Урок РКСЭ «Светская этика» на тему «Дружба и порядочность». 4-й класс
Учебный предмет “Основы светской этики”, 4 класс.
Цель: Формирование у обучающихся представлений о понятиях “Дружба и порядочность” как важнейшие нравственные ценности.
Задачи.
- Определить понятие “дружба”, “друг”, “приятель”, “товарищ”, “порядочность”; правил дружбы и т.д.
- Содействовать воспитанию таких положительных качеств, как умение дружить; дорожить дружбой.
- Развивать коммуникативные способности и аргументированно отстаивать свою точку зрения; способствовать сплочению класса – дружбе.
Основные средства наглядности: Презентация.
Ожидаемые результаты: На данном уроке проходит работа в группах, которая даёт представление о дружбе как важнейшей нравственной ценности. Развиваются коммуникативные навыки через совместную работу и принятие решений. Домашнее задание дано с учётом индивидуальных особенностей детей.
Глоссарий: Дружба, Порядочность, Бескорыстие, Друг, Приятель, Товарищ.
Ход урока
I. Установка. Мотивация.
1. Организационный момент.
2. Обсуждение результатов домашнего задания
– Какие добрые дела совершали в течение недели?
– Какие добрые дела совершали окружающие по отношению к вам?
II. Определение темы урока и задачи урока.
1. Чтение учителем притчи:
Светлячок Солнце садилось. По полянке бежали зеленые волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок – маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни.
– Ну, как? – деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.
– Красиво… – сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.
– Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, – фальшивил светлячок,
придумывая все новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть,
смотря в сторону остатков уходящего солнца. Светлячок до утра пел мальчику, а на
рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы
похвастаться известным гостем – бриллиантовым светлячком. Светлячок
пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое
время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а
потом исчезал. Они были знакомы уже целый год. Время шло, безжалостно пожирая
минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и
перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы
красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: “Чего вы тут глазеете, слепые что ли?
Он же тускл, как кусок стекла”. Один сказал… Друзей больше не было, в гости не
звали, им не восхищались, а кто-то еще и сказал, что слуха у него нет. В
отчаянии побрел светлячок куда глаза глядят. И прибрел, на свое удивление, все
на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошел к нему и вздохнул.
– Что случилось? Я так по тебе соскучился.
– А разве ты не видишь?
– Нет, – честно ответил мальчик.
– Ну, и ладно, – сказал светлячок.
– Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.
– Что? – удивился светлячок.
– Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво
описываешь природу, небо, солнце, траву… Вот бы хоть разок взглянуть на это. И
только тут до светлячка дошло, что мальчик слепой и ему все равно, блестит он
или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже
без блеска. Он ему нужен!
– А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.
– Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.
2. Определение темы и задач урока.
Тема. Дружба. Что это? Друг. Кто он? Качества дружбы.
Задачи.
Определить особенности дружбы как особенного вида отношений людей.
Сформулировать правила дружбы.
(Тема и задачи урока записаны на доске.)
III. Основная часть. (Информационно-аналитический.)
IV.
1. Мозговой штурм (работа в малых группах). Составление “Древа предсказаний “Дружба – это….”
2. Обсуждение проектов, выводы. Слово учителя. (Презентация. Слайды “Дружба – это….”.) (Презентация. Слайды 1–6)
3. Назовите синонимы к слову “Дружба” (Друг, приятель, товарищ…)
Обсудить, как дети понимают эти понятия, дать определения к понятиям. Закрепить по материалу учебника (с. 64–65). (Слайд 7)
4. Игра “Ромашка”. (Работа в парах.)
На лепестках ромашки предложите, пожалуйста, качества, которыми должна обладать “Дружба”. (Взаимное доверие, честность, привязанность, общность интересов, духовная близость, взаимная симпатия, бескорыстность, избирательность, порядочность…)
Обсуждение каждого качества, и дать понятие “Бескорыстие” и “Порядочность” (учебник с. 64).
5. Самостоятельная работа.
