Положительные аспекты девиации
Возможность подобного перехода – еще одно положительное последствие девиантного поведения, так как в этом случае девиация способствует развитию, обновлению общественной системы.
Чтобы в обществе не закрепилась разрушительная девиация, необходимо постоянно совершенствовать законодательство, для того, чтобы оно соответствовало новым социальным реалиями, соблюдать социальное равенство перед законом, давать возможность достигать успеха и двигаться по карьерной лестнице законными способами. Впрочем, для сохранения объективности, следует отметить, что перечисленные меры не всегда мешают закрепиться негативной девиации. К примеру, наркомания постепенно престает быть чрезвычайно острой социальной проблемой, становясь все более естественным явлением в повседневной жизни. В настоящее время происходит рутинизация и натурализация наркомании в России, она уже не воспринимается как нечто чуждое и неестественное, становясь неизбежным социальным злом современной городской жизни.
Релятивистский подход к анализу девиантного поведения.
Релятивизм – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания. Данный принцип подчеркивает изменчивость действительности, отрицая устойчивость. Познание зависит от его условий, обстоятельств. Так как отношение к девиантному поведению зависит от многих условий, его можно изучать с точки зрения релятивистского подхода.
Далее я хочу рассмотреть ситуации, когда негативное девиантное поведение в некоторых случаях не считается таковым, попытаться понять причины изменения общественного отношения к подобным проявлениям отклоняющегося поведения. Один и тот же поступок может считаться одновременно девиантным и не девиантным, подобная разница в отношении к нему зависит от культурной среды и эпохи, в которую он был совершен: «Сторонники вероучения Бахай в западных странах имеют полную свободу вероисповедания, но в Иране режим Аятоллы Хомейни бросил в тюрьмы и без суда казнил тысячи бахаистов. Бахаисты выступают за равенство полов, всеобщее образование, уничтожение межгрупповых предрассудков и за единое мировое правительство, но мусульманское духовенство в Иране считает эти взгляды еретическими. Также коммуникабельное поведение, современная одежда и “открытое” лицо европейской женщины недопустимы во многих традиционных мусульманских странах».[22] В исламских странах запрещено употребление вина, считающееся нормальным в большинстве стран. В большинстве стран употребление наркотиков считается не только девиантным, но и делинквентным поведением, а в современной Голландии курение марихуаны — легально, оно не считается девиацией. В рамках социологии девиантного поведения проводится множество исследований на эту тему ( Габиани А. А. «Кто такие наркоманы», Щербакова Е. М. «Нарконашествие в России» и т.д).
Подобная разница в отношении к девиантному поведению зависит, также от того, кто оценивает это поведение. В обществе существует множество социальных групп, от научного и творческого сообщества до преступных группировок. Естественно, что групповые ценности данных общностей существенно различаются. Впрочем, ценности различаются не только у таких диаметрально противоположных социальных групп. К примеру, мелкое хулиганство в обществе не одобряется, а в школьном сообществе оно поощряется, считается почти синонимом храброго поведения.
Впрочем, также бывают и ситуации, когда девиантное поведение, считавшееся недопустимым где-либо, закрепляется. Отношение к нему меняется с отрицательного на нейтральное или даже положительное: «в СССР преступлением являлись «частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество» — основа современной экономики».[23]
Подобный пример показывает, как в разных ситуациях негативное отклоняющееся поведение может считаться либо не девиантным поведением, либо положительной девиацией, в зависимости от того, как общество определяет подобное поведение и как на него реагирует.
Также необязательно отрицательное отношение общества к девиантному поступку. Робин Гуд, несмотря на то, что является девиантом, является также и народным героем, так как нормы нарушаются ради благородной цели, то есть ради ценностей, разделяемых большинством.
Н. Дж. Смелзер в книге «Социология» приводит пример негативного девиантного поступка, который однако, неоднозначно оценивался общественностью. Речь идет о побеге, совершенном возлюбленными, 42-летним Рональдом Макинтошем, осужденным мошенником, и 37-летней Самантой Лопез, виновной в ограблении банка 5 ноября 1986 года. Они совершили побег из Федеральной тюрьмы в Плезантоне, штат Калифорния. Этих преступников, сбежавших из тюрьму, называли «неразлучниками», когда узнали об их дерзком побеге.
Смелзер описывает данное событие в своей книге. «Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет типа Хьюз 500-Д. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопез и с ревом умчался. Служащие тюрьмы и охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во дворе, погибло бы много людей. Возлюбленные скрывались от полиции в течение 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду».[24]
Данный поступок подходит под формальное определение девиантного, даже делинквентного, поведения. Он несет ярко выраженную негативную окраску – преступники, которые должны нести свое наказание, совершают новое преступление и сбегают из тюрьмы.
