Барьеры коммуникации — Блог Викиум
Случаются ситуации, когда два собеседника при общении не могут до конца понять друг друга. Подобные неудобства создаются посредством барьера коммуникации, существенно усложняющих диалог.
Таким образом, одна и та же фраза может быть воспринята каждым собеседником по-разному. Если вы решили обозначить важность сказанного, слегка повысив тон, ваш оппонент вполне воспримет это как гневный посыл в его адрес. В случае, когда человек старается говорить не слишком громко, подобный разговор может восприняться в виде заигрывания. Именно поэтому в общении главную роль играют не сами слова, а сопутствующие факторы.
Барьер восприятия
Настроение, в котором мы ведем беседу является основополагающим при разговоре. Если вы используете равнодушный тон, собеседник теряет интерес к общению с вами, понимая весь исход данной беседы. Это же касается и людей, которые стараются доказать свою точку зрения, не проявляя к другому человеку никакого уважения.
Для преодоления негативного исхода, старайтесь поддерживать весь разговор на позитивной ноте, сопровождая его улыбкой и активной жестикуляцией.
Поведенческий барьер
Межличностный барьер может стать причиной того, что собеседник попросту будет игнорировать сказанное вами. Напыщенность во время диалога очень вредит коммуникации и портит впечатление о говорящем. Чтобы этого не допустить, воспринимайте своего собеседника, как равного себе, избегайте критики, а также старайтесь улыбаться и делать комплименты.
Языковой барьер
Языковой барьер может стать причиной непонимания не только между носителями разных языков, но и между людьми разного социального статуса и уровнем компетенции в каком-либо вопросе. Если собеседник в процессе коммуникации использует непонятные для вас слова и профессиональные жаргонизмы, вряд ли это приведет к откровенной и веселой беседе. Во избежание коммуникативного барьера следует общаться с собеседником на равных, при этом не унижая его.
Эмоциональный барьер
Понятие эмоционального барьера может возникнуть из-за неуверенности в себе или каких-либо проблем в личной жизни. Домашние неурядицы могут наложить отпечаток на рабочие отношения, а проблемы на работе могут существенно подорвать хорошие отношения в семье. Испытывая эмоциональное напряжение, мы сами того не замечем, как начинаем срываться на окружающих, а плохое настроение приводит к раздражению.
Старайтесь контролировать свои эмоции и в случае эмоционального напряжения общайтесь с людьми нейтрально.
Культурный барьер
Такой вид барьера в общении, как культурный вызывает множество неудобств. Например, если вы при общении с человеком другой культуры или национальности как-то зацепите его чувства, путь к приятному времяпровождению будет навсегда закрыт.
Не следует заводить разговор о том, как весело вы провели время на вечеринке за бокалом вкусного алкоголя, если человеку данный напиток противопоказан по каким-то причинам. Постарайтесь заранее изучить человека, чтобы вести тактичный разговор и не обидеть его во время беседы.
Гендерный барьер
Основной причиной непонимания во время диалога может стать различие в мышлении у мужчин и женщин. Женщины при мышлении больше полагаются на интуицию, мужчины же – на логику. Так, то что приемлемо по отношению к мужчине, может слишком зацепить чувства женщины. Во время делового разговора мужчина-начальник может не по своей воле обижать женщин, отталкиваясь от общепринятых стереотипов.
Не следует разделять собеседника по половым признакам, а разговор следует вести, ставя себя на одну ступень с этими людьми.
Подобный семантический анализ поможет избежать проблем в общении и стать приятным собеседником.
Барьер эмоциональный — это… Что такое Барьер эмоциональный?
- Барьер эмоциональный
- — интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др. ), мешающие реализации личностной потенции человека в ходе общения.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Барьер смысловой
- БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИЙ
Смотреть что такое «Барьер эмоциональный» в других словарях:
Барьер — все рабочие промокоды на скидку Барьер в категории Дом и дача
барьер психологический — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм Б. п. состоит в усилении отрицательных переживаний и установок … Большая психологическая энциклопедия
Барьер коммуникативный — это любые помехи, препятствия разл. рода либо вмешательства в процесс коммуникации на любом этапе передачи информации, искажающие смысл сообщения. В психологии выделяют разл.
типы Б. к. Личностные барьеры порождаются индивидуальными… … Психология общения. Энциклопедический словарьБАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм барьеров психологических состоит в усилении отрицательных переживаний и установок стыда,… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Звуковой барьер — Звуковой барьер в аэродинамике название ряда явлений, сопровождающих движение летательного аппарата (например, сверхзвукового самолёта, ракеты) на скоростях, близких к скорости звука или превышающих её. Содержание 1 Ударная волна,… … Википедия
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологического барьера состоит в усилении отрицательных переживаний и установок стыда,… … Профессиональное образование. Словарь
Педагогическое общение — система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимо отношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. такое общение… … Педагогическое речеведение
Союз правых сил
Волновой кризис — Звуковой барьер образное название ряда разных явлений, сопровождающих движение летательного аппарата на скоростях близких к скорости звука или превышающих её. В научной практике этого названия избегают. Содержание 1 Ударная волна, вызванная… … Википедия
Украденная Земля — 198a – Украденная Земля (The Stolen Earth) Серия «Доктора Кто» В конце серии Роза Тайлер обнимает умирающего Доктора после того, как в него выстрелил далек. Дэвид Те … Википедия
Преодоление эмоциональных барьеров межличностного общения в студенческих волейбольных командах
ТиПФК № 9 2017, с.36-38
Доктор педагогических наук, доцент Е.А. Черепов1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.К. Калугина1
1Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск
Обсуждаются проблемы эмоционального общения в студенческих волейбольных командах. Причиной конфликтов и разногласий в спортивных командах является неумение игроков пользоваться приемами эффективного общения. В исследовании приняли участие две сборные команды ЮУрГУ по волейболу (женская и мужская).
Ключевые слова: межличностное общение, эмоциональные барьеры общения, студенческие сборные команды.
Литература
- Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Ш. Кипнис. – М.: АСТ, 2014. – 637 с.
- Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – 3-е изд., перераб. и расшир. – Воронеж: РАО-МПСИ, 2011. – 624 с.
- Фадина А.Г. Психология общения в спорте: учеб.-метод. пособие / А.Г. Фадина. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2011. – 104 с.
- Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп: учеб. пособие / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 490 с.
- Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. – изд. 2-е, доп. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П М. Якобсон. – Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 1998. – 304 с.
Преодоление барьеров коммуникации | психолог Оксана Королович
Коммуникативные барьеры могут стать серьезным препятствием не только в личной жизни, но и в профессиональной деятельности. Как я уже писала, барьеры коммуникации возникают не просто так. Причиной их появления является подсознательное желание защитить себя от ненужной, чрезмерной, утомительной или опасной информации. Точнее, не от самой информации, а от ее возможного влияния.
Занимаясь фасилитацией в организациях, я постоянно наблюдаю, как сотрудники натыкаются на стену непонимания и, не осознавая ее существование, не могут ее преодолеть. Периодически в процессе работы мне попадаются и люди, которые закрывают глаза на барьеры, хотя понимают, что они существуют. И это всегда в итоге приводит к тем или иным проблемным ситуациям или конфликтам.
Игнорирование коммуникативных барьеров, конечно же, не поможет их преодолеть. Что же делать, чтобы «достучаться» до человека и найти с ним общий язык? Есть несколько общих рекомендаций:
- Следите за собой. Прежде всего это значит – всегда будьте опрятными и аккуратными. Подбирайте одежду, которая вам действительно подходит, а не то, что сейчас модно, но для вас некомфортно.
- Следите за своими манерами. В неформальном общении соблюдайте элементарные нормы поведения. А в деловом общении следите за тем, чтобы манера коммуникации соответствовала ситуации и людям.
- Развивайте EQ. Опираясь на два десятилетия своего опыта, могу смело сказать, что эмпатия и самоэпатия всегда облегчают взаимопонимание. Осознание своих и чужих эмоций, умение держать их под контролем (вместо того, чтобы подавлять) и умение нести ответственность – универсальные ключи от эффективной коммуникации.
- Проявляйте уважение. Даже если разница в ваших взглядах размерами с Большой каньон, это не повод не уважать право человека иметь свое мнение. Каждый смотрит на мир через призму личного опыта, эмоций и переживаний. Если игнорировать этот факт, в коммуникации неизбежно возникнут барьеры.
Вышеперечисленные способы преодоления коммуникативных барьеров универсальны в любой ситуации. Но иногда их недостаточно. В зависимости от типа барьера, существуют определенные методы, повышающие шансы преодолеть каждый из них.
ИзбеганиеСталкиваясь с таким барьером, ваша главная задача – привлечь и удержать внимание человека. Для этого:
- Начните разговор с нейтральной фразы, которая не имеет прямого отношения к теме разговора, но имеет смысл и ценность для собеседника.
- Не забывайте смотреть в глаза собеседнику, но так, чтобы у него не возникло ощущения, что вы пытаетесь доминировать или давить на него.
