Что такое соблазнить – соблазнять — это… Что такое соблазнять?

Содержание

соблазнять — это… Что такое соблазнять?

  • соблазнять — Искушать, обольщать, прельщать, заводить, завлекать, вовлекать, увлекать, заманивать, сманивать, запутывать, попутать, совращать, смущать, вводить в грех (искушение), свести кого с ума. Наружный блеск соблазнил его, он прельстился (соблазнился)… …   Словарь синонимов

  • СОБЛАЗНЯТЬ — СОБЛАЗНЯТЬ, соблазнить кого чем, соблажняти церк. склонять к чему либо (б. ч. к худому) приманкой, смущать, вовлекать, подущать, заманивать; подать повод или случай ко греховному падению, возбуждать поползновение или вожделение, совращать;… …   Толковый словарь Даля

  • СОБЛАЗНЯТЬ — СОБЛАЗНЯТЬ, соблазняю, соблазняешь. несовер. к соблазнить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • соблазнять — СОБЛАЗНЯТЬ1, несов. (сов. соблазнить), кого чем и с инф. Вызывать (вызвать) в ком , чем л. искушение, желание что л. сделать, побуждать (побудить) кого л. сделать что л.; Син.: искушать, обольщать, прельщать [impf. to entice, lure]. Он долго… …   Большой толковый словарь русских глаголов

  • Соблазнять — несов. перех. 1. Увлекать, привлекать, прельщать чем либо заманчивым, выгодным, приятным и т.п. отт. Вызывать чувственное влечение. отт. Добиваться обладания женщиной, девушкой. 2. Быть заманчивым, выглядеть соблазнительным. 3. Побуждать,… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • соблазнять — соблазн ять, яю, яет …   Русский орфографический словарь

  • соблазнять — (I), соблазня/ю(сь), ня/ешь(ся), ня/ют(ся) …   Орфографический словарь русского языка

  • соблазнять — Syn: см. привлекать, см. притягивать …   Тезаурус русской деловой лексики

  • соблазнять — см. Соблазнить …   Энциклопедический словарь

  • соблазнять — см. соблазнить; я/ю, я/ешь; нсв. Меня мало соблазняет такая перспектива …   Словарь многих выражений

  • dic.academic.ru

    соблазнять — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    со-блаз-ня́ть

    Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — соблазнить.

    Корень: -соблазн-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть. [Тихонов, 1996]

    Произношение[править]

    • МФА: [səbɫɐˈzʲnʲætʲ]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. увлекать, привлекать, прельщать чем-либо заманчивым, приятным, выгодным и т. п. ◆ Существует огромное количество псевдовыборов, каждые из которых соблазняют, заманивают, провоцируют субъекта, а точнее, заложенные в субъекте способности. О.А. Матвейчев, «Уши машут ослом», 2008 г.
    2. своей красотой вызывать чувственное влечение ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    3. добиваться интимной близости, сексуального обладания ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    4. религ. склонять к чему-либо греховному, вызывать греховные помыслы, желания, вводить в грех ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы[править]
    1. прельщать
    Антонимы[править]
    1. отвращать
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Этимология[править]

