Чувство достоинства: Что такое чувство собственного достоинства и как его развить: подробная инструкция

Содержание

Что такое чувство собственного достоинства и как его развить: подробная инструкция

Приветствуем вас, уважаемые читатели!

Человек воспринимает окружающий мир через призму своих внутренних установок и убеждений. Важную роль в этом процессе играет восприятие собственного “Я”: то, каким человек себя видит, как оценивает, какое место отводит среди других людей.

Ощущение своей безусловной ценности именуется чувством собственного достоинства. Считается, что чем оно выше, тем успешнее и счастливее человек.

Сегодня мы рассмотрим, что значит чувство собственного достоинства, как оно влияет на нашу жизнь, а также разберем способы его развития у мужчин и женщин.

Что это такое

Чувство собственного достоинства (ЧСД) в психологии – это субъективное осознание человеком собственной значимости вне зависимости от мнения других людей о нем.

Оно включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компонент: то, что человек думает о себе, какие эмоции испытывает и как ведет себя в соответствии с ними.

Чувство собственного достоинства является синонимом самоуважения. Чем оно выше, тем лучше личность адаптирована к социуму, тем адекватнее и эффективнее ее поведение.

Многие отождествляют ЧСД с высокой самооценкой, хотя это разные понятия. Если объяснять простыми словами, то высокая самооценка – это ощущение собственной значимости для других людей и общества в целом, а чувство собственного достоинства – ощущение значимости для самого себя.

Высокая самооценка может быть неадекватной и приносить человеку вред. Если он переоценивает свой авторитет, то может вести себя высокомерно и заносчиво. Это негативно сказывается на взаимодействии с другими людьми.

Высокое ЧСД – безусловное благо, которое приносит человеку только пользу. Оно не может быть преувеличенным.

Это признание себя центром своей жизни, готовность опираться только на себя и принципиальный отказ от зависимости. Это взятие ответственности за свою жизнь.

Еще одно понятие, с которым часто отождествляют чувство собственного достоинства, – гордыня.

Отличие в том, что гордыня всегда сопровождается ощущением превосходства над другими людьми. Человек кичится своими успехами, возможностями, ресурсами и смотрит на других людей свысока. Но при этом он очень сильно зависит от чужого мнения.

Гордыня не зря считается одним из смертных грехов в христианстве. Она отравляет душу человека, делает его злобным и завистливым. От гордыни стоит избавляться всеми возможными способами.

ЧСД не вызывает презрения к другим людям. Наоборот, оно помогает уважительно относиться ко всем.

В чем оно проявляется

Чтобы было понятнее, давайте разберем на конкретных примерах признаки того, что у человека хорошо развито ЧСД:

  1. Адекватная стабильная самооценка. Человек реалистично оценивает свои возможности и свое влияние на других людей: не преувеличивает и не преуменьшает их.
  2. Независимость от чужого мнения. Он спокойно воспринимает как похвалу, так и критику, не испытывая шатания самооценки при этом. Запомните: ЧСД не может сочетаться с зависимостью и повышенным вниманием к мнению окружающих.
  3. Уверенность в себе. Человек с самоуважением верит в свои силы и ставит амбициозные цели. Его уверенность подкреплена опытом реальных достижений в прошлом.
  4. Самодостаточность. Он сам способен удовлетворить свои потребности и ничего не тянет из других.
  5. Уважение к другим людям. Это признание за каждым человеком его собственной воли, отказ от нарушения границ.
  6. Внутренняя гармония. Отсутствие психологических защит, внутренних конфликтов, комплексов. Честность перед самим собой.
  7. Смелость. Человек с чувством собственного достоинства способен противостоять своим страхам.
  8. Надежность. Он отвечает за каждое сказанное слово, выполняет все свои обещания и обязательства перед другими людьми.
  9. Верность собственным принципам и убеждениям.  Человек с ЧСД четко следует своим принципам, даже если ради этого ему приходится отказываться от каких-то благ.

Чувство собственного достоинства часто путают с самоуверенностью.

Чтобы четко отличать эти два понятия, советуем вам прочитать нашу статью о том, что такое самоуверенность.

Зачем нужно развивать чувство собственного достоинства

Давайте рассмотрим, как ЧСД влияет на самые важные сферы жизни.

  • Работа

На работе чувство собственного достоинства помогает адекватно оценивать свои способности, умения, навыки. Профессиональный путь человека с ЧСД напоминает целенаправленное движение вверх по лестнице. Он четко формулирует свои желания и уверенно идет к целям.

Свою работу такой человек выполняет качественно и ответственно: соблюдает сроки, старается не допускать ошибок, спокойно относится к критике вышестоящих коллег. Но при этом он не позволяет садиться себе на шею.

  • Отношения

В отношениях чувство собственного достоинства помогает мужчинам и женщинам уважительно относиться к себе и к партнеру. Не унижаться, не тянуть из другого что-то, уважать его волю.

А еще ЧСД предохраняет от невзаимной любви. Видя охлаждение партнера и незаинтересованность в продолжении отношений, человек не цепляется за него, а отпускает с миром.

Потому что его интересуют только взаимные чувства, основанные на равной значимости друг для друга.

  • Семья и воспитание детей

Только сильная и уверенная в себе личность может правильно воспитать детей, сформировать у них адекватную самооценку и взрастить уверенность в себе.

Человек с чувством собственного достоинства служит хорошим примером своим детям. Рядом с ним они растут гармоничными и самодостаточными людьми, учатся уважать себя и других людей.

Как видите, ЧСД – очень важная опция, ведь помогает достигать успеха, грамотно распоряжаться своими ресурсами, выстраивать гармоничные отношения с людьми и в целом получать удовольствие от жизни.

Как развить чувство собственного достоинства

Прежде чем мы перейдем к практическим рекомендациям по воспитанию в себе чувства собственного достоинства, важно понять одну вещь: это качество можно прокачать только реальными действиями. От фантазий и размышлений оно не растет.

Поэтому сразу после прочтения статьи начните применять советы в жизни. Каждый правильный шаг, даже совсем маленький, будет растить ваше самоуважение.

Эти способы помогут вам сохранить, приумножить и вернуть, если утратили, чувство собственного достоинства.

Станьте самостоятельным

Опора на себя во всем – главное условие развития ЧСД.