– А теперь обсудим, что мешает дружбе и даже ведет к её потере, а что помогает сохранить дружбу. (Первая группа, каждый ученик записывает причины размолвки, а вторая группа – причины сохранения дружбы…)
Через определенное время каждый по очереди называют, а учитель записывает на доске в 2 столбика: 1 ст. Мешает…. 2 ст. Помогает…
Физкультминутка. (Дети выполняют в парах.)
Ты дрозд и я дрозд (Показывают.)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга. (Обнимаются.)
Проектная работа. Дети в группах пытаются составить Законы (правила) дружбы. Защита проектов. (Слайды 9–10)
V. Закрепление.
Вопросы и задания для обучающихся.
– Что такое дружба? Есть ли у вас друг? Почему вы считаете его другом? Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?
Рефлексия.
– В чём смысл такой черты дружбы как избирательность? Прочитайте пословицу,
которая иллюстрирует эту черту.
– Как текст толкует такую черту как бескорыстность? Какая из названных пословиц
иллюстрирует данную черту? (Слайд 8)
- Друга иметь – себя не жалеть.
- Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен.
- Своих друзей наживай, а отцовских не теряй.
- Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
- Друг познаётся на рати да при беде
- Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
– Кого выбрать себе в друзья? Какой совет тебе даёт учебник? Прочитай.
– Какая черта Дружбы прослеживается в этом мультфильме? (Просмотр мультфильма
“Просто так…)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Беседа. (Слайды 11–16)
– Что такое Дружба?
Спросила я у птицы.
– Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
– Что такое Дружба? –
– Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
– Дружба – что такое?
– Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и взрослые, и дети!
Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями – себе, другу, классу. Мы их откроем на следующем уроке. (На последнем этапе урока звучит фрагмент песни “Дружба – это не работа…” – Презентация. )
VII. Домашнее задание (на выбор).
1. Подберите пословицы о дружбе.
2. Расспросить родителей о значении для них в жизни дружбы
3. Найти пословицы и поговорки разных народов мира о дружбе
4. Написать сочинение на тему “Кого я могу назвать настоящим другом…”
5. Придумать и нарисовать символ дружбы
(Возможна другая концовка урока…)
– Какую цель ставили перед собой?
– Достигли ли вы цели?
– Оцените свою работу.
– Помните, в начале урока вы сказали, что у вас хорошее настроение. Теперь вы
поняли почему? (Мы пришли на урок получать новые знания.)
(Всем детям раздаю маленькие солнышки.)
– Пусть эти солнышки дарят вам свет, который увидят ваши…….(глаза).
Под солнышком будут петь птицы, пение которых услышат ваши …….. (уши).
Распустятся цветы, их ароматы вы почувствуете………(носом).
Созреют ягоды, вкус которых вам поможет распознать ………….(язык).
Тепло этого солнышка вы почувствуете………. .(кожей).
– И глядя на это солнышко, вы вспомните своих друзей, которые с нетерпением ждут вас здесь каждое утро. Спасибо всем за урок.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья:….
Дети говорят друг другу добрые пожелания.
(Рефлексия со стороны учителя?)
Дружба и порядочность
о
т
а
б
о
р
1. Д
р
й
н
о
ы
2 . б
о
л
д
г
а
р
д
3.м
о
с
т
ь
у
4. н
т
ь
е
ж
о
с
н
р
ы
й
е
е
ж
л
и
в
5. б
т
н
ы
й
у
6. а
к
к
р
а
1. Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям.
2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого.
3. Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы.
4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать его в голосе.
5. Так называют экономного человека.
6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего
порядок, выполняющего все старательно и точно.
Зачем дружба нужна людям?
Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры в друг друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.
Д оверие
Р адость
У важение
Ж елание
Б орьба
А ктивность
Притча «Бог Дружбы»
Жил был на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог счастья, бог богатства и бог дружбы. Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, боги посетили его, и сказали: – Человек ты достиг желаемого и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой. Человек задумался, и ответил: – Пусть со мной останется бог дружбы, – сказал человек и лег спать. Наутро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех богов. Человек удивленно спросил: – Почему Вы все остались. – Потому, что ты оставил рядом с собой бога дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, – ответили ему боги.
