Дети амбидекстры: Кто такой ребенок Амбидекстр — особенности развития

Содержание

Кто такой ребенок Амбидекстр — особенности развития

Амбидекстр – кто это?

Термин амбидекстрия стал известен еще в средние века, так называли воинов, которые с одинаковым мастерством сражались и левой, и правой рукой. Их очень ценили и удостаивали различных почестей. Уникальность таких людей в том, что у них оба полушария мозга работают гармонично. Человек может обладать и отличной интуицией, и прекрасным логическим мышлением.  Амбидекстры не только пишут одинаково хорошо обеими руками, но и выполняют другие полезные действия в бытовых ситуациях, в спорте, в искусстве. Выполнение двумя руками различных задач является явным преимуществом. Именно так можно определить, является ли ваш ребенок амбидекстром. Ученые отмечают – дети с одним активным полушарием мозга уступают в развитии детям-амбидекстрам.

Ученые утверждаются, что у новорожденных оба полушария мозга развиты одинаково. Примерно к четырем годам качество утрачивается – это связано с влиянием социальной среды. Родители кладут карандаш в правую руку ребенка, учат держать ложку правой рукой, больше развивая левое полушарие, отвечающее за логику – воспитывая исполнителя без творческого начала.

Люди с гармонично развитыми полушариями мозга очень талантливы. Миру известны амбидекстры: Том Круз, Никола Тесла, Бенджамин Франклин, Пол Маккартни. Вспомним великого художника Леонардо да Винчи, лингвиста и автора словаря Владимира Даля.

Ученые и нейрофизиологи утверждают, что мозг человека развивается вплоть до шестидесяти лет. Четкое разделение между полушариями наблюдается до пятидесятилетнего возраста, а на шестом десятке их легко можно использовать одновременно. Это позволяет человеку зрелого возраста более успешно принимать сложные решения, чем людям молодого возраста. 

Как понять, что ребенок амбидекстр?

Понять, что ваш ребенок амбидекстр, не так уж и сложно. Если вы увидели, что малыш одинаково использует обе руки, с легкостью перекладывает куклы и машинки из правой в левую, берет вилку или стакан то одной, то другой рукой – это черты амбидекстрии. Просто понять, что  ваш сын или дочь – амбидекстр можно тогда, когда ребенок научился писать. Письмо – один из самых трудных навыков, а «двуручный ребенок» с легкостью сменит руку при письме или рисовании, если вы его попросите.

Особенности развития ребенка-амбидекстра

Дети амбидекстры имеют свои особенности, которые можно и нужно развивать. Обучиться амбидекстрии можно – дело тренировок. Меняйте привычки, пишите левой рукой вместо правой, вешайте сумку на правое плечо, если обычно вы используете левое и так далее. Меняйте привычные маршруты из дома до работы, с работы до магазина. Прекрасное упражнение для развития обоих полушарий мозга: возьмите в обе руки карандаши и по очереди рисуйте геометрические фигуры на листе бумаги. Например, левой рисуете квадрат, правой круг, затем левой ромб, правой многоугольник и так далее. Усложняйте упражнение и совсем скоро заметите, как быстро стали справляться с задачей.

Развить оба полушария мозга можно с помощью методики «Ментальная арифметика». Освоить курс могут как дети, так и взрослые. Ученые доказали, что мозг максимально развивается с помощью вычислений. Цифры своего рода тренажер для мозга. «Ментальная арифметика» состоит из нескольких уровней. Сначала учащиеся обучаются сложению и вычитанию на счетах абакус, передвигая косточки двумя руками, затем продолжают делать тоже самое только ментально, представляя счеты в уме. В результате регулярных тренировок ученики способны совершать 99 действий с однозначными числами за 0,1 секунды, опережая скорость калькулятора. Это средние показатели, обучившихся ментальной арифметике. Освоить методику можно в «Академии развития интеллекта AMAKids». Основатель AMAKids Владимир Федяй адаптировал классический курс под менталитет современных детей.  Методика не идет в разрез со школьной программой и основывается на игровом подходе к обучению, а комплексные решения дают гарантированный результат.  Ученики AMAkids уже через месяц обучения выполняют два действия одновременно. Например, считают ментально и поют песню.

