Духовные потребности человека обществознание: Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Что относится к духовным потребностям человека: виды ценностей, примеры

Духовная ценность – одна из высших потребностей человека, регулирующая процесс познания и самопознания личности. Богатство внутреннего мира дает уникальную возможность проявить индивидуальность: раскрыть природные способности, проявить таланты и дарования.

Основные ценности человечества

Основные ценности человечества

Содержание

Духовные потребности людей что такое

Духовные потребности – стремление к познанию внутреннего мира через самосовершенствование. В поиске гармонии личность приобщается к науке, искусству, философии, религии.

В чем отличие от материальных потребностей

Духовные потребности человека, в отличие от материальных, не удовлетворяют личные нужды: голод, холод, меры безопасности. Удовольствие от наполнения внутреннего мира – моральное, преимущественно эстетического характера.

Разницу легко определить по мотивациям – причинам, склоняющим личность к решению вопросов. Материальные потребности появляются при непосредственных нуждах и являются тактической, сиюминутной стороной жизни. Силой духа движет не конкретная выгода, а любопытство. Желание познать неизведанное мотивируется надеждой на получение пользы в будущем.

Средства удовлетворения материальных запросов предметны, зависят от ресурсной базы. Единственным инструментом восполнения духовного потенциала выступает творчество.

Важно! В основе определения форм творческого самовыражения лежат коммуникация и познание.

Коммуникативная функция сознания способствует получению значимых средств информации из печатных, графических и аудио источников, включая непосредственное общение с носителем требуемой информации. Познавательная часть сосредоточена на переработке полученных сведений, удалении лишнего и усвоении актуальных данных.

Основные признаки духовных потребностей

Краткий список характерных особенностей духовных запросов включает:

  • возникают в сознании;
  • обладают относительным характером надобности, выбором способов для воспроизводства;
  • степень удовлетворения потребностей обусловлена наличием свободного времени, объемом накопленных богатств духа, желанием и возможностями человека участвовать в их реализации;
  • взаимосвязь субъекта и объекта построена на бескорыстности;
  • процесс реализации духовных нужд неограничен.
Базовые потребности людей

Базовые потребности людей

Духовная пища объективна по содержанию. Объяснить ее сущность помогают обстоятельства жизни людей и потребность познания внешней среды. Чем развитее цивилизация, тем заметнее действует закон «возвышения запросов», важнее для большинства индивидов обретение духовно-культурных ценностей. Одновременно необходимость в духовном развитии субъективна, предстает отражением внутреннего мира людей, социальной и личной сущности.

Виды духовных потребностей

Главные нужды в духовной сфере условно разделены на 2 части: одна – связана с накоплением духовного потенциала, вторая – его проявлением в обществе.

Первую группу составляют:

  1. общение и наблюдение за подлинными и вымышленными героями из книг, спектаклей, кино;
  2. эстетическое удовлетворение от красивых пейзажей, художественных работ, музыкальных композиций;
  3. научно-познавательная деятельность, расширяющая границы мировоззрения;
  4. поддержание здоровья как фундамента для новых начинаний.

Ко второй группе относят потребности социального характера:

  1. Трудовая деятельность, способствующая материализации духовных запросов.
  2. Нравственные ориентиры, используемые для сопоставления собственных взглядов на ситуацию с общепринятыми идеалами;
  3. Патриотическая составляющая поступков, ориентирующая индивида на защиту и любовь к отечеству.

Последовательность реализации запросов обеих групп нельзя назвать линейной. Чаще она сопряжена с материальными нуждами и внутренним миром субъекта.

Потребность в познании

Человек, чувствующий необходимость узнавать новое, стремится разнообразить будни, расширяет кругозор через курсы, мастер-классы, литературные произведения. Природный интерес к внешним факторам побуждает людей принимать активные действия для повышения уровня знаний и способностей. Если потребность не удовлетворяется, личность замыкается и может отрицательно относиться к переменам.

Самосовершенствование

Самосовершенствование – способность самостоятельно развивать разум, заботиться о личностном росте, воспитывать положительные качества личности. Процесс саморазвития является интеллектуальным, предполагает осознанность человеком собственного места в мире, мотивов, результатов деятельности. Одновременно процесс является волевым, зависит от конкретной ситуации и образа жизни индивида.

Стратегия саморазвития

Стратегия саморазвития

На этапе самосовершенствования важно проводить аналоги со вчерашним существованием. Осознание личностного развития положительно отражается на новых сферах жизни. Мечты становятся смелее, планы далеко идущими, появляется надежда на будущее. Для идеального самосовершенствования нужно четко определить цели.

Важно! Неуверенность и страх разрушительно действуют на исход событий. Не стоит оглядываться на других, люди свободны в выборе действий и желаний.

Любимое дело

Любимое дело заряжает энергией для самореализации, придает смысл действительности, вдохновляет на подвиги, помогает выразить индивидуальность. На пути к цели индивиды используют собственный талант, умственные и физические способности. Человек, посвящающий большую часть времени творчеству или бизнесу, по доброй воле не откажется от любимого дела.

Любовь и счастье

Любовь – доброта, дарующая людям положительные эмоции, и потребность осчастливить всех вокруг, наслаждаясь чужим счастьем как олицетворением собственных чувств. Потребность излучать любовь сильнее материальных нужд, статуса в обществе и успеха в бизнесе. Каждый человек желает чувствовать себя нужным и востребованным окружающими людьми. Одиночество наводит тоску и скуку, создает, прежде всего, ощущение внутренней пустоты.

Возможности удовлетворения духовных потребностей

Реализовать духовные качества помогут:

  1. Отдых на природе, путешествия. Наслаждаться красотой окружающего мира и восхищаться его многогранностью – нехитрый способ оставаться в гармонии с собой.
  2. Приобщение к искусству. Архитектура, музыка, художественная самодеятельность – существует множество путей для выражения духовных потребностей, их удовлетворения посредством культуры. Достаточно выбрать направление по душе, посещать выставки, музеи, театры. Хорошими примерами послужат чтение книг, прослушивание музыки великих композиторов.
  3. Поиск гармонии с собой. Психологи рекомендуют уделять по 10 минут в день на спокойную прогулку в безлюдном парке или медитацию. Важные ответы на интересующие вопросы даст внутреннее «Я». Остается только прислушаться.
  4. Уход за домашним питомцем. Активное взаимодействие человека с пушистым зверьком снижает напряжение, возвращает улыбку и помогает расслабиться. Защищая и оберегая слабых существ, личность становится сильнее.
  5. Занятия творчеством. Будь то неуклюжие поделки или произведения талантливого мастера, результаты творческих работ удовлетворяют духовный голод, осчастливливают личность.
Поиск душевной гармонии через единение с природой

Поиск душевной гармонии через единение с природой

Духовные потребности требуют трепетного внимания и долгой подготовки. Однако методом проб и ошибок, обучаясь и обжигаясь, человек способен найти оптимальные пути реализации. Результат приведет к устойчивой гармонии и пониманию того, что время и силы потрачены не напрасно.

