Диссонанс в голове – история его исследования, примеры резонанса и как с этим бороться

Содержание

история его исследования, примеры резонанса и как с этим бороться

В последнее время в обществе можно всё чаще услышать такое определение, как когнитивный диссонанс. Это состояние относится к психической сфере, но не стоит его относить к болезни, ведь с подобным встречается каждый человек практически каждый день. Суть такого явления заключается в резонансе между понятием и действием. Например, нужно сделать какое-то действие, которое идёт вразрез с привычными устоями и принципами и тем самым доводит до диссонанса.

Что такое «когнитивный диссонанс»?

Такое психологическое явление, как когнитивный диссонанс представляет собой разногласия в человеке между его принципами и действиями. Зачастую людям приходится делать противоречивые действия, которые расходятся с устоями общества или личными принципами из-за чего, и возникает когнитивный диссонанс. Проще говоря, это совесть или чувство разногласия. В таком состоянии люди часто начинают переубеждать себя и окружающих в том, что их действия были необходимы и правильны.

Когнитивный диссонанс вынуждает искать у себя в голове пути, которые могут оправдать некоторые поступки и тем самым успокоить эмоциональный фон. Иной раз чтобы переубедить себя, мысли направляют в новое русло и смотрят на действие под углом, который соответствует принципам общества. В таких моментах человек чаще всего просто сам себя обманывает и притупляет когнитивный диссонанс.

Значение «когнитивный диссонанс» простыми словами

Многие термины и явления, которые используются в психологической сфере, могут быть непонятны, хотя на самом деле они достаточно просты. Когнитивный диссонанс как раз попадает в такой список определений, которые требуют разъяснения.

Любой человек, живущий на планете Земля, имеет свои устои, принципы, нормы и правила поведения в обществе, дома и даже наедине с собой. Многие законы жизни у каждого свои. Что хорошо для одного человека, для другого будет преступлением, но в любом случае все люди постоянно попадают в ситуации, когда приходится переступать через свои принципы. Именно в такие моменты появляется неприятное чувство, которое и носит название когнитивный диссонанс.

Люди способны нарушать собственные правила жизни не только осознанно. Бывают моменты, когда решение или какое-то действие совершается другими лицами и при этом всё равно проявляется когнитивный диссонанс. Точнее говоря, появляются мысли, которые оправдывали бы действия перед собственными устоями и обществом. Подобрать необходимые слова при этом не всегда получается. Ощущение вины в итоге может довести до невроза или депрессии. Такое состояние чаще всего встречается у людей, которые совершают непредумышленные преступления.

Ещё одна ситуация, когда может проявить себя когнитивный диссонанс — это принятие решения. Даже в тех случаях, когда решение уже окончательно принято, в голове всё равно витают мысли, связанные с возможными вариантами. В основном это может быть связано с сомнениями или при большом количестве вариантов решения.

Почему возникает когнитивный диссонанс

В явлении когнитивного диссонанса нет ничего опасного для здоровья, но всё равно это может вызвать психологический дискомфорт на некоторое время. Для того чтобы контролировать свои мысли и эмоции в первую очередь нужно понять почему возникает когнитивный диссонанс.

Из самых распространённых причин можно выделить:

  • разногласия между идеями и понятиями при принятии определённого решения;
  • расхождение решения и жизненных правил;
  • дух противоречия, который появляется при нарушении культурных, этических, религиозных или законодательных норм;
  • новая информация или несоответствие информации полученной в определённых ситуациях.

Автор теории о когнитивном диссонансе

Понятие когнитивный диссонанс и его определение появилось сравнительно недавно. Его разработчиком является

Леон Фестингер, который в 1957 году стал заниматься исследованием сущности, причин и закономерности этого явления. В начале исследований это состояние относили только к индивидам, которые ощущают несоответствие между личными нормами и решениями. В дальнейшем изучение когнитивного диссонанса показало, что подобное правило способно действовать даже на целый коллектив.

Гипотезы теории

Теория о когнитивном диссонансе, которая была разработана Л. Фестингером, основана на двух гипотезах.

  1. Из-за того, что разногласия между действием и принципами вызывает противоречие и дискомфорт, индивид будет всячески пытаться исправить положение и оправдать своё решение.
  2. Из первой гипотезы вытекая, вторая. Она гласит о том, что люди всячески избегают ситуаций, когда приходиться принимать решения, которые идёт вразрез с личными нормами и правилами.

Л. Фестингер не только дал определение понятию когнитивного состояния, но и разработал методики, которые позволяют подавить это явление в себе. Кроме того, он рассмотрел и даже классифицировал ряд случаев, которые чаще всего пробуждают в психологии человека когнитивное состояние.

Суть когнитивного диссонанса

Первое на что стоит обратить внимание при рассмотрении когнитивного диссонанса, это мотивационный эффект. Точнее говоря, такое состояние часто является определяющим в поведении личности. Именно определённые идеи и убеждения, часто влияют на принятия решения человеком, а также определяют его жизненные позиции и ценности. Таким образом, нельзя сказать, что когнитивное состояние — это обычное жизненное явление, которое можно объяснить с помощью нескольких фактов. Это, прежде всего факторы мотивации, которые в повседневной жизни или нестандартной ситуации вызывают когнитивный диссонанс и психологический дискомфорт.

