Девиантных формах поведения это: Виды и формы девиантного поведения

Содержание

Девиантные формы поведения студенческой молодежи — Информио

Девиантное поведение от латинского  Deviation – отклонение.

Девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. То есть, все действия, противоречащие традиционно принятым в том или ином обществе правилам поведения.

Впервые понятие девиантного (отклоняющегося) поведения выдвинул

Французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — создатель французской социологической школы.

Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В России первым ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Яков Ильич Гилинский (1934) — доктор юридических наук, автор многих статей, посвященных проблемам изучения девиантного поведения.

В отечественной литературе под девиантным (лат. Deviation — отклонение) поведением подразумевают:

— поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».

— социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на:

 — преступное (криминальное),

— делинквентное (допреступное)

— аморальное (безнравственное).

Криминальной называют личность, совершившую преступление.

Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.

Правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности традиционно понимается  как делинквентность

Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего — криминальной.

Существует еще одна классификация, выделяющая следующие формы отклоняющегося поведения:

— асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление),

— делинквентное (криминальное) и паранормальное.

Третья обобщенная классификация выделает такие типы девиантного поведения:

  • преступность,
  • алкоголизм,
  • употребление наркотиков,
  • проституция,
  • самоубийство.

Эти типы могут быть отнесены как к болезненным проявлениям, так и к нормальным, и даже оставаться без внимания, если общество относится к ним терпимо (как, например, к абортам и гомосексуализму в различных культурах, в разные эпохи).

Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю, от лат. margo — край, граница)

Социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Введено американским социологом Р.

Парком.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Девиантные формы поведения студенческой молодежи

Девиантное поведение | Блог 4brain

«Он не такой, как все», «Он немного странный», «Да он же ненормальный»! Часто ли вам приходится слышать, как окружающие навешивают ярлыки на кого-либо, чье поведение хоть чуточку отличается от того, что окружающим кажется нормой? Ключевым словом является «кажется», потому что понятие нормы для той или иной социальной среды может сильно отличаться.

Так, в среднестатистическом варианте пьянство и алкоголизм являются отклонением от нормы, а вот в компании наркоманов или алкоголиков отклонением от нормы и поводом для насмешек будет чье-либо стремление вести здоровый образ жизни, читать книги, получать образование. И здесь мы подходим к такому понятию как отклоняющееся или девиантное поведение.

Научиться общаться с представителями любой социальной группы можно на программе «Лучшие техники коммуникаций». А сохранить свою нервную систему, когда вы видите нечто такое, что отличается от привычных вам стандартов, поможет программа «Психическая саморегуляция».

Первым шагом к спокойствию является информация, потому что чем шире кругозор человека, тем спокойнее он воспринимает сам факт, что может чего-то не знать или не понимать. Это не значит, что все неизвестное или непонятное нужно с ходу одобрять – вовсе нет. Но и деструктивные эмоции вряд ли помогут делу, причем независимо от того, что вы собрались делать.

Сегодня мы попытаемся дать вам самую общую информацию о том, что такое девиантное поведение, каковы причины, формы и проявления девиантного поведения, всегда ли это однозначно плохо и что с этим делать в случае, когда это однозначно плохо.

Что такое девиантное поведение?

Начнем с небольшого исторического экскурса. Термин «девиантное поведение» происходит от слова deviation, которое в большинстве европейских языков означает «отклонение». Первым понятия «девиантности» или «девиации» ввел в научный оборот французский философ и социолог Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

В центре его научного внимания была тема социальной интеграции в условиях быстро меняющихся устоев общества, что в полной мере наблюдалось в Европе во второй половине 19 столетия. Знаковой стала его работа «Самоубийство: социологический этюд», впервые вышедшая в 1897 году, переведенная на многие языки мира и выдержавшая множество переизданий [Э. Дюркгейм, 1994].

В этой книге рассмотрены разные аспекты суицидального поведения как отклоняющегося от общепринятых норм и базовых инстинктов. Кроме того, Эмиль Дюркгейм использовал определение «аномия» применительно к обществу в состоянии дезорганизованности и дезориентации, когда само понятие нормы становится размытым. Вполне логично, что в этом случае определить, что же является отклонением от нормы, намного сложнее, нежели в условиях стабильности.

Так или иначе, сегодня под девиантным понимается поведение человека, которое отклоняется от общепринятых и наиболее распространенных в данном социуме в данный момент времени общественных норм. Подразумевается адаптированное к требованиям общества и ожидаемое социальное поведение, и девиантное поведение, которое отклоняется от стандарта и общественных ожиданий.

Уточнение относительно того, что в разных сообществах могут быть различные понятия нормы, мы уже сделали в начале статьи. Условно говоря, нормы поведения среди членов ученого совета университета и общества анонимных алкоголиков будут заметно отличаться.

