эффекты и механизмы социальной перцепции
Перцепция — это познавательная функция психики, формирующая индивидуальное восприятие мира. Данная функция представляет собой отражение явления или объекта целиком при его прямом влиянии на рецепторные поверхностные части органов чувств. Одним из стержневых биологических процессов психики, определяющих сложнейшую операцию приема и трансформации информации, приобретаемой через органы чувств, которые формируют персонализированный целостный образ предмета, оказывающего влияние на анализаторы посредством комплекса ощущений, вызываемых этим объектом, считается функция восприятия или перцепция.
Перцепция в психологии это процесс прямого активного отображения познавательной сферой субъекта внутренних объектов и внешних предметов или явлений. В виде формы чувственного отображения предмета, перцепция объединяет в себе выявление предмета как нераздельного, различение в нем отдельных качеств, обнаружение информативного содержания в нем, соответствующего цели действия, выработку чувственного образа. Перцепция является процессом осознания стимуляции сенсорных рецепторов.
Социальная перцепция
Зарождение и дальнейшее успешное развитие межличностного коммуникативного взаимодействия возможно исключительно при условии, что между участвующими лицами в данном процессе существует взаимопонимание. То, насколько субъекты отражают чувства и качества друг друга, понимают и воспринимают окружающих, а при помощи них и собственную личность, во многом обуславливает процесс коммуникации, отношения, формирующиеся между участниками, и методы, посредством которых они реализуют совместную деятельность. Поэтому процесс познания и постижения одним субъектом другого выступает в качестве обязательной составляющей общения. Такую составляющую условно можно назвать перцептивным аспектом общения.
Социальная перцепция являет собой одно из особо серьезных и наиболее важных явлений социальной психологии. Было введено впервые определение социальная перцепция Д. Брунером после формирования качественно другого взгляда на восприятие субъектом субъекта.
Перцепция в психологии это действие, которое зарождается в ходе взаимодействия индивидуумов друг с другом и объединяет в себе восприятие, прохождение, уразумение и оценку индивидами социальных объектов.
Понятие перцепция объединяет в себе:
- индивидуальный процесс восприятия наблюдаемых действий;
- трактовку воспринимаемых причин действий и ожидаемых последствий;
- построение стратегии персонального поведения;
- эмоциональное оценивание.
Социальная перцепция восприятие является процессом восприятия в социальном смысле социальных объектов. Это процесс, зарождающийся при личностном взаимодействии, базирующийся на естественных коммуникациях и протекающий в виде восприятия и постижения индивида индивидом.
Межличностная перцепция характеризуется зависимостью от эмоциональных реакций, взглядов, установок, представлений, увлечений и предубеждений. Природа отношений межличностного характера значительно отличается от сущности отношений общественной направленности. Так как специфической чертой межличностного взаимодействия является наличие эмоционального базиса. Поэтому взаимодействие межличностного характера следует рассматривать в качестве причины психологического «микроклимата» коллектива. Эмоциональный фундамент межличностных отношений объединяет в себе все виды эмоциональных реакций личности, такие как чувства, аффекты, эмоции.
Выделяют определенные механизмы социальной перцепции. В первую очередь, следует к ним отнести идентификацию, аттракцию и эмпатию.
Процессы социальной перцепции имеют существенную разницу в восприятии объектов несоциального характера. Данное отличие состоит в том, что объекты социального характера не обладают пассивными и безразличными чертами в отношении к персоне восприятия. К тому же, социальные модели всегда характеризуются наличием оценочных интерпретаций и смысловых суждений. В некотором смысле перцепция является интерпретацией. Однако интерпретация другого лица или группы лиц всегда имеет зависимость от прошлого социального опыта воспринимающего субъекта, поведенческих реакций объекта восприятия в конкретный момент, системы ценностных ориентиров воспринимающего лица и других факторов.
Существуют основополагающие функции перцепции, к которым можно отнести: познание себя, партнера по коммуникации, организацию коллективной деятельности, основанной на взаимопонимании и установлении необходимого эмоционального взаимоотношения.
