6. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты социальной перцеп-ции.
Термин «социальная перцепция» («социальное восприятие») был предложен в 1947 году Джеромом С. Брунером в рамках разработанного им «Нового взгляда» (New Look), и в этом случае так обозначалась социальная детерминация перцептивного процесса. В скором времени в социальной психологии этот термин получил другое значение: им стали обозначать восприятие социальных объектов, причем круг их был строго ограничен. Социальными объектами были названы: другой человек, социальная группа, более широкая социальная общность.
В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком.
Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте.
Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия.
Существуют следующие социально — перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:
Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта
Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально — психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.
Механизмы и эффекты социальной перцепции.
Механизмы. При изучении структуры социальной перцепции, выделяются некоторые алгоритмы, механизмы межличностного восприятия, которые позволяют нам облегчить процесс восприятия и оценки людей, а также осуществляют роль проводника от внешнего восприятия человека к оценке его внутренних качеств. К таким механизмам социальной перцепции относятся: 1) рефлексия — процесс познания себя при общении с другим индивидуумом; 2) идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация — механизмы взаимного распознавания оппонентов в процессе общения; 3) каузальная атрибуция — процесс прогнозирования изменений в поведении партнера. Для понимания самого процесса социальной перцепции, необходимо рассмотреть все нюансы функционирования ее механизмов.
«Рефлексия» — механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время общения, познавать самого себя, исходя из самооценки своего поведения. То есть в процессе общения человек представляет себя на месте собеседника и таким образом как бы со стороны оценивает себя, и тем самым имеет возможность корректировать свое поведение.
«Идентификация» (от позднелатинского identifico — отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации — как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, — эмпатией.
«Эмпатия», представляет собой способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия — это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.
«Аттракция» (от лат. attrahere — привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему.
Симпатия от греч. Sympatheia — влечение, внутреннее расположение это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта. Исследования механизма аттракции, до сих пор не дали исчерпывающего ответа, на вопрос природы возникновения аттракции, и устойчивости межличностных отношений построенных на любви и дружбе.
Эффекты восприятия;
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.
Эффекты стереотипизации:
Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
Эффекты последовательности:
Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей
Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность
Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
эффекты и механизмы социальной перцепции
Перцепция — это познавательная функция психики, формирующая индивидуальное восприятие мира. Данная функция представляет собой отражение явления или объекта целиком при его прямом влиянии на рецепторные поверхностные части органов чувств. Одним из стержневых биологических процессов психики, определяющих сложнейшую операцию приема и трансформации информации, приобретаемой через органы чувств, которые формируют персонализированный целостный образ предмета, оказывающего влияние на анализаторы посредством комплекса ощущений, вызываемых этим объектом, считается функция восприятия или перцепция.
Перцепция в психологии это процесс прямого активного отображения познавательной сферой субъекта внутренних объектов и внешних предметов или явлений. В виде формы чувственного отображения предмета, перцепция объединяет в себе выявление предмета как нераздельного, различение в нем отдельных качеств, обнаружение информативного содержания в нем, соответствующего цели действия, выработку чувственного образа. Перцепция является процессом осознания стимуляции сенсорных рецепторов.
Социальная перцепция
Зарождение и дальнейшее успешное развитие межличностного коммуникативного взаимодействия возможно исключительно при условии, что между участвующими лицами в данном процессе существует взаимопонимание. То, насколько субъекты отражают чувства и качества друг друга, понимают и воспринимают окружающих, а при помощи них и собственную личность, во многом обуславливает процесс коммуникации, отношения, формирующиеся между участниками, и методы, посредством которых они реализуют совместную деятельность. Поэтому процесс познания и постижения одним субъектом другого выступает в качестве обязательной составляющей общения. Такую составляющую условно можно назвать перцептивным аспектом общения.
Социальная перцепция являет собой одно из особо серьезных и наиболее важных явлений социальной психологии. Было введено впервые определение социальная перцепция Д. Брунером после формирования качественно другого взгляда на восприятие субъектом субъекта.
Перцепция в психологии это действие, которое зарождается в ходе взаимодействия индивидуумов друг с другом и объединяет в себе восприятие, прохождение, уразумение и оценку индивидами социальных объектов.
Понятие перцепция объединяет в себе:
- индивидуальный процесс восприятия наблюдаемых действий;
- трактовку воспринимаемых причин действий и ожидаемых последствий;
- построение стратегии персонального поведения;
- эмоциональное оценивание.
Социальная перцепция восприятие является процессом восприятия в социальном смысле социальных объектов. Это процесс, зарождающийся при личностном взаимодействии, базирующийся на естественных коммуникациях и протекающий в виде восприятия и постижения индивида индивидом.
Межличностная перцепция характеризуется зависимостью от эмоциональных реакций, взглядов, установок, представлений, увлечений и предубеждений. Природа отношений межличностного характера значительно отличается от сущности отношений общественной направленности. Так как специфической чертой межличностного взаимодействия является наличие эмоционального базиса. Поэтому взаимодействие межличностного характера следует рассматривать в качестве причины психологического «микроклимата» коллектива. Эмоциональный фундамент межличностных отношений объединяет в себе все виды эмоциональных реакций личности, такие как чувства, аффекты, эмоции.
Выделяют определенные механизмы социальной перцепции. В первую очередь, следует к ним отнести идентификацию, аттракцию и эмпатию.
Процессы социальной перцепции имеют существенную разницу в восприятии объектов несоциального характера. Данное отличие состоит в том, что объекты социального характера не обладают пассивными и безразличными чертами в отношении к персоне восприятия. К тому же, социальные модели всегда характеризуются наличием оценочных интерпретаций и смысловых суждений. В некотором смысле перцепция является интерпретацией. Однако интерпретация другого лица или группы лиц всегда имеет зависимость от прошлого социального опыта воспринимающего субъекта, поведенческих реакций объекта восприятия в конкретный момент, системы ценностных ориентиров воспринимающего лица и других факторов.
Существуют основополагающие функции перцепции, к которым можно отнести: познание себя, партнера по коммуникации, организацию коллективной деятельности, основанной на взаимопонимании и установлении необходимого эмоционального взаимоотношения.
