§ 2. Поведение человека как психологическое понятие
Что собой представляет поведение в психологии? Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и пр., т.е. любая измеряемая реакция организма. Реакцией в психологии принято называть ответное действие организма, вызываемое каким-либо раздражителем. Обычно все движения и поступки возникают в ответ на какие-нибудь импульсы, толчки, которые мы называем причиной того или иного поступка.
Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Поведение – комплекс ответных реакций, обусловленных действием внешних условий существования на организм; это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу. Под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иначе, факты поведения и факты сознания разводятся по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается внешним наблюдением, а процессы сознания протекают во внутреннем мире субъекта и обнаруживаются самонаблюдением.
К фактам поведения относятся:
1. Все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, интонация и пр.
2. Отдельные движения и жесты.
3. Действия как более как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл.
Согласно С.Л. Рубинштейну, поведение – особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, в основе которых – социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма которой – труд, а атрибут – общение. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является; от норм групповых, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях, она выражается в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения. Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения – поступок.
Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, группе или обществу, к природе в целом.
Действие в свое время выражается как произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Понятие действие как единица анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных и т.д. Характеризуя понятие действие можно выделить четыре момента:
Действие включает как необходимый компонент акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии.
Действие одновременно акт поведения, но внешне движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность
Через понятие действие утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности; в субъекте предполагается активное начало в форме цели.
Понятие действие «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, либо цель действия может быть не только чисто биологической, но и социальной.
Деятельность или поведение организма, обладающего психикой, включает психические компоненты. Изменение психических компонентов деятельности, изменение взаимоотношений со средой, изменяет условия деятельности, а обусловленное этим изменением деятельность влечет за собой в ходе развития и механизмов этой деятельности, в частности и мозга. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения. Психологические компоненты делятся на три класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции. То это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и наоборот, отрицательные эмоции повышают и затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения.
Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью.
Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности Ии поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенность развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека.
Термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова – это мотивация конкретных форм поведения человека. В широко смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом. Мотив выступает для человека достаточно ясно или в ходе приготовления к действию, или в процессе его совершения, или уже ретроспективно. На него действует возникшая система, которая соответствующим образом не только направляет наше конкретное восприятие (что мы примечаем в каких-либо условиях, на что обращаем внимание, что специально выделяем). Человек совершает то или другое действие потому, что он поставил перед собой какую-то более общую или более конкретную цель. Однако, не всякая цель, которая может возникнуть перед человеком, становится тем, что заставляет его совершать действие. Перед мысленным взором человека возникают различные цели, достаточно привлекательные и заманчивые, однако далеко не каждая из них становится для него действительной целью. Лишь какая-то из целей в данный момент приобретает для человека притягательную силу, становится тем, что на определенный отрезок жизни организует его психическую жизнь, его размышления, направляет его помыслы. Это происходит потому, что в этом случае появляется достаточно сильное внутреннее основание в самом человек, чтобы устремиться к действию; возникает достаточно сильное побуждение, которое и приводит его к поступку. Так мотив становится компонентом в той цепи последовательных психических актов, которые завершаются определенным действием. При этом речь идет о действиях, которые имеют осознанно целенаправленный характер. Действие, имеющее направленный характер, характеризуется тем, что человек может отдать себе отчет в том, почему он так поступает. Иначе говоря, он в более или менее ясной форме осознает, почему он действует таким образом, т.е. он осознает мотив своего поступка. Когда мы говорим, что мотив поступка может осознаваться отчетливо не столько в ходе самого действия, а ретроспективно, то подразумеваем случаи, когда действие совершалось по невольному порыву, по неодолимому стремлению. Обычно только после совершения такого действия человек уясняет более детально сам для себя, в чем заключается порыв, каков был мотив его поступка.
Многое в поведении мотивируется бессознательным, работающим через сеть защитных механизмов, символических маскировок и психосексуальных порывов. Сознательное действие – это не действие, которое сопровождается сознанием, а которое помимо своего объективного обнаружения имеет еще субъективное выражение.
Что такое поведение? От чего зависит поведение человека? Опишите особенности неадекватного поведения.
