Дом дерево человек интерпретация психология – Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» Дж. Бака

Содержание

Дом, дерево, человек

Дом, дерево, человек

Этот тест является одним из самых распространённых проективных методов исследования личности индивидуума. Преимущества данной методики заключается в том, что она позволяет провести глубокий анализ и получить наиболее полный результат, а не сведения лишь о некоторых особенностях внутреннего мира испытуемого.

Возьмите лист бумаги и цветные карандаши. Если под рукой кроме простого другого нет, ничего страшного. Только не используйте фломастеры и ручки, у Вас должна быть возможность корректировать рисунок. Изобразите на листе дом, дерево и человека так, как Вам хочется. Любой формы, размера и вида. Не спешите, как закончите, ответьте на вопросы теста на нашем сайте, и Вы получите полную картину Вашей личности. Возможно, для Вас откроются совершенно новые особенности подсознания, о которых Вы даже не задумывались!

Кому подойдёт эта методика?

Изначально, этот тест применялся для изучения работоспособности трудящихся на производстве. Позднее последователи Дж. Бука, автора методики, смогли адаптировать её для более широкого круга исследуемых.

Не трудно догадаться, что это отличный способ психодиагностики для ребёнка, если он уже достиг трёх или четырёхлетнего возраста. Просто дайте ему необходимые материалы, попросите нарисовать описанные выше объекты и оставьте на некоторое время. Его рисунок позволит оценить личностные качества, уровень умственного развития и социализации в кругу сверстников.

Метод так же очень информативен и для взрослых. Психологи проводят исследования с его помощью не только индивидуально, но и в группах.

Ключи

Дом, дерево, человек

Дом

  • старый, развалившийся – иногда, оценка самого себя;
  • вдали — отверженность;
  • вблизи — означает открытость и гостеприимность;
  • изображение проекции сверху — серьезный конфликт;
  • разные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина дома. Отказ от культурных стандартов;
  • ставни на окнах закрыты – индивид умеет приспосабливаться в межличностных отношениях;
  • ступеньки, ведущие в стену без дверей — конфликт, не позволяющий адекватно оценивать реальность. Замкнутость.

Человек

Голова

  • большая – субъект придает большое значение мыслительной деятельности;
  • маленькая – интеллектуальная неадекватность;
  • нечеткая прорисовка головы — застенчивость;
  • прорисовывается в последнюю очередь — межличностный конфликт;
  • большая у фигуры противоположенного пола – индивид наделяет противоположный пол превосходством;
  • подчеркнутая шея — потребность в защите;
  • крупная — осознание телесных импульсов, стремление к их контролю;
  • длинная тонкая — регрессия;
  • толстая короткая — уступки своим слабостям и желаниям.

Плечи

  • чрезмерно крупные — озабоченность силой и властью;
  • мелкие — ощущение ничтожности;
  • слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности;
  • покатые — отчаяние, чувство вины, недостаток энергии;
  • широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище

  • угловатое или квадратное — мужественность;
  • слишком крупное – неосознанно неудовлетворенные потребности;
  • ненормально маленькое — чувство малозначительности.

Лицо

  • акцентировано — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом;
  • подбородок слишком подчеркнут — потребность доминировать;
  • слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности;
  • уши акцентированы — возможны слуховые галлюцинации. Чувствительность к критике;
  • слишком маленькие — стремление не принимать критику;
  • глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий;
  • пустые глазницы — враждебность;
  • глаза выпучены — грубость;
  • маленькие — погруженность в себя;
  • подведенные — черствость;
  • длинные ресницы — кокетливость, склонность демонстрировать себя;
  • полные губы на лице мужчины — женственность;
  • рот клоуна — вынужденная приветливость, неискренность;
  • нос широкий, выдающийся, с горбинкой — ироничность;
  • акцентированные ноздри — примитивная агрессия;
  • зубы четко прорисованы – агрессия;
  • брови редкие, короткие — презрение;
  • волосы — признак мужественности, зрелости и стремления к ней;
  • сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышлением или воображением;
  • не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – наличие враждебных чувств.

Руки

  • большой размах – стремление к активным действиям;
  • длинные и мускулистые — стремление к физической силе, как к компенсации;
  • слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления;
  • расслабленные и гибкие — приспособляемость при взаимодействии с людьми;
  • напряженные и прижаты к телу — неповоротливость;
  • очень короткие — отсутствие стремлений, чувство неадекватности;
  • отсутствие — чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Ноги

  • непропорционально длинные — сильное стремление к независимости;
  • широко расставлены – чувство незащищенности у индивидуума или открытое неподчинение;
  • отсутствуют — замкнутость; акцентированы — признак грубости и черствости;
  • слишком короткие — чувство физической и психологической неловкости;
  • ступни не изображены — замкнутость;
  • непропорционально длинные — потребность в безопасности или демонстрации мужества;
  • непропорционально мелкие — скованность, зависимость.