Однако общественное мнение в этом случае не столь категорично. Преступников называли умными, коварными, способными перехитрить закон.
Итак, можно сделать вывод, что оценочные характеристики девиантного поведения могут различаться не только в зависимости от времени совершения и культурной среды (убийство, например, оправдывается при определенных обстоятельствах: оно не только разрешается, но даже вознаграждается во время войны), но и от нюансов, особенностей конкретного действия, как было показано в приведенном примере.
Взаимосвязь нормального и отклоняющегося поведения; нейтральные девиации.
Сложно точно разграничить девиантное и нормальное поведение в современном обществе, установить, какие типы поведения являются положительной, а какие – отрицательной девиацией. Отчасти это объяснимо тем, что девиантность — релятивистская характеристика, она определяется в соответствии со стандартами, которые являются неопределенными и часто вызывают разногласия. Эта проблема связана с социальными ожиданиями, с тем, какое поведение считается предпочтительным в конкретный момент. Например, появление человека в нетрезвом виде на работе вызовет осуждение, а на вечеринке подобное поведение является вполне допустимым.
Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся, когда пытаемся понять, отклоняющееся это поведение или нет, связана с неопределенностью поведенческих ожиданий. Это означает, что не всегда правила ясны, и человеку непонятно, какое поведение от него ожидается. Подобные виды девиантного поведения, относятся, на мой взгляд, к нейтральным девиациям: с одной стороны, присутствует нарушение норм, а с другой – эти нормы недостаточно закреплены в обществе. Такая ситуация возникает, к примеру, при введении нового непопулярного закона. Например, обязательный выгул собак на поводках, возвращение детей домой в определенное время и т.д.
Подобные ситуации возникают также, когда положение закреплено законом, но его нарушение столь распространено в обществе, что становится как бы полулегальным. Такое бывает, например, при переходе пешеходом дороги на красный свет, при условии, что его действия не представляют опасности.
Также стоит учитывать, что нормы не обязательно должны быть представлены в виде фиксированной точки или прямой, они, скорее похожи на некоторую зону, в который располагаются допустимые значения. «Даже у достаточно специфичных и строго контролируемых норм есть зона допустимых вариаций, не говоря о практике, где нормы имеют целый диапазон допустимых стилей поведения, которые тем не менее могут не отклоняться от буквы закона»[25].
В современном обществе происходят процессы глобализации, частично стираются культурные границы, присутствует плюрализм мнений. Поэтому, то, что одной группой людей расценивается как нормальное поведение, другой может быть расценено как отклоняющееся (положительное либо отрицательное). Различные слои населения могут выражать разногласия по поводу девиантности некоторых типов поведения. Также различаются мнения тех, чье поведение кажется сомнительным, тех, кто заинтересован в контроле поведения и лиц, этот контроль осуществляющих.
Заключение.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что изучение девиаций – необычайно интересная проблема, которой занималось множество исследователей. Несмотря на это, осталось много малоизученных аспектов, одним из которых является положительный аспект девиантного поведения.
В своей работе я постаралась осветить проблему положительных девиаций, исследовать их виды. Я пришла к следующим выводам.
Во-первых, разные социальные группы разделяют различные ценности, следовательно, мнение о том, какое поведение считать нормальным, у них тоже различается. Также различаются представления о норме у представителей разных эпох и культурных сред. Поэтому то, что считается в одном историческом периоде, у представителей определенной культуры, социальной общности негативным отклоняющимся поведением, у других может быть нейтральным или положительным, и наоборот.
Во-вторых, девиантное поведение имеет положительные последствия. Для того, чтобы общественная система развивалась, в ней должны происходить изменения. Подобные изменения на начальном этапе считаются девиацией. Положительными последствиями такого отклонения является переход к новым формам отношений, организаций, изобретение инновационных продуктов и т.д.
Положительными последствиями негативного девиантного поведения являются: более строгое определение социальных норм, которым необходимо следовать, исполнение этих норм из-за страха стать девиантом.
В-третьих, существуют также позитивные девиации. Позитивное девиантное поведение – это такое поведение, которое не является нормальным в обществе или социальной группе, но при этом является созидательным, инновационным. Классическим примером положительной девиации является гениальность – воплощение высшего уровня творческого потенциала.
Итак, можно сказать, что положительные аспекты девиантного поведения – малоизученное явление, но очень интересное явление. Само позитивное девиантное поведение, положительные последствия негативных девиаций имеют чрезвычайно важное значение для общества.
Список использованной литературы:
1. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. – М.: Гардарика, 2008. – 512 с.
2. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.
3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект, 2002. – 496 с.
4. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1998. – 688 с.
5. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 399 с.
6. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) – М.: Прогресс, 1966. — 299-313 с.
