Дезадаптивное поведение: Дезадаптивное поведение — Социология: учебное пособие

Содержание

Дезадаптивное поведение у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Возможные причины и подходы к коррекции

Автор: Филиппова Екатерина Владимировна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 09.06.2020 2020-06-09

Статья просмотрена: 792 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 7 (pdf)

Библиографическое описание:

Филиппова, Е. В. Дезадаптивное поведение у дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Возможные причины и подходы к коррекции / Е. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 570-573. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71415/ (дата обращения: 27.06.2023).



Дезадаптивное поведение наблюдается у 90 % детей с РАС и препятствует их социальной адаптации и успешному обучению. Существует предположение, что это нежелательное поведение может возникать вследствие сенсорной перегрузки ребёнка. В настоящее время появилась возможность объективной оценки сенсорных нарушений с помощью специально разработанных опросников. Настоящее исследование посвящено выявлению связи дезадаптивного поведения с особенностями сенсорного профиля детей. С этой целью с помощью общепризнанных психологических методов (тест Вайнленда, опросник сенсорного профиля SEC 3.0, социально-коммуникативный опросник -SCQ) были обследованы 20 дошкольников с РАС в возрасте от 6 до 7,5 лет.

У 85 % детей балл по опроснику SCQ превышал 15, что говорит о принадлежности испытуемых к категории РАС. Отмечена умеренная степень выраженности сенсорных нарушений с преобладанием «сенсорного поиска», «гиперчувствительности», а также «сверхчувствительности». Выявлен низкий уровень адаптации по Шкале адаптивного поведения Вайнленд с мягким и умеренным дефицитом. Уровень дезадаптации соответствовал «среднему» и «значительному» уровням. С помощью корреляционного анализа была продемонстрирована достоверная положительная связь между дезадаптивным поведением и нарушениями сенсорного профиля. В группе испытуемых с более значительными проявлениями дезадаптивного поведения на протяжении 3,5 месяцев велись коррекционные занятия с использованием комплекса сенсорных игр, разработанных автором. В среднем дошкольники получали по 5 часов в неделю, каждый ребёнок за этот период получил не менее 80 занятий. В результате коррекционных занятий отмечалось снижение проявлений нежелательного поведения детей, появилась тенденция к снижению «гиперчувствительности» и «поиска сенсорных ощущений».

Т.о. у детей дошкольного возраста с РАС с низким уровнем адаптивных навыков и средним уровнем дезадаптации удалось показать связь дезадаптивного поведения с отдельными параметрами сенсорных нарушений. Коррекционная работа, направленная на смягчение сенсорных нарушений, позволила улучшить поведение дошкольников с РАС.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, сенсорный профиль, дезадаптивное поведение, коррекционные занятия.

Введение.

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой широкий круг расстройств, сопряжённых с дезадаптивным поведением, характеризующихся качественными аномалиями социального взаимодействия, нарушениями вербальной и невербальной коммуникации, стереотипными паттернами поведения, активности и интересов. Проблеме нарушений сенсорной обработки и восприятия уделяли внимание отечественные и зарубежные исследователи, такие как Kanner L. [8], Escalona S.

K. [4],Wing L [11], Leekam [8], Богдашина [1] и другие. Сенсорные нарушения в настоящее время признаются диагностическими критериями при расстройствах аутистического спектра (РАС), о чём сообщалось в последнем издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-V) [7]. Около 80 % людей с РАС имеют особые сенсорные переживания, описанные как гипер- и гипореактивность с очень частыми аномальными реакциями на тактильную стимуляцию [6]. В набор диагностических критериев РАС также включены стереотипные повторяющие формы поведения. К этой категории критериев диагностики РАС относятся: повторяющиеся движения, ритуалы поведения, необычные и ограниченные интересы и увлечения. Предположительной причиной дезадаптивного поведения нарушение обработки сенсорной информации, что приводит к трудностям адаптации ребёнка в группе и неэффективному образовательно-воспитательному процессу. Дезадаптивное поведение проявляется в социально неприемлемых формах поведения, таких как агрессия, самоагрессия, стереотипии, ритуалы, вспышки гнева, импульсивное поведение.
[6] Коррекция такого поведения становится приоритетной задачей педагогов, сопровождающих ребёнка в образовательном процессе и должна опираться на понимание причин, его вызывающих [3].

Испытуемые ибаза исследования. В настоящей работе представлены материалы проведённого исследования, в котором приняли участие 20 дошкольников с РАС в возрасте от 6 до 7,5 лет. Исследование проводилось на базе двух учреждений г. Москвы: Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС и «Школы «Покровский квартал».

