Что такое паттерн в психологии: Что такое паттерн, или Почему иногда так сложно вести себя «прилично»?

Психологические паттерны защитного поведения дошкольников

 
Организатор конкурса:

Профессиональное
интернет-издание

Церемония награждения

победителей конкурса:

Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение

проектов конкурса

Профессиональное
Сообщество

Конкурс

Истории успеха

Конкурс эссе

Подписка на новости

Национальный
психологический конкурс

 

по итогам 2017 года


Авторы:

В коллективной монографии «Защитные паттерны поведения дошкольников» представлены результаты многолетней научно-исследовательской деятельности коллектива специалистов, в разные годы работавших под руководством кандидата психологических наук, доцента Г.Я. Кудрина – известного специалиста в области психологии дошкольного возраста.

В монографии отражен широкий спектр вопросов, охватывающих наиболее существенные аспекты вынесенной на обсуждение проблемы, не только не теряющей своей актуальности, но и приобретающей все новые и новые нюансы. Проблема психологической защищенности личности является одной из практически значимых, изучаемых в психологии, педагогике и социологии. В последние годы публикуется огромное количество научных и прикладных материалов, затрагивающих аспекты психологической защиты, предлагающих как разнообразные теоретические трактовки данного понятия, так и практическую помощь психологам и педагогам в организации коррекционной работы с личностью, которая имеет неадекватные или неконструктивные формы психологической защиты. Но эта проблема ещё недостаточно решена в психологии, особенно относительно раннего этапа развития человека. Тем не менее, известно, что уже с раннего возраста мы начинаем использовать разные способы психологической защиты для сохранения своей внутренней стабильности при реальной или воображаемой угрозе разрушения целостности своей эго-структуры.

В монографии представлен обзор научных исследований в зарубежной и отечественной литературе по проблеме психологических защит детей, раскрывается понятие «психологическая защита», ее составные части и базовые защитные механизмы, рассматривается психологическая защита как поведенческая реакция детей старшего дошкольного возраста. На описанном теоретическом фундаменте авторами выстраивается представление о многогранности проявлений защитных механизмов на ранних этапах онтогенеза, обеспечивая связь теории с практикой. Паттерны защитного поведения детей рассматриваются как индивидные защитные формы (блокировка, агрессивность и пассивность) и как защитное поведение в системе отношений со взрослыми (родителями и педагогами). Заинтересованный читатель получит уникальную возможность познакомится со спецификой проявлений психологической защиты в межличностных отношениях детей дошкольного возраста с разным социальным окружением, динамическими характеристиками пассивности, как формы защитного поведения личности, с последствиями влияния родительского отношения в ситуации принятия-непринятия на активизацию защитных форм поведения в старшем дошкольного возрасте, наконец, различиями в тактиках педагогического взаимодействия в ситуациях принятия – непринятия воспитанника.

 

Монография состоит из введения четырех глав, заключения и приложений. 

В первой главе читатель познакомится с историей взглядов на проблемы онтогенеза психологической защиты личности. Даются общие сведения о закономерностях формирования паттернов защитного поведения. Уделяется внимание как зарубежным, так и отечественным исследователям (З.Фрейд, А.Фрейд, Ф.В. Бассин, Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Е.Л. Доценко и др.) Проводится научный анализ отдельных аспектов проблемы, в частности, проводится разграничение понятий «психологическая защита» и «средства психологической защиты».

Во второй главе «Диагностика средств психологической защиты и паттернов поведения» членами научной лаборатории под руководством Г.Я. Кудриной обоснованы и представлены оригинальные авторские диагностики паттернов защитного поведения дошкольников. Представлены результаты собственных психодиагностических исследований по изучению некоторых особенностей паттернов защитного поведения в дошкольном возрасте.  

Третья глава посвящена краткому обзору индивидные защитных форм поведения дошкольников, как то блокировка, агрессивность, социальная пассивность. При этом особенности каждой из форм детально анализируются. Также рассматриваются результаты собственных исследований форм защитного поведения детей дошкольного возраста, направленных на более глубокое ориентирование в заявленной проблеме.  