? В чем смысл притчи?
Чему должна нас научить эта притча? Что наиболее ценно в жизни по мнению авторов?
Бескорыстие – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.
Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим поступкам.
Что мешает дружбе?
Что помогает сохранить дружбу?
Помогает дружбе
Бескорыстие
Мешает дружбе
Вспыльчивость
Доверие
Глупость
Интерес
Зависимость
Искренность
Зависть
Милосердие
Корыстолюбие
Надежность
Ложь
Равноправие
Ненадежность
Свобода
Обман
Симпатия
Предательство
Честность
Хитрость
Правила дружбы
- Не оставляй друга в беде
- Помогай другу во всём
- Будь верным в дружбе, верь в друга
- Будь требовательным к дружбе
- Не обманывай друга
- Умей уступать другу
- Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось
- Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось
- Не смейся над недостатками друга
- Останови друга, если он делает что-то плохое
- Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику
- Умей признавать свои ошибки, помириться с другом
Задание: Подобрать пословицу по ключевым словам
- … – ищи , а нашел – …
- Не имей … … , а имей … ….
- Человек без …… , что дерево без ….
- … – как стекло разобьешь – не ….
- Недруг поддакивает, а …спорит.
? О каких секретах дружбы говорится в пословицах?
Если с другом вышел в путь…
Приятель-это близкий и дружески расположенный знакомый.
- Друг — это человек, который связан с тобой дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.
- Товарищ-человек, близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни
В.Осеева «До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили вместе в школу. Один раз когда девочки шли по улице начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.
-Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
-Я не могу, я промокну! – загнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша. В школе учительница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе!
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
-Так вы могли бы укрыться одним плащом,- сказала учительница и , взглянув на Машу, покачала головой.
-Видно ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
ПОГОВОРКИ и ПОСЛОВИЦЫ:
- «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»
- « Взаимное доверие — основа дружбы».
- « Человек без друзей, что дерево без корней».
- « Старый друг, лучше новых двух».
- «Настоящая дружба не знает зависти».
- «Не богатство друг, а друг-богатство».
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ:
« Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким ».
А теперь давайте поиграем в игру «Собери пословицы». Наши пословицы случайно рассыпались! И сейчас их нужно собрать. Давайте найдем начало каждой фразы.
Нет друга – ищи,
Скажи мне кто твой друг,
Человек без друзей,
Дружба крепка не лестью,
Дружба как стекло:
что дерево без корней.
а нашел — береги. а правдой и честью. разобьешь — не сложишь. в беде. и я скажу, кто ты
О дружбе и порядочности » Minden Times
Это была неделя вдумчивых воспоминаний и теплых дань памяти Джорджу Бушу-старшему, 41-му президенту Соединенных Штатов, который умер в прошлую пятницу.
Как и все мировые или местные лидеры, Буш получил свою долю заслуг и порицания и оставил в наследство черты характера, которым можно следовать или игнорировать. Для меня ключевой урок Буша заключается в том, что важно поддерживать дружеские отношения.
Долгая дружба Буша с Джеймсом Бейкером, его госсекретарем и главой администрации Белого дома, документально подтверждена как дружба, которая приносила пользу как мужчинам, так и их миссии.
Было много других дружеских отношений, не так хорошо задокументированных, но, безусловно, отражающих то, как дружба делает нас лучше и помогает нам достичь того, чего мы должны достичь. Одним из примеров является 30-летняя дружба между Бушем и Брайаном Малруни, нашим бывшим премьер-министром.
Двое мужчин установили связь, которая, по словам Малруни, помогла реализовать политику, важную для канадцев, включая Североамериканское соглашение о свободной торговле и Соглашение между США и Канадой о кислотных дождях.
Буш дружил не только с людьми, которые относились к вещам так же, как и он. Он был близок с Биллом Клинтоном, политической противоположностью, который отказал ему во втором президентском сроке. Некоторые наблюдатели говорят, что демократ Клинтон очень уважал человека, которого он победил, а республиканец Буш относился к Клинтону как к сыну.
