Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания — Мегаобучалка
Социальный стереотип — это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Эталоны и стереотипы человек усваивает с детства, на их основе формируется система ценностей, отражающаяся в установках, поведении и отношениях. При наличии стереотипов происходит очень быстрая ориентировка в людях, особенно точно определяются характеристики социального статуса, все остальные черты и параметры попросту достраиваются по определенным, заранее известным схемам. В то же время известно, что первое впечатление порой бывает обманчивым. Как считают психологи, это происходит из-за ошибок восприятия. Рассмотрим подробнее.
Стереотипы восприятия.Существуют профессиональные стереотипы (белый воротничок — менеджер, белый халат — врач), физиогномические, этнические и др. Их отличает экономия мышления (не надо думать), защита (оправдание собственного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций (нападение), способ выхода группового напряжения.
Предрассудки и предубеждения.В основе предрассудков лежит предубеждение, т.е. необоснованное негативное представление о других людях. Предрассудки распространены и устойчивы. В их основе могут лежать тревожность и угроза чувству безопасности. Чем более личность незаурядна, харизматична, самостоятельна в позициях и мнениях, тем менее она поддается бездумному принятию на веру предрассудков и стереотипов.
Эффект ореола.При эффекте ореола проявляется тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все другие его качества.
Фактор превосходства.Большинство людей склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них достоинству. В то же время, имея дело с человеком, которого он сам в чем-то превосходит, наоборот, старается недооценить его, порой даже принизить его возможности. При этом важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка или недооценка человека происходит по многим параметрам. Эту ошибку в психологии называют действием фактора превосходства.
Фактор статуса.Во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса. Известен эксперимент (Л.Уилсон): к студентам в аудиторию заходил преподаватель с незнакомым для них мужчиной и сообщал, что проводится эксперимент по оценке глазомера. Необходимо было «на глаз» оценить рост этого человека и записать свою оценку на листочке. Так как правила этикета требуют представить незнакомого человека, помогающего в проведении эксперимента, его и представляли — мистер Инглэнд, студент из Кембриджа. В другой группе эксперимент повторяли в точности, но представляли помощника как мистера Инглэнда, преподавателя из Кембриджа. В следующей группе помощник становился профессором из Кембриджа. Конечно, целью эксперимента была вовсе не оценка глазомера. Резулътаты оказались поразительными. Разница в оценках первой группы, где социальный статус «мистера Инглэнда» был наименьший (студент), и последней группы, где статус был наивысшим (профессор), составила 12 см. Чем выше социальный статус, тем более высоким физически кажется человек.
Фактор «отношение к нам».Зачастую в практике общения люди неправильно оценивают тех людей, которые к ним относятся плохо, т.е. проявляется фактор «отношение к нам». Те, кто кого-то высоко ценит и хорошо к нему относится, как правило, кажутся этому человеку лучше тех, кто относится к нему не лучшим образом.
Каузальная атрибуция.В повседневной жизни, когда человек не имеет точной информации, многие зачастую вынуждены строить свои собственные предположения относительно причин и поступков других людей — путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения. Это носит название каузальной атрибуции, или причинной интерпретации (атрибуция — от лат. — придаю, наделяю; каузальный — от лат. — причина).
В литературе описаны несколько следующих типов атрибуции:
личностная атрибуция — причина поступка или действия приписывается тому, кто его совершил, субъекту, в основном свойственна наблюдателю;
объективная атрибуция — причина поступка или действия приписывается тому, на кого направлено действие — объекту;
обстоятельственная атрибуция — причина поступка или действия приписывается каким-то возникшим обстоятельствам, контексту ситуации, в основном свойственна участнику.
Американские психологи Р.Низбет и Т.Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими — отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно убедительными. Оценки студентов, с которыми преподаватель вел себя доброжелательно, оказались значительно выше, чем оценки его же, но в роли «отстраненного». Отсюда можно сделать заключение, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию отрицательных и, наоборот, негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные.
К сожалению, ошибочная интерпретация причин поведения других может приводить к самым разнообразным негативным последствиям, к деструктивному взаимодействию, к конфликтам и недоразумениям.
