Эмоционально образная терапия линде: Линде Николай Дмитриевич — LindeEit

Линде Николай Дмитриевич — LindeEit

ПРЕЗИДЕНТ ЦЕНТРА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЙ ТЕРАПИИ
АВТОР МЕТОДА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЙ ТЕРАПИИ
Кандидат психологических наук
Профессор Московского Гуманитарного Университета и Московского института психоанализа
Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги
Общий стаж работы психологом – более 40 лет
Ведущий мастер-классов по Эмоционально-образной терапии

У Николая Дмитриевича Линде есть диплом о присвоении ему особого статуса в Профессиональной Психотерапевтической Лиге за особый вклад в развитие психотерапии.
Также он является обладателем Сертификата преподавателя международного уровня.

В октябре 2011 г. автору Эмоционально-образной терапии был выдан Сертификат о признании Профессиональной Психотерапевтической Лигой в качестве авторского продукта Базового учебного курса «Эмоционально-образная терапия».

Автор более 50 печатных работ в том числе:

  • Линде Н. Д. Основы современной психотерапии. Москва, 2002. Изд-во «Академия».
  • Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. М., 2004. Изд-во МосГУ.
  • Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. Москва, Аспект-Пресс, 2009.
  • Линде Н.Д. Эмоционально-образная (аналитически действенная) терапия. Москва, Генезис, 2015.
  • Линде Н.Д. Психологические сутры. Психология для реальной жизни. Москва, Беловодье, 2013.
  • Линде Н.Д. Психологические сутры – 2. Психология для реальной жизни. Москва, Беловодье, 2018.
  • Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. В работе с психосоматическими проблемами. Москва, Генезис, 2020.

Основные направления работы:

  • Работа с зависимостями
  • Работа с горем, утратой, потерей
  • Суицид и суицидальные мысли
  • Потеря смысла жизни
  • Психосоматические проблемы (аллергии, заболевания органов дыхания и пищеварения, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания кожи, головные боли)
  • Депрессия
  • Неуверенное поведение и комплексы
  • Синдром хронической усталости
  • Самооценка
  • Посттравматическое стрессовое расстройство
  • Психологические травмы
  • Проблемы успешности
  • Тревога и фобические состояния
  • Сексуальные дисфункции у мужчин и женщин
  • Личностный рост
  • Работа от запроса (проблемы) клиента

Ведущий таких семинаров как:

  • Эмоционально-образная терапия аллергий и психосоматических заболеваний
  • Эмоционально-образная терапия проблем мужественности и женственности
  • Эмоционально-образная терапия фобий, тревоги и тревожности
  • Эмоционально-образная терапия эмоциональных зависимостей
  • Эмоционально-образная терапия: работа с горем, потерями
  • Эмоционально-образная терапия: работа с болью
  • Телесно-ориентированная психотерапия

Методические основы работы:

  • Эмоционально-образная терапия
  • Гештальт – терапия
  • НЛП
  • Поведенческая психотерапия
  • Логотерапия
  • Телесно-ориентированная психотерапия
  • Ребефинг
  • Психоанализ
  • Символдрама
  • Процессуальная терапия А. Минделла

Теоретические основы работы:

  • Психоаналитическое и психодинамическое направление
  • Индивидуальная терапия А. Адлера
  • Телесная терапия В. Райха
  • Транзактный анализ Э. Берна
  • Философско-практические идеи йоги, даосизма и буддизма

Читать онлайн «Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия», Николай Линде – ЛитРес

© Николай Дмитриевич Линде, 2018

ISBN 978-5-4493-6657-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Эмоционально-образная терапия – это сравнительно новый и оригинальный отечественный метод психодинамического направления психотерапии, который позволяет достичь весьма быстрых и существенных результатов в области психосоматики и при коррекции эмоциональных проблем. Основная идея этого метода состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать негативное эмоциональное состояние в позитивное.

Но для успешной трансформации необходимо провести анализ психологических причин возникновения нежелательного эмоционального состояния. Поэтому этот метод терапии является каузальным, то есть ориентированным на поиск первопричины возникновения психологических трудностей. Опираясь на образы, можно не только провести анализ психологической проблемы, но и ее коррекцию. В этом смысле можно сказать, что удалось совместить два в одном: анализ и воздействие. Но коррекция не может достигаться чисто механическим воздействием на образ. Эмоционально-смысловое интерсубъективное (внутриличностное) воздействие направлено на изменение хронического негативного эмоционального состояния, а образ служит только «рычагом» для этой работы. Поэтому в настоящее время я использую для эмоционально-образной терапии второе название: аналитически-действенная терапия. Изменение состояния достигается с помощью разрешения исходного психодинамического конфликта.

