Девиантное и делинквентное поведение примеры: Девиантное и делинквентное поведение — Психологос

Содержание

что такое в психологии, примеры, признаки и формы, отличие от девиантного поведения

Человек – это в первую очередь социальное существо: он не может строить свою жизнь, не взаимодействуя с другими членами общества, следовательно, он подчиняется общепринятым правилам и нормам, установленным в определенной общественной группе. Следование поведенческим нормам, характерным для общества, в котором человек живет, лежит в основе его социализации.

Навыки, необходимые для активного и полноценного взаимодействия с социумом, не являются врожденными: их человек приобретает в процессе развития. В некоторых ситуациях человек сознательно или неосознанно отказывается соблюдать установленные правила: в таком случае психологи говорят о девиантности или делинквентности его поведения. И делинквентное, и девиантное поведение считаются отклонением от поведенческих норм.

Определение девиантного и делинквентного поведения

Психологи выделяют два вида нестандартных социальных поступков: девиантность и делинквентность. Люди, далекие от психологии, часто считают эти понятия тождественными, что не совсем верно.

Девиантное поведение – это относительное понятие, подразумевающее под собой несоблюдение определенных общественных норм. Относительным это понятие считается по той причине, что определенные поступки могут иметь неоднозначную трактовку в разных общественных группах: то, что считается нормальным для одних людей, для других – отвратительный и неадекватный поступок.

К неформальным правилам в таком случае относят:

  • национальные традиции и местные обычаи;
  • хорошие манеры и этикет;
  • нормы поведения в каком-либо закрытом обществе.

Термин «делинквентное поведение» происходит от латинского существительного delictum, использующегося в значении «проступок». Обычно этим термином обозначают асоциальное и противоправное поведение, нарушающее общественный порядок и угрожающее правам и свободам других граждан. Этим понятием оперируют не только психологи, но и криминалисты, юристы, социологи, педагоги.

Сходства и различия между терминами «девиантность» и «делинквентность»

Общие черты девиантности и делинквентности:

  • оба термина подразумевают под собой отклонение от общепринятых социальных норм. При этом поступки людей сравниваются как с законодательно закрепленными государственными нормами, так и с неформальными поведенческими установками;
  • и девиация, и делинквентность подразумевают под собой отсутствие у человека стремления найти свое место в обществе, отвечать его требованиям и соблюдать общепринятые правила.

Если говорить о различиях между этими терминами, они заключаются в следующем:

  • делинквентное поведение – это поведение человека, включающее в себя абсолютно противоправные действия. Яркими примерами делинквентного поведения могут стать грабеж, убийство, любые насильственные действия, мошенничество, буллинг. Делинквентность включает в себя в первую очередь те отклонения, которые несут за собой юридические последствия;
  • девиантность – это более широкое понятие, включающее в себя общепринятые отклонения от социально одобряемых норм.

В узком смысле девиантное поведение может включать в себя проступки, не влекущие за собой уголовную ответственность, а делинквентное поведение – то, что влечет за собой административные штрафы и уголовное наказание.

Определение понятия

Делинквентность является вариантом девиантного поведения. Данный феномен интересен тем, что четких критериев, по которым его можно было бы распознать, не существует. Это социальное явление изучают разные науки:

  1. Педагогика. В педагогике под делинквентным поведением понимают совокупность действий индивида. Ключевым моментом является то, что такое поведение нарушает нормальное функционирование классного или школьного коллектива, угрожает безопасности детей или сотрудников образовательного учреждения.
  2. Психология. В психологии делинквентное поведение – это такие действия человека, которые противоречат правовым, нравственным и этическим нормам. В основе таких действий лежит конфликт интересов отдельного человека и требований общества, государства или малой социальной группы. Психологи разрабатывают методики диагностики отклонений и методы коррекции девиаций.
  3. Обществознание и социология. В этих науках делинквентное поведение — это действия антиобщественного характера. Социологи анализируют причины его возникновения, соотносят их с теми или иными историческими особенностями развития общества.
  4. Право и криминалистика. С точки зрения юриспруденции, делинквентным поведением считают проступки (провинности), правонарушения, социально опасные деяния несовершеннолетнего гражданина. Санкции за них содержатся в нормативно-правовых документах. Это указывает на то, что делинквентное поведения является формой преступного поведения. Другими словами, делинквентность у юристов рассматривается как разновидность действий криминального характера.

Делинквентом называется человек с делинквентным поведением, а его асоциальные поступки – это деликты. Подросток, склонный к нарушению законов, достигнув 18 лет, считается преступником.

