Что такое социальный конфликт определение: Виды социальных конфликтов — причины, понятия, формы

Содержание

Социальный конфликт • СПАДИЛО

В современном мире конфликты неизбежны, поэтому важно понимать их суть, уметь управлять ими, стремиться к тому, чтобы конфликты как можно меньше вредили личности и обществу.

Социальный конфликт – это столкновение противоположных целей, взглядов, позиций и мнений разных субъектов социального взаимодействия.

Социальный конфликт обычно вырастает из социальной напряженности, которая, в свою очередь, появляется из-за социальной неоднородности общества, различий в уровне доходов, престиже или наличия/отсутствия доступа к власти.

Стадии развития социального конфликта

Возможные сценарии развития конфликта

Ученые выделяют четыре стадии социального конфликта:

  1. Предконфликтная стадия проходит в две фазы:

– скрытая фаза, в период которой недовольство сторон друг-другом только начинает созревать и еще не высказано;

– инцидент, то есть внешнее событие, которое провоцирует конфликт, становится причиной действия конфликтующих сторон.

  1. Конфликтная – основная стадия. Для сторон в этот период характерно конфликтное поведение, то есть стремление блокировать достижение целей, намерений или интересов противостоящей стороны с помощью прямых или косвенных методов.
  2. Стадия разрешения конфликта может осуществляться через объективное изменение ситуации или через изменение субъективного восприятия ситуации участниками конфликта.
  3. Послеконфликтная стадия может протекать по-разному. В этот период между сторонами, которые ранее конфликтовали, могут сложиться как дружеские, так и неприязненные отношения. От того, как протекает эта стадия, зависит, появятся ли между враждовавшими сторонами новые конфликты.

Для примера постараемся отследить стадии конфликта между двумя друзьями, которые, посмотрев один и тот же фильм, по-разному оценили поступки его героев. Обсуждая увиденное, друзья заспорили, и оба настолько увлеклись, что не заметили, как шутливое обсуждение перешло в настоящую ссору. Разгоряченные спором, друзья решили больше не общаться, но через некоторое время оба успокоились и поняли, что такая мелочь, как разные взгляды на кинокартину, не должна разрушить их дружбу.

В некоторых конфликтах первая стадия протекает очень быстро или ее нет совсем. Конкретно в этом примере на предконфликтной стадии будущие оппоненты формулируют мнение о фильме. Инцидентом, спровоцировавшим конфликт, стало желание обсудить увиденное.

На стадии конфликта оппоненты спорили, каждый пытался навязать другому свою точку зрения, но ни один не преуспел.

Конфликт завершился не в тот момент, когда друзья перестали разговаривать друг с другом, а только после того, как оба осознали незначительность причины спора, то есть, изменилось субъективное восприятие ситуации сторонами конфликта.

Послеконфликтной стадии как таковой в этом примере нет, однако сильная ссора может навсегда разрушить дружбу или товарищеские отношения, а если одна из сторон останется недовольна разрешением конфликта, то есть риск его повторения в ближайшем будущем.

Условия урегулирования социального конфликта

Конфликт, который ни одна из сторон не пытается разрешить, может течь на протяжении нескольких месяцев или даже лет. Для предотвращения такой ситуации в современной конфликтологии сформулированы условия, при которых возможно успешное разрешение социального конфликта:

Во-первых, необходимо быстро и точно установить причину конфликта. Зачастую именно устранение причины конфликта помогает разрешить ситуацию.

Во-вторых, обе стороны должны быть заинтересованы в скорейшем завершении конфликта. Если одна из сторон (или обе) упорствует в желании поддержать конфликт, то нужно объяснить ей выгоду мирного решения проблемы.

В-третьих, стороны должны совместными усилиями найти выход из сложившейся ситуации, желательно, чтобы этот выход учитывал интересы обеих сторон.

В-четвертых, на послеконфликтной стадии сторонами должны быть предприняты все усилия для того, чтобы конфликт не повторился.

Как сохранить достоинство в конфликте? (6 класс)

Каждому из нас доводилось хотя бы раз в жизни участвовать в конфликте Попадая в подобную ситуацию у человека теряется уверенность, появляется готовность сорваться и кричать или же желание убежать. Но существует ряд приемов, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации.

  1. Какова ваша цель? 
    Все время помните, чего вы хотите, и не поддавайтесь попыткам запутать вас. Ваш собеседник будет пускаться в обвинения, вспоминать прошлое или переходить на другие темы, уговаривать, угрожать, взывать к чувству долга – не отвлекайтесь и оставайтесь спокойны. Не оправдывайтесь, не спорьте, не объясняйте. Повторяйте то, что он должен услышать и понять. Не вступайте в дискуссии – дайте ему сказать все, что он хочет, и снова повторите свои слова – решительно и твердо. Тогда ваш оппонент поймет, что дальнейшие препирания бесполезны.
  2. Не переходите на личности. Говорите о проблеме, о ситуации, а не друг о друге. Если вас затягивают в подобный разговор – возвращайте его в нужное русло.
  3. Контролируйте свое поведение. 
    Не дразните собеседника. Если вы столкнулись с неадекватным поведением, когда партнер не слышит вас, не владеет собой и весь во власти эмоций – присоединитесь к его состоянию. Если он кричит – кричите тоже, но без гнева и раздражения, а сохраняя внутреннее спокойствие. Он гневно вопрошает – «Что у вас за порядки?! Как можно так относиться к людям?!», отвечайте с напором и возмущением – «Да действительно, сколько это может продолжаться??!» Ответная реакция, неожиданная для шумного оппонента, утихомирит его, и он будет готов говорить с вами.
  4. Не пытайтесь казаться тем, кем вы не являетесь.
    Когда вас оскорбляют, не отвечайте тем же, если вы воспитанный и деликатный человек. Вы никогда не превзойдете хама и не побьете наглеца его же оружием, если сами им не владеете. Но у вас ведь есть свое – ваши манеры и богатство речи.
Задание EO2703s Андрей предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным.
Каков, по Вашему мнению, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта?

В данном случае предлагается поразмышлять над обычной жизненной ситуацией, при которой знания обществоведческого курса не играют особой роли. У друзей случился конфликт – Андрей уехал в командировку и не смог помочь Егору с ремонтом, а Егор на него обиделся. Получается, что Егор предпочел уйти из конфликтной ситуации, не проявил готовности выслушать своего друга и поговорить с ним. Этот способ поведения так и называется – уход от конфликтной ситуации. Такой способ нельзя назвать эффективным; как говорится, уйти от проблемы – не значит ее решить. Уход из конфликтной ситуации не приводит к ее решению, ведь он не помогает решить проблему конфликта и разобраться в нем, а лишь затягивает ситуацию.

Наиболее эффективным способом разрешения этого конфликта (как и большинства других) можно назвать готовность обсудить проблему и пойти на компромисс, найти какие-то пути решения, которые удовлетворят обе стороны и восстановить дружеское общение.

