как понимать себя и людей
Перцептивное общение — это умение проникать во внутренний мир других людей, умение улавливать их психическое состояние в каждый отдельный момент, умение выявлять их подлинное отношение к руководителю, к работе, умение воздействовать на людей с учетом их эмоционального состояния.
Но нередко мы не понимаем и самих себя. Например, читая нотацию другому человеку, мы считаем, что делаем доброе дело. Но почти всегда не доброта, а гордость заставляет нас делать это. Мы выговариваем подчиненному не столько для того, чтобы его исправить, сколько для того, чтобы убедить в нашей собственной непогрешимости.
Механизм межличностного общения
Контактируя с близкими, товарищами по работе или учебе, надо помнить, что любое социально значимое действие вызывает ожидание определенного резонанса, определенной реакции со стороны партнеров по общению. Для успеха в общении необходимо считаться с ожиданиями людей, искать оптимальную тактику контакта. Мысленно перебирая фразы и действия собеседника, желательно прогнозировать его поведение в дальнейшем, а он, в свою очередь, должен предположить, как отреагирую я на то или иное его замечание, заявление, рассказ, поступок.
Внутренний механизм контакта между людьми — интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Первое возникает в ходе активной совместной деятельности и возможно в том случае, когда партнеры уважают друг друга, искренне делятся впечатлениями, обмениваются опытом, совместно решают сложные задачи. Второе сопереживание вызывает сама личность участника общения: заинтересованность человеком, его активностью, предметом общения по невидимым каналам передается партнеру, вызывая желание продолжать контакт, расширять сферу общения.
Важнейшая проблема перцептивного общения — выявление мотивов поведения. На I съезде преподавателей кадетских корпусов России в 1908 г. генерал Михневич, критикуя военное ведомство, говорил: «Действовать целесообразно и одинаково во всех кадетских корпусах, при случившихся там однородных поступках — заветная черта нашего ведомства». Поддерживая генерала, протоиерей Воздвиженский привел пример, в котором рассказал, что двух кадетов из одного и того же взвода за один и тот же проступок наказал по-разному. Ведь один из них сбежал с урока не в первый раз, а второй во взводе новичок, он боится товарищей и сбежал впервые. Первого преподаватель посадил в карцер, а второго только пожурил. Одинаково наказать — совсем не значит наказать целесообразно. Необходимо знать и учитывать мотивы, причины проступка.
Выявляя мотивы поведения, нельзя полагаться на объяснения провинившегося, на его самоотчет. Во-первых, человеку часто не под силу проанализировать причины своего поступка. Во-вторых, каждый человек обычно стремится приукрасить свое поведение, и не потому, что он лжив. Оправдывая свой проступок, человек прибегает к психологической защите, к так называемой рационализации мотивов, не признавая за собой аморальных намерений.
Чтобы правильно охарактеризовать человека или его проступок, необходимо, не полагаясь на первое впечатление, изучать и становление его личности, индивидуальности. Велика значимость сопоставления совершенного поступка с индивидуальными особенностями и биографией человека по каждому прогнозируемому качеству.
При умелом анализе можно понять процесс становления личности, предсказать ее поведение, выявить возможные отклонения.
Безусловно, абсолютизировать этот способ нельзя. Ни один факт из жизни человека не позволяет сделать однозначного вывода о нем. Но вдумчивый подход к анализу биографии подчиненного может оказать большую помощь руководителю в овладении умением, скажем, подобрать исполнителя для необычного поручения, выявить виновника ЧП, прогнозировать поведение подчиненного в экстремальной ситуации.
О предубеждениях
Все руководители, характеризуя подчиненных, делают упор на те стороны личности, которые особенно важны для успешной работы. При первой встрече воспринимают чисто внешний облик подчиненного. В этих случаях правильность оценки невелика. Только очень немногие руководители воспринимают преимущественно психические качества оцениваемых людей, и, если при этом не происходит абсолютизации тех или иных черт, перцепция становится совершенной. Однако и тут встречаются ошибки. Так, привлекательные внешне и вежливые рабочие чаще становятся любимчиками руководителей, непривлекательные — наоборот.
Привлекательность — не единственная причина близости. Американский психолог привел на лекцию в институт босого человека в кожаном мешке с прорезями для глаз и рта. Неизвестный слушал лекции в течение полугода. Причем в разговоры ни с кем не вступал, в общественных мероприятиях не участвовал, и, тем не менее, настороженно-неприязненное отношение к нему постепенно сглаживалось, становилось все более добрым. Когда люди привыкают к человеку, они лучше контактируют с ним, закрывают глаза на многие его недостатки.
В возникновении симпатии немалую роль играют интересы и увлечения людей. Такой подход к человеку, когда при общем благоприятном впечатлении подчиненному приписываются только положительные качества, а при неблагоприятном впечатлении — только отрицательные, в психологии носит название «эффект ореола». Он может серьезно подвести руководителя. Близки к «ореолу» эффекты новизны и первичности. При восприятии хорошо знакомого рабочего для руководителя большую роль играет последняя информация о нем. А предыдущая информация, нередко более значимая, игнорируется. При восприятии же незнакомого человека большее впечатление оказывает ранее полученная информация о нем.
Подобные стереотипы приводят к предубеждениям, когда на основе ограниченных сведений или прошлого опыта создается неверное впечатление о человеке. А ведь неправильная оценка подчиненного, привычка, найдя удачный способ решения задач данного типа, использовать его всегда, даже если он очевидно не годится, отрицательно сказывается на перцептивном общении, на контактах с подчиненными. Предубеждение к личности, когда ее поведению дается субъективно искаженная, односторонняя оценка, ведет к неправильному выбору методов и приемов воздействия, осложняет отношения с коллегами. Этика руководителя осуждает также избирательное отношение к подчиненным. Следует уважительно, с интересом относиться к каждому члену коллектива, даже если кто-то доставляет немало хлопот и огорчений.
Однако не только подчиненные страдают от предубеждений руководителей. Начальники, в свою очередь, нередко сталкиваются со своеобразным отношением к ним подчиненных. Людям свойственно предвзятое отношение к новому руководителю, к изменениям в трудовом процессе, в быту, в распорядке дня; они не терпят низкой оценки труда. Зная это, опытные руководители тщательно готовятся к первой встрече с коллективами, в которых будут работать. Очень важно при первой встрече показать себя с сильнейшей стороны. С этой целью один руководитель может продемонстрировать образец работы на станке или починить сложный прибор, другой — увлечь слушателей рассказом о перспективах развития подразделения или предприятия, третий — удивить тем, что запомнил всех своих подчиненных с первого раза и т. п.
Терпимое отношение к слабостям людей
Необходимое условие успешного общения — терпимое отношение к слабостям коллег и подчиненных, если, конечно, эти слабости не мешают общему делу. В каждом коллективе подчиненные и начальники разного возраста, с разными привычками, характером, с неодинаковым жизненным опытом. Нет никакой необходимости подгонять всех под единый шаблон. Тем более недопустимы насмешки над кем-либо. Они вызывают неприязнь к острословам и к руководителю, если он допущенные колкости не пресекает, мешают формированию подлинно товарищеских отношений в коллективе.
Конечно, управлять коллективом, члены которого как две капли воды были бы похожи друг не друга, значительно легче. Но таких коллективов нет. Желание понять подчиненного, разумная терпимость к нему — мощное средство для формирования доброжелательного общения.
Здесь нельзя впадать в крайность и закрывать глаза на кажущиеся поначалу незначительными проступки подчиненных, мешающие нормальной работе, и на те, что он может исправить — отсутствие пунктуальности, бестактность, невыполнение поручения-просьбы и т. п. — в искренней надежде, что рабочие, благодаря дружеским отношениям с начальником, не допустят более серьезных нарушений. Это мнение — глубокое заблуждение. Большое число нарушений дисциплины, отсутствие порядка позволяет уверенно сказать: они произошли потому, что раньше не пресекались «несерьезные» проступки. Низкая требовательность неизбежно ведет к нарушениям дисциплины, а также межличностных контактов «начальник — подчиненный». Контакты нарушаются и тогда, когда руководитель не может объективно оценить подчиненного и правильно вести себя в случаях нарушения дисциплины.
