Достоинство — Психологос
01 октября 2022 г., 21:26
Фильм «Корчак»
Достоинство (не путать со словом достоинства) — самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения.
Человеческое достоинство — это значимость и ценность человека. Есть мнение, что достоинство — это самоуважение основанное на равенстве, а гордость — это самоуважение основанное на превосходстве.
Гордость может рождать унижение других, а чувство человеческого достоинства — нет.
Ситуации, в которых ущемляется человеческое достоинство, приводят к конфликту.
Уважение к себе создают сами люди. Поэтому взрослый никогда не дерется с ребенком, а замечает и создает ситуации, в каких ребенок проявляет самостоятельность/ответственность.
Достоинство — одна из самых дорогих составляющих нашей жизни. Но бывает, что оказываются вещи и важнее нашего достоинства.
- Жизненные ценности
Комментарии (2):
Гость, 12 марта 2014 г. , 23:42
А жизнь данная тебе — можно считать достоинством? Ты достоин, чтобы жить? Почему достоинство — это самооценка, и почему если имеются достоинства, то…. (читайте заголовки советских газет…) И о каком равенстве, во вселенной хищников, здесь говорят???
Гость, 30 января 2018 г., 18:49
У врача есть достоинство, хоть он и произносит, что нет. Это же очевидно. Ценность детских жизней для него важнее, чем чем свое лицо. Нравственный принцип важнее себя. Он герой, в хорошем смысле слова.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Честь
Честь — форма самоуважения личности, возведенная в социально-нравственную ценность. В рабовладельческом и феодальном обществе честь играла важную роль в сфере социальной регуляции личных отношений. В дальнейшем сословную честь сменила честь корпоративная, тесно связанная с исполнением социальной роли и ее престижем в обществе. Честь тесно связана с доверием. Субъективное чувство чести находит объективное выражение в поведении человека, соответствующем ожиданиям группы, к которой он принадлежит.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Гордость
Гордость – ощущение силы, свободы и высоты положения.
3Подробнее
01 окт. 2022 г.
Вначале мы работаем на репутацию, потом репутация работает на нас
Наша репутация — наш образ в глазах окружающих людей. Когда за человеком закреплена та или иная репутация, люди замечают только то, что эту репутацию подтверждает, и пропускают то, что ей противоречит.
0Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- «Зима и котик», стихотворение
- Что завещал Черчилль своей супруге
- Критика в адрес мужа
- Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
- Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
Популярные статьи:
- Эти глаза напротив…
- Муж секс не выпрашивает
- Вопросник Основы семейного договора
- Спокойное присутствие
- Экстремалы
Хиты недели:
- Истероид
- Спокойное присутствие
- Тембр и интонации
- Тренируем спокойное присутствие!
- Эти глаза напротив. ..
Понятие “достоинство человека” и его научно-философская сущность
Библиографическое описание:Усманов, Ж. Б. Понятие “достоинство человека” и его научно-философская сущность / Ж. Б. Усманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1530-1532. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18536/ (дата обращения: 16.03.2023).
В общественно-философской, политико-правовой мысли существуют такие вопросы, которые считаются “вечными проблемами”. Одной из таких общефилософский, общеисторических тем, которые присущи для всех эпох развития человечества, является проблема достоинства человека. Эта проблема имеет большое научное, практическое, социальное значение в эпоху коренных исторических поворотов, переоценки всех ценностей. По этой причине эта тема всегда занимает важное место в философии.
Достоинство человека с первого взгляда кажется простым понятием. Однако, это не так.
В философской литературе достоинство человека — это философское понятие, выражающее позитивное значение личности, его социальной деятельности. Позитивность проявляется, прежде всего, в том, что “человек — высшая ценность”. В этом полном смысла тезисе, в этой идее, содержащей жизненную философию, отражено то, что каждый человек имеет индивидуальную социально-духовную значимость, абсолютную ценность.
