Духовные потребности человека обществознание – ЕГЭ. Человек Тема 4. Потребности |

Потребности человека

Давайте представим себе, что живёт на свете человек, назовём его Сашей. У него всё есть, его всё устраивает, и он ни о чём не мечтает и ни к чему не стремится. Он просто живёт в своё удовольствие и ничего не делает.

Не кажется ли вам, что наш Саша слишком уж фантастический персонаж?

И действительно, ситуация фантастическая хотя бы потому, что человеку всё время чего-то хочется и он не может сидеть на месте, пока не удовлетворит свои потребности.

Не верите? Тогда вот вам пример: сегодня в интернете можно найти очень много обзоров на различные фильмы. Представьте себе, что, посмотрев один из них, вы захотели увидеть это кино.  Но что вы будете делать?

Вы можете пойти в кинотеатр на премьеру, купить диск с фильмом или попросить его у друзей, да и просто посмотреть понравившееся вам кино онлайн в интернете. В любом случае вы не будете сидеть на месте, а предпримите определённые действия для удовлетворения возникшей потребности в просмотре фильма.

То есть потребность – это нехватка чего-либо, нужда в чём-либо.

Именно потребности человека служат мотивом к началу любой деятельности. Например, если вы хотите пить, то как минимум вам нужно открыть кран и налить стакан воды, максимум – выкопать колодец. В любом случае выбор решения этой задачи остаётся за вами.

Обычно принято выделять следующие виды потребностей: биологические, социальные и духовные.

Биологические потребности человека также называют естественными, врождёнными, физиологическими, органическими или природными.

Прежде всего это потребности в нормальных условиях существования, необходимых для жизни человека и продолжения его рода. Неудовлетворение таких потребностей может привести к довольно печальным последствиям, в том числе и к смерти человека.

К числу биологических потребностей относят потребность в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, тепле и так далее.

Примером реализации биологических потребностей могут послужить стихи детского поэта Сергея Михалкова:

Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –

Каша тоже не во вред!

Удовлетворению любых биологических потребностей служит деятельность человека, которая направлена на создание материальных благ и благоустройство быта.

«Но биологические потребности есть и у животных, – скажете вы. Чем же они отличаются от наших?»

Прежде всего они отличаются тем, что человек может самостоятельно производить то, что ему необходимо. Например, выращивать пищу, чтобы не голодать, или шить тёплую одежду, чтобы не мёрзнуть. Согласитесь, что наши братья меньшие всего этого не умеют и довольствуются дарами природы.

Реализация социальных потребностей

связана с жизнью человека в обществе. К ним принято относить потребности во взаимоотношениях с другими людьми, в социальной активности, признание в обществе, самоутверждение, потребность в труде и так далее.

Смысл духовных потребностей в том, что человеку необходимо познавать окружающий мир и осознавать своё место в нём. То есть духовные потребности направлены на самосовершенствование человека. Уверен, вы не раз задумывались над тем, для чего вы существуете в этом мире, для чего пришли в него, какова ваша цель, чего вы хотите добиться в этом мире. То есть духовные потребности направлены на самосовершенствование человека.

Например, древнегреческий философ Фалес Милетский всегда говорил о том, что человеку нужно самосовершенствоваться, познавать окружающий мир, что ему нужны мудрость, а не деньги. Жители Милета смеялись над ним, говоря о том, что нельзя поучать людей, живя в такой бедности. Тогда философ одолжил денег и скупил все мас­лобойни в городе.

По его прогнозу должен был быть не­обычайно большой урожай маслин, а именно из этих плодов древние греки делали масло.

Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние.

Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом, то есть реализованными духовными потребностями, мог бы стать бо­гатейшим человеком не только Милета, но и всей Греции.

Кстати, некоторые учёные выделяют ещё один вид потребностей. Это так называемые ложные потребности. Это искусственные потребности, которые оказывают негативное влияние на человека. К ложным потребностям, как правило, относят различные вредные привычки: курение, алкоголизм, зависимость от интернета или компьютерных игр.

