Детерминанты в психологии это: Детерминанта это

Основные подходы к определению детерминант развития личности

 Детерминанты – это те условия, причины, факторы от которых зависит развитие личности.

Личность в справочной психологической литературе рассматривается как  особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Личность в современной науке рассмативается с точки зрения биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания.

В центре внимания представителей  биогенетической ориентации стоят антропогенетические свойства человека (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства нервной системы, органические побуждения, влечения, потребности). Эти свойства, по мнению представителей данного подхода, проходят различные стадии созревания в онтогенезе. В основе созревания индивида согласно данному, биологизаторскому подходу, лежат приспособительные процессы организма.

Представители социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоение им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.. Эти проблемы разрабатываются в социальной психологии, этнопсихологии.

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования самооценки,  борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Эти подходы отражены в общей психологии, психологии личности, индивидуальной психологии, аналитической и гуманистической психологии.

В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития личности под влиянием 2-х факторов: среды и наследственности. Например, теория  конвергенции двух факторов В. Штерна или теория конфронтации двух факторов З.Фрейда. Данные подходы, по мнению А.Н.Леонтьева, а в последствии и  А.Асмолова являются «псевдодиалектическими», то есть исходят из дуализма механически сложенного биологического и социально в жизни человека.

Теория конфронтации двух факторов, их противоборства (принципа стремления к удовольствию и принципа реальности) есть ни что иное как противоречивое, конфликтное взаимодействие биологического и социального, которое выражается во взаимозависимости «Сверх-Я» и «Оно».

В трудах представителей неофрейдизма (А.Адлера, К.Хорни, Э Фромма и многих других) мы видим «социологизацию» психоанализа, а также поиски фактов, ограничивающих значение сексуальных влечений в жизни личности.

А.Н.Леонтьев дает новую схему детерминации развития личности. Разводя понятия «индивид» и «личность», он утверждает: «Индивидом рождаются, а личностью становятся».Он говорит о системной детерминации  жизни личности, способом существования которой является совместная деятельность в социальном конкретно-историческом образе жизни данной эпохи.

Итак, основанием этой схемы является совместная деятельность. Второй важной детерминантой развития личности, по А.Н.Леонтьеву. являются многообразные отношения, в которые вступает индивид в процессе различных видов деятельности Следующей детерминантой принято выделять индивидуальные свойства человека.

Таким образом,  выстраивается следующая зависимость предпосылок, условий и факторов формирования личности: свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, типы высшей нервной деятельности и т.д.) определяют формально-динамические аспекты поведения личности и, включаясь в деятельность, выражающую отношения человека к миру, к другим лицам и самому себе, оказывают влияние на становление личности.

При этом, социально-исторический образ жизни личности – источник развития личности, который в ходе жизни личности превращается в ее результат. Важно отметить, что данные источники, детерминанты развития личности перестают быть параллельными линиями и преобразуются, трансформируются из предпосылок в результат развития личности.

Профессионально-личностные детерминанты коррупционного поведения профессионала

Проблема изучения психологических аспектов коррупции является одной из наиболее актуальных в практической психологии. Многочисленные парадоксы жизни современного общества, а в частности ставшее нормой массовое явление прихода в профессию, требующую длительного оттачивания мастерства и формирования определенного склада личности, профессиональных маргиналов, мотивированных возможностью формального выполнения социально значимых профессиональных функций, использования «теневых резервов» для удовлетворения собственных амбиций, привели к необходимости изучения подобных феноменов. Поэтому в настоящее время проблема осмысления коррупции как парадоксального явления действительности чрезвычайно актуальна, ее решение позволит объяснить условия возникновения коррупционных действий должностных лиц, прогнозировать и предупреждать их.

Коррупция представляет собой многоаспектное, системно организованное социальное явление, интегрирующее в себя экономическую, юридическую, социальную, этическую, политическую и психологическую составляющие. Для описания психологической составляющей данного явления предлагаем ввести несколько операциональных понятий, таких как «коррупционное поведение», «коррупционер», «профессионально-личностные детерминанты коррупционного поведения».