Дерево

  • круглая крона — эмоциональность;
  • круги в листве – стремление к успокаивающим событиям, ощущение разочарования;
  • листва из кривых линий — открытое восприятие окружающего;
  • ветви опущены — отказ от проявления усилий;
  • подняты — энтузиазм, стремление к власти;
  • в разные стороны — желание самоутвердиться;
  • суетливость и восприимчивость к окружающему;
  • выходят из одного участка на стволе – потребность в защите, норма для ребенка до семи лет;
  • нарисованы одной линией – попытки убежать от реальности, ее трансформации или приукрашивания;
  • пальма — стремление к перемене мест;
  • плакучая ива — недостаток энергии, поиск к твердой опоры и положительных контактов, возвращение к прошлому и опыту детства, трудности в принятии решений;
  • ствол из одной линии — нежелание реально смотреть на вещи;
  • нарисован тонкими линиями, а крона толстыми – индивидуум самоутверждается и свободно действует;
  • линии прямые – индивид ловкий и находчивый, не зацикливается на тревожащих факторах;
  • линии кривые – тревога и постоянные мысли о проблемах;
  • ветви не связаны со стволом — бегство от реального мира, мечтательность;
  • оторван от земли – слабая связь повседневной и духовной жизни;
  • расширяется к низу – стремление занять надежное положение в своем кругу;
  • сужается книзу — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры;
  • нарисовано два дерева – это может символизировать испытуемого и близкого ему человека;
  • много деревьев в одном рисунке – поведение ребенка, возможно, отказ от инструкции;
  • земля изображена одной чертой — сосредоточенность на цели;
  • изображена несколькими различными чертами – человек действует согласно своим правилам.
Тест дом, дерево, человек

Особенности интерпретации результатов

После завершения рисунка, исследователю необходимо выяснить значение необычных или отсутствие «обязательных» деталей на изображении. Что они значат для испытуемого, почему он расположил их именно таким образом. Эти элементы могут быть очень информативны при интерпретации.

К примеру, почему окна дома нарисованы с разбитыми стеклами или дерево с зазубринами или сломанными ветками. А так же, какое значение для тестируемого имеют другие необычные детали, свидетельствующие о разрушениях.

Как правило, сломанные или повреждённые ветви дерева, рубцы на его стволе, говорят о перенесённых психологических травмах в прошлом. Считается, что дерево олицетворяет период жизни респондента. Основание ствола отражает явления в раннем детстве, верхушка – настоящий возраст, соответственно, средняя часть дерева – промежуточные годы. На основании расположения повреждений и возраста индивида, можно примерно определить возраст, в котором произошло травмирующее событие.

Если сорокалетний исследуемый изобразил рубец примерно на середине ствола, то негативная ситуация могла предположительно произойти с ним в двадцатилетнем возрасте.

Земля символизирует реальность, так как тени, обычно, располагаются на земле, то они несут в себе большой объём информации о сознательном уровне личности тестируемого. Они могут символизировать чувство тревоги, свидетельствовать о наличие проблемы в недалеком прошлом или настоящем, которая препятствует нормальной интеллектуальной деятельности. Наличие рассеянности подтвердит ухудшение интеллектуальной работоспособности. Нужно так же обратить внимание, на какую поверхность подает тень.

Если на рисунке предметы отбрасывают тень, значит, должно быть изображено и солнце. Но про него, обычно, забывают, что так же имеет определенное качественное значение.

Необходимо выяснить, почему отсутствуют привычные детали, такие как окна, двери, дымоход, ветви у дерева или какие – то части тела у человека и тому подобное. В случае, если у индивида не предполагается умственная отсталость, то эти особенности его иллюстрации значимы при интерпретации.

Если на изображении наблюдается нестандартное размещение объектов относительно друг друга, то необходимо выяснить, с чем это связано. Например, почему нарисован покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево или дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек.

Правая часть дерева — это будущее, левая — прошлое, то же самое, хотя и не настолько определенно, можно сказать и о значении дома на рисунке. Исследователю необходимо попытаться установить причины любого нестандартного расположения рук или ног нарисованного человечка. Если он изображен в профиль, так, что его можно рассмотреть только с одной стороны, а признаки существования другой отсутствуют, исследователю необходимо попросить респондента рассказать, как расположена невидимая рука; держит ли человечек что–нибудь в ней, что он этой рукой делает.

Пройдите тест «Дом, дерево, человек» прямо сейчас!

Прохождение данного теста на нашем сайте не потребует от вас ни регистрации, ни каких-либо других дополнительных действий!

Изображение в шапке — Ivan Knyazev (модель — Aisu)

testometrika.com

» Как лучше узнать ребёнка с помощью методики «Дом, дерево, человек»?

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Характеристика психологической методики «Дом, дерево, человек

Каждый человек — отдельная определённая личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже и яснее проступают его самобытные черты.

Валерий Брюсов, русский поэт, прозаик и драматург

 

Проективный тест для получения характеристик личности «Дом, дерево, человек» был предложен в конце 40-х годов ХХ века американским нейропсихологом Дж. Буком. Первоначально он использовался для исследования пределов работоспособности индивида на производстве, а также для определения особенностей его взаимоотношений с коллективом, что на тот момент было наиболее важным. Однако со временем последователи Бука адаптировали эту методику для детей, а также несколько упростили процедуру проведения диагностики. Целями исследования является оценка:

  • личностных качеств испытуемого;
  • уровня умственного развития;
  • социализации в кругу сверстников (особенно важно для малышей, которые поступают в детский сад).

Что касается возраста испытуемых, то впервые тест можно проводить с ребёнком после достижения им 3–4 лет, когда у малыша уже будут сформированы элементарные представления о правилах изображения объектов.

Правильное проведение проективного рисуночного теста

Ребёнок не должен испытывать ни физического, ни морального неудобства в процессе работы над тестом

Работа может проводиться и в группе, и индивидуально. Единственный нюанс состоит в том, что если приём реализуется в коллективе, то в объединении не должно быть более 4 человек. К слову, многие психологи отстаивают свою позицию относительно того, что наиболее подходящая форма работы всё же индивидуальная, так как в этом случае у экспериментатора появляется возможность задать какие-то наводящие вопросы.

