экспрессивный — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | экспресси́вный | экспресси́вное | экспресси́вная | экспресси́вные | |
Рд. | экспресси́вного | экспресси́вного | экспресси́вной | экспресси́вных | |
Дт. | экспресси́вному | экспресси́вному | экспресси́вной | экспресси́вным | |
Вн. | одуш. | экспресси́вного | экспресси́вное | экспресси́вную | экспресси́вных |
неод. | экспресси́вный | экспресси́вные | |||
Тв. | экспресси́вным | экспресси́вным | экспресси́вной экспресси́вною | экспресси́вными | |
Пр. | экспресси́вном | экспресси́вной | экспресси́вных | ||
Кратк. форма | экспресси́вен | экспресси́вно | экспресси́вна | экспресси́вны |
экс-прес-си́в-ный
Прилагательное, относительное и качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — экспресси́внее.
Корень: -экспресс-; суффикс: -ивн; окончание: -ый [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: [ɛksprʲɪˈsʲ(ː)ivnɨɪ̯]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- книжн. относящийся к экспрессии, то есть к выразительным средствам (в речи, движении, творчестве и т. п.) ◆ Экспрессивные возможности человеческого телодвижения и жеста с исключительной детальностью и наглядностью изображены в немом диспуте (посредством жестов) англичанина Таумаста с Панургом… М. М. Бахтин, «Формы времени и хронотопа в романе», 1938 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- обладающий экспрессией, выразительный ◆ Переводя Шекспира на русский язык, мы не должны забывать, что переводим такого же мастера поэтической речи, как Овидий, Вергилий, Данте, с такой же гениально экспрессивной фонетикой.
Синонимы[править]
- выразительный
- выразительный, эмоциональный
Антонимы[править]
- —
- вялый, бесстрастный, невыразительный, холодный (перен.)
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Происходит от лат. expressio выражение
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Библиография[править]
Ударение: экспресси́вный прил.
- Соотносящийся по значению с существительным: экспрессия, связанный с ним.
- Обладающий экспрессией.
рельефный, живописный, выразительный, картинный, образный, выпуклый, сильный, красноречивый, яркий, колоритный, красочный, живой, сочный
выразительный, живописный, колоритный, образный, сильный, яркий
экспресси́вный,
экспресси́вная,
экспресси́вные,
экспресси́вного,
экспресси́вной,
экспресси́вного,
экспресси́вных,
экспресси́вному,
экспресси́вной,
экспресси́вному,
экспресси́вным,
экспресси́вный,
экспресси́вную,
экспресси́вное,
экспресси́вные,
экспресси́вного,
экспресси́вную,
экспресси́вное,
экспресси́вных,
экспресси́вным,
экспресси́вной,
экспресси́вною,
экспресси́вным,
экспресси́вными,
экспресси́вном,
экспресси́вной,
экспресси́вном,
экспресси́вных,
экспресси́вен,
экспресси́вна,
экспресси́вно,
экспресси́вны,
экспресси́внее,
поэкспресси́внее,
экспресси́вней,
поэкспресси́вней
экспрессивный — Толковый словарь Ожегова
ЭКСПРЕССИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна (книжн.). Содержащий экспрессию, выразительный. Экспрессивные средства речи.
| сущ. экспрессивность, и, ж.
Значения в других словарях
- экспрессивный — -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. Обладающий экспрессией, выразительный. Экспрессивный жест. Малый академический словарь
- экспрессивный — экспрессивный прил. 1. Соотносящийся по знач. с сущ. экспрессия, связанный с ним. 2. Обладающий экспрессией. Толковый словарь Ефремовой
- экспрессивный — (< англ. expressive < лат. expressus усиленный). Выразительный, яркий, обладающий экспрессией. Словарь лингвистических терминов Жеребило
- экспрессивный — прил., кол-во синонимов: 15 выпуклый 30 выразительно-эмоциональный 2 выразительный 49 живой 85 живописный 26 картинный 18 колоритный 21 красноречивый 45 красочный 22 обладающий экспрессией 1 образный 23 рельефный 33 сильный 164 сочный 47 яркий 99 Словарь синонимов русского языка
- экспрессивный — орф. экспрессивный; кр. ф. -вен, -вна Орфографический словарь Лопатина
- экспрессивный — Экспресс/и́вн/ый. Морфемно-орфографический словарь
- экспрессивный — экспрессивный кр. ф. -вен, -вна, -вно Орфографический словарь. Одно Н или два?