Умственный потенциал амбидекстра

Амбидекстрия – это не только о руках. Данная особенность определяет отсутствие ведущей системы относительно вообще любого органа. У амбидекстров нет прицельного глаза – поскольку прицельные оба, толчковой ноги, лучше слышащего уха, как у правшей или левшей. У них активная работа полушарий переключается с правого на левое с поразительной скоростью, практически мгновенно. А сочетание тонкой интуиции и четкой логики помогают амбидекстру очень быстро улавливать суть событий и анализировать информацию буквально за доли секунды – и это, конечно, плюс. Впрочем, если задуматься, в большинстве своем мы стараемся отделить чувства от разума – там проще, а вот амбидекстру это сделать практически невозможно, в результате он испытывает серьезные нервные перегрузки. И это минус.

Как правильно воспитывать амбидекстра?

Основная трудность, с которой сталкиваются мама и папа ребенка-амбидекстра – это его гиперактивность. Нет смысла кричать на него и призывать к спокойствию. Нужно постараться держать его в поле зрения и направить безумную энергию крошки на полезное дело. Со временем малыш сам научится самоконтролю.

Ребенок-амбидекстр лучше усваивает новый материал, поэтому в детском саду или школе ему может быть скучно. Здесь родителям и педагогам поможет  дополнительное задание: заставьте его не только нарисовать рисунок, но и придумать к нему интересную историю. Амбидекстр – это мультизадачный человек.

Когда ребенок взволнован или расстроен, нужно сохранить спокойный и ровный тон, нельзя конфликтовать. Ваше терпение – это прекрасный показатель того, как можно справляться со своими эмоциями.

И, конечно, никогда не настаивайте и не давите на ребенка при выборе ведущей руки. Помогите ему, поддержите словом и делом, но не нужно переучивать.  Лучше прислушайтесь к ребенку: его необычное видение откроет и для вас новые черты окружающего мира.

Кто такие дети-амбидекстры: в чем особенности, можно ли выбрать доминирующую руку

Воспитание детей

У большинства людей есть одна доминирующая рука — правая или левая. Мы не задумываемся, какой брать ложку или какой писать, потому что это кажется таким же естественным, как дышать.

Фото
evgenyatamanenko / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Но эта функция напрямую зависит от мозга, а значит, умение управлять рукой или руками имеет огромное значение для человеческой психологии. От доминирующей руки зависят интеллект, способность к обучению и даже характер.

Как работает мозг у «двуруких»

Считается, что левое полушарие мозга отвечает за речь, конструктивное мышление. Если коротко, то оно — за конкретность, все рациональное, логику. Чаще всего это полушарие более развито у правшей.

Левши, как правило, более эмоциональны, они предпочитают творчество, а не точные науки, дольше ищут выход из сложных ситуаций, но их решение будет более оригинальным. За эту особенность они должны благодарить (или наоборот) свое развитое правое полушарие.

Амбидекстры — люди, у которых оба полушария мозга развиты одинаково. Выражается это в первую очередь в том, что у них обе руки рабочие. Ключевые слова — «одинаково рабочие». А не так, что правой пишу хорошо, а левой пишу — уже хорошо, но коряво.

Фото
BrianAJackson / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Можно ли выбрать доминирующую руку

Теперь самое интересное. До четырех лет все дети — амбидекстры. И только потом, чаще под влиянием родителей, бабушек, воспитателей и учителей, ребенок выбирает или его приучают работать одной рукой. Хотя «сломать» то, что заложено природой, очень сложно. В советские годы всех левшей переучивали в обязательном порядке. Сейчас врачи и ученые доказали: так делать нельзя.

Есть простые тесты, которые помогут понять, какая рука у ребенка доминирующая: 

  • попросите его скрестить руки на груди. Доминирующая рука будет сверху.

  • попросите сомкнуть пальцы правой и левой руки. Дальше смотрим на большой палец. Если сверху палец правой руки, то ребенок — правша.

Но у амбидекстров результаты таких тестов будут всегда разными.

Известные психологи и неврологи пытались создать способ развить в человеке амбидекстрию. Предлагали даже тренировать недоминирующую руку, чтобы сделать активным недоминирующее полушарие мозга: чистить зубы левой рукой, если ты правша, писать ручкой, резать овощи и так далее. Вот только никаких доказательств, что у человека при выполнении этих заданий мозг начинает работать как «двухъядерный суперкомпьютер», получено не было. Людей, пытавшихся натренироваться таким образом, назвали амбисинистрами. Им удалось научиться выполнять какие-то задания недоминирующей рукой, но как бы они ни старались, письмо или даже чистка зубов получались неловким и неуклюжим процессом.

У прирожденных амбидекстров, поскольку мозг не делит функции жестко, как у правшей или левшей, одинаково хорошо получается работать обеими руками.

