Достоинство обязывает человека: Профессиональная этика. достоинство и честь как категория этики

§ 6. Достоинство и честь. Юридическая этика: Учебник для вузов

§ 6. Достоинство и честь. Юридическая этика: Учебник для вузов

ВикиЧтение

Юридическая этика: Учебник для вузов
Кобликов Александр Семенович

Содержание

§ 6. Достоинство и честь

Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих.

В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека — одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя).

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде Представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.

Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.

В России, как и в других европейских странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 г., дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины TI 1787 г. и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 г. по существу узаконил дуэль в армии. (Установленная в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А. И. Куприным в повести «Поединок».) В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников.

Так, известный криминалист Спасович утверждал, что «обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом — жизнью — за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться».

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация — мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 г., обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.

Честь, честность

Честь, честность Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают.Демокрит 9, 157Истинно честен тот, кто всегда спрашивает себя, достаточно ли он честен.Плавт 1, 182Честность и точность – близнецы.Симмонз 1, 182 Лишать чести

6. Высшее достоинство

6. Высшее достоинство Существует ли реальность по ту сторону личности? Некоторые персоналисты, например Мак-Таггарт, Ренувье и Хоуисон, дают отрицательный ответ. Для Ясперса же личностная реальность свидетельствует о существовании внутренней трансценденции, которая

К. МАРКС РЕЗОЛЮЦИИ МИТИНГА В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ[75]

К. МАРКС РЕЗОЛЮЦИИ МИТИНГА В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ[75] Митинг, созванный по случаю годовщины 18 марта 1871 г., принял следующие резолюции:IОн рассматривает героическое движение 18 марта как зарю великой социальной революции, которая навсегда освободит

Достоинство

Достоинство Шах со своими придворными охотился на краю пустыни. Незаметно спустилась ночь. Резко похолодало, и у шаха от дрожи зуб на зуб не попадал. Придворные заметили огонек, и вскоре все они стояли перед маленькой бедной хижиной. Из дверей вышел одетый в старые

§ 7. Достоинство

§ 7. Достоинство …мир этот связан Действием. Бхагавадгита, III, 9, с. 184 [Махабхарата, 1960] Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. [Евангелие от Марка. 11.20] И если мы выше уже так много говорили о смыслах, пытаясь показать, что и сам человек существует лишь

II.

Достоинство человека или достоинство человеческой жизни?

II. Достоинство человека или достоинство человеческой жизни? Философский спор32 о допустимости исследования эмбрионов в потребительских целях и преимплантационной диагностики до сих пор разворачивался в фарватере дискуссии по вопросу об искусственном прерывании

Главное достоинство.

Главное достоинство. Основная ценность подхода к правовым явлениям с позиций естественного права заклю­чается в том, что таким путем оказывается возможным выйти из замкнутого круга одних лишь юридических явлений и непосредственно с ними связанных (еще с «эпохи

ТЕРПЕНИЕ, ВЕРА И ЧЕСТЬ

ТЕРПЕНИЕ, ВЕРА И ЧЕСТЬ На Востоке, как и во многих странах Запада, нет права первородства. Это означает, что сыновья королей и других титулованных лиц не наследуют автоматически высокий ранг, а должны его заслужить. Отец решает, кто из кандидатов наиболее достоин.Жил

250. ЧЕСТЬ

250. ЧЕСТЬ Я не так велик, как обо мне говорят, но не так и мал, как обо мне думают.Ибн Эзра, М. -Шират ИсраелКого чтят? Того, кто чтит.Бен Зома — Мишна, Абот, 4:1Там, где нет чести, нет и позора.Тиферет ИсраелВеличина оказываемой чести измеряется не величиной того, кому ее

5.4 Что такое честь

5.4 Что такое честь Забота о чести и собственном достоинстве, это тоже забота об иерархическом ранге, хотя немало людей думают, что человек чести заботится о благосклонности общественного мнения.Тот, кто боится прослыть трусом, отказавшись от дуэли, не знает, в чем состоит

9. Женская честь

9. Женская честь Усиливающееся разрушение всех некогда непоколебимых истин затронуло сегодня старое и доброе понятие женской чести. Женщины, в которых новомодные веяния заглушили их лучшие чувства, утверждают, что понятие женской чести, в сущности, результат мужского

Достоинство (Dignité)

Достоинство (Dignit?) Ценность того, что не имеет цены или количественно измеряемой стоимости; не объект желания или торговли, но объект уважения. «В царстве целей, – пишет Кант, – все имеет цену или достоинство. То, что имеет цену, может быть заменено также и чем-то другим как

Честь (Honneur)

Честь (Honneur) Достоинство в глазах других людей. Или самолюбие, принимающее себя всерьез. Честь способна толкнуть к героизму, но также к войне или убийству (так называемые преступления чести). Чрезвычайно двусмысленное чувство, им нельзя восхищаться, но нельзя его и

Права человека — Федеральное министерство иностранных дел Германии

Всеобщая декларация прав человека

Более 70 лет назад, в 1948 году, люди со всего мира собрались в Париже, вдохновленные мечтой о более совершенном мире: мире, где будет защищено достоинство каждого человека. Они приняли Всеобщую декларацию прав человека. Декларация основана на идее «достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав» всех людей, признает за каждым человеком право на них и не допускает никаких различий по цвету кожи, полу, языку, религии или другим критериям. Права человека есть у всех людей — уже по одной лишь причине, что они люди, совершенно независимо от признаков, могущих отличать их друг от друга.

Основа каждого сообщества людей

Возложенное на себя Германией обязательство по защите прав человека — это в том числе и урок из самой мрачной главы в истории страны. Поэтому в Статье 1 Основного закона человеческое достоинство и неприкосновенные, неотъемлемые права человека закреплены в качестве основы каждого сообщества людей, мира и справедливости во всем мире. Тем самым Основной закон гарантирует права человека не только в Германии, но и обязывает нас выступать за защиту достоинства и основных свобод человека во всем мире.