Понятие когнитивного состояния объединяет в себе:

  • интеллект;
  • состояние аффекта.

Интеллект это весь опыт, полученный в течение жизни, личные принципы и нормы этики, которые человек применяет при выборе определённого решения. В какой-то момент может наступить состояние аффекта, а точнее, говоря, ситуация с раздражителями, которая фактически стирает внутреннее противоречие и заставляет человека забыть о его личных принципах. Именно такая ситуация и называется когнитивным диссонансом.

Явление когнитивного диссонанса неразрывно связано только с прошлыми событиями. Точнее говоря, неприятные ощущение, расслаивание, угрызение совести и оправдательный эффект наступает только после совершения действия, которое идёт вразрез с жизненными устоями. Именно после этого индивид начинает искать пути и варианты, которые помогут ему принять свой выбор, успокоиться и избавиться от психологического дискомфорта.

Как избавиться от когнитивного состояния?

Когнитивный диссонанс вызывает психологический дискомфорт, который может быть самого разного уровня. В некоторых случаях это могут быть обычные мысли, которые длятся не больше суток или серьёзное угрызение совести, при котором человек может сильно зациклиться и довести себя до состояния срыва. Существует несколько способов, которые способны уменьшить или полностью избавить от дискомфортного состояния.

  1. Для того чтобы изменить или убрать неприятные чувства, связанные с принятием неправильного решения, следует изменить линию своего поведения если это возможно.
  2. Попробовать переубедить себя также является действенным способом заглушить собственную совесть. Нужно заставить себя поверить, что принятое решение правильное, но в некоторых случаях это может быть даже опасно, так как размываются рамки этики и морали.
  3. Фильтрация информации может помочь избежать когнитивного состояния. Для этого негативную информацию нужно избегать или стараться не воспринимать всерьёз.
  4. Принять всё то, что произошло и попробовать просто смириться с ситуацией. Если всё-таки мучает совесть, то поможет простая смена линии поведения и движение в сторону привычных личных принципов.

Как избежать диссонанса

Из-за того, что когнитивный диссонанс в первую очередь сопровождается дискомфортом и психологическим напряжением, лучше всего не избавляться от него, а полностью избегать этого состояние. Один из самых действенных способов связан с фильтрацией негативной информации. Полностью абстрагироваться от негатива, не получиться, поэтому следует учиться, не принимать всё близко к сердцу. Такой метод уже давно был изучен и входит в концепцию психологической защиты. Он был разработан знаменитым Зигмундом Фрейдом и впоследствии развит его последователями.

Естественно, что бывают случаи, когда избежать когнитивного диссонанса просто невозможно. В таких случаях следует избегать дальнейшего развития, ухудшения этого явления. Для этого человек должен ввести в свою жизнь мысли или действия, которые помогут негатив показать в выгодном и положительном свете. При этом важно полностью себя изолировать от других негативных источников информации, которые способны вернуть дискомфортное состояние.

Один из самых распространённых способов избавиться от состояния диссонанса, это адаптироваться к неприятной ситуации или научиться не воспринимать неприятную действительность. Ситуация приемлема, и это именно те слова, которые нужно постоянно повторять у себя в голове. Только в этом случае можно быстро избавиться от когнитивного эффекта и избежать дискомфорта или депрессии.

Примеры из жизни

В реальной жизни когнитивный диссонанс встречается непросто часто, а практически каждый день. Это может быть простая мелочь или решения кардинально меняющее жизнь. Многочисленное количество примеров это только доказывает.

Знаменитая история с медалистом и троечником отлично подходит в качестве примера когнитивного диссонанса. В этой истории медалист приходит в университет и естественно, преподаватели ожидают от него высоких достижений, в то время как на троечника не обращают внимание, но что если их роли поменять местами? Если медалист ответит на экзамене плохо, а троечник, наоборот, расскажет всё грамотно и по факту, у преподавателя произойдёт когнитивный диссонанс. Точнее говоря, его представления и ожидания не оправдаются.

Ещё один пример связан с нищим на улице, который просит денег. С одной стороны, стоит помочь, но, с другой стороны, его внешний вид не вызывает доверия. В такой ситуации люди часто теряются и не знают, как поступать в этой ситуации.

Заключение

Проблемы когнитивного диссонанса рассматривали многие знаменитые ученные, среди которых можно выделить Леона Фестингера и Зигмунда Фрейда. Именно они доказали, что есть такое явление, которое способно вводить человека в депрессии или просто доставлять дискомфорт. Кроме этого, они ещё и выяснили, как бороться с таким психологическим состоянием и избегать его. Следуя их примерам и методикам, можно обезопасить себя от нервного срыва.

Кроме того, помогает и адаптация к когнитивному состоянию. Это помогает не только избегать депрессий, но и в принципе научиться положительно, воспринимать негативную информацию. Главное это следовать всем рекомендациям и находить только положительные эмоции.

psiho.guru

Диссонанс в голове — VseOpsyhologii

В последнее время в обществе можно всё чаще услышать такое определение, как когнитивный диссонанс. Это состояние относится к психической сфере, но не стоит его относить к болезни, ведь с подобным встречается каждый человек практически каждый день. Суть такого явления заключается в резонансе между понятием и действием. Например, нужно сделать какое-то действие, которое идёт вразрез с привычными устоями и принципами и тем самым доводит до диссонанса.

