Делинквентного: Особенности делинквентного поведения учащейся молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Содержание

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Психопатии и акцентуации характера у подростков››

Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений (от лат delinquo— совершить проступок, провиниться), отличающихся от криминала, т е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей (на сленге делинквентных подростков обозначается выражением «трясти деньги» малыша заставляют прыгать, чтобы услышать, не зазвенят ли у него монеты), угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, которые потом бросают где попало. Реже встречаются мошенничество, мелкие противозаконные спекулятивные сделки («фарцовка-»), вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с Уголовным Кодексом СССР и союзных республик, да и у взрослых подобное поведение чаще служит предметом разбирательства товарищеских судов и причиной административных взысканий.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних при местных Советах народных депутатов.

Иногда все эти нарушения поведения называют «девиантным поведением», что не совсем точно отражает суть дела. Девиантность — отклонение от принятых норм — понятие более широкое, оно включает не только делинквентность, но и другие нарушения поведения — от ранней алкоголизации до суицидных попыток.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины — недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85 % делинквентных подростков, по данным разных авторов, вырастают в неполной семье, т.

 е. без отца, или в семье деформированной — с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой.

Немалое значение имеют безнадзорность, воспитание по типу «гипопротекции» [Jenkins R., 1969; Вдовиченко А. А., 1976; Гурьева В. А., Гиндикин В. Я., 1980] Росту делинквентности среди подростков способствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужить армия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырех миллионов [Миньковский Г М., 1965].

Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. По мнению L. Michaux (1964), до 70 % делинквентных подростков обнаруживает изначальные нарушения характера. А. А. Вдовиченко (1976) среди делинквентных подростков в 66 % установил различные типы акцентуаций характера.

Н. И. Озерецкий (1932) среди беспризорников 20-х годов в 21—28 % диагностировал психопатию.

Среди обследованных нами 300 подростков мужского пола 14—17 лет, госпитализированных в психиатрическую клинику в связи с непсихотическими нарушениями поведения, острыми аффективными реакциями и другими реактивными состояниями, делинквентное поведение отмечено в 40 %. Наиболее частым его проявлением были прогулы, уклонение от учебы и труда, мелкое воровство, драки со сверстниками. Реже встречались другие формы делинквентности — хулиганство, отнимание денег у малышей и слабых сверстников, угон велосипедов и мотоциклов с целью покататься, приставание к иностранцам, выпрашивание у них подачек, вызывающее поведение в общественных местах.

Склонность к делинквентности связана как со степенью аномалии характера (психопатии, акцентуации), так и в еще большей степени с ее типом. Делинквентное поведение при психопатиях отмечено нами в 49 %, а при акцентуациях характера — лишь в 29 % (Р < 0,01). Наиболее подвержен делинквентности неустойчивый тип психопатии и акцентуации:

Тип психопатии или акцентуации характера

Частота делинквентности (%)

Неустойчивый

76

Эпилептоидный

61

Истероидный

52

Шизоидный

44

Гипертимный

36

Лабильный

36

Таким типам, как сенситивный и психастенический, делинквентность вообще не свойственна. Циклоиды способны на эпизодические делинквентные поступки во время гипертимной фазы, реже у них встречаются делинквентные эквиваленты субдепрессивных фаз [Личко А. Е., 1979]. «При обследовании делинквентных подростков, направляемых в специальное ПТУ, наиболее частыми типами акцентуаций характера также оказались неустойчивый, эпилептоидный и истероидный [Вдовиченко А. А., 1976].

Делинквентность шизоидов обычно проявляется, когда отклонение характера от нормы достигает степени психопатии. У неустойчивых, истероидов и гипертимов делинквентность достаточно часто встречается на фоне акцентуации характера.

Каждому типу психопатий и акцентуаций характера присущи определенные особенности делинквентного поведения. У неустойчивых наблюдаются два возрастных пика делинквентности. Один из них совпадает с переходом в 4—5-й классы школы — от одного учителя к предметной системе с усложнением программ обучения и одновременно с началом полового созревания. Другой пик падает на окончание 8-летнего образования и переход к профессиональному обучению.