- Отведите собеседника в сторону или отдельное помещение, чтобы у него не было соблазна отвлечься.
- Меняйте ритм речи и интонации, этим вы будете удерживать и переключать внимание собеседника, выделяя те моменты, которые особенно важны.
- Не пренебрегайте фразами вроде: «Обратите внимание», «Важно отметить» и т.д.
В данном случае необходимо поднять свою авторитетность в глазах собеседника и расположить его к себе. Для этого:
- Будьте доброжелательны. Улыбайтесь, если это уместно, общайтесь приветливо, говорите просто и т.д.
- Будьте искренни. Не пытайтесь обмануть собеседника, честно высказывайте свои мысли. Помните, что несогласие или критику нужно преподносить мягко, без оценки или осуждения.
- Будьте компетентны. Один из наиболее верных способов добиться расположения и доверия человека, продемонстрировать ему свою компетентность, но без позерства или высокомерия.
Барьеров этого уровня прозрачности достаточно много. Разберем способы преодоления тех, о которых я писала в прошлый раз.
- Фонетический. Выбирая темп речи, ориентируйтесь на то, насколько хорошо человек знаком с обсуждаемой темой. Периодически переспрашивайте, все ли понятно и не нужно ли что-то повторить или разъяснить.
- Семантический. Всегда помните, что одни и те же слова и вещи каждый человек воспринимает по-своему. Старайтесь использовать максимально простые слова и формулировки. Если испытываете сомнения, лучше договоритесь в начале разговора, что значит то или иное слово или термин.
- Стилистический. Грамотно структурируйте информацию, которую вам нужно донести до собеседника. Проговаривайте цель и перспективу общения, ранжируйте и составляйте логическую цепочку передаваемого сообщения и в конце обязательно подводите итоги.
- Логический. Перед началом разговора проанализируйте все, что знаете о собеседнике, так вам будет проще понять логику его рассуждений. Не забывайте о том, что его позиция может сильно отличаться от вашей, и будьте к этому готовы. Обязательно подготовьте подходящую аргументацию, основанную на объективных фактах.
Причины психологических барьеров нередко лежат глубоко, поэтому преодолеть их не всегда просто. Для этого вам могут пригодиться следующие способы:
- Барьер отношений. Входите в коммуникацию, откинув свои предубеждения. Относитесь к особенностям собеседника нейтрально, будьте тактичны, сохраняйте дружелюбный тон и не забывайте поддерживать зрительный контакт.
- Эмоциональный барьер. Если вы заметили, что человек проявляет в данный момент излишнюю эмоциональность, лучше отложить разговор. Если такой возможности нет, во время общения держитесь нейтрально и не идите на поводу у провокаций.
Развивать навыки эмоциональной и коммуникативной компетентности нужно каждому человеку. Неважно, в какой сфере он работает, и какая у него специальность. Если этого не делать, вы раз за разом будете становиться участниками конфликтов, натыкаться на непреодолимые коммуникативные барьеры, идти на поводу у своих эмоций и потом жалеть об этом.
Как сертифицированный тренер по системе DiSC, консультант-фасилитатор, advisor, и психотерапевт с 20-ти летним практическим опытом я приглашаю к сотрудничеству собственников, СЕО, ТОП-ов компаний, а также HR и PR специалистов.
Барьеры общения и их преодоление. Умение побеждать в споре
Барьеры общения и их преодоление
Выделим некоторые из них.
Барьер негативных эмоций.
Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольствия или неудовольствия, радости и страха, расслабления и напряжения и т. п. Эмоции принято делить на положительные и отрицательные. Соответственно человек стремится испытать положительные эмоции и избежать отрицательных. Существует много теорий сущности эмоций.[35] Есть информационная теория эмоций:
а) чем сильнее потребность, тем сильнее эмоция, ее сопровождающая, и чувство удовлетворения после достижения цели;
б) когда нет потребности, нет и эмоции;
в) чем меньше вероятность удовлетворить потребность, тем сильнее возникающая отрицательная эмоция.
Основной причиной отрицательных эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностные конфликты, стрессы.
Барьер отрицательных эмоций, негативно сказывающихся на результатах общения, можно подразделить на несколько барьеров. Это барьер общения, возникающий на почве страдания или даже горя. Здесь и трагические события, и разочарования, и неудача в важном деле, и неудовлетворенность своим положением, недовольство личным статусом, и тягостные физические и нервные ощущения. Этот барьер может возникать как в ответ на события, так и в преддверии их.
Барьер общения, создаваемый отрицательными эмоциями данного типа, вызывает искаженное представление о действительности и неправильные оценки. Очень часто все это выражается в агрессивности или в стремлении вообще избежать общения, замкнуться в одиночестве. Невнимание к отрицательным эмоциям этого рода вызывает досаду и еще большее переживание, а повышенное внимание, участие и утешение часто провоцируют лишь раздражение. Рационального способа поведения, подходящего для всех, здесь нет.
Трудно преодолеть барьер общения, вызванный сильным раздражением и гневом. Эти эмоции обычно рождаются в ответ на неожиданные (формальные, досадные) препятствия к удовлетворению той или иной потребности. Они могут быть следствием лишения удовольствия, оскорбления, принуждения, побуждения совершить нежелательный поступок.
В общении мотивированный гнев, пыл, эмоциональный потенциал, энергия и смелость, решительность человека могут многократно возрасти. Однако в этом случае ему обычно отказывают трезвый расчет, предусмотрительность и гибкость. Он склонен к резким словам и агрессивным действиям. Партнер, перечащий ему, становится своеобразным «громоотводом», на который изливается весь гнев. Деловое общение с раздраженным или гневным человеком невозможно, не стоит «подливать масло в огонь», создавать условия, о которых всем в дальнейшем придется сожалеть.
Выход из такого общения – не демонстрация слабости, а наоборот, смелость и даже великодушие. По-деловому можно и нужно общаться лишь с человеком, который владеет своими эмоциями. И в какой-то мере даже безнравственно использовать ситуацию, в которой эмоции владеют соперником.
К числу барьеров отрицательных эмоций следует отнести и барьеры страха, стыда и вины. Все эти комплексы отрицательных эмоций плохие переменные разговора. Субъективно-личностная их окраска может подпитываться стереотипами поведения, воспитания, установки, мотива, а также особенностями патопсихологии отдельных личностей. В последнем случае носители этих качеств должны быть скорее объектами психиатра и психотерапевта, нежели субъектами делового общения.
Прозой общения чаще всего служат барьеры плохого настроения. Здесь имеется в виду комплекс отрицательных эмоций, менее острых, чем горе или страдания, но, увы, чаще встречающихся. У людей настроение портится от очень многих причин: плохой погоды и самочувствия, безысходности и несбывшихся надежд, заметной для них черствости окружающих и незаметной себе собственной черствости, к причинам плохого на– строения можно отнести и плохое физическое самочувствие, часто возникающее как результат гиподинамии – низкой двигательной активности. Плохое настроение становится «физиологическим фактором»: низкая интенсивность обмена веществ, пониженный тонус организма, болезненность. Плохое настроение можно прямо отнести к низкой культуре быта, плохой его организации. Человек с плохим настроением – плохой работник и еще худший партнер в общении.
Одними из главных источников отрицательных эмоций являются межличностные столкновения. Ссора, конфликт, конфронтация вызывают отрицательные эмоции у всех: и у тех, кто прав, и у тех, кто виноват, и у победителей, и у побежденных. Здесь, скорее, идет речь не о том, вести или не вести диалог с человеком, переполненным отрицательным психическим зарядом. А о том, что если вас ожидает деловая беседа, а реальность такова, что вы находитесь далеко не в лучшем психическом состоянии, то наиболее разумным будет отказаться об беседы, предложить перенести ее на другое время.
Для этого достаточно перед деловой беседой прикинуть варианты ее развития и возможность достижения конструктивного результата. Легко можно представить себе, что к объективным трудностям и барьерам общения будут добавлены еще и субъективные, спровоцированные плохим настроением.
Имея в виду то, что плохое настроение «заразно», легко передается собеседнику, ожидать прочного соглашения, взаимопонимания и доверительности, видимо, не приходится.
Барьеры речи.
Эмоциональное состояние человека существенно сказывается на его речи. Волнение может вызвать спазм речевой мускулатуры. Возбуждение и радостное волнение могут побудить косноязычного человека к яркой, страстной речи, а могут и, наоборот, способствовать скомканному, отрывочному монологу. Чем больше человек овладел навыками общения и публичного выступления, тем лучше он контролирует свои эмоции. В иных случаях отсутствие логических доводов способствует усилению эмоциональной окраски речи. В любом случае существуют известные методики, позволяющие справиться с волнением.