В результате комплексного изучения феномена делинквентного поведения подростков, были выявлены его отличительные особенности:

  • в основе формирования такой модели жизнедеятельности лежит конфликт индивидуальных устремлений индивида и интересов общества;
  • противоправные действия индивида нарушают привычный уклад общественной жизни, получают осуждение со стороны социума;
  • такое поведение нарушает положения действующего законодательства;
  • установить меру ответственности делинквента сложно, так как не существует однозначных критериев для классификации данной формы девиации;
  • организациями, осуществляющими борьбу с делинквентным поведением, являются исправительные колонии для малолетних преступников, КДН и ПДН.

Причины делинквентного поведения

Говоря о предпосылках отклонения от поведенческих норм, нельзя выделить какую-то единую причину, вследствие которой поведение человека внезапно становится асоциальным. Обычно существует множество предпосылок такого поведения, к которым можно отнести как психоэмоциональное состояние человека, так и воздействующие на него внешние факторы.

К психофизиологическим факторам возникновения делинквентного поведения можно отнести тип личности и характер, наличие различных зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие), психических заболеваний, уровень тревожности.

Если говорить о внешних факторах воздействия на человеческую психику, то можно выделить семейные причины прогрессирования делинквентности и социально-экономические предпосылки возникновения такого состояния.

К семейным факторам относят:

  • развод родителей;
  • смерть близкого родственника, с которым у человека были особенно теплые отношения;
  • алкоголизм или наркоманию у одного из членов семьи;
  • неблагоприятную обстановку в доме: постоянные ссоры, ругань и драки;
  • чрезмерную опеку со стороны родителей, стремление контролировать каждый шаг ребенка;
  • физическое и моральное насилие в семье.

К социальным факторам можно отнести:

  • социальное и материальное неравенство между людьми;
  • конфликты на почве национальной нетерпимости;
  • потерю работы, недостаток средств к существованию;
  • смену социальной среды.

Виды делинквентного поведения

Аддикция. Под этим термином психологи в первую очередь подразумевают пагубные зависимости. К таким относят алкоголизм, наркотическую зависимость, различные формы сексуальной и пищевой зависимости, игроманию. Одной из форм аддикции становится принадлежность человека к какой-либо секте. В случаях аддикции наблюдается добровольное дистанцирование человека от общества, стремление к жизни в мире искаженной реальности.

Дисциплинарные нарушения. Дисциплинарные проступки включают в себя умышленное нарушение утвержденного распорядка, невыполнение трудовых и общественных обязанностей, систематические опоздания, игнорирование техники безопасности.

Административные правонарушения. К этой категории относят нарушения общественного порядка, влекущие за собой административную ответственность. К их числу можно отнести распитие спиртных напитков в общественных местах, нецензурную брань, нарушение правил дорожного движения.

Преступления. Все деяния, наказания за которые предусмотрены Уголовным кодексом государства, в котором находится человек, попадают под категорию преступлений. Преступлением считаются особо серьезные правонарушения, влекущие за собой тяжелые последствия.

Особенности делинквентного поведения у подростков

Особо часто понятие делинквентного поведения рассматривается в контексте изучения поведенческих нарушений у детей и подростков. В наши дни эта проблема не теряет своей актуальности, так как психологи и сотрудники правоохранительных органов отмечают рост числа тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними людьми.

Особенности делинквентного поведения у подростков:

  • часто противоправные действия совершаются группой подростков, так как причастность к какому-то сообществу дает ощущение анонимности и безнаказанности;
  • делинквентное поведение часто начинается с отрицания авторитета взрослых;
  • в юном возрасте человек проявляет наиболее сильную склонность к аддикции;
  • совершению правонарушений способствует нестабильность психики молодых людей, чрезмерная возбудимость и стремление идти на риск.

Различные формы делинквентного поведения в подростковой среде могут быть обусловлены корыстными и насильственными мотивами. Корыстные действия совершаются подростком для получения сиюминутной выгоды, при этом зачастую молодой человек сам не может объяснить мотивы своих поступков. Насильственные действия дают подростку мнимую возможность самоутвердиться, выделиться в какой-либо социальной группе, сделать акцент на своей значимости.

Профилактика


Обязательно нужно быть в курсе, с кем общается ребенок

Профилактические меры должны идти изнутри семьи. Родители обязаны создать благоприятный эмоциональный климат и дать ребенку понимание, что он нужен и важен. Одновременно с этим подросток должен понимать, что права вести себя, как ему заблагорассудится по отношению к другим людям, причиняя им вред, у него нет.

В периоды кризиса подростку нужно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Родители должны отвечать на запросы детей, быть в курсе их жизни, дел и увлечений, но при этом не пытаться жестко контролировать их. Последнее может вызвать у ребенка отторжение и желание поступить с точностью до наоборот.