Проекция (от лат.— бросание вперед) — это неосознанное, непроизвольное приписывание другим своих собственных психологических, нравственных качеств и состояний, суждение о людях по аналогии с самим собой. Каждый человек познает другого, как бы проецируя его через себя, накладывая уровень самооценки. Поэтому, воспринимая и оценивая других, человек обычно предполагает: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Проблема заключается также в том, что мы больше всего не любим в других именно те качества и недостатки, которыми обладаем сами. Этим объясняется тот факт, что мы приписываем другим людям те собственные качества и характеристики, обладателями которых быть не слишком приятно («Все врут, пьют, берут взятки», «Любой бы на моем месте поступил также» и т.п.). Наши оценки и первые впечатления о других могут также искажаться сиюминутным эмоциональным состоянием.
Эффект снисходительности.Он заключается в том, что мы оцениваем другого человека чаще положительно, чем негативно, и используем по отношению к нему позитивные характеристики тогда, когда он по отношению к нам не конкурентоспособен или вызывает чувство жалости из-за неуверенности в себе, закомплексованности, ущербности.
Эффект фаворитизма.Он близок к эффекту снисходительности. Те, кто чувствуют себя любимцами, фаворитами в группе, чаще воспринимают новичков с чувством превосходства — «сверху вниз». Фаворитов также порой неадекватно оценивают, завышая их возможности из-за высокой уверенности в себе.
Механизмы и эффекты межличностного восприятия — Студопедия
Поделись с друзьями:
– С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Теперь мы поговорим о том, что же влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия. Проанализируем, как возникающие в процессе общения эффекты восприятия могут стать причиной ошибок в оценке человека, с которым общаемся.
Итак, познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмотрим эти механизмы:
1) Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя другому. Идентификация представляет собой процесс почти полного отождествления человека с собеседником во время общения.
(Это помогает, образно говоря, «влезть в шкуру» другого человека, почувствовать, понять и пережить все, что чувствует, понимает и переживает он). Примеры.
Близким к идентификации механизмом восприятия является эмпатия. Это не рациональное осмысление проблем другого человека, а способность к глубокому эмоциональному контакту и сопереживанию другому человеку, помогающая глубже понять его и откликнуться на его нужды и проблемы. Данный механизм восприятия является наиболее желательным как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами.
2) Рефлексия – это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о человеке. Рефлексия означает также способность человека к осознанию того, как он воспринимается партнером по общению. Примеры.
3) Стереотипизация – это способ понимания другого человека с помощью классификации форм поведения и интерпретации их причин путем отнесения к уже известным социальным образцам. Стереотип – это сформировавшийся образ человека, которым мы пользуемся, как штампом. Стереотип складывается на основе обобщения личного опыта и тех сведений, которые из книг, кинофильмов. При этом знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными. Примеры.
Между тем сформировавшиеся на основе этих знаний стереотипы являются очень стойкими и популярными. Так, мы, не задумываясь, говорим о точности математика, дисциплинированности военного. О том, что все коммерсанты – спекулянты, а все чиновники – бюрократы.
Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого самочувствия, настроения. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.
Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке. Они получили название эффектов.
«Эффект ореола». Этот эффект проявляется в том, что в начале знакомства общее впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестных качеств: общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые в восприятии не даны, а значит не наблюдаемы. Вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Таким образом, ореол мешает видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
«Эффект проекции». Сущность этого эффекта проявляется в том, что приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои достоинства, а неприятному – недостатки.
