Экспрессивен это: Экспрессивный | это… Что такое Экспрессивный?

Содержание

Единственное «Кольцо» на Руси | Colta.ru

Единственное «Кольцо» на Руси | Colta.ru   22 декабря 2020Академическая музыка

580

текст: Денис Великжанин
© Мариинский театр

В Мариинском театре в очередной раз целиком исполнили тетралогию «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера — в пандемию за такое больше никто не взялся. В нынешних обстоятельствах это было похоже на чудо из середины 90-х, когда Вагнер только стал возвращаться в Россию. Мариинское «Кольцо» собралось к 2003 году и отмежевалось от модных тогда на оперной сцене поисков современного прочтения. Его история течет в мифическом пространстве. Полные древнего могущества каменные великаны, придуманные художником Георгием Цыпиным, существуют в куда более медленном времени. При столкновении с ними вагнеровская романтическая концепция полностью сжимается до сказки — иногда доброй, иногда злой — и напоминает, скорее, сказочные оперы Римского-Корсакова, а не древние саги.

Поэтому, как и семнадцать лет назад, из всей тетралогии на мариинской сцене убедительнее всего выглядит «Золото Рейна», где изначально есть больше от сказки, чем от мифа. Даже совершенство исполнения не спасает «Валькирию», «Зигфрида» и «Гибель богов» от провалов в динамике действия.

Валерий Гергиев прекрасно владеет архитектоникой партитуры, чувствует и понимает форму вагнеровского акта, соблюдает указания темпов, акцентов, правильно подсвечивает лейтмотивы, с удивительной свободой создает звуковые эффекты (вроде натуралистичных вихрей в «Полете валькирий» или когда под финал «Золота Рейна» оркестр превращается в огромную арфу). Но связь оркестра со сценой виднее в переменах сценографии, а не во взаимодействии с артистами. В конечном счете именно оркестр создает то пространство, которое певцы должны заполнить металлом бронебойных голосов.

Вагнеровские певцы, как и певцы Россини и Доницетти, часто имели узкую специализацию. Первая исполнительница Сенты в «Летучем голландце» и Венеры в «Тангейзере» Вильгельмина Шредер-Девриент технически пела очень неровно, но Вагнер очень ценил ее актерскую и вокальную экспрессивность. Это подходило и немецкой музыке в целом, но создавало трудности в любом другом репертуаре. Итальянцы и французы, если и добирались до Вагнера, предпочитали исполнять его на родном языке, считая немецкий совсем непригодным для пения. К концу XX века переводить либретто стало моветоном, а национальные школы не то чтобы полностью перемешались, но перешли в стадию взаимопроникновения. Поэтому сейчас трудно говорить об отдельной вагнеровской традиции — его поют те, у кого хватает прочности голоса.

© Мариинский театр

Из первых составов мариинского «Кольца» сейчас в его представлениях участвовали три певца: Ольга Савова, Млада Худолей и Михаил Петренко.

Меццо-сопрано Ольга Савова, исполнявшая в начале нулевых Брунгильду, в эти вечера вернулась Вальтраутой в «Гибели богов» и Эрдой в «Зигфриде». Эрда должна производить впечатление древней и отстраненной от действия мудрой силы. Партия, хоть и написана в регистре меццо-сопрано, поручена контральто — значит, для ее идеального исполнения нужен голос, самый глубокий из возможных.

В «Золоте Рейна» Эрдой была Елена Витман. Ее удивительный по красоте голос матово-бархатистого тембра подходит для этой партии больше, чем округлый и звонкий, с пробивными верхами, голос Савовой, но даже в этномистическом костюме со скрытым вуалью лицом она излучала бурную витальность, что не совсем подходило настроению момента.

Эрда Савовой в «Зигфриде» была куда серьезнее, да и в дуэте с Вотаном ей было где показать свой дар драматической и голосовой экспрессии. Савова — артистка старой школы, в которой от игры певицы не требовали правдоподобия кино, а учили правильной условности существования на оперной сцене. Эта условность — отсекание всего лишнего — служит усилению выразительности голоса. В «Гибели богов» она была трогательнейшей Вальтраутой, и контраст с реалистической Брунгильдой в исполнении Млады Худолей выглядел поколенческим столкновением.

