Эффекты перцепции в психологии: Механизмы и эффекты социальной перцепции

Содержание

Что в психологии означает термин перцепция?

Оглавление

Время чтения:  12 минут

693

Определение перцепции

Определение

Термин «перцепция» появился от латинского слова perception (восприятие), которым обозначается восприятие. В ней отображается окружающий мир, объекты, явления через цвета, образы, объекты.

Механизмы формирования перцепции

Устройства и механизмы:

  1. Выявление и идентификация. Это сравнение субъектов и образов, которые они воспринимали раньше. В моем случае это был опыт практический и теоретический.
  2. Стереотипизация. На основе стереотипов строится образ человека, его поведение, поступки.
  3. Эмпатия. Способность человека понимать чувства других людей, а также сопереживать им. Этот механизм проявляется у людей, которые способны сопереживать другим, сочувствовать, выражать искренние чувства по отношению к проблемам других людей.
  4. Аттракция. Устройство для создания эффекта «притяжения» людей друг к другу. Дружеские или любовные отношения между людьми, которые часто общаются друг с дружкой. Постепенно они сближаются, начинают работать вместе. Аттракция представляет собой общие интересы, которые часто встречаются.
  5. Рефлексия. С помощью этого механизма человек может погрузиться в самого себя и сосредоточиться на собственных интересах, мыслях, поведении и поступках.

При этом механизмы могут проявляться по отдельности или в комплексе.

Характеристики и свойства перцепции

Показатели:

  • Тактичная обработка данных;
  • Определение основных параметров.
  • Создать чувственный образ восприятия.

Свойства:

  1. Константность. В случае изменения направления проксимального стимула на противоположное, происходит одинаковое восприятие дистального объекта даже при изменении направления проксимального стимула.
  2. Апперцептивность. На восприятие влияет содержание человеческой психики.
  3. Предметность. Объекты представляют собой набор образов, из которых составляется конкретный предмет, а не набор бессвязных ощущений.
  4. Осмысленность. В воображении предметы называются мысленно и воспринимаются как таковые.
  5. Избирательность. Из многообразия субъектов выбирается только один.

Перцепция тесно связана со способностью к запоминанию, вниманию, логике. Рассмотрим следующе характеристики:

  • Вещественность — это то, что мы видим.
  • Апперцептивная функция, которая включает в себя восприятие и понимание.
  • Структурность, в свою очередь, является одним из основных критериев оценки.
  • Рациональность;
  • Контекстность;
  • Осознанность.

Виды и уровни перцепции

В психологии перцепция наиболее сильно связана с восприятием. Перцептивными действиями называют действия, которые необходимы для чувственного познания окружающего мира. Это зависит и от восприятия. С помощью него можно познать окружающий мир. К органам восприятия относят:

  • осязание;
  • слух;
  • зрение.

Наиболее важной считается зрительная перцепция. В мире очень мало людей, у которых хорошо развитые все виды перцепции. Зачастую, одна из разновидностей преобладает над другой.

  • Зрительная перцепция

    Люди с обострённой зрительной перцепцией остро реагировали на визуальные раздражители, яркие цвета. Они чаще интересуются картинами, живописью. Отличительной особенностью является хорошая зрительная память. Заметив лицо другого человека, люди запоминают его надолго.

  • Слуховая перцепция

    Люди с обострённой слуховой системой имеют абсолютный слух. Могут воспроизводить любые интонации. Они часто становятся музыкантами. Основной минус обостренного слухового восприятия – высокая чувствительность ко всему, что громыхает и скрипит.

  • Осязательная перцепция

    Для лучшего запоминания объектов, предметов, люди должны их потрогать. Эти личности имеют обостренную осязательную перцепцию. Учёные доказали, что сильнее всего ее развивают именно в раннем детстве. В этот период необходимо больше заниматься с ребенком развитием мелкой моторике.

  • Социальная перцепция

    Социальная перцепция – это умение воспринимать других людей через призму стереотипов, социальных установок. Не всегда они адекватные. Развитая социальная перцепция необходима педагогу, психологу, социологам.

Социальная перцепция обрела известность еще во времена античности. Большую роль в развитии данного понятия сыграли физиологи, филологи, и и деятели искусства, а также физики. Но самое большое значение этому понятию придаёт психология. Поскольку перцепция одна из важнейших психических функций познания, которая выражается в виде сложного процесса преобразования и получения чувственной информации.

Какие существуют факторы перцепции

Типы факторов:

  • внешние;
  • внутренние.