Делинквентность неустойчивых в 90 % сочетается с ранней алкоголизацией.

У гипертимов начало делинквентности в 50 % падает на предподростковый возраст — на 10—12 лет.

Делинквентность истероидов начинается в разные годы — от 10 до 15 лет. У них выявляется особая склонность к мелкому воровству, мошенничеству, вызывающей манере вести себя в общественных местах. Алкоголизация у истероидов встречалась лишь в 35 %. Зато у 60 % угроза наказания за совершенные проступки толкала на демонстративное суицидальное поведение.

Возрастные особенности начала делинквентности у эпилептоидов сходны с таковыми у неустойчивых, однако драки и даже жестокие избиения у них не уступают воровству.

Начало делинквентного поведения у шизоидов в 60 % относилось к более старшему подростковому возрасту — к 15—16 годам. У них часто приходилось сталкиваться с сексуальной делинквентностью (развратные действия, эксгибиционизм, гомосексуальные сношения и др.).

Мотивы одних и тех же делинквентных поступков могли быть самыми различными при разных типах психопатий и акцентуаций характера. Кражи неустойчивого подростка — чаще всего путь раздобыть средства для развлечений и удовольствий. Кражи гипертимного подростка могут носить «престижный характер», т е. предназначены показать сверстникам его смелость и превосходство. Эпилептоиды воруют, имея целью прежде всего присвоение материальной ценности, но иногда сам риск, острые ощущения («холодок») в процессе совершения кражи доставляют им трудно описуемое наслаждение. Среди шизоидов встречаются «символические» кражи (присвоение предметов, принадлежащих объекту тайного обожания), кражи во имя «восстановления справедливости» или в целях пополнения собираемой коллекции.

Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации



В статье раскрыты особенности делинквентного поведения подростков, дифференцированы понятия деликвентного и девиантного поведения. Рассмотрены особенности социально-психологической адаптации подростков и возможности профилактики их делинквентного поведения в условиях общеобразовательного учреждения.

Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, делинквент, деликт, подросток.

Глубокие экономические и социальные изменения, произошедшие в России в начале XXI века, отразились и на населении, проживающем в ней. Наряду с положительными изменениями: инновационные технологии, множество открытий, достижений, значительный социальный прогресс и др., усилились также и отрицательные направленности. К ним можно отнести: деградацию семьи как наиболее важного социального института, внезапное снижение духовности и нравственности населения, школьную и социальную дезадаптацию детей и подростков, усугубление ситуации преступной деятельности и т. д. Результатом этих изменений стало увеличение в подростковой среде делинквентных форм поведения, что приобрело в последние годы массовый характер. Под делинквентным поведением подразумевается нарушение социальных норм со склонностью к правонарушению, в особо тяжких проявлениях влекущее за собой уголовную ответственность.

Таким образом, социальная значимость анализа проблем делинквентного поведения подростков становится в данное время особенно актуальной. Поэтому возникает потребность в точном представлении факторов делинквентности подростков, и какие мероприятия следует совершать для сопротивления складывающейся тревожной действительности. Исследование сущности этих явлений даст возможность выработки приемлемых способов влияния на делинквентов, будет обуславливать процессы рефлексии у них, что в конечном результате сформирует условия для овладения подростками социальных, нравственных и правовых норм.

Во взглядах зарубежных ученых XIX–XX вв. вопрос делинквентного поведения представлен в исследованиях Ф. Фелдмана, Б. Шелдона Х. Каплан, Л. Додлера, и др.

В современных отечественных исследованиях проблема делинквентного поведения отражена в трудах таких авторов как: В. Д. Менделевич, Е. В. Змановская, С. А. Кулаков, А. Е. Личко, Е. Н. Кондрат, В. И. Добреньков и А. И. Кравченко и др.

В частности, В. И. Добреньков и А. И. Кравченко пишут о том, что в социологии делинквентное поведение понимается как комплекс противоправных поступков или преступлений [2].

А. Е. Личко, говорит о том, что девиантное поведение — это более широкое понятие, которое включает в себя делинквентность. Делинквентное поведение, по определению А. Е. Личко, — «это цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т е. наказуемых, согласно Уголовному Кодексу, серьезных правонарушений и преступлений» [3].