С теоретической точки зрения эмоции являются проявлением психической энергии индивида, направленной на совершение тех или иных действий, например, страх заставляет человека сжиматься, а гнев – нападать. «Застрявшие» эмоции не реализуются в действии, но порождают многие негативные последствия, в том числе психосоматические симптомы и другие хронические проблемы. Нами были созданы и систематизированы многочисленные приемы работы с образами, как позволяющие выявить структуру психологической проблемы, так и решить ее с помощью внутренней работы.

Это направление не противоречит другим направлениям психотерапии, но позволяет использовать теоретические и практические открытия самых различных школ. Внешне простая работа с образами является только видимой частью «айсберга», но эффективность метода обеспечивается его «подводной частью». Поэтому для того, чтобы грамотно пользоваться этим методом, необходимо знать основы психоанализа, транзактного анализа Э. Берна, гештальттерапии, телесной терапии В. Райха, нейролингвистического программирования и других методов. Но благодаря некоторым новаторским идеям данный метод оказывается более эффективным при решении ряда задач, чем его предшественники.

Также важнейшей частью нашей терапии является исповедуемая нами и много лет развиваемая, постоянно проверяемая на практике философия жизни. Эта философия только отчасти отражена в философско-психологических эссе, которые я называю психологическими сутрами. Они опубликованы в отдельной книге «Психологические Сутры. Психология для реальной жизни» [39].

Метод эмоционально-образной терапии вырос из моих первых попыток найти способ психологического воздействия на психосоматическое состояние через работу с образами. Существовали и существуют методы релаксации, аутогенной тренировки, медитации, самовнушения, аффирмаций и т. д. Они не устраивали меня тем, что в них априорно задавалась программа воздействия, хотелось отталкиваться от актуального телесно-переживаемого состояния, найти доступ к пониманию причин его возникновения. Я придумывал медитации, направленные на то, чтобы вызвать образы, отражающие то или иное соматическое или психическое состояние. Например, надо представить, как выглядят органы тела, если путешествовать внутри них в виде маленького человечка; как они светятся, если представить их свечение; как они звучат, если бы они звучали; какое у них настроение… Возникали и более абстрактно-психологические идеи: как представить свое «я»; как выглядит «смысл жизни»; как вернуть «утраченные» когда-то части личности и т.  д. Я получал очень приятные ощущения, совершая эти упражнения, в некоторых случаях я ощущал, что энергия просто переполняет меня. Захотелось поделиться своими наблюдениями с другими людьми.

Оказалось, что можно было корректировать некоторые симптомы просто через мысленное сосредоточение на воображаемом образе этого симптома. Например, можно было слушать воображаемый звук, соответствующий боли в голове, – и звук менялся в лучшую сторону, а боль исчезала без анализа причины! Можно было обонять воображаемый запах сердечной боли – запах исчезал, и боль тоже! Можно было мысленно натянуть или ослабить плохо звучащую струну – звук улучшался, а боль проходила! Это было очень интересно, похоже на существующий уже давно метод biofeedback (биологической обратной связи), когда пациент научался мысленно управлять образом своих физиологических показателей, демонстрируемых ему на экране монитора. Только уже не надо было никакого компьютера, и выбор состояний и образов был совершенно неограничен, коррекция могла проводиться «в полевых условиях». Коррекция происходила в считаные минуты, а результат сохранялся навсегда. Это уже было здорово!

Я проводил семинары, организовал кружок в рамках общества то ли гуманистической, то ли гуманитарной психологии, не помню точно. В ходе этих занятий и вызрела основная модель терапевтической работы. Оказалось, что не всегда можно действовать так просто, особенно когда речь шла не о психосоматическом симптоме, а о психологической проблеме. Я понял, что подбор метода мысленного воздействия на образ определяется психологической причиной возникновения проблемы. А образ содержит в себе массу информации о проблеме и может служить ключом к раскрытию истинных причин страдания. Причем клиент часто не понимает, что он рассказывает о себе с помощью образа, а терапевт понимает! Поэтому необходимо было дополнить перечень методов воздействия на образ процедурой анализа проблемы. Отсюда, а также из задач преподавания психотерапии родились модели первичных проблем (см. ниже) и некоторые пункты аналитической работы.

В 1994 году я опубликовал небольшую книжку под видом учебно-методического пособия, в которой обозначил основные идеи, методы и этапы работы, но называлась она еще по-старому: «Медитативная психотерапия» [31]. Скоро я изменил название, поскольку слова «эмоционально-образная» в большей степени соответствовали истинному содержанию того, что происходило в процессе терапии. Я постоянно вел кружки уже среди студентов, развивал теорию, приемы и философию метода.