Изменение общественных норм с течением времени, думается, каждый может увидеть сам. Достаточно сказать, что в США, считающих себя образцом демократии, до 1967 года действовал официальный запрет на межрасовые браки, а нарушение запрета каралось тюремным заключением. Интересно, что в штате Алабама этот запрет был снят лишь в 2000 году. Почитать о перипетиях борьбы американцев за право любить друг друга независимо от цвета кожи вы можете самостоятельно [B.

Cabell, 1999].

Этот пример мы привели исключительно для иллюстрации того, как понятие общественной нормы может измениться всего лишь за каких-то 50 лет. То, что когда-то было уголовно наказуемым преступлением, сегодня является само собой разумеющимся правом всех и каждого, которое обсуждать и ставить под сомнение даже не приходит в голову. А если придет, тогда сомнения подобного рода могут быть трактованы как нарушение закона и дискриминация по расовому признаку.

Неизменным остается другое: нарушение устоявшихся норм ведет к санкциям со стороны общества, начиная с морального осуждения и заканчивая тюремным заключением. Другими словами, не суть важно, что подразумевается под нормой. Важно то, что за нарушение можно оказаться за решеткой. До 1967 года в США за решетку отправляли за межрасовый брак, а сейчас – за отказ регистрировать однополые браки [ВВС, 2015]. Что сделали бы в США с судьей, которому пришло бы в голову отказаться регистрировать межрасовый брак, мы даже не беремся предположить.

Неизменным остается и традиционно негативный оттенок самого понятия «девиантное поведение человека», хотя «девиантное» означает всего лишь «отклоняющееся». И отклонения, как мы уже выяснили, могут быть в любую сторону. Например, у злоупотребляющих спиртными напитками родителей может вырасти целеустремленный сын, ведущий здоровый образ жизни, желающий получить образование и профессию. Но в этом случае его ждет непонимание, а то и осуждение со стороны родственников, недоумевающих, что это за блажь такая – высшее образование.

Тем не менее следует различить положительную и отрицательную девиацию:

  • К отрицательной девиации относятся любые преступления и правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция, харассмент, неэтичное поведение, проявления психических отклонений в виде суицидальных наклонностей, нанесения самоповреждений и других.
  • К положительной девиации относятся самопожертвование, героизм, альтруизм, трудоголизм, обостренное чувство жалости, выдающиеся таланты и способности, одаренность и т. п.

Форматы поведения, отнесенные к положительной девиации, безусловно, являются отклонением от нормы, потому что далеко не все люди обладают какими-то явными талантами, и мало, кто способен рисковать жизнью для спасения другого человека.

Различение положительной и отрицательной девиации имеет больше познавательный, чем прикладной аспект. Предметом научного и практического исследования в абсолютном большинстве случаев является именно отрицательная девиация как представляющая наибольшую потенциальную опасность. Исходя из всего вышеизложенного, мы можем выделить основные признаки девиантного поведения в контексте негативной девиации.

Признаки негативного девиантного поведения:

  • Не соответствует принятым или официально установленным в данный момент времени в конкретном социуме нормам.
  • Имеет устойчивый многократно повторяющийся характер.
  • Вызывает негативный отклик со стороны окружающих или так называемые «социальные санкции».
  • Может быть подвергнуто принудительной коррекции со стороны государства (тюремное заключение, принудительное лечение, прочие формы изоляции).
  • Наносит ущерб лицу, допускающему девиантное поведение, и/или окружающим его людям.
  • Сопровождается социальной дезадаптацией.
  • Может иметь медицинские, социальные или психологические причины.

И, наконец, стоит очертить возрастные границы явления. Начиная с какого возраста поведение, не соответствующее общественным нормам, можно считать девиантным? Ясно, что младенец не может вести себя в соответствии с принятыми в социуме нормами. И в принципе не может осознавать себя, свое поведение и все происходящее вокруг.

Рассматривая девиантное поведение детей, эксперты обычно сходятся во мнении, что данный термин следует относить к детям, начиная со старшего дошкольного возраста, потому что раньше они в силу объективных причин не могут в полной мере осознавать последствия своих даже самых простых повседневных действий. До 5 лет девиации в поведении детей можно считать нормой [Ю. Жохова, 2017].

Поэтому, говоря о девиациях, мы будем иметь в виду детей от 5 лет и старше, подростков и взрослых людей. Как вы уже поняли, девиантное поведение в обществе может иметь самые разные причины и самые разные проявления. Поговорим об этом подробнее.

Причины и формы девиантного поведения

В самом общем виде девиантное поведение можно поделить на две большие группы в зависимости от причин, его вызывающих. Это, во-первых, отклонения психопатического характера, вызванные явной или скрытой психопатологией. Во-вторых, это шаблон поведения, сформировавшийся под влиянием социальной среды.

