Деловые качества работника и их юридическое значение
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Автор: Турчина О. В., Худякова С. С.
Тема: Оформление приема на работу
Рубрика: Кадровая практика
В процессе становления и развития рынка труда в России все большую актуальность, наряду с реализацией и защитой основных трудовых прав работника, предоставленных ему действующим трудовым законодательством, приобретает удовлетворение личных карьерных амбиций граждан, их профессиональный рост и, как следствие, повышение мотивации на более качественное исполнение трудовых обязанностей.
Важным фактором становится так называемая конкурентоспособность работника, т. е. совокупность различных трудовых, личностно-психологических и профессионально-квалификационных качеств, определяющих его потенциал как работника в процессе возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений, а в конечном итоге – его ценность на рынке труда.
Кстати сказать
В отечественной психологической науке успешное становление специалиста, обеспечивающее эффективность профессиональной деятельности, рассматривается как часть общего развития личности. Специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провели исследование с целью выяснить, что, по мнению россиян, им необходимо для более успешного продвижения по работе. 32 % опрошенных уверены, что в первую очередь им поможет профессионализм и упорная работа, 18 % респондентов делают ставку на нужные связи, столько же называют определяющими личные качества работника – амбиции, активность, обаяние. Еще по 6 % назвали такие факторы, как выслуга лет и результаты аттестации. | Анализируя действующее трудовое законодательство, нетрудно заметить, что почти все вышеперечисленное, за исключением, пожалуй, связей и знакомств, входит в содержание правовой категории «деловые качества работников». |
Что такое «деловые качества»?
Понятие «деловые качества» относится к тем понятиям, которыми до сих пор зачастую оперирует нормативный массив, регулирующий трудовые и тесно связанные с ними отношения, но которые не имеют при этом легального развернутого определения.
Категория «деловые качества» используется и в Трудовом кодексе РФ (например, ст. 3, 64). Причем данный термин всегда употребляется законодателем во множественном числе, что само по себе подразумевает наличие определенного перечня этих самых «качеств», хотя бы примерного. Однако ни перечня, ни легального определения понятия «деловые качества» на сегодняшний день нет.
Некоторую определенность в этот вопрос попытался внести Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление от 17.03.04 № 2), сформулировав для удобства использования понятие деловых качеств.
Обратите внимание!
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда деловые качества работника – способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально — квалификационных и личностных качеств
Согласно п. 10 Постановления от 17.03.04 № 2 под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
Пленум Верховного Суда РФ также указывает, что работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, объединив их в две группы:
требования, которые должны быть предусмотрены в качестве обязательных для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона;
Таким образом, учитывая, что заключение трудового договора с конкретным физическим лицом – это в подавляющем большинстве случаев право работодателя, а не обязанность, работодатель не ограничен в выборе подходящей кандидатуры, если он, во-первых, четко определил перечень деловых качеств, обуславливающих наличие у кандидата потенциальной способности к выполнению данной трудовой функции, и, во-вторых, предусмотрел не противоречащие законодательству адекватные методы оценки этих деловых качеств.
Взгляд Верховного Суда РФ на содержание правовой категории «деловые качества» вряд ли можно признать удачным. Разделяя данную позицию в том, что как деловые качества следует рассматривать способность к выполнению определенной трудовой функции, тем не менее можно недоумевать по поводу отнесения «наличия определенной профессии, специальности, квалификации» к профессионально-квалификационным качествам работника, а «наличия определенного уровня образования» – к личностным. Ведь владение работником определенной профессией, специальностью и квалификацией предполагает получение соответствующего образования.
Отнесение к числу деловых личностных качеств состояния здоровья работника также видится весьма сомнительно, по крайней мере на стадии заключения трудового договора. В статье 65 ТК РФ определен исчерпывающий перечень обязательных документов, которые работодатель по общему правилу может потребовать у гражданина при заключении трудового договора. Отдельно оговаривается, что работодателю запрещается требовать у работника документы, не предусмотренные ТК РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Правовая категория «деловые качества» встречается и в других федеральных законах, содержащих нормы трудового права. В частности, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет, что в Государственную противопожарную службу принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы.
Согласно работниками ведомственной охраны могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану.