Постепенно расширялось поле приложения метода, легко удавалось избавить индивида от боли, аллергии или фобии… Успехи слегка кружили голову, хотя я не встретил поначалу адекватного понимания и принятия у большинства коллег. Некоторые друзья воспользовались моими идеями, которыми я щедро делился, в личных целях, но я на них не в обиде, поскольку магистральное направление развития метода оставалось за мной, а они только подтверждали мою правоту. Кроме того, в психотерапии невозможно избежать тех или иных заимствований. Мне, например, очень помогли мои занятия йогой, обучение у гештальттерапевтов и телесных терапевтов из Германии и Швейцарии, семинары по НЛП (Нейролингвистическое программирование) у разных преподавателей, семинары по процессуальной терапии Арнольда Минделла, изучение литературы по психоанализу, символдраме, другим направлениям психотерапии и т.  д.

Я стремился обучать студентов, чтобы они далее использовали и развивали метод, чтобы доказать, что он работает не только в моих руках. Сейчас у меня уже десятки последователей, и некоторые опытные психологи-практики, прошедшие обучение, предпочитают работать именно этим методом, хотя знают и гештальттерапию, и НЛП, и эриксонианский гипноз и т. д.

Метод обрастал дополнительными деталями, не все они отражены в публикациях, самая подробная из которых – книга «Эмоционально-образная терапия. Теория и практика» 2004 года [36], издана небольшим тиражом в Московском гуманитарном университете. Но и в ней многое недосказано, например, недостаточно раскрыт аналитический аспект ЭОТ. Поэтому назрела необходимость дополнить эту работу, заполнить те пробелы, которые в ней присутствуют и увеличить теоретическую часть. Метод и сейчас развивается, и в книге будет много новинок.

К сожалению, я сталкиваюсь со многими искажениями. Создается впечатление, что некоторые люди считают, что достаточно создать образ и потом как угодно им манипулировать, и тогда все должно получиться, что это и есть мой метод. Это далеко не так, следует поучиться не только самому методу, но и тому, как им пользоваться. Иначе может получиться как в той басне про мартышку и очки: «…то их понюхает, то их полижет. Очки не действуют никак!»

Однажды незнакомая мне студентка подошла ко мне с вопросом: «Я лечила вашим методом моего молодого человека, у него болел живот. Живот у него прошел, но заболела спина. Почему так могло получиться?» Я уверен, что она у меня не училась, бог весть, что она делала!

– Скажите, – спросил я, – а какие были образы?

– Не помню…

– А какие методы воздействия вы применили?

– Не знаю…

– Какую проблему вы выявили?

– (Непонимающий взгляд.) Никакую…

– Как же я могу вам сказать, что вы сделали, и почему это произошло? Сначала поучиться надо, потом уже применять…

Недостаточно знать только ЭОТ, наша терапевтическая работа соответствует всем требованиям, которые предъявляются к любой психотерапевтической работе. Мы сталкиваемся с теми же трудностями, как и все прочие, – с сопротивлением, переносом, проекциями, недостатком доверия, ригидностью мышления, предрассудками и т.  д. Для работы в стиле ЭОТ необходимы хотя бы базовые знания в области психоанализа, аналитической психологии К. Юнга, индивидуальной психологии А. Адлера, транзактного анализа Э. Берна, теории телесной терапии В. Райха, гештальттерапии Ф. Перлза и т. д.

 

Метод невозможно применять просто механически, как набор технических приемов, необходимо эмпатически понимать клиента, моделировать его проблему на самом себе, решать ее как бы для себя, а потом для него. Необходимо получить собственный клиентский опыт, решить какие-то свои проблемы этим методом. Необходимо обладать глубоко продуманной философией жизни, иметь открытое сердце и уметь формулировать ясные моральные суждения.

Любая форма психотерапии является тонкой интеллектуальной, эмоциональной и духовной деятельностью. Это очень элитарная профессия, но потребность в профессионалах в нашей стране очень велика, необходимо совершить прорыв в количестве и качестве специалистов. Надеюсь, что мой многолетний опыт и ощутимые успехи ЭОТ помогут достижению этой цели.

Введение

Психотерапия – это лечение души и лечение душой. Так сказал знаменитый Карл Юнг. Но этого гениального определения еще недостаточно, чтобы понять, что делает психотерапевт. В нашей стране психотерапевта в основном воспринимают либо как врача, прописывающего лекарства, либо как гипнотизера, внушающего людям то, что нужно.

Психотерапия в современном понимании – это научно-практическая ветвь психологии, предназначенная для того, чтобы помочь страдающему человеку решить свои психологические проблемы в ходе специально организованного профессионального общения. Некоторые формы психотерапии, например, терапия искусством или телесная терапия не точно сочетаются с этим определением, но фундаментом психотерапии всегда является беседа, диалог. Психотерапия проводится как индивидуально, так и в форме групповых занятий. Большинство клиентов психотерапевта являются людьми психически здоровыми.