7. Борисова Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация. / Л.Г. Борисова// Социологические исследования. — 2001. — № 9
8. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк. / Я. И. Гилинский// Рубеж (альманах социальных исследований). — 1992. — № 2
9. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. / Я. И. Гилинский// Социологические исследования. — 1991. — № 4
10. Гилинский Я. И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) / Я. И. Гилинский// Социологические исследования. — 2009. — № 8
11. Осипова О. С. Девиантное поведение: благо или зло? /О. С. Осипова//. — Социологические исследования. — 1998. — № 9
12. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение. / А. Ю. Рожков//. — Социологические исследования. — 1999. — № 7
Приложение 1
Теории девиации
Тип объяснения | Теория | Автор | Основная идея |
Биологическое | Физические черты связаны с преступными наклонностями. Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов | Ломброзо
Шелдон | Физические особенности являются причиной девиации |
Психологическое | Психоаналитическая теория | Фрейд | Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию |
Социологическое | Аномия Социальная дезорганизация Аномия Культурологические теории Теория стигматизации (клеймения) Радикальная криминология | Дюркгейм Шоу и Маккей
Мертон Селин, Миллер, Сутерленд, Клауорд и Оулин Беккер Турк, Квинни, Тэйлор, Уолтон и Янг | Девиация, в частности самоубийства, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм Девиация многих видов возникают в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре ценностями и социальными способами их достижения Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры Девиация – своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества |
2007 Год
Агентство по образованию Российской Федерации
Северо-Западный государственный заочный технический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Социология»
Тема: Девиантное поведение
Выполнила: Игонькина Н. С
Курс: 3
Факультет: ИТСУ
Форма обучения: заочная
Специальность: 2101
Шифр: 6420309032
Проверил:..
Санкт-Петербург
План контрольной работы:
1. Введение 3
2. Основные понятия. Природа девиантного поведения. 5
3.Основные группы отклоняющегося поведения. 11
4.Список используемой литературы 15
1. Введение
Социология – наука изотерическая:
и требует настоящего пересмотра
всего видения мира …
П. Бурдье
Социология доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины. Она изучает общество и человека в многочисленных точках их взаимного соприкосновения, она помогает лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно стало сегодня.
Предметом социологии является повседневная жизнь обычных людей. Поскольку любое поведение людей можно считать категорией социальной, диапазон научных интересов социологии простирается от небольшой семьи или дружеской компании до крупных человеческих объединений, будь то социальные классы, аудитория или толпа. Социологию интересуют организованная преступность и религиозные культы, профессиональные группы и политические партии, поскольку те и другие выступают проявлением коллективного поведения. Стремления социологов проанализировать происходящие явления и события обнаруживаются в самых горячих точках социальной борьбы. Социологи пытаются не только объяснить социальное неравенство, но и намереваются, или намеревались, как свидетельствует история, изменить общество в соответствии с идеалами равенства и справедливости. Поэтому иногда их именовали ходатаями несчастных и угнетенных, защитниками социальных аутсайдеров и маргиналов.
Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с позиций которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир. Многообразие социологических подходов вызвано сложностью, многомерностью самого человеческого общества, равно как и сложностью внутреннего мира человека, который оценивает и познает реальность с самых разнообразных точек зрения. Только физический мир однозначен и последователен, поскольку он создан природой, а не человеческими существами. Социальная же реальность не только многомерна, но и многозначна. Создавая ее, человек не только измеряет и анализирует, он еще оценивает, переживает, критикует, принимает и отвергает, наделяет окружающее символическим значением, порождает иллюзии и вымыслы.
2. Основные понятия. Природа девиантного поведения.
Отклоняющееся (девиантное) поведение представляет собой «социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам)».
История свидетельствует, что общество во все времена пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве осуждаемых обществом носителей нежелательного поведения нередко почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы – причем как в положительную, так и в отрицательную сторону – грозят нарушению стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего.
Термин «девиация» употребляется в отечественной социологии в двух значениях — широком и узком. В широком смысле это понятие подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие нормам как формальным, так и неформальным (т.
В узком смысле под девиацией понимается несоответствие поступков только моральным нормам. Несоответствие их юридическим (правовым) нормам называется делинквентным поведением. Сюда можно было бы отнести: мелкое хулиганство, мелкое хищение продуктов в магазине покупателем (хищение продавцом считается должностным преступлением), мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенном месте и др.
Нарушения молодежью социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Примеры такого поведения.
Алкоголизм.Алкоголик – не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Пьянство, алкоголизм, токсикомания – социальные пороки, которые «вписаны» в общественную жизнь достаточно основательно. Данные пороки были присущи России всегда и во все времена. Об этом свидетельствует история, об этом говорят статистические данные. В данные формы отклоняющегося поведения были вовлечены представители всех групп и слоев населения.