© Мариинский театр

Млада Худолей, которая в первых постановках «Кольца» исполняла партию Зиглинды в «Валькирии», а теперь поет все значительные партии репертуара драматического сопрано, всегда сообщает своим персонажам эмоциональную подвижность, чему благоприятствует актерская и вокальная свобода.

Каждый персонаж в ее трактовке — живая земная женщина. Она редко переходит в регистр возвышенного, но гнев Брунгильды был пережит, передан и отражен в каждом движении и краске голоса — медиум и головной регистр представляли собой крепкий, серебрящийся на крайних верхах монолит.

Брунгильдой в «Валькирии» была Татьяна Павловская, ученица Тамары Новиченко (для вокалистов это такая же мощная школа, как дирижерский класс Ильи Мусина, из которого вышли Гергиев, Темирканов, Курентзис, Чернушенко и Сохиев). Спустя двадцать шесть лет активной карьеры ее голос ничуть не тронут временем: красивый, благородный, темброво ровный. И хотя его объем не всегда соответствовал требованиям партии (середина голоса порой таяла в мощном звучании оркестра), трактовка роли с драматической стороны была выдающейся. Мизансцены, пластика, мимика — все продумано до мелочей и выковано в образ благородной женщины-воина.

Елена Стихина исполнила партию Зиглинды в «Валькирии» и дебютировала в партии Брунгильды в «Зигфриде». Ее удивительный голос без усилий заполнял весь зал даже на пиано, пробивал лучом света оркестровую массу на форте, оставаясь при этом нежным и трепетным. При таком вокальном совершенстве, которого самого по себе бывает достаточно, это было еще и настоящее перевоплощение, включение себя в процесс спектакля и самозабвенное в нем существование.

© Мариинский театр

Главные теноровые партии во всех четырех операх исполнил Михаил Векуа. Логе, Зигмунд и Зигфрид подряд — огромная нагрузка для голоса, но к «Гибели богов» певец не показал усталости. Звук его мужественного и звонкого голоса на середине собран, грудной регистр крепок (что особенно хорошо заметно в «Гибели богов», когда Зигфрид является в обличье Гунтера к Брунгильде и поет в регистре баритона), а верха звучат объемно и мощно. Его голос на переходе между грудным и головным регистрами неустойчив, некоторые звуки в диапазоне от ми до соль первой октавы звучат плоско и натужно. Впрочем, музыка Вагнера требует больше мелодекламации, чем кантилены, поэтому эта неустойчивость не всегда ему мешала, но в арии

«Winterstürme» неблагозвучность и пестрота переходных нот все же не дали выявить захватывающую красоту любовного чувства. Зато предшествующая ей «Ein Schwert verheiß mir der Vater» благодаря яркости декламации произвела впечатление замечательное и удивила одним трюком: в первом из кличей
«Wälse!»
, который приходится на неудобный для теноров соль-бемоль, вместо того чтобы перейти в головной регистр, Векуа дал эту ноту во всей полнозвучности грудного регистра. Чрезвычайно удачной была и сцена ковки меча в «Зигфриде», где резкое, героическое звучание голоса совершенно соответствовало и моменту оперы, и, кажется, природному темпераменту артиста — в нежных любовных дуэтах он будто немного скучал.

Вотанов в четырех операх планировалось два, а оказалось три. Юрий Воробьев в «Золоте Рейна» был удачен по голосу и полон патриархального благодушия и добросердечия. Вотан Евгения Никитина в «Валькирии» и «Зигфриде» был ближе, скорее, не к Вагнеру, но к большим героям русских опер. Все оттенки его чувств будто бы выросли из монолога Бориса Годунова «Достиг я высшей власти». Постоянная тревожная самоуглубленность добавляла в исполнение нерва, более понятного для героя, достигшего силы трудным путем, чем для изначально могущественного бога.