Ответ может выглядеть так:

Этот пример иллюстрирует уход от конфликтной ситуации. Такой способ нельзя назвать эффективным, потому что он не помогает решить проблему, а, наоборот, затягивает конфликтную ситуацию, из-за чего сохраняется риск усугубления проблемы. Наиболее эффективный способ разрешения данного конфликта – встретиться, спокойно обсудить все детали проблемы, найти компромисс и восстановить прежние дружеские отношения.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Задание EO1105s Выберите в списке верные положения о социальных конфликтах. Цифры, под которыми они даны, запишите в ответ.
  1. В основе социальных конфликтов всегда лежат экономические причины.
  2. К вариантам завершения конфликта относятся компромисс и выход из конфликта.
  3. Противоречия в основе конфликтов могут быть только субъективными.
  4. Социальный конфликт имеет как негативные, так и позитивные последствия.
  5. Причина конфликта и повод для конфликта – одно и то же.

Помня, что социальные конфликты могут быть вызваны самыми разными причинами – от религиозных до расхождения моральных ценностей – мы определяем, что первое положение неверно. А вот во втором все сказано правильно: выход из конфликта, компромисс – одни из вариантов окончания конфликта, наряду с его урегулированием или обновлением. В основе конфликтов могут лежать самые разные причины: объективные и субъективные, внутренние и внешние – поэтому третье положение неверно. Четвертое же, наоборот, верно: к примеру позитивных последствий может относиться то, что за конфликтом следуют социальные изменения. Чтобы разобраться с верностью пятого положения, надо вспомнить, что причина конфликта – это какое-то явление, последствия которого предполагают возникновение конфликта, а повод к нему – это непосредственное событие, после которого начинается конфликт; значит, пятое утверждение неверно.

Ответ: 24

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор

Дана Донецкая | Просмотров: 2.8k

Социальный конфликт: определение, виды, причины возникновения

Содержание:

  • Что такое социальный конфликт
  • Причины возникновения
    • Социальная неоднородность общества
    • Различия в уровне доходов, власти, культуры, доступе к образованию
    • Религиозные различия
  • Классификация и виды конфликтов
    • По длительности
    • По охвату участников
    • По средствам
    • По форме
    • По сфере общественной жизни
  • Предмет конфликта
  • Пути выхода из конфликта

Содержание

  • Что такое социальный конфликт
  • Причины возникновения
    • Социальная неоднородность общества
    • Различия в уровне доходов, власти, культуры, доступе к образованию
    • Религиозные различия
  • Классификация и виды конфликтов
    • По длительности
    • По охвату участников
    • По средствам
    • По форме
    • По сфере общественной жизни
  • Предмет конфликта
  • Пути выхода из конфликта

Что такое социальный конфликт

Социальный конфликт — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.

Общество основано на разнообразном взаимодействии людей, именуемых в социологии субъектами. Каждый субъект в социуме выполняет определенную функцию. Это приводит к постоянным или случайным взаимоконтактам. 

В результате взаимодействий нередко происходит пересечение интересов или взглядов. В отдельных случаях и при определенных условиях это приводит к социальному конфликту.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Данный термин в научный обиход ввел Георг Зиммель.

Причины возникновения

Противоречия возникают на основе разногласий противоборствующих сторон. Причиной тому чаще всего является общность интересов. Объектом пересечения интересов могут быть, как материальные ценности, так и выдвигаемые сторонами идеи.

Примечание

Противоречия переходят в социальный конфликт после возникновения определенных инцидентов.  

Существуют объективные и субъективные причины возникновения инцидентов.

Пример

Дезорганизация общества из-за социально-экономической или политической нестабильности является объективной причиной.

Такие разногласия имеют массовый характер.

К субъективным причинам относятся ситуации, когда не удается сгладить конфликт из-за непонимания сторон друг другом. Это связано чаще всего с социальной неоднородностью противоборствующих сторон, с разным уровнем их дохода или образования, а также с их принадлежностью к совершенно разным религиозным конфессиям.  

Социальная неоднородность общества

Социальная неоднородность общества достаточно разнообразна. Представлена она неравенством разного плана одновременно.

Пример

Это  в первую очередь разный уровень дохода, культуры, образования, что в комплексе приводит к разному уровню жизни.

Конфликты между определенными слоями населения назревают постепенно. Но если они возникают, то имеют масштабный размер, а также приобретают острую форму выражения. Это становится причиной революций или воин. Примером тому является народное восстание 1917 года в царской России. Подобные массовые беспорядки относятся к объективным причинам возникновения конфликта.

Различия в уровне доходов, власти, культуры, доступе к образованию

Нередко различия в уровне доходов, власти и культурно-нравственных элементов становятся причиной субъективных конфликтов.

Примечание

Острота данного конфликта зависит от культуры и образования противоборствующих сторон.

Масштабный характер подобные конфликты не носят, но при отсутствии у оппонентов культуры общения конфликт может приобрести особо острую форму и стать затяжным. Подобный тип конфликтов возникает между людьми, часто пересекающимися друг с другом. Это могут быть родственники, коллеги по работе или соседи. Причины возникновения данных конфликтов разные. Объединяет их одно: пересечение интересов или противоположных взглядов.

Религиозные различия

Противоречия, основанные на религиозной почве, относятся преимущественно к объективным конфликтам.

Примечание

Основой конфликта считается не общность интересов, как в предыдущих случаях, а желание преобладать.

Подобные разногласия могут иметь, как масштабный характер, так и могут быть представлены малочисленными стычками. К тому же они достаточно редко являются разногласием двух противоборствующих лиц. Это объясняется тем, что стремление преобладать не реализуется одним человеком. Нельзя допускать, чтобы подобного рода конфликты становились массовыми. В особо масштабных размерах они могут стать угрозой всему человечеству.

Классификация и виды конфликтов

Деление конфликтов на виды основано на классификации по следующим признакам:

  • по длительности;
  • по охвату участников;
  • по используемым средствам разрешения;
  • по форме и по сфере возникновения.

Каждая представленная разновидность может приобрести острую форму проявления. Это зависит от степени напряженности сторон во время конфликта. При нагнетании обстановки к острой форме проявления  может привести и длительность конфликтной ситуации. Под нагнетанием обстановки подразумевается наличие подстрекателей или провокаций со стороны противоборствующих.

По длительности

Длительностью конфликта считается отрезок времени от начала его возникновения и до момента полного разрешения. В связи с этим разграничиваются долгосрочные, краткосрочные и разовые конфликты. Каждая представленная разновидность имеет свою структуру и стадии.

Начальной стадией любого конфликта считается момент дискомфорта. Он становится причиной появления инцидента. За ним появляются непонимание и напряжение, которые становятся причиной появления кризиса в отношениях.

Каждая представленная по длительности разновидность развивается только по восходящей линии. Процессы развития разногласий и их формирования можно полностью остановить только примирением сторон.