- экспрессивный — ЭКСПРЕССИВНЫЙ ая, ое. expressif, -ve adj. Обладающий экспрессией, выразительный. БАС-1. Многие спины, изображенные им, гораздо экспрессивнее лиц, написанных другими художниками. К. Чук. Илья Репин. Экспрессивный жест. Экспрессивная речь. Уш. 1940. Словарь галлицизмов русского языка
- экспрессивный — Экспрессивный, экспрессивная, экспрессивное, экспрессивные, экспрессивного, экспрессивной, экспрессивного, экспрессивных, экспрессивному, экспрессивной, экспрессивному, экспрессивным, экспрессивный, экспрессивную, экспрессивное, экспрессивные… Грамматический словарь Зализняка
- экспрессивный — Содержащий, сообщающий экспрессию. Экспрессивное выражение. Экспрессивная лексика. Экспрессивная окраска. Словарь лингвистических терминов Розенталя
- экспрессивный — ЭКСПРЕССИВНЫЙ [рэ], -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. Обладающий экспрессией, выразительный. Э. жест. Э-ое исполнение. Э. рисунок. ◁ Экспрессивно, нареч. Экспрессивность, -и; ж. Э. речи. Толковый словарь Кузнецова
- экспрессивный — Содержащий, обнаруживающий экспрессию, собирающий экспрессию. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003 Толковый переводоведческий словарь
- экспрессивный — Выразительный, обладающий экспрессией Большой словарь иностранных слов
- Экспрессивный — (лат. expressus – явный, выразительный). 1. Выразительный, отражающий эмоциональное состояние, например, Э. мимика; 2. Являющийся выражением внутренних процессов, состояний, например, Э. речь. Толковый словарь психиатрических терминов
- экспрессивный — ЭКСПРЕСС’ИВНЫЙ [рэ], экспрессивная, экспрессивное; экспрессивен, экспрессивна, экспрессивно (·книж. ). Обладающий экспрессией, выразительный. Экспрессивный жест. Экспрессивная речь. Толковый словарь Ушакова
Экспрессия — что это и как она проявляется?
Вам приходилось слышать выражения «экспрессивная девушка» или «экспрессивный танец»? Слово «экспрессия» в переводе означает выразительность, интенсивное проявление настроения и эмоций. Экспрессия еще толкуется в качестве предъявления другим людям скрытых психологических личностных особенностей для прямого наблюдения.
Определение экспрессии
Что такое экспрессия? В медицине это генетический процесс, посредством которого содержащаяся в генах информация преобразуется в определенные клеточные структуры. Экспрессивность в биологии – это неразрывно связанное с жизнедеятельностью и здоровьем человека определение, которое получает дальнейшее развитие в психологии и психотерапии. К этой же медицинско-биологической сфере относится понятие «экспрессировать» – это означает транскрибировать и транслировать ген.
Экспрессивность – это степень выраженности определенного состояния, чувства, эмоции, отношения. Понятия «экспрессивность» и «экспрессия» применяются не только в психологии, но и в театроведении, искусствоведении, если требуется подчеркивать уровень выраженности духовности. А также показать средства выражения, к примеру, живопись, музыка, архитектурные элементы. Получается, что в имеющихся определениях данных терминов есть указания на связь этого явления с душевным и духовным миром людей.
Экспрессия – это выразительность чувств и эмоций, показ внутреннего состояния путем проявления его во внешности.
Противоположным по смыслу значением является импрессивность – склонность к внутренним, а не внешним переживаниям, накоплению преимущественно отрицательных чувств. О таких людях говорят, что они держат переживания в себе, не склонны делиться эмоциями и проблемами, обиды и расстройства к ним приходят не сразу, не моментально.
Мнения о связи внутреннего мира людей и экспрессии, которые сформировались по большей части в искусствоведении и философии, дополняются психологией. Сущность этой связи в психологическом выражении видна в том, что экспрессия получает место не только сопровождения действий внешне. Она выступает частью данных явлений, формой их проявления.
Экспрессивная девушка рассказывает что-то своей подруге
По этой причине стоит говорить об экспрессии в виде личностного образования, способа познания духовного мира личности, а также в качестве внешнего «Я».
Экспрессивное поведение
В науке под личностным экспрессивным поведением подразумевается соединение стойких и изменяющихся средств выражения, что организуются в разного рода структуры. Они перестраиваются в процессе создания социальных и психологических личностных качеств.
Подобное соединение средств включает части, которые обладают разным развитием изменений, а также отличаются уровнем требуемых усилий для этой цели. Итак, в составе личностного экспрессивного поведения содержатся части, которые обладают высоким уровнем непостоянства (мимика, интонации), в том числе средним и низким уровнями. Если человек экспрессивен, это включает и физиогномические элементы выразительности, одежда и прическа относятся к среднему уровню непостоянства. Существует также понятие «экспрессивный репертуар человека», означающий набор поз, интонаций, жестов, мимических состояний и их комбинаций для различных ситуаций общения.
Что такое экспрессивный человек? Это значит, что поведение личности представляет собой постоянно изменяющееся самоизваяние. Наше тело является зеркалом, которое отражает действие внешности и души. Внутренние перемены личности тянут за собой внешние изменения. По этой причине внешний вид не является беспорядочным сочетанием элементов, а строгим четким отражением личностных особенностей.
В экспериментальной науке привилегию получают непостоянные элементы экспрессии. Это сочетание движений, которые неустанно меняются согласно с положением и отношением человека. Подобные движения показываются с применением оптической системы. К зрительным методам общения психологами относится кинесика. Она являет собой широту движений, которая воспринимается зрительно и несет разную информацию с разных точек зрения партнеров. В ее состав включены только показательные жесты и позы с четкой семантикой.
Экспрессивных людей отличает эмоциональное, выразительное поведение
Экспрессивные действия в виде внешнего «Я» связаны с его непостоянными и стойкими подструктурами. Это действительный показатель множества черт личности. Его можно рассматривать в виде:
проявления выразительных элементов всеобщей личностной активности, которая связана с темпераментом;
выразительного состава состояний психики;
показателя модальности знаков связи одной личности с другой;
способы экспрессии качеств;
признака развитости личности как субъекта коммуникации;
показа выразительных элементов социального статуса человека;
скрытия внешних «Я» личности;
способа показа и создания допустимого поведения.