Родители обязаны следить за тем, в какой компании общается их ребенок. В случае, если он попал под влияние плохих ребят, нужно мягко, но уверенно отвадить его от этого, занимая свободное время другими полезными и интересными подростку делами.

Просветительская работа должна вестись на уровне учебных заведений. Последним важно повышать правовую культуру и грамотность среди подрастающего поколения.

Примеры делинквентного поведения

Наиболее яркие примеры делинквентного поведения:

  • жестокое обращение с животными;
  • насильственные действия в семье;
  • занятие проституцией;
  • вандализм;
  • умышленная дестабилизация ситуации в обществе в кризисные времена;
  • создание фейковых новостей;
  • алкоголизм, наркомания и их последствия;
  • попрошайничество;
  • участие в террористических группировках;
  • создание и распространение порнографических материалов;
  • склонение к суицидальным действиям;
  • другие административные и уголовные правонарушения.

Одна из важнейших причин делинквентности – искаженное моральное сознание человека. Склонность к таким проявлениям формируется еще в совсем юном возрасте, поэтому профилактику поведенческих отклонений нужно проводить с ранних лет жизни ребенка.

Регулирование и коррекция поведения людей, склонных к проявлению делинквентности, происходят посредством установления законодательных норм. Люди, не соблюдающие традиционные поведенческие нормы, подвергаются общественному осуждению, что на ранних этапах проявления делинквентности также бывает эффективным.

Портрет человека с делинквентным поведением, примеры из литературы

Человек с данным типом поведения может быть как мужчиной, так и женщиной. Главное его отличие от остальных — замкнутость, возможна некая угрюмость. Часто бывает так, что преступник внешне красив, чем располагает к себе людей. Он умен, мнителен, может иметь детские травмы.

Нередко в классической литературе можно встретить героев, обладающих делинквентностью, которая отражается на их поступках. Так в своем произведении «Леди Макбет Мценского уезда» Лесков повествует об Екатерине, убивающей свекра, мужа, племянника, девушку, приглянувшуюся любовнику. В конце она также заканчивает жизнь самоубийством. Это наглядный пример поступков, отклоняющихся от нормы. Ни для кого не секрет, что Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание» — еще один представитель делинквентного поведения: он убивает старуху-процентщицу и крадет у нее драгоценности.

примеры и признаки отклонений :: SYL.ru

Лечит раненую душу: почему полезно слушать грустную музыку

Тыковки или листочки. Выбираем хорошие варианты маникюра на осень

Как вписать в образ высокие сапоги дамам маленького роста: стильные миксы

Красная помада и яркие румяна: элементы женского макияжа, раздражающие мужчин

Яйца и оливковое масло: семь простых способов выпрямить волосы без утюжка

Для стильной осени нужны новые тренды. Убираем старые образы

Как поддерживать чувства каждого мужского знака зодиака: женские хитрости

Все ингредиенты найдутся дома: готовим натуральное средство для рук

Тыква придает аромат. Готовим пряные вафли на десерт

Обязательна к ношению: с чем миксовать осенью джинсовые куртки — тренд сезона

Автор

Несмотря на то, что в обществе установлены определенные рамки и правила поведения, человеку свойственно их нарушать. Каждый имеет свое неповторимое мышление, которое накладывает отпечаток на общение с окружающими.

Порой это становится причиной такого явления, как девиантное поведение. Примеры такого нестандартного мышления достаточно многочисленны, и, к счастью, не всегда негативны.

Определение понятия

Отклонение от общепринятых социальных норм определяется как девиантное поведение. Примеры этого явления достаточно многочисленные. При этом специалисты из различных сфер по-своему определяют девиантное поведение:

  • С точки зрения социологии можно сказать, что это явление, представляющее реальную угрозу для выживания человека в обществе. При этом речь идет как о самом девианте, так и о его окружении. Кроме того, происходит нарушение процессов усвоения информации, воспроизводства общепринятых ценностей, а также саморазвития и самореализации.
  • С точки зрения медицины нарушение межличностных взаимодействий и поведенческие отклонения вызваны наличием нервно-психических патологий разной степени выраженности.
  • С точки зрения психологии девиантное поведение представляет собой антиобщественный способ разрешения конфликтных ситуаций. При этом присутствует стремление нанести ущерб собственному и общественному благополучию.

Основные причины

К сожалению, психологи до сих пор не могут точно определить круг причин, которые провоцируют девиантное поведение. Примеры позволяют составить лишь приблизительный перечень. Он выглядит следующим образом:

  • несогласованность поставленных целей с доступными средствами, которые могут быть использованы для их достижения;
  • снижение уровня ожиданий социума от конкретного индивида, что постепенно приводит к маргинализации;
  • пристрастие к алкоголю и наркотикам, ухудшение генетического фонда и другие социальные патологии;
  • психические заболевания различного характера;
  • отсутствие четкой мотивации, которая позволяла бы точно определить адекватные действия для конкретной ситуации;
  • социальное неравенство и несправедливость, побуждающие агрессию;
  • вооруженные конфликты, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые нарушают человеческую психику.