Что такое «когнитивный диссонанс»?

Такое психологическое явление, как когнитивный диссонанс представляет собой разногласия в человеке между его принципами и действиями. Зачастую людям приходится делать противоречивые действия, которые расходятся с устоями общества или личными принципами из-за чего, и возникает когнитивный диссонанс. Проще говоря, это совесть или чувство разногласия. В таком состоянии люди часто начинают переубеждать себя и окружающих в том, что их действия были необходимы и правильны.

Когнитивный диссонанс вынуждает искать у себя в голове пути, которые могут оправдать некоторые поступки и тем самым успокоить эмоциональный фон. Иной раз чтобы переубедить себя, мысли направляют в новое русло и смотрят на действие под углом, который соответствует принципам общества. В таких моментах человек чаще всего просто сам себя обманывает и притупляет когнитивный диссонанс.

Значение «когнитивный диссонанс» простыми словами

Многие термины и явления, которые используются в психологической сфере, могут быть непонятны, хотя на самом деле они достаточно просты. Когнитивный диссонанс как раз попадает в такой список определений, которые требуют разъяснения.

Любой человек, живущий на планете Земля, имеет свои устои, принципы, нормы и правила поведения в обществе, дома и даже наедине с собой. Многие законы жизни у каждого свои. Что хорошо для одного человека, для другого будет преступлением, но в любом случае все люди постоянно попадают в ситуации, когда приходится переступать через свои принципы. Именно в такие моменты появляется неприятное чувство, которое и носит название когнитивный диссонанс.

Люди способны нарушать собственные правила жизни не только осознанно. Бывают моменты, когда решение или какое-то действие совершается другими лицами и при этом всё равно проявляется когнитивный диссонанс. Точнее говоря, появляются мысли, которые оправдывали бы действия перед собственными устоями и обществом. Подобрать необходимые слова при этом не всегда получается. Ощущение вины в итоге может довести до невроза или депрессии. Такое состояние чаще всего встречается у людей, которые совершают непредумышленные преступления.

Ещё одна ситуация, когда может проявить себя когнитивный диссонанс — это принятие решения. Даже в тех случаях, когда решение уже окончат

vseopsyhologii.com

Что такое когнитивный диссонанс — примеры простыми словами?

Ярким примером диссонансом может служить наша потребность в нездоровой еде или вредных привычках.

Человек с лишним весом идет в магазин и покупает тортики пончики коробку печенье и шоколадный сироп какие мысли у него в голове мне нельзя печенье от него толстеют, вторая мысль я хочу печенье она очень вкусно с шоколадными кусочками

Теория когнитивного диссонанса

Эти мысли друг другу противоречат и создают диссонанс.

Состоянии когнитивного диссонанса является абсолютно естественным для человека, мы все стремимся к четкому правильному логичному построению мира по определенным законам, а еще лучше соответствующим нашим представлением, поэтому неудивительно, что в ситуации когда наше желание и верование не совпадают с желаниями других людей или с устоявшимися нормами окружающего мира мы испытываем дискомфорт.

Столкнувшись с противоречием человек пытается достигнуть консонанса,  то есть соответствие и бессознательно пытается избавиться от неудобства достичь состояния комфорта, чтобы выйти из диссонанса мы пользуемся одним из следующих приемов:

Примеры когнитивного диссонанса

  1. можно изменить свое поведение в указанном примере — это отказ от сладкого переход на диету посещение спортзала человек может решить что совершил ошибку и больше никогда ни за что не притронется к булочкам
  2. второй прием убеждение самого себя несостоятельности одного из утверждений например сладкое не так уж и вредно а в чем-то полезна и вообще на упаковке с печеньем написано, что-то про злаки и витамины, а бабушка всегда снабжает пирожками не могу же я обидеть бабушку  это одна из мощных движущих сил ведь нет человека более увлеченного и старательного чем тот кто хочет себя оправдать
  3. третий это по сути закупоривание себя в бутылке всячески отказ от потребления информации, «меньше знаешь крепче спишь»

Так как люди не очень любят находиться в состоянии дискомфорта иногда они предпочитают просто избегать появление диссонанса.  Человек может быть абсолютно уверен:

  • что солнце вращается вокруг земли
  • деревья растут корнями вверх
  • а улитки летают по небу

и никакие уговоры научной литературы и дискуссии не смогут убедить его в обратном, мы просто не хотим вызвать диссонанс ведь тогда придется мучиться выбирая анализируя сравнивая факты, а это гораздо сложнее чем быть абсолютно уверенным в своей правоте. Каждый раз пытаясь выйти из диссонанса, ты будешь натыкаться на сопротивление его элементов и для этого есть разные причины.

Сильный эмоциональный дискомфорт любителю сладкую придется пережить много болезненных ощущений прежде чем он привыкнет к новому образу жизни понимая это люди стремятся избежать боли тем самым продолжай употреблять сахар вопреки своим убеждениям у одного и того же действия могут быть и положительные и отрицательные стороны если ты устал после работы, а друзья зовут в кино, то ты хочешь и не хочешь идти ты мечтаешь поспать но и насладиться фильмом в приятной компании тоже не против.