Чтобы преодолеть «зажатость», рекомендуется обычный аутотренинг. Требуется расслабиться, отвлечься, глубоко подышать, сделать несколько движений руками, плечами, помассировать лоб, область рта, жевательных мышц, шею. Для более полного расслабления можно, закрыв глаза, вспомнить какую-либо приятную кар «тину, внутренне прокомментировать ее или даже просто посчитать про себя. Речь, естественно, идет не об устранении эмоций вообще. Без нужного эмоционального подъема хорошая речь вообще невозможна. Требуется просто устранить излишнюю нервозность.
В разговоре с собеседником сразу угадывается его эмоциональный настрой. Уверенный человек чеканит слова, твердо говорит «да» и «нет». Существеннее значение в том, как влияют эмоции на речь, играет тип высшей нервной деятельности. Слабая, неуравновешенная нервная система затрудняет сосредоточение, четкое изложение материала, логику рассуждения. Излишняя заторможенность не позволяет гибко реагировать на внезапно возникшие затруднения и непредвиденные обстоятельства в общении. Излишняя возбудимость способствует поспешности: слово опережает мысль.
Когда в деловом общении возникают ситуации непонимания, то на 90 % они связаны не с тем, что вас неправильно поняли (не способны понять или не хотят сделать этого), а с тем, что не удалось ясно, последовательно, убедительно изложить свою точку зрения. Чем меньше человек владеет своими эмоциями, тем чаще он в общении порождает непонимание, конфликты, тем чаще сам попадает в нелепые ситуации.
Барьеры установки.
Позицию человека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто, еще не начав разговор, человек бывает убежден в неправоте своего собеседника. Такой разговор конструктивным не назовешь. В основе его лежит установка, т. е. сформировавшаяся в человеке оценка, стереотип, готовность к определенному действию, отрицательные реакции, предубеждение.
Психологи утверждают, что установка есть у каждого человека. Ее формирование осуществляется независимо от сознания. Одному подсознательно несимпатичны толстые люди, другому худые не внушают доверия. Установка облегчает приспособление к различным жизненным обстоятельствам, представляет собою собственную шкалу ценностей. Установки формируются легко и существуют длительное время или даже всю жизнь, другие характеризуются подвижностью, нарастанием или затуханием. На эти особенности установки оказывает влияние своеобразие личности.
Люди с подвижной установкой, по данным психологов, обнаруживают стремление к активности, они оптимистичны, быстро приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам. Но они же бывают поверхностны, легковесны, легко попадают под чужое влияние, испытывают трудности в принятии самостоятельных решений. Обладатели статичных, постоянных, монотонных установок с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, с трудом адаптируются, некоммуникабельны и в отстаивании своей правоты бывают излишне упрямы и прямолинейны. Однако обычно это люди твердых убеждений и принципов.[36]
Можно говорить о разных аспектах воспитания эмоционально-психологической устойчивости. Немаловажным здесь является формирование собственных установок, адекватных реальности, а также формирование способности менять установки при изменении реальности. Это, пожалуй, главный критерий эмоционально-психологической готовности вести деловое общение. Альтернатива этому – подстраивание реальности под свою установку – не выдерживает критики.
Естественно то, что излишне мобильные установки создают в общении впечатление, что у человека вообще нет собственного мнения, а излишне устойчивые установки говорят о том, что собственные принципы, (которыми ни при каких обстоятельствах нельзя поступиться) данному собеседнику дороже всякой реальности.
Барьер первого впечатления.
Общение приводит к контакту с новыми людьми. И часто мы не отдаем себе отчет о том, что наши с ними взаимоотношения во многом были предопределены первым впечатлением. Это тоже эмоциональный барьер. И хотя говорят, что первое впечатление чаще всего ближе к истине, тем не менее, оно нецеленаправленно, размыто и часто просто ошибочно. Собеседник, воспринимаемый поверхностно, оформляется в клишированный образ, который, как показывают исследования психологов, чаще всего наделяется теми отрицательными качествами, которые интуитивно не нравятся нам самим в себе. «Не судите, да не судимы будете…» – так сказано в Евангелии, и в этом безусловная истина. Прежде чем судить, нужно присмотреться, прислушаться, оценить…
Суждение надо делать по всему объему информации, а не только по одним лишь внешним признакам первого впечатления.
Впечатление раскрывает воспитание человека, социальный статус, культуру, а иногда и профессию.
Мимика, жестикуляции позволяют сделать вывод о его эмоциях, характере, глубине чувств и переживаний. Поза говорит тоже о многом: от гордости и заносчивости до подобострастия и угодничества. Внешние признаки эмоционального состояния раскрываются в углублении и учащении дыхания, появлении капелек пота, красных пятен на лице и шее, бледности и т. п. Одежда человека говорит об опрятности и аккуратности, вкусе и культуре, вернее, о мере этих врожденных и приобретенных качеств. Следовательно, первое впечатление о человеке может довольно многое сказать. И по этому впечатлению вполне обоснованно и мотивированно формируется отношение к собеседнику.[37]
Но следует помнить, что все характерологические и физиономические качества совершенно ничего не говорят о вопросе, который вы намерены обсуждать с данным человеком. И если отрицательное первое впечатление по всем этим характеристикам переносится на предмет обсуждения, то тем самым и формируется барьер первого впечатления.
Барьеры взаимопонимания.
Выделим несколько основных принципов взаимопонимания в общении.
Принцип 1. Владение профессиональным языком. Вряд ли есть необходимость подробно раскрывать данный принцип, но указать на него представляется важным. Названный принцип предполагает, что коммуникатор, реципиент владеют профессиональной лексикой, уместно используют ее в различных условиях применения для описания и объяснения возникающих ситуаций.
Принцип 2. Уровень взаимопонимания прямо связан с уровнем интеллектуального развития коммуникатора и реципиента.
Низкая способность понимания одного из партнеров в общении должна компенсироваться высокой способностью доступно и доходчиво объяснить обсуждаемое положение. Отсутствие взаимопонимания при условии существенной разницы уровня интеллектуального развития собеседников не только затрудняет общение, но и делает достижение конструктивного результата невозможным.
Принцип 3. Уровень взаимопонимания обусловлен полнотой информации.
Этот принцип, кажется, тоже не нуждается в расширенной аргументации. Неполное, отрывочное сообщение не способствует возникновению эффекта взаимопонимания. Полнота информации в свою очередь может быть дополнена полнотой изложения материала, фактов, а также открытым способом изложения собственной позиции.
Принцип 4. В основе эффекта взаимопонимания логичность изложения и последовательность обоснования.
Вообще понимание того, что хочет доказать собеседник прямо вытекает из того, насколько последовательно непротиворечиво, обоснованно и обстоятельно он излагает свою позицию. С ней можно согласиться или не согласиться, но такая позиция понятна.
Принцип 5. Концентрированность внимания. Чтобы понять, нужно не только слушать, но и слышать, что говорит собеседник.
Как различить барьер общения
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесПсихологические барьеры в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
основные элементы, этапы и формы изменения развития мнений.
1. Аристотель. Метафизика. М. ; Л., 1934. С. 464.
2. Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982. С. 364-365.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Общественное мнение Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч.: в 17 т. Т. 15. С. 200.
4. Лернер И.Я. Познавательные задачи как средство формирования и выявления сфор-мированности коммунистического мировоззрения // Проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся У11-Х классов. М., 1973. С. 358.
5. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: в 6 т. 1964. Т. 3. С. 641, 673.
6. Гегель Г. Философия права // Гегель Г. Собр. соч.: в 23 т. М.; Л., 1934. Т. 7. С. 337.
7. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема // Советская педагогика. 1966. № 4. С. 14.
8. Чайлдс Г. Общественное: природа, формирование, роль. М., 1965.
9. Дэвисон У.Ф. Об общественном мнении // Международная энциклопедия социальных наук. М., 1968.
10. Блюмер Г. Общественное мнение и опросы общественного мнения // Ежеквартальник общественного мнения. М., 1948.
Поступила в редакцию 21.04.2009 г.
Veyt S.M. Essence and structure of public opinion. In the article an attempt of definition of the essence and structure of public opinion is made. Public opinion is a specific product of communication of people. In the communication rational, emotional and strong-willed interference of individuals is performed, generality of moods, thoughts, sights is being revealed and formed, mutual understanding is reached, transfer and mastering of manners, habits, style of behavior is carried out, unity and the solidarity characterizing group and collective activity are created.
Key words: public opinion; structure and elements of public opinion; kinds of opinion.
УДК 343.95
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
© С.В. Маришин
В статье раскрыта сущность психологических барьеров, возникающих в поведении несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательной колонии. Представлены результаты исследования проявления барьеров в поведении несовершеннолетних осужденных. Предложена коррекционная программа преодоления психологических барьеров.
Ключевые слова: адаптационные барьеры; барьеры общения; смысловые барьеры; эмоциональные барьеры; мотивационные барьеры.
Актуальность изучения психологических барьеров в контексте перевоспитания несовершеннолетних осужденных обусловлена необходимостью создания условий, способствующих перестройке личности преступника. С момента прибытия в воспитательную колонию, осужденные сталкиваются с адаптационными барьерами. Адаптируясь на психофизиологическом и на социально-психологическом уровнях, осужденные в первом случае приспосабливаются к условиям исполнения уголовного наказания, во втором -к элементам среды в учреждении.