Характеристики девианта

Все чаще в обществе можно столкнуться с таким явлением, как девиантное поведение. Примеры позволяют выделить ряд общих черт, которые присущи всем людям с данной проблемой. Так, девиантов можно охарактеризовать следующим образом:

  • вызывают резкую негативную реакцию и осуждение со стороны общества;
  • могут наносить физический или материальный ущерб себе или окружающим;
  • ненормальное поведение постоянно повторяется или же имеет постоянный характер;
  • присутствует социальная дезадаптация;
  • поведенческие девиации полностью согласуются с индивидуальными особенностями личности;
  • присутствует стремление к выражению своих личных особенностей.

Примеры девиантного поведения в обществе

Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:

  • Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
  • Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
  • Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
  • Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
  • Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
  • К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
  • Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.

Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).

Примеры позитивного девиантного поведения

Позитивное девиантное поведение — это действия, направленные на смену устаревших ценностей и норм, которые препятствуют дальнейшему общественному развитию. Оно может проявляться в творчестве, политической деятельности или просто личном протесте. Несмотря на то, что на начальном этапе общество может негативно отнестись к подобным явлениям, примеры позитивного девиантного поведения доказывают эффективность данной модели:

  • Г. Перельман — это гениальный математик, который прославился доказательством теоремы Пуанкаре (другие ученые бились над этим более 100 лет). Как результат, он был номинирован на несколько престижных премий. Но от всех наград Перельман категорически отказался, что является дурным тоном в научных кругах. Тем не менее никакого вреда обществу такое поведение не принесло. К тому же Перельман посчитал ненужным принижать вклад других математиков и вообще переводить науку в коммерческую плоскость.
  • Следующий пример также довольно интересный, но подтверждений его правдивости нет. Так, авторский метод психиатра Д. Роджерса был признан издевательством над пациентами, за что его приговорили к смертной казни. Речь шла о том, чтобы довести больного до крайней формы истерии, после чего он выздоравливал и продолжал жить нормальной жизнью. Только через 50 лет после казни девиантное поведение врача было признано эффективным.
  • Некоторые примеры положительного девиантного поведения оказали существенное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Так, в конце 60-х годов компьютеры были размером с жилую комнату или даже школьный спортивный зал. Настоящую революцию в этой сфере произвели Стив Джобс и Билл Гейтс. То, что многие считали безумием, они воплотили в жизнь. Сегодня практически у всех есть компактный и функциональный компьютер.

Негативное девиантное поведение

Вред самому индивиду и окружающим несет негативное девиантное поведение. Примеры — это преступления, проституция, алкоголизм, наркомания, а также многие другие противозаконные и аморальные действия. Нередко люди, которые совершают подобные действия, попадают в руки правоохранительных органов или на принудительное лечение к психотерапевтам. Кроме того, само общество создает фон презрения негативным девиантам.

Примеры ситуаций девиантного поведения

Даже не задумываясь об этом, ежедневно мы встречаем ситуации девиантного поведения. Пример может быть следующим:

  • Физически здоровый молодой человек заходит в общественный транспорт и занимает свободное место. В этом нет ничего предосудительного, но на следующей остановке входит пожилой мужчина. Не желая уступать место, молодой человек начинает притворяться, что спит и не замечает старика. В большинстве случаев эта девиация обусловлена не только личными качествами, но и неправильным воспитанием.
  • Школьник постоянно нарушает дисциплину в классе, мешая учителю и своим сверстникам. К сожалению, такое проявление девиантного поведения часто вызывает резкую реакцию со стороны педагогов, что порождает еще большее сопротивление. Как правило, недисциплинированность школьников — это прямое отражение психо-эмоционального состояния и проблем в семье.
  • Социальное неравенство, трудности финансового характера, по идее, должны стимулировать людей к активной деятельности для преодоления данной ситуации. Тем не менее не у всех хватает силы воли для этого. Некоторые люди начинают употреблять алкоголь или наркотические вещества, чтобы уйти от реальности, что непременно вызывает общественное осуждение.
  • Люди стремятся к жизненным благам, но способы их получения у всех разные. Так, например, многие, не чувствуя в себе желания или сил заработать средства самостоятельно, прибегает к воровству.

Литературные примеры

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения «Преступление и наказание» Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе «Анна Каренина» Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В «Педагогической поэме» Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения «Гобсек» Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.