Бывают ситуации когда изменения просто невозможны если ты продал квартиру, то вернуть ее назад уже не получится уже стало очевидным, что совершена ошибка то есть ты бы с радостью изменил свое поведение, но уже не можешь и диссонанс остается иногда тебе может казаться, что совершив выбор ты помахал диссонанса рукой это не совсем верно, потому что даже после того как решение принято ты все же отказался от всех преимуществ другого варианта и так как это тебя совершенно не устраивает.

Нереализованный вариант начинает обесцениваться мы можем сказать себе, что именно эту машину и хотели самого начала и посидев за рулем понимаем, что это даже лучше чем ожидали, а во второй подвеска похуже и салон гремит и вообще цвет не тот таким образом мы успокаиваемся и диссонанс уменьшается.

Когнитивный диссонанс вещь неприятная и во многом не полезное, но есть в ней и положительной особенности определенные личности могут встретить противоречие с вызовом постараться разобраться в проблеме кусочек за кусочком собирая пазл быстрый полную картину своих мыслей и прийти к согласию с собой, а нет более счастливого человека чем тот, что живет в мире со своими чувствами и действиями.

www.nibbl.ru

Когнитивный диссонанс — Википедия

Когнити́вный диссона́нс (от лат. cognitiо «познание» и dissonantia «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

Понятие впервые введено Леоном Фестингером в 1957 году.

Теория когнитивного диссонанса

Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 году. Она объясняет конфликтные ситуации, которые нередко возникают в «когнитивной структуре одного человека»[1]. Теория ставит своей целью объяснить и исследовать состояние когнитивного диссонанса, возникающее у человека как реакция на некую ситуацию, действия индивидов или целого общества.

Главные гипотезы теории

Леон Фестингер формулирует две основные гипотезы своей теории:

  1. В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса (соответствия). Это происходит вследствие того, что диссонанс рождает «психологический дискомфорт»[2].
  2. Вторая гипотеза, подчёркивая первую, говорит о том, что, стремясь снизить возникший дискомфорт, индивид будет стараться обходить стороной такие ситуации, в которых дискомфорт может усилиться.

Возникновение диссонанса

Диссонанс может появиться по различным причинам[2]:

  • из-за логического несоответствия;
  • по причине культурных обычаев;
  • в том случае, если индивидуальное мнение не входит в состав более широкого мнения;
  • из-за несоответствия прошлого опыта относительно настоящей ситуации.

В результате такого поведения происходит смена определённых установок человека (на которые ситуация так или иначе влияет), а оправдать это изменение можно исходя из того, что человеку жизненно необходимо поддерживать согласованность своих знаний[3].

Поэтому люди готовы оправдать свои заблуждения: человек, совершивший проступок или ошибку, склонен оправдывать себя в мыслях, постепенно сдвигая свои убеждения относительно случившегося в сторону того, что происшедшее на самом деле не так страшно. Таким образом индивид «регулирует» своё мышление, чтобы уменьшить конфликт внутри себя[3].

Степень диссонанса

В различных ситуациях, которые возникают в повседневной жизни, диссонанс может усиливаться или ослабевать — всё зависит от проблемы, которая встаёт перед человеком.

Так, степень диссонанса будет минимальной в случае, если человек, к примеру, подаст на улице деньги нищему, который (как видно) не сильно нуждается в подаянии. Наоборот, степень диссонанса во много раз увеличится в случае, если человеку предстоит серьёзный экзамен, а он не пытается к нему подготовиться[2].

Диссонанс может возникнуть (и возникает) в любой ситуации, когда человеку предстоит сделать выбор. Причём степень диссонанса будет расти в зависимости от того, насколько важен этот выбор для индивида.

Степень когнитивного диссонанса можно измерить на основании голограммы Фурье[4].

Ослабление диссонанса

Существование диссонанса, независимо от степени его силы, принуждает человека избавиться от него полностью, а если по каким-то причинам это сделать пока невозможно, то значительно уменьшить его. Чтобы уменьшить восприятие диссонанса, человек может прибегнуть к четырём способам:

  1. Изменить своё поведение.
  2. Изменить одну из когниций, то есть убедить себя в обратном[5].
  3. Фильтровать поступающую информацию относительно данного вопроса или проблемы.
  4. Развитие первого способа: применить критерий истины к поступившей информации, признать свои ошибки и поступить в соответствии с новым, более полным и ясным пониманием проблемы.

Поясним это на конкретном примере. Например, человек — заядлый курильщик. Он получает информацию о вреде курения от врача, знакомого, из газет или из другого источника. В соответствии с полученной информацией он либо изменит своё поведение — то есть бросит курить, потому что убедился, что это слишком вредно для его здоровья, — либо он может отрицать, что курение наносит вред его организму. Он может попытаться, например, найти какую-нибудь информацию о том, что курение может быть в некоторой степени «полезно» (например, пока он курит, он не набирает лишний вес, как это бывает, когда человек бросает курить), и тем самым снизить важность отрицательной информации. Это уменьшает диссонанс между его знаниями и поступками. В третьем случае он будет стараться избегать всякой информации, подчёркивающей вред курения[1][2].

Предотвращение появления диссонанса и его избегание

В некоторых случаях индивид может предотвратить появление диссонанса (и, как следствие, внутреннего дискомфорта) тем, что попытается избежать любой информации относительно своей проблемы, вступающей в противоречие с уже имеющейся информацией.

