22 психологических эффекта, которые искажают восприятие реальности
Жизнь 27 сентября 2018
Узнайте о самых частых уловках мозга, чтобы больше не поддаваться на них.
1. Эффект прожектора
Человек склонен преувеличивать интерес других людей к своей персоне. Представьте: вы нелепо споткнулись на улице или заметили пятнышко на рубашке уже на полпути к работе. Кажется, это увидели все, будто вы освещены ярким лучом прожектора, а внимание окружающих целиком и полностью фокусируется только на вас.
На самом деле это не так. Кто-то и правда обратит внимание на пятнышко или вашу неуклюжесть, но отнюдь не все. И они не придадут этому такое значение, как вы думаете.
2. Вера в справедливость мира
Люди верят, что справедливость восторжествует: хорошие поступки будут вознаграждены, а негодяи — наказаны. И если с плохим человеком случается беда, мы думаем: «Так ему и надо, он это заслужил».
Человеку просто нужно знать, что жизнь справедлива и каждый получит по заслугам. Кто-то называет это божьей волей или кармой, однако суть не меняется.
3. Эффект плацебо
В основе эффекта — могучая сила внушения. Плацебо — лекарство-пустышка, не обладающее целебными свойствами, которое предлагают пациенту как действенный препарат от его проблемы. В итоге человек ждёт результата, а через некоторое время действительно чувствует себя лучше — это и есть эффект плацебо.
4. Эффект аудитории
Человек по-разному делает одни и те же вещи в одиночестве и в присутствии других людей. Причём наблюдатели могут влиять как положительно, так и отрицательно. Например, человек будет лучше справляться с хорошо знакомой ему работой и хуже выполнять новые поручения, когда рядом с ним находится кто-то ещё.
Психолог Роберт Зайонц считал, что наблюдатели становятся причиной возбуждения, ведь их реакция на действия человека непредсказуема. Когда человек делает то, что умеет и знает, ему легче справиться с психологическим стрессом и страхом оценки, чем если он берётся за совершенно новую незнакомую задачу.
5. Эффект Google, или цифровая амнезия
Люди перестали запоминать информацию, которую легко можно найти в Сети. Это больше не нужно. Интернет упрощает жизнь: всё, что раньше хранилось в библиотеке или памяти человека, теперь доступно по клику мышки. Информация воспринимается, но мозг думает, что сосредотачиваться и запоминать её необязательно, ведь есть Google.
6. Эффект Барнума, или эффект Форера
Мы считаем точными общие характеристики нашей личности, если думаем, что они созданы специально под нас.
Психолог Бертрам Форер предложил группе студентов пройти тест. Участники выполнили задание и передали бумаги на обработку, которую на самом деле не проводили. Форер просто составил одно общее описание личности, подходящее каждому, и представил его ученикам. Он вызывал студентов по одному и просил оценить точность характеристики по пятибалльной шкале. В результате получился средний балл 4,26. То есть, по мнению участников, точность была высокой.
7. Эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя
Психологический феномен относится к разряду самосбывающихся пророчеств. Некоторые социологии описывают это как самогипноз: ожидания человека влияют на его действия и поступки.
Когда мы думаем, что симпатичны собеседнику (даже если это на самом деле не так), то строим разговор в особой манере и проникаемся взаимной симпатией. Или когда руководитель возлагает на сотрудника большие надежды, ставит сложные, но выполнимые цели, работник показывает большую продуктивность и лучшие результаты. Такое самопрограммирование работает и на успех, и на неудачу: ожидание провала непременно к нему и приведёт.
8. Парадокс выбора
Возможность выбора ставит в тупик. И хотя кажется, что большой выбор — хорошо, на деле получается иначе.
Бесчисленное множество альтернатив превращает процесс выбора в страдание.
Нужно разобраться, чем каждый из вариантов отличается от остальных и какой окажется лучше. Это не только долго, но и мучительно. В результате человек может не выбрать вообще ничего либо всё-таки остановится на одном варианте, но удовольствия от него уже не получит.
9. Эффект свидетеля
Чем больше людей оказались рядом с местом преступления или ДТП, тем меньше шанс, что кто-нибудь из них отреагирует и поможет пострадавшим. Каждый очевидец думает, что помочь должен не он, а другой.
Ответственность за поступок распределяется между несколькими людьми, и у каждого отдельного человека она будет ниже, чем есть на самом деле. Но если очевидец происшествия всего один, он понимает, что ответственность переложить не на кого, и с наибольшей вероятностью придёт на помощь.
10. Эффект фокусировки
Мы придаём большое значение одной детали, игнорируя общую картину. Это может привести к неверным суждениям о ситуации в целом или к негативным последствиям.
Например, некоторые считают, что деньги — залог счастья. Но это не так: высокий доход при отсутствии здоровья, времени или любви едва ли можно назвать пределом мечтаний.
11. Систематическая ошибка выжившего
Мы делаем неверные предположения, потому что учитываем не все аспекты.
Во времена Второй мировой войны статиста Абрахама Вальда попросили рассчитать, какие части самолётов-бомбардировщиков нужно укрепить, чтобы увеличить число вернувшихся на базу лётчиков. Вальд обнаружил, что до базы добирались самолёты с повреждениями фюзеляжа: на крыльях, хвосте и других деталях. Аппаратов с подбитыми двигателями или бензобаками было гораздо меньше. Кто-то предложил укреплять крылья и хвост — это казалось логичным. Но Вальд мыслил иначе: раз среди вернувшихся самолётов нет повреждений двигателя и бензобака, значит, они просто не добираются до базы. Он решил укреплять именно эти части и оказался прав.
Было бы ошибкой брать в расчёт только данные по вернувшимся, то есть «выжившим», в то время как общая картина может быть совсем иной.
12. Эффект первого впечатления
Нельзя произвести первое впечатление дважды. А оно важно! Мнение, сформировавшееся в первые минуты знакомства, влияет на дальнейшую оценку вашей персоны. И общение с вами будут строить, полагаясь на впечатление от первой встречи.
13. Эффект доктора Фокса
Яркая подача информации авторитетным оратором может завуалировать бесполезность сказанного. Слушатели выйдут из аудитории с мыслью, что получили новые ценные знания, даже если прослушали откровенную чушь.
14. Предвзятость подтверждения
Человек отдаёт предпочтение информации, которая подтверждает его точку зрения. Даже если данные недостоверны, он всё равно будет опираться на них. Распространённая ловушка, в которую не раз попадал каждый.
15. Иллюзорная корреляция
Люди верят в связь между вещами, которые на самом деле друг от друга не зависят. Эта ловушка создаёт предпосылки для развития стереотипов. «Все блондинки — глупые», «В крупных городах люди бездушные и озлобленные», «День не задался, потому что утром мне перебежала дорогу чёрная кошка» — типичные примеры иллюзорной корреляции.
Мы придаём значение одному яркому, запоминающемуся аспекту, но игнорируем остальные и из-за этого неверно устанавливаем причинно-следственную связь.
16. Эффект ореола
Общее впечатление о человеке влияет на его оценку в частных случаях. Думая, что человек хороший, мы считаем, что он также умный и привлекательный. Или наоборот: привлекательный человек кажется нам хорошим и умным. Мы проецируем общее мнение на конкретные качества, что на самом деле неправильно.