    Происходит от церк.-слав., ст.-слав. съблазнъ (σκάνδαλον; Супр.). Из праслав. *blaznъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. блазнъ «ошибка», русск. бла́зень «простофиля, проказник, шутник», укр. бла́зень «дурак», польск. błazen «шут, дурак», чешск. blázn, blázen «дурак», в.-луж. błazn, н.-луж. błazn, błazan «дурак». Сюда же русск. блазни́ть, ст.-слав. блазнити «искушать, сердить», болг. бла́зня «искушаю, соблазняю», сербохорв. бла́знити «льстить, ласкать, гладить», словенск. blázniti «приводить в смущение, беспорядок», чешск. blázniti «дурачить», польск. błaźnić «дурачить, сбивать с толку». Сравнивают с др.-в.-нем. blâsan «дуть», готск. ufblēsan φυσιοῦν, др.-в.-нем. blâsa «пузырь», лат. flāre «дуть», flēmina «нарыв», греч. φλήναφος «болтовня» и объясняет слав. *blaznъ из *bhlōs-no- с переходом z<s по не вполне достоверному закону Цупицы (обращает на себя внимание различие знач.). Прочие этимологии еще более рискованны, напр. сближение с благо́й. Если ст.-слав. блазнъ «ошибка, заблуждение» значило первонач. «блуждающий огонек», то его можно сравнить с латышск. blāzt «мерцать», blãzma «мерцание, блеск, отражение», которые родственны лат. flagrāre, flamma. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    увлекать, привлекать, прельщать чем-либо заманчивым, приятным
    своей красотой вызывать чувственное влечение
    добиваться интимной близости, сексуального обладания
    склонять к чему-либо греховному, вызывать греховные помыслы, желания, вводить в грех

    Библиография[править]

    ru.wiktionary.org

    Значение слова СОБЛАЗНЯТЬ. Что такое СОБЛАЗНЯТЬ?

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
    т. / РАН,
    Ин-т лингвистич.
    исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
    Полиграфресурсы,
    1999;
    (электронная версия): Фундаментальная
    электронная
    библиотека

    Делаем Карту слов лучше вместе




    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
    Карту слов. Я отлично
    умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.


    В каком смысле употребляется прилагательное глубокий в отрывке:

    Из пересохшего горла донёсся глухой звук, за ним последовал глубокий выдох.

    В прямом
    смысле

    В переносном
    смысле

    Это устойчивое
    выражение

    Это другое
    прилагательное

    kartaslov.ru

    соблазнить — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    со-блаз-ни́ть

    Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b. Соответствующий глагол несовершенного вида — соблазнять.

    Корень: -соблазн-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть. [Тихонов, 1996]

    Произношение[править]

    • МФА: [səbɫɐˈzʲnʲitʲ]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. вызвать сильное желание обладать чем-либо, делать что-либо; прельстить ◆ Ихменев сначала отказывался [от места]; но значительное жалованье соблазнило Анну Андреевну. Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскорблённые», 1861 г. ◆ Ограбления Л. не боялся ― месяцами он спал не раздеваясь, и его лохмотья не соблазнили бы даже лагерного вора. Надежда Мандельштам, «Воспоминания», 1960–1970 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. прельстить собой, своей красотой, вызвать чувственное желание; обольстить ◆ Мадам Кузнецова решила соблазнить Льва. К утреннему чаю она стала появляться в кружевном халате. Вирта, «Закономерность» (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы)
    3. на что и с неопр.: склонить к чему-либо, подбить на что-либо ◆ Чуковский соблазнил меня идти кататься на лыжах. С. Н. Сергеев-Ценский, «Моё знакомство с И. Е. Репиным» (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы) ◆ [Гольды] начали рассказывать про реку всякие страхи. 〈…〉 Идти к истокам они отказались наотрез, и даже такие подарки, как ружьё с патронами, не могли ◆ соблазнить их на это рискованное предприятие. В. К. Арсеньев, «В горах Сихотэ-Алиня», 1937 г. (Цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС), см. Список литературы)
    4. устар. вызвать греховные помыслы, желания, ввести в грех ◆ Отчего люди злы? Отчего слабосильного человека всегда давят и теснят? 〈…〉 Говорят, дьявол всему причина, он соблазнил людей. Н. Г. Помяловский, «Очерки бурсы», 1862–1863 г г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова, см. Список литературы) ◆ [Барыня:] Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введёшь. А. Островский, «Гроза», 1859 г.
    5. добиться обладания кем-либо; совратить кого-либо ◆ [Лепорелло:] Пусть кто-нибудь осмелился б при мне // Жену чужую соблазнить! А. К. Толстой, «Дон Жуан», 1862 г. ◆ Сначала она жила у купцов, где приказчик соблазнил её, и она родила. Л. Н. Толстой, «Ягоды», 1905 г. (цитата из Русской виртуальной библиотеки)
    Синонимы[править]
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Этимология[править]

    Происходит от ??