Функции перцепции необходимы для лучшего понимания сути восприятия. В ходе коммуникативных действий необходимо наличие взаимопонимания с целью эффективного усвоения информации. Восприятие участника коммуникации называется перцептивной стороной коммуникативного взаимодействия. Данный процесс можно представить в качестве внутреннего фундамента процесса общения, достигшего довольно высокого уровня развитости.
Феномен социального восприятия основан на взаимопонимании субъектов. Поэтому необходимо отметить, что существует несколько уровней взаимопонимания. Первый уровень наступает при совпадении системы социальных значений и индивидуальных смыслов у общающихся индивидов, и отсутствуют совпадения в степени взаимного оценивания личностных качеств.
Примером этого уровня перцепции может служить профессиональное коммуникативное взаимодействие. Следующий уровень наблюдается при совпадении не только смысловых систем, но и степени взаимного оценивания личностных качеств. Наблюдается он при взаимной удовлетворенности субъектов собственными эмоциями, которые возникают по отношению одного лица к другому. Третий уровень – это когда имеется высокая степень взаимно направленного доверия индивидов и их открытости. Общение на данном уровне предполагает отсутствие друг от друга секретов, в значительной мере затрагиваемых интересы партнера.
Как и любой другой психический процесс, перцепция характеризуется своими свойствами.
Свойства перцепции включают предметность (восприятие объектов не в качестве бессвязного комплекса ощущений, а в качестве образов, составляющих определенные предметы), структурность (воспринимается предмет сознанием в качестве смоделированной структуры, абстрагированный от ощущений), апперцептивность (воздействует содержание психики), константность (неизменность восприятия предмета при изменении стимула), осмысленность (объект воспринимается посредством сознания, затем мысленно называется и относится к классу) и избирательность (выделение одних предметов над другими). Свойства перцепции развиваются зависимо от возрастного периода личности.
Механизмы социальной перцепции
Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.
Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом. Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию. К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную рефлексию. Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.
Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.
Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.
Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом. В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте. Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.
Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.
Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.
Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.
Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.
Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.
Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.
Эффекты социальной перцепции
Определенные особенности, которые препятствуют адекватному восприятию друг друга взаимодействующими партнерами, называются эффектами социальной перцепции. К ним относят: эффект ореола, проекции, первичности, новизны, средней ошибки.
Межличностная перцепция предполагает взаимное оценивание участниками коммуникативного взаимодействия, но по прошествии времени наблюдается отсутствие изменений в оценочных суждениях партнеров. Это происходит вследствие естественных причин и именуется эффектом ореола. Другими словами, сложившееся однажды суждение одного участника о другом не видоизменяется, несмотря даже на то, что новая информация о субъекте коммуникации накапливается и возникает новый опыт.
Эффект социальной перцепции может наблюдаться в ходе формирования об индивиде первого впечатления, когда общее хорошее впечатление ведет в целом к позитивному оцениванию и, наоборот, неблагоприятное впечатление провоцирует преобладание негативных оценок.
С подобным социальным эффектом имеют тесную связь такие эффекты, как первичность и новизна. Во время восприятия незнакомого индивида преобладает эффект первичности. Противоположным данному эффекту считается эффект новизны, состоящий в том, что информация полученная последней, является более значимой. Эффект новизны работает при восприятии ранее знакомого индивида.
Также выделяют эффект проекции, который являет собой приписывание приятному собеседнику собственных достоинств, а неприятному – собственных недостатков, другими словами наиболее отчетливо выявлять у собеседников именно те качества, которые ярко выражены у воспринимающего индивида. Эффект средней ошибки выражается в тенденции смягчать оценивание наиболее ярко выраженных черт партнера в сторону среднего.
Перечисленные эффекты следует рассматривать в качестве выражения особого процесса, сопутствующего восприятию индивида индивидом. Такой процесс носит название стереотипизация.
Таким образом, понятие перцепция представляет собой отражение вещей и ситуаций действительности во время их воздействия на органы чувств людей. При этом важную роль играет возрастной период, в котором находится воспринимающий индивид.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Социальное восприятие человека
РЕКЛАМА:
В этой статье мы поговорим о социальном восприятии человека. Прочитав эту статью, вы узнаете о:- 1. Значение социального восприятия 2. Точность социального восприятия 3. Факторы, влияющие .
Значение социального восприятия :Социальное восприятие просто означает восприятие социальных процессов. Объектами социального восприятия являются отношения человека с другими, в том числе его восприятие групп и социальных институтов. Изучение социального восприятия сосредоточено вокруг фактического процесса восприятия.
Социальное восприятие имеет место в социальной ситуации, когда два или более человека взаимодействуют друг с другом и воспринимают поведение, действия и реакции друг друга в связи с социальной ситуацией. Здесь то, как два человека воспринимают или оценивают ситуацию, определяет, как они будут вести себя и взаимодействовать в этой самой ситуации.
Предположим, два человека встречаются в клубе, и то, как «x» вел себя с «y», очень разозлило и взволновало «y». Поэтому он считал «х» очень безжалостным, непреклонным и высокомерным. Если бы этого случая не произошло, он бы не воспринял его таким или если бы он не вел себя с ним так, как вел себя, вероятно, представление о человеке совершенно изменилось бы.
Так, Тагиури и Петрулло (1958) считают, что «Благодаря своему собственному присутствию и поведению в ситуации восприятия другого воспринимающий может изменить характеристики восприятия человека, о состоянии которого он пытается судить». В социальном восприятии важны аспекты «воспринимающего» и «воспринимаемого».
Так как и то, и другое предполагается изменять в процессе взаимодействия, то социальное восприятие не является ригидным, и восприятие человека время от времени меняется в силу ряда интервальных и внешних факторов. Точное социальное восприятие необходимо, потому что работать и жить вместе было бы сложно, если бы восприятие других людей было неточным.
Любая социальная реакция начинается с восприятия других людей или групп. Таким образом, проблема восприятия является основной в социальном взаимодействии. Когда вы встречаете человека на рынке и разговариваете с ним, происходит социальное восприятие и социальное взаимодействие. Как люди получают знания и понимание других людей? Именно через социальное восприятие.
Социальное восприятие означает восприятие других лиц, групп и лиц в c; социальной ситуации или в социальном контексте, чтобы знать и понимать их. Хайдер говорит, что это склонность видеть людей, а не ситуации или причину действия.