Как известно, в человеческом обществе имеются различные ценности: политические, духовные, личные, национальные, общечеловеческие, ложные (преходящие) и истинные (вечные). Анализ любой системы ценностей показывает, что в них ценность и достоинство отдельного человека и всех людей стоит на первом месте. Потому что человек сам везде ищет ценность, стремится познать и проявить свою ценность, своё достоинство. А.Шопенгауэр называет это волей к жизни, Ф.Ницше — волей к господству, А.Адлер — стремлением к значимости.
Итальянский экономист Галиани ещё в XVIII веке утверждал, что “истинное богатство — это человек”. Представитель философского прагматизма У.Джемс писал, что “и в своей познавательной деятельности, и в практической деятельности мы творцы… человек создаёт истину в отношении к миру” [3, 15], человек сам — первейшая истина.
В философии XVIII века проблема чести и достоинства личности с наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант выступает с требованием уважения к достоинству человека, но в основу достоинства он кладет абстрактное понятие моральности и не указывает тех конкретных деловых, духовных, моральных качеств человека, которые определяют его действительное общественное значение. Кант утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоинство особая ценность и значимость людей как личностей [5]. Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду, таким образом, достоинство родовое качество разумных существ. При этом, утверждает великий моралист, каждый должен также признавать и уважать достоинство других людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых.
Большой интерес представляет мысль А. И. Герцена о гармоничном сочетании личных интересов с общественными интересами. В этом заключается высшее нравственное достоинство человека: «Я полагаю, что разумное признание своеволия есть высшее нравственное признание человеческого достоинства». В сочетании личного и общественного в жизни и действиях человека А. И. Герцен усматривал нравственное достоинство человека — человек признается человеком настолько, насколько он сам себя признает человеком.
Среди зарубежных этических концепций понятие человеческого достоинства систематически разрабатывается в прометеизме у сторонников героической этики. Лидером этого направления является Боранецкий, который считал достоинство критерием нравственных понятий. Достоинство — центральная категория этого учения и основа всех ценностей. «Без категории достоинства… в мире не могло бы быть не ценностей, ни любви, ни борьбы, ни целей, ни идеалов, ни надежд»
А.Адлер считает, что подлинная личность всегда сопричастна общественным интересам. Человек, ориентированный на интересы общества в неизбежных уступках интересам других людей возвышает свое достоинство, так как высшая цель человека- служение другим людям и обществу в целом.
Достоинство — ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность.
Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Неверно, что достоинство преступника не может приравниваться к достоинству настоящего человека, потому, что всё, что вошло в свод основных гражданских прав и свобод возникает из основополагающего — Достоинства. Только благодаря Достоинству, которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация прав человека» в Преамбуле которой записано: — «Все люди равны в своём достоинстве, Достоинство присуще всем членам человеческой семьи». Что же касается имени или положения в Обществе, каждый зарабатывает их сам.
Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями, с тем же опытом.
Все общечеловеческие ценности, онтологическая основа всех правовых и политических норм, их суть происходят из принципа “Я существую, значит я имею достоинство”. Основная социальная ценность, абсолютное достоинство человека не в том, что он является основной производительной силой в создании материальных и духовных богатств, а в том, что личность существует в пространстве и времени как самостоятельная единица, имеющая свои цели, свои неприкосновенные права и свободы.
Жизнь человека, его достоинство, его ценность своими социологическими и гносеологическими корнями тесно связаны с гуманизмом. Гуманизм — означает “борьбу за всесторонне проявление ценности человека, его свободы, способностей, обеспечение счастья человека, его равноправной, справедливой жизни, создание всех условий для проявления всех принципов человечности” [2, 69].
Индивидуальность, её конкретный вид играет большую роль при переходе к свободному обществу, где ценится человек. Приоритет индивидуальности является сущностным признаком современного мировоззрения, основой и целью прогресса общества.
