Что такое самосознание каковы его формы: 4. Самосознание и его формы

4. Самосознание и его формы

Сознание предполагает выделение себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру, то выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание есть определенная форма сознания. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание можно определить как осознание, оценку человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Специфика самосознания состоит в том, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект. Такое раздвоение является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом. Субъективная реальность наряду с сознанием и бессознательным имеет также самосознание.

При самосознании субъект делает объектом изучения свое сознание.

Идеализм рассматривает самосознание как созерцание душой психических переживаний. Так, Фихте считал, что первым актом сознания было осознание субъектом своего собственного «Я». Гегель писал о саморазвитии и самозавершении сознания в самосознании. В диалектико-материалистической философии самосознание рассматривается как осознание самого себя в качестве общественного существа.

Формирование самосознания человека начинается не с осознания им самого себя как личности, противопоставленной природе и родовому коллективу. Процессу формирования осознания человеком самого себя как разумной личности предшествовал процесс формирования осознания родом самого себя как единого целого. Процесс оформления родового самосознания служил одним из условий и предпосылок возникновения личного самосознания. Первоначально выделял себя и противопоставлял окружающему миру, другим людям не отдельный человек, а род.

Предпосылки самосознания имелись в животном мире в форме инстинктивного ощущения отличия своего организма от остального предметного мира. И.М. Сеченов писал также о детском самочувствовании, из которого родится в зрелом возрасте самосознание, дающее возможность отделять свое внутреннее от приходящего извне.

Наряду с психофизическими предпосылками самосознания имеются и социальные предпосылки. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида. Оно возникает в процессе общения. К.Маркс писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». Поведение окружающих людей служит для него как бы опорой, чтобы представить себе свое собственное я, каково оно в действительности. Таким образом, самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе ощущений и чувств, но и на основе его деятельности.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя. В чем его специфика? Она определена тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект. Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я».

При этом выделяют следующие формы самосознания: 1) первой формой самосознания является самочувствие, элементарное осознание своего тела и его «вписанности» в мир окружающих вещей и людей, 2) вторая форма самосознания связана с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, к культуре, 3) третьей, высшей формой является возникновение сознания как «Я» совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого.

Самосознание возникает на основе сознания как в процессе исторического развития человека (филогенез), так и в процессе развития отдельного человека (онтогенез). Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

Самосознание, рассматриваемое в философском аспекте, наряду с гносеологией включает и социологический аспект. Мы говорим о классовом самосознании, о национальном самосознании, о самосознании человечества, т.е. о трех специфических социальных формах самосознания.

Самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношениями к себе «с точки зрения другого. Самосознание является высшей формой сознательного отношения человека. Выделив себя из объективного мира и противополагая себя ему, человек осознает себя как личность. Но оно постоянно проверяется, корректируется и развивается в ходе включения человека в систему меняющихся отношений. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии.

Человек рефлектирует, анализирует себя с точки зрения определенного идеала личности.

Основная функция и жизненный смысл самосознания состоит в необходимости саморегулирования поведения и деятельности человека в системе общественных отношений, в отношении с другими людьми, с обществом в целом. Способность саморегулирования предполагает знание себя, своих физических и умственных возможностей. Благодаря функции саморегулирования и самоконтроля самосознание является важнейшим условием совершенствования человеком самого себя. Таким образом, самосознание формируется в процессе общения человека с окружающими людьми и его деятельности и включается в процесс становления личности. Благодаря функции саморегулирования и контроля самосознание является важнейшим условием сознательного развития и совершенствования личности.

15.5. Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие


Опорные слова к вопросу №15 — здесь

Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие.

Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные фор­мы и проявляться как самопознание, как самооценка, как са­моконтроль, как самопринятие.

Нацеленность человека на познание своих физических (те­лесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопо­знание совершается:

  • во-первых, в анализе результатов собствен­ной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотноше­ний с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами,
  • во-вторых, при осознании отно­шения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, ка­честв моей личности),
  • в-третьих, самопознание совершается в са­монаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т. п.

Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений (Я-образов) о самом себе.

Самопознание является основой развития са­моконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, пси­хических состояний, в регуляции их протекания на основе тре­бований и норм деятельности, поведения, общения. Самокон­троль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реа­лизации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

Самооценка — это тот компонент са­мосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвя­щено значительное число работ. Разработаны особые методиче­ские процедуры изучения самооценки. Установлено, что само­оценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неаде­кватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим обра­зом проявляется и в жизнедеятельности человека.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формирова­нию таких особенностей личности, как самоуверенность, высо­комерие, некритичность и т.п.

Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснитель­ность и др.

Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благо­приятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценно­стного компонентов самосознания. Самопознание может вклю­чать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констати­рующим, внеоценочным.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности.

Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. В психологии установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, характерно низкое самоуважение.

Американский психолог У. Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека.

Как подтверждено в психологических исследованиях, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.

Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, как правило, неосознаваемую, функцию самосознания. Как способ реализации данной функции выступают защитные механизмы личности (см. соответствующий экзаменационный вопрос).

 

Самосознание, Private Vs. Общественный | Encyclopedia.com

БИБЛИОГРАФИЯ

Многие организмы демонстрируют, по крайней мере, рудиментарную форму самосознания, благодаря которой они ощущают себя отличными от окружающей их среды. Однако люди способны к более глубоким и последовательным формам самосознания, которые делают возможными уникальные человеческие способности, такие как самоанализ и саморефлексия. Хотя все нормально функционирующие люди иногда осознают себя, некоторые люди постоянно осознают себя. Тенденция постоянно направлять внимание на себя называется самосознанием.

Согласно Арнольду Бассу, которому приписывают основополагающее исследование самосознания, склонность постоянно направлять внимание на себя проявляется у высоко самосознательного человека следующими способами:

  • Интенсивная сосредоточенность на поведении — прошлое, настоящее и будущее
  • Повышенная чувствительность к частно переживаемым чувствам
  • Признание в себе положительных и отрицательных качеств
  • Склонность к самоанализу
  • Воображение себя
  • Осознание того, как человек выглядит в глазах других
  • Беспокойство по поводу оценок других и различные аспекты самости, переживаемые с этих точек зрения. Личное самосознание — это тенденция сосредотачиваться на себе с личной точки зрения и обращать внимание на аспекты себя, которые не всегда очевидны для других, такие как собственные мысли и чувства. Публичное самосознание — это тенденция сосредотачиваться на себе с воспринимаемой точки зрения реальных или воображаемых других и обращать внимание на аспекты себя, наблюдаемые другими, такие как аспекты своей внешности и поведения.

    Истоки современной эмпирической литературы по самосознанию можно проследить до публикации в 1975 году Шкалы самосознания Аллана Фенигштейна, Майкла Ф. Шайера и Арнольда Х. Басса. Хотя мера включает набор элементов, отражающих социальную тревожность, в основном мера используется для наборов элементов, соответствующих двум основным формам самосознания. Эти пункты используются практически во всех эмпирических исследованиях индивидуальных различий в тенденции обращать внимание на себя. Респонденты указывают степень своего согласия или несогласия с такими утверждениями, как «в целом я внимателен к своим внутренним ощущениям» (частное) и «я обычно осознаю свою внешность» (публичное). Совокупные баллы по этим наборам элементов служат для индексации частного и общественного самосознания. Эти оценки умеренно коррелированы, предполагая, что тенденция сосредотачиваться на себе с одной точки зрения не обязательно сопровождается тенденцией сосредотачиваться на себе с другой точки зрения.