Психотерапевтическая беседа является профессиональной не только потому, что проводится по определенным правилам, но и потому, что терапевт в ее ходе использует огромный объем профессиональных знаний и методов, направленных на помощь индивиду в самостоятельном решении своих проблем. Это методы аналитические, предназначенные для поиска истинных причин психологической проблемы. Или методы обучающие, предназначенные для выработки навыков и умений, помогающих справляться с проблемной ситуацией. Или методы побуждающие, помогающие стимулировать процесс работы клиента над собой. Или методы моделирующие, помогающие создать, так сказать, «лабораторную» модель проблемы, чтобы решить ее. Или методы развивающие, помогающие развить личность клиента, так сказать, возвысить ее, в результате чего он сам легко решает проблему. Или методы трансформирующие, помогающие изменить эмоции, поведение или мышление индивида. А также другие…

Так или иначе, но психотерапия может выполнять только две взаимосвязанные задачи – это помощь обратившемуся в самопознании и помощь ему же в самоизменении. Никаких других задач, психотерапия не может и не должна решать. Психолог или психотерапевт являются только проводниками, так сказать, «сталкерами», помогающими индивиду в его путешествии по его собственному внутреннему миру. Вся основная работа совершается самим обратившимся за помощью, и без его работы над собой ничего не может быть сделано. Редкие исключения только подтверждают правило.

Отсюда проистекают важные следствия. Если клиент считает, что его проблема порождена не им самим, а внешними по отношению к нему силами, то помощь не может быть оказана. То есть если он считает, что он не может управлять самим собой, познавать самого себя и менять свое поведение, мышление, эмоции и характер, то психотерапевтическая помощь не может быть оказана. В этом случае он считает себя жертвой каких-то не зависимых от него внешних сил, а значит, не может ничего изменить.

Если он считает, что его проблема связана с неправильной работой мозга, то ему следует обратиться к врачам психоневрологам или психиатрам. Если он считает, что его проблема связана с телепатическим воздействием инопланетян, применением против него психотронного оружия, влиянием внутреннего голоса, который приказывает ему что-то сделать, влиянием соседей, которые изымают мысли из его головы, то ему следует обратиться по тому же адресу. Если он считает, что на него навели порчу, сглазили, что в него вселился злой дух, то ему следует обратиться к экстрасенсам, в церковь или опять же к психиатрам. Если он считает, что его проблема связана с неправильными и незаконными действиями других людей, то ему следует обратиться в милицию, к адвокату, в администрацию города и т. д. Если он считает, что его проблема порождается отсутствием денег, то следует научиться зарабатывать. А если же он считает, что для решения его проблемы необходимо стать президентом, изменить всех мужчин (или женщин), улучшить страну, всех людей, мир, нравственность населения, то ему следует обратиться к Деду Морозу, Золотой Рыбке, Господу Богу или к известной всем Щуке.

Если клиент не понимает, что его проблема коренится в нем самом, то психотерапевт помочь ему не может. Терапевт все равно терпеливо старается объяснить клиенту, в чем дело, но если клиент не соглашается принять ответственность за свои проблемы и их решение на самого себя, то работа не даст результата.

Эмоционально-образная терапия не является исключением из спектра психотерапевтических направлений, не является колдовством или панацеей от всех болезней, она обращается к внутренним силам и возможностям самого человека, стремясь устранить помехи на пути гармонизации внутренних психических сил и программ. Эти цели достигаются с помощью воздействия на эмоциональные состояния клиента через работу с внутренними, то есть фантазийными образами самих этих состояний. Основные методы – моделирующие, аналитические и трансформирующие. Трансформирующие воздействия осуществляет сам клиент, так же как сам он создает образы своих состояний. Терапевт помогает ему в этой работе, выявляя ключевые для решения проблемы эмоциональные состояния, помогая ему продуцировать образы, анализировать их, дает свои интерпретации, предлагает некоторые способы воздействия на эти образы, помогает довести процесс преобразований до полного завершения, следит за экологической чистотой результата и закреплением его в реальной жизни.

Психотерапевтической работой с образами занимаются самые разные направления терапии, сюда можно отнести прежде всего гештальттерапию и символдраму. Но еще З. Фрейд [71] толковал образы сновидений, а К. Юнг [20] использовал метод активного воображения. К образам прибегают НЛП, арт-терапия и многие другие вплоть до бихевиорального направления терапии [25, 27]. Тем не менее мы претендуем, что сказали некоторое новое слово в этой области. Все направления психотерапии чем-то похожи друг на друга, они имеют больше общего между собой, чем отличного. Но именно «мелкие» детали создают стиль каждого метода, а этот стиль определяет то, насколько метод эффективен для ряда задач, и насколько он легок для терапевта, и насколько понятен и прост для клиента.