Исходя из логики изложения данных норм законодателем, образование и состояние здоровья работника категорией «деловые качества» здесь не охватываются. Отсюда можно сделать вывод, что объем содержания правовой категории «деловые качества» в федеральных законах, содержащих нормы трудового права, существенно отличается от вышеуказанной позиции Пленума Верховного Суда РФ.
Влияние деловых качеств на трудовые отношения
Деловые качества работника не только играют роль при заключении трудового договора, но и влияют на содержание и динамику трудовых правоотношений. К примеру, ст. 132 ТК РФ устанавливает критерии дифференциации оплаты труда работников и закрепляет принцип недопущения дискриминации применительно к институту заработной платы. На первый взгляд, исследуемое понятие в данной статье напрямую законодателем не используется.
Это не единственный случай, когда законодатель не использует непосредственно понятие «деловые качества», однако, по сути, выделяемые им критерии безусловно таковыми являются. Так, статья 70 ТК РФ позволяет включать в трудовой договор условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Логика данной нормы и практика ее применения позволяют утверждать, что фактически речь идет о соответствии деловых качеств работника характеру и условиям поручаемой работы по определенной должности, профессии или специальности. Нормы ТК РФ, обязывающие работодателя предпринять попытку внутреннего трудоустройства работника с целью избежать прекращения трудовых отношений (например, ч. 3 ст. 74, ч. 3 ст. 81, ч. 2 ст. 83, ч. 2 ст. 84 ТК РФ), также опосредованно, через понятие другой подходящей работы, по существу, оперируют категорией «деловые качества». Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 17.03.04 № 2 применительно к данным нормам дает широкое толкование другой работы, включая в ее характеристику требования об учете не только квалификации, но и образования, опыта работы, а также состояния здоровья.
Еще один пример – ст. 179 ТК РФ, устанавливающая преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников. Согласно ч. 1 ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Само понятие «преимущественное право» уже подразумевает определенное неравенство в положении различных работников по отношению друг к другу. Здесь основу такого «неравенства» составляют два критерия – производительность труда и квалификация, т. е. по сути деловые качества работника.
Особое значение термин «деловые качества» приобретает в процессе реализации работником права на продвижение по работе. Данное право предоставлено законодателем работнику посредством провозглашения в ТК РФ принципа обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности (ст. 2 ТК РФ). Условием продвижения по работе здесь выступает только одна группа деловых качеств – профессионально-квалификационных. Однако на примере иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, прослеживается тенденция к расширению подобных условий.
В приказе Минобрнауки России от 12.10.05 № 255 «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, с учетом функций, определенных Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280» также прослеживается некоторое своеобразие в понимании категории «деловые качества». С точки зрения определения понятия «деловые качества» и его места в системе связанных с ним понятий трудового права, интересна система изложения квалификационных требований в данном ведомственном акте. Все квалификационные требования делятся на четыре подгруппы:
1) уровень образования;
2) стаж работы;
3) уровень и характер знаний;
4) профессиональные навыки и деловые качества.
Здесь исследуемое понятие «деловые качества» включено в качестве составляющей в перечень «квалификационных требований», причем те характеристики, которые, по мнению Пленума Верховного Суда РФ, могут быть названы деловыми качествами работника, в данной классификации таковыми не являются.
К сожалению, ни одна из проанализированных классификаций не упрощает задачу по определению понятия «деловые качества» в сфере трудового права.
Для того чтобы дать дефиницию любого понятия, для начала необходимо определить место данного понятия в системе связанных с ним явлений и выделить характерные для него признаки. Применительно к категории «деловые качества работника» необходимо уяснить ее роль и место в процессе труда как форме общественной деятельности, регулируемой трудовым правом.
Представляется, что деловые качества для работника – это тот инструментарий, арсенал профессиональных средств, при помощи которых работник выполняет свою трудовую функцию. Следуя в этом направлении, можно сделать вывод, что перечень деловых качеств в каждом конкретном случае определяется, прежде всего, кругом работ с учетом профессии, специальности, квалификации и должности, т. е. той самой трудовой функцией, для выполнения которой заключается трудовой договор.
Личностные качества должны, на наш взгляд, учитываться лишь в той степени, в какой они могут существенно повлиять на способность качественно выполнять определенную трудовую функцию, а потому они тоже опосредованы спецификой работы по определенной должности, профессии, специальности.