Внутренние:

  1. Личностные установки. Ожидания людей в отношении своего ближайшего будущего обычно сводятся к оценке прошлого аналогичного случая, который был ранее.
  2. Поощрение. Визуальное восприятие человеком объектов, которые важны ему в данный период.
  3. Личный опыт. Обеспечивает восприятие уже изученных объектов.
  4. Восприятие себя как личности, а также оценка своих возможностей и способностей. И каждый человек видит мир по-своему. С учетом особенностей, которые делает его уникальным.
  5. Особенности характера. Индивидуальная особенность восприятия, обусловленная преобладанием разных черт характера.

Внешние факторы — новизна и размеры, насыщенность, цикличность, различимость, движение, противоположность.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Эффект социальной перцепции

С точки зрения социального и физического восприятия, социальная перцепция выражается в отношении к людям, миру и к себе. Этот эффект влияет на социальную адаптацию, характер индивида, его открытости перед обществом, общительности.

При контакте с другим человеком мы часто испытываем эффекты социальной перцепции, которые еще называют когнитивными искажениями. Этими эффектами являются те ошибки мышления, благодаря которым человек принимает неточные решения и неправильно воспринимает другого человека.

Разновидности эффектов перцепции

  • Эффект ореола (гало-эффект) – когда общее неблагоприятное или позитивное мнение человека переносится на его неизвестную черту. Это может быть заблуждением, когда красивый незнакомец считается и достойным.
  • С помощью эффекта новизны можно объяснить тот факт, что мнение о новом знакомом складывается из последних данных, а о незнакомом – под воздействием первого впечатления. Это может привести к эффекту ореол.
  • Эффект первичности – это первое, что приходит в голову при знакомстве с человеком: все последующие оценки зависят от первой информации о нем.
  • Эффект присутствия – чем лучше человек овладел каким-либо навыком, тем более ярко и эффективно он проявляется в присутствии других людей.
  • Эффект роли – когда поведение, которое обусловлено ролевыми функциями, мы считаем чертой личности. Например, если начальник сделал выговор, мы считаем это плохим характером.
  • Эффект авансирования – разочарование от того, что мы приписали какие-либо черты характера человеку (к примеру, из-за эффекта ореола), а на самом деле оказалось, что ему они не свойственны.
  • Презумпция взаимности – человек считает, что «другой» относиться к нему так, как он относится ко «другому человеку».

Проявление перцепции у мужчин и женщин

На проявления восприятия влияют гендерные особенности. Для мужчин и женщин восприятие окружающего мира разное.

Перцепция

У мужчин. Мужчины чаще всего имеют более высокий уровень тестостерона. У мужчин развиты тактильная и зрительная перцепция. Это говорит о фразе «Женщина любит ушами, а мужчина – глазами».

У женщин. А женщины легче воспринимают вербальную информацию. По официальным данным, они становятся успешными педагогами, а также подтверждают их результаты исследования.

Методики исследований

При исследовании могут использоваться следующие методики:

  • Обсуждения;
  • Опросы;
  • Интервью;
  • Тесты.

Методы и способы развития перцепции

  1. Медитирование. Можно проводить как индивидуально, так и в коллективе. Из-за них, с их помощью можно быстро снять моральное или физическое напряжение. Благодаря медитации можно избавиться от негативных мыслей и страхов. Специалисты советуют сочетать медитацию с дыхательными техниками для достижения большего эффекта.
  2. Увлекательные игры. Бывают ситуационные, деловые, творческие и т.д. С их помощью можно улучшить отношения между друзьями или коллегами. Игры помогают справиться с застенчивостью, скованностью, внутренним напряжением. Благодаря игровым методикам быстрее укрепляются навыки, изменяются поведение, развиваются невербальные умения.
  3. Формирование способности к восприятию. Затем специалист показывает участникам упражнения на основе которого можно понять, как они воспринимают себя со стороны.
  4. Обсуждения в группах. Разбираются вопросы, связанные с работой коллектива, а также проблемы, которые мешают его развитию. На основе совместного обсуждения удается понять причины возникновения проблем в той или иной сфере деятельности, выявить скрытые возможности.

Развитие перцептивного восприятия

C помощью методики психолога Пола Экмана можно улучшить качество социальной перцепции и научиться более правильно понимать людей.

При общении с другим человеком или другими людьми важно сконцентрироваться на трех зонах лица – носу и подбородке, лбу — это и есть цель практики. Зоны эти важны в выражении грусти и отвращения, страха и гнева. Чтобы лучше передать эмоции, можно использовать жестикуляцию..

Развитие внутренней перцепции, продуктивной межличностной коммуникации, интуиции можно развивать с помощью духовной практики и тренингов. И для детей, и для людей старшего возраста это полезно. В юном возрасте органы чувств лучше воспринимают окружающую действительность.

