Эффект межличностного восприятия: Что такое механизмы и эффекты межличностного восприятия с примерами

Что такое механизмы и эффекты межличностного восприятия с примерами

Существование людей сложно представить без межличностного общения. Человеческая жизнь сплетена из ситуаций, в которых задействованы другие люди, и качество нашего общения с окружающими оказывает влияние на качество нашей жизни.

Можно уверенно сказать, что межличностные отношения – это наука, которая подробно раскрывает мир общения людей друг с другом и его влияние на нас. Каждый человек имеет собственную схему восприятия других людей, такие схемы называются эффектами межличностного восприятия.

В этой статье:

Как мы воспринимаем другого человекаЭффекты впечатления и их влияние на общениеКакая твоя схема познания другого человека

Новости СМИ2

Как мы воспринимаем другого человека

Фото Karen Khafagy on Unsplash

Наше восприятие других людей зависит в первую очередь от внутренней картины мира и от наших установок. Картина мира, заключается во внутреннем отношении человека ко всему окружающему. Установки и убеждения о том, как стоит выстраивать межличностные отношения – это «подарки» от родителей.

Иными словами, человека уже в семье с пеленок учат, как нужно строить отношения и общаться с другими людьми. Ну и конечно, опыт в жизни, он оказывает самое большое влияние и позволяет человеку с возрастом корректировать свое восприятие и отношение к окружающим.

Получается, что картина мира и личные установки задают вектор, выбирают алгоритм, по которому будет действовать человек во взаимоотношениях с окружающими. Психологи изучили эту сферу жизни человека и смогли выделить основные алгоритмы межличностного восприятия.

Само восприятие можно расценивать, как построение образа другого человека в нашем воображении. Этот процесс в считанные секунды присваивает оппоненту определенные качества, которые вызывают в нас те или иные чувства.

В зависимости от того, как мы настроены по отношению к этому человеку, и будет развиваться общение с ним. Мы не просто создаем в своем мышлении образ об оппоненте, мы его оцениваем в зависимости от того эффекта, который стал доминирующим при встрече.

Влияние на выбор эффекта восприятия оказывают внешние и личные характеристики другого человека. Ситуация, при которой произошла первая встреча, также несет эмоциональный посыл и задает окраску оценке субъекта. На наше восприятие оказывает влияние множество факторов, и это стоит всегда учитывать, ведь они могут завести нас совершенно в противоположную сторону от истинного лица оппонента.

Эффекты впечатления и их влияние на общение

Существует несколько основных алгоритмов, по которым строится межличностное восприятие.

  • Одним из самых ярких и решающих, является эффект первого впечатления.

Наверняка в жизни ты замечала, что первое впечатление о человеке решает всё, оно словно ярлык, который сложно снять или поменять. Сделать это возможно, но эффект первого впечатления настолько велик, что оставляет след, даже после того, как мы узнаем человека уже с другой, противоположной стороны.

Это самый сложный процесс восприятия незнакомца, так как в нем задействованы чувствительная, эмоциональная, логическая сферы. При первом впечатлении создается образ, которому приписывается ряд психологических характеристик, они делаются осознанно, но под влиянием разных факторов.

Ошибки восприятия: Гало-эффект и Эффект красоты

Эффект впечатления первой встречи, может быть ошибочным, а может и очень точно передать характеристики незнакомца. Есть люди, которые доверяют своему первому впечатлению, так как оно их не подводит, но так далеко не у всех.

  • Вторым алгоритмом впечатления и восприятия другого человека, считается эффект ореола.

Иными словами, мы принимаем и создаем оценку о другом человеке на основе имеющейся заранее о нем информации. Получить мы её можем от третьих лиц, но такой подход к общению всегда будет проблематичным.

Информация может быть неправдивой и не точной, а суждение будет сформировано заранее об этом человеке. Психологи проводили неоднократно эксперименты, где двум группам людей показывали фотографии незнакомцев. Первой группе давали позитивную установку, а второй негативную. В результате их мнение об этом человеке полностью совпадало с полученной информацией.

В жизни всё порой сложнее, мы доверяем мнению людей, которые могут ошибаться и делиться непроверенными слухами. К примеру, сейчас все эти эффекты восприятия активно живут и действуют во всех социальных сетях. Можно сказать, что там царствуют «эффект ореола» и «первого впечатления». Яркие картинки, постановочные фото и видеоролики, все они направлены на то, чтобы сформировать в людях определенное отношение к той или иной персоне.

  • В зависимости от порядка получения информации у человека создается первое впечатление. Иными словами, получая сначала одну информацию о человеке, а через время другую, то эффект первичности будет преобладать.

Наш разум словно фиксирует на карту памяти все полученные данные об субъекте и если приходят новые противоречивые данные, то удалить изначальные достаточно сложно. Совершенно противоположный эффект дает новизна полученной информации. Она может прийти через время, когда эффект первой уже забыт и мозг готов принимать новые данные.