Экспрессивность личности
Экспрессивность личности – это умение ярко и живо показывать собственные чувства, эмоции и отношение. Это понятие противоположно сдержанности. По мнению А. Маслоу, в нормальной личности обе черты существуют в гармонии, балансе. Адекватная личность не просто спонтанна: она спонтанна и экспрессивна тогда, когда ей этого хочется. Она способна расслабляться, отказываться от контроля, когда это к месту. Но такая личность способна и контролировать себя, откладывать удовольствия, проявлять вежливость и т. д.
В сопутствующих экспрессивности качествах нет обдуманности, осторожности, разумности и самообладания. Ее спутниками является возбудимость, внезапность и восторженность.
Наша душа отличается природной красотой. В зависимости от качеств личности, которые обуславливают демонстрацию энергетики души, наружу выходят инстинктивность, темпераментность, восторженность. А если энергетика души обуславливается пороками, то во внешнем мире проявляется необузданность и излишняя эмоциональность.
Экспрессивная личность проявляет все эмоции и чувства ярко, несдержанно. Для нее характерна чрезмерная возбудимость.
Слово «экспрессия» пришло из латыни – expressio, что означает нагнетание и выжимание. Экспрессия является внешним выражением переживаний и эмоций в первую очередь. Сюда стоит отнести слезы, истерику, восклицания, эмоциональные жесты, печаль, крики, апатичное состояние. В лингвистике русского языка присутствует термин «экспрессема» – это стилистическая единица, которая служит для раскрытия выразительных конструкций.
В каждой культуре экспрессивность в виде личностной черты по-разному трактуется. Активно жестикулирующий испанец в странах Прибалтики будет считаться экспрессивным человеком. Но на Родине его примут за меланхоличного человека. Получается, что проявление экспрессии немало определяется особенностью культуры.
Экспрессивная личность проявляет все эмоции и чувства ярко, несдержанно
В психологии эмоциональная экспрессия – это выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Она рассматривается в виде обширного набора средств, применяя который личность показывает свои способности другим. Экспрессию в виде показа эмоций сумели «поймать» художники-экспрессионисты. Если зрители способны видеть в работах выражение эмоций, то они считаются экспрессивными.
Заключение
Понятно, что нет такого прибора или датчика, чтобы измерить, сколько экспрессии содержится в картине художника, хореографическом танце или поведении человека. Экспрессивные действия являются зеркалом, которое отражает или показывает состояние личности. Более того, подобное поведение – это часть естественного состояния человека.
И на десерт предлагаем видео – по-настоящему экспрессивное выступление гимнасток на Кубке России по эстетической гимнастике:
это что такое, средства экспрессивности
Экспрессивность – это весь комплекс стилистических, семантических речевых признаков, которые позволяют выражать субъективную позицию говорящего в отношении предмета или адресата. Слово имеет латинский корень expressio, что обозначает выражение. Экспрессивность – одно из речевых свойств, что связано непосредственно с эмоциональной оценкой сообщаемой информации, субъективно воспринимаемой и бессознательно выражаемой говорящим. И также в целом экспрессивность перекликается с личными особенностями раскрытия говорящим его чувств. Так либо иначе, многие психологи, лингвисты отождествляют понятия экспрессивности и эмоциональности, аффективности в средствах речи.
Некоторые, уже ставшие общеупотребимыми в языке выражения, изначально являлись его экспрессивными оборотами, и лишь позднее закрепились в известные фигуры речи и особенности структуры стиха.
Что такое экспрессивность
Экспрессивность речи позволяет говорящему человеку, помимо основного содержания высказывания, передать некую информацию о себе, личное отношение к тому, о чем он говорит. Причем такая передача в основном происходит бессознательно.
По экспрессивности речи можно понять, к какой социальной группе, категории относится человек, какие качества ему свойственны – и если это сообщение импульсивно, непроизвольно, посему часто является наиболее правдивым.
Экспрессивность высказывания часто обнаруживает подлинное отношение говорящего к предмету, отношение подчас негативное, какое он не выразил бы, не находясь на пике эмоций: иронии, скепсиса, снисхождения, пренебрежения. То есть, он субъективно ставит предмет ниже себя, возвышается над ним, что и делает его речь экспрессивной. Говорящему же при том кажется, что он выразил некие объективные свойства предмета.
Намного реже экспрессивность высказывания несет понижающую установку – когда говорящий принижает себя. Это было распространено ранее в истории, например, когда простолюдин обращался к чиновнику, называя себя не Иван или Петр, а Ивашка, Петрушка. Есть простой способ увидеть прямое следствие этой человеческой особенности бессознательно наделять себя высоким положением, проследив количество в речи суффиксов, выражающих повышающую и понижающую установки – десятки уничижительных, принижающих, уменьшительных против всего лишь нескольких суффиксов, позволяющих выразить возвышенное отношение. Повышающей экспрессивной установке также часто свойственно отношение сверху вниз не лишь к предмету высказывания, а и к слушателям. В сообщении говорящий словно подчеркивает, что он принадлежит к некой престижной группе, к которой слушающие не принадлежат. Это хорошо прослеживается в криминальном или молодежном сленге.