На восприятие людей влияет огромное количество факторов. Не стоит спешить с выводами – и уж точно не стоит убеждать себя в том, что вы никогда не станете судить людей. Все это делают, в той или иной степени. Именно поэтому вам необходимо научиться правильно задавать себе вопросы относительно того, как вы относитесь к человеку, так, а не иначе.

Оценить статью (45 оценок):

Поделиться

Соблюдение правил взаимопонимания | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Худайкулов, Х. Д. Соблюдение правил взаимопонимания / Х. Д. Худайкулов, Б. Р. Мукимов, Ю. У. Сайфиева. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 41-45. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9880/ (дата обращения: 05.07.2023).



Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Взаимопонимание — социально-психологический феномен, сущность которого проявляется: 1) Согласовании индивидуального осмысления предмета общения. 2) Взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.

Причинами недопонимания могут быть:

 отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;

 различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;

 дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;

 умышленное или случайное искажение передаваемой информации;

 отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;

 отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;

 нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;

 потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.

Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Важнейшими условиями взаимопонимания являются:

 понимание речи взаимодействующей личности;

 осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности;

 выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером;

 выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам.

Соблюдение условий взаимопонимания на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, т. е. согласовывать совместные усилия людей и обстоятельства их реализации. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.

Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Особенностями социальной перцепции являются:

  1. Активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т.
    д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект, и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону.
  2. Целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия.
  3. Мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.

Функции социальной перцепции: познание себя, познание партнеров по взаимодействию, установление эмоциональных отношений, организация совместной деятельности.

Виды социальной перцепции.

  1. Восприятие членами группы: друг друга, членов другой группы.
  2. Восприятие человеком: самого себя, своей группы, «чужой группы».
  3. Восприятие группой: своего человека, членов другой группы.
  4. Восприятие группой другой группы (или групп).

Эффекты социальной перцепции. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

1) Эффект установки играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах.

Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявляемой фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он очень крупный ученый. После этого каждой из групп было предложено было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека.

В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — решимости «идти до конца» в преступлении и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза «говорили» о глубине мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

Аналогичные эксперименты были осуществлены с формированием установки «учительница» и «актриса» при предъявлении женских фотографий.

2) Сущность эффекта ореола заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

3) Тесно связаны с этим эффектом и эффект «первичности и новизны». Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая».

4) На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.

Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга.

1) Идентификация — это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния.

2) Эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно как положительное отношение к партнеру.

3) Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.

4) Рефлексия — это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

5) Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция — стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т. е. привычные объяснения чужого поведения: а) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку; б) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника; в) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т. е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

6) Децентрация — это противоположность эгоцентризму; возможная смена позиции и координация своей точки зрения с другими возможными точками зрения; это способность отказаться от того, чтобы принимать свое Я за точку отчета и умение переключаться на другую точку зрения. Неадекватная децентрация — когда она используется для манипуляции. Уровни децентрации: а) смена перцептивной позиции и координация своей точки зрения с точкой зрения другого. б) принятие точки зрения другого.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
  2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 560 с.
  3. Психология общения / Е. И. Рогов. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. — 335 с.
  4. Сущенко С. А. Социальная психология. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
  5. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2004. — 767 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная перцепция, группа, эффект ореола, восприятие, друг друга, каузальная атрибуция, совместная деятельность, положительное отношение, понимание партнера, процесс восприятия.

Психологические основы и механизмы

взаимопонимания

Автор концепции восприятия и понимания людьми друг друга А. А. Бодалев в своих научных трудах отмечает, что механизмы межличностной перцепции, присутствуя в любом общении, «влияют на ход и результаты познания человеком других его участников и себя самого, а также…

Факторы, влияющие на

процесс социального восприятия

Ключевые слова: восприятие, социальное восприятие, объем восприятия, акцентуации характера.

Именно социальное восприятие является одним из самых важных факторов регуляции поведения людей в процессе их совместной деятельности и общения.

Проблематика изучения образа

партнера в добрачных…

юношеский возраст, отношение, партнер, межличностное восприятие, качество, друг друга, идеализация партнера, добрачный период, собственная личность, внутренний мир.

Роль модальностей

восприятия в сенсорно-перцептивной…

Модальность характеризует процесс перцепции и его продукт — образ восприятия.

Социальные комментарии Cackle.

При прямом взаимодействии с природными предметами неодинаковые модальности восприятия направляют друг другу в деятельности, дополняя…

Основные компоненты общения и их значение…

В психолого-педагогической литературе выделяются также такие функции, как коммуникативная (обмен информацией), перцептивная (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивная (организация и регуляция совместной деятельности).

Коммуникативные способности в профессиональной.

..