Коррупционное поведение – это теневая функция,  предполагающая осуществление не «прописанных» в должности социальных функций в целях личной выгоды и реализуемая с помощью механизма превышения полномочий.

Коррупционер – это действующий профессиональный маргинал, склонный к коррупционному поведению.

Профессионально-личностные детерминанты коррупционного поведения – это целесообразные структуры взаимосвязей между личностными особенностями коррупционера, определяющие выбор между законопослушной и преступной деятельностью, между соблюдением и нарушением морально-нравственных норм последнего.

Цель данного исследования: выделить профессионально-личностные детерминанты коррупционного поведения профессионала.

По своей направленности и механизмам реализации коррупционное поведение является «видом поведенческой деятельности и имеет, таким образом, признаки общего и специального характера. Первые свойственны любой поведенческой деятельности личности; вторые характеризуют именно его (поведения) коррупционную направленность» [1]. К признакам специального характера можно отнести сознательность, непредусмотренность должностными инструкциями, нарушение ролевых ожиданий, зафиксированных в организационных нормах, опасность для благополучия организаций и их членов.

В рамках нашей объяснительной концепции предлагаем рассмотреть коррупционное поведение не только как специфический вид девиантного трудового поведения профессионала, но и как психологическую систему деятельности действующего профессионального маргинала. Нами была разработана концептуальная схема понятия «коррупционер», которая позволила держать в фокусе внимания выделенные компоненты профессиональной деятельности. Данная схема представлена на рисунке 1. 

Рисунок 1 –  Схема понятия «коррупционер» в концептуальном виде

Базисными стали следующие понятия:

– цели – личные и корпоративные интересы, которые мотивируют профессиональную деятельность субъекта;

– субъект как профессионал, включенный в структуру идентификационных отношений «человек – профессия – общество»: от профессиональной идентичности до профессионального маргинализма, – и реализующий социальные функции профессии.

Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин обращают внимание на то,  что, согласно «математическому закону больших чисел, практически все характеристики человека… подчиняются нормальному (или близкому к нормальному) закону распределения»[2]. Следовательно, все характеристики человека имеют полярные места в таком распределении, поэтому обязательно должны быть группы людей с совершенно противоположными качествами или диаметрально противоположными уровнями развития. Иными словами, согласно закону больших чисел, неизбежно должны существовать весьма честные и крайне нечестные, дисциплинированные и недисциплинированные, некоррумпированные и коррумпированные личности.

Если схематично представить некий континуум социальных функций профессии, то получим единую ось, на противоположных полюсах которой расположены коррупционное и нормативное поведение, соответствующие состояниям профессионального маргинала и идентичного профессионала. Средняя область континуума охватывает функции, в определенной степени отвечающие социальному назначению профессии. Чем больше отклоняются действия профессионала от зоны оптимума к полюсу коррупционного поведения, тем больше они противоречат социальному назначению профессии. Профессионалы, находящиеся в такой позиции, представляют группу риска.

В этом контексте О. В. Ванновская предлагает понятие «коррупциогенная личность», понимая под этим «определенный социальный тип, обладающий высокой склонностью к коррупции и низкой антикоррупционной устойчивостью. В ситуации коррупционного давления такая личность с большей вероятностью выберет коррупционное поведение и с очень низкой вероятностью откажется от него» [3].

– Детерминанты – это особые целесообразные цели профессионала структуры взаимосвязей между личностными особенностями и условиями коррупционного поведения, определяющие выбор между законопослушной и преступной деятельностью, между соблюдением и нарушением морально-нравственных норм.

С точки зрения большинства юристов и юридических психологов, «никакие внешние обстоятельства не могут являться определяющими причинами противоправного деяния, если они не положены одновременно на внутренние детерминанты человеческой активности» [4]. Поэтому можно говорить об определенных внутренних, профессионально-личностных детерминантах коррупциогенной личности, то есть о совокупности значимых специфических свойств такой личности.