Эмоционально-образная терапия определяется как новый отечественный метод (модальность) психодинамического направления психотерапии

Специфическим отличием ЭОТ следует признать сбалансированное сочетание аналитического исследования и коррекционных воздействий в едином процессе работы с образами эмоциональных состояний (так сказать, «два в одном»). Также характерным признаком ЭОТ может служить то, что результат по большей части сказывается прямо здесь и теперь, порой в ту же секунду, когда применен адекватный прием, исцеляющий внутренний эмоциональный конфликт. Это определяется тем, что ЭОТ является каузальной психотерапией, то есть нацеленной на поиск исходной первопричины проблем личности и ее коррекцию с помощью точечного, экологически чистого и гуманного воздействия. Воздействие осуществляется самим клиентом, и хотя направлено на работу с образом (или образами), но, по сути, является самовоздействием на собственные эмоции или части личности клиента.

Особенностью ЭОТ является также то, что все проблемы без исключения рассматриваются через их психосоматическое выражение. Это значит, что мы считаем, что в основе всех проблем лежат эмоциональные состояния, а эти состояния могут быть поняты только через телесное переживание. Эмоции ведь чувствуются в теле, а не в воздухе витают. С нашей точки зрения, тело является центром идентификации, в котором фиксируются хронические эмоциональные состояния. Преобразование эмоции, понятой как психосоматическое состояние, ведет не только к явно выраженному психосоматическому эффекту, но и реальному изменению личности, что приводит к решению проблемы на более глубоком уровне, чем уровень поведения или интеллекта. Поведение и мышление меняются как бы сами собой, вследствие изменения глубинной эмоциональной основы. Преображенная эмоция снова фиксируется в теле, в дальнейшем, «по умолчанию», определяет новое поведение, мышление, психосоматические состояния, уровень энергии и черты характера.

Подробнее особенности ЭОТ будут рассмотрены ниже. Мы собираемся изложить теоретические основы ЭОТ, методические основы и технические приемы, подробно разъясняя их смысл. Подробно будут рассмотрены отличия ЭОТ от некоторых других модальностей психотерапии. Также будет представлен разбор имагинативных упражнений, применяемых в ЭОТ. Примеров из практики много, и они очень важны. Многие выводы с очевидностью следуют из примеров, но эти выводы должен сделать сам читатель. Примеры могут создать впечатление, что терапия всегда осуществляется за один сеанс, но это не так. Они подобраны, чтобы наглядно иллюстрировать возможности той или иной методики или причины типичных проблем. Пролонгированной индивидуальной терапии следует специально учиться, она имеет особенности, не отраженные в данной книге. Хотя и в этом случае каждая встреча осуществляется как решение некоторого локального вопроса, но все этапы решения проблемы объединены в единую линию, определяемую теоретическими представлениями терапевта.

В конце книги приводится список наиболее типичных образов, встречающихся в нашей работе, с их интерпретацией.

Глава 1. Эмоции и их значение

1. Эмоция – критерий правильности и успешности

Что бы человек ни делал, он делает это ради некоторого эмоционального состояния. Он связывает результат с желанной эмоцией. Эта эмоция и является критерием успеха. Вопрос: «А если он делает что-то ради чистой совести? При чем здесь эмоция?»

Ответьте тогда, что дает ему состояние чистой совести? Это состояние дает ему ощущение внутреннего благополучия и достоинства, спокойствия и гордости за самого себя. Эти эмоции дорогого стоят, и тот, кто их испытывает, не захочет их потерять ради временной выгоды. Если же человек чувствует, что его совесть не чиста, то он испытывает неприятные эмоции стыда и вины. Эти эмоции он не хотел бы испытывать, поэтому старается (в норме), вести себя соответствующим образом.

Точно так же происходит с любым другим делом. Какое бы дело вы ни взялись рассмотреть, конечным итогом, ради которого оно совершается, будет эмоция или эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние является окончательным «бонусом». Хотя человек может думать, что он делает это ради фактического результата, а не для эмоций. Но если не для эмоций, то результат ему реально не нужен, он не станет его достигать. Приведу пример.

Пример 1. «Несчастный богач»

Успешный бизнесмен задал вопрос, почему у него все хорошо, а счастья нет?

– У меня, – говорит, – все есть. Семья, дети. Квартира обычная – 130 метров. Мне много не надо. Ну, машина красивая «Ягуар». Но больше мне и не надо. Но счастья я почему-то не чувствую. Я только и думаю, как мне приумножить мои богатства. Бегаю трусцой для здоровья, а голова все время занята, все время что-то прокручивает. Я в пяти советах директоров, у меня пароход на паях, земля… Мне надо этим всем правильно управлять… Мы провели с другом вместе крупную сделку на сотни миллионов долларов. Все сделали правильно и законно, а ощущение в результате (у обоих!) – опустошение!

– А зачем вы так стараетесь? Можно жить спокойно и получать удовольствие…

– Нет. Я хочу быть первым!

– А зачем?

– Не знаю. Просто хочу и все!

– Хорошо. Представьте, что вы достигли и стоите на первой ступеньке пьедестала. Что Вы от этого получили?

– Не знаю, мне кажется, меня должны любить…

– Да кто это вас за это любить будет?

