Экзальтированные чувства: Экзальтация: что это, как общаться с экзальтированными личностями

Человек в ситуации виртуальной реальности


Виртуальная реальность (ВР) стремительно вторглась в нашу жизнь. Это вторжение осуществлялось из двух сфер: из практической и вполне серьезной необходимости и как бы исподтишка, из чистого развлечения. Серьезная необходимость — это использование авиа-симуляторов при подготовке пилотов во время Второй мировой войны, развлечение же — многочисленная и агрессивная поросль компьютерных игр. Появилась она предельно скромно: надо же было как-то снимать напряжение тяжелого трудового дня программиста. Правда, одна из особенностей присутствовала с самого начала — некая прилипчивость. Ирония ситуации в том, что именно явно второстепенное и таит в себе сущность ВР. В каком смысле ВР реальна, и является она каким-то действительно новым событием в мире человека?

Наиболее распространенное определение называет виртуальной реальностью созданную с помощью компьютера искусственную реальность. За исключением компьютеров, многие из элементов искусственной реальности являются давним достоянием человечества.

Так, например, разного рода авиа- и автосимуляторы, если рассматривать ситуацию с гносеологической точки зрения, полностью укладываются в понятие моделирования как контролируемого подобия оригинала и модели. Действия человека на авиасимуляторе во всем похожи на действия пилота настоящего самолета, за исключением одного, впрочем, четко осознаваемого и контролируемого момента — авиасимулятор не летает.

То же самое справедливо и для всех остальных базовых элементов ВР. Если ВР суть искусственная, “сделанная” реальность, то ведь именно в такой реальности человек и живет изначально. Человек вообще “по природе” своей не совсем природное существо, он существо символическое, а потому и весь его мир также есть нечто сделанное, искусственное. Мир плуга, бороны, как и мир автомобиля и СМИ, мир мифов и саг, летописей и романов, поэзии и культуры в целом — конечно же, мир искусственный, созданный самим человеком, и в этом смысле виртуальный. Причем мир этот вполне реален, по крайней мере, в том смысле, что может замещать собою реальность непосредственного чувственного восприятия.

Первым явным опытом подобного рода можно считать “Дон-Кихота” М. Сервантеса. Именно здесь стало ясно, что, пусть и несколько разгоряченное, воображение Алонсо Кихано оказалось вполне способно вытеснить собою скудный мир повседневной чувственности возвышенным и полным приключений миром рыцарского романа.

Нечто подобное происходит и в «Евгении Онегине». Причина трагической слепоты Евгения относительно незамутненных лицемерием света чувств Татьяны Лариной можно увидеть в том, что оба они жили в ситуации виртуальной, книжной реальности. Но при этом Евгений, воспитанный на английской литературе, был склонен везде видеть байроновский демонизм и иронию, а Татьяна, взращенная на французском сентиментальном романе, везде видела романтические экзальтированные чувства. Эти виртуальные реальности оказались из разных, параллельных миров. И лишь много лет спустя оба они оказались в одной общей виртуальной реальности, но было уже поздно.

Замечательный мастер такого рода выстраивания искусственных реальностей, столь убедительных, что они постоянно стремятся встать на место прежних “правильных” ситуаций — Л. Борхес, например, с его Пьером Менаром, автором “Дон Кихота”.

Ближайшим образом претензии ВР на статус реальности основаны на вполне действительных тенденциях “конкурирования” реальностей или замены одной на другую. Становится уже привычной ситуация, когда человек может “заиграться” и “перепутать” пространство компьютерной игры и действительной жизни. Психологически — это также хорошо знакомый механизм компенсаторного замещения, аналогичного тому, что происходит в ситуации пьянства или наркотической зависимости, по крайней мере, до того, как возникает зависимость физиологическая. Искусственная реальность ярче, а потому концентрированнее и “правильнее”, чем действительность.

Так неужели вся особенность ВР в “железе”, в том, что эта реальность воплощена при посредстве компьютера?

По существу, ситуация ВР оказывается удачной иллюстрацией к основным положением гуссерлевской феноменологии. Как известно, эпоха начинается с того, что различие между трансцендентным миром и миром феноменальным “выносится за скобки”, основной вес исследования переносится на анализ самого феноменального переживания.