Эффект «первичности и новизны» (Эффект первого и второго порядка) Этот эффект появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то мы склонны, больше доверять той информации, которая поступила первой. При общении с хорошо знакомым человеком мы склонны отдавать предпочтение той информации, которая поступила последней.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Общая реальность в межличностных отношениях
Обзор
. 2018 окт; 23:42-46. doi: 10.1016/j.copsyc.2017.11.007. Epub 2017 24 ноября.Сьюзан М Андерсен 1 , Элизабет Пшибилински 2
Принадлежности
1 Нью-Йоркский университет, США. Электронный адрес: [email protected].- 2 Пенсильванский университет, США. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 29232617
- DOI: 10.1016/j.copsyc.2017.11.007
Susan M Andersen et al. Curr Opin Psychol. 2018 Октябрь
. 2018 окт; 23:42-46. doi: 10.1016/j.copsyc.2017.11.007. Epub 2017 24 ноября.Авторы
Сьюзан М Андерсен 1 , Элизабет Пшибилински 2
Принадлежности
- 1 Нью-Йоркский университет, США.
- 2 Пенсильванский университет, США. Электронный адрес: [email protected].
- PMID: 29232617
- DOI: 10.1016/j.copsyc.2017.11.007
Абстрактный
Близкие отношения дают нам возможность создавать и поддерживать системы значений как общее восприятие себя и мира. Установление чувства взаимопонимания позволяет создавать и поддерживать прочные социальные связи и, как таковое, важно в человеческих отношениях. Аналогичным образом, давно известно, что знание о значимых других в жизни сохраняется в памяти и пробуждается с новыми людьми — в социально-когнитивном процессе «переноса», — наполняя новые встречи значимостью и приводя к предсказуемым когнитивным, оценочные, мотивационные и поведенческие последствия, а также сдвиги в самости и саморегуляции в зависимости от вызываемого конкретного значимого другого.
Copyright © 2017 Elsevier Ltd. Все права защищены.
Похожие статьи
- Системы значения и переноса: имплицитная активация значимого другого пробуждает общую реальность.
Пшибылински Э., Андерсен С.М. Pzybylinski E, et al. J Pers Soc Psychol. 2015 Октябрь; 109 (4): 636-61. дои: 10.1037/pspi0000029. J Pers Soc Psychol. 2015. PMID: 26414844
- Эксперименты по переносу в межличностных отношениях: последствия для лечения.
Андерсен С.М., Пшибылински Э. Андерсен С.М. и соавт. Психотерапия (Шик). 2012 г., сен; 49(3):370-83. doi: 10.1037/a0029116. Психотерапия (Шик). 2012. PMID: 22962975 Обзор.
- Эпистемические спутники: развитие общей реальности в близких отношениях.
Россиньяк-Милон М., Хиггинс и др. Россиньяк-Милон М. и соавт. Curr Opin Psychol. 2018 окт; 23:66-71. doi: 10.1016/j.copsyc.2018.01.001. Epub 2018 11 января. Curr Opin Psychol. 2018. PMID: 29360060 Обзор.
- Принятие перспективы: мотивация и препятствие к разделяемой реальности.
Ходжес С.Д., Деннинг К.Р., Либер С. Ходжес С.Д. и соавт. Curr Opin Psychol. 2018 окт; 23:104-108. doi: 10.1016/j.copsyc.2018.02.007. Epub 2018 15 февраля. Curr Opin Psychol. 2018. PMID: 29514123 Обзор.
- Реляционное Я: межличностная социально-когнитивная теория.
Андерсен С.М., Чен С. Андерсен С.М. и соавт. Psychol Rev. 2002, октябрь; 109 (4): 619-45. doi: 10.1037/0033-295x.109.4. 619. Психологическое издание 2002 г. PMID: 12374322 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Общее понимание и социальная связь: интеграция подходов социальной психологии, анализа социальных сетей и неврологии.
Бэк ЕС, Паркинсон С. Baek EC и соавт. Soc Personal Psychol Compass. 2022 ноябрь;16(11):e12710. doi: 10.1111/spc3.12710. Epub 2022 17 октября. Soc Personal Psychol Compass. 2022. PMID: 36582415 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Эмоциональная взаимозависимость: ключ к изучению внешней регуляции эмоций.
Кинкед А., Салас Рикельме К. Кинкэд А. и др. Псиколрефлекс крит. 2022 4 ноября; 35(1):35. doi: 10.1186/s41155-022-00237-9. Псиколрефлекс крит. 2022. PMID: 36329354 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Вера и социальные взаимодействия: влияние на телесные выражения и личные рассказы.