Механизмы «фильтрации» личностно значимой для субъекта информации хорошо описывается теорией «психологических защит» (понятие введено Зигмундом Фрейдом и далее разработано его дочерью Анной Фрейд). «Сшибка», противоречие, возникающее в сознании индивида относительно глубинно, личностно значимых тем, является, по мнению З. Фрейда, основным механизмом в образовании неврозов.

Если же диссонанс уже возник, индивид может избежать его усиления путём добавления одного или нескольких когнитивных элементов «в когнитивную схему»[2] вместо существующего негативного элемента (который и порождает диссонанс). Таким образом, индивид будет заинтересован в поиске такой информации, которая бы одобрила его выбор (решение) и, в конце концов, ослабила или полностью устранила диссонанс, избегая при этом источников информации, которые будут его увеличивать. Однако часто такое поведение индивида может привести к негативным последствиям: у человека может возникнуть страх перед диссонансом или предубеждение, что является опасным фактором, влияющим на мировоззрение индивида[2].

Между двумя (или более) когнитивными элементами могут существовать отношения несоответствия (диссонанса). При возникновении диссонанса индивид стремится к тому, чтобы снизить его степень, избежать или избавиться от него полностью. Это стремление оправдывается тем, что человек ставит своей целью изменение своего поведения, поиск новой информации, касающейся ситуации или объекта, породившего диссонанс[2].

Вполне объяснимо, что для человека намного проще согласиться с существующим положением дел, подкорректировав свои внутренние установки согласно сложившейся ситуации, вместо того, чтобы продолжать мучиться вопросом, правильно ли он поступил. Часто диссонанс возникает как следствие принятия важных решений. Выбор из двух в одинаковой мере заманчивых альтернатив даётся человеку нелегко, однако сделав, наконец, этот выбор, человек часто начинает ощущать «диссонирующие когниции»[3], то есть положительные стороны того варианта, от которого он отказался, и не очень положительные черты того, с чем согласился. Чтобы подавить (ослабить) диссонанс, человек старается всеми силами преувеличить существенность принятого им решения, одновременно приуменьшая важность отвергнутого. Вследствие этого другая альтернатива теряет всякую привлекательность в его глазах[3].

Примечания

Литература

  • Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса = A theory of cognitive dissonance. — СПб.: Ювента, 1999. — 318 с. — (Мастерская психологии и психотерапии). — ISBN 5-87399-129-4.

Ссылки

wikipedia.green

Принципы дизайна: Когнитивный диссонанс | UXPUB

Война мыслей в голове пользователя.

Статья этой недели рассказывает о психологическом дискомфорте, который испытывают люди и лисы, которые одновременно придерживаются двух или более противоречащих друг другу мыслей и / или убеждений. Давайте посмотрим, что такое когнитивный диссонанс и какое отношение он имеет к дизайну.

Что такое когнитивный диссонанс

Басню Эзопа “Лиса и виноград”, можно рассматривать в качестве примера когнитивного диссонанса.

Ведомая голодом, лиса попыталась добраться до винограда, висящего высоко на лозе, но не смогла, хотя и прыгнула со всей силой. Уходя, лиса заметила: “О, да ты еще даже не созрел! Мне не нужен кислый виноград”.

Кажется, что лиса одновременно держала в голове две несовместимые мысли: желание и разочарование. Критика, используемая лисой, была способом нейтрализовать этот дисбаланс и уменьшить психический конфликт.

Люди подсознательно стремятся к внутренней последовательности. Ощущение непоследовательности приводит к психологическому дискомфорту. Это приводит к более высокой мотивации, чтобы избежать информации, которая может противоречить нашим собственным убеждениям и ценностям. Таким образом, мы можем оставаться в равновесии и быть счастливыми.

Большую часть времени люди пытаются уменьшить свой когнитивный диссонанс четырьмя способами:

  1. Изменение поведения или восприятия. “Я больше не ем мясо”, – сказал вегетарианец
  2. Оправдание поведения или восприятия, путем изменения конфликтующего восприятия. “У меня может быть выходной день с мясом один раз в неделю”, – сказал несостоявшийся вегетарианец (я)
  3. Оправдание поведения или восприятия, путем добавления новых условий. “Я пойду на пробежку, чтобы сжечь лишние калории, которые я сейчас съем”, – сказал парень, который не сделал это позже.
  4. Игнорировать или опровергнуть информацию, которая конфликтует с существующими убеждениями. “Это мясо без консервантов и химии, так что у животного, должно быть, была хорошая жизнь”, – сказал несостоявшийся вегетарианец (я)

Как использовать когнитивный диссонанс в дизайне

Создание и разрешение когнитивного диссонанса может иметь очень мощное воздействие на пользователей. Оно может быть использовано для воздействия на поведение людей.

Хороший способ его использования

Когнитивный диссонанс может быть использован как средство убеждения. Часто в дизайне его можно увидеть, в виде метода нога в двери.

Представьте, что вы работаете над процессом обучения новых пользователей вашего продукта. Прежде чем просить пользователей о большом одолжении (стать платным участником), вы сначала попросите их оказать небольшую услугу (зарегистрируйтесь бесплатно одним кликом мыши), это такая небольшая услуга, что они почти наверняка сделают это.

