Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания: Содержание и эффекты межличностного восприятия

Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания — Мегаобучалка

Социальный стереотип — это устойчивое представление о ка­ких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Эталоны и стереотипы человек усваивает с дет­ства, на их основе формируется система ценностей, отражающаяся в установках, поведении и отношениях. При наличии стерео­типов происходит очень быстрая ориентировка в людях, особен­но точно определяются характеристики социального статуса, все остальные черты и параметры попросту достраиваются по опре­деленным, заранее известным схемам. В то же время известно, что первое впечатление порой бывает обманчивым. Как считают пси­хологи, это происходит из-за ошибок восприятия. Рассмот­рим подробнее.

Стереотипы восприятия.Существуют профессиональные стерео­типы (белый воротничок — менеджер, белый халат — врач), фи­зиогномические, этнические и др. Их отличает экономия мышле­ния (не надо думать), защита (оправдание собственного поведе­ния), удовлетворение агрессивных тенденций (нападение), спо­соб выхода группового напряжения.

Предрассудки и предубеждения.В основе предрассудков лежит предубеждение, т.е. необоснованное негативное представление о других людях. Предрассудки распространены и устойчивы. В их ос­нове могут лежать тревожность и угроза чувству безопасности. Чем более личность незаурядна, харизматична, самостоятельна в по­зициях и мнениях, тем менее она поддается бездумному приня­тию на веру предрассудков и стереотипов.

Эффект ореола.При эффекте ореола проявляется тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве чело­века на все другие его качества.

Фактор превосходства.Большинство людей склонны система­тически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них досто­инству. В то же время, имея дело с человеком, которого он сам в чем-то превосходит, наоборот, старается недооценить его, порой даже принизить его возможности. При этом важно, что превос­ходство фиксируется по одному параметру, а переоценка или не­дооценка человека происходит по многим параметрам. Эту ошиб­ку в психологии называют действием фактора превосходства.

Фактор статуса.Во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса. Известен экспери­мент (Л.Уилсон): к студентам в аудиторию заходил преподаватель с незнакомым для них мужчиной и сообщал, что проводится эк­сперимент по оценке глазомера. Необходимо было «на глаз» оце­нить рост этого человека и записать свою оценку на листочке. Так как правила этикета требуют представить незнакомого человека, помогающего в проведении эксперимента, его и представляли — мистер Инглэнд, студент из Кембриджа. В другой группе экспери­мент повторяли в точности, но представляли помощника как мистера Инглэнда, преподавателя из Кембриджа. В следующей группе помощник становился профессором из Кембриджа. Конеч­но, целью эксперимента была вовсе не оценка глазомера. Резулътаты оказались поразительными. Разница в оценках первой груп­пы, где социальный статус «мистера Инглэнда» был наименьший (студент), и последней группы, где статус был наивысшим (про­фессор), составила 12 см. Чем выше социальный статус, тем более высоким физически кажется человек.

Фактор «отношение к нам».Зачастую в практике общения люди неправильно оценивают тех людей, которые к ним относятся пло­хо, т.е. проявляется фактор «отношение к нам». Те, кто кого-то высоко ценит и хорошо к нему относится, как правило, кажутся этому человеку лучше тех, кто относится к нему не лучшим образом.

Каузальная атрибуция.В повседневной жизни, когда человек не имеет точной информации, многие зачастую вынуждены строить свои собственные предположения относительно причин и поступ­ков других людей — путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения. Это носит название каузальной ат­рибуции, или причинной интерпретации (атрибуция — от лат. придаю, наделяю; каузальный — от лат.причина).

В литературе описаны несколько следующих типов атрибуции:

личностная атрибуция — причина поступка или действия при­писывается тому, кто его совершил, субъекту, в основном свой­ственна наблюдателю;

объективная атрибуция — причина поступка или действия при­писывается тому, на кого направлено действие — объекту;

обстоятельственная атрибуция — причина поступка или дей­ствия приписывается каким-то возникшим обстоятельствам, кон­тексту ситуации, в основном свойственна участнику.

Американские психологи Р.Низбет и Т.Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими — отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно убедительными. Оценки студентов, с которыми преподаватель вел себя доброжелательно, оказались значительно выше, чем оценки его же, но в роли «отстраненного». Отсюда можно сделать заклю­чение, что позитивное отношение к нам порождает сильную тен­денцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыва­нию отрицательных и, наоборот, негативное отношение вызыва­ет тенденцию не замечать положительных сторон партнера и вы­делять отрицательные.