Например, коммуникабельность – необходимое личное качество для надлежащего выполнения трудовой функции по должности «менеджер по рекламе», а требования к желаемому весу и росту работника – зачастую необходимое условие для качественного выполнения работы манекенщиц в модельных агентствах.
Думается, что содержание категории «деловые качества работника» имеет две составляющие: профессионально-квалификационные и личностные качества. К профессионально-квалификационным могут быть отнесены: уровень образования, профессия, специальность, уровень (степень) квалификации, стаж работы по определенной профессии, специальности, должности, опыт работы в определенных отраслях экономики, производительность труда и т. п. Личностные качества могут включать такие характеристики, как нестандартность мышления, коммуникабельность, организаторские способности, определенные внешние данные, отсутствие ограничений (противопоказаний) для осуществления некоторых видов деятельности (работ) по состоянию здоровья и др.
Однако в любом случае при возникновении спора о наличии либо отсутствии дискриминирующих обстоятельств работодатель должен будет доказать, что его требования относительно деловых качеств (профессионально-квалификационных или личностных) работника вызваны исключительно спецификой трудовой функции, характером и условиями выполнения работы.
В результате проведенного исследования нам видится невозможным в тексте федерального закона, коим является ТК РФ, дать исчерпывающий перечень деловых качеств работника (профессионально-квалификационных и личностных), так как их набор обусловлен определенной трудовой функцией. Следовательно, целесообразно ограничиться примерным открытым перечнем, оставляя возможность для локального нормотворчества в пределах работодательской компетенции. Кроме того, в ТК РФ и иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, при употреблении категории «деловые качества» необходимо конкретизировать, о наборе каких характеристик работника идет речь – только ли о профессионально-квалификационных или обо всей совокупности.
Страница не найдена « Региональный центр развития образования
Вход и регистрация
Планы работы РЦРО
Полезные ссылкиСпутники сайта | Извините, но вы ищете то чего здесь нет. | ГлавноеСобытия месяца24 апреля консультационный вебинар по оформлению заявок от образовательных организаций на включение в региональную сеть Центров медиаобразования Томской области 25 апреля завершение приема заявок от обучающихся в возрасте 10-19 лет на конкурсный отбор на июльскую образовательную программу по направлению «Хореография» на базе ОЦ «Сириус» 27 апреля завершение приема паспорта проекта на областной этап Всероссийской акции «Я-гражданин России» завершение приема заявок от педагогов на конкурсный отбор на программу ПК «Особенности работы с одаренными в области информатики школьниками. Проведение олимпиад по информатике» на базе ОЦ «Сириус» 27-28 апреля финал Межрегионального конкурса «Медиапедагог года» 1 мая завершается запись на курсы ОЦ «Сириус» по темам «Дополнительные главы комбинаторики», «Дополнительные главы физики: цепи постоянного тока» 2 мая завершение приема заявок от обучающихся на Конкурс на соискание премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры и на звание «Лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры» завершение приема заявок от образовательных организаций на включение в региональную сеть Центров медиаобразования Томской области 10 мая завершение прием заявок от педагогов на конкурсный отбор на программу ПК «Современная биомедицина в школьном курсе биологии: теория и практика» на базе ОЦ «Сириус» 11 мая финал региональной олимпиады школьников «Умники и умницы Томской области» 12 мая завершение прием заявок от педагогов на конкурсный отбор на программу ПК «Математический кружок в 4-7 классах: программа и методики преподавания» на базе ОЦ «Сириус» 15 мая завершение регистрации обучающихся 5-10 классов на участие в четвертом сезоне Всероссийского конкурса «Большая перемена» 20 мая завершение приема заявок на