Моральное обязательство и политические интересы

Защита прав человека — это не только моральное и международно-правовое обязательство, прописанное в Основном законе. Соблюдение прав человека отвечает и внешнеполитическим интересам Германии. Примеры во всем мире показывают: там, где нарушаются права человека, не может быть устойчивого мира и стабильного развития, в то время как свобода и человеческое достоинство, пользующиеся защитой, показали себя как двигатель созидательности и благосостояния.

Кроме Уполномоченного Федерального правительства по политике в области прав человека и гуманитарной помощи Луизе Амтсберг вопросами политики в области прав человека в Министерстве иностранных дел Германии занимается специально созданный отдел: Отдел по правам человека и гендерным вопросам. Совместно они используют самые разные инструменты: программы поддержки НКО, форматы политического диалога, публичные заявления или молчаливая дипломатия уже помогли улучшить ситуацию с правами человека во многих странах.

15-й доклад Федерального правительства о политике в области прав человека (на английском языке)

Самая лучшая защита прав человека — это живое гражданское общество

Особенно важным для защиты прав человека является участие общественности, которая не должна отворачиваться, когда эти права нарушаются. Этому аспекту Германия уделяет особое внимание. В диалоге с неправительственными организациями, религиозными группами, представителями интеллектуальной среды и неравнодушными людьми Германия оказывает содействие живым и восприимчивым к проблемам гражданским обществам во всем мире. Потому что возможность граждан проявить активность в независимых от государства группах и общественных форумах — это самая лучшая защита от нарушений прав человека.
Дальнейшая информация на тему «Гражданское общество и права человека»

Германия как участник договоров

На основе Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека государства-члены ООН разработали всеобъемлющую систему договоров для защиты прав человека. Германия является участником всех важных соглашений ООН в области прав человека и протоколов к ним и регулярно отчитывается перед профильными комитетами экспертов о реализации соответствующих договорных обязательств.
Дальнейшая информация на тему «Права человека в ООН»

В Европе также существует разветвленная сеть институтов по защите прав человека. При этом ключевую роль наряду с Европейским Союзом играют прежде всего Совет Европы и ОБСЕ:
Защита основных прав в ЕС
Совет Европы
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ссылка)

Проекты по защите прав человек

Поэтому Министерство иностранных дел Германии ежегодно оказывает поддержу ок. 130 разным по масштабности проектам во всем мире: в первую очередь в странах с переходной экономикой и развивающихся странах Африки, Азии, Центральной и Южной Америки, а также Восточной Европы. Часто даже скромные суммы могут содействовать ощутимому и устойчивому улучшению ситуации с правами человека.

Является ли понятие человеческого достоинства философски верифицируемым? | Журнал церковной жизни

Поддается ли философской проверке концепция человеческого достоинства?

Что такое человеческое достоинство и как понять это понятие, чтобы способствовать его уважению в наши дни? Ниже я покажу, что аргументы в пользу человеческого достоинства, основанные на теологических обоснованиях или на метафизических концепциях человечества, не будут услышаны на публике. Мы должны искать другой путь. Я полагаю, что один из жизнеспособных путей можно найти в философии Бернара Лонергана, которая предлагает людям встретиться с собой как с личностью, открывая свои внутреннее : те сознательные операции, которые составляют их повседневную жизнь. Но прежде чем провести читателя через упражнение, которое, я надеюсь, облегчит эту встречу с самим собой, и прежде чем показать, как это упражнение помогает нам философски понять и критически обосновать понятие человеческого достоинства, будет полезно сказать несколько слов о человеческом достоинстве в католической философии. обучение.

Мы можем проникнуть в суть недавних католических богословских и философских основ человеческого достоинства, если мы обратимся к Компендиуму Социальной Доктрины Церкви . Компендиум определяет достоинство с точки зрения Творца, с которым человеческая личность существует в уникальных отношениях. « Поскольку что-то от славы Божией сияет на лице каждого человека, достоинство каждого человека перед Богом есть основа достоинства человека перед другими людьми » (§144). Таким образом, достоинство — это не качество, заложенное в индивидууме, как цвет глаз. Скорее, «иметь достоинство» означает относиться к себе с достоинством, за достоинство в конечном счете относительный термин. И то, как Бог возвеличивает человека, дарует ему Свою славу. Это делает человеческое достоинство неприкосновенной реальностью, потому что оно есть то, что Бог дарует людям; оно врожденное и не может быть отменено, поскольку обращение Бога к человеческой личности, то обращение, которое составляет каждый момент существования человека, необратимо (ср. Римлянам 11:29).

В горизонтальном плане человеческое достоинство обязывает одного человека к определенному моральному ответу другому: отношения взаимного признания , что отражает признание Богом людей. И эта поза, возвышающая другого, проявляющая достоинство, относится к людям как к целям, а не к средствам . Опять же из Компендиума : «Человек представляет собой конечную цель общества, которой оно предписано человеку. . . Поэтому ни в коем случае нельзя манипулировать человеческой личностью в целях, чуждых его собственному развитию» (§ 133, обратите внимание на безошибочное влияние Канта). Таким образом, человеческое достоинство почитается особым видом морали.0005 исполнение , действие, которое возвышает другого, не сводя его к средству для какой-либо другой цели, кроме собственного развития этого человека как того, чем он или она в основе своей является. А что это за человек, согласно католическому учению, является предметом

Открыты бесконечности и всем сотворенным существам . Он открыт прежде всего бесконечному — Богу, — потому что своим разумом и волей он возвышается над всем сотворенным порядком и над собой, он становится независимым от тварей, свободен по отношению к тварным вещам и стремится к полной истине и абсолютному. хорошо (§130).

Здесь философское определение личности и теологическое определение совпадают: только потому, что человеческая личность фундаментально ориентирована на Бога , полную истину и абсолютное благо, человеческая личность никогда не должна рассматриваться как средство для достижения какой-либо другой цели. чем их собственная, которая, в конечном счете, является той трансцендентной реальностью, которая отныне и навсегда призывает их к общению.