Для работы испытуемый получает лист бумаги А4 и твёрдо-мягкий карандаш, чтобы в дальнейшем можно было оценить силу давления на лист. Алгоритм проведения диагностики таков:

  1. Экспериментатор на своё усмотрение определяет, какая модель проведения более продуктивна. Первая: ребёнок выдаётся согнутый в виде гармошки трижды лист (обычно это используется с детьми помладше). Каждый объект в этом случае будет изображаться на отдельных разворотах. Вторая модель: позволить испытуемому расположить все три иллюстрации на ровной бумаге (в этом случае для интерпретации появляется несколько новых и важных аспектов — удалённость конкретного объекта, нажим и так далее).
  2. Затем взрослый рекомендует: «Нарисуй дом, дерево и человека такими, как ты хочешь».
  3. В процессе выполнения задания организатор теста должен фиксировать все замечания, состояния и другие внешние проявления испытуемого. Особенно важным такое наблюдение будет для психолога на тот случай, если у испытуемого обнаружатся отклонения.
  4. После завершения работы над рисунком проводится индивидуальная беседа. Взрослый может попросить ребёнка объяснить, кого он нарисовал, а также узнать, в хорошем ли персонаж настроении, что влияет на его самочувствие и чем изображённый персонаж нравится испытуемому больше всего.

Время проведения теста ограничено лишь формально — 20–30 минут. Обычно дети справляются с поставленной задачей быстрее.

Для объективного анализа экспериментатор должен внимательно наблюдать за всеми проявлениями ребёнка в процессе рисования

Обработка и расшифровка результатов ребёнка

Подсчёт и анализ баллов

Прежде всего, экспериментатор должен оценить симптомокомплексы личности испытуемого. Для этого каждый из 8 синдромов оценивается по пунктам от 0 до 3 баллов (0 — элемент не выделен, 1 — признак проявляется частично, 2 — симптом выявляется наполовину, 3 — полное совпадение).

Максимально возможные баллы:

  1. Незащищенность — 32.
  2. Тревожность — 33.
  3. Недоверие к себе — 8.
  4. Чувство полноценности — 16.
  5. Враждебность — 15.
  6. Конфликтность, фрустация — 23.
  7. Трудности общения — 18.
  8. Депрессивность — 10.

Если результат по каждому показателю превышает 50% от возможного количества баллов, то это говорит о том, что ребёнок нуждается в профессиональной помощи психолога и в подборе коррекционной программы. Нормой считается сумма набранных очков от нуля до четверти от каждого максимального значения.

Толкование особенностей рисования

Ни одна деталь в процессе анализа рисунка не может быть лишней. Вот на какие нюансы стоит обратить внимание при рассматривании изображения и толковании поведения ребёнка:

Интерпретация ключевых объектов рисунка

Размеры объектов на рисунке показывают степень актуальности обозначаемого понятия для ребёнка