Всероссийский конкурс «Сохраним историческую память о защитниках НовоРоссии и Донбасса» 21 мая завершение приема заявок от обучающихся 9 классов на конкурсный отбор на октябрьскую математическую образовательную программу на базе ОЦ «Сириус» 25 мая завершение приема заявок от обучающихся в возрасте 10-19 лет на конкурсный отбор на майскую образовательную программу по направлению «Хореография» на базе ОЦ «Сириус» 25 июня завершение приема заявок от обучающихся в возрасте 10-19 лет на конкурсный отбор на сентябрьскую образовательную программу по направлению «Хореография» на базе ОЦ «Сириус» Версия для слабовидящих АрхивАрхивВыберите месяц Апрель 2023 (70) Март 2023 (88) Февраль 2023 (52) Январь 2023 (52) Декабрь 2022 (82) Ноябрь 2022 (97) Октябрь 2022 (98) Сентябрь 2022 (66) Август 2022 (39) Июль 2022 (33) Июнь 2022 (58) Май 2022 (73) Апрель 2022 (103) Март 2022 (96) Февраль 2022 (63) Январь 2022 (51) Декабрь 2021 (68) Ноябрь 2021 (95) Октябрь 2021 (62) Сентябрь 2021 (92) Август 2021 (48) Июль 2021 (40) Июнь 2021 (54) Май 2021 (64) Апрель 2021 (111) Март 2021 (112) Февраль 2021 (87) Январь 2021 (74) Декабрь 2020 (125) Ноябрь 2020 (133) Октябрь 2020 (130) Сентябрь 2020 (96) Август 2020 (47) Июль 2020 (35) Июнь 2020 (83) Май 2020 (78) Апрель 2020 (86) Март 2020 (118) Февраль 2020 (117) Январь 2020 (77) Декабрь 2019 (115) Ноябрь 2019 (151) Октябрь 2019 (165) Сентябрь 2019 (100) Август 2019 (48) Июль 2019 (20) Июнь 2019 (52) Май 2019 (100) Апрель 2019 (180) Март 2019 (128) Февраль 2019 (118) Январь 2019 (86) Декабрь 2018 (103) Ноябрь 2018 (149) Октябрь 2018 (125) Сентябрь 2018 (78) Август 2018 (65) Июль 2018 (19) Июнь 2018 (57) Май 2018 (106) Апрель 2018 (140) Март 2018 (123) Февраль 2018 (116) Январь 2018 (71) Декабрь 2017 (130) Ноябрь 2017 (121) Октябрь 2017 (109) Сентябрь 2017 (82) Август 2017 (59) Июль 2017 (31) Июнь 2017 (52) Май 2017 (80) Апрель 2017 (112) Март 2017 (112) Февраль 2017 (83) Январь 2017 (76) Декабрь 2016 (96) Ноябрь 2016 (92) Октябрь 2016 (101) Сентябрь 2016 (74) Август 2016 (51) Июль 2016 (25) Июнь 2016 (53) Май 2016 (80) Апрель 2016 (92) Март 2016 (81) Февраль 2016 (60) Январь 2016 (49) Декабрь 2015 (54) Ноябрь 2015 (82) Октябрь 2015 (70) Сентябрь 2015 (72) Август 2015 (24) Июль 2015 (16) Июнь 2015 (60) Май 2015 (56) Апрель 2015 (78) Март 2015 (74) Февраль 2015 (59) Январь 2015 (39) Декабрь 2014 (52) Ноябрь 2014 (48) Октябрь 2014 (76) Сентябрь 2014 (67) Август 2014 (81) Июль 2014 (18) Июнь 2014 (33) Май 2014 (52) Апрель 2014 (67) Март 2014 (68) Февраль 2014 (68) Январь 2014 (35) Декабрь 2013 (45) Ноябрь 2013 (46) Октябрь 2013 (43) Сентябрь 2013 (42) Август 2013 (86) Июль 2013 (10) Июнь 2013 (40) Май 2013 (28) Апрель 2013 (76) Март 2013 (62) Февраль 2013 (47) Январь 2013 (29) Декабрь 2012 (44) Ноябрь 2012 (58) Октябрь 2012 (43) Сентябрь 2012 (53) Август 2012 (89) Июль 2012 (19) Июнь 2012 (19) Май 2012 (47) Апрель 2012 (55) Март 2012 (56) Февраль 2012 (59) Январь 2012 (34) Декабрь 2011 (34) Ноябрь 2011 (47) Октябрь 2011 (50) Сентябрь 2011 (26) Август 2011 (11) Июль 2011 (8) Июнь 2011 (29) Май 2011 (26) Апрель 2011 (57) Март 2011 (100) Февраль 2011 (47) Январь 2011 (42) Декабрь 2010 (25) Ноябрь 2010 (40) Октябрь 2010 (19) |
10 самых важных качеств, которыми должен обладать бизнес-лидер
У великого лидера есть дальновидность. Они умеют мотивировать и вдохновлять других; строить, воспитывать и тренировать свою команду. Лидерство означает разных людей для разных людей, но есть несколько общих черт, которые объединяют величайших мировых лидеров. Вот 10:
1. Критическое и стратегическое мышление
Эффективные лидеры аналитически мыслят о своем бизнесе и тех, за кем они наблюдают. Они тратят время и усилия, чтобы получить четкое представление о любых выдающихся слабых сторонах, угрозах, сильных сторонах и возможностях. Это помогает им определить, как они могут поддержать команду и помочь ей преодолеть проблемы. Великие лидеры знают, когда нужно развернуться, постоянно оценивая свой вклад, чтобы увидеть, как он согласуется с политикой и целями организации.