Почему духовные потребности тяжелее удовлетворить

Духовные потребности создаются самим человеком, их сложно удовлетворить, поскольку нужно предварительно реализовать остальные нужды. Например, для получения знаний надо отыскать источники (литературу, веб-сайт), выучить и законспектировать материал. Дополнительной преградой становится поиск занятий по душе. Дело должно приносить не материальную, а духовную радость.

От духовных запросов зависит вид жизнедеятельности людей. Материальные нужды не остановят развитие сильных духовных натур. Примитив, грубость, мнимая многозадачность вытесняются более изысканными и тонкими вещами. Данный принцип является базой человеческого прогресса. О душе нужно помнить и постоянно стремиться к достижению новых высот.

Видео

Что такое духовные потребности 🍋

Автор Таня Хохлова в . Опубликовано Психология

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Человеку очень часто чего – то не достает, чтобы ощутить себя счастливым в полной мере.

Одним не хватает дорогого автомобиля, другим домика у моря. Но добиваясь заветной цели, человек не ощущает удовлетворения, и все равно ощущает себя несчастным и опустошенным.

Духовные потребности

В случае, если ваша мечта – заработать большую сумму денег, поинтересуйтесь у успешных и богатых людей, чувствуют ли они себя счастливо

? Вероятно большая часть этих людей ответит, что они несчастны. И причина здесь не только в том, каким способом человек добыл необходимую сумму и как использует свои накопления.

Еще с древних времен философы пытались найти истинный смысл счастья, утверждая, что оно находится ближе, чем, кажется. Природа наших истинных потребностей берет начало в духовном совершенствовании.

Основная черта духовных потребностей в том, что они представляют собой высшую потребность отдельно взятого человека и имеют большое значение для основного числа людей. Степень развитости духовных потребностей — самое важное в личности человека.

Каждый из нас стремится к самореализации, определению смысла и познанию мира. Эти желания можно отнести к духовным потребностям. Очень важно, чтобы ценности, необходимые человеку, были для него достижимы.

Виды духовных потребностей

Многие аспекты человеческой жизни напрямую связаны с духовными потребностями, наиболее тесную связь можно наблюдать с социальной, политической и юридической сферами жизни индивида. Развитие духовных ценностей помогает личности расширять мировосприятие и тренировать положительные социальные качества.

Удовлетворение духовных потребностей тесным образом связанно с внутренним состоянием гармонии и умиротворения.

Можно выделить различные виды духовных потребностей. К ключевым можно отнести:

  • потребность в творчестве;
  • стремление к признанию и самовыражению, самоутверждению;
  • стремление к приобретению знаний познанию окружающего мира;
  • изучение произведений искусства.

Под духовными потребностями обычно понимается

стремление личности к совершенствованию, как себя, так и мира вокруг себя, желание удовлетворить чувство прекрасного.

Взаимодействие с реальностью вокруг индивида происходит не только благодаря действиям отдельно взятого человека, но и осуществляется социальной общностью, именно поэтому выделяются различные духовные потребности отдельной личности и общества в целом.

Под духовной потребностью личности понимается психическое свойство организма. Данное состояние особенно ощущается в тот период времени, когда материальные блага больше не приносят желаемого удовлетворения и личность стремится к удовлетворению нравственных потребностей.

Духовный человек постоянно стремится к улучшению собственной личности, развитию нравственных качеств и творческого потенциала.

Выделяют ценности, при развитии которых возможно достигнуть высокого уровня духовных потребностей.

Духовность – это неизменное движение к своему самосовершенствованию и саморазвитию. В таком устремлении наилучшими инструментами достижения духовных потребностей становятся три главных человеческих ценности:

  • Доброта. Под данным понятием подразумевается общая оценка деяний индивида, противопоставляется злу.
  • Красота. Комплекс различных личностных качеств, доставляющих наслаждение и моральное удовольствие человеку, привлекательны на слух и вид.
  • Истина. Под истиной понимается отношение личности к окружающей реальности, без иллюзий, приукрашивания. Нахождение в той действительности, которой она является.

Самое главное богатство человека – духовный мир. Основное личностное достижение скрывается не только в достижении удовлетворения духовных нужд, но и использование духовного потенциала для пользы другим.

Духовность общества включает в себя объединение потребностей большого количества человек. Сфера духовной жизни общества содержит в себе общие потребности и возможности их удовлетворения.

Благодаря совершенствованию духовных потребностей появились такие направления жизни как эстетика, нормы и правила, моральные устои, искусство, научное знание, творческое начало, философия и религия. Недостаток духовности можно компенсировать воспитанием и самовоспитанием, образованием.

Развитие духовных потребностей общества — отражение устремления к идеализированному мировосприятию. Так же к данным потребностям относятся стремление к прекрасному, стремление к истине и справедливости, противоборство добра со злом, тем самым общество выражает свое отношение к окружающей реальности.

Удовлетворение духовных потребностей

Духовные потребности начинают формироваться уже в детском возрасте. В этот период события воспринимаются более ярко и красочно детским сознанием. Именно поэтому для родителей особенно важно закладывать эстетические и духовные качества еще с раннего возраста.

Благодаря развитиям духовных качеств ребенок не только развивается духовно, но и учится позитивно взаимодействовать с окружающим миром.

В подростковом возрасте ему будет намного легче пережить кризис, установить правильные моральные устои. Духовное развитие придает личности силы для преодоления трудностей и невзгод.

Удовлетворить духовные потребности можно различными методами:

  1. Общаться с природой. Для некоторых выезд на дачу воспринимается как мучение, не приносящего удовлетворения. Попытайтесь отдохнуть от городской суеты и отправиться на природу, расслабьтесь и полюбуйтесь закатом, вдохните чистый лесной воздух, пройдитесь по вытоптанным тропкам.
  2. Окунитесь в мир искусства. Определите для себя интересующее направление и попробуйте изучить его с разных сторон. Для удовлетворения духовных потребностей посетите театр, концерт любимой группы, отправьтесь в галерею или сходите в кино.
  3. Слушайте себя. Прислушиваясь к внутреннему голосу можно получить много полезной информации. Найдите время на диалог с собой, окунитесь собственные мысли. Постарайтесь ответить себе на вопрос: «Что я хочу?».
  4. Проводите время с животными. Общение с живой природой способно поднять настроение и зарядить позитивными эмоциями.

