ФГБНУ НЦПЗ. Карл Леонгард ‹‹Акцентуированные личности››
АФФЕКТИВНО-ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения. Описываемый темперамент может действительно оказаться ослабленной формой этого заболевания, но такая взаимосвязь не обязательна. В случаях, когда наблюдается чистая аффективная экзальтация, тем более не может быть и речи о патологии.
Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски», говоря словами поэта, у них один шаг. Экзальтация в незначительной мере связана с грубыми, эгоистическими стимулами, гораздо чаще она мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.
Другой полюс его реакций крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра уже было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненнее, чем сам пострадавший. Страх у людей с таким темпераментом обладает, по-видимому, свойством резкого нарастания, поскольку уже при незначительном страхе, охватывающем экзальтированную натуру, заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот), а отсюда и усиление психических реакций.
Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры художники, поэты. Артистическая одаренность представляет собой нечто в корне иное, чем научные способности в определенной области, например в математике. В чем заключается причина данного явления?
Во-первых, я полагаю, что сама по себе одаренность еще не обеспечивает возможности создания произведения искусства. Такое произведение рождается лишь тогда, когда творец способен к высокому накалу эмоциональных переживаний. Если человек обладает глубоким умом и практическим здравым смыслом, то ничто не помешает ему развивать свои математические, технические или организационные способности. Но при подобной разумной практической установке данное лицо не пишет стихов и не сочиняет музыку, хотя его природных данных хватило бы на это.
Во-вторых, эмоции сами по себе позволяют создавать верное суждение о возникающем произведении, давать ему верную оценку. Уровень науки измеряется ее прикладным значением, ценность же художественного произведения познается лишь по эмоциональному воздействию. Из этого следует, что неотъемлемым свойством поэта или художника прежде всего должна быть эмоциональная возбудимость. Вторым стимулирующим моментом для артистической натуры может быть наличие демонстративных черт характера. Наконец, с третьим моментом мы столкнемся, рассматривая интровертированность.
Конфликты артистических натур с жизнью часто происходят из-за слишком большой чувствительности, «проза» жизни, ее подчас грубые требования им не по плечу.
Например, избыток чувств у Гельдерлина стимулировал его поэтическое творчество, но одновременно не давал приспособиться к повседневным жизненным требованиям. Возможно, его постоянная эмотивная возбудимость носила болезненный характер, так как во второй половине жизни у него развилось тяжелое психическое заболевание (моя работа на данную тему издана в 1964 г.).
Гельдерлин всю жизнь больше страдал, чем испытывал порывы восторженной радости, но это было связано с большими жизненными трудностями, которые ему пришлось испытать из-за чрезмерной чувствительности. К началу душевного заболевания эта исключительная эмотивная возбудимость еще возросла. В письме к В. Ланге он пишет: «Поверь мне, дорогой! Я боролся до смертельного изнеможения, чтобы сохранить высшую жизнь, в вере и в созерцании, о, да! Я боролся, страдая невыразимо, и полагаю, что мучения мои превышают все, когда-либо испытанное человеком». В подобных жизненных гиперболах мы не только узнаем Гельдерлина, но одновременно получаем представление о силе импульсов, которыми возбудимость питала его поэтическое вдохновение.
Выдающийся немецкий лирик приведен мною как пример.
Подобным же образом, хотя, возможно, и не в такой степени, эмотивная возбудимость является базой создания художественных произведений у многих артистических натур. Добавим к этому закономерное стремление художника отразить в своем творчестве то, что его так сильно и глубоко захватывает.
Негативный полюс аффективно-экзальтированного темперамента можно наблюдать на следующем примере.
