Деловые качества и профессиональные навыки: примеры деловых качеств для девушек и мужчин

Содержание

Качества руководителя, которые ему можно и нужно развивать

Лица рейтинга Кейсы Мероприятия Новости партнеров Бизнес-статьи

25 марта 2020

Некоторые полагают, что лидерские навыки даны человеку от природы. Другие считают, что этим качествам можно научиться. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Вы узнаете:

  • Какие качества руководителей являются самыми важными.
  • Какие деловые и профессиональные качества может развивать руководитель.
  • Чем отличаются жесткое и мягкое лидерство.
  • Как развивать лидерство.
  • Как развивать управленческие качества.

Ключевые качества руководителей

Чтобы узнать самые главные качества руководителей, мы провели опрос среди генеральных директоров и спросили их, какими качествами должен обладать хороший руководитель.

Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

По результатам опроса были выявлены самые популярные качества, которыми, по мнению генеральных директоров, должны обладать руководители:

  1. Коммуникабельность — > 57 %;
  2. Стрессоустойчивость — > 48 %;
  3. Способность расставлять приоритеты — > 47 %;
  4. Внутренняя уверенность — > 44 %;
  5. Активность, энергичность — > 43 %.

С таким же вопросом мы обратились к сотрудникам. По результатам опроса современные кадры восхищаются следующими качествами своих руководителей:

  1. Умение видеть стратегически — 71 %;
  2. Внутренняя уверенность — > 69 %;
  3. Умение формировать команду — > 66 %;
  4. Способность расставлять приоритеты — > 58 %;
  5. Коммуникабельность — > 58 %.

Особенности ключевых навыков руководителя

Рассмотрим некоторые перечисленные навыки более подробно.

 

Качество

Описание

 Психологическая устойчивость

Это одно из ключевых качеств, которыми должен обладать руководитель. Умение сохранять эмоциональное равновесие позволяет не только справляться со стрессовыми ситуациями, но и подавать пример своему персоналу.

 Внутренняя уверенность

Это тоже одно из ключевых качеств руководителя. Оно необходимо для качественного взаимодействия с сотрудниками. Внутренняя уверенность отражает спокойствие и рациональность мышления.

Стрессоустойчивость

Даже в стрессовых ситуациях руководитель должен сохранять здравое мышление. Нельзя поддаваться панике и тревоге, а также нельзя позволять подчиненным проявлять чрезмерную эмоциональность.

Умение принимать решение

Руководитель должен уметь принимать стратегические решения даже в самых неожиданных ситуациях.

Рвение к победе

Если руководитель стремится к победе, он будет заряжать своей энергией и энтузиазмом всех подчиненных. Именно рвение к победе позволяет руководителю подниматься по должностной лестнице. Именно это качество соседствует с внутренней уверенностью.

Важно учесть, что положительными могут быть только деловые способности, которые не скрывают злого умысла и не являются разрушительными для компании и ее сотрудников.

Деловые и профессиональные навыки руководителя

Одним из основных качеств, которые руководитель может в себе развить, являются деловые и профессиональные навыки. Рассмотрим, какие качества можно отнести к этой группе.

  1. Практический интеллект
    . Это умение практически и критически мыслить с оперативным и успешным применением личного опыта, навыков для решения определенных практических вопросов. Это обязательный, но неполноценный навык. В такой же степени на способность обработки информации влияет и навык коммуникации.
  2. Общественный интеллект. Это умение понимать и грамотно определять чувства другого человека. Если руководитель будет ставить себя на место другого человека, он сможет понять его чувства и определить, что можно от него требовать, а чего делать не желательно. Это умение действовать в соответствии со сложившейся ситуации, формируя благоприятную рабочую обстановку.
  3. Умеренная самооценка. Это навык наблюдения, контроля, критики и изменения собственного поведения. Критерием умеренной самооценки является критическое восприятие информации. Если руководитель не может адекватно оценить свои способности и профессиональность, то это свидетельствует о его завышенной самооценке.
    Примером может послужить ситуация, когда руководитель берет на себя задачи, которые он не в силу выполнить.

В процессе продвижения по управленческой пирамиде сокращается и объем требуемых специализированных навыков. Так, президенту предприятия не обязательно быть знакомым с производственной частью настолько, насколько с ней знаком технолог. Однако, генеральный директор должен осознавать, соответствуют ли производственные процессы компании мировому рынку. Для этого ему необходимы знания финансовых и технологических связей компаний в соответствующей сфере, а также перспективных видов производства.

Руководителям также важно обладать профессиональными способностями, которые формируют основу для следующих процессов:

  • Определение проблемы в соответствии с иными управленческими вопросами.
  • Принятие рациональных решений в соответствии с позицией различных специалистов.
  • Своевременный контроль над деятельностью сотрудников.

С продвижением по карьерной лестнице будут также меняться и требования к психологическим качествам. К ним относятся:

  1. Способность перспективного мышления.
  2. Умение нести ответственность.
  3. Целеустремленность.
  4. Настойчивость.
  5. Способность заряжения энергией других сотрудников.
  6. Уверенности в своих возможностях.
  7. Сила воли.
  8. Способность быстро ориентироваться в меняющейся обстановке.

Лидерство

Управленческое лидерство — это то качество, без которого не может обойтись ни один руководитель. Лидерство, как и другие перечисленные качества можно, и даже нужно периодически развивать. Однако важно различать мягкое и жесткое лидерство. Рассмотрим эти понятия более подробно.

Мягкое лидерство

Мягкий подход к управлению персонала подразумевает собой принцип схожести позиции предприятия и сотрудников. Руководитель с мягким подходом к управлению привлекает в компанию сотрудников со схожими рабочими интересами. Подобные сотрудники обладают не только профессиональными качествами, умениями и опытом, которые потребуются для выполнения рабочих задач и достижения тех или иных результатов. Такие работники обладают и личностными качествами, обеспечивающими эффективность рабочих задач и благоприятную обстановку в компании. Это может быть как инновационная, так и командная, так и целенаправленная рабочая обстановка.

Подобный метод управления кадрами формирует и поддерживает оптимальную систему обратной связи. Кроме того, он подразумевает собой использование механизма делегирования обязанностей.

Мягкий подход к управлению подразумевает собой выделение качественных управленческих аспектов. Это могут быть приверженность сотрудников предприятия, а также их удовлетворенность.

Цель мягкого управления — формирование благоприятных условий для выявления потенциала и укрепления мотивации работников к большим результатам. Компаниям, следующим такому способу управления, требуются руководители, обладающие навыками мягкого лидерства. Такие руководители должны уметь поддерживать своих работников, обучать их, оказывать кураторскую поддержку, поощрять активность, мотивировать на достижения, вдохновлять на новые идеи.

Суть мягкого лидерства — небольшое расстояние между руководителем и подчиненными, большое участие подчиненных в формировании и принятии решений, регулярное общение. Условия поддержания руководителем авторитета — его экспертность, личностные способности (добросовестность, искренность, открытость), внутренняя сила, а главное — совпадение позиций руководства и подчиненных.