Конечно же, в сложных социальных структурах структурные единицы не ограничиваются человеком. При рассмотрении проблемы ценности и достоинства человека, кроме принципа “Каждый человек — высшая ценность”, необходимо рассматривать также сущность и содержание социально-политического строя, стабильность демократических, правово-политических механизмов, их развитие или кризисное состояние, их направленность на признание ценности человека или на непризнание и т. д. За все это отвечают не невидимые безличные структуры, а реальные люди. Таким образом, если общечеловеческая сущность идеи ценности и достоинства человека имеет характер абсолютных принципов, то, в свою очередь, ей присуща и ответственность.
Имеются различные взгляды, различные подходы к раскрытию понятия “достоинство человека”. В частности, русский философ В.Соловьев пишет, что “ценность человека и его духовное значение впервые проявляются в персональной жизни”.
Таким образом, суть понятия человеческое достоинство видится в онтологической основе прав человека, во взаимном уважении общества и личности, государства и гражданина, человека и человека, то есть в толерантности.Мыслители прошлого видели достоинство и честь человека в его правах и свободах. Без прав человека его ценность становится нереальным понятием. В свою очередь, права человека тоже начинаются с осознания его достоинства и ценности. Следовательно, в общественной жизни “каждый человек — высшая ценность”, и в процессе такого становления личность для государства и общества, государство и общество для личности составляют ценность. Личность в осознании ценности себя и других, должна обладать также и правами человека.
В настоящее время Узбекистан признает и соблюдает международные акты по правам человека. “В Республике Узбекистан демократия основывается на общечеловеческих принципах, согласно им человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неприкосновенные права являются высшей ценностью” [1, 7].
Литература:
1. Ўзбекистон Республикасининг Конституцияси. — Т., 1999.
2. Мустақиллик: Изоҳли илмий-оммабоп луғат. — Т., 2000.
3. Джеймс У.Прагматизм. — М., 1910.
4. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995.
5. Кант И. Критика чистого разума. М.: изд-во ЭКСМО, 2006.
6. Новейший философский словарь. Сост. и гл. н. ред. Грицанов А. А. 3-е изд., испр. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
7. Шаракшанэ С. А. Достоинство человека: опыт философско-антропологического осмысления: диссертация… кандидата философских наук.- Ростов-на-Дону, 2007.- 161 с. URL http://www.dslib.net/religio-vedenie/dostoinstvo-cheloveka-opyt-filosofsko-antropologicheskogo-osmyslenija.html
Основные термины (генерируются автоматически): достоинство, достоинство человека, человеческое достоинство, высшая ценность, ценность, Адлер, государство, онтологическая основа, собственное достоинство, Узбекистан.
Блог First Freedom: О человеческом достоинстве
Кристофер Качор
Католическое учение о религиозной свободе основано на достоинстве человеческой личности. Фактически, название документа Второго Ватиканского собора о свободе вероисповедания, Dignitatis humanae , означает «О человеческом достоинстве». Dignitatis humanae учит: «Право на свободу вероисповедания основывается на самом достоинстве человеческой личности, поскольку это достоинство познается через открытое Слово Божье и сам разум» (2). Но что такое человеческое достоинство? Почему у человека есть достоинство? Каковы этические и политические последствия человеческого достоинства? Эти вопросы стоит рассмотреть. Человеческое достоинство является краеугольным камнем цивилизации справедливости и мира. Без признания человеческого достоинства права и уважение, причитающиеся другим, скомпрометированы, основы нашей демократии перевернуты с ног на голову, а цель правительства поставлена под сомнение.
Когда мы говорим о «человеческом достоинстве», что мы имеем в виду? Основное значение термина «человеческое достоинство» заключается в том, что каждое человеческое существо с самого начала своей жизни и до конца своей жизни обладает неотъемлемым достоинством и ценностью. Напротив, вещи имеют инструментальную ценность. Если машина не может ехать, если телефон больше не отвечает на звонки, если холодильник не может охлаждать, эти вещи теряют свою ценность. Мы можем их выбросить, уничтожить, выбросить. Идея человеческого достоинства заключается в том, что, в отличие от вещей, каждое человеческое существо имеет неотъемлемую ценность, внутреннюю ценность.