– Действительно. Завидовать будут, даже ненавидеть…

– Тогда зачем? Может, кто-то повесит вам медаль на грудь? Представьте образ того, кто повесит вам медаль на грудь. Первое, что приходит в голову…

 

– (Помолчав, а потом хитро посмотрев. ) Что? Неужели, правда, мама?

– Конечно, мама! Она же всегда вам говорила: «Терпи, сынок. Старайся, сынок». Она же сама была трудоголиком, передовиком производства. Получается, что вы не для себя работаете, а для мамы. Хотя ведь она и так вас любит… Но она не учила вас быть счастливым, а учила труду и упорству!

Комментарий. Бизнесмен хотел получить счастье благодаря одобрению матери, но не осознавал этого. Одобрение матери, когда он следовал ее заветам, создавало в нем чувство благополучия, самопринятия, «чистой совести». Если же он получал удовольствие для себя, личное счастье, то он как бы бездельничал и сразу становился «плохим». Поэтому он мучил себя, стремясь к одобряемым матерью в детстве ценностям труда и достижений, хотя его реальная мать, несомненно, одобрила бы его во всех случаях. Им руководило стремление получить чувство одобрения и страх получить неодобрение. Но всегда его усилий было мало с его субъективной точки зрения, поэтому он только истощал себя трудом, так и не достигая желанного счастья.

Так вот людьми и руководят чувства, хотя они этого и не замечают…

Конечно, мало кто согласился бы получать «голую» положительную эмоцию, не подтвержденную реальными результатами, как это делают, например, наркоманы. Большинство людей стремятся к реальному результату, который доставит глубокое удовлетворение и даже, как многие надеются, счастье. Именно то, что получен реальный результат, а не иллюзия, создает эмоцию надежности и уверенности, придает качество полноценности другим эмоциям, связанным с результатом. К сожалению часто люди обманываются и порой, добиваясь своих реальных целей, не получают счастья, а иногда даже элементарного удовольствия. Почему так происходит – это длинная история. Но факт состоит в том, что субъективная эмоциональная реакция определяет значимость результата для данного субъекта. Поэтому когда ребенок горько рыдает из-за того, что воздушный шарик улетел, взрослый не очень переживает, но расстраивается оттого, что не знает, как утешить маленького, как объяснить ему, что это пустяк.

Эмоционально-образная терапия — Life in Glow Wellness

В рамках психотерапии существует множество методов и подходов, я практикую 3 вида терапии и в некоторых случаях очень эффективно сочетание нескольких из этих методов вместе:

Эмоции- Имидж-терапия (подробнее см. ниже)
Арт-терапия (различные материалы — визуальные / выразительные / глина / песочница / фольга / куклы / музыка)
Терапия с помощью MACards

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ

Каждая эмоция и чувство могут быть выражены в образе и, знакомясь с образами, мы трансформируем их и таким образом трансформируются эмоции и чувства.

Эмоционально-образная терапия была разработана Николаем Линде , выдающимся психологом и терапевтом из Москвы, Россия. Эмоционально-образная терапия включает в себя элементы нескольких психологических методов, таких как гештальт, символическая драма, психоанализ, НЛП. В настоящее время признан в России и Европе одним из ведущих наиболее эффективных методов в терапии, обычно после 1-2 сеансов уже ощутим некоторый эффект терапии, а при серии сеансов клиенты могут добиться значительных положительных изменений в своем эмоциональном состоянии, самочувствии. , отношения и общее благополучие.


Сессии EIT можно принимать как одну сессию, так и как серию сессий (в пакете), запросы/темы разные, см. список тем ниже.

(ЭИТ — ЭОТ)
«Я сотрудничала с Татьяной в рамках курса Эмоционально-образная терапия. На сеансе возникли достаточно значимые темы. Татьяна чутко отнеслась к моим внутренним процессам, деликатно и профессионально провела сеанс. С первых секунд нашего общения я почувствовала к ней доверие.Позитивная,легкая,легкая в общении,внимательная и интеллигентная собеседница (до сеанса удалось пообщаться).
Вместе с Татьяной мне удалось проработать некоторые сложные вопросы, которые годами находились в «подвешенном» состоянии. Я очень рада, что мы встретились, и очень благодарна Татьяне за помощь.» ​(Ольга, Россия, март 2020 г.)
(ЭИТ — ЭОТ + АРТ-ТЕРАПИЯ )

​»Таня, я даже не знаю с чего начать! Но после совместной работы я буквально восстановился и духовно, и физически!  
Было такое наполняющее находчивое состояние и какая-то легкость! с такой прекрасной душой! 
Мне тоже было очень приятно через вас познакомиться с арт-терапией, а также я хотела бы познакомиться с астрологией через вас! Большое спасибо за вчерашнюю работу! 💖 » 
(Анастасия П., Россия, ноябрь 2020 г.)