Долгосрочные

Исчерпать долгосрочные конфликты сложнее всего, если они дошли до стадии кризиса. Объясняется это причиной формирования разногласия и напрямую связано с окружающей обстановкой. Долгосрочный конфликт назревает постепенно.

Примечание

Затяжной характер связан с отсутствием возможностей выговориться и быть услышанным.

Это могут быть отношения начальника и подчиненных или отношения родителей и детей. Здесь одна сторона выступает в качестве жертвы, а другая — в качестве тирана. Недосказанность всегда ведет к накоплению обид и негативных эмоций. Это становится причиной перехода конфликта из одной стадии в другую. Процесс развивается до наступления кризиса в отношениях.

К тому же формирование долгосрочного конфликта зависит и от темперамента противоборствующих сторон. Неумение слышать и неумение прощать ведет к затяжной форме проявления разногласия. Единственным вариантом разрешения считается возможность прекратить контакт. 

Краткосрочные

Разногласие считается краткосрочным, если инцидент был исчерпан сразу же после его появления.

Примечание

Это один из самых благоприятных способов разрешения спорных вопросов.

Для данной разновидности не присуща стадия напряжения. Стадия недопонимания развивается, если стороны не смогли услышать друг друга. Но в силу мягкого темперамента сторон конфликт не получает продолжения: при недопонимании субъекты полностью прекращают контакт. При этом обид друг на друга не остается. Особенностью этой разновидности является полное исключение появления стадии кризиса. Завершается конфликт примирением сторон или ограничением общения при наступлении стадии непонимания.

В случаях с ограничением общения из-за непонимания высока вероятность появления нового разногласия.

Разовые

Разовый конфликт отличается от краткосрочного тем, что повторное его проявление невозможно. Что касается структуры, то здесь она может быть разной: от разрешения инцидента до появления кризисной ситуации. Особенность в том, что заканчиваются разовые споры полным примирением сторон. В случаях с продолжением контактирования повторы конфликтов полностью исключены.

Примечание

Стихийное пересечение интересов при необдуманности действий становится причиной разового конфликта. 

Такого рода конфликты считаются субъективными. Процесс примирения субъектов зависит от их воспитанности и гибкости характера.

По охвату участников

Охват участников конфликта может быть разным. Это может быть:

  • внутриличностный конфликт с самим собой;
  • межличностный конфликт;
  • конфликт нескольких групп друг с другом.

Если количество участников группы достигает размеров целого локуса, то такое разногласие считается локальным конфликтом. Разнятся эти противоречия причинами возникновения и формой проявления.

Личные

Личностные конфликты могут быть представлены внутриличностной и межличностной разновидностью. 

Внутриличностный конфликт — это борьба субъекта самим с собой, что представлено внутренней формой проявления.

Причиной возникновения, в отличие от других разновидностей, является не пересечение интересов, а самокритичность. Наивысшая степень данного конфликта приводит к депрессии.

Межличностные конфликты представлены противоборством двух субъектов. Форма проявления преимущественно внешняя, а причиной возникновения считается пересечение интересов.

Групповые

Групповые конфликты по своей структуре похожи на конфликты межличностные. Отличительной их чертой является особое формирование противоборствующих групп.

Здесь выделяются непосредственно:

  • противоборствующие стороны;
  • подстрекатели;
  • в отдельных случаях встречаются судьи.

Высшую стадию группового конфликта предугадать достаточно сложно, так как она зависит не столько от личностных качеств, сколько от ситуации в группе.

Данная разновидность конфликтов может быть представлена, как противоборством групп, так и разногласием одной личности с группой. От этого формирование и процесс протекания конфликта не зависит.

Локальные

По структуре и процессу протекания локальные конфликты напоминают групповые. В локальном конфликте, в отличие от группового, задействованы все представители локуса. Примеряющих стороны судей среди представителей локуса выделить нельзя.

Примечание

Подобные конфликты имеют масштабный характер и представлены противостоянием одного государства другому.

Причиной конфликта может послужить общность интересов, желание преобладать или идейные разногласия. Формирование конфликта в отдельных случаях достигает наивысшей степени — кризиса. Возможность разрешения часто одна: вмешательство в качестве добровольца третьей стороны. 

По средствам

Любое противоречие может иметь одно последствие из двух возможных:

  1. Конструктивные конфликты преимущественно носят идейный характер. Средством их выражения является диалог. В результате этого стороны приходят к общему консенсусу. Подобные конфликты не носят насильственный характер.
  2. Деструктивные конфликты основаны на общности интересов. Их отстаивание чаще всего является эмоциональным. Эмоциональность в время противоречия становится причиной деструктивности. В результате этого для отстаивания интересов нередко сторонами используются насильственные способы отстаивания интересов.
Насильственные

Насильственные конфликты основаны на разрушении. Они могут быть:

  1. Субъективными. Они имеют межличностный характер. Примером насильственных субъективных конфликтов являются отношения родителей-тиранов и их детей. Насильственная форма выражается в психологическом давлении и применении физической силы к несовершеннолетнему. В результате этого происходит разрушение личности.
  2. Объективными. Насильственные объективные конфликты носят социальный характер и могут быть представлены, как групповыми конфликтами, так и локальными. Групповые чаще всего ведут к разрушению. Но в то же время они могут стать конструктивными. Речь идет о случаях, когда из-за противоборства распадается одна организация, а на ее месте возникает другая.
Ненасильственные

Ненасильственные конфликты также могут иметь субъективный и объективный характер и строятся на отстаивании интересов мирным путем.

С точки зрения количества участников данные конфликты могут быть:

  1. Межличностными. Форма их выражения — конструктивный диалог.
  2. Групповыми. Они являются социальным конфликтом и представлены в форме забастовок, митингов.

Структура подобных конфликтов своеобразна, поскольку представлена она на начальной стадии выражением недовольства одной стороной. Вторая сторона, к которой предъявляются требования, находит пути решения проблемы и выходит на контакт со своими предложениями. Если сторонам не удается прийти к общему соглашению, то не исключается возможность перехода конфликта из ненасильственной формы в насильственную.

По форме

По форме выражения конфликты могут быть открытыми и закрытыми.

Во время открытых конфликтов требования или претензии противоборствующими сторонами друг другу озвучиваются напрямую. Не всегда получается выплеснуть наружу вызывающее дискомфорт чувство. Это становится причиной содержания и развития закрытого конфликта. В подобных случаях внутреннее разногласие может приобрести не только внутреннюю форму проявления, но и внешнюю.

Внутренние

Внутренние конфликты основаны на душевной дисгармонии субъекта.

Примечание

Основная причина появления дисгармонии одна — субъект становится жертвой обстоятельств.

Это приводит к личностному конфликту. Причины появления могут быть разные. В одних случаях личностная борьба обусловлена противоречием с навязанными нормами воспитания, а в других — отсутствием возможности выразить недовольство, вызванное действием другого субъекта. Во втором случае в качестве примера можно привести взаимоотношения противоположных полов, начальников и подчиненных.

