Почему возникает школьная дезадаптация и что делать
Что это? Большое количество детей испытывает серьезные проблемы с приспособлением к учебному процессу, которые проявляются различным образом.
Почему возникает? Существует много причин возникновения подобного явления. Как правило, все их можно устранить и скорректировать. Однако закрывать глаза на проблему не стоит, ведь она оказывает негативное влияние на успеваемость детей, интересы и взаимоотношения с педагогами и сверстниками.
Оглавление:
- Что такое школьная дезадаптация
- Признаки школьной дезадаптации
- Причины школьной дезадаптации
- Виды школьной дезадаптации
- Последствия школьной дезадаптации
- Методы коррекции школьной дезадаптации
- Профилактика школьной дезадаптации
Что такое школьная дезадаптация
Дезадаптация школьника проявляется в нарушениях приспосабливаемости ребёнка к учебной среде. Что неизбежно приводит к снижению успеваемости ребёнка, появлению трудностей во взаимоотношениях с педагогами, одноклассниками, родителями.
Способствовать возникновению дезадаптации может целый ряд связанных между собой факторов. К ним относятся изменения в жизненной среде, наследственные особенности, проблемы со здоровьем, сложности коммуникативного характера.
Школьная дезадаптация может проявиться в кризисные моменты жизни ребёнка, например, переход из детского сада в школу или с одной ступени обучения на другую, переход в другую школу. Ребёнок в изменившихся условиях начинает отставать от своих собственных возможностей.
Признаки школьной дезадаптации
Педагоги, находящиеся в окружении ребёнка, должны насторожиться, если заметят в его поведении определённые изменения. О дезадаптации ученика может свидетельствовать следующее:
- ребёнок стал быстро утомляться
- он на уроках постоянно отвлекается, тем самым мешая окружающим, но не признаёт это за собой;
- возможно появление таких физиологических признаков, как головокружение, кровотечение из носа, припухлость век, синева под глазами, проблемы с пищеварением;
- ученик становится замкнутым, старается не привлекать к себе внимания, не общается с одноклассниками, проявляет грубость по отношению к взрослым людям;
- он категорически отказывается отвечать на уроках, так как не уверен в себе и боится попасть в неловкую ситуацию;
- часто пропускает школу, скрывая факты пропусков от родителей и при этом дома создавая видимость работы над домашним заданием;
- у него появляются повышенная конфликтность, раздражительность, агрессивность по отношению к окружающим его людям.
Причины школьной дезадаптации
Дезадаптация у ребёнка может проявиться как на фоне изменений в его социальном окружении (смена ступени обучения, школы, учителя, изменения в семье, перемена места жительства), так и по физиологическим причинам (наступление пубертатного возраста, ведущее как к физиологическим изменениям в организме, так и к изменению его социальной роли в окружении).
Важную роль в дезадаптации играет недостаточная мотивация к учебному процессу, которая может быть обусловлена наличием в семье старших детей со сформированным негативным отношением к школе.
Обычно внешние и внутренние причины нарушения процесса адаптации проявляются в комплексе:
- Ребёнок испытывает недостаток информации о грядущих изменениях в его жизни и теряется при их наступлении.
- У него есть пробелы в знаниях из-за пропусков занятий, в этом случае ему сложно успевать за общим темпом работы в коллективе одноклассников.
- Окружающие взрослые предъявляют к ребёнку высокие требования
- В семье ребёнок может находиться под постоянной родительской опекой, которая препятствует формированию у него способности к самостоятельному принятию решений, подавляет его волю. Что неизбежно затрудняет адаптацию к школьной жизни.
- У ребёнка не сформированы навыки самоконтроля. Он не научился распределять время между разными делами. В этом случае ему сложно привыкнуть к деятельности в школе по чёткому расписанию.
- Повышенная эмоциональность, впечатлительность, определённые страхи могут затруднить адаптацию к жизни в школьном коллективе.
- Если у ребёнка не развиты в соответствии с его возрастом внимание, память, то ему сложно адаптироваться к новым условиям.