Другими словами, причины девиантного поведения могут быть как медицинскими, так и социальными. Медицинские факторы являются темой отдельного исследования ввиду многообразия психических расстройств, влияющих на поведенческие характеристики человека. А вот социальные причины стоит рассмотреть более внимательно.

Разумеется, воздействие социальной среды сможет быть усилено личными психологическими особенностями человека, нюансами его характера и темперамента, когнитивных способностей и нервной системы в целом. Итак, что же влияет на формирование девиантной модели поведения?

Факторы, повышающие риск девиантного поведения:

  • Влияние семьи – как неблагополучное (алкоголизм, домашнее, насилие, тяжелое материальное положение, неполная семья), так и сверхопека со стороны родителей и бабушек.
  • Влияние школы – отсутствие требований и дисциплины либо обратная ситуация, когда подавляется любое проявление свободы мысли и творчества.
  • Влияние «улицы» – это широкое понятие, включающее весь спектр возможностей свободного времяпрепровождения без контроля взрослых и ограничения негативных факторов.
  • Влияние общества – начиная от пропаганды агрессии в мультфильмах и рекламы алкоголя по телевизору, заканчивая дезорганизованностью и дезориентацией, нечеткостью понятия нормы и критериев соответствия, что часто бывает «на сломе эпох» (как, например, было в «лихие 90-е»).
  • Психическая неуравновешенность человека – даже среди полностью здоровых в психическом плане людей наблюдаются серьезные различия в проявлениях темперамента и различных сторон характера.

Само собой, это лишь предпосылки к возможным отклонениям. Известно сколько угодно много примеров, когда мальчик из бедной семьи вырастает предприимчивым бизнесменом, и еще больше примеров, когда такой ребенок «не вписывается» в поворот судьбы. Далеко не все вспыльчивые дети становятся бомжами или преступниками. Зачастую, когда переходный возраст остается позади, молодые люди успешно адаптируются в социуме.

В целом, влияние социальной среды на формирование отклонений в поведении людей стоит рассматривать на двух уровнях:

  • Влияние макросреды – состояние общества, уровень экономического и культурного развития, социально-политическая обстановка и прочее.
  • Влияние микросреды – семья, друзья, знакомые, ближайшее окружение, одноклассники и однокурсники, коллеги по работе.

Заметим, что сегодня существует бесчисленное множество взглядов на то, как формируется девиантное поведение у подростков. Есть и весьма нетривиальные наблюдения. Например, такие, что «школа сейчас нацелена на услуги по обучению, поэтому изъяны семейного воспитания она не корректирует и часто вообще уклоняется от воспитательной функции» [В. Грехнев, 2012]. И это тоже формирует девиантное поведение обучающихся в школе детей и подростков.

Большинство исследователей уделяет внимание, в первую очередь, именно девиантному поведению детей и подростков, потому что предпосылки к поведенческим аномалиям во взрослом возрасте всегда закладываются в детстве. Маловероятно, что человек, никогда не проявлявший в детстве склонности к отклонениям в поведении, вдруг «бросит вызов» обществу во взрослой жизни.

Главными жертвами собственного девиантного поведения становятся люди, у которых в детстве не было теплых доверительных отношений в семье. Причем не важно, по какой причине. Девианты могут выйти как из неблагополучной в материальном и социальном плане семьи, так и из богатой обеспеченной семьи, где за ребенка «расписан» каждый шаг. Тогда он либо вырастает слишком избалованным и социально дезадаптированным, либо бунтует против чрезмерной опеки, тратя все свои силы на преодоление контроля, а не на достижение собственных жизненных целей.

В целом, стоит уделить внимание разным классификациям причин девиантного поведения.

Причины девиантного поведения (по Грехневу):

  • Стабильное чувство неудовлетворенности своей жизнью.
  • Ощущение собственной неполноценности.
  • Слабо развитые коммуникативные навыки.
  • Отсутствие уважения к окружающим.
  • Пассивность в отношении социально значимых ролей.
  • Эгоизм и эгоцентризм.
  • Стремление преуспеть и «пробиться» в жизни за чужой счет.
  • Узкое мировоззрение.

Конечно, у этих явлений есть свои причины, а сами эти явления прогрессируют по мере развития и усиления проявлений девиантного поведения. Так что все вышеназванные процессы являются, если можно так сказать, «взаимообратными».

Выше мы уже сказали о том, что классификаций причин девиантного поведения достаточно много, поэтому мы рассмотрим только самые интересные [В. Кулганов, И. Кузьмичева, 2009].

Причины девиантного поведения (Кулганов-Кузьмичева):

  • Психическая неуравновешенность и повышенная нервная возбудимость.
  • Материальные и психологические проблемы в семье.
  • Несправедливое отношение взрослых.
  • Чувство зависти.
  • Эмоциональные перегрузки.
  • Пропаганда насилия и бездуховности в кино и на телевидении.
  • Реклама табака и алкоголя.
  • Слабая воспитательная работа внутри школы.
  • Девиантное поведение педагога.

