Что такое умственная отсталость?
Умственная отсталость – это задержка в развитии психики, которая проявляется в виде нарушения интеллекта и ведет к социальной дезадаптации. В отличие от других психических расстройств, например, депрессии или аутизма, это заболевание настолько тяжелое, что в психиатрии его называют “болезнью”. Умственная отсталость может быть как врожденной, так и приобретенной.
Симптомы умственной отсталости
Умственная отсталость в основном проявляется в нарушении интеллекта и, как следствие, в отсутствии или ухудшении функционирования в социуме. Чем легче форма умственной отсталости, тем менее нарушены когнитивные функции ребенка и тем более он самостоятелен и может адекватнее общаться с другими людьми. При глубокой умственной отсталости человек даже во взрослом возрасте может ходить в памперсах, его речь так и не разовьется и есть он сможет только при помощи других. Такие люди всегда должны находиться под постоянным присмотром специалистов и сопровождающих.
Чем глубже умственная отсталость, тем серьезнее физиологические нарушения, и тем больше такие дети и взрослые страдают различными физическим заболеваниями.
В ряде случаев, ориентируясь на определенные признаки и симптомы, умственную отсталость можно спутать с аутизмом. При этом отличие больных с умственной отсталостью от страдающих РАС в том, что первые всегда общительны и идут на контакт. Однако этот контакт не соответствует общепринятым нормам. Очень часто в первую очередь умственно отсталых детей учат правилу “вытянутой руки”: никто не имеет права приближаться к ним ближе расстояния, равного вытянутой руке. Кроме, например, мамы или медсестры и врача. Такие дети настолько не чувствуют границ в общении с другими, что этим могут воспользоваться люди с плохими намерениями, и например, совершить над ними насильственные действия. Такой ребенок может подойти к совершенно незнакомому взрослому человеку, сесть к нему на колени, поцеловать его и обнять.
Читайте также
Мифы об аутизме
При легкой или пограничной степени умственной отсталости внешние физические изменения не всегда очевидны, но уже при средней и глубокой форме можно заметить дисморфизм – нарушение симметрии тела и лица. Чем глубже умственная отсталость, тем серьезнее физиологические нарушения, и тем больше такие дети и взрослые страдают различными физическим заболеваниями.
Одна из основных причин возникновения умственной отсталости – это генетические мутации. Есть предположение, что они оказывают влияние и на физиологию, и на интеллект человека. Физиологические нарушения начинают наиболее выраженно проявляться в подростковом возрасте – одна за другой у ребенка появляются болезни. У таких людей очень часто неправильно растут зубы, снижен иммунитет и часто возникают простудные заболевания. Чем старше становится человек, страдающий умственной отсталостью, тем больше он болеет. Также есть предположение, что дело не только в генетике, но и в нарушении развития плода при беременности. У будущей матери может родиться ребенок с умственной отсталостью, в особенности, если во время беременности она курила, употребляла алкоголь или наркотики.
Диагностика умственной отсталости
Учитывая определенные внешние признаки, свойственные пациентам с умственной отсталостью, в некоторых случаях специалист может довольно быстро определить, есть ли у человека это заболевание. Диагностировать эту болезнь можно в первые два года жизни, кроме, пожалуй, пограничного уровня умственной отсталости – на данном этапе заболевание обнаружить немного сложнее. Умственную отсталость часто путают с расстройствами аутистического спектра, так как аутизм в ряде случаев сопровождается задержкой в развитии когнитивных функций. До 9-10 лет диагностика происходит с помощью различных клинических наблюдений, а после этого возраста – уже можно определить заболевание по шкале IQ. В соответствии с этой шкалой, уровень IQ от 0 до 70 определяет разные степени умственной отсталости: пограничную, легкую, среднюю и тяжелую.
Специалисты выявляют у ребенка умственную отсталость по тестам и методикам, которые ребенок должен уметь выполнять в определенном возрасте, например, строить башню из трех кубиков или интересоваться играми.
Чаще всего умственную отсталость диагностируют именно в детстве. Во взрослом возрасте ее могут выявить только в том случае, если до этого момента человек не находился в социуме и его не показывали врачу. Были случаи, когда людей, проживших много лет в джунглях, привозили на диагностику и выявляли у них умственную отсталость в возрасте 30 лет. При некоторых видах генетических заболеваний это расстройство можно диагностировать и до рождения при помощи проверки околоплодных вод у матери.