Методы психологического исследования:

1) Социально-коммуникативный скрининговый опросник SCQ [2]. Выявляет принадлежность детей к категории РАС и выраженность аутистических проявлений. Опросник заполняли родители дошкольников;

2) Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, разработанная Е. А. Стребелевой [4] использовалась для выявления уровня познавательного развития детей,

3) Шкалы адаптивного поведения Вайнленд (VABS) позволили оценить адаптивные навыки и уровень дезадаптации детей.

4) Sensory Experience Questionnaire (SEQ 3.0), или опросник по сенсорному опыту — позволил оценить особенности сенсорного профиля детей.

5) Результаты обрабатывались при помощи методов статистики — критерия Манна-Уитни и корреляции Спирмена.

Результаты исследования.

1) Исследование спомощью социально-коммуникативного опросника SCQ показало, что у 85 % детей значения суммарного балла превышали пороговое значение (от 15 баллов и выше), что подтверждает у них наличие РАС. Средний балл выраженности аутистических проявлений по группе составил 21, 9 балла.

2) Психолого–педагогическое обследование по методике Е. А. Стребелевой показало, что 50 % детей имеют лёгкое недоразвитие, а остальные 50 % достаточное развитие познавательной сферы. Средний балл по группе составил 29,4 балла, что соответствует лёгкому недоразвитию познавательной сферы. При выполнении познавательных задач дети в основном применяют практическую ориентировку, у этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, некоторые задания они выполняют только после диагностического обучения, принимают помощь.

В отличие от этих детей, у детей с достаточным уровнем познавательного развития отмечается практический интерес к выполнению заданий, они в основном используют зрительную ориентировку, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности.

3) Исследования особенностей сенсорного профиля детей, при помощи опросника SEQ выявили преобладание у детей «сенсорного поиска» и «гиперчувствительности» в модальностях двигательной активности, тактильной и синтезе сенсорных ощущений. Общий балл по группе составил 206, 9 балла, что соответствует умеренной степени выраженности сенсорных нарушений. А выраженность паттернов реагирования варьировалась в пределах средней и значительной степени. Степень сенсорных нарушений у детей в 60 % относилась к «умеренной», а у 40 % детей отмечалась «мягкая» и «выраженная» степени. Результаты по паттернам реагирования по всем испытуемым представлены в таблице 1. Гиперчувствительность и гипочувствительность соответствуют низкому уровню, а поиск ощущений и сверхчувствительность среднему.

Таблица 1

Результаты впаттернах реагирования по группе

Паттерны реагирования иобщий балл

Средний балл

Стандартное отклонение

Гиперчувствительность

72,3

13, 6

Гипочувствительность

30,4

7, 93

Поиск сенсорных ощущений

74,95

17, 44

Сверхчувствительность

28,9

7, 31

Общий балл

206,65

32,12

4) Оценка адаптивных навыков Шкала адаптивного поведения Вайнленд. позволила оценить адаптивные навыки в сфере коммуникации, повседневных житейских навыков, социализации и моторных навыков, а также оценить уровень дезадаптивного поведения. Общий уровень адаптивного поведения по всем субшкалам оценивается в баллах и, в зависимости от набранных баллов, характеризуется как: высокий от 131 до 160 балла; умеренно высокий — от 116 до 130 балла; нормативный (адекватный) — от 85 до 115 балла; умеренно низкий — от 70 до 84 балла; низкий — от 20 до 69 балла. У 90 % выявлена «низкая» степень адаптации детей, относящаяся к мягкому и умеренному дефициту. А уровень проявлений дезадаптивного поведения варьировался от «незначительного» (от 0 до 12 баллов), до «значительного» (от 26 до 72 баллов). 55 % детей относились к «среднему» (от 13 до 25 баллов) уровню. У таких детей дезадаптивное поведение проявляется время от времени, и его проявления не так интенсивны, как при значительном уровне. В таблице 2 представлены суммарные результаты всех детей.

Таблица 2.

Результаты Шкалы адаптивного поведения Вайнленд всех участников исследования

Шкалы исубшкалы

Средний балл

Стандартное отклонение

Коммуникация

63

16,84

Повседневные житейские навыки

57,5

12,36

Социализация

59,5

10,6

Адаптация

55,6

10,15

Дезадаптивное поведение

20,1

9, 23

Общий балл

185,9

38,8

5) Результаты корреляционного анализа

Был проведён анализ корреляционных связей между шкалами теста адаптивного поведения Вайнленд и теста SEQ. Для анализа данных был использован критерий корреляции Спирмена. Была найдена достоверная положительная связь между дезадаптивным поведением и нарушениями сенсорного профиля. Так, достоверная (Значение корреляции 0.048 при уровне значимости p ≤ 0,05) прямая связь наблюдалась между гиперчувствительностью и уровнем дезадаптации. Т.о. полученные результаты подтвердили наше предположение о том, причиной дезадаптивного поведения у детей с РАС могут быть сенсорные нарушения. Это стало отправной точкой для разработки нашей программы коррекции нарушений сенсорного профиля и дезадаптивного поведения