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    вызвать сильное желание обладать чем-либо, делать что-либо; прельстить
    прельстить собой, своей красотой, вызвать чувственное желание; обольстить
    склонить к чему-либо, подбить на что-либо
    вызвать греховные помыслы, желания, ввести в грех
    добиться обладания кем-либо; совратить кого-либо

    Библиография[править]

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

    ru.wiktionary.org

    Соблазн — это… Что такое Соблазн?

            (синоним — обольщение), то, что искушает, прельщает, влечёт к себе. Соблазнить может фигура, внешность, одежда, причёска, походка, косметика, духи и т. д. Механизмы обольщения у женщин и у мужчин различны. Недаром говорят, что женщина любит «ушами», а мужчина «глазами». Мужчин соблазняет в женщинах чаще красивая внешность либо какие-то отдельные женские качества: например, одних обольщают женщины с «демоническим» характером, других — так называемые «секс бомбы» или скромные голубоглазые «тихони» с кукольной внешностью, третьих — женщины агрессивного склада, очень чувствительные. Важное значение имеет чистота и свежесть наряда. Действенное оружие женщины — смех. В обольстительном, кокетливом, радостном, загадочном, грустном или мимолётном смехе таятся неограниченные возможности. Большое значение при соблазнении имеет голос: его окраска, тембр, интонация. Мужчину привлекает не только молодость и красота женщины, но иногда и её труднодоступность. Женщин же соблазняет в мужчинах ум, мужественность, манеры поведения, чистоплотность и только затем внешняя привлекательность. Иногда они наделяют магической силой его чёрные или зелёные глаза, густые кудри или шелковистый «ёжик», а временами — даже намечающуюся или уже отчётливо заметную плешь (учёные, как известно, доказали, что лысина у мужчины — показатель высокой гормональной активности). Для других женщин не менее соблазнительны красивая гладкая кожа мужчины, тепло от прикосновения руки, табачный запах или специфический аромат мужского одеколона. Как мужчины, так и женщины могут использовать свой «соблазнительный потенциал» в различных целях, в зависимости от характера которых оценка их поведения может находиться в диапазоне от резко отрицательной до положительной. В бытовом плане определение мужчины или женщины как «соблазнителя» или «соблазнительницы» нередко несёт на себе налёт неодобрительности, связывается с возможным донжуанством или куртизанством, а то и с подозрением на неверность в супружестве. Соблазн может быть использован и в аморальных целях, например, для полового совращения.

    (Источник: Сексологический словарь)

    1) объект, вызывающий чувственное вожделение, страсть; то же, что искушение;

    2) подстрекательские действия или предложение, направленные на разжигание страсти.

    (Источник: Словарь сексуальных терминов)

    Синонимы:

    • Смегма
    • Совокупление

    Смотреть что такое «Соблазн» в других словарях:

    • соблазн — Искушение, обольщение, приманка, прелесть; бесовское наваждение; камень преткновения. (о соблазне). .. См …   Словарь синонимов

    • СОБЛАЗН — СОБЛАЗН, соблазна, муж. 1. Искушение, приманка, нечто влекущее и обольщающее. Соблазны столичной жизни. Ввести кого нибудь в соблазн. Подальше от соблазна. «Царь был строг и не охотник таким соблазнам потакать.» Крылов. 2. Греховное искушение,… …   Толковый словарь Ушакова

    • СОБЛАЗН — СОБЛАЗН, а, муж. Нечто прельщающее, влекущее, искушение. Подальше от соблазна. Ввести кого н. в с. Не устоять против соблазна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

    • СОБЛАЗН — «СОБЛАЗН», СССР, Ленфильм, 1987, цв., 106 мин. Социально психологическая драма. По мотивам сценария Юрия Клепикова «Незнакомка». Старшекласснице Жене Родимцевой трудно устоять перед соблазном оказаться в элите класса. Но ей приходится дорого… …   Энциклопедия кино

