Воля. Что такое «Воля»? Понятие и определение термина «Воля» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Воля (англ.volition, will) — способность человека преодолевать препятствия (как внешние, так и внутренние) для достижения собственных целей. Волевое усилие предполагает подавление побуждений и желаний, мешающих, отвлекающих от реализации поставленных задач. Традиционная психология рассматривает волю как источник внутренней активности человека, независимый от внешних факторов. Воля объясняется также как внутренняя способность человека к совершению действия или к свободному личностному выбору. Человек совершает только то действие, которое он решил осуществить, воздерживаясь от других.
Основным признаком волевого действия является согласованность с определенным интеллектуальным планом: совершаемое не является случайным или ситуативным.
Развитие воли начинается с раннего детства (ребенок учится управлять собственными движениями, дотягиваться до каких-то предметов, принимать социальные нормы и правила поведения в процессе взросления). В результате обучения и развития у ребенка формируются высшие психические функции – произвольное внимание, мышление, память.
< Вдохновение
Восприятие >
Популярные термины
Воля
Пределы контроля
Когда мы отчаянно стремимся все контролировать, мы делаем это потому, что так чувствуем себя увереннее. Но стоит ли игра свеч? Можем ли мы стать счастливее, ослабив контроль?
Новости СМИ2
новое на сайте
- 5 признаков несерьезных отношений — проверьте вашу пару
- Поколения X, Y, Z: как нам ужиться друг с другом — изучите особенности разных возрастов
- Нормальный мужчина XXI века: какой он? Часть 3. Альтернативная маскулинность
- «Нет сил на личностные перемены: все уходят на основную и домашнюю работу»
- Как вести частную практику в кризис: рекомендации супервизора для психологов и не только
- Эректильная дисфункция: почему возникает и как ее победить
- «Бояться нечего»: 6 смелых уроков жизни от Илона Маска — узнайте секрет его успеха
- «Муж обижается, потому что я хочу секса реже, чем он. Думаю о разводе»
Сегодня читают
- «Муж рвется общаться с моей подругой: как мне достойно выйти из этой ситуации?»
- Блат, сексизм и начальники в трусах: россияне поделились дикими историями с собеседований
- «Муж обижается, потому что я хочу секса реже, чем он. Думаю о разводе»
- «Друг без причин заблокировал меня в переписке»
- Доминация милфы: почему мужчин тянет к женщинам постарше
- Как сохранить любовь и не потерять себя: 3 главных принципа отношений
Psychologies приглашает
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
Воля (психология) | это… Что такое Воля (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Воля.
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности.
Содержание
|
К вопросу об определении воли
Основная статья: Воля (философия)
Волю можно понимать по-разному. Во-первых, воля — общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание. (Необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал: «Это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания; … желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей» [1]) Во-вторых, волю можно рассматривать как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. В третьих, воля — это то, для чего нет точного определения. «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…» [2]. Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Рассмотрение воли в таком ракурсе близко к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который «применяет» волю должен как бы оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия. В более общем понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Она, наверное, включает в себя и первое и второе значение воли. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия» [3]. Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект сознательно полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер. В деятельности имеет место воля.
История истолкования
- В VII веке в Византии возникает богословский спор о количестве воль (греч. θέλημα) у Иисуса Христа. Православные утверждают наличие двух воль, а монофелиты — одной.
- В XIX веке Шопенгауэр превращает волю (нем. Wille
) в метафизический принцип.
Изучение воли в историческом аспекте
Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.
Второй — связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.
На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.
На четвёртом — волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.
Примечания
- ↑ Р. Мэй Экзистенциальные основы психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, с. 61
- ↑ Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985, с. 48
- ↑ Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: Наука, 1997, с. 173
См. также
- Свобода воли
- Воля как философское понятие
- Самоконтроль
Литература
- Воля, в психологии и философии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки
- Как развить силу воли. Примеры.