Коррекционная программа. Автором была разработана программа коррекционной работы, включающая сенсорные игры, которые проводились как индивидуально, так и с подгруппой детей. Игры для подгруппы детей отбирались с условием схожести нарушений у детей, так, например у одной группы детей наблюдалась зрительная и осязательная гипочувствительность, у других детей гиперчувствительность и поиск ощущений по всем модальностям. Коррекционная работа длилась на протяжении 3,5 месяцев, в среднем каждый ребёнок получил не менее 80 коррекционных занятий, по 5 часов в неделю. После коррекционных мероприятий повторное обследование сенсорного профиля (SEQ) и дезадаптивного поведения (Шкала адаптивного поведения Вайнленд) детей, выявило тенденцию к снижению частоты и интенсивности нежелательного поведения. Дети научились выражать свои желания получения сенсорных ощущений, и при потребности этих ощущений просили поиграть с ними в игру. На занятиях заметно снизилась тревожность детей, улучшились навыки взаимодействия между детьми, и при взаимодействии со специалистами.

Заключение. У детей с РАС с низким уровнем адаптивных навыков выявлены специфические нарушения сенсорного восприятия и переработки сенсорной информации, которые наблюдались во всех сенсорных модальностях. Корреляционный анализ позволил нам сделать заключение о связи сенсорных нарушений с дезадаптивным поведением у дошкольников. Интенсивная и длительная коррекционная работа с использование сенсорных игр снизила частоту и интенсивность нежелательного поведения.

Литература:

  1. Богдашина О. Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему//Сибирский вестник специального образования. 2012.№ 2.
  2. Опросник сенсорного восприятия версия 3.0. Sensory / Experiencies Questionnaire 3.0 Перевод на русский язык, предварительная версия. Варламов А. А. 2019.
  3. Особенности социальной адаптации у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (рас) различной этиологии У. А., Тюшкевич С. А., Данилина К. К., Давыдова Е. Ю., Горбачевская Н. Л. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–2. С. 222.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
  5. Ребер М. Расстройства аутистического спектра. Научные подходы к терапии / Пер. с англ. — М.: Издательский дом БИНОМ, 2017. — 424с.
  6. Смит Т. Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015. 355 с.
  7. Darrel A. Regier, William E. Narrow, Emily A. Kuhl and David J. Kupfer (eds): The Conceptual Evolution of DSM-5 American Psychiatric Publishing, Inc, Arlington, VA, 2010, 359 p.
  8. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact. Nervous Child, 1943, 2, 217–250.
  9. Leekam SR, Nieto C, Libby SJ et al. Describing the sensory abnormalities of children and adults with autism // J Autism Dev Disord. 2007. № 37 (5). P. 894–910.
  10. Rutter et el.SCQ. Социально-коммуникативный опросник [Текст]: руководство / Майкл Раттер, Энтони Бэйли, Кэтрин Лорд; [русское изд. подгот.: А. Моховиков и др.]. — [Б. м.]: Organizzazioni Speciali: Giunti O. S., 2013. — 40 с.: табл.; 29 см.; ISBN 978–5–89357–320–6.
  11. Wing L, Leekam L, Libby S et al. The diagnostic interview for social and communication disorders: background, inter-rater reliability and clinical use // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2002. Vol. 43(3). P. 307–325.

Основные термины (генерируются автоматически): SCQ, SEQ, адаптивное поведение, поведение, ребенок, балл, сенсорный профиль, нарушение, РАСА, коррекционная работа.

Ключевые слова

расстройства аутистического спектра, дезадаптивное поведение, сенсорный профиль, коррекционные занятия

расстройства аутистического спектра, сенсорный профиль, дезадаптивное поведение, коррекционные занятия

Похожие статьи

Коррекция

нарушений поведения у детей с расстройствами. ..

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это спектр психологических характеристик

При первом знакомстве с ребенком были отмечены следующие особенности поведения

Поэтому одной из задач коррекционной работы стала задача по коррекции нарушений поведения.

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами

Подкрепляем желаемое поведение ребенка с помощью значимых для него стимулов и похвалы.

В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему

Модель такого сопровождения детей с РАС совершенствуется, уточняется и…

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников.

..