Даже в удовлетворении простых потребностей может скрываться путь к гармонии и душевному равновесию. Удовлетворение духовных потребностей поможет открыть личностный потенциал, отвлечет от обыденности, поможет справиться со стрессом.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

что это такое, виды, примеры

Духовные потребности отражают стремление человека к достижению внутренней гармонии, ощущения счастья, такого состояния души, когда спокойствие, душевное равновесие и умиротворенность доминируют в общем эмоциональном фоне. Виды потребностей в сфере духовности включают познание мира, дружбу, любовь, общение, самореализацию, стремление к творчеству и саморазвитию.

радостная девушкарадостная девушка

Определение

Духовные потребности включают стремление к самореализации, желание выразить свои взгляды, идеи, предпочтения посредством творческой деятельности. Этот вид стремлений обусловлен необходимостью самопознания, осознания смысла существования. Духовное удовлетворение – это способность испытывать положительные эмоции, приятные ощущения, радость, счастье от совершенных поступков, от трудовой и творческой деятельности.

Духовные потребности – это такая форма стремлений человека, которая характеризуется невозможностью абсолютного насыщения, что обуславливает их безграничность. Они носят потенциально необъемлемый характер, у них не существует пределов роста. Единственным ограничением является физическое и психическое состояние индивида, его силы и желание продолжать участвовать в накоплении и потреблении духовных ценностей.

Духовные ценности в обществознании представляют собой высшие потребности человека, ни одна другая из потребностей (биологические, материальные) не способна нивелировать нужду в развитии нравственных, эстетических качеств. Удовлетворение разумных потребностей приводит к состоянию покоя, душевного комфорта, чего невозможно достичь исключительно физическим насыщением или материальными благами.

Согласно классификации американского психолога Абрахама Маслоу (Abraham Maslow), духовность находится на 3-м по значимости уровне после физиологических (воздух, вода, еда) и социальных (стремление к объединению в группы, социализации) нужд. Духовные считаются идеальными, высокими нуждами, которые возникают после удовлетворения инстинктивных, низших потребностей. Если появилась необходимость заниматься творчеством, приобщаться к искусству, значит, проблема первичных нужд частично или полностью решена.

По мнению Маслоу, препятствием для гармоничного развития духовности личности служит неудовлетворенность низших нужд. Однако история знает примеры создания шедевров искусства творческими деятелями, которые постоянно испытывали недостаток в еде и материальных благах. Духовные потребности – это такое состояние сознания, которое отражает побуждение личности к творчеству и созидательному процессу, что в итоге приводит к созданию культурных ценностей. Духовные ценности воплощают чувства и интеллектуальный потенциал людей.

В обществознании потребности рассматриваются, как ощущение недостаточности, нехватки чего-либо в жизни человека, с учетом характера нужд различают их виды. Когда индивид лишен возможности удовлетворять нужды, возникают отрицательные эмоции. По мере удовлетворения нужд эмоциональный фон меняется на позитивный. Когда нужды удовлетворены, обычно возникают новые стремления, обусловленные интеллектуальным и личностным ростом.

успешная девушкауспешная девушка

Виды

Выделяют виды духовных потребностей с учетом желания человека обладать плодами духовного производства, к примеру, стремление приобщаться к достижениям науки, культуры, искусства. Основные личные потребности:

  1. Стремление к безопасности.
  2. Необходимость в общении.
  3. Тяга к самовыражению (в научной, творческой, спортивной, политической сфере деятельности).
  4. Необходимость в самоутверждении (получение признания и власти, достижение стороннего уважения и самоуважения).
  5. Нравственные устои.
  6. Эстетические ценности.
  7. Необходимость в труде.
  8. Необходимость укреплять здоровье.
  9. Тяга к научно-познавательной деятельности.

Духовное удовлетворение взаимосвязано с тягой к познанию. Люди во все века стремятся к знанию, освоению новых навыков и умений. Эстетические потребности выражаются в стремлении созерцать прекрасное, наслаждаться произведениями искусства и создавать их. В этой связи выделяют направления развития личности:

  • Расширение художественного кругозора.
  • Развитие эстетического вкуса.
  • Развитие творческих способностей.
  • Стремление украшать жилище, другие объекты быта, вносить красоту в труд и окружающую действительность.

В рамках удовлетворения эстетических нужд индивид познает окружающий мир, находит гармонию в природных пейзажах, замечает положительные качества характера в других людях, глубоко воспринимает произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства. Совершенствование межличностных отношений происходит как отражение душевной потребности по принципу постоянного духовного развития.

общение в коллективеобщение в коллективе

Индивид вырабатывает коммуникативные навыки, учится находить компромиссы, позитивно воспринимать других людей, невзирая на их недостатки и маргинальные поведенческие модели. Стремление к общению граничит с самопознанием. Индивиды общаются между собой, проявляя эмоции, чувства, расширяя кругозор, повышая интеллектуальный уровень, формируя, тренируя волевые качества.

Потребность в дружбе, любви к другому индивиду относится к духовным потребностям, которые отражают стремление человека проявлять участие, сопереживать, сочувствовать, оказывать поддержку и внимание. В процессе общения происходит обмен идеями, поиск решений и ответов на вопросы, создаются совместные произведения искусства и творчества.

Процесс духовного потребления неразрывно связан с удовлетворением потребностей, к примеру, созерцание произведений искусства относят к творческой деятельности, которая ассоциируется с духовным развитием личности. В процессе созерцания индивид становится участником творчества, духовно обогащается, совершенствует свою личность. Для удовлетворения нужд личность утверждает себя в творчестве.

Осознание творческого созидания приносит моральное удовольствие. Развитие интеллектуальных способностей ассоциируется с осознанием собственного творческого потенциала, восприятием культуры как фактора повышения социального статуса и качества жизни. Потребности человека удовлетворяются в процессе его творческой, познавательной, созидательной деятельности.

Желание удовлетворить нужды ассоциируется с личностным ростом. Происходит беспрерывное самосовершенствование личности. Отсутствие необходимости удовлетворять духовные нужды приводит к застою и последующему распаду личности. Для полноценного формирования и развития личности важно в процессе воспитания приобщать ее к культуре и морально-нравственным ценностям, культивируемым в обществе.

Если духовные потребности не направляются наставниками в процессе воспитания, индивид относится к их удовлетворению, опираясь на собственные взгляды, вкусы, мировоззрение, что обуславливает усиление влияния на процесс со стороны социума и уклада жизни, принятого в обществе. Особенности духовных потребностей формируются под влиянием рекламы, прочитанных книг, элементов массовой культуры (кинофильмы, телепередачи, информация в СМИ) в зависимости от того, чем руководствуется индивид при отборе источников новых сведений.