Виды школьной дезадаптации
Школьная дезадаптация может проявляться следующим образом:
- Познавательная дезадаптация характеризуется тем, что ребёнок испытывает трудности при обучении по образовательным программам, соответствующим его способностям. Работоспособность у таких детей находится на среднем уровне.
- Эмоционально-оценочная дезадаптация связана с негативным отношением к процессу обучения в целом, и к урокам по конкретным предметам. У детей отмечается сниженный эмоциональный настрой, частичная расторможенность, тревожность, неуверенность.
- Поведенческая дезадаптация проявляется в агрессивном поведении ученика, отказе выполнять общепризнанные требования в школе, нежелание прислушиваться к рекомендациям педагогов.
- Соматическая дезадаптация отражается в проблемах с физическим развитием и здоровьем школьника. У ребёнка отмечаются частые головные боли, снижение аппетита, расстройства сна.
- Коммуникативная дезадаптация выражается в неумении устанавливать контакты
как с взрослыми людьми, так и со своими сверстниками.
Последствия школьной дезадаптации
Изучением дезадаптации занимался доктор медицинских наук, психиатр Каган В.Е. В результате своих исследований он пришёл к выводу, что в развитии школьной дезадаптации можно выделить три уровня.
Первый поведенческий уровень появляется на ранней стадии развития. Его характерными чертами является то, что в незнакомой ситуации у ребёнка появляются проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Настроение резко меняется, он становится раздражительным, плаксивым, быстро утомляется.
Желание посещать школу неустойчиво. На уроках очень медленно включается в работу, при этом старательно выполняет задание. Проблемы в поведении сразу исчезают, как только ребёнок оказывается в знакомой для него обстановке.
На втором психологическом этапе развития дезадаптации наблюдается усиление признаков предыдущей стадии, в поведении появляется агрессивность по отношению к окружающим, ребёнок замыкается в себе, не может сосредоточиться на выполнении задания, появляется бессонница, пропадает аппетит. Отношение к школе устойчиво негативное, на уроках не проявляет активности. Попытки взрослых решить проблемы путём наказаний, угроз и скандалов усугубляют ситуацию.
Дезадаптация переходит на следующий уровень своего развития – физиологический. Хронические неврозы приводят к нарушениям физического здоровья ребёнка. У него появляются головные боли, аномалии в пищевом поведении, нарушения в работе эндокринной системы, осложнения в сердечнососудистой системе. На фоне проблем со здоровьем усугубляется резко негативное отношение к школе.
Методы коррекции школьной дезадаптации
Помощь в преодолении такой ситуации школьнику должны оказывать родители и педагоги совместно, постоянно находясь в контакте и координируя свои действия. Это позволит ускорить процесс перехода ребёнка в нормальное адаптивное состояние и свести к минимуму вред от дезадаптации.
Необходимо усилить наблюдение за поведением ребёнка и в беседах выяснить его отношение к школе, педагогам, урокам, домашним заданиям.
Полученную информацию следует обсудить с учителями и к работе подключить педагога-психолога, который с помощью специальных методов и методик может установить школьную дезадаптацию и помочь её преодолеть. Школьный психолог и социальный педагог помогут ребёнку наладить отношения с одноклассниками и учителями, работающими в классе.
В процессе работы все участники должны руководствоваться системным подходом. Родители, педагоги и психологи должны действовать в одном направлении в стремлении решить проблему.
Родители должны осуществлять деликатный контроль над процессом усвоения ребёнком школьной программы, совместно с педагогом-психологом найти способы мотивации к учебной деятельности.
Педагоги в школе должны создавать для ученика ситуации успеха, чтобы пробудить в нём интерес к получению знаний.
В процессе преодоления школьной дезадаптации важно помнить о необходимости создания условий для качественного отдыха. Ребёнок должен иметь возможность переключиться с учёбы на другие виды деятельности.
Необходимо помочь найти ему увлечения, организовывать совместный семейный отдых на природе. Взрослые люди в окружении ребёнка должны создать среду, в которой он почувствует себя успешным и поверит в свои силы.