Причем уже первые шаги, помимо выявления интенционального характера всякого переживания, вскрывают также и степень его полноты, или “исполненности”. Это проявляется, прежде всего, в виде различения пустых сигникативных актов (чисто знаковых) и актов исполненных, т.е. наполненных чувственной интуицией. Я могу оперировать и сигникативными образованиями, и в этом смысле они есть тоже часть моей интенциональной жизни. Но до тех пор, пока они не наполнятся чувственным содержанием (в той или иной степени), они являются пустыми, т.е. несущими мало смысла, неживыми. Я могу прекрасно знать значение слов “горы”, “море”, “ветер” и “парус”. Но до тех пор, пока я сам не побывал в горах, или не штормовал в море под парусом — для меня это не более, чем слова, — такие же, как и все остальные. Иными словами, без чувственной интуиции переживания оказываются вполне бедными и неполноценными, поэтому сообщение привычному пребыванию человека в одном из пространств искусственного мира полноты и жизненности чувственности — весьма значительный шаг в сфере ВР.

Среди всех видов ноэтических переживаний колоссальное достоинство и сила ВР в том, что она наполняет знаковые операции компьютера чувственным содержанием. Кинестетическое (“плотское”) сознание играет в феноменологии в конечном итоге особую роль: все феномены так или иначе исполняются относительно моего тела, даны в некотором отношении к нему. Собственное тело всегда под рукой, потому оно выступает как универсальный интерпретатор и индикатор интенциональных актов. Достоинство (и коварство) ВР в том, что она в полней мере способна овладеть моим “плотским сознанием”, смоделировать все его переживания. Таким образом, ВР обладает универсальным ключом к моей интенциональной жизни: коль скоро кинестетическое сознание в достаточной мере исполнено (а есть все основания полагать, что такое возможно), то и мы получаем в итоге новую реальность, в феноменологическом отношении не отличимую от прежней, большой реальности. Подобная ситуация еще в 60-х гг. была описана замечательным фантастом Р.

Шекли в рассказе “Похмелье” [1], где вся коллизия построена на невозможности различить в феноменальной сфере иллюзии и реальность. Это значит, что ближайшим образом проблема ВР — это проблема “исполненности” интенциональных актов.

Причем здесь тенденция совершенно очевидна: по мере идущего семимильными шагами технического прогресса степень исполненности этих актов будет неуклонно повышаться. Особенно это заметно на примере окруживших нашу жизнь плотным кольцом компьютерных развлечений. Начав с весьма скромных требований к возможностям машины и непритязательной графики и звука, игрушки теперь стали чуть не главным потребителем появляющихся ресурсов. Нет никаких принципиальных запретов на то, чтобы машина не освоила не только зрение и слух, но и остальные сенсорные системы человека.

В этом отношении все различия между миром реальным и миром виртуальным будут укладываться в соотношение актуального и потенциального. Виртуальный мир — это, прежде всего, мир возможный, мир, который все же существует наряду с действительным.

На это обратил вниманием еще Декарт: самая смелая фантазия ничего не творит наново, а лишь комбинирует отдельные элементы уже известного. Химера и единорог — все лишь необычные сочетания обычных элементов нашего мира. Поэтому даже в ситуации самой смелой и свободной фантазии в компьютерных играх фэнтези и космических приключениях происходит только то, что нам хорошо известно из повседневной жизни: борьба за жизненные ресурсы, противодействие “плохим” парням и опора на “хороших”, деньги, власть и секс. Типичный набор фрейдовских либидозных инстинктов: Эрос и Танатос. Поэтому виртуальность надо противопоставлять не столько реальности, сколько актуальности. Ее реальность – это реальность роящихся в действительном мире возможностей. В этом ответ на второй из вопросов, поставленных нами в начале статьи. То новое, что ВР вносит в жизнь человека — это удивительные возможности игры с потенциальностями в собственном мире.

Однако основные достоинства виртуальности, приобщающие ее к реальности — это интерактивность, способность мира игры реагировать, откликаться на наши действия тем или иным образом, меняться в зависимости от тех или иных наших поступков.

При этом за интерактивностью стоит фундаментальный признак любой реальности — ее субстанциональность. Реальность — это, прежде всего, то, что есть само по себе, что не требует для своего существования ничего иного. Все зависимое, несамостоятельное утрачивает тем самым статус реальности. В этом смысле удел ВР — оставаться лишь имитацией собственно реальности. Важнейший атрибут субстанциальности — каузальность. Самостоятельная реальность сама является причиной последующих событий. ВР обладает некоторой каузальностью, которая как раз и воплощается в интерактивности. ВР является причиной изменений моих состояний (и зачастую — весьма резкого изменения). Однако это ограниченная каузальность, хотя и феноменальная. (Фантасты все чаще начинают обсуждать вопрос: что будет, если пережить в ВР собственную смерть? Можно умереть реально, умирая виртуально?).