В процессе совместной деятельности людей, разного рода контактов и взаимодействий, возникающих между ними, идёт постоянное формирование

Межличностные механизмы взаимопонимания идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.

Развитие смыслового

восприятия у учащихся начальной школы

Положительный результат процесса осмысления в акте речевого восприятия является пониманием». Смысловое восприятие является сложной перцентивно-мыслительно-мнемической деятельностью.

Особенности достижения

взаимопонимания в межличностном…

В целом положительное отношение к себе формирует положительное отношение к другому человеку.

Соблюдение правил взаимопонимания | Статья в сборнике… Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга.

Проблема художественного

восприятия

В нашем понимании художественное восприятие — представляет собой познавательную деятельность, в которой

Следовательно, восприятие художественного образа представляет осмысленный процесс видения отношений окружающей действительности, обусловленный…

Как ожидание влияет на восприятие | MIT News

На протяжении десятилетий исследования показывали, что наше восприятие мира зависит от наших ожиданий. Эти ожидания, также называемые «априорными убеждениями», помогают нам осмыслить то, что мы воспринимаем в настоящем, на основе аналогичного прошлого опыта. Рассмотрим, например, как тень на рентгеновском снимке пациента, которую неопытный интерн легко не замечает, бросается на опытного врача. Предыдущий опыт врача помогает ему прийти к наиболее вероятной интерпретации слабого сигнала.

Процесс объединения предшествующих знаний с неопределенными данными известен как байесовская интеграция и, как полагают, сильно влияет на наше восприятие, мысли и действия. Теперь нейробиологи Массачусетского технологического института обнаружили отличительные сигналы мозга, которые кодируют эти прежние убеждения. Они также выяснили, как мозг использует эти сигналы для принятия взвешенных решений в условиях неопределенности.

«Как эти убеждения влияют на активность мозга и искажают наше восприятие, — вот вопрос, на который мы хотели ответить, — говорит Мердад Джазайери, профессор Роберта А. Суонсона по развитию карьеры в области наук о жизни, член Института исследований мозга Макговерна при Массачусетском технологическом институте. и старший автор исследования.

Исследователи обучали животных выполнять задание на отсчет времени, в котором они должны были воспроизводить разные временные интервалы. Выполнение этой задачи является сложной задачей, потому что наше чувство времени несовершенно и может течь слишком быстро или слишком медленно. Однако, когда интервалы постоянно находятся в пределах фиксированного диапазона, наилучшей стратегией является смещение ответов в сторону середины диапазона. Это именно то, что делали животные. Более того, запись нейронов в лобной коре выявила простой механизм байесовской интеграции: предшествующий опыт искажал представление о времени в мозге, так что паттерны нейронной активности, связанные с разными интервалами, были смещены в сторону тех, которые находились в ожидаемом диапазоне.

Постдоктор Массачусетского технологического института Хансем Сон, бывший постдоктор Девика Нараин и аспирант Николас Мейрхэге являются ведущими авторами исследования, опубликованного в выпуске Neuron от 15 июля.

Готово, готово, вперед

Статистики веками знали, что байесовское интегрирование является оптимальной стратегией для обработки неопределенной информации. Когда мы в чем-то не уверены, мы автоматически полагаемся на свой предыдущий опыт для оптимизации поведения.

«Если вы не можете точно сказать, что что-то представляет собой, но на основании вашего предыдущего опыта у вас есть некоторое представление о том, каким оно должно быть, тогда вы будете использовать эту информацию, чтобы руководствоваться своим суждением», — говорит Джазайери. «Мы делаем это постоянно».

В этом новом исследовании Джазаери и его команда хотели понять, как мозг кодирует предшествующие убеждения, и использовать эти убеждения для управления поведением. С этой целью исследователи обучали животных воспроизводить временной интервал, используя задачу под названием «приготовься к работе». В этом задании животные измеряют время между двумя вспышками света («готово» и «установлено»), а затем генерируют сигнал «вперед», давая отсроченный ответ по истечении того же количества времени.

Они обучали животных выполнять эту задачу в двух контекстах. В «коротком» сценарии интервалы варьировались от 480 до 800 миллисекунд, а в «длинном» контексте интервалы составляли от 800 до 1200 миллисекунд. В начале задания животным давали информацию о контексте (посредством визуальной подсказки), и поэтому они знали, что следует ожидать интервалов либо из более короткого, либо из более длинного диапазона.

Джазайери ранее показал, что люди, выполняющие эту задачу, склонны смещать свои ответы в сторону середины диапазона. Здесь они обнаружили, что животные делают то же самое. Например, если животные полагали, что интервал будет коротким, и им давали интервал в 800 миллисекунд, полученный ими интервал был немного короче 800 миллисекунд. И наоборот, если они полагали, что он будет длиннее, и им давали тот же интервал в 800 миллисекунд, они производили интервал немного больше, чем 800 миллисекунд.