Ложные потребности усваиваются людьми очень быстро, а вот избавиться от них, как правило, нелегко.

У обычного человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную структуру, известную как «пирамида Абрахама Маслоу».

Согласно идее этого американского социолога, нижний уровень пирамиды составляют физиологические потребности, затем идёт потребность в безопасности, выше – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды – стремление личности к самореализации.

Самореализация человека – это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Я защищён

Хотя сами люди далеко не всегда осознают это. Маслоу отмечал, что в США в середине шестидесятых годов потребность в самореализации удовлетворяли около 10 % людей.

Группы потребностей человека не отделены друг от друга. Так если, например, человек голоден, то вполне вероятно он будет думать о поиске пищи, а не о признании обществом или самореализации. Но и в большинстве случаев он не станет удовлетворять голод чем попало.

Например, мусульманин, как бы он не был голоден, не станет есть свинину, а индуист – говядину, потому что это противоречит их религиозным взглядам.

Кстати, по мнению учёных, в момент самореализации и творческого подъёма голод может на время оставаться неудовлетворённым.

Любые потребности человека индивидуальны.

Ещё древнегреческий философ Сократ говорил:

«Я ем, чтобы жить, а некоторые люди живут, чтобы есть».

И потребности, и способ их удовлетворения зависят от условий, в которых живут люди, и изменяются со временем.

Например, римский император Диоклетиан, утратив интерес к государственным делам, отрёкся от всех титулов и занялся выращиванием фруктов и овощей. Старый друг стал уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту, и скажи, в чём я добился больших успехов?» – ответил бывший император.

Внимательно посмотрите на предметы, которые вас окружают. Мобильный телефон, телевизор, компьютер, планшет ну и так далее. Все те предметы, которые удовлетворяют потребности современного человека. Всё это когда-то было в диковинку, а заяви вы, например, в средние века о том, что люди могут общаться друг с другом, находясь в тысячах километрах друг от друга и писать друг другу письма, не используя бумаги, в лучшем случае вас посчитали бы сумасшедшим.

Ещё в начале двадцатого века такое привычное нам электричество было доступно не в каждом доме. И дело даже не в цене на эту услугу, а в том, что у большинства людей не было необходимости им пользоваться, ведь не было такого большого количества электроприборов, а проблему освещения прекрасно решали более дешёвые свечи. То есть у человека попросту отсутствовала потребность в использовании электроэнергии.

Но постепенно, с развитием технической мысли, электроприборы, различные транспортные средства, поезда и самолёты, компьютеры и мобильные телефоны захватили мир. Так как человек всё больше и больше нуждался в них, они становились ему более необходимыми.

Потребности возникают снова и снова, развиваются, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для самоудовлетворения, и, в конечном счёте, тоже развиваться.

videouroki.net

Духовные потребности человека — что такое, виды духовных потребностей

Мировоззрение

Под духовными потребностями обычно понимают вполне естественные стремления к достижению счастья, гармонии с собой и окружающим миром. Духовные потребности человека базируются на общечеловеческих ценностях, таких как: добро, милосердие, истина, красота, любовь, искусство. Каждый из нас самостоятельно принимает решение о необходимости саморазвития и личностного роста. У всех людей есть духовные потребности, только у одних они выражены больше, у других меньше. Зрелая личность, как правило, стремится не только к материальной выгоде, но и к формированию чувства собственной значимости. Что входит в понятие духовных потребностей и рассматривает данная статья.

Виды духовных потребностей

Потребность в познании

Никакое познание невозможно без правильной мотивации. Личность, которая чувствует в себе необходимость узнавать новое, начинает стремиться разнообразить свои будни, всячески расширять кругозор. Например, люди начинают записываться на всевозможные курсы повышения квалификации, получают дополнительное образование, читают интересующую литературу. Духовная потребность в познании – одна из самых важных для состоявшегося человека. Если эта духовная потребность не удовлетворяется, личность, чаще всего, замыкается в себе и уже не хочет ничего менять.