Дружба дает людям возможность учиться друг у друга. Арнольд Шварценеггер, бывший губернатор Калифорнии и кинозвезда, вспоминает, что его дружба с Бушем научила его «хорошей стороне политики: можно перейти проход и поговорить с другой стороной».
Буш также был примером того, как обычная порядочность позволяет человеку дружить с людьми, которые тебя критикуют, а иногда и ранят.
Морин Дауд, журналист New York Times , на этой неделе рассказала о своей маловероятной дружбе с Бушем, несмотря на несколько жестких статей, которые она написала о его президентстве и президентстве его сына Джорджа.
Бушу не нравились некоторые вещи, написанные в New York Times , но, казалось, он всегда понимал отношения между прессой и людьми у власти. Он никогда не считал СМИ врагом народа.
Дауд рассказал, что однажды написал ей записку, в которой характеризует его отношение к прессе и то, что дружба была важной частью его характера.
«Скажи так», — говорится в его записке. «Я оставляю за собой право ныть, чтобы не читать, чтобы использовать ненормативную лексику, но если вам когда-нибудь будет действительно больно или если вы когда-нибудь действительно огорчитесь и вам понадобится плечо, чтобы выплакаться, или просто нужен друг — позвоните мне. Я буду рядом с тобой. Я не подведу тебя. А теперь иди и сними с меня трусики. Когда вы это сделаете, я могу просто отменить свою подписку».
Буш был классическим примером того, как строить дружеские отношения и управлять ими. Уважайте друзей, их время, их пространство, их идеи и их мнения. Вы не обязаны соглашаться с ними, но не манипулируйте ими и не будьте нечестными.
Быть честным всегда лучший способ поступать правильно, как бы это ни было больно. Буш показал это в письме 1995 года в Национальную стрелковую ассоциацию (NRA), членом которой он был пожизненно.
Уэйн Лапьер, глава NRA, написал подлое письмо президенту Клинтону, в котором осуждал 10-летний запрет его администрации на некоторые виды полуавтоматического штурмового оружия (срок действия запрета истек в 2004 году). В нем говорилось, что «запрет дает правительственным головорезам в высоких сапогах больше власти, чтобы отнять наши конституционные права, вломиться в наши двери, захватить наше оружие, уничтожить нашу собственность и даже ранить или убить нас».
Охотник, владелец оружия Буша, а затем пенсионер из Хьюстона, написал Лапьеру, что письмо NRA оскорбляет «чувство порядочности и чести» и «косвенно клевещет на широкий круг сотрудников государственных правоохранительных органов, которые днем и ночью кладут свои жизни на очередь для всех нас».
В письме говорилось, что он отказывается от своего пожизненного членства в NRA.
Времена иногда меняются не в лучшую сторону. Но Джордж Буш-старший никогда не забывал совет Эзопа, древнегреческого сказочника, который написал (личные местоимения изменены, чтобы отразить наше время):
«Человек известен по компании, которую он или она держит».
Email: [email protected]
Profile: http://www. amazon.com/-/e/B001K8FY3Y
Common Decency in Friendships with Mark Vonnegut and Madeline Zielinski
Trigger Warning: этот блог посвящен самоубийствам и другим проблемам психического здоровья.
Одна из наших сотрудниц вспоминает, как присутствовала на речи о психическом здоровье, произнесенной выпускницей ее женского общества. Две вещи, сказанные во время этой речи, запомнились ей. Один из них: «Каждый человек имеет психическое здоровье». Другой: «Некоторые из вас могут не знать никого с психическими заболеваниями». Идея докладчика заключалась не в том, что люди не знакомы с людьми с плохим психическим здоровьем, а в том, что они знают этих людей, но не осознают этого.
Если не обращать внимания, можно легко не заметить психическое заболевание. Вместо того, чтобы вмешиваться, когда уже слишком поздно — когда близкие уже пытались покончить с собой, перенесли тяжелые приступы паники, оказались в психиатрических больницах — мы все должны внимательно следить за появлением первых признаков этих заболеваний. У каждого есть психическое здоровье, поэтому каждый может испытывать плохое психическое здоровье. Мы как друзья обязаны проверять друг друга и даже самих себя.