Отметим, что педагоги тоже люди, и они тоже могут страдать различными расстройствами поведения. Так, мы вряд ли будем считать нормальным поведение человека, который на улице кричит на прохожих, однако постоянно кричащий в школе на детей педагог никого не удивляет. То, что оценки учащихся часто зависят от материальной помощи родителей учебному заведению, уже ни для кого не секрет. А шутка про то, что сегодня гимназией становится любая школа, где трудовик и учитель физкультуры бросили пить, для многих уже и не шутка.

Конечно, такие примеры не слишком хороши для детей. Не обязательно, что все ученики такой школы станут девиантами, однако наименее устойчивые в психологическом плане школьники вполне могут пострадать. Как говорится, главная опасность для неустойчивой детской психики – это неустойчивая психика взрослых.

Можно найти и более развернутые списки причин девиантного поведения детей. Один из таких списков насчитывает 34 пункта, начиная от стремления к независимости и генетической предрасположенности, заканчивая экономической нестабильностью в государстве и чрезмерной занятостью родителей [Я. Киреева, 2020]. Показательно, что слово «школа» в этом перечне отсутствует вовсе, а педагоги могут быть виноваты разве что в избыточной авторитарности, и то лишь наравне с родителями.

Однако встречается и вполне адекватное понимание роли школы в воспитании детей. Просто потому, что в школе дети проводят минимум полдня 5-6 раз в неделю, и было бы наивно думать, что в это время они усваивают только учебные знания, а процесс социализации «заморожен». В условиях, когда образовательные заведения отдают стопроцентный приоритет учебным задачам, а воспитательный процесс держится лишь на плечах отдельных педагогов-энтузиастов, формирование девиантных форм поведения учащихся становится логичным продолжением ситуации [О. Шарыпова, 2010].

Причины девиантного поведения (по Шарыповой):

  • Социально-педагогическая запущенность, когда дети усваивают сложившийся под воздействием неблагоприятных факторов негативный стереотип поведения.
  • Длительный психологический дискомфорт, вызванный неблагополучием в семье, отношениях с одноклассниками и учителями, плохой успеваемостью.
  • Проблемы медицинского характера, отклонения в состоянии физического и психического здоровья.
  • Отсутствие условий для самовыражения, конструктивного досуга, позитивных и значимых личностных целей и планов.
  • Безнадзорность и отрицательное влияние окружающей среды.

Такое разнообразие факторов, влияющих на появление отклонений в поведении, вызывает к жизни и многообразие проявлений этих отклонений. Ученые выделяют 4 основных вида отклонений в поведении от общепринятых норм [В. Грехнев, 2012].

Формы девиантного поведения (по Грехневу):

  • Асоциальные – связанные с нарушением этических норм и правил поведения, принятых в социуме и отношениях между людьми (обман, сплетни, интриги и прочие проявления неэтичного поведения).
  • Антидисциплинарные – связанные с нарушением установленных правил (прогулы, опоздания, нарушение внутреннего распорядка компании).
  • Делинквентные – связанные с противоправными действиями (воровство, грабежи, мошенничество, физическое насилие).
  • Аутодеструктивные или аутоагрессивные – связанные с разрушительным действием, направленным на самого человека (наркотики, алкоголь, суицид, самоповреждение).

Существуют и другие классификации форм девиантного поведения. Среди зарубежных классификаций наибольшим авторитетом пользуется типология форм, которую разработал американский социолог Роберт Кинг Мертон (1910-2003).

Типология Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. Подробнее можно прочитать в его книге «Социальная теория и социальная структура» [Р. Мертон, 2006]. Мы же вкратце расскажем об основных типах девиаций, которые выделял Роберт Мертон.

Формы девиаций (по Мертону):

  • Инновация – согласие с целями общества и отрицание принятых в социуме способов их достижения. Положительная девиация проявляется в виде научных открытий и технологических инноваций, отрицательная девиация может проявляться в виде создания преступных схем заработка денег.
  • Ритуализм – отрицание целей общества и преувеличение значения способов их достижения. Примером может служить засилье бюрократии в государственных структурах и слишком детализованные корпоративные правила в частных фирмах.
  • Ретретизм – бегство от действительности, отказ от социально одобренных целей и способов их достижения. Яркие представители этой девиации – алкоголики, наркоманы, бомжи.
  • Бунт – отрицание существующих целей общества и способов их достижения с требованием замены на новые цели и новые способы их достижения. Этот вид девиации проявляется в виде массовых протестов, революций, государственных переворотов.