Жесткое лидерство

Жесткое управление персоналом базируется на методе несоответствия мнений предприятия и сотрудников. В этом случае процесс управления кадрами не подразумевает временные расходы, траты сил и средств на поиск новых работников. Простыми словами рабочие задачи решают те, кто уже нанят в компанию. Поэтому компания, следующая жесткой системе управления, концентрируется не на удовлетворенности работников, а на результатах работы, которые можно просто измерить.

Цель жесткого управления — получить как можно больше выгоды, потратив как можно меньше ресурсов. Предприятиям, которые следуют жесткому управлению, требуются руководители, наделенные качествами жесткого лидерства. Они должны влиять на сотрудников и убеждать их в определенной позиции. Такие руководители должны уметь брать на себя ответственность за собственные решения. Они должны быть харизматичными, умеющими убеждать окружающих в собственном авторитете. При этом харизмы у такого руководителя может быть не много. Главное — умение показать свою власть.

Суть жесткого лидерства — большое расстояние между руководителем и подчиненными, концентрация власти в руках лидера, беспрекословное послушание подчиненных, смена диалогов монологами.

Как развивать лидерские качества

Лидерские качества можно прокачивать, придерживаясь следующих правил:

  1. Контролировать «чистоту рук». Основная проблема лидера — умение контролировать разницу между желанием быть в курсе рабочих процессов и объемом выполняемых работ. Руководитель, который может с легкостью «испачкать руки», в результате может начинать безрезультативно контролировать всю работу. Если руки лидера слишком «испачкались», значит он решает задачи за своих сотрудников.
  2. Рисовать. Чтобы доступно объяснить идею работников, можно ее нарисовать.
  3. Получать критику. Без провокации не получится получить новую информацию. Очередное совещание руководителю можно начать с вопроса: «Удается ли мне справиться с работой». Однако прислушиваться сразу к критике не стоит. Важно выделять самую ценную информацию, а потом уже приступать к действиям.
  4. Писать небольшие сообщения. С точки зрения грамотного общения длинные послания обладают меньшей эффективностью, чем короткие. Применение меньшего числа символов позволяет проще донести суть сообщения.
  5. Общаться с работниками лично. Если нет возможности лично поговорить с каждым сотрудником, то это должны сделать руководители отделов, затем передать информацию вам.
  6. Развивать отрицательные качества. Как это делает, например, Илон Маск, который ни раз заявлял, что достигать результатов ему помогает осознание слабых сторон и работа над ними.

Как развивать управленческие качества

Успех любого руководителя зависит от его управленческих способностей. Этому можно и нужно обучаться. Для этого можно использовать следующие способы: 

  1. Ставить крупные задачи. Лучше выполнять одну задачу с максимальной эффективностью, чем перевыполнять план с мелкими задачами.
  2. Помогать работникам повышать экспертность. Качественное обучение сотрудников (возможно во время рабочего процесса) обойдется дешевле, чем оперативная замена работника, отправленного на очередное «плановое» повышение курсов.
  3. Формировать ключевое преимущество бренда. Сделать это можно, сформировать особенность продукции в одном предложении.
  4. Общаться с клиентами. Важно спрашивать клиентов об их планах, а также о том, чем компания может быть полезна в процессе исполнения этих планах.
  5. Использовать числа при разговоре о достижениях. Работники не всегда понимают, каким образом они влияют на корректировку стоимости компании. Необходимо помочь им выявить связь между их рутинными процессами и увеличением капитализации бизнеса. Также можно привлечь коммуникацию с инвесторами. Такая открытость позволит увеличить капитализацию компании на ближайшие несколько лет.
3705 просмотров

Комментарии (0)

Похожие статьи

Бизнес-статьи

5632 просмотра

Методы управления персоналом: какой выбрать в своей компании

Бизнес-статьи

975 просмотров

Как закрывать все сделки: алгоритм действий и ударные фразы

Организатор рейтинга

Организатором рейтинга выступает журнал «Генеральный Директор» —

главное профессиональное издание для руководителей России.

Журнал существует с 2006 года. За это время мы создали крупнейшее бизнес–сообщество, где каждый руководитель находит новые идеи, решения своих бизнес–задач и улучшает ключевые показатели.

К вопросу о содержании правовой категории «деловые качества» в современном трудовом праве России

Худякова С.С., доцент кафедры трудового права и социального обеспечения Пермского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Турчина О.В., аспирант кафедры трудового права и социального обеспечения Пермского государственного университета.

Нормативный массив, регулирующий трудовые и тесно связанные с ними отношения, до сих пор зачастую оперирует понятиями, не имеющими легального, развернутого определения. Это сильно затрудняет правоприменительную деятельность, нарушает единообразие судебной практики и порождает различные толкования одних и тех же правовых норм. В современном трудовом праве России это тем более опасно по причине некоторого смещения в последнее время приоритета централизованного метода правового регулирования в сторону локального и договорного.

Подобная ситуация, в частности, сложилась с категорией «деловые качества работника». В трудовом законодательстве РФ категория «деловые качества» употребляется, прежде всего, в тексте статьи 3 Трудового кодекса РФ, запрещающей установление каких бы то ни было ограничений или преимуществ в реализации работниками своих трудовых прав в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качества работника. Другими словами, работодатель, принимая какое-либо решение в отношении работника, в том числе потенциального, не может руководствоваться ничем иным, кроме его деловых качеств. По сути, понятие «дискриминация» в сфере трудовых отношений выводится через понятие «деловые качества» методом исключения — дискриминирующими признаются любые обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работника. Непосредственно, или опосредованно, категория «деловые качества» используется и в других статьях Трудового кодекса РФ (например, ст. ст. 64, 70, 132 и др.) Причем данный термин всегда употребляется законодателем во множественном числе, что само по себе подразумевает наличие определенного перечня этих самых «качеств», хотя бы примерного. Однако ни перечня, ни определения понятия «деловые качества» в нормативно-правовых актах на сегодняшний день нет.

Некоторую определенность в этот вопрос попытался внести Пленум Верховного Суда РФ своим Постановлением от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» <1>, в котором разъяснил, что «под деловыми качествами следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли)». Пленум Верховного Суда РФ также указывает, что работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, объединяя их в две группы: требования, которые должны быть предусмотрены в качестве обязательных для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, и требования, обусловленные спецификой как самой трудовой функции, так и работы, для выполнения которой заключается трудовой договор.

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 6.

Таким образом, учитывая, что заключение трудового договора с конкретным физическим лицом — это в подавляющем большинстве случаев право, а не обязанность работодателя, работодатель не ограничен в выборе подходящей кандидатуры, если он, во-первых, четко определил перечень деловых качеств, обусловливающих наличие у кандидата потенциальной способности к выполнению данной трудовой функции, и, во-вторых, предусмотрел не противоречащие законодательству адекватные методы оценки деловых качеств.