Вопрос об основании

Эти суждения о человеческом достоинстве, встречающиеся в католическом социальном учении, столь же возвышенны, сколь и оспариваются во многих публичных дискуссиях сегодня. Не секрет, что концепция врожденного человеческого достоинства и сопутствующая ей идея «прав человека» сегодня подвергаются нападкам после своего расцвета во второй половине двадцатого века[1]. Во-первых, богословские обоснования больше не признаются многими в качестве достаточного основания для установления реальности человеческого достоинства: доводы в пользу врожденного достоинства человеческой личности путем обращения к авторитету священных текстов или церковных документов послужат лишь убеждению. те, кто уже убежден.

Философские основания понятия врожденного человеческого достоинства столь же неубедительны, особенно те философские обоснования, которые идут по пути метафизики, а именно устанавливают сущность или природу человеческой личности, а затем пытаются вывести моральные обязательства из этого метафизического знания о человечество. Этот подход сталкивается с таким же количеством препятствий, как и первый. С двух сторон сама возможность критически обоснованной метафизики отрицается не только значительной частью постмодернистской мысли, которая, несмотря на свое разнообразие, находит общую нить в суждении о провале современного проекта обеспечения эпистемологических оснований, но также и материалистической и редукционистской теорией. наука, которая не может эмпирически обнаруживают такие способности, как «свободная воля», которые исторически были центральными элементами в метафизическом определении человека. Тем не менее, эта метафизическая точка зрения по-прежнему используется большей частью католического социального учения, которое черпает вдохновение из томистской метафизики, хотя и дополняет ее ресурсами, почерпнутыми из персоналистской философии двадцатого века.[2]

Поворот к Внутреннему

Есть ли какой-нибудь способ обойти только что названные препятствия, какой-то способ продемонстрировать внутреннюю ценность человеческой личности, не прибегая к теологическим или метафизическим обоснованиям? Я полагаю, что ответ лежит в обращении к внутреннему, к феноменологическому постижению конститутивных актов человеческого сознания. По моему мнению, ни один католический мыслитель двадцатого века не дал нам более строгого и всестороннего описания человеческого внутреннего в его познавательных и волевых процессах, чем иезуитский философ и теолог Бернар Лонерган. Внутреннее для Лонергана двояко: это то, что мы есть спонтанно в наших сознательных операциях, и это также знание наших сознательных операций, полученное, когда мы обращаем внимание на то, что мы делаем в нашем знании и в нашем выборе. Обнаружить нашу собственную внутреннюю сущность означает открыть врожденную структуру нашей сознательной интенциональности, поскольку она неотвратимо стремится к истине и добру (как учит Компендиум ), даже в отсутствие явного знания этих трансцендентных терминов или понятий.

Выгода от такого подхода, утверждает Лонерган, состоит в том, что, повышая осведомленность о своих сознательных операциях, можно прийти к познанию этих операций и, таким образом, критически обосновать эпистемологические, метафизические и этические позиции, исследуя, противоречит ли их содержание или нет. соответствуют «сознательному исполнению»[3], благодаря которому они пришли к их утверждению. Это сознательное действие обнаруживается с помощью анализа интериорности, и Лонерган называет любые философские позиции, которые согласуются с анализом Лонергана, «позициями», а те, которые ему противоречат, — «контрпозициями». Вот почему концепция «перформативного внутреннего противоречия» играет такую ​​важную роль в философии Лонергана. Дело не в том, что определенные эпистемологические, метафизические или этические положения противоречат сами себе на логическом уровне, поскольку это не единственный и даже не самый важный способ, которым философская позиция может быть непоследовательной.

Скорее, Лонерган подчеркивает то, что Аристотель заметил много столетий назад, когда писал, что для опровержения скептика достаточно заставить его или ее говорить, тем самым раскрывая перформативное самопротиворечие, присутствующее в конфликте между содержанием их философское суждение и познавательные операции, связанные с этим высказыванием.[4] Как говорит Эндрю Бердс, чтобы продемонстрировать собеседнику, что она перформативно опровергла себя, достаточно обратить внимание собеседника на противоречивое ситуация подразумевается в ее высказывании контрпозиции.[5] Так, например, во фразе «я не говорю» нет ничего логически противоречащего, ибо между «я» и «не говорю» нет необходимого исключения (как было бы в таком утверждении, как «этот холостяк женат»). »). Но в тот момент, когда кто-либо произносит такую ​​фразу , вынося суждение, намереваясь высказать истину — одну из основных познавательных операций в нашей сознательной интенциональности — он вступает в область перформативного внутреннего противоречия.

Во второй половине Insight Лонерган приводит многочисленные примеры эпистемологических, метафизических и этических позиций, которые противоречат тому, что, как он утверждает, является универсальной структурой человеческих познавательных и волевых операций.[6] Благодаря такой процедуре выявления перформативного внутреннего противоречия мы можем критически оценивать позиции, которые соответствуют нашему внутреннему миру, и позиции, противоречащие ему. Таким образом, прогресс в философии становится возможным, когда внутреннее открывается как арена для оценки различных философских позиций, подчиняя их этому лонергановскому 9.0005 экспериментум крестис .

Существует ли подобная линия вопросов, основанная на анализе интериорности, которую мы могли бы провести, чтобы найти перформативное внутреннее противоречие в отрицании внутреннего достоинства человеческой личности, ценности, с которой не следует обращаться с человеческой личностью? как средство, а только как самоцель? Если бы это было так, это показывает, что отрицание человеческого достоинства является этическим противопоставлением, которого было бы неразумно придерживаться.

Анализ волевой интенциональности

Мы можем обнаружить нечто подобное, читатель.[7] Для начала я прошу вас выполнить со мной небольшое упражнение. Я называю это упражнение анализом волевой интенциональности, хотя название не имеет значения. [8] Этот анализ интенциональности состоит в том, чтобы спросить себя, с какой целью человек сделал тот или иной выбор. Инструментом исследования здесь является вопрос телеологии: «зачем?» В целях иллюстрации давайте возьмем простой выбор, такой как мой собственный выбор написать это эссе. Если вы спросите меня, почему я написал это эссе, ответ будет таким: я хотел представить читателям кое-что по интересующей меня теме.