При лингвистическом анализе речи и контент-анализе, которые используют психологи, можно определить несколько степеней выраженности экспрессии: начиная от незначительной формы отклонения от литературной речи и до чрезвычайной резкости. Первая, мягкая степень экспрессивности показывает, что говорящий хорошо освоил и знает предмет, о каком он говорит, поэтому наделяет свою речь некоей эмоциональной составляющей. В высшей степени экспрессивная речь может выражать фамильярность, грубость, пренебрежительность, устрашение, содержать нецензурные элементы. Инструменты такого анализа – это исследование выбора слов, морфем, окончаний, ударения, а также, если возможно интонации и жестикуляции.
Каковы механизмы выражения позиции сверху вниз? Первый – это использование вместо нейтрального наименования предмета жаргонного или просторечного слова, морфемы, суффикса.
Второй – принижение разными средствами, такими как устранение, усечение основного наименования предмета с сохранением только его дополнительных наименований.
Для наглядного раскрытия понятия экспрессивность пример самый простой мы можем привести из уголовно-криминального жаргона, в котором документ называется «ксивой», что отражает мнение говорящего о его высокой осведомленности и пренебрежении к нему.
Еще экспрессивность пример находит в молодежном сленге – говоря, например, «развлекуха», молодежь с помощью выбора суффикса «уха» выражает свое снисхождение или небрежность. Количество слов с подобными суффиксами, выражающими отрицательную оценку, сегодня значительно увеличилось, что особенно наглядно прослеживается на просторах интернета.
Экспрессивность речи еще может иметь своей причиной стремление к экономичности в средствах выражения. Это позволяет сделать речь более прагматичной, а эмоциональная составляющая позволяет задействовать образность восприятия.
Средства экспрессивности
Экспрессивные средства могут быть разделены на фонетические, лексические, морфологические, синтаксические и паралингвистические средства.
Фонетические средства экспрессивности – это нехарактерные для повседневного языка изменения звуков. К примеру, намеренное растягивание, интонационное выделение, акцентирование.
Морфологические экспрессивные средства касаются особенностей в словообразовании. Сюда относятся, к примеру, суффиксы, позволяющие придать слову уменьшительную, пренебрежительную, другую форму.
Экспрессивные средства лексического рода касаются выбора словосочетаний, словарного состава, включающего оценочный компонент, частицы усиления, междометия.
На уровне синтаксическом экспрессивность находит выход в перекомпоновке слов в нехарактерный для обычной речи порядок, в необязательных для передачи сухой информации повторах.
Также средства экспрессивности живого акта коммуникации могут быть не лишь языковыми, а и паралингвистическими, к каким относятся: мимика, жестикуляция, громкость речи, ее темп, тембр говорящего.
Средства экспрессивности должны быть разделены и по знаку их коннотации – на положительные и отрицательные. Понятие коннотация раскрывается через свой латинский корень connoto – дополнительное значение. И обозначает оценочную, эмоциональную, стилистическую окраску сообщения. В более широком понимании коннотация есть любая компонента, что дополняет конкретное предметное содержание и придает эмоциональный личный оттенок. Считается, что экспрессивные средства речи вторичны по отношению к сухой информационной сути сообщения, однако подчас именно эмоциональная окраска наделяет сообщение окончательным смыслом или даже искажает или полностью меняет его относительно изначальной предметной компоненты сообщения.
Отрицательная коннотация связана с внутренним негативным отношением автора сообщения в адрес предмета или явления, о котором он говорит. Именно отрицательная коннотация используется как наиболее частая экспрессивная форма речи, поскольку обилие сдерживаемых эмоций через такой опосредованный вариант находит свой выход.
Явление отрицательной коннотации активно изучается психологами, так как содержит в себе большой объем материала, богатый источник сведений об истинных эмоциях человека, его комплексах, способах психологических защит, локусе контроля, самооценке, ментальности, принадлежности к социальной группе и отношениям внутри нее, общей удовлетворенности жизнью. Особый интерес отрицательная коннотация как экспрессивное средство выражения имеет для психоаналитиков, которые, исследуя ее, получают информацию о глубинных слоях личности своего пациента.
Положительная коннотация связана с восхищением, воодушевлением, яркими впечатлениями говорящего о предмете.
Многообразие использования средств речи в общественном употреблении затрудняет четкую их классификацию, делает невозможной выделить все средства по единственному признаку. Например, это сложно пронаблюдать в переходе экспрессивности от лексики к синтаксису. Экспрессивные средства изучаются лингвистами и психологами для конкретного языка отдельно в его разделах грамматики, стилистики, фонетики, лексикологии.
Благодаря использованию данных средств речь приобретает экспрессивный характер, тем самым становится способной не лишь передавать номинальную информацию, а и эмоциональные тона сообщения, психологическое состояние того, кто высказывается, его часто бессознательную позицию, адресованную к слушателям или предмету.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
экспрессивный — Толковый словарь Кузнецова
экспресси́вный
ЭКСПРЕССИВНЫЙ [рэ], -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. Обладающий экспрессией, выразительный. Э. жест. Э-ое исполнение. Э. рисунок.
◁ Экспрессивно, нареч. Экспрессивность, -и; ж. Э. речи.