В четвертой главе представлены результаты междисциплинарных исследований в области психологии дошкольного возраста и социальной психологии по проблеме межличностной психологической защиты детей дошкольного возраста в системе отношений со значимыми взрослыми. Авторами сформулированы закономерности действия психологической защиты в ситуации принятия – непринятия в отношениях с воспитывающими  взрослыми. 

В заключении кратко сформулированы основные выводы из проведенного исследования, раскрывающие сущность и содержание паттернов защитного поведения в дошкольном возрасте, а также причины, ее вызывающие.

Книга позволяет ввести явление психологической защиты в целостный контекст изучения закономерностей развития личности на ранних этапах онтогенеза и тем самым углубить знания о психологии детства, как социокультурного феномена.


Содержательные материалы

  • Отрывок из книги pdf, 714.6 Кб

Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)

  • Открыть

Все проекты конкурса


Что такое паттерн в психологии и его роль в жизни каждого человека

Содержание

  • Терминология
  • Психология
  • Поведение

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня будем говорить о привычках и традициях. Порой они формируются бессознательно. Если вы умеете в них разбираться, то их выявление поможет более качественно выстроить коммуникацию с нужным человеком.

Речь идет не о манипуляциях. Вы сможете чуть лучше понять незнакомого человека и обязательно ему понравитесь. Что может быть приятнее, нежели быть интересным собеседником, пользующимся популярностью у друзей и коллег.

Из этой статьи вы узнаете, что такое паттерн в психологии, поймете его природу и научитесь использовать их как по отношению к себе, чтобы формировать правильные стратегии поведения, так и к другим людям.

Терминология

Для начала давайте разберемся, что же такое паттерн. Тут нет ничего сложного. Это схема, модель поведения, определенный шаблон, которому следует человек. Если говорить очень простым языком, то утренняя чистка зубов, вечерняя прогулка с собакой – это и есть паттерны.

Паттерны бывают и более сложными, к примеру, привычка здороваться с другом определенным образом или реакция на экстремальную ситуацию. Некоторые люди мгновенно концентрируются и решают проблему, другие погружаются в прострацию, третьи стараются убежать или переложить ответственность на другого человека.

Паттерны бывают не только в психологии, но и других науках. На них-то и строится математика. Выявляется некий шаблон, к примеру, вид уравнения, а затем разрабатывается формула для ее решения. Она-то и будет называться паттерном. Не буду вдаваться сейчас в подробности и отдаляться от темы. Моя задача была проиллюстрировать термин. Думаю, мне удалось этого добиться.

Психология

Очень много интересной и детальной информации о паттернах можно узнать в фундаментальной книге по психологии «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна. Если вы увлекаетесь психологией, этот труд обязателен для прочтения. Он помогает научиться разбираться в людях.

Это некий сборник «игр», то есть шаблонных поведений, в которые очень часто «играют» друзья, соседи, родственники и даже вы сами. Вы наверняка сталкивались с примерами, о которых можно прочитать в этой книге.

К примеру, всем нам знакомы женщины, которые обвиняют своих супругов в том, что те якобы не дают им добиться высокого положения в обществе, заняться творчеством или карьерой. Из всего многообразия мужчин, женщина сама и заранее выбирает самого деспотичного, чтобы это оправдание работало, а она могла спокойно продолжать игру «Если бы не ты».

Самое интересное, что если муж все-таки дает добро или иным образом поощряет поползновения к реализации мечты своей жены, то она теряет всякий интерес к хобби. Важна не цель, а линия поведения, в данном случае жалобы на мужа, игра «Если бы не ты».

Поведение

По убеждению некоторых психологов, победители, это те люди, у которых положительно работают паттерны. Они бессознательно настроены на поиск оптимальных условий для реализации своей мечты, идеи. В экстремальной ситуации они быстро находят оптимальное решение и обладают настойчивостью.

Человек всегда самостоятельно разрабатывает шаблоны, которые использует в повседневной жизни. Они могут быть разрушающими личность, деспотичными или шаблонами успеха. Если вы хотите научиться, я могу посоветовать вам книгу Брайана Брейси «Достижение максимума. 12 принципов».