Социальная роль
Успеха в перцептивном общении добивается тот деловой человек, который правильно осознает свою социальную роль и успешно реализует предписываемые ролью обязанности. Социальная роль — это программа действий человека в определенных условиях, выработанная обществом и контролируемая партнерами по работе и другим видам общения.
Начало любой коммуникации — определение позиций. Сеть взаимодействующих позиций (социальных ролей) существенным образом регулирует общение между людьми. Если участники коммуникации по-разному определяют свои роли и позиции, взаимопонимание нарушается, очень трудным становится установить кто есть кто, между участниками коммуникации начинаются трения. Это может иметь место тогда, например, когда одного партнера интересует результат, а другого — в большей степени деятельность; одного — цель деятельности, а другого — общение; одного — близкие, сердечные отношения, а другого — только деловые контакты. То же происходит, когда забывая о своей социальной роли, оба партнера стремятся к доминированию или, наоборот, оба пассивны. Во всех этих случаях говорят о несовместимости людей.
Михаил Станкин
По материалам «Elitarium»
>
Перцептивное общение — Книга Знаний
Психология личности. Перцептивное общение
Перцептивное общение — это умение проникать во внутренний мир других людей, умение улавливать их безусловно психическое состояние (см. источник) в именно каждый отдельный момент, умение выявлять их подлинное отношение к руководителю, к работе, умение воздействовать на людей с учетом их наверняка наиболее вероятно (источник не известен) эмоционального состояния (см. источник) .
Но нередко мы не понимаем и самих себя. Например, читая нотацию любому человеку , мы считаем, что делаем доброе дело. Но почти всегда не доброта, а гордость заставляет нас делать это. Мы выговариваем подчиненному не столько для того, чтобы его исправить, сколько для того, чтобы убедить в нашей собственной непогрешимости.
Механизм наиболее вероятно межличностного общения (примечание переводчика)
Контактируя с близкими, товарищами по работе или учебе, надо помнить, что любое социально значимое действие вызывает ожидание определенного резонанса, определенной реакции со стороны партнеров по общению. Для успеха в общении необходимо считаться с ожиданиями людей, искать оптимальную тактику контакта. Мысленно перебирая фразы и действия собеседника, желательно прогнозировать его поведение в дальнейшем, а он, в свою очередь, должен предположить, как отреагирую я на то или иное его замечание, заявление, рассказ, поступок.
Внутренний механизм контакта между людьми — интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Первое возникает в ходе активной именно совместной деятельности (именно так и было!) и возможно в том случае, когда партнеры уважают друг друга, искренне делятся впечатлениями, обмениваются опытом, совместно решают может быть сложные задачи (источник не известен) . Второе сопереживание вызывает сама личность участника общения: заинтересованность человеком, его активностью, предметом общения по невидимым каналам передается партнеру, вызывая желание продолжать контакт, расширять сферу общения.
Важнейшая проблема перцептивного общения — выявление мотивов поведения. На I съезде преподавателей кадетских корпусов России в 1908 г. генерал Михневич, критикуя военное ведомство, говорил: «Действовать целесообразно и одинаково во всех кадетских корпусах, при случившихся там однородных поступках — заветная черта нашего ведомства». Поддерживая генерала, протоиерей Воздвиженский привел пример, в котором рассказал, что двух кадетов из одного и того же взвода за один и тот же проступок наказал по-разному. Ведь один из них сбежал с урока не в первый раз, а второй во взводе новичок, он боится товарищей и сбежал впервые. Первого преподаватель посадил в карцер, а второго только пожурил. Одинаково наказать — совсем не значит наказать целесообразно. Необходимо знать и учитывать мотивы, причины проступка.
Выявляя конечно мотивы поведения (источник не известен) , нельзя полагаться на объяснения провинившегося, на его самоотчет. Во-первых, человеку часто не под силу проанализировать причины своего поступка. Во-вторых, любой человек обычно стремится приукрасить свое поведение, и не потому, что он лжив. Оправдывая свой проступок, человек прибегает к психологической защите, к так называемой рационализации мотивов, не признавая за собой аморальных намерений.
Чтобы правильно охарактеризовать человека или его проступок, необходимо, не полагаясь на как бы первое впечатление , изучать и становление его личности, индивидуальности. Велика значимость сопоставления совершенного поступка с индивидуальными особенностями и биографией человека по каждому прогнозируемому качеству.
При умелом анализе можно понять конечно процесс становления (см. источник) личности, предсказать ее поведение, выявить возможные отклонения.
Безусловно, абсолютизировать этот способ нельзя. Ни один факт из жизни человека не может быть позволяет сделать однозначного вывода о нем. Но вдумчивый подход к анализу биографии подчиненного может оказать большую помощь руководителю в овладении умением, скажем, подобрать исполнителя для необычного поручения, выявить виновника ЧП, прогнозировать поведение подчиненного в вероятно экстремальной ситуации .
О предубеждениях
Все руководители, характеризуя подчиненных, делают упор на те стороны личности, которые особенно важны для успешной работы. При наиболее вероятно первой встрече воспринимают чисто внешний облик подчиненного. В этих случаях правильность оценки невелика. Только очень немногие руководители воспринимают преимущественно психические качества оцениваемых людей, и, если при этом не происходит абсолютизации тех или иных черт, перцепция определенно становится совершенно й. Однако и тут встречаются ошибки. Так, привлекательные внешне и вежливые рабочие чаще становятся любимчиками руководителей, непривлекательные — наоборот.
Общение как перцептивный процесс, его сущность и механизмы — Студопедия
Тема 2.4. Перцептивная сторона общения.
Тема 2.4 Перцептивная сторона общения. Знание и применение различных техник в профессиональной деятельности.
Вопросы:
1. Общение как перцептивный процесс, его сущность и механизмы.
2. Механизмы межличностного восприятия.
3. Эффекты восприятия людьми друг друга.
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуаций. В настоящее время под социальной перцепцией понимают целостное восприятие субъектом как предметов материального мира, так и социальных объектов.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. 5 структуре любого перцептивного акта выделяются его объект и субъект, его процесс и результат, и в рамках социальной психологии актуально уточнение роли социальной перцепции в регуляции поведения и деятельности индивида с социальными объектами и уточнение характеристик субъекта и объекта восприятия.
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание его участников. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию или как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако в обоих случаях большое значение имеет то, как партнер по общению воспринимается другим партнером, т.е. процесс восприятия одного человека другим выступает как обязательная составная часть общения.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: многообразие представлений о самом себе определяет и многообразие представлений о другом человеке, но чем более полно раскрывается этот другой, тем более полным становится и представление о самом себе.
Общаясь, люди формируют представление о себе через представление о другом, — как правило, это происходит в условиях достаточно широкой совместной социальной деятельности. Значит, в процесс социального восприятия включены как минимум два человека, каждый из которых — активный субъект общения. При выработке стратегии взаимодействия им приходится, следовательно, принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки друг друга, но и то, как эти мотивы и потребности понимаются в процессе общения противоположной стороной.
Взаимопонимание является весьма важной стороной межличностного восприятия с его основными достаточно хорошо изученными механизмами.
1.1. Общая характеристика перцептивного аспекта общения
1.1. Общая характеристика перцептивного аспекта общения
За рубежом межэтническое восприятие чаще всего рассматривается в аспекте восприятия расовых и этнических авто– и гетеростереотипов. Одна из первых работ по этой проблеме была осуществлена Д. Кацом и К. Брели. Они предложили методику измерения этнических стереотипов, которая до настоящего времени успешно используется психологами (Katz, Braly, 1933, 1935). Затем последовали многочисленные исследования по этой проблеме (Решетов, 1981; Уайтсайд, 1997; Изард, 1999; Вилсон, Макклафин, 1999; Frijda, 1970; Izard, 1971; Cook, 1971; Friesen, 1972; Ekman, 1973, 1993; Argyle, 1973; Ekman, Friesen, 1985; Handbook of cross-cultural psychology, 1997).
В России восприятие человека человеком и его понимание в моноэтнической среде глубоко и обстоятельно изучено А. А. Бодалевым и его учениками (Бодалев; 1982, 1995, 1996).