Этого ответа достаточно, но мы также понимаем, что это не полный ответ. Откуда нам это знать? Потому что еще актуальный вопрос (имеется в виду не вопрос о цене чая в Китае, а вопрос, связанный с вашим запросом) может возникнуть в ходе вашей попытки до конца понять мой поступок. Другими словами, для вас имеет смысл спросить меня, в свою очередь, почему я вообще хотел изложить вам свои мысли; какой-то внятности в моем действии все же не хватает. Ответ на этот дополнительный вопрос заключается в том, что я хочу проверить некоторые из своих идей, чтобы убедиться, что они хороши.

Но и этот ответ не самодостаточен: он вызывает дополнительный вопрос. Почему я хочу знать, хороши ли мои идеи? Потому что я хочу достичь правды о критическом обосновании концепции человеческого достоинства. Но зачем мне это, спросите вы? Потому что открытие истины удовлетворяет внутреннее напряжение исследования, которое создает чувство беспокойства. И я всегда ищу такой отдых.[9] Но зачем искать такого рода интеллектуальный отдых? Потому что этот отдых наполняет меня, делает меня счастливым, удовлетворяет меня, заставляет меня процветать таким, какой я есть: человеком, ищущим истину.

И я хочу сделать себя счастливым таким образом, потому что я нахожу это ценным , потому что я нахожу ценным удовлетворять свое стремление к истине, потому что я нахожу себя ценным. Но что, если вы спросите меня, для чего я ищу такого счастья, такого достоинства себя как ценного и достойного удовлетворения таким образом? Что ж, в этот момент я затрудняюсь дать дальнейший ответ. Кажется, я достиг дна. Здесь уже не найти «потому что» или понятности; счастье — это собственное «почему».

Многие читатели узнают в этом упражнении вариацию аргумента Аристотеля в Никомаховой этике о том, что eudaimonia , или процветание, представляет собой конечную причину всех человеческих выборов,[10] или вы увидите в предыдущем абзаце расширенное иллюстрация утверждения Фомы Аквинского о том, что формальным объектом человеческой воли является добро.[11] Однако сегодня мы говорим не столько о конечных причинах в способности воли в человеческой природе, сколько о ценностях, движущих человеческими субъектами. И поэтому, когда мы сталкиваемся с человеческим решением, мы спрашиваем: какая ценность преследуется в том или ином выборе?

Этот краткий анализ волевой интенциональности показывает, что ценность, однако, состоит в том, что любая конкретная ценность или благо, которые ищутся в выборе, например, благо написания для образованной аудитории или проверки идей, в конечном счете объясняется и только умопостигаемым в рамках функционально конечной ценности, которая всегда действующая в моем сознательном выборе, а именно мое желание моего процветания, которое я спонтанно идентифицирую как исполнение определенных желаний во мне. Дело не в том, что я ценю «счастье» как в какой-то абстракции или что у меня есть идея «процветания» как определенное понятие, засевшее в глубинах моего разума; скорее это то, что я всегда действовать , чтобы способствовать моему процветанию, каким бы образом я ни задумал это, и не могу сознательно поступать иначе. И тем самым я возвеличиваю себя , воздаю должное своему достоинству , рассматривая себя как цель, а не как средство.

Таким образом, человеческое достоинство существует как действующая норма человеческого действия до того, как оно существует как эксплицитное понятие, созданное посредством человеческого размышления . Это особенно очевидно, учитывая тот факт, что разговоры о «человеческом достоинстве» именно в этих терминах имеют поддающуюся идентификации историю; как справедливо отмечает Лонерган, концепции имеют даты . Если бы понятие человеческого достоинства никогда не возникало в человеческих обществах, мы тем не менее до сих пор проявляли бы свое достоинство, рассматривая себя как цель, а не как средство; мы бы еще относились к себе с таким достоинством! (Хотя, к сожалению, мы все равно не смогли бы последовательно трактовать других таким образом. ) Таким образом, здесь основополагающими являются не концепции или идеи, а действия или операции, которые являются истинными априорными в корне. познавательной и волевой деятельности человека.

Этот поворот к нашему внутреннему миру показывает, что мы спонтанно, при каждом выборе относимся к себе как к цели, а не как к средству, именно потому, что мы ищем собственное счастье. Это желание нашего процветания как цели является структурой каждого нашего сознательного выбора, независимо от того, узнаем мы об этом или нет (фактически, большинство из них никогда этого не сделает). Но в том, что это правда, может убедиться любой человек, просто задав вопросы о своем выборе и тем самым попытавшись раскрыть разумность этого выбора, обращая внимание на сознательный процесс, который их вызвал.

Перформативное внутреннее противоречие в отрицании человеческого достоинства

Как это краткое упражнение может помочь нам найти перформативное внутреннее противоречие в том, кто отрицает врожденное человеческое достоинство? Следующее. Учтите, что если я отрицаю утверждение о том, что исполнение моего достоинства составляет мою сознательную интенциональность, то я непреднамеренно выполняю свое обязательство по отношению к своему достоинству в самом этом отрицании. Если это отрицание является сознательным и целенаправленным актом, тогда можно поставить под сомнение его осмысленность, точно так же, как выше было поставлено под сомнение мое решение написать это эссе. Хотя я не могу здесь подробно описать все причины, по которым человек может отрицать свое врожденное достоинство (я предлагаю читателям подставить свои собственные причины и провести на них анализ интенциональности), если этот человек — допустим, это я — будет отрицать это, Я бы определенно сделал это для причина .

Вот одна из причин, которая кажется наиболее вероятной для произнесения такого отрицания: возможно, я отрицаю это заявление о том, что я проявляю свое врожденное достоинство, потому что я не убежден в его истинности . Но если я отвергаю утверждения, которые не считаю правдивыми, я тем самым свидетельствую о своей приверженности истине как ценности. И все же даже моя привязанность к этой высокой ценности подвергается дальнейшему сомнению: почему я так ценю истину? Потому что я верю, что знание правды поможет мне процветать как жаждущее правды существо. То, что я отношусь к себе как к достойному истины, я сообщаю, отвергая все, что считаю ложью, или воздерживаясь от суждений о том, что, как я боюсь, может оказаться ошибочным мнением.