Условия исполнения уголовного наказания вызывают внутриличностный конфликт,
повышенную эмоциональную напряженность. Осужденные испытывают глубокие, острые переживания, обусловленные воздействием уголовного наказания, чувство страха в связи с тем, что им предстоит находиться в среде преступников. На этой стадии у некоторых из них могут наблюдаться конфликты, различные эмоциональные расстройства, агрессивные проявления или депрессивные состояния.
Наиболее типичная реакция подростков на ситуацию ареста или помещения в условия социальной изоляции — фрустрация, связанная с блокированием ведущих психологических и многих физиологических потребно-
стей растущего организма. Он вынужден пересмотреть свои жизненные планы, перспективы и направить максимум сил на адаптацию именно к местам лишения свободы.
Как считает М.А. Гулина [1], пассивная стратегия адаптации наиболее характерна для людей, находящихся в состоянии социального или эмоционального шока, и проявляется в стремлении человека сохранить себя, прежде всего, как биологическую единицу.
Главной отличительной чертой субкультуры мест социальной изоляции подростков является жесткость именно неформальной структуры власти. Жесткая кастовость и продуцируемый ею страх скатиться в низшую касту являются существенным фактором регуляции межличностных взаимоотношений в среде подростков. В результате возникает барьер общения между осужденными, имеющими разный статус.
Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации [2]. Не находя реализации противоречивой потребности в обособлении и аффилиации в условиях отбывания наказания, осужденные сталкиваются с барьерами общения, которые сопровождаются появлением напряженности во взаимоотношениях, ростом количества конфликтов, в поведении усиливается открытая враждебность и, как следствие всего этого, появляются изолированные и отвергаемые члены группы. Возникает субъективное ощущение одиночества, сопровождающееся сильнейшим чувством страха и жалости к себе. Повседневное принудительное общение вызывает антипатии, порождает напряженность контактов. Это все крайне неблагоприятно сказывается на эмоционально-волевой сфере, формирует ущербную личность, неспособную к эффективному общению с окружающими людьми.
Л.С. Славина выделяет два вида смыслового барьера. Барьер первого вида — по отношению к определенному требованию. Барьер второго вида — по отношению к определенному человеку [3]. Для нашего исследования это особенно актуально, так как сотрудники воспитательных учреждений нередко сталкиваются с ситуацией, при которой осужденный оказывается невосприимчивым к педагогическим воздействиям или не-
правильно на них реагирует. Это нежелание осужденного и неумение воспитателя понять друг друга, а порою, взаимная отчужденность и означает психологический барьер между ними. Характерным признаком всякого смыслового барьера является невыполнение требования.
А.Е. Личко выделяет детские поведенческие реакции, проявляющиеся в подростковом возрасте, являющиеся формой протеста [4]. Реакция отказа возникает у инфантильных подростков, когда их насильно отрывают от дома или от привычной компании сверстников. Реакция оппозиции может быть вызвана у подростка чрезмерными претензиями к нему, непосильной для него нагрузкой. Это ведет к возникновению эмоционального психологического барьера.
При эмоциональном барьере осужденный испытывает сильные переживания, делающие его разум недоступным доводам логики. Все эти эмоции мешают осужденному осознать правомерность требований воспитателя, не позволяют убедить его в неправильности действий и поступков. При эмоциональном барьере даже ясные и справедливые требования воспитателя не получают положительного отклика в душе воспитуемого.
Важнейшим компонентом направленности личности, ее сердцевиной являются мотивы. За время пребывания в колонии осужденные вынуждены преодолевать ряд препятствий в процессе перевоспитания. Эти препятствия вызваны мотивами их деятельности. А.Н. Леонтьев считает, что мотивы как объекты, в которых конкретизируются потребности и которые образуют их предметное содержание, не только побуждают, но и направляют деятельность [5]. Формирование положительных мотивов является психологическим барьером в поведении осужденного.
Проведенные нами исследования на базе Бобровской воспитательной колонии с использованием специально разработанного теста-опросника проявления барьеров в поведении несовершеннолетних осужденных выявили высокий уровень проявления психологических барьеров у 29,8 % испытуемых, средний уровень у 43,9 %, низкий уровень у 26,3 %.
Проявляется высокая тревожность и враждебность, высокие показатели различных форм агрессивности. Обнаружен высо-
кий уровень субъективного ощущения одиночества, состояние легкой депрессии. У части осужденных выявлена фрустрация, сильно выраженная ригидность.
Причина данных эмоциональных состояний кроется в возникающих психологических барьерах. Барьер психофизиологической адаптации вызывает внутриличностный конфликт, повышенную эмоциональную напряженность.
Столкнувшись с барьером социальнопсихологической адаптации, осужденный испытывает не только тревожность, но и стресс. Человек, оказавшись в стрессовой ситуации, затаивается, присматриваясь к окружающим, оценивает перспективу своих контактов с ними.
Барьер общения, проявляющийся в высокой напряженности во взаимоотношениях, вызванных тяжестью социальной изоляции, возрастной подростковой агрессивностью, способствует росту количества конфликтов, усилению открытой враждебности.
Смысловой барьер ведет к возникновению конфликтов как между сотрудниками и осужденными, так и в среде осужденных. Для него характерна высокая агрессивность, враждебность, тревожность.
Возникающий в условиях воспитательного учреждения эмоциональный психологический барьер, в результате принудительного отрыва от дома, сопряжен с сильными переживаниями, повышенной эмоциональной напряженностью.
Под воздействием воспитательных мер у осужденных происходит изменение мотивационной сферы. Это ведет к возникновению беспокойства, внутреннего сопротивления. Происходит столкновение с мотивационным барьером, проявляющимся в повышенной тревожности, состоянии фрустрации, ригидности, раздражительности, неуравновешенности и, как следствие, высокой агрессивности.
Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы разработали и реализовали коррекционную программу преодоления психологических барьеров в процессе перевоспитания несовершеннолетних осужденных, состоящую из четырех блоков.
Первый блок направлен на преодоление адаптационных барьеров. Он содержит упражнения, способствующие формированию установок на выявление позитивных лично-
стных качеств, развитию способности к самовыражению, самоанализу и нахождения выхода из конфликтных ситуаций приемлемыми способами, осознанию особенностей своего поведения, развитию умения анализировать свою агрессию.
Второй блок содержит упражнения, направленные на преодоление барьеров общения и формирующие навыки ведения дискуссии, отстаивания своей точки зрения, быстрого реагирования в конфликтной ситуации, определения состояния другого человека по невербальным проявлениям, умения анализировать трудные ситуации общения и практические навыки принятия обоснованных решений.
Третий блок направлен на преодоление эмоционально-смысловых барьеров. В данный блок вошли приемы и упражнения, способствующие формированию представления об эмоциональных процессах и способах управления эмоциями, навыков снятия состояния тревожности, рефлексии собственных эмоций для определения ранних признаков трудной ситуации, выработки уверенного поведения.
Четвертый блок содержит упражнения, направленные на коррекцию мотивационных барьеров. Данные упражнения способствуют формированию осознания осужденными личных ценностей и их влияния на поведение в значимых ситуациях, навыков построения позитивных планов своей жизни, преодоления трудностей на свободе, установки о значимости своей личности.
Анализ формирующего эксперимента показал, что произошло изменение уровня проявления психологических барьеров у испытуемых экспериментальной группы. Контрольное тестирование выявило, что положительный сдвиг произошел у 14 % участников эксперимента, из них у 6,3 % уровень проявления психологических барьеров изменился с высокого на средний, а у 7,7 % — со среднего на низкий.
Наметившаяся тенденция снижения уровня проявления психологических барьеров способствовала снижению агрессивности, враждебности, повышению эмоциональной устойчивости, общительности, устойчивости к стрессу, выработке адекватной самооценки, как следствие, уменьшению кон-
фликтных ситуаций в поведении несовершеннолетних осужденных.
1. Гулина М.А. Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. СПб., 2002.
2. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
3. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.
4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание. Проблемы общей психологии. М., 1966.
Поступила в редакцию 6.06.2009 г.
Marishin S.V. Psychological barriers in the course of re-education of minors condemned. In the article the essence of the psychological barriers arising in behavior of minors condemned, containing in juvenile correctional facility is revealed. Results of the research of barriers display in behavior of minors condemned are presented. Correctional program of overcoming of psychological barriers is offered.
Key words: adaptable barriers; communicative barriers; semantic barriers; emotional barriers; motivational barriers.
5. Барьеры в общении — СтудИзба
5. Барьеры в общении.
Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к получателю.
Информационно-дефицитный барьер.
Это механический обрыв информации ; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль.
Эмоциональный барьер.
Происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).
фонетическое непонимание
Возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.