К сожалению, ошибочная интерпретация причин поведения других может приводить к самым разнообразным негативным по­следствиям, к деструктивному взаимодействию, к конфликтам и недоразумениям.

Проекция (от лат.— бросание вперед) — это неосоз­нанное, непроизвольное приписывание другим своих собственных психологических, нравственных качеств и состояний, сужде­ние о людях по аналогии с самим собой. Каждый человек познает другого, как бы проецируя его через себя, накладывая уровень самооценки. Поэтому, воспринимая и оценивая других, человек обычно предполагает: «все люди подобны мне» или «другие про­тивоположны мне». Проблема заключается также в том, что мы больше всего не любим в других именно те качества и недостат­ки, которыми обладаем сами. Этим объясняется тот факт, что мы приписываем другим людям те собственные качества и характе­ристики, обладателями которых быть не слишком приятно («Все врут, пьют, берут взятки», «Любой бы на моем месте поступил также» и т.п.). Наши оценки и первые впечатления о других могут также искажаться сиюминутным эмоциональным состоянием.

Эффект снисходительности.Он заключается в том, что мы оце­ниваем другого человека чаще положительно, чем негативно, и используем по отношению к нему позитивные характеристики тог­да, когда он по отношению к нам не конкурентоспособен или вызывает чувство жалости из-за неуверенности в себе, закомп­лексованности, ущербности.

Эффект фаворитизма.Он близок к эффекту снисходительности. Те, кто чувствуют себя любимцами, фаворитами в группе, чаще воспринимают новичков с чувством превосходства — «сверху вниз». Фаворитов также порой неадекватно оценивают, завышая их воз­можности из-за высокой уверенности в себе.

Механизмы и эффекты межличностного восприятия — Студопедия

Поделись с друзьями: 

– С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Теперь мы поговорим о том, что же влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия. Проанализируем, как возникающие в процессе общения эффекты восприятия могут стать причиной ошибок в оценке человека, с которым общаемся.

Итак, познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмотрим эти механизмы:

1) Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя другому. Идентификация представляет собой процесс почти полного отождествления человека с собеседником во время общения.

(Это помогает, образно говоря, «влезть в шкуру» другого человека, почувствовать, понять и пережить все, что чувствует, понимает и переживает он). Примеры.

Близким к идентификации механизмом восприятия является эмпатия. Это не рациональное осмысление проблем другого человека, а способность к глубокому эмоциональному контакту и сопереживанию другому человеку, помогающая глубже понять его и откликнуться на его нужды и проблемы. Данный механизм восприятия является наиболее желательным как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами.

2) Рефлексия – это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о человеке. Рефлексия означает также способность человека к осознанию того, как он воспринимается партнером по общению. Примеры.

3) Стереотипизация – это способ понимания другого человека с помощью классификации форм поведения и интерпретации их причин путем отнесения к уже известным социальным образцам. Стереотип – это сформировавшийся образ человека, которым мы пользуемся, как штампом. Стереотип складывается на основе обобщения личного опыта и тех сведений, которые из книг, кинофильмов. При этом знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными. Примеры.

Между тем сформировавшиеся на основе этих знаний стереотипы являются очень стойкими и популярными. Так, мы, не задумываясь, говорим о точности математика, дисциплинированности военного. О том, что все коммерсанты – спекулянты, а все чиновники – бюрократы.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого самочувствия, настроения. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке. Они получили название эффектов.

«Эффект ореола». Этот эффект проявляется в том, что в начале знакомства общее впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестных качеств: общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые в восприятии не даны, а значит не наблюдаемы. Вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Таким образом, ореол мешает видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

«Эффект проекции». Сущность этого эффекта проявляется в том, что приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои достоинства, а неприятному – недостатки.

Эффект «первичности и новизны» (Эффект первого и второго порядка) Этот эффект появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то мы склонны, больше доверять той информации, которая поступила первой. При общении с хорошо знакомым человеком мы склонны отдавать предпочтение той информации, которая поступила последней.

— Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но в наших силах разобраться в особенностях восприятия и, зная о возможных искажениях, научиться корректировать свои ошибки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Общая реальность в межличностных отношениях

Обзор

. 2018 окт; 23:42-46.

doi: 10.1016/j.copsyc.2017.11.007. Epub 2017 24 ноября.

Сьюзан М Андерсен 1 , Элизабет Пшибилински 2

Принадлежности

  • 1 Нью-Йоркский университет, США. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Пенсильванский университет, США. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 29232617
  • DOI: 10.1016/j.copsyc.2017.11.007

Обзор

Susan M Andersen et al. Curr Opin Psychol. 2018 Октябрь

. 2018 окт; 23:42-46.

doi: 10.1016/j.copsyc.2017.11.007. Epub 2017 24 ноября.

Авторы

Сьюзан М Андерсен 1 , Элизабет Пшибилински 2

Принадлежности

  • 1 Нью-Йоркский университет, США.
    Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Пенсильванский университет, США. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 29232617
  • DOI: 10.1016/j.copsyc.2017.11.007

Абстрактный

Близкие отношения дают нам возможность создавать и поддерживать системы значений как общее восприятие себя и мира. Установление чувства взаимопонимания позволяет создавать и поддерживать прочные социальные связи и, как таковое, важно в человеческих отношениях. Аналогичным образом, давно известно, что знание о значимых других в жизни сохраняется в памяти и пробуждается с новыми людьми — в социально-когнитивном процессе «переноса», — наполняя новые встречи значимостью и приводя к предсказуемым когнитивным, оценочные, мотивационные и поведенческие последствия, а также сдвиги в самости и саморегуляции в зависимости от вызываемого конкретного значимого другого.

На этих страницах мы кратко рассмотрим литературу по межличностному определению значения, а затем выборочно проанализируем исследования переноса в межличностном восприятии. Основываясь на этом, мы затем выделяем недавнюю серию исследований, посвященных системам общего значения в переносе. Выделенные исследования показывают, что ценности и убеждения, которые развиваются в близких отношениях (как общая реальность), связаны в памяти со знанием значимых других и, таким образом, косвенно активируются (делаются доступными), когда сигналы в новом человеке имплицитно активируют этого значимого другого. знания (в переносе), с этими общими убеждениями, которые затем активно преследовались с новым человеком и даже защищались от угроз. Это также дает чувство взаимопонимания и в целом служит как реляционным, так и эпистемологическим функциям. В заключение мы также рассматриваем актуальность совместного конструирования общей реальности в таких процессах.

Copyright © 2017 Elsevier Ltd. Все права защищены.

Похожие статьи

  • Системы значения и переноса: имплицитная активация значимого другого пробуждает общую реальность.

    Пшибылински Э., Андерсен С.М. Pzybylinski E, et al. J Pers Soc Psychol. 2015 Октябрь; 109 (4): 636-61. дои: 10.1037/pspi0000029. J Pers Soc Psychol. 2015. PMID: 26414844

  • Эксперименты по переносу в межличностных отношениях: последствия для лечения.

    Андерсен С.М., Пшибылински Э. Андерсен С.М. и соавт. Психотерапия (Шик). 2012 г., сен; 49(3):370-83. doi: 10.1037/a0029116. Психотерапия (Шик). 2012. PMID: 22962975 Обзор.

  • Эпистемические спутники: развитие общей реальности в близких отношениях.

    Россиньяк-Милон М., Хиггинс и др. Россиньяк-Милон М. и соавт. Curr Opin Psychol. 2018 окт; 23:66-71. doi: 10.1016/j.copsyc.2018.01.001. Epub 2018 11 января. Curr Opin Psychol. 2018. PMID: 29360060 Обзор.

  • Принятие перспективы: мотивация и препятствие к разделяемой реальности.

    Ходжес С.Д., Деннинг К.Р., Либер С. Ходжес С.Д. и соавт. Curr Opin Psychol. 2018 окт; 23:104-108. doi: 10.1016/j.copsyc.2018.02.007. Epub 2018 15 февраля. Curr Opin Psychol. 2018. PMID: 29514123 Обзор.

  • Реляционное Я: межличностная социально-когнитивная теория.

    Андерсен С.М., Чен С. Андерсен С.М. и соавт. Psychol Rev. 2002, октябрь; 109 (4): 619-45. doi: 10.1037/0033-295x.109.4. 619. Психологическое издание 2002 г. PMID: 12374322 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Общее понимание и социальная связь: интеграция подходов социальной психологии, анализа социальных сетей и неврологии.