Читайте также
Чем синдром Аспергера отличается от аутизма?
Для диагностики этого заболевания используется специальный набор психологических тестов. Когда психиатр или невролог видит признаки умственной отсталости и ставит общий диагноз, он направляет пациента на психологическую проверку для окончательной постановки диагноза. Только после окончательного диагноза, поставленного психиатром и психологом, пациенту могут дать инвалидность.
Специалисты выявляют у ребенка умственную отсталость по тестам и методикам, которые ребенок должен уметь выполнять в определенном возрасте, например, строить башню из трех кубиков или интересоваться играми.
Лечение умственной отсталости
Лечение, а точнее, коррекция умственной отсталости заключается в том, чтобы как можно раньше начать развивать когнитивные функции ребенка и как можно выше поднять его показатели IQ. Способы развития когнитивных функций у детей с умственной отсталостью очень похожи на работу с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра. При аутизме коррекция в основном направлена на улучшение навыков взаимодействия в социуме, а у умственно отсталых детей – на развитие когнитивных функций и как можно более близкое к норме функционирование в обществе. С ними работают логопеды, эрготерапевты, ABA-терапевты.
Самое главное в коррекции умственной отсталости – не пропустить так называемые “окна развития”, когда только до определенного возраста можно развить конкретные когнитивные функции – чтение, письмо, речь,
Каждый из специалистов ставит перед собой задачу по развитию определенных функций: счета, чтения, письма, речи, ежедневного поведения дома, в школе, в садике.
Подобные функции развивают при помощи специальных обучающих инструментов, игр и игрушек. Специалисты также развивают умение мыться в душе, отличать своих от чужих, правильно себя вести с другими детьми. Самое главное в коррекции умственной отсталости – не пропустить так называемые “окна развития”, когда только до определенного возраста можно развить конкретные когнитивные функции – чтение, письмо, речь, понимание цветов, счет и так далее. И если пропустить эти временные отрезки, то развить определенные навыки и функции уже не получится. Например, когда детей-маугли находили в лесу после 14-ти лет, то их когнитивные функции уже не удавалось развить старше психологического возраста 12 лет. В этом случае у ребенка появляется приобретенная умственная отсталость, ведь вполне возможно, что изначально он родился здоровым, но в силу обстоятельств вырос оторванным от цивилизации.
- Заболевания и расстройства
Поделиться:
Как отличить умственную отсталость от задержки психического развития – статьи от АО Медицина
Детская клиника АО «Медицина»
(клиника академика Ройтберга)
Записаться к врачу
Несмотря на то, что каждый ребенок уникален и развивается так, как определено состоянием его организма, существуют примерные временные рамки. В течение конкретного периода младенец должен начать демонстрировать хватательные рефлексы, первые улыбнуться матери, перевернуться со спинки на живот и обратно.
Отставание развития малыша от большинства его сверстников заметно практически сразу – в течение первого года жизни (как правило, это происходит уже в первые полгода) у родителей могут появиться первые подозрения. Крайне значимо как можно раньше обратиться за квалифицированной помощью, чтобы специалист смог определить точные причины подобного поведения ребенка, установить точный диагноз и принять все необходимые меры, дабы исправить положение.
Что являет собой умственная отсталость?
Умственная отсталость представляет собой недоразвитость интеллекта, зачастую сопровождаемое недостаточно развитой эмоциональной и волевой сферами.
В большинстве случаев она спровоцирована рядом отклонений от нормы, появившихся еще в период беременности, а также серьезными генетическими заболеваниями вроде синдрома Дауна или Ретта. Второе название данного недуга – олигофрения.
Задержка психического развития
В свою очередь, задержка психического развития – это изменение скорости индивидуального психического и эмоционального развития ребенка в сторону его замедления. Вследствие недуга могут обнаружиться признаки рассеянного внимания, отсутствия контроля за собственной деятельностью, социальная незрелость.
В большинстве случаев, при должном медицинском контроле и усиленном старании родителей, данное заболевание со временем преодолевается.
Чем отличается ЗПР от УО
- Главное отличие ЗПР от УО – это способность первого к обратимости, в то время как от олигофрении вылечиться невозможно.
- ЗПР характеризуется частичными проявлениями, то есть отклонения от нормы у ребенка отмечаются не во всех областях, а лишь в некоторых аспектах его жизнедеятельности. Проявления УО тотальны, и отличие малыша от его сверстников наблюдается практически во всем.