«Испытания, которые были идентичны почти во всех возможных отношениях, за исключением того, что убеждения животных приводили к различному поведению», — говорит Джазайери. «Это было убедительным экспериментальным доказательством того, что животное полагается на свою собственную веру».

После того, как они установили, что животные полагались на свои прежние убеждения, исследователи решили выяснить, как мозг кодирует прежние убеждения для управления поведением. Они зафиксировали активность примерно 1400 нейронов в области лобной коры, которая, как они ранее показали, участвует в хронометраже.

В эпоху «готовых установок» профиль активности каждого нейрона развивался по-своему, и около 60 процентов нейронов имели разные паттерны активности в зависимости от контекста (короткий или длинный). Чтобы разобраться в этих сигналах, исследователи проанализировали эволюцию нейронной активности во всей популяции с течением времени и обнаружили, что предшествующие убеждения искажают поведенческие реакции, искажая нейронное представление о времени ближе к середине ожидаемого диапазона.

«Мы никогда не видели такого конкретного примера того, как мозг использует предшествующий опыт для изменения нейронной динамики, с помощью которой он генерирует последовательности нейронной активности, чтобы скорректировать собственную неточность. В этом уникальная сила этой статьи: объединение восприятия, нейронной динамики и байесовских вычислений в согласованную структуру, поддерживаемую как теорией, так и измерениями поведения и нейронной активности», — говорит Мате Ленгьел, профессор вычислительной нейробиологии в Кембриджском университете. кто не участвовал в исследовании.

Встроенные знания

Исследователи считают, что предыдущий опыт изменяет силу связей между нейронами. Прочность этих связей, также известных как синапсы, определяет, как нейроны взаимодействуют друг с другом, и ограничивает модели активности, которые может генерировать сеть взаимосвязанных нейронов. Открытие того, что предыдущий опыт искажает паттерны нейронной активности, дает представление о том, как опыт изменяет синаптические связи. «Похоже, что мозг встраивает предыдущий опыт в синаптические связи, так что паттерны мозговой активности соответствующим образом искажаются», — говорит Джазайери.

В качестве независимой проверки этих идей исследователи разработали компьютерную модель, состоящую из сети нейронов, способных выполнять ту же готовую задачу. Используя методы, заимствованные из машинного обучения, они смогли изменить синаптические связи и создать модель, которая вела себя как животные.

Эти модели чрезвычайно ценны, поскольку они обеспечивают основу для подробного анализа лежащих в основе механизмов, процедуры, известной как «реверс-инжиниринг». Примечательно, что реверс-инжиниринг модели показал, что она решает задачу так же, как мозг обезьяны Модель также имеет искаженное представление времени в соответствии с предыдущим опытом.0003

Исследователи использовали компьютерную модель для дальнейшего анализа лежащих в основе механизмов с помощью экспериментов с возмущениями, которые в настоящее время невозможно провести в мозгу. Используя этот подход, они смогли показать, что восстановление нейронных представлений устраняет предвзятость в поведении. Это важное открытие подтвердило критическую роль искажения в байесовской интеграции предшествующих знаний.

Теперь исследователи планируют изучить, как мозг выстраивает и медленно настраивает синаптические связи, которые кодируют предшествующие убеждения, по мере того, как животное учится выполнять задание на определение времени.

Исследование финансировалось Центром сенсомоторной нейронной инженерии, Нидерландской научной организацией, Реинтеграционным грантом Марии Склодовской Кюри, Национальными институтами здравоохранения, Фондом Слоуна, Фондом Клингенштейна, Фондом Саймонса, Фондом Макнайта и Институт Макговерна.

10 примеров и определений (2023)

Восприятие относится к процессу интерпретации сенсорной информации для понимания окружающей среды.

Итак, когда мы сталкиваемся с красным фруктом, например, сенсорные данные, включая световые волны, отраженные фруктом, воспринимаются нашими глазами и затем отправляются в мозг.

Затем мозг использует процесс восприятия для организации и интерпретации информации, такой как распознавание фрукта как яблока по его цвету, форме и текстуре, а также получение информации о его вкусе и пищевой ценности

Восприятие позволяет нам взаимодействовать с адекватно реагировать на наше окружение. Таким образом, это имеет решающее значение для формирования нашего понимания и взаимодействия с миром, в котором мы живем.

Вопросы на понимание: Пока вы читаете эту статью, наш редактор Крис будет задавать вопросы на понимание и критическое мышление, чтобы помочь вам получить максимальную отдачу от этой статьи. Учителя, если вы поручите эту статью домашнему заданию, пусть учащиеся ответят на эти вопросы дома, а затем используйте их в качестве стимулов для обсуждения в классе.