Независимость и самодостаточность формируют внутренний стержень личность, помогают сделать ее сильной и устойчивой.

Чем больше вы зависимы от других людей – материально, эмоционально, духовно, – тем меньше вы принадлежите самому себе. Передача опеки над собой другим людям всегда сопровождается передачей власти. Помните об этом.

Если вы живете за счет родителей, вы не можете не учитывать их мнения, даже если уже перешагнули рубеж совершеннолетия. Они обладают определенной властью над вами и реальными рычагами воздействия. Чтобы быть полноправным хозяином жизни, нужно самостоятельно удовлетворять все свои насущные потребности.

Помимо чувства собственного достоинства, реальная независимость повышает уверенность в себе и обеспечивает ощущение безопасности. Даже если с вашими “кормильцами” что-то случится и вы останетесь без опеки, вы сможете о себе позаботиться. А зависимые люди постоянно испытывают тревогу и беспокойство, потому как не уверены в завтрашнем дне.

Развивайтесь

ЧСД растет пропорционально реальным успехам. Это здоровый адекватный рост. Вы развиваете свои знания, умения, навыки в разных сферах – у вас появляется больше поводов себя уважать.

Поэтому процесс саморазвития должен идти непрерывно. Стоит немного расслабиться – начинается откат назад. Мозг пристально следит за тем, чтобы человек постоянно эволюционировал.

Работу над собой он поощряет порцией гормонов радости и мотивации, а за деградацию наказывает человека тревогой и депрессией. Эти деструктивные состояния приводят к разрушению чувства собственного достоинства и снижению самооценки.

Составьте план развития для каждой сферы жизни и начните делать первые шаги. Всего за месяц можно достичь хороших результатов и ощутить реальный прирост самоуважения.

Ставьте цели и достигайте их

Каждая достигнутая цель делает вас более значимым в собственных глазах. У вас появляются новые поводы для гордости и мотивация расти дальше.

Не пренебрегайте таким эффективным способом развития уверенности в себе и обретения внутренней силы.

Если вы никогда раньше не занимались целеполаганием, самое время начать.

Изучите нашу статью о том, как правильно ставить цели, и прочитайте про целеполагание по SMART. Там мы разбираем пошаговую инструкцию постановки целей и делимся полезными советами.

Сформулируйте свои жизненные принципы и следуйте им

Принципы – это базовые ценности и установки, которые определяют жизненную стратегию индивида. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, никогда не поступится своими принципами ради сиюминутной выгоды. Иначе после этого он просто не сможет себя уважать.

Многие люди предпочитают жить без всяких принципов, чтобы лишний раз не ограничивать себя. Ведь сформулировав принципы однажды, потом придется неукоснительно им следовать.

Например, человек решил следовать правилу “никогда не лги”. Если он поступится своим принципом и обманет кого-то, это будет предательством самого себя. Такая диверсия обязательно отразится на самооценке не лучшим образом. Вернуть ЧСД после этого будет сложно.

Зато каждый раз, когда принцип будет соблюдаться вопреки трудностям и препятствиям, самоуважение будет расти.

Читайте также нашу статью о том, что такое восприятие.

Не завидуйте другим людям

Зависть – очень вредное чувство. Оно буквально отравляет душу человека и делает его жалким в собственных глазах. Когда вы завидуете кому-то, то подсознательно признаете его превосходство над вами. То, чего у вас нет, оказывается более привлекательным, чем то, чем вы обладаете. Вы не уважаете себя, свой образ жизни, труд, способности.

Учитесь ценить то, что у вас есть, и жить без зависти к другим людям. Вы не знаете, чем им пришлось пожертвовать, чтобы получить то, чему вы так завидуете. Учитесь любить себя и испытывать благодарность судьбе за все, что с вами происходит. Чем меньше вы завидуете, тем больше шансов осуществить свои мечты.

Перестаньте унижаться

Унижения наносят серьезный удар по чувству собственного достоинства. Многие ищут источники унижения снаружи и пытаются сражаться с ними. Тогда как нужно направить свое внимание внутрь и заняться собой. Человека невозможно унизить, если он сам не готов унизиться. Запомните это!

Типичная ситуация: девушка жалуется на то, что парень ее унижает. Высмеивает недостатки, не считается с ее мнением, не ценит то, что она делает для него.

Но унижение заключается отнюдь не в действиях парня, а в том, что девушка готова оставаться рядом с ним на таких условиях. Ничто не мешает ей уйти и перестать терпеть плохое отношение к себе. Но она жертвует самоуважением ради возможности быть именно с этим человеком.

Берегите свое ЧСД, ведь нет ничего важнее него! Не терпите плохое отношение к себе, не позволяйте вытирать об себя ноги, не ставьте себя в жалкую и зависимую позицию. Даже если это сулит вам какую-то выгоду, уверенно отказывайтесь от нее. Самоуважение всегда должно быть на первом месте.

Ведите себя достойно в любой ситуации

Старайтесь всегда сохранять самообладание, выдержку и силу духа, с какими бы трудностями вам ни пришлось столкнуться. Не ведитесь на провокации, не позволяйте людям манипулировать вами. Отстаивайте свои интересы твердо и уверенно.

Не опускайтесь до сплетен, интриг, скандалов и угроз. Все эти действия уродуют образ и лишают вас чувства собственного достоинства. Учитесь контролировать негативные эмоции, чтобы сохранять спокойствие в любой ситуации.

Не нойте и не жалуйтесь

Человек с ЧСД не любит быть жалким. Наоборот, он хочет демонстрировать личную силу, устойчивость и уверенность в себе. Поэтому старается не выставлять свои слабости напоказ и не грузить людей проблемами.

Перестаньте и вы жаловаться на жизнь. Формируйте позитивное мышление, смотрите на жизнь с оптимизмом, учитесь самостоятельно справляться с негативом. Изменив установки и убеждения, вы сможете поменять и собственное поведение.

Учитесь быть, а не казаться

Люди обычно стараются произвести хорошее впечатление на окружающих и создать красивый образ самих себя. Но при этом совсем не заботятся о том, как выглядят в собственных глазах.

Всем знакомая ситуация: человек устраивает генеральную уборку перед тем, как пригласить кого-то в гости. Ему не хочется показаться неряхой и грязнулей. При этом он не считает нужным поддерживать чистоту для самого себя. Это яркий пример отсутствия самоуважения. Мнение чужих людей он ставит выше собственного.