- Дети, которым поставлен диагноз «задержка психического развития», демонстрируют новые навыки скачкообразно. В результате необратимого повреждения коры головного мозга представители УО отличаются иерархическим развитием.
Отличия, демонстрируемые в процессе обучения
Отличия между двумя диагнозами заключаются и в области познавательных способностей. Так, дети с ЗПР при должном внимании со стороны родителей могут показывать довольно стремительное развитие возможностей абстрагироваться от той или иной ситуации, самостоятельно анализировать что-либо, сравнивать объекты, обрабатывать информацию, обобщать.
Дети с диагнозом «умственная отсталость» обладают пониженными способностями к познанию, которые практически невозможно улучшить. У них не имеется навыка к установке причинно-следственных связей, они не могут проводить сравнения или обобщать имеющиеся факты.
ЗПР и умственная отсталость (отличия, таблица)
ЗПР | Умственная отсталость |
---|---|
Скорость и уровень мышления при грамотном подходе поддаются коррекции | Никакие корректировки не помогают ускорить процесс развития |
Имеется возможное негативное влияние на интеллект: слух, зрение, координацию, а также уровень внимания и восприятия | Происходит воздействие на мыслительный процесс |
Большое значение отводится игровой деятельности, с помощью которой можно улучшить состояние ребенка; сам он охотно включается в игровой процесс | Демонстрирует абсолютное безразличие практически к любым играм |
Высокоэмоциональны, способны сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи | Эмоциональная сфера плохо развита; выполнение конкретного задания сопровождается частыми отвлечениями ребенка |
Способны к овладеть навыками ИЗО | Не выказывают интереса или способностей к изобразительному искусству. При проведении обучающего процесса в редких случаях могут нарисовать простые фигуры, произвольные линии, хаотично написанные буквы |
Внешний облик и особенности поведения не диспластичны | Могут характеризоваться выраженной диспластичностью: нарушениями пропорций тела, косоглазием, сильной неловкостью, наличием шести пальцев, заметным замедлением речи, заиканием и иными дефектами |
Не имеют ярко-выраженных проявлений в своем неврологическом статусе | Может быть отмечена асимметрия лица, языка; на некоторых зонах лица моет наблюдаться венозная сетка |
Особенности диагностики
Диагностировать наличие у ребенка того или иного заболевания может лишь специалист, поэтому при появлении первых мыслей о том, что с малышом происходит что-то не так, следует незамедлительно. В большинстве случаев, когда на самом деле поводов для беспокойства не имеется, достаточно консультации опытного педиатра.
Однако для того чтобы окончательно убедиться, лучше всего показать ребенка детскому неврологу или невропатологу.
В некоторых случаях требуется обращение сразу к нескольким специалистам: неонатологу, неврологу, дефектологу, нейрохирургу, логопеду, психологу или психотерапевту.
Специалист проведет обстоятельный очный осмотр, ознакомится с анамнезом и назначит ряд обследований для точной постановки диагноза. Среди них могут быть следующие:
- КТ;
- МРТ;
- доплерография сосудов головного мозга;
- электроэнцефалография и т.д.
С помощью тестов обязательно будет проведена оценка функционирования органов слуха, зрения, способностей мышления, концентрации, мелкой моторики. Специалиста также может заинтересовать, имелись ли в семье случаи подобных заболеваний, страдал ли кто-либо из родственников генетическими болезнями, как протекала беременность матери и т.д.
Когда необходимо обратиться к врачу?
Отличия ЗПР от умственной отсталости может точно выявить только специалист на основании осмотра и обследований. Сделать это родителям самостоятельно не представляется возможным.
Обратиться к врачу необходимо сразу же при обнаружении у ребенка:
- умственного, эмоционального или физического отставания от его сверстников;
- резких вспышек агрессии;
- явных проблем с концентрацией внимания;
- выраженных диспропорций тела.
Крайне важно найти грамотного специалиста, обладающего достаточным опытом и уровнем квалификации.
Именно такими являются специалисты педиатрического отделения клиники АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), здание которой расположено в центре Москвы, по адресу: 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, в пяти минутах ходьбы от станции метро «Маяковская».
В нашем клинике работаю опытные неонатологи, детские психологи, педиатры и иные узкие специалисты. Они работают на новейшем оборудовании, позволяющем с максимальной точностью выявить малейшие особенности в состоянии здоровья конкретного ребенка.