Доктор Марк Воннегут, сын Курта Воннегута, сказал, что мы не должны ждать, пока общество начнет бороться с психическими заболеваниями, а должны действовать сами.
«На самом деле разница заключается в маленьких действиях», — сказал Марк Воннегут. «[Каждый должен] быть лучшим другом для человека, у которого есть симптомы».
Марк Воннегут, педиатр и автор двух мемуаров о психических заболеваниях ( The Eden Express и Точно так же, как кто-то без психических заболеваний, только в большей степени ), вспоминает попытку самоубийства своего отца в 1984 году, о которой Курт Воннегут впоследствии редко упоминал. В отличие от врачей психиатрической больницы, где находился Курт Воннегут, Марк Воннегут никогда не думал, что депрессией страдает его отец.
«На полу не должно быть больше [таблеток], чем их в вашем теле», — сказал Марк Воннегут о попытке самоубийства. Он сказал Курту Воннегуту: «Папа, я думаю, что ты делаешь довольно паршивую работу, изображая кого-то с психическим заболеванием, которого у тебя нет».
Марк Воннегут считал, что его отец страдал не от клинической депрессии, а от посттравматического стрессового расстройства, вызванного его службой в армии США во время Второй мировой войны. Опыт Курта Воннегута в качестве военнопленного в Дрездене, Германия, вдохновил его на создание самой известной книги «9».0078 Бойня номер пять .
Обсуждение этой проблемы с другими людьми, у которых были такие же проблемы, особенно с другими ветеранами войны, помогло бы Курту Воннегуту пережить то, что с ним произошло, более здоровым образом, сказал Марк Воннегут.
Такие дискуссии о психическом здоровье не могут начинаться слишком рано.
«Психическое здоровье очень важно, когда вы развиваетесь, так же, как важно правильно питаться», — сказала Мадлен Зелински, сотрудница молодежной организации Youth MOVE National.
Зелински примет участие в мероприятии в декабре этого года в Музее и библиотеке Курта Воннегута, предлагая тренировку суицидальной готовности. Эта сессия, являющаяся частью программы KVML «Больше не одиночества», ориентированной на осведомленность о психическом здоровье, научит участников тому, как правильно распознавать признаки суицидальных мыслей, обращаться к людям, у которых проявляются симптомы, и связывать их с ресурсами, чтобы обеспечить их безопасность.
По словам Зелински, самая большая ошибка, которую люди совершают, пытаясь связаться с друзьями, борющимися с суицидальными мыслями или проблемами психического здоровья, заключается в том, как они сначала спрашивают о здоровье своих друзей.
«Им неудобно говорить «самоубийство», — сказал Зелински. «(Называя это] «делать что-то глупое» или «наносить себе вред». . . это недопустимые способы спросить. Вы обесцениваете их чувства».
Большинство людей с суицидальными мыслями, по словам Зелински, думают о самоубийстве как о способе прекратить свою боль. Если кто-то спросит их, думают ли они о том, чтобы «навредить себе», они обычно ответят «нет». По этой причине очень важно спрашивать прямо и ясно.
И Зелински, и Марк Воннегут согласны с тем, что психические заболевания так же опасны, как и физические. Однако Марк Воннегут считает, что диагностика и лечение психических заболеваний должны быть обязанностью медицинских работников, а не друзей и родственников психически больных. Семья и друзья должны просто протянуть руку и помочь своим близким, когда это необходимо.
«Если у кого-то есть желание сделать что-то хорошее. . . все это поможет выбросить людей из головы, — сказал Марк Воннегут. — Психическое заболевание означает, что ваша внутренняя жизнь — плохой район, и вы не должны идти туда в одиночку».
Зелински подчеркнул важность регулярной проверки друзей, которые испытывают проблемы с психическим здоровьем.
«Даже если они не говорят, что [страдают]», — сказал Зелински, — «свяжитесь с ними завтра или на следующей неделе и скажите: «Я думаю о вас. Как дела?»
У каждого человека есть психическое здоровье. Это означает, что психическое здоровье каждого должно быть сохранено.