Экспериментальные методы в психолингвистике: Экспериментальные методы в психолингвистике — все самое интересное на ПостНауке

Особенности экспериментальных исследований в психолингвистике.

Продолжительность _2_ часа

Контрольные вопросы и задания:

1.Назовите экспериментальные методы исследования, которые используются в психолингвистике.

2.Укажите методы психологического исследования, используемые в психолингвистическом эксперименте.

3.Дайте характеристику метода лингвистического эксперимента.

4.Раскройте функциональные возможности методики ассоциативного эксперимента.

5.Назовите психологические принципы, на которые опирается методика семантического дифференциала.

6.Укажите назначение специфических методов психолингвистического исследования в прикладной психолингвистике.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Найдите в словаре лингвистических терминов и психологическом словаре определение терминов: эксперимент, ассоциация, дифференциал, шкалирование, метод.

2.Подготовьте конспекты работ:

— А.А.Леонтьева «Основы психолингвистики». – М., 1997., глава 16. «Психолингвистика речевого воздействия»

— А.Ф.Лосева «В поисках построения общего языкознания как диалектической системы». Извлечения, Из хрестоматии «Психолингвистика в очерках и извлечениях». – М., 2003.,стр.372 – 376.

3.Изучите самостоятельно и подготовьте выступления по следующим вопросам:

— Методы экспериментального исследования в психолингвистике.

— Лингвистический эксперимент и его использование в прикладной психолингвистике.

— Метод ассоциативного эксперимента.

— Особенности метода завершения (восстановленния) речевого высказывания.

— Методика восстановления деформированного текста.

— Экспериментальные методы компьютерной психолингвистики.

Рекомендуемая литература:

Белянин В. П. Психолингвистика. М., 2004.

Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М., 2005.

Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М., 2007.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М./ СПб. , 2003.

Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. — Минск., 2005.

Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики. Часть 1. – М., 2005.

Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики. Часть 2. Этнопсихолингвистика. – М., 2007.

Психолингвистика в очерках и извлечениях. / Под общ. Ред. В.К.

Психолингвистика./ Под ред. Ушаковой Т.Н. – М., 2006. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. – М., 2004

Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М.,2007. 5. Психолингвистика./ Под ред. Ушаковой Т.Н. – М., 2006.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Барнаульский государственный педагогический университет»

Кафедра

Дошкольного образования

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)

ОПД. Ф.14. «Психолингвистика»

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Специальности:

050715 «Логопедия»;

050716 «Специальная психология»;

050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Барнаул

2007

ВОПОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСИОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Каковы основные постулаты отечественной психолингвистической теории.

2. Дайте психолингвистическую характеристику текста как универсального знака языка и средства осуществления речевой коммуникации»

3. Раскройте значение научных трудов В.Гумбольдта, И.А.Бодуэна де Куртенэ, А.А.Потебни, Л.В.Щербы для становления психолингвистики.

4. Дайте понятие письменной речи как особого вида речевой деятельности.

5. Назовите специфические особенности процесса «думания» как вида речемыслительной деятельности.

6. Раскройте сущность когнитивных моделей речепорождения.

7. Охарактеризуйте виды и формы речи.

8. В чем заключаются специфические особенности внутренней речи по Л.С.Выготскому.

9. Раскройте особенности структуры и семантики внутренней речи.

10. Опишите кодовые единицы внутренней речи.

11. В чем заключается сущность теории Н.И.Жинкина об особых кодах внутренней речи.

12. Назовите единицы процесса порождения и восприятия высказываний.

13. Раскройте специфические особенности овладения системой родного языка в онтогенезе.

14. Покажите роль детского словотворчества в период овладения системой родного языка.

15. Дайте краткую характеристику основных разделов психолингвистики ( отечественной и зарубежной ).

16. Раскройте сущность мозговой организации речевой деятельности»

17.

Дайте характеристику высказыванию как продукту деятельности говорения. Типология высказываний и их характеристика.

18. Каковы особенности общего строения речевой деятельности. Покажите роль «механизма обратной связи» в осуществлении основных видов речевой деятельности.

19. Перечислите функции речи и знаков языка в речевой деятельности. Как они реализуются в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности человека.

20. Раскройте основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза.

21. Раскройте понятие семантического значения слова.

22. Объясните, что означают понятия «парадигматическая» и «синтагматическая» система языка.

23. Охарактеризуйте соотношение и взаимосвязь значения и смысла слова как двух составляющих его семантики.

24. Перечислите основные психолингвистические концепции процессов восприятия и декодирования речи.

25. Раскройте с точки зрения психолингвистики проблему соотношения языка и сознания; проблему взаимосвязи в развитии мышления и речи.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Барнаульский государственный педагогический университет»

Кафедра

Дошкольного образования

Учебно-методический комплекс дисциплины

ОПД.Ф.14 «ПСИХОЛИНГВИСТИКА»

ОБРАЗЕЦ ТЕСТА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

Специальность

Глазанова Е.В. О надежности психолингвистических методов

Проблемы социо- и психолингвистики: Сб. ст. / Отв. Ред. Е.В. Ерофеева; Перм. ун-т. – Пермь, 2004.

– Вып.5: Языковая личность в условиях диглоссии и билингвизма. – С. 46–55.

Известно, что взаимосвязь между теорией и методом носит неоднозначный характер: с одной стороны, лингвистическая теория может служить основой для разработки методов исследования, с другой стороны, избранные методы могут способствовать разработке определенных теоретических концепций. В последнее время в связи с развитием идеи антропоцентризма проблемы сознания, его строения и функционирования являются едва ли не самыми популярными. Повышенный интерес к этим вопросам специалистов из других областей (и еще чаще неспециалистов) приводит к размыванию системы взглядов и понятий, сложившихся в лингвистике, психолингвистике и психологии. В такой ситуации особое значение приобретает принцип взаимодействия теории и метода, в котором важным становится не только сам результат, но и описание пути и способов достижения этого результата.

Как психологическая наука психолингвистика «унаследовала» методы психологии и в то же время развила свои собственные, специфические способы и приемы изучения речевой деятельности.

Прежде всего имеются в виду экспериментальные методы, т.е. организация целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя (экспериментатора) частично изменяется ситуация, в которой находятся участники эксперимента (испытуемые). В «психолингвистике (разумеется, активно использующей и метод наблюдения) эксперимент становится существенным, если не ведущим, принципом исследования, надежной эмпирической базой для доказательства справедливости выявленных закономерностей. Уникальный материал, полученный в экспериментах, позволяет резко расширить и качественно видоизменить фактографическую базу психолингвистических исследований. На основе экспериментальных данных могут строиться гораздо более мощные и адекватные модели речевой деятельности, чем те, которые строятся без опоры на эксперимент» (Сахарный 1989: 9). При этом «эксперимент традиционно считается самым объективным исследовательским методом. Однако в психологии (и психолингвистике) он имеет свою специфику, которая значительно снижает эффективность его использования» (Леонтьев 1997: 74). В психолингвистике принято многие проблемы исследовать с обращением к индивидуальному сознанию носителей языка; существует большое количество методов, суть которых сводится к получению от испытуемых неких интуитивных (и соответственно субъективных) оценок. Проблематичным является вопрос об их надежности.