Примеры из истории

Интересуясь таким вопросом, как примеры девиантного поведения, в истории можно найти довольно много интересных ситуаций:

  • Один из ярчайших примеров девиантного поведения — это поджог храма Артемиды местным жителем Эфеса Геростратом. Во время пыток мужчине пришлось сознаться, что он сделал это, чтобы прославить свое имя, чтобы о нем говорили потомки. Герострата не просто приговорили смертной казни, но также запретили упоминать о нем. Тем не менее историк Феопомп посчитал нужным рассказать о преступлении Герострата, а потому его цель была достигнута.
  • Поведение Адольфа Гитлера также считается девиантным. Особая опасность состояла в том, что он обладал выраженными лидерскими качествами и имел власть. Печальный результат известен всем.
  • Еще одним примером девиантного поведения может послужить революция 1917 года. Тогда В. И. Ленин со своими соратниками решились выступить против власти царя. Результатом стало образование принципиально нового государства.
  • Существует множество свидетельств о том, как девиантное поведение солдат во время Великой Отечественной войны способствовало победе в сражениях. Так, бойцы нередко жертвовали собой, бросаясь под гусеницы танков с гранатами. Таким образом они прокладывали путь своей армии. Это один из многих примеров девиантного поведения, которые в результате названы подвигом.

Детское девиантное поведение

К сожалению, не является редкостью девиантное поведение детей. Примеры, которые наиболее распространены, — это словесная агрессия (нецензурная брань, хамство и грубость), а также физическая атака (удары, укусы или толчки). У данного явления есть конкретные причины, основными из которых выступают следующие:

  • Генетическая предрасположенность к агрессии, которая передается от ближайших родственников. Стоит обратить особое внимание на заболевания, связанные с нарушениями слуха и зрения, задержкой умственного и физического развития, психическими расстройствами.
  • Влияние на психику ребенка внешних раздражителей. Это может быть связано с напряженной ситуацией в семье, конфликтами со сверстниками, предвзятым отношением со стороны педагогов.
  • Физиологические дефекты (речевые или телесные) нередко вызывают насмешки и негатив со стороны окружающих, а особенно — детей. Это вызывает в ребенке ощущение своей неполноценности, которое становится одной из основных причин агрессии.

Для профилактики и коррекции девиантного поведения у детей могут быть приняты следующие меры:

  • задача взрослых — вызвать у ребенка живой интерес к общению со сверстниками, а также педагогами, психологами и прочими взрослыми людьми, которые могут помочь в решении проблемы;
  • формирование знаний о культуре поведения в обществе и навыков живого общения с окружающими;
  • помощь в выработке адекватной оценки собственной личности, а также обучение приемам самоконтроля, которые позволят купировать приступы агрессии;
  • самостоятельное или совместное чтение художественной литературы, в которой содержатся положительные примеры правильного социального поведения;
  • организация ситуативных игр, в ходе которых дети будут самостоятельно моделировать способы выхода из конфликтов;
  • отказ от привычных порицаний и запретов в пользу конструктивного диалога, который направлен на то, чтобы объяснить ребенку, почему девиантное поведение недопустимо.

Девиантное поведение подростков

Животрепещущей проблемой является девиантное поведение подростков, примеры которого, к сожалению, многочисленны. Первые проявления можно заметить где-то в 12-13 лет. Это самый опасный возраст, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым. Даже если дети ведут себя нормально, крайне важно не упустить этот период. Тревожным сигналом может стать смена предпочтений в музыке и одежде, а также первые проявления грубости. Если вовремя не принять воспитательные меры, это может привести к таким последствиям:

  • побег из дома и бродяжничество;
  • курение, а также употребление алкоголя и наркотиков;
  • воровство;
  • объединение в «плохие» компании;
  • преступная деятельность;
  • увлечение экстремистскими идеями;
  • компьютерная зависимость;
  • ранняя половая жизнь;
  • опасные для жизни увлечения.

Известны примеры негативного и позитивного девиантного поведения подростков. Если с первыми все понятно, то вторые многие воспринимают, как нормальное проявление. Речь может идти о чрезмерном усилии в учебе или физическом развитии. Несмотря на то, что эти действия имеют положительную окраску, важно следить за тем, чтобы ребенок не уходил в себя, чтобы увлечения не замещали общение со сверстниками.

Заключение

Примером девиантного поведения является алкоголизм, бродяжничество, бандитизм и многие другие явления, с которыми активно борется общество. Как правило, причина кроется в проблемах детского возраста, социальной несправедливости, а также врожденных психических отклонениях. Но стоит понимать, что девиация — это не всегда плохо. Например, развитием научно-технического прогресса мы во многом обязаны людям с положительными девиациями.