Записаться на консультацию можно по круглосуточному номеру телефона +7 (495) 775-73-60 или при помощи формы обратной связи.
Записаться на прием
Оставьте свой номер телефона, и мы вам поможем.
12:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:00
Я даю согласие на обработку указанных мной персональных данных в целях обработки обращений (записи на прием) на условиях обработки персональных данных в соответствии с «Политикой обработки персональных данных в АО «Медицина».
Лицензии и сертификаты
Mentally Disabled Child Stok Fotoğraf, Resimler ve Görseller
Görsel
- Görsel
- Fotoğraf
- İllüstrasyon
- Vektörler
- Video
65
mentally disabled child stok fotoğraf ve görselini inceleyin veya daha fazla stok fotoğraf ve görsel keşfetmek için yeni bir arama başlatın.Sırala:
En popüler
trizomi 21 çocuk kız dışında bir okul oyun alanında annesi sarılma bir portre — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerTrizomi 21 çocuk kız dışında bir oyun alanında annesi sarılma
инвалидность ребенок-инвалид, проходящий музыкальную терапию — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerинвалидность ребенок-инвалид, проходящий музыкальную терапию
опекун читает книгу с умственно отсталым ребенком — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerВоспитатель читает книгу с умственно отсталым ребенком
инвалидность ребенок-инвалид, проходящий музыкальную терапию — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerИнвалидность ребенка-инвалида, проходящего музыкальную терапию
счастливые семейные моменты — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerсчастливые семейные моменты
trizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerTrizuk bir comi Oyun dışında Bir Pire
Trizomi 21 çocuk kız dışında bir oyul oyun alanında annesi sarılma bir portre — умственно детский детский фона0003 Тризоми 21 Чокук Кайз дишиндда Бир Окул Ойун Аланина Аннеси Сарилма Бир Порсе — умственная деть -деть -дебюта. Детская раскраска Психолог и ребенок с синдромом Дауна — умственно отсталый ребенок stok fotograflar ve resimlerПсихолог и ребенок с синдромом Дауна
умственно отсталый ребенок, играющий со строительными блоками — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerMentally Handicap Child Playing with Building Blocks
trizomi 21 çocuk kız dışında bir okul oyun alanında annesi sarılma bir portre — mentally disabled child stok fotoğraflar ve resimlerTrizomi 21 çocuk kız dışında bir okul oyun alanında annesi sarılma
trizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerTrizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre
trizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre — умственно отсталый ребенок stokraveto0016 Trizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre умственно отсталый маленький мальчик в инвалидной коляске наклоняется вперед — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerумственно отсталый маленький мальчик в инвалидной коляске наклоняется вперед Время
Большой прыжок через реку жизни — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerБольшой прыжок через реку жизни
инвалидность ребенок-инвалид, проходящий музыкальную терапию — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerИнвалидность ребенок-инвалид, проходящий музыкальную терапию
люди с физическими и умственными недостатками — ребенок с умственными недостатками stok fotoğraflar ve resimlerлюди с физическими и умственными недостатками
перекус — ребенок с умственными недостатками stok fotoğraflar ve resimlerdışarıda down sendromu kız — ребенок с умственными недостатками stok fotoğraflar ve resimlerDışarıda Down sendromu kız
головоломка цвета сердца концепция ухода за психически больными детьми с аутизмом — умственно отсталый ребенок стоковые иллюстрациисердце цвета головоломки Концепция ухода за психически больными детьми. ..
çekik gözlü engelli bir kız bir masaya oturur ve gülümser. — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerçekik gözlü engelli bir kız bir masaya oturur ve gülümser.
Тризоми 21 Чокук Кыз Бир Окул Оюн Дейшиндда Бир Порпе — детская деть -детский0016 Тризоми 21 Чокук Кыз Бир Окул Оюн Дейшиндда Бир Порре Тризоми 21 Чокук Киз Бир Окул Оюн Дейшиндда Бир -Позэк — Ментально -инвалидные детские кот. фото — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerTrizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre
trizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerTrizomi 21 çocuk kız bir oyul oyun dyşında bir pirepe
физически и умственно инвалиды — детские деть -деть -инвалиды. fotoğraflar ve resimlerFiziksel engellilik eğitimi sert dövüş sanatları ile cesur ve…
люди с физическими и умственными недостатками — умственно отсталые дети stok fotoğraflar ve resimlerPhysically and mentally disabled people
fiziksel engellilik eğitimi sert dövüş sanatları ile cesur ve zihinsel güçlü genç kadın — mentally disabled child stok fotoğraflar ve resimlerFiziksel engellilik eğitimi sert dövüş sanatları ile cesur ve. ..