    Психометрический анализ Шкалы самосознания обычно выявляет раскол в наборе элементов личного самосознания. Мало того, что элементы надежно группируются в два набора, но и оценки по этим наборам элементов не сильно связаны друг с другом и по-разному связаны с другими переменными. Осознание внутреннего состояния — это рудиментарная, неоценочная форма частного самосознания, типичным примером которой является утверждение: «Я много размышляю о себе». Показатели осознания внутреннего состояния положительно коррелируют с переменными, указывающими на психологическое здоровье. Саморефлексия — это оценочная форма личного самосознания, типичным примером которой является утверждение: «Я постоянно исследую свои мотивы». Показатели саморефлексивности положительно коррелируют с набором переменных, в целом свидетельствующих о плохом психологическом здоровье. Во всеобъемлющих моделях самосознания осознание внутреннего состояния является примером объективного самосознания, мало чем отличающегося от рудиментарных форм самосознания, испытываемых нечеловеческими видами. Саморефлексия — это пример символического самосознания, уникальной человеческой формы самосознания, которая делает самооценку возможной и неизбежной.

    Исследования, в которых эти формы самосознания, измеряемые по шкале самосознания, изучаются в связи с другими переменными, не позволяют оценить степень, в которой самосознание является причинным фактором. Эта оценка требует экспериментального исследования, в ходе которого людей случайным образом распределяют по манипулируемым уровням самосознания. Действительно, теперь очевидно, что лабораторные манипуляции с самосознанием создают отношения с другими переменными, которые отражают отношения, наблюдаемые при измерении самосознания с использованием шкалы самосознания. Частным самосознанием манипулировали несколькими способами. Наиболее часто используемый метод включает показ людям изображения их лица в маленьком зеркале. Другие манипуляции включают в себя то, что люди слушают свой собственный голос или собственное сердцебиение; инструктаж людей сосредоточиться на себе; и заставить людей написать историю, в которой они главные герои. Общественное самосознание привлекало меньше внимания в экспериментальных исследованиях, но им успешно манипулировали, показывая людям изображение их тела в зеркале в полный рост или заставляя людей смотреть себя на видео. Используя эти манипуляции, людей, которых заставили сосредоточить внимание на себе, можно сравнить с людьми, которые не были так вовлечены в интересующие переменные результата, чтобы оценить потенциальное причинное влияние самосознания на эти переменные.

    Результаты исследований с использованием шкалы самосознания и лабораторных экспериментов, в которых манипулируют самосознанием, показывают, что самосознание вовлечено во множество социальных отношений, эмоций и поведения. Личное самосознание связано с лучшим доступом к самопознанию и большим интересом к новому самопознанию независимо от того, является ли это знание положительным. В результате самопознание людей с высоким частным самосознанием играет более заметную роль в их поведении. Например, по сравнению с людьми с низким уровнем личного самосознания их установки более предсказуемы в отношении их поведения; они менее склонны подчиняться, когда их мнения оспариваются; и они более устойчивы к неточным предположениям о собственных ощущениях. Частное самосознание также связано с эмоциональным переживанием. Поскольку самоанализ часто приводит к самокритике, частное самосознание может вызвать негативные эмоции. Кроме того, внимание, направленное на личные аспекты себя, по-видимому, усиливает текущий эмоциональный опыт — положительный или отрицательный.

    Публичное самосознание связано с явлениями, которые связаны с восприятием того, как другие люди относятся к себе. Например, общественное самосознание связано с большей заботой о внешнем виде, о чем свидетельствует ношение большего количества косметики и большее беспокойство по поводу облысения. По сравнению с людьми с низким общественным самосознанием люди с высоким общественным самосознанием с большей вероятностью подчинятся групповому давлению; они более точны в своем восприятии того, как их воспринимают другие; и они с большей вероятностью будут испытывать неприятные социальные эмоции, такие как застенчивость и социальная тревога.

    Самосознание в его двух формах — личной и публичной — является фундаментальной человеческой чертой, относящейся к широкому спектру отношений, эмоций и поведения, представляющих интерес для социологов. Поскольку люди испытывают формы самосознания, которых не испытывает ни один другой организм, изучение самосознания решает фундаментальный вопрос о том, что значит быть человеком.

    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Отношения; Соответствие; Эмоция; Психометрия; Весы; теория самосознания; теория самовосприятия; Самопрезентация; Социальная психология; Теория черт

    Басс, Арнольд. 2001. Психологические измерения личности . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.