Е. В. Змановская в своих исследованиях представляет делинквентное поведение, как поступки определенного человека, несоответствующие установленным в определенном обществе и в определенное время нормам, угрожающие благосостоянию других людей и уголовно преследуемые в крайних своих проявлениях [2].

Таким образом, как следует из приведенных выше определений, в научном обществе преобладает точка зрения, что делинквентное поведение — это разновидность девиантного поведения. Кроме того, изучение психологической и социологической литературы по данной проблематике показало, что понятие «делинквентность» проявляется в форме мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления и не влекущих за собой уголовное наказание, за исключением случаев крайнего своего проявления. Личность, демонстрирующая противоправное поведение, систематизируется как делинквентная личность (делинквент), а сами поступки — деликтами.

Делинквентное поведение как одна из разновидностей девиантного поведения подростка, выступает наиболее серьезной формой девиаций, проявляющейся во влиянии на нервную систему подростка совокупности отрицательных социально-психологических, психофизиологических причин. К ним относят: недостатки семейного воспитания, акцентуации характера, подростковый нигилизм, психологические травмы и пр., следствием чего выступают правонарушения, совершаемые с различной тяжестью.

Исследователи выделяют следующие варианты делинквентного поведения:

  1. Нежелание посещения учебных заведений, отказ от трудовой деятельности, регулярное невыполнение заданий, прогулы.
  2. Систематическое нахождение в антиобщественных и неформальных группировках.
  3. Антиобщественное насильственное поведение: драки, агрессия, порча и уничтожении имущества.
  4. Антиобщественные корыстные поступки. К ним относятся: мелкие кражи, вымогательство.
  5. Уходы из дома, бродяжничество.
  6. Азартные игры.

Делинквентное поведение подростков — прежде всего результат негативного стиля семейного воспитания. Неблагополучие семьи, школьная и социальная дезадаптация, такие трагические события в жизни подростка, как смерть одного из родителей, жестокое обращение с ребенком в семье и вне семьи — все эти причины становятся основополагающими при обсуждении деликтов подростка. Особой причиной, оказывающей воздействие на формирование делинквентного поведения подростков, выступает негативное влияние систем массовой коммуникации, а также отрицательного влияния средств массовой информации.

Для изучения делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения нами было проведено исследование среди учащихся 15–16 лет в некоторых школах Арзамасского района в количестве 28 человек.

В целях диагностики нами были выбраны следующие методики: «Шкала поиска острых ощущений, или чего вы хотите от жизни?» (М. Цукерман), «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел) и методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук).

Методика «Шкала поиска острых ощущений, или чего вы хотите от жизни?» (М. Цукерман) используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам.

В ходе диагностического исследования, нами были получены следующие результаты. У 16 (57 %) испытуемых был выявлен средний уровень потребностей в острых ощущениях. Что говорит о том, что подростки умеют контролировать свои потребности в поиске острых ощущений, то есть, с одной стороны — они открыты новому опыту, а с другой — собранны и разумны в необходимых моментах жизни. У 10 (36 %) учащихся наблюдается низкий уровень потребности в острых ощущениях, что свидетельствует о том, что они предпочитают устойчивость и стабильность неизведанному и неожиданному в своей жизни. У 2 (7 %) подростков был выявлен высокий уровень. Таким детям характерно желание новых, острых эмоций, что зачастую может побуждать их к участию в рискованных авантюрах.

Для того чтобы выявить учащихся, склонных к проявлениям делинквентных форм поведения, нами была проведена методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел). Она включает в себя результаты исследования по семи шкалам: шкала установки на социальную желательность, шкала склонности к преодолению норм и правил, шкала склонности к аддиктивному поведению, шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, шкала склонности к агрессии и насилию, шкала волевого контроля эмоциональных реакций и шкала склонности к делинквентному поведению.