Функции перцепции необходимы для лучшего понимания сути восприятия. В ходе коммуникативных действий необходимо наличие взаимопонимания с целью эффективного усвоения информации. Восприятие участника коммуникации называется перцептивной стороной коммуникативного взаимодействия. Данный процесс можно представить в качестве внутреннего фундамента процесса общения, достигшего довольно высокого уровня развитости.
Феномен социального восприятия основан на взаимопонимании субъектов. Поэтому необходимо отметить, что существует несколько уровней взаимопонимания. Первый уровень наступает при совпадении системы социальных значений и индивидуальных смыслов у общающихся индивидов, и отсутствуют совпадения в степени взаимного оценивания личностных качеств.
Примером этого уровня перцепции может служить профессиональное коммуникативное взаимодействие. Следующий уровень наблюдается при совпадении не только смысловых систем, но и степени взаимного оценивания личностных качеств. Наблюдается он при взаимной удовлетворенности субъектов собственными эмоциями, которые возникают по отношению одного лица к другому. Третий уровень – это когда имеется высокая степень взаимно направленного доверия индивидов и их открытости. Общение на данном уровне предполагает отсутствие друг от друга секретов, в значительной мере затрагиваемых интересы партнера.
Как и любой другой психический процесс, перцепция характеризуется своими свойствами.
Свойства перцепции включают предметность (восприятие объектов не в качестве бессвязного комплекса ощущений, а в качестве образов, составляющих определенные предметы), структурность (воспринимается предмет сознанием в качестве смоделированной структуры, абстрагированный от ощущений), апперцептивность (воздействует содержание психики), константность (неизменность восприятия предмета при изменении стимула), осмысленность (объект воспринимается посредством сознания, затем мысленно называется и относится к классу) и избирательность (выделение одних предметов над другими). Свойства перцепции развиваются зависимо от возрастного периода личности.
Механизмы социальной перцепции
Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.
Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом. Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию. К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную рефлексию. Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.
Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.
Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.
Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом. В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте. Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.
Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.
Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.
Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.
Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.
Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.
Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.
Эффекты социальной перцепции
Определенные особенности, которые препятствуют адекватному восприятию друг друга взаимодействующими партнерами, называются эффектами социальной перцепции. К ним относят: эффект ореола, проекции, первичности, новизны, средней ошибки.
Межличностная перцепция предполагает взаимное оценивание участниками коммуникативного взаимодействия, но по прошествии времени наблюдается отсутствие изменений в оценочных суждениях партнеров. Это происходит вследствие естественных причин и именуется эффектом ореола. Другими словами, сложившееся однажды суждение одного участника о другом не видоизменяется, несмотря даже на то, что новая информация о субъекте коммуникации накапливается и возникает новый опыт.
Эффект социальной перцепции может наблюдаться в ходе формирования об индивиде первого впечатления, когда общее хорошее впечатление ведет в целом к позитивному оцениванию и, наоборот, неблагоприятное впечатление провоцирует преобладание негативных оценок.
С подобным социальным эффектом имеют тесную связь такие эффекты, как первичность и новизна. Во время восприятия незнакомого индивида преобладает эффект первичности. Противоположным данному эффекту считается эффект новизны, состоящий в том, что информация полученная последней, является более значимой. Эффект новизны работает при восприятии ранее знакомого индивида.
Также выделяют эффект проекции, который являет собой приписывание приятному собеседнику собственных достоинств, а неприятному – собственных недостатков, другими словами наиболее отчетливо выявлять у собеседников именно те качества, которые ярко выражены у воспринимающего индивида.
Перечисленные эффекты следует рассматривать в качестве выражения особого процесса, сопутствующего восприятию индивида индивидом. Такой процесс носит название стереотипизация.
Таким образом, понятие перцепция представляет собой отражение вещей и ситуаций действительности во время их воздействия на органы чувств людей. При этом важную роль играет возрастной период, в котором находится воспринимающий индивид.
Автор
: Практический психолог Ведмеш Н.А. Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
6. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты социальной перцеп-ции.