«Здравствуйте, Татьяна! Большое спасибо за сеанс!
Наконец-то я смог найти отличного практика, который занялся бы вопросом, который я пытался решить.
Работать с финансами через изображения (мой финансовый запрос) было очень весело!
После сеанса у меня было такое удивительное чувство облегчения и радости, похожее на эйфорию ).

Подробнее о динамике этого процесса я расскажу, когда пройдет больше времени. Зато состояние, в котором я сейчас живу, — сплошное удовольствие! )))
Кто бы мог подумать, что за 2 часа работы с образами, пришедшими в голову, может появиться ощущение, будто у него выросли крылья! Еще раз спасибо!
(Лариса Т., Москва, Россия, ноябрь 2020 г.)

* Забронировать сеанс *

* ОТЗЫВЫ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ *

Я часто работаю с EIT со следующими запросами (не ограничиваясь):

* чувства и эмоции
(беспокойство, гнев, обида, страхи, сопротивление, неопределенные чувства и т. д.)
* отношения с собой, самооценка и уверенность
​* внутренний диалог/субличности (части личности)
* отношения с другими людьми (дети, родители, друзья, коллеги и т.д.)
* эмоциональная зависимость
* психосоматические причины болезней
(астма, боли в теле, аллергия, некоторые другие случаи )
* финансы, успех, энергия, ресурсы
​* прокрастинация и сопротивление, самоорганизация, привычки
* подсознательные модели поведения и мышления, блоки
* творчество, саморазвитие

​По тел.

вопросы и заказов .

​Больше отзывов >>

Инвестиции >> 

Эмоциональная визуальная терапия пищей – здоровье

За любой болью стоит невыраженная эмоция, считает автор эмоционально-образной терапии Николай Линде. А самый непосредственный доступ к нему осуществляется через зрительные, звуковые и обонятельные образы. Соприкоснувшись с этим образом, мы можем избавить себя от страданий, телесных и душевных.

Эмоционально-образная терапия (ЭОТ), зародившаяся в России, является одной из немногих модальностей, признанных в мировой психологии. Он разрабатывается около 30 лет. В практике ее создателя Николая Линде тысячи случаев, их анализ лег в основу «метода образов», на котором строится психологическая помощь.

Психологии: Почему в качестве инструмента воздействия вы выбрали изображения?

Николай Линде: Эмоции влияют на состояние организма в целом. Некоторые телесные переживания могут быть представлены в виде образов — зрительных, звуковых, обонятельных. Например, можно послушать, как звучит та или иная часть тела — рука, голова. Никакой мистики — это мысленное представление, как вам кажется. Когда я или мои клиенты «слушают» себя, они как бы получают энергию, им хорошо. Те, у кого есть какие-то проблемы в организме, испытывают что-то негативное при «слушании» или визуализации.

С каждым случаем практики я обнаруживал, что образы, которые человек представляет по отношению к телу, раскрывают его проблематику. И это можно не только анализировать, но и корректировать с помощью изображений. Даже такие обыденные вещи, как, например, боль.

Наша задача — высвободить эмоции. Однажды был случай: женщина пожаловалась на головную боль. Я спрашиваю, как это звучит? Клиент представил: шлифовка ржавого железа о ржавое железо. — Слушай этот звук, — говорю я ей. Она прислушивается, и звук превращается в визг дворников. Боль немного уменьшается. Прислушиваешься дальше — и звук превращается в хруст снега под ботинками.

И в этот момент боль исчезает. Более того, она чувствует свежесть в голове, как будто подул ветерок. В то время, когда я только начинал практиковать свою технику, это поражало людей, как будто они видели чудо.

Запах — это прямой доступ к химии тела, ведь эмоциональные состояния — это тоже химия

Конечно, избавиться от неприятного симптома за 2-3 минуты — это потрясающе. И долгое время я «развлекалась», снимая боль. Но постепенно расширял палитру. Каков механизм? Человеку предлагается представить на стуле волнующее переживание или предмет, вызывающий эмоции.

Я задаю вопросы: как выглядит опыт? Как он себя ведет? Что он говорит? Что ты чувствуешь? Где вы чувствуете это в своем теле?

Иногда люди восклицают: «Бред какой-то!» Но в ЭОТ важна спонтанность: это то, что первое пришло в голову, на чем мы строим контакт с образом. Животное, сказочное существо, предмет, человек… И в процессе соприкосновения с образом меняется отношение к нему и исчезает не только симптом, но и проблема.

Вы проверили свой метод?

Разумеется, все методики я испытываю на себе, потом на своих учениках, а потом выпускаю их в мир. В 1992 году я обнаружил еще одну интересную вещь: воображаемый запах обладает самым сильным эффектом! Я предполагал, что обоняние должно иметь ресурс для психотерапии, и давно хотел перейти на работу с запахами. Случай помог.