Что же мы имеем в виду, когда говорим о надежности того или иного экспериментального метода? Прежде всего, конечно же, его валидность, т.е. адекватность и действенность – то, насколько данный метод соответствует исследуемой проблеме; насколько он отражает то, что он должен оценивать. Во-вторых, это надежность метода в статистическом смысле – устойчивость, воспроизводимость2 и сопоставимость 3результатов, получаемых с его помощью. В-третьих, достоверность («значимость») самих результатов, что обеспечивается репрезентативностью (представительностью) выборки испытуемых – количественной и качественной, а также соответствующей статистической обработкой4. Ну и последнее: теперь принято говорить и об экологичности метода исследования, о необходимости создания таких экспериментальных условий, которые предельно приближаются к условиям естественной речевой деятельности5, а также о «натуральности» задания.

Увы, даже при соблюдении всех вышеописанных параметров «слабым местом экспериментальных методик является механизм интерпретации их результатов» (Леонтьев 1997: 76). Основная проблема заключается в однозначности, а если точнее, неоднозначности интерпретации результатов эксперимента. Поэтому, по-видимому, для повышения эвристической значимости психолингвистических экспериментов целесообразно «…использовать разные экспериментальные методики и затем сопоставлять полученные данные» (Сахарный 1989: 89), т.е. применять «батарею» методик, проводить комплексные исследования формирования языковой способности и ее функционирования в речевой деятельности.

В психолингвистике последних десятилетий вопросы семантики определенно выдвинулись на первый план. Трудности, которые связаны с исследованием семантики, общеизвестны. В языке, строго говоря, все категории принадлежат к области «ненаблюдаемого», но вполне очевидно, что семантика доступна наблюдению в наименьшей степени. Исследователи пытаются выявить семантическую структуру языковых единиц, получить объективные данные о единицах ментального лексикона человека и характере связей между ними с помощью целого ряда специальных экспериментальных методов (психофизиологических, ассоциативных, с применением субъективного шкалирования, классификации, прайминга и др.). Как уже говорилось, многие из них основаны на использовании прямых оценок, даваемых испытуемыми. Следовательно, возникают понятные сомнения в надежности получаемых результатов, а также в надежности самих методов. Это действительно «слабое место» едва ли не любого типа психолингвистического эксперимента.

В данной работе мы рассмотрим следующий вопрос методологического и теоретического характера, насущный для теории восприятия речи и моделирования устройства ментального (внутреннего) лексикона человека: является ли метод субъективного шкалирования достаточно надежным (по крайней мере в статистическом понимании). Как уже говорилось выше, под «достаточно надежным» методом принято понимать метод, результаты которого воспроизводимы. Применительно к данной задаче это означает следующее. Повторное предъявление определенного набора стимулов одному и тому же испытуемому в однотипных условиях должно приводить к «одинаковым» результатам в том смысле, что разброс данных не должен выходить за пределы выборочных ошибок измерения. То же самое должно наблюдаться и для группы испытуемых при условии, что группа представляет собой однородную совокупность.

Метод субъективного шкалирования, заимствованный из классической психофизики, в этой последней используется как один из самых простых способов измерения субъективных расстояний между ощущениями. Существуют различные модификации данного метода, например: метод ранжирования, метод последовательных интервалов, метод парных сравнений и др.

Суть метода ранжирования заключается в том, что участникам эксперимента предлагается упорядочить некоторый набор стимулов по какому-то общему для них признаку, приписав наименьший номер (ранг) стимулу, обладающему данным признаком в наибольшей степени. Этот метод лежит, к примеру, в основе методики градуального эталона6, предложенной В.Я. Шабесом (Шабес 1989). Особенностью метода ранжирования является то, что испытуемые работают сразу со всем набором стимулов и дают оценки на основе сравнения стимулов между собой: оценка любого стимула зависит от оценок, приписанных остальным стимулам. Однако следует иметь в виду, что запрещение приписывать одинаковые ранги разным стимулам вынуждает испытуемых оценивать как разные даже те стимулы, которые представляются им одинаковыми. При достаточно большом числе стимулов испытуемому трудно учесть все ранее произведенные оценки, и поэтому, как пишет Р.М. Фрумкина, «результаты эксперимента, проводимого с помощью ранжирования, теряют надежность, поскольку увеличивается вероятность появления оценок на случайном уровне» (Фрумкина 1971: 33).

Метод последовательных интервалов состоит в том, что испытуемым предъявляется набор стимулов и предлагается разделить их по некоторому признаку на определенное число категорий. Например, в опытах Р.М. Фрумкиной и А.П. Василевича (Фрумкина 1971; Василевич 1971) этот метод был использован для получения субъективных частот встречаемости различных элементов текста. Испытуемым предъявлялся набор из 100 слов, которые следовало разделить по признаку частоты встречаемости на 7 категорий: от «никогда» до «на каждом шагу». Особенность метода последовательных интервалов состоит в том, что испытуемые работают не со всем набором стимулов одновременно, а дают оценку каждому стимулу по отдельности. При этом предполагается, что оценка каждого отдельного стимула не зависит от оценок, данных остальным стимулам набора. Тем самым на объем набора не накладываются такие ограничения, которые имеются при использовании метода ранжирования. Однако, как отмечает В.Ф. Петренко, «выбранные априорно шкалы могут навязывать расчленения исследуемого материала, являющиеся незначимыми для испытуемого» (Петренко 1983: 38).

Метод парных сравнений – один из наиболее простых и прямых способов получения матрицы семантического сходства, и, возможно, поэтому он весьма часто используется в психолингвистических исследованиях. Испытуемых просят оценить «сходство значений» («смысловую близость») с помощью некоторой градуальной шкалы. Шкала может быть, например, пятизначной, как в экспериментах Рубинштейна и Гуднау (Rubenstein, Goodenough 1965), где «0» соответствовал минимальной степени сходства (т.е. различию), а «4» — высшей; или десятибалльной, как в работе А.П. Клименко (1970). Безусловно, метод шкалирования очень трудоемкий (так как для построения матрицы сходства при исследовании семантических отношений n объектов требуется n(n–1)/2 попарных сопоставлений), но, как полагает Миллер (Miller 1971), он дает наиболее точные результаты по сравнению с техникой косвенной оценки. Что же касается надежности данной методики, то в доступной автору литературе не удалось обнаружить методов, позволяющих ее оценить, поэтому нами было предпринято собственное исследование (см.: Глазанова 2000).

Мы стремились получить от испытуемых тонкие нюансы смысловых различий, однако с учетом того факта, что испытуемые лишь до известного предела могут отмечать различия в предъявляемых им стимулах, а шкала с небольшим числом разрядов позволяет получать довольно грубые оценки (см. : Фрумкина 1971). В наших экспериментах мы использовали семибалльную шкалу (от «0» – ‘данные два слова ничего общего по смыслу не имеют’, до «6» баллов – ‘данные два слова очень тесно связаны (близки) по смыслу’). Испытуемым предлагался список, состоящий из пар слов, и было дано задание – оценить, насколько они близки (далеки), связаны (не связаны) по смыслу.