Клаус Э., 1928 г. рожд. Мать экзальтированная женщина, для которой характерно, с одной стороны, чувство восторженности, с другой подверженность печальным переживаниям. В детстве Э. боялся темноты. В темноте ему постоянно казалось, что кто-то стоит за спиной, он оглядывался и быстро убегал, сердце его бешено колотилось. Это был молчаливый, замкнутый человек, не любивший выступать публично: при этом он терял голос и сильно потел. Э. не выносил, когда при нем били животных, испытывал при этом «щемящую тоску», но, так как его «душило волнение», не мог произнести ни звука в защиту бедного четвероногого. Его захватывают различные торжественные мероприятия: «Когда исполняются торжественные гимны, я прямо боюсь заплакать, все от растроганности » Нечто подобное Э. испытывает и во время посещений театра. Однако сам играть он не может и никогда не мог, у него начинается «сценическая лихорадка» и точно «ком в горле стоит». Он очень любит музыку, нежную, лирическую, подобную «Грезам» Шумана, но и хор из «Летучего голландца» ему нравится. В 25 лет он поступил в вуз, с увлечением занимался 2 года, после чего наступил срыв. Э. заболел. Мать послала ему значительную сумму на покупку продуктов, но он, поддавшись на уговоры товарищей, растратил все эти деньги на спиртное и устроил пирушку. «Бог мой, да я ведь из самых дружеских чувств, надо же помогать друг другу!» Этот случай послужил началом. Теперь после всяких мелких неудач, часто вызывающих у Э. сильное угнетение, он все чаще выпивает. По этому поводу к нам и обратилась его мать.
Можно сказать, что в характере данного обследуемого преобладает «готовность к отчаянию». Уже ребенком он часто находился во власти грустных и тревожных переживаний. Позже он все чаще стал приходить в отчаяние, когда не мог чего-нибудь добиться, часто им овладевал страх. То, что эти колебания были связаны с типичным темпераментом тревоги и счастья, подтверждается умилением Э. при всяких торжественных мероприятиях: в данном случае это состояние символизирует чувство счастья, а слезы его в этот момент это слезы счастья.
Поэты и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.
Мартин Р., 1901 г. рожд., поэт-лирик. В 62-летнем возрасте, когда он явился на прием ко мне, он больше занимался переводами стихов с иностранных языков. Р, отличался музыкальными способностями, и стихи свои он скорее воспринимал «как песни». Некоторое время он занимался рекламными плакатами. На всей его жизни лежит отпечаток бурных эмоциональных переживаний и волнений. Р. с детства был увлекающейся натурой, в школе он принимал активное участие в общественной работе. Однажды дело чуть не дошло до школьной забастовки, организованной Р. как протест против одного тщеславного и нетерпимого учителя. Позже увлечения в основном касались музыки, поэзии и красивых женщин. Свою нынешнюю жену Р. патетически обрисовал как «чудо-женщину». Для Р. характерны постоянные колебания между воодушевлением и крайним пессимизмом при пустяковых неудачах.
В последнем случае у него появлялись и суицидальные мысли. На встречу с нами Р. пришел угнетенный: почечная колика навела его на мысль о том, что у него рак.
Р. типичный лирик. В данном случае интересно то, что порывы отчаяния связаны с мыслями о самоубийстве.
Перехожу к характеристике личности художницы, описанной ранее Тросторфф.
Аделе Г., 1901 г. рожд., мать имбецильного ребенка, который именно вследствие своего заболевания стал ее любимцем. Она самоотверженно ухаживает за ним.
Г. живет ради больного сына и ради искусства. Она увлекается «всем прекрасным». При первом своем визите (ей было тогда 63 года) она заявила мечтательно: «Писать картины величайшая для меня радость. Я не могу не писать их!» Красота природы служила как бы настроем, и ее начинало тянуть к кисти: «Я пишу лишь мотивы, вызывающие внутреннюю радость. У меня потребность излить в красках ощущение счастья, которое дает мне природа. Когда я иду по лугу или по лесу, то чувствую несказанное счастье. И думаю: «Вот это прекрасно, это ты напиши!» Счастья без живописи для меня не существует!» Когда ее спросили, почему она так старается, ведь она никогда своих картин не выставляет, она ответила: «Я не ставлю себе этой цели. С меня достаточно сознания, что я могу нарисовать это » Интересно и такое ее высказывание: «Когда я вижу цветок, мне хочется проникнуть в его сущность. Вот, например, календуласколько радости излучают эти лепестки благодаря их желтому сиянию!» Или вот еще: «Трудно нарисовать человеческое лицо. Все хочешь угадать за внешними очертаниями выражение самой души».
Способностью испытывать огромное воодушевление объясняется тот факт, что Г. отдавалась живописи, творчеству с большим вдохновением. Второй полюс представлен у нее трогательной заботой о сыне, глубоким состраданием к этому слабоумному ребенку.
Следующий пример, ранее описанный Зайге.