Мы с женой были на даче, пора было уезжать в город. А потом она зеленеет, хватается за сердце. Я знал, что ее беспокоит внутренний конфликт, откуда взялась боль. Мобильных телефонов тогда не было. Я понимаю, что мы не сможем быстро найти скорую помощь. Я начал действовать интуитивно. Я говорю: «Чем пахнет, представляешь?» «Это ужасная вонь, вы не можете ее учуять». — «Запах!» Она начала нюхать. Сначала вонь усилилась, а через минуту стала уменьшаться. Жена продолжала нюхать. Через 3 минуты полностью исчез запах и появился аромат свежести, лицо порозовело. Боль ушла.

Запах — это прямой доступ к химии тела, потому что эмоции и эмоциональные состояния — это тоже химия. Страх — это адреналин, удовольствие — это дофамин. Когда мы меняем эмоции, мы меняем химию.

Вы работаете не только с болью, но и с эмоциональными состояниями?

Работаю как с заболеваниями — с аллергией, астмой, нейродермитом, болями в теле — так и с неврозами, фобиями, тревожностью, эмоциональной зависимостью. Со всем, что считается навязчивым, хроническим состоянием и приносит страдания. Просто мы с учениками делаем это быстрее, чем представители других направлений, иногда за одно занятие. Иногда, прорабатывая одну ситуацию, мы открываем следующую. И в таких случаях работа становится долгосрочной, а не годами, как, например, в психоанализе. Многие образы, даже связанные с болью, подводят нас к корню проблемы.

Был в конце 2013 года на семинаре в Киеве. Вопрос из зала: «Говорят, вы снимаете боль?» Предлагаю спрашивающему пройти на «горячее кресло». У женщины болит шея. Как именно болит, спрашиваю: болит, режет, ноет, тянет? «Как будто бурят». Она увидела за собой образ мужчины в синем пальто с ручной дрелью. Пригляделся — это ее отец. «Зачем он сверлит тебе шею? Спроси его». «Отец» говорит, что надо работать, отдыхать нельзя. Получается, женщина решила, что на конференции расслабляется, отдыхает.

Брошенный, ненужный внутренний ребенок появляется как крыса, которая кусает клиента

На самом деле, мой отец никогда так не говорил, но всю свою жизнь он давал именно такое послание. Он был музыкантом и даже на каникулах подрабатывал в детских лагерях, зарабатывая деньги для семьи. Я понимаю, что боль в шее — это ее вина за то, что она нарушила отцовский завет. И тут я придумываю способ избавиться от «сверла» на ходу. «Слушай, папа всю жизнь работал. Скажите ему, что вы даете ему отдохнуть, пусть делает, что хочет. Женщина видит, что «папаша» снимает халат, надевает белый концертный сюртук, берет скрипку и уходит играть в свое удовольствие. Боль исчезает. Вот как родительские сообщения реагируют на нас в теле.

А ЭОТ может быстро избавиться от несчастной любви?

Да, наше ноу-хау — теория эмоциональных инвестиций. Мы открыли механизм любви, в том числе и несчастной. Мы исходим из того, что человек в отношениях отдает часть энергии, часть себя, теплоты, заботы, поддержки, своего сердца. А при расставании, как правило, оставляет эту часть в партнерше и испытывает боль, потому что его «разрывают» на куски.

Иногда люди полностью уходят в прошлые отношения или в прошлое вообще. Мы помогаем вывести свои вложения с помощью образов, и тогда человек освобождается от болезненных переживаний. Что-то еще остается: приятные воспоминания, благодарность. Одна клиентка два года не могла отпустить бывшего парня, жалуясь на отсутствие каких-либо приятных эмоций. Изображение ее сердца появилось в виде ярко-синего шара. И мы взяли с собой этот мячик, освободив ее жизнь для радости.

Что означают изображения?

Теперь в нашем словаре более 200 изображений. Но он еще не завершен. Некоторые символы напоминают описанные Фрейдом. Но мы также нашли наши изображения. Например, часто брошенный, нежелательный внутренний ребенок выглядит как крыса, которая кусает клиента. И мы «приручаем» эту крысу, и проблема — боль или плохое эмоциональное состояние — уходит. Здесь мы опираемся на трансактный анализ, но Берн не утверждает, что в результате родительских предписаний и недостатка любви происходит скрытый разрыв со своим внутренним ребенком. Кульминация в ЭОТ при работе с этой частью нашего «Я» — это когда она входит в тело клиента.

Вам нужно войти в состояние транса, чтобы представить образ?

Особых условий для клиента в EOT нет! Я устал сопротивляться. Я не работаю с гипнозом, так как уверен, что предлагаемые сообщения не меняют первопричину состояния. Воображение — это инструмент, доступный каждому. Ученик на контрольной смотрит в окно, похоже ворон считает. На самом деле он занимается своим внутренним миром, где представляет, как играет в футбол, или вспоминает, как мама его ругала.

Добавить комментарий