В качестве стимулов в исходном эксперименте выступали 299 пар существительных следующих типов: антонимы (например, друг – враг), синонимы (например, вор – грабитель), термины родства (например, мать – бабушка), слова с общим элементом значения ‘человек’, но различающиеся по полу и возрасту (например, девочка – девушка), а также слова, предположительно никак не связанные по значению (например, бабушка – трубочист)7.

В эксперименте приняли участие 64 испытуемых, носителей русского языка, среди них 33 мужчины и 31 женщина (из них 39 филологов и 25 человек других профессий) в возрасте от 17 до 67 лет.

Учитывая установленные на шкале порядка отношения, в качестве меры центральной тенденции мы выбрали медиану (Me)8, которую рассматривали как усредненную субъективную оценку пары стимулов по всей группе испытуемых, а в качестве меры согласованности оценок испытуемых по каждой паре стимулов мы вычисляли полуинтерквартильный размах (Q), который характеризует общую величину рассеяния оценок.

Вернемся к обсуждению надежности методики субъективного шкалирования. Ведь, как пишет И.Л. Медведева, «субъективная оценка сходства или различия между двумя предметами не является постоянной величиной» (Медведева 1987: 69).

Для измерений на шкалах более высокого уровня, чем шкала порядка, – шкалах интервалов и отношений – в статистике имеется весьма тонкий аппарат, позволяющий определить надежность эксперимента или планировать его с заданной степенью надежности (например, коэффициент Спирмена-Брауна и пр. ). Но, как мы уже писали выше, в доступной автору литературе не удалось обнаружить аналогичных методов, позволяющих оценить надежность эксперимента, выполненного по методике субъективного шкалирования (точнее, в его модификации с парным сравнением стимулов). Известны лишь работы по вероятностному прогнозированию, где результаты тоже выражены в числах на шкале порядка, однако использован метод последовательных интервалов. Например, А.П. Василевич (Василевич 1968) специально исследовал, как изменяются субъективные оценки частот слов у одного и того же испытуемого при повторном тестировании. В его опыте ретесту подвергались 6 испытуемых, которые ранее участвовали в обсуждаемом эксперименте. Им был предъявлен повторно (через 6 месяцев) тот же набор из 100 слов, что и в исходном эксперименте. Результаты опыта показали, что оценки испытуемых весьма устойчивы: почти 40% слов в среднем помещалось в ту же категорию; почти 50% слов имели сдвиг ± 1 категория, и всего 2.4% слов имели сдвиг более чем на 2 категории. В своей работе «Вероятность элементов текста и речевое поведение» Р.М. Фрумкина, ссылаясь на исследование А.П. Василевича, предлагает считать этот способ достаточным для определения надежности подобного рода экспериментов (Фрумкина 1971).

Работа Ю.А. Элькина и А.С. Штерн (Элькин, Штерн 1981) была выполнена по аналогичной методике: исследовались субъективные оценки частот слов, полученные от испытуемых – детей дошкольного возраста. Авторы провели (спустя 2 недели после первого) повторный эксперимент с шестью испытуемыми. Дети в целом тоже показали хорошую устойчивость в оценках. Аналогично эксперименту с взрослыми, почти 40% слов в среднем помещалось в ту же категорию; почти 37% слов имели сдвиг ± 1 категория, и всего 7.3% слов имели сдвиг более чем на 2 категории, т.е. результаты детей незначительно отличались от результатов взрослых испытуемых.

О надежности той или иной методики, как известно, можно судить и по сравнению результатов, полученных на разных группах испытуемых. Например, в описанной выше работе сравнивались результаты оценок для исходного набора стимулов (это были те же 100 слов, что и в работах Р.М. Фрумкиной и А.П. Василевича), полученных в группах детей (по 25 человек) из двух детских садов. Коэффициент ранговой корреляции между наборами оценок оказался равным 0.89, что означает высокое согласие оценок частот слов. Таким образом, авторы делают вывод, что полученные результаты исследования являются достаточно надежными.

В нашем исследовании (Глазанова 2000), чтобы определить, как изменяются субъективные оценки смысловой близости пар слов у одного и того же испытуемого при повторном тестировании, ретесту подверглись (спустя приблизительно 5 месяцев) 14 человек. Материал (299 пар существительных) и методика были в точности теми же, что и в исходном опыте. Оценки испытуемых оказались весьма устойчивыми: почти 40% слов в среднем помещалось в ту же категорию; почти 35% слов имели сдвиг ± 1 категория, и всего 12% слов имели сдвиг более чем на 2 категории. И хотя эти результаты несколько хуже, чем в работах, описанных выше, мы все же полагаем, что это показатель хорошей устойчивости, так как список стимулов в нашем эксперименте был в три раза больше, что в каком-то смысле уже закладывает в результаты эксперимента возможность некоторой флуктуации.

Представлялось интересным проследить, как соотносится степень согласия оценок испытуемых, полученная для каждой отдельной пары стимулов в исходном эксперименте, с устойчивостью оценок данной пары, которая наблюдалась для 14 испытуемых при повторном опыте. Среди 299 пар слов имеется 25 пар с единодушием оценок; 92 пары с хорошим согласием; 103 пары со средним согласием; 50 пар с плохим согласием; 7 пар с плохим согласием с признаками бимодальности и 22 пары с бимодальным распределением оценок. Наиболее устойчивыми были оценки тех пар слов, для которых в основном опыте наблюдалось наибольшее согласие, а наибольшие сдвиги наблюдались именно для тех пар слов, для которых имело место отсутствие согласия.

Теперь приведем результаты сравнения наборов медиан9, полученных на разных группах испытуемых – студентов-филологов в возрасте от 17 до 22 лет (22 человека) и инженеров в возрасте от 45 до 67 лет (12 человек)10. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена оказался равным 0.93, что по шкале Гилфорда означает очень высокую корреляцию, т.е. рассматриваемые нами две группы испытуемых показали очень высокое согласие оценок смысловой близости пар слов.

Таким образом, результаты данного исследования, проведенного по методике субъективного шкалирования методом парного сравнения, являются достаточно надежными по обоим показателям: по устойчивости оценок в повторном опыте и по высокой согласованности оценок двух кардинально различных групп испытуемых в исходном эксперименте.

Выше уже упоминался вариант метода субъективного шкалирования – метод ранжирования, который лежит в основе методики градуального эталона, предложенной В. Я. Шабесом (Шабес 1989). Рассмотрим результаты нашего исследования структуры категории «эмоции» в русском языке11, выполненного с использованием данной методики.

В эксперименте участвовали две группы испытуемых, максимально противопоставленные друг другу на профессиональной шкале , – «технари» (21 человек) и гуманитарии (25 человек). К тому же, чтобы усилить это противопоставление, мы брали гуманитариев только женского пола, а «технарей» – только мужского, так как бытует мнение, что у женщин в целом скорее гуманитарный склад ума, а у мужчин – технический12. Испытуемым выдавался набор из 30 карточек, на каждой из которых было написано наименование эмоции, которые они должны были упорядочить (проранжировать) на основе интуитивной оценки по степени типичности.