Как видите, Роберт Мертон не разделяет в своей типологии положительную и отрицательную девиацию, показывая, что некоторые формы могут иметь и негативные, и позитивные проявления. Например, и у жулика, и у человека, нацеленного на карьеру, сходные цели – достижение материального благополучия, однако методы существенно разнятся. Аналогичным образом можно сказать, что и создатели «финансовых пирамид», и великие ученые современности стремятся к инновациям, только результат в этих случаях выглядит по-разному.

Таким образом, девиантное поведение может не соответствовать или даже противоречить господствующим в обществе предрассудкам и представлениям о девиации как о чем-то всегда отрицательном. Впрочем, ранее мы уже говорили о том, что девиации бывают положительные и отрицательные, просто отрицательные вызывают более глубокий практический интерес ввиду потенциальной опасности.

В этом контексте становится особо актуальной профилактика девиантного поведения обучающихся в общеобразовательной школе детей и подростков. Мы помним, что истоки этой проблемы идут из детства, и школьный возраст является, пожалуй, последней серьезной возможностью внести коррективы в развитие ребенка.

Профилактика девиантного поведения

Первое и главное, с чего следует начинать работу по профилактике девиантного поведения у детей и подростков, это выбор адекватных мер воздействия. Дети разные: с кем-то будет достаточно поговорить «по душам», а кто-то просто не понимает, когда с ними разговаривают «по-хорошему», и тут без мер принудительного характера не обойтись. Иначе профилактика будет не эффективной [О. Шарыпова, 2010].

Факторы эффективной профилактики девиантного поведения:

  • Выбор адекватных мер воздействия.
  • Научно-методическая подготовленность процесса профилактики.
  • Взаимодействие семьи, школы и прочих социальных институтов.
  • Повышение квалификации педагогов, задействованных в работе с «трудными» детьми.

Как правило, понятия «трудный подросток» и «девиант» почти всегда идут рядом. Причем «трудным подростком» он считается не только потому, что с ним трудно, а и потому, что ему самому тоже трудно – трудно учиться, трудно общаться со взрослыми, трудно адаптироваться в социуме.

Меры профилактики девиантного поведения (по Шарыповой):

  • Оказание помощи семьям, имеющим доход ниже прожиточного минимума и не способным самостоятельно обеспечить детей всем необходимым для учебы и разностороннего развития. Информирование таких семей относительно законодательства в этой сфере и возможностей получения помощи на государственном и муниципальном уровне.
  • Помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими отклонениями, и расширение возможностей оказания такой помощи со стороны специализированных учреждений, центров медицинской и психологической адаптации, вовлечение в процесс родителей ребенка.
  • Просветительская работа с родителями, ненадлежащим образом выполняющими свои родительские обязанности, применение при необходимости мер принудительного характера. Например, лечение от алкоголизма.
  • Совершенствование деятельности образовательных учреждений и восстановление роли школы в деле воспитания детей, взаимодействия с семьей, повышение квалификационного и культурного уровня педагогов с тем, чтобы они могли успешно реализовывать воспитательные задачи.
  • Создание условий для трудоустройства несовершеннолетних, как не желающих или не способных продолжать учебу, так и стремящихся к ранней финансовой самостоятельности.
  • Доступность занятий спортом, творчеством, участия в культурных мероприятиях, интересных детям и подросткам с учетом их возраста и современной жизни.
  • Развитие службы социальной защиты и помощи семьям на местах.

Для успеха профилактики девиаций важна системность и соблюдение определенных принципов работы с такими детьми [О. Раздобарова, 2011].

Основные принципы профилактики девиаций:

  • Принцип предупреждения – раннее выявление «группы риска» и своевременный старт мероприятий по профилактике.
  • Принцип системности и последовательности мер воздействия.
  • Принцип взаимодействия учителей, школьного психолога, родителей (по возможности), врачей и социальных работников (при необходимости).

И, как мы уже писали выше, нужно выбрать адекватные меры и стратегии профилактики. На сегодняшний день существует несколько прикладных рекомендаций относительно наиболее часто встречающихся типов девиаций.

Профилактика девиаций у подростков возбудимого и злопамятного типа

Основной мерой воздействия на подростков возбудимого и злопамятного типа является беседа. В общении рекомендуется обращать их внимание на позитивные качества, которыми отличается данный тип личности. Это, в первую очередь, стремление к бережливости, аккуратности, хорошему здоровью [О. Раздобарова, 2011].

Следует пояснять, как эти качества могут способствовать их успеху и процветанию, как с их помощью получить уважение окружающих и хорошую работу в перспективе. Беседа в таком ключе может оказаться весьма эффективной, потому что эти ценности приоритетны для людей возбудимого типа.

Профилактика девиаций у подростков с неустойчивой психикой

Беседуя с подростками, обладающими недостаточно устойчивой нервной системой, нужно помнить, что им свойственно терять самообладание в конфликтных ситуациях, что со временем приводит к проблемам с законом. Таких тинейджеров следует ориентировать на избегание конфликтных ситуаций ввиду того, что держать себя в руках таким ребятам объективно трудно, а отвечать за правонарушения все равно придется [О. Раздобарова, 2011].