С точки зрения психологии причина непонимания здесь будет заключена в следующем. Все внимание человека, на которого направлен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении говорящего к партнеру. В результате (как защитная реакция) происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные слушающему партнеру, не осознаются им. Понимание заблокировано.
Семантический барьер
Связан с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё «поле значений», характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как «красота», «долг», «естество», «приличие» и т. д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи.
Стилистический барьер
Возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния получателя и др. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих партнеров, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.
Стиль может быть неуместным, слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям партнера. Для того чтобы быть хорошо воспринимаемым, нужно четко изложить информацию, основные доводы, аргументы, их подтверждающие, структурировать информацию таким образом, чтобы она была взаимосвязана и одна мысль как бы вытекала из другой.
Существует два основных приема структурирования информации в деловом взаимодействии: правило рамки и правило цепи.
Суть правила рамки состоит в том, что начало и конец любого делового разговора должны быть четко очерчены. В начале, как правило, сообщаются цели и намерения, перспективы и ожидания, возможные результаты, в конце должны быть подведены итоги, сделаны выводы по поводу реализованных или нереализованных надежд и ожиданий, показана ретроспектива. Это способствует не только лучшему пониманию и восприятию информации, но и запоминанию, так как существует психологический феномен, которым блестяще пользуются многие знаменитые ораторы: люди запоминают лучше всего начало и конец, причем начало способствует возникновению симпатии или неприязни и это, в свою очередь, влияет на слушание и доверие к партнеру. Конец, завершающий информацию, остается в памяти, следовательно сформулированные выводы в конце выступления и есть то основное, что обычно часто вспоминается аудиторией.
В повседневном общении правило рамки достаточно часто нарушается. Как уже отмечалось, некоторые партнеры, начав разговор по поводу одного намерения, зачастую забывают о нем и завершают разговор уже совсем по другому поводу. Такие ситуации распространены и возникают на деловых совещаниях, встречах, собраниях, дискуссиях, беседах и пр. Именно с этой перестройкой внутри содержания разговора деловое общение становится для многих неудовлетворительным: неизвестно о чем договорились, к какому результату пришли, зачем начали этот разговор, а главное — надо возвращаться к этой проблеме снова и вновь затрачивать рабочее время.
Немецкий психолог Герман Эббингауз еще в конце XIX века установил так называемый фактор ряда: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти лучше, чем середина. Следовательно, соблюдая правило рамки, участник делового взаимодействия молсет быть совершенно уверен, что запомнится именно то, что необходимо, то есть самое главное: цели и намерения, результаты и выводы.
Как показывает практика делового общения, для ее участников более важна степень достижения цели и ожидаемых результатов, чем способы этого достижения. Поэтому, когда коллеги интересуются судьбой каких-либо переговоров, деловой встречи, пресс-конференции, брифинга, их, как правило, интересует не то, как они проходили, а то, чем они закончились. Удалось ли партнерам добиться своего: выиграть процесс; провести свою линию, добившись односторонних уступок; сформировать необходимое общественное мнение; продемонстрировать свой имидж или фирменный стиль и др. Деловая коммуникация тогда только и конструктивна, когда есть ожидаемый результат.
Правило цепи, в отличие от правила рамки, направленного на «внешнее» структурирование общения, определяет «внутреннее» структурирование, задавая строение информации как бы «изнутри». Речь идет о том, что необходимая информация для анализа проблемы не должна представлять собой бесформенную груду разнообразных сведений, разношерстных по форме и содержанию. Необходимые сведения должны быть выстроены соответствующим образом, как бы соединены в цепь по каким-либо признакам.
В зависимости от предпочитаемых признаков способы соединения информационных цепочек могут быть различными: в одних случаях — это: «во-первых, во-вторых, в-третьих» и т. п.; в других — информация может быть проранжирована: сначала — сказать самое главное; затем — изложить основное, следующее по значимости; далее привести менее значимую информацию.
Предлагаемый сюжет деловой коммуникации может быть выстроен и в «логических цепочках», например: «если это так, то напрашивается следующий вывод», «раз мы согласны с этим, следовательно это тоже верно». Используя при деловом взаимодействии правило цепи, мы не только упорядочиваем, связываем, организуем содержание, но и облегчаем партнеру восприятие и понимание информации, а также ее запомина-ние. Качество цепи должно соответствовать представлениям Партнера, а ее «вид» может быть избран в зависимости от его Предпочтений и возможностей, то есть интеллектуальных возможностей и личностного потенциала.
Очень важна при взаимодействии и последовательность передачи всей информации в целом. Неправильная организация сообщения порождает стилистический барьер между общающимися. Сообщение воспринимается лучше, когда оно построено следующим образом:
• от внимания к интересу;
• от интереса к основным положениям;
• от основных положений к возражениям и вопросам;
• ответы, выводы, резюмирование.
Стилистический барьер возникает и тогда, когда форма коммуникации и ее содержание не соответствуют друг другу, например: пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог, или на митинге, где предполагается живая агитационно-пропагандистская речь, выступали с докладами по написанному тексту, а на юбилейном банкете коллеги в тостах говорили о недостатках и упущенных возможностях хозяина. Такие сюжеты, к сожалению, встречаются в реальной практике общения, они вызывают не только неудовлетворенность, но и непонимание самой информации, ибо отрицательные эмоции, сопутствующие такой коммуникации, не позволяют внимательно слушать, мешают сосредоточенности.
И, наконец, стилистический барьер возникает и тогда, когда информация передается функционально-книжным языком, о чем мы уже говорили и писали. Научный и канцелярский стиль более понятен при чтении, восприятие же его на слух затруднено. К тому же доказано, что лучше всего запоминается фраза, состоящая из 4-14 слов, 15-18 слов — уже хуже, 18-25 слов — весьма удовлетворительно, а фраза, насчитывающая свыше зо слов на слух практически не воспринимается. Поэтому для преодоления стилистического барьера необходимо не только хорошо структурировать информацию, использовать содержание, адекватное форме, но и говорить кратко и в том темпе и ритме, который наиболее ситуативно уместен и подходит деловому партнеру.
Логический барьер
Возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логики, о «детской» логике и т. д.
Каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения.
Прежде чем высказать мысль вслух, человек как бы сначала «упаковывает» ее во внутреннюю речь, а уж затем выражает ее вслух. Процесс превращения мысли в слово называется вербализацией. Выделяя в речевом потоке слова, слушающий расшифровывает их значения, постигая таким образом смысл вербального сообщения. Понимание слов представляется наиболее элементарной операцией декодирования высказывания. Трудности возникают потому, что на осмысление слов в реальном общении существенное влияние оказывает конкретная ситуация.
Ночью раздался стук в окно.
— Хозяин, дрова нужны?
— Нет, не нужны.
Наутро глядь: дрова во дворе исчезли.
социально-культурный барьер
Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью (например, знаменитое «яйца курицу не учат»).
барьеры, обусловленные восприятием (неналожение полей восприятия получателя и отправителя). Они могут быть следствием конфликта между сферами компетенции, могут быть также обусловлены социальными установками (например, негативное отношение к самой идее). Затрудняют коммуникации также предвзятые представления людей, отвергающие новые идеи в силу их новизны, кажущейся с первого взгляда сомнительной или в силу устойчивого мнения, порожденного определенными условиями (стереотипы).
Преодоление эмоциональных барьеров в общении
В этой серии мы обсуждаем Семь барьеров общения. Этот пост посвящен эмоциональным барьерам. Оставайтесь с нами, пока мы обсуждаем каждую из них.
Мы все пережили случаи, когда наши эмоции брали верх над нами. Хотя эмоции могут быть мощными мотиваторами, помогать нам развиваться в направлении наших страстей и даже защищать нас от опасности, наши эмоции также могут сбить нас с пути, если их не остановить.
Эмоциональные препятствия для общения обычно возникают из-за недостатка эмоционального осознания или контроля, часто называемого эмоциональным интеллектом.Лучше понимая свои внутренние эмоции, мы можем более продуктивно общаться с другими людьми на рабочем месте и в повседневной жизни.
Примеры эмоциональных барьеров
Некоторые из наиболее распространенных примеров эмоциональных барьеров на рабочем месте:
Гнев. Гнев во многих отношениях губителен для общения. Во-первых, это делает вас менее логичным. Гнев на самом деле влияет на то, как ваш мозг обрабатывает информацию. У вас меньше шансов эффективно решать проблемы, и вы с большей вероятностью откажетесь от объяснений и решений других (даже если они правы.)
Во-вторых, гнев обычно вызывает сильную реакцию у окружающих. Независимо от того, чувствует ли человек, на которого вы направляете свой гнев, обиду, страх или оборону, скорее всего, разговор не закончится так продуктивно, как мог бы.
Гордость. Людям, которым всегда нужно быть правыми или последнее слово за ними, как правило, сложно поддерживать здоровое общение. Сосредоточение внимания исключительно на собственной точке зрения позволяет прекратить общение с другими на своем пути.Если вы хотите эффективно сотрудничать и общаться со своими коллегами, вам нужно уметь слушать.