Большинство людей признают достоинство тех, кто принадлежит к их классу, вероисповеданию, цвету кожи или культуре. Идея человеческого достоинства заключается в том, что все люди, независимо от класса, вероисповедания, цвета кожи или культуры, обладают одной и той же базовой ценностью, заслуживают справедливого обращения в обществе и в частной жизни и заслуживают одинаковой базовой защиты закона.
Почему у людей есть достоинство?
На протяжении веков мудрецы и ученые давали много разных ответов на вопрос, почему у человека есть достоинство? Текст Бытия провозгласил послание, которое влияет на цивилизацию и по сей день: «Бог сотворил человечество по образу Своему; по образу Божию сотворил их; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27). Бытие учит, что все, мужчины и женщины, созданы по образу Божьему. Бог любит каждого человека в существование, Бог призывает каждого человека ответить на Божественную любовь, и Бог призывает нас видеть Божественный образ в каждом человеке. Все мы дети нашего Небесного Отца, поэтому мы братья и сестры в человеческой семье. Новообращенный католик о. Ричард Джон Нейхаус уловил эту идею, сказав: «Никто не является никем; никто не является нежелательным. Все они нужны Богу, и поэтому мы должны их уважать, защищать и лелеять».
Иисус самым радикальным образом усилил это библейское учение о достоинстве каждого человека. Иисус сказал: «Что бы вы ни сделали для одного из сих меньших, то сделали для Меня» (ср. Мф. 25:40). Мы служим Иисусу в голодных, жаждущих, больных, заключенных, уязвимых и обездоленных. Все люди, от «наибольшего» до «наименьшего», разделяют фундаментальное человеческое достоинство, поскольку все люди в той или иной мере нуждаются и уязвимы. Иисус учил, что служить кому-либо в нужде — значит служить самому Иисусу. Как сказала святая Мать Тереза из Калькутты: «Каждый человек — это переодетый Иисус».
Однако признание достоинства отдельного человека не является исключительно католическим. Эта вера содержится не только в Библии, не только в учении Иисуса, но и в мудрости нерелигиозных мыслителей. Древние философы-стоики, такие как Сенека, подчеркивали человеческое достоинство. Философ-просветитель Иммануил Кант (1724–1804) защищал человечество как самоцель, который нельзя использовать просто как средство. В 1776 году Томас Джефферсон, Джон Адамс, Бенджамин Франклин и американские основатели подтвердили внутреннюю ценность человеческой личности в Декларации независимости: «Мы считаем эти истины самоочевидными, что все люди созданы равными, что они наделены их Создателем определенными неотъемлемыми Правами, среди которых Жизнь, Свобода и стремление к Счастью». (Американские Основатели использовали термин «люди» в смысле «все люди».) Возможно, самый космополитический документ из когда-либо созданных, Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций , имеет в своей первой строке: «признание неотъемлемого достоинства и равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи является основой свободы, справедливости и мира во всем мире…. ” После разговора о «достоинстве и ценности человеческой личности» в преамбуле первой статьи Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций провозглашается: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства». Человеческое достоинство имеет основополагающее значение для нашего понимания прав человека, включая право на свободу вероисповедания.
К сожалению, в ходе человеческой истории люди часто делились на членов «своей группы», обладающих достоинством и ценностью, и «чужой группы», имеющих в лучшем случае второсортный статус. Эта этика исключения встречается у белых людей, подчиняющих себе цветных, у мужчин, отрицающих права человека женщин, у приверженцев одной религии, жестоко обращающихся с приверженцами другой религии. Когда мы оглядываемся назад на те эпизоды исключения в истории, мы можем теперь признать, насколько неправильно было исключать некоторых людей из базовой защиты закона. Напротив, этика включения утверждает, что все люди, любого класса, каждой религии, любого положения должны пользоваться уважением и защитой закона. Все люди доброй воли могут осознать опасность этики исключения. Действительно, учитывая изменчивые течения истории, мы можем оказаться среди тех, кого считают «второсортными» и недостойными жить в условиях полных гражданских прав и защиты закона.