Профилактика школьной дезадаптации
Для того чтобы избежать развития дезадаптации, необходимо помочь ученику психологически адаптироваться к новым условиям.
Взрослые должны организовать процесс жизни на данном этапе так, чтобы ребёнок чувствовал себя максимально комфортно. Они должны активно интересоваться тем, что происходит в школе, внимательно выслушивать его рассказы и эмоционально сопереживать ему. Если ребёнок в семье чувствует любовь и понимание, то большинство его проблем уходит самостоятельно.
Вместе с тем родители и педагоги должны иметь чёткое представление об имеющемся уровне знаний и навыков, об уровне развития когнитивных способностей ученика. Чтобы, в случае необходимости, корректировать отставания в показателях готовности к новой ситуации.
В случае выявления негативного влияния родителей на школьника, необходимо оказывать психологическую помощь всем членам семьи. Родители должны помнить о том, что завышенные требования к сыну или дочке, которым они не могут соответствовать, способны лишить их веры в свои силы. Дружеские отношения в семье позволят вовремя заметить те трудности, которые ребёнок испытывает в школе, и вовремя оказать помощь.
Если отношения школьника с педагогами и одноклассниками носят конфликтный характер, школьное окружение накладывает на него негативный отпечаток, разумнее сменить школу. Возможно смена внешней обстановки поможет преодолеть негативное отношение к учёбе.
Для профилактики дезадаптации учеников в школе необходимо создавать классы компенсирующего обучения, в которых должны работать педагоги, владеющие методиками коррекционно-развивающего обучения, проводить консультации психологов с родителями, лектории, психолого-педагогические тренинги.
[banner_services]Наряду с психологической профилактикой школьной дезадаптации необходимо активно использовать и социальную. Задача социальной профилактики этого явления заключается в том, чтобы донести до учащихся и их родителей информацию о правовых, социально-экономических и других последствиях девиантного поведения, которое приводит к нарушениям адаптации в школе.
Очень важно особенно в подростковом возрасте доводить до сведения учащихся информацию об их правах и обязанностях.
Для преодоления дезадаптивного поведения или с целью его профилактики специалисты используют методики, которые нацелены на восстановление или корректировку морально-волевых качеств личности.
Чтобы предотвратить возникновение и развитие дезадаптации школьника, учителя, психологи, родители должны знать личностные качества ребёнка и выстраивать с ним общение с учётом его индивидуальных особенностей.
Материал основан на следующих источниках:
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Портал учителя РФ
- Всероссийский педагогический портал
- Министерство науки и высшего образования РФ
- Институт развития стратегии образования
- Воспитатели России
( голосов 2 )
Понравилась статья? Поделитесь:
Проблема предупреждения дезадаптации студентов в условиях обучения в педагогическом колледже — Учитель Российской школы
Зайцева Надежда Константиновна
Михайловский профессионально-педагогический колледж,
Адаптация является процессом, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды. Под адаптацией, в широком смысле, понимается особая форма отражения систем воздействий внутренней и внешней среды, заключающаяся в тенденции установления с ними динамического равновесия. В результате на основе индивидуального социального опыта происходит приобщение личности к определенным видам деятельности, которое происходит в данной специальной среде.
Адаптивность является способностью к приспособлению, у разных людей различна и отражает уровень как врождённых, так и приобретённых в жизни качеств человека. Отчасти адаптивность генетически обусловлена особенностью обмена веществ, различием биохимических реакций, способом реагирования на стрессовые воздействия. Многие учёные подчёркивают тесную зависимость адаптивности от состояния защитных сил организма в целом, от его биоэнергетического потенциала, от природных способностей человека, определяющих в самом широком смысле его обучаемость. Выявлена и безусловная зависимость адаптивных возможностей человека от особенностей функционирования его нервной системы, силы или слабости процессов возбуждения и торможения, их подвижности или инертности, их баланса.
Адаптированность личности может быть: внутренней, когда происходит перестройка ее функциональных структур, систем при определенном изменении среды ее жизнедеятельности. В таком случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация личности; внешней, поведенческой, приспособительной, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. Происходит так называемая инструментальная адаптация личности; смешанной, когда личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, а—частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», свою самостоятельность, «самость».