Похожие статьи

  • Девиантное поведение подростков: коррекция и профилактика
  • Деструктивное поведение человека. Деструктивные формы поведения
  • Отклоняющееся поведение, его формы и возможные причины
  • Дезадаптация — это… Социальная дезадаптация. Проблемы дезадаптации
  • Что такое вандализм? Примеры вандализма. Ответственность за вандализм. Ст. 214 УК РФ
  • Виктимное поведение. Особенности поведения человека
  • Девиация — это что такое? Понятие, виды, формы и примеры

Также читайте

Социальные отклонения и правонарушения | Free Essay Example

Table of Contents

  1. How Social Deviance Contributes to Social Problems

  2. How Social Deviance Perpetuates Delinquency

  3. The solution to the Problem of Social Deviance

  4. Conclusion

  5. References

Несоблюдение установленных в обществе норм и правил поведения тесно связано с явлением, называемым девиантностью. Социологи определяют этот термин как совершение человеком каких-то действий, которые группа считает неприемлемыми. Изоляция, лечение, исправление или наказание правонарушителя относятся к последствиям нарушения им социальных правил. Девиантность может проявляться в виде девиантного, делинквентного и криминального поведения (Akers & Jennings, 2019).). В отличие от естественных норм физических и биологических процессов, социальные нормы формируются людьми и могут варьироваться от группы к группе. Целью данной статьи является обсуждение связи социальной девиантности с некоторыми проблемами, существующими в обществе, а также определение фактического решения анализируемой проблемы.

Наши специалисты могут предоставить индивидуальное эссе
с учетом ваших инструкций
всего за 13,00 долларов США 11,05 долларов США за страницу

308 квалифицированных специалистов онлайн

Узнать больше

Девиантное поведение усугубляет существующие в обществе проблемы, поскольку многие из них связаны с нежеланием человека следовать правилам. Хотя социальная девиация может носить как положительный, так и отрицательный характер, преобладает последний тип. Независимо от формы, которая может быть прямой или косвенной, негативная социальная девиация направлена ​​на разрушение существующего порядка вещей (McIntosh & Rock, 2018). Люди, практикующие девиантное поведение, могут пытаться неадекватно перераспределять социальные блага или достигать своей цели, не принимая во внимание интересы других (McIntosh & Rock, 2018). Кроме того, социальная девиация может заключаться в несправедливом решении проблем в пользу одной из взаимодействующих сторон за счет ухудшения условий адаптации другой. Таким образом, можно утверждать, что девиантное поведение усугубляет социальные проблемы неравенства и несправедливости, а также способствует преступности.

Одним из аспектов социальных отклонений может быть агрессивность, которая является ключевым моментом правонарушений. Это проявляется в основном у мальчиков-подростков; некоторые из них выражают свой протест, нарушая социальные правила. Жестокость может быть направлена ​​на детей младшего возраста, взрослых, стариков и сверстников и находить свое проявление в насмешках, игнорировании своих требований или даже применении физической силы (Henry, 2018). На этом этапе случаи социальных девиаций, возникающих в результате агрессии, обычно расцениваются как неопасные. Однако, если ее не решить, проблема становится более серьезной; мелкие случаи нарушения правил и норм могут превратиться в преступления, ибо имеют один общий источник – агрессию. Следовательно, социальные отклонения увековечивают проблему преступности; это вызывает озабоченность у общества.

На основании вышеизложенной информации можно констатировать, что мягкие меры борьбы с социальными отклонениями не всегда эффективны. Лучшим решением было бы введение строгих наказаний даже за небольшие случаи проявления девиантного поведения, которые могут привести к более серьезным деяниям (Henry, 2018). Хотя в узком смысле под социальной девиацией понимают такие действия, которые не влекут за собой уголовного наказания, иными словами, не являются правонарушениями, не являются противоправными, необходимо найти какие-то пути борьбы с ними. Нарушения социальных норм могут быть серьезными и легкомысленными, сознательными и неосознанными; все серьезные нарушения, осознанные или нет, подпадающие под категорию противоправных действий, относятся к правонарушениям, которые также подлежат наказанию.

Заключение

В заключение важно отметить, что следует различать правонарушения и социальные отклонения. Алкоголизм — типичный пример делинквентного поведения; пьющий — девиант, потому что он не может должным образом выполнять социальные роли. В то же время наркоман является преступником, поскольку употребление наркотиков квалифицируется законом как уголовно наказуемое деяние. В отличие от некоторых примеров девиантности, такие действия наказуемы в большинстве стран. В общем, должны быть найдены эффективные меры для решения девиантных проблем, ведь даже такие действия, которые по закону считаются невиновными, могут стать источником преступлений.