    Бэк ЕС, Паркинсон С. Baek EC и соавт. Soc Personal Psychol Compass. 2022 ноябрь;16(11):e12710. doi: 10.1111/spc3.12710. Epub 2022 17 октября. Soc Personal Psychol Compass. 2022. PMID: 36582415 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Эмоциональная взаимозависимость: ключ к изучению внешней регуляции эмоций.

    Кинкед А., Салас Рикельме К. Кинкэд А. и др. Псиколрефлекс крит. 2022 4 ноября; 35(1):35. doi: 10.1186/s41155-022-00237-9. Псиколрефлекс крит. 2022. PMID: 36329354 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Вера и социальные взаимодействия: влияние на телесные выражения и личные рассказы.

    Seitz RJ, Angel HF, Paloutzian RF, Taves A. Seitz RJ и соавт. Фронт Behav Neurosci. 2022 6 октября; 16:894219. doi: 10.3389/fnbeh.2022.894219. Электронная коллекция 2022. Фронт Behav Neurosci. 2022. PMID: 36275855 Бесплатная статья ЧВК.

  • Доверяйте информации общественного здравоохранения о COVID-19.

    Верма Н., Флейшманн К.Р., Чжоу Л., Се Б., Ли М.К., Рич К., Широма К., Цзя С., Циммерман Т. Верма Н. и др. J Assoc Inf Sci Technol. 2022 сен 20:10.1002/asi.24712. дои: 10.1002/asi.24712. Онлайн перед печатью. J Assoc Inf Sci Technol. 2022. PMID: 36246042 Бесплатная статья ЧВК.

  • Межличностное восприятие моделей использования времени в романтических отношениях: протокол исследования IP-COUPLES.

    Бертран Р., Врклян Б., Кюне Н., Чарвоз Л., Вуйлерме Н. Бертран Р. и соавт. JMIR Res Protoc. 2021 4 мая; 10 (5): e21306. дои: 10.2196/21306. JMIR Res Protoc. 2021. PMID: 33944792 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Первичный эффект, межличностное восприятие и искажения первого впечатления

Аннотация

Наблюдение оказывает значительное влияние на то, как люди воспринимают окружающих их людей. Следовательно, восприятие избирательно и будет отличаться от одного человека к другому. То, как люди воспринимают вещи, связано с присущими им характеристиками, и два человека могут наблюдать один и тот же предмет и иметь разные представления об одном и том же. В статье, таким образом, была предпринята попытка выявить социально-психологические установки, направленные на оценку образа человека и первичный эффект влияния на установку личности. В исследовании приняли участие 100 студентов 1-4 курсов бакалавриата и 1-2 курсов факультета психологии местного университета. Для второго этапа эксперимента было отобрано 88 участников (44 мужчины, 44 женщины). Возраст респондентов от 19-22 года (N = 88, M = 21, SD = 1,5). Респондентам были предложены анкеты для получения ответов, которые были проанализированы и сделаны выводы. Исследование пришло к выводу, что первичное влияние влияет на восприятие, и это видно при наблюдении. Сделан вывод, что наблюдение представляет собой целенаправленное, организованное, длительное восприятие. Выражение также важно в том, как человек воспринимает другого. Голос человека также имел такое же влияние на восприятие человека.

Ключевые слова: Первичный эффект, межличностное восприятие, искажения первого впечатления, избирательность личного восприятия, интерпретация восприятия, целостность восприятия

Первичный эффект, межличностное восприятие и искажения первого впечатления

Введение

Восприятие в теории коммуникации понимается как процесс выбора , организация и интерпретация сенсорных данных, или, другими словами, процесс придания смысла чувственно воспринимаемой информации. В психологической науке принято делить восприятие на объективное и социальное (в социальной психологии это называется социальным восприятием). В контексте межличностного общения нас будет интересовать социальное восприятие и, как его разновидность, межличностное восприятие.

На уровне общепсихологических механизмов первичным эффектом в восприятии является тот же познавательный процесс, что и в восприятии вне коммуникативных ситуаций. Поэтому к нему применимы те же закономерности: избирательность, целостность, постоянство и осмысленность. Однако существуют различия в содержании описывающих его категорий (Fitzgerald et al., 2018). Особые классы объектов — люди, события, целостные ситуации — подвергаются идентификации и категоризации в межличностном восприятии, а интерпретация воспринимаемого содержания находится под влиянием установок, интересов и намерений личности.