Полярным адаптации и, по существу, деструктивным является процесс дезадаптации личности. Сегодня достаточно широко употребляется в психолого-педагогической науке и практике понятие «дезадаптация». Это понятие определяет любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у человека в новых условиях. Дезадаптирующим можно называть такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые она вызывает.
Дезадаптация может иметь патологический и непатологический характер. В качестве примеров непатологической дезадаптации можно привести отклонения в поведении и переживаниях субъекта, связанные с недостаточной социализацией, социально-неприемлемыми установками личности, резкой сменой условий существования, разрывом значимых интерперсональных отношений и т.д. Исследования последних лет показывают, что конфликты, дезадаптационные состояния нередко являются истоком суицидального поведения человека. В одном случае конфликт является «последней каплей» и усугубляет дезадаптацию, переводя ее в суицидальную фазу; в другом — конфликт сам порождает процесс дезадаптации, смысловое содержание которого отличается неприятием субъективно непереносимой ситуации и при достаточно высокой степени обострения и значимости для личности противоречия дезадаптационные состояния могут провоцировать ее суицидальное поведение.
Среди признаков дезадаптации человека выделяют объективные и субъективные. К объективным относят: изменение поведения человека в социальной сфере, несоответствие его своим социальным функциям, патологическую трансформацию поведения. К субъективным относят: психоэмоциональные сдвиги — от негативно окрашенных переживаний до клинически выраженных психопатологических синдромов. К субъективным признакам можно отнести и состояние психологического «тупика». Это состояние, возникающее в результате долгого нахождения личности в конфликте (внешнем или внутреннем) и отсутствия необходимых адаптивных механизмов для выхода из этого состояния.
В психологической литературе А. А. Налчаджян выделяет следующие виды дезадаптированности личности:
временная дезадаптированность: нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности;
устойчивая ситуативная дезадаптированность личности: отсутствие у личности механизмов адаптации, наличие желания, но неумение адаптироваться. Это чаще всего происходит с людьми, находящимися в группе, но не принимаемыми ею. Следствием данного явления может быть «защитный комплекс, приводящий к иллюзорному восприятию своего места в группе»;
общая устойчивая дезадаптированность: состояние перманентной фрустрированности, активизирующее патологические защитные механизмы. Следствием многократного применения патологизированных защитных механизмов являются синдромы неврозов и психозов.
Поступление подростка в профессиональное учебное заведение — переломный период его социализации, оно несёт с собой серьёзные испытания его адаптационных возможностей. Практически ни у одного студента переход от школьного обучения к профессиональному не совершается плавно. Новый коллектив, новый режим, новая деятельность, новый характер взаимоотношений требуют от подростка новых форм поведения. Приспосабливаясь к новым условиям, организм человека мобилизует систему адаптационных реакций. Процесс адаптации студента к обучению в любом учебном заведение, как и к любому новому жизненному обстоятельству, проходит несколько фаз: ориентировочное, неустойчивое и относительно устойчивое приспособление.
Неустойчивое приспособление характерно для многих студентов. Предотвращение дезадаптации является задачей психологов, социальных педагогов и заместителей директоров по воспитательной работе. Изучение причин и динамики дезадаптации важно в том смысле, что ее результат (дезадаптированность) выступает альтернативой адаптированности. Выявление факторов дезадаптированности может способствовать их предотвращению. Проведённый нами анализ позволяет причислить к числу педагогических причин, отрицательно влияющих на адаптацию, такие как:
1. Несоответствие внутреннему распорядку учебного заведения и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям подростков. Это характеризуется повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью центральной нервной системы, склонностью к патологическим реакциям на чрезмерные нагрузки. У студентов первых курсов, у которых адаптация находится на низком уровне в силу указанных обстоятельств регистрируется неблагоприятная динамика работоспособности в течение учебного дня, учебной недели и учебного года. Заметно нарастание признаков неблагополучия в состоянии здоровья (жалобы на усталость, головную боль, плохой аппетит, нарушение сна и т.д.).