девушка в библиотекедевушка в библиотеке

Потребность в безопасности

В списке нужд особое место занимает потребность в своей безопасности, чтобы составить представление о роли этой потребности в рамках существования индивида, нужно вспомнить о приоритетных интересах личности, которые включают сохранение здоровья и жизни. Человек обладает предвидением исходов ситуаций, способен оценивать последствия своих действий.

Безопасность индивида и его близких можно отнести к базовым критериям существования. Безопасность разделяется на такие виды, как физическая и духовно-социальная. Уровень безопасности зависит от образа жизни, мировоззрения индивида, который бывает склонен к вредным привычкам или напротив стремится к сохранению здоровья посредством правильного питания, занятий спортом и других способствующих достижению цели мер.

На уровень безопасности влияет порядок, установленный в обществе, в частности, правовая защита и реализация правовых программ государственными, юридическими, силовыми структурами. На уровень безопасности благоприятно влияет объединение групп людей в сообщество. Жизнеспособность сообщества и управление им возможно в случае, если его члены ориентированы на приоритетность интересов большинства и второстепенные позиции индивидуальных интересов и потребностей.

Необходимость в познании

Познавательная деятельность направлена на получение достоверных сведений об интересующих предметах, объектах внешнего пространства. Процесс познания в современном обществе ограничивается наличием свободного времени и соответствующих ресурсов (доступность информации).

С познанием человеком окружающего мира происходит научно-техническая эволюция, совершенствование индивида и среды его обитания. Познавая окружающую действительность, личность сама определяет виды информации и формы ее получения (лекции, курсы, литература, интернет ресурсы).

Признаки

Чтобы разграничить материальные, духовные и социальные потребности, нужно понимать их природу. Материальные нужды взаимосвязаны с обеспечением материального существования. Без материальных благ невозможно представить полноценную жизнь современного человека. Духовные блага взаимосвязаны с тягой к творчеству, общению, проявлению любви.

любовьлюбовь

Социальные и духовные потребности тесно соприкасаются. Социальные нужды возникают в процессе жизнедеятельности индивида в рамках общества. Социальные нужды составляют основу мотивации к трудовой и другим видам деятельности, участвуют в формировании поведенческих моделей. В сфере корреляции духовных и социальных потребностей выделяют самореализацию и самоутверждение личности. Признаки духовных идеальных потребностей в сравнении с материальными нуждами:

  1. Формирование в сознании.
  2. Относительная степень необходимости (к примеру, в сравнении с физиологическими нуждами – необходимостью в воздухе, воде, еде, одежде, жилище).
  3. Широкий выбор средств достижения, способов удовлетворения.
  4. Удовлетворение духовных нужд обычно подразумевает лишь затраты времени.
  5. Бескорыстная связь между объектом и субъектом.
  6. Процесс удовлетворения нужд не ограничен рамками.

Неудовлетворенные физиологические потребности приведут к физической гибели индивида. Невозможность удовлетворить духовные нужды сказывается на психологическом состоянии личности, приводит к социальной дезадаптации, снижению качества жизни. К примеру, отсутствие работы ассоциируется с потерей уверенности в себе и своем будущем.

Роль в жизни индивида

Духовное развитие коррелирует с психофизиологическими процессами, особенностями взаимоотношения личности с окружающим миром. Накопление субъективного опыта связано с переживаниями, эмоциями, погружением индивида в себя, анализом происходящих вокруг событий, своего поведения, эмоциональных реакций других людей. Духовные нужды базируются на общепринятых морально-нравственных нормах, общечеловеческих ценностях.

ценности человекаценности человека

Духовность коррелирует с такими понятиями, как истина, милосердие, доброта, эмпатия, красота во всех проявлениях. Духовное совершенствование личности приводит к появлению ощущения собственной значимости, что в свою очередь коррелирует с чувством уверенности в себе, самодостаточностью, высоким социальным статусом. Духовность личности является движущей силой к нравственной деятельности.

Человек, обладающий духовностью, проявляет высокий уровень волевых качеств. Он способен направлять физическую и психическую активность, жизненную энергию в русло созидания и самосовершенствования. Бездуховный человек – чаще безвольный, бесхарактерный, неспособный ставить жизненные цели и достигать их. В контексте вышесказанного духовность отождествляется с успешностью во всех сферах жизни.

Без духовных потребностей невозможно обойтись, потому что они составляют основу бытия, их можно выбирать, расширять, регулировать, выражая свою индивидуальность, участвуя в процессах творческого созидания в рамках развития своей личности и общества.

Духовные потребности человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Духовные потребности, или потребности в самореализации, — это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя [5, с. 312].

«Духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей» [11].

А.Г. Здравомыслов [4] выделил несколько аспектов термина «духовные потребности»:

1) стремление к обладанию результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству, философской культуре;

2) как формы выражения потребностей материального порядка и социально-классовых отношений в современном обществе;

3) гармоническое развитие личности.

Духовные потребности предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. «Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования» [2].

Данные потребности характеризуются своей ненасыщаемостью: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. «Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве» [2]. 

Признаки духовных потребностей, позволяющие отличить их от материальных:

  1. духовные потребности возникают в сознании;

  2. духовным потребностям присущ относительный характер необходимости, а степень свободы в выборе средств и способов их удовлетворения значительно большая, нежели у материальных;

  3. удовлетворение большинства духовных потребностей связано главным образом со сферой свободного времени;

  4. в духовных потребностях связь между субъектом и объектом характеризуется определенной бескорыстностью;

  5. процесс удовлетворения духовных потребностей безграничен.

Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. «Чем более цивилизованно развитым является оно, тем заметнее действует закон «возвышения потребностей», т.е. тем важнее для многих людей духовно-культурные ценности их жизни» [7]. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Развернутую классификацию духовных потребностей дал Ю.В. Шаров [10]. Среди них он выделил следующие потребности:

  1. потребности трудовой деятельности;

  2. потребности общения;

  3. нравственные потребности;

  4. эстетические потребности;

  5. научно-познавательные потребности;

  6. потребности в укреплении здоровья;

  7. потребности воинского долга.

Важнейшая духовная потребность человека — в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: «нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».

