Человек и его мировоззрение – онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ, итоговой аттестации и ВОУД
- Понятие мировоззрения
Мировоззрение – совокупность взглядов и убеждений, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. Философ и гуманист ХХ века Альберт Швейцер писал: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования». Мировоззрение – это общественное и историческое явление. Оно возникает с появлением общества. Мировоззрение включает в себя мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Первые две формы мировоззрения связаны с эмоционально-чувственной сферой человека. Миропонимание представляет собой сплав разума и веры человека, его убеждений и оценок. Эта форма складывается в процессе объяснения и практического освоения реальной действительности. В структуре мировоззрения выделяют несколько компонентов: знания; убеждения и верования; ценности и нормы; эмоционально-волевой компонент.
Итак, мировоззрение – это единство знаний и убеждений, разума и веры, эмоционального и интеллектуального, оценок и норм, мироощущения, мировосприятия и миропонимания, индивидуального и общественного. Это сложное явление социальной жизни, которое находит свое выражение как в сознании отдельного человека (индивидуальное сознание), так и в сознании больших масс людей (общественное сознание).
История развития человечества знает несколько типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
К дофилософским формам мировоззрения относятся мифология и первобытная религия. Мифологическое мировоззрение было порождено неумением древнего человека объяснить природные явления и стихии. В то же время мифы были первой попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества древнего мира. Религиозное мировоззрение в ранних, неразвитых формах практически сливается с мифологией.
Философия – это самый поздний в историческом развитии тип мировоззрения, возникший после мифа и религии. Первоначально философская мудрость проявляет себя в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений. Первые ростки философии зарождаются на почве сомнения в справедливости и истинности обыденных, традиционно-патриархальных положений. Философия возникает в период кризиса мифолого-религиозного сознания.
Мифология распадается на ряд форм общественного сознания: философию, религию и искусство.
По глубине знания в мировоззрении выделяются два уровня – жизненно-практический и теоретический. Первый уровень мировоззрения отличается тем, что в его основе лежит рассудок, здравый смысл, который складывается на основе обыденного, повседневного опыта людей. На втором, теоретическом, уровне мировоззрения господствует философия и наука. Здесь ценятся прежде всего знания, полученные путем научных экспериментов и философско-теоретических обобщений. В структуре мировоззрения философия занимает центральное место, выполняя свою мировоззренческую функцию. Философия представляет собой систему наиболее общих понятий о мире, о месте человека в нем.
-
Исторические типы мировоззрения
В мифологии отразилась неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. «Миф» в переводе с древнегреческого языка означает «слово», «рассказ». Мифы – это рассказы о деятельности предков, богов, героев, о происхождении мира, различных природных явлений и общественных установлений – норм, обычаев, правил поведения. Мифы для древнего человека представляли такую же реальность, как научные теории для современника.
С мифологией тесно связана религия. Их содержание на начальных этапах развития человечества во многом совпадало. Особенностью религиозного мировоззрения является формирование в сознании человека особого сверхъестественного и сверхчувственного мира, который невозможно познать с помощью разума. Этот мир постижим лишь с помощью веры в сверхъестественные силы. Латинский термин
Философия как тип мировоззрения осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира. Ей присущи следующие черты.
- Ее исходным пунктом и целью является человек, его место в мире и отношение к этому миру.
- Она изучает предельные основания мироустройства.
- Основным средством познания является умозрение и интуиция.
- Ее эмпирическая база познания – частные науки и общественно-историческая практика.
- Она сочетает в процессе изучения действительности гамму подходов.
Древнегреческое слово «философия» означает «любовь к мудрости». Объектом философии (т. е. то, на что направлено философское познание) выступает вся Вселенная. Философия изучает не отдельные стороны, свойства и отношения, присущие различным вещам и явлениям мира, а наиболее общие для всех вещей и явлений свойства, отношения и связи. Предметом философии (то, что конкретно изучает философия) является всеобщее мировоззрение и отношение к нему человека: коренные условия и причины всего существующего, всеобщие и необходимые законы и формы всякого бытия (существования), всякой жизни, познания и деятельности.