Взгляд Верховного Суда РФ на содержание правовой категории «деловые качества» вряд ли можно признать удачным. Разделяя позицию Верховного Суда о том, что под деловыми качествами следует рассматривать способность к выполнению определенной трудовой функции, тем не менее вызывает некоторое недоумение отнесение «наличия определенной профессии, специальности, квалификации» к профессионально-квалификационным качествам работника, а «наличия определенного уровня образования» — к личностным. Ведь владение работником определенной профессией, специальностью и квалификацией предполагает получение соответствующего образования. Но даже оба эти условия в совокупности не всегда автоматически свидетельствуют о наличии у работника способностей к выполнению определенной трудовой функции с учетом специфики и условий работы у конкретного работодателя. Кроме того, ни профессия, ни образование никоим образом не характеризуют работника как личность. Тогда как личностные качества зачастую существенным образом могут повлиять на способность к выполнению трудовой функции разных работников одной и той же специальности и с одинаковым уровнем образования.

Отнесение к числу деловых личностных качеств состояния здоровья работника также видится весьма сомнительно, по крайней мере на стадии заключения трудового договора. В ст. 65 Трудового кодекса РФ определен исчерпывающий перечень обязательных документов, которые работодатель по общему правилу может потребовать у гражданина при заключении трудового договора. Отдельно оговаривается, что работодателю запрещается требовать у работника документы, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Учитывая, что предъявление медицинского заключения о состоянии здоровья при приеме на работу предусмотрено ст. 213 ТК РФ только в отношении определенных категорий лиц, поступающих на работу, и работников, то определить наличие либо отсутствие у потенциального работника, не включенного в этот перечень, способности к выполнению определенной трудовой функции по состоянию здоровья не представляется возможным. Более того, устанавливая обязательные предварительные медицинские осмотры (при поступлении на работу), законодатель, в первую очередь, преследует цель выявления заболеваний, препятствующих выполнению определенных видов работ (деятельности), перечень которых установлен нормативно в централизованном порядке, а не получения информации об общем состоянии здоровья работника.

Правовая категория «деловые качества» встречается и в других федеральных законах, содержащих нормы трудового права. В частности, ч. 2 ст. 7 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» <2> определяет, что «в Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы». Согласно ст. 6 ФЗ от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране» <3>, работниками ведомственной охраны могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану».

<2> СЗ РФ. 26.12.1994. N 35. Ст. 3649; Рос. газета. 2006. 8 дек.
<3> СЗ РФ. 19.04.1999. N 16. Ст. 1935; Рос. газета. 2006. 22 июня.

Исходя из логики изложения данных норм законодателем, образование и состояние здоровья работника категорией «деловые качества» здесь не охватываются. Отсюда можно сделать вывод, что объем содержания правовой категории «деловые качества» в федеральных законах, содержащих нормы трудового права, существенно отличается от вышеуказанной позиции Пленума Верховного Суда РФ.

Необходимо отметить, что многочисленные исследования в области управления персоналом в деле определения анализируемого понятия значительно опережают научные достижения по данному вопросу в трудовом праве. Однако чаще всего эти определения проецируются на зарубежный опыт кадрового менеджмента <4>. Но тем не менее зачастую именно подобные «менеджерские» характеристики попадают в локальные нормативные акты и становятся инструментом в руках работодателя для оказания давления на работников.

<4> См., например: Макаренко Т.Д. Отзыв о профессиональных способностях сотрудника // Трудовые споры. 2006. N 4; Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. М., 2005; Шныренкова Л. Стандарты совершенства, или Разработка критериев оценки деятельности персонала // Управление персоналом. 2005. N 74; Мирошникова Д.В. Отбор и найм персонала // Кадровая служба и управление персоналом. 2004. N 2.

Деловые качества работника играют роль не только при заключении трудового договора, но также влияют на содержание и динамику трудовых правоотношений. К примеру, ст. 132 Трудового кодекса РФ «Оплата по труду» устанавливает критерии дифференциации оплаты труда работников и закрепляет принцип недопущения дискриминации применительно к институту заработной платы. На первый взгляд, исследуемое понятие в данной статье напрямую законодателем не используется. Однако, если проанализировать содержание выделенных в ч. 1 ст. 132 ТК РФ критериев в совокупности с понятием дискриминации в сфере труда, данным в статье 3 ТК РФ, становится очевидным, что в основе дифференциации заработной платы различных работников лежат все те же «деловые качества» — имеющаяся у работника квалификация, производительность труда, наличие дополнительных профессиональных навыков, дисциплинированность в отношении к труду, качество выполнения работником поручаемой работы. Кстати, именно вышеперечисленные факторы чаще всего являются определяющими критериями при применении работодателем по отношению к работнику разного рода стимулирующих выплат и надбавок, предусмотренных локальными нормативными актами организации.

Это не единственный случай, когда законодатель не использует непосредственно понятие «деловые качества», однако, по сути, выделяемые им критерии безусловно таковыми являются. Так, ст. 70 ТК РФ позволяет включать в трудовой договор условия об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Логика данной нормы и практика ее применения позволяют утверждать, что фактически речь идет о соответствии деловых качеств работника характеру и условиям поручаемой работы по определенной должности, профессии или специальности. Нормы ТК РФ, обязывающие работодателя предпринять попытку внутреннего трудоустройства работника с целью избежать прекращения трудовых отношений (например, ч. 3 ст. 74, ч. 3 ст. 81, ч. 2 ст. 83, ч. 2 ст. 84 ТК РФ), также опосредованно, через понятие другой подходящей работы, по существу, оперируют категорией «деловые качества». Пленум Верховного Суда РФ от 17.03.2004 применительно к данным нормам дает широкое толкование другой работы, включая в ее характеристику требования об учете не только квалификации, но и образования, опыта работы, а также состояния здоровья.

Еще один пример: ст. 179 Трудового кодекса РФ, устанавливающая преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников. Согласно ч. 1 ст. 179 ТК РФ, при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Само понятие «преимущественное право» уже подразумевает определенное неравенство в положении различных работников по отношению друг к другу. Здесь основу такого «неравенства» составляют два критерия — производительность труда и квалификация, то есть, по сути, деловые качества работника.

Особое значение термин «деловые качества» приобретает в процессе реализации работником права на продвижение по работе. Данное право предоставлено законодателем работнику посредством провозглашения в Трудовом кодексе РФ принципа обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности (ст. 2 Трудового кодекса РФ). Условием продвижения по работе здесь выступает только одна группа деловых качеств — профессионально-квалификационные. Однако на примере иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, прослеживается тенденция к расширению подобных условий.