Как только они ступят в дверь, и вы немного подождете, вы можете попросить их о большей услуге. В конце концов, вы можете попросить их о большой услуге – стать платным пользователем вашего продукта.

Этот метод работает и был проверен много раз многими сервисами.

Часто, когда люди подписываются на бесплатные услуги или ограниченные рекламные акции, они, возможно, делают это, потому что это предлагалось им, а не потому, что они, действительно, нуждались в этом. Здесь возникает небольшой когнитивный диссонанс. Поэтому они начинают бороться с когнитивным диссонансом, используя один из четырех типичных способов из предыдущего раздела.

Использование метода “нога в двери” повышает вероятность того, что кто-то сделает то, что вы хотите от него. Важно не быть слишком назойливым с просьбой о помощи, потому что это заставит пользователя вылететь из двери. 🙂 Предоставление пользователям времени для отдыха и упорядочивания мыслей имеет решающее значение, если вы хотите, чтобы этот метод хорошо работал.

Всякий раз, когда вы просите пользователя об одолжении в своем дизайне, вы создаете небольшой когнитивный диссонанс, который пропорционален размеру одолжения. Вот почему поток продуктов / услуг должен быть спроектирован таким образом, чтобы у пользователя был период отдыха, чтобы самостоятельно решить когнитивный диссонанс.

Представьте себе, мысли пользователя после бесплатной регистрации “Почему я зарегистрировался на этом продукте? … Думаю, это может быть полезно для меня… Наверное, он мне также нравится”.
Настало время попросить об еще одной небольшой услуге, а затем снова подождать до следующей.

Чем больше услуг пользователь оказал ранее, тем больше вы можете попросить у него в следующий раз. Инвестирование пользователя в ваш продукт создает доверие и зависимость.

Как только вы взбаламутите воду, чтобы поймать рыбу, подождите, пока вода успокоится, прежде чем вы сможете поймать другую рыбу.

Используйте когнитивный диссонанс расчетливо, и вы сможете подружить многих пользователей с вашим дизайном.

Не очень хороший способ использования когнитивного диссонанса

Создание диссонанса в сознании пользователя часто используется в маркетинге. Это очень эффективная стратегия, поэтому многие компании ее используют.

Однако иногда им злоупотребляют. Вместо того чтобы использовать его для разогрева пользователей и предоставления им хорошего опыта, маркетологи (в том числе дизайнеры) становятся слишком агрессивными. Они пытаются напрямую втолкнуть пользователя в дверь и перевернуть его вверх ногами, чтобы вытряхнуть все деньги из карманов. Это не круто!

Например, всплывающие модальные окна, которые создают сильный когнитивный диссонанс ради конверсии.

Модальное окно, вызывающее сильный когнитивный диссонанс

Модальное окно выше пытается сказать мне: “Эй, ты такой глупый, что не хочешь бесплатных ресурсов и 10% скидку?” Это создает когнитивный диссонанс в моей голове. Но нет места для паники. Дизайнеры предоставили “OUT” способ этого диссонанса. Он перед моим лицом, мне просто нужно нажать “Продолжить”.

У меня есть идея по улучшению. Они могут сделать второе всплывающее окно после того, как я закрою первое. “Вы уверены, что действительно не хотите скидку 10%?”, чтобы заставить меня усомниться в моем первом решении. Таким образом, они перегружают мою способность когнитивного диссонанса, и я закрою всю вкладку браузера! Лично у меня есть несколько сайтов, которые я перестал посещать, встретившись с таким типом модальных окон.

Дизайнеры должны избегать создания таких манипуляторных и неэтичных дизайнов. Даже если это поможет повысить показатели конверсии в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе это создает плохой пользовательский опыт.

Мысли в заключение

Когнитивный диссонанс дает вам силу убеждать пользователей и превращать их в “друзей” вашего продукта. Но только, если вы используете его с умом. Будьте хорошим дизайнером и убеждайте пользователей этически, чтобы у них был приятный опыт в ваших творениях.

Чрезмерное давление на восприятие пользователя может разрушить опыт.

Эта статья была вдохновлена книгой “Универсальные принципы дизайна” пера Уильяма Лидвелла.

Призыв к действию

Спасибо за внимание! Пишите мне в LinkedIn и Twitter.

Другие принципы дизайна

ux.pub

Когнитивный диссонанс — Значение и примеры

Два загадочных и сложных слова нередко повергали в ступор тех, кто слышал их в неожиданный момент.

— У меня возник когнитивный диссонанс!

Но что это значит? Мы разбираем умные слова и объясняем их простым языком. Вот и сейчас давайте выясним, что это все обозначает, как это запомнить и правильно употреблять.

Итак, когнитивный диссонанс происходит от двух латинских слов: cognitiо — «познание» и dissonantia — «несозвучность». Иначе говоря, это какая-то внутренняя дисгармония или отсутствие комфорта.

Когнитивный диссонанс простыми словами

Теперь давайте объясним когнитивный диссонанс простыми словами. Что это такое?

Во-первых, это психическое состояние. Во-вторых, оно сопровождается внутренним дискомфортом человека, когда он сталкивается с какими-то конфликтующими в его понимании представлениями.