Наркомания.Атмосфера самоуспокоенности в 1960-1970-е годы оказалась одной из главных причин того, что в обществе не замечали нарастающую острую социальную проблему – наркоманию. Как показывает анализ реально сложившегося положения, она не замыкается в рамках каких-то общностей, члены которых полностью деградировали в социально-нравственном отношении. Это зло охватило практически все общественные группы и поразило представителей наиболее дееспособной части населения. До недавнего времени закон считал наркоманов преступниками, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние.
Самоубийство. Свободное и намеренное прекращение своей жизни – девиация. Но убийство другого человека – преступление.
Районы проживания с высокой плотностью делинквентного и криминального поведения называются криминогенными. А категории населения, которые более других склонны совершать криминальные, или делинквентные, поступки называютсягруппами риска. Особенно часто делинквентное поведение наблюдается среди подростков и молодежи.
Один из распространенных примеров делинквидности – вандализм футбольных фанатов. Под вандализмом понимают бессмысленное уничтожение материальных и духовных памятников. Название произошло от германского племени вандалов, которые
в Vвеке н.э. напали на Римскую империю и разгромили ее. Сегодня к вандалам относят всех, кто без всякой выраженной цели бьет стекла, режет сиденья в поездах, обстреливает вагоны.
Делинквентное поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по целому ряду причин. Самая главная из них – социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, в гипертрофированном желании к независимости. Большинство подростков еще не соответствуют требованиям, которые предъявляет к ним общество, они еще не готовы к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от них окружающие. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиями общества – с другой, служит реальным источником девиации.
Социологи установили такую тенденцию: человек в тем большей степени усваивает образцы делинквентного поведения, чем чаще он с ними сталкивается и чем моложе его возраст.
Раньше социологи были уверены, что молодежная преступность – это не что иное, как побочный продукт бедности. Выходцы из низов имеют меньше возможностей получить образование и работу, они в большей степени не удовлетворены жизнью в целом. Однако недавние исследования показали, что молодежная преступность практически равномерно распределяется по всем социальным слоям. Выяснилось, в частности, что учащиеся, принадлежащие к верхнему слою среднего класса и высшему классу, чаще участвуют в актах школьного вандализма, чем дети из более бедных семей.
По мнению социологов, основная причина подростковой преступности – повышенное стремление к удовольствиям, которое обеспечивается богатством. Современная молодежь имеет в своем распоряжении автомобили, алкоголь, наркотики и карманные деньги. Жизнь молодых протекает весьма активно – свидания, танцы, пикники и сборища в излюбленных местах. Причем наибольшая активность подростков приходится на вечернее и ночное время, что толкает их на хулиганство, акты вандализма или даже преступления просто ради развлечения.
У выходцев из социальных низов причиной делинквентного поведения выступают иные факторы, нежели богатство и гедонизм. Школьные «достижения» – плохие отметки, плохое поведение, нежелание учиться или неспособность осилить школьную программу, неумение найти общий язык с педагогами и родителями, негативное влияние одноклассников – все это способствует вовлечению учеников в противоправную деятельность. Они начинают прогуливать уроки, употреблять наркотики и алкоголь. Распавшиеся семьи, напряженные отношения между членами семьи, недостаток взаимопонимания и взаимной доброжелательности также в значительной степени способствует приобщению молодых людей к противоправной деятельности.
Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие «первичная девиация», когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначи-тельными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящие к нарушению общественной морали.
Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с опреде-ленной реакцией на его действия.
При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы – преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.
Вместе с тем нельзя всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут подпадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.
Отклонения от норм поведения могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Положительная девиация – сфера позитивных, одобряемых обществом или социальной группой отклонений.
Примерами положительных девиаций могут быть самопожертвование, сверхтрудолюбие, излишняя преданность своему делу, гениальность, талант. Отрицательная девиация – сфера негативных, осуждаемых обществом или социальной группой отклонений: преступность, воровство, самоубийство, алкоголизм, наркомания. Носителями положительных девиаций являются национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры, передовики труда и др. Образцами отрицательной девиации можно считать революционеров, террористов, политических эмигрантов, предателей, преступников, циников, нищих и т.д. Специальные исследования показывают, что в нормально развивающемся обществе на лиц, склонных к положительной или отрицательной девиации, приходится по 10-12% населения. Остальные 75-80% — «твердые середняки», т.е. люди, у которых нет отклонения в поведении.
В оценке отклоняющегося поведения существуют два подхода: относительный и абсолютный. При относительном – поведение считается отклоняющимся с точки зрения одного человека или группы индивидов. С точки зрения других такое поведение является нормальным. Например, такие поступки как попрошайничество и ложь «во спасение» по-разному оцениваются индивидами и их группами. Нарушение правовых норм может быть только абсолютным и оценивается на основе действующих законов. Таким образом, девиация представляет собой не только отрицательное, но и положительное начало. Она способствует социальному изменению, открывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм.