Если педагогическими методами не удается обуздать девиантное поведение, право педагога инициировать консультацию психотерапевта, который при необходимости назначит комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Возможно, ребенку объективно требуется медикаментозное печение, однако важно помнить, что такое заключение может делать только врач.

Профилактика девиаций у неустойчивых в поведении подростков

Тут первое и главное – это контроль за их учебой и прочей деятельностью. Беседы с такими ребятами малоэффективны, их почти невозможно в чем-либо переубедить, и остается лишь принуждать к соблюдению принятых в приличном обществе норм поведения [О. Раздобарова, 2011].

Единственный эффективный метод – это создание постоянной системы контроля за подростком. Только так можно добиться адекватного поведения. К слову, жесткие требования такими детьми воспринимаются с определенной долей спокойствия, поэтому риск «повредить психику» в данном случае минимальный.

Работа с подростками, отличающимися жаждой любой деятельности

Про таких детей обычно говорят, что у них «шило в пятой точке». Они часто становятся лидерами и организаторами, но не всегда хороших дел. Основная задача – использовать их энергию «в мирных целях» и перенаправить их активность на социально-полезные дела. Важно показать, что их полноценной самореализации поможет лишь полный отказ от противоправных действий [О. Раздобарова, 2011].

Следует учитывать, что чрезмерный эгоцентризм и жажда признания – частые черты характера таких деятельных подростков. Поэтому следует разъяснять, что жажду признания можно удовлетворить, занимаясь творчеством: пением, рисованием, танцами. Грубое давление в таких беседах мало помогает, а вот слегка преувеличить тяжесть наказания за плохое поведение вполне можно. Такие деятельные личности отнюдь не отличаются избыточной отвагой, так что страх наказания может оказаться весьма действенным.

Итак, мы рассмотрели девиантное поведение и вопросы, связанные с этим явлением. Если вам уже довелось столкнуться с людьми, которым свойственно негативное девиантное поведение, справиться с ситуацией вам помогут наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психическая саморегуляция». Мы, в свою очередь, желаем, чтобы на вашем жизненном пути встречались адекватные и приятные в общении люди, и предлагаем ответить на вопрос по теме материала:

Ключевые слова:1Коммуникации, 1Психорегуляция

9 типов девиантности в социологии (2023)

Изучение девиантности в социологии изучает действия или поведение, противоречащие установленным социальным нормам (Erikson, 1962; Goode, 2015). Это могут быть формальные правила, такие как законы, и неформальные ожидания, такие как обычаи и табу.

Типы девиантного поведения включают: 

  1. Контркультурное отклонение
  2. Формальное отклонение
  3. Неформальное отклонение
  4. Серийное отклонение
  5. Ситуационное отклонение
  6. Первичное отклонение
  7. Вторичное отклонение
  8. Третичное отклонение

В этой статье будут описаны типы девиантного поведения, признанные двумя теориями: (1) теория социального напряжения и (2) теория навешивания ярлыков.

  • Теория социального напряжения , разработанная Робертом Мертоном, предполагает, что люди могут проявлять девиантное поведение в результате напряжения или несоответствия между своими целями и средствами для достижения этих целей (Merton, 19).38). Эта теория предполагает, что когда люди не могут достичь своих целей обычными средствами, они могут обратиться к девиантному поведению.
  • Теория навешивания ярлыков , разработанная Говардом Беккером, предполагает, что девиантное поведение не присуще индивидууму, а является результатом реакции общества на действия индивида (Becker, 2008). Согласно этой теории, девиантное поведение определяется не самим поступком, а социальной реакцией на него.

Типы девиаций в теории социального напряжения

В теории социального напряжения различают четыре типа отклонений: серийное, ситуационное, формальное и неформальное.

О теории социального напряжения

Теория социального напряжения предполагает, что иерархические, несправедливые и исключающие социальные структуры могут побуждать людей совершать преступления.

Он основан на работах французского социолога Эмиля Дюркгейма, основателя функционализма.

Теория утверждает, что не все имеют равный доступ к средствам, необходимым для достижения личных целей. Это связано с неравным доступом к образованию, занятости и финансовым ресурсам, а также с другими проявлениями неравенства.

Когда люди не могут достичь своих целей с помощью обычных средств, они иногда прибегают к девиантному поведению, чтобы добиться этого.

Вот четыре типа отклонений в теории социального напряжения:

1. Контркультурное или субкультурное отклонение

Субкультурное девиантное поведение относится к девиантному поведению, совершаемому субкультурной группой.

Обычно контркультурных групп ведут себя таким образом, учитывая, что контркультуры определяются своим бунтом против норм доминирующей культуры.