История Вотана далеко не безоблачна, но у нее немного другой оттенок. Бас-баритон Никитина подвижен, экспрессивен, звенит металлом и в целом так же подходит Вотану, как и тембрально богатый бас Юрия Воробьева со свободным нижним регистром.

На замену Никитину в последнем акте «Валькирии» вышел Владимир Феляуэр, певец с голосом темным и мрачным, чем-то напоминающим знаменитых басов середины прошлого века Джерома Хайнса и Джулио Нери. Он не был столь же ярок сценически, но явил образец технически правильного пения, основанного на традициях русской басовой школы.

© Мариинский театр

Партии Фафнера, Хундинга и Хагена исполнил Михаил Петренко. Его Хундинг был, может, слишком груб, но в целом удачен. Хаген напоминал одновременно Шаляпина и Адасинского. Фафнер в «Золоте Рейна» был уместно комичен, уместно трагичен, Фафнер в «Зигфриде», звучавший через динамики, производил впечатление Смауга в золотой пещере «Хоббита». В каждой фразе, каждой сцене Петренко стремился что-нибудь придумать: необычный акцент на слово, выразительный взгляд, интонацию, интересную позу.

Но в результате это добавляло несколько утомительной и избыточной смысловой нагрузки на роль.

Альберих в исполнении Романа Бурденко не имел такого интонационного разнообразия. Но образ властного ничтожества в «Золоте Рейна», его комизм, переходящий в нестрашное, театральное злодейство, в «Гибели богов» перековался в злодейство подлинное, и все грани этого перехода удались Бурденко с легкостью. Его голос — лирический баритон, пластичный, гибкий, с идеально выровненными регистрами, — звучит как чудесный колокол, в котором нет ни одной глухой или неудачной ноты. Он не стал специально подчеркивать слова, рвать вокальную линию, пытаться сделать партию необычной или интересной (хотя для Альбериха это может быть уместно). Он не отступал от принципов правильности звуковедения, отыгрывал мизансцены, и, как оказалось, этого было достаточно для того, чтобы роль удалась.

Лучшее, что уготовано певцам мариинской тетралогии, — отдаться воле декораций, света и оркестра. Вся постановка выстроена так, что ни один артист не может создать в ней решающее впечатление. Это хорошо для репертуарного театра (такую постановку трудно испортить) да и в целом очень похоже на русскую жизнь, где, что ни делай, всегда происходит приблизительно одно и то же. С другой стороны, каким еще могло быть единственное «Кольцо» на Руси?

Понравился материал? Помоги сайту!

Тест

Разбираетесь в искусстве XX века?

Давайте проверим вас на птицах и арт-шарадах художника Егора Кошелева

новости

11 марта 2022

14:52COLTA.RU заблокирована в России

3 марта 2022

17:48«Дождь» временно прекращает вещание

17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру

16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России

15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах

Все новости

Новое в разделе «Академическая музыка»Самое читаемое


Непротиворечивый Владимир Мартынов

2086


Musica sacra перед лицом будущего

1984


«Золотое правило — не пытаться петь несвойственным тебе голосом»

1788


Как здорово, что все мы здесь сегодня…

1971


Вот и пришел конец козленку

2283


Путь Шостаковича к Октябрю и обратно

1837


Может ли существовать «Альтернатива» сегодня?

1700


Время композиторов приходит и уходит

1944


«Такой английский Мартынов задолго до “Войдите”, но более сердечный, что ли»

1714


«Для меня самый шикардос — когда я выхожу в ноль»

1815


Высокая композиторская кухня

1864


Шар и крест

1827

Сегодня на сайте

Журналистика: ревизия
Лола Тагаева: «Редакция в какой-то степени стала заменять государство»  

Главный редактор «Верстки» о новой философии дистрибуции, опорных точках своей редакционной политики, механизмах успеха и о том, как просто ощутить свою миссию

19 июня 20231213

Журналистика: ревизия
Тихон Дзядко: «Где бы мы ни находились, мы воспринимаем “Дождь” как российский телеканал» 