Каковы этические и политические последствия человеческого достоинства?
Как указывал св. Августин Гиппопотамский в своей книге О христианском учении , повторяющееся человеческое искушение состоит в том, чтобы любить вещей и пользоваться людьми, а не любить людей и пользоваться вещами. Иммануил Кант сформулировал моральный принцип следующим образом: «Поступай так, чтобы относиться к человечеству, будь то в твоем собственном лице или в лице любого другого, никогда не только как к средству, но всегда в то же время как к средству». конец.»
У нас может возникнуть соблазн относиться к людям так, как если бы они были вещами, ценность которых зависит от спроса и предложения. Ценность вашего автомобиля, телефона или холодильника зависит от того, насколько хорошо эти вещи функционируют. Чем лучше они функционируют, тем больше на них будет спрос и тем выше будет их рыночная стоимость. Конечно, чем хуже они функционируют, тем меньше на них будет спрос и ниже их рыночная стоимость. В нижней части этого спектра у нас есть барахло, мусор и все, что мы выбрасываем в мусор.
Повторяющееся искушение состоит в том, чтобы относиться к людям так, как если бы они были вещами. Итак, если человек умен, привлекателен, силен и интересен, этот человек имеет высокую ценность. Мы относимся к этим людям с уважением. Если человек хорошо работает в учебе, обществе или спорте, то он заслуживает нашей заботы и заботы. Но, конечно, некоторые люди умственно неполноценны, или непривлекательны, или слабы, или раздражают, или все вышеперечисленное. Имеют ли они ценность? Имеют ли врожденную ценность те, кто болен, кто никому не нужен, с кем трудно иметь дело?
Этика человеческого достоинства призывает нас уважать и защищать всех людей. Тех, кто похож на нас, и тех, кто отличается от нас. Те, кто помогает нам, и те, кто мешает тому, что мы хотели бы сделать.
Этика человеческого достоинства вдохновляет на индивидуальные и частные действия. Если у всех есть достоинство, то все в моей жизни, с которыми я общаюсь, заслуживают того, чтобы к ним относились с фундаментальным уважением. Если я причиняю вред другим людям, лгу им, краду их имущество или убиваю их, я не живу в соответствии с этикой человеческого достоинства.
Этика человеческого достоинства включает в себя и политическое измерение. Если каждый заслуживает основных прав человека и фундаментальной защиты, то частью хорошего человека является содействие благополучию других людей, включая их юридическую защиту. Если каждый заслуживает основных прав человека и фундаментальной защиты, люди доброй воли будут работать над созданием более справедливого мира, в котором каждый действительно пользуется основными правами человека и фундаментальной защитой закона.
Политические последствия утверждения о том, что все люди заслуживают основных прав человека, значительны. Этика человеческого достоинства порождает политику, которая уважает каждого человека в отдельности, в отличие от тоталитарной политики, в которой люди считаются расходным материалом на благо коллектива или нации. Тоталитарные правительства отказывают в основных правах отдельным лицам, чтобы защитить интересы большего целого, представленного государством. Защитники тоталитарных режимов могут сказать: «Нельзя приготовить омлет, не разбив несколько яиц». То есть тоталитарное правительство не может достичь своих целей без подавления оппозиции, отказа от религиозной свободы, захвата частной собственности и убийства политических противников. Напротив, политика, вдохновленная человеческим достоинством, признает, что целью правительства является защита жизни, свободы и собственности невинных граждан. Тоталитарное правительство не накладывает ограничений на то, в какой степени интересы отдельных лиц могут быть принесены в жертву общему, в то время как политика, основанная на достоинстве, признает определенные основные права, которые нельзя нарушать. Другими словами, политика, основанная на человеческом достоинстве, ограничивает власть правительства.