Например, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость РФ) Минэкономразвития РФ издало Приказ от 08.02.2006 N П/0019 «Об установлении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей» <5>. В этом Приказе квалификационные требования включают в себя две группы характеристик: уровень и характер знаний, включая профессиональные навыки, и деловые качества. Если первая группа включает в себя параметры, характеризующие исключительно уровень профессиональной подготовки лица, занимающего ту или иную должность, то вторая — способность данного лица реализовать свой профессиональный потенциал с учетом своих личностных качеств: требовательности, энергичности, ответственности, организаторских способностей, навыков лидера, умения четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме и т. д. Эти требования применяются как к претенденту, вновь поступающему на работу на вакантную должность, так и при реализации права работника на продвижение по работе (службе).

<5> Официально опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

В Приказе Минобрнауки РФ от 12.10.2005 N 255 «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, с учетом функций, определенных Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280» <6> также прослеживается некоторое своеобразие в понимании категории «деловые качества». С точки зрения определения понятия «деловые качества» и его места в системе связанных с ним понятий трудового права интересна система изложения квалификационных требований в данном ведомственном акте. Все квалификационные требования делятся на 4 подгруппы: 1) уровень образования; 2) стаж работы; 3) уровень и характер знаний; 4) профессиональные навыки и деловые качества. Здесь исследуемое понятие «деловые качества» включено в качестве составляющей в перечень «квалификационных требований», причем те характеристики, которые по мнению Пленума Верховного Суда РФ могут быть названы деловыми качествами работника, в данной классификации таковыми не являются.

<6> Вестник образования. 2005. N 23.

Аналогичная ситуация складывается и с квалификационными требованиями, предъявляемыми к государственным служащим системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. В Приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 14.10.1998 N 68 (приложение 3) <7> также имеет место разделение на требования, предъявляемые к уровню образования, стажу и опыту работы по специальности, и требования, предъявляемые к уровню знаний и деловым качествам работника. В качестве последних, в частности, указаны: способность определять стратегию развития системы Судебного департамента и направления деятельности по организационному обеспечению судов, изыскивать новые формы и методы этой деятельности, разрабатывать механизмы их практической реализации; способность планировать, организовывать и анализировать свою деятельность, деятельность подчиненных подразделений и работников; способность пользоваться компьютерной и оргтехникой; знание этических норм и способность применять их в служебном общении.

<7> Официально опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

К сожалению, ни одна из проанализированных классификаций не упрощает задачу по определению понятия «деловые качества» в сфере трудового права.

В связи с исследуемой проблемой огромное значение имеет не только содержание правовой категории «деловые качества», но и используемые методы оценки деловых качеств работника и претендента.

Одним из методов оценки именно «деловых качеств», то есть способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию, причем с учетом специфики и условий работы у конкретного работодателя, на наш взгляд, являются испытания при приеме на работу. Цель испытания — проверка соответствия работника поручаемой работе — сформулирована в законодательстве не совсем корректно: проверяется не работник, а фактически его деловые качества.

Трудовой кодекс РФ легализовал для работодателя и такой метод оценки деловых качеств работника, как аттестация. Пункт 3 ст. 81 ТК РФ теперь предусматривает, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации должно быть подтверждено результатами аттестации. При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 81 ТК РФ, порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами.

Здесь мы сталкиваемся еще с одной проблемой понятийного аппарата современного трудового права России — с определением правовой категории «квалификация». Под квалификацией работника чаще понимают уровень его знаний по специальности, профессии, по конкретной должности или выполняемой работе. Так, Федеральный закон от 22.08.1996 (с послед. изм. и доп.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» <8> устанавливает три уровня квалификации (степени) — «бакалавр», «дипломированный специалист» и «магистр» в определенной области (профессии, специальности), которые присваиваются по результатам итоговой аттестации и подтверждаются дипломом о высшем профессиональном образовании. При получении же начального и среднего профессионального образования нормативно уровни (степени) квалификации не установлены, поэтому дипломом подтверждается соответствующий уровень образования и (или) квалификация (ст. 27 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 (с послед. изм. и доп.) N 3266-1 <9>), причем квалификация, по сути, отождествляется с наименованием профессии, специальности, по которой производилось обучение.

<8> СЗ РФ. 26.08.1996. N 35. Ст. 4135; СЗ РФ. 23.10.2006. N 43. Ст. 4413.
<9> СЗ РФ. 15.01.1996. N 3. Ст. 150.

В такой ситуации весьма сомнительно в результате аттестации выносить решение о недостаточной квалификации работника, поскольку тем самым фактически оспаривается решение итоговой (государственной) аттестационной комиссии о присвоении гражданину квалификации (степени) и выдаче ему диплома о соответствующем профессиональном образовании.

Думается, что в п. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ термин «недостаточная квалификация» должен означать не что иное, как недостаточную способность работника к выполнению данной трудовой функции в том смысле, в котором Пленум Верховного Суда РФ разъясняет значение понятия «деловые качества». Предложенная нами конструкция отчасти подтверждается и самим Пленумом, так как в его Постановлении от 17. 03.2004 N 2 указано, что при увольнении по п. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ «выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу» (п. 31).

На практике определение соответствия работников выполняемой работе не является единственной и основной целью аттестации. Целью, а соответственно и результатом аттестации, может быть и решение вопроса о возможности перевода работника как на вышестоящую, так и на нижестоящую должность. И здесь снова возникает проблема определенности понятия «деловые качества».

Среди методов оценки деловых качеств, предусмотренных трудовым законодательством РФ, нельзя не упомянуть конкурсный отбор. Избрание по конкурсу для замещения соответствующей должности предусмотрено в качестве одного из возможных дополнительных оснований возникновения трудовых отношений. Конкурс проводится именно с целью выявления и оценки деловых качеств претендентов. Порядок проведения конкурса в соответствии со ст. 8 ТК РФ определяется трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации. Таким образом, работодатель вправе предусмотреть и регламентировать в соответствующем локальном акте любые способы оценки деловых качеств работников (кандидатов) (например, индивидуальное собеседование, тестирование и т.п.) при проведении конкурсного отбора.

В некоторых ведомствах проведение конкурса на замещение вакантной должности регламентируется специальным ведомственным актом, как, например, Приказ Минобрнауки РФ от 20.01.2006 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Министерстве образования и науки РФ» <10>. Пункт 8 данного Приказа предусматривает, что конкурсная комиссия «оценивает профессиональные и деловые качества кандидатов на основании представленных ими документов, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности». Причем тестирование проводится «с целью определения их профессиональных, организаторских и личностных качеств». Для того чтобы регламентировать, какие именно деловые качества необходимы для занятия вакантной должности в данном ведомстве, Минобрнауки издало Приказ «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, с учетом функций, определенных Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280», который в этой части был проанализирован выше.

<10> Бюллетень Минобрнауки РФ. 2006. N 5.

Для того чтобы дать дефиницию любого понятия, для начала необходимо определить место данного понятия в системе связанных с ним явлений и выделить характерные для него признаки. Применительно к категории «деловые качества работника» необходимо уяснить ее роль и место в процессе труда как форме общественной деятельности, регулируемой трудовым правом.

