Чем опасен синдром отличника и как от него избавиться
Синдром отличника — это твёрдая убеждённость, что идеал достижим, которая приводит к хроническому недовольству и тревогам.
Светлана Комиссарук, доктор философии и профессор Колумбийского университета, полагает, что подобный перфекционизм особенно свойственен поколению «сэндвич» — людям в возрасте от 45 до 60 лет. А ещё она убеждена, что с этим синдромом вполне возможно справиться.
Её книга, «Поколение „сэндвич“. Простить родителей, понять детей и научиться заботиться о себе» вышла в издательстве «Бомбора». С его разрешения Лайфхакер публикует отрывок из 11‑й главы, в котором рассказывается о синдроме отличника.
Если спокойно разобраться, то перфекционизм и внимание к оценке окружающих — не так уж и плохо. Отличники честно и быстро реагируют на конструктивную критику и берут ответственность за ошибку. С такими людьми удобно и надёжно. Они обязательны, доводят начатое дело до конца, не заносчивы и не самовлюблённы. Они поступают порядочно, внимательны к нуждам других. В общем, почти идеальны. Зачем же это менять?
Проблема в том, что в душе у такого отличника — вечная тоскливая неуверенность в себе, самоедство и постоянный страх разоблачения: «Если бы окружающие только знали, какой я на самом деле, они бы не захотели иметь со мной дела и я бы остался голый, как тот король в сказке Андерсена. А вдруг у меня не получится? Может, лучше и не начинать? Моя победа на самом деле пустяки, вот у тех и у тех — действительно получилось, а мои достижения можно легко и быстро обесценить. Я сам с этим обесцениванием легко справлюсь, не дожидаясь разоблачения…»
Что тут скажешь? Людям, идеальным в глазах окружающих, внутри, наедине с собой, бывает совсем плохо. И, за редким исключением, недовольство собой становится хроническим.
Однако есть здесь и хорошая новость: так как справиться с синдромом отличника и низкой самооценкой нужно, работая только с самим собой, — эта задача нам под силу. Ведь речь идёт о внутреннем изменении, которое целиком зависит от нас. Никто не даст нам избавленья, как говорится. Что же делать, если мы подвержены синдрому отличника и это отравляет нам жизнь?
Начать нужно с парадоксального шага. Начать нужно с полного согласия, что наш внутренний критик, утверждающий, что нас есть в чём разоблачать и что мы совсем не так совершенны, как кажется… прав. Принять, что мы и правда не отличники. Мы не справляемся на все сто. Мы ленивы, мы срезаем углы, нарушаем стандарты и не доводим дело до конца. Мы всего лишь люди.
Попробуйте сказать себе это вслух (лучше без лишних ушей). Что происходит с вами? Возможно, вы почувствуете страх. Возможно, вам захочется поспорить и оправдаться. Возможно, у вас опустятся руки и вы впадёте в уныние и безразличие. Всё это нормально. Это ваша реакция на вашу оценку. Тут можно и нужно что‑то менять. Это ни от кого больше не зависит, только от вас: поднимать свою самооценку и реагировать на своё несовершенство спокойно.
Радикальное принятие того, что вы всего лишь человек, со своими тараканами, ленью и несовершенством, — первый и главный шаг в преодолении синдрома отличника. Принятие того, что иногда получается на троечку. Что порой вы делаете ошибки. Иногда большие ошибки. И возможно, они случатся снова. Потому что вы — только человек.
Но как же тогда освободиться от привычного стремления всё делать на пять, которое так вредит и мучит? Как перестать тянуться на цыпочках и встать на полную ступню? Не надо освобождаться от стремления сделать на отлично. Просто нужно выбрать из всех своих ролей и задач именно ту, которая действительно требует перфекционизма.
Ведь все мы, понятное дело, хотим видеть нашего доктора, или финансиста, или архитектора, или пилота только перфекционистом. Но при этом никому не обязательно быть отличником во всём! Каждый может выбирать свои битвы. И именно туда направить все свои усилия, позволив себе понизить планку в остальных областях. И ничего не случится.