    • соблазн —     СОБЛАЗН1, искушение, обольщение, приманка, разг. магнит     СОБЛАЗНИТЕЛЬ, искуситель, совратитель, высок. обольститель, устар. прелестник     СОБЛАЗНИТЕЛЬНИЦА, совратительница, книжн. сирена, книжн. цирцея, высок. искусительница, высок.… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    • Соблазн — В Викисловаре есть статья «соблазн» Соблазн: Пикап в узком смысле знакомство с целью соблазнения Соблаз …   Википедия

    • соблазн — • большой соблазн • великий соблазн …   Словарь русской идиоматики

    • соблазн — возникает соблазн • действие, субъект, начало избежать соблазна • действие, объект, Neg, зависимость, контроль соблазн приходит • действие, субъект, начало …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

    • соблазн — СОБЛАЗН, а, м То же, что искушение. Соблазн был очень велик, удержаться от него было трудно …   Толковый словарь русских существительных

    • СОБЛАЗН —     ♥ Испытывать соблазн во сне наяву быть вам обманутым конкурентами.     ↑ Представьте, что вы не поддаетесь соблазну, проходите мимо, словно вас это не касается …   Большой семейный сонник

    Книги

    • Соблазн, Шэйкин Кен. Бескомпромиссная история для взрослых о разведенной женщине среднего возраста, которая пытается начать новую жизнь и доказать себе и другим, что счастье для нее еще вполне возможно. Она… Подробнее  Купить за 337 руб
    • Соблазн, Шэйкин Кен. Бескомпромиссная история для взрослых о разведенной женщине среднего возраста, которая пытается начать новую жизнь и доказать себе и другим, что счастье для нее еще вполне возможно. Она… Подробнее  Купить за 204 руб
    • Соблазн, Кен Шэйкин. Бескомпромиссная история для взрослых о разведенной женщине среднего возраста, которая пытается начать новую жизнь и доказать себе и другим, что счастье для нее еще вполне возможно. Она… Подробнее  Купить за 186 руб

    Другие книги по запросу «Соблазн» >>

    dic.academic.ru

    Соблазны. Что это такое и как им противостоять

    (18 голосов: 4.8 из 5)

    Сергей Худиев

     

    Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит, – говорит Господь (Мф. 18:7). Что такое соблазн? В рекламных объявлениях это слово произносят с томным придыханием – «Шоколадный батончик “Прелесть!” Тающий соблазн!». В этом случае «соблазн» означает просто возможность получить удовольствие – не обязательно нравственно порочное. В христианском контексте слово «соблазн», как и другое излюбленное рекламой слово – «искушение», обозначает совсем другое – желание совершить нечто пагубное и дурное, злое, предательское. Что-то такое, что принесет временное, а возможно, и вечное несчастье нам или другим людям.

    Соблазн – это та специфическая жажда, которую чувствует алкоголик при виде бутылки на прилавке; те мысли о дорогих вещах и удовольствиях, которые проносятся в голове у следователя, которому предлагают взятку. Это то течение, которое просто уносит человека, у которого нет твердых принципов, и которое сбивает с курса того, у кого эти принципы есть. Иногда это желание просто и грубо – утащить дорогую и такую желанную вещь, пока продавец отвернулся. Иногда оно искусно маскируется под что-то безобидное или даже хорошее – борьбу за правду, за свободу, и нередко – за Истину.

    Соблазн нередко приходит через определенных людей; так, русский народ соблазнили большевики, немецкий – нацисты. Господь сурово предупреждает тех, кто может послужить причиной греха других: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море (Мк. 9:42). Как правило, те, кто поддаются соблазну, сами становятся причиной соблазна для других – как будто смертельная инфекция захватывает все новых и новых носителей. Но в отличие от инфекции, которая поражает нас помимо нашей воли, мы сами решаем, поддаваться соблазну или нет; и вся традиция Церкви учит нас распознавать и отвергать те порывы, которые могут вести нас ко злу. Вопрос о соблазнах возникает особенно остро, когда речь заходит о людях, которых что-то отталкивает от Церкви, или людях, которые, побыв какое-то время, ушли из нее.