Внешние

Внешние конфликты характеризуются возможностью выразить протест. Эта разновидность является одной из самых разнообразных: могут быть как групповым, так и локальными. С точки зрения применяемых форм воздействия могут быть насильственными и ненасильственными. Формируется данная разновидность конфликта по нарастающей. В случаях, когда конфликт не дошел до стадии кризиса и при своевременном нахождении компромиссов, конфликт может стать конструктивным.

По сфере общественной жизни

Конфликты могут быть семейными и общественными. Вторые в психологии и социологии называются еще и «социальными».

Семейные, в отличие от общественных, редко имеют деструктивный характер. Особенность деструктивных общественных разногласий такова, что на основе разрушенного всегда появляются новые институты.

Примечание

Причиной появления общественных конфликтов являются преимущественно идеи, которые могут быть экономическими, политическими и этническими.

Представленные разновидности могут возникать, как внутри одной страны, так и между различными странами.

Экономические

Экономика — одна из сфер общества, где противоречия обусловлены не идеей, а нестабильностью. Это приводит к дезорганизации общества.

Участниками данных противоборств являются различные социальные классы общества. Форма проявления может быть, как насильственной, так и ненасильственной. Это обусловлено длительностью назревания конфликта и предпринимаемыми способами его урегулирования. Что касается количества участников, то противоборство может быть представлено малочисленной группой или целым локусом.

Политические

Политические разногласия по своей структуре и форме проявления похожи на экономические. Разница состоит в том, что причиной их возникновения чаще всего является идея.

Сложность политических конфликтов заключается в том, что компромисс найти достаточно сложно. Преимуществом обладает та противоборствующая стороны, где большее количество участников. Данные споры часто являются деструктивными, поскольку при разрушении старых устоев не всегда удается построить новые, которые устраивали бы всех.

Этнические

За основу этнических разногласий берется идея. Но в отдельных случаях они возникают после оскорбления одной этнической группы чувств верующих другой.

Такие конфликты начинаются как стычки малочисленных групп. При отсутствии попыток урегулирования они перерастают в масштабные акции протеста. Это может перерасти в насильственный конфликт с различного рода погромами. Возникают разногласия на этнической почве в многонациональных государствах. Но при особых акциях протеста могут выйти далеко за его пределы.

Основаны они на идее, изначально имеют закрытую форму проявления. Это обусловлено стремлением пополнить ряды единомышленниками. Как только цель будет достигнута, начинаются масштабные акции насильственного характера. Зачинщиками преследуется одна цель — преобладать.

Предмет конфликта

Предмет конфликта основан на потребностях сторон.

Это является и мотивацией конфликта, основанной на пересечении интересов. В связи с этим определены 3 разновидности:

  • ресурсные;
  • статусно-ролевые;
  • идейные конфликты.

Ресурсные основаны на общности интересов, в качестве чего выступает некий ресурс. Это могут быть деньги, интересующие противоборствующие стороны предметы и прочее.

Статусно-ролевые представлены взаимоотношением разнообразных социальных субъектов. Это могут быть отношения начальников и подчиненных или потребителя и сотрудника, оказывающего услугу.

В основе идейного конфликта лежат определенные идеи, которые отстаиваются его участниками.

Каждая представленная разновидность может приобретать одну из уже упомянутых форм проявления. Все конфликты, вне зависимости от предмета спора, возникают по восходящей линии. При своевременном и правильном урегулировании данные разногласия могут быть исчерпаны, не достигнув своего пика: кризисной ситуации.

Пути выхода из конфликта

На выход из конфликтной ситуации влияют темперамент противоборствующих сторон и окружение конфликтующих. Если им присуща гибкость характера, сдержанность и умение представить себя на месте оппонента, то инцидент может быть исчерпан сразу. Исход быстрого разрешения зависит и от окружения, от отсутствия подстрекателей.

Благоприятный исход зависит и от применяемых мер разрешения:

  1. Переговоры. К переговорам следует приступать, когда эмоции утихнут. Тон во время разговора должен быть спокойным. Не стоит перебивать друг друга. Здесь главное не стремиться только высказаться, а надо постараться еще и услышать.
  2. Уход. Если стороны не были услышаны друг другом, то стоит задуматься об уходе. Под эти подразумевается полное прекращение контактирования.
  3. Сотрудничество. В семейных разногласиях уход не всегда является оптимальным вариантом решения проблемы. Здесь сторонам нужно продумать возможные способы сотрудничества. При пересечении интересов всегда есть моменты, которые в той или иной ситуации не являются для одного из двух субъектов принципиальными. Сотрудничество строится по принципу взаимной уступки. Благоприятным исходом сотрудничества является компромисс.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 3.67 (Голосов: 3)

Краткое изложение «Социальный конфликт: эскалация, тупик и урегулирование»

Краткое изложение

Краткое изложение, подготовленное сотрудниками Консорциума по исследованию конфликтов и Джеффри З. Рубин, (Нью-Йорк: Random House, 1986). Краткое изложение этой книги написано: Сотрудники Консорциума по исследованию конфликтов


В этом тексте Прюитт и Рубин описывают, как люди участвуют в социальных конфликтах. Авторы определяют конфликт как «воспринимаемое расхождение интересов или убеждение, что текущие устремления сторон не могут быть достигнуты одновременно» (стр. 4). Они описывают источники конфликта, определяют пять основных конфликтных стратегий и исследуют конфликтные процессы. эскалация и разрешение. Социальные конфликты имеют как издержки, так и выгоды. Положительные функции конфликта включают в себя поддержку социальных изменений, согласование интересов людей и, в конечном счете, укрепление группового единства. Однако когда спорные стратегии вызывают эскалацию конфликтов, они могут стать деструктивными.

Источники конфликтов

Конфликты возникают, когда стороны считают, что стремления обеих сторон не могут быть удовлетворены одновременно. Стремления выражаются в виде целей или конкретных задач, а также стандартов или приемлемых минимумов. Ощущению несовместимости устремлений сторон способствуют три элемента: собственный уровень стремлений стороны, их восприятие уровня стремлений другой стороны и их восприятие доступности интегративных решений.

Высокие устремления с большей вероятностью спровоцируют конфликт. Устремления партии могут реалистично основываться на том, чего, по их мнению, они могут достичь, или идеалистически на том, чего, по их мнению, они заслуживают. Когда уровень достижений низок, реалистичные устремления партий часто остаются низкими. Быстрое улучшение может породить сильно раздутые недостижимые устремления. Общества разрабатывают правила и нормы, определяющие, кто имеет право на какие результаты, и таким образом формируют идеалистические устремления людей. Оскорбительные сравнения с другими группами могут привести к усилению устремлений. Такое сравнение «стимулирует рост устремлений как по реалистическим причинам (поскольку кажется разумным, что человек может делать то же, что и люди, с которыми сравнивают себя), так и по идеалистическим причинам (поскольку люди думают, что их результаты должны быть такими же хорошими, как и у других с с кем они себя сравнивают)» (стр. 15). Наконец, формирование групп борьбы для продвижения определенных малопризнанных интересов может повысить осознание людьми этих интересов и повысить уровень их устремлений.