Другая важнейшая духовная потребность — эстетическая. Понятию «эстетические потребности» Шаров дал следующее определение – «потребность в наслаждении прекрасным, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии художественного кругозора, эстетического вкуса, художественных способностей, потребности в овладении умениями и навыками художественной деятельности в облюбованных видах искусства, стремлении вносить красоту в окружаюшую жизнь, труд и быт» [10, c. 55]. Тараткевич М.В. так говорит об эстетической потребности. «Эстетическая потребность – это потребность в ”художественном освоении действительности”. В процессе этого освоения у человека складываются свои нормы и оценки, свое субъективное отношение не только к прекрасному — возвышенному, комическому, трагическому, иронии, юмору, но и к безобразно-низменному, уродливому. А поскольку эстетическое представляет собой единство внешнего и внутреннего, то и соответствующие потребности выступают не только в эстетических оценках всего окружающего – вещей, людей и их действий, но и в стремлении творить по законам красоты» [9, c. 24]. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения – все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека — в общении. « Потребность человека в общении выступает как потребность человека в человеке. С общения начинается процесс узнавания человеком самого себя. В личных контактах формируется весь спектр человеческих эмоций, этических и эстетических представлений и навыков, волевых качеств» [9, c.22]. Любовь к человеку, дружба, товарищество – подлинно человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество — таковы некоторые проявления потребности в общении.

Существенной стороной духовной жизни является процесс удовлетворения духовных потребностей, который называется духовным потреблением. Этот процесс неизменно связан с творческим процессом. «Духовное потребление – всегда творческий процесс, даже если он заключается «лишь» в созерцании, это все равно активный процесс сотворчества. Таким образом, в процессе потребления ценностей культуры человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует себя» [1, c. 28]. В подтверждение сказанному, приведем высказывания Есенкулова Б.А. «В творческой деятельности заключается сущность человеческого способа бытия, результат человеческой свободы, форма самораскрытия, развертывания сущностных сил. Утверждая себя в творчестве, личность удовлетворяет высшие духовные потребности» [3, c.45]. «От сознания того, что он творит, человек по-настоящему испытывает духовное наслаждение, удовлетворяя тем самым свои высшие потребности» [3, c.34]. «По мере своего интеллектуального развития человек осознает свои потенциальные возможности созидателя, воспринимая культуру как важный фактор активизации его жизнедеятельности» [3, c. 45]. Возникновение самодвижения потребностей высо­кого духовного порядка, например, потребности в позна­нии, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функ­ционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его актив­ности и непрекращающегося совершенствования его лич­ности. Следовательно, полноценное формирование человече­ской личности решающим образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы управлять этим процессом [8].

Потребителя нужно воспитывать путем систематического приобщения к настоящей духовной культуре, для этого она должна быть доступной и интересной каждому человеку. В том случае, если духовное потребление никем не направляется, человек, ориентируясь на свой вкус, сам выбирает для себя духовные ценности, то такое самостоятельное приобщение находится под влиянием того склада жизни общества, в котором человек живет. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д.

Будущее нашей страны зависит от того, какой духовно-нравственный фундамент будет сформирован у современной молодежи. «Проблематика духовных потребностей молодежи приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовной культурной трансформации российского общества, вызванной ситуацией перехода к новому государственному укладу, социальным и гражданским отношениям, сопровождающихся кардинальной переоценкой духовных потребностей» [6, c. 3].

«Отечественная система образования подошла к необходимости восстановления, воспроизводства своих социальных и духовно-нравственных функций, которые всегда являлись основным ценностным ориентиром ее развития» [6, c. 3].

Литература:
  1. Дорофеева Е.В. Потребности студенческой молодежи в сфере художественной культуры: дисс. …канд. социол. Наук. – Екатеринбург, 2006. – 163 с.

  2. Духовные потребности. – URL: http://referat.mirslovarei.com/kultura-i-iskusstvo/116991-duxovnye-potrebnosti.html.

  3. Есенкулов Б.А. Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма: дисс. … канд. философ. наук. – Фрунзе, 1984. – 148 с.

  4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.

  5. Кравченко А.И. Общая психология: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – 432 с.

  6. Нурова А.Р. Формирование духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества: автореф. дисс. …канд. философ. наук. – Уфа, 2007. – 17 с.

  7. Потребности и интересы – движущие силы деятельности людей. Роль личностей и народных масс в истории. – URL: http://yhdgbfhjng.ru/filosofiya/filosofiya58.html.

  8. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. – Электронный ресурс. – URL: http://www.psichology.vuzlib.net/book_o317_page_8.html.

  9. Тараткевич М.В. Семья и разумные потребности. – М.: Нар. асвета, 1983. – 143 с.

  10. Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей //Проблемы формирования духовных потребностей личности: науч. тр. ПГПИ. Вып. 47. – Новосибирск, 1970.

  11. Электронный ресурс. – URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=452626

  12. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. – Мн.: Белорусская акдемия музыки, 1993. – 147 с.

Основные термины (генерируются автоматически): потребность, духовная, духовное потребление, духовная потребность человека, стремление, духовное творчество, духовная потребность, потребность человека, творческий процесс, Эстетическая потребность.

Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность — это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

  • Биологические (органические, материальные) — по­требности в пище, одежде, жилище и др.
  • Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
  • Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу: 

 

Базовые потребности

Первичные (врожденные)

Вторичные (приобретенные)

• Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д.

• Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности

• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

• Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности
— это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.


Интерес
(лат. interest — иметь значение) — целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

Духовные потребности человека. Примеры духовных потребностей

Что является самой большой проблемой в наши дни?
— Убедить людей, что каждый — это чудо природы и у каждого есть как материальные, так и духовные потребности.

Как удовлетворять духовные потребности? Как удовлетворять духовные потребности?

Поэтому когда врач рассматривает человека как кусок мяса, как совокупность органов, массы и мышц – это не правильно.

То же самое происходит, когда духовные гуру игнорируют физическое «я» человека и концентрируются только на духе. Но человек не призрак и материальные потребности тоже должны быть удовлетворены.

Холистический подход – это путь целостности, по которому нужно идти. Важно в равной мере удовлетворять как материальные, так и духовные потребности.

Всем нужно уметь заработать достаточно бабла, а не только открывать свою духовную часть.

Однако физическая часть громче и ярче выражает свои нужды. Можно запросто понять, когда мы голодны или хотим пить. Организм подает сигналы, когда нам жарко или холодно.

Любовь. Сердце Любовь. Сердце

А духовная сторона очень робка. Нужно научиться расшифровывать духовные сигналы и импульсы собственного «я». В большинстве случаев духовные потребности выражаются смутными знаками.

У вас возникает ощущение, что чего-то не хватает; вы можете почувствовать потребность во вдохновении. Также можно ощутить, что вы всегда получали, и теперь настало время отдать обратно во Вселенную.

Возможно, вы интуитивно ищете эти позывы, которые так необходимы для чёткого видения другой стороны жизни, более широкой и лучшей перспективы.