Дом
  • Если постройка старая, то испытуемый показывает неприятие самого себя.
  • Если дом расположен на переднем плане, то ребёнок гостеприимный, любит проводить время в кругу сверстников.
  • Ступеньки, ведущие к двери, выдают рациональность мышления «художника», а вот если они упираются в глухую стену, у испытуемого проблемы с установлением коммуникативного контакта.
  • Манера изображения стен указывает на способность контролировать ситуацию. Так, слишком толстые стены с чётким контуром — желание быть включённым во всё происходящее в реальном мире. А вот тонкие, почти незаметные контурные линии выдают противоположное: желание закрыться от реальности.
  • Труба символизирует теплоту и уют. Её отсутствием испытуемый показывает нехватку тепла. Водосточная труба — символ мнительности.
  • Искажение деталей дома выявляет враждебность испытуемого. То же самое можно сказать и об отсутствии или, наоборот, излишнем количестве дверей, окон и комнат. Чёткая линия, разграничивающая этажи помещения, свидетельствует о рациональном подходе к решению вопросов.
  • Особого внимания заслуживает анализ изображения дверей. Если в доме они не обозначены, то ребёнку сложно раскрыться перед другими людьми, близкими в том числе. Наличие только боковых говорит о желании испытуемого убежать от проблем, уступить. Обратите внимание и на порядок изображения элемента: дверь, дорисованная в последнюю очередь, говорит о нежелании общаться с людьми. Незапертая дверь — символ открытости. Чем больше размер этого предмета, тем более комфортно чувствует себя ребёнок в жизни. Замок свидетельствует о скрытности и враждебности по отношению к окружающим.
  • Хорошо прорисованная крыша — дань желанию быть защищённым. В старшем возрасте — проявление инфантилизма. Слишком большой навес указывает на то, что испытуемый живёт в своих фантазиях.
  • Наличие пристроек может указывать на обиды или злость в адрес человека, владеющего этим домом.
  • Здание в движении — показатель психофизических нарушений.
  • Прорисованный интерьер жилой комнаты показывает потребность в живом общении.
  • На отчуждённость и враждебность указывает отсутствие окон. На рисунках малышей часто можно заметить много проёмов. Это говорит о желании познавать мир любыми способами. Открытые ставни или занавески показывают тревожность испытуемого. Распахнутые настежь окна говорят о прямолинейности испытуемого. Замкнутые дети часто рисуют эти элементы с замками. Важно также обратить внимание на распределение проёмов. Если они сосредоточены на первом этаже, то ребёнок очень открыт; на втором — мир фантазий захватывает испытуемого сильнее, нежели реальный.
  • Если дорожка к дому изображена короткая, то испытуемый предпочитает одиночество, извилистая тропинка выдаёт творческую личность, а вот прямая — рационализатора, который всегда и во всём будет искать лёгкие пути. Но если тропа сужается к дому, то ребёнок на людях весел и общителен, а дома предпочитает «подзарядиться» в тишине.
Дерево
  • Листва. Округлая форма кроны указывает на излишнюю эмоциональность, а вот круглый рисунок листьев говорит о том, что ребёнок чувствует себя покинутым. Если листочки обозначены схематично, то это верный признак того, что испытуемый хочет закрыться людей. Если ребёнок нарисовал пальмовые листья, то он мечтает о путешествиях. Листья в виде сеточки — символ способности решать проблемы самостоятельно.
  • Опущенные ветки — признак нежелания прилагать усилия, а вот поднятые вверх, наоборот, показывают энтузиазм. В подростковом возрасте это ещё и жажда власти. Растопыренные в разные стороны ветки свидетельствуют о поиске путей самоутверждения, а вот у малышей такое расположение говорит о растерянности.
  • Хорошо прорисованная крона показывает экзальтированность, эмоциональность испытуемого.
  • Ствол. Если он прорисован одной линией, то испытуемый не хочет объективно смотреть на мир, предпочитая жить в иллюзорном мире. Кривой — показатель заторможенности. Вырванное из почвы дерево указывает на отсутствие у ребёнка контакта с окружающим миром. Когда ствол расширяется книзу, это говорит о том, что ребёнок ищет сочувствия и поддержки от близких.
  • Если на иллюстрации не одно, а два дерева, то, возможно, тестируемый таким образом показал себя и значимого для него взрослого (это требует уточнения в беседе).
  • Изображение земли одним штрихом показывает стремление к порядку, а несколькими — желание подчиняться только своим правилам. Последний вариант чаще всего наблюдается в иллюстрациях, сделанных детьми, которые заслуживают определения «послушные».
  • Небольшие корни символизируют любопытство, которое является движущей силой практически всех действий испытуемого. Две линии в качестве корней — это желание подавлять в себе какие-то проявления (не всегда плохие).
  • Симметричность растения показывает тягу испытуемого быть в гармонии с окружающим миром. Также это проявление того, что ребёнок колеблется в каком-то выборе.

Малыш изобразил несколько деревьев? Возможно, он просто не следует рекомендациям по выполнению теста или же у него есть признаки умственной отсталости. Однако это не касается ситуации, когда на рисунке появляется 2 дерева.

Человек

Обычно больше всего времени у детей уходит на изображение человека. Экспериментатору важно не перебивать и не отвлекать испытуемого во время этого процесса

  • Голова. Большой головой испытуемый показывает своё понимание концепта «умный человек», а также явно относит себя к этой категории. Маленькие головы, как символ интеллектуальной недоразвитости, рисуют дети в возрасте 9–16 лет, особенно имеющие проблемы в обучении. Также крошечная часть тела говорит о застенчивости ребёнка.
  • Шея. Длинная — стремление контролировать всё, что происходит вокруг. Обычно этот элемент присущ рисункам очень активных детей. Толстая и коротка свидетельствует об уступчивости.
  • Плечи. Широкие — признание власти силы над умом. Мелкие — символ ощущения собственной никчёмности, принижения своих достоинств. Покатый плечевой пояс — чувство вины перед близким человеком.
  • Туловище. Крупное говорит о недовольстве чем-либо, а маленькое — о собственной малоценности.
  • Выделенный подбородок показывает потребность испытуемого доминировать. Широкий рисуют обычно нерешительные ребята.
  • Редкие или слишком тонкие брови обычно изображают дети, относящиеся к действительности с большой долей скепсиса.
  • Большие уши рисуют те, кто с трудом переносит критику. Непропорционально маленькие — символ желания заглушить любые попытки повлиять на выбор или решение подростка. У малышей это не носит никакого символического значения.
  • Маленькие глаза показывают замкнутость ребёнка. Пышные ресницы часто рисуют дети 10–16 лет, так как в этом возрасте просыпается желание демонстрировать себя.
  • Широкая улыбка обозначает неискренность, вынужденную приветливость. Рот-чёрточка демонстрирует пассивное принятие жизни, у малышей это может быть связано с гиперопекой взрослых. Чётко нарисованные зубы присутствуют на картинках ребят, часто проявляющих агрессию.
  • Чем крупнее нос, тем более весёлый нрав у испытуемого. Акцент на ноздрях делают дети, склонные к демонстрации злобы.
  • Волосы и брови: чем больше заштрихованы эти элементы, тем сильнее проявления тревожности у испытуемого. Незакрашенная шевелюра, оформленная только контуром, говорит о враждебности ребёнка.
  • Чем длиннее руки, тем более амбициозный ребёнок тестируется. Конечности за спиной рисуют те, кто не умеет идти на компромисс. Руки на груди рисуют мнительные дети. Слишком плотно прижатыми к телу конечности представляют неуклюжие ребята, которые постоянно слышат в свой адрес подобный упрёк. Излишне крупные руки изображают импульсивные испытуемые. Если ребёнок вообще «забыл» про конечности, то, возможно, у него есть некоторые психоэмоциональные расстройства. Руки за спиной — это желание что-то скрыть. Отсутствие ладоней может быть признаком того, что испытуемый не чувствует материнской любви. Чем больше пальцев нарисовал ребёнок, тем больше в нём амбиций. Тонкие фаланги — символ враждебности. Примитивные костяшки символизируют чёрствость, местами даже агрессию. Если пальцев меньше пяти, то испытуемый, возможно, зависим от мнения взрослых и часто чувствует своё бессилие в решении тех или иных вопросов.
  • Если ребёнок начинает изображать человека с прорисовки ног, то «художник» к окружающим относится с долей робости. Неодинаковый размер этих конечностей говорит о стремлении к независимости. Акцент на ногах обычно делают испытуемые, склонные проявлять грубость. Отсутствие таких частей тела указывает на робость и замкнутость. Зависимость от авторитетных взрослых показывают непропорционально мелкие ступни. А, наоборот, слишком длинные выдают желание демонстрировать свою самостоятельность.
  • Если у фигуры виден затылок, то ребёнок стремится к замкнутости. Бегущий человек символизирует желание что-то скрыть. Фигура, показанная лишь очертаниями, говорит о нежелании иметь ничего общего с окружающими. Такая ситуация может возникнуть, если у ребёнка (чаще всего подростка) проблемы и с учёбой, и с установлением контактов со сверстниками.
  • Неуравновешенное в пространстве тело указывает на напряжение. Образ куклы — признание своей уступчивости. Если ребёнок нарисовал, например, Бабу Ягу, то у него явно враждебный настрой по отношению к женщинам. А вот клоун в подростковом возрасте — это символ самопрезрения.