Мартин Ц., 25 лет, с детства был музыкален, охотно пел. По окончании средней школы стал учеником слесаря. Во время одной радиопередачи у него неожиданно были обнаружены певческие данные. Он стал брать уроки пения, а затем начал выступать с эстрадным оркестром. Поет он на радио и телевидении в развлекательных программах, но мечтает участвовать в ревю и в мюзиклах, так как его интересует не только пение, но и артистическое оформление. Уже и сейчас Ц. пытается сопровождать пение выразительной мимикой, жестами.
Обследуемый характеризует себя как человека весьма темпераментного. Он быстро воодушевляется и в такие минуты чувствует себя «сверхсчастливым». Но так же быстро он может впасть в глубокую меланхолию или в состояние тревоги; в такие моменты он близок к отчаянию. К уравновешенному состоянию он возвращается под влиянием жены. В общем у Ц. преобладает повышенное настроение, он считает себя оптимистом, от радости готов иногда «на столе танцевать». Ц. нетрудно погрузиться в настроение, которого требует эстрадный номер, и тогда его исполнение получается очень убедительным. Он честолюбив, но справедлив, не злопамятен и не умеет постоять за себя.
Однажды Ц., очень встревоженный, прибежал к зубному врачу, который незадолго до этого поставил ему две коронки. Боли не было, но (коронки «безумно мешают»: он не сможет ни петь, ни выступать. Ц. уже видел себя безработным. Врач успокоил Ц., за что тот благодарил его в весьма высокопарном стиле. Через несколько дней певец сообщил, что у него все в порядке.
Глубокая восторженность, связанная у Ц. с профессией эстрадного певца, объясняется его возбудимостью, склонностью к экзальтации. Случай с коронками свидетельствует о лабильности его психики со склонностью к чрезмерной тревоге.
путешествие по Сокотре, часть 1
Знаете, сколько туристов приезжает на принадлежащий Йемену удивительный остров Сокотра? Не больше ста человек в неделю. И это по самым оптимистичным подсчетам. Рейсов ничтожно мало, и летают на них в основном местные жители.
О продолжающейся в континентальном Йемене войне тут, конечно, знают, но на самом острове тихо, спокойно, и её отголоски совсем не слышны. Боевые действия проходят в районе Саны и Адена. Йеменцы говорят, что между собой воюют правящие кланы, а не простые люди — но война есть война.
На Сокотре войн не было никогда. На берегу моря здесь можно увидеть ржавеющие Т-34, которые в былые годы прислал в подарок братский СССР. Зачем? Для защиты от врагов. Каких? Да мало ли каких…
В итоге, танки так и остались гнить без дела на своих боевых постах. Фотографировать их нельзя, но если уж очень хочется, то можно. Главное, чтобы это не увидели военные, чей блокпост расположен совсем неподалеку. А то заставят удалить все фото с телефона.
Йемен — страна исламская, но бояться этого абсолютно не нужно. Я не раз говорил, что именно мусульмане — самые гостеприимные люди из всех, что мне встречались. Поверьте, я был в 157 странах, и мне есть с чем сравнить. Просто уважайте традиции и веру, и никаких проблем не будет. В массе своей приверженцы ислама приветливы и доброжелательны, а на Сокотре — особенно. Люди здесь мирные и очень законопослушные. Остров маленький, все всем сразу становится известно. Бежать некуда, а законы суровы.
Рассказывают, что раньше на Сокотре были базы пиратов. Только это «раньше» было в средневековье. Об этом, например, писал Марко Поло. Сейчас же никаких баз пиратов тут нет и в помине, как и развитой туристической инфраструктуры. Жить приходится в палатках, ходить в туалет в песчаные дюны, мыться в источниках или из тазика, есть выловленную из моря рыбу, вставать с восходом солнца, смотреть закаты на прибрежных скалах и засыпать под грохот волн.
Да, на острове есть пара отелей в столице Хадейбо, но они явно проигрывают девственной природе.
Население Сокотры оценивается в 40-50 тысяч. Более точно никто не знает — свежие официальные данные отсутствуют.
Островитяне спокойные и гостеприимные. Преступлений нет совсем. Как и спиртного. Если на прилете у туриста найдут бутылку, конфискуют. Спросил у сокотрийцев, что с ней сделают, засмеялись, мол, таможенники выпьют её тайком сами. Алкоголь под полным запретом, зато все жуют кат. Мой водитель начинал это прямо с утра и к вечеру приходил в приподнято-экзальтированное состояние.
