Эмоциональная глухота? Это лечится
Что делать с параличом души?
Если человеку плохо, нормальная реакция — ему помочь. Причинил кому‑то боль — естественно, чувствовать угрызения совести. Но кто‑то может не чувствовать вообще ничего. Неумение сострадать, сопереживать, ставить себя на место другого человека, не испытывать муки совести — это вариант нормы или патология? Где просто невоспитанность, а где действительно «поломка» какой‑то функции мозга? Поддается ли эмоциональная тупость коррекции?
pixabay.com
Сегодня почти любое происшествие попадает в сеть через минуты. Очевидцы достают мобильные телефоны одновременно. И вот в кадр попадает 7‑летняя девочка, повисшая на балконе 7‑го этажа. Одни люди несут матрасы и подушки, другие дежурят под балконом, третьи пытаются ее подхватить этажом ниже. А кто‑то снимает все это на телефон, искренне сожалея, что садится батарейка или слабое разрешение экрана. Что с ними не так?
Неправильное воспитание?
В советское время любви к ближнему и к Родине не просто учили — буквально тренировали ее. Даже если в семье этого не было, школа, пионерия, институт, комсомол все равно учили думать о других людях: уважай старших, помогай бабушкам, защищай слабых, человек человеку друг, товарищ и брат. Какие раньше были социальные образцы для подражания? Тимур и его команда, космонавты, летчики‑испытатели, исследователи Арктики. Готовность жертвовать собой ради светлого будущего воспевалась как главная добродетель. Почему шли легко на самопожертвование? Потому что человек ассоциировал себя с Родиной.
— Мы восторгались подвигом Матросова, который грудью закрыл вражескую амбразуру, — вспоминает психотерапевт Александр Тихомиров. — А современная молодежь посмеялась бы: мол, псих какой‑то. Сейчас кто герои? Билл Гейтс, Илон Маск, Стив Джобс? В конце концов, раньше были сказки, которые учили добру. А чему учат современные мультики, на которых воспитывается уже второе поколение? В них отсутствует эмоциональная составляющая и нет места воображению. С раннего детства всех учат жить по уму. Развивают логику и мышление, учат компьютерной грамотности и языкам, но не эмоциям.
Есть ли от равнодушия рецепт?
— Почему один может часами наслаждаться музыкой или картиной, а другой минуту посмотрел и пошел? Потому что он не видит в этой картине эмоции и смысл, которые вложил в нее художник, — проводит аналогию доктор Тихомиров. — Когда на Западе столкнулись с эмоциональной глухотой в начале 1990‑х, у них появилось много литературы, как развить правое полушарие, которое отвечает за эмоции. Сейчас и у нас тот же недуг: левое гипертрофировано, а правое — недоразвито. В итоге как в анекдоте: «Совесть моя чиста, я ей не пользуюсь».
А может, это болезнь?
Конечно, нет такой болезни под названием «неумение сострадать». Но это может быть симптомом множества расстройств, начиная от депрессии и заканчивая шизофренией. С 1973 года широко изучается еще и такая патология, как эмоциональный дальтонизм, по‑научному — алекситимия, которая лишает человека способности понимать свои и чужие эмоции. Внутри у него бушуют чувства, ком в горле или повышенное сердцебиение, но он не может точно определить свое состояние: гнев это или страх, радость или стыд. Ему непонятно, почему так остро реагируют другие на какие‑то обычные, как ему кажется, ситуации. Но встречается это заболевание редко.
— Гораздо чаще черствость и бездушность скрывается за другим термином — «социопатия», — говорит психиатр Павел Лапанов. — Это расстройство связано, как правило, с проблемами воспитания в раннем возрасте (до 3 лет): ссоры, агрессия, равнодушие, алкоголизм родителей. То есть все из семьи. В итоге ребенок, часто наблюдающий агрессивные ситуации вокруг себя, вырастает во взрослого, крайне скупого на эмоции. У него нарушено формирование привязанности к другим людям.