2. Пример
Босс всегда открыт для проверки. Великий лидер не просто говорит людям, что делать: они также служат образцом для подражания. Признаком эффективного лидерства является способность человека «вести разговор», направляя других своим поведением, а не полагаясь на слова.
Это вдохновляет других следовать их примеру. Позиция «делай, как я говорю, а не так, как я делаю» могла сработать в прошлом. Однако маловероятно, что это приведет к ожидаемому результату в современном деловом мире, где сотрудники ожидают, что действия их руководителя будут соответствовать тому, что они говорят.
3. Связь
Ведение бизнеса требует постоянного потока информации как внутри организации, так и за ее пределами. Эффективная коммуникация связывает руководство с сотрудниками, позволяя каждому поддерживать основные ценности компании и работать над достижением целей организации.
Успешная коммуникация поможет уменьшить нагрузку на электронную почту, повысить приверженность сотрудников, повысить производительность сотрудников и облегчить отношения между отделами. Это также снижает текучесть кадров, повышает удовлетворенность и удержание клиентов, а также способствует формированию сильной корпоративной культуры.
4. Смелость
Риск — неотъемлемая часть ведения бизнеса. Хотя любой может мечтать о большем, только предприняв попытку, бизнес-лидеры воплотят эти мечты в реальность. Но там, где есть риск, всегда есть вероятность неудачи. Никто не делает это правильно каждый раз.
Великие лидеры признают свои неудачи, рассматривая неудачи как ценные возможности для обучения, используя их для продвижения вперед и достижения своих целей. Мужество позволяет людям снова встать после того, как они были сбиты с ног, и продолжать попытки, пока не выполнят работу.
5. Целостность
Главным из желаемых качеств бизнес-лидера является честность. Как однажды сказала Мишель Обама, правда имеет значение. В основе честности лежит честность. Великие лидеры не идут коротким путем и не обманывают других. Демонстрируя честность и открытость, бизнес-лидеры завоевывают уважение и доверие своих коллег, своих команд и мира в целом.
6. Уверенность
Чтобы строить и развивать свой бизнес, руководители должны быть открытыми, находчивыми, эмоционально подвижными и уверенными в себе. Уверенность является ключом к тому, чтобы произвести впечатление на инвесторов и закрыть эту прибыльную сделку.
Термин «лидер» вызывает в воображении образ человека, обладающего даром болтливости, способного очаровать птиц с деревьев. На самом деле некоторые из самых успешных предпринимателей и бизнес-лидеров в мире на самом деле интроверты. Известные примеры включают Джеффа Безоса, Уоррена Баффета и Билла Гейтса.
Уверенность на самом деле удивительно поддающаяся освоению черта. Поскольку язык тела передает гораздо больше, чем наши слова, важно сосредоточиться на сообщениях, которые посылают ваши манеры и движения. Вы стоите прямо, не выглядите нервным или взволнованным и поддерживаете правильный зрительный контакт — все это поможет вам выглядеть уверенно.
7. Лояльность
Великие лидеры знают, что лояльность — это улица с двусторонним движением. Они демонстрируют лояльность к своим сотрудникам, выражая признательность конкретными способами и обеспечивая, чтобы все члены команды могли получить доступ к ресурсам и обучению, которые им необходимы для выполнения их работы. В конце концов, сотрудники, которые видят, что лидеры лояльны к ним, с гораздо большей вероятностью проявят лояльность в ответ.
8. Выявление и развитие потенциала
Проницательный руководитель старается лучше узнать своих сотрудников и понять, что их движет. Они не только замечают таланты в своих сотрудниках, но и развивают этот талант на благо компании. Важно поощрять талантливых сотрудников, помогая им учиться и расти, чтобы они тоже могли стать эффективными лидерами.