Фото
Nadezhda1906 / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Хорошо ли быть амбидекстром

Раньше считалось, что амбидекстры — плоды эволюции. Природа сделала их уникальными, чтобы они могли использовать оба полушария мозга и превосходить обычных людей. И среди них действительно есть гении: Эйнштейн, Бенджамин Франклин, Никола Тесла, Леонардо да Винчи, Лев Толстой.

Ученые бросились изучать это явление и пришли к неожиданному выводу. Талант вовсе не отличительная черта «двуруких», то есть амбидекстров, как и левша или правша может стать гением, а может и не стать. Но вот что гораздо чаще встречается у людей с двумя развитыми полушариями, так это склонность к психологическим проблемам.

Когнитивист Майкл Корбаллис считал, что эволюция — это не два развитых полушария, а один: природа сделала нас такими, чтобы только одно полушарие было рабочим, и любая попытка сбить «настройки» может привести к поведенческим проблемам. Считается, что амбидекстры более эмоциональны, ранимы, склонны к рискованным поступкам.

Психиатр из Оксфорда Тимоти Кроу вообще отметил закономерность: среди шизофреников много амбидекстров. Люди, владеющие обеими руками, имеют ген LRRTM1 на второй хромосоме. Этот ген связан с шизофренией, но вовсе не обязательно, что болезнь разовьется у человека.

Так что приписывать себя или своего ребенка к амбидекстрам, чтобы считаться особенным, вряд ли стоит. У людей, которые от природы «двурукие», а не пытаются ими стать, есть свои сложности. Чаще у них есть проблемы с изучением точных наук, языков, правил грамматики.

Фото
Getty Images

Как амбидекстрия сказывается на интеллекте

Основатель международного онлайн-университета «Школы свободы» и международного центра психосоматики «Здравница»

Личный сайт

Амбидекстрию обычно диагностируют в возрасте 7—8 лет. При этом такие дети чаще сталкиваются с быстрой утомляемостью, низкой концентрацией внимания, неспособностью быстро обрабатывать информацию, поступающую извне. Также исследования показывают, что люди с амбидекстрией значительно хуже осваивают родной язык, школьную программу, имеют более низкие показатели в тестах на интеллект, мышление и арифметику. В возрасте 14—18 лет они более склонны к проявлению такого неврологически-поведенческого расстройства развития, как синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Это, конечно, не значит, что ребенок чем-то хуже, просто ему, возможно, потребуется больше родительского внимания и помощи в обучении. Хотя в интернете есть много историй от амбидекстров, которые считают себя вполне успешными людьми и даже не замечали за собой никаких особенностей, кроме того, что они писали на доске в школе и левой, и правой рукой.

Считается, что люди с одинаково развитыми левой и правой рукой талантливее «одноруких»  в искусстве и успешнее в спорте. А еще многим «двуруким» известно, что «синестезия» — это нейрологический феномен,  а не расстройство. Такие люди способны «смешивать чувства», например могут почувствовать вкус у цвета или ощутить звук как некий цвет. Из них получаются талантливые музыканты и художники.

Сальникова Юлия

Ваш ребенок правша, левша или амбидекстр?

К началу дошкольного образования многие дети уже начинают отдавать предпочтение рукам. Даже в младенчестве вы, возможно, заметили, что ваш ребенок явно предпочитает либо правую, либо левую руку, когда он начал брать игрушки, посуду или еду. А к 5 годам, когда большинство детей идут в детский сад, обычно становится ясно, правша они или левша.

Но что, если ваш ребенок школьного возраста не показывает предпочтительную руку? Есть небольшой шанс, что ваш ребенок может быть амбидекстральным или смешанным. Амбидекстрия — это способность одинаково хорошо использовать как правую, так и левую руку для выполнения одних и тех же задач, таких как письмо или бросание мяча. Смешанная рука — это когда человек может использовать разные руки для разных задач. Например, некоторые люди могут хорошо писать левой рукой и бросать мяч правой рукой. Амбидекстрия и смешанная рука встречаются крайне редко, только 1% населения попадает в эту категорию.

Как определить, что ваш ребенок симметричен?

Неизвестно, какие именно факторы способствуют доминированию рук, но широко признано, что это наследуемый генетический признак. Некоторые исследования указывают на взаимосвязь между доминированием полушарий мозга и ручностью, а также другими факторами окружающей среды. Например, дети-левши от природы могут видеть своих родителей-правшей или сверстников и пытаться подражать им, в некоторой степени владея обеими руками.