Слушать — это больше, чем просто слышать чужие слова. Это означает, что нужно серьезно относиться к мнению других людей, следовать советам других людей, когда они обладают большим опытом в предмете, чем вы, и позволять другим людям высказывать свое мнение о конечном продукте, даже если это не , а именно , как вы бы это сделали. Когда гордость мешает общению, вы не получаете лучших решений; вы просто получаете свои решения.
Беспокойство. Тревога бывает многих форм, таких как социальная тревога, генерализованное и паническое расстройство. Это может заставить вас избегать определенных обстоятельств, например, говорить перед толпой или высказываться, когда это будет в ваших интересах. А когда он выходит слишком далеко за рамки, это может легко помешать вам в карьере, если вы из страха не подойдете к новым испытаниям.
Это также влияет на вашу способность мыслить ясно и творчески. Многие люди, страдающие от беспокойства, называют проблемы с концентрацией одним из основных последствий своего беспокойства.Тревожные люди также склонны к так называемому дихотомическому мышлению или мышлению «черно-белое», представляя самые экстремальные результаты, а не видя творческие решения в середине.
Преодоление эмоциональных барьеров
Эмоциональный интеллект — это то, с чем мы все в разной степени рождены, но его можно практиковать и улучшать. Вот лишь несколько советов для начала:
Когда вы злитесь: Отойдите от ситуации ненадолго, чтобы дать себе время «остыть».«Помните, что пока вы все еще злитесь, у вас, вероятно, будут проблемы с обработкой логических утверждений. Если вы удалите себя достаточно долго, чтобы успокоиться и переоценить, вы получите гораздо более четкую картину того, что происходит. Когда вы вернетесь, вы сможете более четко общаться и принимать более обоснованные решения.
Когда ваша гордость мешает: Практикуйте принятие недостатков, особенно в себе. В то время как гордые люди могут выглядеть «дерзкими» или «самоуверенными», на самом деле гордость обычно проистекает из незащищенности.Люди излишне стараются прикрыть эмоциональную неуверенность чувством превосходства. В следующий раз, когда вы поймете, что у кого-то есть идея получше или вы совершили ошибку, примите ее открыто. Другим людям будет намного легче общаться с вами, если вы будете время от времени проявлять смирение.
Когда вы чувствуете беспокойство: Иногда беспокойство невелико, как то, которое вы чувствуете прямо перед большой презентацией. Простых техник релаксации, вероятно, достаточно, чтобы преодолеть это беспокойство и поднять на сцену чувство уверенности.Упражнения на расслабление — самый простой способ лучше справиться с тревогой.
Однако иногда беспокойство бывает непреодолимым, например, когда вы избегаете корпоративной праздничной вечеринки, потому что из-за слишком большого количества людей становится трудно дышать. Если тревога действительно мешает вашей способности работать и в личной жизни, специалист по психическому здоровью может помочь вам решить эти проблемы с помощью более глубоких практик и упражнений по рефреймингу.
Примечание. Тревожные расстройства являются наиболее распространенными из всех проблем психического здоровья, причем до 1 из 4 взрослых испытывают их в течение своей жизни.Разговорная терапия может быть невероятно мощным инструментом для управления тревогой как в офисе, так и за его пределами.
Последние мысли
Чтобы преодолеть эмоциональные барьеры для общения на рабочем месте, вам, вероятно, потребуется больше узнать о том, как работают ваши эмоции и как ими управлять. Гнев, гордость и беспокойство служат своим целям в жизни, и их полное устранение никогда не должно быть целью ваших усилий. Однако, когда они начинают мешать вашей способности уважительно общаться, эффективно сотрудничать и полностью раскрыть свой потенциал на рабочем месте, пора заняться своим эмоциональным интеллектом.
(PDF) Понимание эмоциональных барьеров в ходе общения
Понимание эмоциональных барьеров в рамках курса
Общение
Доктор Радика Капур
Резюме
В пределах жизни люди, принадлежащие к разным возрастным группам, категориям и
фонов вызывают как положительные, так и отрицательные эмоции. Счастье рассматривается как положительная эмоция
, тогда как психологические проблемы гнева, разочарования, стресса, депрессии
, тревоги, травмы и гордости рассматриваются как отрицательные эмоции.Когда эти
чувств создают препятствия в ходе реализации коммуникативных процессов, это
рассматривается как положительные эмоциональные барьеры и отрицательные эмоциональные барьеры. Положительные
эмоциональных барьеров — это счастье, а отрицательные эмоциональные барьеры — это гнев, разочарование, стресс,
депрессия, беспокойство, травма и гордость. Люди должны быть хорошо осведомлены о
методах, подходах и стратегиях, которые необходимы для преодоления эмоциональных барьеров.
Когда люди осуществляют программы высшего образования или профессиональной подготовки или участвуют в
возможностях трудоустройства в известных организациях, они хорошо понимают, что, когда им нужно
для общения со своими инструкторами, руководителями или работодателями, они должны изображать порядочность
и контроль над эмоциональными барьерами. С другой стороны, когда общение в неформальной форме занимает
место среди сокурсников или коллег, то в некоторых случаях могут иметь место
эмоциональных барьеров.Но люди должны быть уверены, что
общаются друг с другом счастливо, и не должны позволять психологическим проблемам гнева, разочарования, стресса
, депрессии, беспокойства, травм и гордости мешать коммуникативным процессам. Основные области
, которые были приняты во внимание в этом исследовании, включают
эмоциональных барьеров для общения, влияние эмоциональных барьеров на жизнь людей и
мер по преодолению эмоциональных барьеров в эффективном общении.
Ключевые слова: общение, эмоциональные барьеры, переживания, люди, негативные
Эмоции, позитивные эмоции, психологические проблемы
Эмоциональные барьеры называются стенами, которые препятствуют условиям общения
с другими людьми. Когда людей подавляют эмоциональные барьеры, они
либо не хотят, либо испытывают проблемы в общении с другими. Примеры
эмоциональных барьеров: счастье, гнев, разочарование, стресс, депрессия, тревога, травма, гордость
Эмоциональные барьеры для эффективного общения
Эмоциональные барьеры для эффективного общения
Эмоциональные барьеры возникают из-за умственных ограничений, созданных самим человеком.Эмоциональный барьер — один из многочисленных барьеров в подклассе внутриличностных барьеровOpen in new window .
В состоянии стресса или в эмоциональном состоянии люди не могут видеть вещи так, как в противном случае.
ОтправителиОткрывается в новом окне может кодироватьОткрывается в новом окне и получателиОткрывается в новом окне декодироватьОткрывается в новом окне сообщений только в контексте их психологических систем координат — уникального происхождения, восприятия, ценностей, потребностей и ожиданий человека.
Другой агент, известный как фильтрация, также играет здесь важную роль.
Фильтрация означает, что чаще всего мы видим и слышим то, что мы эмоционально настроены видеть и слышать.
Фильтрация вызвана нашими собственными потребностями и интересами, которыми мы руководствуемся при слушании.
Когда система координат отправителя очень мало совпадает с системой координат получателя, коммуникация открывается в новом окне становится затруднительной.
Эмоциональное состояние играет важную роль в процессе общенияОткрывается в новом окне .
Люди основывают свои кодировки Открывается в новом окне или передает информацию о своем личном опыте, восприятииОткрывается в новом окне и ожиданиях. Это состояние отправителя обязательно будет отражено в его сообщенииОткрывается в новом окне .
Например, если отправитель сообщения озадачен, обеспокоен, возбужден, напуган, нервничает или находится в тревожном состоянии ума, мышление отправителя будет размытым, и сообщение не будет организовано должным образом.
Точно так же эмоции получателя также влияют на процесс общения. Если получатель чем-то расстроен, это состояние ума будет мешать их восприятию сообщения.
Исследования показывают, что человек с высоким эмоциональным интеллектом (EI) Opens in new window , вероятно, будет более эмоционально устойчивым и гораздо менее подвержен влиянию этих эмоциональных барьеров, чем человек с низким уровнем эмоционального интеллекта или эмоционально нестабильным.
Например, на рабочем месте одно и то же предупреждение (скажем, за пропущенный срок), данное одним и тем же руководителем, может быть по-разному получено и отвечено взаимностью эмоционально стабильного сотрудника и эмоционально нестабильного сотрудника.
Если первый может принять предупреждение за чистую монету и попытаться выполнить его, последний может либо проигнорировать его, либо отрицательно отреагировать на него.
- Цитаты
Устраните коммуникационные барьеры | Impact Factory Лондон
Семь барьеров на пути к хорошему общению
Многие люди думают, что общаться легко.
В конце концов, мы этим занимались всю жизнь.
В этом упрощенном взгляде есть доля правды.
Связь проста.
Сложным, трудным и разочаровывающим является то, что мы ставим на пути препятствия.
Когда общения не происходит, часто случается конфликт.
Измените способ общения быстро и легко!