Термин «социальная перцепция» («социальное восприятие») был предложен в 1947 году Джеромом С. Брунером в рамках разработанного им «Нового взгляда» (New Look), и в этом случае так обозначалась социальная детерминация перцептивного процесса. В скором времени в социальной психологии этот термин получил другое значение: им стали обозначать восприятие социальных объектов, причем круг их был строго ограничен. Социальными объектами были названы: другой человек, социальная группа, более широкая социальная общность.
В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком.
Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.
Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия.
Существуют следующие социально — перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:
Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта
Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально — психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.
Механизмы и эффекты социальной перцепции.
Механизмы. При изучении структуры социальной перцепции, выделяются некоторые алгоритмы, механизмы межличностного восприятия, которые позволяют нам облегчить процесс восприятия и оценки людей, а также осуществляют роль проводника от внешнего восприятия человека к оценке его внутренних качеств.
«Рефлексия» — механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время общения, познавать самого себя, исходя из самооценки своего поведения. То есть в процессе общения человек представляет себя на месте собеседника и таким образом как бы со стороны оценивает себя, и тем самым имеет возможность корректировать свое поведение. Этот механизм помогает не только понять собеседника, но и позволяет предположить насколько собеседник понимает вас. Таким образом, рефлексия это своеобразный процесс зеркальных отражений друг друга.
«Идентификация» (от позднелатинского identifico — отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции.
«Эмпатия», представляет собой способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия — это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения.
«Аттракция» (от лат. attrahere — привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему.
Симпатия от греч. Sympatheia — влечение, внутреннее расположение это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения.
Эффекты восприятия;
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.
Эффекты стереотипизации:
Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
Эффекты последовательности:
Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей
Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность
Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
Социальное восприятие человека
РЕКЛАМА:
В этой статье мы поговорим о социальном восприятии человека. Прочитав эту статью, вы узнаете о:- 1. Значение социального восприятия 2. Точность социального восприятия 3. Факторы, влияющие .
Значение социального восприятия :Социальное восприятие просто означает восприятие социальных процессов. Объектами социального восприятия являются отношения человека с другими, в том числе его восприятие групп и социальных институтов. Изучение социального восприятия сосредоточено вокруг фактического процесса восприятия.
Социальное восприятие имеет место в социальной ситуации, когда два или более человека взаимодействуют друг с другом и воспринимают поведение, действия и реакции друг друга в связи с социальной ситуацией. Здесь то, как два человека воспринимают или оценивают ситуацию, определяет, как они будут вести себя и взаимодействовать в этой самой ситуации.
Предположим, два человека встречаются в клубе, и то, как «x» вел себя с «y», очень разозлило и взволновало «y». Поэтому он считал «х» очень безжалостным, непреклонным и высокомерным. Если бы этого случая не произошло, он бы не воспринял его так или если бы он не вел себя с ним так, как вел себя, вероятно, представление о человеке совершенно изменилось бы.
Так, Тагиури и Петрулло (1958) считают, что «Благодаря своему собственному присутствию и поведению в ситуации восприятия другого воспринимающий может изменить характеристики восприятия человека, о состоянии которого он пытается судить». В социальном восприятии важны аспекты «воспринимающего» и «воспринимаемого».
Так как и то, и другое предполагается изменять в процессе взаимодействия, то социальное восприятие не является ригидным, и восприятие человека время от времени меняется в силу ряда интервальных и внешних факторов. Точное социальное восприятие необходимо, потому что работать и жить вместе было бы сложно, если бы восприятие других людей было неточным.
Любая социальная реакция начинается с восприятия других людей или групп. Таким образом, проблема восприятия является основной в социальном взаимодействии. Когда вы встречаете человека на рынке и разговариваете с ним, происходит социальное восприятие и социальное взаимодействие. Как люди получают знания и понимание других людей? Именно через социальное восприятие.
Социальное восприятие означает восприятие других лиц, групп и лиц в c; социальной ситуации или в социальном контексте, чтобы знать и понимать их. Хайдер говорит, что это склонность видеть людей, а не ситуации или причину действия.