Определение восприятия

Восприятие — это фундаментальное психологическое понятие, которое относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается.

Согласно Эшету (2015),

«…восприятие — это наше чувственное восприятие окружающего мира, которое включает в себя как распознавание стимулов окружающей среды, посредством которых мы получаем информацию о свойствах и элементах окружающей среды, имеющих решающее значение для нашего выживания» (стр. 45).

Этот процесс связан с восприятием, идентификацией и интерпретацией сенсорной информации, поступающей из окружающей среды через наши пять органов чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус.

Кроме того, он включает в себя проприоцепцию, то есть наше ощущение телесного осознания и позы (Han et al., 2016). Как отмечает Олбрайт (2015):

«По словам британского ассоциативиста Джона Стюарта Милля, «восприятие отражает постоянные возможности ощущения» — вещи такими, какими они были или могли бы быть, — и при этом восстанавливает из мимолетных сенсорных событий устойчивые структурные и реляционные свойства мира». Олбрайт, 2015, стр. 22).

Восприятие имеет решающее значение в психологии, поскольку оно существенно влияет на наше поведение, эмоции и когнитивные процессы.

Человеческое восприятие мира формирует наши убеждения, взгляды и ценности. Этот процесс осмысления приводит к лучшему пониманию окружающей нас среды.

Типы обработки восприятия

Существует два основных способа обработки информации, которую мы воспринимаем: восходящая обработка и нисходящая обработка.

  • Обработка снизу вверх: Это относится к обработке сенсорной информации из необработанной среды в мозгу.
  • Обработка сверху вниз: Это включает в себя использование предшествующих знаний, воспоминаний, опыта или ожиданий для интерпретации и понимания сенсорной информации (Stokes, 2015).
Контрольная точка понимания: На основе приведенной выше информации составьте свое собственное перефразированное определение восприятия в психологии. Рассмотрите возможность использования таких ключевых слов, как «сенсорная информация» и «стимулы».

10 Примеры восприятия

  • Избирательное внимание : Избирательное внимание относится к способности сосредотачиваться на определенных раздражителях окружающей среды, наиболее важных для вас, игнорируя другие, которые вы считаете несущественными. Например, при чтении книги вы можете заблокировать звук дорожного движения, чтобы посвятить свою когнитивную нагрузку осмыслению книги.
  • Гештальт-принципы : Гештальт-принципы — это принципы восприятия, описывающие, как мы организуем сенсорную информацию в значимые целостности. Принцип близости, например, гласит, что мы склонны группировать объекты, расположенные близко друг к другу, в единое целое. Принцип замыкания гласит, что мы склонны заполнять пробелы в неполных фигурах, чтобы создать целостное восприятие. Другие принципы гештальта включают непрерывность, связность и сходство.
  • Иллюзии : Иллюзии — это обманчивые ощущения восприятия, поскольку они не соответствуют физической реальности стимула. Например, иллюзия Мюллера-Лайера — это визуальная иллюзия, при которой две линии одинаковой длины воспринимаются как разной длины, когда к концам линий добавляются стрелки, из-за чего одна линия кажется короче.
  • Мультисенсорное восприятие : Наш мозг способен воспринимать сразу несколько чувств. Это помогает триангулировать сообщения от органов чувств, чтобы обеспечить точность нашего восприятия реальности. Например, наблюдение за движением чьих-то губ во время прослушивания речи может дать вторичное подтверждение того, что мы слышим их правильно.
  • Стереотипы : Стереотипы — это когнитивные искажения, которые включают в себя предположения о чьем-то характере или поведении на основе наших ранее существовавших убеждений об их идентичности. Они имеют тенденцию быть ошибочными, потому что они сосредоточены на наших ожиданиях от кого-то, а не на реальности.
  • Предвзятость подтверждения : Подобно стереотипам, предвзятость подтверждения опирается на прошлый опыт восприятия мира. Это происходит, когда у людей уже есть определенное убеждение, а затем они интерпретируют новую информацию таким образом, который поддерживает это убеждение, даже если оно не соответствует действительности. Часто, полагаясь на предвзятость подтверждения, мы игнорируем или упускаем из виду данные, не соответствующие нашим ожиданиям.
  • Эффекты плацебо : Просто вера в эффективность лечения может сделать его более эффективным, даже если это плацебо. Исследования показали, что плацебо может эффективно лечить все, от боли и беспокойства до депрессии.
  • Предвзятость внимания : Когда люди побуждаются определенными сигналами, например, увидев фотографию определенной еды, они с большей вероятностью будут обращать внимание на аналогичные сигналы окружающей среды.
  • Эффект ореола : Люди часто воспринимают других положительно или отрицательно на основании одной черты или действия. Например, физически привлекательный человек может восприниматься как более умный или компетентный.
  • Восприятие эмоций : Люди могут воспринимать эмоции других, анализируя выражение их лица, язык тела и тон голоса. Это важнейший аспект социального взаимодействия, позволяющий людям понять чувства и мотивы друг друга.
Контрольная точка понимания: Из приведенных выше примеров найдите пять, которые, по-видимому, в значительной степени полагаются на нисходящую обработку. С какими проблемами, по вашему мнению, мы сталкиваемся, когда чрезмерно полагаемся на обработку данных сверху вниз? Какие преимущества?