Мое сознательное поведение показывает, что я ищу истину, чтобы прославить себя как человека, который является самоцелью, и поэтому утверждение истины представляет для меня средство для достижения этой оперативной цели. Таким образом, отрицание того, что я обладаю врожденным достоинством по причинам неспособности увидеть истинность этой позиции, приводит меня к перформативному внутреннему противоречию: я проявляю это самое достоинство, отрицая его. Мы не можем не относиться к себе как к цели, а не как к средству, даже если и особенно когда мы пытаемся этого не делать.

Особое значение имеет то, что в этой иллюстрации мое стремление к истине я перформативно и спонтанно определяю как средство для своего процветания. Этот факт показывает, что проявление моего достоинства в обращении с собой как с целью не может быть сведено просто к разумному эгоизму, ищущему материальную или социальную выгоду, не может быть сведено еще более существенно к животному инстинкту выживания, к моему стремлению к истине как к цели. такое и мое отвращение ко лжи (св. Августин хорошо напоминает нам, что даже обманщик ненавидит быть обманутым!)[12] указывает на то, что в моей сознательной интенциональности я не внутренне ограничен биологической моделью опыта, присущей мне как млекопитающее, [13] и что я не неизбежно связан социальной неразберихой общественной оценки и сравнения эго,[14] но вместо этого преследую другой класс объектов в целом для своего удовлетворения, для моего процветания и отдыха.

И истина, как можно понять после минутного размышления, является самым универсальным, самым обширным классом объектов, которые существуют, ибо то, что есть , в принципе может считаться истинным , и поэтому нет ничего вне пределы истины — ибо «кроме области бытия [то, что есть ] просто нет ничего»[15]. в моем стремлении расцвести и привести меня к последнему отдыху, бесконечно. И с этим мы прошли полный круг к определению человеческой личности, сформулированному в Компендиум : человеческая личность,

Открыты бесконечности и всем сотворенным существам . Он открыт прежде всего бесконечному — Богу, — потому что своим разумом и волей он возвышается над всем сотворенным порядком и над собой, он становится независимым от тварей, свободен по отношению к тварным вещам и стремится к полной истине и абсолютному. хорошо (§130).

Благодаря нашему внутреннему анализу мы имеем критически обоснованных это определение человека, привлекая наше внимание к сознательному действию, которое служит его эмпирическим коррелятом. Только через такое феноменологическое схватывание нашего внутреннего, достигнутое посредством нашего волевого анализа внутреннего и раскрытия перформативного внутреннего противоречия в отрицании нашего врожденного достоинства, — которое тем самым обнажило тот факт, что эта позиция на самом деле является этической контрпозицией , — Можем ли мы философски проверить 9 Компендиума ?0006 обучение.

Обнаруженное достоинство

Если читатель до сих пор проследил за аргументом и подтвердил его истинность для себя, что они действительно всегда проявляют свое достоинство, стремясь к своему процветанию, тогда они поняли, что их достоинство как бесконечная открытость Богу, которая конституирует их как самоцель, молчаливо провозглашается в каждом их сознательном выборе. То относительное ядро ​​понятия достоинства, которому учит католическая церковь, находится в отношении Бога к человеческим личностям, с которыми Он разделяет Свою славу, сотворив их как бесконечную открытость и стремление к Нему, — отражается в нашем собственном отношении к самим себе, когда мы относиться к нашему процветанию как к концу всего, что мы делаем.

Мы обнаружили это достоинство в нашем анализе внутреннего мира и перформативное внутреннее противоречие, присущее отрицанию этого достоинства. Такая процедура может стать основой диалога с другими людьми, стремящимися понять христианские рассуждения о «врожденном человеческом достоинстве». Если наши собеседники открыты для того, чтобы узнать что-то о себе с помощью этого способа исследования, такой разговор может принести плоды в том, чтобы привести людей к более глубокому столкновению с достоинством другого, облегчая встречу с собой и, таким образом, с их врожденным достоинством. 16]

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ: Это эссе является вкладом в конференцию «Лонерган и человеческое сознание», которая пройдет в Университете Нотр-Дам 3–4 декабря 2021 года (дополнительная информация и бесплатная регистрация доступны здесь).


[1] См. Эндрю Клэпхэм, Права человека: A Очень краткое введение (Оксфорд, 2016 г.).

[2] Роберт П. Крайнак «Влияние Канта на христианское богословие: дебаты о человеческом достоинстве», Journal of Markets & Morality 7:2 (2004): 517–525, дает полезный и краткий обзор этого союза томизма и персонализма в католическом социальном учении двадцатого века.

[3] См. книгу Марка Д. Морелли « Самообладание: быть дома в сознательном исполнении » (Институт Лонергана, 2015 г.), где представлена ​​недавняя потрясающая феноменология сознательного выполнения нашей интенциональности по отношению к истине и добру.

[4] Метафизика , 4.41006a.

[5] Эндрю Бирдс, «Самоопровержение и самопознание», Gregorianum, 1995, Том. 76, No. 3 (1995), 564.

[6] Зрелая позиция Лонергана состоит в том, что люди намереваются получить истинное и хорошее посредством процесса снятия, в котором мы обращаем внимание на переживания, спрашиваем («что означает этот опыт?») в них, иметь акты понимания этих переживаний в результате исследования, выносить суждения относительно обоснованности наших актов понимания («истинно ли мое понимание?»), а затем, когда требуется действие или оценка, спрашивать совещательного вопрос, вытекающий из наших суждений о положении дел («что мне делать из-за того, что я понял? как мне оценить то, что я открыл?»). Это четырехступенчатое развитие сознательной интенциональности является инвариантным и универсальным, но то, что это так, можно обнаружить, только обращая внимание на свои собственные операции (поэтому, если вы читаете это и задаетесь вопросом, правда ли, что оно является инвариантным и универсальным, вы в данный момент действуют на том, что Лонерган называет третьим уровнем познания, уровнем рационального суждения, поскольку вы запрашиваете достаточные доказательства, чтобы оценить истинность того, что вы поняли на основе своего опыта, а именно, читая мое описание позиции Лонергана). Для краткого изложения точки зрения Лонергана без труда прочесть большую часть 9 работ Лонергана.0005 Insight , я рекомендую короткую работу Терри Текиппе, Что Лонерган замышляет в «Insight»? (Литургический, 1996).

