Эго состояния по э берну: Эго состояния в трансактном анализе

Внутренний Ребенок в ситуации ограничений и запретов

ПСИХОЛОГИЯ / 4 МАЯ

Эрика Берна, создателя трансактного анализа, знают даже непрофессиональные психологи. А все потому, что его концепция эго-состояний очень простая и может быть полезна не только профессионалу в работе, но и любому человеку для отслеживания себя и понимания реакций других.

Вкратце: у каждого из нас есть три эго-состояния — Ребенок, Родитель и Взрослый. В них могут пребывать люди любого возраста, дети тоже. Эго-состояния проявляются в разных ситуациях и определяют коммуникацию с окружающими. Взаимодействие собеседников в дополняющих друг друга эго-состояниях может закрепиться в поведении в качестве сценария и повторяться раз за разом, пока общающиеся не осознают, почему ведут себя именно так. Если сценарий мешает, можно попробовать его изменить.


ПРИМЕР:

Муж напоминает жене: «Сегодня вечером мы идем в гости к Петровым». Муж с ними дружит, а жена их любит не очень. Как она может отреагировать?

  • Ответ:

    «Вечно ты ходишь к своим Петровым! Нет бы со мной время провести!» или «Ну ла-а-а-адно…» — и весь вечер пребывать в плохом настроении.

    Расшифровка:

    Это ответы из позиции Ребенка, основанные на первой эмоциональной реакции. Как считаете, к чему может привести диалог в таком ключе?

  • Ответ:

    «Знаешь, мне кажется, ты слишком много общаешься с этими Петровыми. Они тебе не подходят».

    Расшифровка:

    Это ответ из позиции Родителя, у которого грань между заботой и контролем очень тонка. Ваши предположения: как может развиваться такой диалог?

  • Ответ:

    «Давай лучше позовем их в кино? Вы пообщаетесь, все посмотрим интересный фильм».

    Расшифровка:

    Это ответ из позиции Взрослого, попытка договориться и решить проблему с учетом потребностей каждого из собеседников. Подумайте, к чему может привести такой вариант.

Эго-состояния:

Взрослый анализирует и реагирует на ситуацию здесь и сейчас. Он рационален и может принимать решения.

Родитель оценивает. Его поведение берется из системы запретов и установок «как правильно», усвоенных с детства. Родитель может быть Заботливым и Контролирующим.

Ребенок испытывает эмоции и реагирует инстинктивно. Он во многом руководствуется интуицией и проявляет непосредственность. Ребенок тоже может быть разным:

Естественный (Свободный) Ребенок действует спонтанно и открыт миру; чувствует, что важен; может быть беспомощным, но легко просит помочь ему; может испытывать сильные чувства, такие как гнев и тревога.

Адаптивный (Приспосабливающийся) Ребенок пытается уловить настроение окружающих и соответствовать ему; стремится сделать все, чтобы его похвалили; не проявляет инициативу и боится творить; может подстраиваться под других в ущерб своей индивидуальности.

Бунтующий (Отчаявшийся) Ребенок не получил любви и принятия и не верит, что сможет удовлетворить свою потребность в них; ощущает свою ненужность; ведет себя грубо и конфликтно; отказывается понимать и прислушиваться.

Когда в жизни взрослого человека (не по эго-состоянию, а по возрасту) появляются ограничения и запреты, он часто реагирует как Бунтующий или Адаптивный Ребенок.

Партнер ведет себя как Контролирующий Родитель и все время спрашивает, что полезного ты сделал (а) сегодня? Мама интересуется при каждом телефонном разговоре, когда уже ждать внуков? Государство вводит новые ограничения и блокирует удобный мессенджер?

«Ах так?!» — это голос Бунтующего Ребенка. Он будет вступать в конфликт: ругаться с партнером, огрызаться маме, выражать свое недовольство в социальных сетях — и не ждать ничего хорошего.

Адаптивный Ребенок, наоборот, стиснет зубы и станет терпеть, только бы не стало еще хуже. Он будет блокировать свои эмоции: опуская глаза в пол, отвечать на любые придирки партнера; бесполезно оправдываться перед мамой; вздыхая, пользоваться электронной почтой, которая пока работает.

Не самое конструктивное поведение, правда? Да и по отношению к себе травматичное.

Стоит помнить, что любому ребенку, в том числе малышу, который живет внутри каждого из нас, нужна любовь и поддержка.