    Фенигштейн, Аллан, Майкл Ф. Шайер и Арнольд Х. Басс. 1975. Общественное и частное самосознание: оценка и теория. Журнал консультирования и клинической психологии 43 (4): 522–527.

    Седикидес, Константин и Джон Дж. Сковронски. 1997. Символическое Я в эволюционном контексте. Обзор личности и социальной психологии 1 (1): 80–102.

    Рик Х. Хойл

    самосознание

    Самосознание: как уменьшить самосознание

    Термин «самосознание» звучит не так уж плохо, если его разложить. В конце концов, осознание себя — это то, в чем мы все нуждаемся, чтобы действовать как социальные существа в социальном мире. Однако самосознание часто описывает преувеличенную сосредоточенность или неудобное отношение к себе и к тому, как нас воспринимают. Проблема с самосознанием заключается в том, что оно часто основано на искаженном восприятии, а также может привести к неправильной оценке восприятия других. В конечном счете, это может изменить наше поведение так, что это не будет отражать того, кто мы есть на самом деле, или того, как мы будем взаимодействовать естественным образом.

    Многие из нас испытывают ненужный уровень самосознания, который сдерживает нас или выводит из формы. Мы можем начать менять это, узнав, что лежит в основе нашего самосознания. Как это влияет на нас? И, наконец, что мы можем с этим поделать?

    Что вызывает наше самосознание?

    Как человеческие существа, мы существуем в чрезвычайно социальной среде. То, как нас видят, важно для определения того, выберут ли нас — будь то школа, работа или свидание. Однако в настоящее время мы, кажется, живем в культуре, в которой мы более заметны, чем когда-либо. Социальные сети и новое давление, которое с ними связано, могут вызвать у нас повышенный уровень беспокойства и застенчивости, поскольку нас больше беспокоит не только то, как нас воспринимают лицом к лицу, но и то, как нас представляют виртуально. Хотя о связи социальных сетей с нарциссизмом было сказано много, новые исследования показывают, как они вредят нашей самооценке и психическому здоровью в целом.

    Хотя эти новые технологические возможности для саморазоблачения могут стать трамплином для самосознания, у этих чувств есть более глубокие корни. Доктор Роберт и Лиза Файрстоун уже более 30 лет проводят тематические исследования, изучая негативный мыслительный процесс, которым обладают люди, называемый их «критическим внутренним голосом». Оценивая, какие самокритичные мысли или «голоса» испытывают люди, они обнаружили, что наиболее распространенным «голосом» в списке было «вы не такой, как другие люди». Это чувство, что с нами что-то не так, может исходить из раннего чувства стыда, страха или разочарования. Как сказала доктор Лиза Файрстоун:

    Наши критические внутренние голоса заложены в самом раннем детстве и усиливаются в детстве, юности и во взрослой жизни. Хотя на негативный внутренний голос могут повлиять, а иногда и ухудшить текущие жизненные переживания, такие как серьезная травма или оскорбительные отношения, у взрослых он не развивается внезапно; он основан на имплицитных воспоминаниях о травмах, пережитых в детстве. Это не обязательно «Большая Т-травма», такая как сексуальное или физическое насилие, а повседневная травма, которую дети испытывают в процессе взросления.

    Каждый из нас переживает в детстве какие-либо невзгоды, будь то борьба с критически настроенным опекуном, отсутствующим родителем или школьным хулиганом, но, по иронии судьбы, часто именно эти невзгоды заставляют нас чувствовать себя одинокими, уступает или отличается от всех остальных. Степень, в которой мы верим этому критическому внутреннему голосу на протяжении всей нашей жизни, часто коррелирует с тем, насколько застенчивыми мы себя чувствуем во всех видах социальных взаимодействий и отношений, от заказа кофе до приглашения кого-то на свидание.