Методика «Дом, дерево, человек» — полезное тестирование для специалиста в области психологии, работающего с детьми. Однако экспериментатору следует очень внимательно подходить к интерпретации результатов теста, подключая ещё и заметки, сделанные по ходу беседы с ребёнком, а также обращаясь к собственному опыту. Только в этом случае анализ может считаться объективным.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

paidagogos.com

Тест «Дом, дерево, человек»

тест дом дерево человек, тест дом дерево человек расшифровка, расшифровка теста дом дерево человек, психологический тест дом дерево человекДанный тест применяется для внутриличностной диагностики ребенка.

Тест впервые предложен Дж. Буком в 1948 г. Первоначально предполагалось рисовать все эти элементы отдельно, однако позже тест был модифицирован другим исследователем – Г. Берни. Он-то и предложил совместить все три объекта в одном рисунке, и именно в таком варианте психологи используют в настоящее время этот тест.

Цель данной методики:

— оценить личность исследуемого, уровень его развития, работоспособности и интеграции;

— получить данные, касающиеся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Для проведения диагностики нам понадобится лист бумаги формата А4, разноцветные карандаши, простой карандаш и ластик.

Инструкция для проведения тестирования:

Психолог. «Вам необходимо нарисовать дом, дерево и человека на предложенном листе бумаги настолько хорошо, насколько сможете. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится.»

Дополнение. На рисунке необходимо соблюдать определенное условие: человек должен быть нарисован в полный рост. Других ограничений в выборе размеров, образов и типов рисунка при проведении данной диагностики нет.

При проведении испытания психолог обязательно должен обратить внимание на такие детали в поведении испытуемого:

class=»eliadunit»>

— интервал времени с момента предоставления исследователем инструкции до момента, начала рисования;

— наличие и продолжительность пауз в процессе рисования;

— общее время, на рисование;

— в какой последовательности были изображены на рисунке ключевые элементы каждого рисунка (дома, дерева и человека).

— все комментарии (по возможности дословно), самопроизвольно сделанные исследуемым в процессе рисования;

— обратить внимание на любую эмоцию (даже самую незначительную) исследуемого в процессе выполнения теста, а затем связать это эмоциональное выражение с изображенной в этот момент деталью рисунка.

После выполнения рисунка необходимо провести опрос в соответствии с предложенным опросником.

Интерпретация теста дом дерево человек

Интерпретировать данную методику можно двумя путями: общий анализ рисунка и детальная расшифровка каждого элемента рисунка. Общий анализ предполагает

Тест полностью, его интерпретацию и подробную расшифровку каждого элемента можете скачать ниже.

В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что по паре тревожных признаков в данном тестировании нельзя судить полностью о проблемах личности.

psichologvsadu.ru

Проанализируйте рисунок дом-дерево-человек, пожалуйста) — Психология

Дополнение автора от 02.04.17 19:27:33
Хэллоу. Не понимаю, почему говорите, что рисунки должны быть на отдельных листках. Я не считаю, что обладаю недостоверной информацией, ибо интернет перенасыщен примерами именно таких рисунков. В том числе в программе «Человек-невидимка» психолог Мария Пугачева просит именно такую картинку (помимо других) и анализирует всё вместе. 
В этой же передаче обычно скрыт пол и возвраст, и его определяют по вот таким вот подсказкам.
но если так необходимо, сообщаю: возрастной диапазон 20-25. Я прикреплю скрин. явно не она первая придумала 
Собственно, убежденнсоть в том, что так рисунок должен состоять из трех компонентов, заставила меня их изобразить)

ранее я спрашивала могу ли я вообще предоставить рисунок и получить ответ, меня никто не предупреждал о необходимости дополнительных деталей http://www.liveexpert.ru/topic/view/2386245-esli-v-voprose-opublikovat-risunok-to-vi-smozhete-ego-proanalizirovat?f=myall&rtab=profile
сие творения было создано специально для психоанализа, это не сублимация и не просто творчество. Давно хотелось именно через рисунок получить анализ. Считаю, что многие тесты я обманываю, даже не специально. Там легко предугадать ответы, ведущие к определенному результату, а про рисунки я почти ничего не знаю. Ну, характер человека, некоторые текущие эмоц состояние и проблемы можно же считать.
был когда-то опыт консультации на этом сайте, кстати, тоже был нужен рисунок (другой), и там специалист не писал, что он хочет смотреть как я рисую и с какой мимикой (это я Лидии).