То, как человек реагирует на действия другого человека, зависит от того, как он воспринимает или интерпретирует причину своего поведения. В социальном восприятии достаточное значение придается человеческому поведению и его влиянию на присутствие людей в окружающей среде, и слишком малое значение придается его ситуационному контексту.
Поэтому в социальном восприятии индивидууму или человеку придается большое значение, и все события кажутся находящимися под его собственным контролем. Короче говоря, восприятие поведения по отношению к другим членам общества называется социальным восприятием.
Точность социального восприятия :Точность социального восприятия называют социальной чувствительностью, социальной проницательностью и эмпатией. Если социальное восприятие станет неточным, работать и жить вместе будет сложно. Для того, чтобы быть успешным в обществе, социальное восприятие должно быть точным. Исследования показывают, что группы, которые точно воспринимают социальное поведение, более эффективны, чем группы, состоящие из членов с менее точным восприятием.
Точно так же и в небольшой группе правильное представление лидера о своих коллегах повышает эффективность группы. Общество больше признает тех, кто дает точное и эффективное представление о людях в обществе и их поведении.
Если человек неправильно воспринимает людей, он часто не нравится обществу. Социальное восприятие приходит через изучение социального и межличностного поведения. По Штайнеру, точность социального восприятия связана с эффективным социальным поведением.
Компетентность в межличностном поведении помогает более эффективно участвовать в групповой деятельности и групповых обсуждениях. Когда точно воспринимаемые качества членов группы имеют отношение к деятельности группы, тогда только точное социальное восприятие ведет к увеличению межличностных отношений, компетентности и групповой эффективности.
Если психиатр не точно воспримет, скажем, душевнобольного, тогда диагноз и лечение станут неправильными. Но, скажем, в больнице мнение врача о том, что составитель несчастен и хочет бросить работу, не имеет отношения к функционированию больницы.
Факторы, влияющие на социальное восприятие :Социальное восприятие иногда становится предвзятым и ошибочным из-за социального престижа, высокого положения в обществе, большей ответственности, богатства, высокой касты и высокого социально-экономического положения. На него также влияют физические особенности, привлекательность, власть и признание, образование и т. д.
Привлекательные лица с высоким статусом, занятые на важных должностях, обычно воспринимаются как более ответственные за свои действия, чем неэффективные люди с низким статусом. Исследования подтверждают эту точку зрения.
Точно так же люди, считающие себя сильными в управлении своей судьбой и собственными действиями, воспринимают других как контролеров своей судьбы. С другой стороны, люди, которые чувствуют себя менее влиятельными или бессильными, воспринимают других как контролируемых внешними событиями. Согласно Манну, «На восприятие социальной причинности влияет оценка ситуационного давления, статуса человека и личности судьи».
Доверие, уверенность, личные отношения и тесная связь с человеком также влияют на социальное восприятие. Незнакомец воспринимается иначе, чем уже знакомый человек. В то время как доверие, уверенность и хорошие личные отношения помогают в атрибуции положительных факторов, ведущих к положительному социальному восприятию, отсутствие уверенности, недоверие, предвзятость и предрассудки, неприятные отношения приводят к отрицательному социальному восприятию.
Роль потребности, ценности и прошлого опыта также нельзя недооценивать в социальном восприятии. Чувство благодарности зависит от восприятия. «Х», обязанный «Y», всегда воспринимает «Y» как лучшего человека по сравнению с другим человеком, который не обязан ему. Кроме того, восприятие становится более позитивным, когда он воспринимает благосклонность и обязанность как преднамеренные, чем случайные или непреднамеренные.
То, что кто-то сделал что-то преднамеренно, это восприятие развивается в среднем детстве. Пиаже обнаружил, что дети в возрасте до семи лет склонны воспринимать действие как вредное или опасное по степени причиненного им ущерба. Но дети старшего возраста судят о таких действиях по прошлой истории и намерениям человека, ответственного за действие.
Статус человека также влияет на восприятие и суждения старших детей. Обычно человек с высоким статусом воспринимается и приписывается имеющим добрые намерения во всем, что он делает, чем человек с низким статусом.
В социальном восприятии восприятие намерения играет важную роль, поскольку на реакцию и самооценку влияет действие другого человека. Когда к действию человека добавляется хорошее намерение, восприятие человека становится положительным, а когда добавляется плохое намерение, восприятие человека становится отрицательным.
Когда действие и поведение человека делают жизнь другого человека трудной, болезненной и градом, пытаются выяснить, делается ли это преднамеренно, преднамеренно или случайно или по воле случая или судьбы, и восприятие человека определяется соответственно. Таким образом, контекст действия влияет на восприятие намерений.
Когда считается, что кто-то делает вам что-то хорошее не для того, чтобы получить какую-либо благосклонность, а спонтанно, из любви или великодушно, он воспринимается как очень приемлемый, и его осыпают комплиментами. Является ли действие человека преднамеренным или случайным, определяется его знанием умений и способностей человека.
Правомерность — еще один фактор, влияющий на социальное восприятие. Оправданность социального акта зависит от степени, в которой это действие имеет адекватное основание. Если действие нарушает этические нормы или отклоняется от норм социальных норм, обычаев и традиций, то оно не стоит на адекватной почве и, следовательно, он вынужден совершать негативный поступок в силу определенных, не зависящих от него принуждений.
Это действие может быть воспринято даже великодушно и обычно извиняется воспринимающим. Если водитель автобуса не останавливает автобус возле остановки из-за того, что она переполнена и ни один пассажир не хочет туда спускаться, то его действия незаконным путем будут восприниматься как правомерные. Но когда водитель автобуса без видимых причин самовольно не останавливает автобус на остановке, его действие воспринимается как неоправданное.
Таким образом, одно и то же действие может быть воспринято по-разному при разных фоновых причинах. Более высокий статус человека также позволяет воспринимающему воспринимать свой поступок как оправданный Социальное восприятие в основном имеет дело с влиянием восприятия человека на человеческое взаимодействие и социальными детерминантами восприятия человека.
Он в широком смысле касается роли точного суждения в человеческом взаимодействии, управления впечатлением и интерпретации социальной причинности.
Основная цель социального восприятия состоит в том, чтобы узнать о мотивах и установках других людей в социальном взаимодействии. Он также направлен на определение уровня ответственности, преднамеренности и оправданности их действий.