Перцептивная сторона межэтнического общения исследовалась В. А. Барабанщиковым и Т. Н. Малковой (Барабанщиков, Малкова, 1981; Барабанщиков, 2000), А. П. Оконешниковой (Оконешникова, 1989, 1996, 1999), В. А. Лабунской (Лабунская, 1985, 1999), Л. В. Ключниковой (Ключникова, 2001) и др.
Этнопсихологические особенности различных народов могут быть выражены как в форме автостереотипов (восприятие этнофоров представителями своего этноса), так и в форме гетеростереотипов (восприятие этнофоров представителями других этносов). Этнический стереотип (чаще всего имеются в виду гетеростереотип) – это сложившиеся суждения, мнения и представления, которые имеют обычные люди о разных народах. В его основе лежат определенные типичные психологические особенности характера, поведения, внешности и пр. Как правило, в стереотипе знание о психологических характеристиках народов выступает в обобщенной и упрощенной форме (Кцоева, 1985а, 1985б). В отдельных случаях описание представителей других этносов дают люди, не имеющие личного опыта общения с ними. Некоторые исследователи называют гетеростереотипы национальными характеристиками (или групповыми суждениями) (Peabody, 1985).
Для структурирования многочисленных и часто разрозненных результатов исследований по этническому восприятию были использованы различные системы отражения воспринимающего этнофора, посредством которых они обмениваются информацией в процессе общения: зрительная, слуховая, тактильная (осязательная) и обонятельная (ольфакторная) (Лабунская, 1999; Резников, 1999а).
В зарубежной и отечественной научной литературе в наибольшей степени изучены зрительное и слуховое восприятие этнофоров и гораздо в меньшей – тактильное и обонятельное.
Новизна исследования перцептивный стороны этнического общения заключается в том, что в ней впервые восприятие этнофора этнофором рассматривается на основе системного подхода, элементами которого являются субъект, объект и процесс восприятия. Процесс восприятия человека человеком является более общим феноменом по сравнению с восприятием этнофора этнофором. В связи с этим в монографии не рассматриваются механизмы восприятия человека человеком (Резников, 2002а; 2003а), а анализируются только механизмы, искажающие формирование адекватного образа воспринимаемого представителя этноса (этноцентризм, стереотипизация и идеализация). Кроме того, в работе осуществляется системное рассмотрение результатов зрительного, слухового, тактильного и обонятельного восприятия в общении этнофоров с позиций этнической психологии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесПерцептивная сторона общения в психологии — Блог Викиум
В психологии под перцепцией понимается процесс непосредственного восприятия явлений в их различных проявлениях, происходящий благодаря взаимодействию анализаторов на основе уже существующего опыта человека. Говоря простым языком, перцепция – это поглощение чувственных данных человеком в той форме, в которой они действительно (объективно) существуют.
Межличностное восприятие – чрезвычайно важный элемент познания мира и других людей. Благодаря ему человек воспринимает и познает как свои черты личности, так и качества других людей. Это позволяет создать определенный образ и сформировать ожидания в отношении этого человека. Социальное восприятие направляет наше поведение, помогает делать выводы, основанные на реакциях других людей, и формулировать точные наблюдения и прогнозы.
Когнитивные искажения и ошибки в восприятии
Эмпирические исследования показывают, что люди совершают много ошибок в повседневном процессе построения мысленных представлений о мире. Наши когнитивные искажения, такие как информационная фильтрация, эффект ореола и самопрезентация, могут приводить к неверному толкованию социальных ситуаций.
Когда мы встречаемся с человеком впервые, мы чаще всего совершаем ошибки в социальном восприятии. Обычно мы автоматически обращаем внимание на внешний вид нашего собеседника, включая мимику, жесты и интонацию. Мы также быстро классифицируем его по категории, обычно биполярной, например, враждебной или дружественной.
Функции перцептивного общения
Функция социального восприятия – оценка действий окружающих людей. Каждый человек внимательно изучает индивидуальные особенности характера и темперамента окружающих, их внешнюю привлекательность, образ жизни и поступки. На основе этого анализа у него формируется представление о людях и их поведении.
К основным функциям такого общения можно отнести:
- самопознание;
- познание собеседника, партнера;
- установление контактов в команде в процессе совместной деятельности;
- создание положительного микроклимата в коллективе.
Психологические механизмы перцептивной стороны общения
Социальное восприятие – это процесс, с помощью которого делается прогноз поведения и реакции общества в различных условиях жизни. Механизмы межличностного восприятия позволяют нам изучить тонкости этого процесса:
- Притяжение – изучение окружающих на основе положительного восприятия. Благодаря этому механизму люди имеют возможность тесно взаимодействовать друг с другом, что положительно влияет на формирование чувственных отношений.
- Идентификация – этот механизм используется как интуитивное исследование личности на основе моделирования различных ситуаций. Исходя из собственных убеждений, человек анализирует внутреннее состояние других.
- Атрибуция – это механизм прогнозирования поведения других людей, основанный на особенностях собственной личности. Когда человек сталкивается с непониманием мотивов других людей, он начинает предсказывать модели их поведения на основе своих собственных чувств, побуждений и других индивидуальных характеристик.
- Рефлексия – механизм самопознания, основанный на взаимодействии в обществе. Этот инструмент основан на навыках самопрезентации.
- Стереотипы – механизм создания сбалансированного образа людей и явлений вокруг них. Важно помнить, что такие изображения имеют характеристики, которые зависят от социальных факторов.
- Эмпатия – способность проявлять эмоциональную эмпатию, оказывать психологическую поддержку, сопереживать и участвовать в жизни других.
Восприятие является сложным механизмом психологического взаимодействия человека и воспринимаемого им объекта. На восприятие влияет огромное количество факторов, в том числе возрастные характеристики, жизненный опыт и личностные качества. Тем, кто хочет улучшить социальное восприятие, рекомендуется пройти курс Викиум «Критическое мышление».
Читайте нас в Telegram — wikiumПерцептивная сторона общения
В общении участвуют, как минимум, два человека. Каждый из них активен, каждый стремится донести свои цели, намерения, настроения до другого, одновременно пытаясь понять и его самого. Этот процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга называется перцепцией или перцептивным компонентом общения, и он крайне важен для успешного контакта людей.
Характеристика перцептивной стороны общения
Перцепция, или восприятие своего собеседника, происходит как наблюдение и анализ внешних особенностей человека, его поведения и жестов, интонации и манеры говорить. Отслеживая эти проявления, каждый партнер по общению составляет общее впечатление о другом, вникает в его мотивы, изменяет и подстраивает под него свое поведение. Получается, что благодаря перцептивной стороне общения люди могут понимать друг друга, достигать согласия и возможности совершать какие-либо совместные действия.
Перцептивный аспект общения – другой в моих глазах и «Я» глазами других
Это взаимное восприятие не ограничивается только наблюдением за собеседником. Важной характеристикой перцептивной стороны общения можно считать и то, что оценивая партнера, человек одновременно отслеживает, как тот относится к нему самому: насколько приятно ему их общение, разделяются ли им ценности и установки, соглашается ли он с выводами.
Поэтому при каждой беседе или взаимодействии люди не только оценивают друг друга, но анализируют реакцию собеседника на свое поведение и ситуацию в целом – при помощи приемов идентификации и рефлексии.
Идентификация – это довольно распространенный способ восприятия других. Им пользуются все, когда пытаются понять кого-либо и ставят себя на его место, переносят собственные состояния и особенности на окружающих.
А рефлексия помогает узнать, как другие относятся к нам. Воспринимают ли они нас как достойных людей, добрых, умных и интересных собеседников или же оценивают отрицательно?
Мнение, которое сложилось у собеседников друг о друге, существенно влияет на эффективность их взаимодействия и дальнейших отношений. И оно может оказаться неверным.
Что мешает объективной оценке?
Существует несколько факторов, которые могут искажать впечатления о других людях; их называют феноменами (или эффектами) межличностного восприятия.
Эффект ореола – это преобладание какого-то одного сильного впечатления о человеке, которое переносится на всю его личность. Например, все недостатки при этом могут оправдываться или, наоборот, общее неблагоприятное мнение заставит воспринимать достоинства человека как притворство и лицемерие.