Нужно стараться производить хорошее впечатление не только на других людей, но и на самого себя. Ваш собственный взгляд должен быть самым важным для вас.

Для чего это нужно? В психике каждого из нас есть структура, ответственная за объективную оценку реальности. Она связана с коллективным бессознательным, поэтому человек не способен напрямую влиять на нее. Эта структура оценивает всех по одним и тем же принципам: и себя, и других людей. Критериями оценки являются общечеловеческие ценности и моральные нормы.

Например, вы уличили человека во лжи – теперь он для вас обманщик. Но если вы сами время от времени врете, то в собственных глазах являетесь таким же обманщиком. Независимо от того, разоблачил вашу ложь кто-то или нет.

Вы можете подретушировать этот факт с помощью психзащит: убедить себя, что у вас не было выбора, что ваша ложь совсем маленькая и безобидная.

Но факт так и останется фактом. И он обязательно отпечатается в вашем подсознании.

Заключение

Мы рассмотрели, что такое чувство собственного достоинства, для чего оно нужно и как его развить.

Надеюсь, мне удалось убедить вас в необходимости работы над ним. Осознав свою безусловную ценность, вы достигнете качественно нового уровня жизни, научитесь опираться на себя и действовать в соответствии со своими приоритетами.

Только человек с ЧСД обладает истинной свободой личности. Это значит, что он не зависит от чужих оценок, не боится отстаивать свои интересы, уважает самого себя.

До скорых встреч!

Чувство собственного достоинства — Психологос

01 октября 2022 г., 21:25

​​​​​​​​​​​​​​

Фильм «Служебный роман»

Фильм «Дживс и Вустер»

Фильм «Отпетые мошенники»

Чувство собственного достоинства — самоощущение (и связанное с этим поведение) человека, высоко оценивающего свои социальные права и свою социальную ценность.

В переводных работах «чувство собственного достоинства», «самоуважение» и «здоровая Я-концепция» используются как синонимы, хотя определенные различия в содержании этих понятий присутствуют. Если в самоуважении человек разбирается в первую очередь сам с собою, чувство собственного достоинства говорит скорее о должном отношении к человеку со стороны окружающих людей.

Человек с чувством собственного достоинства требует должного поведения и от себя, и от других. Он требует от себя опрятности и спокойствия, не опускается до непорядочных поступков, при этом разрешает себе большую свободу, чем массовая личность, у него хорошие манеры, элементы царственности.

В фильме «Служебный роман» Алиса Фрейндлих утром заходит в организацию преображенная, в новом платье и идет к своему кабинету, полная чувства собственного достоинства.

Сегодня это называют «чувство собственного достоинства», хотя на самом деле это точнее называть позицией и соответствующим поведением. Вы знаете, как вы можете и должны вести себя сами — и как могут и должны вести себя люди рядом с вами, в отношении вас. Когда люди получили хорошее воспитание, они это знают прекрасно. Вот так и ведите себя!

Курс Н.И. КОЗЛОВА «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>

Связано ли чувство собственного достоинства и успехи в учебе? Достоверных данных здесь нет. Многие исследователи убеждены, что чувство собственного достоинства помогает лучшей учебе, что чувство собственного достоинства и самоуважение — это те доспехи, которые способны защитить детей от неуспеваемости (или от увлечения наркотиками и правонарушений).

Однако другие исследователи не исключают, что ситуация диаметрально противоположна, и полагают, что академические успехи ведут к высокому самоуважению, а плохая учеба снижает чувство собственного достоинства.

Нередко дети компенсируют отсутствие чувства собственного достоинства стремлением к хорошим оценкам, однако из этого вовсе не следует, что все отличники имеют внутренние проблемы.

Чувство собственного достоинства не дается человеку от рождения и напрямую не связано с результатами деятельности. Чаще ощущение собственного достоинства усваивается на основе копирования образцов, приходит в результате осознанных или нет внушений со стороны окружающих или в результате обучения (воспитания) со стороны родителей, которые приучают ребенка к соответствующему поведению.

«Человек, уважающий себя, ведет себя так-то и так-то» — и требуют от ребенка подобного поведения. Эффективно или нет они прививают ребенку этот стиль поведения — другой вопрос.


  • Статус
  • Виды внутренних чувств
  • Автор Н. И. Козлов
  • Курс — Эффективное влияние

Комментарии (9):

Гость, 04 января 2015 г., 23:38

Подскажите фильмы или героев, где есть эти люди с чувством собственного достоинства? Чтобы можно было поучиться.

1

ответ

Н.И. Козлов, 05 января 2015 г., 07:28

Таких фильмов много. В качестве примера — выложил сюда фрагменты из фильмов «Дживс и Вустер» и «Отпетые мошенники».

Гость, 05 января 2015 г., 11:51

Спасибо. На планшете видео не было видно, только текст. «Дживс и Вустер» яркий пример чувства собственного достоинства. Есть ли техники при работе с подсознанием (образы или что), чтобы развить чувство собственного достоинства? На деле получается, что понимаю, но поступаю не имея чувства собственного достоинства. Хотелось бы иметь это чувство глубоко в себе, чтобы оно проявлялось в поступках.

алина, 05 января 2015 г., 16:23

Скажите, достоинство, это агрессивное (позитивно) чувство? Оно подразумевает отстаивание своих интересов, проявление агрессии (в позитивном ключе, действия, затрат энергетических), делание как МНЕ хочется. Как бы я ставлю условия, требования к другим, как ко мне относится. Я правильно понимаю это чувство? Например, одна и та же ситуация для человека с чувством собственного достоинства и без: если я не имею достоинства, и меня приглашает мужчина погулять. Мы идём в дешевый ресторан, или вообще не идем, а мерзнем на улице. При этом мне не комфортно, но я соглашаюсь на эти отношения и провожу с ним время. Еще и в постель иду добровольно. И если я имею достоинство, и меня приглашает мужчина, я говорю «ок! пошли в такой-то ресторан, или принеси пиццу, я люблю такую-то, посидим фильм посмотрим». Если он соглашается, то я чувствую себя комфортно. Если нет, то говорю ему прощай при этом сама не страдаю, а мне тоже комфортно. Я мёрзнуть на улицу не пошла. Как-то так понимаю? Чувство собственного достоинства это вообще ощущение, чувство или что?