Мы оцениваем чужие стремления, учитывая те же факторы, которые влияют на наши собственные стремления, а также принимая во внимание предыдущий опыт общения с другой стороной. Недоверие к другим способствует восприятию того, что их стремления несовместимы с нашими собственными. Доверие способствует восприятию их устремлений как гибких или разумных.

Высокие стремления рассматриваются как несовместимые, когда стороны не могут представить себе какое-либо интегративное решение, то есть результат, который мог бы удовлетворить оба набора стремлений. Иногда это восприятие реалистично. В других случаях это результат игры с нулевой суммой или мышления «выиграл-проиграл». «Мышление с нулевой суммой может быть следствием отрицательного отношения к другой стороне, из-за которого один не желает способствовать благополучию другого, или из личностной предрасположенности, близкой к авторитаризму, которая ведет к взгляду на мир как на джунгли, в которых все находится в неизбежной конкуренции со всеми остальными» (стр. 18)

Конфликты менее вероятны в условиях достаточных ресурсов, сбалансированной власти, доверия, общих норм, предписывающих совместимые устремления, и наличия интеграционных возможностей. «В сообществах с низким уровнем конфликтов обычно можно обнаружить широкий консенсус, включающий широкое принятие определенных целей, правил поведения, определений ролей, процедур принятия решений, а также систем полномочий и статуса» (стр. 19). Сообщества с низким уровнем конфликтов подавляют агрессивность сравнений, часто путем создания мифов, определяющих определенные группы как более или менее достойных, или форм физической или психологической сегрегации между неравными группами. Они также препятствуют формированию групп борьбы, устраняя потенциальных лидеров групп, кооптируя диссидентов или применяя другие тактики «разделяй и властвуй». В то время как слишком много конфликтов может разрушить общество, слишком большой упор на стабильность и подавление конфликтов может способствовать несправедливости и непродуктивной политике.

Выбор конфликтных стратегий

Существует пять основных конфликтных стратегий. Конфликт – это попытка решить конфликт на своих условиях без учета интересов другой стороны. Спорная тактика включает угрозы, наказания и упреждающие действия. Стратегии решения проблем пытаются найти взаимоприемлемые решения. Тактика решения проблем включает в себя уступки и обсуждение скрытых интересов. Уступка — это попытка уменьшить конфликт за счет снижения своих устремлений. Стороны могут решить выйти из конфликта. Наконец, они могут предпочесть остаться в конфликте, но бездействовать, ожидая действий другой стороны. Авторов больше всего интересует борьба и решение проблем, поскольку эти стратегии по своей сути являются социальными (тогда как уступка, уход и бездействие преследуются в одностороннем порядке).

Прюитт и Рубин описывают два подхода к моделированию выбора стратегии конфликтующими сторонами. Модель двойной заинтересованности рассматривает стратегический выбор как продукт двух элементов: заботы о собственном результате и заботы о результате другой стороны. Там, где забота о себе и других высока, решение проблем является более вероятным стратегическим выбором. Там, где забота о себе и других низка, более вероятно бездействие. Высокая забота о собственном результате и низкая забота о других приводят к соперничеству стратегий. Низкая забота о себе и высокая забота о других приводят к уступчивым стратегиям.

Уровень беспокойства человека о своих собственных (или групповых) результатах определяется отношением результата к их основополагающим ценностям, его важностью по отношению к другим устремлениям человека и тем, насколько он боится конфликтов. Беспокойство о результатах другой стороны может быть инструментальным или искренним. Истинная забота исходит из межличностных связей. Инструментальная забота связана с зависимостью от другой стороны.

Модель воспринимаемой осуществимости стратегического выбора фокусируется на оценках сторонами затрат и эффективности различных стратегий и предлагает важное дополнение к модели двойной заинтересованности. Модель двойной заинтересованности предсказывает предпочтительную стратегию стороны. «Но для того, чтобы стратегия действительно была принята, она также должна рассматриваться как минимально осуществимая. Если нет, будет выбрана другая стратегия, даже если она менее соответствует текущему сочетанию интересов» (стр. 35) 9.0010

Стратегии решения проблем кажутся более осуществимыми, чем больше воспринимается точка соприкосновения сторон, чем больше взаимное доверие, чем ниже их устремления и чем больше ощущается доступность интегративных альтернатив. Соперничество кажется более осуществимым, когда сопротивление другой стороны уступке низкое, когда спорящая сторона обладает большей властью, а другая сторона менее способна противостоять, и когда предполагаемые издержки использования спорной тактики низки. Бездействие кажется наиболее возможным, когда нет неотложных временных ограничений для бездействующей стороны. Люди уходят от конфликтов, когда ожидаемая выгода от конфликта падает ниже их минимальных ожиданий.

Спорная тактика

Авторы исследуют ряд спорных тактик, включая такие «легкие» тактики, как заискивание, игра, убеждение и обещания, и «тяжелые» тактики, такие как угрозы и безотзывные обязательства. Они утверждают, что, хотя все более жесткая тактика споров является признаком эскалации конфликта, тактика споров не обязательно является деструктивной. Посредством заискивания одна сторона стремится расположить другую сторону к себе благосклонно и таким образом уменьшить ее сопротивление уступкам. Особая тактика включает лесть, согласие с мнением другой стороны и оказание ей небольших услуг. Тактика игры включает в себя «вызывание состояния расстройства или беспокойства, которое приводит к снижению другого сопротивления уступке» (стр. 48). И заискивание, и игра работают лучше всего, когда цель не знает, что используется эта тактика.

Убедительные аргументы — это открытые попытки побудить другую сторону снизить свои устремления. Сторона обычно утверждает, что либо она имеет законное право на желаемый результат, либо что в интересах другой стороны снизить свои стремления. Обещания и угрозы стремятся побудить другую сторону действовать определенным образом, приписывая дальнейшие последствия (благоприятные или вредные) своим действиям. Преимущества обещаний заключаются в том, что они, как правило, эффективны, относительно «приятны» и могут вызвать у получателя чувство долга. Недостатки заключаются в том, что обещания обходятся обещанной стороне в любом предложенном вознаграждении, получатели могут потребовать более экстравагантных вознаграждений в будущем или их могут принять за взятки. Угрозы даже более эффективны, чем обещания, и обходятся дешевле. Однако угрозы, как правило, вызывают контругрозы, усиливая враждебность и обостряя конфликт

Другая тактика включает в себя безотзывное обязательство следовать некоему потенциально вредному для обеих сторон образу действий. Взяв на себя безотзывное обязательство, «центр контроля над исходом обмена был перенесен с плеч Стороны на плечи Другого, который теперь является единственным, кто способен предотвратить взаимную катастрофу», предположительно, решив уступить. стр. 57) Преимущества этой тактики в том, что она может быть эффективной и не требует большой относительной силы (в отличие от обещания или угрозы). Недостатки заключаются в том, что он может повлечь за собой существенный риск, что он должен использоваться упреждающе, что он должен быть четким и заслуживающим доверия и что он может способствовать эскалации конфликта.