Преподаватели жалуются на поведение таких студентов на занятиях: они постоянно отвлекаются, не слушают объяснения, непоседливы. Всё это, как правило, относят к недисциплинированности, нежеланию учиться. А между тем, это лишь реакция на непосильные требования, способ защиты организма от переутомления, истощения.
2. Несоответствие темпа учебной работы возможностям студентов: они отстают от своих сверстников по темпу деятельности, на уроках в обычных группах не успевают осознать, понять объяснение. Когда же темп объяснения материала не соответствует возможности его осознать — процесс усвоения идёт с выпаданием ряда звеньев. В результате знание оказывается не усвоенным или усвоенным неправильно. Неизбежный в этом случае внутренний дискомфорт, вызванный ситуацией непонимания, затруднения, ошибок при выполнении заданий, травмирует подростков, усугубляя их нервно-психическую слабость, ведёт ко вторичным отклонениям и в самой деятельности — угасанию её активности, самостоятельности.
3. Преобладание отрицательной оценочной стимуляции. «Слабые» студенты в обычной группе по объективным причинам оказываются в наименее благоприятной ситуации: получают наибольшее количество замечаний, отрицательных оценок со стороны преподавателя. Это понятно — работают они медленнее, соображают хуже, ошибок делают больше. Убеждаясь в том, что старания, которые они первоначально прикладывают, чтобы заслужить одобрение, похвалу преподавателя, не дают результатов, что стать вровень с другими студентами им не по силам, они теряют надежду на успех. Повышенная тревожность, страх перед порицанием и плохой отметкой становятся постоянными спутниками, способствуя развитию и углублению болезненных реакций. Всё это становится тормозом на пути к овладению будущей профессии.
4. Конфликтные отношения в семье, возникающие на основе учебных неуспехов студентов. С поступлением абитуриента в профессиональное учебное заведение его состоятельность в статусе студента, обсуждение оценок и оценочных суждений преподавателя определяют характер общения подростка с родителями. Если он не оправдывает ожиданий родителей, и учебные успехи, поведение его в учебном заведении не соответствуют их притязаниям, характер семейных отношений претерпевает существенные изменения. Отрицательные оценки поведения и учебной деятельности со стороны преподавателя становятся источником конфликтов. Редки случаи, когда родители стараются помочь своему ребёнку преодолеть трудности, сгладить отрицательные впечатления, дискомфорт и неудовлетворённость от обучения. В подавляющем большинстве взрослые действуют прямо противоположно: применяют с молчаливого согласия преподавателя, различные формы порицания и наказания своего отпрыска: угрожают, отменяют обещанное, бранят, лишают встреч с друзьями.
Очень часто плохая успеваемость и плохое поведение студента-первокурсника становятся основой конфликтных отношений и между взрослыми членами семьи. Семейный разлад способствует постепенному отчуждению ребёнка от дома и родителей, становится дополнительным источником его травмирования, новых психических отклонений.
Факторы, влияющие, на адаптацию убеждают, что её источник это студенческая среда, те требования, которые она предъявляет к студенту, не способному без ущерба для себя на них ответить.
Для успешной адаптации студентов в профессиональном учебном заведение нужна своевременная педагогическая помощь. Она будет выражаться в следующем:
• Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков дезадаптации студентов. Единая программа и методики педагогического диагностирования предпосылок и признаков дезадаптации в начале учебного года и в процессе обучения, предназначенная для использования классными руководителями, родителями и преподавателями. Педагогическая диагностика является необходимой составной частью, которая позволит обеспечить междисциплинарный, многоуровневый подход к изучению студента.
• Создание в образовательных учреждение для «слабых» студентов педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Осуществление коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для студентов с высоким, средним и низким уровнем адаптации. На организационно-педагогическом уровне такими формами стали внутригрупповая дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со специалистами (психологом, социальным педагогом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития в общественно значимых дефицитных функций студентов.
• Применение здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности.
• Обсуждение и понимание основных теоретических положений адаптации студентов в педагогическом процессе педагогического колледжа.