  • Существует еще эффект снисходительности, который чаще всего присущ именно женщинам.

Эмпатия, чувство сострадания и принятия чаще проявляют именно представительницы слабого пола. Если перед ними будет стоять уставший, закомплексованный, нерешительный и всеми забитый человек, то они, скорее всего, примут его с положительной стороны. Он вызывает в них чувство жалости, заботы, сопереживания, всё это относится к эффекту снисходительности.

  • На межличностное восприятие влияет эффект логической ошибки.

Он базируется на неких установках, которые бытуют в обществе. Например: люди с пухлыми губами добрые и романтичные, полненькие люди – добродушные, а маленькие и худые – злые. Конечно, это ошибка, и ничего общего с истинными психологическими характеристиками незнакомца не имеет.

Если проанализировать, то, скорее всего, каждый из нас сможет узнать себя и свой наиболее доминирующий алгоритм восприятия другого человека.

Какая твоя схема познания другого человека

Теперь, зная об эффектах восприятия, ты можешь смело их контролировать и отслеживать, это поможет тебе более верно формировать образ о новом человеке и строить безопасные в первую очередь для себя отношения.

Проверить себя можно с помощью личного самоанализа и постоянных тренировок. Везде, где бы ты не находилась, можешь это делать, например, в магазине, когда смотришь на продавца и наблюдаешь за его поведением и манерой говорить, в общественном транспорте вообще полно незнакомцев, тебе стоит быть более наблюдательной и, исходя из ситуаций, задавать себе вопросы:

  • «Усталость на лице женщины, о чем она?»,
  • «Куда он может ехать?»,
  • «По какому поводу человек так нарядно одет?»,
  • «Почему нагло и открыто смотрит на всех?» и т.д.

Конечно, ответы предположительные, но такие тренировки позволят развить и расширить собственные возможности в познании других людей. У тебя выработается автоматическая оценка максимального числа показателей и сигналов, которые будут правдивыми.

Познавая себя и зная собственные проекции, через которые ты смотришь на окружающих людей, тебе станет просто и легко видеть их истинные черты и характеристики, а не пользоваться подменными понятиями.

Не стоит бояться быть истинным наблюдателем, нужно задавать себе вопросы и вовремя останавливать свое воображение. Далеко не все люди с приятной внешностью и спокойным голосом являются добрыми, не все худые люди злобные и нервные. Этому стоит учиться сами и учить детей, ведь это поможет быть внимательным и защищенным.

📖 39. Эффекты межличностного восприятия. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 39. Читать онлайн

Эффект «первичности» (или «порядка») состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Эффект края заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.

Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект ореола — формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект первого впечатления — стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.

Эффект проекции — когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки.

Эффект средней ошибки — это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Эффект Барнума — восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:

1) коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;

2) информация не соответствует действительности;

3) отсутствует доверие к источнику информации.

Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии — склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т.  д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.

Диадические эффекты межличностного восприятия на качество отношений в паре: идеализация и точность имеют значение

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Уайли

Полнотекстовые ссылки

. 2023 Апрель; 49 (2): 463-480.

doi: 10.1111/jmft.12633. Epub 2023 30 января.

Марта Салла 1 , Гиллем Фейшас

1 2

Принадлежности

  • 1 Кафедра клинической психологии и психобиологии, факультет психологии, Университет Барселоны, Барселона, Испания.
  • 2 Институт неврологии Барселонского университета, Барселона, Испания.
  • PMID: 36718101
  • DOI: 10.1111/jmft.12633

Марта Салла и др. J Marital Fam Ther. 2023 апрель

. 2023 Апрель; 49 (2): 463-480.

doi: 10.1111/jmft.12633. Epub 2023 30 января.

Авторы

Марта Салла 1 , Гиллем Фейшас 1 2

Принадлежности

  • 1 Кафедра клинической психологии и психобиологии, факультет психологии, Университет Барселоны, Барселона, Испания.
  • 2 Институт неврологии Барселонского университета, Барселона, Испания.
  • PMID: 36718101
  • DOI: 10.1111/jmft.12633

Абстрактный

Межличностное восприятие влияет на качество отношений в паре, но мы хотим изучить предполагаемую сдерживающую роль пола, рассматривая личные значения как цель восприятия. Мы использовали сетку пары для измерения межличностного восприятия на основе личных конструктов и модель взаимозависимости актер-партнер (объединенная регрессия) для анализа взаимного влияния наблюдений партнеров. Мы исследуем диадическое влияние семи переменных межличностного восприятия на качество отношений в выборке из 26 испанских пар противоположного пола.