Литературный обзор

Избирательность личного восприятия

Жизненно важной закономерностью восприятия является его избирательность. Изучая избирательность, исследователи пришли к пониманию того, что восприятие начинается с отбора значимых данных для дальнейшего построения субъективного образа. В каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на относительно небольшую часть воздействий, но одновременно создает ограниченную, но связную и осмысленную картину мира. Избирательность человеческого восприятия обусловлена ​​смыслом и значимостью окружающих его предметов, интересов, всего предшествующего человеческого опыта. Физиологически избирательность восприятия объясняется преобладанием одного очага возбуждения в коре головного мозга при одновременном торможении других отделов коры (например, состояния влюбленности, ревности, зависти). Так, беременная женщина часто замечает других беременных женщин, и даже мужчина, жена которого готовится стать матерью, тоже вдруг замечает эту особенность организма у других женщин.

Целостность восприятия

Целостность восприятия проявляется в том, что люди воспринимают предметы и ситуации не дискретно, а как динамическое целое, спонтанно организуют свои образы восприятия в осмысленную форму. В этом случае действуют принципы пространственной близости и подобия, которые можно продемонстрировать, например, с помощью оптических иллюзий (Форгас, 2011). В то же время восприятию, в том числе от человека к человеку, присуще непостоянство — сравнительная устойчивость даже в изменяющихся условиях. Несмотря на изменения освещенности и расстояния от наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным.

В исследованиях, связанных с восприятием человека человеком, выявлено 15 универсальных шкал: «неприятный – приятный», «нечестный – честный», «злой – хороший», «пессимистичный – оптимистичный», «нетребовательный – требовательный». , «зависимый — независимый», «Веселый — серьезный», «нерешительный — решительный» (Цинь и др., 2021). В то же время экспериментально получены доказательства преимущественности смыслового (словесного) кодирования признаков предмета по сравнению с чувственными характеристиками (т. е. мысль, слово первичны). Перцептивная работа начинается с оценки смысловой универсальности объекта. Ведущими в построении сознательного образа являются семантические, а не сенсорные типы регуляции. Благодаря развитию второй сигнальной системы человеческое восприятие отличается осмысленностью. Воспринимая предмет, ситуацию, человека или событие, мы включаем в построенный образ все обобщенные знания, которые накопили об этой категории объектов (Виденрот и др., 2020). Следующим завершающим этапом восприятия является интерпретация воспринятой информации. Интерпретация в восприятии – это процесс придания смысла воспринимаемой информации – построение суждений, умозаключений, оценок, умозаключений.

Восприятие Интерпретация

Интерпретация в процессе восприятия является критическим моментом любого коммуникативного акта. Весь смысл взаимодействия участников межличностного восприятия заключается в том, что они выстраивают особую систему умозаключений и умозаключений относительно друг друга и ситуации, которая в большей степени связана с процессами мышления, воображения по сравнению с обычным чувственным восприятием (Рей и др. ., 2020). Исследователи считают, что интерпретация призвана устранить смысловую неоднозначность ситуации и раскрыть смысл происходящего в практическом смысле. На этом этапе познания выдвигаются и проверяются гипотезы, догадки, версии происходящего, раскрывается новый смысл за счет сопоставления и анализа привлекаемых данных, выявляются противоречия. Собственные версии и мнения коррелируют с чужими.

Успеху процесса интерпретации способствует рефлексия, которая связывает сделанные оценки и мнения в единую конструкцию с Я-концепцией, ценностями и позицией человека. Я-концепция отражает общую направленность личности: либо эгоцентрическую, когда преобладают свои ориентиры и личностные ценности, либо альтруистическую, когда преобладают общечеловеческие ценности, учитываются интересы и потребности других (Noguchi et al., 2014). Интерпретация также зависит от особенностей личности. Она может быть сложной для людей догматичных и консервативных, прямолинейных, недвусмысленных, демократически настроенных людей с гибким когнитивным стилем — гибким, многотональным, подходящим для пересмотра и новых интерпретаций.