2

ответа

Гость, 10 июля 2017 г., 09:45

Спасибо большое!

Козлов Николай Иванович, 28 сентября 2017 г. , 07:34

Алина, спасибо за хороший вопрос. Чувством и ощущением это можно назвать, но гораздо точнее это называть позицией, поведенческой позицией. Вы знаете, как вы можете и должны вести себя сами — и как могут и должны вести себя люди рядом с вами, в отношении вас. Когда люди получили хорошее воспитание, они это знают прекрасно. Вот так и ведите себя!

Гость, 10 января 2017 г., 10:11

Здравствуйте! Про Служебный роман : у Алисы не было уверенности в себе как в женщине, но чувство собственного достоинства у неё было, она самодостаточный человек. Фильм «Блеф», с Челентано и Куинн. Просто наблюдение.

1

ответ

Гость, 28 апреля 2017 г., 23:55

Я думаю, что это чувство врожденное.

Гость, 13 ноября 2018 г., 01:45

Какая разница между чувством собственной важности и чувством собственного достоинства? Как отличить их? Как определить, что я не потворствую своему эго — ослабляя себя, а укрепляю свой Дух?

Материалы по теме:

01 янв. 2016 г.

Дистанция – система пошагового развития личности

Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.

12Подробнее

01 окт. 2022 г.

Чувство собственной важности

Чувство собственной важности (ЧСВ) — верование о себе (и, как следствие, ощущение себя) чем-то очень важным, важнее других людей и событий, о чем нужно говорить и заботиться в первую очередь.

13Подробнее

01 окт. 2022 г.

Чувство собственной значимости

Чувство собственной значимости (ЧСЗ) — ощущение значимости (не путать со значительностью!) своей персоны в окружающем мире, вызывающее соответствующий стереотип поведения. Своеобразная самооценка своих возможностей и своей пользы. Значимость здесь понимается, как свое местоположение в группе или социуме и соотнесение себя с другими. Например, я работаю в фирме, а каков мой вклад в ее развитие и процветание? Насколько значим я для компании или для коллег?

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Достоинство

Достоинство (не путать со словом достоинства) — самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения. Человеческое достоинство — это значимость и ценность человека. Есть мнение, что достоинство — это самоуважение основанное на равенстве, а гордость — это самоуважение основанное на превосходстве.

2Подробнее

08 авг. 2014 г.

Кирпичи 2.0 (Д. Сугралинов)

Это жизненная история про слабость и безвольность, про падения, борьбу и преодоление себя. Главный герой – молодой офисный сотрудник, за внешней воспитанностью которого скрывается инфантильность, малодушие и отсутствие уважения к самому себе. Он пытается изменить себя, мечтая о красивой и успешной жизни. Действуя вопреки всем стереотипам о неудачниках, ошибаясь снова и снова, он выходит из многих жизненных ситуаций, которые знакомы каждому из нас.

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Образ Я, Я-концепция

Я-концепция — обычно очень устойчивая конструкция. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Самоуважение

Самоуважение — уважение (или неуважение) человека к самому себе, основанное на объективных достоинствах и успехах личности, либо, напротив, в связи с виной или ошибками. Самоуважение — модель отцовской, требовательной любви в отношении самого себя.

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
  • Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
  • Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений? — Берковиц
  • Неагрессивных стандарты поведения не исключают агрессивности — Берковиц
  • Ребенок боится идти к врачу. Что делать умным родителям?

Популярные статьи:

  • Эти глаза напротив…
  • Муж секс не выпрашивает
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Спокойное присутствие
  • Экстремалы

Хиты недели:

  • Как влияют на нас гормоны
  • Метафора прошедшего дня
  • На вас обиделись: как реагировать?
  • Не играю Жертву
  • Воспитание детей

Чувство собственного достоинства | Журнал медицинской этики

Текст статьи

Меню статьи

  • Статья
    Текст
  • Артикул
    информация
  • Цитата
    Инструменты
  • Поделиться
  • Быстрое реагирование
  • Артикул
    метрика
  • Оповещения

PDF

Обзорное эссе

Осознание достоинства

  1. Richard E Ashcroft
  1. Адрес для переписки: Richard E Ashcroft Читатель по биомедицинской этике, Имперский колледж Лондона, Отдел медицинской этики, 324 Reynolds Building, St Dunstan’s Road, London W6 8RP; r.
    ashcroftimperial.ac.uk

Abstract

В этом обзоре книги Леона Касса Жизнь, свобода и защита достоинства и Дерика Бейлевелда и Роджера Браунсворда Достоинство человека в биоэтике и биоправе . Я рассматриваю перспективы теории достоинства как основы биоэтических исследований. Я утверждаю, что теории достоинства заслуживают более подробного изучения, но исследования должны учитывать как «антитеоретические» объяснения языка биоэтики, так и придавать большее значение представлениям о достоинстве как о результате обладания положительными свободами и как о чем-то, что психологическое измерение.

  • Достоинство
  • Юриспруденция
  • Теория этики

http://dx.doi.org/10.1136/jme.2004.01113 всю эту статью, пожалуйста, используйте приведенную ниже ссылку, которая приведет вас к сервису RightsLink Центра защиты авторских прав. Вы сможете получить быструю цену и мгновенное разрешение на повторное использование контента различными способами.

  • достоинство
  • юриспруденция
  • теория этики

Понятие достоинства получило широкое распространение в последнее время, однако его природа и важность как философского понятия вызывают сильные споры. Это противоречие усиливается политическим значением, которое приобрела эта концепция, особенно в США и в международной биоэтике в таких учреждениях, как ЮНЕСКО, Европейская комиссия и Совет Европы.