Идеализация партнера была связана с качеством отношений между собой и партнером (эффекты актера и партнера), в то время как точность в восприятии образа себя партнера была положительно связана с качеством отношений мужчин, но отрицательно с женщинами (эффекты актера). Полученные данные стимулируют существующие дебаты о преимуществах точности или предвзятости в отношениях и необходимости учитывать гендерные различия для руководства терапевтическими вмешательствами.

Ключевые слова: парная сетка; эффекты актера-партнера; метавосприятие; личные конструкты; удовлетворенность отношениями; репертуарная сетка.

© 2023 Авторы. Журнал супружеской и семейной терапии, издаваемый Wiley Periodicals LLC от имени Американской ассоциации супружеской и семейной терапии.

Похожие статьи

  • Глаз смотрящего: индивидуальный и диадический вклад эмпатической точности и предполагаемого эмпатического усилия в удовлетворение отношений.

    Коэн С., Шульц М.С., Вайс Э., Уолдингер Р.Дж. Коэн С. и соавт. Джей Фам Психол. 2012 апр; 26 (2): 236-45. DOI: 10.1037/a0027488. Epub 2012 27 февраля. Джей Фам Психол. 2012. PMID: 22369462

  • Индивидуальные и партнерские корреляты сексуального удовлетворения и счастья в отношениях в парах среднего возраста: диадический анализ международного исследования отношений.

    Фишер В.А., Донахью К.Л., Лонг Дж.С., Хейман Дж.Р., Розен Р.К., Сэнд М.С. Фишер В.А. и соавт. Arch Sex Behav. 2015 авг; 44 (6): 1609-20. doi: 10.1007/s10508-014-0426-8. Epub 2014 5 ноября. Arch Sex Behav. 2015. PMID: 25370356

  • Восприятие проблемного употребления алкоголя партнерами влияет на результаты отношений, помимо того, что партнер сам сообщил об употреблении алкоголя: употребление алкоголя в серьезных романтических отношениях.

    Родригес Л.М., Оверуп К.С., Соседи К. Родригес Л.М. и соавт. Психозависимое поведение. 2013 сен; 27 (3): 627-38. doi: 10.1037/a0031737. Epub 2013 25 февраля. Психозависимое поведение. 2013. PMID: 23438240 Бесплатная статья ЧВК.

  • Власть и связь с качеством отношений в южноафриканских парах: последствия для вмешательств по ВИЧ/СПИДу.

    Конрой А.А., МакГрат Н., Ван Ройен Х., Хосегуд В., Джонсон М.О., Фриц К., Марр А., Нгубане Т., Дарбес Л.А. Конрой А.А. и соавт. соц. мед. 2016 март; 153:1-11. doi: 10.1016/j.socscimed.2016.01.035. Epub 2016 28 января. соц. мед. 2016. PMID: 26859436 Бесплатная статья ЧВК.

  • Эффекты актер-партнер демографических факторов и факторов отношений, связанных с риском заражения ВИЧ в гей-парах.

    Митчелл Дж.В., Шампо Д., Харви С.М. Митчелл Дж. В. и соавт. Arch Sex Behav. 2013 окт.;42(7):1337-45. doi: 10.1007/s10508-012-9985-8. Epub 2012 9 августа. Arch Sex Behav. 2013. PMID: 22875716 Бесплатная статья ЧВК.

Посмотреть все похожие статьи

Рекомендации

ССЫЛКИ
    1. Ацителли, Л.К., Доуван, Э., и Верофф, Дж. (1993). Восприятие конфликта в первый год брака: насколько важны сходство и понимание? Журнал социальных и личных отношений, 10 (1), 5-19. https://doi.org/10.1177/0265407593101001
    1. Ацителли, Л.К., Кенни, Д.А., и Вайнер, Д. (2001). Важность сходства и понимания супружеских идеалов партнеров для удовлетворения отношений. Личные отношения, 8(2), 167-185. https://doi.org/10.1111/j.1475-6811.2001.tb00034.x
    1. Коэн, С., Шульц, М.С., Вайс, Э., и Уолдингер, Р.Дж. (2012). Глаз смотрящего: индивидуальный и диадический вклад эмпатической точности и предполагаемого эмпатического усилия в удовлетворение отношений. Журнал семейной психологии, 26 (2), 236-245. https://doi.org/10.1037/a0027488
    1. Крамер, Д., и Джоуэтт, С. (2010). Воспринимаемая эмпатия, точная эмпатия и удовлетворенность отношениями в гетеросексуальных парах. Журнал социальных и личных отношений, 27 (3), 327-349. https://doi.org/10.1177/0265407509348384
    1. Декайпер, М., Де Болле, М., и Де Фрюйт, Ф. (2012). Сходство личности, точность восприятия и удовлетворенность отношениями в свиданиях и супружеских парах. Личные отношения, 19(1), 128-145. https://doi.org/10.1111/j.1475-6811.2010.01344.x

термины MeSH

Полнотекстовые ссылки

Уайли

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить на

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и медико-биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

Добавить комментарий