Вряд ли какая-нибудь область социальных исследований привлекала к себе внимание социологов больше, чем проблема девиантного поведения и связанные с ним причины и мотивы. Отклоняющееся поведение людей, во-первых, существует потому, что новая социальная система возникает не на пустом месте, а вырастает из ряда элементов прежней, разрушенной системы – идет ли речь о людях или об элементах производительных сил, духовной или материальной культуры. Во-вторых, процесс развития новой социальной системы обычно неравномерен, а это порождает диспропорции в соотношении ее элементов и приводит к отставанию некоторых из них и тем или иным дефектам функционирования. В-третьих, может наблюдаться неполная адаптация развивающейся системы к внешним и внутренним условиям ее существования. Говоря иными словами, социальное, культурное или техническое развитие может подчас не поспевать за вновь возникающими общественными, духовными или экономическими потребностями. В-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов случайные события. Все это в совокупности и служит конкретным источником различных негативных явлений.
Основное, что не следует упускать из виду, это существование различных форм социального неравенства. А они продолжают существовать, причем вызваны они не объективно обусловленными различиями, а деформированными общественными отношениями: принадлежностью к власти, причастностью к теневой экономике, которая, по подсчетам специалистов, обладает огромным финансовым капиталом.
В условиях «дикого капитализма», в которых находится Россия, эти причины стали еще нагляднее и явственнее. Более того, имеются утверждения, что вся экономика России приобрела криминальный характер, когда теневая экономика вытесняет официальную, а масштабы социального неравенства поражают воображение и позволяют сравнивать ситуацию в стране с режимом бывших колониальных стран Африки.
Источником отклоняющегося поведения в советский период были противоречия между квалифицированным и неквалифицированным, престижным и непрестижным трудом, создававшие предпосылку для противоречивых действий людей. Конечно, и среди тружеников низкой квалификации подавляющее большинство жило и живет с чувством общественного долга, ответственности. Вместе с тем криминологические исследования в 1970 — 1980-х годах фиксировали тесную взаимосвязь между содержанием труда и преступным поведением. Лиц с высокой производственной квалификацией среди преступников было в 6 раз меньше, чем работников этой квалификации в общей структуре населения.
В середине 1990-х годов эти противоречия были вытеснены другими причинами, которые порождаются массовой безработицей. Она стала питательной средой для формирования групп с отклоняющимся поведением — бомжей, бродяг, наркоманов и преступников.
При анализе условий и причин отклонений нельзя забывать о противоречиях интересов различных слоев и групп населения. Современное общество несвободно от обострений и столкновений интересов, которые могут возникать в процессе взаимодействия различных социальных институтов, социальных групп, общества и государства.
Несвоевременное и неадекватное разрешение противоречий накладывает отпечаток на сознание и поведение людей. На почве пренебрежения общественными интересами произрастают разрыв между словом и делом, социальная апатия. Видя бесхозяйственность, махинации, приписки, безразличие руководства к материальным ценностям, люди начинают пассивно относиться к призывам, ищут пути облегчить свой труд за счет общества. Источником отрицательных явлений становятся ошибки и извращения в управлении, нарушения законности, принципов демократии и справедливости.
И наконец, отклоняющееся поведение связано с неадекватным отражением в сознании части людей процесса развития и функционирования общественных отношений. Можно выделить два вида такого несоответствия. Во-первых, взгляды и настроения, сложившиеся на предыдущем этапе общественного развития, нередко вступают в противоречие с новыми условиями. Во-вторых, в ходе практической деятельности возникают или оживляются представления, которые односторонне трактуют смысл и направленность преобразований.
Моральные коллизии можно разделить на внешние (между людьми) и внутренние (когда у человека происходит борьба мотивов). Внешние коллизии свидетельствуют о расхождении направленности ценностных ориентаций (вплоть до их противоположности), которые проявляются в общественных отношениях как столкновение различ-ных моральных систем. Источником межиндивидуальных раздоров могут быть и различия в нравственных позициях, обусловленные несовпадением уровней личной культуры, конкретных жизненных целей и выбора средств их достижения.
Природа внутренних конфликтов другая. Они определяются противоречивостью индивидуального морального сознания. Чаще всего это столкновение между мотивами общественного долга и мотивами, выражающими групповые, семейные, личные интересы. Внутренние коллизии могут перерастать во внешние конфликты.
Иногда отклоняющееся поведение типологизируют по другому основанию – противоправное и аморальное, — исходя из того, что нормы, стандарты и правила определяются двумя главными регуляторами жизнедеятельности людей: нравственностью и правом. Граница между ними условна, тем не менее ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося поведения.
Позитивное отклонение (PD): определение, примеры и применение
Позитивное отклонение — это подход к изменению поведения , который фокусируется на поиске и продвижении новаторских решений проблем в сообществе, которые уже практикуются некоторыми членами, но еще не приняты остальными. большинство.