[7] Насколько мне известно, Лонерган никогда не предпринимал такой демонстрации человеческого достоинства посредством внутреннего анализа, предназначенного для демонстрации перформативного внутреннего противоречия.

[8] Я впервые столкнулся с такого рода анализом интенциональности в книге Дэвида Бентли Харта, The Experience of God: Being, Consciousness, Bliss (Yale, 2013), в главе «Блаженство (Ананда)».

[9] «Теперь Аристотель определял природу как имманентный принцип движения и покоя. В человеке таким принципом является человеческий дух, как постановка и ответ на вопросы. Как постановка вопросов, это имманентный принцип движения. Отвечая на вопросы и делая это удовлетворительно, это имманентный принцип покоя». Лонерган, «Естественное право и историческое мышление», 166, в Собрание сочинений Бернарда Лонергана: Третье собрание (Торонто, 2017).

[10] Никомахова этика , 1.7

[11] Summa Theologiae , I.82.

[12] «Это та счастливая жизнь, которой все желают; эта жизнь, которая одна счастлива, все желание; к радости в истине все желание. Я встречал многих, кто хотел бы обмануть; кто будет обманут, никто». Признания X. 23.

[13] О биологическом паттерне сознательного опыта см. Insight , 205-207, и Mark D. Morelli, Самообладание: Быть дома в сознательном исполнении (Институт Лонергана, 2015), 193–196.

[14] См. книгу Роберта Спитцера В поисках истинного счастья: удовлетворение наших беспокойных сердец , чтобы узнать больше об этих различных уровнях человеческого удовлетворения, физическом и эго-сравнительном.

[15] Insight , 375. Для более полного развития этого аргумента см. главу 12 в Insight , «Понятие бытия». Воображать, что что-то «есть», что не может быть познано, потому что оно не внутренне постижимо, — это то, что Лонерган назвал бы «контрпозицией»: ибо к знать этот решающий факт об этом предположительно непостижимом существе уже знать о существе утверждать, что нельзя знать.

[16] Сердечная благодарность моим друзьям и собеседникам Мэтью Вейлу и Тейлору Наттеру за их помощь в улучшении этого эссе.

Избранное изображение: Эдгар Дега, «Портрет Дюранти», 1879 г. ; Источник: Wikimedia Commons, PD-Old-100.

Признание данного Богом достоинства каждого человека

Пересмотр писаний Павла

Ибо Им создано все, что на небе и на земле, видимое и невидимое, все Им и для Него создано. Он прежде всего, и в Нем все держится вместе. (Колоссянам 1:16-17)

Католическое социальное учение утверждает, что когда пренебрегают человеческим достоинством, упускается что-то существенное. Каждый человек обладает Богом данным достоинством.

Но разве это пустое заявление католической церкви о человеческой жизни? Нет, это вера с далеко идущими последствиями. Это убеждение, которое становится видимым через наши действия. Это влияет на то, как мы живем и действуем; оно формирует то, как мы относимся к другим людям, другим культурным группам и другим нациям.

В этой главе нашего руководства по обсуждению рассматривается принцип человеческого достоинства в католическом социальном учении. Общая цель руководства для обсуждения состоит в том, чтобы привлечь внимание к проблеме пыток и помочь приходским небольшим группам, классам, семьям и отдельным лицам в изучении того, как католическое социальное учение применимо к этой важной проблеме.

Почему же тогда мы начинаем с внимательного изучения того, что Церковь говорит о человеческом достоинстве? Потому что основной позицией католической церкви против пыток и/или жестокого обращения с заключенными является вера в то, что такие практики нарушают данное Богом достоинство человека. На самом деле некоторые говорят, что пытки унижают человеческое достоинство не только того, кого пытают, но и тех, кто применяет пытки.

Итак, давайте поговорим о человеческом достоинстве. Говоря об этом, давайте, в частности, спросим, ​​почему этот принцип католического социального учения так важен в наше время. Что на самом деле меняет вера в человеческое достоинство?

Возможно, следующий вопрос даст некоторое начальное направление для нашего разговора. Вкратце поразмыслите над этим сейчас, когда мы приступим к делу.

Насколько изменился бы наш мир, если бы всегда и везде признавалось и чтилось Богом данное достоинство каждого человека?

Когда вы думаете о католическом социальном учении, что первое приходит на ум?

  1. Может быть, вы думаете о каком-то конкретном служении бедным.

  2. Может быть, вы думаете о защите прав человека, например, права на жизнь, на питание, на работу; право людей участвовать в жизни общества и быть услышанными.

  3. Возможно, вам в первую очередь приходит на ум то, как эксплуатируются и унижаются жизни детей, или беженцев, или стариков, или больных, или рабочих.

  4. Или на ум приходит необходимость противодействовать дискриминации различных расовых и этнических групп и воздавать должное человеческому равенству?

Что бы ни пришло вам на ум в первую очередь, когда вы думаете о католическом социальном учении или стремлении к социальной справедливости, оно почти наверняка каким-то образом отражает веру в человеческое достоинство. Ибо эта вера — что каждый обладает данным Богом достоинством — мотивирует деятельность, которую католические епархии, приходы, школы, семьи, отдельные лица и группы предпринимают для служения другим и выполнения задач католического социального учения.

Для людей, участвующих в Евхаристии, вполне естественно заботиться о человеческом достоинстве каждого, предположил Папа Бенедикт XVI в апостольском наставлении о Евхаристии ( Sacramentum Caritatis ), которое он выпустил в марте 2007 года. Именно из-за тайны мы празднуем [в Евхаристии], мы должны осуждать ситуации, противоречащие человеческому достоинству, поскольку Христос пролил Свою кровь за всех, — писал папа.