При статистической обработке полученных данных в качестве меры центральной тенденции распределения оценок была выбрана медиана. Упорядочив перечень членов категории по значениям вычисленных медиан, мы получили интегрирующий градуальный эталон, описывающий суммарную степень репрезентативности примеров категории. По результатам нашего эксперимента очевидно, что конкретное значение медианы каждого примера, входящего в категорию, соответствует его градиенту репрезентативности; причем минимальное значение медианы соответствует максимальному значению градиента репрезентативности, которым обладает прототип, являясь одним из полюсов шкалы репрезентативности. Самой типичной эмоцией по группе испытуемых в целом (46 человек) является гнев; очень близки к прототипу радость и ярость. Явно на периферии категории находятся апатия и спокойствие.

Литература:

Василевич А.П. К вопросу об использовании субъективных оценок как источника сведений о частоте слов-стимулов // Вероятностное прогнозирование в речи. М., 1971. С. 44-69.

Василевич А.П. Субъективные оценки частот элементов текста (в связи с проблемами вероятностного прогнозирования речевого поведения): Дис. … филол. канд. наук. М., 1968.

Глазанова   Е.В. К вопросу о структуре прототипической категории // STUDIA SLAVICA: Сборник научных трудов молодых филологов I / Составитель и редактор А. Меймре. Таллинн, 1999. С. 116-126.

Глазанова   Е.В. Методика лексико-семантического исследования с использованием субъективного шкалирования и ее надежность // Вестник молодых ученых 2’20: Серия «Филологические науки». СПб, 2000. С. 44-50.

Глазанова Е.В., Штерн А.С. Градуальное измерение вербальной семантики // Проблемы современного теоретического и инженерно-описательного языкознания. СПб., 1996. Вып.4: Семантика и коммуникация. С. 177-189.

Клименко А.П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. Минск, 1970.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.

Медведева И.Л. Основания для сравнения значений слов, противопоставленных индивидуальным сознанием // Психолингвистические исследования: Звук, слово, текст. Калинин, 1987. С. 64-70.

Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.

Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л., 1989.

Фрумкина Р.М. Вероятность элементов текста и речевое поведение. М., 1971.

Шабес В.Я. Событие и текст. М., 1989.

Элькин Ю.А., Штерн А.С. Опыт построения словаря субъективных частот слов для детей дошкольного возраста // Коммуникация и мышление. М ., 1990. С . 81-83.

Miller G.A. Empirical methods of the study of semantics // Semantics. Cambridge, 1971.

Rubenstein H., Goodenough J. Contextual correlations of synonymy // Comm. A.C.M. 1965. 13.

 

1Работа выполнена при поддержке РФФИ (грант № 03-06-80068) и Совета по грантам Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ (грант МК-2639.2003.06).

2О воспроизводимости говорят, если при сохранении определенных условий мы получаем тот же результат. Другое дело, что повторяющийся результат может быть бессмысленным (с точки зрения поставленных задач), но это иной аспект проблемы.

3 В первую очередь имеется в виду сопоставимость результатов, полученных на аналогичных группах испытуемых.

4Безусловно, кроме всего прочего, процедура проведения эксперимента, а также способ обработки данных должны быть стандартными. К тому же нужно попытаться минимизировать влияние неучтенных факторов и ограничиться исследованием того, ради чего проводится исследование.

5По мнению А.А. Леонтьева, гораздо более эффективны методики, где сознательная рефлексия испытуемых сведена к минимуму (Леонтьев 1997): чем меньше испытуемый рефлексирует над экспериментальной ситуацией в целом и над предложенным заданием, в частности, тем более полученные результаты соответствуют тому, что имеет место в естественной речевой деятельности.

6Под градуальным эталоном понимается непрерывная линейная когнитивно-семантическая область, характеризующаяся двумя полярными максимальными значениями в зонах ее пределов и нейтральным («нормальным») значением в ее межполюсной зоне. Этот метод используется для изучения структуры семантических полей, например: «хороший – плохой», «грустный – веселый» (см. Глазанова, Штерн 1996).

7В отличие от классических работ по выявлению интуитивной оценки смысловой близости, о которых уже упоминалось, у нас не было необходимости рассматривать сочетания всех слов-стимулов со всеми. Единственной группой слов, для которой мы рассматривали все возможные сочетания, были термины ближайшего родства.

8 Медиана в нашем случае соответствует точке на шкале возможных оценок, ниже которой помещено 50% оценок, приписанных данной паре стимулов.

10 Эти группы находятся на противоположных полюсах возрастной и профессиональной шкалы.

11 Исследование проводилось совместно со студенткой филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета А.  Кононовой.

12 Возрастные рамки испытуемых – 18-23 года; были отобраны студенты не ниже второго курса.

© Все права защищены. Е.В. Глазанова.
© Все права защищены. Школа социопсихолингвистики.
© Автор разрешает свободное копирование всех материалов электронного издания. При использовании электронной копии текста в печатных и / или электронных публикациях ссылка на Школу социопсихолингвистики и автора Е.В.Глазанову обязательна.

1.3 Методы исследования в психолингвистике – психология языка

Психолингвистика использует несколько способов понимания языка. Они варьируются от наблюдательных исследований, анализа речевых ошибок до экспериментов и методов нейровизуализации. Мы также используем вычислительные модели для имитации наших теорий о языковой системе. В этом разделе будут рассмотрены некоторые методы, используемые исследователями. Однако имейте в виду, что мы всегда разрабатываем новые методы, чтобы понять, как работает язык.

Изучение времени реакции на когнитивные задачи является распространенной психологической парадигмой при попытках сделать вывод о продолжительности, последовательности и содержании познания. Как видно на рисунке 1.5, (или RT) измеряется как время между началом стимулов и реакцией участника. Среднее значение и дисперсия времени реакции считаются полезными показателями скорости обработки. Наиболее распространенной формой экспериментов со временем реакции являются нажатия кнопок. Однако движения глаз и начало голоса (в задачах на повторение и чтение) также могут использоваться.

Рисунок 1.5 Эксперимент времени реакции [Описание изображения]

Одна из самых популярных парадигм времени реакции называется . Прайминг используется практически во всех областях психологии. Основная идея заключается в том, что если две вещи имеют общие когнитивные или психологические характеристики, они будут либо способствовать, либо мешать друг другу. Однако, если они не имеют такого сходства, такого эффекта не будет. Например, слово СОБАКА легче узнать, если вы уже видели слово КОШКА. Это может быть своего рода сематическую грунтовку тем, что оба слова относятся к одной и той же семантической категории (ЖИВОТНОЕ). Такой эффект известен как облегчение , в то время как вмешательство или замедление такого эффекта известно как вмешательство .

Рис. 1.6 Модель сети прайминга

Как видно на рис. 1.6, причины, лежащие в основе эффектов прайминга, можно смоделировать как паутину взаимосвязанных идей или концепций в уме. Понятия, которые связаны семантически (собаки и лягушки — животные) или фонологически (собака и болото оканчиваются похожими звуками), с большей вероятностью облегчат прайминг. На рис. 1.6 сематические связи обозначены прямыми линиями, а фонологические — пунктирными линиями. Идея состоит в том, что встреча со стимулом (увидев или услышав его) не только активирует эту концепцию в уме, но и в некоторой степени частично активирует связанные концепции. Таким образом, когда какое-либо из этих связанных понятий будет представлено в следующий раз, они будут извлечены быстрее, потому что они уже были частично активированы (или подготовлены) предыдущей активацией.