В соответствии с темой нашего исследования, особый интерес привлекли результаты по шкале склонности к делинквентному поведению. Данная шкала определяет предрасположенность подростков к действиям, носящим делинквентный характер. Образно говоря, шкала выявляет «деликвентный потенциал», который может проявиться лишь под воздействием определенных факторов в жизни подростка. Высокий результат по данной шкале был обнаружен у 2 испытуемых (8 %), что свидетельствует о высокой готовности к осуществлению деликвентного поведения. У 8 (28 %) испытуемых был выявлен средний уровень. У таких подростков имеется наличие деликвентных тенденций, а также присутствует низкий уровень социального контроля. Низкий результат по данной шкале был обнаружен у большинства испытуемых (19 человек, 68 %). Данный результат свидетельствует о невыраженности исследуемого признака, а также о высоком уровне социального контроля.

Заключительной методикой, которую мы использовали в данном диагностическом исследовании, стала методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук). Ее целью является выявление подростков, относящихся к группе риска. Она включает в себя пять шкал: отношения в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе и акцентуации характера.

По первой шкале «Отношение к семье» видно высокие баллы набрали 3 (11 %) испытуемых, что свидетельствуют о нарушении взаимоотношений в семье. Средний уровень был выявлен у 11 (39 %) испытуемых, а низкий — у 14 (50 %) испытуемых.

По второй шкале агрессивности высокий результат получили 2 (8 %) испытуемых, что говорит о повышенной враждебности, грубости, задиристости. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска. 8 (29 %) испытуемых нами были отнесены к среднему уровню агрессии, а 18 (64 %) подростков набрали низкий балл по данной шкале, что свидетельствует о низкой агрессивности.

По шкале недоверия к людям 3 (11 %) испытуемых получили высокие баллы. Данный результат говорит о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие подростки часто бывают пассивными и замкнутыми в общении со сверстниками вследствие опасений быть отвергнутыми. Средний уровень недоверия к людям был диагностирован у 10 (36 %) подростков, низкий — у 15 (53 %) испытуемых.

По шкале «Неуверенность в себе» 4 (14 %) испытуемых отнесены нами к высокому уровню, что свидетельствует о неуверенности подростков в себе, также о повышенной тревожности, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки, а эти подростки, могут быть отнесены к группе риска. Средние баллы получили 9 (32 %) испытуемых. К низкому уровню неуверенности в себе отнесены нами 15 (54 %) подростков.

По шкале акцентауций характера нами были получены следующие результаты:

– к гипертимному типу акцентуации характера относятся 13 (46 %) испытуемых. Особенностью таких подростков являются: почти всегда хорошим настроение, высокий тонус, активность, лидерские задатки. Но также они неустойчивы в интересах, недостаточно разборчивы в знакомствах, не любят дисциплины, однообразия, рутинной работы, бурно реагируют на события, раздражительны.

– к истероидному типу относятся 3 (11 %) испытуемых. Подростки с такой акцентуацией проявляют «нарциссизм», желают внимания, восхищения, сочувствия со стороны окружающих людей, стараются показать себя в лучшем свете, демонстративны в поведении, претендуют на выгодное положение среди сверстников, непостоянны и ненадежны в человеческих взаимоотношениях.

– шизоидная акцентуация была выявлена у 3 (11 %) учащихся. Такие ребята характеризуются замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, имеют сложности в установлении нормальных контактов с людьми, часто уходят в себя, в свой внутренний мир, в мир фантазерства и мечтаний.

– эмоционально лабильный тип был диагностирован у 5 (18 %) подростков. Такие дети крайне непредсказуемы и изменчивы в настроении. Они отличаются высокой выраженностью эмпатии, сопереживания к окружающим людям.

Таким образом, полученные нами результаты в ходе диагностического исследования свидетельствует о том, что у испытуемых наблюдается склонность к делинквентному поведению. Также у подростков было выявлено наличие агрессивности, неуверенность в себе, негативные отношения в семье, недоверие к людям, неуверенность в себе.

Поэтому одной из наиболее важных и общественно значимых задач, стоящих перед современным обществом сегодня, определенно, выступает поиск путей снижения преступности среди подростков и усиление действенности их профилактики.