Например, вы хорошо знакомы с одним человеком и даже не подозреваете, что у него есть брат-близнец. Но вот в один прекрасный день вы встречаетесь с ним, здороваетесь за руку и вдруг обнаруживаете рядом еще одного, точного такого же человека.

От неожиданности (ведь вы не знали о близнеце) у вас возникает острое противоречие внутри. Именно это психическое состояние и называется когнитивным диссонансом.

То есть, говоря простыми словами, когнитивный диссонанс характеризуется конфликтом ранее сформированных представлений о чем-либо.

Теория когнитивного диссонанса

Если вы хотите по-настоящему быть умным, а не просто козырять умными словами, то нужно знать и этимологию, и историю происхождения сложных понятий.

Итак, в 1957 американским психологом Леоном Фестингером была предложена теория когнитивного диссонанса. Это было весьма кстати, ведь с ее помощью в науке психологии можно объяснять различные конфликтные ситуации. А это очень важно для работы с человеком, как личностью.

Данная теория изучает влияние когнитивного диссонанса на человека, его виды и способы преодоления психологического дискомфорта.

Леон Фестингер сумел даже сформулировать две гипотезы этой замечательной теории:

  1. Как только человек почувствует возникновение диссонанса, он приложит максимум усилий, чтобы преодолеть его, так как он является причиной большого внутреннего дискомфорта.
  2. Второе утверждение вытекает из первого. Человек стремится всеми силами избегать таких ситуаций, при которых когнитивный диссонанс может усиливаться.

Вот, пожалуй, и вся теория.

Примеры когнитивного диссонанса

В конце, чтобы хорошо усвоить новое умное слово, давайте приведем несколько примеров диссонанса.

Например, вы познакомились с человеком, который показался вам чрезвычайно добрым, тихим и спокойным. Он никогда не повышает голос на окружающих и ведет себя со всеми кротко, как ягненок. Мы расположены к нему именно потому, что воспринимаем его добрым и хорошим.

Но вот вы случайно встречаете его в парке, идущим с женой. Он еще нас не увидел, поэтому ведет себя предельно естественно. И тут вы с ужасом замечаете, что он кричит на свою супругу, при этом обзывает ее крайне дурными словами и делает это весьма агрессивно, размахивая руками и искажая лицо неподдельной злобой.

Вы, зная его кротким тихоней, испытываете самый настоящий когнитивный диссонанс, так как его теперешнее поведение полностью противоречит тому представлению, которое сложилось о нем ранее.

Или вот еще один пример.

Вы устроились на работу в очень крупную компанию. В ней насчитывается около 1000 сотрудников, и все имеют высокую зарплату. То есть, генеральный директор является, по сути, миллионером.

В один прекрасный день вы заходите на кухню, которая при офисе, и замечаете, как этот самый директор, управляющий колоссальными деньгами, подметает пол. Он просто решил прибрать за своими рабочими, которые немного насорили во время обеда и забыли подмести.

Тот внутренний конфликт, противоречие или же несоответствие в вашем представлении положения человека в компании и веника для уборки, будет называться когнитивным диссонансом.

Ну и последний пример.

Вы идете по улице и видите, как какой-то попрошайка сидит возле подземного перехода и просит милостыню. Вам же нужно подождать своего друга, и вы, пользуясь случаем, наблюдаете за нищим. Проходит пять минут, он внезапно поднимается, собирает все свои сумки и подаяния и направляется в свой собственный автомобиль.

Полное несоответствие представления о бомжах, владеющих машинами, спровоцирует внутри настоящий когнитивный диссонанс.

Как запомнить?

Чтобы запомнить любой сложный термин, его нужно пару раз употребить в быту. Когда вы встретитесь со своим товарищем, и он предложит вам пойти в ближайшее заведение чтобы хорошенько поесть, скажите ему, что вы в силу новых убеждений решили не есть в городских забегаловках.

После того, как он эмоционально продемонстрирует вам свое удивление, лукаво улыбнувшись, скажите:

— Что, возник когнитивный диссонанс, сэр? Пошутил я, идемте-с жрать!

Вместе с описанным в статье термином часто употребляют и другое слово, с которым рекомендуем познакомиться. Это амбивалентность.

Если вы любите изучать умные слова и их происхождения, а также вообще узнавать разные интересные факты, подписывайтесь в социальных сетях на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

interesnyefakty.org

Когнитивный диссонанс и его применение в маркетинге / Habr

Что такое когнитивный диссонанс?

Когнитивный диссонанс — это психологический дискомфорт, который вызван противоречием между имеющимся устоявшимся представлением человека и свежей поступающей информацией, проще говоря — это любое несоответствие ожиданий и действительности.

Примером когнитивного диссонанса можно считать басню Крылова «Лисица и виноград». Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла и, уходя прочь, сказала сама себе: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

В лисице уживались два несовместимых чувства — желание и разочарование. Высказанная ею критика была способом нейтрализовать этот дисбаланс и разрешить конфликт.

Люди подсознательно стремятся к внутренней согласованности. Противоречивость приводит к психологическому дискомфорту, поэтому человек избегает информации, которая не совпадает с его убеждениями и ценностями. Так он пытается сохранить душевное равновесие и быть счастливым.

В большинстве случаев люди стараются понизить свой когнитивный диссонанс одним из четырех способов:

Допустим, вы худеете и перед вами лежит пончик.