Если вы чувствуете что что-то из вышеперечисленного, относится к вашему пониманию духовности, то добро пожаловать на борт. Вы – часть духовного мира. И с этого момента вы начинаете укреплять свою связь с людьми, любовью, жизнью и со всей Вселенной.


Общие духовные потребности

Общие духовные потребности Общие духовные потребности

Духовность – это источник силы, содержащий страдания ко всему живому на земле. Она лежит в основе нашего благополучия и обогащает все аспекты нашей жизни: физические, умственные, эмоциональные и общечеловеческие.

Духовные потребности всех людей включают в себя такие характеристики:

  • Предназначение: кто я такой? Почему это со мной происходит?

  • Цель: когда я чувствую себя счастливым?

  • Общение: с кем и как я могу быть открытым и честным?

  • Принадлежность: кто заботится обо мне?

  • Надежда: я имею надежду?

  • Оценка: какие у меня принципы?

  • Творчество: чувствую ли я себя свободным, чтобы сформировать свой собственный путь?

  • Отношения: как я вижу себя сейчас в отношениях с самим собой, другими с Богом?

  • Прощение: разве я прощен и прощаю?

Когда духовные потребности не удовлетворены и духовные ценности заблокированы – возникают душевные расстройства.

Депрессия Депрессия

Симптомы душевного расстройства включают в себя:

  • Страх потери, боль, горе.

  • Абстиненция, апатия, тревога, изоляция.

  • Стыд, смятение, обида, чувство вины.

  • Депрессия, неверие, одиночество, гнев.

  • Конфликт, бессилие, безнадежность, сожаление.


Как удовлетворить духовные потребности?

Для этого нужно установить баланс между вашим физическим телом и духовным «я». Здоровое процветающее тело – это то место, где могут находиться духовно просветленные ум и сердце.

Начните с правильного питания, занятий спортом, соблюдения режима и заботьтесь о своём теле.


Будьте более человечны и гуманны

Будьте более человечны и гуманны Будьте более человечны и гуманны

Человечество – это высшая форма жизни. Практикуйте сострадание, прощение, принятие, будьте смиренными и приземленными. Знайте, что вы – крошечная часть гигантской системы.

Развивайте глубокое осознание того, что вы равны с другими людьми, и не смотрите на других свысока и не осуждайте их жизнь. Старайтесь быть примером для своей семьи, ребёнка, для друзей.

Помогайте другим и принимайте помощь от них. Это покажет вам, что вы уязвимы и нуждаетесь в поддержке. Это поможет вам оставить эго и стать более духовным человеком.

Будьте верны своим убеждениям, которые дают надежду и силу в трудные времена.

Имейте социальные и духовные ценности, обязательства и убеждения, глубоко укорененные в осознанной жизни.

Социальная работа и общественные работы – это лучший способ вернуть себе веру в человечество и культивировать ценности.


Исследуйте себя

Исследуйте себя Исследуйте себя

У каждой женщины и мужчины внутри есть духовное начало, исследуйте его и сделайте так, чтобы оно сияло.

Посмотрите внутрь себя через вопросы, чтобы исследовать свои духовные потребности:

  • Что вы хотите делать с жизнью?
  • Как вы видите свою жизнь?
  • Какую роль вы хотите играть в этой вселенной?
  • Что вы можете сделать, чтобы сделать вещи лучше?
  • Самое главное, что духовность значит лично для вас?


Медитируйте

Медитируйте Медитируйте

Заглушите внешний мир и прислушайтесь к шепоту внутри себя. Научитесь медитировать, если не умеете.

Практикуйте осознанное дыхание, чтобы соединиться со своим внутренним «я».

Этот момент покоя и есть момент вдохновения.


Имейте духовную поддержку

Духовные гуру, коучи, йоги и группы поддержки могут привить вам духовность и удержать вас на пути. Посетите ретрит Випассаны (10 дней молчаливой медитации).

Они предлагают вам открытую и беспристрастную среду, в которой вы можете выразить свои убеждения, свои проблемы и взгляды, а также узнать опыт других людей.

Там вы можете наполнить себя чувством Божественной цели, смысла, надежды и веры в нечто трансцендентное.


Мини-тест. Духовная самопроверка

Что такое любовь? Что такое любовь?
Любви не учат в школе. Любовь встроена в нас

Попробуйте ответить на следующие вопросы (да или нет):

  1. У меня есть близкие друзья, с которыми я чувствую себя в безопасности.

  2. У меня есть чувство цели, которое придает моей жизни смысл.

  3. Я открыт для новых возможностей.

  4. Я делаю выбор, который положительно влияет на мою жизнь.

  5. Я честен со своими чувствами и мыслями.

  6. Я чувствую, что моя жизнь священна.

  7. Я могу простить себя и других.

  8. Я чувствую себя комфортно и с самим собой, и с другими.

  9. Я с готовностью встречаю перемены в своей жизни.

По количеству ответов «да», сами оцените насколько вы удовлетворяете свои духовные потребности.

материальные и духовные, подлинные и мнимые

 

В процессе своего развития каждый человек сталкивается с необходимостью удовлетворять различные нужды, которые возникают в ходе жизнедеятельности и носят название потребности.

Потребности человека и их виды

Потребность представляет нужду человека, которая представляет собой необходимый элемент для его полноценного существования. Потребности человека проявляются чаще всего в мотивах его деятельности. 

Современная наука различает такие виды потребностей:
1. Биологические (материальные, органические) – потребности индивида в одежде, пище, жилье и т.д.
2. Социальные – потребности каждого человека в общественной деятельности, общении с другими людьми, общественном признании, славе и. тд.
3. Духовные (познавательные, идеальные) – это потребность в знаниях, созидании, философскому анализе, творческой реализации.

Все потребности человека взаимосвязанные между собой. Так социальные потребности – это результат синтеза духовных и материальных потребностей. У большинства людей социальные потребности часто маскируются под духовные – так человек, руководствуясь желанием общественного признания (социальная потребность) использует для этого творческую реализацию (духовная потребность).

Потребности каждого следующего уровня доступны для человека только тогда, когда он удовлетворит все предыдущие: если не удовлетворены потребности в еде, желание творческой реализации не возникнет.  

Подлинные и мнимые

Различают также такие виды потребностей как подлинные и мнимые. Подлинные потребности – это те потребности, к которым человек приходит самостоятельно. Если у человека возникает желание заняться музыкой – это подлинная потребность. В случае если он начинает музицировать после того, как на него повлияли из вне – родственники, друзья, общество, такая потребность переходит в разряд мнимых. 