Духовные потребности не могли бы в полной мере проявляться без стремления к познанию. Благодаря природному интересу к окружающей действительности, человек вообще предпринимает активные шаги в сторону достижения желаемого. Личностью всегда что-то движет: желание повысить свою грамотность, намерение достичь успеха, внутренняя духовная потребность в самореализации.

Самосовершенствование

Самосовершенствование – важная составляющая духовных потребностей личности. Оно включает в себя постоянную работу над характером, искоренение вредных привычек и воспитание вместо них полезных. Духовные потребности могут быть удовлетворены только путем постоянной плодотворной работы над собой. Занимаясь самосовершенствованием, важно знать, чем ты отличаешься от себя вчерашнего. Осознание того, что со временем ты как личность становишься лучше, приносит ощутимую пользу, влияет на все сферы жизни. Человек становится смелее в своих мечтаниях, уже строит далеко идущие планы, не боится смотреть в будущее с надеждой. Для того, чтобы заниматься самосовершенствованием, необходимо иметь четкое представление, что вы хотите в себе изменить. В противном случае ничего не получится.

Есть одна привычка, которая способна разрушить все планы человека, поселить в нем неуверенность и страхи. Это обыкновение постоянно оглядываться на мнение окружающих и во всем искать одобрения у коллег, друзей, знакомых. Никогда не следует сравнивать себя с другими. Достижения окружающих не должны никого вводить в заблуждение. Надо понимать, что у всех разные духовные потребности, возможности, равно как и цели в жизни. Каждый человек является свободной личностью, потому вправе принимать решения самостоятельно. Благодаря духовным потребностям человек имеет возможность взращивать в себе данный природой потенциал, стремиться к большим достижениям.

Любимое дело

Одна из самых значимых духовных потребностей. Ничто так не вдохновляет нас на новые свершения, как наличие такого занятия или деятельности, которое приносит удовлетворение и радость. Любимое дело дает дополнительную энергию для самореализации, нередко придает смысл происходящему, вдохновляет на подвиги.

К счастью, духовные потребности не исчерпываются только стремлением к познанию и самосовершенствованием. По-настоящему целостная личность всегда будет стремиться к тому, чтобы сполна выразить в мире свою индивидуальность. Кто-то достигает данной цели с помощью собственного таланта, другие начинают активно претворять в жизнь имеющиеся в голове идеи. Духовная потребность быть замеченным, узнаваемым и признанным – неотъемлемая составляющая любого сильного  человека. Любимое дело, которому посвящается много сил и времени, может способствовать ее реализации. Что может быть лучше, чем деятельность, которая вас вдохновляет? Пожалуй, ничего. Человек, который занимается творчеством или бизнесом, по доброй воле никогда не откажется от своего дела. Духовные потребности всегда требуют нашего внимания и каждодневного участия.

Любовь и счастье

Почти у каждого здравомыслящего человека на первом месте находятся семья и близкие люди. Действительно, о каком внутреннем удовлетворении может идти речь, если остается нереализованной главная духовная потребность – быть любимым и признанным. Причем здесь совершенно не идет речь о получении внимания со стороны общества, в котором живет человек. Гораздо значительнее обрести счастье со своей второй половинкой. Многие люди проводят много лет в поиске такого по-настоящему близкого человека, а некоторые пребывают в этом состоянии всю жизнь. Духовная потребность отдать кому-то свою любовь очень сильна. Можно ограничить себя в материальных благах, не иметь новомодных вещей, но если вы обделены заботой и вниманием, то будете чувствовать себя несчастным, несмотря на весь внешний успех. Одной из самых первостепенных духовных потребностей личности является потребность в любви. Никто не хочет жить в одиночку, закрывшись в страшной тоске от всего мира. Каждому необходимо чувствовать себя нужным и востребованным другими людьми.