Эффект первичности – похож на эффект ореола. Только в этом случае первая информация о человеке становится самой запоминающейся и важной, она определяет отношение ко всем его поступкам и в будущем практически не подвергается изменениям.
Эффект последней информации – дает тот же результат, только за основу берутся самые последние сведения о человеке. Они могут перечеркнуть прежнее отношение к нему, изменить его на противоположное.
Эффект проецирования – проявляется в склонности людей приписывать другим свои собственные установки, эмоции, мнения или привычки, иначе говоря, судить их по себе. И если кто-то считает, что все вокруг скупые, упрямые или нечестные, стоит задуматься – почему он так думает?
Учитывая эти феномены и значимость перцептивного аспекта общения, надо быть внимательными и к себе, и к окружающим. Ведь для успешного установления контакта с другими людьми важно не ошибиться в своих оценках. Изменять их, если изменяется поведение партнера, и меняться самому, если теряется взаимопонимание.
это какой? Восприятие и перцептивная сторона общения
Достаточно популярным предметом психологических исследований являются познавательные процессы человека и животных. В зависимости от сложности принято выделять три уровня психики или психического отражения реальности: это сенсорика и перцепция, представления и высший – вербально-логический уровень. Попробуем разобраться подробнее с первым.
Сенсорно-перцептивные процессы
Перцептивный – это воспринимающий, если сказать иначе. Восприятие представляет собой познание и в итоге формирование в сознании целостного образа предмета или явления окружающей среды. Сразу следует сказать, что непосредственные ощущения и восприятие отличаются между собой. Несмотря на то что без отдельных ощущений, возникающих как результат действия реальности на органы чувств (сенсоры), восприятие не могло бы существовать, оно не сводится только к ним.
Ощущения создают базу, но перцептивный – это качественно другой процесс, более активный и осмысленный. Для примера можно сравнить то, как можно просто слышать звуки и внимательно слушать, видеть и целенаправленно смотреть, наблюдать за кем-то или чем-то.
Основные свойства восприятия
Большой теоретический труд посвящен детальному анализу сенсорно-перцептивной организации у человека, автором является известный советский психолог Б. Г. Ананьев. С точки зрения специалистов в этой области, можно выделить следующие характерные особенности восприятия:
- Предметность: наше восприятие направлено на выделение определенного объекта из окружающего пространства и его изучение.
- Структурность. Например, мы легко можем понять текст, даже если в нем переставлены буквы. Это происходит благодаря тому, что отражается именно состав написанного, который остался прежним.
- Целостность, то есть перцепция всего предмета или человека целиком, а не разрозненными частями.
- Осмысленность – способность понять значение образа восприятия, определить его специфику и отнести к какой-либо категории.
- Постоянство свойств вещей, несмотря на обстановку и физические условия, в которых человек их воспринимает.
- Активность и избирательность восприятия – предпочтение в познании одних объектов другим.
Различия перцепции и апперцепции
Наряду перцепцией, выделяют тесно связанное с ней понятие апперцепции. Процесс перцептивный — это восприятие. Апперцепция также представляет собой прием и обработку зрительной, слуховой и другой информации. Добавление к основному понятию приставки ап- призвано показать всю сложность восприятия. Мы не просто слышим, видим, чувствуем вкус, запах и прикосновение — результат этого проходит через индивидуальную призму. В нее обязательно входит предыдущий перцептивный опыт, на основе которого выносится суждение о предмете. Так мы сравниваем каждый образ с имеющимися эталонами формы – круг это или треугольник, цвета – зеленый или оттенок морской волны и т. д.
Конкретные знания и умения, текущее состояние опосредуют наше изучение окружающего мира и определяют различия в восприятии разных людей. Большое влияние оказывают личные особенности – склонности, интересы, характер, образ жизни в целом, котрые влияют в том числе на восприятие нас самих.
Перцептивное общение
Из чего же оно складывается? Как мы выяснили, перцептивный – это синоним слова воспринимающий. Воспринимать можно не только неодушевленные вещи, животных, отношение формируется и в плане “человек-человек”. Это означает, что даже в общении существует перцептивная сторона. То есть это восприятие и оценивание других людей. Перцептивное общение предполагает также умение чувствовать собеседника и настроение, понять его потребности и желания, мотивы поведения.
Есть ряд факторов, от которых может зависеть межличностное взаимодействие. Во-первых, это факт превосходства другого по определенным параметрам, в силу чего он будет восприниматься как авторитетная личность и, соответственно, иметь положительный образ. Во-вторых, внешняя привлекательность партнера. Большей симпатией пользуются красивые люди. В-третьих, отношение к наблюдателю. Если партнер относится к вам хорошо, то, скорее всего, это вызовет такие же ответные чувства. Каждый из этих пунктов способен снизить адекватность социальной перцепции и существенно повлиять на впечатление о ком-либо.
Перцепционные барьеры для эффективного общения
Перцепционные барьеры для эффективного общения
То, как человек воспринимает предмет или событие, влияет на то, как его / ее мысли об этом преобразуются во время общения — отправки, получения, интерпретации или анализа сообщения.
Барьеры восприятия — это ментальные блоки, которые мы создаем из-за нашего восприятия определенных людей, ситуаций или событий вокруг нас.
Барьер восприятия — один из многочисленных барьеров в подклассе внутриличностных барьеровОткрывается в новом окне .
Проблема в общении с другими возникает из-за того, что все мы воспринимаем вещи по-разному в зависимости от уникального опыта каждого человека — мы созданы и воспитаны по-разному из-за нашего разного социокультурного происхождения, уровня образования и системы ценностей. Все, что мы интерпретируем, зависит от этого опыта, хорошего или плохого.
Процесс восприятия определяет, какие сообщения открываются в новом окне , которые мы выбираем или отсеиваем, а также то, как выбранная информация организована и интерпретируется.
Таким образом, то, как человек воспринимает предмет или событие, влияет на то, как его / ее мысли об этом преобразуются во время общения — отправка, получение, интерпретация или анализ сообщения. Если восприятие отправителя и получателя не совпадает, это может стать серьезным препятствием в процессе коммуникации. Открывается в новом окне .
Воспринимаемые факторы действуют как фильтруют наш опыт общения с людьми, событиями и информацией вокруг нас.Если у кого-то был негативный опыт общения с другом, все, что друг делает или говорит, будет отфильтровано через это восприятие.
Взгляд на вещи через призму нашего собственного уникального жизненного опыта или обусловливание может привести к предположениям, стереотипам и недопониманию со стороны других, чей опыт отличается от нашего собственного.
Это приводит к различным интерпретациям сообщения и делает нас жертвой барьера восприятия.
Факторы, определяющие барьеры восприятия, включают:
1.Образование
Образованные люди часто считаются более умными, чем необразованные или не имеющие формальной квалификации.
Это может привести к сбою в общении, потому что люди могут чувствовать, что они не оснащены или недостаточно образованы, чтобы понять сообщение, отправляемое более образованным или квалифицированным человеком.
2. Род занятий
Занятие отправителя может повлиять на то, как получатель понимает сообщение.Отношение людей к определенным профессиям может замедлить процесс общения и привести к негативному пониманию сообщения.
Это также может работать в обратном направлении. Например, мы доверяем врачам и будем слушать, что они говорят.
3. Требуется
У разных людей разные потребности. Некоторым людям безопасность в жизни может понадобиться больше, чем деньги. Процесс связи Открывается в новом окне На влияют потребности как отправителя, так и получателя.
Например, недопонимание и конфликт между руководством и сотрудниками организации из десяти человек возникает из-за разных потребностей.
Руководству может потребоваться, чтобы сотрудники уложились в сжатые сроки, а сотрудникам может потребоваться больше времени для выполнения задачи. Сотрудники могут посчитать требования, предъявляемые руководством, слишком высокими или необоснованными.
4. Возраст
Разные возрастные группы по-разному отреагируют на конкретное сообщение. В большинстве случаев уважение или неуважение к пожилому человеку играет важную роль в процессе общения.
Молодые люди склонны уважать суждения пожилых людей. Они считают, что пожилые люди хорошо осведомлены, но иногда оспаривают подход или заявление, сделанное пожилым человеком. Техническое сообщение, например, о том, как пользоваться Интернетом, могло бы быть лучше воспринято более молодой аудиторией, потому что в последние годы они больше знакомы с технологиями.