17. Эффект тамагочи
Многие помнят эту любопытную игрушку из конца 90-х: симпатичная пластиковая оболочка и монохромный экран с электронным любимцем. Строго по расписанию мы кормили подопечного, давали лекарства, если заболел, и очень горевали, когда в итоге он умирал от скуки. Дети привязывались к ненастоящему питомцу и испытывали тёплые искренние чувства.
Сейчас тамагочи утратил свою былую славу, но привязанность к гаджетам осталась. Мобильные телефоны, планшеты и даже отдельные приложения — все они вызывают эмоциональную зависимость. Она может проявляться в любом возрасте и оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.
18. Эффект Веблена
Люди склонны демонстративно покупать товары по высокой цене, чтобы подчеркнуть социальный статус. Многим кажется неразумным осознано выбирать самую дорогую вещь в магазине только ради того, чтобы гордо нести её на кассу ценником вверх. Но это действительно работает: в сезон повышения цен спрос на товары также повышается.
19. Эффект несовершенства
Абсолютное совершенство отталкивает, а вот неуклюжесть и лёгкая растрёпанность вызывают симпатию. Особенно если человек самоироничен и любой конфуз превращается в шутку. Так что если хотите кому-то понравиться, не стремитесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле. Простота и естественность берут верх.
20. Эффект Зейгарник
Ещё один психологический феномен, связанный с памятью. Оказывается, мы лучше запоминаем прерванное действие, чем завершённое.
Так, если человеку не дают доделать то, что он начал, возникает некое напряжение, которое не отпускает до тех пор, пока задача не будет закончена. И поэтому он будет её помнить.
Например, сотрудник готовит отчёт, как вдруг его просят зайти в конференц-зал и провести совещание. Вернувшись на рабочее место через несколько часов, он не забудет о том, что именно делал. Но если бы он успел закончить, воспоминания не были бы столь ясными. Эти уловки также используют в рекламе: недосказанность в ролике заставляет смотрящего лучше его запомнить.
21. Эффект проекции
Люди приписывают другим те качества, эмоции и переживания, которые есть в них самих. Добряки думают, что все вокруг такие же. Пережившие болезненное расставание уверены, что другие пары тоже рано или поздно разойдутся.
22. Эффект страуса
Когда в нашей жизни случается что-то плохое, мы не желаем знать подробностей. Образно выражаясь, прячем голову в песок и стараемся не углубляться в проблему. Хотя страусы, как известно, так всё-таки не делают. А вот инвесторы стараются как можно реже мониторить состояние своих вкладов, когда на рынке начинается спад.
Читайте также 🧐
- Что такое эффект чирлидерш и как его использовать
- Эффект домино: как создать цепную реакцию из полезных привычек
- 6 уловок мозга, которые заставляют нас толстеть
10 психологических эффектов, изменяющих наше восприятие реальности
Психологи и социологи открыли немало необычных и порой даже странных психологических эффектов, изучая человеческое мышление и поведение. Природа некоторых из них до сих пор до конца не изучена. Но все они влияют на наше восприятие окружающего мира.
Более того, именно из-за существования подобных феноменов можно говорить, что каждый из нас живет в своей особой версии реальности.
1. Эффект Даннинга-Крюгера
Этот эффект проявляется в некорректном восприятии себя, своих знаний и умений людьми с низкой квалификацией. То есть новички в какой-либо сфере склонны считать себя всезнайками, в то время как профессионалы оценивают себя как недостаточно хороших специалистов.
Этот эффект был исследован в 1999 году. Два социальных психолога, Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг заметили схожий феномен среди своих студентов. Его также называют иллюзией компетентности. А связан он с неправильной самооценкой.
Правда, о чем-то похожем говорил еще Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Также можно вспомнить, например, слова британского философа и математика Бертрана Рассела:
«Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».
Собственно, на своих студентах ученые и провели эксперимент, который подтвердил их гипотезу. Так, участники, хуже всего справившиеся с предложенными заданиями, оценивали свои ответы на высокие балы. А те, кто действительно продемонстрировал выдающиеся результаты, занижали уровень своих знаний.
Исследователи пришли к выводу, что некомпетентные люди не просто совершают ошибки. Они также не в состоянии обнаружить свои ошибки из-за банальной нехватки знаний. Получается некий замкнутый круг.
Похожие исследования были проведены в 2000-х годах. При этом часто эффект соотносят только с некомпетентными людьми. Однако он присущ всем людям без исключения.
Даже высококлассный специалист в одной сфере может быть полным профаном в другой. Тогда он с высокой вероятностью столкнется с эффектом Даннинга-Крюгера.
2. Эффект Зейгарник
Это явление связано с нашей памятью. Дело в том, что человек лучше запоминает действие, которое было прервано на середине. А вот если дело было окончено, оно, скорее всего, быстро сотрется из ума и памяти.
Например, писатель пишет новую главу книги, и в этот момент его прерывает телефонный звонок. Когда разговор будет окончен, человек тут же вспомнит, на каком моменте он остановился и что должно происходить дальше. А вот если друг позвонит ему уже после того, как написана последняя страница, то задумка и ее детали быстро забудутся.
Открыла эффект советский исследователь Блюма Зейгарник, поэтому он и носит ее фамилию. А более подробно этот эффект исследовал американский психолог Курт Левин. Он проводил эксперименты на студентах и школьниках.
Левин обнаружил, что при работе над заданием в уме формируется своеобразное напряжение. Если человека прервать на полпути — напряжение как бы повиснет, не получив окончательной разрядки. Поэтому после отвлечения мозгу легко вернуться к выполнению неоконченного задания. Так, в ходе эксперимента прерванные данные вспоминались на 90% лучше, чем завершенные.
На этом феномене, кстати, отлично зарабатывают маркетологи и рекламщики, создающие рекламные ролики и объявления. Наверняка ты видел подобные фразы, обрывающиеся на полпути и оставляющие ощущение недосказанности.
3. Эффект Тамагочи
В конце 1990-х мир захлестнули популярные японские игрушки «Тамагочи». Небольшое пластиковое «яйцо» позволяло завести виртуального питомца и ухаживать за ним. Таким образом дети должны были учиться ответственности и состраданию.
Последствия, правда, оказались совсем другими. Почти сразу психологи отметили сильную привязанность пользователей к неживому объекту. Так, в Японии даже фиксировались случаи самоубийств после смерти Тамагочи, которому не уделяли достаточно внимания.
Некоторые школы запрещали ученикам приносить игрушки, что приводило к еще большему стрессу. В итоге производители убрали возможность смерти питомца.
Эффект тамагочи может проявляться не только по отношению к цифровому любимцу, но и к компьютерной программе, приложению или, например, роботу. Он выражается в сильной эмоциональной зависимости от такого несуществующего друга. Несмотря на то, что явление названо в честь детской игрушки, ему подвержены люди разного возраста, в том числе пожилые.
Психологический феномен изучался много лет, но ученые не пришли к единому выводу о его вреде. Некоторые считают, что дружба с виртуальными животными — это повод для беспокойства. Такие люди перестают уделять время и внимание живому общению и окружающему миру. А позже они с некоторой вероятностью не смогут отграничить реальность и фантазию.
Другие исследователи, наоборот, относят Тамагочи и похожие на них приложения к безопасным увлечениям, считая их эффективной заменой живой кошке или собаке. Виртуальные питомцы даже используются как элемент терапии для умственно отсталых людей.