В наши дни проблема субстанциональности в отношении ВР решается довольно просто: достаточно просто выключить питание компьютера, или выдернуть шнур из розетки, как сразу все встает на свои места. Но столь же ясно, что эта простота — временная, до тех пор, пока каким-либо образом не будет убран шнур питания из пределов досягаемости (или эта иллюзия станет принудительной и коллективной). В этом отношении уместно сослаться на роль и место СМИ в нашей жизни. Все, что мы знаем и можем знать о мире за пределами собственного опыта — это мир, каким нам его представляют газеты, радио и телевидение. Мало кто обладает собственным опытом пребывания в горячих точках, а потому наша картина реальности соткана из конкурирующих, идеологически ангажированных образов, доставляемых нам СМИ. Попытка же “выдернуть шнур” по отношению ко всем СМИ в современном мире представляется абсолютно нереальной.

Однако различия же ВР и ДР все же есть и сохраняются даже в этом случае: это извечные различия между игрой и реальностью. Любая игра сделана, условна, неспонтанна, а потому конечна и исчерпаема. В игре всегда есть предел, положенный либо правилами игры, либо пространством замысла автора. Однако дело даже не в том, что в современной компьютерной игре невозможно выйти за рамки сценария, созданного авторами. Этот недостаток будет, по-видимому, впоследствии преодолен. Ведь уже сейчас можно при игре в сети столкнуться с ситуацией для себя совершенно непредвиденной: натолкнуться на сильного игрока, или даже целый клан игроков, которые в корне поменяют для вас любую привычную прежде ситуацию. Но, кроме того, у любой искусственно созданной ситуации есть предел сотворенности. Плоды деятельности человеческого гения, в отличие от божественного интеллекта или природы, исчерпаемы. Проявляться это может самыми разными путями, вплоть до самых простых. Нельзя проникнуть в те слои творения, которые не продуманы и, тем самым, не сотворены. Таким образом, различие ВР и реальности действительной лежат в сфере их интенсивности, и в этом ответ на первый из поставленных в начале статьи вопросов.

Литература

1. Шекли Р. Избранное.// М., 1991.



Говорунов Александр Васильевич — кандидат философских наук, доцент кафедры философской антропологии Санкт-Петербургского государственного университета

Как вести себя в храме некрещеному — Амурская правда, новости Благовещенска и Амурской области

Как может или должен вести себя в храме некрещеный человек? Могу ли я еще до принятия крещения обращаться к Богу в молитве и осенять себя крестом? На вопрос отвечает секретарь Благовещенской епархии священник Олег Волочай.

— Есть древнее церковное правило, которое запрещает присутствие людей некрещеных и невоцерквленных на основной части главного православного богослужения — Божественной литургии, когда совершаются чин пресуществления Святых Даров и таинство Святого Причастия. Смысл такого запрещения состоял в том, чтобы церковное таинство не оказалось поводом для непонимания или профанации со стороны людей внешних, нецерковных. Сейчас, когда богослужение является наиболее действенным способом проповеди, который есть в православной церкви, наверное, нельзя говорить о необходимости безусловного соблюдения этого древнего запрета.

Если некрещеный человек из любопытства или из других незлых побуждений испытывает желание прийти в храм, то он может спокойно туда идти. Просто, находясь в храме на богослужении, некрещеному лучше не проходить вперед, не выставлять себя напоказ, чтобы невольно не смущать прихожан незнанием элементарных действий. Лучше встать где-нибудь в стороне, где и самому можно будет не смущаться тем, что другие обращают на его незнание внимание. Если человек некрещеный, то ему не следует накладывать на себя крестное знамение. Не надо также стремиться вызывать у себя какие-то экзальтированные чувства умиления, вдохновения. Надо постараться постоять на службе тихо и спокойно и внимательно прислушаться к тому, как душа и сердце отзовутся на то, что происходит в храме.