Типы восприятия

Для интерпретации окружающей среды используются различные виды сенсорной информации. Итак, p Восприятие может быть разных типов – от зрительного до кросс-модального.

Вот подробный список различных типов восприятия:

  • Визуальное восприятие : Этот тип восприятия связан со способностью интерпретировать и использовать визуальные данные. Зрительное восприятие включает в себя интерпретацию цветов, узоров, форм, света, расстояния и движения, что позволяет людям понимать окружающую среду и ориентироваться в ней.
  • Слуховое восприятие : Слуховая обработка или восприятие — это интерпретация, понимание и использование звуков, слов и других слуховых стимулов. Он включает в себя распознавание высоты тона, тона, громкости, ритма и мелодии.
  • Тактильное восприятие : Этот тип восприятия включает в себя осязание, которое включает определение текстуры, температуры, давления и болевых ощущений.
  • Вкусовое восприятие : Вкусовое восприятие — это способность человека определять различные вкусы, включая соленый, горький, сладкий, кислый и умами. Рецепторы в наших вкусовых рецепторах интерпретируют химический состав пищи, чтобы мозг мог понять и обработать вкус.
  • Обонятельное восприятие : Обонятельное восприятие связано с интерпретацией и пониманием различных запахов, включая химические сигналы и ароматы. Способность человека распознавать и различать разные запахи имеет решающее значение для выживания (например, для избегания гнилой пищи).
  • Социальное восприятие : Социальное восприятие относится к способности человека реагировать на ситуацию или человека и соответственно реагировать. Он включает в себя интерпретацию и реагирование на социально значимые сигналы, такие как выражение лица, зрительный контакт, тон голоса или выбор слов.
  • Восприятие личности : Этот тип восприятия выходит за рамки социального восприятия и включает в себя построение и поддержание своих впечатлений о других. Восприятие человека фокусируется на интерпретации и оценке чьих-то личностных черт и характеристик.
  • Восприятие глубины : Это восприятие способствует способности человека воспринимать пространственную ориентацию объектов, включая расстояние, высоту и глубину. Это восприятие позволяет точно доставать или бросать предметы и координировать движения.
  • Восприятие движения : Восприятие движения — это способность человека точно воспринимать движение в окружающей среде. Это восприятие помогает отслеживать движущиеся объекты в поле зрения, эффективно ориентироваться и избегать столкновений.
  • Кросс-модальное восприятие : Этот тип восприятия объединяет информацию из нескольких модальностей в последовательное и всестороннее восприятие окружающей среды. Кросс-модальное восприятие важно, когда чувства должны работать вместе (например, при восприятии речи, когда вы обрабатываете как слуховую, так и визуальную информацию).

Теории восприятия в области психологии

В области психологии существует несколько теорий восприятия. Три наиболее влиятельных из них предложены Джеромом Брунером, Джеймсом Гибсоном и Ричардом Грегори.

1. Теория восприятия Джерома Брунера

Брунер предложил теорию, которая предполагает, что люди следуют определенным процессам, прежде чем они придут к выводам о том, что они наблюдали.

В результате они получают разные информационные подсказки для окончательного определения объекта (Bruner & Goodman, 19).47).

Этот процесс продолжается до тех пор, пока они не наткнутся на знакомый сигнал, после чего их разум классифицирует объект.

Если сигналы искажены или не соответствуют их первоначальному восприятию, они склонны забывать или игнорировать эти образы, и в их уме формируется устойчивая картина.

2. Теория восприятия Джеймса Гибсона

Философия прямой теории восприятия Гибсона также называется теорией «снизу вверх», «экологической теорией» и теорией «центральной идеи».

Согласно этой теории, восприятие можно полностью объяснить на основе окружающей среды, начиная с сенсорного стимула, который проходит от сетчатки глаза к зрительной коре (Costall, 1984).

На каждом этапе процесса глаза передают сигналы в мозг для дальнейшего изучения изображения. Это продолжается до тех пор, пока не будет сделан вывод о характере запаха, вкуса, звука, внешнего вида или текстуры объекта.