В любом случае эффект Тамагочи — интересное и необычное искажение нашего мышления, характерное для современного мира. В будущем, скорее всего, мы еще не раз услышим о нем.
4. Эффект доктора Фокса
Этот психологический эффект связан с тем, как мы воспринимаем выступающего в зависимости от подачи материала. Если лектор харизматичный и яркий, при этом уверенно использует умные слова и специфические термины, то слушатели дают ему высокую оценку. Они получают позитивные эмоции и благодаря этому считают, что научились чему-то новому. Даже если спикер городит полную чушь.
Подобное явление было подтверждено экспериментом, проведенным в 1970 году. Два американских психолога наняли профессионального актера, чтобы он изобразил «знаменитого доктора Фокса» и провел научную лекцию о теории игр.
Лжеученый красочно рассказывал о явлениях, в которых ничего не понимал. Он использовал двусмысленные обороты, активно жестикулировал и говорил очень эмоционально. При этом в его материалах было множество противоречий и пробелов.
А слушателями, к слову, были образованные люди: социологи, психиатры, профессора. Однако никто из присутствующих не усомнился в тезисах доктора Фокса. Под конец лекции зал рукоплескал. Аудитория была уверена, что получила ценные знания.
Исследователи пришли к выводу, что подача материала и личность выступающего имеет гораздо большее значение, чем содержание его лекции. То есть не важно, что ты говоришь, а важно, как ты это делаешь.
Последующие эксперименты подтвердили, что на оценку лектора влияет также его одежда, мимика, зрительный контакт и свобода владения материалом. Все эти приемы активно используют современные спикеры.
5. Синдром Китти Дженовезе
В 1964 году не менее десяти свидетелей видели или слышали нападение мужчины на Китти Дженовезе возле многоквартирного дома в Нью-Йорке. Однако никто из них не помог раненной девушке, и только один житель прикрикнул на преступника из окна.
Очевидцы также не спешили обратиться в полицию, полагая, что это сделает кто-то другой. В итоге Китти умерла по дороге в больницу.
Эта история активно освещалась в прессе и заинтересовала ученых-психологов. Джон Дарли и Биб Латане исследовали случай с Китти и в 1968 году в своей статье назвали такое когнитивное искажение эффектом свидетеля. Его также называют синдромом Китти Дженовезе — по имени жертвы.
Дальнейшие эксперименты подтвердили это явление. Испытуемые видели, как человеку становится плохо: актер изображал сердечный приступ. Если вокруг никого не было, то вмешивались 85% прохожих. Но если вокруг была хотя бы пара других людей, то всего 40% свидетелей предпринимали какие-либо действия.
При этом разнится и скорость, с которой очевидцы приходили на помощь. Одиночке понадобилось меньше минуты, а вот группе из 3 человек — 2 с лишним минуты.
Эффект свидетеля связан также с таким понятием, как диффузия ответственности. Дело в том, что в чрезвычайных ситуациях в группе людей никто не хочет брать на себя ответственность. Каждый полагает, что это сделает кто-то другой.
Кроме того, мы также склонны думать, что в толпе найдется тот, кто окажется более квалифицированным для подобных действий. Например, врач или спасатель.
Однако это не говорит о низких моральных качествах или безразличии очевидцев преступлений. Это иллюстрирует глубокое когнитивное искажение, которое до сих пор изучает социальная психология.
6.
Эффект Розенталя
Если человек верит в правдивость какой-то информации, он на подсознательном уровне ведет себя так, чтобы эта информация подтвердилась. Это своего рода самосбывающееся пророчество, которое мы часто испытываем на себе, не задумываясь об этом. Такие убеждения определяют наши действия и поступки.
Американский психолог Роберт Розенталь, который исследовал этот феномен, назвал его эффектом Пигмалиона в честь древнегреческого мифа. Согласно ему, скульптор вырезал из слоновой кости настолько прекрасную статую, что влюбился в нее. Скорее всего, ученый отсылал к пьесе «Моя прекрасная леди», где профессор превращает обычную торговку в настоящую герцогиню. В этом герою помогла только безоговорочная вера в свои силы.
Розенталь поначалу исследовал этот эффект с точки зрения симпатии. Группу незнакомых людей разбивали на пары. Некоторым участникам сообщали, что партнер в паре симпатизирует им. Другим, наоборот, говорили, что тот испытывает неприязнь. Те, кто думал, что нравится своему партнеру, вел себя более приятно и мягко. Они чаще соглашались с чужой позицией и в целом создавали более дружелюбную атмосферу во время общения.
Еще более показателен эксперимент Розенталя со школьниками, который получил название «Дети Розенталя». В начале учебного года в одном классе он выделил группу детей с якобы выдающимися умственными способностями, о чем сообщил их учителям. Через несколько месяцев оказалось, что избранные действительно получали отличные оценки и похвальные отзывы. Хотя в реальности ничем не отличались от своих сверстников. Просто учителя поверили в их гениальность и вели себя соответствующим образом.
Также считается, что этот эффект действует как катализатор удачи или провала. Вообще он очень эффективен в применении. Это один из методов внушения и самовнушения, который действительно работает.
7. Эффект прожектора
Мы все преувеличиваем внимание других людей к своей персоне. Это явление получило название «эффект прожектора».
Наверняка тебе знакомо это неловкое чувство. Например, ты пролил кофе на брюки и тебе кажется, что все окружающие только и делают, что смотрят на злополучное пятно. Как будто тебя осветили ярким лучом прожектора, а сам ты стоишь на сцене.
В действительности мало кто заметит такую деталь. И даже если люди заметят, то не придадут ей важного значения. В том числе из-за того, что и сами подвержены этому эффекту.
Этот феномен открыт не так давно. Впервые он был описан американским ученым Томасом Гилвичем в 1999 году. В ходе исследований он провел специальный эксперимент. Участников в течение дня просили ходить в странной рубашке и отмечать, сколько людей заметили и отреагировали на это. В итоге оказалось, что озвученное подопытными число превышало реальное в два раза.
Специалисты сделали такой вывод: человек находится в центре внимания гораздо реже, чем он сам считает. Конечно, полностью избавиться от смущения в таких случаях сложно. И это нормально. Зато, зная об эффекте прожектора, будет проще осознать, насколько мы преувеличиваем значение маленьких деталей.
8. Эффект аудитории
Психологи обнаружили, что мы по-разному ведем себя в зависимости от наличия или отсутствия сторонних наблюдателей наших действий. Причем они могут как помогать, так и мешать. Кстати, человеку достаточно быть уверенным, что кто-то наблюдает за ним. То есть аудитория вполне может быть и выдуманной.
О таком эффекте часто говорят спортсмены. Как ни странно, публика помогает им показывать лучшие результаты и ставить рекорды.
Первое научное объяснение этого явления вывел Роберт Зайонц, поэтому эффект часто называют также его именем. Ученый предположил, что при наличии наблюдателей человек испытывает сильное нервное напряжение. Оно помогает решать простые задачи, но в то же время затрудняет выполнение сложных и незнакомых поручений.
Этот феномен до сих пор изучается. Специалисты считают, что он связан с процессом самопрезентации. Каждому из нас важно, как мы выглядим в глазах окружающих, и мы прикладываем усилия к тому, чтобы впечатление о нас было положительным.
При этом следует учитывать, что реакция каждого человека на аудиторию индивидуальная. Кто-то может стесняться вплоть до обморочных состояний, а кто-то ощущать прилив сил и энергии, когда на него смотрят. Чаще всего это вызывает разный уровень стресса, который может быть полезен, а может стать критическим.