А самооценка именно в важной нам области заслуженно поднимется. Ведь для этого не надо преуспевать везде и сразу. Кстати, выбор области, в которой сейчас нужно поднажать, отложив всё остальное, мы тоже можем менять. Это наше решение, наша оценка, и поэтому она тоже зависит только от нас. Что бы ни говорили нам окружающие и какие бы гнилые яблоки оценок они нам ни кидали.
Дав себе право на ошибку, вы постепенно станете добрее к себе. Вы станете снисходительнее к своим слабостям и недостаткам. К таким людям, а совсем не к хроническим отличникам, тянутся другие. Ведь рядом с признающим свои недостатки и разрешающим себе ошибку человеком можно тоже не стоять на цыпочках и не стремиться к совершенству. И тоже быть настоящими, а не картонными примерами победителей с советского пионерского плаката.
Ваши дети будут спокойнее рассказывать вам о своих неудачах, поскольку поймут: у всех бывает, даже у родителей. Ваша дочь, вместо наследственного чувства долга и тревожности, станет «достаточно хорошей мамой», по гениальному выражению Винникота. У неё, возможно, не всегда будет идеальный порядок, как когда‑то у вас. Зато она выспится, пока спит ребёнок, и будет брать его на руки и радоваться ему. И ребёнок будет чувствовать, что мама спокойна, а мир — безопасен. Только признав свою неидеальность и смирившись с ней, мы перестанем наконец передавать по наследству синдром отличника.
Светлана Комиссарук детально анализирует все аспекты жизни представителей поколения «сэндвич» и даёт практические советы, основанные на опыте и современных психологических исследованиях.
Купить книгуЧитайте также 🧐
- 5 препятствий на пути к цели, которые выдумывает наш мозг
- Почему диплом с отличием не гарантирует успех в будущем
- Как обратить собственную неуверенность себе на пользу
- Как проявляется синдром самозванца и что с ним делать
- «Ты — неудачник»: почему мы бываем чрезмерно строги к себе
как его распознать, каковы последствия и как с ним можно справиться – Учительская газета
Стороннему наблюдателю может показаться, что в семьях, где воспитывают отличников, – сплошные плюсы. Такие дети исполнительны, ответственны и послушны. Однако так ли много позитива у самих учащихся на одни пятерки детей? И как они чувствуют себя, становясь взрослыми?
Источник: pixabay.comИзвестно, что отличные оценки не гарантируют будущий успех в жизни и в работе. Привычка выполнять все идеально чревата неврозами, неумение воспринимать критику ограничивает круг общения, а завышенные ожидания от себя и окружения рвут социальные связи.
Психолог, эксперт по детско-родительским коммуникациям Ольга Давыдова рассказала об этом психологическом феномене, о том, чем он отличен от перфекционизма. На ресурсе Растимдетей.рф она также подсказала, как справиться с синдромом отличника, если вы уже выросли.
Синдром отличника
Синдром отличника отличается от перфекционизма. Перфекционист стремится к безупречному результату и получает удовольствие как от процесса, так и от самого итога. Человеку с синдромом отличника чрезвычайно важен не столько безупречный результат, сколько тотальное одобрение со стороны авторитетных для него людей. Такому ребенку, например, важно, чтобы его похвалили перед классом, чтобы мама ему сказала, что он лучше условных Пети и Вани. При этом результат может быть далеко неидеальным – важно, чтобы успех был признан со стороны.
По этой причине синдром отличника чреват угождающим поведением и низкой самооценкой. У человека завышены требования к себе и окружающим, он боится и не хочет пробовать что-то новое. Из-за постоянного беспокойства страдает здоровье. Результатом может стать низкое качество выполняемой работы – ведь стандарты завышены, да и страхи мешают.
Как определить синдром отличника
О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Он очень близко к сердцу принимает любую критику и легко отказывается от дела или игры, общения с друзьями, от отдыха и личной жизни ради выполнения задачи. Синдром заставляет человека бояться нового опыта – если есть шанс не достичь успеха, он отказывается от задачи.
Человек с синдромом отличника несет ответственность на грани невроза. Он склонен винить и ругать себя за любое отступление от плана, не обращать должного внимания на собственные потребности и желания. Их он заменяет чужими – даже если потребности касаются здоровья, личной жизни и отдыха. Синдром проявляется также в ревности к чужому успеху, она не дает спокойно отнестись к тому, что у кого-то получилось лучше. При малейшей неудаче наступает сильное расстройство.