9. Допуск
Каждый человек время от времени совершает ошибки. Что отличает эффективных лидеров, так это способность подходить к ошибкам с точки зрения сострадания и самосовершенствования. Когда сотрудник совершает ошибку, великий руководитель проявляет понимание. Вместо того, чтобы унижать сотрудника или расстраиваться, они помогают исправить проблемы и проанализировать, что пошло не так после события, чтобы избежать повторения ошибки.
10. Возможность делегирования
Как сказал Джон К. Максвелл, «если вы хотите сделать несколько мелких вещей правильно, сделайте их сами. Если вы хотите делать великие дела и оказывать большое влияние, научитесь делегировать». Чтобы сосредоточиться на своем видении, великие лидеры делегируют задачи, высвобождая свое время, чтобы они могли сосредоточиться на конечной цели. Это также дает сотрудникам возможность брать на себя большую ответственность и способствует их профессиональному развитию.
10 главных качеств успешных бизнесменов
Содержание
- Качества успешного бизнесмена
- 1. Целеустремленность и воля к успеху
- 2. Инициативность и быстрые решения
- 3. Умный мыслитель
- 4. Честность и нравственность
- 6
- 5. Непрерывное обучение и обучение 9000 и обновление
- 7. Способность прогнозировать
- 8. Динамичное лидерство
- 9. Способность идти на риск
- 10. Личные качества
В сегодняшней высококонкурентной деловой среде вести бизнес очень сложно. Глобализированная бизнес-среда, информационная революция, новые формы конкуренции, всегда требовательные клиенты, быстро меняющиеся технологии и колебания экономической активности создают как возможности, так и проблемы. Чтобы извлечь выгоду из возможностей и превратить проблемы в возможности, бизнесмены должны обладать следующими качествами:
10 главных качеств успешного бизнесмена
1. Целеустремленность и воля к успеху
Деловой человек должен обладать мужеством и боевым духом. Могут быть первоначальные неудачи и неудачи. Он не должен позволять им влиять на его внимание и концентрацию. Он должен обладать терпением и настойчивостью, чтобы бороться со всеми проблемами и преодолевать все препятствия для достижения успеха.
Например, когда в 1981 году создавалась компания Infosys, многие банки отказывали ей в кредитах, импорт компьютеров задерживался, а клиенты неохотно размещали заказы. Несмотря на трудности, промоутеры (Н. Р. Нараянамурти, Нандан Нилекани, Динеш, Гопалакришнан, Н. С. Рагхаван и Шибулал) упорно боролись и упорствовали в своих усилиях, и сегодня он всемирно известен своим качеством услуг.
2. Инициативность и быстрые решения
Бизнесмен не может ждать, пока что-то случится. Он должен хвататься за возникающие возможности и превращать их в успешный бизнес. Ему нужно быть быстрым в принятии решений, потому что любая задержка с его стороны пойдет на пользу конкуренту. Скорость выхода на рынок очень важна в сегодняшней жесткой конкурентной среде.
Например, Ратан Тата из группы Tata определил возможность в индийском сегменте малолитражных автомобилей. Хотя Tata Motors производила только легкие и тяжелые коммерческие автомобили (грузовики, грузовики, автобусы, фургоны и т. д.), он выступил с инициативой войти в автомобильную промышленность, и сегодня автомобили Tata Indica и Indigo пользуются хорошим спросом на внутреннем и внешнем рынках.
3. Умный мыслитель
Бизнесмен должен быть умным мыслителем, понимать происходящие изменения, замечать открывающиеся возможности и использовать их для успеха своего бизнеса.
Например, г-н C.K.Ranganathan, промоутер CavinKare, определил возникающий переход потребителей от химических продуктов к продуктам на основе трав. Он представил очищающий крем Fairever с растительными экстрактами (на основе шафрана), который завоевал значительную долю рынка очищающих кремов, и даже лидер рынка HLL был вынужден представить очищающие кремы на травяной основе, такие как Ayush и т. д. Точно так же Meera травяной порошок шикакай от той же компании. пользуется большим успехом.
4. Честность и нравственность
Репутация и имидж, созданные бизнесом, играют важную роль в определении его успеха. Бизнесмены, занимающиеся коррупцией или прибегающие к нечестным средствам, не могут выжить в долгосрочной перспективе. Поэтому бизнесмен должен быть честным в своих делах.