Перекроить себя очень сложно. Человек в самосовершенствовании всегда сталкивается с регрессией, ленью и другими трудностями. Никто не ответит как легко и просто сделать из себя лидера. Это тяжелый путь, так как ваши паттерны формировались годами.

Относитесь к себе мягче. Все когда-то устают и не нужно ругать себя за то, что быстрого результата увидеть не получается. На все нужно время. Старайтесь снова и снова. Набирайтесь сил и двигайте к мечте снова. Однажды, вы начнете действовать по наитию.

Не забывайте подписываться на рассылку, вас ждет еще масса интересного. До новых встреч и удачи в ваших начинаниях.

Поведенческие модели в психологии: научитесь принимать себя

Какая психология стоит за токсичными моделями поведения? Как принятие ваших шаблонов может привести к изменениям и исцелению?

В своей книге Dopamine Nation психиатр из Стэнфордского университета и эксперт по лечению зависимостей Анна Лембке объясняет, почему у вас развиваются нежелательные модели поведения, психологию самосознания и как вернуть себе контроль над своей жизнью. По ее словам, принятие и честность к себе ведут к исцелению.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о моделях поведения в психологии и о том, как их изменить, согласно Лембке.

Автор Анна Лембке называет трудности с точным распознаванием и принятием моделей вашего поведения как эмоциональное препятствие для внесения позитивных изменений в вашу жизнь . Часто трудно понять, как ваше поведение сочетается в шаблоне . Согласно Лембке, нежелательные модели поведения психологически связаны с разрушенной связью между путями вознаграждения и логическим центром мозга.

Когда вы постоянно стремитесь к краткосрочным и эмоциональным вознаграждениям, вы уменьшаете связь между путями вознаграждения и префронтальной корой — частью вашего мозга, отвечающей за долгосрочное планирование. В психологии поведенческие модели связаны с вашей префронтальной корой, потому что она рассказывает о ваших переживаниях в режиме реального времени и держит вас в курсе вашего поведения, что играет важную роль в самосознании. Чем меньше у вас внутреннего беглого комментария к вашим повседневным действиям, тем меньше вы осознаете свое поведение .

Кроме того, даже если вы осознаете свое поведение и осознаете масштабы своих моделей баловства, может быть трудно признать, что у вас есть проблема. Согласно психологии, большинство людей не хотят видеть, что им не хватает самоконтроля, и поддерживать позитивную самооценку, сводя к минимуму, игнорируя или обесценивая свои модели поведения.

Определение серьезности нежелательных моделей поведения

Лембке пишет, что трудность в распознавании моделей поведения в значительной степени связана с недостатком самосознания или нежеланием признать модель поведения. Хорошей отправной точкой для прояснения своего поведения или признания существования закономерности может быть сравнение вашего поведения со стандартами, используемыми психологами для диагностики зависимости. Психологи рассматривают зависимость как процесс, состоящий из трех последовательных стадий. Пока вы читаете, подумайте, звучит ли что-то из этого знакомо.

1. Неправильное использование: Кто-то злоупотребляет приятным занятием, когда использует его для облегчения или отвлечения от эмоциональной или физической боли. Обратите особое внимание на , почему вы предаетесь своей активности с высоким уровнем дофамина. Например, вы пьете алкоголь, чтобы повеселиться с друзьями или потому что у вас был тяжелый рабочий день?

2. Злоупотребление: Эта стадия характеризуется более сильным излишеством для поддержания эффекта облегчения боли. Возможно, вы находитесь на этом этапе, если замечаете, что выработали толерантность к вашей приятной деятельности. Вы занимаетесь чем-то дольше, чем раньше, или принимаете более высокие дозы вещества?

3. Зависимость: Повторяющийся цикл жестокого обращения становится полномасштабной зависимостью, как только кто-то начинает прилагать большие усилия, чтобы получить доступ к своей приятной деятельности. Они также начинают страдать от последствий своего чрезмерного увлечения отношениями, психическим здоровьем и финансовым благополучием. Чтобы понять, достигли ли вы этой стадии, задайте себе два вопроса. Как вы реагировали в прошлый раз, когда не могли получить доступ к своей приятной деятельности? Во-вторых, во что вам обошлось это занятие (в финансовом, эмоциональном и социальном плане)?