Дополнение автора от 02.04.17 21:45:51
Лидия, то, что вы написали не отменяет тот факт, что эти объекты могу быть нарисованы на одном листе и анализироваться совместно, а не как вы изначально указали. Скопировать правила психоаналитика из сети могу и я, не впечатлили. Я своим примером пыталась лишь сказать то, что у меня был опыт консультаций и сложившееся впечатления имеют реальные основания, а не взяты с потолка, даже если не все происходило по правилам.  А вот психолог, имя которой я так же указала в дополнении вполне свободно рассуждает о рисунках, не имея возможности видеть того, как происходил этот процесс, так что давайте не будем прикрываться предписаниями. С такой же позиции я могу сказать, что вся идея создания сайта, особенно режима вопрос — ответы очень далека от настоящей психологической консультации, каковой она должна являться, и вы, если так хорошо разбираетесь в правилах, должны об этом знать. 

www.liveexpert.ru

Расшифровка теста «Дом-дерево-человек»:

Методика 5: «Лесенка».

Цель: выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки 

Инструкция (групповой вариант) : У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант):  При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация:

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

Методика 6: «Мой герой».  Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать. Порядок исследования: данная методика может проводиться в нескольких вариантах:  1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно): — на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь? — есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему? — на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?  2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа.  3. Сочинение-рассказ (сказка) «Я хочу быть, как…»

Обработка результатов: При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.

Основные понятия курса.

Коррекция— совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.

Компенсация— процесс, направленный на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности и само принятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных аспектах жизни.

Интеграция (психологическая)— совместное обучение и воспитание

детей с отклонениями в развитии с нормально развивающимися детьми и подростками.

Абилитация— формирование личности с такими качествами и свойствами, которые позволили бы не просто интегрироваться в трудовую деятельность, но и налаживать продуктивные отношения с другими людьми.

Реабилитация— система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, лиц, перенесших заболевание.

Специальное образование— процесс обучения и воспитания детей

с особенностями психофизического развития, которое осуществляется в различных образовательных структурах и обеспечивающее образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию.

Психолого-педагогическое сопровождение— это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др.

Психологическая диагностика — область исследований, связанных с количественной оценкой и точным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно проверенных методов, дающих достоверную информацию о них.

Психологическое исследование— это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.

Психологическое заключение — краткая психологическая характеристика состояния развития ребенка на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.

Психическое развитие -процесс перехода количественных изменений в качественно новые характеристики. Развитие аномального ребенка отличается от развития соответствующего норме лишь качественным своеобразием, опорой на сохраненные функции организма. Развитие аномального ребенка в большей степени, чем у нормального ребенка зависит от обучения, таким образом, обучение и воспитание должны носить развивающий характер.

Психологическое консультирование— это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия.

ПМПК (комиссия)— психолого-медико-педагогическая комиссия -это консилиум специалистов, который вправе профессионально определить уровень развития ребенка, выявить отклонения и предложить тот или иной курс лечения и реабилитации.

ПМПК (консилиум)- призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий.

Экспертная деятельность – призвана рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий.

Коррекционно-развивающая работа— это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

Коррекционно-развивающая программа- документ, определяющий цель и содержание образования( воспитания), ориентированных на коррекцию и развитие личностных сфер ребенка.

Психическое недоразвитие— общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

Задержка психического развития — замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Задержка психического развития выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.

Поврежденное психическое развитие— связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция.

Искаженное психическое развитие— это сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.

Дисгармоничное психическое развитие— врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

Психокоррекционные технологии— это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса (Мамайчук). Психокоррекционная технология- это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: методологический компонент; содержательный компонент; технологический компонетн.

Перспективное планирование- заранее определенный порядок осуществления воспитательно- образовательной работы с указанием необходимых условий , средств, форм и методов. Составляется на длительный срок. 

Текущее планирование- планирование на срок от 1 года, которое ориентировано на выбор средств для достижения стратегических целей. Оно находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах.

Отчетная документация- представляет собой систему содержательного анализа деятельности педагога- психолога по всем направлениям, предусмотренным Положением о службе практической психологии в образовании.

                                                                                                                     

studfile.net

Тест «Дом. Дерево. Человек»

Тест могут проходить как взрослые, так и дети, возможно групповое обследование. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека (ДДЧ). Далее по расположению элементов и их признакам строится опрос. Р. Берне при использовании теста ДДЧ предлагает нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке, происходящих в одной сцене. Учёный полагает, что взаимодействие между собой данных предметов представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги стандартного формата (А4).

Инструкция. Нарисуйте на листе картину, включающую 3 предмета – дом, дерево и человека.

Интерпретация признаков

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека – это жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Теперь рассмотрим по отдельности все компоненты.