В процессе атрибуции предпринимаются попытки узнать и понять поведение другого человека. Когда действия воспринимаются как непреднамеренные и из-за ситуационных требований, человеку придается мало значения, и о нем очень мало известно.
Это установленный факт, что на суждения других сильно влияет их номинальная ценность или впечатление, которое они производят на воспринимающего. Некоторые люди пытаются произвести впечатление, используя несколько тактик. В таких случаях восприятие человека становится порочным и ошибочным из-за ошибки в суждении.
Заключение об ошибках в социальном восприятии. Манн говорит: «Ошибка в суждении возникает из-за неправильного обобщения ограниченной или неточной информации, чрезмерной опоры на самовосприятие и тенденции подчеркивать роль человека в действии за счет ситуационных детерминант. Различные процессы межличностного восприятия, включая атрибуцию причинности, категоризацию и формирование стереотипов, формирование и воспроизведение впечатлений, можно рассматривать как часть общего стремления к упрощению и осмыслению крайне изменчивой среды, а также к упорядочению множества явлений. переживания и события».
Комментируя социальное восприятие, Гарднер Мерфи полагает: «В свете десяти сильных тенденций последних лет поднять проблему социальной психологии с уровня поведения на уровень осознания социальной реальности потребность в разумной теории процесса социальное восприятие стало императивом».
Психологи установили, что личность человека определяет его восприятие, поскольку мы воспринимаем стимулы не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть. В связи с этими выводами проблема социального восприятия привлекла к себе активное внимание психологов.
Структурно-функциональные факторы социального восприятия :Согласно Купусвами, всякое восприятие основано на взаимодействии трех факторов:
(а) Логическая стимуляция
и
(c) Полевые силы организмов.
Социальная ценность объекта и индивидуальная потребность в социально значимом объекте будут влиять на восприятие. Эти факторы, определяющие социальное восприятие, также называют поведенческими детерминантами.
Система координат:
Это также влияет на восприятие. Система отсчета — это фон стимуляции, который влияет на поведение человека при конкретной стимуляции. Система отсчета выявляет значение того фактора, что система функциональных отношений влияет на наше восприятие в данный момент времени.
Внешние и внутренние факторы восприятия действуют взаимозависимым образом в данный момент времени как система отсчета рассматриваемого опыта и поведения. Восприятие хорошего и плохого, высокого и низкого, худого и толстого — относительные понятия в восприятии.
Исследование Брунера и Роттера с размером монет указывает на роль потребности и мотивации в восприятии воспринимающего. В этом исследовании бедные дети склонны считать монеты больше, чем диски того же размера. Они пришли к выводу, что социальная ценность объекта и потребность индивида в том же самом влияют на его восприятие.
Поскольку восприятие функционально избирательно, роль потребности, ценности и прошлого опыта воспринимающего в предписании очевидна.
Вещи очень редко бывают такими, какими кажутся. Восприятие человека окрашено системой взглядов, эмоциями, настроениями, темпераментами воспринимающего. Говорят, что весь когнитивный мир человека, испытывающего наибольшую потребность в безопасности, будет организован на совершенно иной основе, чем у человека, не ищущего постоянных подтверждений.
Два человека, являющиеся врагами, увидят друг в друге много неблагоприятных качеств; в то время как два человека, которые дружат, увидят в личности друг друга много хороших качеств.
При неизменном стимуле, если люди меняются, восприятие также меняется. Те же самые два человека, которые были лучшими друзьями в прошлом и осыпали друг друга похвалами на публике, начинают видеть неприятные качества друг в друге, когда начинают становиться врагами. Это происходит с лицами из разных политических партий, которые внезапно меняют свою партию во время выборов, чтобы не получить билет.
Когда-то лучшие друзья становятся злейшими врагами, когда их личные потребности и корыстные интересы не удовлетворяются, и поэтому их система взглядов изменилась. Поэтому Sherif & Cantril говорят «Термин «система отсчета» просто используется для обозначения функционально связанных факторов, которые действуют в данный момент для определения конкретных свойств психологических феноменов, таких как суждение о восприятии, аффективность ».
Шериф использовал термин «Анкоридж» для объяснения концепции системы отсчета. Анкеровка — отличный ориентир, придающий значимость восприятию. Это стандарт, который влияет на то, что человек воспринимает. Это может быть связано с внешними и внутренними факторами или с социально обусловленными факторами.
Вся ситуация восприятия может быть реорганизована в соответствии с личными, функциональными и социальными факторами. Социально обусловленные факторы, такие как групповые нормы и групповое давление, могут распознавать чье-то восприятие. Выражение лица также может влиять на социальное восприятие. Гейтс сообщил об исследовании роста социального восприятия с использованием фотографий выражений лица.
Наконец, социальное восприятие может быть связано с тем, как человек воспринимает людей как членов групп. В Индии и даже в других местах статус людей воспринимается по их одежде, потому что люди с разным статусом носят разные типы одежды. Служащие армии, флота, полиции, почтовых отделений железных дорог и даже врачи носят униформу, по которой сразу видно их статус и функции.
В армии, на флоте, в ВВС и в полиции сотрудники разного статуса носят разные формы одежды и разные значки. Влияние разнообразных факторов на общественное восприятие сделало его очень сложным и запутанным.
Главная ››
3.4 Восприятие – Организационное поведение
Цели обучения
- Понять влияние себя на процесс восприятия.
- Опишите, как мы воспринимаем визуальные объекты и как эти тенденции могут влиять на наше поведение.
- Опишите искажения самовосприятия.
- Опишите предубеждения, присущие восприятию других людей.
- Объясните, что означают атрибуции, как мы формируем атрибуции и их последствия для поведения организации.