Практика честности перед собой

Основываясь на психологии, Лембке утверждает, что для того, чтобы распознать и принять свои модели поведения, вы должны научиться говорить правду. Под этим она подразумевает обязательство быть честным, даже когда это кажется болезненным, неудобным или постыдным. Практика честности с самим собой предлагает четыре явных преимущества в изменении ваших нежелательных моделей поведения.

1. Признание. Честно привлекая внимание к своему поведению, вам будет легче увидеть свои модели компульсивного потребления такими, какие они есть на самом деле. Чем больше вы будете признавать каждый случай снисходительности, тем больше вы будете понимать, что они являются частью шаблона, а не просто отдельными случаями.

(Краткое примечание: Лембке пишет, что практика большей честности выявляет поведенческие модели, но этого может быть недостаточно: для распознавания моделей поведения может также потребоваться хорошая память или запись вашего текущего поведения. Райдер Кэрролл утверждает, что ведение журнала вашей повседневной деятельности поможет вам лучше запомнить свое поведение, его частоту и контекст, создав новые возможности для саморефлексии, когда ваша собственная память может отказать.)

2. Укрепление ума. Честно признаваясь в своем поведении, вы постепенно восстановите связь между префронтальной корой и путями вознаграждения. Когда ваш мозг привыкнет уделять больше внимания вашим решениям, он естественным образом перестроится, чтобы упростить эту практику. Это расширенное подключение позволит вам быть более внимательными и принимать более взвешенные решения, когда вы сталкиваетесь с возможностью побаловать себя.

(Краткое примечание: Лембке пишет, что вы можете укрепить свою префронтальную кору практикой — чем больше вы ее используете, тем сильнее она становится. Но это может быть не единственный способ. Неврология показала, что вы также можете укрепить свою префронтальную кору с помощью упражнений на внимательность , которые не обязательно требуют от вас честной оценки себя . В книге «Инстинкт силы воли» Келли МакГонигал пишет, что ежедневная практика осознанности, такая как медитация, увеличивает приток крови к префронтальной коре. Кроме того, было показано, что у людей, которые регулярно медитируют, больше серого вещества в префронтальной коре. Когда вы пытаетесь сломать свой стереотип чрезмерного баловства, подумайте о том, чтобы сделать осознанность частью своего распорядка дня.)

3. Ответственность. Согласно психологии, практика честности перед собой дает вам большую способность брать на себя ответственность за свои модели поведения. Признавая, что ваши решения приводят к чрезмерному удовольствию, вы можете найти возможности разорвать порочный круг. Лембке пишет, что честный отчет о собственном поведении — это первый шаг к тому, чтобы взять под контроль свои решения.

4. Агентство. Конечным преимуществом честности перед собой является улучшение чувства свободы воли. Когда вы осознаете свою роль в чрезмерном потакании своим слабостям, вы увидите, что у вас есть сила изменить ее. Люди, считающие себя теми, кто принимает решения и ведет собственную жизнь, часто больше верят в свою способность меняться.

Лембке пишет, что один из самых важных способов укрепить вашу свободу воли — это знать, как вы рассказываете историю своей жизни . Люди, которые рассказывают истории, сосредотачиваясь только на том, что с ними произошло, игнорируя при этом собственные решения, могут иметь ограниченное представление о своих возможностях. С другой стороны, люди, которые рассказывают жизненные истории, подчеркивающие их собственный выбор, склонны считать, что у них больше контроля над своим будущим выбором. Это дает им большую способность к упражнений, которые контролируют и изменяют их токсичные модели поведения .

Лучший способ рассказать историю своей жизни

Лембке пишет, что честное рассказывание истории своей жизни с упором на собственную свободу действий даст чувство уверенности и ответственности в преодолении нежелательных моделей поведения. Но как изменить то, как вы рассказываете историю своей жизни? Психологи предлагают три совета.