То, как человек реагирует на действия другого человека, зависит от того, как он воспринимает или интерпретирует причину своего поведения. В социальном восприятии достаточное значение придается человеческому поведению и его влиянию на присутствие людей в окружающей среде, и слишком малое значение придается его ситуационному контексту.
Поэтому в социальном восприятии индивидууму или человеку придается большое значение, и все события кажутся находящимися под его собственным контролем. Короче говоря, восприятие поведения по отношению к другим членам общества называется социальным восприятием.
Точность социального восприятия :Точность социального восприятия называется социальной чувствительностью, социальной проницательностью и эмпатией. Если социальное восприятие станет неточным, работать и жить вместе будет сложно. Для того, чтобы быть успешным в обществе, социальное восприятие должно быть точным. Исследования показывают, что группы, которые точно воспринимают социальное поведение, более эффективны, чем группы, состоящие из членов с менее точным восприятием.
Точно так же и в небольшой группе правильное представление лидера о своих коллегах повышает эффективность группы. Общество больше признает тех, кто дает точное и эффективное представление о людях в обществе и их поведении.
Если человек неправильно воспринимает людей, он часто не нравится обществу. Социальное восприятие приходит через изучение социального и межличностного поведения. По Штайнеру, точность социального восприятия связана с эффективным социальным поведением.
Компетентность в межличностном поведении помогает более эффективно участвовать в групповой деятельности и групповых обсуждениях. Когда точно воспринимаемые качества членов группы имеют отношение к деятельности группы, тогда только точное социальное восприятие ведет к увеличению межличностных отношений, компетентности и групповой эффективности.
Если психиатр не точно воспримет, скажем, душевнобольного, тогда диагноз и лечение станут неправильными. Но, скажем, в больнице мнение врача о том, что составитель несчастен и хочет бросить работу, не имеет отношения к функционированию больницы.
Факторы, влияющие на социальное восприятие :Социальное восприятие иногда становится предвзятым и ошибочным из-за социального престижа, высокого положения в обществе, большей ответственности, богатства, высокой касты и высокого социально-экономического положения. На него также влияют физические особенности, привлекательность, власть и признание, образование и т. д.
Привлекательные лица с высоким статусом, занятые на важных должностях, обычно воспринимаются как более ответственные за свои действия, чем неэффективные люди с низким статусом. Исследования подтверждают эту точку зрения.
Точно так же люди, считающие себя сильными в управлении своей судьбой и собственными действиями, воспринимают других как контролеров своей судьбы. С другой стороны, люди, которые чувствуют себя менее влиятельными или бессильными, воспринимают других как контролируемых внешними событиями. Согласно Манну, «На восприятие социальной причинности влияет оценка ситуационного давления, статуса человека и личности судьи».
Доверие, уверенность, личные отношения и тесная связь с человеком также влияют на социальное восприятие. Незнакомец воспринимается иначе, чем уже знакомый человек. В то время как доверие, уверенность и хорошие личные отношения помогают приписать положительные факторы, ведущие к положительному социальному восприятию, отсутствие уверенности, недоверие, предвзятость и предрассудки, неприятные отношения приводят к отрицательному социальному восприятию.
Роль потребности, ценности и прошлого опыта также нельзя недооценивать в социальном восприятии. Чувство благодарности зависит от восприятия. «Х», обязанный «Y», всегда воспринимает «Y» как лучшего человека по сравнению с другим человеком, который не обязан ему. Кроме того, восприятие становится более позитивным, когда он воспринимает благосклонность и обязанность как преднамеренные, чем случайные или непреднамеренные.
То, что кто-то сделал что-то преднамеренно, это восприятие развивается в среднем детстве. Пиаже обнаружил, что дети в возрасте до семи лет склонны воспринимать действие как вредное или опасное по степени причиненного им ущерба. Но дети старшего возраста судят о таких действиях по прошлой истории и намерениям человека, ответственного за действие.