Эльдар Ряснин
Психология
Елена Осмоленко
Психология
Поведение характерно для всех живых существ, оно демонстрирует существующее взаимодействие с природой и другими особями и выражается при помощи двигательной активности и психических процессов, явлений. Поведение как понятие может применяться по отношению к отдельным живым существам (поведение носорога, поведение пчелы, поведение человека) и к социальным группам, биологическим видам (поведение среднего класса, поведение китайцев, поведение сумчатых). И. П. Павлов считал, что поведение – это синоним высшей нервной деятельности животных, в том числе людей. Бихевиористы считали, что именно поведение, а не сознание, является предметом психологии как науки.
Анна Гафиатуллина
Психология
Это сформированный, устоявшийся тип взаимодействия с внешней средой. Это взаимодействие изменяется под влиянием факторов внешнего и внутреннего порядка. Поведение является одним из параметров, которые часто сохраняют жизнь животным: как простейшим, так и многоклеточным. Руководит поведением нервная система, а возникает оно после формирования способности воспринимать, сохранять и интерпретировать информацию.
Герасим Енин
Психология
Специфика поведения конкретного человека зависит от нескольких факторов: — особенности взаимоотношений с теми группами, в которых он функционирует; — установленные нормы в рамках группы; — комплекс ценностных ориентиров; — место в группе, ролевые задачи и функции. Неадекватность поведения выражается в следующих показателях: — переоценка человеком своих возможностей; — несоответствие поступков вербальным планам; — отсутствие критичности человека во время реализации собственной поведенческой программы.
Поведение человека — Последние исследования и новости
- Атом
- RSS-канал
Человеческое поведение относится к тому, как люди действуют и взаимодействуют. Оно основано на нескольких факторах, таких как генетическая предрасположенность, культура, индивидуальные ценности и взгляды, и находится под их влиянием.
Избранное
Последние исследования и обзоры
Исследовать
| Открытый доступ- Такеши Сага
- , Хироки Танака
- и Сатоши Накамура
Научные отчеты 13, 6856
Исследовать
| Открытый доступ- org/Person»> Батист Бувье
- , Патрик Сусини
- и Николя Мисдариис
Научные отчеты 13, 6842
Исследовать
|
Открытый доступ
- Долорес Фернандес-Перес
- , Лаура Рос org/Person»> и Хосе Мигель Латорре
Научные отчеты 13, 6722
Исследовать
|
Открытый доступ
- Янив Довер
- и Яир Амихай-Гамбургер
Научные отчеты 13, 6778
Исследовать
|
Открытый доступ
- Марек Конефал
- , Лукаш Радзиминский
- и Павел Хмура
Научные отчеты 13, 6675
Исследовать
|
Открытый доступ
- org/Person»> Ирис Берент
Научные отчеты 13, 6653
Все исследования и обзоры
Новости и комментарии
Переписка |
- org/Person»> Анна Лена Берхт
Природная вода 1, 302-303
Новости и просмотры |
Верования в сверхъестественное формируют то, как люди понимают мир, но ведутся споры о том, как эти верования соотносятся с природным или социальным миром. Джексон и его коллеги провели количественный анализ этнографических данных и обнаружили доказательства того, что сверхъестественные объяснения чаще используются для естественных, чем для социальных явлений.
- Мэтью И. Билле org/Person»> и Ара Норензаян
Природа Поведение человека, 1-2
Комментарии и мнения |
Вкусная еда когда-то была очень желанной. Сегодня это уже не кажется правдой, намекая на наши меняющиеся вкусы.
- Чарльз Спенс
Натур Фуд 4, 342-343
Все новости и комментарии
Поведение человека: классификация, характеристики и причины
Определение поведенияПоведение можно определить как действия или реакции человека в ответ на внешние или ситуация внутреннего стимула. Мы понимаем поведение, когда знаем, что вызывается или заставляет человека сделать это. Мы оцениваем поведение, когда одобряем или не одобрять это. И понимание, и оценка являются общей реакцией, которая человек занимается ежедневно.
Психология – это наука о деятельности людей, которые ведут к пониманию природы поведение. Поведение всегда является продуктом двух вещей, одна из которых — природа человек или организм, который ведет себя, а во-вторых, характер ситуации в которые человек находит сам.
Ситуация источником раздражителя и всегда является реакцией организма на раздражитель от среда.
Согласно Краудера «Поведение — это любая активность, которую можно наблюдать, записывать и измерять, это включает прежде всего то, что делают живые существа или организмы, то есть их движение в космосе».