1. Избегайте двоичного или абсолютного языка. Такие фразы, как «Я ничего не мог сделать» или «Это невозможно исправить», создают историю, в которой вы бессильны. Этот язык не только создает впечатление, что у вас меньше свободы воли, но и подрывает вашу ответственность за собственные действия, представляя ситуацию как нечто не зависящее от вас.

2. Используйте простой и прямой язык, чтобы говорить о сложных вещах. Вам не нужно подходить к самым деликатным темам с твердыми суждениями и мнениями. Простой и прямой язык поможет снизить эмоциональные барьеры на пути к признанию болезненных или трудных истин. Например, вместо того, чтобы говорить: «Я принял глупое решение попробовать сигарету, когда был моложе и идиотом», просто скажите: «Я решил попробовать сигарету, когда мне было 20».

3. Подумайте об истории жизни, которую вы хотели бы иметь как . Размышляя над своим большим повествованием, вы можете вдохновиться на создание новой истории. Это история роста, стойкости и исцеления? Или это история разочарования и отчаяния?

Распознавание образов | 8 основных когнитивных способностей

Перейти к содержимому Распознавание образовC8 Sciences2020-11-26T16:00:34-05:00

Что это?

Распознавание образов и индуктивное мышление — это особая способность человеческого мозга не только находить закономерности, но и логически выяснять, что эти закономерности говорят о том, что произойдет дальше. В широком смысле распознавание образов и индуктивное мышление составляют основу всех научных исследований.

Эти два сложных когнитивных процесса опираются на шесть других основных когнитивных процессов. Здесь мы видим в действии устойчивое внимание, торможение реакции, скорость обработки информации, когнитивную гибкость, рабочую память и формирование категорий на службе творческого решения проблем. Программное обеспечение для тренировки мозга ACTIVATE™ дает детям возможность тренировать системы мозга, которые выполняют и объединяют эти основные когнитивные способности.

Когда это проблема:

Способность распознавать закономерности и индуктивно рассуждать является ключом к способности учащегося предвидеть будущие действия или события и применять простую логику к повседневной деятельности. Учащиеся, у которых есть проблемы с распознаванием паттернов, могут испытывать трудности с выполнением уроков (поскольку они могут с трудом погружаться в «поток» урока) и с переходом между действиями (поскольку они могут с трудом распознавать подсказки других учащихся о том, какое занятие будет следующим) .

Советы по когнитивной тренировке:

1) Подбодрите отдельного учащегося вопросами, которые побуждают учащегося подумать о том, что произойдет дальше. «Что ты собираешься делать, когда этот период чтения закончится?» «Где вам нужно быть, когда прозвенит звонок?» Подсказывая учащемуся таким образом, вы можете заставить его более тщательно обдумывать свое окружение и более активно догадываться о том, что будет дальше.

2) Используйте задачи с числовым образцом. Задание простых задач на числовые закономерности может быть хорошим способом укрепить способность ребенка распознавать закономерности, а также математические понятия. Работа над числовыми задачами может активировать те же области мозга, которые распознают и решают более общие закономерности.

3) Продолжайте использовать когнитивные обучающие игры ACTIVATE. Утки! создает возможность для детей тренировать системы мозга, которые выполняют и интегрируют эти основные когнитивные способности. Предоставляя учащимся задачи на решение шаблонов, включающие числа, цвета, формы, категории, фотографии и всевозможные различные логические головоломки, учащиеся учатся работать быстро, чтобы идентифицировать и использовать шаблоны.

Если это сильная сторона:

Учащиеся, которые распознают закономерности, легко справляются с логикой и индуктивным мышлением. Скорее всего, они преуспеют в дисциплинированной деятельности, требующей выполнения шагов в определенном порядке.

Советы по когнитивным тренировкам:

1) Индуктивное рассуждение является основой для научных исследований. У этих студентов может быть преимущество, когда дело доходит до изучения основ научных исследований (гипотеза – предсказание – эксперимент и т. д.). Этих учащихся можно вовлечь в проекты по обогащению, которые используют эту способность, попросив их создавать прогнозы будущих событий или технологических разработок и подтверждать свои идеи (например, рисовать картину города будущего; создавать будущее решение для крупной мировая проблема).

Добавить комментарий