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами… Эти нарушения приводят к социальной дезадаптации, к деформации основных. Поэтому одной из задач коррекционной работы стала задача по коррекции нарушений поведения. Много информации о раннем…

Развитие коммуникативных умений у

детей с расстройствами

Расстройства аутистического спектра (РАС) — спектр нарушений развития, при которых отмечаются нарушения социально-коммуникативных умений

Здесь взрослый становится примером поведения, своеобразным эталоном, в то время как ребенок учится самостоятельно…

Проблема изучения речи

детей с расстройствами аутистического. ..

Следует отметить парадоксальность поведения детей с РАС. Им свойственно отсутствие реакции на внешние воздействия, общая отгороженность, при этом, противоречивость в восприятии окружающего, особая ранимость при контакте с окружающей средой.

Графическое обоснование

адаптивной физической культуры как…

Выявлены особенности поведения ребенка с РАС во время двигательной активности, и

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры

Для комплексной работы на занятиях адаптивной физической культуры необходимо понимать…

Формирование коммуникативных навыков у

детей

Коммуникация— процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Коммуникация — это…

Инновационные формы и приёмы

работы с дошкольниками…

Основой работы с ребёнком с РАС является применение элементов методики Ава-терапии, которая позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка с РАС и изменить его, модифицировать. Суть методики заключается в том, что любое поведение

Использование интерактивной папки для развития высших…

‒ обучение ребенка более сложным формам поведения

Коррекционная работа по сенсорному развитию проблемных детей проводится во всех видах детской

адаптивная физическая культура, ребенок, РАСА, занятие, навык, аутичный ребенок, коррекционная. ..

Похожие статьи

Коррекция

нарушений поведения у детей с расстройствами

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это спектр психологических характеристик

При первом знакомстве с ребенком были отмечены следующие особенности поведения

Поэтому одной из задач коррекционной работы стала задача по коррекции нарушений поведения.

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами

Подкрепляем желаемое поведение ребенка с помощью значимых для него стимулов и похвалы.

В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему

Модель такого сопровождения детей с РАС совершенствуется, уточняется и. ..

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников…

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами… Эти нарушения приводят к социальной дезадаптации, к деформации основных. Поэтому одной из задач коррекционной работы стала задача по коррекции нарушений поведения. Много информации о раннем…

Развитие коммуникативных умений у

детей с расстройствами

Расстройства аутистического спектра (РАС) — спектр нарушений развития, при которых отмечаются нарушения социально-коммуникативных умений

Здесь взрослый становится примером поведения, своеобразным эталоном, в то время как ребенок учится самостоятельно. ..

Проблема изучения речи

детей с расстройствами аутистического…

Следует отметить парадоксальность поведения детей с РАС. Им свойственно отсутствие реакции на внешние воздействия, общая отгороженность, при этом, противоречивость в восприятии окружающего, особая ранимость при контакте с окружающей средой.

Графическое обоснование

адаптивной физической культуры как…

Выявлены особенности поведения ребенка с РАС во время двигательной активности, и

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры

Для комплексной работы на занятиях адаптивной физической культуры необходимо понимать…

Формирование коммуникативных навыков у

детей. ..

Коммуникация— процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.Коммуникация — это…

Инновационные формы и приёмы

работы с дошкольниками…

Основой работы с ребёнком с РАС является применение элементов методики Ава-терапии, которая позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка с РАС и изменить его, модифицировать. Суть методики заключается в том, что любое поведение

Использование интерактивной папки для развития высших…

‒ обучение ребенка более сложным формам поведения

Коррекционная работа по сенсорному развитию проблемных детей проводится во всех видах детской

адаптивная физическая культура, ребенок, РАСА, занятие, навык, аутичный ребенок, коррекционная. ..

Дезадаптивное поведение. Или мой ребенок не такой как все…

Дезадаптивное поведение — это очень широкое понятие и трактуется как нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях.

Дезадаптация — это не только нарушенное поведение, она затрагивает все сферы жизни ребенка: поведение, эмоционально-волевую сферу и физиологию подростка.

Причин очень много, и важно понимать, что действуют они только в совокупности. Это сочетание личностного фактора и социального.

Личностный фактор: определенный склад личности, который легко подвергается стрессовым факторам неустойчивая психика, сопровождающаяся импульсивностью и возбудимостью это ребенок со слабым типом высшей нервной деятельности наследственная отягощенность Средовые факторы: неблагоприятная обстановка в семье, утрата одного из родителей, близкого члена семьи, развод отсутствие взаимопонимания со сверстниками, буллинг и кибербуллинг дезадаптирующее влияние значимого взрослого (родитель, учитель) К средовым факторам можно отнести множество причин, но важно понять, что если не будет сочетания с личностным фактором, то привести подростка к дезадаптивному поведению будет крайне сложно зыку.