Факторы, способствующие эскалации или стабильности

При эскалации конфликта происходят пять преобразований. Противоборствующие стратегии переходят от легкой к тяжелой тактике. То, что начинается как небольшой конфликт по конкретному вопросу, перерастает в большой захватывающий конфликт по ряду вопросов. Проблема заключалась в переходе от частного к общему. Цели сторон меняются от преуспевания для себя к победе и нанесению вреда другой стороне. Количество участников увеличивается.

Большинство конфликтных отношений относительно стабильны, чередуются периоды легкого напряжения и периоды гармонии. Однако небольшая часть конфликтов обостряется. Эскалированные конфликты имеют тенденцию оставаться эскалированными и носить более разрушительный характер. Авторы описывают факторы, способствующие эскалации, а также факторы, способствующие стабильности.

Эскалация более вероятна, когда дисбаланс сил или отсутствие вариантов интеграции делает стороны более склонными к принятию стратегии согласия. Эскалация также более вероятна, когда обе стороны имеют высокие устремления.

Социальные нормы, ограничивающие конфликты, страх эскалации, социальные связи и баланс сил способствуют стабильности. Социальные нормы могут препятствовать эскалации, предписывая примирительные, мирные или разрешающие проблемы ответы на конфликт. Общества также предлагают институты и форумы для урегулирования конфликтов, такие как суды, выборы и посредничество. Осознание опасности эскалации конфликта может сделать людей более склонными к примирению и с меньшей вероятностью использовать спорные тактики.

Социальные связи способствуют стабильности. Стабилизирующие связи включают позитивное отношение, воспринимаемое сходство, уважение, дружбу, родство, членство в общей группе и будущую зависимость. Конфликты будут чаще возникать в отношениях широкой зависимости, но с меньшей вероятностью будут обостряться. Однако крайняя зависимость может вызвать обиду и спровоцировать конфликт. Наличие общего друга или общего врага между двумя сторонами может оказать стабилизирующее влияние на их отношения. Сквозное или взаимосвязанное членство в группах также имеет стабилизирующий эффект.

По иронии судьбы, угрозы и наказания также являются очень эффективными способами избежать эскалации конфликта. Стабилизирующие угрозы варьируются от явной угрозы уголовного наказания до скрытой угрозы, выражаемой хмурым взглядом. Авторы отмечают, что «угрозы и наказания вездесущи в социальных отношениях, потенциально удерживая других от враждебных или надоедливых действий» (стр. 81). Стабильность также можно поддерживать, поддерживая баланс сил между сторонами. В таком случае ни одна из сторон не имеет явного преимущества в силе, и любая агрессия вызовет ответный удар объединенных сил других сторон. Международная безопасность часто использует этот подход. Если они должны способствовать стабильности, угрозы и их намерения должны быть четкими и заслуживающими доверия. При неправильном понимании угрозы могут оказаться неэффективными или даже способствовать эскалации конфликта.

Процессы эскалации

Прюитт и Рубин исследуют две модели процесса эскалации. Модель спирали конфликта описывает эскалацию как порочный круг действий и противодействий. Наказывающее действие одной стороны провоцирует наказывающее возмездие другой стороны, что, в свою очередь, вызывает усиление ответных мер со стороны первой стороны. Точно так же оборонительные действия одной стороны могут быть восприняты другой стороной как угрожающие. Их защитная реакция, в свою очередь, рассматривается первой стороной как угроза.

Модель структурных изменений «утверждает, что конфликт и тактика, используемая для его продолжения, производят остатки в виде изменений в сторонах и сообществах, к которым принадлежат стороны. на еще более высокий уровень и уменьшить усилия по разрешению конфликта» (стр. 92). Психологически стороны становятся более злыми, напуганными и эмоционально возбужденными. Они вырабатывают негативное отношение к другой стороне, обвиняя ее в конфликте и приписывая ей враждебные намерения. Способность сторон к сочувствию и доверию подрывается, и они переходят к мышлению с нулевой суммой.

Структурные изменения на групповом уровне включают тенденцию к переходу к более экстремальным взглядам и воинственному лидерству, а также к принятию спорных групповых целей. Групповые нормы усиливают психологические изменения. Конфликт увеличивает групповую сплоченность, что повышает конформность участников, веру участников в правильность своих целей и энергичность групповых действий. Могут образоваться новые группы борьбы. Такие группы поощряют эскалацию, «потому что, помимо наличия всех других атрибутов группы в конфликте, группа борьбы существует для основной цели — победить противника» (стр. 108) 9.0010

Конфликты также имеют тенденцию поляризовать более широкое сообщество, что увеличивает вероятность эскалации. «Это происходит из-за уничтожения сквозного членства в группах и исчезновения нейтральных третьих сторон, которые в противном случае призывали бы к умеренности и посредничеству в споре». поддерживаться тремя психологическими механизмами: избирательным восприятием, самосбывающимся пророчеством и аутистической враждебностью. Во-первых, люди склонны выбирать те представления, которые подтверждают их существующие установки, и игнорировать или обесценивать информацию, которая опровергала бы их существующие установки. Люди также склонны рассматривать негативное поведение как следствие основного характера противника. Самоисполняющиеся пророчества возникают, когда ожидания стороны в отношении своего противника заставляют их действовать таким образом, который фактически вызывает «ожидаемый» ответ противника. Затем ответ противников (спровоцированный) воспринимается как подтверждение первоначальных ожиданий стороны, и возникает порочный круг. Порочные круги также могут возникать, когда другая сторона, которая не знает о наших ожиданиях, не делает ничего, чтобы опровергнуть их, и таким образом неявно подтверждает наши худшие ожидания. Людям свойственно обрывать взаимодействие и общение с теми, кто им не нравится. Когда это происходит, люди застревают в аутистической враждебности, то есть их враждебность закрепляется за отказом от общения.

Структурные изменения в группах закрепляются групповой динамикой. Нормы самовоспроизводятся по своей природе. Члены полагаются на свои группы ради статуса и чувства значимости. Группы борьбы существуют ради ведения конфликта. Тогда члены и лидеры групп борьбы могут быть заинтересованы в продолжении конфликта, чтобы сохранить свои позиции.