Прямая теория восприятия Гибсона предполагает, что то, что вы воспринимаете, является реальной реальностью без дополнительной обработки информации о размере, форме, расстоянии или каких-либо других аспектах (Костолл, 19 лет).84).

В этой теории для эффективного взаимодействия с окружающей средой достаточно одного случая восприятия.

3. Теория восприятия Ричарда Грегори

Грегори предложил теорию восприятия, основанную на идее, что восприятие представляет собой активный процесс, включающий создание гипотез для объяснения сенсорных данных.

Он считал, что мозг использует процесс обработки «сверху вниз» для интерпретации сенсорной информации, при этом когнитивные процессы более высокого уровня, такие как память и внимание, влияют на то, как мы воспринимаем сенсорные данные (Land & Heard, 2018).

Например, когда мы видим слово «кошка», наши предварительные знания о том, что такое кошка и как она выглядит, влияют на нашу интерпретацию визуального стимула.

Контрольная точка понимания: Запишите трех теоретиков, рассмотренных выше, в свои заметки и включите два маркированных списка об уникальном вкладе каждого теоретика в психологию восприятия.

Факторы, влияющие на восприятие

На восприятие могут влиять многие факторы, но наиболее распространенными из них являются человеческое внимание, прошлый опыт и культурные различия (Стоукс, 2015).

Ниже приведены различные факторы, влияющие на восприятие в психологии:

  • Внимание : На наше восприятие влияет наша способность обращать внимание на определенные стимулы, избирательно отфильтровывая другие. Например, при чтении книги мы избирательно обращаем внимание на слова на странице, игнорируя другую сенсорную информацию.
  • Прошлый опыт : Наш прошлый опыт формирует наше восприятие окружающего мира. Этот опыт может привести к тому, что мы будем интерпретировать одни стимулы иначе, чем другие. Например, хороший опыт общения с собаками часто приводит к тому, что они воспринимаются как дружелюбные и доступные. В качестве альтернативы, если у кого-то есть негативная встреча, собаки могут показаться им опасными и пугающими.
  • Культура : Различные культуры имеют уникальные ценности, нормы и убеждения, которые формируют их мировосприятие. Например, некоторые культуры могут больше подчеркивать индивидуализм, в то время как другие могут ценить коллективизм. Эти культурные различия могут влиять на то, как люди воспринимают ситуации и объекты.
  • Мыслительные процессы: Психологи считают, что на мыслительные процессы людей влияет их культурное происхождение, индивидуальные системы убеждений и даже язык, на котором они говорят (известная как гипотеза Сепира-Уорфа).

Чтобы проверить правильность вашего восприятия, вы можете использовать такие стратегии, как проверка восприятия, когда вы буквально спрашиваете людей, правильно ли вы их поняли, или (косвенно) ищете другие стимулы, которые могут помочь вам убедиться, что вы правильно воспринимаете вещи.

(Примечание: когнитивные процессы, связанные с интерпретацией данных и размещением их по категориям, объясняются когнитивной теорией Пиаже и включают процессы ассимиляции, аккомодации и развития когнитивных схем).

Заключение

Восприятие — сложный и динамичный процесс, необходимый для осмысления окружающего мира.

Процесс включает в себя обнаружение и интерпретацию сенсорной информации из различных источников, включая осязание, зрение, вкус, запах и звук, а также наше ощущение осознания тела и положения.

Предубеждение внимания, прошлый опыт и культура входят в число различных факторов, формирующих наше восприятие.

Такое понимание процесса восприятия необходимо психологам для понимания того, как люди взаимодействуют с окружающей средой.

В свою очередь, это может дать ценную информацию о разработке эффективных вмешательств и методов лечения различных психических расстройств.

Ссылки

Олбрайт, Т. Д. (2015). Восприятие. Дедал , 144 (1), 22–41. https://doi.org/10.1162/daed_a_00315

Брунер, Дж. С., и Гудман, К. С. (1947). Ценность и потребность как организующие факторы восприятия. Журнал ненормальной и социальной психологии 42 (1), 33–44. https://doi.org/10.1037/h0058484

Костолл, А. П. (1984). Нужны ли теории восприятия? Обзор экологического подхода Гибсона к визуальному восприятию. Журнал экспериментального анализа поведения , 41 (1), 109–115. https://doi.org/10.1901/jeab.1984.41-109

Эшету, Г. (2015). Факторы, влияющие на восприятие педагогическими руководителями использования образовательных средств в обучении в классе . Якорное академическое издательство.

Хан Дж., Уоддингтон Г., Адамс Р.

Добавить комментарий