Другим основным политическим принципом, вытекающим из признания того, что каждый человек является личностью с достоинством, является равенство перед законом. Быть равным перед законом означает, что с людьми нужно обращаться справедливо, что включает в себя справедливое обращение по отношению к своим согражданам. Если мы признаем индивидуальное человеческое достоинство, мы не можем сказать: «О, этот человек из этой расы, значит, этот человек должен быть виновен, и мы можем просто пропустить суд и назначить наказание». Быть равным перед законом означает, что закон не дискриминирует людей произвольно на основании их цвета кожи, вероисповедания или класса. Таким образом, в случаях, которые в остальном равны, закон, который наказал чернокожего человека, виновного в убийстве, смертной казнью, а белого человека, виновного в убийстве, — десятью годами тюремного заключения, является несправедливым. Быть равным перед законом означает, что все люди имеют такие же основные права, как и все остальные, и что все люди имеют такие же основные обязанности, как и все остальные. Каждый имеет одинаковое право не быть порабощенным и обязан не порабощать других. Каждый имеет право на жизнь; каждый обязан не убивать намеренно невинных людей. Каждый имеет право владеть собственностью; каждый обязан не красть и не уничтожать чужое имущество. Достоинство человеческой личности вдохновляет политический принцип равенства перед законом.
Объективность и справедливость правосудия по закону представлена изображением человека с завязанными глазами, держащего весы. Справедливый человек «слеп» к факторам, которые не имеют отношения к созданию справедливого закона и справедливому применению закона. Справедливый человек справедлив ко всем сторонам, беспристрастен в суждениях и следит за тем, чтобы со всеми обращались достойно. Этические и политические принципы, вытекающие из признания достоинства каждого человеческого существа, могут направлять нас лично и политически к созданию более совершенного союза, основанного на справедливости.
Человеческое достоинство, совесть и свобода вероисповедания
Как существа, созданные по образу Божию, люди хотят знать Бога и как реагировать на истину о Боге. Наиболее драгоценным аспектом человеческого достоинства является двойная способность проявлять разум и откликаться на установленную истину. Естественно задаться вопросом: как мне прожить хорошую жизнь? Кто создал этот чудесный мир, и как я должен отвечать этому Творцу? Почему возникают страдания и как мне их облегчить? Религиозные традиции предлагают ответы на эти глубоко человеческие вопросы. Во имя человеческого достоинства крайне важно, чтобы люди могли свободно заниматься этими вопросами, искать правду о них и жить в соответствии с истиной, которую они находят.
Совесть — это явно выраженная человеческая способность понимать, как поступать правильно в определенных обстоятельствах. Хотя человеческий разум и поврежден грехом, он все же способен познать религиозную истину. Папа св. Иоанн Павел II лаконично указал на это в своей энциклике Fides et ratio («Вера и разум»): «Природа человека — искать истину» (33). А разум правильно действует, когда исследование свободно, ибо истина может быть постигнута только в свободном ответе. «Только в свободе человек может направить себя к добру. … Со своей стороны, подлинная свобода есть исключительный признак божественного образа в человеке. Ибо Бог пожелал, чтобы человек оставался «под контролем своих собственных решений», чтобы он мог спонтанно искать своего Творца и свободно прийти к абсолютному и блаженному совершенству через верность Ему. Следовательно, человеческое достоинство требует, чтобы он действовал согласно сознательному и свободному выбору, который мотивирован лично и побуждается изнутри, а не под слепым внутренним импульсом или простым внешним давлением» (9).0007 Gaudiem et spes , 17).
Добрая совесть — это хорошо сформированная совесть, сформированная горячим поиском истины. Совесть не творит истину, а открывает истину, которая исходит от Бога. Человек с чистой совестью живет честно. Его или ее действия соответствуют его или ее убеждениям о том, что правильно. Безусловно, можно судить неправильно. То есть совесть иногда может ошибаться. Как хорошее зеркало, чистая совесть отражает истину. Поступать с чистой совестью не значит, что человек непременно сделал что-то хорошее, но это означает, что он стремится делать добро всем своим разумом и сердцем. Добрая совесть побуждает нас стараться жить праведно перед Богом во всем, что мы делаем.