История положительного отклонения
Метод положительного отклонения был впервые разработан в начале 1990-х годов доктором Джерри Стернином , который работал в международной организации по оказанию помощи «Спасите детей». Доктору Стернину и его команде было поручено найти способ уменьшить недоедание во вьетнамских деревнях.
Когда Джерри Стернин решил снизить уровень недоедания во Вьетнаме, он не полагался на внешних экспертов или импортные решения. Вместо этого он использовал метод под названием « Положительное отклонение ». Стернин начал с наблюдения за семьями, которые успешно избегали недоедания, несмотря на то, что жили в таких же бедных условиях, как и другие семьи в этом районе. Затем он работал с сообществом, чтобы определить и принять методы, которые использовали эти семьи. В результате работы Стернина уровень недоедания в этом районе значительно снизился.
Что такое положительное отклонение – PD (определение)?
Позитивное отклонение можно определить как « инновационное поведение, которое еще не получило широкого распространения, но потенциально может улучшить качество жизни общества ».
Это способ мышления и подхода к проблемам, который фокусируется на поиске и продвижении решений, которые уже существуют в сообществе, а не на внешнем поиске ответов.
Идея состоит в том, что, выявляя и распространяя эти «позитивные девиантные» модели поведения, они могут быть приняты более широким сообществом и способствовать улучшению общего качества жизни.
Как работает позитивное отклонение (этапы положительного отклонения)?
Метод положительного отклонения состоит из четырех основных этапов:
- Наблюдение и обнаружение: Первый шаг заключается в наблюдении и выявлении положительного отклонения в поведении. Это можно сделать с помощью опросов, интервью, фокус-групп или дополнительных методов исследования.
- Анализ и планирование действий: После выявления поведения его необходимо проанализировать, чтобы понять, почему оно является успешным. Этот шаг также включает в себя разработку плана действий по продвижению такого поведения в сообществе.
- Внедрение и мониторинг: Следующим шагом является реализация плана и мониторинг его выполнения. Это включает в себя внесение любых необходимых корректировок на этом пути.
- Оценка и обмен результатами: Наконец, результаты оцениваются и сообщаются сообществу. Если стратегия окажется успешной, ее можно будет воспроизвести в других сообществах.
Применение положительного отклонения
Положительное отклонение может применяться в различных условиях, включая здравоохранение, образование, экологическую устойчивость и организационные изменения.
Положительное отклонение в семье
В контексте семейной жизни PD можно использовать для определения здоровых механизмов выживания, эффективных стратегий общения и других практик, которые помогают семьям процветать. Важно отметить, что положительное отклонение не связано с поиском «идеальных» семей; скорее, речь идет о том, чтобы определить, какие семьи поняли, как преодолевать трудности и повышать устойчивость перед лицом невзгод. Изучая эти семьи и делясь их историями, мы все можем узнать, как лучше поддерживать свои собственные семьи.
Например, в семье, где крик является нормой, один из членов семьи может вместо этого говорить спокойно и уважительно. Поступая так, они положительно отклоняются от нормы.
Позитивное отклонение в социологии
Позитивное отклонение — это социологическая теория, которая предполагает, что определенные люди в сообществе с большей вероятностью будут демонстрировать позитивное поведение, несмотря на то, что они подвергаются тем же или подобным рискам и проблемам, что и их сверстники. Эта теория использовалась для объяснения широкого круга социальных явлений, от преступности и правонарушений до уровня образования и участия в политической жизни. Хотя позитивное отклонение часто рассматривается как негативное явление, его также можно использовать для продвижения позитивных социальных изменений.
Например, лидеры сообщества могут использовать положительное отклонение, чтобы побудить жителей принять участие в общественных инициативах или голосовать на местных выборах.
Понимая и используя силу позитивных отклонений, социологи могут помочь создать более сплоченные и эффективные сообщества.
Положительное отклонение в здравоохранении
В контексте общественного здравоохранения положительное отклонение относится к любому поведению, которое помогает улучшить показатели здоровья населения.
Например, PD может относиться к общественной инициативе, которая побуждает людей проходить вакцинацию, или к программе, которая помогает людям бросить курить.
Позитивное отклонение основано на предпосылке, что решения проблем уже существуют в сообществе; просто нужно, чтобы кто-то определил их и применил на практике. Таким образом, позитивное отклонение является важным инструментом улучшения общественного здоровья.
Выявляя и поощряя позитивное поведение в отношении здоровья, сообщества могут добиться реального прогресса в решении некоторых из наиболее насущных проблем со здоровьем.
Положительное отклонение в образовании
Этот подход успешно используется в различных областях, включая образование. В школах позитивное отклонение может использоваться для выявления и распространения эффективных методов обучения и поведения учащихся.