5. Измерение умения
Фон и иерархические различия отправителя и получателя играют важную роль в интерпретации сообщения.Разницу в фоне часто не замечают.
Дело в том, что событие может быть воспринято разными людьми по-разному. Чтобы общение было эффективным, важно, чтобы умственные способности или уровень опыта говорящего и слушателя совпадали.
По сравнению с другими группами, легче общаться между одноранговыми группами. Если есть большая разница между отправителем и получателем в силу их знаний, положения или даже опыта, которые ни один из них не пытался связать разные системы отсчета, на первый план выходит.
В процессе взаимодействия попытка осмыслить идеи, сформулированные в рамках собственной системы взглядов, приведет к расхождениям в понимании сообщения. В результате возникает несовпадение передачи и приема сообщения.
- Цитаты
MyEducator — Барьеры восприятия
Все, что препятствует или мешает нам сделать точное восприятие, называется барьером восприятия или ошибкой восприятия. Ошибки восприятия часто возникают из-за предвзятых представлений о людях и ситуациях, которых придерживаются воспринимающие.Пять из наиболее распространенных барьеров восприятия — это избирательное восприятие, стереотипы, эффект ореола, проекции и ожидания.
Избирательное восприятие
В организационном контексте избирательное восприятие означает обращать внимание на информацию, которая поддерживает ваши идеи, и игнорировать остальное. Например, если вам не нравятся некоторые учителя, вы склонны сосредотачиваться на их отрицательных личностных характеристиках и игнорировать любые положительные качества, которые не соответствуют вашему мнению о них.Другой тип избирательного восприятия — это защита восприятия. Это тенденция людей защищать себя от идей, объектов или ситуаций, которые представляют собой угрозу. Например, вы можете игнорировать человека, у которого есть идеи, угрожающие вашим глубоким убеждениям.
Стереотипы
Стереотип — это чрезмерно упрощенная ментальная картина, связанная с определенной группой (например, женщины эмоциональны, шотландцы бережливы, а толстые люди веселые).Стереотипы сохраняются, потому что люди, которые их придерживаются, склонны практиковать избирательное восприятие. Например, начальник, который считает, что молодые люди ленивы, может заметить, что некоторые из молодых работников делают дополнительные перерывы, но не заметит, что пожилые работники делают то же самое. Положительные стереотипы могут быть такими же обманчивыми, как и отрицательные. Например, независимо от реальности, некоторые из нас склонны представлять привлекательных людей теплыми, добрыми, чуткими и честными.
Эффект ореола
Эффект ореола возникает в организациях, когда менеджеры дают чрезмерно благоприятные оценки сотрудников, основываясь на своих наблюдениях за отдельными успехами.Типичная ошибка ореола, которую допускают менеджеры, — это предположение, что человек с хорошей посещаемостью несет ответственность во всех сферах деятельности. Другой находится под влиянием оценок деятельности за предыдущий год.
Проекция
Проекция — это склонность приписывать свои убеждения, чувства, склонности, мотивы или потребности другим людям. Например, менеджер, которому нравится брать на себя новые обязанности, может проецировать эту тенденцию на сотрудников, поручив им дополнительные должностные обязанности без предварительной консультации с ними.Менеджеры могут избежать негативных последствий проекции, развивая сочувствие и навыки слушания.
Ожидания
Ожидание — это стремление найти в ситуации или человеке то, что вы ожидаете найти. Наши ожидания сильно влияют на то, как мы воспринимаем окружающий мир. Например, когда мы спрашиваем людей, как у них дела, мы ожидаем, что они ответят: «Хорошо, спасибо». Если их реакция сопровождается негативным языком тела, мы можем игнорировать невербальную информацию, потому что она не соответствует нашим ожиданиям.
перцептивных барьеров для общения | Наша повседневная жизнь
Согласно Словарю Мерриам-Вебстера, общение — это отправка, получение и обмен идеями и информацией, выраженными вербально и невербально. Связь может быть нарушена, если сообщение, предназначенное отправителю, неясно или получатель воспринимает его иначе, чем предполагал отправитель. Барьеры или препятствия на пути к эффективному общению могут быть физическими, поведенческими / эмоциональными, языковыми и культурными.Барьеры восприятия могут привести к путанице, недопониманию, ложной информации и ложным убеждениям, что приведет к плохому общению.
Фильтры восприятия
Мы все видим мир по-разному. У всех нас есть свои предпочтения, ценности, отношения, происхождение и жизненный опыт, которые действуют как «фильтры» на нашем опыте людей, событий и информации. Взгляд на вещи через призму нашего собственного уникального жизненного опыта или «обусловленности» может привести к предположениям, стереотипам и недопониманию других, чей опыт отличается от нашего собственного.
Взаимоотношения
Наши различия могут затруднить понимание друг друга и поиск точек соприкосновения для совместного опыта, который может помочь укрепить чувство семьи, дружбы или сообщества. Эффективное общение в отношениях — будь то на рабочем месте или в нашей личной жизни — является ключом к развитию качеств доверия, уважения и взаимопонимания, которые являются основополагающими для прочных отношений. Даже если наши чувства, отношения и мировоззрения расходятся, при успешном общении наши различия не разделяют нас, а сближают и могут обогатить наши отношения и взаимодействия.
Триггеры и подсказки
В общении мы используем больше, чем просто слова. На то, что мы говорим, также влияет то, как мы это говорим (тон, громкость), и наши невербальные сигналы, такие как язык тела и мимика. Например, вы можете по-другому воспринимать ситуацию, если человек, с которым вы разговариваете, улыбается или хмурится, от него идет запах тела, он стоит слишком близко или не смотрит вам прямо в глаза. В свою очередь, этот человек одновременно оценивает ваши вербальные и невербальные сигналы. Отрицательное «прочтение» часто может вызвать непродуктивные или дисфункциональные эмоциональные реакции, такие как гнев или сверхчувствительность, тем самым влияя на ход и результат общения.
Осознанное общение
Если мы выбираем общение сознательно, наши различия не должны становиться препятствиями. Фактически, они могут значительно обогатить наше взаимодействие. Начните с того, что выслушайте других, проясните, есть ли замешательство, сохраняйте спокойствие и будьте позитивны. Доброжелательное отношение и терпимость по отношению к другим имеют большое значение — даже если вы неправильно понимаете или не любите чужие слова или действия, вы с большей вероятностью по умолчанию выберете ответ, который не причиняет вреда, что облегчает ценить и учиться у кого-то. Другая.
Как устранить барьеры восприятия
Изучая все четыре типа общения — межличностное, невербальное, письменное и устное — эксперты определили 7 барьеров общения. Это физические барьеры, межличностные барьеры, эмоциональные барьеры, языковые барьеры, культурные барьеры, гендерные барьеры и барьеры восприятия.
Барьеры восприятия часто труднее всего обнаружить; они отражают то, как и что человек воспринимает изнутри о том, что происходит снаружи.Они влияют на то, как мы общаемся с другими и как мы получаем сообщения, передаваемые другими. Как и большинство других препятствий для общения, барьеры восприятия действуют как фильтры для того, как мы интерпретируем сообщения, которые мы получаем, и какие сообщения мы отправляем другим.
Примеры различий в восприятии
То, как мы воспринимаем сообщение, полностью зависит от нашей точки зрения. Наше восприятие различается по-разному:
- Личный опыт : наш опыт в отношении таких вещей, как деньги, отношения и так далее, может ухудшить или ослабить наше восприятие их и всего, что с ними связано.Если, например, у нас есть долги, мы можем смотреть на предложение бизнес-кредита с большим опасением, чем кто-то, не имеющий отношения к активам или платежеспособный.
- Убеждения : то, как мы смотрим на мир и часто думаем, может влиять на то, как мы склонны воспринимать вещи. Если кто-то обычно думает или полагает, что собрания непродуктивны, он может посчитать любую просьбу присоединиться к собранию как минимум неважной, надоедливой или даже угрожающей в худшем случае.