Церковь утверждает, что все люди должны жить по совести. Хотя не каждый человек знает истинного Бога, каждый человек имеет право искать истину о Боге. Важно отметить, что в некоторых случаях, ради общественного порядка и общего блага, государство может препятствовать тому или иному лицу или сообществу совершать определенные действия, даже если эти действия совершаются с чистой совестью. Например, человек мог судить по ошибочной совести, что украсть велосипед, чтобы подарить дочери, допустимо. Возможно, он искренне взвешивал причины против этого действия и, таким образом, искренне верил, что поступает хорошо. Однако в этом случае вор не имеет права не подчиняться законам против воровства. Иными словами, государство не нарушает права вора, мешая ему в данном случае следовать своей совести.
Свобода вероисповедания – это свобода, которую человек имеет для выполнения своего долга искать Бога и подчинять свою нравственную жизнь Богу. У каждого человека есть разум, который ищет и наполняется истиной, и воля, свободная выбирать добро. Высшая истина и величайшее благо – это Бог. Религиозная свобода есть свобода истины или позитивная свобода. «В соответствии с их достоинством как личностей, то есть существ, наделенных разумом и свободой воли и, следовательно, привилегированных нести личную ответственность, все люди должны быть одновременно побуждены природой и также связаны моральным долгом искать истину. , особенно религиозная истина» ( Dignitatis humanae , 2). Это позитивное подразумевает негативную свободу, то есть свободу от принуждения. Никто не может принуждать другого к вере, и ни одно лицо или группа не должны быть принуждены к неповиновению заповедям Бога. Положительная свобода имеет приоритет, и свобода от принуждения призвана служить этой положительной цели.
Доктор Кристофер Качор — профессор философии Университета Лойола Мэримаунт.
Что такое человеческое достоинство? – Живи в достоинстве
Почему человеческое достоинство?
Человеческое достоинство основано на высшей ценности человека, наделенного разумом и, следовательно, свободой. Мы называем совестью эту чисто человеческую заботу о том, чтобы поступать хорошо и размышлять о собственной доброте или моральных ошибках.
Быть человеком — это не только проявлять разум, быть свободным или быть телом. Это все сразу (индивидуальность «неделима»). Человеческое достоинство требует целостной точки зрения на личность. Вот почему человек с ослабленными умственными способностями также обладает человеческим достоинством, как и человек с физическим недостатком. Таким же образом человек, потерявший память, остается достойным , так как он или она все еще имеет живое тело, личность и собственную историю, которые остаются и прогрессируют в глазах и привязанностях других.
Такую целостную перспективу можно увидеть, например, в цивилизованном обращении с трупами умерших. Хотя жизни нет, а значит, нет больше свободы и разума, но принципиально уважать тело, дать ему погребение и т. д.
Человеческое достоинство и общее благо
Человеческие существа в своей основе связаны отношениями. Восприятие собственного достоинства всегда предполагает взгляд и присутствие других , а также нашу способность внести свой вклад в группу, будь то семья, ассоциация или политическое сообщество.
Ни один человек не является полностью независимым. Человеческое состояние характеризуется хрупкостью и незавершенностью. Каждому необходимо присутствие других, чтобы развиваться и получать удовольствие от жизни, например, в работе или дружбе. Эта зависимость постоянна и только усиливается к концу жизни.
Таким образом, идеальная автономия, отсутствие зависимости и хрупкости — это иллюзия. Никто не является всезнающим, и часто выбор зависит от изоляции, бедствия, страдания или страха. Автономия личности может быть понята только в контексте взаимозависимости, где также важна «всеобщность», право Другого.
Чего требует человеческое достоинство?
Первая обязанность, вытекающая из человеческого достоинства, состоит в том, чтобы сохранить жизни людей и обеспечить их безопасность.