- Сила воли и методы её развития
- Как укрепить силу воли — 7 готовых рецептов
- Плодовые мушки имеют зачатки свободной воли
- Пахомова Л. А., Огнева Н.Р. Вместе к успеху. Методическое пособие к учебному курсу для 9 классов / Методические рекомендации для преподавателей — Занятие N 15. Воля. Волевая регуляция
- Воспитание силы воли у маленьких детей
свободная воля | Определение, детерминизм и факты
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Эразмус Серен Кьеркегор Уильям Джеймс Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг Корнелиус Отто Янсен
- Похожие темы:
- автономия детерминизм волюнтаризм компатибилизм выбор
См. весь связанный контент →
свобода воли , в философии и науке предполагаемая власть или способность людей принимать решения или совершать действия независимо от любого предшествующего события или состояния вселенной. Аргументы в пользу свободы воли основывались на субъективном опыте свободы, на чувстве вины, на богооткровенной религии и на общем допущении индивидуальной моральной ответственности, которое лежит в основе концепций закона, вознаграждения, наказания и стимула.
Существование свободы воли отрицают некоторые сторонники детерминизма, тезиса о том, что каждое событие во Вселенной причинно неизбежно. Детерминизм подразумевает, что в ситуации, когда люди принимают определенное решение или совершают определенное действие, невозможно, чтобы они могли принять какое-либо другое решение или совершить какое-либо другое действие. Другими словами, никогда не бывает так, чтобы люди могли решить или действовать иначе, чем они действительно сделали. Философы и ученые, которые считают, что детерминизм в этом смысле несовместим со свободой воли, известны как «жесткие» детерминисты.
Подробнее по этой теме
философия разума: свобода воли
Проблема, которая восходит по крайней мере к Средневековью, заключается в том, подрывается ли моральная ответственность человека за действие всеведением…
Напротив, так называемые «мягкие» детерминисты, также называемые компатибилистами, считают, что детерминизм и свободная воля в конце концов совместимы. В большинстве случаев мягкие детерминисты пытаются достичь этого примирения, тонко пересматривая или ослабляя общепринятое понятие свободы воли. Современные мягкие детерминисты включают английского философа Г.Е. Мур (1873–1919 гг.)58), который считал, что действовать свободно означает лишь то, что человек поступил бы иначе, если бы решил поступить так (даже если на самом деле он не мог решиться на это), и американский философ Гарри Франкфурт (род. 1929), который утверждал, что действовать свободно означает отождествлять себя со своими желаниями или одобрять их (даже если эти желания таковы, что нельзя не действовать в соответствии с ними).
Крайней альтернативой детерминизму является индетерминизм, представление о том, что по крайней мере некоторые события не имеют детерминированной причины, а происходят случайно или случайно. Индетерминизм в некоторой степени поддерживается исследованиями в области квантовой механики, которые предполагают, что некоторые события на квантовом уровне в принципе непредсказуемы (и, следовательно, случайны). Философы и ученые, которые верят, что Вселенная недетерминистична и что люди обладают свободой воли, известны как «либертарианцы» (либертарианство в этом смысле не следует путать со школой политической философии, называемой либертарианством). Хотя можно считать, что Вселенная недетерминистична и что человеческие действия, тем не менее, детерминированы, немногие современные философы защищают эту точку зрения.
Либертарианство уязвимо перед так называемым возражением «понятности», которое указывает на то, что люди не могут иметь больше контроля над чисто случайным действием, чем над действием, которое детерминистически неизбежно; ни в том, ни в другом случае свобода воли не входит в картину. Следовательно, если человеческие действия недетерминированы, свободы воли не существует. См. также свобода воли и моральная ответственность.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Брайаном Дуиньяном.
«The Human Will» — Concordant Publishing Concern
Исследования к Филиппийцам ФИЛИППИЙЦАМ 2:13.2:13). Этот краткий намек на человеческую волю проливает свет на очень мрачную и мрачную доктрину, которая настолько исказила теологию христианского мира, что практически лишила Бога Его Божества, а Святых — Бога, достойного этого имени. Обычно считается само собой разумеющимся, что Библия учит, что человек, созданный по образу Божьему, обладает абсолютной властью в сфере своей воли. Точно так же, как Бог может хотеть, не подвергаясь влиянию чего-либо в Нем, так и мы можем принять решение ни с того ни с сего, без малейшей ссылки на то, кто мы есть, или на окружающий нас мир.