Источник: Большой толковый словарь русского языка Кузнецова на Gufo.me
Значения в других словарях
- экспрессивный — -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. Обладающий экспрессией, выразительный. Экспрессивный жест. Малый академический словарь
- экспрессивный — экспрессивный прил. 1. Соотносящийся по знач. с сущ. экспрессия, связанный с ним. 2. Обладающий экспрессией. Толковый словарь Ефремовой
- экспрессивный — (< англ. expressive < лат. expressus усиленный). Выразительный, яркий, обладающий экспрессией. Словарь лингвистических терминов Жеребило
- экспрессивный — прил., кол-во синонимов: 15 выпуклый 30 выразительно-эмоциональный 2 выразительный 49 живой 85 живописный 26 картинный 18 колоритный 21 красноречивый 45 красочный 22 обладающий экспрессией 1 образный 23 рельефный 33 сильный 164 сочный 47 яркий 99 Словарь синонимов русского языка
- экспрессивный — орф. экспрессивный; кр. ф. -вен, -вна Орфографический словарь Лопатина
- экспрессивный — Экспресс/и́вн/ый. Морфемно-орфографический словарь
- экспрессивный — экспрессивный кр. ф. -вен, -вна, -вно Орфографический словарь. Одно Н или два?
- экспрессивный — ЭКСПРЕССИВНЫЙ ая, ое. expressif, -ve adj. Обладающий экспрессией, выразительный. БАС-1. Многие спины, изображенные им, гораздо экспрессивнее лиц, написанных другими художниками. К. Чук. Илья Репин. Экспрессивный жест. Экспрессивная речь. Уш. 1940. Словарь галлицизмов русского языка
- экспрессивный — Экспрессивный, экспрессивная, экспрессивное, экспрессивные, экспрессивного, экспрессивной, экспрессивного, экспрессивных, экспрессивному, экспрессивной, экспрессивному, экспрессивным, экспрессивный, экспрессивную, экспрессивное, экспрессивные… Грамматический словарь Зализняка
- экспрессивный — Содержащий, сообщающий экспрессию. Экспрессивное выражение. Экспрессивная лексика. Экспрессивная окраска. Словарь лингвистических терминов Розенталя
- экспрессивный — Содержащий, обнаруживающий экспрессию, собирающий экспрессию. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003 Толковый переводоведческий словарь
- экспрессивный — Выразительный, обладающий экспрессией Большой словарь иностранных слов
- экспрессивный — ЭКСПРЕССИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна (книжн.). Содержащий экспрессию, выразительный. Экспрессивные средства речи. | сущ. экспрессивность, и, ж. Толковый словарь Ожегова
- Экспрессивный — (лат. expressus – явный, выразительный). 1. Выразительный, отражающий эмоциональное состояние, например, Э. мимика; 2. Являющийся выражением внутренних процессов, состояний, например, Э. речь. Толковый словарь психиатрических терминов
- экспрессивный — ЭКСПРЕСС’ИВНЫЙ [рэ], экспрессивная, экспрессивное; экспрессивен, экспрессивна, экспрессивно (·книж. ). Обладающий экспрессией, выразительный. Экспрессивный жест. Экспрессивная речь. Толковый словарь Ушакова
Что такое экспрессия, формы ее проявления
«Какая экспрессия!» — восхищенно выдохнет ценитель искусства, глядя на картину художника. «Очень экспрессивная девушка!» — скажет человек о своей собеседнице, эмоционально рассказывающей о взволновавшем ее событии. Что же такое экспрессия? Это понятие встречается в искусстве и в медицине, в биологии и в психологии. Мы употребляем его, когда говорим о чем-то ярком, динамичном и очень эмоциональном.
Экспрессия и эмоции
Понятие «экспрессия» происходит от латинского слова «выражение» — expression. Не стоит путать с espresso – способом приготовления крепкого кофе. В психологии под экспрессией понимается процесс демонстрации эмоций, трансляция их окружающим, то есть эмоциональная выразительность.
Эмоции отражают отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Их центры находятся в древней подкорковой зоне головного мозга, что объясняет связь наших эмоциональных состояний с различными физиологическими функциями организма. Когда человек переживает сильные чувства, происходят изменения в сердечно-сосудистой системе, пищеварительной, гормональной и т. д.
Эти изменения могут быть визуально заметны, они показывают, какие чувства и настроения испытывает человек. Например, мы замечаем бледность кожи испуганного человека или покрасневшие от смущения щеки, дрожащие от волнения пальцы рук или выступивший на лбу пот, не говоря уже об улыбке, смехе и слезах. Все это экспрессивные реакции, выражающие эмоциональное состояние.
Кстати, они характерны не только для человека, но и для высших животных, что свидетельствует о древности выразительных движений:
- вздыбленная шерсть, подергивание хвоста у кошек;
- очаровательная улыбка или оскал собак и т. д.
Но экспрессия человека только этими, во многом рефлекторными реакциями не ограничивается.
Формы экспрессии
Эмоции и формы их выражения играют важную роль в общении, без них невозможно взаимопонимание людей. Недаром же замкнутый, скрывающий свои чувства человек вызывает недоверие и подозрительность.
Процесс обмена эмоциями — необходимая часть жизни сообщества. Невозможность поделиться своими чувствами с близкими людьми вызывает у человека ощущение одиночества и потерянности. Но и мы сами нуждаемся в своеобразной эмоциональной подпитке, в восприятии эмоций других людей, в том коктейле чувств, настроений, переживаний, без которого невозможна полноценная жизнь. Поэтому за десятки тысячелетий эволюции люди выработали множество средств и форм демонстрации своих эмоций. Они так и называются — экспрессивные средства.
Мимика
Выражение лица – это первое, что мы замечаем, встречаясь с человеком. Особенно привлекают внимание глаза. Экспериментально было установлено, что даже рассматривая портрет человека на картине, зритель постоянно обращается взглядом к его глазам.