Поскольку мозг является уязвимым органом, он может быть поврежден при внешней или внутренней травме. Если кровоток и снабжение кислородом ограничиваются даже на несколько минут, нейроны начинают погибать. Эти участки повреждения называются . Такая травма может быть получена в результате несчастных случаев, инсультов, операций на головном мозге или проглатывания определенных токсинов. Изучение этих поражений и связывание их с поведенческими ограничениями таких пациентов может предоставить ценную информацию о том, какие области отвечают за какое поведение. Когнитивная нейропсихология внесла свой вклад в психолингвистику с самых ранних времен. Возможно, самая ранняя запись об этом относится к случаю 20 в папирусе Эдвина Смита. Это отчет пациента с травмой головы, который привел к следующему наблюдению: «…Он потерял дар речи. Неизлечимая болезнь». Явный случай потери речи из-за черепно-мозговой травмы. Столетия спустя Брока и Вернике продолжают такое наблюдение, и мы обсудим их в главе 4. Когнитивная нейропсихология пытается связать поведенческие нарушения, вызванные повреждением мозга, с моделями нормальной обработки информации. Шалис (1988) переусердствовал с тем, что когнитивная нейропсихология добилась значительных успехов в связывании неврологических расстройств с когнитивной моделью, подчеркнул важность изучения отдельных случаев по сравнению с групповыми исследованиями и внес свой вклад в изучение нарушенного поведения мозга как способа понимания нормального поведения. В то время как традиционные исследования поражений проводились путем патологоанатомического исследования и обратного отслеживания для анализа поведения пациента при жизни, современные методы нейровизуализации позволяют нам исследовать поражения у пациентов, пока они живы, и проводить поведенческий анализ в режиме реального времени.

Появление методов нейровизуализации привело к расцвету новых исследований в области психолингвистики. В то время как традиционные рентгеновские лучи не могут предоставить много деталей о мозге, другие технологии, такие как измерение электрической активности мозга, предоставили ценные данные. К таким методам относится электроэнцефалография, которая измеряет электрическую активность мозга, определяя ее с помощью электродов, размещенных на коже головы. Затем усилитель может усиливать разницу в милливольтах на коже головы и обеспечивать непрерывное считывание мозговой активности.

Психологи идут еще дальше и измеряют такую ​​электрическую активность, связывая ее с конкретными событиями (такими как предъявление стимула). Такой потенциал, связанный с событием, или ERP, может иметь положительную или отрицательную полярность. Эти пики в показаниях ERP помечены в соответствии с их полярностью (положительная или отрицательная) и разницей во времени от начала стимулов (в миллисекундах). Некоторые распространенные ERP включают N400 (обнаружено через 400 мс после начала стимула как отрицательное напряжение) и P300 (обнаружено через 600 мс после начала стимула как положительное напряжение). Поскольку ЭЭГ и ВП измеряют электрическую активность, они почти мгновенно обнаруживают изменения в мозге. Можно сказать, что они имеют очень хорошее временное разрешение. Однако, поскольку они обнаруживают этот электрический потенциал кожи головы, обнаруженные сигналы, как правило, являются усредненными сигналами от нескольких областей мозга и нейронов. Следовательно, не всегда возможно точно определить, какая область мозга на самом деле участвовала в том или ином сигнале ЭЭГ или ВП. Другими словами, эти методы имеют плохое пространственное разрешение. Другие методы, такие как ПЭТ и МРТ, были разработаны как способ увеличения пространственного разрешения нейровизуализации.

(позитронно-эмиссионная томография) использует радиоактивные вещества в качестве индикаторов для получения изображений активности мозга. Поскольку мозг потребляет большое количество энергии, введение глюкозы в организм гарантирует, что большая ее часть окажется в областях мозга, которые активны в когнитивной задаче. Если глюкоза содержит радиоактивные изотопы, их выбросы можно обнаружить и преобразовать в изображения.

Рисунок 1.7 Схема позитронно-эмиссионной томографии [Описание изображения]

ПЭТ используется как в медицинских, так и в исследовательских целях. Как видно на рис. 1.8, участнику вводят короткоживущий радиоактивный изотоп. Наиболее часто используется фтордезоксиглюкоза (ФДГ), меченная F-18. После периода ожидания концентрации активной молекулы в ткани головного мозга (один час для ФДГ) участника помещают внутрь сканера. Когда трассер распадается, его выбросы собираются сканером. Сканер зависит от обнаружения пары фотонов, движущихся в противоположных направлениях. Фотоны, не имеющие временной пары, игнорируются. Вычислительная реконструкция использует статистический анализ и исправление ошибок для создания изображений, таких как рис. 1.8, на котором показано сканирование неповрежденного участника.

Рис. 1.8 ПЭТ-сканирование неповрежденного мозга

Как вы понимаете, основной проблемой ПЭТ является введение радиоактивного материала в тело. Различные юрисдикции устанавливают стандарты максимального количества радиации, которому человек может подвергнуться в течение года. Это означает, что один и тот же участник может принять участие только в небольшом количестве ПЭТ-сканирований, что ограничивает объем сбора данных, возможных в психологических исследованиях. Еще одним фактором является стоимость ПЭТ-сканеров и радиоактивных индикаторов.

Альтернативой ПЭТ, в которой не используются радиоактивные вещества, является магнитно-резонансная томография (МРТ). При этом использовались мощные электромагниты для воздействия на атомы водорода. Атомы водорода в изобилии присутствуют в организме человека в виде воды и жира. Атомные ядра атомов водорода способны поглощать радиочастотную энергию при помещении в магнитное поле. Результирующая спиновая поляризация может производить радиочастотный сигнал, который можно обнаружить и проанализировать. Изменение параметров последовательности радиоимпульсов может привести к разным контрастам между тканями мозга в зависимости от свойств составляющих их атомов водорода. Компьютерная обработка сигналов может дать очень подробное трехмерное изображение мозга. Однако это статичное изображение тканей без каких-либо признаков мозговой активности.

В последнее время (функциональная магнитно-резонансная томография) вышла на передний план как способ совмещения МРТ-изображений с изображениями активности мозга. Это измеряет энергию, выделяемую гемоглобином в крови. Предполагается, что наиболее активные области мозга с наибольшей вероятностью будут потреблять больше крови (для получения энергии). Следовательно, измерение кровотока в различных областях мозга может косвенно показать нам меру их активации при выполнении определенных когнитивных задач. Этот тип сканирования обеспечивает лучшее временное и пространственное разрешение, чем ПЭТ. Однако, поскольку между активацией мозга и обнаружением происходит задержка в 1-5 секунд, временное разрешение фМРТ уступает ЭЭГ.

Рисунок 1.9. Активация фМРТ в эмоциональной задаче Струпа [Описание изображения]

Нейровизуализация находится в авангарде психолингвистических исследований мозга. Они могут рассказать нам о ходе различных когнитивных процессов во времени и о том, в какой степени психические процессы взаимодействуют друг с другом. Однако эти методы все еще довольно дороги и различаются по временному и пространственному разрешению. Как видно на рис. 1.10, разные методики различаются по точности измерения времени и активных областей мозга. ЭЭГ может обнаруживать активность мозга с высоким временным разрешением, но не может точно сказать, откуда она возникла. Поскольку все сигналы обнаруживаются на поверхности головы, мы не можем быть уверены, возникли ли они в коре или в более глубоких областях мозга. С другой стороны, ПЭТ и фМРТ неплохо предоставляют пространственную информацию. Однако, поскольку они зависят от потока жидкости (крови), существует временная задержка между тем, когда область мозга становится активной, и тем, когда сканер обнаруживает сигнал.