Лучше всего эффект аудитории переносят эмоционально стабильные личности. В то время как люди с тревожным расстройством будут испытывать сильный дискомфорт.
9. Эффект помидора
В США помидоры не ели вплоть до 1820-х годов. Их считали ядовитыми, поскольку они относятся к семейству пасленовых. Вернулись томаты на стол американцев только после «опасного» эксперимента. В ходе него житель Нью-Джерси в присутствии публики съел целую корзину красных помидоров. Он не умер и даже не заболел, так что плоды были реабилитированы в глазах общественности.
И это отлично иллюстрирует феномен, который позже так и назвали — эффект помидора. То есть когда полезные вещи считаются вредными.
Эффект помидора был впервые описан доктором Джеймсом Гудвином в 1984 году. Он исследовал ситуации, когда врачи отвергали эффективные лекарства, расходившиеся с общепринятыми представлениями о течении болезни. Медики не озвучивали пациентам некоторые способы лечения, потому что исходили из постулата «Все знают, что они не работают». На самом деле эти методы могли быть вполне действенными.
Здесь можно привести пример экстракта ивовой коры. Долгое время он применялся в народной медицине как средство от простудных заболеваний. Но официальная наука признала его только в конце XIX века. К тому времени было обнаружено, что он содержит много салициловой кислоты. Из нее, например, делают аспирин. Так что кору тоже пришлось реабилитировать.
Эффект помидора может возникать не только из-за отсутствия знаний или сложившихся в обществе убеждений. Часто он появляется, когда полученные ранее доказательства попросту игнорируются.
10. Эффект слепого пятна
Это один из самых любопытных эффектов, связанный со всеми перечисленными ранее. Он выражается в том, что человек не может самостоятельно распознать у себя наличие тех или иных когнитивных искажений.
Мы можем довольно точно анализировать поведение окружающих, замечая их малейшие промахи, а вот свое бревно в глазу увидеть не способны. О таком явлении люди задумывались давно, но изучать его начали всего двадцать лет назад.
Так, в 2001 году психологи из Стэнфордского университета провели анкетирование студентов. Те должны были обозначить у себя любые из 8 приведенных в опросе ошибок мышления. Результаты показали, что каждый участник считал себя более объективным, чем среднестатистический американец.
Исследование, проведенное английскими и американскими учеными в 2015 году, показало, что эффекту слепого пятна подвержены в той или иной степени все люди. Причем не имеет значения ни уровень образования, ни профессия, ни социальный статус. Так, из 600 участников эксперимента только 1 отметил у себя склонность к когнитивным искажениям.
Однако чем больше у нас знаний об ошибках мышления, тем проще нам выявлять их у себя и избавляться от них. Понимать, как работают те или иные психологические эффекты — это первый шаг к осознанному и вдумчивому поведению.
Читай также:
- Обман или заблуждение: 7 логических ошибок человека
- Когнитивные искажения, которые мешают жить полной жизнью
- Ошибка выжившего: как искажается наше восприятие, когда мы видим чужой успех
Увлекательные психологические эффекты, о которых большинство из нас не знает. Вот некоторые интересные различные типы психологических эффектов:
Об этой статье
- Эффект Тэтчер:
- Эффект свидетеля:
- Эффект коктейля:
- Эффект Струпа:
- Эффект Пратфолла: 9000 8
- Эффект грунтовки:
- Эффект МакГерка:
- Эффект обрамления:
- Эффект Пигмалиона:
- Перенос Грюн:
- Парадокс Абилин:
- Эффект контраста:
- Эффект ореола:
- Плацебо и Эффекты ноцебо:
- Эффект «меньше значит лучше»:
- Эффект Google:
- Феномен Баадера-Майнхоф:
- Эффект простого воздействия:
- Эффект обратного огня:
- Эффект Бена Франклина:
- Эффект Einstellung:
- Эффект ложного консенсуса:
- Эффект фокусировки:
- Эффект Форера:
Эффект Тэтчер:
Эффект Тэтчер, также известный как иллюзия Тэтчер, иллюстрирует, что мозг не может правильно обработать фотографию перевернутого лица. Самое интересное, что мозг думает, что может, поэтому у вас появляется уверенность в том, что все в порядке, пока вы не перевернете его.
& когда вы переворачиваете изображение ….
Как только ваш мозг привыкнет к этому правильно, становится совершенно очевидно, что что-то не так. На самом деле, вы видите, что рот и глаза перевернуты. Иллюзия названа в честь Маргарет Тэтчер, бывшего премьер-министра Великобритании, потому что ее фотография впервые использовалась для иллюстрации иллюзии.
Эффект свидетеля:Если бы вы стали свидетелем чрезвычайной ситуации, происходящей прямо у вас на глазах, вы бы наверняка предприняли какие-то действия, чтобы помочь человеку, попавшему в беду, верно? Хотя нам всем хотелось бы верить, что это правда, психологи предполагают, что ваше вмешательство может зависеть от количества других присутствующих свидетелей.
Термин эффект свидетеля относится к явлению, при котором чем больше людей присутствует, тем меньше вероятность того, что люди помогут человеку, попавшему в беду.
Эффект коктейльной вечеринки: Даже в шумном многолюдном месте, если кто-то произносит ваше имя, вы можете отключить посторонние шумы и сосредоточиться на этом голосе. Этот эффект также верен для другой информации, которая может быть важна для нас. Этот эффект изменил то, как психологи думали о слуховом входе и внимании.
Мы сначала все слушаем, а потом происходит фильтрация? Или фильтрация якобы бесполезного ввода происходит еще до того, как мы что-то слышим? Этот эффект привел к концепции моделей внимания, которая имеет важное значение в психологии
Эффект Струпа:
В психологии Эффект Струпа — это демонстрация вмешательства во время реакции на задачу. Когда название цвета (например, «синий», «зеленый» или «красный») напечатано цветом, не обозначенным в названии (например, слово «красный» напечатано синими чернилами вместо красных), название цвета слова занимает больше времени и более подвержено ошибкам, чем когда цвет чернил совпадает с названием цвета.
Можете ли вы сказать цвет слова спонтанно?
Эффект Пратфолла:
Когда человек совершает ошибку или действует неуклюже, что может даже рассмешить окружающих, он оказывается более симпатичным, в том числе по сравнению с более умными и сообразительными людьми. Когда вы совершаете ошибку, вы кажетесь более человечным, более похожим на других и, следовательно, более симпатичным. Совершенные люди могут казаться опасными, но несовершенные люди безопасны, и поэтому их легче полюбить.
Эффект грунтовки:
Эффект прайминга является бессознательным процессом и в основном остается незамеченным, но его эффекты можно увидеть в экспериментах.
Например, если вы недавно видели или слышали слово EAT, у вас временно больше шансов завершить фрагмент слова SO_P как SOUP, чем как SOAP. Конечно, произошло бы обратное, если бы вы только что посмотрели WASH. EAT формирует идею SOUP, а WASH — SOAP.
Эффект привязки:
Ваш подросток отчаянно нуждается в новом гардеробе. Вы назначаете день для похода по магазинам. Повезло тебе. Ваша дочь скоро найдет идеальную пару джинсов. Отлично, говорите вы ей, пока не проверите ценник: 149 долларов.0,95.