Форм проявления дезадаптивного поведения очень много. И у детей, в отличие от взрослых, дезадаптивное поведение заметно невооружённым глазом даже неспециалисту. Это видят родители, педагоги, школьные психологи, сверстники. То есть распознать девиацию у подростка гораздо проще, стоит только обратить на него внимание. А если мы, взрослые видим, что с ребенком что-то не так, то никогда не стоит пускать ситуацию на самотёк. Самостоятельно дезадаптивное поведение никогда не пройдет. Коррекционная сочетанная работа школы, семьи и лечебного учреждения необходима!

К примеру, подростка буллят в школе, и он пойдет в интернет, чтобы поискать решение своей проблемы. Естественно, в социальных сетях он может вступить в деструктивную группу, например, в колумбайн- сообщество. И он будет с удовольствием рассматривать жестокие картинки, потому что им движет чувство обиды и отмщения. Но в большинстве случаев потом сработает защитный механизм, он пересмотрит ценность своей и чужой жизни, и не совершит непоправимого. И выйдет из этой группы, заблокирует ее. При этом его дезадаптация никуда не денется, он вляпается во что-то другое. И к сожалению, во взрослой жизни он тоже будет вести себя дезадаптивно, только маскировать свою неполноценность научится лучше.

 

Итак, формы дезадаптивного поведения в подростковом возрасте. Есть привычная классификация, разработанная Менделевичем, российским психиатром и патопсихологом:

Делинквентный тип: это подростки, занимающиеся преступной деятельностью: воровство, разбой, насилие, терроризм. Аддиктивный тип: в основе стремление уйти от реальности. Здесь будут разного рода зависимости от ПАВ, компьютерная и интернет-зависимость, дромомания — бродяжничество. Патохарактерологический тип: в основе лежат акцентуации характера. В 95% случаев эти заострения черт характера с возрастом и взрослением сглаживаются, и подросток адаптирует свой характер под нормы общества. Если разобрать примеры психопатоподобных девиаций, то чаще всего мы встречаемся с дистимией (это расстройство настроения, частые колебания настроения, ярко выраженные эмоции как злости, так и радости). Реже встречается шизоидная психопатия , которая проявляется в уходе в себя, патологической замкнутости, эмоциональной холодности, скрытости, враждебности к внешнему миру. Очень интересна истероидная психопатия , которая проявляется в демонстративности, подростки реагируют на всё так, как будто играют на сцене, с надрывом, с гиперболизированными эмоциями, с яркими попытками суицида. Психопатологический тип: здесь мы говорим о проявлении симптомов психиатрического заболевания, например о симптомах депрессии, биполярного расстройства личности, шизофреноподобного расстройства, психопатий. Между патохарактерологическим и психопатологическим типом очень тонкая грань. Как понять, это акцентуация характера, которая потом сгладится, или начало психиатрического заболевания? Распознать может только врач-психиатр. Гиперспособности. Гениальность и талант тоже порождают девиации. И это обратная сторона медали: большинство гениальных людей абсолютно не приспособлены к обычной жизни. Плюс к данной классификации можно добавить, что сам подростковый возраст как кризисный этап является временной психосоциальной дезазаптацией.

Каким образом определить дезадаптивное поведение.

Основное клиническое проявление любой девиации — это нарушения социальной адаптации, это то, что ярко видно в школе: конфликты с одноклассниками и учителями, нарушение норм и правил, прогулы уроков, увлеченность компьютером и интернетом, снижение успеваемости, отсутствие заинтересованности школьными делами.

На физиологическом уровне мы заметим нарушения сна, расстройства пищевого поведения и психосоматические реакции: частые боли, головные, со стороны сердца , желудка, мышечные боли, повышение температуры, давления, тошнота.

В подростковом возрасте у девочек чаще всего встречается самоповреждающее и аддиктивное поведение. У мальчиков-подростков — аддиктивное и делинквентное.

Очень хорошо себя зарекомендовала когнитивно-поведенческая терапия в работе с такими подростками. Всегда есть нерациональная установка, а чаще их много, которые формируют неправильное поведение. Например, меня не любит мама, а когда я выпиваю, она меня замечает. Или, когда я волнуюсь, мне помогает курение. Или я ухожу из дома, чтобы меня искали. Или я режу руки, чтобы с кровью вышли негативные эмоции. Или я пью, потому что в состоянии опьянения я интересна друзьям. И вот с этими нерациональными установками работает психолог, вместе с ребенком подвергает их сомнению, формируя адаптивные мысли, которые убирают дезадаптацию.