Последствия синдрома отличника
У страдающих нездоровым перфекционизмом и синдромом отличника – это касается, как детей, так и взрослых – высоки риски ментального расстройства: тревожности, обсессивно-компульсивного расстройства, невроза, фобии и депрессии. К таким диагнозам добавляются также расстройства пищевого поведения.
Физическое состояние таких людей также страдает: они чаще жалуются на головные боли, повышенное давление. Они плохо спят, нередко бывают в состоянии истощения. Дети чаще простужаются.
Последствия для социального поведения
Люди с синдромом отличника весьма чувствительны к критике. При некорректной критике перфекциониста можно наткнуться на барьер «Я знаю, что сделал все правильно. Не моя вина и проблема, что результат не устраивает вас». В случае с критикой отличника буквально рушится весь его мир. Он бывает не в состоянии дослушать суть критики. В ответ на любые комментарии коллег, на объяснение мамы или учителя сразу выдается эмоциональная реакция (так и знала, что я неудачница, никогда больше за это не возьмусь, у меня всегда все плохо).
Отличник тотально зависим от мнения других. Ему сложно оценить качество своей работы. Обычно дети учатся находить свои сильные стороны, формируют так здоровую самооценку. У отличника даже по мере взросления этого не происходит. Он постоянно требует подтверждения своей значимости от других: прямого заискивания перед авторитетами до манипуляций в поисках похвалы.
Самооценка. По причине высокой степени зависимости от чужого мнения возникает заниженная самооценка. Отличники склонны думать о себе негативно, они преуменьшают свои заслуги. Отсюда у взрослых – синдром самозванца. В этом случае все заслуги списываются на удачу, а все неудачи — на собственную неспособность справиться с обстоятельствами.
Беспокойство. Отличнику всегда хочется перепроверить сделанное: точно ли не допущена ошибка в контрольной, все ли верно указано в отчете. Постоянная напряженность отнимает силы и снижает мотивацию (стоит ли делать дело, если можно ошибиться).
Агрессия и контроль. Синдром отличника, с одной стороны, ведет к заниженной самооценке. А с другой – провоцирует угождающее и зависимое поведение. Иногда происходит обратное: высокие требования и стандарты направляются на окружающих. В командных играх детей по этой причине могут происходить стычки, а взрослый руководитель, не умеющий отдыхать сам, не дает это делать подчиненным. Сотрудник с синдромом отличника стремится переделывать за коллег их работу, после чего ждет благодарности и играет роль жертвы.
Как справиться с синдромом отличника
Во-первых, необходимо снизить градус ожидания. Не стоит заставлять ребенка получать отличные оценки по всем предметам, не следует также отпускать комментарии по этому поводу. Постоянное обсуждение академических успехов лучше заменить на интерес к школьной жизни ребенка: с кем он познакомился, что нового успел узнать, что ему понравилось, а что не понравилось. Это позволит сформировать здоровый интерес не только к результату, но и к процессу.
Не нужно зацикливаться на оценках – ни на высоких, ни на низких. Аттестат не даст гарантии успеха в работе и счастья в жизни. Стоит хвалить школьника не за полученный балл, а за сам процесс. «Молодец, пятерка за контрольную!» хорошо заменить на: «Молодец, что разобрался в таком сложном и интересном вопросе!».
Не сравнивайте ребенка с другими. Нельзя создавать идеальный образ соседа или приятеля, у которого всегда все получается лучше: учеба, работа, личная жизнь. Иначе ребенок всю жизнь будет стараться доказать родителям, что он лучше кого-то. Если уж показывать его прогресс, то только по сравнению с самим собой – с его прошлыми успехами.
Демонстрируйте ребенку безусловность вашей любви к нему.
Совет для взрослых
Психологи отмечают, что чаще синдромом отличника страдают женщины. Они мечтают быть идеальными во всем: в быту, в семье, на работе. Это ведет за собой лишь стресс и выгорание. Как только появляется желание быть идеальной, его стоит зафиксировать и спросить себя, насколько оно полезно и необходимо, что будет, если оно не исполнится.