«Извини, дорогой, без сделки. Слишком дорого. Я уверен, что вы сможете найти другую пару хороших джинсов подешевле».
«Нет, я люблю эту; Я должен иметь это». Ее голос превратился в визг, когда подходит продавщица. «Вы знаете, что эти джинсы продаются только на этой неделе со скидкой 25%?»
«Мама, это прекрасно. Если мы получим четыре пары джинсов, это все равно, что получить одну бесплатно».
Дочь в восторге. Мама чувствует себя обманутой. Что тут происходит? Ах, Анкерный эффект в действии.
Эффект Мак-Герка:
Эффект Мак-Герка — это перцептивный феномен, демонстрирующий взаимодействие между слухом и зрением при восприятии речи. Иллюзия возникает, когда слуховой компонент одного звука сочетается с визуальным компонентом другого звука, что приводит к восприятию третьего звука.
Эффект кадрирования:Фрейминг описывает, что наш выбор зависит от как представлена проблема , как «сформулирован» вопрос. В качестве примера рассмотрим классический эксперимент.
Участникам было предложено два альтернативных решения для 600 человек, пострадавших от гипотетического смертельного заболевания:
- Вариант А спасает жизни 200 человек
- Вариант Б имеет шанс 1/3 спасти всех 600 человек и шанс 2/3 не спасти никого
72% участников выбрали вариант А.
Они предложили тот же сценарий другой группе участников, но в другой формулировке:
- Если выбрать вариант С, то погибнет 400 человек
- Если выбран вариант D, то существует вероятность 1/3, что ни один человек не умрет, и вероятность 2/3, что все 600 умрут
Однако в этой группе 78% участников выбрали вариант D (эквивалент варианта B)
Эффект Пигмалиона:
Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя — это явление, при котором более высокие ожидания приводят к повышению производительности . Эффект назван в честь греческого мифа о Пигмалионе, скульпторе, который влюбился в созданную им статую.
Трансфер Грюн:
Трансфер Грюн — интересный психологический феномен, который поражает людей в определенных условиях, делая их более склонными к импульсивным покупкам или покупкам, о которых они могут сожалеть позже. Классическими признаками того, что кто-то испытывает это явление, являются отвисшая челюсть, слегка остекленевшие глаза и ощущение затуманенности, растерянности; многие люди также начинают ходить медленнее, когда наступает это своеобразное психическое состояние. Некоторые психологи описывают перенос Грюн как почти неактивное состояние, когда разум перестает функционировать, потому что он получает слишком много информации.
Представьте, что вы идете в большой универмаг с мысленным списком вещей, которые нужно купить. Вам нужно купить яйца, молоко, хлеб, сок и кукурузные хлопья. Типичный завтрак. Почему большой универмаг? Потому что там вы получаете дешевые вещи, вот почему! При входе в магазин вам показывают товары со скидками. Здесь ваш список начинает медленно распадаться. «Эй, у них есть виноградный сок со скидкой 20%! Ах, да кому вообще нужен апельсиновый сок? Вы бродите по магазину, и вместо того, чтобы бежать к проходам, где хранятся продукты для завтрака, вы заняты всеми бесплатными вкусностями, запутанной структурой магазина и большим количеством выставленных предметов. Затем вы доберетесь до острова с яйцами. Там переработанное мясо. Возьми с собой немного бекона! Итак, теперь в вашей тележке есть апельсиновый, яблочный и виноградный сок. Вау, новая дрель? Ну, мне нужно поставить несколько картин. Рулоны туалетной бумаги! Мюсли с фруктами и орехами! Люди думают обо всем!
Вы поняли. Вы зашли туда, чтобы купить дешевый завтрак, а вышли с огромным количеством вещей, половина из которых не нужна. Нет, правда. Они есть. Вы могли бы так же легко обойтись и без них.
Парадокс Абилин:
Обстоятельство, при котором группа лиц соглашается на курс действий, основанный на теории, лучше для группы, несмотря на то, что идет вразрез с предпочтениями членов группы. Это происходит, когда люди чувствуют, что их возражения недостаточно сильны, чтобы поддержать изменение мнения других в их группе. Обычно это называют «раскачиванием лодки».
Эффект контраста:
Когда вы подвергаетесь воздействию объекта (А) определенного значения, после воздействия объекта значительно более низкого значения вы воспринимаете значение А выше, чем его фактическое значение.
Ниже мы видим черное изображение с самым ярким серым прямоугольником в центре.
Вот еще один эксперимент, чтобы продемонстрировать это.
Предположим, у вас есть три миски: одна для горячей воды, одна для холодной и одна для обычной воды. Теперь опустите левую руку в горячую воду, а правую — в холодную воду одновременно. Теперь через несколько секунд выньте обе руки из соответствующих мисок и опустите их в обычную воду. Что вы наблюдаете? Для левой руки вода будет казаться холоднее, а для правой; будет казаться жарче.
Эффект ореола:
Эффект ореола — это когнитивное искажение, при котором общее впечатление наблюдателя о человеке, компании, бренде или продукте влияет на чувства и мысли наблюдателя о характере или свойствах этого объекта. Он был назван психологом Эдвардом Торндайком в связи с тем, что человек воспринимается как имеющий ореол .
Эффекты плацебо и ноцебо:
Мы можем имитировать обезболивающую терапию, давая пациенту сахарную таблетку или стакан пресной воды вместе со словесными внушениями, что это мощное обезболивающее. Существенным моментом здесь является то, что пациент доверяет врачу, верит в лечение и, следовательно, ожидает клинической пользы. 9Таким образом, 0075 эффект плацебо представляет собой воздействие психосоциального контекста терапии, особенно ее вербального компонента, на мозг пациента.
Эффект ноцебо обратен эффекту плацебо. Ожидание клинического ухудшения может вызвать реальное ухудшение, например усиление боли. Поэтому важно понимать, что ни сахарные пилюли, ни стаканы с водой никогда не приобретут исцеляющую способность. Единственное, что имеет значение, это слова, которые вводят вместе с сахаром или водой.
Эффект «меньше значит лучше»:
Когда объекты оцениваются по отдельности, а не вместе, лица, принимающие решения, меньше сосредотачиваются на важных атрибутах и больше зависят от тех атрибутов, которые легко оценить.
В 1988 году Кристофер Хси продемонстрировал эффект в некоторых экспериментах: когда оба следующих варианта предлагались по отдельности, участники предпочитали меньший вариант. Однако, если они оценивались вместе, участники предпочитали другой более крупный или более многочисленный вариант. Например:
- семь унций мороженого, переполненное в маленькой чашке, было предпочтительнее, чем восемь унций мороженого в гораздо большей чашке
- Набор посуды из 24 целых предметов был предпочтительнее набора посуды из 31 предмета с несколькими сломанными предметами
- словарь меньшего размера был предпочтительнее словаря большего размера с порванной обложкой
- участников сочли, что люди раздавали шарф за 45 долларов более щедро, чем те, кто дарил дешевое пальто за 55 долларов.
Эффект Google:
Эффект Google , также называемый цифровой амнезией, представляет собой тенденцию забывать информацию, которую можно легко найти в Интернете с помощью поисковых систем, таких как Google . Согласно первому исследованию эффекта Google , люди с меньшей вероятностью помнят определенные детали, которые, по их мнению, будут доступны в Интернете.