Таким образом, предложенная нами концептуальная схема позволила вывести строгое понятие «коррупционер»: это действующий профессиональный маргинал, осознанно регулирующий свое поведение в соответствии с целесообразными структурами взаимосвязей между личностными особенностями и условиями реализации коррупционного поведения, т.е. профессионально-личностными детерминантами коррупционного поведения.

Детерминанты коррупционного поведения в системе психологической деятельности соотносимы с компонентами системы профессиональной деятельности: мотивы, цели, принятие решения, планирование профессиональной активности, контроль и самоконтроль профессиональной активности, профессионально важные качества субъекта деятельности, информационная основа деятельности.  В процессе профессионализации между компонентами устанавливаются определенные функциональные связи, происходит развитие отдельных компонентов для обеспечения достижения цели, формируются новые подсистемы. Такие подсистемы, определяющие выбор коррупционером между законопослушной и преступной деятельностью, между соблюдением и нарушением морально-нравственных норм последнего, представляют собой детерминанты коррупционного поведения.

Наше исследование охватило широкий круг личностных образований и привело к выявлению пяти основных профессионально-психологических детерминант, актуализирующих коррупционное поведение личности.

Ведущей детерминантой коррупционного поведения является целевая.  С точки зрения системогенетического подхода, цель является «центральным, системообразующим компонентом психологической системы деятельности» [5].  Детерминанта, определяющая выбор профессионалом цели – достижение профессиональной востребованности или коррупционное поведение как компенсация состояния профессиональной невостребованности, включает в себя общий уровень профессиональной востребованности с ее отдельными показателями (0,962), ответственность (0,735) и оценивание результатов (0,496).  Для профессионалов, склонных к коррупционному поведению, характерны недостаточно высокий уровень сформированности системы отношений к себе как значимому для других профессионалу, бессубъектное отношение к своей профессиональной деятельности. Важной особенностью коррупционера является недостаточное развитие рефлексивного компонента в системе деятельности.

Вторая по значимости детерминанта коррупционного поведения – мотивационная. Данная подсистема объясняет направленность профессионала на достижение выбранной цели, «оказывает существенное влияние на формирование цели и выбор путей ее достижения» [6]. В ходе профессионализации коррупционера формируется особая подструктура профессиональных мотивов, которая содержит такие мотивы, как стремление к зависимости от руководства (0,779), стремление к ответственности  и самостоятельности (0,776), стремление к карьере (0,705),  стремление к достижению успеха (0,584),  стремление к зависимости от группы (0,503), стремление к личностному росту (0,49), мотив просоциального одобрения (0,447), стремление к материальному благополучию (0,437).

Регуляционная детерминанта предполагает формирование программы профессиональной деятельности и позволяет объяснить механизм организации и управления всеми видами внешней и внутренней активности профессионала, направленной на достижение выбранной цели.  Регуляционная детерминанта представляет собой подсистему регуляции профессиональной деятельности, включающую: уровень саморегуляции (0,779), программирование (0,777), мотивацию достижения цели (0,724), гибкость (0,714), профессиональный авторитет (0,494) и самостоятельность (0,472). Важно отметить, что стилевыми особенностями поведения коррупционера  являются высокий уровень саморегуляции и выраженная мотивация достижения.

Нормативная детерминанта отражает парадоксальные взаимообусловленные особенности профессионала, целесообразные его цели. Данная подсистема включает показатели стыдливости (0,621), непосредственности (0,57), просоциальной нормативности (0,555), альтруизма (0,532), социального мышления (0,516), гибкости (-0,466), стремления к достижению успеха (-0,561), способности к моделированию (-0,585). В ходе исследования выявлено, что для коррупционера характерны асоциальная нормативность, высокий уровень регуляторной гибкости, беспечное отношение к своим социальным поступкам и их последствиям; наигранность как склонность скрывать истинные мысли, переживания, цели; эгоизм как преобладание своекорыстных личных интересов безотносительно к интересам других людей.