Если вы впадаете в Бунтующего или Адаптивного Ребенка от повторяющихся диалогов и неприятных новостей, стоит тренироваться замечать свои эго-состояния и переключать их. Будучи взрослыми людьми, мы способны сами себе дать поддержку из эго-состояния Заботливого Родителя и решить техническую проблему из позиции Взрослого. Мы можем заварить вкусного чая, сесть и предложить партнеру обсудить, что происходит; мы можем построить новые границы в общении с мамой — для начала сократить количество телефонных звонков или обрисовать список тем, на которые не хотим разговаривать; можем потратить несколько минут и вникнуть в тему, о которой до этого ничего не знали. А еще мы можем задействовать Естественного Ребенка и, подключив его чувство юмора, посмеяться над происходящим.

Давайте изучать свои психические настройки и активизировать те, которые помогают нам в жизни, а не пользоваться только «базовым пакетом».

Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт

ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?

Live-курсы

от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.

Подробнее

Курсы в записи

от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.

Подробнее

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ

Трансактный анализ в рекламе

Специалисты при создании рекламы часто обращаются к трансактному анализу — направлению психотерапии, разработанному в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном и развитым его последователями Т. Харрисом, М. Джеймсом и Д. Джонгвардом. Теория трансактного анализ включает теорию личности, жизненные сценарии и психологические игры. Для понимания рекламного воздействия на сознание потребителей, обратимся к основным положениям теории личности. Согласно теории трансактного анализа Э.Берна (1955), структура личности представлена тремя эго-состояниями:

  • Родитель (Р),
  • Взрослый (В),
  • Дитя или Ребенок (Д).

На рис. 8 — упрощенный вид структурной диаграммы личности.


Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из трех эго-состояниях (ролях по Р. Гулдингу): Родителя, Взрослого или Дитя. Каждому соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Согласно Э. Берну, каждый из этих компонентов несет в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения.

Приведем краткую характеристику Эго-состояний. Эго-состояние Родитель усваивается в детстве за счет обожания старших и подражания им. Данное состояние представляет собой объединение чувств, манер поведения, моделей поведения, похожих на родительские.

Как пишет Т. Харрис, «Родитель — это огромное собрание в мозгу записей бесспорных или навязанных внешних событий, воспринятых человеком в первые годы его жизни. Термин Родитель — наиболее важен в этом контексте, поскольку самыми существенными записями являются те, которые обусловлены примером и высказываниями собственных родителей или заменяющих их людей».

Человек в эго-состоянии Родитель требует, оценивает, учит, руководит, покровительствует. Специалисты различают две основные формы проявления Родителя: «Заботливый» (советы, поддержка, опека и т. п.) и «Предубежденный» или «Критический» (запреты, санкции и т. п.). Состояние Заботливого Родителя проявляется под видом симпатий к другому человеку, заботливого, опекающего, утешающего исправляющего и помогающего поведения. Критический Родитель проявляется в серии привычек и схем суждений, которые нерациональны, но кажутся рассудительными, имеют запретительный характер и могут соответствовать или не соответствовать требованиям культурной среды.

Человек в состоянии Родителя грозит, критикует, приказывает.

Эго-состояние Взрослого характеризуется совокупностью чувств, привычек и моделей поведения, свойственных собственно взрослому человеку и соотнесенных с реальной текущей действительностью. Взрослый может быть определен как организованный, адаптирующийся, разумный, строящий объективные отношения с внешним миром на основе независимого реального опыта. Человек в эго-состоянии Взрослого занят вероятностной оценкой ситуации. Ему присуща рациональность, компетентность, независимость, излишний скептицизм, скованность, недостаточная спонтанность, бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни, твердость в оценках, понимание относительности догм. Он функционирует «здесь и теперь» и независимо от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в

Родителе и Ребенке.

Эго-состояние Ребенок или Дитя — это совокупность чувств, привычек и моделей поведения, являющихся следами детства индивида.

Эго -состояние Ребенок проявляется в раскованности, творческих порывах, импульсивной жизнерадостности, фантазии, любопытстве, пугливости, неуверенности, беспомощности, доверчивости и несдержанности поведения индивида.

«В нем процветают творчество, любознательность, желание исследовать и узнать, стремление потрогать, почувствовать и испытать, а также записи удивительных свежих чувств первых открытий», — пишет Т.Харрис.

Джеймс М., Джонгвард Д. считают, что это состояние может проявлять себя тремя способами: как Естественный Ребенок, как Маленький Профессор и как Приспособившийся или Адаптированный Ребенок. Естественный Ребенок — это часть эго-состояния Ребенка: нежный, импульсивный, необученный, выразительный, это то, чем был бы ребенок «от природы», если бы не испытывал других влияний. Он часто напоминает сосредоточенного на самом себе, любящего удовольствия ребенка, который отвечает нежной привязанностью на удовлетворение его потребностей или становится раздраженным и непослушным, когда они не удовлетворяются.