Феномен Баадера-Майнхоф:
Ваш друг вчера утром рассказал вам о малоизвестной блюграсс-электропанк-группе. В тот день вы наткнулись на один из их альбомов на гаражной распродаже. Погоди-ка, они же и в той рекламе Doritos! Совпадение … или заговор? Скорее всего, вы испытываете «частотную иллюзию», более известную как феномен Баадера-Майнхоф.
Эффект простого воздействия:
Простой – эффект воздействия – это психологический феномен, благодаря которому люди склонны отдавать предпочтение вещам просто потому, что они знакомы с ними. В социальной психологии этот эффект иногда называют принципом знакомства.
Обратный эффект:Заблуждение : Когда ваши убеждения опровергаются фактами, вы меняете свое мнение и включаете новую информацию в свое мышление.
Истина : Когда ваши самые глубокие убеждения оспариваются противоречивыми доказательствами, ваши убеждения становятся сильнее.
Как только что-то добавляется в вашу коллекцию убеждений, вы защищаете это от вреда. Вы делаете это инстинктивно и бессознательно, когда сталкиваетесь с информацией, несовместимой с отношением. Точно так же, как предвзятость подтверждения защищает вас, когда вы активно ищете информацию, эффект обратного удара защищает вас, когда информация ищет вас, когда она ослепляет вас. Приходя или уходя, вы придерживаетесь своих убеждений вместо того, чтобы подвергать их сомнению. Когда кто-то пытается поправить вас, пытается разбавить ваши заблуждения, это приводит к обратному результату и вместо этого усиливает их. Со временем обратный эффект помогает вам меньше скептически относиться к тем вещам, которые позволяют вам продолжать считать свои убеждения и взгляды истинными и правильными.
Эффект Бена Франклина:Эффект Бена Франклина — предполагаемый психологический феномен: человек, оказавший кому-то услугу, с большей вероятностью окажет этому человеку другую услугу, чем если бы он получил пользу от этого человека.
Когда мы просим коллегу сделать нам одолжение, мы сигнализируем, что считаем, что у них есть что-то, чего нет у нас, будь то интеллект, больше знаний, больше навыков или что-то еще. Это еще один способ показать восхищение и уважение, чего другой человек, возможно, не замечал от нас раньше. Это немедленно повышает их мнение о нас и побуждает их снова помогать нам, потому что они наслаждаются восхищением и искренне начинают любить нас. Это эффект Бена Франклина.
Эффект Бенджамина Франклина работает, но не должен. Должно быть наоборот. Люди должны чувствовать себя ближе к вам, если вы оказали им услугу, а не вы.
Einstellung Эффект:
Часто называемый набором для решения проблем, Einstellung относится к предрасположенности человека к решению данной проблемы определенным образом, даже если существуют лучшие или более подходящие методы решения проблемы. Эффект Einstellung — отрицательный эффект предыдущего опыта при решении новых задач.
Эффект Einstellung более распространен, чем можно предположить из его названия. Мы постоянно сталкиваемся с этим, когда пытаемся решить проблему, ища решения, которые сработали для нас в прошлом, вместо того, чтобы оценивать и решать ее на собственных условиях. Таким образом, хотя мы можем в конечном итоге решить проблему, мы также можем упустить возможность сделать это более быстрым, эффективным и находчивым способом.
Представьте себе шахматный матч. Если вы гроссмейстер и хорошо знакомы с историей шахмат, вы, вероятно, заметите развитие игры, похожее на другие матчи, которые вы знаете наизусть. Зная, как развивались эти предыдущие матчи, вы можете автоматически искать аналогичные решения.
Эффект ложного консенсуса:
Эффект ложного консенсуса — это когнитивное искажение, которое заставляет людей переоценивать степень согласия с ними других. Основная функция эффекта ложного консенсуса состоит в том, чтобы нормализовать и создать восприятие поддержки («если так много людей верят в это, это должно быть правдой» или «если эти 90 309 человек верят в это, это должно быть правдой») чьих-то убеждений. Примеры:
1.) Джон возражает против однополых браков, потому что ему противен гомосексуальность. Не в силах понять, как кто-то еще может поддержать это, несмотря на это отвращение, или даже не испытывать отвращения вообще, он заключает, что большинство других разделяют его веру.
2.) Джейн, христианка-фундаменталистка, считает, что такие люди, как она, представляют собой «молчаливое и нравственное большинство». Однако у нее есть только неподтвержденные свидетельства (ее семья и ближайшие друзья разделяют ее убеждения), подтверждающие ее веру.
Эффект фокусировки:
Эффект фокусировки состоит в том, что люди принимают решения на основе наиболее ярко выраженной и отчетливой информации, имеющейся у них в рабочей памяти, и по этой причине исключаются другие фрагменты потенциально полезной информации. Таким образом, решение основывается только на долях общего объема знаний или информации, которые человек хранит.
Когда людей спросили, насколько, по их мнению, калифорнийцы счастливее жителей Среднего Запада, и калифорнийцы, и жители Среднего Запада ответили, что калифорнийцы счастливее, но исследование не обнаружило такой разницы в измерении счастья. Эти результаты отражают эффект фокусировки, заключающийся в том, что люди переоценивают положительное влияние солнечной погоды и спокойного образа жизни калифорнийцев. Интересно, что другие аспекты жизни, такие как низкий уровень преступности и безопасность от землетрясений, не учитывались в процессе принятия решений из-за фокусирующего эффекта.
Ref:reflectd.co
Эффект Форера:
Эффект Форера — это термин, используемый для описания склонности людей интерпретировать общие утверждения как точные для них лично, даже если они таковыми не являются. В частности, когда людям дают случайную оценку личности и говорят, что она написана для них лично, они, как правило, оценивают ее как очень точную.
Например, астрология во многом основана на оценке личности. Люди верят, что это работает, потому что считают, что оценки, предлагаемые астрологией, достаточно точны. Однако другой известный эксперимент показал обратное: в 1979 Французский статистик Мишель Гоклен попросил 150 человек оценить чтение гороскопа на предмет того, насколько точно он описывает их характер. 94% оценили гороскоп как точный. Показания гороскопа были фальшивыми — всем 150 людям дали гороскоп серийного убийцы по имени Марсель Петио. Эффект Форера встречается во многих областях, связанных с паранормальными явлениями; например, экстрасенсорные способности, биоритмы, карты Таро и т. д.
Источник – paranormal-encyclopedia.com, Quora, wikipedia
Топ-20 малоизвестных психологических эффектов, которые сбивают с толку
В этой статье я составил список «Топ-20 малоизвестных психологических эффектов», с которыми, я уверен, вы сталкивались хотя бы раз в жизни.
Возможно, вы сталкивались с некоторыми психологическими явлениями, но понятия не имеете, как они называются.
20 редких психологических эффектов, о которых мы поговорим в этой статье:
- Эффект Бена Франклина
- Эффект ореола
- Феномен Баадера-Майнхоф
- Эффект Манделы
- Эффект Перри Мейсона
- Эффект CSI
- Эффект Скалли
- Эффект Даннинга-Крюгера
- Эффект Барнума
- Эффект свидетеля
- Эффект озера Вобегон
- Эффект Рингельмана
- Эффект Зейгарник
- Хорошо пройденный дорожный эффект
- Стокгольмский синдром
- Эффект Тамагочи
- Эффект Струпа
- Эффект Расёмона
- Эффект аудитории
- Эффект чирлидерши
Давайте начнем путешествие с цитаты Курта Воннегута , относящейся к сфере психологии:
«Мы то, чем мы притворяемся, поэтому мы должны быть осторожны с тем, кем мы притворяемся».