Отдельные лица и группы подвержены процессам чрезмерной приверженности и ловушки, которые служат увековечиванию эскалации конфликта. Чрезмерная приверженность возникает, когда стороны рассматривают время и усилия, затраченные на конфликт, как «инвестиции». Уступка или выход из конфликта будет означать потерю их инвестиций. Вместо этого стороны активизируют свои усилия, надеясь добиться «выигрыша» и оправдать свои вложения, то есть оправдать время и усилия, затраченные на конфликт. В конце концов, стороны так много «вложили» в конфликт, что оказались в ловушке. Выход из конфликта сделал бы все предыдущие инвестиции бесполезными и бессмысленными. Однако часто конфликт уже настолько обострился, что «приз», который нужно выиграть, стоит меньше, чем то, что стороны уже вложили. В результате чрезмерной приверженности цели сторон меняются. «Забота о максимизации выигрыша, которая сначала уступила место заботе о минимизации потерь, теперь вытеснена решимостью убедиться, что, даже если один игрок обязательно проиграет сам, другой игрок проиграет, по крайней мере, столько же. «(стр. 122)

Тупик и деэскалация

«В тупиковой ситуации ни одна из сторон не может и не будет продолжать эскалацию конфликта, хотя ни одна из них еще не может или не желает предпринимать действия, которые в конечном итоге приведут к соглашению» (стр. 127) В этот момент конфликт не может ухудшиться и, надеюсь, может улучшиться. Тупиковая ситуация возникает, когда стороны исчерпывают свои ресурсы или социальную поддержку, когда спорная тактика терпит неудачу или когда цена продолжающейся эскалации становится неприемлемой. Тупик представляет собой баланс эффективной силы: ни одна из сторон не в силах сдвинуть другую.

Из тупика можно выйти, уступив, отступив или решив проблему. Однако не всегда удается выйти из конфликта. Уступка может быть неприемлемой, особенно если стороны уже перегружены обязательствами и сильно боятся потерять лицо. Таким образом, наиболее важным последствием тупиковой ситуации является то, что стороны могут быть вынуждены принять стратегию решения проблемы.

Начало решения проблемы может быть очень деликатным делом. Стороны, находящиеся в тупике, избегают проявлять интерес к решению проблем или компромиссу, потому что такой интерес может выставить их слабыми или привести к потере репутации. С этим сопротивлением можно справиться, осторожно используя контакты и общение, а также вводя высшие цели. Контакт и общение могут дать обеим сторонам лучшее понимание их соответствующих интересов и намерений. Это может помочь уменьшить негативное отношение и создать позитивные связи. Внедрение вышестоящих целей включает в себя разработку «цели, общей для обеих сторон и выходящей за рамки возможностей одной из сторон» (стр. 136). Высшие цели могут принимать форму общего противника или возможности для совместной выгоды. Внедрение целей высшего порядка способствует сотрудничеству, ослаблению групповых границ и созданию отношений выгоды и благодарности.

Решение проблем

При решении проблем стороны ищут взаимоприемлемое решение своего конфликта. «Стороны или их представители свободно общаются друг с другом. Они обмениваются информацией о своих интересах и приоритетах, вместе работают над выявлением истинных проблем, разделяющих их, проводят мозговой штурм в поисках альтернатив, которые объединяют их противоположные интересы, и коллективно оценивают эти альтернативы с точки зрения их взаимного благополучия» (стр. 139). Стороны могут либо пойти на компромисс, договориться о процедуре определения того, кто должен победить, либо выработать интегративное решение. Интегративные решения являются наиболее желательными, потому что они максимизируют выгоду для обеих сторон, а также потому, что они могут уменьшить восприятие конфликтующих интересов сторонами.

Прюитт и Рубин предлагают пять методов создания интегративных вариантов. Стороны могут «расширить пирог», увеличив доступные ресурсы. «При неспецифической компенсации Сторона получает то, что хочет, а Другой получает вознаграждение какой-то несвязанной монетой» (стр. 144). В логроллинге стороны обмениваются уступками по вопросам с низким приоритетом. Сокращение затрат ищет способы достижения целей стороны с минимальными затратами или без затрат для другой стороны. Стороны могут использовать наведение мостов, чтобы изобретать новые варианты, которые по существу удовлетворяют оба их основных интереса.

Чтобы эффективно навести мосты или сократить расходы, стороны должны иметь некоторое представление об интересах, лежащих в основе их позиций, и о более глубоких интересах, лежащих в основе этих интересов. Иногда более глубокие интересы можно примирить, даже если поверхностные интересы вступают в противоречие. «Когда кто-то ищет интересы, лежащие в основе расходящихся позиций, он часто обнаруживает, что рассматриваемый вопрос имеет разное значение для каждой из двух сторон» (стр. 150). или один с краткосрочной перспективой, а другой с долгосрочной.

Авторы предлагают четырехэтапный процесс решения проблем. Во-первых, стороны должны прояснить и объяснить ситуацию, чтобы определить, действительно ли присутствует конфликт интересов. Во-вторых, каждая сторона должна тщательно изучить свои собственные интересы и установить достаточно высокие устремления. В-третьих, стороны должны совместно решать проблемы, используя описанные выше методы, пытаясь создать интегративное решение, удовлетворяющее интересы обеих сторон. Наконец, если интегративное решение не может быть найдено, одна или обе стороны должны снизить свои стремления и снова искать интегративное решение.

Стороны должны твердо отстаивать свои основные интересы, гибко подходить к тому, как эти интересы могут быть удовлетворены, и по-прежнему реагировать на интересы другой стороны. Если на карту поставлено много вопросов, то сторонам необходимо разработать повестку дня. Обычно лучше всего сначала ставить самые простые вопросы на повестку дня. Решение о том, что никакое соглашение не является окончательным, пока все не будет разрешено для регистрации более поздних проблем. Когда вопросы очень сложны, стороны могут начать с согласования общей формулы того, как будут проходить переговоры. Часто интересы партии психологически (но не практически) связаны друг с другом. Такие психологические связи должны быть разрушены, чтобы повысить гибкость сторон и увеличить потенциал комплексного решения.

Существует риск перехода к стратегии решения проблем, когда другая сторона сильно сопротивляется. Стратегический сдвиг может быть воспринят как признак слабости и, таким образом, заставить противоборствующую сторону активизировать свои усилия. Повышение интегративных опционов может быть истолковано как отказ от позиции. Обсуждение своих интересов может дать преимущество другой стороне. Чтобы свести к минимуму эти риски, стороны часто используют скрытую тактику, чтобы проверить заинтересованность другой стороны в переходе к совместной стратегии решения проблем. Одной из таких тайных тактик является установление контактов по скрытым каналам, встречи в неофициальных, частных или даже секретных местах для изучения решения проблем. «Посредники обеспечивают большую защиту от потери имиджа и потери информации, чем на неофициальных встречах, потому что еще менее ясно, представляют ли они мысли людей, которые их послали» (стр. 158). Стороны могут также использовать примирительные сигналы. приглашать к решению проблем. Такие сигналы должны быть как заметными, чтобы другая сторона поняла сообщение, так и отрицательными, чтобы первая сторона могла сохранить лицо.