Нам дано понять, что этот кошмар не описан напрямую в Священном Писании, но должен быть указан как его предыстория, иначе мы не смогли бы понять его послание! Жалко видеть рвение, с которым люди, много страдавшие за имя Божие, бросаются нападать на любое учение, угрожающее учению о свободе воли и свободе нравственного действия человека. На их стороне нет ни строчки из Писания, поэтому они внушают идею везде, где это представляется возможным, и таким образом ищут подобие поддержки. Будет полезно рассмотреть некоторые аспекты человеческой воли, чтобы увидеть, является ли она «свободной» или нет, и узнать, таким образом, что именно подразумевается под действием Бога в нашей воле. Формулировка этого отрывка даст нам подсказку, и, если мы правы, мы окажемся в полной гармонии с его учением, когда закончим.
Что такое воля человека. Наш текст поможет нам определить эту досадную проблему. Воля святых должна быть обусловлена действием Бога . Это не наше действие, а результат Его. Итак, воля есть результат действия внешних факторов. Вероятно, мы не осознаем действия Бога. Кажется, мы делаем то, что хотим. Это верно для многих функций жизни. Наше мышление, наше дыхание, биение нашего сердца, разнообразные операции пищеварения — все это совершается или должно совершаться без нашего надзора или сознательной воли. И все они поддерживаются и формируются из внешних источников или импульсов. Мы едим, дышим, наблюдаем, и это делает нас такими, какие мы есть.
Откуда воля? Мужчины создают его из ничего? Это был бы подвиг более чудесный, чем любой фокус, о котором мы когда-либо слышали. Если это так, то Бог вмешивается в творческие способности Своих творений. Мудрый человек знает, что человеческая воля легко поддается влиянию извне. На самом деле его легко может изменить тот, кто понимает человеческие слабости. Он изготовлен из мотивов. Это соединение, состоящее из того, что мы внутри, и того, что снаружи. Наследственность и окружающая среда сливаются вместе, чтобы сформировать его. Наша воля во многом определяется за нас нашими предками, особенно тем, кого звали Адам. Смесь дорабатывается нашими единомышленниками и ассоциациями. Если бы у нас было достаточно мозгов, мы могли бы решить любую заданную волю-проблему, как сумму в арифметике. Данный человек отреагирует на данную ситуацию так же верно, как полдюжины плюс шесть — двенадцать.
О, воскликнет кто-нибудь, тогда человек — это всего лишь машина, автомат, и он подвластен слепой судьбе, от которой он не может убежать! Как часто эти слова пугали нас, когда мы осмеливались додуматься до действительности! Нет. Человек — не просто машина, но мы все должны признать, что он обладает многими чертами машины. Тот факт, что у него есть душа и он может чувствовать внешние вещи, не доказывает, что он может ощущать все свои собственные действия. Если бы он не был автоматическим в большинстве своих жизненных процессов, он был бы мертв через несколько минут. Некоторые его функции не входят в сферу его сознания. Воля является одним из них.
Человек во многом автомат. Что стало бы с ним, если бы ему пришлось контролировать все свои телесные функции или если бы он вообще осознал их все? Как мог человек, который никогда не видел физиологии, одновременно поддерживать работу насоса крови, работу пневмобаллонов и бурление в желудке? Он не посмеет остановиться, чтобы перекусить. Он не мог и глазу уснуть. Однако он получит печальное удовольствие от осознания того, что он не просто автомат. Благодарите Бога за то, что Он в Своей мудрости Сам заботится о наших жизненных функциях, чтобы мы могли отвести взгляд от них к Нему.
В этих вопросах человек подвластен не «слепой судьбе», а благодетельному Творцу. Он обеспечивает родителей и пищу, и питье, и воздух, не слепо, но благословенно. Все это — притча о тех эфирных функциях нашего существа, ментальной, эмоциональной и произвольной. Как Творец, Бог снабжает нас склонностями наших предков, а также нашим окружением и близкими. Они включаются в нашу ментальную ткань и проникают в наш мозг через наши органы чувств. Бывают случаи, когда эти два источника дают материалы, которые не смешиваются, и мы не можем «решить». Но в большинстве случаев мы подсознательно действуем по импульсу, даваемому союзом этих двух потоков, не задумываясь о своем пути.