Психолог убирает влияние личностного фактора, работая с личностью ребенка. Но также нужно не забывать и о помощи со стороны средового фактора, то есть семьи и школы.

  медицинский психолог детской поликлиники № 6
Медянцева И. Г.

Неадекватное поведение и зависимость | Lionrock Recovery

Неадекватное поведение и зависимость

Что такое дезадаптивное поведение?

Неадаптивный означает отсутствие адекватной или надлежащей адаптации к окружающей среде или ситуации. Неадаптивное поведение — это поведение, которое некоторые люди используют, чтобы избежать прямого столкновения с дискомфортом в новых ситуациях или окружении. Они облегчают боль от нежелания приспосабливаться к новым ситуациям. Использование наркотиков и алкоголя для уменьшения этой боли без каких-либо изменений является распространенным неадекватным поведением.

К сожалению, это почти никогда не срабатывает. Избегание ситуаций из-за нереалистичных страхов может поначалу уменьшить тревогу, но это избегание просто так: оно не решает актуальных проблем. В конце концов, проблемы могут стать настолько большими, что боль от их избегания становится невыносимой. Их больше нельзя игнорировать. Это когда обращение к алкоголю или наркотикам в качестве убежища вместо того, чтобы работать над решением проблемы, считается неадекватным поведением.

Как определить, является ли поведение неадекватным?

Вначале эти вещества создают у тех, кто злоупотребляет ими, впечатление, что они убегают от своих проблем, но это лишь временная передышка. На самом деле они делают все намного хуже и рискуют впасть в зависимость. У некоторых из этих людей может быть невыявленное психическое заболевание, такое как депрессия или тревожное расстройство, и они начинают заниматься самолечением. Какова бы ни была основная причина, со временем ущерб, причиняемый злоупотреблением психоактивными веществами, перевешивает любые преимущества, которые могут получить люди, демонстрирующие такое неадекватное поведение. Эти люди часто этого не осознают. К сожалению, к тому времени, когда они избавятся от своего отрицания, они уже будут зависимы от этих веществ.

Примеры неадекватного употребления алкоголя

  • Употребление алкоголя из-за вашей работы, отношений или других факторов стресса
  • Употребление алкоголя из-за вашего беспокойства.
  • Пьянство от скуки.
  • Пьешь, потому что чувствуешь, что в твоей жизни чего-то не хватает.
  • Пить, чтобы забыть.
  • Когда вас настигает неадекватное поведение

    В конце концов, человек, борющийся с наркотиками или алкоголем, может потерять всякую надежду. Безнадежность способствует большему употреблению психоактивных веществ, поскольку человек, борющийся с трудностями, все равно понимает, что выхода нет. Хотя это очень распространенное чувство, это просто неправда. Если вы там, пожалуйста, знайте, что вы не одиноки. Обратитесь за помощью. Восстановление работает!

    Поговорите с консультантом Lionrock, который был там, где вы сейчас находитесь.
    Получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию сегодня, позвоните по телефону 800.258.6550.

    Мы были там, где вы. Давайте свяжем вас с консультантом, который может помочь. Это бесплатно.

    Если вы человек, игнорируйте это поле

    Имя

    Требуется имя.

    Фамилия

    Требуется фамилия.

    Номер телефона

    Требуется номер телефона.

    Почтовый индекс

    Требуется почтовый индекс.

    Электронная почта

    Требуется электронная почта. Что привело вас сюда? Что привело вас сюда?Я ищу варианты лечения/консультацииЯ просто хочу поговоритьЯ ищу встречи/группы поддержкиНе уверен Помогите нам связать вас с нужным отделом. У меня есть: Помогите нам связать вас с нужным отделом.Страхование PPO (не Medicare)Страхование HMOMedicaid/Medicare/State PlanЯ не хочу использовать страховкуLionrock покрывается моим работодателемЯ не уверен

    Я даю согласие на получение сообщений от консультанта по приему. Моя информация не будет передана третьим лицам, и это не является обязательным условием для регистрации. См. условия.

    Ресурсы по лечению зависимости

    • Варианты лечения наркотической и алкогольной зависимости
    • Во что мы верим
    • Я пристрастился к обезболивающим?
    • Отзывы
    • Почему мы пьем в одиночестве

    Дезадаптивное поведение и расстройство аутистического спектра

    Буквальное определение «дезадаптивного» означает «неспособность эффективно приспосабливаться к окружающей среде». Другими словами, неадекватное поведение противоположно адаптивному, когда человек приспосабливается к окружающей среде здоровым образом. Человек часто ведет себя неадекватно, чтобы избежать или избежать неудобной ситуации, потому что у него нет навыков для надлежащего решения проблем.