Например, если школа борется с прогулами, положительное отклонение может быть использовано для выявления учащихся, которые редко пропускают занятия, и изучения их поведения, чтобы разработать план улучшения посещаемости среди более широкого контингента учащихся.
Точно так же, если школа стремится улучшить результаты тестов, положительное отклонение может быть использовано для выявления учителей с учениками, которые превосходят своих сверстников, и разработки стратегий для повторения их успеха. Позитивное отклонение — это альтернативный подход к решению проблем, который предлагает множество потенциальных преимуществ для школ и педагогов.
Как использовать позитивное отклонение в вашем сообществе
Если вы заинтересованы в использовании позитивного отклонения для улучшения социальных результатов в вашем сообществе, вы можете сделать несколько вещей:
- Наблюдайте и определяйте положительное девиантное поведение. Это может быть достигнуто с помощью опросов, интервью, фокус-групп или дополнительных методов исследования.
- Проанализируйте поведение, чтобы понять, почему оно успешно. Этот шаг также включает в себя разработку плана действий по продвижению такого поведения в сообществе.
- Реализуйте план и следите за его выполнением. Это включает в себя внесение любых необходимых корректировок на этом пути.
- Оцените результаты и поделитесь ими с сообществом. Если метод окажется успешным, его можно будет воспроизвести в других сообществах.
Позитивное отклонение — многообещающий подход к улучшению социальных результатов в сообществах по всему миру. Используя силу девиантного поведения, мы можем создать силу добра, которая поможет решить некоторые из наиболее важных проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня.
Реальные примеры положительного отклонения
Как мы уже говорили, подход положительного отклонения успешно используется в различных контекстах, включая общественное здравоохранение, образование, экологическую устойчивость и организационные изменения.
Некоторые известные примеры положительного отклонения из реальной жизни включают в себя:
- Крупная авиакомпания использовала положительное отклонение, чтобы улучшить показатель своевременности прибытия на 10%.
- Программа в Бангладеш использовала положительное отклонение для снижения заболеваемости диареей на 50%.
- Крупная розничная компания использовала этот подход для снижения текучести кадров на 25%.
- Проект в Индии использовал положительное отклонение для повышения посещаемости школы на 20%.
- Инициатива в Гане использовала этот подход, чтобы помочь фермерам повысить урожайность на 30%.
Положительное отклонение от традиционного решения проблем
Подход положительного отклонения отличается от традиционного решения проблем несколькими ключевыми моментами:
- Он фокусируется на поиске уже существующих решений, а не на поиске новых.
- Он подчеркивает участие сообщества и ответственность за решение проблемы.
- Он основан на вере в то, что у каждого есть потенциал стать положительным девиантом.
- Он адаптирован к точным потребностям каждого сообщества.
- Он основан на пробах и ошибках, а не на мнении экспертов.
Заключение: положительное отклонение
Подход положительного отклонения доказал свою эффективность в решении множества различных проблем. Сосредоточившись на поиске и продвижении решений, которые уже существуют в сообществе, можно улучшить общее качество жизни.
Один из ключевых принципов ПД заключается в том, что изменения не приходят извне, они происходят внутри самого сообщества. Чтобы произвести изменения, необходимо сначала понять существующие социальные нормы, а затем выявить тех, кто отклоняется от них в положительную сторону.
Этот подход можно противопоставить более традиционному подходу «сверху-вниз», при котором обычно привлекаются сторонние эксперты и советуют людям, что им нужно делать по-другому.
Подход с позитивными отклонениями дает гораздо больше возможностей, поскольку он признает, что люди, которые находятся ближе всего к проблеме, также лучше всего подготовлены для ее решения.
Дебора Коннорс | 3 способа быть позитивным девиантом на рабочем месте!
09 Янв 3 Как быть позитивным девиантом на рабочем месте!
Опубликовано в 21:21 в позитиве Дебора Коннорс
Когда я была ребенком, мои родители решили, что в нашем доме нельзя курить. Сами они не курили и не хотели, чтобы их дети вдыхали пассивный курильщик. Хотя в современном мире это было бы совершенно нормально, в начале семидесятых, когда у каждого на журнальном столике стояла пепельница для гостей, это была радикальная идея! Вы только представьте, как это было, когда они повесили у нашего входа написанную от руки очень вежливую табличку с благодарностью людям за то, что они не курят в нашем доме. Пара моих родственников перестала нас навещать! (На какое-то время. В конце концов они пришли в себя.)