Сторона может также использовать открытую тактику убеждения, чтобы вовлечь другую сторону в решение проблемы. Ключом к эффективному набору персонала является демонстрация твердой, но примирительной позиции по отношению к другим. Стороны проявляют твердость, решительно заявляя о своих интересах и заставляя избирателей выступать с сильными заявлениями, не желая идти на односторонние уступки и развивая скромный потенциал угроз. Осторожное использование спорной тактики также может сигнализировать о стойкости, не вызывая эскалации. Стороны могут сигнализировать о своем намерении примирения, выражая готовность принять интегративные решения, выражая заботу о другой стороне, сохраняя открытыми линии связи и вознаграждая друг друга за совместные действия. Стороны также могут выдвигать односторонние инициативы по укреплению доверия, например, используя стратегию GRIT.

Вмешательство третьих лиц

Третьи лица меняют конфликты, часто к лучшему, просто своим присутствием. Третьи стороны могут играть много ролей. Они могут действовать официально или неофициально. Они могут действовать как отдельные лица или как представители какой-то более крупной группы. Они могут быть приглашены к участию конфликтующими сторонами или могут вмешаться спонтанно. Обычно эффективная третья сторона будет беспристрастной, однако бывают случаи, когда частичная роль может быть полезной. Третьи стороны могут быть ограничены консультированием сторон или могут принимать обязательные для сторон решения. Они могут вмешиваться в конфликты между отдельными людьми или между группами. Некоторые третьи стороны сосредоточатся на существе спора, в то время как другие сосредоточатся на улучшении процесса конфликта.

Прюитт и Рубин описывают три эффективные формы вмешательства третьей стороны. Во-первых, третьи стороны могут вмешаться, чтобы изменить физическую или социальную структуру конфликта. Они могут облегчить общение, предложить нейтральную или закрытую площадку для переговоров, установить сроки и сроки, предоставить ресурсы и вызвать общественное давление. Во-вторых, третьи стороны могут изменить структуру вопроса в конфликте. Они могут помочь сторонам выявить проблемы и интересы и разорвать психологические связи. Они могут помочь сторонам сгруппироваться и приказать решить вопросы. И они могут предлагать новые проблемы, альтернативные решения и более важные цели. В-третьих, такое вмешательство может еще больше мотивировать конфликтующие стороны к достижению согласия. Третьи стороны помогают участникам сохранить лицо, принимая на себя ответственность за уступки. Они управляют эмоциями сторон и поглощают враждебность. Они также могут помочь поддержать стремление сторон к урегулированию.

В заключение авторы указывают на необходимость дальнейшего изучения процессов деэскалации, а также того, когда и как сочетаются конфликтные стратегии. Они признают, что их подход несколько ограничен в том, что он делает упор на описание и индивидуальное поведение. Существует дальнейшая потребность в более предписывающей теории и в анализе, сосредоточенном на взаимодействии между людьми.

Социальный конфликт — Центр Штрауса

Перейти к содержимому

Исследователи CCAPS из Университета Северного Техаса и Университета Денвера разработали Базу данных анализа социальных конфликтов (SCAD), которая расширяет возможности политиков и исследователей по анализу моделей конфликтов и возможных стратегий вмешательства в Африке и Латинской Америке. Недавно обновленная и расширенная версия SCAD охватывает всю Африку, а теперь также Мексику, Центральную Америку и Карибский бассейн.

SCAD включает протесты, беспорядки, забастовки, межобщинные конфликты, насилие со стороны правительства в отношении гражданских лиц и другие формы социальных конфликтов, которые систематически не отслеживаются в других наборах данных о конфликтах. В настоящее время SCAD включает информацию почти о 20 000 событий социального конфликта с 1990 по 2015 год.

Каждая запись о событии содержит информацию о месте, времени и масштабе событий социального конфликта, а также об участниках, целях, спорных вопросах и реакции правительства. . В то время как другие источники данных содержат обширную информацию о вооруженный  конфликт в Африке, цель проекта SCAD — предоставить исследователям, журналистам, неправительственным организациям и политическому сообществу более подробную информацию о других формах социального  конфликта.

МЕТОДОЛОГИЯ

SCAD разработан, чтобы предоставить пользователям всесторонний, методологически строгий ресурс для анализа социальных конфликтов в Африке, Мексике, Центральной Америке и Карибском бассейне. В базу данных включены все страны с населением более 1 миллиона человек. Он собирает события, о которых сообщают  Associated Press (AP) и Agence France Presse (AFP) за 1990-2015 гг. SCAD предназначен для использования академическими исследователями, а также журналистами, неправительственными организациями и политиками.

Каждая запись в SCAD относится к уникальному событию социального конфликта. Чтобы дать определение событию, исследователи определили основных вовлеченных участников, цель (цели), а также вопросы, поставленные на карту. События могут длиться один день или несколько месяцев. Конфликт кодируется как единичное событие, если действующие лица, цели и проблемы одни и те же и если во времени существует четкая непрерывная последовательность действий.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Проект получает информацию из поиска по ключевым словам в Lexis-Nexis, используя ленты новостей AP и AFP. Эти источники обеспечивают максимально возможную полноту, охват и надежность. Команда отсортировала тысячи статей и отобрала те, которые были связаны с социальными конфликтами. Когда возникали расхождения в сообщениях, команда позаботилась об использовании наиболее широко публикуемых данных и самых последних новостях по проблеме.

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

SCAD в основном является ресурсом для информации о социальных конфликтах и ​​исключает вооруженные конфликты, такие как организованные восстания, гражданские войны и международные войны (например, война в Демократической Республике Конго). Есть и другие превосходные наборы данных, которые предоставляют подробную информацию об этих видах насилия. Таким образом, SCAD исключает события, которые были частью организованных вооруженных конфликтов, как это определено в базе данных вооруженных конфликтов Университета Упсалы (ACD). ACD определяет вооруженный конфликт как: «оспариваемую несовместимость, касающуюся правительства и / или территории, когда применение вооруженной силы между двумя сторонами, по крайней мере одна из которых является правительством государства, приводит к гибели не менее 25 человек, связанных с боевыми действиями. в течение одного календарного года.»

В периоды, когда в стране происходил вооруженный конфликт, как это определено ACD, SCAD содержит строку-заполнитель, указывающую на то, что вооруженный конфликт шел. Даты начала и окончания отмечаются вместе со сводной информацией о конфликте. События, о которых сообщается в AP или AFP, которые явно являются частью динамики гражданской войны в течение рассматриваемого периода, исключаются из SCAD. Пользователям, которым нужна дополнительная информация об этих событиях, рекомендуется обратиться к ACD. В каждом случае SCAD предоставляет идентификационный номер события ACD для упрощения объединения данных. В некоторых случаях было неясно, следует ли исключить событие из SCAD, поскольку оно было вероятно связано с гражданской войной. Для этих случаев существует столбец для событий «Под вопросом Уппсалы», который служит флагом для пользователя.

НАДЕЖНОСТЬ ИНТЕРКОДЕРА

Чтобы проверить методологию сбора данных, команда дважды закодировала 10% стран-лет, чтобы проверить, идентифицировали ли два исследователя одни и те же события при поиске новостей и была ли информация о событии введена одинаково.

Добавить комментарий