Иконы Богородицы 

Старорусская (празднование 17 мая)

«Старорусская» — одна из знаменитых богородичных икон, связанных с новгородской землей. Празднование в честь этой иконы совершается 17 мая, в день ее появления и творения чудес в Тихвине (1570 г.). Согласно народному преданию, икона была привезена в Старую Руссу из греческого города Ольвиополя в конце Х века. Начало творения ею чудес связывается с временами Ивана Грозного. Около 1570 года в северных странах свирепствовало моровое поветрие. По откровению, бывшему одному благочестивому жителю Тихвина для избавления от этой смертоносной эпидемии необходимо было «обменять» чтимые иконы Тихвина и Старой Руссы. Тогда рушане и отдали свою икону Богородицы в Тихвин, а тихвинцы один из списков своей святыни — Тихвинской Богородицы — послали в Старую Руссу. Жители Старой Руссы хотели вернуть свою святыню себе. Около 1787 года они отправили ходатая Илью Красильникова к тихвинцам за иконой. Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию старорусской иконы, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая (17 по новому стилю).

Спустя время эта копия прославилась чудотворениями, неоднократно являя целительную силу. Однако жители Старой Руссы не утратили желания и надежды вернуть саму святыню, и с 1805 года начинается знаменитая их тяжба с тихвинцами, длившаяся более 80 лет. Тихвинцы не желали уступать святыню, аргументировали свои отказы отсутствием достоверных письменных свидетельств о принадлежности иконы Старой Руссе и указывали на длительность пребывания иконы в Тихвине, а в доказательство своего глубокого почитания иконы приводили описания невероятно богатого оклада Старорусской иконы, выполненного усердием тихвинской купеческой четы Климовых в конце ХVIII века. В 1854 — 1855 гг. архимандриты Петр и Владимир выполняют новую роскошную сребропозлащенную ризу, демонстрируя заботу о чтимом образе. Однако жители Старой Руссы настойчиво требовали возвращения иконы, которую считали своей. Наконец в 1888 году по распоряжению Синода чтимую икону торжественно перенесли на руках из Тихвина в Старую Руссу, поместили ее в соборе Спасо-Преображенского монастыря. В Тихвине осталась точная копия этой иконы. В 1891 году был закончен храм Старорусской иконы Божией Матери, на освящении которого был сам Иоанн Кронштадтский. С приходом советской власти икону, по свидетельству местных жителей, «разорили», сняв с нее серебро и драгоценности, и передали в краеведческий музей. В августе 1941 года, во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена.

определение возвышенных чувств | Словарь определений английского языка

  
      прил  

1  высокий или повышенный в звании, положении, достоинстве и т. д.  

2   высокий в характере; благородный; возвышенный  
возвышенный идеал     

3    Неформальный   чрезмерно высокий; надутый
он высокого мнения о себе

4    сильно взволнован; приподнятый  
  возвышенно      нареч  
  возвышенность      сн  

Английский словарь Коллинза — определение английского языка и тезаурус &nbsp

Смотрите также:

возвышенно, возвышать, возвышать, возвышенность

Collaborative Dictionary     Определение английского языка

н.

1: произносить язвительные слова 2: высмеивать или дразнить язвительными словами «Группа Gridiron Show шутила и насмехалась над теми, кто находится во власти Мемфиса, в основном над политиками. Редко кто-нибудь задевал свои чувства пародиями в шоу…» — Тоби Селлс, Memphis Magazine, декабрь 2014 г.

н.

представление выражения лица, состоящего из различных комбинаций клавишных символов, используемых для передачи чувств автора или предполагаемого тона в электронном общении. Например, 🙂 означает улыбку.

[Интернет] Пример: при отправке электронной почты люди все чаще используют смайлики как забавный способ передать тон своих сообщений.

н.

потеря чувств к тому, кого раньше любили; разлюбить

От греческого: an = без; агапе = любовь

эксп.

Когда вы чувствуете волнение, вы испытываете сильное чувство грусти или сочувствия из-за какой-то трогательной ситуации, чего-то трогательного, пронзительного, душераздирающего, душераздирающего, побуждающего, мотивирующего, переполняющего сердце, ситуации, которая явно что-то будоражит внутри, пробуждает эмоции.

н.

чувство счастья, удовлетворения, благополучия

Например: Ничто не сравнится с теплым пушистиком, который вы получаете, когда снова видите своих старых друзей.

прил.

Чувствую себя супергероем в спандексе. Почувствовать себя Адамом Уэстом

н.

чувство пустоты, которое испытывают родители после того, как дети уходят из дома

[Псих. ]

эксп.

быть поглощен эмоцией; испытать сильное чувство

быть вне себя от радости/горя/гнева и т.д.

эксп.

избавиться от сильного чувства к чему-либо или кому-либо

[Неофициальный] Если вы сделали что-то не так, скажите ему и выкиньте это из своей системы. После разрыва ему потребовалось некоторое время, чтобы вытащить ее из своей системы.

Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…)

Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:

Или зарегистрируйтесь традиционным способом

Экзальтация при височной эпилепсии: психоневрологический симптом или портал в божественное?

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Спрингер

Полнотекстовые ссылки

Обзор

. 2014 сен; 35 (3): 241-55.

doi: 10.1007/s10912-014-9294-4.

Найл МакКрей 1 , Роб Уитли

принадлежность

  • 1 Школа медсестер и акушерок Флоренс Найтингейл, здание Джеймса Клерка Максвелла, Королевский колледж Лондона, 57 Waterloo Road, Лондон, SE1 8WA, Великобритания, n. [email protected].
  • PMID: 25017116
  • DOI: 10.1007/s10912-014-9294-4

Обзор

Niall McCrae et al. J Med Humanit. 2014 Сентябрь

. 2014 сен; 35 (3): 241-55.

дои: 10.1007/s10912-014-9294-4.

Авторы

Найл МакКрей 1 , Роб Уитли

принадлежность

  • 1 Школа медсестер и акушерок Флоренс Найтингейл, здание Джеймса Клерка Максвелла, Королевский колледж Лондона, 57 Waterloo Road, Лондон, SE1 8WA, Великобритания, n. [email protected].
  • PMID: 25017116
  • DOI: 10.1007/s10912-014-9294-4

Абстрактный

Религиозность является характерной чертой синдрома Гешвинда, поведенческого паттерна, обнаруживаемого в некоторых случаях височной эпилепсии. С 1950-х годов, когда Уайлдер Пенфилд индуцировал духовные чувства с помощью экспериментальных манипуляций с височными долями, развитие технологии визуализации мозга выявило нейронные корреляты интенсивных эмоциональных состояний, что стимулировало рост нейротеологии. В своем секулярном эмпиризме психиатрия, неврология и психология склонны патологизировать девиантное религиозное выражение, тем самым усиливая дуализм объективного и феноменального миров. Принимая во внимание теологические перспективы и идею космического сознания, авторы призывают к целостному подходу к духовным явлениям эпилептической ауры, потенциально ведущему к более глубокому пониманию разума и его трансцендентного потенциала.

Похожие статьи

  • Исследование религиозности и синдрома Гасто-Гешвинда у больных височной эпилепсией.

    Тримбл М., Фриман А. Тримбл М. и др. Эпилепсия Поведение. 2006 ноябрь;9(3):407-14. doi: 10.1016/j.yebeh.2006.05.006. Epub 2006 17 августа. Эпилепсия Поведение. 2006. PMID: 16919503

  • Духовность и религия при эпилепсии.

    Девинский О., Лай Г. Девинский О. и соавт. Эпилепсия Поведение. 2008 май; 12(4):636-43. doi: 10.1016/j.yebeh.2007.11.011. Epub 2008 2 января. Эпилепсия Поведение. 2008. PMID: 18171635 Обзор.

  • Нейропсихология паранормальных явлений.

    Персингер Массачусетс. Персингер М.А. J Нейропсихиатрия Clin Neurosci. 2001 Осень; 13 (4): 515-24. doi: 10.1176/jnp.13.4.515. J Нейропсихиатрия Clin Neurosci. 2001. PMID: 11748322 Аннотация недоступна.

  • «Бог послал меня к вам»: правая височная эпилепсия, левый префронтальный психоз.

    Арзи С., Шурр Р. Арзи С. и др. Эпилепсия Поведение. 2016 июль; 60:7-10. doi: 10.1016/j.yebeh.2016.04.022. Эпаб 2016 10 мая. Эпилепсия Поведение. 2016. PMID: 27176877

  • Эпилепсия и шизофрения.

    Мейс Си Джей. Мейс Си Джей. Бр Дж. Психиатрия. 1993 окт.; 163:439-45. doi: 10.1192/bjp.163.4.439. Бр Дж. Психиатрия. 1993. PMID: 8252282 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Религия и психическое здоровье: описательный обзор с акцентом на мусульман в англоязычных странах.

    Ибрагим А., Уитли Р. Ибрагим А. и др. BJPsych Бык. 2021 июнь;45(3):170-174. дои: 10.1192/bjb.2020.34. BJPsych Бык. 2021. PMID: 32301404 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Рекомендации

    1. J Нерв Мент Дис. 1992 ноябрь; 180 (11): 673-82 — пабмед
    1. Эпилепсия.

Добавить комментарий