Под профилактикой понимаются научно аргументированные и своевременно совершаемые действия, нацеленные на предупреждение возможных физических или социокультурных отклонений у детей группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья подростков [1].

Для определения и профилактики делинквентного поведения подростков педагогу-психологу важно научить их психологическим навыкам поведения, опыту принимать правильные решения в той или иной ситуации, чтобы в будущем стать общественно-компетентными личностями. Становление личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их отрицательных действий начинать следует с воспитания у них позитивного образа «Я», уважения самого себя, совершенствование способности к критичному мышлению, умения расставлять перед собой правильные приоритеты, а также принимать ответственные решения.

Исследуя особенности проявлений склонности к делинквентому поведению у подростков, можно выделить следующие направления профилактической работы:

– ранняя диагностика подростков, относящихся к «группе риска»;

– выявление и общественный контроль за неблагополучными семьями с негативными стилями воспитания;

– организация консультационных и разъяснительных работ с семьями и педагогами;

– организация мероприятий по устранению, переориентации взаимодействия социально и педагогически дезадаптированных подростков. Создание программ индивидуально-профилактического влияния на подростков, склонных к делинквентному поведению;

– улучшение системы правового информирования учащихся. [4].

Таким образом, делинквентные явления в поведении подростков должны прорабатываться специалистами (психологами) с применением профессиональных диагностик, которые способствуют своевременному выявлению негативных направленностей личности подростков и предупредить становление склонности к реализации деликтов. Комплексный подход в профилактической работе учителей и специалистов даст возможность компетентно проводить коррекционные мероприятия, помогающие совершенствованию социальной, педагогической и психологической адаптации подростков в социуме.

Литература:

  1. Гонеев и др. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2002.
  2. Добреньков, В. И. Социология: т. 3: Социальные институты и процессы / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М.: Инфа- М, 2009. — 292 с
  3. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие / Е. В. Змановская. — М.: Академия, 2003. — 228 с.
  4. Савина Н. Н. Подростковая делинквентность: природа, причины, предупреждение / Н. Н. Савина; Российская академия наук; Институт электронных программно-методических средств обучения. Науч. изд.-Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2006. 168 с.

Основные термины (генерируются автоматически): поведение, поведение подростков, подросток, шкала склонности, испытуемый, девиантное поведение, шкала, высокий уровень, группа риска, семья.

(PDF) Детерминация делинквентного поведения несовершеннолетних

Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и

управление. 2017. № 3 (82)

писаниях, человеческое поведение расценивается обществом положительно, если оно не проти-

воречит общепринятым эталонам поступков, а человек руководствуется ими в своей повседневной

жизни. В то же время поведение людей, не совпадающее с нормами, нарушающее общественные

правила, квалифицируется как отклоняющееся и антиобщественное [3, с. 294].

Дело в том, что девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием чело-

веческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах

нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям [4, с. 17].

Проанализировав различные источники, можно заметить, что вместе с девиантным поведе-

нием употребляется тождественная ему формулировка – «отклоняющееся поведение», а зачастую

применяются и такие синонимы, как: делинквентное, антисоциальное, аддиктивное, неадекватное,

нестандартное, деструктивное, саморазрушающее, патология поведения и т. д.; а самих несовер-

шеннолетних называют детьми «группы риска», «трудными» подростками, трудновоспитуемыми,

педагогически «запущенными», социально «запущенными».

Российские научные деятели обозначают девиантное поведение как составное явление об-

щества, в котором находит свое отражение «одна из возможных форм проявления подростковой

дезадаптации, принимающая в разных ситуациях патогенный, психосоциальный и асоциальный

характер» [5, с.10]; «социальное отклонение от существующих социальных норм, их нарушение, т.

е. «ненормальное поведение» с точки зрения нормально значимого фактора» [6, с.11]; «отклоне-

ние от нравственных норм данного общества как явление, имеющее место быть в случаях отсутст-

вия клинически проявляющейся пограничной патологии» [7, с. 10-11]; «отклонение от корыстной,

агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа» [8, с. 112].

Обобщающим можно назвать определение девиантного поведения, данное Е.В. Змановской:

«Отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся

от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой лично-

сти, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [9, с. 15].