Представляется, что деловые качества для работника — это тот инструментарий, арсенал профессиональных средств, при помощи которых работник выполняет свою трудовую функцию. Следуя в этом направлении, можно сделать вывод, что перечень деловых качеств в каждом конкретном случае определяется, прежде всего, кругом работ с учетом профессии, специальности, квалификации и должности, то есть той самой трудовой функцией, для выполнения которой заключается трудовой договор.

Личностные качества должны, на наш взгляд, учитываться лишь в той степени, в какой они могут существенно повлиять на способность качественно выполнять определенную трудовую функцию, а потому они тоже опосредованы спецификой работы по определенной должности, профессии, специальности. Например, коммуникабельность — необходимое личное качество для надлежащего выполнения трудовой функции по должности «менеджер по рекламе», а требования к желаемому весу и росту работника — зачастую необходимое условие для качественного выполнения работы манекенщиц в модельных агентствах.

Думается, что содержание категории «деловые качества работника» имеет две составляющие: профессионально-квалификационные и личностные качества. К профессионально-квалификационным могут быть отнесены: уровень образования, профессия, специальность, уровень (степень) квалификации, стаж работы по определенной профессии, специальности, должности, опыт работы в определенных отраслях экономики, производительность труда и т.п. Личностные качества могут включать такие характеристики, как, например, нестандартность мышления, коммуникабельность, организаторские способности, определенные требования к внешним данным, отсутствие ограничений (противопоказаний) для осуществления некоторых видов деятельности (работ) по состоянию здоровья и др. Но в любом случае, при возникновении спора о наличии либо отсутствии дискриминирующих обстоятельств, работодатель должен будет доказать, что его требования относительно деловых качеств (профессионально-квалификационных или личностных) работника вызваны исключительно спецификой трудовой функции, характером и условиями выполнения работы.

В результате проведенного исследования нам видится невозможным в тексте федерального закона, коим является Трудовой кодекс РФ, дать исчерпывающий перечень деловых качеств работника (профессионально-квалификационных и личностных), так как их набор обусловлен определенной трудовой функцией. Следовательно, целесообразно, ограничиться примерным открытым перечнем, оставляя возможность для локального нормотворчества в пределах работодательской компетенции. Кроме того, в Трудовом кодексе РФ и иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, при употреблении категории «деловые качества» необходимо конкретизировать, о наборе каких характеристик работника идет речь: только ли о профессионально-квалификационных или обо всей совокупности.

12 деловых навыков, которыми необходимо обладать

Несмотря на то, что многие владельцы малого бизнеса полны страсти, им часто не хватает практических навыков ведения бизнеса. По данным Бюро трудовой статистики США, почти половина новых предприятий терпит неудачу в течение первых пяти лет и около 65 процентов терпят неудачу в течение первых 10 лет. Чтобы ваш бизнес не попал в эту статистику, вам необходимо понимать, какие навыки у вас уже есть и которые вы должны изучить или делегировать другим.

Вот основные социальные навыки (навыки работы с людьми или любые другие навыки, не являющиеся техническими), которые вам необходимо освоить, чтобы преуспеть в своем бизнесе.

Деловые навыки, которыми необходимо овладеть

Чтобы преуспеть в качестве предпринимателя и лидера, вам необходимы различные навыки. Вы должны эффективно делегировать полномочия, хорошо общаться, вести переговоры и стратегически планировать, руководить и создавать команды, мыслить аналитически, эффективно продвигать и продавать, а также управлять финансами, денежными потоками и своим временем. Следующие деловые навыки помогут вам в достижении карьерных целей: 

Навыки делегирования полномочий

Делегирование предполагает возложение ответственности за выполнение работы на других людей. Идеальная должность, которую вы хотите получить, — это та, где ваши сотрудники выполняют всю рутинную деятельность вашего бизнеса. Эффективное делегирование предполагает достижение правильного баланса между контролем и предоставлением людям возможности выполнять свою работу. Ключевым элементом является знание того, как заставить ваш бизнес работать, а не ваш бизнес работает на вас!

Навыки общения

Общение является важной частью жизни и часто воспринимается как должное. Если подумать, почти все, что вы делаете, требует улучшения коммуникации. Чтобы быть эффективным в бизнесе, вы должны хорошо общаться. Когда вы нанимаете нового сотрудника, хорошие коммуникативные навыки помогают вам выбрать подходящего человека. Когда вы разговариваете с различными заинтересованными сторонами, вам нужно четко представлять свои ожидания и проявлять чуткость при решении проблем. Ключ в том, чтобы знать, как эффективно передать свое видение со страстью и убежденностью.

>> Узнайте больше: Технологии должны улучшать навыки общения

Навыки ведения переговоров

Почти все ежедневно ведут неофициальные переговоры, даже не подозревая об этом. Формальные переговоры — это навык, которому можно научиться с опытом и практикой. Люди, которые часто ведут переговоры, как правило, более искусны в этом, чем люди, которые не участвовали во многих формальных/неформальных переговорах. Опытные люди лучше знают, что сказать, когда и когда не говорить, а когда не идти на уступки. Ключ в том, чтобы знать, как разработать беспроигрышный подход в переговорах со всеми сторонами, помня при этом, что вы также хотите получить максимально благоприятный исход для себя.

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование является важным видом деятельности. Стратегическое планирование — это процесс определения стратегии или направления вашей компании и принятия решений о распределении ресурсов капитала и людей. Ключ в том, чтобы знать, как защитить будущую производительность вашей компании в течение трех-пяти лет или более, опираясь на ваш четко определенный бизнес-план.

Лидерские качества

Лидерство — это процесс, при котором люди делают что-то. Лидерство, важнейший управленческий навык, — это способность мотивировать группу людей на достижение общей цели. Лидерство — это также способность брать на себя ответственность, собирать, мобилизовывать и мотивировать команды. Ключ в том, чтобы знать, как наладить долгосрочные отношения с потенциальными клиентами, клиентами, поставщиками, сотрудниками и инвесторами.

Навыки построения команды

Навыки построения команды и работы в команде необходимы предпринимателю на современном рабочем месте. Люди, работающие над своим потенциалом в команде, создают лучшие решения и более продуктивны, чем отдельные члены, работающие независимо. Ключ в том, чтобы знать, как создавать команды сотрудников, партнеров, консультантов и инвесторов, которые помогут вам вывести свой бизнес на новый уровень.

Аналитические способности

Современное рабочее место становится все более технологически продвинутым и сложным. С этим быстрым развитием технологий также возрастает потребность в аналитическом мышлении. Аналитическое мышление — это способность объективно оценивать текущее состояние вашего бизнеса, определять, где вы хотите быть в будущем и что делать, чтобы сократить разрыв между нынешним и будущим ростом вашего бизнеса. Ключ в том, чтобы знать, как собирать, анализировать и оценивать данные, необходимые для формулирования и выражения убедительных аргументов.