Ссылки

Акерс, Р. Л., и Дженнингс, В. Г. (2019). Теория социального обучения преступности и девиантности. В Справочнике по преступности и девиантности (стр. 113-129). Спрингер, Чам.

Генри, С. (2018). Социальные отклонения . Джон Уайли и сыновья.

Своевременная доставка! Получите свою 100% персонализированную бумагу
готово за
всего за 3 часа

Начнем

McIntosh, M., & Rock, P. (Eds.) (2018). Девиантность и социальный контроль . Рутледж.

Глава 2: Самостоятельная оценка юрисдикции и программы – Что способствует преступности среди несовершеннолетних –

 

Хотя корни молодежной преступности могут сильно отличаться от одного молодого человека к другому, недавние исследования помогли гораздо более четко сосредоточиться на основных основных проблемах, которые часто вызывают или связаны с преступным поведением. Блюмштайн (1995) приписывает недавний резкий всплеск насилия среди молодежи «смертоносной связи» трех основных факторов:

  • Доступность наркотиков.
  • Наличие оружия.
  • Несовершеннолетние, вовлеченные в незаконную торговлю наркотиками.
Блюмштейн (1995) предполагает, что, когда кокаиновая эпидемия достигла своего пика в 1985 году, торговцы наркотиками вербовали молодых людей для помощи в распространении наркотиков. Эти подростки часто приобретали оружие для защиты. Затем огнестрельное оружие начало распространяться среди банд, сражавшихся за территории и рынки наркотиков. По мере того как все больше огнестрельного оружия использовалось в городских районах, кишащих бандами и наркотиками, другая молодежь чувствовала себя уязвимой и начала носить оружие для самозащиты и в качестве символа статуса. Сохраняющийся высокий уровень арестов как за преступления, связанные с наркотиками, так и за насилие с применением огнестрельного оружия, по-видимому, подтверждает теорию Блюмштейна о том, что огнестрельное оружие распространилось во многих сообществах и является основным фактором высокого уровня насилия среди молодежи (Национальная ассоциация уголовного правосудия, 19).
97).

Помимо доступности наркотиков и оружия, OJJDP (1997a) описывает несколько других факторов, способствующих правонарушениям, в том числе:

  • Слишком много свободного времени для детей и подростков.
  • Отсутствие положительного надзора со стороны взрослых.
  • Нехватка положительных образцов для подражания.
  • Жестокое обращение с детьми и безнадзорность.
  • Родители, которым не хватает необходимых навыков воспитания.
  • Дети с неудовлетворенными потребностями в специальном образовании и психиатрической помощи.

Некоторые условия, отношения и модели поведения повышают вероятность совершения правонарушений молодым человеком. Многие из этих факторов также связаны с другими проблемами поведения подростков, включая злоупотребление психоактивными веществами, подростковую беременность, уход из школы и насилие. Исследователи утверждают, что чем больше факторов риска присутствует, тем выше вероятность проблемного поведения несовершеннолетних.

Кроме того, воздействие факторов риска одинаково характерно для молодежи разных рас и культур (Office of Juvenile Justice and Delinquency Prevention, 19).97б).

В то же время существуют факторы, которые могут обеспечить защиту молодежи, помогая ей преодолевать факторы риска, которые могут присутствовать. В той мере, в какой эти защитные факторы могут быть усилены, молодежь может быть защищена от некоторых воздействий факторов риска. В таблице 2:g перечислены основные факторы риска и защитные факторы, выявленные в ходе исследований.

Таблица 2:g Факторы риска и защитные факторы правонарушений и других проблем молодежи

Факторы риска

Сообщество

  • Наличие лекарств.
  • Наличие огнестрельного оружия.
  • Законы и нормы Сообщества, благоприятствующие употреблению наркотиков, огнестрельного оружия и преступности.
  • Изображение насилия в СМИ.
  • Переходы и мобильность.
  • Низкая привязанность к соседству и общественная организация.
  • Крайняя экономическая депривация.
Семья
  • Семейная история злоупотребления психоактивными веществами, правонарушений, подростковой беременности и/или отсева из школы.
  • Проблемы управления семьей.
  • Семейный конфликт.
  • Благожелательное отношение родителей и причастность к злоупотреблению психоактивными веществами, правонарушениям или насилию.
Школа
  • Раннее и стойкое антиобщественное поведение.
  • Неуспеваемость в начальной школе.
  • Отсутствие привязанности к школе.
Индивидуальный/одноранговый
  • Бунтарство.
  • Друзья, которые столкнулись со злоупотреблением психоактивными веществами, правонарушениями, подростковой беременностью, отсевом из школы и/или насилием.
  • Благожелательное отношение к проблемному поведению.
  • Раннее возникновение проблемного поведения.
  • Конституциональные факторы.
Защитные факторы