Пятая по значимости детерминанта коррупционного поведения –подсистема принятия решений, объясняющая подход профессионала к принятию решений, обеспечивающих достижение цели. Детерминанта принятия решений включает в себя показатели практичности (0,688), ориентации на формальное деловое общение (0,561), планирования и моделирования (0,543) и позволяет говорить о том, что для коррупционера в большей степени характерны практичность, ориентация на формальное деловое общение, высокий уровень планирования и моделирования профессиональной деятельности.

Таким образом, предлагаемая нами концепция охватывает сравнительно широкий круг личностных особенностей и включает в себя пять основных профессионально-личностных детерминант коррупционного поведения профессионала: целевую, мотивационную, регуляционную, нормативную, детерминанту принятия решений. Все  детерминанты взаимосвязаны между собой и представляют единый, системный, иерархично организованный механизм актуализации коррупционного поведения.

В данной работе мы рассмотрели профессионально-личностные детерминанты коррупционного поведения профессионала как психологическую составляющую такого многоаспектного феномена как коррупция. Очевидно, что к комплексному решению данной проблемы целесообразно подходить с учетом данного аспекта исследования.

Детерминанты личности

Личность можно определить как индивидуальный опыт, ценности, привычки и атрибуты, в совокупности влияющие на модели поведения.

Слово «личность» происходит от латинского слова «persona», что можно перевести как «маска». Психологи и социальные теоретики обнаружили, что личность можно изучать с помощью как психологических, так и социологических методов.

Кроме того, можно использовать биологический подход. Поскольку он оценивает биофизические характеристики человека с центральной точки зрения, он подходит для целостного изучения его личности.

Несмотря на то, что существует множество различных определений личности, наиболее сильное внимание уделяется чертам и поведению, которые можно использовать для прогнозирования и оправдания поведения человека.

Он включает в себя что угодно, от генетических причин личностных черт до того, как опыт и окружение влияют на личность.

Является ли ваша личность чем-то, что вы получили от своей семьи или что-то, что развивалось во времени, когда вы проходили через различные психологические корректировки и опыт, изменивший жизнь?

Согласно психологам, четыре основных детерминанта личности: физические (биологические/наследственные), социальные (сообщество, в котором вы выросли, и ваша роль в нем), психологические (ваше поведение, эмоции и внутренние модели мышления) и интеллектуальные (ваши ценности и убеждения).

Эти детерминанты личности также включают в себя различные культурные, ситуационные и экологические элементы, с которыми вы можете столкнуться. Узнайте об определениях личности, типах, детерминантах, чертах, природе, восприятии и многом другом!

Физические детерминанты личности

Первичным критерием, который представляет многочисленные аспекты личности человека, является его биологический состав. Являясь основным фактором, определяющим характер, он также включает в себя множество дополнительных элементов, которые позволяют получить представление о человеке. Под заголовком «физические факторы личности» некоторые важные компоненты включают:

  • Наследственность: Наследственные характеристики можно предсказать с момента зачатия. Обычно от родителей наследуются пол, телосложение, темперамент, мышечный состав, черты лица, рост и другие. В результате с наследственной точки зрения ясно, что гены, обнаруженные в хромосомах, являются лучшим объяснением личности.
  • Физические характеристики: Одним из важнейших факторов, влияющих на личность, является внешность. Внешний вид человека оказывает значительное влияние на то, как его видят другие. Будь то низкий, высокий, худой, полный, черный или белый, очевидно, что это повлияет на то, как другие воспринимают их, влияя на то, как они воспринимают себя. Рост, вес, оттенок кожи, цвет волос и красота — вот лишь некоторые физические характеристики.