Катехизис католической церкви говорит, что социальная справедливость может быть достигнута только при уважении трансцендентного достоинства человека (№ 1929). В этом контексте катехизис цитирует предложение из одной из социальных энциклик Папы Иоанна Павла II, «О социальных проблемах» (Sollicitudo Rei Socialis), , выпущенной в 1988 году . Защита и поощрение человеческого достоинства доверены нам Творцом, сказал Папа (SRS 47).

Катехизис тут же добавляет, что уважение к человеческой личности влечет за собой уважение прав, вытекающих из его достоинства как существа (№ 1930).

Вы заметили в предыдущих двух абзацах, как Катехизис Католической Церкви при обсуждении человеческого достоинства и прав человека использовал термин по отношению к ? В нем говорится о уважениях человек к превосходному достоинству и о уважении прав человека. Насколько значим термин по отношению к в католическом социальном учении? Что на самом деле означает слово по отношению к ?

В католическом социальном учении простого признания человеческого достоинства самого по себе недостаточно. Скорее, это признание несет последствия. Это ведет к уважению; уважать человеческую жизнь и права человека; в нем подчеркивается необходимость разного рода действий в защиту прав человека и жизни человека.

Катехизис дает некоторое представление о значении термина уважение , когда он делает следующее заявление: Уважение к человеческой личности происходит через уважение к принципу, согласно которому каждый должен смотреть на своего ближнего (без всякого исключения) как другое «я», имея в виду, прежде всего, свою жизнь и средства, необходимые для ее достойной жизни (№ 1931).

Пока мы продолжаем обсуждение человеческого достоинства, поразмышляйте над термином уважать и его значением. Несомненно, вы часто слышите в Церкви о уважение к жизни . Когда вы слышите об этом, разве не становится ясно, что уважение не является абстракцией? Разве не ясно, что призыв уважать всю жизнь — это призыв изменить образ мышления и образ действий?

Что значит уважать другого человека или группу людей? Другими словами, как вы определяете термин «уважение»?

Обязанность уважать достоинство каждого человеческого существа, в природе которого отражен образ Творца, означает, вследствие этого, что личностью нельзя распоряжаться по своему желанию. Те, кто обладает большей политической, технической или экономической властью, не могут использовать эту власть для нарушения прав других, которым повезло меньше. Мир основан на уважении прав всех. (Папа Бенедикт XVI в своем Послание по случаю празднования Всемирного дня мира, 1 января 2007 г. )

Никто не может быть по природе выше своих собратьев, так как все люди одинаково благородны в своем природном достоинстве. (Папа Иоанн XXIII в своей энциклике «Мир на Земле» [Pacem in Terris], № 89)

Корни прав человека должны быть найдены в достоинстве, которое принадлежит каждому человеку.
( Сборник Социальной доктрины Церкви , № 153)

Ярким примером [внутренне злых действий] является преднамеренное лишение невинных человеческих жизней, как, например, аборт и эвтаназия. Прямые угрозы святости и достоинству человеческой жизни, такие как клонирование человека и деструктивные исследования человеческих эмбрионов, также являются злом по своей сути. . Этим всегда нужно противостоять. Другие прямые посягательства на невинную человеческую жизнь и нарушения человеческого достоинства, такие как геноцид, пытки, расизм и нападения на мирных жителей во время актов террора или войны, никогда не могут быть оправданы. ( Формирование совести для правоверного гражданства: призыв к политической ответственности от католических епископов США, № 22, 23 ноября 2007 г.)

 

В этой главе предполагается, что данное Богом человеческое достоинство должно быть признано нами в каждом человеке. Каковы последствия этого заявления? Сделайте паузу на мгновение, чтобы все обдумать.

Кого охватывают слова каждый человек? Кто-нибудь остался в стороне?

Трудно ли нам признать человеческое достоинство некоторых людей? Есть ли тяжелые случаи для нас? А как насчет людей, которые недобры к нам лично? А как насчет людей, которые причиняют вред обществу или склонны к насилию? А как насчет людей, которых считают врагами нашего народа? А как насчет узников усилий наших стран по борьбе с терроризмом?

 

Если вы будете искать хотя бы одну довольно простую и ясную причину, по которой католическое социальное учение считает достоинство основной характеристикой каждой человеческой личности, вы ее не найдете. Вместо этого вы найдете две причины, довольно простые и понятные:

Первая причина: Бог — наш Творец; мы созданы по образу Божьему. Отражение Бога находится во всех, кого он создал. Об этом говорил Папа Иоанн Павел II в своей энциклике «Евангелие жизни» (Evangelium Vitae) . Он писал: «Человеку дано высокое достоинство, основанное на тесной связи, соединяющей его с его Творцом: в человеке сияет отражение самого Бога (EV 34).

Вторая причина: В воплощении Иисус Христос становится единым целым с членами человеческой семьи. Все человеческие личности затронуты реальностью Воплощения и искупительными действиями Христа. Христос пришел для всех. В Евангелие жизни , Папа Иоанн Павел II объяснил это. Он сказал, что самоприношение Иисуса на Кресте становится источником новой жизни для всех людей (№ 33). И, сказал папа, у Иисуса уникальные отношения с каждым человеком, что позволяет нам видеть в каждом человеческом лице лик Христа (№ 81).

Католические епископы Соединенных Штатов сделали те же два замечания относительно источника нашего человеческого достоинства в своем заявлении 2003 года Ибо я был голоден, и вы дали мне пищу . Они писали: «Сотворенный Богом и искупленный Христом, каждый человек обладает фундаментальным достоинством, которое исходит от Бога, а не от каких-либо человеческих качеств или достижений.

А вот что сказал об этом Второй Ватиканский Собор в своей Пастырской конституции о Церкви в современном мире (Gaudium et Spes) : «Поскольку все люди обладают разумной душой и созданы по подобию Божию, поелику они имеют ту же природу и происхождение, были искуплены Христом и пользуются одним и тем же божественным призванием и судьбой, основное равенство всех должно получать все большее признание (№ 29).).