• Коллективная разработка и внедрение общих и индивидуальных программ адаптации студентов-первокурсников, включающих создание организационных, психолого-педагогических условий успешной их реализации.
• Определение критериев и способов отслеживания достижения эффективности общих и индивидуальных программ проведения адаптационного периода.
• Организация деятельности участников (преподавателей, кураторов, старшекурсников, психолога, социального педагога и др. ) по реализации общей программы адаптационного периода, проведению ключевых мероприятий.
• Подготовка творческой группы из числа студентов старших курсов (студенческий совет самоуправления) для проведения адаптационного периода.
• Разработка графика посещения руководителями педагогического колледжа и предметно-цикловых комиссий учебных занятий и внеклассных мероприятий с целью оценки результативности проведения адаптационного периода.
• Разработка сценария и проведение общего и групповых родительских собраний студентов первого курса.
• Оценка эффективности деятельности педагогического коллектива по выполнению программы и анализ достигнутых результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание у студентов высокой требовательности к себе, жизненной потребности трудиться, желание и умение работать творчески, желание пополнять и совершенствовать свои знания, умение вести здоровый образ жизни и заботиться о своем здоровье — важнейшие задачи учебного педагогического колледжа.
Литература:
1.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.
2. Морева Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления // Воспитание школьников. — № 5 -2008, с. 31-35.
3. Сапрыгина Н. Социально-психологическое сопровождение подростков с дезодаптацией в условиях открытой сменной школы // Социальная педагогика ,-№ 1 2008, с. 57-62.
4. Журавлева Н.О. Некоторые функции наставника в процессе адаптации начинающего учителя к профессиональной деятельности // Педагогическое образование и наука. — № 1, 2007, с. 28-29.
5. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Дезадаптация в эволюционной психологии | Psychology Today
Я только что опубликовал статью для готовящейся к выходу Энциклопедии эволюционной психологической науки (под редакцией мужа и жены Тодда и Вивианы Уикс-Шакелфорд) под названием Гипотеза неадаптивного побочного продукта . Вот введение в серию энциклопедий, очень большую и амбициозную. А вот и сама запись целиком, для тех, у кого есть к ней доступ. (А для тех, кто не может, пожалуйста, напишите мне, и я поделюсь им с вами.)
Дезадаптация — интересное явление. Как я определяю это в этом эссе:
В эволюционной психологии теория неадаптивности утверждает, что некоторые виды человеческого поведения являются результатом прошлых сил отбора, которые больше не действуют, обычно из-за изменений в физической и социальной среде, что приводит к поведению, которое больше не полезны для фитнеса.
На самом деле это не так уж и сложно. Наша психология — то есть то, как наш мозг воспринимает мир, в котором мы живем, как он вычисляет все входные данные, которые бомбардируют нас, как он выполняет программы, когда мы принимаем решения, медленно формировалась в течение миллионов лет. Вот почему у нас такие поразительно схожие мотивы и эмоции, как и у других животных. (Это сходство является предметом моей первой книги. )
В то же время, хотя глубинные инстинкты, мотивы и эмоции могут быть укоренены и подвергаться длительному отбору, наши точные поведения гораздо труднее связать с эволюцией. Это даже отчасти относится к другим социальным млекопитающим, но у людей культурная эволюция так сильно и так долго преобладала над биологической эволюцией, что отпечатки пальцев естественного отбора чрезвычайно размыты. Эволюционные объяснения поведения весьма двусмысленны.
Источник: Служба национальных парков, общественное достояние
За последние 50 000 лет, и особенно за последние 15 000 лет, почти все в нашей окружающей среде резко изменилось. Подумайте о том, насколько наша повседневная жизнь отличается от жизни наших предков несколько сотен лет назад. А теперь подумайте, насколько отличались наши предки от несколько тысяч лет назад. А как насчет десятков тысяч лет назад, до изобретения земледелия и появления поселений.