Психологические детерминанты личности

Психологический подход рассматривает личность как особый стиль, уникальный для каждого человека, один из важнейших факторов, влияющих на личность. Совокупность черт умственных тенденций, эмоций, чувств, мыслительных паттернов и комплексов определяют этот особый стиль, который различается у каждого человека. Кроме того, он исследует психические конфликты, желания, стремления, подавленные чувства, сублимацию и эмоциональное здоровье человека.

Культурные детерминанты личности

Мы воспитаны с культурными детерминантами личности, так же как мы рождаемся с биологическими. Семейные ритуалы и традиции, раннее воспитание, то, как нас воспитывают, и социальные группы, с которыми мы общаемся, — вот те элементы, которые влияют на развитие нашей личности. Каждая культура учит и требует, чтобы ее члены действовали и дышали так, как это приемлемо для более широкого сообщества.

В результате критические культурные факторы, влияющие на определение личности, включают такие черты, как враждебность, независимость, сотрудничество и соперничество. Поскольку культуры, в которых мы выросли, настолько противоположны, очевидно отделить тех, кто вырос на западе, от жителей нашей нации.

Социальные детерминанты личности

Социальные детерминанты исследуют личность человека в свете его положения в социальной группе или сообществе и учитывают, как он видит свое место. Основное соображение в этом методе заключается в том, что то, как нас воспринимают другие, влияет на то, как мы развиваемся как люди. Средства коммуникации были более широко доступны в этот период, в основном через социальные сети. Влиятельные люди в социальных сетях могут иметь глобальное влияние на массы.

Следовательно, социальная жизнь, которую люди ведут и частью которой являются, сильно влияет на личность каждого человека. Взаимодействуя, будь то онлайн или лично, мы контактируем с самыми разными людьми, которые так или иначе оставляют впечатление о нашей личности.

Как только мы покидаем детский сад и попадаем в реальный мир, начинается процесс, когда мы общаемся со сверстниками и друзьями, среди других людей. Нас постоянно призывают тщательно выбирать свой круг общения, потому что это один из важнейших факторов личности, на который влияет наша социальная жизнь.

Ситуационные факторы

Ситуационная категория заслуживает особого внимания в нашем исследовании многочисленных личностных переменных. Вы можете понять, как люди по-разному реагируют на различные ситуации. Хотя было бы неверно утверждать, что ситуационные элементы напрямую влияют на личность человека, нельзя отрицать, что они действительно отражают поведение и реакцию человека в конкретной ситуации.

Поскольку разные люди проявляют различные ситуационные личностные черты, качества, проявляемые ситуационными условиями, обычно сильно различаются. Например, вы можете вести себя перед начальником на работе иначе, чем с друзьями на вечеринке.

Семейные факторы 

Основными факторами, формирующими нашу личность, являются семейное окружение и прямое влияние родителей. Воздействие семейных факторов на природу самое большое. Семья влияет, особенно когда дети маленькие. Ребенок, выросший в теплой, толерантной и здоровой среде, будет другим эмоционально, социально осторожным и фригидным.

Давайте рассмотрим идею, выдвинутую американо-австралийским психологом Уолтером Мишелем, чтобы понять значение родителей и семьи как значимых факторов личности:

  • Идентификация может быть осуществлена ​​путем сравнения поведения, эмоций и отношения ребенка к своим родителям.
  • Желание и стремление ребенка быть похожим на своих родителей можно рассматривать как идентификацию.
  • Его можно рассматривать как процесс, посредством которого ребенок действительно наследует черты своих родителей, составляющие его личность.