Дом

Дом старый, развалившейся. Иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.Дом вдали– чувство отвергнутости (отверженности)Дом вблизи– открытость, доступность и (или)_чувство теплоты и гостеприимности.План дома(проекция сверху) вместо самого дома – серьёзный конфликтРазные постройки– агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственным и культурными стандартами.Ставни закрыты. Субъект в состоянии приспособиться к интерперсональным отношениям.Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности, неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стены

Задняя стена, расположенная необычно, — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции. Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями. Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью. Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу). Стена с акцентированным контуром основы. Субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды. Стена с боковым контуром слишком тонким и неадекватным — предчувствие (угроза) катастрофы. У стены контуры линии слишком акцентированы — сознательное стремление сохранить контроль. Стена в одномерной перспективе — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери

Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Двери (одни или несколько) задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание. Двери открыты — первый признак откровенности, достижимости. Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность). Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность. Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое Я. Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях. Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым

Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма). Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Окна

Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности. Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства. Окна сильно закрытые (занавешанные) — озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта). Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша

Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символическое выражение чувств субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли. Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой. Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля над фантазией. Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием). Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — плохая личностная организация. Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

studfile.net

Психологический рисуночный тест — «Дом. Дерево. Человек»

Предлагаемый ниже тест очень часто используется при диагностике готовности ребенка к школе, «школьной зрелости».

ы знаем, что рисунок ребенка может рассказать о многом, т.к. отражает душевное состояние ребенка, содержание его внутреннего мира, отношения с близкими людьми. Даже непрофессионалу могут быть заметны «положительные» и «негативные» элементы детского творения. Правда, когда дело касается интерпретации, следует всегда помнить, дорогие родители, что правильная и полная интерпретация рисунка (и детского, и взрослого), безусловно, дело рук только профессионала.

Однако от того что мы воспользуемся некоторыми знаниями, рассмотрим картину ребенка внимательно и постараемся понять, что волнует Вашего малыша, вреда не будет.

егодня я предлагаю воспользоваться одной из самых известных методик исследования личности, предложенной Дж. Буком еще в 1948 году. Тест называется «Дом. Дерево. Человек».

test3


Поскольку считается, что понятия «дом», «дерево», «человек» не несут в себе какого-то явного эмоционального значения, то все, что выражает в этих рисунках ребенок, и все, что он приписывает этим объектам, — это его собственные эмоциональные реакции, выраженные в явной или символической форме. Каждый из этих объектов необходимо рассматривать как автопортрет, поскольку ребенок наделяет его некими особенностями, имеющими для него значение.

етодика состоит из двух этапов: на первом — ребенок создает рисунки, на втором — проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им.

братитесь к ребенку со следующими словами: «Нарисуй дом как можно лучше».

ак только он начнет рисовать, засеките время, чтобы знать, сколько его затрачено ребенком на рисунок. Как обычно, применение дополнительных приспособлений не предусмотрено. После того как ребенок закончит изображение рисунка, попросите его нарисовать дерево, а затем человека.

ока ребенок работает над рисунком, вы должны наблюдать за ним и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.

осле того как все рисунки закончены, переходите к беседе. Ниже приводится список вопросов, которые помогут вам прояснить все неясные моменты и получить важную информацию о ребенке.

Дом

Сколько этажей у этого дома?

Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?

Это твой дом? (Если нет, то чей он?)

Когда ты рисовал этот дом, ты думал, кто его хозяин?

Ты бы хотел, чтобы этот дом был твоим? Почему?

Если бы этот дом был твоим:

— какую комнату ты бы выбрал себе? Почему?

— с кем бы ты хотел жить в этом доме? Почему?

Этот дом находится где-то далеко или близко?

О чем ты думаешь, когда смотришь на этот дом?

О чем он тебе напоминает?

Этот дом приветливый, дружелюбный?

Он похож на другие дома или отличается чем-то?

Какая погода на этом рисунке?

Чего не хватает в этом доме?

Куда ведет дорожка от дома?

Если бы рядом оказался человек, кто бы это был?

Дерево

Что это за дерево?

Где в действительности находится это дерево?

Каков приблизительный возраст этого дерева?

Это дерево живое?

Если ребенок говорит, что дерево живое:

Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?

Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?

Если ребенок считает, что дерево мертвое:

Отчего, по-твоему, погибло дерево?

Как ты думаешь, когда это произошло?

Как ты думаешь, на кого это дерево больше похоже: на мужчину или на женщину?

Что именно в рисунке подтверждает это?

Это дерево одинокое или рядом есть другие?

Как ты думаешь, какая погода на этом рисунке?

Есть ли на рисунке ветер?

Покажи, в какую сторону дует ветер?

Расскажи подробнее, что это за ветер, какой он?

О чем заставляет тебя думать это дерево?

О чем оно тебе напоминает?

Это дерево здоровое?

Это дерево сильное?

Если бы ты решил нарисовать солнце, куда бы ты его поместил?

Кого тебе напоминает это дерево? Почему?

В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?

Человек

Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?

Сколько ему (ей) лет?

Кто он?

Это твой родственник, друг или кто-нибудь еще?

О ком ты думал, когда рисовал?

Что он делает? (и где он в это время находится?)

О чем он думает?

Что он чувствует?

Какие мысли приходят тебе в голову, глядя на него?

Кого тебе напоминает этот человек?

Этот человек здоров?

Почему ты так думаешь?

Этот человек счастлив?

Почему тебе так кажется?

Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?

Какая погода на рисунке?

Кого напоминает тебе этот человек? Почему?