Чтобы получить некоторое представление об использовании достоинства в таких дебатах, рассмотрим следующие примеры. Утверждается, что все это противоречит человеческому достоинству: продажа органов от живых «доноров»; поиск патентных прав на человеческие гены; создание химер животных и людей; принуждение кого-либо жить в крайней нищете; порнография; пытка; выбор пола с помощью преимплантационной генетической диагностики; смерть в результате непоправимых физических или психологических страданий; оставление до старости в доме престарелых. У читателя, несомненно, будут и другие примеры. Некоторые вещи проводятся для поощрения или демонстрации образцового уважения к человеческому достоинству, хотя примеры в современном дискурсе найти труднее. Социалисты говорили о «достоинстве труда»; Пико делла Мирандола писал обо всех действиях, которые расширяют человеческие способности или демонстрируют их с эстетической или практической точки зрения, как о вкладе в «достоинство человека». 1

Эти примеры довольно разнородны, и подразумеваемые посягательства на достоинство, по-видимому, подрывают его по-разному. Не сразу очевидно, является ли достоинство чем-то, что допускает степени, отчуждаемо ли оно от своего обладателя или нет, является ли посягательство на достоинство или носитель достоинства чем-то, что уничтожает достоинство, или является своего рода оскорблением достоинства. Например, расистское насилие оскорбляет человека, подвергшегося насилию, через подразумеваемое утверждение, что у него или нее отсутствует человеческое достоинство, но тем самым не уничтожает достоинство этого человека. С другой стороны, пытки призваны разрушить у жертв пыток чувство собственного достоинства и представление о том, что они являются носителями достоинства в глазах мучителя. Однако стоит обсудить вопрос о том, действительно ли некоторые пытки разрушают достоинство жертвы пыток. 2 Но это только один из способов думать о достоинстве. Позорящие наказания можно рассматривать как направленные на умаление достоинства тех, кто наказан. Достоинство в этом смысле — не внутреннее свойство человека, а синоним самоуважения или социального положения. 3

В настоящее время ученые делятся на четыре отдельные группы в отношении достоинства. Одна группа считает все «разговоры о достоинстве» бессвязными и в лучшем случае бесполезными, а в худшем — вводящими в заблуждение. 4 Рискну предположить, что эта группа является мейнстримом современной англоязычной биоэтики. Другая группа находит, что разговоры о достоинстве в некоторых отношениях проливают свет, но строго сводятся к автономии, расширенной на некоторые маргинальные случаи. К этой группе мы можем отнести Дерика Бейлевелда и Роджера Браунсворда, чью чрезвычайно научную и интересную книгу я обсуждаю ниже. 5, 6 Третья группа рассматривает достоинство как понятие из семейства понятий о способностях, функционировании и социальных взаимодействиях. Примером этой группы являются авторы недавнего набора статей в The Lancet , вдохновленных работами Амартии Сен и Марты Нуссбаум о развитии и свободе. 7, 8, 9, 10 Последняя группа рассматривает достоинство как метафизическое свойство, которым обладают все и только люди, и которое служит основой для философии морали и прав человека. 11– 13 Эта группа, возможно, является мейнстримом в европейской биоэтике и во многих богословских работах по биоэтическим темам, и ее примером является книга Леона Касса, рецензируемая здесь, о которой в свое время будет подробнее.

Прежде чем более подробно рассмотреть эти различные подходы к достоинству, важно отметить один методологический момент. Все эти подходы считают достоинство теоретической концепцией, поскольку оно играет центральную роль в теории морали и философской антропологии (философском исследовании природы человечества и человеческой деятельности). Даже скептики достоинства (первая группа в моем списке выше) выстраивают свою критику, нападая на теории, основанные на достоинстве, а не на достоинстве как таковом. Я не знаю ни одной радикальной критики достоинства, которая считала бы само это слово бессмысленным. Скептики достоинства хотят привести в порядок использование этого слова и, насколько это возможно, «свести» его к какому-то другому моральному или оценочному понятию с лучшими теоретическими обоснованиями. В какой-то степени они разделяют этот проект со второй группой теоретиков, таких как Бейлевелд и Браунсворд, которые допускают, что достоинство имеет некоторое применение в качестве понятия, несводимого к какому-либо другому понятию (например, автономии), но, тем не менее, считают, что концептуальный анализ поможет нам узнать, как и когда можно использовать понятие достоинства просветляющим образом. Помимо использования достоинства в моральных теориях, все четыре группы предлагают теории достоинства (что это такое или что оно означает).

Основная критика всех четырех групп теоретиков может быть направлена ​​на антитеоретические основания. Мы могли бы рассуждать следующим образом. Понять понятие достоинства — это не что иное, как понять способы употребления слова «достоинство» в обычном языке, тщательно изучить эти употребления и четко их описать. Таким образом, работа философии состоит просто в том, чтобы распутать словесные путаницы, возникающие из-за скольжения между различными, грамматически приемлемыми употреблениями. Создавать теорию достоинства и в равной степени пытаться исключить ее из языка — донкихотство, но не донкихотство — пытаться в деталях понять лингвистические употребления достоинства и таким образом добиться некоторой концептуальной ясности. . Изюминкой этого подхода является утверждение, что, возможно, на самом деле дело обстоит так, что мы больше не понимаем, что подразумевается под достоинством в тех формах языковой жизни, для которых оно было значимым понятием. Мы разучились так говорить. Это похоже на заявление Аластера Макинтайра о том, что некоторые разговоры о добродетели сейчас просто не имеют смысла, но это не означает, что они никогда не имели смысла — они не были «ложными» или «бессмысленными» теориями. 14 Некоторые теоретики из четвертой группы утверждают, что господствующая биоэтика глуха к нюансам и значениям морали, основанной на достоинстве, и частично пытаются сохранить очень важную форму морального языка и моральной практики в живых. лицо этого концептуального отсутствия. 15

Я с пониманием отношусь к этой аргументации и считаю, что и отрицательная (теоретизирование о достоинстве — донкихотство), и положительная (что существует достойная исследовательская программа в попытках реконструировать язык достоинства и исследовать его моральное значение в деталях) следует воспринимать серьезно, но в ответ следует сделать два скептических замечания. Во-первых, совсем не ясно, было ли «достоинство» когда-либо частью обыденного языка именно таким образом, как утверждает антитеоретик, и даже если бы это было так, то оно было бы легко применимо вне его обычного использования в новаторских контекстах, таких как исследования стволовых клеток. Это может не только привести к той «грамматической» ошибке, которую антитеоретик пытается довести до основания, но и упустить из виду проблему, состоящую в том, что обычный язык формируется в определенных контекстах жизни и фактического знания, которые могут быть подорваны открытием новых факты. Традиционный язык для обсуждения морального статуса беременности и раннего развития не был идеально приспособлен, например, для обсуждения эмбриона до «ускорения» (по крайней мере, так можно было бы разумно утверждать). Во-вторых, можно утверждать, вопреки антитеоретику, что достоинство есть именно теоретический термин, а не понятие обыденного языка, и работа по тщательному определению и анализу имеет отношение к нему. Теоретизировать об этом не донкихотство, а на самом деле необходимая часть развития нашего понимания.