Хотя это длинная дуга в истории человечества, с точки зрения эволюции это мгновение ока. За это короткое время произошло очень мало генетической эволюции. По большей части мы теперь ориентируемся в нашем очень современном мире с мозгом и телом, которые были созданы для совершенно другого существования. Следует ожидать дезадаптации.
Дезадаптация в наших телах часто упоминается как «эволюционное несоответствие», и об этом явлении было открыто и написано много. Если вы хотите узнать больше, я настоятельно рекомендую книгу Дэна Либермана «История человеческого тела », и в настоящее время я читаю (и люблю) книгу Вибарра Креган-Рейда «Изменение приматов ». Но эволюционная психология — это совсем другой зверь. Выявить дезадаптацию в нашем теле достаточно сложно, но еще труднее проанализировать наш разум и наше поведение. Снова цитата из моего эссе:
Как ни трудно применять адаптивные и неадекватные интерпретации к вопросам анатомии и физиологии, это невероятно сложно со сложным поведением. Нынешнюю телеологию поведения достаточно сложно оценить самостоятельно, особенно в межкультурном контексте, а филогенетический анализ еще труднее. Действительно, существенная разница в поведении людей и их нынешних родственников ставит под сомнение многие филогенетические анализы в рамках эволюционной психологии человека.
Тем не менее науку никогда не отговаривали от изучения чего-либо только потому, что это сложно. Эволюционная психология — это дисциплина, чреватая проблемами и противоречиями, но большинство дисциплин так и есть. Если бы ответы были простыми или очевидными, они бы уже были у нас. Наука занимается разработкой творческих средств для решения сложных проблем, зная, что все обнаруженные знания являются предварительными, и последнее слово не остается за кем-либо. Процесс самокорректируется, даже если он занимает больше времени, чем хотелось бы.
Источник: Stadtpflaenzchen/WikiCommons
Вернемся к дезадаптации в эволюционной психологии. В своем анализе я рассматриваю три возможных неадаптивных поведения: самоубийство, убийство чести и усыновление. Каждый из них представляет собой своего рода загадку, если мы пытаемся понять поведение как простую адаптацию (которой мы в любом случае не должны). Изучая этологию такого поведения, мы можем лучше понять его.
Надежда, конечно же, при анализе человеческого поведения состоит в том, чтобы выявить способы, которыми человечество может извлечь выгоду из полученного нами понимания. Понимание триггеров в нашей психике, которые подталкивают нас к определенным действиям или моделям поведения, может быть чрезвычайно полезным для ослабления или усиления этих триггеров. Наши эволюционно укоренившиеся инстинкты очень расплывчаты и формируются как поведение только в контексте окружающей среды, которая сильно их формирует. Существует множество «рычагов», за которые общество может воздействовать, чтобы повлиять на наше поведение. Вся система уголовного правосудия основана на этой идее, но последствия выходят далеко за рамки преступления и наказания и касаются вопросов личного счастья, психического здоровья, стабильных и процветающих семей и развития нашего уникального потенциала.
Я возлагаю большие надежды на будущее эволюционной психологии, и поэтому для меня большая честь быть приглашенным внести свой вклад в этот новый проект энциклопедии.
Сексуально неадекватное поведение, причины и следствия
Не все испытывают сексуально неадекватное поведение одинаково. Понимание признаков, симптомов и последствий сексуально неадекватного поведения является важным шагом на пути к выздоровлению вашего ребенка.
Понимание сексуально дезадаптивного поведения
Изучение сексуально дезадаптивного поведения
Для детей совершенно нормально заниматься сексуальными исследованиями в раннем возрасте, однако некоторые виды сексуального поведения могут указывать на наличие большего, чем просто невинное любопытство. В некоторых случаях такое неадекватное поведение, называемое сексуально неадекватным поведением, представляет риск для безопасности и благополучия ребенка или окружающих его людей. Эти проблемы с сексуальным поведением выходят за рамки текущей стадии развития ребенка, связаны с угрозами или агрессией, а также с ненадлежащим или вредным использованием частей тела для половых контактов. Кроме того, дети и подростки, у которых проявляются проблемы с сексуальным поведением, часто склонны продолжать вести себя так же, несмотря на то, что им говорят прекратить. Хотя сексуально дезадаптивное поведение может вызвать большие потрясения в жизни ребенка или подростка, существует несколько доступных вариантов лечения , которые могут помочь этим молодым людям научиться демонстрировать более здоровое поведение.