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрыва-

ются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющиеся в различных видах и

формах [4, с. 17].

Классификация девиантного поведения затруднительна, так как каждые действия возможно

расценивать как девиантные и недевиантные: это отнесение обусловливается нормативными

предписаниями, их оценкой. Даже путем многократных стремлений ученых сгруппировать отсту п-

ления от норм в поведении до сих пор не получилось сформировать единую типологию.

Психологические классификации отклоняющегося поведения выстраиваются на основе сле-

дующих критериев: вид нарушаемой нормы, психологические цели поведения и его мотивация,

результаты данного поведения и ущерб им причиняемый, индивидуально — стилевые характери-

стики поведения (Ц.П. Короленко и Т.А. Донских В. В. Ковалев В. Д. Менделевич С. А. Беличева Е.

В. Змановская и др.).

Исходя из основных тезисов трудов отечественных (А.А. Александров, Е.В. Змановская, В.В.

Королев, В.Н. Кудрявцев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, И.А. Невский, В.Ф. Пирожков, В.Г. Степа-

нов и др.) и зарубежных научных деятелей (Джекинс, Вест, Ниссен, Робин Фаррингтон, Патаки и

др.), нужно согласиться с рациональностью разграничения отклоняющегося поведения на пре-

ступное (антисоциальное; делинквентное), аморальное (асоциальное), то есть отклоняющееся от

нравственных норм и при этом не влекущее ответственности, закрепленной уголовным законом, и

аутодеструктивное (саморазрушающее).

Делинквентное поведение происходит от латинского delinquens — «проступок, провинность».

Под этим термином понимается противоправное поведение личности — действия конкретной лич-

ности, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожаю-

щие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних сво-

их проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как де-

линквентная личность (делинквент), а сами действия — деликтами.

Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная

ситуация: алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания; безнадзор-

ность; многодетная и неполноценная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты

со значимыми другими.

Как правило, ведущая роль поведения приписывается семье. В ходе многочисленных иссле-

дований была выявлена связь между поведением родителей и поведением детей. Семья может не

дать ребенку необходимой любви и не научить его любить себя, что, в свою очередь, приведет к

Программа «Правовые аспекты профилактики девиантного и делинквентного поведения»

ИНФОРМАЦИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Программа предназначена для учащихся 1 – 9 классов общеобразовательных учреждений, родителей и педагогов.

Цель программы: Правовое просвещение несовершеннолетних, родителей и педагогов образовательных учреждений.

Задачи программы:

  • ознакомление учащихся с основами гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности
  • повышение правовой культуры родителей, развитие их правосознания, формирование активной гражданской позиции.
  • совершенствование правовых знаний педагогов в сфере организации работы с учащимися, склонными к девиантному поведению, и родителями семей «группы риска»

Темы занятий (одно занятие — 2 часа)

Контингент

Работа с учащимися

 

1

Правила поведения на улице, в транспорте и общественных местах

1-4 классы

2

Как не стать жертвой преступления (собственная безопасность)

1-6 классы

3

Профилактика детского травматизма

1-7 классы

4

Несовершеннолетние и закон

5-7 классы

5

Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних и родителей

8-9 классы

6

Административная ответственность несовершеннолетних и родителей

8-9 классы

7

Уголовная ответственность несовершеннолетних

8-9 классы

8

Несовершеннолетние и уголовно-процессуальный кодекс

8-9 классы

Работа с родителями

 

1

Ответственность родителей за воспитание и поведение детей (гражданско-правовая, административная, уголовная)

1-9 классы

2

Антиалкогольное воспитание в семье

7-9 классы

3

Как уберечь ребенка от наркотиков

7-9 классы

4

Как спасти себя и своего ребенка от тоталитарной секты

7-9 классы

Работа с педагогами

 

1

Особенности работы с детьми, склонными к девиантному поведению

1-9 классы

2

Организация работы классных руководителей с семьями группы риска

1-9 классы

3

Основные задачи антиалкогольного воспитания учащихся

7-9 классы

Комплексная профилактика делинквентного (криминогенного) поведения в школьной образовательной среде

Резюме:

Алексей Курц, к. ю.н, доцент

Бизнес-тренер, бизнес-консультант, кандидат юридических наук, доцент Генеральный директор группы компаний «Альфа-консалтинг», Управляющий партнер агентства интернет-маркетинга «Нэтмаркет», основатель образовательного сервиса Bipars.ru, с помощью которого можно получить дополнительное образование не выходя из дома, разработчик системы комплексного корпоративного обучения – Электронный корпоративный университет с автоматической системой аттестации сотрудников.