Также существуют методологические ограничения, поскольку большинство этих методов требуют, чтобы участник оставался неподвижным во время сканирования. Это ограничивает возможность изучения открытой речи или других движений. Кроме того, использование мощных магнитов в фМРТ означает, что участники с любыми металлическими имплантатами не могут принимать участие в таких исследованиях (металл вылетит из их тела в сторону сканера).

Рисунок 1.10. Сравнение методов визуализации мозга [Описание изображения]

Более серьезным ограничением любого метода нейровизуализации является сложность интерпретации результатов. Как мы узнаем, что вызывает конкретную активность? Мы можем видеть, когда и где что-то происходит, но не обязательно как. Наблюдение за нервной активностью — это не то же самое, что наблюдение за умственной деятельностью. Некоторые исследования часто усредняют результаты нескольких участников. Как мы можем быть уверены, что все они используют одни и те же области мозга для одинаковых действий? Однако, даже с такими ограничениями, эти методы открыли нам широкий спектр возможностей проникновения в суть неврологической основы языка. По мере разработки новых методов мы можем даже увидеть, как эти методы регулярно используются для исследований и реабилитации.

Описания изображений

Рис. 1.5 Эксперимент по времени реакции

Диаграмма, показывающая процесс проверки чьей-либо реакции на наблюдение числа на экране компьютера и нажатие числа на клавиатуре:

  1. Стимул: На экране компьютера появляется цифра 3. Таймер запускается.
  2. Сенсорика: глаза видят цифру 3.
  3. Корковый: стимулы обрабатываются мозгом.
  4. Мотор: Мозг говорит руке нажать цифру 3 на клавиатуре.

[Вернуться к месту в тексте (рис. 1.5)]

Рисунок 1.7 Схема позитронно-эмиссионной томографии

Функция ПЭТ-машины. Сканер регистрирует выбросы короткоживущего радиоактивного изотопа в мозгу испытуемого, передает эту информацию в блок обработки совпадений, который впоследствии используется для реконструкции изображения активности мозга испытуемого.

[Вернуться на место в тексте (рис. 1.7)]

Рисунок 1.9Активация фМРТ в эмоциональной задаче Струпа

90 002 фМРТ шести головных мозгов. Первые три изображения отображают реакцию мозга на выражения, а последние три иллюстрируют реакцию мозга на слова. Цветные метки от красного до желтого используются для качественной оценки силы реакции мозга, а также для локализации мозговой активности.

[Вернуться на место в тексте (рис. 1.9)]

Рисунок 1.10 Сравнение методов визуализации головного мозга

Размеченный трехмерный график, сравнивающий несколько методов визуализации мозга по осям временного разрешения, портативности и пространственного разрешения.

Методы визуализации всего мозга, перечисленные по пространственному разрешению от низкого к высокому:

  • Поверхностная ЭЭГ: низкое пространственное разрешение, средняя портативность, высокое временное разрешение
  • MEG: низкое пространственное разрешение, высокая портативность, высокое временное разрешение
  • ПЭТ: низкое пространственное разрешение, низкая портативность, низкое временное разрешение
  • fNIRS: низкое пространственное разрешение, высокая портативность, среднее временное разрешение
  • фМРТ: низкое пространственное разрешение, низкая портативность, среднее временное разрешение
  • Функциональный ультразвук

Локальные методы визуализации мозга, перечисленные по пространственному разрешению от низкого к высокому:

  • Оптическое изображение: высокое пространственное разрешение, высокая портативность, высокое временное разрешение
  • Имплантированная ЭЭГ: высокое пространственное разрешение, высокая портативность, высокое временное разрешение

[Вернуться на место в тексте (рис. 1.10)]

Атрибуция СМИ

  • Рис. 1.5 Эксперимент Эмили Уиллоуби со временем реакции распространяется под лицензией CC BY-SA 4.0.
  • Рис. 1.6 Сеть Model Priming Web от Noahrob распространяется под лицензией CC BY-SA 4.0.
  • Рисунок 1.7. Схема позитронно-эмиссионной томографии, разработанная Йенсом Маусом.
  • Рис. 1.8 ПЭТ-сканирование неповрежденного мозга, сделанное Национальным институтом США по проблемам старения, Образовательным и справочным центром по болезни Альцгеймера, является общественным достоянием.
  • Рис. 1.9 Активация фМРТ в задаче эмоционального Струпа Симы Овайсикиа, Халида А. Тахира, Джейсона Л. Чана и Джозефа Ф. X. ДеСуза распространяется под лицензией CC BY 2.5.
  • Рисунок 1.10. Сравнение методов визуализации мозга Томаса Дефье, Чарли Демена, Матье Перно и Микаэля Тантера под лицензией CC BY 4.0.

Дизайн, потенциальные проблемы и их решение

Опубликовано в 16:40 в статьях по Сатьям

0 Likes

Abstract:

Психолингвистика — одна из старейших экспериментальных областей языкознания. Однако наряду с развитием технологий, направления исследований в этой области также претерпели различные изменения.

Проливая свет на предыдущие тенденции, в этом обзорном документе делается попытка охватить текущие тенденции в разработке психолингвистического эксперимента, возможные проблемы и решения для их решения. Образец эксперимента приведен в разделе приложения.

Чтобы избежать ненужного расширения предмета, в этой статье рассматриваются эксперименты, связанные с чисто лингвистическими аспектами, такими как распознавание слов и обработка предложений.

 

  1. Психолингвистика

Область психолингвистики связана с факторами, которые позволяют людям приобретать, использовать, понимать и воспроизводить язык. Тенденции в психолингвистике в последнее время претерпели значительные изменения, так как ранее это направление в основном базировалось на теоретических открытиях (Caramazza & Mccloskey, 19).80) (О’Коннелл и Коваль, 2011). Однако недавние достижения в области биологии, неврологии и информатики породили еще один аспект психолингвистики, который гораздо больше основан на экспериментальных элементах (Goodwin & Hein, 1982), (Kess, 1991).

Эта область первоначально развивалась как исследовательская дисциплина, которая пыталась выяснить лингвистические проблемы, вызванные некоторыми случайными физическими повреждениями (позже в контролируемых экспериментах), а затем акцент был смещен на исследование языка в целом.

 

  1. Подполя, требующие экспериментального анализа

В детстве мы изучаем язык в речевом сообществе. Это такая часть жизни, которая остается совершенно незамеченной в силу своей неизбежности. Большую часть времени процесс овладения языком воспринимается как нечто само собой разумеющееся, поскольку не требует прямых усилий. Однако эта часть жизни очень важна, и любые препятствия на этом этапе развития речи влияют на вербальное поведение на протяжении всей жизни. Помимо этого, существуют особые условия, которые могут вызвать множество нарушений на ранней стадии изучения языка, и если они останутся незамеченными, они могут очень серьезно повлиять на языковую систему.