В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении, об отношении человека к внешнему, окружающему миру, о способности правильно понять этот мир и целесообразно действовать в нем. Философия имеет три главные темы: мир, человек и его отношение к миру. Философия является третьим, после мифологии и религии, историческим типом мировоззрения.
В сфере философии родились такие дисциплины, как логика (наука о правилах, законах мышления человека), этика
Философия всецело обращена к личности, культивирует в ней душу и разум. Древнеримский мыслитель Сенека считал, что она помогает гражданину при «человеческой слабости обладать бесстрашием Бога». Французский философ XVII века Рене Декарт пришел к выводу, что каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют». Познание человека – центральная проблема философии. Постановка ее содержится уже в словах древнегреческого философа Сократа: «Познай самого себя».
В процессе исторического развития философии были выделены три основных принципа, характеризующие «родовую» сущность человека: одушевленность, деятельность, социальность.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ | это… Что такое МИРОВОЗЗРЕНИЕ?
обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отд. явлений в мире и на свое собств. место в нем, понимание и эмоц. оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, филос. политич., правовых, нравств. , религиозных, эстетич. убеждений и идеалов людей. Понятие М. употребляется и в узком смысле, напр. филос. М., политич. М., религиозное М. и т.п. Отношение человека к миру бесконечно многообразно. Это и обусловливает различные аспекты осознания человеком себя в мире, различные грани единого М. Каждый из нас – это «природа, ставшая человеком», и мы так или иначе отдаем себе отчет в том, какое место занимаем в бесконечном круговороте событий. Через труд, науку, искусство мы осознаем свое единство с природой, а вместе с тем и относит. самостоятельность – и по своему происхождению, и во всех своих жизненных отправлениях. Мы живо интересуемся тем – одинок ли человек как разумное существо в мироздании или разумная жизнь есть и на других мирах. Это все мировоззренч. вопросы.
Отношение человека к природе осуществляется через его бесконечно многообразные отношения к др. людям, через обществ. отношения. И мы также осознаем свое единство с обществ. целым и вместе с тем свою относит. самостоятельность – и по образу своей жизни, и по языку, и по нормам сознания. Социальная жизнь формирует у людей определ. идеалы, политические воззрения, нравственные и эстетич. идеи и т.д. Все это мировоззренч. вопросы.
Человек не только действует, но и мыслит. И человечество издавна интересуется, какое место занимает разум в общем развитии жизни, как он соотносится с действительностью. Это также глубоко мировоззренч. проблемы, имеющие большое практич. значение. Те или иные воззрения на мир имеет каждый человек – это составляет одну из особенностей человека, отличающих его от животных. М. может быть обыденным (стихийным, наивным) и теоретически обоснованным, сознательным, проникнутым определ. филос. принципами. В М. обобщенно отражены особенности обществ. бытия личности, ее место в исторически конкретной системе обществ. отношений.
Поскольку человек выступает в истории всегда как представитель определ. класса, опыт к-рого определяется его социальным бытием, то и М. человека составляет не только его личное достояние, но отраженное в его сознании через формы культуры классовое сознание. В классовом обществе М. носит всегда классовый характер. В зависимости от того, совпадают ли практич. интересы класса с объективной тенденцией истории или нет, партийность данного класса совпадает с науч. объективностью или противоречит ей, и, следовательно, М. этого класса складывается как передовое или отсталое, реакционное. По своему содержанию и обществ. значимости М. может быть последовательно научным, т.е. основанным на данных передовой науки и науч. философии, или ненаучным, материалистич. или идеалистич., диалектич. или метафизич., атеистич. или религиозным, революционным или реакционным, в совр. условиях – коммунистич. или буржуазным. В наше время последоват. революционным и единственно науч. М. является M. революц. рабочего класса и его коммунистич. партии – марксизм-ленинизм, а диалектич. и историч. материализм является филос. М.
М. не пассивный спутник, а своего рода духовный наставник, путеводитель человека, класса, партии, народа, человечества. И если оно исходит из правильного миропонимания, то служит прочной основой для разумного преобразования мира. Если же М. представляет собой ложное отражение действительности, то оно является серьезной помехой в жизни личности.