Попробуйте изучить негативную максималистскую мысль. Есть ли возможность превратить ее в рациональную, мотивирующую и позитивную? Например, можно проанализировать качество текущей работы. Проект уже идет хорошо. Нет необходимости жертвовать отдыхом – это не прибавит качества, но негативно скажется на здоровье.
Тем, кто постоянно перерабатывает, эксперты также советуют подумать, что именно случится, если не поступать как максималист. В подавляющем большинстве случаев выяснится, что ответ окажется вовсе не таким страшным, каким мог бы показаться сначала. Да, результат может быть не идеальным, но кроме вас разницу не заметит никто. Если хотя бы раз отпустить ситуацию, постепенно станет проще не цепляться к себе по любому поводу, рационально распределять свое время и усилия.
Как избежать синдрома суперзвезды
Мы слышали бесчисленное количество историй о молодых спортсменах среди профессионалов и колледжей, которые попали в беду из-за того, что нарушили закон. Как тренеры, болельщики и родители мы задаемся вопросом, как это происходит. Суперзвезда, у которой все шло на пользу, теряет все из-за ошибки вне корта.
Чего мы не поняли, так это того, что такое поведение часто начинается в раннем возрасте. Часто в командах баскетбольных тренеров есть один или два игрока, которые превосходят других игроков. Эти люди могут помочь или навредить команде. В этой статье основное внимание будет уделено тем игрокам, которые могут навредить вашей команде, и тому, как вы как тренер можете обратить вспять то, что мой тренер назвал «синдромом суперзвезды».
Что такое синдром суперзвезды?
Синдром суперзвезды — это когда молодой игрок знает, что он хорош в баскетболе. Он / она слышит, насколько они хороши, от родителей, тренеров, болельщиков и даже иногда от судей. Любой игрок может испытать это, и это не начинается в одночасье. Он начинается, когда он/она впервые получает лучшее обращение, чем остальные спортсмены в вашей команде.
Например, игрок живет в семье с одним родителем, и его мать не может взять его с собой на тренировку. Как тренер, вы либо хотите их, либо нуждаетесь в них в своей команде, поэтому вы берете на себя ответственность подбирать их каждый день. В сознании молодых людей это дает им чувство права.
Эта идея права еще больше подпитывается тем, что наши дети смотрят по телевизору образ жизни знаменитостей, по словам Терри Карсона, М. Эда, известного наставника родителей.
Тренеры неосознанно подпитывают поведение
Как тренер, мы можем подпитывать синдром суперзвезды своим поведением. Например, возьмем ситуацию, когда тринадцатилетний разыгрывающий считает себя лучшим.
Играя в игру, он/она имитирует Майкла Джордана или Коби Брайанта, делая пасы из-за спины, пасы без взгляда и ведя себя к месту, где они создают больше потерь, чем очков. Перемены происходят из-за того, что Суперзвезда играет выше возможностей своих товарищей по команде, чего они не ожидают, или недостаточно продвинуты, чтобы предвидеть такие передачи.
Как тренер, мы обязаны объявить тайм-аут, вывести игрока из игры и в позитивной форме объяснить, чего мы ждем от всех игроков. Когда нам не удается решить проблему, мы способствуем развитию синдрома суперзвезды.
Товарищи по команде могут подпитывать поведение
Синдром суперзвезды чаще всего возникает, когда родители, болельщики, товарищи по команде и тренеры игнорируют ранние проблемы, такие как проблемы отношения и поведения. Товарищи по команде также могут способствовать синдрому суперзвезды.
Например, товарищи по команде часто зависят от лучшего игрока, чтобы выиграть игру, набрав наибольшее количество очков. Они обычно будут передавать мяч, а не делать открытый удар, потому что они больше доверяют своему товарищу по команде, чем себе. Как тренер, мы обязаны обеспечить равное отношение ко всем игрокам в команде. Мы должны дать понять нашим игрокам, что каждый в команде вносит свой вклад.
Роль родителей
В ситуациях, когда юные игроки могут чувствовать себя особенными, родители первыми следят за тем, чтобы их дети не становились слишком самоуверенными. Родители должны учить своих юных игроков хорошим ценностям, рабочей этике на корте и за его пределами, а также дисциплине. По словам Карсона, сегодня маленьких детей необходимо учить ценить управление деньгами, благодарность и доброту. Тренеры должны поддерживать родителей в их стремлении не дать юному игроку почувствовать себя более ценным. Кроме того, мы, как тренеры, должны учить товарищей по команде игрока не переоценивать их одаренного товарища по команде.