Seitz RJ, Angel HF, Paloutzian RF, Taves A. Seitz RJ и соавт. Фронт Behav Neurosci. 2022 6 октября; 16:894219. doi: 10.3389/fnbeh.2022.894219. Электронная коллекция 2022. Фронт Behav Neurosci. 2022. PMID: 36275855 Бесплатная статья ЧВК.
- Доверяйте информации общественного здравоохранения о COVID-19.
Верма Н., Флейшманн К.Р., Чжоу Л., Се Б., Ли М.К., Рич К., Широма К., Цзя С., Циммерман Т. Верма Н. и др. J Assoc Inf Sci Technol. 2022 сен 20:10.1002/asi.24712. дои: 10.1002/asi.24712. Онлайн перед печатью. J Assoc Inf Sci Technol. 2022. PMID: 36246042 Бесплатная статья ЧВК.
- Межличностное восприятие моделей использования времени в романтических отношениях: протокол исследования IP-COUPLES.
Бертран Р., Врклян Б., Кюне Н., Чарвоз Л., Вуйлерме Н. Бертран Р. и соавт. JMIR Res Protoc. 2021 4 мая; 10 (5): e21306. дои: 10.2196/21306. JMIR Res Protoc. 2021. PMID: 33944792 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Первичный эффект, межличностное восприятие и искажения первого впечатления
Аннотация
Наблюдение оказывает значительное влияние на то, как люди воспринимают окружающих их людей. Следовательно, восприятие избирательно и будет отличаться от одного человека к другому. То, как люди воспринимают вещи, связано с присущими им характеристиками, и два человека могут наблюдать один и тот же предмет и иметь разные представления об одном и том же. В статье, таким образом, была предпринята попытка выявить социально-психологические установки, направленные на оценку образа человека и первичный эффект влияния на установку личности. В исследовании приняли участие 100 студентов 1-4 курсов бакалавриата и 1-2 курсов факультета психологии местного университета. Для второго этапа эксперимента было отобрано 88 участников (44 мужчины, 44 женщины). Возраст респондентов от 19-22 года (N = 88, M = 21, SD = 1,5). Респондентам были предложены анкеты для получения ответов, которые были проанализированы и сделаны выводы. Исследование пришло к выводу, что первичное влияние влияет на восприятие, и это видно при наблюдении. Сделан вывод, что наблюдение представляет собой целенаправленное, организованное, длительное восприятие. Выражение также важно в том, как человек воспринимает другого. Голос человека также имел такое же влияние на восприятие человека.
Ключевые слова: Первичный эффект, межличностное восприятие, искажения первого впечатления, избирательность личного восприятия, интерпретация восприятия, целостность восприятия
Первичный эффект, межличностное восприятие и искажения первого впечатления
Введение
Восприятие в теории коммуникации понимается как процесс выбора , организация и интерпретация сенсорных данных, или, другими словами, процесс придания смысла чувственно воспринимаемой информации. В психологической науке принято делить восприятие на объективное и социальное (в социальной психологии это называется социальным восприятием). В контексте межличностного общения нас будет интересовать социальное восприятие и, как его разновидность, межличностное восприятие.
На уровне общепсихологических механизмов первичным эффектом в восприятии является тот же познавательный процесс, что и в восприятии вне коммуникативных ситуаций. Поэтому к нему применимы те же закономерности: избирательность, целостность, постоянство и осмысленность. Однако существуют различия в содержании описывающих его категорий (Fitzgerald et al., 2018). Особые классы объектов — люди, события, целостные ситуации — подвергаются идентификации и категоризации в межличностном восприятии, а интерпретация воспринимаемого содержания находится под влиянием установок, интересов и намерений личности.