С помощью выражения глаз – изменения их формы, размера зрачка, движений, свечения радужки – человек может передавать самые разные чувства. Так, Л. Н. Толстой в своих произведениях описал 85 разных выражений глаз. Взгляд может быть огненный, пылающий и холодный, ледяной, в нем может сверкать ненависть и отвага или застыть презрение, он способен светиться любовью или потухнуть от горя.
Экспрессия человеческих глаз имеет потрясающую силу, недаром же зрительный контакт считается самым мощным средством эмоционального воздействия. Поэтому прямой взгляд в глаза в древности считался угрозой, да и сейчас нередко расценивается как демонстрация человеком своего превосходства. А стремящийся что-то скрыть человек старается не смотреть собеседнику в глаза, трус и неуверенный в себе индивид тоже отводит взгляд.
Второе по значимости место среди мимических средств занимает улыбка. И если мы снова обратимся к творчеству Л. Н. Толстого, то в его произведениях сможем найти описание 97 оттенков улыбки. Это экспрессивное движение настолько важно в общении, что существуют специальные тренинги, где людей учат правильно улыбаться.
Всего на лице человека находится 57 мимических мышц, движения которых могут выражать неисчислимое количество разнообразных чувств и настроений. Кстати, в улыбке могут быть задействованы 53 мышцы из этих 57. Поэтому научиться красивой, искренней улыбке совсем непросто. Для того чтобы с ее помощью передать радость от общения с собеседником, нужно эту радость действительно испытывать.
Пантомимика
Пантомимика включает всю совокупность телодвижений, жестов и поз, которые участвуют в выражении эмоций. Характер движений человека вообще рефлекторно меняется в зависимости от его настроения. Жестикуляция, положение тела в пространстве, походка выдают наши чувства, даже если мы того не желаем.
- Грустный, подавленный человек идет шаркающей походкой, опустив плечи и голову, он практически не жестикулирует, словно у него нет сил на это.
- Для счастливого и бодрого человека характерна уверенная, пружинистая походка и широкий шаг. Он идет, словно танцует, и жестикуляция у него свободная и широкая, кажется, он готов обнять весь мир.
- Резкие, рубящие жесты, напряженные, плохо скоординированные движения выдадут разозленного человека.
Наиболее заметна в общении экспрессия рук, их движения дополняют или опровергают то, что говорит человек, но они всегда очень информативны. Округлые, плавные движения руками бывают у спокойного человека в доброжелательном настроении. Прося о помощи, мы протягиваем руки открытыми ладонями к собеседнику, защищаясь, скрещиваем руки на груди, а злясь, сжимаем кулаки.
О пантомимике как форме экспрессивных движений можно говорить очень долго, недаром же языку телодвижений посвящены целые книги.
Вербальная (речевая) экспрессия
Не только движения, но и речь человека буквально пропитана эмоциями. В любом языке существует множество слов для передачи чувств и настроений, причем это разные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, наречия и т. д.
- гнев – сердитый – гневаться;
- радость – радоваться – радостный – радостно;
- возлюбленный – любовь – любить;
- презирать – презренный – презрение и т. д.
А если к словам добавить традиционные в русском языке приставки и суффиксы, то становится ясно, что с помощью только вербальных средств можно выразить разнообразные оттенки и нюансы эмоциональных состояний. Это успешно используют талантливые писатели, заставляя читателей переживать и радоваться, смеяться и плакать, возмущаться или скучать.
Настроения и чувства можно передать и с помощью слов, не относящихся к эмоциональной лексике. В русском языке для этого нужно только использовать соответствующие суффиксы и приставки. Например:
- рука – рученька – ручонка – ручища;
- тихо – тихонько – тихонечко;
- кот – котик – котище – котяра;
- большой – большенький – большущий – большученный и т. д.
А можно так построить фразу, что экспрессия в ней будет выражена с помощью сочетания слов. Например: «Эх, какой же грандиозный писатель» или «Это не человек, а ураган какой-то!»
Экспрессия речи проявляется в усилении ее эмоциональности, и лексика – это лишь одно из средств. Не менее важную роль играют экстра- и паралингвистика. Паралингвистика – это интонационные особенности нашего голоса, его тембр и громкость. С помощью интонации мы можем передавать разнообразные чувства и настроения, и нередко ее экспрессия значит даже больше, чем содержание самого речевого высказывания. Думаю, вы не раз сталкивались с ситуацией, когда собеседник уверяет, что у него все в порядке, но, судя по его голосу, это далеко не так.
Одной только интонации без слов достаточно для выражения эмоций, поэтому мы можем понять чувства иностранца. Экспрессивность интонации используется в музыке, которая, по сути, ее копирует.
Громкость и тембр речи тоже связаны с эмоциями:
- слишком громкий голос свидетельствует о повышенном эмоциональном возбуждении;
- тихий – о низком эмоциональном тонусе;
- дрожащий – о страхе или неуверенности;
- визгливый – о раздражении и злости;
- мягкий, бархатный о положительном настрое на собеседника;
- хриплый – смесь возбуждения и тревоги.
Экстралингвистика – это паузы и различные звуки, которые сопровождают речь. Главная функция экстралингвистики – экспрессивная, она передает эмоции в чистом виде, и к ней относятся различные многозначные паузы, ахи, охи, вздохи, плач, смех и т. д.