- Предпочтения : люди могут общаться, сознательно или неосознанно, в зависимости от того, что они предпочитают.В некоторых случаях мы можем общаться, имея в виду наши предпочтения, ожидая одного, но не сообщая достаточно четко, предполагая, что другой человек может знать, что мы предпочитаем или ожидаем. В этом случае, в , а не в , видя, как наше восприятие влияет на отсутствие общения, мы можем создать запутанную ситуацию.
- Триггеры и сигналы : невербальные сигналы, такие как язык тела и тон голоса, влияют на восприятие сообщений. Например, скрещивание рук может сигнализировать потенциальному клиенту о том, что он не уверен в предложении продавца, и, таким образом, может не принести никакой продажи.
Как преодолеть восприятие
Говоря о барьерах восприятия, мы можем попытаться исправить положительное или отрицательное восприятие, которое влияет на то, как мы и другие люди общаемся на рабочем месте. Конечно, преодоление негативного восприятия на работе позволяет нам выделять и поощрять более позитивное взаимодействие, но рассмотрение позитивного восприятия также может помочь нам реалистично взглянуть на вещи, чтобы решить проблему. Вот несколько способов преодолеть барьеры восприятия:
- Изучить и исправить предположения : мы должны быть готовы посмотреть на то, что, по нашему мнению, может произойти, что, как мы предполагаем, ожидают другие в ситуации, и / или что мы можем предположить. верно в нашем общении на рабочем месте.Стремясь исправить предположения, мы устраняем возможные различия в восприятии.
- Стремитесь к ясности : если мы не уверены в ожиданиях, предположениях, предпочтениях или убеждениях другого человека во время взаимодействия, может возникнуть путаница. Ключ к преодолению барьеров восприятия — это задавать вопросы, чтобы добиться ясности и убедиться, что вы и другой человек находитесь на одной странице.
- Перефразируйте иначе : если ваши слова не могут обеспечить контекст, необходимый для преодоления барьера восприятия, переформулируйте свои намерения в других терминах, чтобы придать заявлению большее измерение.Вы можете сказать: «Другими словами», чтобы перейти к пояснительному заявлению, привести пример того, что вы имеете в виду, или даже использовать выделение определенных слов, используя жирный шрифт, подчеркивание или курсив в письменном общении или с помощью определенной интонации в устном общении.
- Изучите и улучшите язык тела : в любом межличностном взаимодействии важно проверять свой язык и язык тела других людей. Если вы чувствуете, что ваше тело не подчеркивает ваше намерение в ситуации, найдите способ незаметно принять другую позу.Если вы не уверены в том, как может восприниматься ваш язык тела, проверьте свои чувства и ощущения, которые могут быть связаны с тем, как вы ориентируете свое тело.
Учитывая тонкость барьеров восприятия, очевидно, что любые первоначальные попытки изучить и смягчить общение с учетом этого аспекта могут оказаться трудными. С практикой мы приходим к пониманию того, когда наше восприятие и восприятие других влияют на общение, и мы учимся лучше справляться с предположениями, добиваться ясности, предлагать контекст и читать между строк.
Что такое перцепционные барьеры для общения?
Посмотрите на похожую надпись задания
Выполните письменное задание или получите бесплатную консультацию с квалифицированный академический писатель
Проверить ценаСодержание:
- Что такое перцепционные барьеры для общения?
- Как можно предотвратить барьеры восприятия?
- Какие препятствия на пути к точности восприятия?
- Какие препятствия для восприятия?
- Какие препятствия на пути к самовосприятию?
- Как повысить точность восприятия?
- Как предотвратить ошибки восприятия?
Что такое перцепционные барьеры для общения?
Перцепционные барьеры общения — это внутренние барьеры , которые возникают в уме человека, когда человек верит или воспринимает, что другой человек, с которым он собирается поговорить, не поймет или не будет интересоваться тем, что он должен сказать…. Это предвзятость, которая мешает действительно эффективному общению .
Как можно предотвратить барьеры восприятия?
Стремитесь к ясности: если мы не уверены в ожиданиях, предположениях, предпочтениях или убеждениях другого человека при взаимодействии, может возникнуть путаница. Ключ к преодолению барьеров восприятия — это задавать вопросы, чтобы получить чувство ясности и убедиться, что вы и другой человек находитесь на одной странице.
Какие препятствия на пути к точности восприятия?
Эта статья проливает свет на восемь основных препятствий на пути к точности восприятия, т.е.д, (1) Избирательное восприятие , (2) Атрибуция, (3) Стереотипы, (4) Эффект ореола, (5) Проекция, (6) Набор восприятия, (7) Неявная теория личности и (8) Ожидание.
Какие препятствия для восприятия?
Пять из наиболее распространенных барьеров восприятия — это избирательное восприятие, стереотипов , эффект ореола, проекции и ожидания.
Какие препятствия на пути к самовосприятию?
В процессе восприятия можно выделить несколько барьеров, которые снижают точность нашего восприятия.Эти барьеры (1) стереотипов , (2) выборочное восприятие и (3) перцептивная защита ….
- Отрицание. …
- Модификации и переделки. …
- Изменение восприятия . …
- Признание, но отказ от изменений.
Как повысить точность восприятия?
Объясните три шага, которые вы можете предпринять, чтобы повысить точность восприятия .
- Повысьте осведомленность о .Это означает, что вы потратите время на , чтобы повысить свое понимание того, как и что вы воспринимаете.
- Избегайте стереотипов. …
- Используйте прямую и косвенную проверку восприятия .
Как предотвратить ошибки восприятия?
Стратегии улучшения восприятия навыков: 7 стратегий
- Точное познание себя: Один из действенных способов минимизировать искажения восприятия — это познать себя….
- Акцентируйте внимание на других: …
- Имейте позитивное отношение: …
- Откладывайте формирование впечатления: …
- Открытое общение: …
- Сравнение своего восприятия с восприятием других:. ..
- Введение в программы управления разнообразием:
перцептивных барьеров общения
Эмоциональные барьеры. Есть несколько барьеров, которые влияют на обмен информацией в организации. Каждый из них будет кратко рассмотрен, поскольку он связан с социальным восприятием в рабочих ситуациях (см.).ФИЗИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ • Физические барьеры связаны с нарушением непосредственной ситуации, которое может мешать эффективному общению. — Маргарет Миллар. Фильтрация. В процессе восприятия можно выделить несколько барьеров, которые снижают точность нашего восприятия. Физические нарушения, такие как проблемы со слухом или речью. Хорошо написанное сообщение полностью исключает возможность неправильного толкования и улучшает общение. Следующие коммуникационные барьеры являются наиболее распространенными в настоящее время, и для их устранения также было принято несколько методов.Физические преграды легко обнаружить — закрытые двери, возведенные стены и расстояние между людьми — все это препятствует достижению цели эффективного общения. Барьеры восприятия Эти различия также могут влиять на факторы восприятия, как упоминалось выше. Различные барьеры для общения можно разделить на следующие широкие категории: 1) семантические или языковые барьеры, 2) физические барьеры, 3) личные барьеры, 4) эмоциональные или восприятие барьеры, 5) социально-психологические барьеры, 6) культурные барьеры, и 7) Организационные барьеры.Для менеджеров важно преодолеть эти препятствия. Этими барьерами являются (1) стереотипы, (2) избирательное восприятие и (3) защита восприятия. Физические препятствия невербальному общению. Четкое общение — ключ к успеху в сегодняшнем постмодернистском индустриальном мире. В организационном контексте избирательное восприятие означает обращать внимание на информацию, которая поддерживает ваши идеи, и игнорировать остальное. Коммуникация — основа успеха гибкой команды. Многие получатели имеют собственное восприятие и интерпретируют сообщения по-своему и в своих интересах.. Чтобы сохранить безупречный имидж вашего бренда, стало более чем важно, чем когда-либо прежде, четко и лаконично передавать ваше сообщение через все средства массовой информации. Различия в общении и различные формы общения могут создавать разнообразие среди различных культур. Существует множество коммуникационных барьеров, которые имеют тенденцию искажать сообщения, передаваемые между отправителем и получателем. Капур выделяет языковые барьеры среди барьеров общения. Различия в восприятии и взглядах.Физические препятствия невербальному общению. Школа медсестер UCLA, Factor 5–952, 700 Tiverton Ave., Los Angeles, CA