Литературный обзор
Избирательность личного восприятия
Жизненно важной закономерностью восприятия является его избирательность. Изучая избирательность, исследователи пришли к пониманию того, что восприятие начинается с отбора значимых данных для дальнейшего построения субъективного образа. В каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на относительно небольшую часть воздействий, но одновременно создает ограниченную, но связную и осмысленную картину мира. Избирательность человеческого восприятия обусловлена смыслом и значимостью окружающих его предметов, интересов, всего предшествующего человеческого опыта. Физиологически избирательность восприятия объясняется преобладанием одного очага возбуждения в коре головного мозга при одновременном торможении других отделов коры (например, состояния влюбленности, ревности, зависти). Так, беременная женщина часто замечает других беременных женщин, и даже мужчина, жена которого готовится стать матерью, тоже вдруг замечает эту особенность организма у других женщин.
Целостность восприятия
Целостность восприятия проявляется в том, что люди воспринимают предметы и ситуации не дискретно, а как динамическое целое, спонтанно организуют свои образы восприятия в осмысленную форму. В этом случае действуют принципы пространственной близости и подобия, которые можно продемонстрировать, например, с помощью оптических иллюзий (Форгас, 2011). В то же время восприятию, в том числе от человека к человеку, присуще непостоянство — сравнительная устойчивость даже в изменяющихся условиях. Несмотря на изменения освещенности и расстояния от наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным.
В исследованиях, связанных с восприятием человека человеком, выявлено 15 универсальных шкал: «неприятный – приятный», «нечестный – честный», «злой – хороший», «пессимистичный – оптимистичный», «нетребовательный – требовательный». , «зависимый — независимый», «Веселый — серьезный», «нерешительный — решительный» (Цинь и др., 2021). В то же время экспериментально получены доказательства преимущественности смыслового (словесного) кодирования признаков предмета по сравнению с чувственными характеристиками (т. е. мысль, слово первичны). Перцептивная работа начинается с оценки смысловой универсальности объекта. Ведущими в построении сознательного образа являются семантические, а не сенсорные типы регуляции. Благодаря развитию второй сигнальной системы человеческое восприятие отличается осмысленностью. Воспринимая предмет, ситуацию, человека или событие, мы включаем в построенный образ все обобщенные знания, которые накопили об этой категории объектов (Виденрот и др., 2020). Следующим завершающим этапом восприятия является интерпретация воспринятой информации. Интерпретация в восприятии – это процесс придания смысла воспринимаемой информации – построение суждений, умозаключений, оценок, умозаключений.
Восприятие Интерпретация
Интерпретация в процессе восприятия является критическим моментом любого коммуникативного акта. Весь смысл взаимодействия участников межличностного восприятия заключается в том, что они выстраивают особую систему умозаключений и умозаключений относительно друг друга и ситуации, которая в большей степени связана с процессами мышления, воображения по сравнению с обычным чувственным восприятием (Рей и др. ., 2020). Исследователи считают, что интерпретация призвана устранить смысловую неоднозначность ситуации и раскрыть смысл происходящего в практическом смысле. На этом этапе познания выдвигаются и проверяются гипотезы, догадки, версии происходящего, раскрывается новый смысл за счет сопоставления и анализа привлекаемых данных, выявляются противоречия. Собственные версии и мнения коррелируют с чужими.
Успеху процесса интерпретации способствует рефлексия, которая связывает сделанные оценки и мнения в единую конструкцию с Я-концепцией, ценностями и позицией человека. Я-концепция отражает общую направленность личности: либо эгоцентрическую, когда преобладают свои ориентиры и личностные ценности, либо альтруистическую, когда преобладают общечеловеческие ценности, учитываются интересы и потребности других (Noguchi et al., 2014). Интерпретация также зависит от особенностей личности. Она может быть сложной для людей догматичных и консервативных, прямолинейных, недвусмысленных, демократически настроенных людей с гибким когнитивным стилем — гибким, многотональным, подходящим для пересмотра и новых интерпретаций.
Таким образом, восприятие человека – это построение, узнавание и интерпретация образа другого человека. Она разворачивается через непосредственное взаимодействие с ним, акцентируя внимание на особенностях его внешности, поведенческих реакциях, коммуникативных действиях (Fang et al., 2018). В то же время очевидно, что восприятие как процесс отбора, организации и интерпретации сенсорных данных в межличностном общении становится более сложным и специфичным, чем простое предметное восприятие. Категоризации подвергаются специальные классы объектов восприятия — люди, события, критические ситуации; интерпретация основана на субъективном жизненном опыте с использованием сложных имплицитных теорий.