Другой подход состоит в том, чтобы рассматривать достоинство как «широкое» понятие, которое сочетает в себе описательное значение с оценочным значением и понимание которого требует понимания как описательного, так и оценочного компонентов. 16 Рассмотрим термин «грубый». Сказать, что люди грубы, значит и описать их, и оценить их (аналогично, когда жест или комментарий описывается как грубый). Нельзя дать чисто описательный или фактический отчет о том, что делает человека грубым. Возможно, «достойный», как и «грубый», сочетает в себе описательное и оценочное значения. Это направление мысли можно развивать несколькими взаимосвязанными способами. Во-первых, толстые понятия, как правило, довольно укоренены в культуре, и их трудно перевести. Мы могли бы исследовать, на что похожи культуры «достоинства» и практики разговоров и действий, целью которых является достоинство, и так далее. Эта мысль может свидетельствовать о том, что достоинство культурно относительно, что делает построение морали на достоинстве бесперспективным проектом, учитывая, что привлекательность «человеческого достоинства» заключается в том, что оно должно быть универсальным достоянием и основой всеобщих прав человека. Во-вторых, можно рассмотреть идею о том, что достоинство играет особую роль в когнитивистских этических теориях, в которых возможно моральное познание, причем оценочная составляющая суждения о том, что X обладает достоинством, является не чисто субъективным, а фактически утверждением, которое может быть истинным или ложным, и истинно или ложно независимо от того, во что я верю или воспринимаю. Конечно, теория достоинства должна иметь некоторую связь с метаэтикой и объяснением того, на чем основано значение моральных терминов. Когнитивистская теория достоинства может дать некоторую надежду метафизическим теоретикам достоинства, которые думают, что они знают моральные истины о неправильности патентования форм жизни посредством прямого морального восприятия, а не посредством рациональных аргументов. Тем не менее, такая теория должна быть в состоянии дать нам некоторое представление об отношениях между моральным знанием и моральным аргументом и показать, как утверждения о моральном знании могут быть исправимыми или фальсифицируемыми. Слишком много фактических аргументов о достоинстве имеет тенденцию превращаться в претензии и встречные претензии в отношении моральных интуитивных представлений о том, что такое достоинство, что оно имеет или что может на него повлиять.

Книга Леона Касса привлекла к себе широкое внимание, отчасти потому, что он является давним сотрудником в области биоэтики, отчасти потому, что это один из немногих полноформатных вкладов в дебаты о достоинстве, и в основном потому, что он возглавляет президентский комитет США. Совет по биоэтике. Трактовка Кассом достоинства является метафизической, она пытается указать, что является общим для всех людей с точки зрения того, что дает им моральный статус. Этот подход направлен на прямой вызов господствующей концепции «личности», которая начинается с того, что является морально ценным в парадигмальных случаях людей, а затем обобщается на другие сущности с аналогичными характеристиками, при этом ограничивая внимание (в разной степени) сущностями, лишенными некоторых или все черты личности. Подход, основанный на достоинстве, отвергает эту стратегию отчасти потому, что она подрывает моральный статус «маргинальных» людей (таких как эмбрионы и люди, находящиеся в устойчивом вегетативном состоянии), а отчасти потому, что считает достоинство (или человечность) «примитивным» в что он не может быть далее проанализирован на сопутствующие компоненты. Личность не является «примитивной» в этом смысле, и споры о том, кто ею обладает, а кто нет, широко критикуются не-биоэтиками как нападки на уязвимых людей. С другой стороны, метафизическое достоинство Касса столь же неясно именно потому, что оно считается примитивным термином. Рассказ Касса следует лучше всего понимать как попытку набросать то, на что Роджер Браунсворд назвал «санитарную» моральную философию, и что она будет хвалить или критиковать. К сожалению, книга Касса довольно повторяющаяся, и ей не хватает терпеливого внимания к деталям, необходимого для успешного развития теории. Например, если мы исходим из того, что достоинство является основанием для всех других моральных ценностей, то нам необходимо учитывать отношение этих ценностей к достоинству, почему достоинство ценно, как оно соотносится с физическим воплощением, чего оно требует в конкретных парадигматических формах. ситуации и тд. Слишком часто Касс просто утверждает, что традиционная мораль согласуется с тем, что требует достоинство, и, следовательно, мы должны делать то, что требует традиционная мораль, без дальнейших аргументов. Это бесполезно, если не сказать загадочно, особенно в тех случаях, когда традиционная мораль иссякает, потому что она сталкивается с новыми или трагическими ситуациями. Многие критики Касса с удовольствием прекращают критику на этом, говоря, что, по сути, это бесперспективная философия, плохо продуманная и изощренно изложенная. Я сама была разочарована книгой, но думаю, что в ней есть и достоинства. Во-первых, это манифест для консервативных, нерелигиозных, биоэтических мыслителей, чтобы они более подробно разобрались, каково их видение будущего и почему, и что мы должны сохранить. Я считаю, что биоэтика нуждается в своем Окшотте не меньше, чем в своем Марксе. Во-вторых, Касс излагает некоторые проблемы, которые представляют собой реальные существенные проблемы для господствующей биоэтики, и я считаю, что они заслуживают дальнейшего изучения. Например, его хайдеггеровское описание «технологии» как процесса, который может подорвать наше уважение друг к другу и к природе, хотя и является грубым и пессимистичным, репетирует некоторые важные опасения по поводу наших отношений с природой и с самими собой, которые господствуют в биоэтике (экологической этике, а не в том числе) не обращалась с начала 1970-е годы. Хотя собственный отчет Касса довольно поверхностен, биоэтика, которая не может серьезно отнестись к этому вопросу, является чем-то вроде туловища. Однако читатели могут лучше обратиться к работам Эндрю Финберга или Джеральда Маккенни, если они хотят провести более тщательную работу, связанную с аналогичными вопросами. 17, 18 В равной степени собственная трактовка биоэтики Кассом, по-видимому, серьезно не учитывает необходимость защиты позитивных свобод, равно как и то, чего можно ожидать от новых медицинских технологий, а также того, что следует ожидать от них. бояться.