Главный редактор телеканала «Дождь» о том, как делать репортажи из России, не находясь в России, о редакции как общине и о неподчинении императивам

7 июня 20234061

Журналистика: ревизия
Василий Гатов: «Журналист не может забить “большой железный” на связь со страной» 

Разговор Ксении Лученко с известным медиааналитиком о жизни и проблемах эмигрантских медиа. И старт нового проекта Кольты «Журналистика: ревизия»

29 мая 20237432

Вокруг горизонтали
Встреча на Ленивке (Первые три часа) 

Пятичасовой разговор Елены Ковальской, Нади Плунгян, Юрия Сапрыкина и Александра Иванова о том, почему сегодня необходимо быть в России. Разговор ведут Михаил Ратгауз и Екатерина Вахрамцева

14 марта 202337163

Вокруг горизонтали
Встреча на Ленивке (Еще два часа) 

Вторая часть большого, пятичасового, разговора между Юрием Сапрыкиным, Александром Ивановым, Надей Плунгян, Еленой Ковальской, Екатериной Вахрамцевой и Михаилом Ратгаузом

14 марта 202325937

Вокруг горизонтали
Мария Рахманинова: «Государство — это не несомненное благо»  

Арнольд Хачатуров и Сергей Машуков поговорили с историком анархизма о судьбах горизонтальной идеи в последние два столетия

21 февраля 202327315

Вокруг горизонтали
Коливинги как модель для активизма 

Социолог Любовь Чернышева изучала питерские квартиры-коммуны. Мария Мускевич узнала, какие достижения и ошибки можно обнаружить в этом опыте для активистских инициатив

13 февраля 202323162

Вокруг горизонтали
«Конфликты — это нормально». О подводных камнях горизонтального  

Горизонтальные объединения — это не только розы, очень часто это вполне ощутимые тернии. И к ним лучше быть готовым

10 февраля 202329042

Вокруг горизонтали
Что мешает антивоенному движению объединиться? 

Руководитель «Теплицы социальных технологий» Алексей Сидоренко разбирает трудности антивоенного движения и выступает с предложением

24 января 202333399

Colta Specials
Быть русским, сопротивляться Смерти 

Будущее зависит от практик выживания, считает Кирилл Медведев

24 января 202336026

Colta Specials
Без будущего 

Александр Морозов о возможных выходах из катастрофы 2022 года

24 января 202339688

Colta Specials
У разбитого корыта 

Ольга Романова о лучшем варианте из ужасных

24 января 202333303

Чеченский ансамбль «Вайнах» с аншлагом выступил в Пензе

25 ноября 2016, 19:14

ПЕНЗА, 25 ноября. /ТАСС/. Чеченский государственный ансамбль танца «Вайнах» выступил в Пензе, спустя 10 лет после первых гастролей.

«Мы были здесь в 2006 году во время проекта «Поезд дружбы», выступали на сцене вместе с пензенскими хореографическими коллективами», — вспоминает о первом концерте в Пензе художественный руководитель Чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах» народный артист Чеченской Республики Аднан Мажидов.

Перед началом выступления он волновался, как воспримет пензенская публика концертную программу его подопечных. Зал был полон. Для многих зрительниц билет на концерт стал подарком ко Дню Матери. И уже с первых минут появления артистов на сцене сердца пензенских зрителей были покорены.

«Мы хотим донести до российского зрителя красоту нашего танцевального искусства, рисунок нашего национального танца. Мы хотим представить через танец культуру нашего народа, культуру нашего костюма, показываем через сюжетные танцы, традиции и обычаи нашего народа. Ведь танец — это душа народа. Язык танца помогает установить дружеские связи между народами», — рассказал Мажидов.

Сразу же после первого номера концертной программы пензенцы начали кричать «Браво!». 50 артистов держали в напряжении весь зал. На танцевальном номере «Горцы» сольные партии танцоров вызвали шквал аплодисментов. Пензенцы начали аплодировать уже на середине номера в такт барабанному ритму и не останавливались до финального поклона.