Эмоциональные нарушения, по словам психиатра, начинают проявляться с 14 — 16 лет. Такие дети нарушают правила, любят обманывать, привирать по мелочам, агрессивны, импульсивны, ломают вещи. Социопаты не понимают, что такое совесть и стыд. Про таких говорят: «Врет и не краснеет». Они не способны разделить не только горе, но и радости другого человека. «Подарить что‑нибудь просто так, для души? А какая от этого выгода и в чем удовольствие?» — прагматично подумает эмоционально тупой человек.
Как себя вести с таким человеком?
— Социопат всех воспринимает через призму силы, — подчеркивает Павел Лапанов. — Если кто‑то сильнее, значит, необходимо льстить ему. Тех, кто слабее, нужно заставить подчиняться и выполнять свои прихоти.
Три правила поведения с социопатами (а также с трудными подростками):
• Стать для них авторитетом.
• Продиктовать правила поведения.
• Самому соблюдать эти правила.
Когда социопат учится соблюдать правила, он одновременно и лечится. Видя, что правила едины для всех, он уходит от убеждения, что все решается силой, и учится договариваться. И в конце концов приходит к необходимости сочувствовать и сопереживать. Тут как с рисованием. Есть люди, способные от рождения, а есть те, кто научился рисовать упорным трудом. Сопереживать — это тоже своего рода социальный навык.
КАК РАСКУСИТЬ СОЦИОПАТА?
♦ Манипулирует другими ради удовлетворения своих желаний.
♦ Много и часто врет.
♦ Высокая конфликтность.
♦ Склонен к нарушению закона от мелкого хулиганства до тяжких преступлений.
♦ Полное отсутствие совести, чувства сострадания и сопереживания.
404 Cтраница не найдена
- О Вузе
- Структура университета
- Устав
Лицензия с приложениями- Дополнительное образование
- Профсоюз работников
- Видеогалерея
- Фотогалерея
- Выпускникам
- Библиотека
- Бассейн
- Ботанический сад
- Сведения об образовательной организации
- Абитуриенту
- Приемная комиссия
- Новости приемной комиссии
- Прием 2023. Бакалавриат. Специалитет
- Прием 2023. Магистратура
- Прием 2023. Аспирантура
- Программы вступительных испытаний
- Сведения о ходе подачи документов
- Рейтинговые списки
- Целевое обучение
- Подготовительные курсы
- Расписание и результаты вступительных испытаний
- Информация о зачислении
- Информация для иностранных граждан
- Общежития
- Студенту
- Расписание занятий
- Оплата обучения
- Учебные материалы
- Профком студентов
- Внеучебная деятельность
- Международная деятельность
- Иностранным студентам
- Объединенный совет обучающихся
- Наука
- Выпускникам
- Контакты
- Контакты
- Часто задаваемые вопросы
Бессердечные и бесчувственные черты у детей — Ассоциация психологических наук — APS
Впервые я встретил Тома, 13-летнего мальчика, в школе для детей с эмоциональными и поведенческими трудностями, когда впервые начал работу над диссертацией. Том был очаровательным и экспансивным учеником, и я сразу же полюбил его. Однажды за чашкой чая в учительской я упомянул двум учителям, каким восхитительным я нахожу Тома. Один из них просто криво усмехнулся; другой был не так сдержан. Он поделился своим довольно откровенным мнением о том, что Том был «воплощением дьявола». В последующие месяцы я начал видеть совершенно другого молодого человека. Я наблюдал поведение, которое характеризовалось жестокими издевательствами, бессердечным шантажом других мальчиков, попытками запугать сотрудников и отсутствием сожаления о своих действиях. По ходу моего исследования стало ясно, что Том типичен для определенного типа молодежи с антиобщественным поведением, с бессердечно-бесчувственными чертами.