Характерная черта М. – единство образа мыслей с образом жизни. Коммунистическим М., напр., обладает не тот человек, к-рый только изучил марксизм-ленинизм и знает его, а тот, к-рый живет и действует в полном соответствии с этим знанием. Знания превращаются в М. тогда, когда они формируют социально-политич., нравств. и эстетич. позиции человека, приобретают характер внутр. убеждения человека, т.е. становятся основой всего образа его жизни.
В процессе социального воспитания личности усваиваемая ею духовная культура становится из совокупности знаний о мире осознаваемой программой ее обществ., а тем самым и личного поведения. Именно как фактор поведения человека его знания становятся его убеждениями. Благодаря этому М. оказывает сильнейшее активное воздействие на жизнь, на все стороны познават. и практич. деятельности людей. Вот почему принципиальные люди, глубоко убежденные в правоте своих взглядов, способны идти на любые страдания и даже на смерть. Многие великие истины и принципы социальной справедливости оплачены кровью их убежденных защитников, к-рые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке и на чужбине.
Для революционеров и мучеников науки, напр. Джордано Бруно, характерен девиз: «Стою на этом и не могу иначе!» Именно передовое М. придало поразительную чувствительность социальной совести благородных мыслителей и революционеров, так резко обострило их понимание действительности. Именно оно вдохновило их на неустанный поиск и напряженное размышление над социальными загадками.
Сила личного убеждения – это важное условие практич. и теоретич. деятельности. Корифеи мысли и революционного дела, основоположники марксизма-ленинизма не только владели истиной. Они были глубоко убежденными людьми. Их характеризуют бесстрашие, самопожертвование и беспредельная преданность своим идеям. Всем образом их жизни и мысли руководила извечная мечта человечества о счастливой жизни всех тружеников на земле.
Человек, лишенный широкой и верной ориентации в вопросах М. и способах подхода к познанию и преобразованию мира, чувствует себя беспомощным. Чтобы не оказаться в положении неумелого пловца, плывущего по воле волн в бурном океане жизни, человек обязан овладеть науч. М. Тогда он сможет смело и уверенно идти в избранном направлении, видеть свое место и роль в сложном водовороте событий.
В чем состоит могучая и неотразимая сила марксистско-ленинского М.? «Учение Маркса, – писал Ленин, – всесильно потому, что оно верно» (Соч., т. 19, с. 3). Правильно и глубоко отражая законы развития природы и общества, марксистско-ленинское М. всесторонне выражает коренные интересы трудового народа, открывает реальный смысл человеч. истории и жизни людей.
Для совр. бурж. М. характерно отсутствие положительных идеалов; настоящее в нем кажется неопределенным, а будущее – темным и лишенным перспектив. Идеологи реакц. буржуазии, жалуясь на то, будто бы в совр. мире все духовные ценности потеряли свой смысл, провозглашают пессимистич. принцип – благословен тот, кто ничего не ожидает: кто ничего не ожидает, никогда не будет разочарован. Они против всяких социальных идеалов, полагая, что последние зачастую превращаются в злую иронию. Утрата обществ. идеалов, смысла и целей жизни, моральный нигилизм и цинизм, потеря чего-либо во что можно верить и чему можно быть преданным – вот основные черты совр. реакц. бурж. М.
В противоположность взглядам буржуазии и ее идеологов с их проповедью пессимизма, безнадежности и неверия в будущее, марксистское М. придает человеку революционную устремленность во взглядах на жизнь: силу идейной убежденности, веру в могущество разума, в светлое будущее человечества. Оно резко выделяется на фоне общего упадка бурж. М. и ясно указывает человечеству путь в будущее.
В условиях победоносного развития социалистич. революции марксистско-ленинское М. стало одной из решающих сил, организующих революц. действия масс в борьбе за мир, социализм и коммунизм. В социалистич. странах марксизм-ленинизм становится М. всего народа и формирует новое, социалистич. и коммунистич. отношение к труду и ко всем сторонам обществ. развития. Оно является решающей силой в борьбе с пережитками бурж. и религ. М. Поэтому Программа КПСС придает первостепенное значение формированию науч. M. y всех тружеников сов. общества на идейной основе марксизма-ленинизма.