Психологи анализировать поведение с двух точек зрения — явной и скрытой, поведение, которое видимо, а то, что происходит вне человека, называется явным поведением. Пример — игра в футбол и еда — это открытое поведение.
Поведение то, что не видно и то, что происходит внутри человека, называется скрытым поведение. Пример — мышление.
Психолог Люин выражает поведение через уравнение как –
B=∫ (P x E) где B = поведение, ∫ = функция, P = человек Е = Окружающая среда.
Поведение — это функция людей и окружающей среды. Среда создает стимулирующую ситуацию, такова природа человека. реагировать на стимульную ситуацию.
Классификация поведения человекаанализировать и измерять поведение. Психологи разделили поведение на разные классы. Классификация поведения человека приведена ниже:
Классификация поведения человека |
Молекулярный и Моральное поведение Молекулярное поведение
Внезапное поведение, которое происходит без размышлений о чем-либо, называется молекулярным поведение.
Пример: Абул попадает в наклейте глаза Куддусу, и Куддус тут же закроет глаза. это молекулярный поведение. Непредсказуемая ситуация, в то время как у Куддуса нет никакой подготовки к его ситуация с глазами или лицом.
Молер ПоведениеМолер поведение противоположно молекулярному поведению. Когда поведение человека происходит с процесс мышления называется молерским поведением. Пример: встречное привлечение.
Открытое и скрытое поведение Открытое поведениеПоведение видимое и то, что происходит вне человека, называется явным поведение. Пример: Игра футбол, есть что-то открытое поведение.
Скрытое поведение
Поведение, которое невидимое и то, что происходит внутри человека, называется скрытым поведением. Пример: мышление.
Добровольное и Непроизвольное поведение Добровольное поведениеПоведение то, что зависит от человеческого желания, называется произвольным поведением. Люди всегда контролировать произвольное поведение. Пример: Говоря, ходьба, письмо и т. д.
Непроизвольное поведениеПоведение что происходит естественным образом, называется непроизвольным поведением.
Пример: Движение сердце, принимая кислород и отдавая углекислый газ.
Достижение однобитового поведения может стать стимулом для дальнейшего поведения.
Это можно контролировать такое поведение с помощью образования, обучения, опыта и окружающая среда
Характеристики человеческого поведенияПоведение любая деятельность, которую можно наблюдать, записывать и измерять. Индивидуальное поведение в окружающей среде, человеку свойственно реагировать на раздражительную ситуацию создается внутренней и внешней средой. Характеристики человеческого поведения можно выразить как под-
Социальные правила и нормыЧеловек существо общественное и послушное социальные нормы и правила. Социальные правила и регулирование побуждают человека определенным образом.
Язык и пониманиеЛюди выражать свои чувства и эмоции и разговаривать друг с другом через язык. Взаимодействие индивидуума и группы помогает им донести свои новости и Просмотры.
Образование и знанияОбразование сила, которая позволяет человеку признать разницу между правильным и неправильно. Общая черта ценности практики в приобретении навыков или знаний человеческого поведения. Образование и знания являются важной модификацией человеческого поведение.
АдаптивностьЭто человек природа меняется, чтобы успешно справляться с новой ситуацией. Люди всегда сталкиваются с изменяющейся средой. Приспособляемость к меняющейся среде – это общая характеристика человеческого поведения.
Способность к обучению ЗнанияТолько человек существо способно достаточно, чтобы учиться знанию. Человек может увеличить свою способности путем приобретения знаний и опыта. Это уникальная характеристика людей.
Движение/цельЛюди ведут себя так, чтобы достичь своей общей цели, которая толкает его к конкретное направление. Стремление или цель преследует целенаправленное поведение.
Человек велик в своем поведении и знаниях
Человек велик в своем поведении и знаниях, достаточно способен свои знания и опыт.
Причинно-следственная связь поведенияПоведение – это результат взаимодействия личности и ситуации. Человеку свойственно ответно-стимулирующая ситуация. Существует причинная последовательность поведения человека. Причина последовательности человеческого поведения объясняется ниже-
Стимул СитуацияСтимул может создаваться светом, звуком, трудовой рутиной, действиями других людей или руководитель и любой аспект окружающей среды, в котором человек чувствителен.
ОрганизмКогда раздражитель ситуации, с которой сталкивается человек, то организм автоматически запускается.