Навыки продаж и маркетинга

Создание успешных методов и политики продаж и маркетинга — от ценообразования и рекламы до методов продаж — имеет важное значение для развития вашего бизнеса. Возможность анализировать вашу конкуренцию, рынок и отраслевые тенденции имеют решающее значение для разработки вашей маркетинговой стратегии. Ключ в том, чтобы знать, как создать убедительное сообщение и донести его до нужной целевой аудитории, что создаст новый бизнес и создаст прибыльные потоки доходов.

Общие управленческие навыки

Менеджмент включает руководство группой из одного или нескольких человек с целью координации действий, направленных на достижение цели. Управление включает в себя размещение и управление человеческими, финансовыми и технологическими ресурсами. Ключ в том, чтобы знать, как разработать и внедрить работоспособную систему управления, которая будет контролировать ежедневные операции, заботиться о заинтересованных сторонах и поддерживать рост бизнеса.

Управление денежными потоками и управление финансами — это два разных навыка. Денежный поток включает в себя отслеживание движения денег через ваш бизнес, в то время как управление финансами требует более масштабного подхода.

Навыки управления денежными потоками

Денежные потоки обычно признаются самой насущной проблемой малого и среднего бизнеса. В своей простейшей форме денежный поток — это движение денег в вашем бизнесе и из него. Денежный поток является источником жизненной силы всех растущих предприятий и основным индикатором состояния бизнеса. Эффект денежного потока является реальным, немедленным и, если им неправильно управлять, совершенно неумолимым. Ключ в том, чтобы знать, как контролировать, защищать, контролировать и заставить деньги работать. [См. наши обзоры лучших бухгалтерских программ, которые помогут вам управлять денежными потоками.]

Навыки управления финансами

Финансовая деятельность — это применение набора методов, которые люди и предприятия используют для управления своими деньгами, в частности различия между доходами и расходами и риски их инвестиций. Необходимость своевременного составления бюджета и отчетности о финансовых результатах имеет первостепенное значение. Ключ в том, чтобы знать, как интерпретировать и анализировать ваши финансовые отчеты таким образом, чтобы определить элементы, которые отрицательно влияют на вашу прибыльность.

Навыки тайм-менеджмента

Тайм-менеджмент — это набор связанных с здравым смыслом навыков, которые помогут вам использовать свое время наиболее эффективным и продуктивным образом. Тайм-менеджмент — важный навык, которым нужно овладеть. Изучение этого навыка позволит вам достичь большего и разумно использовать свое время. Ключ в том, чтобы знать, как эффективно управлять своим временем и сосредоточиться на действиях, которые, скорее всего, принесут пользу вашему бизнесу.

Вам не нужно стоять на месте, как только вы получили работу или даже если вы начальник. Рабочее место всегда меняется, и вы тоже должны меняться. Следите за новыми или неудобными для вас навыками; это может быть список дел для вашего роста.

Лучшие инструменты для обучения бизнес-навыкам 

Бизнес-наставник

Даже если у вас есть значительный профессиональный опыт, вы всегда можете найти бизнес-наставника, который поделится с вами своим опытом. Они могут по-новому взглянуть на любую проблему, с которой вы сталкиваетесь — будь то приобретение или создание лучшей рабочей культуры — и предложить новый подход к ее решению. Если у вас есть определенные навыки, которые вы хотите улучшить, например, общение или стратегическое мышление, они также могут помочь вам в этом.

Найти наставника в своей области полезно, но самое главное — найти того, кто превосходно владеет навыками, которым вы хотите научиться, независимо от сферы деятельности. Вместе вы сможете понять, как укрепить этот набор навыков и применить его в своем бизнесе.

Бизнес-наставник тоже новая связь. Они могут расширить вашу сеть и помочь вам найти консультантов или сотрудников, чтобы заполнить пробелы в навыках на вашем рабочем месте.

Цифровые курсы

Онлайн-обучение — это отличная возможность для всех учиться в удобное для них время и в том месте, поскольку большинство курсов также гибки в отношении временных рамок, в которые они проходят. В зависимости от выбранного вами типа курса или платформы вы можете слушать предварительно записанные лекции по дороге на работу, смотреть свои занятия во время обеда и записывать свои вопросы для онлайн-обсуждения перед тем, как сесть за ужин.

Количество доступных цифровых курсов также значительно увеличилось. Вы можете не только найти занятия по традиционным предметам, но также пройти курсы по конкретным навыкам, таким как программное обеспечение Adobe, управление или обслуживание веб-сайтов.

Из-за растущей популярности курсы онлайн-обучения удивительно доступны по цене. Вам не нужно платить за всю степень — только те курсы, которые вас интересуют и могут сделать из вас лучшего лидера.

Вы эксперт в своей области? Если у вас есть что-то, чему вы можете научить других, вы можете создать свой собственный удаленный асинхронный онлайн-класс для дополнительного дохода.

Подкасты/TED Talks

Хотя подкасты и TED Talks менее традиционны, они богаты жизненными уроками и коммуникативными навыками, которые вы можете усвоить через наушники. Выступления TED Talks охватывают самые разные темы, позволяя вам переходить от бизнес-стратегии к позитивной психологии, медитации и обратно. Прослушивание различных ораторов побудит вас думать о вещах с новой точки зрения.

Если вы сталкиваетесь с темами или спикерами на TED Talks, которые вам нравятся, вы, вероятно, сможете найти подкасты, которые глубже раскрывают эти темы и содержат еще больше спикеров. Хорошее эмпирическое правило заключается в том, что есть подкаст для всего, что вы хотите слушать. Попробуйте подкасты о самопомощи, такие как We Can Do Hard Things with Glennon Doyle, подкасты о человеческом поведении, такие как Hidden Brain, подкасты о жизни, такие как 70 Over 70, и экономические подкасты, такие как Planet Money.

Обучение/сертификаты

В более официальном качестве вы можете пройти новые программы обучения и сертификации, чтобы повысить свои навыки на рабочем месте, а также учетные данные, указанные в вашем резюме. Вы можете пройти сертификацию по различным лидерским качествам, публичным выступлениям и даже быстрому набору текста. Рассмотрите области, которые менее очевидны для вашего бизнеса, но могут побудить вас думать по-другому, такие как разнообразие, посредничество между коллегами и устойчивый дизайн. Выход из зоны комфорта — это также отличный способ выделиться среди коллег и привнести что-то новое.

Навыки, необходимые для достижения успеха на любом рабочем месте

Даже в эпоху искусственного интеллекта человеческий талант по-прежнему имеет значение. Компании больше, чем когда-либо, нуждаются в квалифицированных кадрах для принятия решений, выполнения планов и выполнения задач, ведущих к устойчивому успеху.