Таким образом, духовные потребности руководят процессом познания и самопознания личности. Благодаря духовным потребностям мы имеем уникальную возможность проявить себя как индивидуальность: раскрывать природные способности, сполна выражать имеющиеся таланты и дарования.

psyh.info

Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность — это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

  • Биологические (органические, материальные) — по­требности в пище, одежде, жилище и др.
  • Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
  • Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу: 

 

Базовые потребности

Первичные (врожденные)

Вторичные (приобретенные)

• Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д.

• Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности

• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

• Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности
— это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.


Интерес
(лат. interest — иметь значение) — целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

humanitar.ru

материальные и духовные, подлинные и мнимые

 

В процессе своего развития каждый человек сталкивается с необходимостью удовлетворять различные нужды, которые возникают в ходе жизнедеятельности и носят название потребности.

Потребности человека и их виды

Потребность представляет нужду человека, которая представляет собой необходимый элемент для его полноценного существования. Потребности человека проявляются чаще всего в мотивах его деятельности. 

Современная наука различает такие виды потребностей:
1. Биологические (материальные, органические) – потребности индивида в одежде, пище, жилье и т.д.
2. Социальные – потребности каждого человека в общественной деятельности, общении с другими людьми, общественном признании, славе и. тд.
3. Духовные (познавательные, идеальные) – это потребность в знаниях, созидании, философскому анализе, творческой реализации.

Все потребности человека взаимосвязанные между собой. Так социальные потребности – это результат синтеза духовных и материальных потребностей. У большинства людей социальные потребности часто маскируются под духовные – так человек, руководствуясь желанием общественного признания (социальная потребность) использует для этого творческую реализацию (духовная потребность).

Потребности каждого следующего уровня доступны для человека только тогда, когда он удовлетворит все предыдущие: если не удовлетворены потребности в еде, желание творческой реализации не возникнет.  

Подлинные и мнимые

Различают также такие виды потребностей как подлинные и мнимые. Подлинные потребности – это те потребности, к которым человек приходит самостоятельно. Если у человека возникает желание заняться музыкой – это подлинная потребность. В случае если он начинает музицировать после того, как на него повлияли из вне – родственники, друзья, общество, такая потребность переходит в разряд мнимых. 

Все потребности человека должны быть разумными, так как не все потребности человека могут быть удовлетворены в краткие сроки, а также они не должны противостоять моральным и нравственным устоям общества.

Интересы человека

Потребности выступают основой интересов каждого человека и его способностей. Интерес представляет собой целенаправленную позицию человека, касаемо объекта его потребности. Интересы людей на самом деле направлены не на предмет его потребности, а на процесс, который делает его доступным. Интересы зависят от того, к какой социальной группе принадлежит индивид, и какой статус занимает в обществе. 

Существует такая классификация интересов человека:
1. В зависимости от их носителя — общественные, групповые, индивидуальные
2. В зависимости от направленности – духовные, социальные, политические.

Каждому человеку необходимо осознавать свои интересы, и при их реализации учитывать интересы других людей. Интересы не должны носить стратегический характер их достижения. Не разобравшись в том, подлинный или мнимый интерес, человек часто достигает своей цели путем пренебрежения интересов других индивидов, что противоречит всем человеческим нормам гуманности.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Деятельность человека и ее виды: сознание и познание человеком мира
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspСпособности человека: ординарные и выдающиеся, талант и гениальность

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

пример потребностей человека. Подлинные и мнимые потребности

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека
Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.

В то же время рассуждение представляет собой критерий, в котором сходятся другие общие принципы административного действия: администрация в соответствии с этим принципом должна соблюдать директиву оперативной рациональности, чтобы избежать произвольных или иррациональных решений.

Как мы видим, пропорциональность и разумность в соответствии с судьями являются широко перекрывающимися понятиями, хотя они помещены в проходе, процитированном в невыразимом параллелизме. Оба относятся к рациональности и произволу, которые в случае соразмерности указаны в необходимости ограничить себя «подходящими» и «необходимыми» для достижения этой цели. На заднем плане подчеркивается метафора балансирования и ссылки на чувство справедливости и справедливости.

Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Четкое разделение между разумностью и пропорциональностью осуществляется в английском законодательстве по причинам юриспруденции. Позиция судов, являющаяся частью академической литературы, состоит в том, что существуют два метода силовых упражнений, которые касаются отдельных ситуаций и опираются на отдельные планы.

Глубина судебного союза в действиях правительства вновь поставлена ​​на карту, и поэтому рассмотреть эти дебаты, проводимые с точки зрения контраста между разумностью и пропорциональностью, не так сильно отличается от того, что в разных странах, между к которой Италия разделяет доктрину среди сторонников слабого союза и выступает за сильный союз по усмотрению.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая, разработанная американским психологом А. Маслоу.

Базовые потребности
Первичные (врожденные) Вторичные (приобретенные)
· Физиологические : в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д.
· Экзистенциальные (лат. exsistentia — существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.
· Социальные : в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности
· Престижные : в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте
· Духовные : в самоактуализации, самовыражении, самореализации

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Основные человеческие потребности связаны с существованием каждого человека. Выполнение основных потребностей человека играет значительную роль в созревании и психологическом и социальном развитии. Потребности зависят от возраста, пола, здоровья и окружающей среды.

Мы можем далее разделить основные потребности с точки зрения их взаимосвязи и взаимосвязи. Биологическое психологическое социальное развитие. . Основные биологические потребности включают. Матейчек преувеличивает необходимость «хорошего рождения». Психологические потребности позволяют ребенку развиваться надлежащим образом в области интеллектуальных способностей, эмоций, воли, поведения, взаимоотношений с окружающей средой, понимания себя и других социальных ценностей, всей среды, частью которой является ребенок.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Основные психологические потребности включают. Потребность в достаточных стимулах — стимуляция в нужное время, в достаточном количестве и качестве. Поэтому потребность в сознании собственного я имеет свои собственные социальные ценности. Опыт, полученный таким образом, влияет на его личность, восприятие социальных отношений и развитие социальных установок на более поздних этапах развития. Потребность в значимости в мире, знание количества стимулов создает опыт у ребенка, ребенок получает и обрабатывает опыт. Это требует порядка и смысла. Необходимость уверенности, доверия и доверия к другим людям в основном встречается в отношениях между ребенком и взрослым. Исследования показали необходимую определенность предположения ребенка в ответе взрослого на разные ситуации. У матерей мы часто сталкиваемся с так называемым синдромом «переполненной чашки», где может возникать кратковременное взрывное поведение. Необходимость уверенности подразумевает необходимость четких правил вознаграждения, наказания «наказание», возраста, пола и ребенка. Для ребенка менее приятный комфорт приемлем, чем приятная незащищенность. Необходимость открытого будущего, ясность перспективы жизни. Эта потребность предоставляется только человеку в животном мире. Идея открытого будущего приносит мотивацию, активность. Эта потребность наиболее развита в младшем подростковом возрасте, на пике ее развития находится период воспроизводства, в пожилом возрасте сокращается. Обычно это происходит между вторым и третьим годами жизни ребенка. . Психологическая депривация возникает, когда ребенок не удовлетворен в долгосрочной перспективе своими умственными потребностями, которые важны для развития личности.

Интересы л

www.admiralcafe.ru

Потребности человека | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

Потребности человека.

Отсутствие мотивации – величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро – и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

— ориентировки,

— любопытства,

— направленного интереса,

— склонности,

— осознанного самообразования,

— творческого поиска.

Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем – либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что – то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей – процесс возвращение  организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

— естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

— материальные, или предметно – вещные,

— духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

  1. Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.
  2. Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.
  3. Социальные потребности –  дружба, любовь, общение.
  4. престижные потребности –  уважение, признание членами общества.
  5. Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности – это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

  1. Социальные установки.
  2. Убеждения.
  3. Интересы.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него. 
Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т. д. От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора. 
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.

uclg.ru

Добавить комментарий