Таким образом, восприятие человека – это построение, узнавание и интерпретация образа другого человека. Она разворачивается через непосредственное взаимодействие с ним, акцентируя внимание на особенностях его внешности, поведенческих реакциях, коммуникативных действиях (Fang et al., 2018). В то же время очевидно, что восприятие как процесс отбора, организации и интерпретации сенсорных данных в межличностном общении становится более сложным и специфичным, чем простое предметное восприятие. Категоризации подвергаются специальные классы объектов восприятия — люди, события, критические ситуации; интерпретация основана на субъективном жизненном опыте с использованием сложных имплицитных теорий.

Первичный эффект

Тесно связаны с механизмами межличностного восприятия эффекты первичного и новизны. Эти эффекты связаны с порядком подачи информации о человеке для формирования того или иного представления о нем. Эффект первичного проявляется в тех случаях, когда незнакомец воспринимается, и при его оценке роль установки играет информация, представленная ранее (Салливан, 2019). В свое время было проведено несколько экспериментов, подтверждающих существование этого явления. Так, Соломон Эш предложил участникам эксперимента ознакомиться с представленными описаниями, а затем оценить человека, который в них изображен:

A. Стив умен, трудолюбив, импульсивен, критичен, упрям ​​и ревнив.

Б. Стив ревнив, упрям, критичен, импульсивен, трудолюбив и умен.

Оба описания содержат одинаковую информацию о Стиве, но в первом описании есть положительная информация, а во втором — отрицательная. Психологи обнаружили, что люди, прочитавшие описание A , оценили Стива более положительно, чем те, у кого в начале описания была негативная информация (Fourakis & Cone, 2020). В ситуации восприятия знакомого человека может иметь место эффект новизны, суть которого заключается в том, что самая свежая, более свежая информация о человеке становится наиболее значимой и, соответственно, может либо усиливать и без того устойчивое отношение к человека или изменить его в противоположном направлении.

Эффекты восприятия и стереотипы играют двоякую роль в человеческом общении. С одной стороны, они сокращают время знакомства с другими людьми и сталкиваются с людьми разного возраста, пола, профессионального и социального происхождения (Noguchi et al., 2014). С другой стороны, стереотипы стандартизируют процесс человеческого общения, способствуют формированию ложных знаний о людях, приводят к ошибкам в оценке поведения и личности другого человека, что негативно сказывается на всем процессе общения и последующих отношениях между людьми. В связи с этим точность и адекватность человеческого восприятия являются необходимыми условиями эффективности совместной деятельности.

Первичный эффект и новизна влияют на восприятие людей через искажение опыта. Это позволяет человеку сделать вывод о состоянии или намерениях другого человека, используя собственный опыт. Предполагая, что опыт другого человека в какой-то степени похож на наш собственный, мы начинаем лучше его понимать. Однако эта же наша способность — проецировать свое состояние на другого — может привести к серьезным ошибкам восприятия, вызывая проблемы во взаимопонимании (Qin et al., 2021). Такую ошибку в восприятии другого человека, по сравнению с ошибкой в ​​восприятии объекта, исправить гораздо сложнее (нужно подключить процессы эмпатии, согласия, рефлексии, которые требуют определенных энергетических затрат). В повседневном общении воспринимающий чаще всего не ставит перед собой задачи уточнить или проверить свою мысль, искренне считая ее истинной. А дальше идет цепная реакция – одна ошибка влечет за собой другую, существенно влияя на последующий характер межличностных отношений.

Методика

Участники

В эмпирической части исследования методика изучения социально-психологических установок личности в эксперименте с первичным эффектом состоит из двух частей: Часть 1 направлена ​​на выявление социально-психологических установок, направленных при оценке имиджа человека «привлекательный-непривлекательный», «нейтральный»; Часть 2 — выявить первичный эффект воздействия на отношение, направленное на «положительное-отрицательное»; выборочный опросник, направленный на выяснение зависимости между восприятием людьми другого человека со знанием черт и без знания черт. В исследовании приняли участие 100 испытуемых, студенты 1–4 курсов и аспиранты 1–2 курсов факультета психологии местного университета, из которых для второго этапа эксперимента было отобрано 88 испытуемых (44 юноши, 44 девушки). Возраст участников варьировался от 19-22 года (N = 88, M = 21, SD = 1,5).

Материалы и методики

На первом этапе эмпирического исследования (подготовительном) проводилось анкетирование испытуемых для подготовки стимулирующего исследовательского материала.

Добавить комментарий