Но предположим, что ваш ребенок пошел в детский сад, но до сих пор не показывает доминирующую руку. В этом случае их учитель и школьный эрготерапевт, скорее всего, начнут работать с ними, чтобы определить их ручность. Они могут наблюдать за вашим ребенком во время занятий, чтобы увидеть, какой рукой он пишет или протягивает руку в первую очередь. Некоторые дети без любимой руки могут часто менять руки при письме и рисовании, потому что их рука быстро устает, что может быть признаком слабости мышц рук.

Учителю вашего ребенка может быть сложно определить, является ли он амбидекстром или ему просто нужно поработать над мелкой моторикой. Это своего рода ситуация курицы или яйца. Вы можете задаться вопросом, слабы ли мышцы их рук, потому что у них нет предпочтительной руки, или они не показывают предпочтения рук, потому что их мышцы рук слабы в обеих руках.

Если ваш ребенок действительно симметричен, ему, возможно, придется преодолеть некоторые другие препятствия, когда он пойдет в школу, в том числе:

  • Менее развитые навыки мелкой моторики
  • Письмо в обратном направлении или зеркальные буквы
  • Более длительное время выполнения задания
  • Больше трудностей с письмом, вырезанием и рисованием

Как вы можете помочь своему амбидекстральному ребенку?

Важно, чтобы ваш ребенок научился управлять руками, когда он поступит в начальную школу. Ручное управление способствует не только их независимости, но и их способности к обучению. Конечно, если ваш ребенок может комфортно пользоваться обеими руками, нет причин для беспокойства. Но если они изо всех сил пытаются эффективно выполнять такие задачи, как письмо или вырезание, вам, возможно, придется поработать с ними, чтобы укрепить контроль над их руками.

Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку:

  • Поощряйте его выбирать руку для отдельных специализированных задач и придерживаться ее. Это может занять некоторое время, но в конечном итоге они укрепят мышцы рук и смогут комфортно писать одной рукой.
  • Обратите внимание на то, какой рукой они обычно тянутся к предмету или используют его чаще, и внимательно следите за тем, какая рука, кажется, имеет больший контроль, даже если это незначительно. Имейте в виду, что это может быть разным для разных задач.
  • Практикуйте мелкую моторику , используя веселые занятия и игры, и убедитесь, что они правильно держат карандаш при письме. Это поможет укрепить мышцы рук, чтобы они могли эффективно писать и выполнять другие задачи.
  • Поговорите с учителем вашего ребенка, педиатром или эрготерапевтом, если вы не видите улучшений в мелкой моторике вашего ребенка или беспокоитесь о том, чтобы он успевал в школе.

Источники:

Армор, Дж., Дэвисон, А. и МакМанус, И. Изучение ассоциаций рукости в масштабах всего генома исключает простые генетические модели. Наследственность 112, 221–225 (2014). https://doi.org/10.1038/hdy.2013.93

Мишель, Джордж Ф. и др. «Предпочтение детских рук и развитие когнитивных способностей». Границы в психологии, том. 7, 2016 г., doi:10.3389/fpsyg.2016.00410.

Пудьянингтяс, А. Р., и Вуландари, М. С. (2019, сентябрь). Трудности в обучении у детей с амбидекстрией. В дошкольном образовании в 21 веке: материалы 4-й Международной конференции по дошкольному образованию (ICECE 2018), 7 ноября 2018 г., Бандунг, Индонезия (стр. 206). Рутледж.

Джон Хабер

Меня зовут Джон Хабер. Я детский эрготерапевт и основатель Nogginsland. Я стал COTA в 2003 году, а затем вернулся в школу гораздо позже, получив степень магистра ОТ в колледже Милосердия в Нью-Йорке в 2016 году. от школьных округов до центров порока развития и детских больниц.

Поиск:

Подпишитесь на нашу рассылку

Амбидекстрия у детей — болезнь или дар? — Советы и советы для родителей

Однажды я смотрела фильм, где главный герой был полностью двуручным – он мог писать стихотворение одной рукой, а другой рисовать картинку. Как бы я хотел иметь такой навык. Так почему же учителя заставляют детей выбирать доминирующую руку?