Статус человека также влияет на восприятие и суждения старших детей. Обычно человек с высоким статусом воспринимается и приписывается имеющим добрые намерения во всем, что он делает, чем человек с низким статусом.
В социальном восприятии восприятие намерения играет важную роль, поскольку на реакцию и самооценку влияет действие другого человека. Когда к действию человека добавляется хорошее намерение, восприятие человека становится положительным, а когда добавляется плохое намерение, восприятие человека становится отрицательным.
Когда действие и поведение человека делают жизнь другого человека трудной, болезненной и градом, пытаются выяснить, делается ли это преднамеренно, преднамеренно или случайно, или по воле случая или судьбы, и восприятие человека определяется соответственно. Таким образом, контекст действия влияет на восприятие намерений.
Когда считается, что кто-то делает вам что-то хорошее не для того, чтобы получить какую-либо благосклонность, а спонтанно, из любви или великодушно, он воспринимается как очень приемлемый, и его осыпают комплиментами. Является ли действие человека преднамеренным или случайным, определяется его знанием умений и способностей человека.
Правомерность — еще один фактор, влияющий на социальное восприятие. Оправданность социального акта зависит от степени, в которой это действие имеет адекватное основание. Если действие нарушает этические нормы или отклоняется от норм социальных норм, обычаев и традиций, то оно не стоит на адекватной почве и, следовательно, он вынужден совершать негативный поступок в силу определенных, не зависящих от него принуждений.
Это действие может быть воспринято даже великодушно и обычно извиняется воспринимающим. Если водитель автобуса не останавливает автобус возле остановки из-за того, что она переполнена и ни один пассажир не хочет туда спускаться, то его действия незаконным путем будут восприниматься как правомерные. Но когда водитель автобуса без видимых причин самовольно не останавливает автобус на остановке, его действие воспринимается как неоправданное.
Таким образом, одно и то же действие может быть воспринято по-разному при разных фоновых причинах. Более высокий статус человека также позволяет воспринимающему воспринимать свой поступок как оправданный Социальное восприятие в основном имеет дело с влиянием восприятия человека на человеческое взаимодействие и социальными детерминантами восприятия человека.
Он в широком смысле касается роли точного суждения в человеческом взаимодействии, управления впечатлением и интерпретации социальной причинности.
Основная цель социального восприятия состоит в том, чтобы узнать о мотивах и установках других людей в социальном взаимодействии. Он также направлен на определение уровня ответственности, преднамеренности и оправданности их действий.
В процессе атрибуции предпринимаются попытки узнать и понять поведение другого человека. Когда действия воспринимаются как непреднамеренные и из-за ситуационных требований, человеку придается мало значения, и о нем очень мало известно.
Это установленный факт, что на суждения других сильно влияет их номинальная ценность или впечатление, которое они производят на воспринимающего. Некоторые люди пытаются произвести впечатление, используя несколько тактик. В таких случаях восприятие человека становится порочным и ошибочным из-за ошибки в суждении.
Заключение об ошибках в социальном восприятии. Манн говорит: «Ошибка в суждении возникает из-за неправильного обобщения ограниченной или неточной информации, чрезмерной опоры на самовосприятие и тенденции подчеркивать роль человека в действии за счет ситуационных детерминант. Различные процессы межличностного восприятия, включая приписывание причинности, категоризацию и формирование стереотипов, формирование и воспроизведение впечатлений, можно рассматривать как часть общего стремления упростить и осмыслить крайне изменчивую среду и упорядочить множество переживания и события».
Комментируя социальное восприятие, Гарднер Мерфи полагает: «В свете десяти сильных тенденций последних лет поднять проблему социальной психологии с уровня поведения на уровень осознания социальной реальности потребность в разумной теории процесса социальное восприятие стало императивом».
Психологи установили, что личность человека определяет его восприятие, поскольку мы воспринимаем стимулы не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть. В связи с этими выводами проблема социального восприятия привлекла к себе активное внимание психологов.