    Дойти до дома

    Псалмопевец Давид обращается к Богу с удивительными словами: Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс 138) Наша вера говорит о том, что люди не являются продуктом конвейерной сборки – каждый из нас замыслен Богом отдельно, по особому проекту, и каждому из нас Бог уготовал нечто невыразимо прекрасное. Бог приготовил то место за Его столом, которое должны занять именно Вы, читатель, тот отблеск славы Божией, который должен именно в Вас отразиться, та вечная и бесконечная радость, которую Вы должны пережить по-своему, как уникальное и по-своему единственное дитя Божие. Соблазн – это то, что грозит лишить Вас этого, отторгнуть от спасения, побудить Вас уйти от вечного света в вечную тьму.

    В соблазне могут переплетаться разные причины – наши собственные плохие привычки, больные страсти и ложные убеждения; дурной пример и лживые слова других людей; внушения духовных сил зла. Церковь видит за злом не просто человеческое несовершенство, а некую личностную силу, которую Господь назвал «князем тьмы». У нас есть враг, желающий нашей гибели; и первое, чего он хочет добиться – это отторгнуть нас от Церкви, если мы уже с ней связаны, или помешать нам в нее прийти, если мы еще не в ней.

     

    «Почему Бог не убить дьявол, чтобы не было зло?»

    Те, кто читал знаменитый роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» помнят этот вопрос, который простодушный дикарь Пятница задает Робинзону. Робинзон после своих злоключений на необитаемом острове обратился к Богу в покаянии и вере и теперь желает обратить бедного дикаря к свету истины. Между ними происходит следующий разговор:
    «Пятница остановил меня следующими словами:
    – Хорошо, ты говоришь, Бог такой сильный, такой могучий, разве Он не больше сильный, чем дьявол?
    – Да, да, Пятница, – ответил я, – Бог сильнее и могущественнее дьявола, и потому мы просим Бога, чтобы он поверг его в бездну, чтобы Он дал нам силу устоять против его искушений, и отвратил от нас его огненные стрелы.
    – Но, – возразил он, – раз Бог больше сильней и больше может сделать, почему Он не убить дьявол, чтобы не было зло?
    Его вопрос до странности поразил меня.… Сначала я не знал, что ему ответить, сделал вид, что не слышал его, и переспросил, что он сказал. Но он слишком серьезно добивался ответа, чтобы забыть свой вопрос…»

    В самом деле, чего ж проще? Одна хорошая молния, и с дьявольскими соблазнами покончено раз и навсегда. Покончено ли? Не заступит ли на место уничтоженного злого духа другой такой же? Бог мог бы уничтожать всякое Свое творение, которое восстанет против Него, но Он решил так не делать. Он создал мир, в котором существует подлинная свобода и подлинный выбор. А это значит, что некоторые ангелы и люди совершат неправильный выбор – и у них будет возможность это сделать.

    Но главное, если, как желает простодушный Пятница, «Бог убить дьявол», будет ли это победой? Для Бога – возможно; но не для нас. Мы останемся ни при чем – в битве добра и зла мы будем посторонними, победа, которую будут праздновать на небесах, не будет нашим праздником. Но Бог решил по-другому – люди удостоены чести принять участие в Его битве и разделить Его победу. Как говорит Откровение Иоанна Богослова, И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Откр 12:9—11).

    Бог сражается с дьяволом не за физическое господство над мирозданием, и было бы ошибкой представлять эту борьбу, как какие-то звездные войны, в которых полки ангелов с переменным успехом пытаются выбить орды бесов из нашей галактики. В этом отношении Бог – неоспоримый, абсолютный и единственный Владыка, которому Его мятежные творения ничем не могут угрожать. Вся Вселенная принадлежит Ему и только Ему.