Барьеры для эффективного общения
1. Физические барьеры
Физические барьеры на рабочем месте включают:
- Обозначенные территории, империи и вотчины, в которые не допускаются посторонние
- Закрытые двери офисов, барьерные экраны и отдельные зоны для людей с разным статусом
- Большие рабочие зоны или работа в одном подразделении, физически отделенном от других
Исследования показывают, что одним из наиболее важных факторов в создании сплоченных команд является близость.
Пока у людей есть личное пространство, которое они могут называть своим, близость к другим помогает общению, потому что помогает людям лучше узнать друг друга.
Общайтесь лучше и эффективнее всего за два дня!
2. Барьеры восприятия
Может быть сложно придумать, как улучшить свои коммуникативные навыки.
Проблема общения с другими людьми в том, что все мы видим мир по-разному.
Если бы мы этого не сделали, у нас не было бы нужды в общении: его место заняло бы что-то вроде экстрасенсорного восприятия.
Следующий анекдот — напоминание о том, как наши мысли, предположения и восприятия формируют нашу собственную реальность.
Путешественник шел по дороге и встретил человека из соседнего города.
«Извините», сказал он. «Я надеюсь остаться на ночь в следующем городе. Можете ли вы сказать мне, что такое горожане?»
«Ну, — сказал горожанин , — — как вы нашли людей в последнем городе, который посетили?»
«О, они были вспыльчивой группой.Держится в одиночестве. Принимал меня за дурака. Переоценили меня за то, что я получил. Очень плохое обслуживание ».
« Ну, тогда, — сказал горожанин , — — вы найдете там почти такие же ».
Пять дней, чтобы навсегда изменить способ общения!
3. Эмоциональные барьеры
Одним из основных барьеров на пути к открытому и свободному общению является эмоциональный
Эмоциональный барьер состоит в основном из страха, недоверия и подозрений.
Корни нашего эмоционального недоверия к другим лежат в нашем детстве и младенчестве, когда нас учили быть осторожными в том, что мы говорим другим.
«Обратите внимание на свои P и Q».
«Не говори, пока с тобой не поговорили».
«Детей нужно видеть, а не слышать».
В результате многие люди воздерживаются от передачи своих мыслей и чувств другим людям.
Они чувствуют себя уязвимыми.
Хотя некоторая осторожность может быть мудрой, чрезмерный страх перед тем, что другие могут подумать, тормозит наше развитие как эффективных коммуникаторов и нашу способность формировать значимые отношения.
Измените способ общения быстро и легко!
4. Культурные барьеры
Когда мы присоединяемся к группе и желаем остаться в ней, рано или поздно нам придется принять модели поведения группы.
Это поведение, которое группа принимает как признаки принадлежности.
Группа вознаграждает за такое поведение актами признания, одобрения и включения.
В группах, которые рады принять вас и где вы готовы соответствовать, существует взаимный интерес и высокий уровень взаимовыгодных контактов.
Там, где есть препятствия для вашего членства в группе, игра заменяет хорошее общение.
Общайтесь лучше и эффективнее всего за два дня!
5. Языковые барьеры
Наш язык может создавать препятствия для тех, кто не знаком с нашими выражениями, модными словами и жаргоном.
Когда мы выражаем свое общение на таком языке, он исключает других.
Понимание этого является ключом к развитию хороших навыков публичных выступлений и навыков написания отчетов.
На глобальном рынке самый большой комплимент, который мы можем сделать другому человеку, — это поговорить с ним на его родном языке.
Одним из самых пугающих воспоминаний холодной войны была угроза со стороны советского лидера Никиты Хрущева, который сказал американцам в ООН:
«Мы вас похороним!»
Это было воспринято как угроза ядерного уничтожения.
Однако более точное прочтение слов Хрущева было бы:
«Мы вас догоним!»
Под этим он имел в виду экономическое превосходство.Проблема заключалась не только в используемом языке.
Страх и подозрения, которые Запад испытывал к Советскому Союзу, привели к более паникерской и зловещей интерпретации.
Пять дней, чтобы навсегда изменить способ общения!
6. Гендерные барьеры
Между типами речи мужчин и женщин существуют явные различия.
Женщина говорит от 22 000 до 25 000 слов в день, тогда как мужчина говорит от 7 000 до 10 000.
В детстве девочки говорят раньше мальчиков, а к трехлетнему возрасту их словарный запас вдвое больше, чем у мальчиков.
Причина этого кроется в соединении мужского и женского мозга.
Когда человек говорит, он использует левую часть своего мозга, а не его конкретную область.
Когда женщина говорит, она использует левую и правую стороны в двух определенных местах.
Это означает, что мужчины говорят линейно, логично и разрозненно, демонстрируя мышление левого полушария.
Женщины говорят более свободно, смешивая логику и эмоции, используя оба полушария мозга.
Это также объясняет, почему женщины каждый день разговаривают намного дольше мужчин.
Измените способ общения быстро и легко!
7. Межличностные барьеры
Есть шесть способов, которыми люди могут дистанцироваться друг от друга:
1. Отступление
Отстранение — это отсутствие межличностного контакта. Это и отказ быть на связи, и время наедине с собой.
2. Ритуалы
Ритуалы — это бессмысленные повторяющиеся действия, лишенные реального контакта.
3. Развлечение
Времяпрепровождение заполняет время другими социальными, но поверхностными занятиями.
4. Работа
Работа осуществляется в соответствии с правилами и процедурами контакта, но не более того.
5. Игры
Игры — это тонкие манипулятивные взаимодействия, связанные с выигрышем и проигрышем. К ним относятся «ракетки» и «штампы».
6. Близость
Цель межличностного контакта — близость.
Хороший межличностный контакт способствует честности и принятию.
Общайтесь лучше и эффективнее всего за два дня!
Улучшение вашего общения
Работа над улучшением вашего общения — это широкая деятельность.
Вы должны изменить свои мысли, чувства и физические связи.
Поступая так, вы сможете сломать препятствия, стоящие на вашем пути, и начать выстраивать отношения, которые действительно работают.
Эту статью предоставил Эрик Гарнер.
Подробнее о Impact Factory
Обучение навыкам общения в Лондоне
Обучение навыкам общения
Impact Factory проводит
Однодневные курсы общения
Двухдневное общение Курсы повышения квалификации
Обучение индивидуальным навыкам общения
Пятидневные семинары по общению с воздействием
и индивидуальные
Индивидуальный коучинг по общению
для всех, кто интересуется
Вопросы навыков общения
Какие 7 препятствий для общения?
Коммуникационный барьер №1: Физические барьеры Если вы представляете закрытые двери, высокие стены кабин и заблокированные участки, то вы на правильном пути.Физические барьеры — это часто ощутимые препятствия или границы, разделяющие членов команды.
Важно отметить, что, хотя расстояние не совсем ощутимо, оно также может считаться препятствием в этой категории.
Когда члены команды географически распределены и не могут физически работать бок о бок, это добавляет еще один уровень сложности в общение (именно поэтому в отчете Buffer State of Remote Work Report 2020 указано, что общение и совместная работа являются самой большой проблемой при работе удаленно, завязано только с одиночеством).
Никто не говорит, что вам нужно немедленно перейти на план этажа открытого офиса (они сами подверглись критике), но есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вам команда, работающая над физическими препятствиями, в том числе:
- Обеспечьте достаточно места для совместной работы, чтобы у сотрудников была возможность не торопиться в своей работе в собственном рабочем пространстве или отправиться в место, где поощряется дальнейшее обсуждение.
- Установите основные правила для различных средств связи в вашей команде (например, мгновенные сообщения предназначены для срочных запросов, а электронные письма — для обновлений статуса и сводок).
- Держите дверь своего офиса открытой, чтобы оставаться на связи, или установите обычные рабочие часы, когда члены команды могут заходить, чтобы задать вопросы и оставить отзыв.
Разнообразные команды более продуктивны, креативны и более прибыльны.Но наличие сотрудников с разным опытом также создает некоторые проблемы с точки зрения коммуникации. Есть разные поколения, культуры, расы и многое другое. Это означает, что у них также разные ценности, рабочая этика, нормы и предпочтения.
Иногда культурные барьеры даже шире, и сотруднику кажется, что он не вписывается в существующую культуру организации.
Все эти примеры лежат в основе культурных барьеров. Трудно эффективно общаться с кем-то, если вы не понимаете его или не понимаете его.
Как их сломить: Если существуют культурные барьеры, может возникнуть соблазн подумать, что вам лучше создать однородную команду. Это не правда. Вам нужно найти способы преодолеть эти культурные барьеры, чтобы вы могли пользоваться преимуществами разнообразной команды, при этом хорошо общаясь. Вот несколько идей:
- Попросите ваших сотрудников создать руководства или «руководства пользователя», в которых содержится важная информация о том, как эффективно с ними работать, а также об их предпочтениях в общении, например о том, как они предпочитают получать похвалу и отзывы.
- Отметьте различия в своей команде с помощью различных мероприятий и образовательных возможностей (они веселые и способствуют пониманию!).