Экспрессия в искусстве
Искусство – это одна из форм общения людей, передающая в первую очередь эмоциональную информацию. Есть такая точка зрения, что искусство родилось из потребности людей в сильных эмоциях, точнее в тех, что им не хватает в реальности. И часто экспрессивная функция является основной для произведений искусства.
- Главным образом это относится к музыке, которая для передачи настроения использует интонации человеческой речи. И музыка способна не только передавать чувства, но и пробуждать их у человека, вызывать эмоциональный резонанс.
- Более сложными и неоднозначными экспрессивными средствами обладает изобразительное искусство. Оно воздействует на эмоциональную сферу человека с помощью цветовой гаммы, экспрессии мазков и динамики линий. Долгое время экспрессивной стороне живописи не придавалось серьезного значения, так как целью этого вида искусства считалось максимально реалистичное изображение мира. Изменили эту точку зрения на рубеже XIX-XX веков художники-импрессионисты, которые стали использовать изобразительные средства (главным образом цвет) для передачи нюансов настроения.
- Танец и балет используют экспрессию движений, которые не менее выразительны, чем звуки, слова и краски.
- В литературе главную роль играют выразительные способности слова.
- А вот театр может использовать всю палитру экспрессивных средств, доступных человеку.
Экспрессивность как качество личности
Способность человека с помощью вербальных и невербальных средств передавать свои эмоциональные состояния называют экспрессивностью. В той или иной степени это качество присуще всем людям. Но некоторые личности настолько ярко и бурно демонстрируют свои чувства, что о них говорят как об экспрессивных натурах.
Уровень экспрессивности зависит не только и не столько от ситуации или состояния человека, сколько от его индивидуально-психологических особенностей. Они являются устойчивыми, часто носят врожденный характер и связаны с темпераментом. К таким свойствам личности, определяющим ее повышенную экспрессивность, относятся следующие:
- возбудимость нервной системы; преобладание возбуждения над торможением, что свойственно холерикам;
- подвижность нервных процессов, что приводит к быстрой смене настроения;
- высокая скорость реакций – моментально все чувства отражаются на лице, в движениях и интонации;
- высокий уровень активности – энергичные и деятельные сангвиники, как правило, более экспрессивны, чем флегматики;
- чувствительность нервной системы, которая приводит к бурным эмоциональным реакциям даже на незначительные раздражители.
Экспрессивность человека зависит также еще от нескольких факторов. Например, от пола и возраста. Женщины обычно более экспрессивны, чем мужчины, так как у них подвижнее нервная система. Дети эмоциональнее, чем взрослые, они легко возбуждаются и не привыкли скрывать свои чувства. Поэтому их экспрессия намного заметнее.
Интересно, что уровень экспрессивности зависит и от национальной принадлежности человека. Это связано как с психологическим фактором (национальным характером), так и с культурным – традициями и обычаями. Так, более экспрессивные народы живут на юге. Думаю, все представляют, как бурно жестикулируют и выражают свои эмоции испанцы, португальцы, итальянцы, жители Латинской Америки и кавказские народы. А как экспрессивно поют и танцуют индусы! Эмоциональные по природе японцы сдержаны, так как этого требуют их культурные традиции. А вот жители Северной Европы, особенно Скандинавии и Прибалтики, экспрессивностью не отличаются.
Экспрессия не просто играет важную роль во взаимодействии людей, многие психологи считают ее ядром личности. Способность человека выражать свои эмоции и управлять процессом экспрессии сыграла важную роль в эволюции homo sapiens и в развитии цивилизации.
Receiver — это шутер от первого лица, сделанный всего за семь дней. Это происходит на множестве серых крыш, редко населенных башенками и летающими роботами. Ваша цель состоит в том, чтобы собирать кассеты из случайных мест, и в каждой из них содержится хладнокровный голос, холодно повторяющий инструкции и объяснения настройки игры вкрутую.
Это аскетично и £ 3 / $ 5, но это также одна из моих любимых ролевых игр.Не из-за создателя персонажа, не из листа статистики или квестов. У получателя нет ни одной из этих вещей. Это одна из моих любимых ролевых игр, потому что в ней много кнопок. Ненужная сумма.
Я хочу, чтобы во всех играх было больше ненужных кнопок.
Я играл в Receiver около полдюжины часов, и это впечатляет, как он отрывает атмосферу и характер от своих ограниченных компонентов. Игра была немного обновлена и расширена с момента первоначальной сборки, созданной для 7-дневного испытания FPS, но она все еще сложна.
Если вы играли в игру или играете в нее впервые после прочтения, это оружие, которое вы заметите первым. В каждой жизни — и вы много умрете — вы начинаете со случайного типа пистолета, случайного количества журналов и пуль для этого пистолета и случайного шанса иметь фонарик.
Что отличает эти пистолеты от других игр, так это то, что вы контролируете каждую функцию оружия нажатием отдельной кнопки.
Если бы я был проще говоря, я бы сказал, что в большинстве игр вы нажимаете R для перезагрузки, а в Receiver вы нажимаете Q, E, R, T, Z и V, чтобы почувствовать себя уставшим от мира героем киберпанка.
Но давайте не будем говорить это просто.