Вот почему Всемирный экономический форум (ВЭФ) призывает компании инвестировать в упреждающее обучение навыкам и почему профессионалы должны развивать соответствующие деловые навыки, чтобы преуспевать на рабочих местах завтрашнего дня.

Вопрос в том, какие конкретные деловые навыки принесут наибольшую пользу сегодня и в будущем?

В настоящее время уже существует разрыв в цифровых навыках, который угрожает устойчивости многих отраслей. По данным Общества управления человеческими ресурсами (SHRM), 75 процентов рекрутеров сообщили о трудностях с поиском нужных навыков у кандидатов на открытые вакансии.

Что еще хуже, многие организации также упускают из виду социальные навыки, которые помогают улучшить общую корпоративную эффективность, что подтверждается многочисленными исследованиями.

Ясно одно. Правильные деловые навыки обеспечивают стратегическое преимущество для организаций, позволяя профессионалам продвигаться по карьерной лестнице.

Что такое деловые навыки?

Деловые навыки — это приобретенные способности и практические знания, которые помогут вам решать проблемы, выполнять задачи или создавать ценность для вашей команды или организации.

Часто деловые навыки повышают производительность организации с точки зрения прибыльности, производительности или эффективности. Их можно разделить на soft и hard skills. По сравнению с чертами (относящимися к личности, мышлению или поведению) бизнес-навыкам легче научиться.

Социальные навыки — это неформальные, ориентированные на людей способности, которые приобретаются и развиваются в течение всей жизни. Между тем, трудные навыки относятся к формальным, специализированным или техническим ноу-хау, которые обычно изучаются на учебных курсах, семинарах, стажировках и в академических учреждениях.

На основе исследований и опросов, проведенных LinkedIn, WEF и другими организациями, ниже перечислены основные деловые навыки, которые помогут вам преуспеть в любой рабочей среде, независимо от вашей роли.

Хотите узнать больше?

Поднимите свои навыки межличностного общения на новый уровень с нашей подробной (и бесплатной) электронной книгой!

Введите адрес электронной почты

Список бизнес-навыков 

Социальные навыки

Критическое мышление

В мире, наполненном данными, только профессионалы, способные подняться над шумом, отбирать информацию и генерировать полезную информацию, могут принимать правильные бизнес-решения.

Критическое мышление является ключом к здравым суждениям, принятию правильных действий и поиску лучших решений. Этот навык имеет решающее значение для анализа затрат и формулирования стратегии во многих смежных областях.

Решение проблем

Технологии помогают решать многие проблемы, но компании еще есть чем заняться. В любой отрасли или эпохе ваша способность решать проблемы является ключевым элементом таких систем, как 5S и «бережливое производство + шесть сигм».


   

Курсы GoSkills Lean Six Sigma

Изучите проверенные временем методологии, принципы и инструменты для руководства проектом «бережливое производство + шесть сигм» на наших онлайн-курсах «бережливое производство + шесть сигм» под руководством экспертов.


Фокус

Отвлечение и прокрастинация — две самые серьезные проблемы, снижающие производительность цифровых работников.

Учитывая тяжелые последствия этих проблем для эффективности бизнеса, многие HR-практики теперь считают, что способность поддерживать фокус и концентрацию будет самым ценным навыком в этом столетии. Ваша способность концентрироваться помогает вам выполнять важные задачи быстро и со вкусом.

Тайм-менеджмент

Связанная с концентрацией способность держать все в соответствии с графиком является редким и ценным навыком. Тайм-менеджмент помогает вам эффективно организовывать задачи и выполнять поставленные задачи в соответствии с ожиданиями вашей команды или клиентов.

Без хорошего тайм-менеджмента вы, скорее всего, не уложитесь в сроки, и со временем станет очень трудно управлять вашим невыполненным заданием.

Лидерство

Этот навык включает в себя руководство и мотивацию других для достижения совершенства. Помимо самооценки и смирения, лидерство требует глубокого понимания процесса и искреннего уважения к людям.

Как лидер, вы должны сосредоточиться как на конечной цели, так и на последовательности шагов, необходимых для ее достижения. Этот онлайн-курс обучения лидерству углубляется в тему и исследует различные стили и подходы лидерства.


Попробуйте этот урок из нашего курса «Лидерство»:


Построение отношений/сотрудничество

Почти все виды бизнеса связаны с работой с людьми. Эмпатия и сильные навыки межличностного общения позволяют вам направлять или влиять на других в преодолении индивидуальных и организационных проблем.

Возможность совместной работы помогает вам без проблем работать в составе высокоэффективной команды. Это также открывает возможности для взаимовыгодного взаимодействия.

Планирование/стратегическое мышление

Когда вы строите планы и разрабатываете стратегию, вы определяете цели, организуете свои ресурсы и проясняете путь к достижению своих целей.

Без такой способности перемещение из точки А в точку Б может быть окольным, грязным и расточительным. Планирование помогает оптимизировать ресурсы, управлять рисками и экономить время.

Коммуникация/Слушание

Навыки общения всегда были в списке самых важных навыков для профессионалов. Возможность сформулировать цели и описать концепции помогает привести всех к одной и той же странице и сводит к минимуму уровень путаницы, которая может возникнуть, когда проблемы сообщаются плохо.

Публичное выступление поможет вам убедительно изложить свою позицию перед аудиторией. С другой стороны, умение слушать способствует более глубокому пониманию и пониманию ситуации, что, в свою очередь, приводит к более точным оценкам и решениям. Рассказывание историй — это продвинутая форма общения и обязательный навык, особенно для предпринимателей, специалистов по продажам и цифровых маркетологов.


   

Курсы GoSkills Soft Skills

Узнайте, как улучшить свои лидерские качества, навыки публичных выступлений и навыки делового общения, чтобы добиться результатов на рабочем месте и за его пределами.


Сбор информации/исследование

В мире, управляемом данными, вам нужно перемещаться по океанам информации, чтобы найти то, что важно для вашей ситуации, проблемы или цели. Поскольку не вся информация надежна, вам необходимо ссылаться на источники и обеспечивать точность данных, которые вы используете при принятии решений, решении проблем или презентации.

Когда вы занимаетесь продажами, например, исследование клиентов имеет решающее значение для определения соответствия продукта и подхода к продаже. Использование таких инструментов, как Evernote, может помочь улучшить ваш исследовательский процесс.

Креативность/творческое мышление

Поскольку искусственный интеллект, машинное обучение и автоматизация берут на себя сотни административных и вспомогательных задач, многие бизнес-наблюдатели считают, что творческие навыки могут помочь людям оставаться продуктивными и актуальными на рабочем месте.

Статья в The Next Web даже предполагает, что креативность может быть самым важным навыком, который компании ищут в данный момент. Как следует из этого термина, креативность — это человеческий навык или черта, которая способствует созданию чего-то ценного, например, идеи, изобретения или искусства. Дизайн — это сфера, где сильно проявляется творчество.