Чем глубже это М. проникает в сознание народных масс, тем активнее они участвуют в борьбе против эксплуатации, колониального гнета, за социализм и коммунизм. Вот почему КПСС одной из важнейших задач строительства коммунизма считает воспитание всего народа, каждого советского человека в духе науч. М. Формирование науч. М. предполагает обобщение, синтезирование всех знаний, добытых отд. науками. А такой синтез возможен лишь на основе марксистской философии.
А. Спиркин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Что такое мировоззрение? Почему это важно? — Брюс Бруинсма
Понимание компонентов мировоззрения, а затем понимание вашего мировоззрения имеет решающее значение для успешной жизни в мире, в котором вы живете.
Наше мировоззрение связывает нас с ДНК смысла. У каждого из нас есть сетка, через которую мы видим мир и свое место в нем. Этот взгляд формирует наше понимание истины, красоты и реальности, а также того, кто мы есть, в результате нашего воздействия жизни. Когда мы соединяем наш жизненный вклад, то, что мы называем опытом, с ДНК нашего рождения, мы обхватываем руками то, кто мы есть. Однако в этом процессе формируются как минимум две разные точки зрения. Во-первых, это внутреннее понимание того, кто мы есть, а во-вторых, то, что мы понимаем, составляет наш внешний мир. Оба этих понимания объединяются, чтобы объяснить, кто мы такие.
Мы можем лучше понять это явление, заметив, что стакан либо наполовину полон, либо наполовину пуст. Когда мы разделены на отдельные лагеря, мы либо положительные, либо отрицательные. Эта склонность является одним из элементов, формирующих наше мировоззрение. Некоторые из нас принимают беды общества и приходят к выводу, что большая сила, обычно правительство, может решить проблемы и лучше всего обеспечить группу людей. Другие считают, что каждый человек несет личную ответственность за управление своим будущим и что на самом деле лучше всего то правительство, которое управляет меньше всего. Грандиозный эксперимент, который мы называем Соединенными Штатами Америки, является живым доказательством дихотомии и стремления к безопасности, защищенности и возможностям.
«Голоса в нашей жизни формируют то, как мы понимаем и интерпретируем характер и природу реальности». (Проект 210: стр. 47) Среди этих голосов есть доверенные советники и заклятые враги. Среди них есть близкие родственники и совершенно незнакомые люди. Проверка этих голосов имеет решающее значение, но вполне вероятно, что мы будем внимательно размышлять с теми, кого слушаем. Если вы смотрите CNN, у вас будет одна точка зрения на мир, а если вы смотрите новости Fox, у вас будет совершенно другая точка зрения.
Как общество, мы все больше делимся на группы или сегменты, которые отделены друг от друга стеной. Когда мы ограничиваем наше слушание только одной точкой зрения, мы теряем возможность всесторонне оценить и принять ясное решение. Хотя я могу не согласиться с вами, я хочу понять, что вы говорите, думаете и чувствуете. И, конечно же, прося о такой же возможности взамен.
Наше мировоззрение как христиан формируется дополнительным набором входных данных. Павел, Иоанн и другие апостолы и авторы Священных Писаний постоянно предупреждают нас об опасностях быть втянутыми в приоритеты мира, который не действует как последователи Иисуса и не признает суверенитет единого Бога. Когда мы подходим к моменту, когда мы полны решимости следовать за Иисусом, появляется совершенно новый набор голосов. Источником этих голосов является Бог Отец, а те, которые мы слышим, исходят от мужчин и женщин, состоящих в отношениях с ним.
Наше мировоззрение резко отличается от всех остальных. Весь набор опыта, который создал наше мировоззрение, теперь открыт для трансформации и изменения. Но перемены могут быть пугающими.
Разница между мировоззрением миллениалов и мировоззрением поколения X огромна. Когда мы привносим в смесь бумеров, различия становятся еще больше. Наложение этих разных мировоззрений на вклад Иисуса создает сложный набор переменных.