Мои родители практиковали позитивное отклонение. Когда вы слышите слово «девиантный», вы можете сразу же связать его с негативным поведением, например, с «девиантным поведением». (Например, когда вы ищете девиантное поведение в Интернете, в нем перечислены такие вещи, как грабеж, кража и убийство.) Но девиантность просто означает отклонение от того, что нормально, и мы можем отклоняться как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Позитивное отклонение — это преднамеренное поведение, совершаемое с позитивной или благородной целью. Вот небольшой отрывок из моей книги о позитивных отклонениях:
«Быть позитивно ненормальным в своей организации требует мужества и дальновидности. Часто бывает трудно идти против течения самому, не говоря уже о том, чтобы брать с собой других, но это необходимо для того, чтобы произошли позитивные изменения. Это означает задавать вопросы, а не решать проблемы, и быть готовым пройти через глубокие изменения, чтобы найти свою цель и видение. Это означает говорить правду тем, кто у власти, и всегда искать активную позицию, а не реактивную».
В «Руководстве по глубинным изменениям» (2012 г.) доктор Роберт Куинн говорит нам, что естественная модель, в которую попадают организации (и отдельные лица), — это нисходящая спираль, которую он называет «медленной смертью», если мы не будем активно вносить позитивные изменения. В случае с отдельными людьми это означает глубокое изменение. В случае организаций это называется лидерством. Как говорит доктор Брене Браун в своей последней книге «Не бойтесь лидировать» (2018 г.), «нам нужны более смелые лидеры и более смелые культуры». Как вы можете быть тем смелым человеком, который положительно нарушает нормальное поведение в вашей команде или на рабочем месте, чтобы создать более позитивную культуру? Вот несколько идей.
1. Двигайтесь вверх по течению
Ваша команда или организация застряли в кризисном управлении? Иногда мы можем быть настолько заняты управлением кризисами, что не смотрим вверх по течению, чтобы понять, почему кризисы вообще происходят. Сосредоточившись только на проблеме (нижестоящей), все, что вы видите, — это решения этой проблемы. Вы не видите всей картины и упускаете возможности. Вместо этого сосредоточившись на видении (например, на рабочем месте или в команде, где люди постоянно обновляются, могут проявлять творческий подход и чувствовать себя ценными), а затем разрабатывая методы, которые помогут реализовать это видение, вы придете к различным решениям. Спросите себя: что мы делаем выше по течению в нашей организации или команде, чтобы создать культуру психологического и эмоционального благополучия?
2. Изучите свое лицемерие
Что произойдет, если мы все изучим свое лицемерие (что мы делаем и что мы говорим), а затем постараемся устранить его? Например, если я как руководитель говорю, что баланс важен, но при этом пишу людям по электронной почте по выходным, даже если это просто для того, чтобы «сбросить все с тарелки», я посылаю неверный сигнал. Практика, которую я предлагаю в своей книге, такова: начните список из 10 лицемерных поступков, которые вы делаете. Вернитесь назад и обведите три пункта, над изменением которых вы готовы работать сейчас.
3. Включение размышлений
Размышляя о последних двух неделях, на скольких встречах вы были, на которых фасилитатор просил вас уделить несколько минут обдумыванию задачи или вопроса перед тем, как говорить? Я предполагаю, что очень немногие читатели, если таковые вообще были, сказали что-то кроме «никого». На совещаниях мы, кажется, тяготеем к мозговому штурму. Хотя это полезная практика, она не всегда дает достаточно времени для размышлений для принятия правильных решений. Это также имеет тенденцию отдавать предпочтение самым громким, самым экстравертным членам команды и может не приносить все разнообразные идеи за столом. Попробуйте эти идеи: На следующей встрече: 1) разошлите свою повестку дня как минимум за 48 часов и попросите людей подумать над конкретным вопросом и прийти на встречу подготовленными, чтобы представить свои идеи, или 2) представить задачу или новую идея для команды в начале встречи и раздайте им стикеры, чтобы записывать свои мысли; дайте им несколько минут, чтобы они молча поразмышляли и сделали несколько заметок, а затем попросите их разместить эти заметки на флипчарте. Подведите итоги, рассказав о каждой идее. Это займет больше времени, но я гарантирую, что вы получите больше и лучшие идеи, чем просто открытие аудитории для обычного мозгового штурма.
Когда вы начнете наблюдать за нормальным поведением, на вашем рабочем месте будет множество способов отклониться от нормы. Поставьте перед собой цель в первый месяц года понаблюдать за тем, «как здесь все делается», а затем задайте себе вопрос:
Как я могу сегодня быть позитивно девиантным?
В 2019 году хоть так сделай!
Подпишитесь на этот блог, чтобы раз в две недели получать идеи по созданию своего «лучшего места для работы» из новой книги Деборы «Лучшее место для работы: ежедневные практики, меняющие культуру».
Идеальная книга для вашего следующего книжного клуба! Для оптовых заказов доступны сниженные цены.
Если вы хотите глубже вникнуть в эти практики, присоединяйтесь к онлайн-курсу Деборы «8 недель до лучшего места для работы» (снова начнется 19 апреля).