- Используйте инструмент кадровой аналитики, такой как F4S, для измерения стиля работы каждого члена команды и предпочитаемого стиля общения, а также используйте инструмент культуры для переключения между различными культурами и выявления потенциальных точек трений. Например, немного низкая мотивация для «размышлений и терпения» в Культуре A может привести к чрезвычайно низкой мотивации в Культуре B, где средний работник получает более высокие баллы по «размышлениям и терпению».Это говорит о том, что член команды Культуры А может показаться поспешным и нетерпеливым при работе с членом команды из Культуры Б, и осознание этого может снизить напряженность до того, как они начнутся.
Если вы когда-либо пытались поговорить с кем-то, кто не говорит на вашем языке, вы знаете, что достичь общего понимания практически невозможно. Вот почему язык может стать серьезным препятствием для общения.
Важно помнить, что речь идет не только о разных диалектах, но и о жаргоне. Если член маркетинговой группы разговаривает с кем-то из финансового отдела, используя отраслевой жаргон, такой как «PPC» и «верхняя часть воронки», путаница неизбежна.
Как их сбить: Конечно, если на вашем рабочем месте существует значительная языковая разница, вам, вероятно, придется обратиться к услугам переводчиков, чтобы преодолеть этот разрыв. Но вот еще несколько важных вещей, о которых следует помнить:
- Помните о жаргоне и поощряйте членов вашей команды излагать вещи как можно проще.Вы даже можете превратить его в забавную игру типа «жаргонное предупреждение», чтобы повысить осведомленность о том, когда вы привыкаете использовать сложные аббревиатуры или жаргон.
- Помните и язык тела. Различные жесты и позы по-разному воспринимаются разными людьми, поэтому не пренебрегайте невербальным общением.
- По возможности используйте наглядные пособия, демонстрации и примеры. Они могут помочь обеспечить большую ясность, чем письменное или устное общение.
Представьте, что вы пришли на встречу с предположением, что это будет большой тратой вашего времени.Насколько вы склонны внимательно слушать? Чтобы участвовать в обсуждении? Активно участвовать?
Ваша мотивация, вероятно, очень слаба, не так ли? Это барьер восприятия.
Предположения, которые мы несем с собой в обмен, влияют на наш стиль общения и могут фактически препятствовать нашей способности донести свою точку зрения или получить сообщения от других.
Как сбить их с толку: Было бы хорошо, если бы ваши собственные восприятия, предубеждения и предположения имели простой выключатель.Хотя преодолеть этот барьер не так-то просто , эти советы могут помочь:
- Подтвердите свою точку зрения фактами и доказательствами. Этот тип доказательств помогает подтвердить ваши утверждения, независимо от чьего-либо мнения.
- Рассматривайте ситуации с другой точки зрения и поощряйте членов команды делать то же самое. Нам легко застрять в собственном образе мышления. Поставив себя на место другого человека, вы сможете понять другие намерения, мнения и подходы.
- Задавайте уточняющие вопросы. Они требуют, чтобы вы действовали, основываясь на информации, находящейся перед вами, а не на ваших предположениях.
Давайте поясним это на другом примере. Вспомните время, когда вам пришлось поговорить с человеком, который, несомненно, был упрям. Они настаивали на правильности своей точки зрения и отказывались прислушиваться к любым другим точкам зрения.
Готов поспорить, что обсуждение было трудным, потому что вы не могли по-настоящему установить связь с этим другим человеком.Это межличностный барьер в действии.
Как их сбить с ног: Не буду приукрашивать: межличностные барьеры трудно преодолеть, особенно если кто-то замкнут и не желает участвовать. Но вот несколько советов, которые могут помочь вернуть вещи в нужное русло:
- Сделайте глубокий вдох. Эти ситуации могут разочаровывать и расстраивать, но нарастающие эмоции не помогут.
- Не забывай слушать. Так часто, когда мы думаем о «общении», мы думаем о словах, которые говорим.Но слушать не менее (если не больше) важно. Дайте другим возможность высказать свое мнение. Вы можете многое узнать о том, откуда исходит этот межличностный барьер.
Нет недостатка в стереотипах и обобщениях о том, как мужчины и женщины общаются по-разному.
И хотя некоторые из них могут быть правдой, в то время как другие были опровергнуты, стоит обратить внимание на любые расхождения между способами общения представителей разных полов в вашем офисе, чтобы вы могли улучшить сотрудничество и рабочие отношения.
Как их сбить: Лучше всего держаться подальше от обобщений и вместо этого узнать больше о каждом отдельном члене вашей команды — независимо от пола или гендерной идентичности. Вы можете сделать это, используя следующие стратегии:
- Это еще одна область, где могут быть полезны личные руководства пользователя. Это дает вам и членам вашей команды возможность больше узнать об уникальных предпочтениях и стилях друг друга, а не оперировать стереотипами.
- Поощряйте членов команды предоставлять друг другу обратную связь. Это полезно для устранения всех коммуникационных барьеров и позволяет людям понять, как их сообщения принимаются членами их команды.
- Открыто обсудите гендерные предубеждения в вашей команде. Откровенно и открыто говорить об этих проблемах гораздо лучше, чем закрывать глаза и делать вид, что их не существует.
Эмоции и общение тесно связаны.Например, если вы чувствуете беспокойство или беспокойство, вы можете сопротивляться желанию высказаться. Если вы злитесь и разгорячены, вам будет трудно получать информацию, которую вам сообщают.
Это всего лишь пара сценариев, в которых наши эмоции могут выступать в качестве препятствия для эффективного общения.
Как их сбить: Эмоции естественны, и их не следует расстраивать или упрекать. Вместо этого вы и ваша команда должны понимать, как с ними бороться.Попробуйте некоторые из этих стратегий:
- Знайте, когда пора уходить. Если ваши эмоции нарастают или вы замечаете, что обмен между членами команды накаляется, сделайте перерыв и вернитесь к разговору, когда у всех была передышка.
Потренируйтесь называть свои эмоции. Как ни странно говорить: «Я злюсь» перед вашей командой, на самом деле это помогает рассеять эти эмоции. Это концепция под названием «назови это, чтобы приручить».”
Эмоциональные барьеры для эффективного общения
Способность эффективно общаться — важный навык во всех сферах жизни: профессиональном, социальном и личном. Некоторые препятствия для общения, такие как языковые или физические барьеры, легко определить и обычно легко исправить. Однако эмоциональные барьеры для общения гораздо труднее определить, и их устранение — задача, которая может показаться сложной даже для опытного терапевта. Три самых серьезных препятствия на пути к эффективному общению — это гнев, страх и стыд.
Некоторые люди говорят о том, что «видят красное», когда злятся. Вероятно, они описывают выброс адреналина. Адреналин, переполняющий ваш мозг, подавляет ваши запреты. Вы можете кричать или говорить обидные или оскорбительные вещи в адрес человека, с которым пытаетесь общаться. Вы также можете использовать защитные механизмы, такие как сарказм, обвинение или запугивание. Все это может привести к тому, что другой человек отстранится и перестанет слушать ваше сообщение. Другой человек в ответ тоже может рассердиться.Если вы чувствуете, что злитесь во время разговора, сделайте несколько глубоких вдохов, уйдите и дайте себе время остыть. Общение будет проходить намного лучше, если вы будете спокойны и расслаблены.
Еще один эмоциональный барьер для общения — страх или беспокойство. Если вы напуганы или запуганы человеком, с которым разговариваете, ваше сообщение не будет звучать так четко, как вам хотелось бы. Вы можете обнаружить, что говорите то, что, по вашему мнению, другой человек хочет услышать, вместо того, что вам нужно сообщить.Некоторые люди начинают беспокоиться, когда им приходится говорить. Они могут запутаться в словах, упустить важную часть своего сообщения, отвлечь слушателя нервными манерами или вообще потерять способность говорить. Если вам необходимо общаться с кем-то, кто вас пугает, попробуйте привлечь нейтральную третью сторону в качестве посредника. Если вы в целом испытываете социальную тревогу, может помочь репетировать то, что вы хотите сказать другому человеку перед зеркалом. Хороший вариант — вести ужасный разговор с кем-то, кому вы доверяете.
Стыд — еще одно препятствие для эффективного общения. В то время как вина означает сожаление о том, что вы сделали неправильно, стыд относится к глубокому и всепроникающему чувству, что с вами как с личностью что-то изначально не так. Такое самоосуждение может заставить вас не решиться высказаться и привлечь внимание к своим желаниям и потребностям. Вы также можете не решаться не соглашаться с кем-то или высказывать альтернативную точку зрения. Если у вас есть проблема со стыдом, поговорите с психологом или психотерапевтом, чтобы научиться новым, более позитивным способам думать о себе.
Успокаиваете ли вы своего партнера после тяжелого рабочего дня или пытаетесь продать своему боссу идею на миллион долларов, способность эффективно общаться — полезный и универсальный инструмент. Не позволяйте эмоциональным преградам стоять на вашем пути.