Монография Дерика Бейлевелда и Роджера Браунсворда сама по себе гораздо более полезна и проницательна, чем том Леона Касса. Его отправной точкой является анализ роли достоинства в европейском праве прав человека и в смежных областях интеллектуальной собственности и трудового права, чтобы понять то, что они называют «биоправом» и его развивающейся судебной практикой в ​​Европе. Они противопоставляют два значения достоинства: достоинство как основу свободы для достижения самостоятельно выбранных целей и достоинство как основу правовых барьеров для достижения (или причинения другим) определенных целей, «противоречащих» достоинству. Они связывают обе концепции с более фундаментальным понятием свободы воли и ее условий, разработанным на основе трактовки свободы воли и прав человека, данной в работе Алана Гвирта. 19, 20 Затем они развивают эту учетную запись, чтобы охватить случаи маргинальных агентов, чтобы дать принципиальное описание пределов наших обязательств перед некоторыми маргинальными или не агентами и, таким образом, основа для правовой защиты маргинальных агентов и к регулированию исследований и другой деятельности с участием маргинальных и неагентов. В нем есть обширный раздел о применении их аргументов в генетике и лечении недееспособных пациентов.

Эта книга является одним из лучших вкладов в биоэтику, которые я видел за последние 20 лет, и она составляет достойную консеквенциалистскую конкуренцию доминирующим консеквенциалистским теориям в англоязычной биоэтике и более традиционному кантианскому подходу, разработанному Онорой. О’Нил. 21 Однако я считаю, что у книги есть два ограничения. Во-первых, в своем бескомпромиссном подходе к достоинству как к теоретическому термину в юриспруденции он не принимает во внимание более тонкую грамматику достоинства в различных контекстах его использования. Это серьезный вопрос для юриспруденции, является ли эта стратегия сосредоточения внимания на букве закона и его судебном толковании, без учета культурной укорененности этого права и языков права, полностью разумной. Более того, даже в рамках «чистой» юриспруденции можно утверждать, что рациональная реконструкция закона, предпринятая Бейлевелдом и Браунсвордом, не может точно уловить смысл юридического дискурса и что герменевтический подход, применяющий принцип милосердия Дэвидсона (интерпретируйте то, что вы читаете таким образом, чтобы максимизировать его внутреннюю согласованность и последовательность) может быть более продуктивным подходом. 22 Во-вторых, подход Бейлевелда и Браунсворда, связанный с автономией и скорее с негативной, чем с позитивной свободой, игнорирует вопросы достоинства, поднятые Сеном и его последователями, касающимися взаимосвязи между относительной депривацией и утратой достоинства с точки зрения социальных способностей. Будущая работа над достоинством должна будет охватывать его социальные отношения, а также метафизические и рациональные черты концепции, связанные с автономией.

По-своему, обе рассматриваемые здесь книги бросают вызов недавнему утверждению Рут Маклин о том, что «достоинство — бесполезная концепция». 4 Бейлевелд и Браунсворд проделали долгий путь, чтобы оправдать ее заявление о том, что в достоинстве важна автономия или способность к ней; но они также идут дальше и дают достаточно убедительное объяснение того, как уважать способность к автономии тех, у кого ее нет и, возможно, никогда ею не обладают, что частично основано на описании обязательств и привычек добродетельного деятеля в отношении тех, кто уязвим и маргинален. Эта версия предполагает, что концепцию достоинства нельзя полностью исключить из биоэтических аргументов. С другой стороны, Касс, вызывавший большую часть гнева Маклина, хотя и не смог дать интеллектуально удовлетворительного описания достоинства, тем не менее ставит некоторые задачи перед господствующим специалистом по биоэтике, поскольку он показывает, что язык сановников обладает определенной жизненной силой и вызывает озабоченность. с большими вопросами о природе человечества и его присущем ему «достоинстве» в кантовском смысле, которые требуют развития и, возможно, противостояния, а не простого отстранения. Ни один из рассмотренных здесь подходов не затрагивает ни очень сложные вопросы необходимых позитивных свобод для настоящей достойной жизни, ни значимость посягательств на достоинство помимо физического вреда, связанных с пытками и другими видами унижения. Текущая работа Джонатана Гловера 23 и Марта Нуссбаум 3 предлагают подходы к этой проблеме, которые серьезно относятся к психологии достоинства — область исследования, отсутствующая как в книгах Касса, так и в книгах Бейлевелда и Браунсворда. В более позитивном плане, ни один из современных авторов не придает большого значения размышлениям о достижениях или даже усовершенствованиях человеческих способностей, которые повышают достоинство или уважение к достоинству. По иронии судьбы это, как правило, является главной заботой трансгуманистов, а не гуманистов-преемников Пико. 24 Все это говорит о том, что достоинство останется предметом исследований еще несколько лет, и призывы к его закрытию как бессвязные могут быть преждевременными.

ССЫЛКИ

  1. Мирандола П делла . Достоинство человека. Бейзингсток: Макмиллан, 1985.

    .
  2. Миль SH . Абу-Грейб: его наследие для военной медицины. Ланцет 2004; 364: 725–9.

  3. Nussbaum MC . Прятаться от человечества: отвращение, стыд и закон. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 2004.

    .
  4. Маклин Р . Достоинство — бесполезное понятие. BMJ2003;327:1419–20.

  5. Коричневый меч R . Биоэтика сегодня, биоэтика завтра: исследования стволовых клеток и «санитарный альянс». Журнал Нотр-Дама по праву, этике и государственной политике, 2003 г.; 17:15–51.

  6. Beyleveld D , Brownsword R. Человеческое достоинство в биоэтике и биоправе. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2001.

    .
  7. Сен А . Неравенство пересмотрено. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1992.

    .
  8. Nussbaum MC . Женщины и развитие человека. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2000.

  9. Сурок MG . Достоинство и неравенство. Ланцет 2004; 364: 1019–20.

  10. Хортон Р . Возрождение человеческого достоинства. Ланцет 2004; 364: 1081–5.

  11. Президентский совет по биоэтике . Клонирование человека и человеческое достоинство. Вашингтон, округ Колумбия: Президентский совет по биоэтике, 2002 г. http://bioethics.gov/reports/cloningreport/index.html lpar; по состоянию на 25 апреля 2005 г.).