Бездушно-бесчувственные черты, такие как ограниченная эмпатия, отсутствие чувства вины и поверхностный аффект, в последние годы привлекли к себе повышенное внимание как исследователей, так и клиницистов. Пол Фрик провел новаторское исследование в этой области, применив чувствительную к развитию меру для выявления таких черт у детей. На протяжении многих лет работа внушительного коллектива коллег, включая Фрика, в Университете Нового Орлеана; Джеймс Блэр из Национального института психического здоровья; Дон Линам из Университета Пердью; Адель Форт из Карлтонского университета, Канада; Дастин Пардини из Питтсбургского университета; и Марк Даддс из Университета Нового Южного Уэльса, Австралия, использовали различные методологии, чтобы убедительно продемонстрировать, что бессердечно-бесчувственные черты определяют группу молодежи, подверженную риску серьезного и агрессивного антиобщественного поведения, которое часто сохраняется во взрослой жизни. Эти черты также связаны с повышенным риском развития психопатии у взрослых.
Моя собственная исследовательская программа сосредоточена на изучении детей с антисоциальным поведением — как с высоким уровнем черствости и безэмоциональности, так и без них. Я был особенно мотивирован использовать несколько методов (подбор модели близнецов, генотипирование, экспериментальная психология и визуализация мозга), чтобы пролить свет на основные механизмы, которые могут сделать некоторых детей более уязвимыми к антиобщественному поведению. Моя докторская подготовка была междисциплинарной, и мне очень повезло, что я смог работать с данными исследования раннего развития близнецов в сотрудничестве с Робертом Пломином из Королевского колледжа Лондона.
В 2005 году мы опубликовали статью, посвященную изучению наследуемости антиобщественного поведения у семилетних детей с/без высокого уровня черствости и безэмоциональности. Антисоциальное поведение с высоким уровнем бездушно-бесчувственных черт оказалось в значительной степени наследственным, тогда как антисоциальное поведение с более низким уровнем бесчувственных и бесчувственных черт объяснялось (по большей части) факторами окружающей среды. Это исследование дало дополнительные указания на то, что бессердечно-бесчувственные черты могут быть полезны в качестве фактора подгруппы среди детей с антисоциальным поведением. Это также привлекло меня к этой области исследований.
Установление связи
Наш последующий анализ близнецов расширил наше понимание черствых и бесчувственных черт в детстве несколькими способами. Теперь мы знаем, что существует существенное генетическое совпадение между чертами черствости и безэмоциональности и антиобщественным поведением — другими словами, эти два фенотипа имеют общие гены риска. Работа моего бывшего постдока Натали Фонтейн, которая сейчас работает в Университете Индианы, показывает, что стабильно высокий уровень бесчувственных и бесчувственных черт сильно передается по наследству, особенно у мальчиков. Однако мы меньше знаем о реальных генах риска, и до сих пор не появилось никаких больших успехов. Работа коллег, таких как Наоми Садех из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и Эделин Верона из Иллинойсского университета в Урбана-Шампейн, предполагает, что генетический риск бесчувственных и бесчувственных черт может проявляться только в неблагоприятных условиях окружающей среды. Другими словами, хотя генетическая уязвимость, вероятно, играет роль в развитии бездушно-бесчувственных черт и сопутствующего антиобщественного поведения, для фенотипического выражения могут потребоваться особые условия окружающей среды. Наша собственная предварительная полногеномная работа указывает на то, что нам также может понадобиться исследовать вклад редких генетических вариантов и межгенных взаимодействий.
В последние годы наша исследовательская группа провела несколько экспериментальных работ. Исследование, проведенное моей бывшей аспиранткой Элис Джонс, ныне работающей в Голдсмитсе Лондонского университета, показало, что у детей с черствыми и бесчувственными чертами профиль проблем с эмпатией сильно отличается от тех, которые наблюдаются у детей с расстройствами аутистического спектра. У них нетипично притупленная аффективная реакция на дистресс других людей, но они вполне способны оценивать точку зрения других людей (т. е. могут ментализировать). Дети с расстройствами аутистического спектра, по-видимому, имеют противоположный характер трудностей. Напротив, дети, которые демонстрируют антисоциальное поведение, но имеют низкий уровень черствости и безэмоциональности, в этих областях похожи на типично развивающихся детей.