Наше поведение зависит не только от нашей личности, ценностей и предпочтений, но и от ситуации. Мы интерпретируем нашу среду, формулируем ответы и действуем соответственно. Восприятие можно определить как процесс, с помощью которого люди обнаруживают и интерпретируют внешние раздражители. Что делает человеческое восприятие таким интересным, так это то, что мы реагируем не только на раздражители в нашем окружении. Мы выходим за пределы информации, присутствующей в нашем окружении, уделяем избирательное внимание некоторым аспектам окружения и игнорируем другие элементы, которые могут быть сразу очевидны для других людей. Наше восприятие окружающей среды не совсем рационально. Например, замечали ли вы когда-нибудь, что при взгляде на газету или новостной веб-сайт интересная или важная для вас информация выпрыгивает из страницы и бросается в глаза? Если вы любитель спорта, то при пролистывании страниц вы можете сразу увидеть новость, описывающую последние успехи вашей команды. Если вы являетесь родителем придирчивого едока, колонка с советами по кормлению малышей может быть первым, что вы увидите, просматривая страницу. Таким образом, то, что мы видим в окружающей среде, зависит от того, что мы ценим, наших потребностей, наших страхов и наших эмоций (Higgins & Bargh, 19).87; Келтнер, Элсворт и Эдвардс, 1993). На самом деле то, что мы видим в окружающей среде, может быть объективно совершенно неправильным из-за нашей личности, ценностей или эмоций. Например, один эксперимент показал, что, когда людям, которые боялись пауков, показывали пауков, они ошибочно думали, что паук движется к ним (Рискин, Мур и Боули, 1995). В этом разделе мы опишем некоторые общие тенденции, которыми мы руководствуемся при восприятии объектов или других людей, и последствия таких восприятий. Наш охват предубеждений и тенденций в восприятии не является исчерпывающим — есть много других предубеждений и тенденций в нашем социальном восприятии.
Зрительное восприятие
Наше визуальное восприятие определенно выходит за рамки доступной нам физической информации. Прежде всего, мы экстраполируем из доступной нам информации. Взгляните на следующий рисунок. Белого треугольника, который вы видите в середине, на самом деле там нет, но мы экстраполируем доступную нам информацию и видим его там (Kellman & Shipley, 1991).
Рисунок 3.7
Наше визуальное восприятие выходит за рамки информации, доступной физически. На этом рисунке мы видим белый треугольник посередине, хотя на самом деле его там нет.
Рисунок 3.8
Какой из кругов в середине больше? На первый взгляд тот, что слева, может показаться больше, но на самом деле они одного размера. Мы сравниваем средний круг слева с окружающими его кругами, тогда как средний круг справа сравниваем с окружающими его большими кругами.
Наше зрительное восприятие часто необъективно, потому что мы не воспринимаем объекты изолированно. Контраст между фокусом нашего внимания и остальным окружением может заставить объект казаться больше или меньше. Этот принцип проиллюстрирован на рисунке кружками. Какой из средних кругов больше? Большинству людей тот, что слева, кажется больше, но это потому, что он окружен меньшими кругами. Контраст между фокальным объектом и окружающими его объектами может увеличивать или уменьшать объект для нашего глаза.
Как эти тенденции влияют на поведение в организациях? Возможно, вы поняли, что тот факт, что наше зрительное восприятие ошибочно, может сделать свидетельские показания ошибочными и предвзятыми. Откуда нам знать, действительно ли сотрудник, которого вы считаете трудолюбивым, быстрым и аккуратным, таков? Так ли это на самом деле, или мы сравниваем этого человека с другими людьми в ближайшем окружении? Или допустим, что вам не нравится один из ваших сверстников и вы думаете, что этот человек постоянно сидит в Сети в рабочее время. Вы уверены? Вы действительно видели, как этот человек просматривал веб-сайты, не имеющие отношения к делу, или возможно, что этот человек просматривал Интернет в рабочих целях? Наше предвзятое визуальное восприятие может привести к неверным выводам об окружающих нас людях.
Самовосприятие
Люди склонны к ошибкам и предубеждениям при восприятии самих себя. Кроме того, тип предубеждения людей зависит от их личности. Многие люди страдают от предвзятости к самосовершенствованию. Это склонность переоценивать свои действия и способности и видеть себя в более позитивном свете, чем другие видят нас. Люди с нарциссической личностью особенно подвержены этому предубеждению, но многие другие по-прежнему склонны переоценивать свои способности (Джон и Робинс, 19 лет).94). В то же время у других людей есть противоположная крайность, которую можно обозначить как предвзятость к самоуничижению. Это склонность людей недооценивать свою работу, недооценивать способности и видеть события в более негативном свете. Мы можем ожидать, что люди с низкой самооценкой могут быть особенно склонны совершать эту ошибку. Эти тенденции имеют реальные последствия для поведения в организациях. Например, люди, страдающие чрезмерным стремлением к самоутверждению, могут не понимать, почему их не продвигают по службе или не вознаграждают, в то время как те, кто склонен к самоуничижению, могут проявлять низкую уверенность и брать на себя больше вины за свои неудачи, чем это необходимо.
При восприятии самих себя люди также подвержены ошибке ложного консенсуса. Проще говоря, мы переоцениваем, насколько мы похожи на других людей (Fields & Schuman, 1976; Ross, Greene & House, 1977). Мы предполагаем, что любые наши причуды разделяют большее количество людей, чем на самом деле. Люди, которые берут с собой канцелярские принадлежности, лгут во благо своему начальнику или коллегам или присваивают себе заслуги в работе других людей, чтобы добиться успеха, могут искренне считать, что такое поведение более распространено, чем оно есть на самом деле. Проблема поведения в организациях заключается в том, что, когда люди считают поведение обычным и нормальным, они могут повторять его более свободно. При некоторых обстоятельствах это может привести к высокому уровню неэтичного или даже незаконного поведения.
Социальное восприятие
То, как мы воспринимаем других людей в нашем окружении, также формируется нашими ценностями, эмоциями, чувствами и личностью. Более того, то, как мы воспринимаем других, будет формировать наше поведение, которое, в свою очередь, формирует поведение человека, с которым мы взаимодействуем.
Одним из факторов, влияющих на наше восприятие, являются стереотипы. Стереотипы – это обобщения, основанные на групповых характеристиках. Например, представление о том, что женщины более склонны к сотрудничеству, чем мужчины, или что мужчины более напористы, чем женщины, является стереотипом. Стереотипы могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Люди имеют естественную тенденцию классифицировать информацию вокруг них, чтобы понять свое окружение. Что делает стереотипы потенциально дискриминационными и предвзятыми в восприятии, так это тенденция обобщать от группы до конкретного человека. Если вера в то, что мужчины более напористы, чем женщины, приводит к выбору мужчины вместо равной (или потенциально более) квалифицированной женщины-кандидата на должность, решение будет предвзятым, потенциально незаконным и несправедливым.