То, что этот процесс, как правило, происходит подсознательно, является огромным благословением. Если бы нам пришлось остановиться, подумать и соединить наши наследственные склонности с мимолетными впечатлениями, постоянно создаваемыми нашими глазами, ушами, носом и нервами, прежде чем мы начнем действовать, многие были бы сбиты автомобилями, прежде чем они научились бы ходить. Наша воля сама иногда побуждает нас к действию прежде, чем мы успеваем окончательно осознать, что делаем. Я хорошо помню, как однажды, спокойно отдыхая под кустом, я услышал жужжание и лениво повернул голову, чтобы посмотреть, не дует ли ветер на растительность. Но оно мелькнуло среди моего вялого движения, что это может быть гремучая змея. Я вскочил так быстро, что, казалось, все еще думал о ветре после того, как увидел, как змея ударила меня в то место, где мгновение назад была моя голова.
Человек подобен автомобилю, великолепному транспортному средству для передачи знания о Боге созданиям Его сердца. Предположим, что у автомобиля была собственная свободная воля. Кому захочется ехать, если рулевой механизм требует своей независимости и сворачивает с проспекта, чтобы залезть на дерево, или настаивает на том, чтобы нырнуть в яму, вместо того чтобы бежать по подготовленной для этого дороге? Если бы у автомобилей была свобода воли, американский народ скоро вымер бы. И если бы люди могли оторваться от законов природы, которыми они руководствуются, они бы полностью уничтожили друг друга за две недели. Мера, в которой они беззаконны из-за смерти и греха, находится в пределах досягаемости Божьей защитной руки. Рулевой механизм вышел из строя, колеса шатаются, и кажется, что автомобиль наделен свободой морального волеизъявления. Если вы хотите продать машину, лучше не хвастаться ее превосходными духовными способностями. Тот, у кого есть дух Божий, имеет устойчивый рулевой механизм и Водителя, Который приведет его туда по хорошо вымощенной дороге.
Наше сознание кажется вялым пузырем, который поднимается из-за операций ума и с трудом осознается, пока не лопнет. Существует возможность соединения ощущений извне с мысленным волокном внутри и передачи результирующего приказа мышцам и даже действия до того, как мы хорошо осознаем, что делаем. Так обычно работает воля. Было бы невыносимо, если бы нам приходилось принимать решения относительно каждого акта жизни. Для этого потребуется больше нервных сил, чем есть у большинства из нас. Большинство наших произвольных действий заменяется привычками — действиями, которые мы делаем «не задумываясь».
Слишком часто грешник вынужден манипулировать своей волей, как будто он может делать с ней что угодно. Евангелисту надлежит не извращать человеческую волю красноречивыми увещеваниями, а давать божественный материал для формирования воли Божией в людях. Какой смысл кормить голодных лекциями о пищеварительном аппарате? Столь же бесполезно говорить человеку, что он хочет прийти ко Христу. Дайте голодному пищу, и пищеварительный аппарат, как бы он ни был сложен, сделает свое дело. Дайте грешнику Христа, и его воля будет действовать сама собой. проповедовать Слово . Это самая эффективная движущая сила для движения ума человека. С его помощью Божий дух приведет грешника в соответствие с Божьей волей.
Люди воображают, что они властны в сфере воли и что никто не может нарушить их решения — даже Бог. Это по-детски. У них не больше контроля над ним, чем у капитана парусного судна над набором парусов. Если он не сошел с ума, он раскинет их по своему курсу, а это определяет для него ветерок. Есть духовные ветры, которым люди подчиняют свою волю. Они могут свистеть сколь угодно долго, но эти духовные силы находятся за пределами их восприятия и контроля. Поэтому люди исполняют волю плоти и подчиняются велениям злых духовных сил, о которых они редко знают. Теперь они действуют в сыновьях Упрямства. Великие движения в мире, великие лидеры могут добиться успеха только тогда, когда они согласуются с невидимыми духовными силами.