Причина, по которой учителя и ОТ поощряют ребенка к доминированию одной рукой

, в основном из практических соображений в классе – чем раньше они выберут руку, тем быстрее они усовершенствуют контроль этой рукой и тем быстрее они научаться писать быстро и качественно. Я категорически не согласен с этим. Большинство детей естественным образом переходят к правым или левым доминантам в возрасте около 7 или 8 лет, и их не следует принуждать к письменным упражнениям, пока тело не будет к этому естественным образом готово. К сожалению, это не вписывается в школьную программу, которая требует от детей практиковать навыки письма уже в возрасте 3–4 лет9.0003

Очень немногие дети действительно владеют обеими руками

(и обычно это происходит только тогда, когда одна рука повреждена в течение определенного периода времени или какого-либо другого фактора окружающей среды), но есть достаточное количество детей, которые владеют обеими руками (т.е. использовать одну руку для определенных задач, а другую руку для других задач, например, писать правой рукой и резать левой рукой). Школы будут пытаться препятствовать этому, так как иногда это замедляет детей, поскольку они все еще пытаются решить, какую руку для чего использовать, и не справляются с поставленной задачей.

Есть некоторые вещи, которым поможет выбор доминирующей руки

– например, пересечение средней линии или двусторонняя интеграция, но их можно легко включить в жизнь ребенка с помощью простых упражнений, чтобы они не упустили на любую интеграцию мозга, которая может возникнуть в результате выбора одной руки в качестве доминирующей и использования другой в качестве помощника. Например, толкать машину по трассе, удерживая машину одной рукой, а трассу — другой; потянуться через тело, чтобы схватить что-то на противоположной стороне тела; одной рукой держать бумагу, а другой резать; или мой личный фаворит, игра в «Твистер». В ОТ такие упражнения, по сути, будут делать с ребенком, но это будет стоить вам денег. Если вы зайдете в Google, вы сможете найти множество подобных упражнений и выполнить их самостоятельно. Вы можете получить массу удовольствия, и вашему ребенку никогда не придется задумываться о том, почему он/она находится на «терапии».

Кредит: www.artnews.com

Большинство исследователей в этой области сходятся во мнении, что каждому полезно иногда пытаться использовать свою менее предпочтительную руку для задач, которые обычно выполняются доминирующей рукой, поскольку это улучшает работу мозга и ловкость! Смешанные руки также могут иметь большие преимущества в таких видах спорта, как бейсбол и снукер, где вы можете поменять руки, чтобы получить лучший удар.

Единственная реальная проблема ребенка, который естественным образом не находит ведущую руку, — это расстройство обучения, известное как дисграфия, которое включает проблемы с моторикой. Это расстройство не только повлияет на их способность выбирать руку для письма, но также будет проявляться другими заметными проблемами, такими как борьба с понятиями правого и левого, трудности с ловлей мяча или прыжками или даже основные двигательные движения, такие как ходьба и прыжки. . Маловероятно, что у вашего ребенка возникнут проблемы такого рода, если вы их не заметите, и они определенно будут выявлены при обследовании у ТК, если вы решите его пройти.

Еще одна вещь, которую следует учитывать, это то, что ваш ребенок может быть одаренным. Около 48% одаренных детей владеют обеими руками на той или иной стадии своего развития.

Взгляните на некоторые другие критерии одаренных детей, и если вы считаете, что ваш ребенок одаренный, то определенно стоит пройти тест на IQ, так как одаренные дети нуждаются в дополнительной стимуляции для оптимального развития.

 Необычная настороженность даже в младенчестве
 Отличная память
 Рано научиться говорить и иметь необычно большой словарный запас и сложную структуру предложений для своего возраста
 Понимать нюансы слов, метафоры и абстрактные идеи
 Наслаждаться решением задач, особенно с числами и головоломками
 Часто самоучка умеет читать и писать в дошкольном возрасте
 Высокая чувствительность
 Мышление абстрактное, сложное, логическое и проницательное
 Идеализм и чувство справедливости в раннем возрасте
 Более длительное внимание и интенсивная концентрация, если их что-то интересует
 Заняты собственными мыслями – мечтатель

 Быстро и с небольшой практикой осваивают базовые навыки (1-3 повторения)
 Задает наводящие вопросы
 Широкий круг интересов (или чрезмерная сосредоточенность в одной области)
 Сильно развитое любопытство
 Интерес к экспериментированию и работе по-новому
 Объединяет идеи или вещи, которые не типичны
 Проницательность и/или необычное чувство юмора
 Желание организовывать людей/вещи с помощью игр или сложных схем
 Яркое воображение (и воображаемые товарищи по играм в дошкольном возрасте)

Если ваш ребенок все еще находится в дошкольном возрасте, он/она может быть просто не готов выбрать доминирующей рукой и делать ребенка «неправильным» для этого кажется несправедливым и ненужным.

Добавить комментарий