкости
располагает к более хорошему в сравнении
со стандартизированным интервью контакту
между психологом и респондентом. Методика
нестандартизированного интервью
характеризуется гибкостью и варьированием
в широких пределах. Интервьюер при этом
руководствуется лишь общим планом
опроса, формулируя вопросы в соответствии
с конкретной ситуацией и ответами
респондента. Большое значение для
успешного интервьюирования имеет
техника ведения беседы. Она требует от
интервьюера умения устанавливать тесный
контакт с респондентом, заинтересовать
его в искренней беседе, «активно»
слушать, владения навыками постановки
и регистрации ответов, преодоления
«сопротивления» опрашиваемого. При
этом интервьюер должен избегать
навязывания («подсказывания») опрашиваемому
лицу возможного варианта ответа,
исключить субъективное истолкование
его высказывания. Трудность проведения
интервью связана с задачей поддержания
в течение всего времени беседы необходимой
глубины контакта с респондентом. В
литературе описаны разнообразные приемы
стимулирования активности (ответов)
опрашиваемого, среди них наиболее часто
упоминаются: выражение согласия
(внимательный взгляд, кивок, улыбка,
поддакивание), использование коротких
пауз, частичное несогласие, уточнение
путем неправильного повторения
сказанного, указание на противоречия
в ответах, повторение последних слов,
требование пояснений, добавочной
информации и др.

Достоинства
нестандартизированного интервью:

  • Возможность
    уточнить смысл вопроса

  • Естественные
    и индивидуальные ответы

  • Гибкость
    в задавании вопроса

  • Более
    глубокая информация

Недостатком
является сложность обработки и сравнения
данных.

Полустандартизированное,
или фокусированное, интервью. При
проведении данного вида интервью
психолог руководствуется перечнем как
строго необходимых, так и возможных
вопросов.

Виды
интервью по стадии исследования:

  1. Предварительное
    интервью. Используется на стадии
    пилотажного исследования. (Пилотажное
    исследование — предварительное пробное
    исследование, проведенное с целью
    проверки и уточнения целей, задач,
    гипотез, основных понятий, пригодности,
    надежности, исследовательского
    инструментария основного исследования.)

  2. Основное
    интервью. Используется на стадии сбора
    основных сведений.

  1. Контрольное
    интервью. Используется для проверки
    спорных результатов и для пополнения
    банка данных.

Виды
интервью по количеству участников:

  1. Индивидуальное
    интервью — интервью, в котором участвует
    только корреспондент (психолог) и
    респондент (испытуемый).

  2. Групповое
    интервью — интервью, в котором участвует
    более двух человек.

  3. Массовое
    интервью — интервью, в котором участвуют
    от сотни до тысяч респондентов. В
    основном используется в социологии.

Выделяют
также другие виды интервью, например,
фокусированное, терапевтическое и др.
Каждый из перечисленных видов интервью
характеризуется определенными
ограничениями по целям применения и
характеру получаемой информации. Принято
выделять ключевые фазы установление
контакта: основная и завершение интервью.

Критерии
эффективности интервью:

  1. Полнота
    (широта) — оно должно позволить
    опрашиваемому по возможности полно
    осветить различные аспекты обсуждаемой
    проблемы;

  2. Специфичность
    (конкретность) — в нем должны быть
    получены точные ответы по каждому
    значимому для опрашиваемого аспекту
    проблемы;

  3. глубина
    (личностный смысл) — оно обязано выявить
    эмоциональный, когнитивный и ценностный
    аспекты отношения респондента к
    обсуждаемой ситуации; личностный
    контекст — интервью призвано выявить
    характеристики личности опрашиваемого
    и его жизненного опыта.

Область
применения опроса в социальной психологии:

а)
на ранних стадиях исследования, для
сбора предварительной информации или
пилотажного испытания методического
инструментария;

б)
опрос как средство уточнения, расширения
и контроля данных;

в)
как основной метод сбора эмпирической
информации.

Специфика
применения опроса в социальной психологии
связана со следующим:

а)
в социальной психологии опрос не является
основным методическим инструментом,
например, по сравнению с социологией;

б)
опрос, как правило, не используется для
выборочных исследований;

в)
применяется как сплошной опрос на
реальных социальных группах;

г)
чаще всего проводится в очной форме;

д)
в социально-психологическом исследовании
анкета не просто вопросник, а комплекс
специальных приемов и методик (шкалы,
ассоциативные приемы, тесты др.) изучения
объекта и др.

Существуют
специальные техники и правила проведения
опроса, направленные на обеспечение
надежности и достоверности информации:
определение представительности выборки
и мотивации участия в опросе; конструирование
вопросов и композиции вопросника;
проведение опроса.

Наиболее
часто упоминают такие внешние признаки,
связанные с недостатками в составлении
анкеты, как отсутствие порядка в ответах
(пропуски вопросов) вследствие неудачного
формулирования вопросов, использования
специальных терминов, затрудняющих их
понимание; преобладание единообразных
ответов типа «все или ничего», т.е.
отсутствие различий в ответах у
респондентов — результат высокой
стереотипности вопроса; большое
количество ответов «не знаю, затрудняюсь
ответить» — расплывчатость, неопределенность
вопросов; большое количество неуместных
комментариев опрашиваемых — неполный
перечень возможных альтернатив ответа;
значительный процент отказов — плохая
композиция анкеты, неудовлетворительная
инструкция анкеты и др.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о