Причины и факторы риска
Причины и факторы риска неадекватного сексуального поведения
Существует ряд различных причин, по которым дети и подростки могут начать проявлять сексуальное поведение, не соответствующее их возрасту. Эксперты считают, что это имеет мало общего с сексуальным удовольствием и больше связано с различными факторами окружающей среды, с которыми человек сталкивается ежедневно. Рассмотрим следующее объяснение:
Окружающая среда: Существует ряд различных факторов окружающей среды, которые могут привести к тому, что ребенок или подросток начнет заниматься сексуально дезадаптивным поведением. Например, травматический опыт, насилие в семье, неадекватные правила личной жизни в доме или отсутствие родительского надзора. Также важно отметить, что много раз дети и подростки, демонстрирующие этот тип неподобающего поведения, часто становились жертвами сексуального насилия.
Факторы риска:
- Жертва физического насилия и/или пренебрежения
- Плохое управление импульсами
- Беспокойство
- Нестабильная домашняя среда
- Множественное размещение в приемных семьях
- Научившись мастурбировать как способ самоуспокоения
- Видеть, как другие подвергаются сексуальному насилию
Признаки и симптомы
Признаки и симптомы сексуально неадекватного поведения
Существует ряд различных признаков и симптомов, которые могут проявляться у ребенка или подростка и которые указывают на возможное сексуально неадекватное поведение. Если эти признаки или симптомы присутствуют у вашего ребенка или подростка, важно как можно скорее обратиться за лечением к лицензированному специалисту в области психического здоровья. Некоторые из признаков, на которые следует обратить особое внимание, включают в себя:
- Отсутствие соответствующих возрасту социальных навыков
- Игнорирование правил или указаний авторитетных фигур
- Нанесение увечий гениталиям
- Трение тела о других или предметах
- Несоответствующее поведение при использовании туалета
- Прикосновение к гениталиям животных
- Склонность действовать раньше, чем они думают
- Проблемы с дружбой
- Попытки ввести свой язык в рот другого во время поцелуя
- Неподобающее прикосновение к другим детям или взрослым
- Проявление чрезмерного любопытства к телам других
- Введение предметов в собственные гениталии или задний проход
- Демонстрация собственных гениталий на публике
- Сокрытие порнографии
- Необоснованные вспышки агрессии
- Неуместные жесты сексуального характера
- Подстрекательство к половым актам с другими детьми или взрослыми
Поведенческие симптомы:
- Ношение рубашки с длинными рукавами и длинных брюк для сокрытия ран
- Отказ от участия в деятельности, которая когда-то нравилась
- Прогулы в школе
- Намеренное причинение себе боли
- Рвать волосы
- Хранение/сокрытие инструментов для членовредительства
- Участие в рискованном поведении
Физические симптомы:
- Синяки
- Шрамы
- Сломанные кости
- Медленно заживающие раны
- Участки отсутствующих волос
- Царапины
- Порезы
- Царапины
- Ожоги на коже
Когнитивные симптомы:
- Плохой контроль импульсов
- Плохая концентрация
- Проблемы с памятью
- Диссоциация
- Дереализация (ощущение оторванности от своего окружения)
- Деперсонализация (ощущение вне тела)
Психосоциальные симптомы:
- Депрессивное настроение
- Чувство безнадежности
- нестабильное настроение
- Периоды эмоциональной отстраненности
- Агитация
- Раздражительность
- Суицидальные мысли
- Чувство одиночества
- Чувство стыда
- Чувство беспомощности
- Чувство вины
- Повышенная тревожность
- Низкая самооценка
Последствия
Последствия сексуально неадекватного поведения
Наличие сексуально неадекватного поведения может вызвать развитие ряда негативных долгосрочных последствий в жизни ребенка или подростка, если они не будут должным образом скорректированы.