Чего больше всего хочет этот человек? Почему?

Интерпретация

овторим еще раз, что каждый рисунок следует рассматривать как автопортрет ребенка. Анализ рисунка проводится в следующей последовательности: детали, пропорции, перспектива, время, качество линий, комментарии. Следует иметь в виду, что один и тот же элемент может иметь разное значение, это зависит от общей конфигурации, а также, что он может иметь больше одного значения.

Детали

Принято считать, что детали рисунка символизируют собой то, насколько хорошо ребенок ориентируется в жизни, в какой мере он интересуется тем, что происходит в окружающей его действительности.

сли ребенок, рисуя ту или иную деталь, сопровождает это комментариями, выражает в это время какие-то эмоции, вероятно, эта деталь имеет для него особое значение. Такой же вывод можно сделать, если он нарушает естественную очередность изображения деталей (например, начинает дом с дымохода), усиленно стирает какой-то элемент рисунка, возвращается к нарисованному один раз или более, затрачивает слишком много времени на изображение детали или изображает ее в необычной манере, оставляет деталь незаконченной, пропускает деталь, несмотря на то, что она является обязательной, отказывается говорить об этой детали.

нтерпретация начинается с такого показателя, как количество деталей. Прежде всего, следует удостовериться в наличии обязательных деталей.

Дом должен иметь по крайней мере одну дверь (исключением является тот случай, когда нарисована только боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и дымоход или другое средство для выхода дыма из печи или чего-то, что может использоваться для обогрева дома.

Дерево должно иметь ствол и, по крайней мере, одну ветвь (если ребенок не нарисовал вместо дерева пень, что расценивается как очень тревожный знак).

Человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки, а также два глаза, нос, рот и два уха.

Дом

тсутствие какой-либо обязательной детали из перечисленных выше, может указывать на нарушение. Наличие дополнительных деталей (кусты, цветы, тропинка) может трактоваться как стремление заполнить и упорядочить окружающее пространство, что может быть связано с отсутствием чувства безопасности, тревогой, незащищенностью.

реди других тревожных признаков: отсутствие линии основания, разбитые окна, дверь по размеру меньше окна, окно не прямоугольной формы (если это не чердачное окно), прозрачная крыша или стена, сквозь которые можно видеть объекты внутри дома.

Ветхий, старый дом, неустойчивая постройка передают критичное отношение ребенка к самому себе. Если дом состоит из нескольких разных строений — это может выражать чувство враждебности к кому-то из близких ему людей.

Крыша, обозначенная горизонтальной линией, соединяющей стены, может свидетельствовать о заторможенности мышления, отсутствии эмоций, острых переживаниях. Высокая, крупная крыша, так же как и акцентирование на ней, вероятно, говорят о том, что ребенок склонен к фантазиям.

Труба символизирует теплоту отношений, поэтому ее отсутствие может указывать на недостаток тепла, заботы, опеки или на наличие конфликта во взаимоотношениях с близким человеком. Если из трубы выходит много дыма, вероятно, ребенка что-то тревожит, имеет место внутреннее напряжение.

чевидно, что дверь подразумевает возможность доступа или отступления; фронтальная дверь может представлять собой и вход и выход, то есть она символизирует доступность, а задняя и/или боковая дверь обычно представляет выход, бегство от действительности. Если дверь отсутствует — ребенок недоступен, замкнут, не желает контактировать с другими. Открытая дверь выражает потребность ребенка в теплых, близких взаимоотношениях, его открытость, прямодушие, общительность. Очень большая дверь может обозначать, что ребенок тяжело переносит одиночество, требует внимания, любит быть в центре внимания. Слишком маленькая дверь свидетельствует о противоположных тенденциях: крайняя замкнутость, отрицание любых контактов, нежелание подпускать к себе окружающих.

Если на двери нарисован замок, это можно интерпретировать как скрытность, возможно даже враждебность, потребность в защите. О необходимости в защите говорит также наличие забора возле дома.

Окно — это образ визуального контакта. Замкнутый, ушедший в себя ребенок может проявлять свою враждебность в том, что рисует окна без рам, совсем не рисует окна или не рисует их на первом этаже; рисует окна, но дополняет их ставнями, штриховкой, занавесками, шторками и т.д. Если окна нарисованы высоко от земли — это может обозначать некоторый отрыв ребенка от жизненных реалий и предпочтение воображаемых миров. Ребенок, нарисовавший окна в последнюю очередь, выражает стремление к уединению, нежеланию контактировать с окружающими. Раскрытые окна могут указывать на прямолинейность, чувство уверенности, некоторое самолюбие.

Дерево

Крупное, очень большое дерево может служить выражением агрессивного отношения. Если рисунок состоит преимущественно из слабых, тонких линий — это говорит о неуверенности, нерешительности, слабой приспособленности. Если форма дерева напоминает замочную скважину, с кроной в виде круга или овала, — это может означать сильные враждебные импульсы. Рубцы на теле дерева, сломанные, поникшие или мертвые ветви, по-видимому, символизируют душевные травмы. Если ребенок графически или устно указывает на то, что дерево мертвое — это расценивается как признак чувства неполноценности, неприспособленности, несостоятельности, бесполезности, вины и т.д. Чаще всего мертвыми или частично мертвыми называют ветви или корни. В таком случае поврежденные ветви трактуются как символ травмирующего воздействия окружающей среды, а мертвая корневая система подр

o-shkole.livejournal.com

Добавить комментарий