19 лет в активных продажах (дорожно-строительная техника, бытовая химия, продукты, одежда, услуги и прочее), более 12 лет опыта руководства бизнесом (консалтинг, интернет-маркетинг, франчайзинг).

Провел свыше 500 тренингов и семинаров, обучение прошли более 5000 человек, в том числе 2000 руководителей компаний.

Результаты проведенных семинаров, тренингов и консалтинговых проектов: запущено 74 бизнеса, нанято и обучено 1245 сотрудников, открыто 146 филиалов и представительств для клиентов.

Опыт антикризисного управляющего и консультанта в различных сферах бизнеса, опыт развития компаний «с нуля», построения продаж, развития компаний по франшизе, открытия новых направлений и пр.

В портфолио более 1500 клиентов – юридических лиц в 12 регионах России, увеличивших входящий трафик и продажи от 30 до 200%. Среди клиентов: Scarlett, группа компаний АК БАРС, Сахалинское морское пароходство, Fabio Bruno, Росинтер Ресторантс Холдинг, Alan Clinic, Двери Софья, Choupette, Torex, Пегас туристик, Татнефть и др.

Автор стратегий по развитию бизнеса и привлечению клиентов для компаний федерального уровня в сегменте b2b и b2с в таких сферах, как: торговля (окна, двери, игрушки, мебель, продукты питания), промышленное производство, строительство, недвижимость, юридические услуги, финансовые услуги, общественное питание и др. Автор многочисленных публикаций и интервью по интернет-маркетингу и продажам в газетах, журналах и на TV (Первый канал, МИР24, World Business Channel). Постоянный участник российских конференций в области маркетинга и продаж.

Автор книг:

  1. «Секреты интернет-маркетинга: как сделать сайт продающим». – М., 2014 г. – 114 с.;
  2. «Свой бизнес от А до Я». – М., 2016 г. – 297 с.;
  3. «Управление продажами». – М., 2017 г. – 192 с.

 

Автор видео-курсов:

  1. Интернет-маркетинг;
  2. Управление продажами;
  3. Деловые переговоры;
  4. Личная эффективность руководителя;
  5. Тайм-менеджмент;
  6. Ораторское искусство.
  7. Управление персоналом;
  8. Мотивация персонала;
  9. Тренинг для тренеров;
  10.  Командообразование:
  11.  Повышение продаж с помощью CRM Битрикс24

 

Ключевые компетенции:

  • Привлечение, удержание и возвращение клиентов (лидогенерация, прямые продажи, деловые переговоры, ведение проектов любой сложности)
  • Проведение семинаров и вебинаров
  • Проведение корпоративных и открытых тренингов
  • Управленческий консалтинг
  • Построение системы продаж
  • Внедрение CRM
  • Построение лидогенерации
  • Повышение конверсии продаж
  • Выведение компаний из убытков в прибыль
  • Разработка франчайзинговых документов
  • Построение продаж в компании
  • Наем и обучение рядовых сотрудников и ТОП-менеджмента
  • Формирование и развитие клиентской базы
  • Формирование и проверка отчетности в компании
  • Расширение линейки продуктов
  • Увеличение прибыли
  • Разработка стратегии (маркетинг, продажи, расширение бизнеса, франчайзинг, инвестирование)
  • Взаимодействие с партнерами и конкурентами
  • Улучшение конверсии продаж
  • Разработка систем мотивации и KPI
  • Разработка программ лояльности клиентов
  • Обеспечение эффективности сотрудников на всех этапах

Контакты:

1alfagroup. ru

Bipars.ru

Net-m.ru

8-917-229-16-55

[email protected]