    Бог сражается не за территории или ресурсы, но за нечто иное – души людей, наделенных свободной волей. Это немного похоже на то, как отец борется, чтобы воспитать сына достойным человеком, или родственники алкоголика борются, чтобы он бросил пить. Здесь простое физическое могущество помогает очень мало.

    Люди – активные и свободные участники космической драмы; конфликт между светом и тьмой разворачивается в наших душах, и мы всякий раз решаем, чью сторону принять. Святые побеждают дьявола не силой оружия, но верностью Христу «даже до смерти». Соблазны, которые не могут не прийти, означают, что мы вовлечены в битву – и наша верность или предательство имеет вселенское, вечное измерение. Да, обычно мы не видим за нашими мелкими желания, мелкими неудовольствиями и мелкими обидами нашего участия в этом вселенском духовном противостоянии; но Церковь напоминает нам о том, что мы, люди, неизбежно в него вовлечены.

    Выйти из пещеры

    В рассказе Герберта Уэллса «Страна слепых» герой попадает в отрезанную от внешнего мира горную долину, населенную людьми, уже много поколений пораженными наследственной слепотой. Долина отличается плодородием и мягким, благоприятным климатом, так что ее слепые обитатели вполне приспособились к своей жизни в вечной темноте. Память о мире, откуда некогда пришли их предки, сохранилась в виде полустершихся мифов. Путешественник пытается рассказать им о мире за пределами их долины, но им его речь кажется полной бессмыслицей. Эти люди никогда не видели ни зеленой травы, по которой они ступают, ни звездного неба у них над головами, ни сверкающих горных пиков, окружающих долину. Они живут в очень небольшом мире, доступном их чуствам – и не верят в существование чего-то еще.

    В знаменитом мифе древнегреческого философа Платона о пещере речь идет об узниках, сидящих в пещере, которые могут судить о реальных предметах только по теням, которые они отбрасывают на стены пещеры. Все, что доступно их восприятию, весь их мир – это тени, так что для человека, освободившегося из пещеры, встреча с реальностью будет почти невыносимым потрясением.
    Оба этих литературных образа объединяет одно: люди могут быть лишены самого важного измерения их жизни, жить, как слепые, как узники в пещере, и почти не осознавать этого. Огромный, таинственный и непостижимый мир духовной реальности остается за пределами их жизни. В нашей стране людям десятилетиями внушали, что пещера – это единственная реальность, и теперь, когда это давление уже давно прекратилось, люди уже просто привыкли жить в пещере. Им трудно поверить, что кроме пещеры есть что-то еще. Да, многие смутно чувствуют, что пещера – это еще не все; а некоторые даже с уверенностью говорят об огромном и сияющем мире за ее пределами. Но чаще всего люди отмахиваются от таких разговоров, даже считают их вредными, отвлекающими от благоустройства нашего подземелья.

    Мореплаватель, вступающий на землю нового континента, или космонавт, выходящий в открытый космос, переживают менее удивительное открытие, чем человек, открывающий реальность духовного мира; как внезапно прозревший, он обнаруживает, что трава, по которой он ходил все это время, изумрудно-зеленая, снег на горных вершинах – белый, а небо – синее. Он с внезапным содроганием видит пропасти, по краю которых ходил все это время, и с радостным трепетом – гостеприимные долины, полные удивительных чудес. Привычка жить с закрытыми глазами тянет его назад, но он уже не может жить, как раньше.

    И христианская жизнь – это жизнь в соприкосновении с духовной реальностью. Иногда Бог дает нам осознать ее очень ясно; иногда мы должны «ходить верою, а не видением» и просто хранить верность однажды принятому решению. Как люди духовно пробужденные, мы призваны отдавать себе отчет, что мы являемся участниками битвы, и переживаемые нами соблазны – это ее часть.