Стереотипы часто создают ситуацию, называемую самоисполняющимся пророчеством. Этот цикл возникает, когда люди автоматически ведут себя так, как будто установленный стереотип верен, что приводит к реактивному поведению другой стороны, которое подтверждает стереотип (Snyder, Tanke, & Berscheid, 1977). Если у вас есть такой стереотип, как «азиаты дружелюбны», вы, скорее всего, сами будете дружелюбны по отношению к азиату. Поскольку вы лучше относитесь к другому человеку, ответ, который вы получите, также может быть лучше, подтверждая ваше первоначальное убеждение в том, что азиаты дружелюбны. Конечно, верно и обратное. Предположим, вы считаете, что «молодые сотрудники — бездельники». Вы с меньшей вероятностью поручите молодому сотруднику высокий уровень ответственности или интересные и сложные задания. В результате подотчетному вам молодому сотруднику может стать все скучнее на работе, и он начнет бездельничать, подтверждая ваши подозрения в том, что молодые люди — бездельники!
Стереотипы сохраняются из-за процесса, называемого избирательным восприятием. Избирательное восприятие просто означает, что мы уделяем избирательное внимание частям окружающей среды, игнорируя другие части. Когда мы наблюдаем за окружающей нас обстановкой, мы видим то, что хотим видеть, и игнорируем информацию, которая может показаться неуместной. Вот интересный пример того, как избирательное восприятие приводит к тому, что наше восприятие формируется контекстом: в рамках социального эксперимента в 2007 году газета Washington Post организовала выступление Джошуа Белла, всемирно известного скрипача-виртуоза, в углу улицы. Станция метро в Вашингтоне, округ Колумбия. Скрипка, на которой он играл, стоила 3,5 миллиона долларов, а билеты на концерты Белла обычно стоили около 100 долларов. В час пик, когда он играл 45 минут, только один человек узнал его, лишь немногие поняли, что слышат необычную музыку, а чаевых он заработал всего 32 доллара. Когда вы видите, как кто-то играет на станции метро, вы ожидаете, что он будет необычным? (Вайнгартен, 2007)
Наше происхождение, ожидания и убеждения определяют, какие события мы замечаем, а какие игнорируем. Например, функциональный фон руководителей влияет на изменения, которые они воспринимают в своей среде (Waller, Huber, & Glick, 1995). Руководители, имеющие опыт работы в области продаж и маркетинга, видят изменения спроса на их продукцию, в то время как руководители, имеющие опыт работы в области информационных технологий, могут с большей готовностью воспринимать изменения в технологиях, которые использует компания. Избирательное восприятие может закреплять стереотипы, потому что мы с меньшей вероятностью замечаем события, противоречащие нашим убеждениям. Человек, который считает, что мужчины водят лучше женщин, может с большей вероятностью заметить плохое вождение женщины, чем плохое вождение мужчины. В результате поддерживается стереотип, потому что информация об обратном может не дойти до нашего мозга.
Рисунок 3.9
Первые впечатления неизменны. Собеседование при приеме на работу — это ситуация, в которой первые впечатления, сформированные в первые несколько минут, могут повлиять на ваши отношения с будущим начальником или коллегами.
World Relief Spokane – Собеседования при приеме на работу – CC BY-NC-ND 2.0.
Допустим, мы заметили информацию, которая противоречит нашим убеждениям. Что тогда? К сожалению, это не гарантирует, что мы изменим наши убеждения и предубеждения. Во-первых, когда мы видим примеры, противоречащие нашим стереотипам, мы склонны придумывать подкатегории. Например, когда люди, которые считают, что женщины более склонны к сотрудничеству, видят напористую женщину, они могут классифицировать этого человека как «карьеристку». Поэтому противоположный пример не нарушает стереотип, а объясняется как исключение из правил (Higgins & Bargh, 19).87). Во-вторых, мы можем просто не принимать во внимание информацию. В одном исследовании людям, которые либо выступали за смертную казнь, либо выступали против нее, были показаны два исследования, в одном из которых были показаны преимущества смертной казни, а в другом любые преимущества не учитывались. Люди отвергли исследование, противоречащее их убеждениям, как методологически неполноценное и фактически еще больше укрепили веру в их исходную позицию (Lord, Ross, & Lepper, 1979). Другими словами, попытка развенчать убеждения людей или ранее установленные мнения с помощью данных не всегда может помочь.
Еще одна перцептивная тенденция, которая может повлиять на рабочее поведение, — это первое впечатление. Первые впечатления, которые мы формируем о людях, как правило, оказывают длительное влияние. На самом деле, первое впечатление, однажды сформировавшись, на удивление устойчиво к противоположной информации. Даже если людям говорят, что первое впечатление было вызвано недостоверной информацией, люди в какой-то степени их придерживаются. Причина в том, что как только мы формируем первые впечатления, они становятся независимыми от фактов, которые их создали (Росс, Леппер и Хаббард, 19).75). Любая информация, которую мы получаем об обратном, не служит цели изменения первоначального впечатления. Представьте себе первый день, когда вы встретили свою коллегу Анну. Она обращалась с вами грубо, а когда вы попросили ее о помощи, она отмахнулась от вас. У вас может сформироваться убеждение, что она грубый и бесполезный человек. Позже вы можете услышать, что ее мать очень больна и находится в сильном стрессе. На самом деле она могла быть необычно напряженной в тот день, когда вы с ней познакомились. Если бы вы встретили ее в другой день, вы могли бы подумать, что она действительно хороший человек, который в эти дни необычайно напряжен. Но, скорее всего, ваше впечатление о том, что она грубая и бесполезная, не изменится, даже когда вы услышите о ее матери. Вместо этого эта новая информация будет добавлена к первой: она грубая, бесполезная, а ее мать больна. Осознание этой тенденции и сознательное открытие своего разума для новой информации может защитить вас от некоторых недостатков этого предубеждения. Кроме того, было бы в ваших интересах уделять пристальное внимание первому впечатлению, которое вы производите, особенно во время собеседований при приеме на работу.
OB Toolbox: Как произвести хорошее первое впечатление на собеседовании?