Структурно-функциональные факторы социального восприятия :Согласно Купусвами, всякое восприятие основано на взаимодействии трех факторов:
(а) Логическая стимуляция
и
(c) Полевые силы организмов.
Социальная ценность объекта и индивидуальная потребность в социально значимом объекте будут влиять на восприятие. Эти факторы, определяющие социальное восприятие, также называют поведенческими детерминантами.
Система координат:
Это также влияет на восприятие. Система отсчета — это фон стимуляции, который влияет на поведение человека при конкретной стимуляции. Система отсчета выявляет значение того фактора, что система функциональных отношений влияет на наше восприятие в данный момент времени.
Внешние и внутренние факторы восприятия действуют взаимозависимым образом в данное время как система отсчета рассматриваемого опыта и поведения. Восприятие хорошего и плохого, высокого и низкого, худого и толстого — относительные понятия в восприятии.
Исследование Брунера и Роттера с размером монет указывает на роль потребности и мотивации в восприятии воспринимающего. В этом исследовании бедные дети склонны считать монеты больше, чем диски того же размера. Они пришли к выводу, что социальная ценность объекта и потребность индивида в том же самом влияют на его восприятие.
Поскольку восприятие функционально избирательно, роль потребности, ценности и прошлого опыта воспринимающего в предписании очевидна.
Вещи очень редко бывают такими, какими кажутся. Восприятие человека окрашено системой взглядов, эмоциями, настроениями, темпераментами воспринимающего. Говорят, что весь когнитивный мир человека, испытывающего наибольшую потребность в безопасности, будет организован на совершенно иной основе, чем у человека, не ищущего постоянных подтверждений.
Два человека, являющиеся врагами, увидят друг в друге много неблагоприятных качеств; в то время как два человека, которые дружат, увидят в личности друг друга много хороших качеств.
При неизменном стимуле, если люди меняются, восприятие также меняется. Те же два человека, которые были лучшими друзьями в прошлом и осыпали друг друга похвалами на публике, начинают видеть неприятные качества друг в друге, когда начинают становиться врагами. Это происходит с лицами из разных политических партий, которые внезапно меняют свою партию во время выборов, чтобы не получить билет.
Когда-то лучшие друзья становятся злейшими врагами, когда их личные потребности и корыстные интересы не удовлетворяются, и поэтому их система взглядов изменилась. Поэтому Sherif & Cantril говорят «Термин «система отсчета» просто используется для обозначения функционально связанных факторов, которые действуют в данный момент для определения конкретных свойств психологических феноменов, таких как суждение о восприятии, аффективность ».
Шериф использовал термин «Анкоридж» для объяснения концепции системы отсчета. Анкеровка — отличный ориентир, придающий значимость восприятию. Это стандарт, который влияет на то, что человек воспринимает. Это может быть связано с внешними и внутренними факторами или с социально обусловленными факторами.
Вся ситуация восприятия может быть реорганизована в соответствии с личными, функциональными и социальными факторами. Социально обусловленные факторы, такие как групповые нормы и групповое давление, могут распознавать чье-то восприятие. Выражение лица также может влиять на социальное восприятие. Гейтс сообщил об исследовании роста социального восприятия с использованием фотографий выражений лица.
Наконец, социальное восприятие может быть связано с тем, как человек воспринимает людей как членов групп. В Индии и даже в других местах статус людей воспринимается по их одежде, потому что люди с разным статусом носят разные типы одежды. Служащие армии, флота, полиции, почтовых отделений железных дорог и даже врачи носят униформу, по которой сразу видно их статус и функции.
В армии, на флоте, в ВВС и в полиции сотрудники разного статуса носят разные формы одежды и разные значки. Влияние разнообразных факторов на общественное восприятие сделало его очень сложным и запутанным.