     

    Глазами прозревшего

    Именно исходя из этого осознания духовной реальности мы и строим наши отношения с Церковью. Мы начинаем понимать, зачем вообще нужна Церковь, когда признаем, что мир гораздо больше привычной нам пещеры, в нем есть вещи неизмеримо более прекрасные чем всё, чего мы когда-либо желали, и невыразимо более страшные, чем всё, чего мы когда-либо боялись; не только мир, в котором мы живем, но и мы, люди, гораздо больше, чем смели себе в этом признаться; мы призваны к вечной жизни – не просто к бесконечной, а к качественно иной; причем это новая, совершенно другая жизнь начинается уже сейчас.

    В чине Оглашения (подготовки к Крещению) есть такие слова: «Став же у дверей внутри храма, священник спрашивает оглашаемого: «Кто ты?». Тот отвечает: «Я – желающий познать Бога Истинного и ищущий спасения». Священник: «Зачем пришел ты ко святой Церкви?». Оглашаемый: «Чтобы научиться от нее истинной вере и к ней присоединиться». Священник: «Какую пользу надеешься ты получить от истинной веры?». Оглашаемый: «Жизнь вечную и блаженную»». Есть известная песенка: «любовь меняет всё – руки и лица, небо и землю, то, как ты живешь и то, как ты умираешь». Вера, если она есть, меняет все еще более глубоко; мы не добавляем к нашему дому несколько архитектурных украшений, мы строим его на новом основании. Мы смотрим на все совершенно другими глазами – в том числе на то, что могло служить нам смущением и соблазном.

    Лицом к реальности

    Люди уходят из Церкви или отказываются в Нее войти по разным причинам. Кого-то тяготят заповеди, кто-то не может «затусоваться», найти среду для комфортного общения, кого-то смущают (реальные или предполагаемые) грехи церковных людей. Но корень несчастья не в том, не в другом и не в третьем, скорее он в упорном игнорировании самого важного и, на самом деле, единственно важного вопроса – правда ли это и зачем все это? Действительно ли Христос воскрес? Истину ли говорит Евангелие? Если это правда, то это правда независимо от того, насколько мне комфортно в Церкви или насколько мне приятны те или иные люди, стоящие рядом со мной в храме.

    В школе у меня был прекрасный учитель математики. Она умела преподать свой предмет так, что все слушали, затаив дыхание; она оставалась, чтобы заниматься с отстающими учениками, и вкладывала в свою работу всю душу. Все ее любили и уважали. Кому-то, возможно, повезло меньше – им мог попасться непрофессиональный, раздражительный или равнодушный учитель математики. Более того, достаточно редко, но среди учителей бывают даже преступники. Но что если кто-нибудь из нас заявит: «Я не верю в таблицу умножения! У нас был ужасный учитель математики!»? Очевидно, мы просто не уловим связи. Учитель математики может быть прекрасным человеком, а может быть совершенно негодным – на истину таблицы умножения это никак не влияет.

    Врач, который посоветовала мне похудеть, сама была явно полноватой; делало ли это ее совет ложным? Нет. Если определенные утверждения истинны, то они истинны независимо от того, насколько сообразно с этими утверждениями ведут себя те, кто их высказывает. Дважды два действительно четыре; лишний вес действительно вреден для здоровья.
    Если бы мне по каким-то причинам была бы неприятна таблица умножения, я легко мог бы отыскать примеры плохих учителей математики или рассказать истории (вполне правдивые), как чрезмерная увлеченность математикой приводит людей в психиатрическую лечебницу. Но доказал бы я этим, что сама таблица умножения – ложна?

    Как говорит школьный учебник физики, реальность – это то, что существует независимо от нас и наших мыслей об этом. Церковь делает определенные утверждения о реальности: она говорит о Боге, нашем Создателе, Судии и Спасителе, о том, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, о том, что всякий, кто поверит Ему и последует за Ним, обретет вечную жизнь, а тот, кто окончательно закоснеет в нераскаянии, погибнет. Церковь утверждает, что немедленно по выходе нашем из тела мы убедимся, что мы совершили самый важный в нашей жизни выбор – и совершили его либо правильно, либо трагически неверно.