Нейровизуализация в нашей лаборатории также привела к ряду новых открытий, которые помогли охарактеризовать нейробиологическую уязвимость, связанную с черствостью, безэмоциональностью и антиобщественным поведением. В частности, недавняя работа с моим постдоком Кэтрин Себастьян подтвердила точку зрения о том, что у детей с антисоциальным поведением активность миндалевидного тела по отношению к страданиям других людей (страху и печали) ослаблена у детей с высоким уровнем черствости и безэмоциональности, но повышен у детей с более низким уровнем таких черт. Эти результаты также предполагают, что у детей с черствыми и безэмоциональными чертами или без них может развиться антиобщественное поведение в результате совершенно разных наборов лежащих в основе уязвимостей. Параллельная работа под руководством моего коллеги Эймона МакКрори, с которым я руковожу нашей исследовательской группой в Университетском колледже Лондона, показала, что у детей, перенесших жестокое обращение в детстве, также наблюдается паттерн гиперактивности миндалины к эмоциональным стимулам, что является сильным экологическим фактором риска для антисоциального поведения. поведение. Одной из важных целей будущих исследований для нашей группы является определение конкретных факторов риска окружающей среды, которые повышают вероятность антиобщественного поведения у детей с высоким или низким уровнем черствости и безэмоциональности.
Лечение Тома
Как любое из этих исследований способствует нашим усилиям по профилактике и лечению таких детей, как Том? С клинической точки зрения исследования в этой области научили нас трем важным вещам. Во-первых, теперь ясно, что дети, которым может быть поставлен диагноз антисоциального поведения (расстройство поведения), представляют собой гетерогенную группу, и что бессердечно-бесчувственные черты помогают охарактеризовать отчетливый образец уязвимости и прогноза в подмножестве этих детей. Во-вторых, лонгитюдная работа, проведенная нами и другими, указывает на то, что бесчувственные и бесчувственные черты податливы. Новые исследования, проведенные несколькими коллегами, показывают, что эти дети реагируют на теплое воспитание, но могут быть менее восприимчивы к негативному воспитанию. В-третьих, появляющийся паттерн отчетливой нейрокогнитивной уязвимости к антисоциальному поведению у детей с высоким и низким уровнем черствости и безэмоциональности открыл возможность адаптации существующих вмешательств в соответствии с конкретным профилем атипичной аффективной обработки, характерной для каждой группы детей. Например, недавнее исследование, проведенное Даддсом и его коллегами, предполагает, что детям с высоким уровнем черствости и безэмоциональности может быть полезно обучение эмоциональной грамотности и эмоциональному распознаванию. Нам необходимо опираться на эти предварительные достижения в применении результатов фундаментальных исследований для информирования клинической практики. Я надеюсь, что в течение следующего десятилетия мы добьемся значительных успехов и сможем оказывать эффективную помощь и поддержку таким детям, как Том.
Дополнительная литература
Blair, RJ (2010). Нейровизуализация психопатии и антиобщественного поведения: целевой обзор. Current Psychiatry Reports, 12 , 76–82
Даддс, М. Р., Коши, А. Дж., Вималавира, С., Хоуз, Д. Дж., и Бреннан, Дж. (2012). Результаты, модераторы и посредники обучения эмпатическому распознаванию эмоций при сложных проблемах поведения в детстве. Psychiatry Research,199 , 201–207.
МакКрори, Э., Де Брито, С.А., Себастьян, К.Л., Мечелли, А., Бёрд, Г., Келли, П. и Видинг, Э. (2011). Повышенная нервная реакция на угрозу у детей, ставших жертвами семейного насилия. Текущая биология, 21 , 947–948 .
Пардини, Д., и Фрик, П.Дж. (2013). Множественные пути развития расстройства поведения: современные концепции и клинические последствия. Журнал Канадской академии детской и подростковой психиатрии, 22 , 20–25.
Себастьян, К.Л., МакКрори, Э.Дж.П., Сесил, К.А.М., Локвуд, П.Л., Де Брито, С.А., Фонтейн, Н.М.Г., и Видинг, Э. (2012). Нейронные реакции на аффективную и когнитивную теорию разума у детей с проблемами поведения и различными уровнями черствости и безэмоциональности. Архив общей психиатрии , 69 , 814–822.
Видинг, Э., и МакКрори, Э. Дж. (2012). Генетический и нейрокогнитивный вклад в развитие психопатии. Развитие и психопатология, 24 , 969–983.
Видинг, Э., Себастьян, К.Л., Даддс, М.Р., Локвуд, П.Л., Сесил, К.А.М., ДеБрито, С., МакКрори, Э.Дж. (2012). Реакция миндалевидного тела на замаскированный страх предварительного внимания связана с бесчувственными и бесчувственными чертами у детей с проблемами поведения. Американский журнал психиатрии, 169, 1109–1116.
Можно ли лечить черствость и бесчувственность у детей?
Дипак Сешадри, М.С. и Камило Ортис, доктор философии.
Гиперактивное, непослушное, деструктивное, вызывающее и агрессивное поведение ребенка, или то, что психологи называют «экстернализирующим поведением», является наиболее распространенной причиной, по которой родители обращаются за психологической помощью для своих детей. Хотя для детей совершенно нормально (и даже полезно) время от времени плохо себя вести, такое поведение становится проблематичным, если оно сохраняется в течение длительного периода времени или когда оно ухудшается.
Одним из таких клинических проявлений такого поведения является расстройство поведения, которое характеризуется устойчивым образцом поведения, нарушающим основные права других и соответствующие возрасту социальные нормы. Общие примеры поведения, наблюдаемого у детей с расстройством поведения, могут включать агрессию по отношению к людям или животным, уничтожение имущества, обман или воровство, а также серьезные нарушения правил.
Не все дети с расстройством поведения проявляют себя одинаково. Диагностическое и статистическое руководство-5 предлагает спецификатор или подмножество детей с расстройством поведения, которые также демонстрируют «ограниченные просоциальные эмоции». Этот термин относится к детям с отсутствием угрызений совести, отсутствием сочувствия (черствость), отсутствием заботы об образовании или профессиональной деятельности и поверхностными эмоциями. Это созвездие поведений также называют черствыми-бесчувственными чертами.
Дети с такими чертами встречаются редко — примерно 1-3% всех детей. Но лечить их важно. Без лечения эти дети подвергаются повышенному риску асоциального поведения на протяжении всей жизни. В прошлом считалось, что таких детей очень трудно лечить. Но, возможно, настоящая проблема заключается в том, что их слишком редко лечили специалисты, которые понимают их уникальные потребности и проблемы и обучены использовать эффективные подходы.
Например, Behavioral Parent Training, или BPT, представляет собой форму поведенческой терапии, направленную на то, чтобы вооружить родителей навыками управления поведением, которые снижают проблемное поведение ребенка. Общие вмешательства, обычно встречающиеся в программах обучения родителей, включают психообразование, системы поощрения на основе стимулов и обучение эффективным наказаниям, таким как тайм-аут и естественные последствия, по сравнению с неэффективными наказаниями, которые иногда используют родители, такими как шлепки.
Терапевт, обученный БПТ, будет работать с родителями ребенка, чтобы научить их, как эффективно применять эти навыки дома. Существует несколько программ обучения родителей, так как не все подходят друг другу. Программы BPT могут быть краткими, долгосрочными, проводиться для отдельной семьи, проводиться в группе с участием ребенка или проводиться без терапевта, когда-либо встречающегося с ребенком. Независимо от формата, BPT, как правило, является эффективным методом лечения детей с деструктивным и экстернализирующим поведением, включая детей с расстройством поведения, и обычно улучшает взаимодействие между родителями и их детьми.
Но есть и исключения. Несмотря на общий успех BPT, кажется, что он не так хорошо работает для детей с расстройством поведения и черствостью и безэмоциональностью. Основная причина, по которой BPT менее эффективна для этих детей, заключается в том, что они в среднем кажутся «нечувствительными к наказаниям», что просто означает, что они не так сильно заботятся, как другие дети, когда у них возникают проблемы. У большинства детей возникает сильная эмоциональная реакция, когда родитель расстроен из-за них, и это чувство неприятно. Дети с бездушно-бесчувственными чертами не так сильно ощущают этот дискомфорт, что ослабляет для них эффект наказания.
Предпринимались попытки разработать модифицированные вмешательства для детей с бездушно-бесчувственными чертами, сосредоточив внимание на качествах, которые отличают их от других. Эффективные методы лечения основаны на трех примечательных чертах детей с черствыми и бесчувственными чертами:
Во-первых, было показано, что эти дети положительно реагируют на методы воспитания, которые подчеркивают теплоту, чувствительность и отзывчивость.
Во-вторых, в то время как дети с бесчувственными чертами характера менее чувствительны к сигналам наказания, они чувствительны к наградам.
В-третьих, детям с чертами черствости и безэмоциональности трудно справляться с эмоциональными переживаниями, особенно когда речь идет о распознавании дистресса у других, что может помешать эффективному лечению.
Протокол обучения родителей, который показал себя наиболее многообещающим в решении проблем, связанных с этими чертами черствости и безэмоциональности, — это Терапия взаимодействия родителей и детей (PCIT). Эта программа нацелена на развитие отношений между родителями и детьми, уделяя особое внимание обучению позитивным стратегиям воспитания. Даже стандартная PCIT фокусируется на некоторых чертах, характерных для бездушно-бесчувственных черт, но еще более целенаправленная адаптация этой обработки была разработана исключительно для детей с чертой CU.
Это вмешательство известно как PCIT-CU и имеет несколько ключевых отличий от стандартной PCIT, которые делают его более подходящим для ребенка с черствыми и бесчувственными чертами. Он делает упор на создание теплой и эмоционально отзывчивой динамики между родителями и детьми, дополняет стратегии, основанные на наказании, системами, основанными на вознаграждении, и предоставляет дополнительный или «дополнительный» модуль лечения под названием CARES, который нацелен на эмоциональные навыки.
CARES (или обучение и поощрение эмоциональных навыков) — это краткосрочная терапия, предназначенная для улучшения распознавания эмоций и эмпатического реагирования у детей с чертами CU, которые относительно молоды (возраст 3,5–8 лет) и чьи проблемы с поведением еще не являются клинически значимыми. . Модуль CARES достигает этого, устанавливая ключевые цели лечения. К ним относятся повышение внимания детей к связанным с дистрессом выражениям лица других людей, таким как страх и грусть, обучение эмоциональной маркировке и просоциальному и чуткому поведению, а также упор на когнитивно-поведенческие стратегии для снижения агрессивного поведения.
Хотя этот подход является новым и на данный момент опубликовано лишь несколько исследований, PCIT-CU+CARES предварительно показала свою эффективность при лечении детей с черствостью и бесчувственностью. У детей, получавших лечение с использованием этого подхода, наблюдается уменьшение проблем с поведением, черствость и безэмоциональность, а также увеличение эмпатии. Хотя потребуются дальнейшие исследования, чтобы сделать PCIT-CU+CARES золотым стандартом вмешательства, мы на правильном пути. Надежда на последовательное и надежное лечение этой популяции не за горами. Как только эта стадия достигнута, может начаться сложная и важная работа по обучению терапевтов использованию вмешательств, направленных на бесчувственных и бесчувственных.