Собеседование — ваш первый шаг к получению работы вашей мечты. Это также социальное взаимодействие, в котором ваши действия в течение первых 5 минут будут определять впечатление, которое вы производите. Вот несколько советов, которые помогут вам создать положительное первое впечатление.
- Ваша первая возможность произвести отличное впечатление появляется еще до собеседования, в тот момент, когда вы отправляете свое резюме . Убедитесь, что вы отправляете свое резюме нужным людям и правильно пишете имя контактного лица! Убедитесь, что ваше резюме выглядит профессионально и не содержит опечаток и грамматических проблем. Попросите кого-нибудь прочитать его, прежде чем вы нажмете кнопку «Отправить» или отправите его по почте.
- Будьте готовы к интервью . На многих собеседованиях есть несколько стандартных вопросов, таких как «расскажи мне о себе» или «почему ты хочешь работать здесь?» Будьте готовы ответить на эти вопросы. Подготовьте ответы, подчеркивающие ваши навыки и достижения, и отрепетируйте свое послание. А еще лучше попрактикуйтесь в интервью с другом. Практика ваших ответов не даст вам сожалеть о своих ответах или найти лучший ответ после окончания интервью!
- Исследуйте компанию . Если вы много знаете о компании и рассматриваемой работе, вы покажетесь тем, кто действительно заинтересован в этой работе. Если вы зададите основные вопросы, такие как «чем занимается эта компания?» вас не будут воспринимать как серьезного кандидата. Посетите веб-сайт компании, а также другие веб-сайты и узнайте как можно больше о компании и работе.
- Когда вас приглашают на собеседование в офисе, обязательно оденьтесь должным образом . Нравится вам это или нет, но то, как вы одеваетесь, во многом определяет впечатление, которое вы производите. Одевайтесь должным образом для работы и компании, о которой идет речь. На многих работах предполагается ношение профессиональной одежды, например костюма. На некоторых должностях в сфере информационных технологий более уместно носить чистую и опрятную деловую повседневную одежду (например, брюки цвета хаки и отутюженную рубашку), а не официальную одежду. Проведите небольшое расследование о том, что подходит. Какой бы ни была норма, убедитесь, что ваша одежда хорошо сидит, чистая и опрятная.
- Приходить вовремя на собеседование . Опоздание покажет, что вам либо наплевать на собеседование, либо вы не очень надежны. В ожидании интервью не забывайте, что ваше собеседование уже началось. Как только вы въезжаете на стоянку компании, каждый человек, которого вы видите на пути или с которым разговариваете, может иметь потенциальное влияние на лицо, принимающее решение. Действуйте профессионально и относитесь ко всем хорошо.
- Во время интервью будьте вежливы . Используйте правильную грамматику, демонстрируйте рвение и энтузиазм и следите за языком тела. От вашего рукопожатия до вашей позы ваше тело сообщает, подходите ли вы для этой работы!
Источники: Взято из идей Брюса К. (октябрь 2007 г.). Деловой этикет 101: произвести хорошее первое впечатление. Черный ученый , 38(1), 78–80; Эвенсон, Р. (2007 г., май). Производит отличное первое впечатление. Методы , 14–17; Мазер, Дж., и Уотсон, М. (23 мая 2008 г.). Идеальный кандидат. Образовательное приложение к The Times , 4789 , 24–26; Мессмер, М. (2007 г., июль). 10 минут, чтобы произвести впечатление. Бухгалтерский журнал , 204 (1), 13; Рис, Т. (2006 г., ноябрь – декабрь). Как вау! Мир карьеры , 35 , 16–18.
Attributions
Ваш коллега Питер не уложился в срок. Что вы делаете? Вы помогаете ему закончить работу? Вы даете ему презумпцию невиновности и возлагаете вину на сложность проекта? Или вы думаете, что он безответственный? Наше поведение является функцией нашего восприятия. Точнее говоря, когда мы наблюдаем, как другие ведут себя определенным образом, мы задаем себе фундаментальный вопрос: почему? Почему он не уложился в срок? Почему Мэри получила повышение? Почему Марк помог вам, когда вы нуждались в помощи? Ответ, который мы даем, является ключом к пониманию нашего последующего поведения. Если вы считаете, что Марк помог вам, потому что он хороший человек, ваши действия будут отличаться от вашей реакции, если вы думаете, что Марк помог вам, потому что ваш босс на него надавил.
Атрибуция — это причинное объяснение, которое мы даем наблюдаемому поведению. Если вы считаете, что поведение обусловлено внутренними характеристиками актера, вы делаете внутреннюю атрибуцию. Например, предположим, что ваша одноклассница Эрин много жаловалась, выполняя задание по финансам. Если вы думаете, что она жаловалась, потому что она негативный человек, вы делаете внутреннюю атрибуцию. Внешняя атрибуция — это объяснение чьего-либо поведения ссылкой на ситуацию. Если вы считаете, что Эрин жаловалась, потому что домашняя работа по финансам была сложной, вы делаете внешнюю атрибуцию.
Когда мы делаем внутренние или внешние атрибуции? Исследования показывают, что три фактора являются ключом к пониманию того, какие атрибуции мы делаем.
Консенсус: другие люди ведут себя так же?
Отличительные особенности: Одинаково ли ведет себя этот человек в разных ситуациях?
Последовательность: Этот человек ведет себя так в разных случаях в одной и той же ситуации?
Предположим, что помимо Эрин жаловались и другие люди из того же класса (высокий консенсус). В других классах Эрин обычно не жалуется (высокая отчетливость). Эрин обычно не жалуется на уроках финансов (низкая последовательность). В этой ситуации вы, вероятно, сделаете внешнюю атрибуцию, например, думая, что домашняя работа по финансам сложна. С другой стороны, давайте предположим, что Эрин — единственный человек, который жалуется (низкий консенсус). Эрин жалуется в самых разных ситуациях (низкая отчетливость), и каждый раз, когда она занимается финансами, она жалуется (высокая последовательность). В этой ситуации вы, вероятно, сделаете внутреннюю атрибуцию, например, подумаете, что Эрин — негативный человек (Келли, 19 лет).67; Келли, 1973).