Главная ››
Простой словесный намек может изменить зрительное восприятие человека, особенно если он очень внушаем нет там. Согласно полученным данным, короткое словесное высказывание может изменить зрительное восприятие человека, особенно если он более подвержен социальному влиянию. Результаты были опубликованы в
Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность .Социальное влияние — мощное явление, способное формировать наше восприятие мира. Например, исследования показывают, что даже простое словесное утверждение может повлиять на то, что мы думаем, что видим перед собой, изменяя наши сенсорные и перцептивные механизмы. Исследователи Эрнан Анлло (@AnlloHernan) и его коллеги отмечают, что распространение фейковых новостей сделало еще более важным понимание того, как слова могут влиять на наше восприятие.
Авторы исследования стремились выяснить, почему некоторые люди более восприимчивы к этому типу социального влияния, чем другие. Исследователи предположили, что ответ на этот вопрос связан с социальной внушаемостью — чертой более высокого уровня, которая описывает склонность перенимать чувства и поведение других.
«Вопросы понимания того, что является строительными блоками нашего восприятия и какова роль предшествующей информации в построении восприятия, увлекательны сами по себе и приобрели решающее значение с взрывом социальных сетей, — сказал Анльо, старший научный сотрудник Парижского университета науки и литературы и член-учредитель Межкультурной когнитивной сети.
«Информация распространяется с беспрецедентной скоростью, и иногда она даже попадает в наши социальные сети против нашей воли. Становится все труднее наблюдать за событиями, не просматривая заранее определенный уровень информации об этих событиях (например, покупая рубашку, но не предварительно прочитав отзывы о ней в Интернете). В нашем исследовании мы смотрим на то, насколько информация, которую вы получаете, будет способствовать построению вашей перцептивной реальности, и, в основном, каковы индивидуальные психологические особенности, которые обуславливают влияние, которое эта информация будет иметь на формирование того, что вы воспринимаете. смотри и думай, нравится тебе это или нет».
«Конечно, мы не говорим о колоссальных эффектах, которые могут полностью исказить мир вокруг вас (например, никакая ложная/неточная информация не заставит вас ошибочно принять маленькую птичку за трехтонный грузовик)», — пояснил Анлло. «Но наше исследование показывает, что если вы достаточно восприимчивы к социальному влиянию (каким мы все являемся, ключ здесь в том, насколько сильно), то ложная информация может немного изменить ваше восприятие в любом направлении, на которое указывает информация».
Анльо и его команда провели лабораторный эксперимент среди 53 молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет. Эксперимент включал серию испытаний, в ходе которых участникам показывали стимул на экране, состоящем из 100 цветных точек. . В зависимости от испытания каждый стимул содержал разные пропорции двух разных цветов (например, 40% синих точек и 60% желтых точек). Основная задача участников состояла в том, чтобы указать, какой цвет они считают доминирующим и насколько они уверены в этом решении.
Важно отметить, что существовало два разных условия в зависимости от заявления, которое было показано участникам перед каждым блоком испытаний. В условиях предвзятости участникам показывали утверждение, информирующее их о том, что определенный цвет в два раза чаще является доминирующим цветом. Этот намек был правильным только в половине случаев. Во время контрольного условия участники прочитали непредвзятое заявление, в котором говорилось, что каждый цвет имеет шанс 50/50 быть доминирующим цветом.
После эксперимента участники прошли тест на социальную внушаемость и были разделены на группы с высокой, средней и низкой внушаемостью в зависимости от их ответов.
Проанализировав данные, исследователи обнаружили, что предвзятые утверждения повлияли на восприятие участников, поэтому они сместились в сторону восприятия цвета, на который намекали как на доминирующий. В соответствии с гипотезой авторов исследования, этот сдвиг наблюдался только среди людей со средним или высоким уровнем социальной внушаемости.
Полученные данные подчеркивают, что «восприятие представляет собой сложную конструкцию, и информация никогда не является невинным сторонним наблюдателем в этом процессе», — сказал Анлло PsyPost. «Всегда будьте в курсе, но убедитесь, что ваши источники высокого качества и заслуживают доверия. Важно отметить, что когда я говорю «качественный», я имею в виду не источник, которому вы можете доверять из-за эмоциональных причин или социальных связей, а скорее точность предоставляемой информации и достоверность доказательств».