  12. Касс ЛР . Жизнь, свобода и защита достоинства. Сан-Франциско, Калифорния: Encounter Books, 2002.

    .
  13. Nordenfelt L . Достоинство и забота о пожилых. Медицина, здравоохранение и философия 2003; 6: 103–10.

  14. Макинтайр А . После добродетели: исследование теории морали , второе издание. Лондон: Дакворт, 19 лет.88.

  15. Маклин А . Устранение морали: размышления об утилитаризме и биоэтике. Лондон: Рутледж, 1993.

    .
  16. Уолцер М . Толстый и тонкий: моральный аргумент дома и за рубежом. Нотр-Дам, Индиана: University of Notre Dame Press, 1996.

  17. Финберг А . Критическая теория техники. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 19.92.

  18. McKenny GP . Облегчить состояние человека: биоэтика, технологии и тело. Стоуни-Брук, Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка, 1997.

    .
  19. Гевирт А . Разум и мораль. Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press, 1978.

    .
  20. Beyleveld D . Диалектическая необходимость морали: анализ и защита аргумента Алана Гьюирта о принципе родовой непротиворечивости. Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press, 19.91.

  21. О’Нил О . Автономия и доверие к биоэтике. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2002.

    .
  22. Дэвидсон Д . Исследования истины и интерпретация. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1984.

    .
  23. Гловер Дж . Человечество: моральная история ХХ века. Лондон: Пимлико, 19 лет.99.

  24. Бостром N . В защиту трансчеловеческого достоинства. 2003. http://www.nickbostrom.com/ethics/dignity.html (по состоянию на 25 апреля 2005 г.).

Сноски

Прочтите полный текст или загрузите PDF:

Подписаться

Войдите под своим именем пользователя и паролем

Для личных счетов ИЛИ управляющих корпоративными счетами

Имя пользователя *

Пароль *

Забыли данные для входа? Зарегистрировать новую учетную запись?

Забыли имя пользователя или пароль?

Базовое чувство человеческого достоинства (адаптированное)

Дневниковые записи еврейской женщины, заключенной в тюрьму в Берген-Бельзене, проливают свет на то, как заключенных в лагерях и гетто лишали достоинства.

Последнее обновление:

Чтение

Английский — США

  • История
  • Холокост

Ханна Леви-Хасс была югославской учительницей, заключенной в концентрационный лагерь Берген-Бельзен в Германии. Ее держали в части лагеря для «обменных заключенных» — заключенных, которых нацисты думали, что они смогут обменять на немцев, находящихся в плену в других странах. Среди заключенных по обмену было много детей.

Леви-Хасс записала в своем дневнике как о потере человеческого достоинства, от которой она и другие пострадали, так и о том, как они стремились восстановить его.

8 ноября 1944 г.

Хотелось бы почувствовать что-то приятное, эстетическое, пробудить более благородные, нежные чувства, достойные эмоции. Это сложно. Я напрягаю свое воображение, но ничего не приходит. В нашем существовании есть что-то жестокое, звериное. Все человеческое сводится к нулю. Узы дружбы сохраняются только в силу привычки, но обычно побеждает нетерпимость. Воспоминания о красоте стираются; художественные радости прошлого немыслимы в нашем нынешнем состоянии. Мозг как бы парализован, дух нарушен.

. . . Мы не умерли, но мы мертвы. Они сумели убить в нас не только наше право на жизнь в настоящем, а у многих из нас, правда, право на будущую жизнь. . .

Я все переворачиваю в уме, хочу . . . и я абсолютно ничего не помню. Как будто это был не я. Все вычеркнуто из моей памяти. В течение первых нескольких недель мы все еще были внутренне связаны с нашими прошлыми жизнями; у нас остался вкус к мечтам, к воспоминаниям. . .

18 ноября 1944 г.

Несмотря ни на что, моя работа с детьми продолжается. . . . Я отчаянно цепляюсь за любую возможность, даже самую маленькую, чтобы собрать детей вместе, чтобы воспитать в них и во мне хотя бы малейшую остроту ума, а также элементарное чувство человеческого достоинства.

В лагере решили, что субботы будут посвящены детским развлечениям, в основном религиозного характера. В нашем бараке мы также используем субботы, чтобы развлечь детей, но в основном адаптированные к общему менталитету здешних людей: устные декламации, пение соло или хором, небольшие театральные постановки. При полном отсутствии книг я собираю и записываю материал для этих спектаклей по воспоминаниям детей и своим собственным и чаще всего приходится прибегать к импровизирующим текстам или стихотворным строчкам. Благодаря неутомимым усилиям и концентрации всех моих учеников удалось восстановить целый ряд известных мелодий, но слова ускользают от нас, как будто их засосало в яму. Так мы начинаем придумывать строки, рифмовать, создавать глубоко затрагивающие нас тексты, взывать к нашей далекой родине, славной и героической. . .

Я выполняю эту задачу стихийно, даже инстинктивно, я бы сказал, по непреодолимой потребности в моей душе — в те редкие минуты, когда мне удается ее разбудить, — и по непреодолимой потребности, которую я ясно чувствую, исходящей из детских душ. Потому что они берут на себя мою инициативу, они возбуждаются, они хотят жить, они хотят радоваться, это сильнее их. Какое горе! 1

Вопросы по подключению

  1. Какие условия необходимы для того, чтобы человек мог испытывать «базовое чувство человеческого достоинства»? Как немцы лишили заключенных в лагерях этого достоинства?
  2. Что вас больше всего поразило в дневниковой записи Леви-Хасса от 8 ноября 1944 года? Что она имела в виду, когда писала: «Мы не умерли, но мы мертвы»?
  3. Какую роль играет память в вашем чувстве собственного достоинства? Какую роль он играет в вашем самоощущении? Как связаны личность и достоинство?
  4. Чему посвящены субботы в лагере, согласно дневниковой записи Леви-Асса от 18 ноября 1944 года? Как эти действия направлены на формирование или восстановление чувства человеческого достоинства у некоторых заключенных Берген-Бельзена? Являются ли субботние мероприятия актами сопротивления? Почему или почему нет?
  • 1Ханна Леви-Хасс и Амира Хасс, Дневник Берген-Бельзена, пер.

Добавить комментарий