Все потребности человека должны быть разумными, так как не все потребности человека могут быть удовлетворены в краткие сроки, а также они не должны противостоять моральным и нравственным устоям общества.

Интересы человека

Потребности выступают основой интересов каждого человека и его способностей. Интерес представляет собой целенаправленную позицию человека, касаемо объекта его потребности. Интересы людей на самом деле направлены не на предмет его потребности, а на процесс, который делает его доступным. Интересы зависят от того, к какой социальной группе принадлежит индивид, и какой статус занимает в обществе. 

Существует такая классификация интересов человека:
1. В зависимости от их носителя — общественные, групповые, индивидуальные
2. В зависимости от направленности – духовные, социальные, политические.

Каждому человеку необходимо осознавать свои интересы, и при их реализации учитывать интересы других людей. Интересы не должны носить стратегический характер их достижения. Не разобравшись в том, подлинный или мнимый интерес, человек часто достигает своей цели путем пренебрежения интересов других индивидов, что противоречит всем человеческим нормам гуманности.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Деятельность человека и ее виды: сознание и познание человеком мира
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspСпособности человека: ординарные и выдающиеся, талант и гениальность

Все неприличные комментарии будут удаляться.

В поисках духовного учителя — изучение буддизма

Качества духовного учителя

Вы упомянули, что есть много уровней духовных учителей. На какие качества учителя мы должны обращать внимание, когда ищем его?

Да, есть много уровней духовных учителей, и есть разные списки квалификаций. Для каждого последующего уровня учитель нуждается в дополнительных квалификациях, в дополнение к тем, что были на более ранних уровнях.Наиболее важными являются:

  • Этическая дисциплина
  • Хороший уровень концентрации
  • Умиротворение в значительной степени их беспокоящих эмоций
  • Большой энтузиазм в обучении и радость от этого
  • Больше знаний и опыта практики Дхармы, чем у нас
  • В качестве единственной мотивации искреннее желание помочь студентам с любовью, добротой, состраданием и т. Д.
  • Честность и отсутствие лицемерия, никогда не притворяться, что у них нет качеств, которых у них нет.

Как говорят многие тексты, найти учителя, который имеет все квалификации, крайне редко. Но, по крайней мере, человек должен иметь некоторые качества из этого списка и больше положительных качеств, чем отрицательных. Самые важные качества — это нравственность, искренняя мотивация помогать другим, знание и опыт больше, чем у нас, и честность в этом. Это действительно очень, очень важно. Человек не должен быть лицемером.

Проверка потенциального учителя

Что касается духовных качеств, которые мы ищем в духовном учителе, один из них заключается в том, что у них есть правильная мотивация, бодхичитта.Но как мы можем проверить, есть ли у человека бодхичитта, если мы сами еще не разработали его?

Когда мы смотрим на квалификации, термин, который появляется в списках, означает любящую доброту ( brtse-ba ). Список обычно используется для наставника, дающего обеты, и он не содержит бодхичитту в качестве квалификации, потому что он должен быть действительным как для учителей хинаяны, так и для махаяны. В списке квалификаций специально для учителя махаяны, который дает нам обеты бодхисаттвы, очевидно, что человеку нужна бодхичитта, это правильно.

Как мы узнаем об этих качествах, если сами не достигли их? Часто используемая аналогия заключается в том, что мы не можем видеть рыбу, плавающую глубоко в воде, но мы можем обнаружить ее присутствие по ряби, которые она вызывает на поверхности. Итак, с точки зрения любящей доброты, действительно ли учитель заинтересован в различных учениках и учениках, а не только в богатых покровителях, особенно в более бедных, более обычных? Они обеспокоены своим благополучием и так далее? Или они просто используют их, чтобы получить деньги, славу, сексуальные услуги и т. Д.? И над чем они работают с точки зрения бодхичитты? Работают ли они, чтобы стать самим Буддой? Они продолжают посещать учения? Они продолжают делать медитативные ретриты? Или они просто пытаются стать самым большим, самым известным учителем с большой империей? Они действительно работают, чтобы принести пользу другим? Это вещи, которые мы должны проверить, например, поиск ряби на поверхности озера.

Мы должны сами видеть, как мы взаимодействуем с учителем. Спросите других также об их личном взаимодействии с ним или с ней, а затем оцените — используйте различающее осознание.И помните, чтобы оценить чье-то понимание какого-либо хорошего качества, посмотрите, какое влияние это должно оказать на человека. Какую трансформацию он произвел?

Учителя, которые действуют неэтичным образом

Что мне делать, если человек, которого я считал одним из моих учителей более пятнадцати лет, вдруг начинает вести себя странным образом, который я считаю неприемлемым? Должен ли я использовать такого человека в качестве источника информации и при этом читать, слушать и посещать их лекции? Должен ли я продолжать считать этого человека одним из моих учителей, считая некоторые его действия неприемлемыми?

Во многих текстах очень четко сказано, что, если мы вступили в отношения с духовным учителем, возможно, преждевременно, без должного осмотра человека в течение длительного периода времени, и позже мы обнаружим, что у него есть серьезные недостатки, мы должны сохраняйте уважение к преимуществам, которые мы могли бы получить от этого учителя, но мы должны соблюдать почтительную дистанцию.

В текстах также четко говорится, что на протяжении отношений с духовным учителем мы никогда не должны терять наше различающее осознание. Если учитель просит нас сделать что-то неэтичное или неподобающее, мы должны сказать «нет», но без гнева и обвинений. В качестве альтернативы мы могли бы сказать: «Вы просили меня сделать что-то неэтичное или неразумное» — это не должно быть неэтично, это может быть неразумно — «Не могли бы вы объяснить, почему вы это сказали? Что ты думаешь об этом?

Я поделюсь с вами своим личным опытом с этим.Однажды Его Святейшество Далай-лама попросил меня и двух ринпоче, с которыми я переводил для него небольшие произведения, перевести Океана Бесконечного Знания ( Shes-bya kun-khyab ), эту огромную буддийскую энциклопедию Джамгона Конгтрула. Теперь, обратите внимание, этот проект был осуществлен несколько лет спустя переводческой группой Калу Ринпоче. Они работали над этим последние, я не знаю, двадцать пять лет, и до сих пор не завершили его, несмотря на то, что многие команды работали над разными его разделами.Когда Его Святейшество послал нам эту просьбу, мы не просто беспрекословно подчинились, но вместо этого, при следующей аудитории, которую мы имели, мы очень вежливо спросили Его Святейшество: «Большое спасибо за вашу уверенность в наших способностях к переводу, но этот проект настолько Огромный, это, вероятно, займет у нас остаток нашей жизни, чтобы завершить. Не могли бы вы объяснить, что вы думаете по этому поводу? Почему вы хотите, чтобы мы потратили остаток нашей жизни на перевод этой энциклопедии? » Его Святейшество засмеялся и ответил: «Ну, я подумал, что было бы неплохо перевести его, но, возможно, вы правы.Он слишком велик для вас троих. Итак, он извинил нас от этого.