    Когда ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) ведет себя неадекватно, это является результатом дефицита навыков общения и преодоления трудностей. Например, если у ребенка нет навыков, чтобы сказать: «Мне нужен перерыв», он может истерить или ударить, если родитель скажет ему убраться в комнате.

    Неадекватное поведение можно уменьшить или устранить, дав ребенку с РАС возможность сообщать о своих желаниях и потребностях. При достаточной практике использования функциональной коммуникации ваш ребенок с большей вероятностью будет правильно общаться и с меньшей вероятностью будет общаться посредством неадаптивного поведения.

    Как выглядит неадекватное поведение?

    • Агрессия (пинки, шлепки, укусы)
    • Самоповреждающее поведение (удары головой, удары/царапание себя)
    • Уничтожение имущества (разбивание предметов, бросание предметов)
    • Побег (побег от опекунов)
    • Истерика

    Расстройство аутистического спектра и неадекватное поведение

    Большинство детей младшего возраста проявляют некоторые или все виды поведения, перечисленные выше. Разница между ребенком с расстройством аутистического спектра и нейротипичным ребенком заключается в том, что ребенок с аутизмом будет проявлять такое поведение чаще и/или с большей интенсивностью.

    Другое распространенное различие заключается в том, что в то время как нейротипичный ребенок может перестать вести себя неадекватно, ребенок с расстройством аутистического спектра может продолжать вести себя так в подростковом или взрослом возрасте без терапии.

    Определите функцию или «почему»

    Первый шаг в уменьшении или устранении неадекватного поведения — это определить, почему ваш ребенок проявляет такое поведение. В прикладном анализе поведения (ABA) мы делаем это, изучая закономерности того, что происходит непосредственно до и сразу после возникновения проблемного поведения.

    Узнайте больше об АВА-терапии.

    Что ваш ребенок пытается вам сказать?

    • Обратите внимание
    • Мне нужен перерыв
    • Я уберу свою комнату после этого фильма
    • Мне нужна эта игрушка
    • Я голоден
    • Свет или шум беспокоят меня

    По мере того, как дети растут, растет и проблемное поведение.

    Неадекватное поведение начинается с малого, пока ребенок еще маленький. Одним из примеров этого может быть легкая пощечина опекуну, чтобы сказать ему: «Посмотрите на меня». Или это может быть бросание одной игрушки на пол, когда ребенку становится скучно и он хочет поиграть с чем-то другим. На данный момент ребенок маленький и поэтому проблема. По мере того, как ребенок становится старше, это поведение также будет усиливаться, если с ним не бороться. Пощечина четырехлетнего ребенка будет сильно отличаться от пощечины шестнадцатилетнего.

    Когда ребенок подрастет, воспитатель может сказать, что хватит, и вместо того, чтобы уделять внимание ребенку, когда он шлепает его, воспитатель может попытаться игнорировать ребенка. Когда ребенка игнорируют, он, скорее всего, будет пытаться вести себя более экстремально, например, кусать или дергать за волосы вместе с пощечиной. В этот момент воспитатель застигнут врасплох и, скорее всего, обратит внимание на ребенка, например, сказав «это больно», отступая назад. Теперь, когда ребенок хочет внимания, он может сразу начать кусать или дергать за волосы.

    Иногда неадекватное поведение становится экстремальным.

    Серьезное неадекватное поведение может привести к тому, что родители будут ограничены своим домом, так как выход в общество с ребенком становится затруднительным. Например, иногда в автомобиле происходит неадекватное поведение, такое как бросание предметов в водителя, отстегивание ремня безопасности или попытка открыть дверь автомобиля во время движения. Хотя этот пример является крайним, это обычное наблюдение тех, кто ухаживает за детьми с аутизмом.

    Другим распространенным наблюдением являются кризисы в магазине, когда ребенку отказывают в доступе к игрушке или если меняется распорядок дня. Часто это приводит к одновременному проявлению нескольких видов поведения (плач, крик, агрессия, SIB, побег) и настолько серьезно, что опекуны должны забрать своего ребенка и покинуть магазин. Когда ребенок становится старше, в этой ситуации лицо, осуществляющее уход, должно приводить дополнительного взрослого или специалиста каждый раз, когда они входят в сообщество.

    Связанный: Советы по управлению истериками у ребенка с аутизмом

    Никогда не вините себя

    Родителю сложно не винить себя за поведение ребенка. Но нет никакого способа узнать, что пощечина трехлетнего ребенка может превратиться в удары и укусы в возрасте шестнадцати лет. Мы все делаем все возможное с информацией, которая у нас есть в настоящее время. Все, что вы можете сделать, — это двигаться вперед, определяя, где сейчас находится ваш ребенок и где он должен быть, чтобы жить как можно менее ограниченной жизнью.