Семья Костиных пришла на концерт «Вайнах» в полном составе: «Наша мама любит кавказские танцы, темперамент джигитов, она покорена нежностью и застенчивостью их женщин. Поэтому мы решили сделать ей подарок ко Дню Матери и купили билеты на выступление чеченских танцоров», — рассказала Людмила Костина перед концертом.

Выступление ансамбля «Вайнах» в Пензе стало для многих зрительниц в областном драматически театре таким подарком. «Мы прониклись чувственностью и скромностью танцовщиц ансамбля, это огромный талант и труд так синхронно и слаженно двигаться в танце. Кажется, девушки плывут по сцене», — поделилась своими впечатлениями семья Ворошило.

Танцоры доказали всей Пензе, что чеченский танец деликатен и экспрессивен одновременно. «Это наша отличительная черта — ни один мужчина не имеет права дотронуться до девушки даже в танце. А как выразить свои чувства, показать свои эмоции и скрыть их одновременно? Только в порыве танцевальной экспрессии, мы это и демонстрируем на сцене», — раскрыли секрет танцоры.

Аднан Мажидов признался, что единый ансамбль рождается в результате многочасовых репетиций.

«Глава республики Ахмат Кадыров построил для ансамбля прекрасную базу, в Грозном сегодня созданы все условия для развития танцевального искусства. Руководство республики осознает, что в современном мире культура несет в массы эстетику, позволяет понять культуру чеченского народа. Поэтому мы бережем наши танцевальные традиции и стараемся воспитать молодых танцоров народного танца — в Грозном работают две детских танцевальных студии, где подростки постигают азы народного танца. Лучшие танцоры потом придут в Вайнах и будут хранить наши традиции, наши танцы, раскрывая душу чеченского народа всей России», — отметил он. 

Читайте ТАСС

Новости

Дзен

Osmose — Expressive E

CANBLASTER

.исполнитель электронной музыки энтузиаст и продюсер модульных синтезаторов

Canblaster — французский инструменталист, композитор и продюсер, специализирующийся на модульных синтезаторах. синтез.

воспроизвести видео

TARIK AZZOUZ

Продюсер, обладатель Грэмми

Тарик Аззуз — хип-хоп и поп-продюсер мирового уровня, известный своей работой с Риком Россом, DJ Халед, Мик Милл и многие другие

воспроизвести видео

STWO

1/2

.продюсер и битмейкер

Stwo — продюсер, специализирующийся на жестком трэпе и городской музыке. Он работал с Дрейком и Джейден Смит.

воспроизвести видео

STWO

2/2

.продюсер и битмейкер

Stwo — продюсер, специализирующийся на жестком трэпе и городской музыке. Он работал с Дрейком и Джейден Смит.

воспроизвести видео

Андре Манукян

.профессиональный джазовый пианист

Андре Манукян профессиональный джазовый пианист. Он написал для бесчисленных художников, включая Мишеля Петруччиани, Джанет Джексон и Шарля Азнавура.

воспроизвести видео

VIKAGOESWILD

.piano Concertit virtuose

vikagoeswild — виртуозный фортепианный концертист, создающий классические исполнения поп- и рок-музыки. классика. У нее более 750 тысяч подписчиков на YouTube.

воспроизвести видео

CHRISTOPHE DUQUESNE

Основатель .haken audio

Основатель новаторской аудиокомпании Haken Audio, Кристоф Дюкен также является опытным пианистом, хорошо разбирается во многих музыкальных жанрах и выразительности.

воспроизвести видео

REYN

.профессиональный джазовый пианист и композитор написан для различных французских артистов, таких как Ванесса Паради или ZAZ.

воспроизвести видео

ЖАН-ФИЛИПП РИКИЕЛЬ

.Многожанровый пианист

Жан-Филипп Рикель – опытный многожанровый пианист, сотрудничавший с Леонард Коэн и Тим Блейк.