    Если все это неправда, Христос не воскрес, то нам не следует присоединяться к Церкви и не следовало бы, даже если бы в Ней не было бы ни одного неприятного нам человека, потому что в этом случае в самом Ее основании лежит неправда. Если это правда, мы должны присоединиться к Церкви. Если сам Бог, ставший человеком ради нашего спасения, встречает нас в Таинстве Евхаристии, то никакие грехи и немощи людей, стоящих рядом с нами в храме, не могут нас от Него отвратить; если это не так, то нам нечего делать в храме.

    Мы обязательно столкнемся с соблазнами, и они будут самыми разнообразными. Но если мы будем стоять лицом к истине и помнить о реальности той духовной битвы, в которую мы вовлечены, их течение нас не унесет. Наша вера, как говорит Писание, есть якорь безопасный и крепкий. Как говорит святой апостол, Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых (Еф 6:11—18).

    Журнал «Фома»

    azbyka.ru

    соблазнять — Толковый словарь Даля

    соблазня́ть

    СОБЛАЗНЯТЬ, соблазнить кого чем, соблажняти церк. склонять к чему-либо (бол. к худому) приманкой, смущать, вовлекать, подущать, заманивать; подать повод или случай ко греховному падению, возбуждать поползновение или вожделение, совращать; вводить кого в соблазн, в искушение, искушать, прельщать; блазнить, вадить. Суета и тщета соблазнила мир. Корысть соблазняет. Не соблазнит глупый, а соблазнить умный. Делай по своей совести, да других не соблазняй. «Сатана соблазнил»; а он: «и сам-де впервые вижу!» соблазняться, страдат. и возвр. по смыслу. Всяк злым духом соблазняется. Барыня соблазнилась платьем, и купила. Глядя на других, соблазнишься. Чем кто сам соблазнился, тем и других соблазняет. Соблазнение ср. длит. соблазн м. окончат. действ. по глаг. || Соблазн, что соблазняет, повод ко греху, прелесть, искушение, предмет вожделения. Приводить, вводить кого в соблазн. Горе человеку тому, имже соблазн приходит! Еванг. Много соблазну в миру, не мало и в келье. Всеми соблазнами прельщаемся. Всякий соблазн есть искушение. Соблазн велик — и совесть молчит. Соблазнитель, соблазнительница соблазняющий кого-либо; прельщатель, искуситель, совращатель или науститель, склонятель, заманщик, смутитель, вовлекатель. Соблазнительный соблазняющий кого. — общество или книги, обещания, приманки. Соблазнительность, свойство, качество по прилаг. Соблазничать греховодничать, подавать повод к соблазну.


    Источник:
    Толковый словарь живого великорусского языка
    на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. соблазнять —
      СОБЛАЗНЯТЬ см. Соблазнить.
      Толковый словарь Кузнецова
    2. соблазнять —
      соблазнять несов. перех. 1. Увлекать, привлекать, прельщать чем-либо заманчивым, выгодным, приятным и т.п. || Вызывать чувственное влечение. || Добиваться обладания женщиной, девушкой. 2. Быть заманчивым, выглядеть соблазнительным. 3. Побуждать, склонять к чему-либо греховному, вводить в грех.
      Толковый словарь Ефремовой
    3. соблазнять —
      -яю, -яешь. несов. к соблазнить.
      Малый академический словарь
    4. соблазнять —
      СОБЛАЗН’ЯТЬ, соблазняю, соблазняешь. ·несовер. к соблазнить.
      Толковый словарь Ушакова
    5. соблазнять —
      Искушать, обольщать, прельщать, заводить, завлекать, вовлекать, увлекать, заманивать, сманивать, запутывать, попутать, совращать, смущать, вводить в грех (искушение), свести кого с ума Наружный блеск соблазнил его…
      Словарь синонимов Абрамова

    gufo.me

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о