Он с любопытством относится к окружающему его миру -осматривает, ощупывает и часто пытается сам испытать его.

Естественный Ребенок имеет большую ценность независимо от возраста личности. Он придает ей обаяние и теплоту. Человек, который сохранил такие детские черты, как нежность, непосредственность, чувственность, любопытство и воображение, вероятно, получает удовольствие от жизни и рядом с ним бывает весело другим. Однако Естественный Ребенок не только обаятельный, но также и боязливый, снисходительный к себе, сосредоточенный на себе, непослушный, агрессивный.

Маленький Профессор — это естественная мудрость ребенка. Именно эта часть эго-состояния Ребенка является интуитивной, отвечающей на невербальные сообщения, предчувствующей и манипулятивной. С его помощью человек рассчитывает события: когда ему плакать, когда быть спокойным и как заставить другого улыбаться. Манипулятивное искусство иногда может быть необходимым для выживания, но сильная зависимость от него приводит к психологическим играм и формальному стилю жизни.

Человек в состоянии Маленького Профессора проявляет свои творческие возможности, может проектировать новое здание, писать книгу, сочинять музыку, улучшать отношения между людьми, выводить математические формулы и т.д.

Человек в ситуациях необходимости адаптации естественных побуждений, реакциях на травмы или требования значимых авторитетных лиц, переживания, обучения находится в эго-состоянии Приспособившегося Ребенка. В этом состоянии человек учится понимать других людей -делиться с ними, соблюдать очередь, быть вежливыми, общительными. Он обучается социальным навыкам, которые помогают устанавливать отношения с другими и позволяют удовлетворять свои потребности приемлемым образом.

Как пишет Э. Берн, «когда встречаются два человека, во взаимодействие включаются шесть состояний их Я (по три в каждом из них). Важно понять, какое из состояний во время этой встречи активизировано в каждой из личностей и как эти состояния взаимодействуют. Происходящее можно изобразить на схеме в виде стрелок, связывающих двух людей. В простейших трансакциях (взаимодействиях) стрелки параллельны. Они называются дополнительными трансакциями». Дополнительные трансакции имеют место, когда один индивид делает сообщение из эго -состояния Взрослый к эго-состоянию Взрослый другого и получает такой же ответ. Пересекающиеся трансакции имеют место, когда один индивид делает сообщение из эго-состояния Взрослый к эго-состоянию Взрослого, а другой отвечает ему из эго -состояния Родителя, обращаясь к эго -состоянию Дитя (рис. 9).


Дополнительные трансакции свидетельствую о взаимопонимании, в то время как пересекающиеся — о конфликте или затруднении понимания друг друга ( Рис.10).


Если герой рекламы будет выступать из эго-состояния Родителя, то он будет заботиться, критиковать неправильное поведение (например, питание), учить правильным поступкам проявлять заботу о другом. Чаще всего мы наблюдаем это сообщение от лица Заботливого Родителя в рекламе для Заботливого Родителя (целевая аудитория), беспокоящегося о своем ребенке (дополнительные трансакции).

Слоган «Он такой деликатный» Рекламы порошка «Ласка» — пример рекламного сообщения из состояния Заботливого Родителя к состоянию Дитя целевой аудитории.


В качестве Критикующего Родителя в рекламе может выступать дочь, повзрослевшая и живущая отдельно от родителей. Она зашла, чтобы объяснить матери как нужно заботиться об отце. Ее родители отвечают ей из состояния Ребенка. Ситуация разрешается, когда они соглашаются с критикой дочери. В начале общения персонажей мы наблюдаем перекрестные трансакции, которые сменяются дополнительными — родители послушно следуют совету дочери.

Рекламный персонаж, находясь в эго -состоянии Взрослого, будет рассуждать о пользе того или иного товара и в конце логически сделает вывод о том, что без этого товара просто невозможно обойтись. Примером может служить реклама любого средства для чистки зубов.

Герой рекламы в эго -состоянии Ребенка будет либо веселым, жизнерадостным, полным творчества, либо будет показывать свою беспомощность перед сложившейся ситуацией, взывая к жалости, как например, незадачливая хозяйка из рекламного ролика о «Колгоните», полезном для стиральной машины порошке.

Он может выступать из состояния Естественного Ребенка (вариант — бунтующего подростка) в рекламе Kotex. Текст рекламы:
— Одолжить у мамы туфли?
— Вот еще!
— Позаимствовать у нее бусики?
— Не смешите меня!
— У меня свой стиль и свои запросы. А теперь и свой Kotex.

Что такое эго-состояния? • Репетитор-консультант

Перейти к содержимому

Стив Риглер

Состояние эго — это то, как мы думаем, чувствуем и ведем себя , формируя нашу личность в данное время.