Это может означать, например, контркультурную группу, которая решает заниматься публичным вандализмом (например, художники-граффити) или устраивают беспорядки после футбольных матчей.

Субкультурное отклонение может достигать точки, когда требуются специальные специальные группы для борьбы с общественным отклонением субкультуры, например, когда полиция явно преследует байкерские банды, чтобы разогнать их.

2. Серийное отклонение

Серийное отклонение относится к девиантному поведению, которое повторяется до такой степени, что девианта часто необходимо удалить из общества, чтобы предотвратить повторение.

Типичным примером является рецидивизм, который относится к случаям, когда люди, освобожденные из тюрьмы, снова оказываются в тюрьме после совершения другого преступления.

Конечно, есть способы предотвратить рецидив. Например, предоставление заключенным профессионального образования или обеспечение здоровых социальных связей вне дома может помочь им успешно реинтегрироваться в общество.

В гораздо менее интенсивной версии мы видим, что ребенка, который постоянно плохо себя ведет в классе, можно считать серийным девиантом.

3. Ситуационное отклонение

Ситуационное отклонение относится к поведению, которое можно считать девиантным только в определенной ситуации.

Например, поставить босые ноги на кофейный столик в гостиной совсем не кажется девиантным. Но если вы сделаете это в зале заседаний, вас, скорее всего, сочтут сумасшедшим. Ходить босиком на работе и бездельничать во время важной встречи — ситуационное отклонение.

Когда вы оказываетесь в новой культуре, ваше отсутствие культурной осведомленности и понимания культурных норм может привести к ситуациям, когда вы невольно становитесь ситуативным девиантом.

Например, вход в буддийский храм с открытыми коленями может показаться вам безобидным, но оскорбительным для традиционной тайской культуры.

4. Формальное отклонение

Формальное отклонение относится к девиантному поведению, которое также является нарушением правил или законов.

Если вы совершаете формальное отклонение, вы нарушаете либо правила учреждения, либо государственные законы, что может привести к серьезным неприятностям.

Например, человек, совершивший формальное отклонение от нормы в школьной среде, мог нарушить правила класса и, следовательно, подвергнуться наказанию, такому как задержание или дополнительная домашняя работа.

Точно так же во взрослом возрасте слишком быстрое вождение приведет к штрафу за превышение скорости; в то время как более серьезные нарушения могут привести вас к суду или даже в тюрьму.

5. Неформальное отклонение

Неформальное отклонение относится к нарушению социальных норм без нарушения кодифицированных законов или правил.

Это происходит, когда вы ведете себя нечувствительным к культурным традициям образом или таким образом, который может показаться шокирующим для представителей этой культуры. Например, это может быть просто случай, когда вы пересекли черту культурного табу.

Примеры могут включать грубость по отношению к официанту или отказ от чаевых за еду в Соединенных Штатах.

У вас не будет проблем с законом из-за вашего неформального отклонения, но вы можете быть осуждены или даже изгнаны окружающими людьми.

6. Положительное отклонение

Положительное отклонение — это человек, чье девиантное поведение оказывает положительное влияние на него самого или его общество.

Ярким примером этого является случай, когда человек или семья выбирает диету, отличную от диеты остального сообщества. Сообщество может счесть это ненормальным или даже неуместным. Но позже оказывается, что их диета оказывает положительное влияние и приводит к лучшим результатам.

Другой пример: кто-то бросает школу, чтобы заняться чем-то нестандартным, например, отправиться в путешествие или начать свой бизнес. Видно, что они совершают огромную ошибку, но через 5 лет мы видим, что они намного успешнее своих современников.

Ученые часто изучают положительные отклонения, чтобы увидеть, смогут ли они извлечь важные уроки, которые можно применить для других. Мы видим это, например, в биографиях таких успешных людей, как Марк Цукерберг.

Типы отклонений в теории навешивания ярлыков

В теории навешивания ярлыков различают три типа отклонений: первичное, вторичное и третичное.

О теории навешивания ярлыков

Теория навешивания ярлыков — это социологическая теория, разработанная Говардом Беккером (2008). Основная идея заключается в том, что людей навешивают на ярлыки девиантов, и этот процесс навешивания ярлыков подталкивает их к совершению девиантных действий.

Концепция состоит в том, что девиантность — это самоисполняющееся пророчество. Когда люди стереотипны, они опираются на этот стереотип.

Теория навешивания ярлыков, как и теория социального напряжения, восходит к работам французского социолога Эмиля Дюркгейма. Дюркгейм был первым, кто предположил, что навешивание ярлыка на кого-либо как на девианта служит цели контроля над его поведением и удовлетворения потребности в порядке (Durkheim, 2018).

Теория навешивания ярлыков может быть применена к нескольким типам девиантного поведения, но чаще всего обсуждаются первичные, вторичные и третичные девиации.