    Обратитесь за профессиональной помощью

    Как можно раньше обратитесь за профессиональной помощью. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка может быть расстройство аутистического спектра, вам следует показать его клиническому психологу или педиатру, занимающемуся развитием. После подтверждения диагноза эти специалисты могут направить вас к поставщикам АВА в вашем районе вместе с другими необходимыми методами лечения.

    Процесс приема на услуги ABA.

    Вы встретитесь с сертифицированным поведенческим аналитиком (BCBA), чтобы ответить на исчерпывающий набор вопросов о вашем ребенке. Затем BCBA возьмет информацию, которую вы предоставили, вместе с информацией от педиатра или психолога, специализирующегося на развитии, чтобы определить, какие оценки следует провести.

    Приобретение навыков и оценки проблемного поведения будут использоваться для определения направления лечения. Если ребенок демонстрирует серьезное неадаптивное поведение, основное внимание будет уделяться уменьшению этого поведения, чтобы повысить вероятность обучения в других областях. Этот процесс начинается с оценок, которые определяют функцию или причины, по которым ваш ребенок проявляет такое поведение.

    Функция идентифицируется для определения заменяющего поведения. Например, ребенок, который шлепает своих родителей, чтобы привлечь внимание, может вместо этого похлопать их по плечу или сказать: «Посмотри на меня». Поскольку этот ребенок привлекает внимание только тогда, когда похлопывает по плечу воспитателя или говорит: «Посмотри на меня», и никогда, когда шлепает, количество шлепков начнет уменьшаться, а адекватное общение должно возрасти.

    Функциональная коммуникация обычно является замещающим поведением. Мы хотим, чтобы ребенок выражал свои потребности и желания в той модальности, которая ему подходит. Это может быть вокал, система обмена изображениями (PECS), дополнительная и альтернативная коммуникация (AAC) или американский язык жестов (ASL).

    Чем может помочь АВА-терапия?

    • Связь 
    • Социальные навыки
    • Адаптивные навыки
    • Предакадемические навыки 
    • Исполнительные функциональные навыки
    • Снижение проблемного поведения
    • Навыки преодоления трудностей 

    Что могут делать лица, осуществляющие уход, в ожидании услуг ABA?

    Если вы должны сдаться, сдавайтесь раньше. Например, если вы знаете, что поход в магазин обычно приводит к покупке ребенку игрушки, согласитесь сделать это, когда будете заходить в магазин. Чего вы не хотите делать, так это говорить своему ребенку «нет» игрушке и ждать 30 минут, пока ребенок не истерит в магазине, прежде чем сдаться и взять игрушку. Лучше подкреплять ребенка, говоря «можно мне игрушку» несколько раз, чем подкреплять истерику в магазине.

    Выберите свои сражения. Выдвигайте требования к ребенку только тогда, когда знаете, что сможете их выполнить. Знайте, когда вы, скорее всего, уступите, например, при первом пробуждении, перед сном или в общественных местах, и ограничьте требования в это время. Вполне нормально решить, что вы не будете предъявлять требования в моменты, когда вы знаете, что не будете выполнять их, если ваш ребенок будет вести себя проблемно.

    Сделайте задачи более управляемыми. Если ваш ребенок часто проявляет проблемное поведение после того, как вы потребовали от него выполнить задание, определите, что ваш ребенок готов делать без проблемного поведения, и начните с этого. Это может включать в себя разрезание рабочего листа пополам, чтобы ребенок видел, что ему нужно выполнить только две рабочие задачи вместо пяти. Это также может означать, что вы заберете половину игрушек вашего ребенка, а затем попросите его убрать остальные.

    Измените формулировку. Никогда не формулируйте требование в форме вопроса, на который ребенок может ответить «нет». В некоторых ситуациях можно задавать вопросы «да» или «нет», например «хотите печенье?» Но когда вы просите своего ребенка почистить зубы, вы никогда не захотите спросить: «Ты умеешь чистить зубы?» Вместо этого лучше дать четкие инструкции, например: «Мне нужно, чтобы ты почистил зубы, прежде чем смотреть телевизор».

    Используйте операторы first/then. Использование «сначала/потом» позволяет изменить порядок событий, а также определить, ради чего ваш ребенок готов работать. Практически невозможно заставить ребенка отложить планшет, чтобы пойти убраться в своей комнате, но если ребенку сказать: «Сначала убери свою комнату, а потом можешь пользоваться планшетом», он, скорее всего, согласится с этими условиями, если у него есть ограниченный доступ к своему планшету в течение дня.

    Добавить комментарий