   

Курсы дизайна GoSkills

Узнайте, как создавать графику, ретушировать фотографии, создавать векторные изображения и многое другое! Начните использовать эти мощные инструменты, чтобы раскрыть свой творческий потенциал.


Профессиональные навыки

Управление проектами

Вам не нужно быть менеджером проекта, чтобы воспользоваться этим навыком. Практические знания в области управления проектами помогут вам выполнять задачи, руководить командой, распределять ресурсы или лучше вести бизнес.

Это связано с тем, что управление проектами предполагает построение дисциплины, когда речь идет о времени, талантах, бюджете и качестве. Этот навык поможет вам стать более организованным, экономным и сосредоточенным.

Бюджет/Финансовый менеджмент

Плохой или недостаточный поток денежных средств считается одной из основных причин неудач в бизнесе. Это означает, что навыки оптимизации ваших средств определенно помогут вашей команде или компании приблизиться к успеху.

Независимо от того, планируете ли вы изучать основы составления бюджета или корпоративных финансов, ваши усилия будут щедро вознаграждены.


   

Курсы управления проектами GoSkills

Изучите востребованные навыки, чтобы вывести свою карьеру на новый уровень, с помощью онлайн-курсов по управлению проектами под руководством экспертов для всех уровней квалификации.


   

Финансовые курсы GoSkills

Вы изучите основы финансов с нуля, чтобы лучше понять цифры, определяющие эффективность бизнеса.


Отдел обслуживания клиентов

В целом бизнес стал ориентирован на покупателя. Легкий доступ к информации о продуктах, а также усиление конкуренции между брендами усилили влияние клиентов. Поскольку все решают клиенты, профессионалам было бы полезно изучить основы обслуживания клиентов. Служба поддержки клиентов поможет вам дифференцировать свой бренд, найти новых клиентов, удержать существующих и сохранить прибыль вашей компании.

Персональные компьютеры/приложения для повышения производительности

Поскольку большая часть делового мира уже ориентирована на технологии, компании, как правило, нанимают сотрудников, демонстрирующих сильную привязанность к технологиям.

По крайней мере, вам необходимо знание программного обеспечения для повышения производительности, такого как Microsoft Office, чтобы иметь возможность создавать документы и сотрудничать с вашей командой. Знание того, как использовать другие инструменты повышения производительности, такие как приложения для обмена сообщениями и управления задачами, также поможет вам стать более эффективным в работе.


Попробуйте этот урок из нашего курса Microsoft Word:


Деловое общение

Этот навык представляет собой техническое применение основных коммуникативных способностей, описанных в предыдущем разделе. Отличные навыки делового общения помогут передать ваш профессионализм и надежность. Людям — коллегам, поставщикам или клиентам — легче доверять контактам, которые говорят и пишут профессионально.

Презентация

Даже если вы не являетесь профессиональным оратором, вы найдете возможности для проведения презентаций или докладов перед аудиторией. В таких ситуациях отличные навыки устной речи пригодятся. Но еще лучше иметь глубокие знания о программном обеспечении для презентаций, таком как PowerPoint.


   

Курсы GoSkills Office

Начните изучать основные навыки в мощном трио Excel, Word и PowerPoint, а также в других популярных программах, таких как Outlook, Project и Publisher.


Управление конфликтами и их разрешение

Поскольку компании и команды состоят из людей с разными характерами, предпочтениями и приоритетами, возникновение конфликтов является само собой разумеющимся.

Иногда конфликты тоже возникают не из-за людей, а из-за процессов. Независимо от того, являетесь ли вы руководителем отдела, руководителем проекта или членом команды, развитие навыков управления конфликтами поможет смягчить последствия этих конфликтов.

Социальные сети

Социальные сети стали эффективным каналом для отправки вашего сообщения и для того, чтобы быть в курсе актуальных тенденций в вашей отрасли и профессии. Конечно, вы все еще можете использовать его для первоначальной цели, для которой он был разработан — для построения отношений.

Знание того, как получить максимальную отдачу от этого цифрового канала, может помочь расширить вашу деловую сеть, повысить производительность и улучшить вашу карьеру. Если ваша роль связана с некоторыми элементами маркетинга, ознакомьтесь с этим уроком по социальным сетям из этого маркетингового курса GoSkills.

Числа/анализ данных

Математические навыки могут помочь вам добиться больших успехов на рабочем месте. По мере того, как все больше и больше бизнес-решений обращаются к реальным данным, наличие приличных навыков анализа данных, статистики и электронных таблиц, таких как Excel, будет несомненным преимуществом.


   

Курсы GoSkills Excel

Независимо от того, являетесь ли вы новичком в Excel или знатоком электронных таблиц, наши курсы Excel под руководством экспертов по запросу помогут вам поднять свои навыки на новый уровень.


   

Курсы GoSkills по анализу данных

Независимо от того, являетесь ли вы новичком в области анализа данных или знатоком чисел, наши курсы по запросу помогут улучшить ваши навыки в удобном для вас темпе.


Продажи и маркетинг

Даже если вы не являетесь опытным практиком, базовое понимание принципов продаж и маркетинга может помочь вам установить контакт с различными аудиториями и научиться формулировать стратегию обмена сообщениями или взаимодействия.

Черты

Добросовестность/Внимательность

Многие психологи, бизнес-лидеры и рекрутеры считают эту черту главным показателем успеха. Добросовестность включает в себя заботу о других людях, сильный самоконтроль и стремление делать что-то превосходно для достижения целей.

Высокий эмоциональный интеллект (EQ)

Высокий эмоциональный интеллект означает активное самосознание и проявление эмпатии при общении с другими людьми. EQ помогает человеку распознавать и понимать свои эмоции и эмоции окружающих. Это приводит к социальной адаптации, обоснованным решениям и положительным результатам.

Любопытство

Люди, которые всю жизнь учатся, новаторы и сторонники самосовершенствования, как правило, обладают сильным врожденным любопытством. Вы должны быть любопытны, чтобы получать удовольствие и стремиться узнавать что-то новое каждый день. Вам нужен высокий уровень любознательности, чтобы глубже вникнуть в проблемы и найти эффективные решения.

Позитивность

Профессионалы с позитивным настроем, как правило, более продуктивны и счастливы на работе. Эти профессионалы лучше справляются с неудачами и обеспечивают более высокую общую производительность, чем их коллеги, которые менее позитивны. Работодатели активно ищут эту черту при найме кандидатов на любую должность.

Заключение

Как для компаний, так и для работников успех зависит от наличия необходимых деловых навыков. Хотя найти все перечисленные выше навыки может быть непросто, большинству навыков — как сложных, так и мягких — можно научиться.

Чтобы обучить свою команду, попробуйте наши бизнес-курсы здесь. Или чтобы начать осваивать нужные навыки для собственного профессионального развития, попробуйте эти курсы из постоянно расширяющейся библиотеки обучения GoSkills .

Добавить комментарий