Но есть и другие вещи, которые Его Святейшество попросил меня сделать, которые казались невозможными — то, что я часто называю «миссия невыполнима», — но, используя мою дискриминацию, я принял их. Основываясь на предыдущем опыте, я был уверен, что Его Святейшество способен увидеть кармическую причину и следствие и какие у людей есть связи. Позвольте мне привести пример.

Однажды Его Святейшество спросил меня: «Я хочу, чтобы вы нашли для меня и привезли в Дхарамсалу черного суфийского мастера из Западной Африки.Он был очень конкретным. И это было удивительно: я действительно смог найти такого мастера практически без усилий. Вскоре после этой аудитории, когда я был в лекционном туре по Европе, я встретил немецкого дипломата, который служил в Африке. Я спросил его, знает ли он кого-нибудь, кто подходит под описание. Он сказал: «О, у меня есть хороший друг, потомственный суфийский лидер Гвинеи» — страны в Западной Африке. Я связался с этим человеком, и просто случилось так, что он собирался в Индию для аюрведического лечения, и случилось так, что все закончится ровно тогда, когда я вернусь в Индию, и так случилось, что он будет в Дели в то же время. время, как я бы.И случилось так, что у него было несколько дополнительных дней, поэтому я мог сопровождать его до Дхарамсалы, чтобы встретиться с Его Святейшеством. И это то, что я сделал.

Хотя вы могли бы пошутить и сказать, что это было просто чистое совпадение, что все так легко сработало, но, очевидно, Его Святейшество мог знать все кармические причины и так далее, что могло бы вызвать нечто подобное. Итак, я использовал свою дискриминацию, чтобы оценить, что я мог сделать, когда мой духовный учитель попросил меня сделать что-то для него: перевести энциклопедию или найти и привести его к западноафриканскому суфийскому мастеру.Как советовал сам Будда, всегда проверяйте все, как при покупке золота.

,
Как эмоциональный и духовный интеллект может помочь менеджерам добиться успеха

Эмоционально Интеллектуальный Менеджер

Эмоционально разумный менеджер — это тот, кто имеет внутренний руль, откладывает удовлетворение и сопереживает своим коллегам . Эмоционально интеллигентный менеджер создает рабочую среду, которая зависит как от производительности, так и от большей кооперации и большей чувствительности друг к другу. Другими словами, эмоционально интеллигентный менеджер создает рабочую среду, свободную от злобы и предрассудков, и в то же время характеризуется высокой эффективностью, которая проистекает из способности сосредоточиться на результатах и ​​в то же время не подвержена мелким конфликтам.Дело в том, что эмоционально интеллигентный менеджер управляет своими сотрудниками в соответствии с их потребностями в внутренней и внешней мотивации, помимо того, чтобы заставить их реализовать свой истинный потенциал, ориентируясь на свою потребность в самореализации. Это означает, что эмоционально интеллигентный менеджер обеспечивает производительность посредством эмпатии, осведомленности и эмоциональной связи между сотрудниками, а не просто производительность, вызванную холодными расчетами прибыли и итогов.

Духовно-сознательный менеджер

Мы обсудили характеристики эмоционально интеллектуальных менеджеров.Продолжая в том же духе, духовно интеллигентный менеджер получает производительность за счет понимания, поддержки и ориентации на врожденные сильные стороны сотрудников . В то время как эмоционально интеллигентный менеджер способен добиться высокой производительности благодаря сопереживанию и осознанию потребностей сотрудников, духовно интеллигентный менеджер может получить производительность, исходя из того, что у каждого человека есть таланты, которые могут проявиться через воспитание и наставничество.Дело в том, что во многих организациях рабочая среда характеризуется интенсивной конкуренцией и определяется исключительно прибылью. Тем не менее, эмоциональный и духовный интеллект также может привести к более высокой прибыли, поскольку, направляя скрытый потенциал сотрудников, можно заставить их работать наилучшим образом. Другими словами, современная управленческая мысль, наконец, признает тот факт, что эмоционально и духовно интеллигентные менеджеры являются благом и ценностью для организаций, поскольку они способны извлекать максимальную пользу из людей таким образом, который приводит к созданию рабочего места, которое удовлетворяет для сотрудников.Кроме того, эмоциональный и духовный интеллект очень необходимы в эти неспокойные времена, когда одержимость только прибылью приводит нас к ситуации, когда от гуманистических ценностей отказываются в погоне за деньгами и жадностью.

Потребность в эмоциональном коэффициенте или эквалайзере и духовном коэффициенте или SQ

Ключевым аспектом эквалайзера или эмоционального коэффициента и SQ или духовного коэффициента является то, что эти термины означают, что организации должны перейти от конкуренции к сотрудничеству и от сочувствия к эмпатии, если они хотят пережить вызовы 21-го века.Учитывая тот факт, что миру сейчас нужны эти качества больше, чем просто стремление к прибыли, это тот случай, когда EQ и SQ очень нужны, если мы хотим выжить в настоящее время. Кроме того, изменение требует времени и должно сопровождаться воспитанием и терпением, и поэтому SQ и EQ крайне необходимы для нашего вида, чтобы совершить следующий эволюционный скачок. Здесь следует отметить, что если мы не перейдем на следующий уровень нашей эволюции через осознание, понимание, поддержку, сочувствие и сотрудничество, мы, скорее всего, упустим шанс в нашей коллективной эволюции.Кроме того, такие проблемы, как социальные и экологические проблемы, могут быть решены только путем актуализации этих аспектов, и поэтому существует настоятельная необходимость охватить EQ и SQ среди руководителей и сотрудников.

Заключительные замечания

Наконец, хотя мы не выступаем за отказ от необходимости получать прибыль и говорим, что должна быть утопия, мы хотим сказать, что если рабочая среда не станет чем-то ближе к человечности и больше направлена ​​на реализацию своего потенциала, мы, вероятно, двигаться по тому же пути, который ведет нас к гибели.




Авторство / Ссылка — Об авторе (авторах)

Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована Руководство по исследованию проблем управления содержанием Команда . Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам. Мы — сертифицированный образовательный поставщик , сертифицированный по стандарту ISO 2001: 2015. Чтобы узнать больше, нажмите О нас. Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях.Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.


,
Распространенность и связанные с ней факторы духовных потребностей среди больных раком и семьи

Похожие документы