  1. Изменяют поведение: «Я не буду есть пончик».
  2. Обосновывают свое поведение, изменяя противоречивые мысли или добавляя новые: «Я могу есть пончик раз в неделю» или «Сейчас я съем пончик, а вечером схожу на пробежку, чтобы сжечь лишние калории».
  3. Изменяют самооценку или ценности, уменьшают или преувеличивают их важность: «Да зачем мне пресс и плоский живот, жизнь коротка, и ей надо успеть насладиться».
  4. Игнорируют или отрицают информацию, которая противоречит существующим убеждениям: «Это некалорийный пончик, поэтому я его ем», или: «Я читал, что регулярное употребление пончиков полезно для здоровья».

Как использовать когнитивный диссонанс в дизайне и маркетинге


Прежде чем соотнести когнитивный диссонанс и маркетинг, важно понять, что, столкнувшись с когнитивным диссонансом, люди хотят сделать что-то, чтобы уменьшить внутренний конфликт, который они чувствуют.

Вернемся к примеру с пончиком. Кафе может ввести в меню действительно низкокалорийный продукт или сделать акцент на том, что в нем содержатся натуральные и полезные ингредиенты, чтобы уменьшить вину сидящего на диете.


Задача маркетолога — уменьшить диссонанс пользователей. Если вы уверяете, что ваш продукт прост в использовании, но при этом на сайте трудно ориентироваться, посетители начнут сомневаться в обещанной простоте продукта.
Помните: любая несогласованность в вашем дизайне и маркетинге увеличивает диссонанс.

Хорошие способы использования когнитивного диссонанса


Когнитивный диссонанс может быть инструментом убеждения. Зачастую его используют в виде техники Foot-in-the-Door (в переводе с английского — нога в дверном проеме). Ее суть заключается в снижении сопротивления пользователя путем постепенного усложнения поставленной перед ним задачи.

Представьте, что вы работаете над онбордингом для своего продукта. Перед тем, как просить пользователей о большой услуге (стать платящим клиентом), сначала попросите их о настолько маленькой услуге (бесплатно зарегистрироваться в один клик), что они, скорее всего, исполнят вашу просьбу.

Как только они «ступили за дверь», вы, подождав немного, можете попросить их о более крупной услуге. В конце концов, вы сможете побудить их стать платящим пользователем вашего продукта.

Как еще можно использовать этот принцип в маркетинге:

  • Скидка на первую покупку. Помимо магнетического воздействия слова “скидка”, здесь включается и техника Foot-in-the-Door. Скидка может быть очень большой, а купить за скромные деньги совсем несложно. Первый шаг состоялся, и дальше человеку можно предложить товар за большую цену.
  • Продуктовые линейки. Предложение в целом интересует клиента, но купить сразу дорогой продукт – страшно. А вот купить что-то недорогое (или получить бесплатно) человек может сразу. Затем могут следовать покупки более дорогих товаров, и при хорошем качестве многие покупатели доберутся и до сегмента с максимальными ценами.

На Фотостране мы активно используем этот прием. Предлагаем пользователям забрать бесплатный подарок:

А чуть позже, купить набор со скидкой:

  • Продвигай дешевый товар, а продавай прибыльный. Так делают магазины Икеа, выпуская билборды и листовки со стаканами и полотенцами практически по себестоимости. Но, приехав в магазин за стаканами, почти каждый посетитель выходит с тележкой, нагруженной товарами с высокой маржой.

Зачастую люди регистрируются на бесплатные сервисы потому, что им это навязали, а не потому, что это было им необходимо. Тут и появляется маленький когнитивный диссонанс, который люди пытаются нейтрализовать с помощью одного из четырех названных способов.

Используя технику Foot-in-the-Door, вы повышаете вероятность того, что кто-то исполнит вашу просьбу. Важно при этом не быть чересчур настойчивым, потому что пользователь от вас отвернется. Чрезвычайно важно дать людям время отдохнуть и разобраться в своих мыслях, если вы хотите, чтобы это техника оказалась эффективной.

Дело в том, что при выполнении действия в первый раз в сознании человека формируется определенная модель поведения, к который он прибегнет при следующем идентичном призыве к действию.

Каждый раз, когда вы просите пользователя об услуге, вы создаете маленький когнитивный диссонанс, который пропорционален масштабу услуги. Именно поэтому продукту нужен такой дизайн, чтобы у пользователя было время на то, чтобы самому разобраться с когнитивным диссонансом.

Представьте мысли пользователя после бесплатной регистрации: «Зачем я подписался на этот продукт? Я думаю, он может быть полезен мне… Мне кажется, что он мне нравится». Теперь самое время попросить о другой маленькой услуге, затем выдержать паузу и продолжать.

Чем больше услуг оказал пользователь, тем крупней может быть ваша следующая просьба. Побуждая людей инвестировать в ваш продукт, вы создаете доверие и зависимость.

С помощью когнитивного диссонанса вы можете превратить пользователей в лояльную аудиторию. Но это возможно только в том случае, если вы используете диссонанс грамотно. Не будьте назойливы и убеждайте пользователей так, чтобы взаимодействие с вашим продуктом доставляло им удовольствие.

habr.com

Добавить комментарий