Некоторые расстройства возникают из-за несчастного случая после завершения овладения языком. Они могут полностью или частично влиять на вербальное поведение наряду с другими физическими действиями. Все эти расстройства могут значительно ухудшить вербальное поведение. Тем не менее, раннее информирование и своевременное лечение могут помочь снизить уровень нарушений до минимума.

Таким образом, основные области психолингвистики, которые нуждаются в экспериментальном понимании, можно разделить на три жанра: овладение языком, понимание языка и производство языка. Кроме того, можно провести разделение областей психолингвистики на основе вовлечения внутренних и внешних факторов как:

  • Области лингвистики
  • Области, основанные на познании

Области, связанные с лингвистикой, в основном связаны только с языком и его обработкой. С другой стороны, области, связанные с познанием, имеют более широкий охват и включают нелингвистические интересы, такие как человеческий и искусственный интеллект, а также человеческое поведение. В междисциплинарных исследованиях, включающих обе области, языковая обработка анализируется диахронически наряду с общим поведением человека путем анализа поведенческих изменений и ответственной нейронной активности. В таких случаях помогают когнитивные исследования, устанавливающие взаимосвязь между результирующими поведенческими изменениями во время обработки речи и соответствующей активностью нейронов.

 

  1. Психолингвистические эксперименты в двух словах

В зависимости от требований исследования психолингвистический эксперимент может быть простым и ручным или очень сложным, с использованием передовых технологий и оборудования в наши дни. Тем не менее, в каждом эксперименте используется основная методология. В каждом психолингвистическом эксперименте участвует тестировщик или ученый, который проверяет свою гипотезу на нескольких испытуемых с помощью некоторых лингвистических данных (которые могут быть в различных формах), записывает результаты определенным образом и пытается получить от них какие-то значимые идеи, чтобы сделать вывод. (Уолтерс и Вольф, 19 лет)86). Эти эксперименты помогают понять многие незамеченные аспекты языка, что в результате потенциально может помочь в лечении различных расстройств.

 

  1. Различные экспериментальные установки

  Психолингвистические установки могут быть полностью ручными без участия какой-либо машины и могут иметь в них значительную роль машин. Вот некоторые экспериментальные установки, используемые в наши дни для психолингвистических экспериментов:

 

4.1 Детская лаборатория

В таких лабораториях специалисты исследуют социальное, когнитивное и языковое развитие младенцев в первые три года их жизни.

4.2 Поведенческая лаборатория

Поведенческая лаборатория используется для проведения поведенческих экспериментов, в которых речь или ручные реакции на речь распознаются полностью вручную. С развитием технологий сегодня для получения точных результатов таких экспериментов используются звуконепроницаемые кабины, оснащенные высококачественными наушниками, микрофонами и кнопочными устройствами.

4.3 Лаборатория ЭЭГ

В лабораториях ЭЭГ записываются потенциалы мозга, когда испытуемый выполняет определенную задачу (например, читает или слушает текст, оценивает слова или тексты по некоторому измерению и т. д.). В таких экспериментах, прежде всего, на голову испытуемого надевают электродную шапочку, а затем проводят измерения по мере выполнения им своих задач. Иногда этот процесс также используется для когнитивной нейровизуализации, которая помогает понять когнитивные процессы, связанные с выполнением конкретной задачи.

4.4 Лаборатория айтрекинга

Сегодня в таких лабораториях используется высокотехнологичное оборудование для айтрекинга. Обычно в таких экспериментах используется всего три айтрекера, два из которых устанавливаются на голову, а еще один может быть установлен в зависимости от конкретных требований исследования. Эти трекеры отслеживают движения глаз, пока субъект выполняет поставленную задачу.

4. 5 Лаборатория фМРТ

Лаборатория фМРТ оснащена сканером фМРТ, который представляет собой огромный причудливый магнит с кроватью внутри, где субъект может лечь, выполняя свою задачу. В этой машине активность мозга измеряется Функциональная магнитно-резонансная томография по мере изменения кровотока субъекта. Эти вкусы основаны на том факте, что когда определенная область мозга вовлечена в деятельность, кровоток в ней увеличивается.

4.6 Лаборатория жестов

Такие лаборатории предназначены для проведения экспериментов по изучению жестов и языка жестов. Они оснащены аудиозаписывающими устройствами и несколькими синхронизированными видеокамерами, позволяющими записывать одну и ту же сцену с разных ракурсов, что впоследствии можно использовать для диагностики различных выражений лица и жестов.

4.7 Лаборатория МЭГ

Лаборатория МЭГ оснащена машиной МЭГ, которая выглядит как гигантский профессиональный фен и располагается над головой субъекта, когда его просят выполнить какое-либо задание. Большинство экспериментов с МЭГ заканчиваются посещением лаборатории фМРТ, где делается анатомический снимок мозга испытуемого. В конце концов, результаты подготавливаются из отчетов о магнитной активности и кровообращении мозга, чтобы определить область, ответственную за определенный тип мозговой активности.

4.8 Лаборатория виртуальной реальности

Виртуальная реальность — это созданный с помощью технологий интерактивный опыт, происходящий в смоделированной среде. Лаборатории с такой технологией все еще находятся в процессе, где современное оборудование для иммерсивной виртуальной реальности (VR) используется для различных целей.

  1. Виды проводимых экспериментов и их дизайн

  Большинство экспериментов, проведенных на сегодняшний день в области психолингвистики, сосредоточены на распознавании слов и обработке предложений. Эти эксперименты дают представление о том, как мы распознаем слова и как мы понимаем предложение. Основываясь на двух разных формах языкового представления, эксперименты проводятся как для письменной, так и для устной формы.

5.1 Распознавание слов

Его можно разделить на два типа в зависимости от различных средств представления языка:

5.1.1 Визуальное распознавание слов

символы, и результаты таких экспериментов основаны на движении глазных яблок, выражении лица и активности в различных областях мозга. Основной целью таких экспериментов является исследование ментальных семантических ассоциаций с визуальным представлением реального мира и их свойств. Испытуемым в экспериментах этого типа даются различные наборы словесных данных, а выводы делаются с использованием одного или нескольких источников данных, перечисленных выше, или их комбинации.

5.1.2 Распознавание произнесенных слов

Эксперименты, основанные на распознавании произнесенных слов, исследуют слуховые возможности, основанные на природе звуковых образов и способе взаимодействия с ними человеческого мозга, чтобы найти значимую связь с произвольными звуковыми единицами.

 

5.2 Обработка предложений

Это также можно разделить на два типа в зависимости от различных видов восприятия:

5.2.1 Визуальная обработка предложений

Эксперименты по поиску процесса визуальной обработки предложений очень похожи на визуальную обработку текста. Результаты основаны на движении глазных яблок, выражении лица и областях мозга, которые активируются в течение всего процесса.

Когда субъект пытается понять предложение на языке, существует много возможностей, которые могут привести к неопределенности, например, относительно того, как упомянутые объекты связаны друг с другом. Это происходит потому, что когда наши глазные яблоки двигаются в направлении сценария (слева направо или справа налево), информация, необходимая для установления правильных зависимостей между лексическими единицами, в данный момент отсутствует.