Роль тренера
На площадке тренеры могут следить за тем, чтобы продвинутый игрок отрабатывал каждое упражнение, и устанавливать правила посещения. Если у вас есть академическая политика, применяйте ее и придерживайтесь ее. Скажем, если ваш лучший игрок не посещает тренировку, ему нельзя разрешать играть в следующей игре; несмотря на то, что это может стоить вашей команде игры.
Если вы хотите, чтобы ваш одаренный игрок тренировался, убедитесь, что на корте к нему относятся так же, как к другим игрокам. Не делитесь с ним личной информацией о других игроках в команде, а также не говорите с ними о том, как их товарищи по команде играют в игру. Обсудите это со своим помощником тренера или другом, а не делитесь этим с игроком. Такой разговор может расширить возможности молодых спортсменов.
Будут времена, когда у вас есть родители, которые знают, что их ребенок одарен на корте, и надеются, что он станет профессиональным спортсменом. Для многих это единственная надежда выбраться из неопределенного будущего. Родители такого типа оказывают большое давление на своих детей, чтобы добиться успеха на корте, и они могут ожидать, что вы примете участие в реализации их мечты о славе НБА для их ребенка. Мы, как тренеры, можем предотвратить это заранее, рассказав родителям, какова наша политика в отношении игроков.
Начните как можно раньше, чтобы поддерживать хорошее поведение, трудовую этику, учебу и другие вышеупомянутые предложения, которые помогут бороться с синдромом суперзвезды. Предотвратив это в раннем возрасте, дети не будут расти с чувством, что они имеют право играть, и не будут думать, что они заслуживают играть, потому что без них команда не была бы такой хорошей. Как тренер, мы несем ответственность за то, чтобы помочь нашим юным игрокам стать хорошими юношами и девушками, а также ответственными гражданами, которые растут с моралью, уважением и состраданием.
Что вы думаете? Дайте нам знать, оставив свои комментарии, предложения и вопросы…Как избежать синдрома суперзвезды в вашем бизнесе | by Samuel Aderibigbe
Samuel Aderibigbe
·Подписаться
5 минут чтения·
14 февраля 2020 г.Не все мы любите суперзвезд? Разве мы все не хотим быть суперзвездами? Нам нравится блеск, гламур, влияние и аура, которые они несут с собой, верно? Мы видим их в спорте, музыке, кино, политике, бизнесе и т. д.
Они крутые ребята… все хотят быть рядом с ними, их одежда становится последней модной тенденцией, их мнения по вопросам неприкосновенны, они образцы для подражания и наставники, которых все хотят.
По словам Тима О’Рейли, «успех в современном мире, будь то в спорте или бизнесе, требует собрать команду людей, которые могут работать вместе, чтобы достичь чего-то выдающегося. И да, чтобы достичь чего-то экстраординарного, нужно, чтобы некоторые из этих людей были суперзвездами. Но вот еще один урок из спорта: лучшие игроки «делают своих товарищей по команде лучше». Эгоистичные суперзвезды редко побеждают».
Другими словами, эгоистичные суперзвезды проявляют синдром суперзвезды, о котором мы можем догадаться, верно?
Breakthroughbasketball.com дает подходящее определение этому синдрому: «Синдром суперзвезды — это когда молодой игрок знает, что он хорош в баскетболе. Он / она слышит, насколько они хороши, от родителей, тренеров, болельщиков и даже иногда от судей. Любой игрок может испытать это, и это не начинается в одночасье. Это начинается, когда он/она впервые получает лучшее обращение, чем остальные спортсмены в вашей команде».
По сути, эта суперзвезда — Большой Пёс-Индивидуалист, который командует и буквально сносит людей со своего пути для достижения цели. И «ничего страшного, да»? Они двигают организацию вперед своим упорством и силой воли, и у них почти нет времени на оправдания или расхождения во мнениях. Любая попытка изменить или изменить статус-кво встречает яростное рычание и неприятную драку. И если они проиграют эту битву… война еще далека от завершения. Эта суперзвезда или большая собака Maverick могут быть обоюдоострым мечом на любом рабочем месте и могут иметь катастрофические последствия в долгосрочной перспективе, если позволить им работать на свободе.