mentally disabled girl playing with blocks — mentally ребенок-инвалид stok fotoğraflar ve resimlerумственно отсталая девочка, играющая с блоками
trizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerТризоми 21 Чокук Кыз Бир Окул Оюн Дейшиндда Бир Порре
Тризоми 21 Чокук Киз Бир Окл Оюн Дейшиндда Бир -Позэк — Ментально -инвалидные, Сток -Фотоглар Вей,, Триз, 211, 211, 21116. бир портрет — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimler
Trizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre
счастливые семейные моменты — умственно отсталый ребенок stok fotoğraflar ve resimlerсчастливые семейные моменты
комната охраны. охранник зафиксировал побег в тюрьме. преступник убегает из тюремной камеры. вектор. — умственно отсталый ребенок стоковые иллюстрацииКомната охраны. Охранник зафиксировал побег в тюрьме. …
Trizomi 21 çocuk kız bir oyul oyun dyşında bir pirepe — умственно инвалида -детский фото ребенка с ограниченными возможностями stok fotograflar ve resimlerTrizomi 21 çocuk kız dışında bir okul oyun alanında annesi sarılma
trizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre — mentally disabled child stok fotoğraflar ve resimlerTrizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre
depression. депрессивный мужчина закрывает лицо — умственно отсталый ребенок сток фото и фотоДепрессия. Депрессивный мужчина закрывает лицо
bebek çim, çocuk entelektüel ve zihinsel gelişim renkli bir ahşap gökkuşağı ile oynuyor. — умственно отсталый ребенок сток фотографлар ве resimlerBebek çim, çocuk entelektüel ve zihinsel gelişim renkli bir ahşap
trizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre — mentally disabled child stok fotoğraflar ve resimlerTrizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre
happy handicapped boy — mentally disabled child stok fotograflar ve resimlerСчастливый мальчик-инвалид
с физическими и умственными недостатками на акции протеста — умственно отсталый ребенок stok fotograflar ve resimlerфизически и умственно неполноценный на акции протеста
усталый старик — умственно отсталый ребенок стоковые фото и картинкиусталый старик
аутичный мальчик озадаченный вид — умственно отсталый ребенок стоковые иллюстрацииаутичный мальчик озадаченный вид resimler
Trizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre
счастливый мальчик-инвалид — умственно отсталый ребенок сток фото и resimlerсчастливый мальчик-инвалид
аутист мальчик смущенное зрение — умственно отсталый ребенок стоковые иллюстрацииАутичный мальчик спутал зрение
язык жестов — умственно отсталый ребенок стоковые фото и картинкиязык жестов
цвет сердца головоломки концепция ухода за психически больными детьми с аутизмом — умственно отсталый ребенок иллюстрациисердце цвет головоломки Концепция ухода за психически больными детьми. ..
Пазл цвета сердца Концепция ухода за психически больными детьми с аутизмом — умственно отсталый ребенок стоковые иллюстрацииПазл цвета сердца Концепция ухода за психически больными детьми…
цвет сердца головоломка концепция ухода за психически больными детьми с аутизмом — умственно отсталый ребенок стоковые иллюстрациицвет сердца головоломка концепция ухода за психически больными детьми… VE RESIMLER
TRIZOMI 21 Чокук Kız Bir Oyul Oyun Dışında Bir Pire
Trizomi 21 çocuk Kız Bir Oyun Dyşında Bir Prize0003 Тризоми 21 Чокук Кыз Бир Окул Оюн Дейшиндда Бир Порсе — детская деть -детский Trizomi 21 çocuk kız bir okul oyun dışında bir portre Восприятие аутичного мальчика — умственно отсталый ребенок стоковые иллюстрацииВосприятие аутичного мальчика
/2фотографий с умственной отсталостью и изображения премиум-класса в высоком разрешении
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEO
Best match
Newest
Oldest
Most popular
Any dateLast 24 hoursLast 48 hoursLast 72 hoursLast 7 daysLast 30 daysLast 12 monthsCustom date range
Royalty-free
RF and RM