Первичный эффект
Тесно связаны с механизмами межличностного восприятия эффекты первичного и новизны. Эти эффекты связаны с порядком подачи информации о человеке для формирования того или иного представления о нем. Эффект первичного проявляется в тех случаях, когда незнакомец воспринимается, и при его оценке роль установки играет информация, представленная ранее (Салливан, 2019). В свое время было проведено несколько экспериментов, подтверждающих существование этого явления. Так, Соломон Эш предложил участникам эксперимента ознакомиться с представленными описаниями, а затем оценить человека, который в них изображен:
A. Стив умен, трудолюбив, импульсивен, критичен, упрям и ревнив.
Б. Стив ревнив, упрям, критичен, импульсивен, трудолюбив и умен.
Оба описания содержат одинаковую информацию о Стиве, но в первом описании есть положительная информация, а во втором — отрицательная. Психологи обнаружили, что люди, прочитавшие описание A , оценили Стива более положительно, чем те, у кого в начале описания была негативная информация (Fourakis & Cone, 2020). В ситуации восприятия знакомого человека может иметь место эффект новизны, суть которого заключается в том, что самая свежая, более свежая информация о человеке становится наиболее значимой и, соответственно, может либо усиливать и без того устойчивое отношение к человека или изменить его в противоположном направлении.
Эффекты восприятия и стереотипы играют двоякую роль в человеческом общении. С одной стороны, они сокращают время знакомства с другими людьми и сталкиваются с людьми разного возраста, пола, профессионального и социального происхождения (Noguchi et al., 2014). С другой стороны, стереотипы стандартизируют процесс человеческого общения, способствуют формированию ложных знаний о людях, приводят к ошибкам в оценке поведения и личности другого человека, что негативно сказывается на всем процессе общения и последующих отношениях между людьми. В связи с этим точность и адекватность человеческого восприятия являются необходимыми условиями эффективности совместной деятельности.
Первичный эффект и новизна влияют на восприятие людей через искажение опыта. Это позволяет человеку сделать вывод о состоянии или намерениях другого человека, используя собственный опыт. Предполагая, что опыт другого человека в какой-то степени похож на наш собственный, мы начинаем лучше его понимать. Однако эта же наша способность — проецировать свое состояние на другого — может привести к серьезным ошибкам восприятия, вызывая проблемы во взаимопонимании (Qin et al., 2021). Такую ошибку в восприятии другого человека, по сравнению с ошибкой в восприятии объекта, исправить гораздо сложнее (нужно подключить процессы эмпатии, согласия, рефлексии, которые требуют определенных энергетических затрат). В повседневном общении воспринимающий чаще всего не ставит перед собой задачи уточнить или проверить свою мысль, искренне считая ее истинной. А дальше идет цепная реакция – одна ошибка влечет за собой другую, существенно влияя на последующий характер межличностных отношений.
Методика
Участники
В эмпирической части исследования методика изучения социально-психологических установок личности в эксперименте с первичным эффектом состоит из двух частей: Часть 1 направлена на выявление социально-психологических установок, направленных при оценке имиджа человека «привлекательный-непривлекательный», «нейтральный»; Часть 2 — выявить первичный эффект воздействия на отношение, направленное на «положительное-отрицательное»; выборочный опросник, направленный на выяснение зависимости между восприятием людьми другого человека со знанием черт и без знания черт. В исследовании приняли участие 100 испытуемых, студенты 1–4 курсов и аспиранты 1–2 курсов факультета психологии местного университета, из которых для второго этапа эксперимента было отобрано 88 испытуемых (44 юноши, 44 девушки). Возраст участников варьировался от 19-22 года (N = 88, M = 21, SD = 1,5).
Материалы и методики
На первом этапе эмпирического исследования (подготовительном) проводилось анкетирование испытуемых для подготовки стимулирующего исследовательского материала.