    Как самосознание влияет на нас

    Если мы действуем с точки зрения того, что выделяемся каким-то негативным образом, мы склонны изменять свое поведение в ответ на эти самосознательные чувства. Мы можем стать интровертами и самодостаточными или тревожными и склонными к сверхкомпенсации, чтобы быть принятыми. Это чувство может подтолкнуть нас к тому, чтобы держаться особняком или пытаться слиться с остальными. Застенчивость часто приравнивается к застенчивости. Мы можем испытывать преувеличенное чувство стыда или смущения, когда приступаем к определенным задачам или взаимодействию. Эти чувства могут отражаться во всем, от выражения лица до языка тела.

    Когда люди стесняются, они часто боятся выделиться или выставить себя дураками. Общие «голоса», выраженные в отношении самосознания, включают:

    • Ты такой уродливый. Никто не хочет смотреть на тебя.
    • Ты скучный. Вам нечего сказать.
    • Ты такой неуклюжий. Вы делаете людей неудобными.
    • Ты им не понравишься, когда они узнают тебя по-настоящему.
    • Вы мошенник. Они могут сказать, что вы фальшивка.
    • Вас никогда не примут.
    • Никто и никогда тебя не полюбит.
    • Просто ведите себя сдержанно
    • Не опускай голову.
    • Берегите себя.
    • Не беспокоить других людей.
    • Тьфу, ты только что выставил себя дураком. Они смеются над тобой.

    Когда такие мысли заполняют наши головы, нам становится еще труднее чувствовать себя непринужденно и действовать естественно. Когда мы прислушиваемся к своему критичному внутреннему голосу, мы склонны становиться более застенчивыми. Мы можем последовать его совету изолировать себя, не рисковать и не выставлять себя напоказ, а затем наказывать себя критическими мыслями вроде: «Ты такой неудачник. Какой одиночка. Ты никогда не добьешься успеха, не заведешь отношений и не заведешь настоящих друзей». Ключом к преодолению самосознания является выявление этих деструктивных установок, изучение того, откуда они на самом деле берутся, и изучение стратегий противодействия им в нашей повседневной жизни.

    Итак, как мы можем уменьшить наше самосознание?

    1. Дайте отпор своему внутреннему критику

    Доктор Роберт и Лиза Файрстоун много писали о том, как преодолеть свой критический внутренний голос. Шаги включают:

    1. Идентификация ваших конкретных голосов
    2. Размышление о том, откуда эти негативные мысли могли возникнуть
    3. Реагировать на внутреннего критика с реалистичной, сострадательной точки зрения
    4. Понимание того, как ваши голоса влияют на ваше поведение
    5. Вызывающее самоограничение или саморазрушительное поведение

    Узнайте больше об этих шагах здесь

    2. Относитесь к себе как к другу

    Людям гораздо легче увидеть лучшее в других, чем в себе. Мы смотрим на наших друзей добрыми глазами. Мы ценим их качества и прощаем их причуды. Если мы сможем культивировать подобное отношение к себе, а затем возьмем за правило нести это отношение с собой в течение дня, мы сможем установить для себя менее строгие стандарты. Наш страх перед неудачей или унижением может быть смягчен заверением в том, что мы не будем наказывать и мучить себя за ошибку. Мы сами себе худший критик. Если вместо этого мы сможем стать другом, мы сможем избавиться от большей части нашего самосознания.

    3. Сохраняйте чувство юмора

    Все мы иногда относимся к себе слишком серьезно. Люди, способные посмеяться над своими ошибками, часто чувствуют себя более эмоционально устойчивыми и меньше боятся своих занятий. Более легкий подход может помочь справиться с тяжестью, которую мы чувствуем, когда думаем, что все смотрят на нас. И это может помочь нам справиться (даже найти юмор) в моменты, когда все идет не так, как мы надеялись.

    4. Помните, что все в вашей голове

    В так называемом «эффекте прожектора» исследователи обнаружили, что «люди [часто значительно] переоценивают степень, в которой другие отмечают их действия и внешний вид». Другими словами, сам страх или представление о том, что мы привлекаем к себе негативное внимание других, часто является ложным и необоснованным. Если мы сможем принять эту реальность, мы сможем освободиться от большого количества ненужного самосознания.

Добавить комментарий