Окружающая среда

  • Средний или высший класс.
  • Низкий уровень безработицы.
  • Адекватное жилье.
  • Приятный район.
  • Низкий уровень преступности в районе.
  • Качественное здравоохранение.
  • Легкий доступ к адекватным социальным услугам.
  • Гибкие поставщики социальных услуг, которые ставят потребности клиентов на первое место.
Семья
  • Достаточный семейный доход.
  • Структурированная и заботливая семья.
  • Родители, которые способствуют обучению.
  • Менее четырех детей в семье.
  • Два или более года между рождением каждого ребенка.
  • Несколько хронических стрессовых жизненных ситуаций.
  • Сеть родственных связей между поколениями.
  • Неродская сеть поддержки.
  • Теплые личные отношения с родителями и/или другими взрослыми.
  • Маленький семейный конфликт.
  • Семейная стабильность и сплоченность.
  • Много внимания в течение первого года жизни.
  • Брат или сестра в качестве опекуна/доверенного лица.
  • Четкое руководство по поведению.
Школа
  • Школы, способствующие обучению, участию и ответственности.
Индивидуальный
  • Положительное раннее развитие.
  • Эмоциональных или темпераментных нарушений нет.
  • Физически здоров.
  • Очень умный.
  • Положительные личностные характеристики, такие как нежность, автономность, адаптивность, позитивный взгляд на жизнь и самодисциплина.
  • Адекватные навыки решения проблем.
  • Соответствующие социальные навыки.
  • Научился хорошо делать одно дело, которое ценится им самим, их друзьями или сообществом.
  • Способен попросить о помощи для себя.
  • Способен установить связь с общественно значимой, позитивной организацией, такой как школа, общественная группа, церковь или другая семья.
  • Могут дистанцироваться от своих неблагополучных семей, поэтому семья не является их единственным ориентиром.
  • Взаимодействия с заботливым взрослым, который дает последовательные, заботливые ответы.

Источники: Hawkins, J.D., Catalano, R.F., and Miller, J.Y., 1992:64105; Каталано, Р.Ф., и Хокинс, Дж.Д., 1995.

Интегрированная модель социального контроля сочетает в себе теорию контроля, теорию напряжения и теорию социального научения для объяснения причин делинквентного поведения (Elliott, Huizinga, and Ageton, 1985; Krisberg et al., 1994). Семьи, сообщества и общество обычно осуществляют социальный контроль, чтобы заставить людей действовать социально приемлемым образом. Согласно этой теории, когда этот контроль отсутствует, развиваются субкультуры, которые способствуют установкам и представлениям, благоприятным для правонарушений и другого девиантного поведения. Различия между устремлениями юноши и его или ее возможностями вызывают разочарование и неудачу. Теория напряжения утверждает, что затем молодежь обращается к делинквентному поведению как к способу справиться с ситуацией. Теория социального научения предполагает, что детский опыт, такой как слабая или суровая родительская дисциплина, жестокое обращение, пренебрежение или насилие, мешают установлению связи с другими людьми и снижают внутренний самоконтроль (Krisberg et al., 19).94).

Исследователи предполагают, что существует три пути развития проблемного поведения среди молодежи мужского пола. Путь конфликта авторитетов начинается до 12 лет и состоит из перехода от упрямства к неповиновению и от неповиновения к избеганию авторитетов. Примеры поведения, избегающего авторитетов, включают прогулы, побеги и допоздна. Путь Скрытности начинается с незначительного тайного поведения, такого как магазинные кражи и частая ложь, прогрессирует до порчи имущества и в конечном итоге приводит к правонарушениям средней и серьезной степени. Мошенничество, кражи со взломом и серьезные кражи могут попасть в эту группу. Оверт-путь может начинаться с незначительной агрессии, такой как запугивание или раздражение других. Могут последовать физические столкновения, которые в конечном итоге приведут к серьезным насильственным действиям, таким как изнасилования и нападения. Прогресс от начальных до более поздних стадий этих путей не является универсальным. У молодежи могут проявляться ранние признаки проблемного поведения, но они не продвигаются дальше по этим путям правонарушений. Некоторые молодые люди также могут прогрессировать более чем по одному из описанных путей (Huizinga, Loeber, and Thornberry, 19).95). Рисунок 2:j графически изображает эти пути к правонарушениям на основании работы Kelley et al. (1997).

Аналогичное исследование путей правонарушений среди молодежи женского пола не завершено. Девочки традиционно составляли небольшую часть несовершеннолетних правонарушителей и, следовательно, были предметом гораздо меньшего количества исследований.

Добавить комментарий