20 самых малоизвестных психологических эффектов
#1.
Эффект Бена Франклина ИсточникЭто психологический феномен, который говорит:
Когда мы делаем человеку одолжение, в результате он нам нравится больше. Это потому, что, помогая кому-то, мы оправдываем свои действия перед собой тем, что сделали им одолжение, потому что они нам нравятся.
Сам Бенджамин Франклин заявляет в своей автобиографии:
« Тот, кто однажды сделал вам добро, будет более готов сделать вам другое, чем тот, кому вы сами обязаны ».
Если вы хотите нравиться людям, просто попросите их об услуге. Но постарайтесь не возвращать его сразу. Наоборот, если кто-то просит вас об одолжении, следите за тем, чтобы чувствовать себя лучше по отношению к ним.
#2. Эффект ореола
ИсточникЭто тип когнитивного искажения, когда одна черта человека или предмета используется для вынесения общего суждения об этом человеке или предмете.
Это явление очень часто встречается в нашей жизни, но мы его не замечаем. Например, сколько раз мы видим привлекательного человека, и наш мозг автоматически считает этого человека «хорошим».
ИсточникНа самом деле между внешностью и характером человека нет никакой связи. Но какими бы дерьмовыми они ни были, наш разум все равно находит способ заставить их казаться порядочными людьми.
№3. Феномен Баадера-Майнхоф
Источник«Феномен Баадера-Майнхоф» является своего рода эффектом. Это происходит, когда:
Вы впервые сталкиваетесь с какой-то информацией, а потом вдруг она появляется повсюду.
Это также известно как частотная иллюзия. За это явление ответственны два психологических процесса:
- Избирательное внимание — Это когда вы узнаёте новое слово, вещь или идею и после этого ваш мозг бессознательно ищет их повсюду. В результате вы будете чаще находить его рядом с собой.
- Смещение подтверждения — это происходит после избирательного внимания. При этом, увидев его два-три раза, вы убеждаете себя, что да, вы определенно видите его больше.
Вы будете удивлены, узнав, что это явление названо в честь воинственной западногерманской террористической группировки, действовавшей в 1970-х годах.
№4. Эффект Манделы
ИсточникЭффект Манделы также известен как Ложная память. Это психологический феномен, где:
Люди вспоминают то, чего на самом деле не было.
Термин «Эффект Манделы» был придуман консультантом по паранормальным явлениям и блогером Фионой Брум.
Нельсон Мандела был южноафриканским лидером, который умер в возрасте 95 лет в 2013 году. Но у нее ложные воспоминания о Нельсоне Манделе, умершем в тюрьме в 1980-х годах.
Она также думала, что ее заявление разделяют «возможно, тысячи» других людей.
Люди, которые верят в эффект Манделы, думают, что их ложная память является доказательством существования параллельной вселенной.
По их словам, любые ложные воспоминания, которые у них есть, связаны с теми событиями, которые произошли в другой реальности и каким-то образом пересекались с их реальностью.
№5. Эффект Перри Мейсона
Перри Мейсон — американский юридический драматический телесериал, который, как полагают, сильно повлиял на правовую систему США.
В сериале клиенты Мэйсона всегда изображаются невиновными и ошибочно осужденными. В конце концов, Мейсон каким-то образом заставляет настоящего преступника сломаться, признаться и спасти своего клиента.
Это очень сильно повлияло на американскую правовую систему. Потому что Мейсон был показан как юрист-идеалист, который всегда посвящает все свое время и энергию одному делу за раз. Он изо всех сил старается доказать невиновность своих клиентов.
В основном все, что показывают в телешоу, предназначено для развлекательных целей, но люди начинают воспринимать это всерьез, думая, что так работает правовая система в США, что не так.
- Присяжные заседатели, которые смотрели шоу, иногда предполагают, что подсудимый невиновен, даже если он действительно виновен.
- Иногда присяжные оказывают давление на адвоката защиты, чтобы заставить настоящего преступника признаться в суде, иначе обвиняемый будет осужден. Это происходит потому, что в сериале Мейсон каким-то образом заставляет настоящего преступника признаться в суде.
- Многие подсудимые предпочитают выступать pro se, т. е. они представляют себя в суде вместо адвоката, представляющего их. Это происходит из-за упрощенного изображения судебных дел. Это заставляет подсудимых полагать, что они поняли работу правовой системы и могут представлять себя лучше, чем любой адвокат.
#6. CSI Effect
SourceЭтот психологический эффект назван в честь американского судебно-криминалистического криминального сериала «CSI: Исследование места преступления». Это шоу влияет на общественное мнение из-за чрезмерного использования криминалистики для раскрытия дела.
По сути дела, в телешоу криминалистика показана на удивление продвинуто (на самом деле это не так). Таким образом, это повышает ожидания людей в отношении криминалистики, чтобы найти все больше и больше научных доказательств.
Считается, что это оказало огромное влияние на присяжных заседателей, поскольку они начинают требовать все больше и больше доказательств судебно-медицинской экспертизы в уголовном процессе. Таким образом, прокурорам трудно привлечь кого-либо к уголовной ответственности.
№7. Эффект Скалли. Скалли — агент ФБР и врач.
Считается, что персонаж Скалли вдохновил многих молодых женщин сделать карьеру в медицине, науке и правоохранительных органах. В связи с этим наблюдается значительное увеличение числа женщин, работающих в этих областях.
Это происходит исключительно потому, что персонаж Скалли — сильная независимая женщина, которая также является врачом и агентом ФБР.
#8. Эффект Даннинга-Крюгера
ИсточникЭффект Даннинга-Крюгера — не что иное, как когнитивное искажение. Это происходит, когда:
Люди с очень небольшими знаниями по теме склонны значительно переоценивать себя. Наоборот, более умные люди склонны недооценивать себя.
Это также происходит из-за неправильного представления людей о чем-то, что они не знают полностью, но думают, что они являются экспертами в этом. Одним из самых забавных примеров тому является уголовное дело МакАртура Уиллера.
Он ограбил несколько банков, намазав лицо лимонным соком, думая, что это сделает его лицо невидимым для камер видеонаблюдения. Это его заблуждение исходит из того факта, что лимонный сок можно использовать для изготовления невидимых чернил.
Когда мы пишем что-то лимонным соком, это практически незаметно, так как лимонный сок бесцветен. Но когда мы нагреваем эту бумагу, соединения углерода, присутствующие в лимонном соке, разрушаются. Углерод, высвобождаемый из них, окисляется, и поэтому невидимые чернила становятся светло- или темно-коричневыми. Он может полностью опуститься до черного цвета, если окисляется в течение более длительного периода времени.
Уилер подумал, что то же самое происходит, когда он покрывает лицо лимонным соком. Это неправильное представление возникает из-за недостатка знаний и отсутствия признания своей неспособности признать отсутствие своих способностей.
Источник#9. Эффект Барнума
ИсточникЭффект Барнума или Эффект Форера — это термин, введенный психологом Полом Милем в 1956 году. Это психологический феномен, который возникает, когда:
Люди считают, что совет, который они получили, основанный на ненаучных знаниях (например, астрологии, гадания, картомании и т. д.), относится только к ним, но на самом деле он достаточно общий и расплывчатый, чтобы его можно было применить к широкому кругу людей.