«Действительно, наш эксперимент показывает, что ваш уровень внушаемости для вашего социального окружения (насколько вы одеваетесь, как ваши друзья, или чувствуете влияние их вкусов в музыке) также предсказывает вашу восприимчивость к изменениям восприятия, вызванным ложной информацией. Это, как и многие другие когнитивные искажения, является частью человеческого опыта, и, по сути, не о чем беспокоиться. Быть восприимчивым к вашему социальному окружению — это на самом деле отличная вещь, которая заставляет нас, людей, процветать как вид, нам просто нужно знать об этом и изо всех сил стараться ограничить наше воздействие плохой информации».
Интересно, что оценки уверенности участников и время отклика также менялись в зависимости от условия смещения. Участники со средней или высокой внушаемостью были более уверены в своих решениях после прочтения предвзятых утверждений по сравнению с контрольными утверждениями, в то время как участники группы с низкой внушаемостью — нет.
С другой стороны, участники с низкой внушаемостью медленнее реагировали на испытания в условиях смещения, чем в контрольных условиях. Авторы говорят, что это неожиданное открытие может свидетельствовать о том, что участники с низкой внушаемостью были сбиты с толку ложными утверждениями в состоянии предубеждения и испытали своего рода когнитивный конфликт. Эта идея подтверждается тем фактом, что предвзятая информация не повлияла на выбор этих участников. «Участники с низкой внушаемостью сопротивлялись сигналу, в то время как участники с высокой внушаемостью использовали сигнал как дополнительную (и непротиворечивую) информацию», — пишут авторы.
Анльо и его коллеги говорят, что эти результаты напоминают гипноз и эффекты плацебо, которые показали, что людьми можно манипулировать, чтобы они воспринимали вещи, которых нет, с помощью внушения. Однако результаты уникальны тем, что на восприятие участников влияли без сложных умственных процедур, которые часто сопровождают гипноз. «В нашей работе мы показываем, что ложных простых словесных намеков и инструкций достаточно, чтобы вызвать сдвиг в перцептивных суждениях, — объясняют авторы, — несмотря на отсутствие схем ассоциативного обучения или умственных упражнений».
Исследователи заявили, что эта тема требует дальнейших исследований.
«Есть много здоровых споров о том, является ли это информационное воздействие чисто перцептивным по своей природе, или, скорее, оно запускает некий набор сознательных и/или бессознательных когнитивных стратегий», — сказал Анлло. «Проще говоря, если я слышу, что красный мяч на самом деле зеленый, буду ли я действительно видеть его немного более зеленым, или я буду убеждать себя, что он зеленее, и действовать соответственно, несмотря на то, что мое реальное восприятие мяча не меняется?»
«Я бы сказал, учитывая наши результаты, что есть основания полагать, что изменения, вызванные ложной информацией в нашем эксперименте, были перцептивными, но я понимаю, что в настоящее время невозможно окончательно поддержать этот аргумент и оставаться открытым. к альтернативе. Здесь важно то, что ни одна из этих альтернатив не меняет того факта, что введенная ложная информация оказала влияние с точки зрения поведения (участники действительно действовали под влиянием ложной инструкции) и внутреннего суждения (чувство и уверенность участников также следовали за ложной информацией). )».
«Кроме того, основная цель нашего исследования заключалась не в том, чтобы понять, изменит ли восприятие ложная информация, а скорее в том, зависит ли ее воздействие от внушаемости к социальному внушению (насколько вы одеваетесь, как ваши друзья, или чувствуете влияние их музыкальных вкусов). ), что является психологической характеристикой очень высокого уровня, и можно было бы инстинктивно предположить, что она имеет мало общего с задачей восприятия низкого уровня, которую мы использовали», — объяснил Анлло.
«Необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы попытаться понять, какие другие социальные особенности, которые мы обычно игнорируем при понимании когнитивного восприятия, могут на самом деле играть важную роль в этом процессе, и в какой степени их влияние может быть чисто перцептивным, стратегическим или сочетание того и другого».