Интеллектуальные детерминанты личности

Другим важным элементом, который может существенно повлиять на развитие нашей личности, является интеллект. Наш характер можно определить по тому, как наш интеллект влияет на различные аспекты и области нашего поведения. Ниже перечислены когнитивные факторы, влияющие на личность:

  • Юмор. Юмор — один из важнейших интеллектуальных факторов, определяющих личность, поскольку он способствует социальной приемлемости, более обоснованному пониманию реальности и более счастливому взгляду на жизнь.
  • Мораль: то, как мы воспринимаем различные виды поведения как нравственные или аморальные, сильно зависит от нашего интеллекта и мировоззрения. Таким образом, мораль — это еще один компонент, влияющий на наш интеллект и, соответственно, на нашу личность.
  • Ценности: люди узнают о ценностях с детства и в обществе, в котором они выросли. Эти ценности и убеждения также формируют наше интеллектуальное поведение, что делает их важным фактором, определяющим нашу личность.

Психологические и поведенческие детерминанты участия в физической активности на протяжении всей жизни

Подача закрыта.

Методические рекомендации

Текущее определение физической активности (ФА) включает все возможные формы, такие как неструктурированная и повседневная активность, структурированные упражнения, состоящие из заранее подготовленных, преднамеренных и повторяющихся действий, массовый и соревновательный спорт. Адекватно активный образ жизни можно вести через …

Текущее определение физической активности (ФА) включает все возможные формы, такие как неструктурированная и повседневная активность, структурированные упражнения, состоящие из заранее подготовленных, преднамеренных и повторяющихся действий, массовый и соревновательный спорт. Адекватно активный образ жизни можно вести на протяжении всей жизни, выбрав одну или несколько форм ФА. Действительно, пропаганда здорового образа жизни должна подчеркивать участие во всех формах ФА на всех этапах жизни (т. е. в молодом, среднем и пожилом возрасте).

Участие в физкультуре связано со многими преимуществами для здоровья, а постоянное занятие спортом может привести к положительным ценностям, таким как социальная интеграция, интеграция, гендерное равенство и образование. Однако большая часть населения мира не соответствует текущим рекомендациям по PA. Участие в ФА зависит от нескольких детерминант, которые недавно были обобщены в исследовательском проекте DEDIPAC-KH (DEterminants of DIet and Physical Activity-Knowledge Hub), в котором участвуют 12 европейских стран. Среди семи широких категорий детерминант, установленных в этом проекте (биологических, поведенческих, психологических, физической среды, социокультурных, социально-экономических, политических), особое значение имеют психологические и поведенческие детерминанты. Несмотря на то, что существует большой объем литературы, ясно, что имеющиеся на сегодняшний день доказательства ограничены и неубедительны. Таким образом, необходимы дополнительные исследования, чтобы улучшить наше понимание детерминант участия PA и поведения на протяжении всей жизни.

Эта тема исследования приглашает участников, которые исследуют психологические и поведенческие детерминанты PA, уделяя особое внимание участию и поведению PA. Поощряются исследования на всех этапах жизни, поскольку участие/поддержание ФА имеет решающее значение от начальных этапов жизни для физического и когнитивного развития до последних этапов жизни для сохранения физического и психического здоровья. Вклады могут быть сосредоточены на одной категории детерминант (например, психологических или поведенческих). Тем не менее, мы особенно поощряем исследования, направленные на изучение взаимодействия между поведенческими и психологическими факторами и их связи с участием и поведением PA.

Возможные темы включают (но не ограничиваются):
Психологические детерминанты
• Черты личности и участие в ФА
• Связь между стрессом и участием в ФА
• Роль когнитивных навыков в участии в ФА
• Вознаграждения и участие в ФА

Поведенческие детерминанты
• Роль ПД в продвижении стратегий в образовании/школе
• Взаимосвязь между технологиями (например, использование экрана, экзергеймы) и участием в ПД
• Образ жизни и участие в PA
• Жизненные события (например, выход на пенсию, переход в университет) и участие в PA

• Перспективы PA среди иммигрантов и беженцев

Мы приветствуем все типы статей, особенно оригинальные исследования с использованием нескольких дизайнов исследований, хотя и длинные Также настоятельно рекомендуются долгосрочные перспективные и лонгитюдные экспериментальные планы и подходы к анализу посредничества/модерации.

Добавить комментарий