Если вы хотите перезарядить один из трех пистолетов приемника, нажмите клавишу E, чтобы удалить магазин, а затем тильду (`), чтобы вставить пистолет в кобуру. Вы нажимаете Z несколько раз, чтобы вставить любые запасные пули, которые вы нашли в журнале. Затем вытащите пистолет, нажмите Z, чтобы вставить магазин обратно внутрь, и нажмите T, чтобы загрузить камеру. Прежде чем вы сможете стрелять, вы также должны нажать V, чтобы выключить предохранитель или переключаться между режимами стрельбы, и отвести назад молоток с помощью F.
Эта большая точность моделирования обычно описывается как «реалистичная», и она распространяется на насильственные механизмы игры, каждый из которых моделируется как отдельные компоненты: двигатели, камеры, пакеты с боеприпасами. Но реализм не то, почему эти системы интересны. Во всяком случае, в случае с вашим оружием абстрагирование ваших действий от отдельного нажатия кнопки кажется менее реалистичным. Это напоминание о всех маленьких способах, которыми нажатие кнопки совсем не похоже на скольжение пули в журнал.
Вместо этого нажатия кнопок помогут вам воплотить свою роль в игре так, чтобы это было весело и волнующе.
Начнем с того, что вы потратите много времени на просмотр экрана помощи в игре. В конце концов вы начнете медленно тыкать в кнопки и будете делать ошибки.
Вы бросите журналы на пол.
Вы будете отлично выбрасывать пули с крыш домов.
Вы умрете, потому что пытались выстрелить из оружия, прежде чем заряжать пулю в камеру.
Но потом со временем вы начнете поправляться. Вы будете помнить, какие кнопки нажимать и когда. В течение вашего первого часа игры — и это не займет больше времени — вы извлечете оружие из рук из памяти.
Вы будете чувствовать себя экспертом. Вы будете чувствовать себя точно таким человеком, который может выжить в научно-фантастическом мире, описанном на кассетах Receiver. Тип человека, который может столкнуться с крышами, боевыми машинами.
В этот момент каждое действие становится выразительным. Загрузка пули в камеру перед тем, как атаковать что-то, больше не просто функциональна. Это по-деловому. Я много думаю о том, как игры чувствуют себя , но Receiver — одна из немногих игр, где отдельные действия имеют тон .
Тон меняется в зависимости от ситуации. Когда этот электрический робо-ублюдок суетится за угол, пытаясь добраться до вас, и вам нужно перезагрузить компьютер, это ужасно.Черт возьми, убери журнал, убей, положи новые патроны в журнал, убей журнал на пол, потому что ты нажал не ту кнопку — FUCKFUCKFUCKFUCKFUCK — die.
Другими словами, теперь в игре существует реальное различие между панической перезагрузкой и преднамеренной, спокойной перезагрузкой. Физичность моделирования оружия расширяет словарный запас игрока.
Хорошо, посмотри на это.
Die Hard — довольно жестокий фильм.Джон Макклейн убивает в нем много людей. Но этот плакат не Уиллис стреляет в некоторых европейских наемников. Он даже не целится. Это он спиной к стене, задумчивый, слушающий, с пистолетом на лице. Он выглядит утомленным, но готов к чему-то , и это достаточно круто.
Более сложное управление оружием в Receiver делает вас на пару шагов ближе к тому, чтобы жить в этой роли, чем в большинстве игр — вы, возможно, задумчиво держите свое оружие в нем — но этого достаточно, чтобы испытать жажду большего.
Последние десять лет дали нам несколько инноваций в воссоздании постановки и хореографии сцен действия. Вакуумная кнопка Gears of War для откидывания спины на укрытие — одна. Слепая стрельба над укрытием — это другое. Брюс Уиллис сделал это. Мне тоже нравится их делать.
Это также, как небольшое отступление, почему кнопка Counter-Strike: Global Offensive «посмотреть на оружие» мне так смешна. Дело не в том, что это немного вынужденный способ оправдания пользовательских скинов оружия.Это то, что это выражение любви. Я представляю себе, как каждый Контртеррорист и Террорист смутно улыбаются себе, глядя на красивые цвета между убийствами.
Пожалуйста, не думайте, что это просто оружие.
Во-первых, потому что в случае с Receiver, то же самое относится и к необходимости нажимать W, если вы хотите спринт. Во-вторых, потому что я не думаю, что это должно быть ограничено только практическими действиями. Receiver — это ночной фэнтезийный киберпанк, расположенный на куче холодных серых крыш.Мне нужны кнопки, предназначенные исключительно для того, чтобы помочь мне занять эту роль. Я хочу «Нажми J, чтобы затянуть сигарету». Я хочу, чтобы «Нажмите K, чтобы взглянуть на горизонт города и представить задумчивый монолог». Если анимация в режиме ожидания — это способ, которым игровые художники взаимодействуют с персонажем между моментами ввода игрока, тогда я хочу, чтобы ввод игрока позволял идентично взаимодействовать с персонажем.
Это повредит согласованности между различными играми и их схемами управления, но это не имеет значения. Вы можете рассматривать многие из этих кнопок как дополнительные функции для тех, кто хочет выполнять свою роль немного более полно.Бонусы для людей, которые хотят, чтобы кнопка расширяла и убирала встроенные в лицо солнцезащитные очки Адама Дженсена, а также его кулачные долота.
В любом случае необходимость читать экран привязок клавиш в Receiver — это небольшая цена за то, что вы получаете взамен.
Чтобы использовать этот контент, вам нужно включить таргетинг файлов cookie. Да мы знаем. Сожалею.
Управление настройками файлов cookie