Эти состояния мыслят и чувствуют как:

  • Родитель
  • Взрослый
  • Ребенок

Один из самых выдающихся аспектов теории личности трансактного анализа (Берн, 1961) — это концепция состояния эго .

Эрик Берн предположил, что «состояние эго» (1961, стр. 17):

« Феноменологически может быть описано как когерентная система чувств, связанных с данным субъектом, и операционально как набор когерентных моделей поведения; или прагматически, как система чувств, которая мотивирует связанный набор моделей поведения.

Берн разработал транзактный анализ после обучения психоанализу.

Хотя Берн внес значительный вклад в теорию эго-состояния, он не ввел термин «эго» или «эго-состояние», поскольку слово « эго » на латыни означает «я» или «я».

Берн построил модель Ид, Эго и Супер-Эго Зигмунда Фрейда (Freud, 1989) и адаптировал концепции эго-состояний постфрейдистского Пола Федерна, которые дополнили идеи Фрейда наблюдаемым поведением.

Основы моделей эго-состояний

Существуют две основные модели эго-состояний:

  • структурная модель
  • функциональная модель (называемая поведенческой моделью в последней версии программы «TA 101»)

Чтобы понять, что такое эго-состояние, обращение к двум базовым моделям помогает объяснить и понять теорию.

Начиная со структурной модели, она использует три сложенных круга и является одной из элементарных единиц трансактного анализа.

Каждое эго-состояние начинается с заглавной буквы, чтобы обозначить разницу между реальными родителями, взрослыми и детьми, как показано ниже.

Структурная модель эго-состояний

Теория предполагает, что наша личность разделена, но не обязательно в равных пропорциях , на Родительское, Взрослое и Детское эго-состояния .

P арент-эго

Состояние P арент-эго относится к поведению, мыслям и чувствам, которые скопированы, изучены или даже заимствованы у наших родителей, родительских фигур или других значимых людей.

Родительские фигурки/значимые другие не обязательно biologica l, но может быть кто-то обладающий властью, властью или влиянием, который оказал влияние на нас в детстве. Это могут быть учителя, священники или даже киногерои.

A двойное эго

A состояние двойного эго действует здесь и сейчас и рационально обрабатывает то, что мы думаем и чувствуем, что основано на фактах без вмешательства бессознательного загрязнения.

Мы думаем и реагируем адекватно, демонстрируя логичное и последовательное поведение. Проще говоря, это мы есть мы , без этих внешних влияний наших эго-состояний Родителя и Ребенка.

Детское эго
C

Детское эго C — это не когда мы ведем себя по-детски или то, что другие воспринимают как детское поведение. Это то, как мы вели себя, думали и чувствовали, проигрывали, как в детстве.

Такое адаптивное поведение может быть незамедлительным и действовать как инстинкт выживания внутри нас, создавая препятствия на пути нашего собственного роста.

Это архаичных воспоминаний, которые мы не можем вспомнить на сознательном уровне, но лежат в нашем бессознательном.

Функциональная модель эго-состояний

Функциональная модель показывает, как мы используем то, что есть в структурной модели, и отражает описания составных частей эго-состояний.

Разделение состояний и описание их поведения позволяет более точно наблюдать за поведением.

Родитель разделен на Контролирующий родитель (иногда его еще называют критическим родителем) и Заботливый родитель .

Ребенок делится на Адаптированный Ребенок и Свободный Ребенок .

Контролирующий и Адаптированный находятся слева на диаграмме, а Воспитывающий и Свободный — справа, хотя и не по какой-либо причине, которую я смог установить, за исключением того, что для построения диаграммы необходимо куда-то идти.

Поведение, мышление и чувства, которые мы скопировали у наших родителей, например, критика кого-либо, говорят, что я нахожусь в Контролирующем Родителе.

Например, я могу сказать ребенку что-то вроде «Не беги по дороге». В качестве альтернативы, когда я воспроизводю поведение, которое мои родители демонстрировали мне, когда они укладывали меня в постель, когда я болел, заботясь обо мне и заботясь обо мне, говорят, что я нахожусь в Заботливом Родителе.

Приспосабливаясь к требованиям моих родителей или родительских фигур, ведя себя, думая и чувствуя так, как мы были запечатлены в детстве, я нахожусь в Адаптированном Ребенке.

Без родительского давления или требований, и действуя так, как мы хотели, без влияния, например, просто играя или строя песчаный замок и теряясь в нашем собственном мире, мы, как говорят, находимся в Свободном Ребенке.

С этой теорией теперь становится ясно, что теория поддается наблюдению и расширяет базовую структурную модель.

Скачать бесплатный раздаточный материал

Структурные и функциональные модели эго-состояний