Неверующий — забава злых духов. В них действует начальник воздушной юрисдикции. Их воля представляет собой соединение душевных чувств плоти и духа мира. Верующий не призван быть пассивным, «сдаваться», «уступать», как его часто учат, но именно это невольно делает неверующий. Это то, чего жаждут злые духи. Разумное подчинение явленной воле Божией прямо противоположно пассивному восприятию мимолетных впечатлений. Дух Божий не производит такого неопределенного «руководства», такого расплывчатого «руководства». Божий дух действует только через Его Слово.
На нашем пути часто темно, и нам нужен свет, а не «указание». Со светом мы можем разумно выбирать свой путь и выбирать свои шаги. Мы призваны не подчиняться внутреннему голосу или внешнему впечатлению, не завязывать глаза и следовать за неведомым проводником, но использовать свет откровения. Внутри нас плоть, а вне нас дух мира и мир духов. Они всегда навязываются нам и производят «впечатления». Это правда, что, если мы знаем Писания, божественные указания в значительной степени вытеснят эти зловещие влияния, но это происходит благодаря активности веры, а не пассивности, слепо повинующейся импульсам. Бог ищет открытого, активного послушания. Силы зла желают слепой пассивности.
Святые, искренне желающие исполнять волю Божью, обнаружат, что недостаточно «решиться» на это. Какой бы сильной ни была их решимость, она может не продолжаться долго. Мудрый путь состоит в том, чтобы снабдить волю мотивами, которые будут удерживать ее в воле Божией. Прежде всего, мы должны знать Его через Его Слово. Мы должны войти в Его нынешние планы и будущую цель. Тогда, не напрягая себя созданием собственной искусственной воли, это знание станет формообразующим фактором в нашей воле, так что на самом деле это будет «Бог, Который действует в нас, чтобы хотеть (а также действовать), для ради Его наслаждения».
Позвольте мне предостеречь всех от ужасной практики создания медиума из святого Слова Божьего. Есть те, кто втыкает иголку в Библию или открывает ее наугад, чтобы получить Божье «руководство». Божья Книга — не планшетка, хотя я сомневаюсь, что злые духи предпочитают ее всякому другому способу обмана своих обманщиков. Бог контролирует нашу волю только тогда, когда мы разумно воспринимаем Его мысли, взвешиваем Его пути и наслаждаемся Его любовью. Это отвратительное идолопоклонство — превращать Его откровение в доску для спиритических сеансов и позволять злым духам говорить через его священные фразы.
В Пятидесятницу дух Божий сошел на учеников для силы, и с тех пор невежественные святые жаждут повторения этого чуда, не зная, что дух живет в нас, чтобы передать не силу, но жизнь. Велика опасность медлить с духом, ибо духи-обольстители охотно пользуются такими случаями. На самом деле, история всех движений такого рода является достаточным доказательством того, что они являются просто разновидностью спиритизма, вдвойне обманчивого, поскольку они кажутся основанными на Библии и успешно пробуждают духовные проявления, ошибочно принимаемые за силу святого духа Бога.
Совершенно верно, что Бог открывал Себя непосредственно через пророков и тех, кто имел дар пророчества в пятидесятническую эпоху. Сейчас ни у кого нет. Единственные настоящие пророки сегодня — это лжепророки. Если мы ожидаем, что Бог будет говорить с нами напрямую через Свой дух, помимо Своего Слова, мы принимаем дар пророчества. Сегодня такой дар не нужен, ибо истина полностью раскрыта в Писании. Более того, тот факт, что те, кто полагаются на такие откровения, ведутся вопреки Писанию и друг другу, показывает, что ими руководит не один дух Божий, а многие духи, от которых нас предостерегают.
Многое из «ожидания Бога» или «ухода в безмолвие» может быть просто формой спиритизма. Если мы стремимся отгородиться от отвлекающих факторов окружающего нас мира, чтобы иметь возможность посвятить все наши мысли Божьему откровению, это хорошо, очень хорошо. Но если мы воображаем, что опустошение нашего ума или погружение в состояние пассивности позволит нам получать определенные наставления от Святого Духа напрямую, то мы находимся в сильном заблуждении и открываем себя обольщающим духам, которые характеризуют эти Последние дни.