5.2.2 Обработка произнесенных предложений-

Произнесенное предложение представляет собой последовательность произвольных звуков, которая дает значение в определенных комбинациях. Интересно, что осмысленные звуки не дискретны/отдельны, а являются частью целого потока звуков вместе со всеми другими звуками, присутствующими в окружающей среде. Такие вещи могут быть проблематичными во многих случаях и во многих случаях могут привести к интересным открытиям для изучения природы наших языковых способностей.

 

  1. Возможные проблемы и пути их решения

В ходе психолингвистического эксперимента исследователь может столкнуться со многими проблемами, связанными с различными факторами. При проведении психолингвистического исследования необходимо учитывать языковые характеристики материалов и другие характеристики, которые могут оказать влияние на заключение. Некоторые из потенциальных проблем, с которыми столкнулись исследователи:

  • Посторонние переменные:

Это причинные переменные, которые не интересуют исследователя из-за их меньшей или нулевой важности, однако они влияют на зависимые переменные и ухудшают достоверность причинно-следственного вывода. Поэтому, в зависимости от цели и типа исследования, следует уделять особое внимание таким переменным. Вот некоторые из таких переменных:

  • Возрастная группа
  • Качество голоса
  • Социально-экономическое положение

Кроме этих переменных, менее важные демографические переменные и подробное социолингвистическое профилирование субъектов могут помочь в получении хороших результатов (Dietrich & Graumann, 1989).

  • Частота и длина слова

Различная частота слов и длина слов в эксперименте или двух разных наборах экспериментов могут сильно изменить результаты, поэтому следует помнить об этом при разработке данных/вопросника для эксперимента. Наилучший вариант — использовать одни и те же наборы данных по разным предметам, или исследователь должен уделять особое внимание таким факторам при разработке наборов данных.

  • Переходная вероятность n-грамм

Не все наборы слов имеют такую ​​же вероятность произнесения, как и другие слова. Поэтому следует проверить на выбранных данных, что большинство n-грамм или, по крайней мере, биграмм, используемых для формирования гипотезы, должны иметь более или менее одинаковую переходную вероятность. В случае различных переходных вероятностей результаты пострадают неблагоприятно, что может повлиять на гипотезу.

  • Морфологическая сложность

Реакция субъектов может значительно различаться в зависимости от морфологической сложности набора данных; поэтому набор данных следует выбирать очень тщательно, чтобы отразить цель исследования. Кроме того, если для сравнения используется более одного набора данных, то их морфологическая сложность должна быть одинаковой.

  • Количество звуков/слов в слове/предложении

Это может показаться относительно неважным фактором. Однако исследования показали, что это влияет на производительность испытуемых во время эксперимента. Так что эту переменную также следует учитывать при разработке эксперимента.

 

  1. Влияние на результаты

Нет конкретных оснований для определения влияния этих проблем на результаты эксперимента; однако одно можно сказать наверняка, что участие одной или нескольких проблем может значительно увеличить вероятность отклонения результатов от точных результатов, что, в свою очередь, может привести к несостоятельности гипотезы или формированию гипотезы на неверных предпосылках. Кроме того, размер выборки и количество участников также влияют на вероятность отклонения от точного результата.

 

  1. Заключение  

Успешное проведение эксперимента и получение результатов, на которые он не повлиял, в значительной степени зависят от плана эксперимента. Таким образом, хорошо продуманный план эксперимента может быть очень полезен для получения желаемых результатов и экономии большого количества переделок. В наши дни искусственный интеллект, объединенный с большими данными, эффективно решает различные геркулесовы проблемы в секторе здравоохранения. Поэтому разработка таких инструментов, которые могут прогнозировать фактор уязвимости теста на основе различных ограничений, может стать важной вехой в этом направлении

 

Библиография

  1. Альфонсо Карамазца, Майкл Макклоски. (1980) Теория и проблемы психолингвистики. Ежегодный обзор прикладной лингвистики 1, 71.
  2. Дэниел К. О’Коннелл, Сабина Коваль. (2011) Источники истории «Психологии вербального общения». Журнал психолингвистических исследований 40:1, 29-47.
  3. Джеймс В. Гудвин, Уве Хейн. (1982) Искусственный интеллект и изучение языка. Журнал прагматики 6: 3-4, 241-280.
  4. Джоэл Уолтерс, Юваль Вольф. (1986) ЗНАНИЕ ЯЗЫКА, ТЕКСТОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ЭФФЕКТОВ В ПОВЕСТНОМ ЗАПОМНЕНИИ. Изучение языков 36:1, 47-64.
  5. Джозеф Ф. Кесс. (1991) Об истории развития психолингвистики. Науки о языке 13:1, 1-20.
  6. Райнер Дитрих, Карл Ф. Грауманн. 1989. Языковая обработка в социальном контексте. Междисциплинарный счет. Языковая обработка в социальном контексте, 1-15.

 

 

 

Приложение

Образец самостоятельного изучения План эксперимента по чтению для хинди Относительный пункт

Цель:

  1. 1. Выяснить, есть ли разница в нейро -когнитивные ресурсы, используемые в познании Относительного предложение и простая структура семантически эквивалентного высказывания.
  2. Узнать время, необходимое для понимания в обоих случаях.

(a) Данные: Vo baccā jo vahāṃ khaɽā hai, mere sātha jānā cāhatā hai.

Строка или
Время Амс
Строка или Бакка
Время Амс Бмс
Строка или Бакка и
Время Амс Бмс Смс
Строка или Бакка и вахам
Время Амс Бмс Смс ДМС
Строка или Бакка и вахам кхаа
Время Амс Бмс Смс ДМС Эмс
Строка или Бакка и вахам кхаа хай,
Время Амс Бмс Смс ДМС Эмс ФМС
Строка или Бакка и вахам кхаа хай, просто
Время Амс Бмс Смс ДМС Эмс ФМС Гмс
Строка или Бакка и вахам кхаа хай, просто сатха
Время Амс Бмс Смс ДМС Эмс ФМС Гмс Хмс
Строка или Бакка и вахам кхаа хай, просто сатха джана
Время Амс Бмс Смс Дмс Эмс ФМС Гмс Хмс Имс
Строка или Бакка и вахам кхаа хай, просто сатха джана кахата
Время Амс Бмс Смс ДМС Эмс ФМСгмс Хмс Имс Джмс
Строка или Бакка и вахам кхаа хай, просто сатха джана кахата га.
Время Амс Бмс Смс ДМС Эмс ФМС Гмс ХмсИмс Джмс км

 

(б) Сравнительные данные: Вахам кха хуа бакча мере сатха джана чахата хай .

Строка вахам
Время Амс
Строка вахам кхаа
Время Амс Бмс
Строка вахам кхаа хуа
Время Амс Бмс Смс
Строкавахам кхаа хуа бакка
Время Амс Бмс Смс ДМС
Строка вахам кхаа хуа бакка просто
Время Амс Бмс Смс ДМС Эмс
Строка вахам кхаа хуа бакка просто сатха
Время Амс Бмс Смс ДМС Эмс ФМС
Строка вахам кхаа хуа бакка просто сатха джана
Время Амс Бмс Смс ДМС Эмс ФМС Гмс
Строка вахам кхаа хуа бакка просто сатха джана кахата
Время Амс Бмс Смс ДМС Эмс ФМС Гмс Хмс
Строка вахам кхаа хуа бакка просто сатха джана кахата га.

Добавить комментарий