Интересно, однако, что наши атрибуции не всегда зависят от консенсуса, отличительности и последовательности, которые мы наблюдаем в данной ситуации. Иными словами, при атрибуции мы не всегда объективно смотрим на ситуацию. Например, наши общие отношения являются фактором. Когда руководителю нравится подчиненный, его атрибуция будет более благоприятной (успехи объясняются внутренними причинами, а неудачи – внешними) (Хенеман, Гринбергер и Аноню, 19). 89). Более того, интерпретируя собственное поведение, мы страдаем от корыстной предвзятости. Это тенденция приписывать наши неудачи ситуации, а наши успехи — внутренним причинам (Malle, 2006).
Таблица 3.1 Консенсус, отличительность и согласованность определяют тип атрибуции, которую мы делаем в данной ситуации.
Консенсус | Уникальность | Консистенция | Тип атрибуции |
---|---|---|---|
Высокий консенсус | Высокая различимость | Низкая консистенция | Внешний |
Все остальные ведут себя так же. | Этот человек обычно не ведет себя так в разных ситуациях. | Этот человек обычно так себя не ведет в такой ситуации. | |
Низкий консенсус | Низкая различимость | Высокая консистенция | Внутренний |
Никто другой не ведет себя так же. | Этот человек обычно так себя ведет в разных ситуациях. | Каждый раз, когда этот человек оказывается в такой ситуации, он действует одинаково. |
То, как мы реагируем на поведение других людей, будет зависеть от типа атрибуции, которую мы делаем. Когда мы сталкиваемся с плохой работой, например, с нарушением сроков, мы с большей вероятностью накажем человека, если будет сделана внутренняя атрибуция (например, «человек ненадежен»). В той же ситуации, если мы делаем внешнюю атрибуцию (например, «сроки были необоснованными»), вместо того, чтобы наказывать человека, мы можем продлить срок или назначить больше помощи человеку. Если мы чувствуем, что чья-то неудача вызвана внешними причинами, мы можем испытывать к этому человеку сочувствие и даже предлагать помощь (LePine & Van Dyne, 2001). С другой стороны, если кто-то преуспел, и мы делаем внутреннюю атрибуцию (он много работал), мы с большей вероятностью вознаградим этого человека, тогда как внешняя атрибуция (проект был легким) с меньшей вероятностью принесет вознаграждение данному человеку. . Поэтому понимание атрибуций важно для предсказания последующего поведения.
Key Takeaway
Восприятие — это то, как мы воспринимаем окружающую среду в ответ на внешние стимулы. Воспринимая наше окружение, мы выходим за пределы доступной нам объективной информации, и на наше восприятие влияют наши ценности, потребности и эмоции. Существует множество предубеждений, влияющих на человеческое восприятие объектов, себя и других. При восприятии физической среды мы заполняем пробелы и экстраполируем доступную информацию. Мы также сравниваем физические объекты с их окружением и можем воспринимать что-то больше, меньше, медленнее или быстрее, чем оно есть на самом деле. В самовосприятии мы можем совершать предвзятость самоутверждения или самоуничижения, в зависимости от нашей личности. Мы также переоцениваем, насколько мы похожи на других людей. При восприятии других стереотипы заражают наше поведение. Стереотипы могут привести к самоисполняющимся пророчествам. Стереотипы закрепляются из-за нашей склонности уделять избирательное внимание аспектам окружающей среды и игнорировать информацию, несовместимую с нашими убеждениями. Воспринимая других, наши атрибуции будут определять, как мы реагируем на ситуацию. Понимание процесса восприятия дает нам ключ к пониманию человеческого поведения.
Каталожные номера
Филдс, Дж. М., и Шуман, Х. (1976). Общественные убеждения о убеждениях общественности. «Общественное мнение» Ежеквартально , 40 (4), 427–448.
Хенеман, Р.Л., Гринбергер, Д.Б., и Аноню, К. (1989). Атрибуции и обмены: влияние межличностных факторов на диагностику производительности сотрудников. Журнал Академии управления , 32 , 466–476.
Хиггинс, Э. Т., и Барг, Дж. А. (1987). Социальное познание и социальное восприятие. Ежегодный обзор психологии , 38 , 369–425.
Джон, О.П., и Робинс, Р.В. (1994). Точность и предвзятость в самовосприятии: индивидуальные различия в самоукреплении и роль нарциссизма. Журнал личности и социальной психологии , 66 , 206–219.
Келли, HH (1967). Теория атрибуции в социальной психологии. Небраска Симпозиум по мотивации , 15 , 192–238.
Келли, HH (1973). Процессы каузальной атрибуции. Американский психолог , 28 , 107–128.
Келлман, П.Дж., и Шипли, Т.Ф. (1991). Теория визуальной интерполяции в восприятии объекта. Когнитивная психология , 23 , 141–221.
Келтнер, Д., Элсворт, П. К., и Эдвардс, К. (1993). Помимо простого пессимизма: влияние грусти и гнева на социальное восприятие. Журнал личности и социальной психологии , 64 , 740–752.
Лепин, Дж. А., и Ван Дайн, Л. (2001). Реакция сверстников на плохих исполнителей: атрибутивная модель помощи в контексте групп. Academy of Management Review , 26 , 67–84.
Лорд, К.Г., Росс, Л., и Леппер, М.Р. (1979). Предвзятая ассимиляция и поляризация отношения: влияние предшествующих теорий на впоследствии рассматриваемые доказательства. Журнал личности и социальной психологии , 37 , 2098–2109 гг.
Малле, Б.Ф. (2006). Асимметрия актер-наблюдатель в атрибуции: (удивительный) мета-анализ. Психологический бюллетень , 132 , 895–919.
Рискинд, Дж. Х., Мур, Р., и Боули, Л. (1995). Приближение пауков: пугающее искажение восприятия движения и угрозы. Поведенческие исследования и терапия , 33 , 171.
Росс, Л., Грин, Д., и Хаус, П. (1977). «Эффект ложного консенсуса»: эгоцентрическая предвзятость в процессах социального восприятия и атрибуции. Журнал экспериментальной социальной психологии , 13 , 279–301.
Росс, Л., Леппер, М. Р., и Хаббард, М. (1975). Настойчивость в самовосприятии и социальном восприятии: предвзятые атрибуционные процессы в парадигме подведения итогов. Журнал личности и социальной психологии , 32 , 880–892.
Снайдер М., Танке Э. Д. и Бершайд Э. (1977). Социальное восприятие и межличностное поведение: о самореализующемся характере социальных стереотипов.