Вас удивляет или сбивает с толку то, что Папа Иоанн Павел II говорил о том, что в каждом человеческом лице можно найти лик Христа?

Куда может привести это убеждение в данном Богом человеческом достоинстве каждого человека? Это может привести к созданию того, что Папа Иоанн Павел II назвал культурой жизни. Согласно видению Папы Иоанна Павла, строители культуры жизни представляют собой мощную созидательную силу для великого блага общества и мира, в котором они живут.

Папа Иоанн Павел подробно обсуждал культуру жизни в Евангелии жизни . Существует настоятельная необходимость в общей мобилизации совести и объединенных этических усилиях для активизации великой кампании в поддержку жизни. Все вместе мы должны построить новую культуру жизни, — писал он (№ 95).

Когда в Евангелие жизни развернулись очертания культуры жизни, папа сказал, что пришло время заново открыть способность благоговеть и чтить каждого человека (№ 83). Многие, многие люди нашли место в обширном обсуждении папами культуры жизни и того, что подразумевает уважение к жизни: нерожденный ребенок, новорожденный ребенок, больные, бедные и нуждающиеся, неизлечимо больные люди, престарелые и скорбящие. маргинализированные в обществе, несовершеннолетние, больные СПИДом и даже враги.

Люди Церкви — это люди жизни и для жизни, и именно так мы представляем себя всем, — сказал Папа Иоанн Павел II (№ 78). Он добавил: «Нас ведет и поддерживает закон любви» (№ 79).

В позднем папском видении культуры жизни даже враг перестает быть врагом для человека, который обязан его любить и делать ему добро; высота такой любви, сказал папа, состоит в том, чтобы молиться за своего врага (№ 41).

Невозможно в этом коротком месте подытожить все, что Папа Иоанн Павел сказал о культуре жизни в своей важной энциклике. Однако в нашем контексте следует отметить следующие утверждения:

Глубочайшим элементом Божьей заповеди о защите человеческой жизни является требование проявлять благоговение и любовь к каждому человеку и жизни каждого человека (№ 41).

Все общество должно уважать, защищать и поощрять достоинство каждого человека в каждый момент и при любых условиях жизни этого человека (№ 81).

Папа Иоанн Павел II много раз обсуждал культуру жизни спустя годы после публикации Евангелия жизни . Для него призыв к построению культуры жизни был требовательным призывом взять на себя ответственность за наш мир и обогатить его. Только взгляните на то, что он сказал в марте 2001 года, выступая перед Папской академией жизни:

Лучший способ преодолеть и победить опасную культуру смерти — дать прочные основания и четкое содержание культуре жизни, которая будет решительно противостоять ей. Хотя это правильно и необходимо, недостаточно просто разоблачить и осудить смертельные последствия культуры смерти. Скорее, внутренняя ткань современной культуры должна постоянно регенерироваться, причем культура должна пониматься как сознательная ментальность, как убеждения и действия, как поддерживающие ее социальные структуры.

Папа Бенедикт XVI также подтвердил необходимость уважения жизни и достоинства человеческой личности, когда он выступил на площади Святого Петра 5 февраля 2006 года: Крайне важно воспитывать правильное отношение к другому: культура жизни на самом деле основано на внимании к другим без каких-либо форм исключения или дискриминации. Каждая человеческая жизнь как таковая заслуживает и требует, чтобы ее всегда защищали и поощряли.

Католическое социальное учение утверждает, что все люди обладают Богом данным достоинством. Это убеждение предъявляет к нам требования: призывает к действию, призывает уважать каждого человека.

Можно сразу ощутить личное одобрение этого учения и обеспокоенность его самыми далеко идущими требованиями, особенно требованием признать человеческое достоинство в том, что может показаться нам трудным.

Итак, это учение куда-то ведет: оно ведет к уважению к себе и ко всем другим и к действиям во имя справедливости. Это ведет к узнаванию лица Иисуса в других.

Это учение также может побудить нас пересмотреть широко распространенные способы обращения с людьми в нашем обществе, чтобы оценить, отражают ли некоторые способы обращения с людьми уважение к человеческому достоинству или же они фактически представляют собой злоупотребление человеческим достоинством.

Само общество часто разделяется, когда дело доходит до суждения о том, является ли действие злоупотреблением человеческим достоинством. Таким образом, дебаты по конкретным вопросам разыгрываются на страницах наших ежедневных газет и по телевидению. Например, с 1973 года ведутся острые дебаты по поводу абортов, в которых Церковь призывает уважать человеческую жизнь с момента зачатия. Продолжаются споры о расизме: когда он действует в школьной системе, а когда нет, или как он влияет на выбор при голосовании. В настоящее время в обществе продолжаются дебаты по поводу абортов и исследований человеческих эмбриональных стволовых клеток, которые Церковь расценивает как неспособность признать человечность и достоинство нерожденного ребенка.

И, конечно же, ведутся споры о пытках: допустимы ли определенные методы, обычно считающиеся пытками, с юридической или моральной точки зрения при обращении и допросе заключенных, обвиняемых в террористических актах.

Пытки — это тема новостей наших дней, тема, которую католическое социальное учение побуждает нас исследовать. Вопрос о пытках будет подробно рассмотрен в следующей главе этого руководства для обсуждения. Однако на этом мы могли бы завершить дискуссию о человеческом достоинстве, поставив следующие вопросы:

Что находится под угрозой, если уважение не характеризует отношения между людьми, культурными и религиозными группами или нациями?

Можно ли мириться с пытками и в то же время подтверждать данное Богом человеческое достоинство каждому человеку? Почему или почему нет?

Святая Мария, Богородица,
ты дала миру его истинный свет,
Иисус, твой Сын, Сын Божий.
Ты полностью отдался
зову Бога
и таким образом стал источником
благости, исходящей от него.
Покажи нам Иисуса. Веди нас к нему.
Научи нас знать и любить Его,
чтобы и мы могли стать
способными на настоящую любовь
и быть источниками живой воды
посреди жаждущий мир.

Добавить комментарий