Во всем мире было доказано (например, WorldCom, Enron и т. д.), что неэтичный бизнес терпит неудачу в долгосрочной перспективе. В Индии промоутеры Infosys, группы TVS, группы Tata и т. д. являются некоторыми примерами бизнесменов, создающих бизнес с безупречной репутацией и чистым имиджем.
5. Образование и обучение
Хотя такие бизнесмены, как Генри Форд (Ford Motor Corporation), Дхирубхай Амбани (Reliance), Билл Гейтс (Microsoft), Маммен Маппиллаи (MRF), Раджагопал (Hotel Saravana Bhavan), Чандрамоган (Hatsun Food Products -Мороженое Arun, бренды молока Arokya и Komatha) и т. д. смогли добиться успеха без высшего образования, это общепризнанный факт, что образование и обучение увеличивают шансы на успех.
Молодые бизнес-лидеры, такие как Мукеш Амбани, Анил Амбани, Кумар Мангалам Бирла, Раджив Баджадж, Джехангир Вадиа (группа Bombay Dyeing), имеют высокое образование (многие из них в зарубежных университетах). Благодаря прочной теоретической базе, подкрепленной практическим опытом, они могут вывести свой бизнес на новый уровень.
6. Непрерывное обучение и обновление
Темп изменений в современной бизнес-среде очень высок и непредсказуем. Жизненный цикл продукта стал короче из-за меняющихся предпочтений клиентов и быстрого развития технологий. Поэтому постоянное обучение и обновление знаний является ключом к успеху.
Бизнесмены должны узнавать и быть в курсе изменений в бизнес-среде, включая последние тенденции, новые продукты, представленные конкурентами, моду, технологии, бизнес-модели, передовой опыт и т. д.
Как правильно заметил Элвин Тоффлер,
Безграмотными в новом тысячелетии будут не только те, кто не умеет читать и писать, но и те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.
7. Способность прогнозировать
Будущее полно неопределенности и перемен. Для достижения успеха бизнесмен должен иметь возможность прогнозировать будущие тенденции на рынке. Это помогло бы ему адаптировать свой бизнес в соответствии с новыми тенденциями или построить новый бизнес, чтобы воспользоваться новыми возможностями.
К.К. Прахлад и Гэри Хэмел в своей знаменитой книге «Конкуренция за будущее» говорят:
.«Возможно, у каждого будет больше ресурсов, денег или чего-то еще, но если вы сможете представить себе будущее и погрузиться в это будущее, вы в конце концов выиграете».
Сунил Миттал, производивший запасные части для велосипедов и телекоммуникационные компоненты, смог предсказать, что индийский рынок мобильной связи будет иметь огромный потенциал для роста. Он воспользовался возможностью, и сегодня его компания Bharti Enterprises (Airtel) является ведущим поставщиком услуг мобильной связи в Индии.
8. Динамичное лидерство
Деловой человек должен обладать динамичными лидерскими качествами. Он должен быть в состоянии обеспечить правильное направление и руководство и мотивировать своих сотрудников к более высоким уровням производительности. Устойчивый успех любого бизнеса зависит от качества руководства. Было много случаев, когда плохое руководство приводило к краху когда-то прибыльных компаний, в то время как эффективное руководство превращало убыточные предприятия в прибыльные организации.
Одной из причин, по которой компания Sundaram Fasteners из группы TVS получает стабильную прибыль, получает награду General Motors в номинации «Лучший поставщик» 4 года подряд и становится вторым по величине экспортером автомобильных компонентов, является дальновидное лидерство г-на Суреш Кришна. Он задал правильное направление, сделав акцент на качестве и снижении затрат с самого начала, и теперь компания пожинает плоды.
9. Способность идти на риск
Каждое деловое предприятие сопряжено с определенным риском и неопределенностью. Прибыль не определена, и есть вероятность понесения убытков. В то же время верно, что ничего не рисковал, ничего не приобретал ’. Поэтому бизнесмен должен иметь возможность принимать расчетные риски, анализируя различные возможности для бизнеса, а также связанные с ними риски и доходность.
Например, капитан Гопинат из компании Deccan Airways пошел на просчитанный риск, вступив в отрасль авиаперевозок, и стал пионером низкозатратной модели в Индии.