воспроизвести видео

ERIC MOUQUET

Композитор .grammy-award

Эрик Муке — композитор, лауреат премии «Грэмми». Он является основателем Deep Forest и имеет сотрудничал с Джошем Гробаном

воспроизвести видео

TONNERRE

.композитор и видеомейкер

TONNERRE — опытный композитор, пишущий минималистическую и элегантную электронную музыку. Он был давним партнером Expressive E.

воспроизвести видео

PAUL-MARIE BARBIER

.пианист и композитор

Поль-Мари – разносторонний профессиональный пианист и композитор. Он является участником группы Caravan. Palace и является автором нескольких фильмов и сериалов Netfilx.

воспроизвести видео

MARC CHOUARAIN

.композитор музыкальных фильмов

Марк Шуарейн — пианист, специализирующийся на озвучивании фильмов, выразительных инструментах и сопровождающие артисты. Он работал с Дэнни Эльфманом, Орелсаном и Мелани Лоран.

воспроизвести видео

От функционального до выразительного Визуальные элементы в IU: Визуальный язык: Выражение бренда: IU Бренд: Университет Индианы

От функционального к выразительному

Когда у вас есть необходимая информация, необходимая для начала творческого процесса (цель, целевая аудитория, СМИ и т. д.), пришло время принять некоторые стратегические творческие решения.

Прежде чем ваши визуальные эффекты смогут обрести форму, подумайте, лучше ли для вашего дизайна принять более функциональную форму, или же выразительная композиция будет лучше соответствовать требованиям.

Заставь петь

Помните: мы стремимся создавать произведения, которые захватывают умы и сердца нашей аудитории. Гибкость в настройке уровней функциональности и экспрессии помогает нам достичь этой цели, позволяя нам предоставлять персонализированные исполнения, которые взаимодействуют с избирателями на более глубоком уровне.

Вы можете думать о нашем диапазоне самовыражения как о спектре. На одном конце у нас чисто функциональных исполнения , а на другом наших самых выразительных . Но выбор не бинарный. Ваша часть не должна подпадать ни под одну, ни под другую — она может находиться где-то посередине. А иногда у вас будут элементы, которые подходят обоим.

Давайте подробнее рассмотрим, что мы имеем в виду:

Функциональный

Если вы хотите прямо передать информацию или попросить аудиторию что-то сделать, рассмотрите возможность использования функционального подхода к своим визуальным эффектам.

Функциональные реализации обычно прагматичны, чисты и просты. Функциональный дизайн избегает украшений и украшений, а вместо этого пытается убедить или обучить простым способом.

Вы можете спросить себя: как яснее и проще всего передать мою мысль?

Выразительный

Если вы хотите пойти более эмоциональным путем, чтобы убедить или проинформировать свою аудиторию, рассмотрите возможность сделать свое произведение выразительным.

Выразительное исполнение, как правило, богаче, смелее или иллюстративнее. Выразительный дизайн может включать в себя игривость или проработанность. Используйте выразительный дизайн, когда хотите наладить связь со своей аудиторией, заставив их что-то почувствовать.

Вы можете спросить себя: как я хочу, чтобы моя аудитория чувствовала себя, чтобы передать мою идею?

Что, если нужно сделать и то, и другое?

Во многих случаях наши композиции должны быть и прямыми, и вызывающими воспоминания — они прямо информируют или инструктируют нашу аудиторию и в то же время заставляют их что-то чувствовать.

Итак, как нам справиться с этим? Продолжайте делать важную информацию функциональной, простой и ясной, находя при этом подходящие места для вставки эмоций или выражения. Это баланс, но вы можете это сделать.

Например, цифровые рекламные объявления всегда должны иметь функциональный призыв к действию (CTA), потому что это делает их более эффективными. Но вы по-прежнему можете отображать заголовок или выразительно анимировать визуальные эффекты.

Подумайте о том, как ваши визуальные элементы соединяются вместе

Используемые вами элементы и то, как вы их используете, определяют, будет ли ваша работа функциональной или выразительной.

Добавить комментарий