Сокотра инопланетна и почти не тронута людьми. Исключение составляет пыльная и заваленная пластиковыми пакетами столица, но задерживаться здесь мы не будем. Нас ждут белоснежные пустынные пляжи, причудливые муссонные дюны, которые карабкаются на прибрежные скалы, странная, первобытная природа.
Чего стоят одни только похожие на брокколи драконовые деревья. Во времена динозавров они покрывали всю Землю, но сохранились только здесь, на Сокотре.
А еще в марте цветут розовым цветом похожие на инопланетян бутылочные деревья, тоже местные эндемики.
Я лечу на Сокотру из Каира через Сейюн (Seiyun), где есть небольшой международный аэропорт. Регистрируюсь на рейс. Наличие визы Йемена почему-то не проверяют. ПЦР тоже. Вылетаем по расписанию. Рейс ночной, засыпаю, но ненадолго.
«Смотрите, там внизу Мекка» — трясет за плечо бортпроводник. Где-то далеко внизу ярко освещённый квадрат. Смотрю, киваю и снова проваливаюсь в сон.
Светает. Подлетаем к Сеюну. Внизу изрезанное каньонами плато. В иллюминаторе мелькают знаменитые йеменские высотные дома. Приземляемся мягко. Всех, кто следует на Сокотру, просят покинуть самолет.
На входе в аэропорт забирают заполненные опросники о наличии симптомов ОРВИ и меряют у всех пассажиров температуру. Заходим в зал ожидания, где у нас отбирают паспорта. Дверь запирают на ключ. Возле нее встает охранник. Подхожу к окну. Мимо мчится грузовик. В кузове человек в форме впивается руками в станковый пулемет. Откуда ни возьмись появляется сотрудник аэропорта, продающий за 2$ доступ в интернет. Интернет не грузится. Паспорта тем временем возвращают.
Проходит около часа, и нас зовут на посадку.
Аэропорт на Сокотре маленький и очень сумбурный. Контроля почти нет. При желании, я бы мог просто выйти на улицу, и никто бы не заметил. Правда, потом были бы неприятности на вылете обратно, поэтому жду, пока местные жители разберутся со своими многочисленными тюками. Из-за войны многие товары в местные лавки привозят теперь по воздуху.
Изрядно потолкавшись, знакомлюсь с местными гидами, гружусь во внедорожник и мы отправляемся к первой точке нашего маршрута — лагуне Детва (Detwah), где длинные песчаные дюны сползают со скал в сине-зеленое море, как бы разрезая его на части.
Остров невелик, ехать чуть больше часа, и вот мы на месте. Разбиваем палаточный лагерь. Какая же красота вокруг! Лезем на скалу для лучшего вида, потом спускаемся на берег, чтобы искупаться. Вода кристально чистая. Туда-сюда деловито снуют рыбы. На дне замерли маленькие скаты. Пара шагов, и они стремглав куда-то удирают.
Вода приятно освежает после долгой дороги. Выхожу на берег, падаю на белый песок и тут же забываюсь сном под полуденным тропическим солнцем. Мне чудится, что я на другой планете. Или не чудится? Ведь Сокотра и есть другая планета.
Наряду с Галапагосами и Гавайями, она входит в тройку мест с самой эндемичной природой. Когда в 1880 году на Сокотре высадилась группа ученых из Европы, они всего за две недели обнаружили более двухсот видов ранее неизвестных растений.
Самые знаменитые — драконовые деревья, которые можно увидеть в центральной части острова. Они росли на Земле еще в меловом периоде (145-66 млн. лет назад), но потом вымерли — главным образом, из-за того, что древние континенты ушли под воду.
Сокотра же никогда не была затоплена, потому именно здесь эти деревья чудесным образом выжили. Как и другие эндемики. Так что вполне можно сказать, что Сокотра — гигантская машина времени: такой была наша планета миллионов сто лет назад.
Продолжение: драконовы деревья и другие чудеса.
Продолжение продолжения: удивительные жители Сокотры.
возвышенное состояние определения | Словарь определений английского языка
прил
1 высокий или повышенный в звании, положении, достоинстве и т. д.
2 повышенный характер; благородный; возвышенный
возвышенный идеал
3 Неформальный чрезмерно высокий; надутый
он высокого мнения о себе
4 сильно взволнован; приподнятый
♦ возвышенно нареч
♦ возвышенность сн
возвышенно, возвышать, возвышать, возвышенность
Collaborative Dictionary Определение английского языка
|
Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи. ..)
Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:
Или зарегистрируйтесь традиционным способом
Основание нашей надежды
30 мая 2018 г.
Albert Mohler 3 Min Read «Двадцатый век, можно с уверенностью сказать, сделал нас всех глубокими историческими пессимистами.» Так заметил Фрэнсис Фукуяма в своей основополагающей книге 1992 года «
Фукуяма продемонстрировал несостоятельность исторических «вер», таких как марксизм, с его верой в окончательную победу пролетариата посредством классовой борьбы и революции. Его анализ современного исторического пессимизма был правильным, по крайней мере, в этом отношении, поскольку светские мифы не прижились в двадцатом веке, и большинство современных американцев смотрят в будущее со смешанным чувством беспокойства и неуверенности.
Христианское мировоззрение резко контрастирует как с гуманистической идеей прогресса, так и с современным светским пессимизмом. В центре христианского мировоззрения стоит надежда, сосредоточенная на правлении и царствовании Христа — правлении, которое однажды откроется всему космосу.
Историческое протестантское понимание двух состояний работы Христа обеспечивает основу для христианского понимания истории и будущего. Состояние унижения Христа основывает историю на искупительной работе Христа, точно так же, как Его возвышенное состояние укрепляет нашу уверенность в будущем.
Для христианина будущее обеспечено верным и несомненным исполнением Божьих обетований и всеобъемлющей реализацией царствования Христа над всеми силами на небе и на земле. Согласно исторической евангельской вере, возвышение Христа включает в себя Его воскресение, Его вознесение, Его встречу с Отцом и Его славное возвращение. Каждая из этих реальностей представляет существенный аспект царствования Христа как Царя царей и Господа господствующих.
Совершив Своё искупительное дело, Христос воскрес из мёртвых по воле Отца. Крест и воскресение стоят вместе как центральные события человеческой истории, и воскресение Христа продемонстрировало как силу Отца, так и Его благоволение в совершенном послушании Сына — послушании даже до смерти.
Подобным образом вознесение провозгласило, что работа Христа завершена — полностью завершена — и, таким образом, Сын возвращен Отцу. Даже если Христос духовно присутствует среди Своего народа, Он не находится среди нас телесно, вознесшись к Отцу. Как проповедовал Петр в день Пятидесятницы: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы свидетели. Итак, вознесшись одесную Бога и приняв от Отца обетование Святого Духа, Он излил то, что вы сами видите и слышите» (Деяния 2:32-33).
Третий аспект, сеанс Христа с Отцом, указывает на нынешнюю реальность Его царствования и Его заступничества за святых. Это поистине революционное учение, ибо, хотя светским глазам мир кажется ареной хаоса и неопределенности, христиане знают, что Христос правит творением уже сейчас, но через тайное правление.
Наша уверенность основана на том, что Иисус Христос и сейчас царствует над сотворенным порядком и, главное, над всем человечеством. Конечно, это царское правило, скрытое от взора грешников, хотя и празднуемое среди верующих верой. Христиане могут переносить лишения, сталкиваться со страданиями и нести поношение мира, зная при этом, что мы служим Царю, чье вечное правление однажды откроется каждому человеку на планете.
Уже сейчас Христос готовит место для Своего народа (Иоанна 14:2-3) и готовит творение к Своему явлению – возвращению во славе, силе и могуществе. Это возвращение будет сильно отличаться от Его скромного рождения в Вифлееме. Хотя о Его прибытии в Вифлеем знали лишь немногие, о Его возвращении узнают все — и об этом будет объявлено всему творению. Этот четвертый аспект возвышения Христа, Его возвращение, напоминает нам, что история действительно движется к определенной цели. Таким образом, пришествие Христа заверяет нас, что история будет иметь определенный конец, когда всесторонне проявятся Божья праведность, справедливость и искупительная любовь.
Фрэнсис Фукуяма заглянул в бурные и мучительные годы двадцатого века и увидел конец истории. Христианин руководствуется совсем другим пониманием. Прошлое, настоящее и будущее находят свое значение в христианском мировоззрении в свете победы Христа над грехом, смертью и могилой — и в Его возвышенном состоянии, которое полностью осуществится в Его победоносном возвращении в царской славе.
Учение о возвышении Христа не просто представляет интерес для академических богословов — это основа нашей надежды.