–6919. Поищите другие статьи этого автора. Ниже кратко излагаются основные препятствия для общения. Эмоциональные барьеры — проблемы со слушанием могут возникнуть, если человек поглощен эмоциями. Что бы человек ни делал в будущем, первоначальное впечатление стереть невозможно. Примеры эмоциональных барьеров. Эффективное общение — это успешное общение.Избирательное восприятие: как объяснялось ранее, избирательность восприятия относится к тенденции выбирать определенные объекты из окружающей среды. Влияние восприятия на процесс коммуникации заключается в том, что одно и то же сообщение может быть по-разному истолковано разными людьми. Эти барьеры прерывают поток сообщений от отправителя к получателю, что делает общение неэффективным. 4. Наклон. Наклон является препятствием для общения. Семантика — это систематическое изучение значения слов.1. Вступить в дискуссию? Это барьер восприятия. Эффективные получатели сообщений должны пытаться преодолеть свои собственные установочные барьеры, чтобы способствовать эффективному общению. Физические барьеры Основными физическими барьерами являются: Шум времени и места • Информационная перегрузка: менеджеры завалены информацией из разных источников. Насколько вы склонны внимательно слушать? Люди, живущие в разных культурах и исторических эпохах, по-разному общаются и имеют разный образ мышления.Языковой барьер — один из основных барьеров, ограничивающих эффективное общение. По сути, вы выкрикиваете свою точку зрения человеку, который с таким же успехом может быть глухим! Из-за враждебности, гнева, страха и других эмоций трудно услышать что-то постороннее. Клише «первое впечатление — это последнее впечатление» — это демонстрация тенденции цепляться за первое впечатление, которое вы получили от первой встречи с кем-то. Язык — наиболее часто используемый инструмент общения. Пять из наиболее распространенных барьеров восприятия — это избирательное восприятие, стереотипы, эффект ореола, проекции и ожидания.Таким образом, восприятие бессознательно ведет к фильтрации сообщения. ВИДЫ БАРЬЕРА • Физический барьер • Культурный барьер • Языковой барьер • Эмоциональный барьер • Гендерный барьер • Организационный барьер • Перцепционный барьер 5. Отправитель сообщения видит мир через один набор фильтрует (опыт и ценности), а получатель видит это через другой набор фильтров. Установочные барьеры для общения могут быть результатом личных конфликтов, плохого управления, сопротивления изменениям или отсутствия мотивации.Что такое барьеры общения — 10 основных барьеров: организационные барьеры, статусные барьеры, барьеры восприятия, специализация, нехватка времени и некоторые другие. Еще один барьер на пути к точному восприятию — это первое впечатление. Иногда даже толстый диалект может сделать общение неэффективным. 5. Препятствия на пути к эффективному общению в учреждениях квалифицированного сестринского ухода: различия в восприятии медсестер и врачей. Поскольку все, что написано, будет прочитано другим человеком, и это даст ему представление о том, что человек на самом деле хочет сказать.Информация не будет сразу передана. Барьеры восприятия; Языковые барьеры; Есть несколько причин, которые могли быть основными препятствиями в человеческом общении, например, основная причина, по которой мы можем легко столкнуться с коммуникативными барьерами, связана с языковыми различиями, на которых мы могли бы говорить, даже если бы мы могли говорить на одном языке, различиями акцента может показаться нам незнакомым, и это может быть довольно… барьеры восприятия. Некоторые из наиболее распространенных примеров эмоциональных барьеров на рабочем месте • Большинство разговоров — это просто монологи, произносимые в присутствии свидетеля.Создайте моментальный снимок общения • Это факт, что эффективное общение является ключом к успеху как в личных, так и в деловых отношениях. Хорошее реферирование может устранить препятствия в общении, вызванные ненужными словами и деталями. Общение всегда должно быть открытым и честным, и любой конфликт разрешается как можно быстрее. Эмоциональные препятствия на пути общения обычно возникают из-за отсутствия эмоционального осознания или контроля, часто называемого эмоциональным интеллектом. Барьеры для общения Независимо от того, насколько хороша система коммуникации в организации, к сожалению, препятствия могут возникать и возникают.Активно участвовать? СЕМАНТИЧЕСКИЕ / ЯЗЫКОВЫЕ БАРЬЕРЫ. Эта проблема возникает на всех уровнях, и это большой коммуникационный барьер. Отсутствие возможности видеть невербальные сигналы, жесты, позу и общий язык тела может сделать общение менее эффективным. Перцептивный. «Все наши знания происходят из нашего восприятия», — сказал Леонардо да Винчи. 1. Автор, ответственный за переписку. Сотрудники привыкают воспринимать вещи определенным образом, что затрудняет распознавание новых значений. Барьеры восприятия — это факторы, которые могут помешать нашему развитию точного восприятия.Первичная динамика культуры — это совокупность взаимного социального восприятия со скоординированными значениями и действиями, а также культурными различиями. Например, менеджер, который предпочитает нанимать выпускников Лиги плюща, может упустить из виду тот исключительный вклад, который мог бы сделать выпускник местного колледжа. Барьер восприятия: восприятие означает то, как человек замечает вещи. Репортеров просят сообщать о новостях и не уклоняться от них. Ваша мотивация, вероятно, очень слаба, не так ли? Физические барьеры на рабочем месте включают: * выделенные территории, империи и вотчины, в которые не допускаются посторонние; * закрытые офисные двери, барьерные экраны и отдельные зоны для людей с разным статусом; * большие рабочие зоны или работа в одном физически отдельном подразделении. от других.Для общения могут быть как физические, так и перцептивные барьеры… Как и психологические препятствия, существует множество барьеров восприятия. Культурные барьеры. Однако часто существует несколько проблем, которые препятствуют продуктивному общению и могут привести к проблемам людей, а также к отложенным или провальным проектам. Последовательная, качественная и четкая коммуникация поможет вам подавить всю негативную пропаганду, которая могла быть распространена людьми — Мэри П. Кадоган RN, DrPH. Преодоление этих препятствий для общения — непростая задача.Язык жестов — пример невербального общения. • Личный и особый опыт влияет на то, как люди видят мир и как они общаются. Барьеры восприятия коммуникации. Предубеждения восприятия трудно преодолеть. Эта статья проливает свет на восемь основных препятствий на пути к точности восприятия, а именно: (1) Избирательное восприятие, (2) Атрибуция, (3) Стереотипы, (4) Эффект ореола, (5) Проекция, (6) Набор восприятия, (7) ) Неявная теория личности и (8) Ожидание. Тот факт, что в каждом крупном регионе есть свой язык, является одним из барьеров на пути к эффективному общению.В процессе общения, если участники имеют разные уровни восприятия, абстракция будет препятствием для общения. Отсутствие возможности видеть невербальные сигналы, жесты, позу и общий язык тела может сделать общение менее эффективным. В тот момент, когда вы говорите что-то конфронтационным, саркастическим, гневным или эмоциональным тоном, вы устанавливаете барьеры восприятия для общения. Еще один важный элемент успешной команды, помимо общения, — это доверие, и если член команды чувствует, что он не может доверять коллеге, это мешает общению.Восприятие — это главный барьер для эффективного общения, который необходимо преодолеть, потому что все мы видим вещи по-разному. Четко написанные сообщения позволяют избежать смысловых барьеров и барьеров восприятия. Главные препятствия в общении. Другой человек или люди, которым вы пытаетесь донести свою точку зрения, получают сообщение о том, что вы не заинтересованы в том, что вы говорите, и как бы игнорируют. Шерил Франци RN, MSN. Хотя большинство из них согласны с тем, что людям нужны свои личные зоны на рабочем месте, создание офиса для устранения физических препятствий — это первый шаг к открытому общению.К счастью, при некоторой осведомленности и заблаговременном планировании физические препятствия на пути к эффективному общению легче всего преодолеть. Отсутствие уверенности. Тип № 6. Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются многие рабочие места, — это неуверенность. 1. Психологические барьеры, например, человек с социальной тревожностью и / или низкой самооценкой может слишком отвлекаться на то, как его воспринимают при разговоре с начальником. Необходимо эффективно устранять культурные барьеры в общении, чтобы обеспечить здоровое общение.Эмоциональные барьеры. Коммуникационный барьер №4: барьеры восприятия. Школа медсестер UCLA. Селективное восприятие. Представьте, что вы пришли на встречу с предположением, что она будет пустой тратой вашего времени. Вот некоторые из наиболее распространенных препятствий для эффективного общения в гибких командах, а также способы их преодоления. Лучше понимая свои внутренние эмоции, мы можем более продуктивно общаться с другими людьми на рабочем месте и в повседневной жизни. Барьеры восприятия, такие как корыстная предвзятость, чрезмерная расплата, этноцентризм, стереотипы и т. Д.заставляют людей вести себя нерефлексивно, то есть действовать только на основе своих личных интересов или делать ошибочные предположения. Наклонный отчет носит осуждающий характер. Эти барьеры — это те препятствия, которые делают сообщение сомнительным для читателя, чтобы понять его, и они сбиваются с толку, чтобы интерпретировать значение, ради которого им отправлено сообщение.2020 перцептивные барьеры общения
Коммуникативные исследования: межличностное восприятие
Нельзя недооценивать важную роль качественного слушания в межличностном общении и коммуникативной компетенции.Неудивительно, что плохое слушание приводит к плохому общению. В этом разделе мы обсудим компоненты слушания, распространенные неправильные практики слушания и советы по качественному эффективному слушанию. Начнем с определения.