Есть и другой взгляд на проблемы. Тот, который делает его проще, а не сложнее. Начнем, например, с любви. Заповедь Иисуса любить своих ближних, как самого себя, несложно понять. Его также нетрудно применить практически в любой ситуации, независимо от вашего мировоззрения. Ставить «чувство хозяина» выше всего остального — вот как христиане могут действовать в резко меняющемся мире.
Во многих отношениях формулой успеха является то, что взгляд Иисуса важнее взгляда на культурную жизнь. Это формула, которая будет вести нас от одного обстоятельства к другому; от одного вопроса к другому; от одних сложных отношений к другим.
Мировоззрение важно, потому что оно является охранником жизни. Он устанавливает параметры, в рамках которых ведется наша жизнь. Любить Бога, распространять слово и вдохновлять других — это часть моего мировоззрения. Когда я получаю плохие новости, это дает перспективу. Когда я получаю хорошие новости, это дает перспективу. Когда я не знаю, что делать, это помогает проложить путь решения.
Поразмыслите над своим мировоззрением, уделите время молитве и изучению Библии. Когда мы становимся старше, сочетание опыта и прикладной точки зрения становится ценным. Бог всегда готовит нас к следующей главе нашей жизни. Какая часть этой главы повлияет на других и создаст Царство? Еще один способ осмыслить наше мировоззрение — исследовать нашу способность к самосознанию. Когда мы знаем себя, это помогает нам узнать, насколько мы готовы к следующему этапу Божьего призвания в нашей жизни.
Пойдем с нами в нашем путешествии.
Брюс
Что такое мировоззрение? — CSB Апологетика Учебная Библия
СТАТЬЯ
ПРИТЧИ 3
ЧТО ТАКОЕ МИР? Мировоззрение стало важным инструментом, помогающим христианам понять, объяснить и защитить христианскую веру. У каждого человека есть мировоззрение, хотя многие не осведомлены о том, что такое мировоззрение и о том, какое влияние оно имеет на то, как мы думаем и ведем себя. Мировоззрение – это сумма ответов, которые люди дают на самые важные вопросы в жизни. По мнению некоторых, пять наиболее важных элементов любого мировоззрения — это то, что люди верят в Бога, высшую реальность, знание, этику и человеческую природу.
Мировоззренческое мышление тесно связано с религиозными убеждениями. Вместо того, чтобы рассматривать христианство как набор богословских обрывков, которым нужно верить или обсуждать, люди должны относиться к нему как к концептуальной системе, как к целостному взгляду на мир и жизнь. Как только люди поймут, что христианство и его конкуренты являются мировоззрениями, они смогут лучше судить об относительных достоинствах конкурирующих систем.
Доводы в пользу или против христианского теизма, таким образом, должны быть сделаны и оценены с точки зрения тотальных систем. Некоторые люди отвергают христианство не из-за своих проблем с одним или двумя изолированными вопросами, такими как непорочное зачатие, а потому, что их мировоззрение включает в себя убеждения, противоположные христианскому мышлению. Противники христианского мировоззрения не согласны с христианством, потому что придерживаются конкурирующих мировоззрений.
Люди могут и меняют свое мировоззрение. Савл из Тарса был одним из злейших врагов раннего христианства. Он был фанатично привержен системе, которая, казалось, исключала любую возможность его изменения или обращения в христианскую веру. Обращение Савла вселяет в нас уверенность в том, что даже те, чьи мировоззрения наиболее противоположны христианству, могут полностью измениться. Люди, которые раньше были гуманистами, естествоиспытателями, атеистами или последователями конкурирующих религиозных конфессий, нашли причины отказаться от своих прежних мировоззрений и принять христианство. И наоборот, люди, которые раньше заявляли о своей верности христианству, иногда достигают точки, когда они чувствуют, что больше не могут верить.
Маловероятно, что при изменении мировоззрения всегда будет присутствовать один и тот же набор условий. Ведь многие люди остаются в неведении о том, что у них есть мировоззрение, хотя внезапная перемена в их жизни и мыслях произошла в результате смены одного мировоззрения на другое.