Многие психологи считают, что из-за этого эффекта многие люди верят в лженауку и паранормальные явления, такие как астрология, гадание, чтение ауры и некоторые типы личностных тестов.
№10. Bystander Effect
ИсточникДопустим, незнакомцу нужна ваша помощь. Теперь то, помогаете вы или нет, в меньшей степени зависит от того, кто вы есть как личность, и больше от того, сколько людей вас окружает. В психологии это явление известно как «эффект свидетеля». (Свидетель просто означает зритель)
Таким образом, это психологический феномен, при котором люди менее склонны помогать кому-то из-за присутствия других людей.
Это происходит потому, что когда кому-то нужна помощь, люди в больших группах склонны считать, что им не нужно ничего делать, так как об этом позаботится кто-то другой.
Вероятно, это один из самых странных психологических эффектов в списке 20 наименее известных психологических эффектов.
Вы могли видеть это много раз. Люди хотели помочь, но уклонялись от этого из-за присутствия других людей.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ: 5 шокирующих видео о несчастных случаях
#11.
Эффект озера Вобегон ИсточникВы склонны переоценивать себя? Если да, то на вас может повлиять так называемый эффект озера Вобегон.
Естественная склонность человека переоценивать свои достижения и возможности по отношению к другим.
Этот термин был придуман профессором Дэвидом Дж. Майерсом в честь вымышленного города в Миннесоте под названием «Озеро Вобегон». Он был создан Гаррисоном Кейлором, чтобы обеспечить место для долгосрочной радиопередачи Prairie Home Companion.
В этом городе все женщины сильные, все мужчины красивые, а все дети выше среднего. Майерс использовал этот город, чтобы описать обычную человеческую склонность верить в то, что они превосходят других.
Люди склонны считать, что они выше среднего, даже если это не так. При опросе старшеклассников только 2% учащихся на самом деле считают, что у них лидерские качества ниже среднего.
№12. Эффект Рингельмана
ИсточникЭто один из наиболее часто наблюдаемых и изученных психологических эффектов в нашем списке 20 наименее известных психологических эффектов.
Люди склонны работать с меньшей эффективностью, работая в группе. Этот эффект был открыт французским инженером-агрономом Максимилианом Рингельманном. Согласно эффекту Рингельмана:
Индивидуумы в группе становятся менее продуктивными по мере увеличения размера группы.
Таким образом, мы можем сказать, что количество индивидуумов в группе обратно пропорционально производительности отдельных членов этой группы.
Это снижение производительности происходит по двум причинам:
- Потеря мотивации или социальная леность
- Потеря координации
№13. Эффект Зейгарник
Возможно, вы заметили, что мы склонны запоминать незавершенные задачи лучше, чем завершенные. В психологии это явление известно как эффект Зейгарник. По этому феномену:
Человек лучше запоминает прерванные или незавершенные задачи или события, чем задачи, которые были завершены.
Основан российским психиатром и психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник.
Однажды в ресторане она заметила, что официанты следят за сложными и неоплаченными заказами. Но после того, как заказ выполнен и оплачен, подробной информации о заказах вспомнить не удалось.
Обычно это происходит из-за когнитивного напряжения в отношении незавершенных задач, из-за которого мы не можем забыть об этом. Но как только задача выполнена, внутреннее напряжение уходит, и мы склонны забывать о деталях.
№14. Хорошо пройденная дорога Эффект
ИсточникВозможно, вы не слышали об этом. Но это один из тех психологических феноменов в нашем списке 20 малоизвестных психологических эффектов, с которым сталкивался почти каждый.
Это когнитивное искажение, при котором путешественники склонны неверно рассчитывать время, необходимое для прохождения маршрута, в зависимости от знакомости маршрута.
Обычно люди склонны недооценивать время прохождения знакомого маршрута. Наоборот, если маршрут незнаком, они склонны полагать, что это займет больше времени.
Это происходит потому, что когда маршрут незнаком, человек склонен сосредотачиваться на новых пейзажах, достопримечательностях и т. д. Эта новизна привлекает внимание путешественника, который заставляет его думать, что поездка заняла больше времени, чем на самом деле.
С другой стороны, если маршрут знаком, мы обычно не сосредотачиваемся на окружении, которое нам знакомо. Это создает ложное впечатление, что поездка заняла меньше времени, чем на самом деле.
Именно из-за этого явления мы склонны опаздывать на знакомые маршруты, так как недооцениваем время, необходимое для преодоления расстояния.
15. Стокгольмский синдром
ИсточникСиндром назван в честь ограбления банка в Стокгольме, Швеция, в 1973 году. В ходе этого ограбления четыре человека были взяты в заложники. Когда эти заложники были освобождены, они защищали своих похитителей и отказывались давать против них показания в суде.
Таким образом Стокгольмский синдром — это состояние, при котором у заложников развивается чувство доверия и привязанности к своему похитителю.
По мнению психологов, эта связь возникает, когда похититель угрожает убить заложников, а затем решает не убивать их.
Это вызывает у заложников чувство облегчения. Они испытывают благодарность к похитителю за то, что он дал ему или ей жизнь.
#16. Эффект Тамагочи
ИсточникЭто психологический феномен, при котором люди эмоционально привязываются к машине или другим цифровым объектам.
Он назван в честь японской игрушки Тамагочи, которая была выпущена в 1996 году. Тамагочи — это ручной виртуальный питомец в форме яйца. Он стал настолько популярным, что по состоянию на 2010 год по всему миру было продано более 76 миллионов тамагочи.
Обычно люди привязываются к устройствам, которые демонстрируют искусственный интеллект и могут имитировать человеческие эмоции и личность.
Эту привязанность может испытать каждый, независимо от возраста. Но чаще встречается у людей, которым трудно общаться с другими людьми.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ: разрушит ли искусственный интеллект (ИИ) человечество в будущем?
#17. Эффект Струпа
ИсточникЭффект Струпа является одним из хорошо известных психологических явлений в нашем списке 20 наименее известных психологических эффектов.
Это относится к медленной реакции людей на определение цвета, когда цвет слова отличается от названия слова.
Он был назван в честь американского психолога Джона Ридли Струпа, который впервые описал его в 1930-х годах.
#18. Эффект Расёмон
ИсточникЭтот эффект назван в честь фильма 1950 года Расёмон. В этом фильме четыре свидетеля описывают убийство четырьмя противоречащими друг другу способами.
Таким образом Эффект Расёмона возникает, когда разные люди имеют противоречивые описания одного и того же события.
Обычно это происходит, когда нет убедительных доказательств, подтверждающих или опровергающих какую-либо версию правды.
#19. Эффект аудитории
ИсточникЭффект аудитории относится к склонности людей вести себя перед аудиторией не так, как в одиночестве.
Он также известен как социальная помощь. Было обнаружено, что человек лучше и точнее выполняет простые задания перед аудиторией, чем в одиночестве. С другой стороны, он/она будет хуже выполнять сложную задачу перед аудиторией, чем в одиночку.
#20. Эффект чирлидерши
ИсточникЭто когнитивное искажение, при котором люди склонны полагать, что люди привлекательны только тогда, когда они находятся в группе.
Этот термин впервые был придуман персонажем по имени «Барни» в телешоу «Как я встретил вашу маму». Сначала он находит группу подруг привлекательной, но после изучения их по отдельности все они кажутся очень уродливыми.