1. Первичное

Первичное отклонение относится к девиантному поведению, которое является первоначальным и обычно относительно незначительным нарушением социальной нормы. На этом этапе человек еще не был признан девиантным.

Этот тип девиантности является нормальной и временной частью социализации и не обязательно свидетельствует о долгосрочной модели девиантного поведения (Lemert, 1967). Например, дети младшего возраста часто нарушают социальные нормы как естественную часть своего развития, и это то, из чего они вырастут.

2. Вторичное

Вторичное отклонение относится к девиантному поведению, которое повторяется, подкрепляется и институционализируется в результате социальной реакции на первичное отклонение (Lemert, 1967).

К тому времени, когда мы достигаем вторичной девиантности, общество навешивает на человека ярлык «девиантного». Таким образом, этот тип отклонения может быть результатом процесса навешивания ярлыков и стигматизации.

Например, ребенок, которого заклеймили как «вора», после совершения единственного акта первичного отклонения (кражи игрушки) может начать проявлять более девиантное поведение, потому что он думает, что от него этого ожидают. Негативные стереотипы и стигматизация могут привести к более девиантному поведению.

3. Третичная

Третичная девиация обычно относится к стадии, на которой девиантное поведение институционализируется и интегрируется в личность человека.

Таким образом, этот тип отклонения может стать постоянным аспектом самооценки человека.

Человек может рассматривать свое поведение как нормальное и может испытывать трудности с пониманием того, почему другие считают его девиантным (Weitz, 1982).

Заключение

Девиантность может проявляться по-разному, например, в преступной деятельности, злоупотреблении психоактивными веществами и делинквентном поведении (Macionis & Gerber, 2010). Другие примеры девиантного поведения включают прогулы, вандализм и беспорядочное поведение. Существует множество способов различения различных типов девиантного поведения. Категории, предлагаемые теорией социального напряжения и теорией навешивания ярлыков, — это всего лишь две точки зрения из многих.

Ссылки

Agnew, R. (2014). Общая теория деформации. В G. Bruinsma & D. Weisburd (Eds.), Энциклопедия криминологии и уголовного правосудия (стр. 1892–1900). Спрингер. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-5690-2_218

Becker, HS (2008). Посторонние . Саймон и Шустер.

Коэн, А. К. (1965). Социология девиантного акта: теория аномии и не только. American Sociological Review , 30 (1), 5–14. https://doi.org/10.2307/2091770

Дюркгейм, Э. (2018). Самоубийство, исследование по социологии . Креативные Медиа Партнеры, ООО.

Эриксон, К. Т. (1962). Заметки по социологии девиантности. Социальные проблемы , 9 (4), 307–314. https://doi.org/10.2307/798544

Гуд, Э. (2015 г.). Социология девиантности. В The Handbook of Deviance (стр. 1–29). John Wiley & Sons, Ltd. https://doi.org/10.1002/9781118701386.ch2

Heckert, A., & Heckert, DM (2002). новая типология девиантности: объединение нормативного и реактивистского определений девиантности. Девиантное поведение , 23 (5), 449–479. https://doi.org/10.1080/016396202320265319

Лемерт, Э. М. (1967). Человеческие отклонения, социальные проблемы и социальный контроль . Прентис-Холл.

Macionis, JJ, & Gerber, LM (2010). Социология . Пирсон Образовательная Канада.

Мертон, РК (1938). Социальная структура и аномия. American Sociological Review , 3 (5), 672–682. https://doi.org/10.2307/2084686

Вайц, Р. (1982). От приспособления к бунту: третичное отклонение и радикальное переопределение лесбиянства.

Чжан, Дж. (2019). Деформационная теория самоубийства. Журнал тихоокеанской психологии , 13 , e27. https://doi.org/10.1017/prp.2019.19

Zhang, J., Wieczorek, WF, Conwell, Y., & Tu, XM (2011). Психологические напряжения и самоубийства среди молодежи в сельской местности Китая. Социальные науки и медицина , 72 (12), 2003–2010 гг. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2011.03.048

Тио Габуния (B.Arch, M.Arch)

Веб-сайт | + посты

Тио Габуния — академический писатель и архитектор из Тбилиси. Он изучал архитектуру, дизайн и городское планирование в Грузинском техническом университете и Лиссабонском университете. Он работал в этих областях в Грузии, Португалии и Франции. Большинство работ Тио посвящены философии. Другие работы включают архитектуру, социологию, городское планирование и экономику.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр образования Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Пройти курс написания эссе

Как показано в

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

Журнал eLearn

Просмотр сайта


Навыки академического письма

Поиск


College00 Советы по обучению4 Поиск


Тема Учебные пособия

Поиск


Поиск для учебных пособий

Лучшие руководства по академическому письму и обучению

Как написать введение, которое поразит вашего учителя

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по получению тех научных источников, которые вам нужны для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать сочинение, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий