Как различать эмоции
За таким чувством как «грусть» могут скрываться скука, разочарование, фрустрация и многое другое. И умение различать их — отдельный навык. Рассказываем, как его развивать, а главное — для чего.
Эмоциональная гранулярность и эмоциональный интеллект
Оказавшись на концерте мечты, вы, вероятно, скажете, что чувствуете счастье и радость. Но если детализировать, то вы одновременно волнуетесь, восхищаетесь, а может быть и разочаровываетесь. Если же вы можете точно назвать то, что вы испытали однажды, вам будет проще нащупать эту эмоцию снова. Эмоциональная гранулярность — это способность человека различать, определять и выражать свои эмоции в более точных категориях.
Люди с высокой эмоциональной гранулярностью могут четко определить свои эмоции и понимать, что вызывает их чувства. Они также могут лучше контролировать свои эмоции и адаптироваться к изменяющейся ситуации. Также они используют более конкретные слова, чем, например, обычные «счастливые», «грустные», «злые» или «взволнованные». Сами слова являются важной частью концепции: присвоение очень конкретных ярлыков вашим эмоциям означает, что вы четко их идентифицируете.
Не стоит путать эмоциональную гранулярность и эмоциональный интеллект. Это два разных концепта. Эмоциональный интеллект — это способность человека понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Он включает в себя такие навыки, как эмпатия, самоконтроль, социальная компетентность и умение решать конфликты.
С другой стороны, эмоциональная гранулярность не обязательно включает в себя навыки управления эмоциями или понимания эмоций других людей. Таким образом, можно сказать, что эмоциональная гранулярность — это часть эмоционального интеллекта.
В одном из последних исследований рассматривали значимость развития эмоциональной гранулярности. Выяснилось, что в ситуации сильного стресса люди, которые переживают свои эмоции более детально, с меньшей вероятностью прибегают к неадекватным стратегиям саморегуляции, таким как пьянство, агрессия и самоповреждающее поведение и испытывают менее серьезные тревожные и депрессивные расстройства. Эти результаты показывают, как негативные эмоции и стрессовые переживания могут быть преобразованы с помощью способности людей различать эмоции.
Как развивать эмоциональную гранулярность
Узнайте свои эмоции
Попробуйте определить, какие эмоции вы чувствуете в различных ситуациях. Не ограничивайте себя базовыми эмоциями, такими как радость, грусть или злость. Разбейте их на более мелкие категории, такие как удовлетворение, благодарность, обида, разочарование.
Обращайте внимание на эмоции других людей.
Наблюдайте за выражением лица, жестами и тоном голоса других людей, чтобы лучше понимать их эмоциональное состояние.
Учитесь выражать свои эмоции
Найдите способы выразить свои эмоции в словах или действиях. Это может быть что-то простое, например, говорить «спасибо» или «извините», когда это необходимо.
Практикуйте эмпатию
Попытайтесь поставить себя на место другого человека и понять, как он чувствует себя в определенной ситуации.
Практикуйте медитацию
Медитация может помочь вам стать более осознанным и увидеть свои эмоции более четко.
Любовь Карась
Теги
#саморазвитие
#эрудиция
📖 Лекция № 5. Эмоциональная сфера психики. Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 5. Читать онлайн
В процессе познания действительности человек тем или иным образом обозначает свое отношение к познаваемым объектам: предметам, окружающим людям, идеям, явлениям, событиям, к своей собственной личности. Это отношение проявляется в форме эмоций.
Эмоции особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации, результатов своей практической деятельности с точки зрения их значимости, благоприятности или неблагоприятности для жизнедеятельности данного субъекта.
Эмоции обладают рядом функций.
1. Сигнальная. Ее сущность состоит в том, чтобы подавать эмоциональный сигнал как реакцию на то или иное воздействие внешней среды или внутреннее состояние организма. Ощущение дискомфорта или удовольствия вызывает у человека определенные эмоции. Эти эмоции служат сигналом к действиям по устранению дискомфорта или сигналом к фиксации источника удовольствия. Например, находясь в малознакомой компании, человек испытывает неловкость. Это служит сигналом предпринять какие-либо действия: найти знакомого, либо проявить инициативу в знакомстве с членами компании, либо просто уйти. Пример положительного сигнала человек получает эстетическое наслаждение от рассматривания картины на выставке. Эмоции, возникшие при этом, служат сигналом зафиксировать в сознании название картины, ее автора, название выставочного зала, чтобы при желании посетить его еще раз и снова испытать те же эмоции.
Эмоции имеют внешние проявления, выражающиеся в мимике, движениях. Человек может без слов выразить свое отношение к объекту. «Как тебе это нравится?», – в ответ одобрительный кивок либо кислая мина. С другой стороны, по внешним проявлениям можно судить об эмоциях человека. Улыбка проявление радости, доброжелательности, нахмуренный вид человек сосредоточен или опечален и т. п. Точно так же по позе, по жестам можно распознать психоэмоциональное состояние человека. Психологами выявлен целый «язык» тела, позволяющий судить как о сиюминутных эмоциях, так и об особенностях эмоциональной сферы личности в целом (например, степень тревожности, уверенности, открытости, правдивости и т. п.). Только очень хорошо натренированные люди могут полностью контролировать мимику и движения, чтобы не выдавать своих истинных чувств (например, разведчики).
2. Регулятивная. Эмоции могут регулировать функционирование как отдельных психических процессов, так и деятельность человека в целом. Положительный эмоциональный фон повышает качество деятельности. Тоскливое настроение может довести до того, что все «из рук валится». Страх в зависимости от особенностей личности может либо парализовать человека, либо, напротив, мобилизовать все его ресурсы на преодоление опасности.
3. Познавательная. Эмоции могут как стимулировать, так и подавлять процесс познания. Если человеку интересно, любопытно что-либо, он будет охотнее включаться в процесс познания, чем если объект ему неприятен, вызывает отвращение или просто скуку.
Традиционно выделяют такие виды эмоциональных процессов, как собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения и чувства. Те или иные виды эмоциональных процессов включены во все психические процессы, во все виды активности человека, начиная от ощущений и заканчивая осознанной деятельностью.
Аффект характеризуется наибольшей мощностью эмоциональной реакции и ее относительной кратковременностью. Этот процесс полностью захватывает психику человека, при этом реакция на основной раздражитель словно бы поглощает реакции на все смежные раздражители. В состоянии аффекта человек может не реагировать на боль, не испытывать страха или стыда и т. п. Таким образом, данный процесс предопределяет действия человека в ситуации, вызвавшей такую реакцию. Аффект, как правило, не поддается контролю сознания, объем которого резко сужается, – он сам движет поведением человека.
Причиной аффекта служит эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате афектогенной ситуации. Если эта напряженность не имеет своевременной разрядки «по частям» и продолжает накапливаться, то со временем она приведет к возникновению аффекта острой и бурной разрядке всего накопившегося напряжения сразу.
Нередки случаи, когда в состоянии аффекта совершаются преступления. Это связано с тем, что аффектогенные ситуации бывают спровоцированы, преимущественно, отрицательными эмоциями. Например, у некоего А постоянно копится раздражение и озлобленность на некоего В. Это связано с тем, что В ведет себя по отношению к А неприемлемым для А образом. Но В занимает более выгодную позицию (высокое положение либо, напротив беспомощность, дающая В чувство вседозволенности), поэтому А не может выплеснуть свои эмоции. Тогда рано или поздно может настать момент, когда А впадет в состояние аффекта и совершит по отношению к В преступное действие (вплоть до убийства). В данном случае мы не рассматриваем объективную правоту или неправоту А и В (ведь это могут быть как заключенный и садист-надзиратель, так и истеричная мать и непослушный ребенок или сиделка и самодур-пациент), а прослеживаем только механизм возникновения аффекта.
Итак, отличительные черты аффекта:
1) большая интенсивность эмоциональной реакции, влекущая за собой ее бурное внешнее проявление;
2) выход эмоциональной сферы из-под контроля сознания;
3) ситуативность, т. е. реакция на определенную ситуацию;
4) обобщенность реакции, когда доминирующий раздражитель «затмевает» сопутствующие;
5) малая продолжительность, поскольку, будучи процессом интенсивным, аффект быстро себя «изживает». Собственно эмоции более продолжительный вид явлений эмоциональной сферы. В отличие от ситуативного аффекта, эмоции могут быть реакцией не только на происходящее в данный момент, но и на воспоминания и на предвосхищаемые события.
Эмоции выражают оценку человеком ситуации и значимости предстоящего действия или деятельности в целом с точки зрения актуальной в данный момент потребности. Например, если поступающее раздражение воспринимается как угроза жизнедеятельности, то за ним следует эмоциональное возбуждение, являющееся сигналом для перехода от автоматического поддержания физиологического равновесия организма к активной ориентировочной деятельности, поиску условий для адаптации. Так, переживания, связанные с ощущением боли, означают необходимость определить ее источник и совершить необходимые действия для купирования боли или предотвращения дальнейшего развития болезненного состояния (принять лекарство, вынуть занозу из пальца и т. п.). Переживание голода сигнализирует о том, что ресурсы внутреннего обеспечения исчерпаны, и их надо пополнять извне. Если же возникающее эмоциональное переживание сигнализирует об удовлетворительном, комфортном состоянии организма и психических процессов, это означает положительную оценку текущей деятельности, свидетельствует об отсутствии необходимости ее смены. Например, человек бодр, у него высокая работоспособность, его действия вызывают в нем положительные эмоции. Следовательно, еще нет необходимости прерываться на отдых и можно продолжать текущую деятельность.
Двумя основными факторами, влияющими на возникновение эмоций, являются наличие потребности и вероятность ее удовлетворения. Многообразие же эмоций обеспечивают дополнительные факторы:
1) степень жизненной необходимости удовлетворения потребности;
2) временной разрыв между возникновением потребности и возможностью ее удовлетворения;
3) индивидуальные и личностные особенности субъекта;
4) способность субъекта к целостной оценке ситуации, извлечению информации из всей совокупности обстоятельств. Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмоции только как конкретные формы протекания чувств. Чувства имеют ярко выраженный предметный характер. Это означает, что человек не может переживать чувство само по себе, безотносительно предмета, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Объект чувства может быть как реальным, так и воображаемым, вымышленным. Например, чувства симпатии или антипатии могут возникать в отношении другого человека, литературного персонажа, героя кинофильма. В отечественной психологии существует распространенное мнение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые личностные отношения к окружающей действительности. Таким образом, чувства можно определить как переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в его практической и познавательной деятельности. При переживании чувства восприятие объекта и представление о нем выступает в единстве с личным отношением к данному объекту воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Переживание чувства является и особым эмоциональным состоянием человека, и отдельным видом среди процессов эмоциональной сферы.
Чувства классифицируют по их направленности и по влиянию на деятельность. По направленности их делят на интеллектуальные чувства связанные с познавательной деятельностью; практические связанные, соответственно, с практической деятельностью; эстетические чувство прекрасного, вызываемое общением с искусством или восприятием красоты природы; моральные вызванные переживанием отношений с другими людьми. По характеру влияния на деятельность чувства делят на стенические активизирующие деятельность (например, радость, вдохновение) и астенические угнетающие ее (тревога, уныние).
Чувства обладают рядом свойств. Они полярны, т. е. каждое чувство имеет свою противоположность (уважение презрение, тревога спокойствие, радость страдание). Чувства могут быть и амбивалентны когда один и тот же предмет вызывает два противоречивых, противоположных чувства (можно одновременно любить и ненавидеть, восхищаться и бояться). Чувства динамичны они имеют свойство меняться со временем (горе и отчаянье могут переходить в печаль, уважение в нежность, страстная любовь в ровную привязанность). И, наконец, чувства всегда субъективны. Они зависят от индивидуальных и личностных качеств человека, от состояния здоровья (когда человек болен, он более склонен к унынию, чем к радости), от мировоззрения (например, эстетическое отношение к природе как к источнику вдохновения либо прагматическое как к источнику обогащения), от культурно-исторических традиций (например, у одних народов символом скорби является черный цвет, у других белый).
Чувства тесно связаны с потребностями человека. Они ориентируют его на выделение предметов, отвечающих текущим потребностям, и стимулируют деятельность, направленную на удовлетворение этих потребностей.
Настроение является продолжительным эмоциональным состоянием, которое может служить фоном для всех остальных проявлений эмоциональной сферы. При этом интенсивность его невелика настроение не может полностью вытеснить ни чувства, ни эмоции. Оно лишь окрашивает их в некий устойчивый эмоциональный оттенок. Например, ожидание праздника может создать повышенное настроение на несколько дней. На этом фоне неприятности не будут вызывать такой сильной досады, какая могла бы возникнуть при угнетенном настроении, а мелкие удовольствия будут доставлять значительно больше радости, чем в обычный скучный день. Или, напротив, зарядивший с утра холодный осенний дождь может создать на весь день тоскливое настроение, поэтому и интерес к работе несколько угаснет, и встреча с друзьями пройдет не так весело, как бывало в другие дни. Но случаются и исключения, когда настроение приобретает высокую интенсивность и в состоянии перебить чувства и эмоции. Например, находясь в настроении сильной раздраженности или досады после разговора с боссом, человек может незаслуженно обидеть всплеском отрицательных эмоций своих домашних, которых в действительности сильно любит.
Помимо длительности и малой интенсивности, настроение обладает еще одним свойством неясностью, безотчетностью. Человек, как правило, редко осознает причины, вызвавшие то или иное настроение (за исключением очень уж явных причин). Хорошо, когда это повышенное настроение, здесь не обязательно доискиваться причин просто радоваться, веселиться, быть нежными, дружелюбными. Однако можно испытывать и смутную тревогу, и беспричинную тоску, подавленность, вялость. Тогда лучше постараться проанализировать свое настроение и попытаться выяснить, что послужило толчком к его началу. Возможно, причина тоски кроется всего лишь в ненастной погоде, причина вялости и подавленности в недостатке прогулок на свежем воздухе, причина тревоги в случайно услышанной где-то фразе, всколыхнувшей неосознаваемый комплекс личных ассоциаций. Если человек сможет самостоятельно или с чьей-то помощью установить первопричину дурного настроения, то ему не составит труда от этого настроения избавиться.
Стресс является еще одним видом проявления эмоциональной сферы. Стрессом называют особую форму переживания чувств, вызванную напряженной, подавляющей, экстремальной ситуацией (словом, такой, которая резко нарушает общий эмоциональный фон, меняет настроение). Стресс может быть вызван как чисто эмоциональными причинами, такими как известие о несчастье, незаслуженная обида, страх, так и другими факторами, именуемыми в психологии «стрессоры». Эмоциональный стресс всегда сопутствует реакции человека и на другие, неэмоциональные, стрессоры. Такими стрессорами могут послужить физиологические причины: голод, переохлаждение, боль, переутомление. Ими могут быть и сложные ситуации, заключающиеся, например, в необходимости принятия срочного ответственного решения или предотвращения угрозы жизни или здоровью, в необходимости резкой смены стратегии поведения и т. п. Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие эмоциональные или физиологические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, боли. Для организма, находящегося в состоянии стресса, характерен комплекс реакций адаптации к экстремальным условиям: тревога, сопротивление, истощение.
Тревога возникает в результате срабатывания сигнальной функции эмоций. Сопротивление обеспечивается перераспределением и мобилизацией физических и психических резервов человека. Однако в результате этого резервы существенно снижаются, что и приводит к реакции истощения, наступающей после воздействия стресса. Если стрессы часты и длительны, то это может привести не только к нарушению психического здоровья возникновению депрессии, неврозов, но и весьма негативно сказаться на здоровье физическом. Под воздействием частых стрессов могут развиваться или обостряться сердечно-сосудистые, желудочные заболевания. Кроме того, снижается иммунитет организма, поэтому увеличивается подверженность вирусным инфекциям и даже простой простуде. Однако избежать стрессовых ситуаций в нашей жизни невозможно, поэтому необходимо развивать в себе способность к саморегуляции это поможет снизить уровень негативных последствий стресса.
В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний. Из них складываются многочисленные оттенки эмоциональных переживаний, подобно тому, как цветовые оттенки складываются из основных цветов спектра.
1. Радость. Это эмоциональное состояние, имеющее яркую положительную окраску. Оно связано с возможностью вполне удовлетворить актуальную текущую потребность в условиях, когда вероятность этого до данного момента была невелика или, по крайней мере, неопределенна. Радость относится к стеническим эмоциям.
2. Страдание. Отрицательное эмоциональное состояние, являющееся антиподом радости. Страдание возникает при невозможности удовлетворения актуальной потребности или при получении информации об этом, при условии, что до настоящего момента удовлетворение этой потребности представлялось достаточно вероятным. Форму страдания часто принимает эмоциональный стресс. Страдание является астенической эмоцией.
3. Гнев. Отрицательное эмоциональное состояние. Чаще всего протекает в виде аффекта. Вызывается, как правило, возникновением непредвиденного серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания гнев имеет стенический характер он позволяет мобилизовать все силы на преодоление препятствия.
4. Страх. Отрицательное эмоциональное состояние. Оно возникает при реальной, предполагаемой или воображаемой угрозе жизни, здоровью, благополучию субъекта. В отличие от эмоции страдания, вызываемой реальным отсутствием возможности удовлетворения потребности, переживание страха связано лишь с вероятностным прогнозом возможного ущерба. Носит астенический характер.
5. Интерес. Положительное эмоциональное состояние, способствующее познавательной деятельности: развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес мотивирует обучение. Это стеническая эмоция.
6. Удивление. Эта эмоция нейтральна по знаку. Она является реакцией на внезапно возникшую ситуацию или объект в случае отсутствия информации о характере данного объекта или ситуации. При удивлении все прочие эмоции временно приостанавливаются, все внимание человека переходит на объект удивления. В зависимости от полученной информации может переходить в страх, интерес, радость, гнев.
7. Отвращение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в случае контакта с объектами, вызывающими резко негативное отношение субъекта на любом из уровней физическом, нравственном, эстетическом, духовном. Объектом могут стать другой человек, предмет, явление, событие и т. д. Отвращение к другому человеку в сочетании с гневом может послужить причиной агрессивного поведения в отношении него.
8. Презрение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в межличностных отношениях, т. е. объектом презрения могут быть только другой человек или группа людей. Данное эмоциональное состояние является следствием неприемлемых для субъекта взглядов, установок, форм поведения объекта, расцениваемых субъектом как недостойные, низменные, не соответствующие его представлениям о нравственных нормах и эстетических критериях.
9. Стыд. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает при осознании субъектом собственного несоответствия ситуации, ожиданиям окружающих, а также несоответствия своих помыслов, поступков, форм поведения своим же нравственным и эстетическим нормам.
Несмотря на то что в «спектре» основных эмоциональных состояний большинство из них отрицательные, не следует думать, что в жизни человека преобладают негативные эмоции. В действительности положительных эмоций ничуть не меньше. Просто градация основных отрицательных эмоциональных состояний более четкая. Это связано с тем, что большая специфичность отрицательных эмоций способствует формированию более гибкой системы адаптации человека к окружающему миру.
Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким основным направлениям.
По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Первичные эмоции были способом поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждения о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Предметом изучения Ч. Дарвина стали эмоционально выразительные движения у млекопитающих. На основании своих исследований Дарвин создал биологическую концепцию эмоций. Суть концепции сводится к тому, что эмоционально выразительные движения являются рудиментом инстинктивных действий, построенных на принципе целесообразности.
Следующий шаг в развитии биологической теории эмоций сделал П. К. Анохин. Согласно его исследованиям, положительные эмоции возникают в случае совпадения результата поведенческого акта с ожидаемым результатом. В противном случае, если совершение действия не приводит к желаемому результату, возникают отрицательные эмоции. Таким образом, эмоция выступает в качестве инструмента, регулирующего жизненный процесс и способствующего сохранению отдельной особи и всего вида в целом. Если некий способ поведения неоднократно приводит к удовлетворению потребности, то при помощи эмоций он закрепляется как успешный. Если же он не способствует достижению желаемого результата, то эмоции приводят к его торможению и стимулируют к поискам другого способа.
У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге сформулировали моторную (или периферическую) теорию эмоций. Согласно этой теории, эмоция является вторичной по отношению к поведенческому акту. Она лишь ответ организма на изменения в мышцах, сосудах и внутренних органах, происходящих в момент действия. Парадоксальный афоризм У. Джеймса выражает основную идею теории: «Мы печальны, оттого что плачем, нам страшно, оттого что мы дрожим, нам радостно, оттого что мы смеемся». Иными словами, сигнал, вызванный эмоциогенным раздражителем, включает определенную модель поведения, обратная же связь приводит к возникновению эмоции. Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль в развитии представлений о природе эмоций, указав на связь трех звеньев цепочки: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Однако сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций, не объясняет связи эмоций с потребностями.
Психология bookap
В этом направлении вел исследования П. В. Симонов. Им была сформулирована информационная теория эмоций. Согласно этой теории эмоция является отражением соотношения величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П. В. Симонов вывел формулу этой зависимости: Э = П (Ин Ис), где Э эмоция, ее сила и качество, П потребность, Ин информация, необходимая для удовлетворения потребности, Ис информация существующая. Если П = 0, то и Э = 0, т. е. при отсутствии потребности нет и эмоции. Если Ин › Ис, то эмоция отрицательна, в противоположном случае положительна. Данная концепция относится к числу когнитивных теорий о природе эмоций.
Еще одна когнитивная теория принадлежит Л. Фестингеру. Это теория когнитивного диссонанса. Ее сущность можно передать следующим образом. Диссонанс есть отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя противоречивыми сведениями об одном объекте. Положительные эмоции субъект испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с ожидаемыми. Диссонанс субъективно переживается как состояние дискомфорта, от которого человек стремится избавиться. Для этого имеются два способа: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или постараться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями.
Если вы используете эти 13 фраз каждый день, у вас высокий эмоциональный интеллект: Специалисты по психологии
Умеете ли вы находить общий язык с людьми? Эмоциональный интеллект — это способность идентифицировать и понимать эмоции — как свои собственные, так и эмоции других людей.
Исследования показали, что это редкий и ценный актив. Эмоциональный интеллект может помочь вам построить и укрепить отношения, разрядить конфликт и повысить общую удовлетворенность работой.
Эксперты в области психологии говорят, что если вы используете эти 13 фраз каждый день, даже не задумываясь об этом, ваш эмоциональный интеллект выше, чем у большинства людей:
1. «Не могли бы вы рассказать мне об этом подробнее?»
Люди, которым не хватает самосознания, заботятся только о своих мыслях и мнениях. Но эмоционально интеллигентные люди интересуются тем, что чувствуют другие и что они говорят.
Общайтесь таким образом, чтобы побуждать людей говорить о своих чувствах и переживаниях и использовать их ответы как возможность для обучения.
2. «Я вас слышу».
Говоря кому-то, что вы его понимаете, вы создаете совместную среду, идеальную для сплочения команды.
Другие подобные фразы, такие как «Я понимаю, что вы имеете в виду» и «Я понимаю, к чему вы клоните», сигнализируют о том, что вы действительно слушаете, и открывают линии связи.
3. «Я понимаю, о чем вы говорите, но…»
Эта фраза подчеркивает еще один важный аспект эмоционального интеллекта: способность действовать дипломатично, имея дело с трудными людьми и ситуациями.
Если вы с кем-то не согласны, выражайте это тактично, не вступая в конфликт. Цель состоит в том, чтобы облегчить достижение взаимоприемлемого решения.
4. «Что вы думаете по этому поводу?»
Чтобы люди чувствовали себя признанными и уважаемыми, обратите внимание и найдите время, чтобы понять их и сопереживать им. Слушая, постарайтесь осмысленно поставить себя на их место.
5. «Я не знаю, что случилось. Не могли бы вы объяснить проблему?»
Этой фразой вы понимаете, что у кого-то есть проблема, и вместо того, чтобы реагировать отрицательно, вы предлагаете ему поделиться своими мыслями.
Аналогичные варианты: «Можете ли вы пояснить это для меня?» или «Я слышу от вас, что [X]. Это верно?»
6. «Что вы имеете в виду?»
Когда вы просите кого-то дать разъяснения, вы просите их сказать что-то по-другому или предоставить больше информации, чтобы вы лучше их поняли. Это отличается от того, чтобы попросить человека что-то повторить.
7. «Отличная работа!»
Выражение признательности имеет большое значение. Он признает усилия и достижения других людей.
Когда вы делаете кому-то комплимент, вы сразу же создаете позитивную атмосферу. Говоря «Я ценю тебя», другие ценят тебя вам еще .
8. «У вас обоих есть хорошие стороны. Посмотрим, как мы сможем работать вместе».
Эта фраза поможет вам дипломатично преодолевать проблемные места, признавая различные точки зрения.
Как только вы убедите всех поделиться своими опасениями, вам будет легче решить потенциальную проблему. Исследования показывают, что способность разрешать конфликты является торговой маркой эмоционального интеллекта.
9. «Мне бы хотелось, чтобы вы высказались по этому поводу».
Эта фраза и подобные фразы типа «Могу ли я получить от вас совет?» или «Вы не возражаете, если я попрошу внести свой вклад?», являются золотыми.
Вы позволяете другим людям гордиться собой, что заставляет их думать о вас очень положительно.
10. «Эта ситуация меня беспокоит [или смущает, или расстраивает]».
Когда возникает проблема, эмоционально интеллигентные люди сосредотачиваются не на человеке, который ее создал, а на ситуации в целом.
Таким образом, вы никого не обвиняете и не ставите в оборонительную позицию. Вместо этого вы объясняете, как вы относитесь к тому, что произошло, что помогает вам не звучать пассивно-агрессивно или враждебно.
11. «Я так думаю о…»
Когда вы обладаете эмоциональным интеллектом, вы связываетесь со своими эмоциями по мере их возникновения, в данный момент.
Этот тип самосознания позволяет вам лучше делиться своими эмоциями и впечатлениями с другими людьми, что не только заставляет их чувствовать себя ближе к вам, но и побуждает их делать то же самое.
12. «Извините».
Обладание здоровой дозой смирения характерно для людей с высоким эмоциональным интеллектом. Не бойтесь сказать «Прости». Совершив ошибку, признайте ее и искренне извинитесь перед тем, кто этого заслуживает.
13. «Спасибо!»
Не забывайте те «волшебные слова», которым вас учили в детстве. «Пожалуйста», «спасибо» и «пожалуйста» всегда приветствуются.
Обычная вежливость, к сожалению, не так уж распространена в наши дни, согласно исследованиям. Вежливость — это не только признак высокого эмоционального интеллекта, но и способ проявить уважение к другим, что заставляет их относиться к вам более высоко.
Кэти и Росс Петрас являются братом и сестрой, соавторами «Моменты Awkword: живой справочник по 100 терминам, которые должны знать умные люди» Наиболее часто употребляемые слова и их запутанная история». О них также писали в таких СМИ, как The New York Times, The Chicago Tribune, The Washington Post и Harvard Business Review.
Не пропустите:
- Хотите звучать и чувствовать себя увереннее? Выбросьте эти 11 фраз из своего лексикона, говорят психологи
- 5 пассивно-агрессивных фраз, которые «заставляют людей меньше вас уважать»: Специалист по ораторскому искусству
- 69-летний основатель миллиард- долларовая компания говорит, что добавление этого слова к его негативным мыслям «изменило мою жизнь»
Хотите быть умнее и успешнее в отношении денег, работы и жизни? Подпишитесь на нашу новую рассылку здесь !
Примите участие в этом опросе и расскажите нам, как вы хотите вывести свои деньги и карьеру на новый уровень.
Эмоциональный интеллект (EQ): определение, компоненты и примеры
Эмоциональный интеллект, или EI, относится к восприятию, контролю и оценке эмоций. Некоторые исследователи предполагают, что эмоциональный интеллект можно изучить и укрепить, в то время как другие утверждают, что это врожденная характеристика.
Способность выражать эмоции и управлять ими важна, как и способность понимать, диагностировать и реагировать на эмоции других. Представьте себе мир, в котором нельзя было понять, когда другу стало грустно или одноклассник рассердился. Психологи называют это знание эмоциональным интеллектом, а некоторые эксперты даже предполагают, что он может иметь большее значение, чем IQ, для общего успеха на протяжении всей жизни.
Содержание
Почему эмоциональный интеллект имеет решающее значение?
Эмоциональный интеллект — это «способность отслеживать собственные эмоции и эмоции других людей, различать различные эмоции и обозначать их соответствующим образом, а также использовать эмоциональную информацию для управления мышлением и поведением» (Salovey and Mayer, 1990).
Обладание более высоким уровнем эмоционального интеллекта позволяет человеку сопереживать другим, эффективно общаться и осознавать себя и общество. То, как люди реагируют на себя и других, влияет на все типы окружающей среды.
Жизнь в этом мире означает взаимодействие с самыми разными людьми и постоянные перемены с сюрпризами, меняющими жизнь.
Эмоциональный интеллект является ключом к тому, как человек реагирует на то, что подбрасывает жизнь. Кроме того, это фундаментальный элемент сострадания и понимания более глубоких причин действий других людей.
Не самые умные люди являются самыми преуспевающими или наиболее реализованными в жизни. Многие люди гениальны в учебе, но при этом социально некомпетентны и неудачливы в своей карьере или в личных отношениях.
Интеллектуальные способности или коэффициент интеллекта (IQ) сами по себе недостаточны для достижения успеха в жизни. Несомненно, IQ может помочь поступить в университет, но ваш эмоциональный интеллект (ЭИ) поможет справиться со стрессом и эмоциями перед выпускными экзаменами.
IQ и EI существуют в тандеме и оказывают наибольшее влияние, когда дополняют друг друга.
Эмоциональный интеллект также важен для руководителей, задающих тон своей организации. Если лидерам не хватает эмоционального интеллекта, это может иметь более далеко идущие последствия, что приведет к снижению вовлеченности сотрудников и повышению текучести кадров.
Хотя человек может преуспеть в своей работе технически, если он не может эффективно общаться со своей командой или сотрудничать с другими, эти специальные навыки будут забыты. Овладев эмоциональным интеллектом, можно оказывать положительное влияние в любом месте и продолжать продвигать свое положение и карьеру в жизни.
EI жизненно необходим в стрессовых ситуациях, таких как конфронтация, перемены и препятствия. Эмоциональный интеллект помогает строить более прочные отношения, добиваться успеха на работе или в школе, достигать карьерных и личных целей, а также снижать групповой стресс, разрешать конфликты и повышать удовлетворенность работой.
Это также может помочь установить связь со своими внутренними чувствами, превратить цель в действие и принять обоснованные решения о том, что для вас важнее всего. В это время очень важно помнить о доброте, и контакт со своими эмоциями может помочь нам в этом.
Компоненты эмоционального интеллекта
Как стать эмоционально интеллектуальным? Ниже мы обсудим, что можно сделать, чтобы научиться улучшать навыки, лежащие в основе эмоционального интеллекта (ЭИ).
Эмоциональный интеллект относится к способности распознавать значения эмоций, рассуждать и решать проблемы на их основе (Mayer, Caruso, & Salovey, 1999).
Работая над этими навыками и совершенствуя их, можно стать более эмоционально развитым и, следовательно, более успешным!
Эмоциональное осознание и пониманиеСамосознание, или способность распознавать и понимать собственные эмоции, является жизненно важным навыком эмоционального интеллекта. Однако помимо признания своих чувств необходимо осознавать влияние своих действий, настроений и эмоций на других людей.
Согласно исследованию Таши Эйрих, организационного психолога, 95% людей считают, что обладают самосознанием. Тем не менее, только от 10 до 15 процентов действительно таковы, что может вызвать проблемы у людей, с которыми вы общаетесь. Пребывание с людьми, которые не осознают себя, может разочаровать и привести к повышенному стрессу и снижению воодушевления.
Чтобы стать самосознательным, человек должен уметь отслеживать свои эмоции, распознавая различные эмоциональные реакции и правильно определяя каждую отдельную эмоцию. Самосознательные люди также могут распознавать связь между тем, что они чувствуют, и тем, как они действуют.
Эти люди также осознают свои сильные и слабые стороны, открыты для новых данных и опыта и учатся, обмениваясь мнениями с другими. Кроме того, люди, сохраняющие самосознание, обладают прекрасным чувством юмора, уверены в себе и своих возможностях и знают, как их воспринимают другие.
Вот несколько советов по улучшению самосознания:
Попросите конструктивную обратную связь от других.
Ведите дневник своих мыслей и чувств.Практикуйте осознанность — попробуйте медитировать.
Будьте внимательны к своим мыслям и эмоциям.
Преследуйте свои страсти и делайте то, что делает вас счастливым.
Изучайте новые навыки и ставьте перед собой цели.
Размышляйте над своим опытом и будьте благодарны.
Ежедневно используйте позитивный внутренний диалог.
Работа над формированием установки на рост.
Помимо осознания собственных эмоций и влияния, которое они оказывают на других, эмоциональный интеллект требует, чтобы человек регулировал свои эмоции и управлял ими.
Это не означает убрать эмоции из поля зрения и, по сути, «запереть» их, то есть скрыть свои истинные чувства. Это просто означает ожидание подходящего времени и места, чтобы выразить их. Саморегуляция заключается в том, чтобы правильно выражать свои эмоции в контексте. Реакция имеет тенденцию быть непроизвольной.
Чем лучше человек находится в гармонии со своим эмоциональным интеллектом, тем легче он может перейти от мгновенной реакции к хорошо продуманному ответу. Крайне важно не забывать делать паузы, дышать, сохранять спокойствие и делать все возможное, чтобы управлять своими эмоциями. Для себя это может означать что угодно, например прогулку или разговор с другом, чтобы можно было более уместно и преднамеренно реагировать на напряжение и невзгоды.
Люди, обладающие навыками саморегуляции, склонны быть гибкими и хорошо приспосабливаются к изменениям. Они также подходят для разрешения конфликтов и разрешения неудобных или сложных ситуаций.
Люди со здоровыми навыками саморегуляции также склонны к повышенной сознательности. Они размышляют о том, как они влияют на других, и берут на себя ответственность за свои действия.
Вот несколько советов по улучшению самоконтроля:
Смотрите на проблемы как на возможности.
Будьте внимательны к мыслям и чувствам.
Развивайте навыки терпимости к стрессу и тревоге.
Работа над принятием размышлений и эмоций.
Найдите способы справляться со сложными эмоциями.
Практикуйте коммуникативные и социальные навыки.
Признайте, что у человека есть выбор, как реагировать.
Используйте когнитивный рефрейминг для изменения эмоциональных реакций и моделей мышления.
Эмпатия, или способность понимать, что чувствуют другие люди, имеет решающее значение для совершенствования эмоционального интеллекта.
Однако для этого нужно больше, чем просто способность определять эмоциональное состояние других. Это также влияет на реакцию человека на людей, основанную на этом знании. Как реагировать, когда чувствуешь, что кто-то чувствует грусть или безнадежность? Можно относиться к ним с особой заботой и вниманием, а можно сделать толчок, чтобы поднять им настроение.
Чуткость также позволяет понять динамику авторитета, которая часто влияет на социальные отношения, особенно на рабочем месте. Это необходимо для ежедневного взаимодействия с разными людьми. На самом деле установлено, что эмпатия считается лидерским навыком номер один.
Лидеры, обладающие навыками эмпатии, более чем на 40 % эффективнее тренируют, вовлекают других и принимают решения. В другом исследовании исследователи обнаружили, что руководители, которые проявляют больше сочувствия к своим коллегам и конструктивной критике, рассматриваются их руководителями как более эффективные.
Те, кто компетентен в этом элементе, могут понять, кто поддерживает власть в различных отношениях. Они также понимают, как эти силы влияют на чувства и поведение. Благодаря этому они могут точно анализировать различные ситуации, которые зависят от такой динамики власти.
Вот несколько советов по развитию социальной эмпатии:
Будьте готовы поделиться эмоциями.
Слушайте других людей.
Занимайтесь медитацией.
Займитесь какой-либо целью, например, общественным проектом.
Знакомьтесь и общайтесь с новыми людьми.
Попробуйте представить себя на чьем-то месте.
Способность хорошо взаимодействовать с другими — еще один важный аспект эмоционального интеллекта. Твердые социальные навыки позволяют людям строить значимые отношения с другими и развивать более четкое понимание себя и других.
Правильное понимание эмоций включает в себя больше, чем просто понимание собственных эмоций и эмоций других людей. Также необходимо использовать эту информацию в своих повседневных взаимодействиях и общении.
На рабочем месте или в профессиональной среде менеджеры выигрывают, имея возможность строить отношения и связи с сотрудниками. Работники получают пользу от установления прочных взаимоотношений с руководителями и коллегами. Некоторые предпочитают избегать конфликтов, но очень важно правильно решать проблемы по мере их возникновения.
Исследования показывают, что каждый неразрешенный конфликт может привести к потере почти восьми часов рабочего времени компании на непродуктивную деятельность, нанесение ущерба ресурсам и моральному духу. Основные социальные навыки включают активное слушание, вербальное общение, невербальное общение, лидерство и способность убеждать.
Вот несколько советов по улучшению социальных навыков:
Задавайте открытые вопросы.
Найдите ледоколы, которые помогут начать разговор.
Практикуйте хороший зрительный контакт.
Практикуйте активное слушание всем телом.
Обратите внимание на социальные навыки других людей.
Проявляйте интерес к другим и задавайте им личные вопросы.
Следите за своим языком тела и за языком других.
Эмоциональный интеллект включает в себя проявление искреннего сострадания, сочувствие потребностям людей и поощрение постоянного личностного роста людей.
Когда лидер принимает во внимание эмоции своих последователей, он узнает, как лучше с ними взаимодействовать.
1. Сострадательно выслушать расстроенного коллегуСотрудники неизбежно будут расстраиваться, иметь плохое настроение, спорить и просто иметь плохие дни. На практике сострадание, понимание и осознание являются определенными признаками эмоционального интеллекта.
Осознание и реакция на эмоциональное состояние других людей показывает понимание того, что все люди испытывают сильные эмоции, и говорит о том, что чувства человека имеют значение.
2. Уважительно слушать другихВы когда-нибудь были на конференции, когда кажется, что все переговариваются друг с другом, пытаясь сказать последнее слово?
Это не только указание на то, что эго берет верх, и на отсутствие внимания к другим; это также свидетельствует об отсутствии эмоционального интеллекта.
Когда людям разрешают говорить, а другие слушают без постоянных перебиваний, это хороший признак ЭИ. Это показывает взаимное уважение между сторонами и с большей вероятностью приведет к продуктивному завершению встреч.
3. Быть гибкимГибкость является важным термином в современных организациях. Создание гибкости в том, как люди работают, может быть разницей между сохранением лучших работников и уходом за дверь.
Лидеры с эмоциональным интеллектом понимают меняющиеся потребности других и готовы работать с ними, а не пытаются наложить жесткие ограничения на то, как люди выполняют свою работу.
Они не ожидают, что все будут работать столько же, сколько они, иметь одни и те же приоритеты или жить в соответствии с одними и теми же ценностями.
1. Терпеливо относиться к причиняющим боль людямОжидается, что в сфере здравоохранения врачам и медсестрам придется лечить людей, страдающих от боли. Эмоциональный интеллект позволяет не только лучше заботиться о пациентах, но и лучше заботиться о себе.
Например, если пациент набрасывается, и видно, что ему больно, гораздо меньше вероятность того, что он воспримет его воинственность на свой счет и будет относиться к нему лучше.
2. Эффективный лидерВ сфере здравоохранения необходимы влиятельные лидеры, доверительная среда с полезной командой, критическое мышление и качественный уход, ориентированный на пациента и семью.
Более высокий эмоциональный интеллект позволит медицинским работникам лучше реагировать и реагировать на пациентов. Исследования показали корреляцию между эмоциональным интеллектом и положительными результатами лечения пациентов.
3. Лучшее реагирование на стрессовые ситуацииВо многих случаях в сфере здравоохранения возникает неотложная ситуация, связанная со сценарием жизни или смерти. Врачи и медсестры должны контролировать свои эмоции. Работа в сфере здравоохранения — это очень эмоциональная карьера, и осознание своих чувств, когда они возникают, является ключом к эффективной заботе о себе.
Взаимодействие с пациентами может вызвать непреодолимую радость или глубокую печаль, и эти колебания могут быть крайне утомительными.
Способность справляться с этими чувствами, делать перерывы и просить о помощи, когда вам это нужно, — еще один пример хорошего эмоционального интеллекта, который медсестры должны практиковать.
Советы по улучшению эмоционального интеллекта Будьте более самосознательныОсознание своих эмоций и эмоциональных реакций на других может значительно улучшить эмоциональный интеллект человека. Знание того, когда человек чувствует беспокойство или злость, может помочь обработать и передать эти чувства таким образом, который способствует здоровым результатам.
Распознавание чувств другихЭмоциональный интеллект может начаться с самоанализа, но очень важно измерять, как другие воспринимают ваше поведение и общение. Корректировка сообщения в зависимости от того, как его воспринимают, является неотъемлемой частью эмоционального интеллекта.
Практика активного слушанияЛюди общаются вербально и невербально, поэтому очень важно слушать и отслеживать потенциально положительные и отрицательные реакции. Уделение времени тому, чтобы выслушать других, также демонстрирует уровень уважения, который может стать основой для здоровых отношений.
Четкое общениеПрочные коммуникативные навыки имеют решающее значение для эмоционального интеллекта. Знание того, что выражать или писать и когда предлагать информацию, имеет решающее значение для построения прочных отношений.
Например, в качестве менеджера в рабочей среде необходимо сообщать об ожиданиях и целях, чтобы все были в курсе.
Оставайтесь позитивнымиПозитивный настрой невероятно заразителен. Эмоционально интеллигентные люди осознают силу позитивных слов, ободряющих электронных писем и дружеских жестов. Когда человек также может оставаться позитивным в стрессовой ситуации, он может помочь другим сохранять спокойствие. Это также может стимулировать дальнейшее решение проблем и сотрудничество.
СопереживаниеДумать о том, что могут чувствовать другие, — важное качество эмоционального интеллекта. Это означает, что вы можете сопереживать чувствам, которые человек может не чувствовать, и реагировать уважительно и расслабляюще по отношению к другим.
Будьте непредубежденнымиК людям с эмоциональным интеллектом удобно обращаться, потому что они хорошие слушатели и могут принимать во внимание и понимать другие точки зрения. Они также восприимчивы к изучению новых вещей и принятию новых идей.
Прислушивайтесь к отзывамОчень важно быть из тех людей, которые могут услышать отзывы, будь то положительные отзывы о недавней презентации или более критические советы о том, как более эффективно выполнять задания.
Быть восприимчивым к обратной связи означает брать на себя ответственность за свои действия и быть готовым улучшить то, как человек общается с другими.
Сохраняйте спокойствие под давлениемОчень важно подходить к стрессовым ситуациям со спокойным и позитивным настроем. Давление может быстро нарастать, особенно когда люди работают в сжатые сроки, поэтому сохранение стабильности и концентрация на поиске решения помогут каждому достичь своих целей.
История эмоционального интеллектаВ 1930-х годах психолог Эдвард Торндайк объяснил концепцию «социального интеллекта» как способность ладить с другими людьми.
В 1940-х годах психолог Дэвид Векслер предположил, что различные практические элементы интеллекта могут играть решающую роль в том, насколько успешны люди в жизни.
В 1950-х годах школа мысли была известна как гуманистическая психология, и такие ученые, как Абрахам Маслоу, сосредоточили внимание на том, как люди могут развивать эмоциональную силу.
Еще одной важной концепцией, возникшей в развитии эмоционального интеллекта, была концепция множественного интеллекта. Эта идея была выдвинута в середине 1970-х годов Говардом Гарднером, представившим идею о том, что интеллект — это нечто большее, чем просто одна широкая способность.
Эмоциональный интеллект не входил в наш обиход примерно до 1990 года. Термин «эмоциональный интеллект» впервые был использован в 1985 году, когда он был представлен в докторской диссертации Уэйна Пейна. В 1987 году была статья, написанная Китом Бизли и опубликованная в журнале Mensa Magazine, в которой использовался термин 9.0512 эмоциональный коэффициент или EQ.
Затем, в 1990 году, психологи Джон Майер и Питер Саловей опубликовали свою знаменательную статью «Эмоциональный интеллект » в журнале «Воображение, познание и личность ». Они описали эмоциональный интеллект как способность отслеживать свои и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эти знания для управления своим мышлением и действиями.
Саловей и Майер также инициировали исследование для разработки точных показателей эмоционального интеллекта и изучения его значения. Например, в ходе одного исследования они обнаружили, что когда группа людей смотрела огорчительный фильм, те, у кого была высокая эмоциональная ясность или способность распознавать и обозначать пережитое настроение, быстрее выздоравливали.
В другом исследовании люди с более высокими показателями способности точно воспринимать, понимать и оценивать эмоции других были достаточно способны гибко реагировать на изменения в своем социальном окружении и создавать поддерживающие социальные сети.
Но, несмотря на то, что это относительно новый термин, привлекательность этой концепции чрезвычайно возросла. В 1995 году концепция эмоционального интеллекта была популяризирована после публикации книги Дэниела Гоулмана Эмоциональный интеллект: почему это может иметь большее значение, чем IQ./cite>
Часто задаваемые вопросыИсследователи показали, что эмоциональный интеллект влияет на то, насколько хорошо сотрудники взаимодействуют со своими коллегами, и считается, что EI также играет роль в том, как сотрудники справляются со стрессом и конфликтами.
Это также влияет на общую производительность труда. Другие исследования связывают эмоциональный интеллект с удовлетворенностью работой.
Исследования показали, что работники с более высокими баллами по показателям эмоционального интеллекта также, как правило, получают более высокие оценки по критериям межличностного функционирования, лидерских способностей и управления стрессом.
Хотя стандартный интеллект был связан с успехом лидера, одного его было недостаточно. Люди, преуспевающие в работе, не просто гениальны; они также имеют высокий EI.
Но эмоциональный интеллект нужен не только генеральным директорам и руководителям высшего звена.
Это качество необходимо человеку на любом уровне карьеры: от студентов университетов, ищущих стажировки, до опытных работников, надеющихся занять руководящую должность.
Эмоциональный интеллект имеет решающее значение для успеха, если человек хочет добиться успеха на рабочем месте и продвинуться по карьерной лестнице.
Как оказалось, ответить на вопрос, можно ли обучиться эмоциональному интеллекту, непросто.
Некоторые психологи и исследователи утверждают, что эмоциональный интеллект — это навык, который нельзя быстро освоить или улучшить. Однако другие психологи и исследователи считают, что с практикой его можно улучшить.
Одним из ключей к повышению эмоционального интеллекта является постоянная практика, особенно в ситуациях с высокими ставками. Возвращаясь к приведенным выше советам, можно прочитать их и сказать, что эти рекомендации довольно просты.
Но сложная задача состоит в том, чтобы выполнять эти практики в режиме реального времени и последовательно. Для развития этих навыков требуется практика. Затем, когда вы их приобретете, вам придется репетировать их в условиях стресса.
Для измерения уровней эмоционального интеллекта возникло несколько различных оценок. Эти испытания обычно относятся к одному из двух типов: тесты самоотчета и тесты способностей.
Самоотчетные тесты распространены больше всего, потому что их проще всего проводить и оценивать. Респонденты отвечают на вопросы или утверждения таких тестов, оценивая свое поведение.
Например, в отношении такого комментария, как «Я чувствую, что понимаю, что чувствуют другие», испытуемый может охарактеризовать это утверждение как «полностью согласен», «отчасти согласен», «отчасти не согласен» или «полностью не согласен».
С другой стороны, в тестах способностей люди реагируют на ситуации и оценивают свои навыки. Эти тесты часто требуют от людей демонстрации своих способностей, которые оценивает третья сторона.
Если кто-то проходит исследование эмоционального интеллекта, проведенное специалистом в области психического здоровья, можно использовать две меры: тест эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (MSCEIT) и опросник эмоциональной и социальной компетентности (ESCI).
Фротингем, М.Б. (2022, 26 июня). Эмоциональный интеллект: определение, компоненты и примеры . Просто психология. www.www.www.www.www.www.simplypsychology.org/emotional-intelligence.html
Бояцис, Р. Э., и Гоулман, Д. (2011). Перечень эмоциональных и социальных компетенций (ESCI): руководство пользователя для аккредитованных специалистов-практиков. Проверено в декабре , 17 , 2019.
Эйрих, Т. (2018). Что такое самосознание на самом деле (и как его развивать). Harvard Business Review , 1–9.
Гарднер, Х. Е. (2000). Переосмысление интеллекта: Множественный интеллект для 21 века . Хашетт Великобритания.
Гоулман, Д. (1996). Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ . Издательство Блумсбери.
Майер, Дж. Д., Карузо, Д. Р., и Саловей, П. (1999). Эмоциональный интеллект соответствует традиционным стандартам интеллекта. Разведка, 27 (4), 267–298.
Майер, Дж. Д., и Саловей, П. (1993). Интеллект эмоционального интеллекта. Разведка, 17 (4), 433-442.
Майер, Дж. Д., и Саловей, П. (2007). Тест эмоционального интеллекта Майера-Саловери-Карузо . Торонто: Multi-Health Systems Incorporated.
Пейн, В.Л. (1985). Изучение эмоций: развитие эмоционального интеллекта; самоинтеграция; связанные со страхом, болью и желанием.
Саловей, П., и Майер, Дж. Д. (1990).