Определение прослушивания
Итак, чтобы мы все говорили об одном и том же, мы начинаем обсуждение слушания с определения. Слушание — это активный процесс извлечения смысла из устного сообщения другого человека. Слушание активно, потому что мы должны обращать внимание, а это требует сознательной концентрации. Это относится к устным сообщениям, потому что мы используем канал речи для передачи наших вербальных сообщений. Практики и привычки слушания разнообразны в культурном отношении. Люди в разных культурах имеют разные стандарты определения качества слушания. Важно понимать, что аудированию можно научиться и его можно улучшить. Этому посвящена данная глава.
Компоненты прослушивания
Есть пять основных компонентов для прослушивания.Это слушание, внимание, понимание, запоминание и ответ. Слух — это процесс физического восприятия звука. Звук попадает в слуховой проход, вибрирует от барабанной перепонки, и мы воспринимаем звук в нашем мозгу. В слухе нет ничего сознательного; это физиологический факт. Следующий компонент слушания — это , посещающие . Посещение требует сосредоточенности. Это психологический процесс. Вы должны обратить внимание. Третий компонент — , понимающий .Здесь мы понимаем услышанные слова. Если я говорю на иностранном языке, на котором вы не говорите, вы можете слышать и посещать все, что хотите, но вы не поймете. Понимание требует реального понимания. В-четвертых, слушание включает в себя запоминания . Здесь мы храним идеи в памяти. Это важно, если мы хотим точно ответить на то, что услышали. Наконец, при прослушивании отвечает . Отвечая, мы указываем, что слушаем. Есть много типов ответов на слушание, которые мы обсудим позже в этой главе.Это пять основных компонентов слушания. Качественное слушание включает в себя каждый из этих пяти компонентов. Нарушение в любой из этих областей означает, что вы на самом деле не слушаете.
Причины послушать
Исследователи определили четыре основных причины для прослушивания. Нам необходимо понимать, оценивать качество сообщений, строить и поддерживать отношения и помогать другим. Понимание играет важную роль в обмене информацией.Если кто-то дает вам указания, вы должны понимать, куда этот человек вас отправляет. В , оценивая качество сообщений , мы определяем, имеет ли сообщение смысл. Если кто-то говорит вам идти на юг в ответ на ваш запрос направления, и вы знаете, что ваша цель находится на севере, вы можете не обращать особого внимания на остальные направления этого человека. Вместо этого вы можете спросить кого-нибудь другого. То, что кто-то говорит, не означает, что они имеют смысл. Мы, как слушатели, должны оценивать качество того, что мы слышим.Третья причина прислушиваться к — строить и поддерживать отношения с . Если вы не прислушиваетесь к потребностям и желаниям своего партнера, как вы думаете, к чему они приведут? Чтобы удовлетворить потребности людей, которые нам небезразличны, нам нужно понимать, что это за потребности. Обычно для этого требуется качественное прослушивание. Наконец, мы слушаем, чтобы помогать другим . Эта категория в основном относится к обслуживающим профессиям, таким как врачи, адвокаты, учителя, менеджеры, священнослужители и терапевты.Однако все мы время от времени играем большую часть этих ролей в наших межличностных отношениях.
Прослушивание ответов
Как указано выше, ответ является ключевым компонентом прослушивания. Есть две основные категории слушающих реакций: неактивные или невербальные и активные или вербальные. К неактивным или невербальным категориям относятся противодействие и обратный канал. Обстановка — это тип реакции, который включает в себя тишину и отсутствие выражения лица.Все мы время от времени видели это у наших партнеров по коммуникациям. Вы говорите, а они сидят совершенно невыразительно и безмолвно. Они слушают? Вам интересно, действительно ли вы говорите вслух? Неуязвимость часто сигнализирует об отсутствии интереса к тому, что говорит говорящий. Обратный канал включает кивание головой или использование мимики, произнесение вокализаций, таких как «ага», и словесных заявлений, таких как «я понимаю» или «это очень интересно». Цель обратного канала — дать говорящему понять, что вы уделяете ему внимание.Как вы можете себе представить, блокирование не так продуктивно для качественного общения, в то время как обратный канал имеет полезную цель.
Мы также отвечаем активным или вербальным слушанием. Это перефразирование, сочувствие, поддержка, анализ, совет и вопросы. Перефразирование — это повторение своими словами сказанного оратором, чтобы показать, что вы понимаете. Это можно сделать одним из трех способов. Мы можем изменить слова говорящего, мы можем предложить пример того, о чем, по нашему мнению, говорит говорящий, или мы можем поразмышлять над основной темой замечаний говорящего, например: «Итак, вы действительно говорите… «Это три типа перефразирования. Следующий тип ответа, который мы можем предложить, — это сочувствие . С сочувствием мы передаем говорящему, что понимаем и разделяем его или ее чувства по теме. Мы идентифицируем себя с говорящим. когда мы сочувствуем. Третий тип ответа — , поддерживающий . Поддерживая, мы выражаем согласие с мнением или точкой зрения говорящего. Таким образом, мы демонстрируем солидарность с говорящим. Четвертый тип реакции на слушание — это , анализирующий .Когда мы анализируем, мы представляем свою точку зрения на то, что сказал спикер. Это способ интерпретации. Мы также можем предложить совет , который дает говорящему совет о том, что он или она должен думать, чувствовать или делать.
Наконец, мы можем ответить кому-нибудь, задав вопрос . При опросе просим дополнительную информацию. Есть несколько причин, по которым мы можем использовать вопросы в качестве выслушивания. Возможно, мы захотим прояснить значения, поэтому задаем вопрос, который поможет нам более ясно понять.Мы можем задавать вопросы, чтобы узнать о чужих мыслях, чувствах и желаниях. Как вы понимаете, это особенно важно в отношениях. Мы также можем задавать вопросы, чтобы способствовать открытию. Эту причину часто используют терапевты и священнослужители, чтобы пациенты находили решения своих собственных проблем. Последняя причина, по которой мы можем использовать вопрос в качестве ответа на слушание, — это собрать больше фактов и деталей. Мы просто можем захотеть узнать больше о том, о чем говорит говорящий.Слушатель может задать вопросы двух категорий. Это 1) открытые вопросы против закрытых и 2) искренние или поддельные вопросы. Открытые вопросы позволяют респонденту уточнить ответ на вопрос настолько подробно, насколько он пожелает. Это наши wh- вопросы. Закрытые вопросы вызывают просто ответ «да» или «нет». Эти вопросы начинаются с до или до . Вопросы также могут быть искренними, как настоящий запрос информации, или поддельными, что представляет собой замаскированную попытку отправить сообщение, а не на самом деле его получить.Частично поддельные вопросы, вероятно, используются в пассивно-агрессивном общении. Они также могут быть весьма полезны при общении с агрессивным коммуникатором. Какой из этих шести типов реакции слушателя мы выберем, будет зависеть от ситуации и говорящего. У каждого свое время и место.
.