Страдаете ли вы этим синдромом и как с ним справляетесь? Как полностью избежать этого в своем бизнесе?
Быть Большим псом-индивидуалистом в целом не так уж и плохо, это тот парень, к которому люди постоянно хотят околачиваться и бегать за советом. Организации нуждаются в них, их чистое упорство и присутствие могут значительно повысить продажи и доходы в любой организации. Есть старая поговорка, которая гласит: «Дерево не делает лес». А если это так, то суперзвезды не существуют в вакууме. Кто вообще существует в вакууме??
Давайте посмотрим на футбол и на соперничество между фанатами Лионеля Месси и Кристиано Роналду. Оба игрока являются суперзвездами сами по себе и пользуются большим успехом благодаря своим навыкам и вкладу в игру. Но задайте себе вопрос, они играют на поле одни? Оба являются нападающими на своих игровых позициях, но им нужны нападающие, опорные полузащитники, защитники и вратарь, чтобы снабдить их мячом и занять стратегическую позицию, чтобы забить гол в противоположную команду, верно? И ох, в этой игре требуется еще одна смесь, тренер и его сотрудники, чтобы давать им указания и инструкции на игровом поле… Да?
Давайте посмотрим на царство животных. Лев считается королем джунглей, верно? Что дает ему право быть королем джунглей, а не Тигром, который несет свою тяжесть, или Леопардом тоже? Когда лев находится на охоте, у него не возникает синдрома суперзвезды, как у Тигра и других больших кошек. Лев реализует атакующую стратегию, в которой участвуют все львицы в прайде, каждая из которых знает, какую роль они будут играть, и играют в соответствии с этим сценарием. Если это большая охота, как на буйвола, босс Лев, суперзвезда сам знает, когда выйти на охоту, чтобы закончить убийство. И нет ни одной охоты, в которой он участвовал, которая не удалась… процент неудач, я думаю, очень минимален. Но дело в том, что Командная работа, стратегия и позиционирование сыграли большую роль в убийстве, и все выиграли.
Давайте применим это к нашему бизнесу. Будь то МСП, Индивидуальное Предприятие, Партнерство, Корпорация, что у вас есть … мы настолько сильны, насколько слабее самое слабое звено в нашей среде. Генри Форд правильно уловил это, когда сказал: «Собраться вместе — это начало. Быть вместе — это прогресс. Работать вместе — это успех» . Взгляните на нашу систему тела, будет ли мозг утверждать, что он суперзвезда, потому что в нем живет мыслительная способность? Или язык, потому что он пробует? Или глаза, потому что они видят? Или сердце, потому что оно качает кровь? Каждая часть тела играет решающую роль, и все они являются суперзвездами сами по себе и в сочетании с любой другой частью тела. Давайте проведем эксперимент… мы готовы?
Захлопни дверь на пальце… да кто чувствует боль? Только палец или все тело? Вся система, называемая мужчиной или женщиной, шокирована этой болью… мучительной болью. Мозг отшатывается, рот, нос корчатся от боли, из глаз наворачиваются слезы, рука… вся рука сгибается, сжимая друг друга, а ноги пытаются вытянуться, чтобы удержаться и тоже бежать. Итак, кто здесь Суперзвезда, Большой Пёс Maverick в системе тела?
Работа в команде — вот что важнее всего в вашем бизнесе. Будьте лучшими, но вы должны понимать, что то, что заставляет вас двигаться вперед, — это ценить вклад других и держать их за руку, когда вы вместе работаете на пути к успеху. Мне нравятся слова Майкла Джордана: « Талант побеждает в играх, а командная работа и интеллект побеждают в чемпионатах. » Каждый человек умен сам по себе, и у каждого мужчины или женщины есть мысль, которую можно внести в проект. Посмотрите на строительный проект, то, что скрепляет этот дом, — это не только блоки или дерево, но и крошечные песчинки, которые невидимы, невидимые гвозди, забитые на место, — все они играют свою роль, чтобы удерживать эту конструкцию вместе.